Павел Иванович Якушкин. Биография

Якушкин (Павел Иванович) - писатель-этнограф, двоюродный брат Ивана Дмитриевича (см. выше), родился в 1820 г. в Малоархангельском уезде Орловской губернии, в достаточной дворянской семье.


Якушкин (Павел Иванович) - писатель-этнограф, двоюродный брат Ивана Дмитриевича (см. выше), родился в 1820 г. в Малоархангельском уезде Орловской губернии, в достаточной дворянской семье. Отец его служил в гвардии, вышел в отставку поручиком и жил постоянно в деревне, где и женился на матери Павла Ивановича, крепостной крестьянке. В 1840 г. Якушкин поступил на математический факультет Московского университета и был уже на 4-м курсе, когда под влиянием М.П. Погодина и П.В. Киреевского, особенно последнего, страстного поклонника народной поэзии и собирателя ее остатков, сделался народолюбцем и, бросив университет, отправился, под видом коробейника, странствовать по деревням. Он записывал песни, сказки, пословицы и присматривался к различным проявлениям народного быта. Это хождение в народ, предпринятое Якушкиным в 40-х годах, было приемом совершенно новым, оригинальным и, по тому времени, очень смелым. Якушкин встретил на своем пути много всяких приключений и неприятностей, причем главной причиной последних было ношение им (по крайней близорукости) очков, при крестьянском платье совершенно необычных. Природное добродушие, невзыскательность и выносливость на все невзгоды добровольного странничества, [...] продолжить свое любимое дело. По его собственным словам, он работал по части собирания песен более 20 лет, составив довольно большие сборники песен и сказок (последние были им переданы А.Н. Афанасьеву). Этот период в жизни Якушкина был особенно плодотворным по свежести, непосредственности и обилию наблюдений над народной жизнью, сделанных в молодые годы; они послужили впоследствии главным материалом для его путевых очерков и рассказов. Сначала он бродил в Заволжье, в Костромской губернии, затем побывал в окрестностях Ростова и Переяславля, на берегах озер Псковского и Ильменя и, наконец, в Харьковской губернии; был учителем уездного училища сначала в Богодухове, потом в Обояни, но скоро оставил эту деятельность, как совершенно несродную его характеру. Якушкин был человек увлекающийся и впечатлительный, отличаясь притом крайней слабостью воли; это последнее свойство, при постоянном хождении по деревенским кабакам ради угощения приятелей-крестьян, снабжавших его песнями, скоро обратило его в неизлечимого алкоголика и сделало героем различных анекдотических чудачеств. В 1858 г. Якушкин приехал в Петербург, хлопотать об издании своего сборника песен, так как московское общество любителей российской словесности устранило его от редактирования собраний Киреевского, вопреки выраженному последним желанию. В Петербурге Якушкин сошелся с кружком литераторов и стал писать кое-что (немногое) для "Искры", "Библиотеки для Чтения", "Отечественных Записок" и других журналов. В 1859 г., во время странствования по Псковской губернии, он был арестован псковским полицмейстером Гемпелем и выдержан несколько дней в "кутузке". Это приключение, подробно описанное самим Якушкиным в письме к редактору "Русской Беседы", наделало в свое время много шуму, вызвало печатную полемику Якушкина с Гемпелем, журнальные толки, официальные разъяснения и пр.; это был первый по времени гласный протест против полицейского произвола. В 1865 г. дальнейшее пребывание Якушкина в Петербурге было признано неудобным, и он был выслан на родину, к матери, но, не желая обременять собой старушку, сам просил перевести его куда-нибудь подальше. Тогда местом его жительства был назначен Красный Яр, Астраханской губернии, где он и прожил несколько лет, иногда перебираясь в Енотаевск. В конце 1871 г. ему позволено было переехать в один из уездных городов Самарской губернии; Якушкин приехал в Самару, там слег в больницу и умер в начале 1872 г. Сочинения Якушкина, печатавшиеся в разных журналах, частью еще при его жизни были изданы отдельными книжками: "Путевые письма" (Санкт-Петербург, 1860); "Бывалое и Небывальщина" (1865); "Собрание песен" (1860 и полнее, 1865). Самое полное собрание всего написанного им издано в Санкт-Петербурге, в 1884 г., В.О. Михневичем, под заглавием: "Сочинения Павла Якушкина", с приложением биографии, составленной С.В. Максимовым, и товарищеских во

споминаний П.Д. Боборыкина, П.И. Вейньберга, И.Ф. Горбунова, А.Ф. Иванова, Н.С. Курочкина и др. См. А.Н. Пыпин "История русской этнографии" (II).

