«Наслаждение искусством. Искусство как источник наслаждения

Изменив свой вид до неузнаваемости, наслаждение скрывается под маской кантовской незаинтересованности. Того, что общерасп­ространенное сознание и услужливая эстетика понимают под худо­жественным наслаждением по образцу реального наслаждения, во­обще, по всей видимости, не существует. В художественном опыте tel quel 1 эмпирический субъект принимает лишь ограниченное и моди­фицированное участие; и чем выше художественный уровень произ­ведения, тем скромнее это участие. Тот, кто наслаждается произведе­ниями искусства как таковыми, так сказать конкретно, тот обыватель и невежда; его выдают такие слова, как «райская музыка» и т. п. Но если бы исчезли последние следы наслаждения, то сам собой возник бы вопрос, который многих бы поверг в смущение, - а зачем тогда вообще произведения искусства? И действительно, чем больше про­изведение искусства понимают, тем меньше им наслаждаются. Даже традиционное отношение к произведениям искусства стало вызывать удивление, пусть даже и было вполне уместным и верным - стран­ным стало казаться утверждение, что произведения существуют сами по себе, для себя, а не для читателя или зрителя. То, что в них раскры­валось зрителю и увлекало его, была их правда, их истина, которая в творениях кафкианского типа перевешивала все прочие моменты. Про­изведения искусства не были средствами наслаждения высшего по­рядка. В вопросе об отношении к искусству речь не шла о его присво­ении, наоборот, потребитель искусства растворялся в нем; особенно характерна такая ситуация для современных произведений, «наезжа­ющих» на зрителя, словно локомотив из кинофильма. Спросите му­зыканта, доставляет ли ему музыка радость, и он, скорее всего, отве­тит, как ответил в одном американском анекдоте, скорчив недоволь­ную гримасу, виолончелист из оркестра под управлением Тосканини: « I just hate music » 2 . Для того, кто относится к искусству именно так, как сказано выше, искренне растворяясь в нем, искусство - не объект; для него было бы невыносимым лишение его возможности общаться с искусством, как не были бы для него источником наслаждения его отдельные проявления. То, что никто не стал бы заниматься искусст­вом, если бы, как говорят бюргеры, ничего с этого не имел, вещь, разумеется, бесспорная, но не в том смысле, что здесь допустим бух­галтерский учет сделанного - сегодня вечером прослушал Девятую симфонию, получил столько-то и столько-то удовольствия; и вот - такое-то тупоумие тем временем и прослыло здравым человеческим рассудком. Бюргер хочет, чтобы искусство было пышным, а жизнь - аскетичной; лучше было бы наоборот. Овеществленное сознание, предлагающее людям суррогат, выдавая его за чувственно непосредственное, старается сделать это чувственно непосредственное досто­янием своей сферы деятельности, где именно этому явлению и нет места. Произведение искусства благодаря своей чувственной привле­кательности, казалось бы, вплотную приближается к потребителю - но это иллюзия; именно в этот момент оно отчуждается от него, ста­новясь товаром, который принадлежит ему и который он всегда боит­ся потерять. Ложное отношение к искусству теснейшими узами свя­зано со страхом за свою собственность. Фетишистскому представле­нию о произведении искусства как некоем достоянии, капитале, кото­рый заслуживает того, чтобы им обладали, и которому противопока­зана рефлексия, ибо может разрушить его, строго логически соответ­ствует представление об имуществе, которое может пригодиться в пси­хологическом хозяйстве. Если искусство по самому своему определе­нию выступает как нечто исторически ставшее, то таким же является и его роль в качестве средства наслаждения; надо полагать, магичес­кие и анимистические праформы произведений искусства в качестве элементов ритуальной практики находились по эту сторону их авто­номии, но до наслаждения ими, как и сакральными сторонами ритуа­ла, дело не доходило. Одухотворение искусства вызвало озлобление со стороны тех, кто был изгнан