Нравы купеческой среды в комедии А. Островского "Свои люди - сочтемся!"

С Островского начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию игры в театре. Ставил спектакли в Московском Малом театре.

Основные идеи реформы театра:

    театр должен быть построен на условностях (есть 4-я стена, отделяющая зрителей от актёров);

    неизменность отношения к языку: мастерство речевых характеристик, выражающих почти все о героях;

    ставка на всю труппу, а не на одного актёра;

    «люди ходят смотреть игру, а не самую пьесу - её можно и прочитать».

Идеи Островского были доведены до логического конца Станиславским.

Состав Полного собрания сочинений в 16 томах. Состав ПСС в 16-ти томах. М: ГИХЛ, 1949 - 1953 гг. С приложением переводов, не включенных в состав ПСС.
Москва, Государственное издательство художественной литературы, 1949 - 1953, тираж 100 тыс. экз.

Том 1: Пьесы 1847-1854 гг.

От редакции.

1. Семейная картина, 1847.

2. Свои люди - сочтемся. Комедия, 1849.

3. Утро молодого человека. Сцены, 1950, ценз. разрешение 1852 г.

4. Неожиданный случай. Драматический этюд, 1850, публ. 1851.

5. Бедная невеста. Комедия, 1851.

6. Не в свои сани не садись. Комедия, 1852, публ. 1853.

7. Бедность не порок. Комедия, 1853, публ. 1854.

8. Не так живи, как хочется. Народная драма, 1854, публ. 1855.

Приложение:
Исковое прошение. Комедия (1-я редакция пьесы "Семейная картина").

Том 2: Пьесы 1856-1861 гг.

9. В чужом пиру похмелье. Комедия, 1855, публ. 1856.

10. Доходное место. Комедия, 1856, публ. 1857.

11. Праздничный сон - до обеда. Картины московской жизни, 1857, публ. 1857.

12. Не сошлись характерами! Картины московской жизни, 1857, публ. 1858.

13. Воспитанница. Сцены из деревенской жизни, 1858, публ. 1858.

14. Гроза. Драма, 1859, публ. 1860.

15. Старый друг лучше новых двух. Картины московской жизни, 1859, публ. 1860.

16. Свои собаки грызутся, чужая не приставай!. 1861, публ. 1861.

17. За чем пойдешь, то и найдешь (Женитьба Бальзаминова). Картины московской жизни, 1861, публ. 1861.

Том 3: Пьесы 1862-1864 гг.

18. Козьма Захарьич Минин, Сухорук. Драматическая хроника (1-я редакция), 1861, публ. 1862.

Козьма Захарьич Минин, Сухорук. Драматическая хроника (2-я редакция), публ. 1866.

19. Грех да беда на кого не живет. Драма, 1863.

20. Тяжелые дни. Сцены из московской жизни, 1863.

21. Шутники. Картины московской жизни, 1864.

Том 4: Пьесы 1865-1867 гг.

22. Воевода (Сон на Волге). Комедия (1-я редакция), 1864, публ. 1865.

23. На бойком месте. Комедия, 1865.

24. Пучина. Сцены из московской жизни, 1866.

25. Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский. Драматическая хроника, 1866, публ. 1867.

Том 5: Пьесы 1867-1870 гг.

26. Тушино. Драматическая хроника, 1866, публ. 1867.

27. На всякого мудреца довольно простоты. Комедия, 1868.

28. Горячее сердце. Комедия, 1869.

29. Бешенные деньги. Комедия, 1869, публ. 1870.

Том 6: Пьесы 1871-1874 гг.

30. Лес. Комедия, 1870, публ. 1871.

31. Не все коту масленица. Сцены из московской жизни, 1871.

32. Не было ни гроша, да вдруг алтын. Комедия, 1871, публ. 1872.

33. Комик XVII столетия. Комедия в стихах, 1872, публ. 1873.

34. Поздняя любовь. Сцены из жизни захолустья, 1873, публ. 1874.