Один из первых в России профессиональных собирателей фольклора, этнограф и писатель Павел Иванович Якушкин происходил из старинного дворянского рода, занесенного в дворянскую родословную книгу Смоленской губернии, однако сам дворянином так и не стал, поскольку его отец, Иван Якушкин, свой брак с крепостной девушкой Прасковьей долгое время официально не регистрировал, и родившегося в 1822 году сына Павла причислили к мещанскому сословию.
Появился на свет Якушкин в усадьбе Сабурово Орловской губернии – но не в той, что связана с именем фельдмаршала Каменского и находится рядом с Орлом, а в сельце Сабурово (в настоящее время, к сожалению, исчезнувшем) Малоархангельского уезда – в 70 верстах от губернского центра.
После окончания Орловской мужской гимназии Павел Якушкин поступил на математический факультет Московского университета, но, обучаясь в нем, стал изучать произведения устного народного творчества, собирая их во время длительных странствий – путешествий.
Под видом странника и мелкого торговца – офеня Павел Иванович пешком обошел Новгородскую, Псковскую, Владимирскую, Тверскую, Костромскую, Ярославскую, Нижегородскую, Черниговскую, Астраханскую и, конечно же, родную Орловскую губернии.
В результате своих многочисленных хождений по Руси Якушкин записал более тысячи произведений устного народного творчества, которые составили потом самую ценную часть собрания народных песен П. Киреевского.
Первое же самостоятельное этнографическое произведение Якушкина называлось «Народные сказания о кладах, разбойниках, колдунах и их действиях», и написано оно было на орловском материале.Во время своих странствий фольклорист много раз замерзал, промокал, заболевал, попадал в различные рискованные ситуации, однако всегда с честью выходил из них, не теряя рассудка и энтузиазма.
В 1861 году Якушкин опубликовал в журнале «Современник» «Путевые письма из Орловской губернии», многие из которых написаны были на малоархангельском и сабуровском материале.
С 1865 по 1868 год Павел Иванович почти безвыездно провел в имении матери Сабурово, куда был сослан по подозрению в пропагандистской деятельности.
Собиратель легенд и сказаний, Якушкин остался в истории и народной памяти легендарной личностью, а образ его нашел отражение в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (здесь он – Павлуша Веретенников) и в романе М. Горького «Дело Артамоновых» (а тут он – Япушкин).

В 1868 его высылают в Астраханскую губернию.

В 1871 - в Самарскую губернию.

Многолетняя ссылка подорвала и без того расшатанное здоровье Якушкина П.И. В Самаре его вынуждены были поместить в земскую больницу, где он вскоре (1872) и умер от возвратной горячки.
По словам всех знакомых и товарищей Якушкина, «бессеребник в нем виделся настоящий, у него никто не видел денежного кошелька, как не видел никто какой-нибудь другой движимой собственности. Он слишком был отрешен от обыденных привычек оседлых людей... Оттого он и казался таким чудаком...» (наши современники охарактеризовали бы его, конечно, несколько грубее. – А.П.)
Умер Павел Иванович без гроша в кармане, но его товарищи сумели обеспечить писателю достойные похороны: «положили в честный гроб с украшениями, понесли который на честных рабочих руках, с церковным пением, которое любил покойный – и с полковой музыкой, которая так отвечала и приличествовала замечательному певцу и страннику».

26 января 2007 года, 135 лет спустя после того печального события, и в очередную, 185-ю, годовщину со дня рождения известного русского писателя, этнографа и фольклориста на его родине, в деревне Тетерье Покровского района (она находится в двух километрах от исчезнувшего Сабурово – А.П.), прошли праздничные мероприятия, посвященные Павлу Якушкину, во время которых был открыт памятный знак знаменитому земляку. Проходят с тех пор в районе и ежегодные (в январе) Якушкинские фольклорные фестивали.

В тот январский день 1872 года в Самаре прошли необычные похороны: простого, незнатного человека хоронили с музыкой. Траурная церемония такого рода в городе произошла впервые в его истории. Впрочем, тот человек был хотя и невысокого происхождения, но всё же не совсем обыкновенный. В могилу опустили гроб с телом Павла Ивановича Якушкина, одного из самых неординарных русских писателей, который после двадцатипятилетних скитаний по России умер на больничной койке в Самаре (рис. 1).

