Памятник Марселю Эме — человек, проходящий сквозь стену. Памятник Марселю Эме и его рассказ — "Человек, проходящий сквозь стену" Скульптура “Человек" проходящий сквозь стену”

Этот памятник из разряда неприметных достопримечательностей, которые есть в любом крупном городе. Он не является местом паломничества, ради него не приезжают туристы и не заказывают экскурсии.Гуляя по тихим улочкам Монмартра, можно неожиданно встретить его и, как старому приятелю, пожать его бронзовую руку.

Бронзовая скульптура "Человек, проходящий сквозь стену" высотой в два метра и тридцать сантиметров - работа известного актера и скульптора Жана Маре, выполненная в 1989 году,изображает героя рассказа французского писателя Марселя Эме, который прожил более 40 лет на Монмартре, на улице Paul Feval.
Как будто он выходит из стены прямо к подъезду собственного дома. Скульптура имеет узнаваемые черты писателя, оставившего после себя немалое творческое наследие. В образе человека соединились писатель и неоднозначный персонаж главного героя его известного рассказа «Человек, проходящий сквозь стену».

По сюжету небольшой новеллы, обычный скромный чиновник, бухгалтер Леон Дютилель однажды обнаружил в себе волшебный, но вполне практичный дар проходить сквозь стены. Воспользовавшись неожиданной возможностью, он применил её для того, чтобы тайно навещать свою возлюбленную, которую ревнивый муж держал взаперти. Но как-то раз магия иссякла, когда Дютилель почти уже вышел на улицу – этот момент и запечатлел скульптор. Из каменной стены на самой маленькой площади в Париже Place Marcel-Ayme выступает голова, верхняя часть тела несчастного бухгалтера, правая рука, нога и знаменитая кисть левой руки, которая по легенде исполняет любые желания, если её потереть. Судя по золотому блеску левой кисти скульптуры, находится немало желающих испытать её волшебную силу. Однако далеко не все прохожие открывают свои тайные желания любвеобильному бухгалтеру, кто знает, можно ли вообще ему доверять?

Вот неполный перевод рассказа - выполненный Валерией Вербининой.

На Монмартре, в четвертом этаже дома 75-бис по улице Оршан, жил-был замечательный человек по фамилии Дютийель. Замечателен же он был тем, что обладал завидным даром проходить сквозь стены, не испытывая при этом ни малейшего неудобства. Он носил пенсне, маленькую черную бородку и работал мелким чиновником в министерстве регистрации. Зимой он добирался до работы на автобусе, а летом надевал шляпу-котелок и шел пешком.

Дютийелю шел уже 43 год, когда он случайно обнаружил свой дар. Однажды вечером, когда он находился в передней своей крохотной холостяцкой квартирки, неожиданно погас свет. Дютийель двинулся наугад в темноте, а когда электричество вспыхнуло вновь, оказалось, что он стоит на лестничной площадке четвертого этажа. Поскольку дверь его квартиры была заперта изнутри на ключ, это странное происшествие заставило Дютийеля крепко задуматься, и, несмотря на доводы рассудка, он решил вернуться к себе точно так же, как и вышел - то есть сквозь стену.

Однако эта поразительная способность, так мало отвечающая его устремлениям, не переставала его тревожить. Назавтра, в субботу, Дютийель воспользовался тем, что был укороченный рабочий день, и отправился к районному врачу, чтобы изложить ему свою ситуацию. Убедившись, что пациент говорит правду, доктор осмотрел его и нашел причину болезни в спиральном отвердении странгуляционной стенки щитовидной железы. Он предписал больному вести активный образ жизни и дважды в год принимать порошок, состоящий из рисовой муки и гормона кентавра.

