Нападение бесов при чтении псалтыри. Псалтыри

♡ Итак, начнем с того, зачем это делать:

Если у вас есть проблемы со здоровьем;
- постоянно возникают сложные жизненные ситуации;
- повторяются одни и те же сценарии;
- если вы замечаете в себе склонность к депрессиям, существуют суицидные наклонности и т.п. ;
- если в Роду были аборты;
- если родственники или предки страдают алкоголизмом, занимались черной магией, были убийства или самоубийства, несчастные случаи;
- вы просто хотите стать на духовный путь развития.

♡ Как подготовиться к практике:

Сформируйте проблему и остановитесь на одном человеке, которого будете отмаливать;
- пойдите на исповедь;
- принимайте причастие;
- попросите благословения на чтение псалмов;
- если будет тяжело - становитесь под Евангелие во время Службы в храме.

♡ Что нужно иметь:

Свечу(-и), желательно Стретенскую (я освящаю где-то 30 свечей на Стретение, чтоб хватило на год);
- Библию, где есть раздел с псалмами, или Псалтырь;
- акафистник, по желанию.

♡ Ход практики:

Можно подготовить отдельный постоянный алтарь (у меня это прикроватная тумбочка), где будет стоять маленькая иконка, свечка, ладан и псалтырь;
- все молитвы читаются вслух при зажженной свече 40 дней подряд;
- псалмы читать сидя, но ноги на полу - не скрещены и не поджаты под себя;
- акафисты читаются стоя.

Все составные этого обряда очень важны - так вы подготовите себя к молитве, наладите постоянный поток света, вас посетит чувство единения с Богом, важности этого разговора, вы действительно под нисхождением Духа Святого во время молитвы откроете свое сердце. У вас перед глазами могут мелькать давно забытые ситуации, на ум будут приходить истории из прошлого, где вы поступили неправильно, даже из детства. Вы почувствуете раскаяние и понимание, как нужно было сделать и как жить уже теперь.

Когда идет чистка, приходит ощущение внутренней неудовлетворенности собой, выходят все тараканы и темные пятна. Поэтому важно не клеймить себя, а снова пойти на исповедь или прямо перед иконкой поговорить с Богом - попросить прощения у Него и, что не менее важно, у самой себя. Радуйте себя в это время сладким, отдыхом, любимой книжкой или тем другим, что вас расслабляет. Я знаю, что начав, этот процесс становится очень увлекательным, хочется отмолить всех родственников и добраться до Адамового колена:), но не спешите и не впадайте в эйфорию, важно беречь себя, и понимать - кто первостепенен, и это - вы.

♡ Процесс:

Зажгите свечу и ладан (по желанию, но он хорош для очищения ауры и пространства в доме);
- начните с ежедневных молитв;
- озвучьте свое намерение, например: "Я прошу потока Света для... (сжигания программы нелюбви/ненависти к себе; исцеления моего брата ____ от алкоголизма; сжигания программы самоуничтожения; и т.п.);
- начинайте читать псалмы в таком порядке: 3, 50, 80, 90, 118. Для украинского варианта: 3, 51, 81, 91, 119;
- если вы чувствуете, что идет тяжело, разбавляйте это акафистом. То есть после чтения псалмов читайте какой-то Богородичный акафист, например "Утали моя печали", "Скоропослушница", "Умягчение злых сердец"... какой вам по душе;
- помедитируйте еще немного на свечу и заканчивайте.

Особенности чтения последнего Иисусового псалма (118/119) - после каждого стиха/пункта повторять:

1. При вычитке себя: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную» (как вариант: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, спаси, помилуй, сохрани рабу Божью...») .
2. При вычитке живых Рода: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, спаси, помилуй, сохрани рабов(-у, -а) Божьих...».

ИЛИ для вычитки себя и живых:

Пункты 1-93: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, спаси рабу Божью...».
пункты 94-131: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй рабу Божью...».
пункты 132-176: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, сохрани рабу Божью...».

3. При вычитке умерших Рода: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй рабов(-у, -а) Божьих...».
Если будете читать из Псалтыря, то после каждой "Славы..." добавляйте короткую поминальную молитву, которая указана в конце Псалтыря для чтения за умерших.

♡ Важно:

Не прерывать чтение на протяжении 40 дней. Если чайник все время снимать с огня, то вода в нем никогда не закипит.
- если вы будете скрещивать или подминать ноги, то заблокируете проход света, который будет идти сверху и выходить через руки и ноги. Как результат обязательно получите синяки под коленками и треснувшие сосуды на ногах.

Иногда становится настолько горячо, что ноги гудят - это хороший знак, потому что ноги у очень многих заблокированы, чакра закрыта, нет связи с землей. Также вы сможете чувствовать, что с каждого пальца на руках будут идти лучи света - так оно и есть, даже цветные. Когда вы выучите псалмы на память, а это само собой произойдет с первыми четырьмя, то смотря на свечу при повторении псалмов тоже будете видеть разные цвета вокруг огонька. Все это и больше - есть мистический опыт. Вы почувствуете открытие чакр. Я не буду писать больше, потому что у каждого свой мистический опыт, и не этот результат есть целью - открыть третий глаз и пугаться потом всего что увидите, или получить яснослышание, а очистить свою карму. А ведь молитва даже линии на руке меняет.
Старайтесь думать о цели прошения и раздумывать над самими псалмами и акафистом, чтоб ум не уводил вас, тогда это будет иметь больший эффект. Очень хорошо, если получится все читать на языке оригинала, там лучше вибрации, нежели в переводе. Например я стараюсь акафисты читать только в оригинале, и не поверите, но понимание слов приходит само собой. Но псалмы читаю на родном языке.

♡ Очередность:

Начинайте, конечно же, с себя. Далее идут живые Рода - папа, мама, дедушки, бабушки. Можно читать за каждого отдельно, а можно за папу с мамой вместе, и за дедушку и бабушку вместе. Но когда читаете за каждого отдельно, то чистка получается лучше и вы даже почувствуете физически какая с кем у вас связь. Когда читаете за живых - отработка идет не у вас, а у них. Не забывайте опять себя чистить после каждого члена семьи. Потом умершие. Когда читаете за умерших отработка идет на вас. Считается, что обязательно отмолить первых 3 поколения: первое - вы, второе - папа и мама, третье - бабушки и дедушки. Повторяйте время от времени чистку себя уже после полного цикла. Всем остальным родственникам хватит и раза, если конечно нет надобности.