«Калика перехожий»

Он родился 14 (по новому стилю 26) января 1822 года в усадьбе Сабурово Малоархангельского уезда Орловской губернии. Отец его, мелкопоместный дворянин Иван Андреевич Якушкин, служил в гвардии, вышел в отставку поручиком и жил постоянно в своей деревне, где и женился на крепостной крестьянке Прасковье Фалеевне. Его близким родственником был декабрист Иван Дмитриевич Якушкин.

После смерти Ивана Андреевича семья осталась на руках матери, которая пользовалась общим уважением, внушаемым её бесконечной добротой, светлым умом и сердечностью. Она владела в то же время даром опытной хозяйки, и имение, оставшееся после мужа, не только не расстроилось, но было приведено в наилучшее состояние. Благодаря этому Прасковья Фалеевна имела возможность воспитать шестерых сыновей в Орловской гимназии и затем трём из них (Александру, Павлу и Виктору) открыть дорогу к высшему образованию.

Павел обучился грамоте в родительском доме, затем поступил в Орловскую гимназию, где обращал на себя внимание своею мужиковатостью, небрежностью в костюме и полным неумением соблюдать благопристойную внешность, сообразную с дворянским званием. Страсть к простонародности формировалось у Якушкина ещё в школе, и потому учитель немецкого языка Функендорф называл его не иначе, как «мужицка чучелка».

В 1840 году Якушкин поступил на физико-математический факультет Московского университета, слушал его до 4-го курса, но вуза так и не окончил. Впоследствии он объяснял это «случайностью выбора факультета, несообразного с его желаниями и призванием», поскольку уже во время учёбы Якушкин увлёкся совершенно другим родом занятий – литературой и собиранием фольклора. Недоучившийся студент потом некоторое время служил в разных уездных училищах, но каждый раз это было недолго и неудачно.

Решающую роль в его судьбе сыграло знакомство с собирателем русского фольклора П.В. Киреевским (рис. 2). Узнав, что он коллекционирует народные песни, Якушкин записал одну и отправил к нему с товарищем, нарядившимся лакеем. Киреевский выдал за эту песню 15 рублей ассигнациями. Якушкин вскоре повторил ещё два раза этот опыт и получил от Киреевского приглашение познакомиться. Песни были неподдельного народного творчества. Чуткий к способностям Якушкина, Киреевский на собственный счёт задал ему работу, которая пришлась ему столь по душе, что заставила его бросить университет: а именно отправил его для исследования в поволжские губернии. Якушкин взвалил на плечи лубочный короб, набитый офенским товаром, ценностью не больше десяти рублей, взял в руки аршин и пошёл под видом сумошника на исследование народности и для изучения и записывания песен (рис. 3).

Эти скитания Якушкина по необъятным просторам России с перерывами продолжались свыше четверти века. Во времена короткого отдыха между странствиями он записывал на бумагу свои впечатления и воспоминания о путешествиях, а также жемчужины устного народного творчества – сказки, легенды, загадки, песни, былины, небывальщины и прочее. Всё собранное он затем отсылал в солидные столичные журналы – «Отечественные записки», «Дело», «Современник», «Искра» и некоторые другие. Издатели с большим воодушевлением печатали эти образцы народной литературы.

Благодаря этим публикациям, а также необычному образу жизни П.И. Якушкин уже в 60-е годы XIX века стал очень известен в России, и не только как собиратель фольклора, но также и как непокорный вольнодумец, поскольку во многих своих статьях он выступал против произвола властей, в защиту простого народа. О нем создавались легенды, и даже появились лже-Якушкины.

Впоследствии его произведения были объединены в собрание сочинений в нескольких томах, которые в России выходили несколькими изданиями, в том числе и после смерти самого писателя.

В самарской больнице

В Самару Якушкин явился осенью 1871 года, и сразу пришёл к известному в городе врачу В.О. Португалову (рис. 4).
Тот в своих воспоминаниях впоследствии писал так: «В конце сентября, в дождливые скучные сумерки, прислуга доложила мне, что пришел кто-то, не то барин, не то из мужиков. Встретив неожиданного гостя, легко было догадаться, в чем вся суть, когда посетитель назвал свое знаменитое имя: Павел Иванович Якушкин!»