из сферы культуры, и положило нача­ло жанру потребительского искусства, тогда как отвращение к такому искусству, наоборот, толкало художников на все более безоглядную его спиритуализацию. Обнаженная греческая скульптура не имела ничего общего с pin - up 1 . Совершенно так же можно было бы объяс­нить симпатию современного искусства к далекому прошлому и все­му экзотическому - художники претендуют на абстрактное изобра­жение объектов природы как вещей, вызывающих интерес и жела­ние; да и Гегель не обошел вниманием внечувственный момент арха­ики в конструкции «символического искусства». Момент наслажде­ния искусством, вызывающий сладострастное чувство, неприятие его получившего универсальное распространение товарного характера, проявляется по-своему - тот, кто исчезает в произведении искусст­ва, растворяясь в нем, тем самым освобождается от убожества жизни, которая всегда слишком недостаточна и скудна. Такое наслаждение (Lust) способно достичь уровня опьянения; к нему, в свою очередь, также неприменимо в полной мере скудное понятие наслаждения, как приятного чувства удовольствия, которое вообще, думается, способ­но отучить людей наслаждаться. Примечательно, впрочем, то обстоя­тельство, что эстетика, постоянно настаивающая на том, что основой всего прекрасного является субъективное ощущение, никогда всерьез так и не приступила к анализу этого ощущения. Ее описания были неизбежно плоскими, граничащими с невежеством - может быть, потому, что субъективный подход изначально скрывает то обстоятель­ство, что сказать что-нибудь дельное и содержательное о художествен­ном опыте можно лишь в связи с конкретным разбором фактов, а не благодаря влюбленности в предмет своих изысканий. Понятие худо­жественного наслаждения (Kunstgenuß) было скверным компромис­сом между двумя сущностями, двумя ипостасями произведения ис­кусства - общественной и противостоящей обществу. Раз уж искус­ство непригодно для дела самосохранения - до конца ему этого бур­жуазное общество никогда не простит, - то оно, по меньшей мере, должно выступать в качестве потребительской стоимости, создавае­мой по образцу изделий, вызывающих чувственное наслаждение (sensuelle Lust). Тем самым фальсифицируется не только само искус­ство, но и его живое воплощение, которого его эстетические предста­вители одобрить никак не могут. Гипостазируется то обстоятельство, что люди, неспособные к чувственной, сенсуальной дифференциа­ции явлений, неспособные отличить прекрасный звук от глухого, яр­кие краски от тусклых, вряд ли в состоянии усвоить и оценить худо­жественный опыт. Сам же этот опыт, хотя и принимает в себя в еще большей мере сенсуальную дифференциацию как средство создания произведения, допускает чувственное наслаждение произведением исключительно как явление, попирающее все приличия и нормы, не­законно «прорвавшееся» в искусство. Роль и значение наслаждения в искусстве варьировались; в эпохи, следовавшие за периодами господ­ства аскетических представлений, как, например, в эпоху Возрожде­ния, наслаждение являлось орудием освобождения и живым, чуждым всякому догматизму началом, каким оно было, скажем, в искусстве импрессионизма, антипода викторианской чопорности; порой наслаж­дение выступало как метафизическое содержание, отмеченное тварной печалью, свойственной всем созданиям Божьим, в то время как эротический соблазн пронизывал их формы. И как ни сильна была власть моментов, призывавших к возвращению искусства, наслажде­ние всюду, где оно выступало в искусстве в своем буквальном, перво­зданном виде, сохраняло в себе нечто инфантильное. Оно впитывало его только в виде воспоминаний о чем-то или тоски, страстного жела­ния чего-то, а не как слепок живой реальности, не как впечатление от непосредственно переживаемого события. Аллергия на грубо-чув­ственные эмоции отчуждает, наконец, и такие периоды, когда наслаж­дение и форма могли быть связаны друг с другом еще непосредствен­нее - не в последнюю очередь это совершалось под влиянием отхода от импрессионизма.

