Первые азы игре на саксофоне. Как играть на саксофоне? Виды саксофонов

Желание брать уроки игры на саксофоне – это, конечно, уже многое. Многие из Вас задают вопрос, а существует ли универсальный самоучитель игры на саксофоне? Тут вопрос немного не однозначный и мой ответ на него и да, и нет. Если задаться целью и поискать в сети, вы без особого труда найдете уроки игры на саксофоне, видео или нотный материал. Но сможет ли человек без помощи профессионального саксофониста, педагога, репетитора по саксофону – как удобнее, так и называйте, взять по книжке или видео уроку научиться играть на саксофоне. Мне кажется, что нет. Всегда нужен человек, который сможет направить, подсказать, а зачастую и заставить вас делать то или иное упражнение, чтобы добиться хоть каких-то результатов.

Самоучитель игры на саксофоне

Обучение на саксофоне, да и на любом другом музыкальном инструменте, это немного больше чем зубрежка формул и текстов и так далее. Тут важны умственные, физические, психологические данные, ну и в какой-то мере наличие таланта. Саксофон для начинающих может стать прекрасным учителем в выдержке и целеустремленности или просто прекрасным хобби. Как мне кажется, видео уроки игры на саксофоне больше подойдут людям, которые хоть в какой-то степени владеют этим инструментом. Тоже самое могу сказать и про самоучитель игры на саксофоне.

Одним из важных вопросов на мой взгляд, это приобретение своего саксофона, который будет послушным в ваших музыкальных руках. Ведь невозможно научиться играть на саксофоне без инструмента. Конечно можно взять пробные уроки саксофона, на которых преподаватель вам даст попробовать на своем или школьном инструменте, но в будущем все равно придется приобретать свой саксофон.

Методика игры на саксофоне

Когда мы учимся играть на саксофоне, особенно на начальных этапах обучения, мы не можем в полной мере оценить весь тот нереальный драйв от захватывающей дух импровизации и шикарного тембра этого прекрасного инструмента. И за частую многие бросают обучение на саксофоне. Но если продолжать уроки саксофона, то все это конечно будет. Но сначала предстоит пройти достаточно долгий, но увлекательный процесс, как обучение игре на саксофоне. Москва – это город, где вы без труда найдете репетира по саксофону, да и приобрести любой самоучитель игре на саксофоне.

Думаю, стоит упомянуть, что у каждого преподавателя своя методика преподавания игры на саксофоне. Одному нравиться одно, другому другое, мне кажется, в данном случае, все средства хороши, главное скорейший результат, который заставит саксофон играть в руках ученика как у хорошего исполнителя. Для этого существуют различные школы и методики игры на саксофоне.

Уроки саксофона

Когда мы учимся играть на саксофоне стоит не забывать, что помимо покупки саксофона, определенных денежных затрат потребуют трости и мундштук – маленькие детали, без которых брать инструмент бессмысленно. У каждого типа саксофона есть свои особенности, касающиеся подходящего мундштука. Вот почему саксофон для начинающих и не уверенных в себе людей, может стать дорогой игрушкой, которую вскоре придется продать. Многие преподаватели любят часто повторять, саксофон играть сам не будет, и никакой самоучитель игре на саксофоне тут не поможет. Только упорство и труд, если хочешь добиться хорошего результата. Ну и денежные вложения на трости для саксофона, без них увы никак.

Поэтому обучения игре на саксофоне стоит начинать с выбора не только инструмента, мундштука, но и тростей. Вот тут, я уверен, без помощи профессионала не обойтись. Ни для кого не секрет, что у профессиональных саксофонистов, не один, а хотя бы 2 и более мундштуков. Это связано с разнообразием музыкальных стилей и техник, в которых они работают и исполняют произведения. А по видео урокам мундштук не подберешь, тут нужен опыт. Так что, прежде чем вы покупать инструмент, советую взять пару частных уроков на саксофоне у любого музыканта, какая бы методика преподавания игры на саксофоне у него не была, но лучше у хорошего. И тогда, я уверен, занятия на саксофоне для вас будут только в радость, а не в тягость.

Если у вас есть вопросы, пишите, подписывайтесь на мой канал, и вступайте в группу. Ну если не сложно, то можно репостнуть статью в соц. сети.

Саксофон - тростевой музыкальный инструмент, относящийся к духовым. Если ориентироваться на принцип звукоизвлечения, то его стоит отнести к группе язычковых деревянных инструментов музыки. Прежде чем задаваться вопросом, как играть на саксофоне, стоит узнать историю его происхождения и немного важной теории.

Краткая история

Саксофон был сконструирован в первой половине XIX века, а если быть точнее - в 1841 году, когда музыкальный мастер Адольф Сакс находился в поисках устранения интонационных диссонансов (расхождений) между медными и деревянными духовыми инструментами. Также в его планы входило заполнить тембром пространство между ними и вытеснить неудобный громоздкий инструмент - басовый офиклеид, который внешне напоминал фагот.