Если вы верно выбрали свое слабое место, свою програмку, то чтение не будет идти как по маслу. Будут слезы, нежелание читать, жжение между лопаток, язык вдруг станет чужим, обострятся болезни и вообще будет куча преград. Так и надо - вы на верном пути, продолжайте! Если же все как будто пролетает и через 20 минут вы закончили всю практику, во-первых, сосредоточьтесь на произносимых словах, а во-вторых, может программа то и не ваша.

Многие не знают, что читать при практике с рисом из христианских молитв. Тоже 118/119 псалом, повторяя согласно вышеописанному имя умершего(-их). Например, после каждого стиха говорите: "Помилуй, Господи, души усопших рабов твоих..... (все имена умерших родственников, которые знаете) и сородичей их до Адамового колена." А после каждой "Славы..." поминальную молитву в конце Псалтыря. Также можете добавить Акафист за умерших и Литанию за умерших.

♡ Из моего опыта:

Практикую все это на протяжении уже 8 лет;
- никогда не обходилось без жжения между лопаток, соплей или кашля во время чистки. Так что это - нормально. И вот когда этого нет, значит не то отмаливаю;
- у мамы доходило до воспаления легких;
- я избавилась от всех своих еще детских болячек; меня вообще обходят все болезни теперь стороной, тем более что у меня нет ни одной прививки;
- появился мистический опыт, который просто пришел из-за очищения сердца, а не из-за каких-то магических обрядов или штучного насильственного привлечения;
- наработан канал с Богородицей;
- да и многое другое, что мне, наверное, уже кажется обыденным.

Главным достоинством я считаю то, что вам не дастся больше, чем вы сможете вынести. Да, будет очищение, будут реализации, будет мистический опыт и открытие чакр. Но это не свалится на голову в один день, а придет постепенно вместе с очищением и изменением качеств души. К вам потянутся люди, а некоторые уйдут, с некоторыми ничего не изменится, но утихнут страсти и уйдут привязки, вы вообще людей начнете чувствовать, их вибрации, вы станете спокойнее, увереннее, уйдет суета, вы опять вернетесь под покровительство Отца Небесного. Это будет другая жизнь и другая вы. Увидите, даже изменятся вкусы, кое-что из еды организм перестанет принимать, от искусственных тканей пойдет аллергия.... Мне так много изменений хочется описать, но я себя сдерживаю, потому что у вас будет свой опыт, свои уроки, все это вас необычайно изменит и воодушевит еще на большее. Это не практика изменения ситуации, а изменения жизни.

Я очень надеюсь, что кому-то это поможет, кто-то начнет применять, для кого-то это станет выходом, а кто-то забросит, потому что нелегко работать над собой.

Но я желаю вам от этого счастья и успехов! Пусть ваш путь начнется...

Ольга Шостаковская специально для Женской Санги ♡

"Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе, но в законе Господни воля его и в законе Его поучится день и ночь. И будет яко древо насажденное при исходищих вод, ...и вся, елика аще творит, успеет" (Пс.1:1-3).

"При чтении Псалтыри приставляется особый ангел. Церковнославянская Псалтырь имеет над русской... то преимущество, что заключает превечную глубину и тайны небесные, не объяснимые словами. Ангел псалтырный стоит одесную и подсказывает сердцу смысл прочитанных слов, даже если умом их объяснить нельзя. Я многих слов не понимала, догадывалась. Ангел объяснял их смысл.

Церковнославянское чтение намного выше синодального перевода Псалтыри (на русский). Псалтырь - книга небесная, а не земная, и язык ее неизъяснимый, иномирный. Церковнославянская переведена Духом Святым и открыта была старцам. А в русском переводе нет тех мистических высот. Псалтырь на русском языке почти никакой силы в брани не имеет. Демоны ее не боятся.

Молись чаше по Псалтыри, хотя бы несколько кафизм в день, от трех до семи. Дивный мир подастся в сердце.

(Cвятые) не расставались с Псалтырью и побеждали полчища вражии и самого сатану. Если бы ты знал, как сатана боится Псалтыри и какое ограждение ткет Псалтырь молитвеннику! Амфилохий учил нас, что терял силу, как только прекращалось чтение Псалтыри... В доме Амфилохия Псалтырь читалась круглосуточно. И старец говорил: я теряю покой, когда прекращается чтение Псалтыри. Псалтырь составляла для него особый мир. Передал любовь к Псалтыри и тайну ее действия в невидимой брани против действия духов зла истинным своим ученикам.

Псалтырь церковнославянская столь велика, что (подвижник), приобщившись к ней, уже никогда не расстается с ней как со своим мечом во всеоружии. И духовные православные в отличие от мирских и никудышных, никчемных, ценили и знали силу Псалтыри и не выходили из нее и блаженствовали в ее сладости.

Ангел, говорит Царица, поставленный для монашеских подвигов, читает Псалтырь вместе с подвижником и несказанно радуется, видит во время чтения Псалтыри со своим подопечным небесные престолы и раскрывает мистический смысл Псалтыри, многократно превосходящий любое словесное значение - восходящий по превечной книге жизни.

Без церковнославянской речи молитвенный строй православия невозможен. Я Псалтырь держала у сердца, как Божия Матерь книгу жизни держит у Своей груди, не расставалась с ней. Псалтырь была мне и матерью и наставницей, и игуменьей, и ангелом-хранителем, и келейницей моей, и подругой, и Евангелием, и Господом. Без Псалтыри я была как без глаз и как без рук.

Я теряла Псалтырь, дьявол выкрадывал ее, приводил воров специальных и Псалтырь внезапно исчезала. Но я кричала Господу, не поднимаясь с колен. И однажды увидела Псалтырь возвращенной. Псалтырь оказалась под руками. Потерянная Псалтырь была возвращена мне. Это было в одно из странничеств на Украине в Кривом Роге.

Не нужно допытываться до конкретных смыслов этой божественной книги. Они превосходят человеческое разумение и говорят много больше, чем может понять человек в настоящем со своей греховной чашей и убожеством богопознания ничтожном, и неспособностью к истинному богопознанию.

Я всегда знала, что Псалтырь есть зеркало от Книги Жизни. Я читала небесную Псалтырь. Я читала ее в вечности. Я слагала чтением Псалтыри то, что созерцают небожители перед престолом Божиим. Я любила Псалтырь наравне с Евангелием и недоумевала, как это людям не открыто чудо Псалтыри: увлекаются светскими, духовными, святоотеческими книгами, а сладости псалтырной никто не знает... И благодарила учителя своего Амфилохия, давшего мне печати псалтырного блаженства.

Когда читаешь Псалтырь при свечах умиленно по церковнославянски, тотчас небожительная Святая Русь включается в чтение. И тихому голосу молитвенника внемлют сонмы подвижников.