В момент приезда в Самару здоровье знаменитого странника было уже изрядно подорвано. По свидетельству Португалова, Якушкин «постоянно страдал сердцебиением, удушьем, часто и сильно кашлял». Крепкий от природы организм расшатали и полуголодное существование, и всякого рода «напасти», поскольку за время своих странствий Якушкин и болел оспой, и тонул, часто ночевал на улице, и не раз был бит в полицейских участках, куда его забирали за вольнодумные выступления и по подозрению в бродяжничестве.

Горячее участие в судьбе П.И. Якушкина принял небольшой кружок самарских интеллигентов. По просьбе В.О. Португалова губернатор Г.С. Аксаков разрешил Якушкину остаться в Самаре «впредь до поправления здоровья». Четвертого октября 1871 года скиталец поступил в больницу в отделение Португалова. При содействии последнего писателю отвели отдельную комнату, и он «пользовался исключительными привилегиями и полной свободой». Немного оправившись от болезни, он мог выходить куда угодно и жить в больнице, как на квартире, иначе полиция могла немедленно выслать его из города (рис. 5-7).



Скоро П.И. Якушкин почувствовал себя лучше и стал появляться на улицах, сразу же обратив на себя внимание своим крестьянским костюмом. Чаще всего он бывал у Португалова, где встречался с редактором местной газеты Андреевским, артистом Рассказовым и известным впоследствии публицистом М.И. Писаревым, с которым Якушкин особенно тесно подружился. «Нередко вся эта компания, - вспоминал Португалов, - сходилась, и проводила время в литературном собеседовании… Павел Иванович любил рассказывать эпизоды из своих похождений».

В конце ноября Якушкин заразился в больнице возвратным тифом. Благодаря самоотверженному уходу он смог перенести болезнь, но его организм к тому моменту уже был настолько истощен, что писатель угасал буквально на глазах. Умирал Якушкин без ропота. Единственное желание, выраженное им - дотянуть до получения денег из редакции «Отечественных записок», чтобы быть погребенным на свои трудовые средства. Перед смертью Якушкин сказал: «Припоминая все мое прошлое, я ни в чем не могу упрекнуть себя!».

Павел Иванович Якушкин умер 8 января 1872 года на 52-м году жизни. Кроме частных писем, у него не осталось никаких бумаг, указывающих на новые литературные труды.

В день его похорон от «Отечественных записок» пришел на имя Якушкина ожидаемый им гонорар. Похоронили его на Всехсвятском кладбище.

П.И. Якушкин послужил прототипом одного из героев Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

«…Был тут человек

Павлуша Веретенников.

(Какого роду-звания,

Не знали мужики,

Однако звали «барином»,

Горазд он был балясничать,

Носил рубаху красную,

Поддёвочку суконную,

Смазные сапоги;

Пел складно песни русские,

И слушать их любил.

Его видали многие

На постоялых двориках,

В харчевнях, кабаках)».

«Божий человек», «калика перехожий», «опростившийся интеллигент», П.И. Якушкин, по образному замечанию Д.Д. Минаева, занимал в плеяде деятелей 60-х годов место - «особняк», не примыкая ни к либералам, ни к революционным демократам.

Когда Якушкину говорили о смене формы государственного правления, он отвечал: «Как народ похочет, так и устроится». Однако он считал, что лучшей формой общественного устройства была бы артель.

В народе Якушкин выделял людей подневольного труда - батраков, фабричных, которых, по его словам, «хозяева заморить готовы». Но дальше сочувствия им дело не шло. Он полагал, что надо самим учиться у народа, недопонимая, как и многие народники, необходимости не только учиться у народа, но и учить народ.

Якушкин пошел в народ со стремлением изучить его, проникнуть в истинную сущность народной жизни. Одним из средств изучения народа он считал собирание фольклора. Якушкин записывал песни, которые появились в печати раньше известных сборников Киреевского, Рыбникова, и обратил на себя большое внимание. Многие из этих песен записаны в Поволжье. Волжский фольклор очень интересовал Якушкина. Из его собственного творчества нужно упомянуть очерки («Путевые письма») и рассказы («Небывальщина» и другие), которые печатались в «Отечественных записках», «Современнике», «Искре» и других столичных журналах (рис. 8).

Валерий ЕРОФЕЕВ.

Сочинения П.И. Якушкина

Бывалое и Небывальщина. СПб., изд. Генкель, 1867.

Путевые письма. СПб., изд. Кожанчикова,1860.

Собрание песен. М.,1860 и полнее, СПб., 1865.

Сочинения Павла Якушкина. СПб., изд. Михневич, 1884.

Собрание народных песен П.В. Киреевского: Записи П.И. Якушкина. В 2 томах. Л.: Наука, 1983-1986. - 672 с.