Есть желание - нет оргазма

Страшное слово «аноргазмия» в наших умах стоит где-то между импотенцией и фригидностью. Однако в отличие от фригидности, неспособность женщины достигнуть пика наслаждения в сексе встречается гораздо чаще.

На нашу сексуальность оказывает влияние масса разнообразных факторов - от телесных реакций до психоэмоционального состояния. Не так прошел день, усталость, перипетии с начальством, фаза менструального цикла - все, что угодно, может послужить причиной снижения сексуальной активности и неспособности получить оргазм.

Периодическое отсутствие оргазма, по мнению сексологов, вещь вполне нормальная. Большая часть девушек на старте половой жизни оргазма не испытывают вообще или крайне редко. Тем не менее, если женщина способна достигнуть наслаждения при мастурбации, она не подвержена аноргазмии и вполне способна испытать то же самое во время занятий сексом со своим партнером.

Знать «в лицо»

Психологи так же выдвигают теорию, что некоторые женщины бессознательно запрещают себе испытывать оргазм. Это может происходить от желания контролировать абсолютно все во время процесса и неспособности расслабиться и просто получить удовольствие. К тому же, в ряде случаев у девушек и женщин просто не хватает сексуального опыта. Свое тело надо изучать и каждую эрогенную зону на нем «знать в лицо».

Изучайте собственное тело

О вреде и пользе мастурбации сказано уже так много, что и добавить-то нечего. Вот разве что пользы от нее явно больше. Если вы сами не знаете, где у вас что на что реагирует, то партнеру помочь не сможете. Поэтому руки в помощь - и вперед. Заодно и приятное с полезным совместите.

Усиление эффекта

Физическая близость может приносить еще более сильные ощущения, если отойти от привычных схем, считает сексолог Дженни Вуд.

Проснитесь на час раньше

Лучшее время для секса - утро, в это время уровень гормонов достигает пика. Поэтому долой одеяло и пижаму!

Стремитесь к разнообразию

Если обычно при наступлении оргазма вы начинаете ритмично сжимать мышцы бедер, в следующий раз попробуйте, наоборот, расслабить их.

Смотрите в глаза друг другу

Хотя вам хочется закрыть глаза, приближаясь к высшей степени наслаждения, постарайтесь не отрываясь смотреть в глаза партнера.

Подготовьтесь

В течение нескольких минут мягко надавливайте на область внизу живота (на 5-7 см ниже пупка). Это поможет усилить прилив крови к половым органам.

Забудьте об оргазме!

Чем больше вы об этом думаете, тем меньше шансов это испытать. Перестаньте воспринимать оргазм как важнейшую составляющую секса и просто наслаждайтесь процессом. И тогда оглушительный, фантастический оргазм вас все же настигнет. По материалам.

Счастливые женщины ходят медленно! Доброва Настасья

Искусство наслаждения

Искусство наслаждения

«Энергетика наслаждения – это самое сильное средство привлечения к себе людей » – как-то сказала одна наша мудрая современница Лин Бао. Действительно, главный секрет, который с одинаковой силой притягивает к тебе мужчин и друзей в том, чтобы регулярно наслаждаться жизнью.

Помнишь, что мужчине гораздо сложнее получать удовольствие от обыденных вещей? Он нацелен на результат и получает удовлетворение лишь в конце пути – в момент достижения цели. Но и это приносит радость не надолго. Рождаются новые цели, новые планы по завоеванию мира.

Продолжительное наслаждение мужчине способна дать только женщина. Не обязательно через секс, но и через приятное общение, через легкость, которую она транслирует. Мы для них – суперприз, благословение, счастье, прохладный морской бриз в жару. Назови себя, как хочешь. Факт остается фактом.

Если ты погружена в тяжелые мысли и при этом ищешь принца, который сделает тебя счастливой, только зря тратишь время.

Мужчина, да и любой человек, становится твоим отражением. Ты несчастна – он печален, ты беззаботна – ему легко на душе, ты в задумчивости – он философски настроен, ты любишь – он любит.

Возможно, сейчас это станет настоящим откровением для тебя. Сексуальность женщины проявляется не в томных взглядах, бархатном голосе или ажурных колготках.

Ты сексуально притягиваешь мужчину, когда тебе хорошо на душе.

Девушка, кайфующая от жизни во всех ее проявлениях, ведет себя естественно. Она много улыбается, не оценивает себя, не зависима от настроения или мнения своего спутника. Она манит своей непринужденностью. Окружающим хочется попасть в ее мир и остаться там подольше.

Для того чтобы стать женщиной-наслаждением, недостаточно баловать себя по выходным и праздникам. Ты должна светиться изнутри большую часть дня.

Важно развивать свою чувственность: нежиться в мягком постельном белье, замечать красоту природы по дороге на работу, осознанно вкушать пищу, всячески скрашивать свои будни.

Не нужно дожидаться особого случая, чтобы радоваться, иначе энергетика наслаждения иссякнет. Это то же самое, что с электричеством. Пока светильник включен, от него исходит теплый свет. В светлой комнате собирается вся семья. Но стоит выключить лампу, как наступает мрак и члены семьи расходятся по своим комнатам.