Псалтырь - самый большой покров. Дом у меня был псалтырный, и я в Псалтыри укрывалась от колдунов, от гонителей и от врагов.. Воздвигнет Господь скинию псалтырную над подвижником, и ничто ему не страшно. А без псалтырной кущи - удары один за другим и беззащитность, хотя б и жил в золотых хоромах и окружен тысячью ближних, вооруженных воинов.

Какой покров и какая помощь от Псалтыри, знает только тот, кто познал ее медоустые глаголы. Псалтырь скажет тебе больше, чем все книги, написанные от сотворения мира. Будешь пренебрегать Псалтырью, не узнаешь и сотой доли того, что хочет открыть тебе Господь.

Я рыдала уже на первом "Блажен муж", не могла слез сдержать... Блажен муж, услаждающий себя псалтырной лирой, на гуслях Давидовых поющий Господу песнь благодарения и хвалы.

Скрижаль псалтырная, как тонкая пластина, запечатляет состояние сердца молитвенника. Псалтырь приобщает к золотому алтарю небожителей Царствия, сочетает сердца всех, молящихся по ней.

Музыкальный строй Псалтыри - равноангельский, небесный, и превышает шедевры самых великих композиторов, написанные от века. А щит псалтырный в брани с демонским миром не сравним ни с одной другой молитвой, в том числе, экзортической, на изгнание.

Книга эта написана Духом Святым, и не благословенно делить ее на разных авторов, как и другие книги Библии. Кто заземляет их смысл - размышляет по-человечески и у того отнимается благодать Святого Духа. К Священному Писанию необходим подход в страхе Божием и трепете, а не рассудочное исследование. Старцы никогда не интересовались, кто в какое время написал Библию, был ли первый Исайя и второй, но слушали голос Духа Святого на страницах Священного Писания и несказанно услаждали слух свой.

В Священном Писании нет ни одного слова, что было бы не от Духа Святого. Если и вкраплены какие ошибки, ангел учит их не замечать и читать, как подобает. Если же начнешь научное исследование, потеряешь благодать и разоришь сокровищницу. Господь любит простых и чистых сердцем, кротких и смиренных нравом. Непознавших (магию), - улыбнулась. От колдунов исходят магические чары, и малоопытные попадаются в их сети и часто погибают.

Помимо регулярного и последовательного чтения Псалтыри, творите отдельные стихи, особенно любимые вами, богомыслите о них, выписывайте их, пойте их.

В Псалтыри мощевая благодать благоухает больше, чем церковный антиминс с мошами. Псалтырь - Гефсиманский сад. Пресвятая Дева, посылая меня к вам, сказала: "Розарий многих вверг в прелесть. Научи их Псалтыри, любимица Моя".

Розарий - подготовка к псалтырной благодати. Розарием познали тайны, которые иначе познать нельзя и предуготовились для царского стола псалтырного. Если бы католики и их святые знали церковнославянскую Псалтырь, многие из них стали бы ее ревностными приверженцами и оставили розарий. Если бы любимый тобой Луи Гриньон де Монфор прочитал однажды, как я, Псалтырь следованную от начала до конца, написал бы восторженный трактат о ней и не расставался с ней.

Пользуйтесь этим великим даром земли русской, даром ее святых. Недаром говорят: будьте верны святыне православной, а кто хочет войти в Царствие, стяжайте псалтырную молитву и Духа Святого в ней. Я не знала ни одного священника или подвижника, получившего вторую благодать Святого Духа без Псалтыри. Трое были юродивыми и по безграмотности Псалтырь не читали, но шли великими подвигами и гонениями.

Есть за этой, церковнославянской, невещественная безмолвная Псалтырь - Псалтырь из Царствия. Сокровище в каждом стихе псалтырном! Тысячи лет не хватит их обнять. Истинно, книга из вечности.

Подвижнику сообщается пренебесная музыка Псалтыри во время чтения ее по-церковнославянски.

Можно ли сравнить хоть одну утреннюю молитву с псалтырной широтой и глубиной? Утреннее правило читается ежедневно. Почему же не творить ежедневно наипрекраснейший (117) из псалмов, как молитвы в правиле монашеском?

В основу служб православных положена Псалтырь, и без любви к Псалтыри, без привития церковнославянской псалтырью, без ее печатей службы эти закрыты. Псалтырь сама по себе служба служб. Творя ее по разному можно целый день пребыть в молитве - второй по важности после литургической.

Нет душевного состояния, которое не нашло бы отражения в Псалтыри, и нет вопроса, который не разрешила бы Псалтырь. В ней всесовершенная полнота присутствия Божия. Псалтырь благоухает во всех мирах и является любимой книгой не только людей, а всего творения (птиц, духов незримых...). Псалтырь составлена по архитектоническим канонам книги творения. В ней соблюдены столпы премудрости, лежащие в основании мироздания.

На небесах есть сфера псалтырного блаженства. Псалтырь читается в ней по церковнославянски, но видится и постигается в небесных образах. Войдя в эту сферу, я воочию видела и сопереживала каждый стих из тех, что знала в земные дни. Царь Давид, царь Соломон, древние пророки и судьи пребывают в этой дивной сфере, и многие святые посещают ее, устав от крестных своих трудов, и подолгу задерживаются в ней, получая несказанные утешения”.

(Архиеп.Иоанн:) "Каждый псалом имеет свои тайны и печати. Когда ангел откроет мир этого псалма, выйти из него невозможно, хочется творить его еще и еще, нескончаемо. Псалтырь перетекает в вечность, как река райская...

Без Псалтыри жизнь подвижника скудная. Жалкие крохи со стола Его молитвы. Псалтырь - изобильные хлеба, вино и елей. Неисповедимая сладость - складывать каждый стих и слово Псалтыри в сердце, как Слово самого Господа.

Матушка хочет, чтобы мы сложили Псалтырь в сердце, как незримый преблагоуханный свиток, чтобы в сердечном храме, на его алтаре, покоилась Псалтырь таинственная. Храма внутреннего нет без Псалтыри, утвердившейся на алтаре. Псалтырь запечатляется в сердце, подобно слову Господню. Как Пресвятая Дева слушала Господа в земные дни, тем самым харизматическим слухом хочет матушка, чтобы мы слушали слова Псалтыри. Это голос Жениха, голос Святого Духа, утешение для невесты, ничем не заменимое, ни с чем не сравнимое”.

Св. Евфросинья: "Дух Святой откроет вам несчетное множество способов творения Псалтыри. Если собрать образы чтения ее в Египте, в Греции, в России затворниками александрийскими, афонскими - исчислить их невозможно. Каждой обители, каждому городу Господь подавал свой образ творения Псалтыри. Одни читали нараспев, другие повторяли стихи, третьи вкушали Псалтырь безмолвно. Четвертые пели антифонно, пятые вставляли в церковные службы, шестые в ночное пение и монашеские ходы. Седьмые благословляли петь Псалтырь монотонно-благодатно, иные восхищенно и велелепно...