Приняв первый порошок, Дютийель убрал лекарство в ящик стола и начисто забыл о нем. Что касается активного образа жизни, то его обязанности на работе были строго регламентированы и не позволяли никаких излишеств в этом смысле, а в свободное время Дютийель читал газету и возился со своей коллекцией марок, так что и тут ему не приходилось бессмысленно расточать свою энергию. Таким образом, через год его способность проходить сквозь стены все еще оставалась при нем, но Дютийель не был склонен к приключениям и равнодушен к соблазнам воображения, так что если он и пользовался своим даром, то разве что по недосмотру. Даже в свою квартиру он не стремился возвращался иначе, чем через дверь, открывая замок с помощью ключа, как все обычные люди. Возможно, он так бы и состарился в мире своих привычек, не испытывая соблазна щегольнуть своим даром, если бы его существование не было потревожено неожиданной переменой. Его непосредственный начальник, месье Мурон, был назначен на другое место, а взамен него поставили некоего месье Лекюйера, который говорил отрывисто и носил усы щеточкой. С самого первого дня новому начальнику пришелся не по душе Дютийель с его пенсне на цепочке и черной бородкой, и он стал обращаться со своим подчиненным как с какой-то обременительной, никчемной рухлядью. Хуже всего, однако, было то, что Лекюйер собирался ввести у себя в отделе значительные реформы, словно нарочно предназначенные для того, чтобы смутить покой своего подчиненного. Добрых 20 лет Дютийель начинал деловые письма следующим образом: "В ответ на Ваше письмо от такого-то числа текущего месяца и напоминая Вам о нашем предшествующем обмене письмами, имею честь сообщить Вам, что…" Месье Лекюйер же требовал, чтобы эта формула была заменена другой, по-американски более энергичной: "В ответ на ваше письмо от такого-то числа, сообщаем вам, что…" Но Дютийель не смог привыкнуть к новой эпистолярной моде. Неосознанно он вновь и вновь возвращался к традиционному началу, с упорством, которое навлекало на него все растущее раздражение начальника. Атмосфера в министерстве регистрации становилась все более и более гнетущей. Утром Дютийель отправлялся на работу с тяжелым чувством, а вечером, уже в постели, ему случалось размышлять по целых четверть часа перед тем, как уснуть.
Раздраженный противодействием ретрограда, который сводил на нет все его реформы, Лекюйер сослал Дютийеля в полутемную каморку, прилегающую к его собственному кабинету. На маленькой узкой двери каморки, выходившей в коридор, красовалась выведенная прописными буквами надпись "КЛАДОВАЯ". Скрепя сердце Дютийель смирился с этим неслыханным оскорблением, но когда он вечером был у себя и читал в газете отчет о каком-то кровавом и чрезвычайно уголовном происшествии, он поймал себя на том, что мечтает, чтобы месье Лекюйер оказался в нем жертвой.

Однажды начальник ворвался в каморку, потрясая письмом, и взревел:

Немедленно перепишите эту бумажонку! Перепишите, слышите, эту мерзкую бумажонку, которая позорит мой отдел!

Дютийель хотел возразить, но месье Лекюйер громовым голосом обругал его старым тараканом и, перед тем как удалиться, скомкал письмо и швырнул его в лицо подчиненному. Дютийель был человек скромный, но гордый. Оставшись один в своей каморке, он почувствовал, как у него полыхают щеки, и внезапно его постигло озарение. Поднявшись с места, он вошел в стену, разделяющую его комнатку и кабинет начальника, и высунулся из нее, но таким образом, чтобы с другой стороны была видна только его голова. Сидя за своим столом, месье Лекюйер ручкой, все еще пляшущей от гнева, переставлял запятую в тексте одного из служащих, посланном на его одобрение, когда внезапно до его слуха донесся кашель. Подняв голову, он с невыразимым ужасом увидел голову Дютийеля, приросшую к стене на манер охотничьего трофея. Мало того, голова была живой и сквозь пенсне на цепочке устремила на начальника полный ненависти взгляд. И, как будто этого было мало, она заговорила!

Милостивый государь, - заявила голова, - вы хам, негодяй и подлец.

Разинув рот от ужаса, месье Лекюйер не мог оторвать глаз от кошмарного видения. Наконец, кое-как выбравшись из кресла, он выбежал в коридор и бросился к каморке. Дютийель, с ручкой в руке, сидел на своем обычном месте, и мирный вид его показывал, что он усердно работает. Начальник долго смотрел на него и, под конец пробормотав несколько слов, вернулся в свой кабинет. Но стоило ему снова сесть, как голова вновь появилась на стене...