Собрание народных песен П.В. Киреевского: Записи П.И. Якушкина / Отв. ред. А.А. Горелов; Подготовка текстов, вступ. статья и коммент. З.И. Власовой; Институт русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1983. Т. 1. 344 с. (Памятники русского фольклора).

Собрание народных песен П.В. Киреевского: Записи П.И. Якушкина / Отв. ред. А.А. Горелов; Подготовка текстов, предисл., коммент. З. И. Власовой; Статья и музыкальное приложение М.А. Лобанова; Институт русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР. Л., Наука. Ленингр. отд-ние, 1986. Т. 2. 328 с. (Памятники русского фольклора).

Сочинения. М.: Современник, 1986. 592 с.

Список литературы

Ашевский С. Калика перехожий XIX в. Исторический Вестник, 1897 г., № 8.

Н.Ш. Народник Якушкин. Дело, 1883 г., № 12.

Пыпин А.Н. История русской этнографии, т. II, С. 65-68.

Пыпин А.Н. Отзыв о книге «Сочинения П. Якушкина». Вестник Европы, 1884 г., январь. С. 415-420.

Сочинения П.И. Якушкина, изд. Вл. Михневича, СПб., 1884 г., с биографическим очерком С.В. Максимова и товарищескими о нём воспоминаниями: П.Д. Боборыкина, П.И. Вейнберга, И.Ф. Горбунова, А.Ф. Иванова, Н.С. Курочкина, Н.А. Лейкина, Н.С. Лескова, Д.Д. Минаева, В.Н. Никитина, В.О. Португалова и С.И. Турбина.

Селиванов К.А.. Русские писатели в Самаре и Самарской губернии. Куйбышевское книжное издательство, 1953 год.

Скабичевский А.М. История новейшей русской литературы 1848-1908 гг. СПб., 1909 г. С. 226-231.

Якушкин Павел Иванович // Русский биографический словарь в 25 томах. СПб.- М., 1896-1918.

Якушкин, Павел Иванович - писатель-этнограф, двоюродный брат И . Д. Я. (см.); род. в 1820 г. в Малоархангельском уезде Орловской губернии, в достаточной дворянской семье. Отец его служил в гвардии, вышел в отставку поручиком и жил постоянно в деревне, где и женился на матери П. И., крепостной крестьянке. В 1840 г. Я. поступил на математический факультет москов. унив. и был уже на 4-м курсе, когда под влиянием М. П. Погодина и П. В. Киреевского, особенно последнего, страстного поклонника народной поэзии и собирателя ее остатков, сделался народолюбцем и, бросив университет, отправился, под видом коробейника, странствовать по деревням.

Он записывал песни, сказки, пословицы и присматривался к различным проявлениям народного быта . Это хождение в народ, предпринятое Я. в 40-х гг., было приемом совершенно новым, оригинальным и, по тому времени, очень смелым. Я. встретил на своем пути много всяких приключений и неприятностей, причем главной причиной последних было ношение им (по крайней близорукости) очков, при крестьянском платье совершенно необычных.

Природное добродушие, невзыскательность и выносливость Я. давали ему возможность, несмотря на все невзгоды добровольного странничества, продолжать любимое дело. По его собственным словам, он работал по части собирания песен более 20 лет, составив довольно большие сборники песен и сказок (последние были им переданы А. H.

Афанасьеву). Этот период в жизни Я. был особенно плодотворным по свежести, непосредственности и обилию наблюдений над народной жизнью, сделанных в молодые годы; они послужили впоследствии главным материалом для его путевых очерков и рассказов. Сначала он бродил в Заволжье, в Костромской губернии, затем побывал в окрестностях Ростова и Переяславля, на берегах озер Псковского и Ильменя и, наконец, в Харьковской губ. ; был учителем уездного училища сначала в Богодухове, потом в Обояни, но скоро оставил эту деятельность, как совершенно несродную его характеру.

Я. был человек увлекающийся и впечатлительный, отличаясь притом крайней слабостью воли; это последнее свойство, при постоянном хождении по деревенским кабакам ради угощения приятелей-крестьян, снабжавших Я. песнями, скоро обратило его в неизлечимого алкоголика и сделало героем разных анекдотических чудачеств. В 1858 г. Я. приехал в Петербург, хлопотать об издании своего сборника песен, так как московское общество любителей российской словесности устранило его от редактирования собраний Киреевского, вопреки выраженному последним желанию. В Петербурге Я. сошелся с кружком литераторов и стал писать кое-что (немногое) для "Искры", "Библиотеки для Чтения", "Отеч.