Псалтырь слух духовный утончает и сердце благодатью Божией наполняет. Как кадильница, она благоухает в храме внутреннем.

Однажды на небесах я слышала Псалтырь - ее творил скитский подвижник, затворник - не по-русски, а на каком-то восточном, египетском или древнеарабском языке. Ангел, меня путеводяший, переводил тотчас, и мне было понятно и внятно каждое слово... И так заслушалась - не могла оторваться. Подобной красоты творения Псалтыри я не слышала нигде и никогда. Ангелы слетались из небесных сфер послушать, как молится на Псалтыри этот подвижник.

Усопшие так любят Псалтырь, что при звуках ее у них тотчас заживают раны и на них проступают капельки масел.. Души абортированных перестают кричать и замолкают, упокоившись на время творения Псалтыри.

Чины небесные полагают своим долгом время от времени внимать псалтырной молитве как совершенному строю прославления Бога, данному для Адама, творения Божия.

На болящего, если Псалтырь читается с упоминанием его имени, Псалтырь действует, как бальзам на рану, острая боль проходит и рана затихает.

Есть грехи, вымолить которые можно только псалтырной молитвой, столь длительного требуют они омовения и очищения. Есть грехи, которые подвижник ни в силах не увидеть, ни покаяться в них, а псалтырная молитва достигает их и омывает.

Подвижник псалтырный берет на себя тяжелое бремя, поскольку на него обрушиваются демоны того, кто исцеляется через степенную псалтырную молитву. Меня нешадно били и многие годы атаковали духи-искусители тех, кого я вымолила на псалтырной молитве, кого исцелила и из пропасти вызволила.

Кто не познал ни молитвы, ни брани псалтырной - еще младенец духовный, хотя б и Евангелие наизусть цитировал на разных языках.

Читайте псалмы с детской непосредственностью и радуйтесь, как если бы они были составлены только сейчас, при вас. Имейте каждый отдельно на молитвенном столе и каждому уделяйте свое внимание.

Икона в больничной палате, если перед ней читается церковнославянская Псалтырь, тайно благоухает и становится для больных как живая.

В местах заключения Псалтырь превратит тюрьму в оазис Царствия.

Кому поставлю печати чтения псалтырной молитвы, тот не сойдет с нее, как дева с полуночной молитвы, запасшаяся возжженными светильниками и маслами. Псалтырь и есть то самое масло для светильника из притчи Господней, необходимое мудрой деве. Чтение Псалтыри, творящееся при мошах, есть приобщение к тайнам вечного мира, преподнесение истинного образа веры, молитвы, подвижничества и священства. Ничего более важного на сегодня нет. А дальше Господь покажет”.

Август-сентябрь 1998г.
(Цит. по сб. "Мир святых”, N1, М., "Новая Святая Русь”, ноябрь, 1998, изд. 2-е, испр., с.2,10-15)
Для справки- О Ефросинье см.:Дворкин А.Л. "Сектоведение",изд.2002г.,стр.601.:"...п од конец жизни объявила себя четвертой ипостасью Троицы и предрекла свое воскресение на 40-й день".
Дворкину меньше верю, чем автору этой книги.

Как это работает, и к каким результатам можно прийти, читая Псалтырь:

1. Очищение работает, как и любая православная молитва, через звуковую вибрацию. Поэтому Псалтырь читается вслух.

2. За счет звукового вибрационного воздействия происходит энергетическая чистка.

3. Процесс чтения вслух требует сосредоточения и переключения внимания на незнакомый текст и ударения, что приводит к выравниванию баланса между процессами возбуждения и торможения головного мозга. Таким образом, ум успокаивается.

4. После чтения Псалтыри улучшается ясность восприятия, а, соответственно, из контекста перестают «выпадать» куски текста и слова. Поэтому у человека появляется способность видеть и воспринимать смысл, который изначально был заложен в текст. На фоне этого понимания возрастает доверие к Богу и Пространству, что приводит к улучшению качества жизни.

Прежде, чем приступить к чтению Псалтыри, нужно учесть некоторые особенности работы интерпретатора, с которыми придется столкнуться в процессе.

1. Как только начинается чтение, интерпретатор сразу же пытается вывести информацию на уровень понимания для мозга. Наличие в тексте большого количества незнакомых слов или знакомых слов, которые «никак не связаны по смыслу», на начальной стадии вызывает внутреннее сопротивление (из-за некорректной работы интерпретатора) и отторжение.

2. Если продолжать чтение, то происходит переход на другую стадию: «неинтересный текст», который не может расшифровать интерпретатор, читаемый вслух, вызывает переход к автоматическому чтению с листа, без попыток понимания. Это, в свою очередь, приводит к тому, что появляется большое количество мыслей, которые «наскакивают» друг на друга. Не стоит пытаться остановить этот мыслепоток. Нужно продолжать чтение вслух, стараясь переключать внимание с текста на произносимые звуки и обратно.

3. Энергетическое очищение иногда ощущается, как головокружение или легкая тошнота. Интерпретатор, пытаясь как-то это «прояснить», рано или поздно приходит к выводу, что чтение Псалтыри пагубно сказывается на здоровье. На фоне этих выводов появляется желание отказаться от данного занятия. На этом просто не нужно концентрироваться.

Существуют определенные правила чтения Псалтыри для достижения максимально возможного результата.

2. Существуют «Молитвы перед началом чтения Псалтыри». Это небольшой цикл молитв, который помогает настроить тело и интерпретатор, включая их в процесс очищения. Поэтому есть смысл начинать чтение именно с них. Делается это в самом начале, один раз.

3. Читать Псалтырь можно по одному псалму в день или кафисмами. Кафисма – объединение нескольких псалмов по смыслу с последующими «завершающими» молитвами. Чтение одного псалма следует начинать и заканчивать «Молитвой Господней» («Отче наш»).

4. Существуют также «Молитвы по окончанию чтения Псалтыри». Они помогают завершить процесс очищения тела и интерпретатора. Читаются они тоже один раз, после прочтения всех псалмов или кафисм

Псалтырь по праву занимает свою особую нишу, по крайней мере в православии. Ведь эта книга полностью представлена в богослужебном уставе. В данной статье раскрывается вопрос о домашнем чтении Псалтыри, а также ряд других немаловажных вопросов по данной теме.