Не все знают, что актер Жан Маре, известный нам по фильмам "Парижские тайны", "Фантомас" и "Граф Монте-Кристо", был также писателем, художником и скульптором. Пабло Пикассо, увидев некоторые ранние скульптурные работы Маре, удивился, как человек с таким талантом скульптора "тратит своё время на какие-то съёмки в кино и работу в театре". Сам Жан Маре отзывался о своих увлечениях так: "Я делаю скульптуры не потому, что я скульптор, рисую не потому, что я художник, пишу не потому, что я писатель. Я только развлекаюсь, и вы это знаете... Я даже не знаю, являюсь ли я настоящим актером".

В 1989 Жан Маре создал в память о своём друге писателе Марселе Эме бронзовую скульптуру высотой в 2,5 метра, которая изображает главного героя его известного рассказа «Человек, проходящий сквозь стену».
Скульптура имеет узнаваемые черты писателя, вот для сравнения парочка его фотографий в разном возрасте.

Марсель Эме более 40 лет прожил на улице Монмартра Paul Feval. Теперь как будто он выходит из стены прямо к подъезду собственного дома.

Собственно сюжет прост, фантастичен и, одновременно, романтичен. Некий бухгалтер Дютийель внезапно обретает удивительный дар проходить через стены. С помощью него он улаживает свои проблемы на работе. Но главное: он использует его в своих возвышенно-любовных интересах, регулярно навещая свою возлюбленную, которую суровый муж держит буквально взаперти. И все бы хорошо, но, как это часто бывает в грустных романтических историях, его дар исчез так же внезапно, как и появился. Уже покидая комнату своей любовницы, Дютийель застрял в стене дома, лишь немного не успев выйти из него. Увы, автор заканчивает свой рассказ, оставляя своего героя сдавленным толщей стены, которую ему уже не придется преодолеть.

Считается, что пожатие левой руки бронзового Марселя Эме приносит удачу и гарантирует исполнение желания – правда это или нет, не известно, но только проходящие мимо памятника гости Парижа не упускают случая «поздороваться» со знаменитым писателем и загадать свое самое заветное желание.

Скульптура «Три тени» является одной из уникальных работ известного мастера Огюста Родена, сейчас она находится в Париже на территории Музея Родена, в прилегающем к нему парке. Работа над тремя фигурами длилась на протяжении долгих лет с 1840 по 1917 годы. Экспонат является увеличенной копией оригинала, находящегося в музее. Он выполненный из бронзы и входит в композицию под названием «Врата ада».

«Три тени» созданы по мотивам «Божественной комедии» Данте, в которой говорится о трех проклятых душах, стоящих у входа в Ад. На работу скульптора повлияли экспонаты Микеланджело, ведь головы фигур повернуты под неестественным углом, создавая невидимую линию. В таком стиле Родену не было равных в его время.

На территории порка, где размещена занятная скульптура, можно осмотреть и другие работы Огюста. Одной из самых известных считается экспонат под названием «Мыслитель», который расположен в окружении декоративных деревьев на высоком возвышении. Также можно увидеть патриотичную работу «Граждане Кале», олицетворенную скульптуру «Бетховен» и интересную экспозицию «Уголино», расположенную в центре заросшего пруда.

Скульптура "Точка развития" (Point Croissance)

Скульптура "Точка развития" (Point Croissance) в виде прорастающего яблока сделана из нержавеющей стали и бронзы и установлена 25 октября 2006 года в районе Дефанс. Автор скульптуры - Lim Dong-Lak из Южной Кореи.

Скульптура “Человек" проходящий сквозь стену”

Скульптура "Человек, проходящий сквозь стену", выполненная в 1989 году известным актером и скульптором Жаном Маре, находится на маленькой площади Монмартра - Marcel-Ayme.

Одна из самых необычных скульптур, которую можно увидеть в Париже, посвящена известному парижскому писателю - Марселю Айме, который всю жизнь прожил на Монмартре.