Том 7: Пьесы 1873-1876 гг.

35. Снегурочка.Весенняя сказка, 1873.

36. Трудовой хлеб. Сцены из жизни захолустья, 1874.

37. Волки и овцы. Комедия, 1875.

38. Богатые невесты. Комедия, 1875, публ. 1878.

Том 8: Пьесы 1877-1881 гг.

39. Правда - хорошо, а счастье лучше. Комедия, 1876, публ. 1877.

40. Последняя жертва. Комедия, 1877, публ. 1878.

41. Бесприданница. Драма, 1878, публ. 1879.

42. Сердце не камень. Комедия, 1879, публ. 1880.

43. Невольницы. Комедия, 1880, публ. 1884?

Том 9: Пьесы 1882-1885 гг.

44. Таланты и поклонники. Комедия, 1881, публ. 1882.

45. Красавец-мужчина. Комедия, 1882, публ. 1883.

46. Без вины виноватые. Комедия, 1883, публ. 1884.

47. Не от мира сего. Семейные сцены, 1884, публ. 1885.

48. Воевода (Сон на Волге). (2-я редакция).

Том 10. Пьесы, написанные совместно с другими авторами, 1868-1882 гг.

49. Василиса Мелентьева. Драма (при участии С. А. Гедеонова), 1867.

Совместно с Н. Я. Соловьевым:

50. Счастливый день. Сцены из жизни уездного захолустья, 1877.

51. Женитьба Белугина. Комедия, 1877, публ. 1878.

52. Дикарка. Комедия, 1879.

53. Светит, да не греет. Драма, 1880, публ. 1881.

Совместно с П. М. Невежиным:

54. Блажь. Комедия, 1879, публ. 1881.

55. Старое по-новому. Комедия, 1882.

Том 11: Избранные переводы с английского, итальянского, испанского языков, 1865-1879 гг.

1) Усмирение своенравной. Комедия Шекспира, 1865.

2) Кофейная. Комедия Гольдони, 1872.

3) Семья преступников. Драма П. Джакометти, 1872.

Интермедии Сервантеса:

4) Саламанская пещера, 1885.

5) Театр чудес.

6) Два болтуна, 1886.

7) Ревнивый старик.

8) Судья по бракоразводным процессам, 1883.

9) Бискаец-самозванец.

10) Избрание алькальдов в Дагансо.

11) Бдительный страж, 1884.

Том 12: Статьи о театре. Записки. Речи. 1859-1886.

Том 13: Художественные произведения. Критика. Дневники. Словарь. 1843-1886.
Художественные произведения. С. 7 - 136.

Сказание о том, как квартальный надзиратель пускался в пляс, или от великого до смешного только один шаг. Рассказ.
Записки замоскворецкого жителя Очерк.
[Биография Яши]. Очерк.
Замоскворечье в праздник. Очерк.
Кузьма Самсоныч. Очерк.
Не сошлись характерами. Повесть.
"Снилась мне большая зала..." Стихотворение.
[Акростих]. Стихотворение.
Масленица. Стихотворение.
Иван-царевич. Волшебная сказка в 5 действиях и 16 картинах.
Критика. С. 137 - 174.
Дневники. С. 175 - 304.
Словарь [Материалы для словаря русского народного языка].
Том 14: Письма 1842 - 1872 гг.
Том 15: Письма 1873 - 1880 гг.
Том 16: Письма 1881 - 1886 гг.

Переводы, не включенные в состав Полного собрания
Вильям Шекспир. Антоний и Клеопатра. Отрывок из незаконченного перевода. , первая публикация 1891 г.
Старицкий М. П. За двумя зайцами. Комедия из мещанского быта в четырех действиях.
Старицкий М.П. Последняя ночь. Историческая драма в двух картинах.