Образец молитвы

Особое значение Псалтыри заключается в многообразии человеческих чувств, духовных стремлений, восхвалений Творца. Один из богословов как-то сказал, что нет в человеке такого чувства, которое не нашло бы отражения в псалмах. Чтение этой священной книги является благодатным занятием для христианина, поскольку даёт ему множество примеров истинной духовности. В текстах псалмов можно найти огромное число образцов покаянной молитвы.

Псалтырь в православном богослужении и традициях

Эта книга представляет собой сборник из нескольких сотен псалмов - своеобразных духовных гимнов, значительное количество которых написал ветхозаветный царь Давид.

Эти тексты использовались в церковных службах ещё до Рождества Христова. Правила чтения псалмов во время православного богослужения, а именно календарный план их пения, оговаривается в специальной книге, носящей название «Типикон».

Помимо церковного чтения, существует ещё давняя православная традиция читать Псалтырь вне церковных стен, в кругу семьи или близких знакомых. Такое чтение называется келейным. Как правильно читать Псалтырь дома? Этот вопрос не раз был рассмотрен разными православными богословами, также о чтении священной книги многократно упоминали святые в своих письменных трудах. Существует устойчивое мнение, что перед тем, как заняться таким чтением, нужно получить благословение духовника либо просто священника, который уже долгое время исповедует желающего начать чтение.

Псалтырь на русском языке

В богослужении используется только церковно-славянский вариант этого священного текста. Несмотря на это, есть переводы и на современный русский язык. На вопрос: «Можно ли читать Псалтырь на русском языке?» - священники обычно отвечают примерно так: «Во время церковной службы такое чтение неприемлемо, так как, согласно православной традиции, церковные службы должны проводиться только на церковно-славянском. Однако при келейном чтении употребление русскоязычного текста не возбраняется».

Нет определённого устава, который бы регламентировал, как правильно читать псалтырь дома. Тем не менее за многолетнюю историю существования этой традиции сложились определённые устойчивые правила, которые носят чисто рекомендательный характер. То есть их соблюдать желательно, но некоторые из них могут не исполняться в силу определённых жизненных обстоятельств.

Неписаные правила

Так, например, рекомендуется читать Псалтырь при зажжённой лампадке. Но как быть, если человек находится в путешествии и у него под рукой нет этого осветительного прибора? Тогда этим правилом можно смело пренебречь. Потому что единственное правило в этом богоугодном деле, которое необходимо исполнять всегда, или, по крайней мере, стараться его придерживаться - это вдумчивое, внимательное чтение, сходное с чтением молитв.

Ещё одно правило гласит, что необходимо стараться не допускать ошибок в ударении при чтении церковнославянских слов. Оно тоже может быть трактовано двояко. Конечно же, священнослужитель, будучи профессионалом, должен читать Псалтырь с минимальными искажениями норм произношения. Но для простого человека здесь главное, опять же, не в том, как читаешь, а читаешь ли вообще. Это означает, что живая искренняя молитва - вот главная цель чтения.

В богослужебных изданиях Псалтырь состоит из особых частей, которые называются кафизмами. Каждая из которых, в свою очередь, разделяется Славами: частями, во время которых происходит молитва за усопших, и молитва за здравие живых людей.

Перед началом чтения Псалтыри и после его окончания произносятся специальные молитвы, которые, как и тропари, также обязательны для произнесения и после завершения каждой кафизмы.

Ещё один важный вопрос на эту тему звучит следующим образом: «Как правильно читать Псалтырь дома: вслух или про себя?» На этот вопрос священник Владимир Шлыков отвечает следующим образом. Он говорит, что чтение этого священного текста может происходить и про себя. Однако многие святые отцы рекомендовали по возможности стараться заниматься этим вслух. Например, святитель Игнатий говорит о пользе произнесения псалмов.

Он пишет, что чтение вслух приучает человека к внимательной молитве, повышает понимание текста.

Церковное чтение священной книги

Читаемый по усопшим и живым, Псалтырь нередко звучит в монастырских и прочих храмах. Такое церковное чтение можно заказать, тем самым оказав помощь душе близкого человека. Эта забота может быть оказана как живым, так и мёртвым людям, о дальнейшей судьбе которых печётся человек, заказывающий это чтение. Кроме того, такие молитвы могут быть полезны не только тому, за кого молятся, но и тому, кто совершил эту благодетель - заказал чтение. Нужно только твёрдо помнить слова Христа «Пусть ваша левая рука не знает, что делает правая».


Чтение Псалтыри за усопших родных и близких

Прежде всего нужно запомнить, что чтение можно производить не всегда: в течение Пасхальной недели чтение прекращается. Однако и этот запрет является не жёстким, так как в «Настольной книге священнослужителя» сказано, что если человек умер в эти дни, то чтение по нему можно производить.

Читая Псалтырь по усопшему, удобнее всего использовать богослужебный вариант священной книги, где обозначены кафизмы. Во время Слав при таком чтении следует произносить молитву за упокой.

Священники говорят, что им нередко задают и подобные вопросы:

  1. Как читать Псалтырь об упокоении дома?
  2. Можно ли читать Славы по очереди: за усопших и за здравствующих?

На эти вопросы чаще всего от батюшки можно услышать положительный ответ.

Как правильно читать Псалтырь о здравии?

Соответственно, если псалмы читаются за здравствующих людей, то на Славах нужно произносить заздравную молитву.

Ещё одно правило, касающееся Слав. Если человек хочет научиться, как правильно читать Псалтырь о живых дома, то он должен приучить себя вставать во время чтения Слав. Во время же чтения всего остального текста этой священной книги допускается сидячее положение чтеца. Не вставать во время Слав могут только тяжелобольные люди, как, впрочем, и при церковном богослужении. Это вставание во время чтения Слав необходимо, поскольку во время него молящиеся демонстрируют свою любовь и почтение, которое они проявляют к Господу Богу.

Довольно часто возникает и такой вопрос: как правильно читать псалтырь за детей? Здесь особых правил нет. За детей Псалтырь читается так же, как и за взрослых.

Если речь идёт об обучении детей чтению Псалтыри, то здесь важно приучать детей понимать эту священную книгу с раннего детства, объясняя им значение отдельных непонятных фрагментов. Нужно предотвращать бессмысленное вычитывание детьми священных текстов. Это касается и взрослых. Поэтому многие священники и богословы рекомендуют брать на себя чтение посильных частей Псалтыри. Не следует продолжать чтение, когда внимание уже рассеялось. Такое чтение может только «прогневить» Бога. То есть чтение в подобной манере приводит к тому, что человек начинает относиться к этой традиции по-язычески, придавая значение не молитве, а лишь факту исполнения ритуала.