Записок" и других журналов. В 1859 г., во время странствования по Псковской губ., он был арестован псковским полицмейстером Гемпелем и выдержан несколько дней в "кутузке". Это приключение, подробно описанное самим Я. в письме к редактору "Русск. Беседы", наделало в свое время много шуму, вызвало печатную полемику Я. с Гемпелем, журнальные толки, официальные разъяснения и пр. ; это был первый по времени гласный протест против полицейского произвола.

В 1865 г . дальнейшее пребывание Я. в Петербурге было признано неудобным, и он был выслан на родину, к матери, но, не желая обременять собою старушку, сам просил перевести его куда-нибудь подальше. Тогда местом для его жительства был назначен Красный Яр, Астраханской губ., где он и прожил несколько лет, иногда перебираясь в Енотаевск. В конце 1871 г. ему позволено было переехать в один из уездных городов Самарской губ. ; Я. приехал в Самару, там слег в больницу и умер в начале 1872 г. Сочинения Я., печатавшиеся в разных журналах, частью еще при его жизни были изданы отдельными книжками: "Путевые письма" (СПб., 1860); "Бывалое и Небывальщина" (СПб., 1865); "Собрание песен" (1860 и полнее, 1865).

Самое полное собрание всего написанного им издано в СПб., в 1884 г., В. О. Михневичем, под заглавием: "Соч. Павла Якушкина", с приложением биографии, составленной С. В. Максимовым, и товарищеских воспоминаний П. Д. Боборыкина, П. И. Вейнберга, И. Ф. Горбунова, А. Ф. Иванова, H. С. Курочкина и др. См. А. H.

  • Богатырев Павел Иванович - Богатырев Павел Иванович - беллетрист. Род. в 1851 г. в мещанской семье. Поступив на сцену, имел успех в провинциальных оперных театрах. Затем он служил в Москве в Народном театре и у М. В. Лентовског...
  • Бузовлевы - Бузовлевы - Иван Иванович в 1649 и Павел Михайлович Б. в 1691 г. написаны "в списку" городовых дворян и верстаны поместным окладом. Герб их помещен в VI ч. Герб., № 85.
  • Егеря конные - Егеря конные (видоизменение драгун) - в настоящее время существуют только во Франции (20 полков) и в Австрии, где в военное время формируются 2 эскадрона тирольских конных Е. и 1 отделение далматински...
  • Зубова, Мария Воиновна - Зубова, Мария Воиновна (урожденная Римская-Корсакова) - известная в свое время певица и любительница народных песен. Умерла в 1799 г. З. "сочинила немало разных весьма изрядных стихотворений, а особли...
  • Назореи - Назореи - особый класс посвященных у евреев. Давшие обет назорейства воздерживались от вина и др. возбуждающих напитков, не стригли волос и вообще избегали всякого осквернения. Были Н. временные и пож...
  • Нейдгарт - Нейдгарт - дворянский род, происходящий из Австрии и восходящий к 1-й половине XVI в. Николай Андреевич Н. в конце XVII в. выехал в Россию и в начале XVIII в. был полковником. Один из его правнуков, П...
  • Новицкий, Яков Павлович - Новицкий, Яков Павлович - современный малорусский этнограф. Род. в 1847 г., был сельским учителем; писал по педагогическим и общественным вопросам в "Русск. Ведом.", "Стране", "Петерб. Ведомостях", "Н...
  • Караджиани - Караджиани (Joan Caragiani) - современный румынский писатель и проф. университета в Яссах. Родом из Македонии, он интересуется судьбой македонских румын (цинцар), их историей, языком и народной словес...
  • Комиссар - Комиссар - член какой-нибудь комиссии, особенно исполнительной, но чаще уполномоченный, являющийся единоличной властью. Особенно много К. было при Петре I; К. были при сенате, К. поручалось управление...
  • Крылов Андрей Иванович - Крылов Андрей Иванович (1747-1810) - известный деятель поморской церкви. Родом архангельский мещанин. Его религиозно-полемические сочинения (числом семь), в свое время пользовавшиеся среди старообрядц...
  • Кутайсовы - Кутайсовы - русский графский род, происходящий от пленного турка Ивана Павловича К. († 1834), служившего камердинером при императоре Павле, быстро возвысившегося при воцарении этого государя, достигше...