Пьеса «Свои люди - сочтемся» была отнесена А.Н. Островским к жанру комедии, однако и современники, и критики более поздних периодов считали рассказанную драматургом историю скорее трагической. Да и судьба самого произведения не была простой: его запретили к постановке на сцене, а самого автора даже взяли под наблюдение. Однако читка пьесы все же состоялась – она прошла в доме русского историка Михаила Погодина. А вот ждать встречи со зрителем ей пришлось еще 11 лет – и то постановка была значительно урезана по сравнению с оригиналом.

В основу пьесы Островского «Свои люди - сочтемся» положен конфликт отцов и детей. Старшее поколение вызывает скорее симпатию, поскольку купец Самсон Силыч Большов идет на обман хотя бы ради будущего своей дочери и полностью доверяется ей и ее жениху, а вот Лазарь и Липочка обманывают ради собственной выгоды, не стесняясь предавать самого близкого человека. Таким образом, в произведении тесно сплетаются социальный и семейно-бытовой конфликты, что позволяет ярче показать характеры героев.

«Свои люди - сочтемся» читать стоит до конца или скачать полностью, чтобы увидеть превращение комедии в трагедию. Зритель может наблюдать прозрение обманутого обманщика Большова, посаженного в долговую тюрьму из-за жадности и эгоизма его любимой дочери. Мораль в исполнении Островского выглядит достаточно жестокой, а младшее поколение купцов – еще более неприглядным, чем старое. Ведь если Самсон Силыч верил хотя бы в родственные связи, то молодежь верит только в толстую мошну. Доподлинно неизвестно, сталкивался ли драматург с подобными ситуациями на практике в то время, когда работал в Московском коммерческом суде, но максимальная реалистичность пьесы, которая стала возможна благодаря его юридическому опыту, делает происходящее еще более пронзительным.

Сочинение

Пьеса «Свои люди — сочтемся», над которой А. Н. Островский работал с 1846 по 1849 год, стала дебютом молодого драматурга. Первоначальное название произведения — «Банкрут» — дает представление о сюжете пьесы. Ее главный герой, прожженный купец Большов, задумывает и осуществляет необычную аферу. Он объявляет себя бакротом, хотя таковым на самом деле не является.

Благодаря этому обману Большов рассчитывает еще больше разбогатеть. Но одному ему «несподручно», да и о состоянии его дел прекрасно осведомлен приказчик Подхалюзин. Главный герой делает приказчика своим сообщником, но не учитывает одного — Подхалюзин еще больший мошенник, чем Большов. В результате опытный купец, гроза всего города, «остается с большим носом» — Подхалюзин завладевает всем его состоянием, да еще женится на единственной дочери Липочке.

На мой взгляд, в этой комедии Островский во многом выступил как продолжатель традиций Н. В. Гоголя. Так, например, «манера» великого русского комедиографа чувствуется в характере конфликта произведения, в том, что здесь нет положительных героев (единственным таким «героем» может быть назван смех).

Но, в то же время, «Свои люди — сочтемся» — глубоко новаторское произведение. Это признавали все «литературные» современники Островского. В своей пьесе драматург использовал совершенно новый материал — он вывел на сцену купцов, показал быт и нравы их среды.

На мой взгляд, главное отличие «Своих людей — сочтемся» от пьес Гоголя заключается в роли комедийной интриги и отношении к ней действующих лиц. В комедии Островского есть персонажи и целые сцены, которые не только не нужны для развития сюжета, а, наоборот, замедляют его. Однако эти сцены не менее важны для понимания произведения, чем интрига, основанная на мнимом банкротстве Большова. Они необходимы для того, чтобы полнее обрисовать быт и нравы купечества, условия, в которых протекает основное действие.

Впервые Островский использует прием, повторяющийся практически во всех его пьесах, — развернутую замедленную экспозицию. Кроме того, некоторые персонажи произведения вводятся в пьесу вовсе не для того, чтобы как-то развить конфликт. Эти «обстановочные лица» (например, сваха, Тишка) интересны сами по себе, как представители бытовой среды, нравов и обычаев: «У других-то хозяев коли уж мальчишка, так и живет в мальчиках — стало быть при лавке присутствует. А у нас то туда, то сюда, целый день шаркай по мостовой как угорелый». Можно сказать, что эти герои дополняют изображение купеческого мира небольшими, но яркими, колоритными штрихами.