Что касается различных практик домашнего чтения Псалтыри, то их существует огромное множество. Читать можно как наедине с самим собой, так и совместно с другими людьми. В православной литературе встречаются и техники чтения, при которых кафизмы Псалтыри разделяются между группой людей на равное или неравное количество текстов.

В заключение


Несмотря на то что многие святые отцы рекомендуют вдумчиво читать Псалтырь, некоторые из них также говорят о том, что не стоит смущаться, если смысл читаемого всё же не всегда доступен чтецу. Есть и такое мнение, что даже если читающий не понимает смысла, то уже само его намерение прославить Господа в чтение псалмов является благом. Поэтому не стоит впадать в уныние, если не всегда получается читать священный текст безукоризненно и с глубоким осмыслением.

Информация для новоначальных

1. Чтобы понимать богослужение, надо знать псалмы

Псалтирь – книга Ветхого Завета , на которой фактически основано все православное богослужение. Во всех службах используются псалмы в больших количествах. Например, в начале вечерни поется псалом 103, а в начале утрени читаются шесть псалмов: 3, 37, 62, 87, 102, 142. На литургии (или на обеднице) поются псалмы 102 и 145. И это только самые очевидные примеры.



2. Если купить издание Псалтири, там уже будет все, что нужно

В Псалтири 150 псалмов, и они разделены на 20 групп, которые называются кафизмы. Каждая кафизма разделена еще на три части, между которыми вставляются короткие молитвы. Обычно в изданиях Псалтири уже есть все разделения и напечатаны вступительные и промежуточные молитвы, что удобно. В принципе такие издания легко гуглятся.



3. Нельзя останавливаться перед трудным текстом

Чего может не быть в приобретенной Псалтири – так это пояснений и перевода текста. Псалмы это древняя духовная поэзия. Из-за поэтических выражений и особого стиля и ритма, в который надо «врубиться», псалмы поначалу очень плохо воспринимаются на слух и при чтении. Часто трудно понять, что значит какое-нибудь место на церковно-славянском языке. Можно разобраться в трудных местах с помощью русского перевода или толкований святых отцов. Самые известные толкования – Василия Великого, Иоанна Златоуста и Афанасия Великого.



4. Можно читать Псалтирь дома так же, как ее читают в храме

Псалтирь прочитывается на службах полностью каждую неделю. На вечерни читается одна кафизма, а на утрени две кафизмы. В субботу вечером начинается новая неделя и новый круг чтения Псалтири, поэтому всегда читается первая кафизма, а на воскресной утрени всегда кафизма вторая и третья. Получается, такая схема чтения:

Суббота (вечерня): кафизма 1
Воскресенье: 2,3
Понедельник: 4, 5, 6
Вторник: 7, 8, 9
Среда: 10, 11, 12
Четверг: 13, 14, 15
Пятница: 19, 20, 18
Суббота: 16, 17



5. Главное: Псалтирь это книга, по которой хорошо молиться

И делать это очень рекомендуют святые отцы. Можно читать дома отдельные псалмы или кафизмы, добавляя короткие молитвы в начале и между частями кафизмы так же, как это делают в храме. Они обычно уже есть в изданиях (см. пункт 2).

В начале:
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)

В середине:
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже! (3 раза).
Господи, помилуй (3 раза).
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно и во веки веков. Аминь.



Можно следовать кругу чтения, который совершается за неделю, и читать те кафизмы, которые положены в этот день недели: первые две читаются утром, третья вечером. Или выучить любимые псалмы и вспоминать их в течение дня по примеру многих святых, которые знали Псалтирь наизусть целиком.



Есть еще совет вспоминать в тех же целях отдельные стихи из псалмов.
Например, Пс.117 стих 10-11:
Вси языцы обыдоша мя, и именем Господним противляхся им
обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им
(то есть: все народы, обходя, окружили меня, но я именем Господним воспротивился им)

Псалтырь - книга священных гимнов или псалмов, большая часть которых написаны царем Давидом по наущению Духа Святого. В каждом псалме мы видим ту боль, радость, смятение или торжество, которые испытывал Великий Псалмопевец, когда создавал эти священные тексты.

Псалмы используются в богослужениях еще с ветхозаветных времен. И в наше время на службах мы слышим хоровое пение или чтение псалмов. Чтение Псалтыри в храме регламентируется Типиконом - богослужебным уставом.

Чтение Псалтыри дома

В Православной церкви существует добрая традиция чтения Псалтыри келейно (дома). Читают Священную книгу или по соглашению - несколько верующих, прочитывая за день всю Псалтырь, или индивидуально, по кафизме (разделу Псалтыри) в день. Взяв на себя правило прилежно и внимательно читать Псалтырь дома христианин совершает малый подвиг, это и трудно, и одновременно приносит огромное успокоение душе.

Устава для чтения Псалтыри дома не существует. Но со временем сложились определенные правила, выполнение которых желательно.

  • Без благословения, взятого у батюшки, приступать к чтению псалтыри нельзя.
  • Прежде чем начать чтение, зажигается свеча или лампада. Огонь при чтении не зажигается только, если в данный момент находитесь в дороге.
  • Следуя совету преп.Серафима Саровского, читать Псалтырь надо вслух, негромко. Это облегчает восприятие священного текста не только разумом, но и слухом. «Слуху моему даси радость и веселие» (Пс.50,10).
  • Нельзя неправильно расставлять ударения в словах. Это грех. От неправильной расстановки ударений меняется смысл слова, искажается фраза.
  • Если сложно стоять, то разрешается читать Священную книгу сидя. Необходимо вставать, когда читается «Слава» и молитвы, с которых начинается и заканчивается чтение Псалтыри или кафизмы.
  • При выполнении правила не следует предаваться излишней страстности. Пусть чтение будет немного монотонным, лишенным театральности.
  • Не надо читать названия псалмов.
  • Не стоит унывать от того, что вначале непонятно, о чем говорится в псалмах. Постепенно раскрывается красота древних текстов, и смысл их становится понятен.


Порядок чтения Псалтыри дома

  • Вначале читаются «Молитвы перед началом чтения Псалтыри «.
  • Псалтырь делится на двадцать кафизм, те делятся на части тремя Славами. На Славах при домашнем чтении Псалтыри поминаются живые и усопшие.
  • Прочитав кафизму, обязательно чтение тропарей и молитвы.
  • Заканчивается Псалтырь чтением «Молитв по прочтении нескольких кафизм или всей Псалтыри «.
  • Не стоит страшиться ошибиться в чем-то или прочитать что-то неправильно, не по уставу. Искреннее покаяние, благодарность за все сделают молитву живой, невзирая ни на какие ошибки.