Как сказала американская поэтесса Элла Уилкокс: «Смейся и весь мир будет смеяться вместе с тобой. Плачь и ты будешь плакать в одиночестве ».

Если тебе не хорошо, значит, тебе плохо. Или свет, или мрак. Или плюс, или минус. Даже, казалось бы, нейтральные умиротворение и покой – со знаком плюс, а опустошенность и растерянность – со знаком минус.

Есть женщины «минус». От их присутствия в жизни либо ничего не меняется к лучшему, либо все становится еще хуже. А с женщиной «плюс» любой мужчина расцветает, вдохновляется и способен свернуть горы.

Получать наслаждение – это целое женское искусство.

Шаг за шагом, изучая эту книгу, ты испытаешь на себе все удовольствия, доступные женщине. Ты обнаружишь, на какие из них твоя душа откликается с трепетом, и восстановишь нехватку конкретных ощущений.

Утратить радость можно по многим причинам. Кому-то не хватает одного, кому-то совершенно другого. Важно понять, чего именно не достает тебе.

Некоторым девушкам для полного счастья нужно следить лишь за собственными мыслями и реакцией, концентрироваться на моменте «здесь и сейчас». Другим необходимо подключать массаж, общение, хобби, уход за телом, приключения, новые знания и прочие инструменты для гармонизации души.

Чем точнее ты определишь свой «диагноз», тем быстрее уйдут психологические трудности.

Действительно, иногда женщине, чтобы ощутить полноту жизни, не достаточно внутреннего настроя. На этот случай есть поразительно эффективное мероприятие под названием «комплекс мер»:

Комплекс мер по модернизации образования

Комплекс мер для похудения

Комплекс мер в области информационной безопасности

Комплекс мер по подготовке квалифицированных кадров и т. д.

Понимаешь, к чему я веду? Это не одно волшебное действие, которое меняет сознание людей, а множество действий. Часто есть главная мера, дающая основной результат, и ряд дополнительных – они его заметно усиливают.

Например, в похудении главная составляющая – питание. Если уменьшить размер порции до стакана, то можно с гарантией потерять до четырех килограммов за месяц.

Но стоит добавить два литра воды в день, сократить объем сладкого, ложиться до полуночи и заняться спортом, как сжигание жира пойдет стремительнее, а тело станет не просто стройным, а гладким и упругим.

Точно также для души есть главный рецепт – замедлить темп жизни и искусственно менять образ мыслей, пока новые ощущения не войдут в привычку. Есть и вспомогательные средства, к примеру, смена обстановки, впечатлений и тактильные наслаждения.

Из книги 10 шагов к финансовой свободе. Мой путь автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Искусство гармонии Мне могут возразить: нельзя зацикливаться на деньгах, другие аспекты жизни не менее важны. Вы совершенно правы! Любовь, семья, дружба, духовное и физическое развитие играют огромную роль в нашей жизни. И необходимо научиться жить в гармонии со всем

Из книги 100 способов заработать деньги в трудные времена автора Попов Александр

Искусство комплимента Каждый человек хочет что-то собой представлять. Психолог Абрахам Маслоу одной из основных потребностей человека назвал потребность в признании. Поэтому лесть любят все. Нет человека, которого тонкая лесть не сделала бы более сговорчивым и

Из книги Психология победы [Секреты подготовки олимпийских чемпионов и преуспевающих бизнесменов, или 24 часа в твою пользу] автора Кутовая Елена Ивановна

Из книги Сверхчувствительная натура. Как преуспеть в безумном мире автора Эйрон Элейн

Из книги Бигуди для извилин. Возьми от мозга все! автора Латыпов Нурали Нурисламович

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Из книги Макротренды в бизнесе [Как стать компанией новой волны, создавая эмоции, привлекающие клиентов] автора Солис Брайан

Из книги Сила воли. Руководство по управлению собой автора Виннер Келли

Из книги Как говорить, чтобы вас слушали автора Клейтон Майк

Человек существо общественное. История человечества показывает, что люди всегда хотели делиться мыслями и чувствами с другими существами. Живопись – одна из самых древних форм искусства, известных человеку. Формы искусства менялись в течении многих тысячелетий, но оно все еще остается самым популярным средством общения.