Таким образом, повседневное, обыденное интересует Островского- драматурга не меньше, чем нечто из ряда вон выходящее (афера Большова и Подхалюзина). Так, разговоры жены и дочери Большова о нарядах и женихах, перебранка между ними, ворчание старой няньки прекрасно передают обычную атмосферу купеческой семьи, круг интересов и мечты этих людей: «Не вы учили — посторонние; полноте, пожалуйста; вы и сами-то, признаться сказать, ничему не воспитаны»; «Уймись, эй, уймись, бесстыдница! Выведешь ты меня из терпения, прямо к отцу пойду, так в ноги и брякнусь, житья, скажу, нет от дочери, Самсонушко!»; «…все под страхом ходим; того и гляди, пьяный приедет. А уж какой благой-то, господи! Зародится же ведь эдакой озорник!» и т. д.

Важно, что речь персонажей становится здесь их емкой внутренней характеристикой, точным «зеркалом» быта и нравов.

Кроме того, нередко Островский как бы тормозит развитие событий, считая необходимым показать, о чем думали его персонажи, в какую словесную форму облекаются их размышления: «Вот беда-то! Вот она где беда-то пришла на нас! Что теперь елать-то? Ну, плохо дело! Не миновать теперь несостоятельным объявиться! Ну, положим, хозяину что-нибудь и останется, а я-то при чем буду?» (рассуждения Подхалюзина) и т. п. В этой пьесе, таким образом, впервые в русской драматургии, диалоги действующих лиц стали важным средством нравоописания.

Стоит отметить, что некоторые критики сочли широкое использование Островским бытовых подробностей нарушением законов сцены. Оправданием, по их мнению, могло служить лишь то, что начинающий драматург был первооткрывателем купеческого быта. Но это «нарушение» впоследствии стало законом драматургии Островского: уже в первой своей комедии он соединил остроту интриги с многочисленными бытовыми подробностями. Больше того, драматург не только не отказывался от этого принципа впоследствии, но и развивал, добиваясь максимального эстетического действия обоих слагаемых его пьесы — динамичного сюжета и статичных «разговорных» сцен.

Таким образом, пьеса А. Н. Островского «Свои люди — сочтемся!» — это обличительная комедия, первая сатира драматурга на нравы купеческой среды. Драматург, впервые в русской литературе, показал жизнь Замоскворечья — быт и нравы московских купцов, их взгляды на жизнь, мечты и стремления. Кроме того, первая пьеса Островского определила его творческую манеру, приемы и методы, с помощью которых он впоследствии создал такие драматургические шедевры, как «Гроза» и «Бесприданница».

СВОИ ЛЮДИ — СОЧТЕМСЯ

Девятнадцатилетняя купеческая дочь Липочка разговаривает наедине с собой о том, как ей нравится танцевать, но не со студентами: «То ли дело отличаться с военными! И усы, и эполеты, и мундир, а у иных даже шпоры с колокольчиками!»

В мечтах у нее — наряды, развлечения, блестящие кавалеры.

Липочка — девушка пустоголовая, да и вальсирует она дурно, хотя и взяла двадцать уроков у местного учителя танцев.

Маменька бранит Липочку за то, что она вертится-крутится, а Липочка отбивается: «Не очень-то вы, маменька, для меня значительны!»

Бранятся мать с дочерью. Липочка очень хочет выскочить замуж. Мать желает для нее жениха солидного, а дочери нужен «душка, милашка, капидон»!

«Капидон» —слово, производное от «Купидон», божок любви.