КАК ЧИТАТЬ ПСАЛТИРЬ... Молитесь друг за друга (Иак.5:16). Псалтирь - священная книга псалмов, или Божественных гимнов, записанных Царем Давидом по внушению Духа Святаго. Чтение Псалтири привлекает помощь Ангелов, изглаживает грехи, напитывает душу дыханием Святаго Духа. Способ молиться по Псалтири гораздо древнее, чем Иисусова молитва или чтение акафистов. До появления Иисусовой молитвы в древнем монашестве было принято в уме (про себя) читать Псалтирь наизусть, а в некоторые монастыри принимали лишь тех, кто знал на память всю Псалтирь. В царской России Псалтирь была самой распространенной книгой среди населения. В православной аскетической практике до ныне существует благочестивый обычай чтения Псалтири по соглашению, когда группа верующих раздельно друг от друга прочитывает за одни сутки всю Псалтирь целиком. При этом каждый читает одну определенную ему кафизму дома, келейно и поминает имена тех, кто молится вместе с ним по соглашению. На следующий день Псалтирь снова прочитывается целиком, при этом каждый читает уже следующую кафизму. Если кому-то в один из дней не удалось прочитать положенную ему кафизму, она читается назавтра плюс следующая за ней по порядку. Так в течение Великого поста вся Псалтирь прочитывается не менее 40 раз. Одному человеку такой подвиг не под силу. Советы начинающим 1. Для чтения Псалтири необходимо иметь дома горящую лампадку (или свечу). Молиться «без огонька» принято только в пути, вне дома. 2. Псалтирь, по совету преп. Серафима Саровского, необходимо читать вслух - вполголоса или тише, чтобы не только ум, но и слух внимали словам молитвы («Слуху моему даси радость и веселие»). 3. Особое внимание следует обратить на правильную расстановку ударений в словах, т.к. ошибка может изменить смысл слов и даже целых фраз, а это - грех. 4. Читать псалмы можно сидя (слово «кафизма» в переводе на русский язык «то, что читается сидя» в отличие от слова «акафист» - «не сидя»). Вставать нужно при чтении начинательных и заключительных молитв, а также на «Славах». 5. Псалмы читаются монотонно, без выражения, чуть нараспев - бесстрастно, т.к. Богу неприятны наши греховные чувства. Чтение псалмов и молитв с театральным выражением приводит человека к демонскому состоянию прелести. 6. Не следует унывать и смущаться, если смысл псалмов непонятен. Пулеметчик не всегда понимает, как стреляет пулемет, однако его задача - бить по врагам. Относительно Псалтири существует утверждение: «Ты не понимаешь - бесы понимают». По мере нашего духовного взросления будет открываться и смысл псалмов. Молитвы перед чтением кафизмы Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Царю Небесный. Трисвятое по Отче наш. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. Затем читается очередная кафизма с поминанием имен на каждой «Славе». На «Славах» Там, где кафизма прерывается пометкой «Слава», читаются следующие молитвы: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже! (3 раза). Господи, помилуй (3 раза). Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Спаси, Господи, и помилуй Патриарха (имя рек), далее - поминается имя правящего архиерея и имена по списку, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и их святыми молитвами меня, недостойнаго, прости и помилуй! (После этой молитвы можно класть земные поклоны в зависимости от усердия верующего). На первой и второй «Славе» поминаются имена о здравии, на третьей Славе - имена о упокоении: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (по списку) и прости им вся согрешения, вольная и невольная, и даруй им Царствие Твое Небесное!» (и земные поклоны). И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. И далее - следующие псалмы. После третьей «Славы» читаются написанные в очередной кафизме тропари и молитвы. Молитва «Господи, помилуй» читается 40 раз - по пальцам или четкам. Иногда по желанию между вторым и третьим десятком (между 20 и 21 молитвой «Господи, помилуй!») произносится личная молитва верующего о самых близких людях, о самом насущном. После чтения кафизмы Достойно есть и заключительные молитвы _____________________________________ Читайте Псалтирь, Апостол, Евангелие - здесь все. Кто читает Псалтирь ночью две кафизмы - за весь Псалтирь идет. Вслух Псалтирь читать ценнее, про себя по необходимости. Поднимайте ночной Псалтирь - отмолите себя и тех кого и не знаете до седьмого колена. Дневной тоже ценно. Как листья спадают по осени с дерева, так и грехи с человека читающего Псалтирь. Читайте 17-ю кафизму - отмолите свои грехи и грехи родных до 7-го колена. 17-ю кафизму обязательно вечером в пятницу читайте. 17-ю кафизму по умершему читайте каждый день. Вымолите в Царствие небесное. ☦ Схиархимандрит Иоанникий _____________________________ Одна девяностолетняя старушка рассказала, что ей на сороковой день после своей смерти явился во сне знакомый псаломщик. При жизни, она помогала ему по хозяйству: мыла полы, посуду, стирала. Он с грустью сказал: “Отчего вы так мало молитесь, а ведь для нас нет лучшей помощи, чем чтение Псалтири”. ☦ Рассказ сельского священника ______________________________ Мы жили с мужем вдвоем, но мира и тишины в доме не было. Я мужу не уступала, а он, в свою очередь, доказывал свою правоту, и так долго продолжалось. Наконец мне все это надоело, и я решила вести себя по-другому. Муж мне скажет обидное слово, чувствую, что начинаю раздражаться, - беру Псалтирь и начинаю читать. Муж немного пошумит, потом замолчит. И так мало-помалу у нас в доме водворились тишина и спокойствие. Пришла я в храм, мимо проходит отец, остановился около меня и говорит: "Вот давно бы так!". ☦ Из книги "Жизнеописание старца схиигумена Саввы. С любовью о Господе, ваш Д.О.С.", М., 1998. ___________________________________ "Семнадцатая кафизма – это основа Псалтири, её нужно читать обязательно целиком, она неделимая… Помните семнадцатую кафизму! Чтобы семнадцатая кафизма была прочитана каждый день! Не сможете вечером прочитать, значит, днём, в дороге, где угодно, но семнадцатую кафизму нужно читать ежедневно. Это ваша сберкнижка духовная, это ваш капитал за ваши грехи. На мытарствах семнадцатая кафизма будет уже в защите за вас". Некоторые думают, что 17 кафизма читается только тогда, когда до ней доходит очередь и по-другому нельзя. Это не совсем так. Ее хорошо читать каждый день и многие благочестивые миряне так и делают. -- Для усопших - это великая помощь! ☦ Старица схимонахиня Антония ________________________________ Старец советовал тем, у кого родственники курят, каждый день за курящего читать 108 псалом. Если погибает родственник (духовно) - читать Псалтирь и Акафист Божией Матери «Взыскание погибших». За мужчину сильно бес борется, говорил он, в семь раз сильнее, чем за женщину, потому что мужчина - образ Божий (имелось в виду, что в мужском образе приходил на землю Господь Иисус Христос и первым человеком был Адам). - На жалобы батюшка отвечал: - Читай Псалтирь! - Батюшка, в семье большие ссоры. - Читай Псалтирь. - Батюшка, на работе неприятности. - Читай Псалтирь. Я недоумевала, как это может помочь? Но начинаешь читать - и все устраивается. ☦ Иероним (Санаксарский) ________________________________ - Псалтирь отгоняет лукавых духов. Прп. Варсонофий Оптинский говорил, что для каждого православного христианина нужно читать хотя бы Славу в день. Я хочу сказать, что прп. Александр, начальник обители Неусыпающих, ввёл Чин Неусыпаемой Псалтири в монастырях. О нём очень хорошо написано в в Четьи-Минеях. Некоторые духовные исполины читали и всю Псалтирь в день на постоянной основе. Как, например, Симеон Дивногорец, Парфений Киевский, и др. Ефрем Сирин говорит о псалмах, чтобы они были непрестанно на наших устах. Это такая сладость - слаще меда и сот. Благ нам закон Господень паче тысящ злата и сребра. Возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия (Псалом 118, 127). Действительно, читаешь и не можешь умилиться. Это прекрасно! При чтении не всё понятно. Но Амвросий Оптинский говорит, что понимание приходит со временем. Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Псалом 118, 18). Будем надеяться, действительно, что откроются наши духовные очи. иерей Андрей Углов