Скульптура высотой 2 метра 30 сантиметров изображает персонажа из его рассказа "Проходящий сквозь стены" и представляет собой человеческую голову, верхнюю часть туловища и правую ногу, вмонтированные в каменную стену.

Скульптура "Слушатель"

Одна из самых оригинальных скульптур Парижа находится рядом с южным фасадом церкви Сент-Эсташ, в парке Ле-Аль. Здесь, на месте бывшей рыночной площади, прямо на брусчатке, лежит, припав ухом к земле, большая человеческая голова. Рядом – каменная ладонь внушительных размеров, эту голову поддерживающая.

Парижане называют эту скульптуру по-разному: «Человек слушающий», «Слушающий звуки Парижа», «Лежачая голова», «Подслушивающий» и просто «Слушающий».

Столь странный памятник создал скульптор Анри де Миллер в 1986 году. Почти полгода он высекал его из каменного монолита, специально привезенного из Бургундии и весящего почти 70 тонн.

Можно только догадываться, что слушает и что слышит эта каменная голова. Возможно, церковную музыку, доносящуюся из храма Сент-Эсташ, или звуки парижской подземки, или шаги спешащих по своим делам горожан. А может этот человек пытается услышать стук сердца своего родного города.

Туристы не обходят стороной эту необычную и приметную скульптуру. Многие шепчут ей в ухо свое заветное желание с робкой надеждой на исполнение: если уж уготовано судьбой этой каменной голове быть вечным слушателем, то пусть расслышит и человеческий голос.

Эта скульптура находится в самом богемном районе Парижа, на Монмартре. Установленная чуть более четверти века назад, по популярности среди туристов, она вполне может соперничать с находящейся неподалеку великолепной базиликой . «Проходящий сквозь стену» — произведение необычное во всех отношениях, начиная от темы и заканчивая личностью автора.

Скульптура представляет собой бронзовую фигуру человека, выходящего прямо из каменной стены. Уже показались голова, верхняя часть туловища, руки… Кажется, еще несколько мгновений и зритель увидит всю скульптуру полностью, но бронзовому человеку навеки суждено остаться в плену у холодного камня.


«Проходящий сквозь стену» — это памятник герою одноименного романа, очень популярного во второй половине прошлого столетия. По сюжету, ничем не примечательный бухгалтер Леон Дютелель неожиданно обрел странный дар – проходить сквозь стены. Эта удивительная способность помогла Леону преодолеть немало сложных жизненных ситуаций и даже обрести любовь. Вот только избранница героя, к несчастью, была замужем за другим. Муж-тиран часто держал свою жену взаперти, и только благодаря дару проходить сквозь стены, Дютелель имел возможность навещать любимую. Но однажды случилось страшное – бухгалтер внезапно потерял свою сверхъестественную способность, причем случилось это как раз в тот момент, когда он уже почти вышел из стены.


Автором этой новеллы был талантливый писатель Марсель Эме, и скульптура «Проходящий сквозь стену» установлена всего в нескольких метрах от дома, где он прожил почти всю свою жизнь. Многие критики отмечают, что лицо бронзового человека имеет портретное сходство с писателем, поэтому скульптура – памятник одновременно и литературному герою, и его создателю.


А вот создателем самого памятника стал хорошо известный в нашей стране актер, знаменитый Фантомас – Жан Маре. Как известно, талантливый человек талантлив во всем, и давнее увлечение артиста скульптурой оказалось настолько плодотворным, что его произведение заняло достойное место среди достопримечательностей Парижа.


«Проходящий сквозь стены» не зря так популярен у туристов, скульптура, действительно, производит сильное впечатление. Кроме того, у нее есть и еще один маленький секрет. Говорят, что если взять бронзового бухгалтера за левую руку и загадать самое сокровенное желание – оно непременно сбудется, и вся жизнь начнет меняться в лучшую сторону. Правда это или нет, проверить можно только на собственном опыте, поэтому, когда будете в Париже, не упустите возможности пожать левую руку несчастному Леону Дютелелю.