Речь Липочки, ее матери и отца безграмотна до комичности. Они постоянно оскорбляют друг друга. И если Аграфена Кондратьевна питает все-таки животное чувство материнской любви к своей дочери («Дайка я тебе лоб платочком оботру!»), то Липочка рвется прочь из дома — навстречу свободной жизни, где только наряды и развлечения.

За купца Липочка не хочет идти, только «за благородного». И чтоб непременно был брюнет!

Приходит сваха, выпивает рюмочку, обещает «бралиянтового» жениха.

А у Самсона Силыча свои проблемы и заботы. Обращается он к стряпчему (мастеру состряпать судебные делишки) Рисположенскому («говорящая» фамилия — от «напиться до положения риз»), горькому пьянице, чтобы тот помог ему не платить долги, объявить себя банкротом (несостоятельным должником). На самом деле деньги у Болыпова есть, вот только отдавать он их не хочет.

Рисположенский советует Болыпову продать или заложить все его лавки кому-нибудь, кто заслуживает доверия. И потом объявить, что он гол как сокол.

Извольте, если хотите, получить по двадцати пяти копеек за рубль долгу, а то вовсе останетесь ни с чем!

Самсон Силыч считает, что он вполне может довериться своему приказчику. Тот клянется в преданности, а на уме имеет только свою выгоду. Не зря фамилия этого ловкого молодого человека Подхалюзин даже не подхалим, а подхалюза. Да и чего может ждать от него Боль-шов, который взял его в лавку мальчишкой и унижал как мог, считая, что оказывает благодеяние?

Как же Подхалюзину не урвать свой кусок от сделки?

Знает он, что Болыпов купец богатый, только из жадности и даже для развлечения затеял аферу с банкротством.

Подхалюзин привлекает на свою сторону Рисположенского, посулив ему в два раза больше денег, нежели Большов.

И еще одна идея осеняет приказчика: а не заключить ли союз с Липочкой? Не жениться ли на ней?

За сватовство он обещает Устинье Наумовне соболью шубу и две тысячи рублей. Награда просто неимоверная!

А тому жениху, которого сваха уже нашла для Липочки, нужно просто сказать, что никакого приданого за невестой нет, потому как ее отец — банкрот.

Устинья, соблазнившись собольей шубой и огромными деньгами, обещает помогать Подхалюзину.

Болыиов соглашается отдать Липочку за Подхалюзина: «Мое детище! Хочу — с кашей ем, хочу — масло пахтаю!»

Липочка разрядилась в ожидании визита жениха. Мать смотрит на нее со слезами умиления, дочь отталкивает ее: «Отстаньте, маменька! Фи! Нельзя одеться поприличнее, вы тотчас расчувствоваетесь...»

Сваха сообщает, что «бралиянтовый» жених передумал.

Липочка в отчаянии. Большов объявляет дочери, что жених есть! И приглашает Подхалюзина: «Ползи!»

Липочка отказывается от такого несуразного брака, но отец ее не слушает.

Дочь Болыпова остается с Подхалюзиным наедине. Он показывает ей документы: «Ваш тятенька — банкрут-с!»

Подхалюзин соблазняет ее перспективами будущей жизни:

«Вы и дома будете в шелковых платьях ходить-с, а в гости или в театр, окромя бархатных, и надевать не станем-с».

И дом обещает купить Лазарь Елизарович, и оформить его с бьющей в глаза роскошью. А если Липочке его борода не нравится, так он изменит внешность так, как жена пожелает.

А родителям подчиняться не будут, сами заживут!

Олимпиада Самсоновна соглашается.

После свадьбы Липочка очень довольна своей жизнью: много у нее новых платьев, хороший дом, муж обещаний не нарушил!

А вот ни сваха Устинья, ни Рисположенский обещанной награды не получили. Обманул их Подхалюзин.

Более того, Большов сидит в тюрьме — в «долговой яме». Подхалюзин и не собирается выплачивать его долги, хоть бы и по двадцати пяти копеек за рубль. Не нужны свежеиспеченным богачам ни отец, ни мать.