В любом уголке земного шара существуют различные формы искусства: на документах, посуде (стекле, фарфоре), одежде и.т.д. Даже настенное искусство – граффити, считается таковым, поскольку тоже призвано передавать мысли и чувства. Однако, картина – самая популярна из известных форм искусства. Считается, что она была изобретена в Афганистане, а в дальнейшем, в эпоху Ренессанса, распространена среди художников. В этот период художники изображали на полотне борьбу, эмоциональные переживания и тайные желания.

В течении столетий «картина» меняла свою форму, в данный период это известная всем «современная картина» –произведение искусства, которое мы видим весящим на стене дома, в офисе, в любимом ресторане, и само собой в картинной галереи.

Исследования показали, что живопись дарит такое же удовольствие как влюбленность. Проектом руководил профессор Сэмир Зэки, работающий на кафедре нейроэстетики в университетском колледже Лондона. Он утверждает, что ими руководило желание узнать, какие чувства испытывает человек, глядя на красивую картину.

«Существует связь между художником и зрителем, благодаря которой, последний может ощутить часть удовольствия, полученного от живописи и радость творческого процесса. Всего лишь цвет может стать такой связью. Но есть кое - что, что только другой человек способен увидеть и прочувствовать. Кое - что очень важное. Это магия. ( Sara Genn

В эксперименте участвовали несколько десятков человек, выбранные наугад, с элементарными знаниями в области искусства. Таким образом участники смогли непредвзято отнестись к картинам, не испытывая личной симпатии к художникам.

«Мы выяснили, что независимо от того, смотрите вы на пейзаж, натюрморт, абстракцию, либо портрет, наблюдается сильная активность в той части мозга, которая отвечает за наслаждение», – рассказывает профессор Сэмир Зэки.

Во время эксперимента, люди находились в сканере (МРТ), каждые 10 секунд им показывали серию картин. После чего измерялось давление в одной из частей головного мозга.

Реакция была моментальной. Оказывается, давление повышается, в соответствии с тем, как сильно человеку нравится картина.

Согласно исследованию, любуясь красивой картиной, давление повышается так же, как и тогда, когда вы смотрите на любимого/любимую.

Таким образом, искусство стимулирует ту часть мозга, которая отвечает за удовольствие.

Предыдущие исследования показали, что живопись способна уменьшить боль и ускорить выздоровление.

Таким образом, ученые получили научные доказательства тому, что благодаря искусству люди чувствуют себя лучше.

К счастью живопись способна дарить удовольствие не только зрителям.

«Рисуйте удовольствие, пишите удовольствие,

выражайте удовольствие» ( Pierre Bonnard )

Только художник может понять какое это удовольствие – рисовать. Не нужно взаимодействовать с окружающим миром, есть только вы и природа. Чувство счастья приходит уже, когда вы только садитесь за мольберт. Как только вы берете в руку карандаш либо кисть, по телу пробегает дрожь от предвкушения предстоящего общения с природой. Ни какие переживания не нарушают творческий процесс: не нужно опровергать нелепые доводы, бороться с врагами, напрягаться. Ни какого притворства, игтриг, попыток сделать из черного белое или наоборот. С наивностью ребенка и преданностью истинного энтузиаста, вы отдаете себя в руки более значительной силе – Природе… с радостью изучая ее состояния и с восторгом знакомясь с ее уникальностью. Разум спокоен и в тоже время полон энергии. Руки и глаза поглощены работой. Делая общий набросок будущей картины, вы, каждый момент, узнаете что-то новое, экспериментируете, познаете, развиваетесь. В неприметном растении либо пне вы находите истинную красоту, и с неподдельным удовольствием набрасываетесь на работу. Захваченные энтузиазмом как бы случайно делаете небольшие ошибки, чтобы потом легким мазком либо быстрым штришком исправить их. Время пробегает незаметно, без капли усталости либо сожаления, и вы не за что не хотели бы провести его иначе.

Вы когда-нибудь задавали себе вопрос, каким было бы человечество без искусства, каким был бы человек лишенный способности творить и создавать, в каком мире мы бы жили…

Самовыражение одна из потребностей человека, без которой полноценная жизнь не возможна.

Живите, творите, создавайте, наслаждайтесь, ловите каждый момент, любите каждый день, и будьте счастливыми!

Перейти в .