Занимает особое место. Написанная задолго до воплощения Господа Иисуса Христа, она единственная из книг Ветхого завета целиком вошла в богослужебный устав христианской Церкви и занимает в нем видное место.

Особая ценность Псалтири в том, что в ней изображены движения человеческой души, стремящейся к Богу, даётся высокий образец молитвенного противостояния скорбям и искушениям и славословия Богу. «В словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояния души, все движения мысли, так что сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке», - говорит святитель Афанасий Великий. Благодать Святого Духа, проникающая каждое слово Псалтири, освящает, очищает, поддерживает молящегося этими священными словами, отгоняет демонов и привлекает Ангелов.

Первые христиане глубоко почитали и любили Псалтирь. Они заучивали все псалмы наизусть. Уже в апостольские времена Псалтырь получила широкое применение в христианском богослужении. В современном богослужебном уставе православной Церкви принято деление Псалтыри на 20 разделов – кафизм. Псалмы читаются в храме ежедневно за каждым утренним и вечерним богослужением. В течение недели книга Псалмов прочитывается полностью, а Великий пост – дважды в течение седмицы. Псалмы входят и в молитвенное правило, предписанное мирянам.

Для простого чтения псалмов, если христианин не принимает какого-то обета или постоянного дополнения к общепринятому правилу, благословение у духовника брать не нужно. Но обязательно надо взять у священника благословение, если мирянин возлагает на себя какое-то особое постоянное молитвенное правило или какой-то обет.

Иерей Владимир Шлыков объясняет, почему это нужно:

«Прежде чем брать на себя какие-либо молитвенные правила, нужно посоветоваться со своим духовником или со священником, у которого Вы регулярно исповедуетесь. Оценив Вашу жизненную ситуацию и меру духовного преуспеяния, батюшка благословит (или не благословит) читать. Очень часто бывает, что человек берет на себя непосильное бремя, и в связи с этим у него возникают духовные проблемы. Если же молиться по послушанию и с благословения, то таких проблем можно избежать». «Священник является проводником благодати Божией. Поэтому, когда берут благословение, прикладываются не к руке священника, а к Руке Господа. Допустим, нам хочется получить Божие благословение, а как мы узнаем, благословил Он или нет? Для этого Господь оставил на земле священника, дал ему особую власть, и благодать Божия нисходит на верующих через священника. Кроме того, при личном общении Вы сможете задать батюшке все Ваши вопросы по поводу того, на что берете благословение. И священник посоветует, что будет полезно именно Вам. Через интернет можно дать только общий совет, но получить благодать, а также услышать от батюшки что-то конкретное можно только в храме».

Св. Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Произноси слова несколько вслух, когда ты молишься наедине, и это способствует сохранению внимания».

Преп. Серафим Саровский советовал, что необходимо читать молитвы вполголоса или тише, чтобы не только ум, но и слух внимали словам молитвы («Слуху моему даси радость и веселие»).

Названия псалмов читать не надо. Читать псалмы можно и стоя, и сидя (слово «кафизма» в переводе на русский язык «то, что читается сидя» в отличие от слова «акафист» - «не сидя»). Вставать обязательно нужно при чтении начинательных и заключительных молитв, а также на «Славах».

Не надо унывать и смущаться, если вначале иногда смысл псалмов непонятен. Всегда можно посмотреть непонятные выражения , в . По мере чтения и нашего духовного взросления будет открываться всё глубже и ярче глубинный смысл псалмов.

Священник Антоний Игнатьев советует желающим читать Псалтирь: «Для чтения Псалтыри на дому желательно взять благословение у батюшки. При чтении дома строго устава, как читать нет, гораздо важнее настроиться на молитву. Существуют разные практики чтения Псалтири. Мне кажется наиболее приемлемым чтение, когда Вы не зависите от объема прочитанного, т.е. не обязаны читать по кафизме или по две в день. Если есть время и душевная потребность в молитве – Вы начинаете читать с того места, где остановились в прошлый раз, сделав закладку».

Если миряне прибавляют к келейному молитвенному правилу один или несколько избранных псалмов, то читают только их текст, как, например, пятидесятый псалом в утреннем правиле. Если же читается кафизма, или несколько кафизм, то перед ними и после них прибавляются особые молитвословия.

Перед началом чтения кафизмы или нескольких кафизм

Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Молитва Святому Духу

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Трисвятое

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Господи помилуй
(12 раз)

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

Придите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Придите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)

На «Славах»

Там, где кафизма прерывается пометкой «Слава», читаются следующие молитвы:

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже! (3 раза)

Господи, помилуй. (3 раза)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу

Молитвы о здравии и упокоении на Славах:

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя ), родителей моих (имена ), сродников (имена ), начальников, наставников, благодетелей (имена ) и всех православных христиан.

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (имена ) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.]

И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

После чтения кафизмы читают молитвы и тропари, указанные в кафизме.

Молитва «Господи, помилуй » читается 40 раз.

Иногда по желанию между вторым и третьим десятком (между 20 и 21 молитвой «Господи, помилуй!») произносится личная молитва верующего о самых близких людях, о самом насущном.