Свои люди, и сочлись по-своему — обманщик обманул обманщика.

А Подхалюзин открывает магазин и приглашает:

«Милости просим! Малого ребенка пришлете — в луковице не обочтем».

Первые успехи 1847 год – начало литературной деятельности Островского. Газета «Московский городской листок» напечатала сцены из комедии «Несостоятельный должник». Это был отрывок из незаконченной тогда комедии «Банкрот», (озаглавленной позже «Свои люди – сочтёмся!»). Отрывок имел исключительный успех. Это навсегда определило дальнейший жизненный путь Островского. «Я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в своё призвание», – писал он в автобиографической заметке.






Писательница Растопчина так передавала свои впечатления: «Что за прелесть «Банкрот»! Это – наш русский Тартюф, и он не уступит своему старшему брату в достоинстве правды, силы, энергии. Ура! У нас рождается театральная литература!...» Гоголь отзывался с похвалой о таланте молодого драматурга: «Самое главное, что есть талант, а он везде слышен…»


Основные действующие лица: Самсон Силыч Большов, купец Аграфена Кондратьевна, его жена Олимпиада Самсоновна (Липочка), их дочь Лазарь Елизарыч Подхалюзин, приказчик Устинья Наумовна, сваха Сысой Псоич Рисположенский, стряпчий Тишка, мальчик в доме Большова


Сюжет произведения: Действие происходит в доме богатого купца Большова. Его дочка, Липочка, девица на выданье, мечтает выйти замуж за военного. В крайнем случае, за благородного. У свахи Устиньи Наумовны женихи один лучше другого, но даже ей не удается угодить всем сразу - папеньке, маменьке и дочке.


У хозяина дома - купца Большова - свои проблемы. Пришло время отдавать долги, и хотя денег у него достаточно, кредиторам платить не хочется. С помощью продажного судейского Большов изготавливает документы, из которых следует, что он разорен.А в доказательство своего банкротства переводит все имущество на приказчика Подхалюзина.




Основу всех произведений Островского. С какой точностью и реалистичностью нарисованы все персонажи комедии! Казалось бы, в этом сюжете нет ничего интересного и занимательного. Но комедия интересна не сложным сюжетом, а той правдой жизни, которая составляет




Комедия «Банкрот» была запрещена в течение тридцати двух лет. Почему? Цензор М. А. Гедеонов в 1849 году писал: «Все действующие лица: купец, его дочь, стряпчий, приказчик и сваха - отъявленные мерзавцы. Разговоры грязны, вся пьеса обидна для русского купечества». Театральная история пьесы:




В спектакле «Банкрот» нет разделения на правых и виноватых, нет положительных и отрицательных героев. Театр не собирается ни обличать «темное царство», ни искать в нем «луч света». Смешной и грустный спектакль о том, как один делец потерпел фиаско притча о потерянном доверии даже к самым близким людям. А.И. Любезнов – Большов в спектакле «Свои люди – сочтёмся» А.Н. Островского. Малый театр




Разбогатев, Большов порастратил народный нравственный «капитал», доставшийся ему по наследству. Став купцом, он готов на любую подлость и мошенничество по отношению к чужим людям. Он усвоил торгашеско - купеческое «не обманешь - не продашь». Но кое-что из прежних нравственных устоев в нем еще теплится. Большов еще верит в искренность семейных отношений: свои люди сочтутся, друг друга не подведут.









Комедия как выражение типичного купеческого быта Сюжет ее взят из самой гущи жизни, из хорошо знакомых драматургу юридической практики и купеческого быта. Обман здесь начинается с малого с умения приказчика материю потуже затянуть или «шмыгнуть» через руку аршин ситца перед носом зазевавшегося покупателя; продолжается крупной и рискованной аферой. Вся эта жизнь основана на механизмах обмана, и если не обманешь ты, обманут тебя вот что сумел показать Островский.