Так, Сакс представил свое новое творение под названием "мундштучный офиклеид". В 1842 году мастер приезжает в Париж, где его инструментом очень заинтересовался знаменитый композитор и товарищ мастера - Гектор Берлиоз. Он опубликовал творение своего друга в журнале "Газета политических и литературных дебатов", дав новую формулировку данному инструменту - "саксофон".

После заявления о нем на публику инструмент начинает приобретать широкое распространение.

Становится первым композитором, который пишет новое сочинение "Хорал для голоса и шести духовых инструментов", добавляя в его состав саксофон.

В декабре 1844 года состоялся дебют инструмента, как непосредственного участника в оперном оркестре, исполнявшего оперу "Последний Царь Иудеи", Жоржа Кастнера.

Джаз и другие направления

В конце XIX столетия зарождается новое музыкальное направление - джаз, в котором мундштучный офиклеид становится одним из основных исполнителей, так как специфический звук саксофона как нельзя лучше подходил для данного стиля. С 1918 года мир захлестнула такая волна, как "саксомания". Это массовое производство, широкое распространение и записи 1910-1920 гг., в которых четко слышен тембр саксофона.

Во время рождения свинга (направление джаза) в моду входили целые джазовые ансамбли или даже оркестры, где группа саксофонов была обязательной и составляла не менее 5 инструментов.

Виды саксофонов

Для многих станет удивлением тот факт, что несмотря на общее название инструмента, саксофон делится более чем на 8 категорий, строящихся по регистровому принципу:

  • сопраниссимо-саксофон - строй на си-бемоле;
  • сопранино-саксофон - строй на ми-бемоле;
  • альт-саксофон - строй на ми-бемоле;
  • тенор-саксофон - строй на си-бемоле;
  • баритон-саксофон - строй на ми-бемоле;
  • бас-саксофон - строй на си-бемоле;
  • контрабас-саксофон - строй на ми бемоле.

Как можно заметить: виды инструмента классифицируются таким же образом, как и голоса в хоре (не считая первых двух и самого нижнего вариантов). Понять деление довольно просто, если иметь представление о тембрах выше перечисленных голосов (сопрано, альт и прочее).

Обучиться игре на данном инструменте под силу каждому, главное - регулярность занятий (как и во всем другом).

Саксофон - совершенно не тот инструмент, который можно легко освоить самостоятельно, так как он не имеет темперированного строя: звуки вам придется воспроизводить самостоятельно, ориентируясь на свой слух и используя при этом правильное дыхание.

С данной задачей на фортепиано справиться намного проще - в нем все ноты уже встроены автоматически.

Заниматься следует под руководством преподавателя или репетитора. Он сможет направить вас в нужное русло, указать на ошибки и оценить вашу игру со стороны, что очень важно в процессе обучения на музыкальном инструменте.

Если возможности заниматься с наставником нет, то вашим другом станет самоучитель игры на саксофоне. В настоящее время уроки для самоучек можно легко отыскать в Интернете, в которых будут от и до расписаны все азы освоения. Также за помощью можно обратиться и к печатным изданиям. Например:

  • "Школа игры на саксофоне", Большиянов;
  • "Джазовому саксофонисту", Звонарев.

Большое количество литературы можно найти в учебных пособиях для ДШИ.

Как бы скорее и профессиональнее не хотелось заиграть на саксофоне, стремясь к уровню Марселя Мюля или Сигурда Рашера, стоит осознать, что темп в вашем случае - второстепенная задача. Скорость не должна играть никакой роли на первых шагах освоения инструмента.

Стоит определиться при выборе вида саксофона, так как несмотря на родство, у них есть отличия. Оптимальным вариантом является саксофон-альт, в котором собраны все лучшие качества данного инструмента.

Последний и самый важный совет в вопросе, как играть на саксофоне, - это знание музыкальной грамоты. Ни одно правильное и эффективное обучение не проходит без элементарной теории. Для воспроизведения звуков, прежде всего, нужно выучить все ноты, гаммы, тональности, интервалы и прочие важные основы, чтобы не барахтаться, как в море, совершенно не понимая, куда держать курс.

Техника игры

Аппликатура (порядок расположения и чередования пальцев) саксофона очень близка к аппликатуре гобоя, однако губы не подворачиваются настолько сильно.

Принцип звукоизвлечения схож с методом игры на кларнете, но на первом намного проще держать амбюшур (положение артикуляционного аппарата во время игры на духовых).

Со звуком саксофона возможно сделать достаточно большую амплитуду во время вибрато, а также четко акцентировать стокатто (отрывистый штрих игры) и осуществить плавное движение от одной ноты к другой (глиссандо).

Саксофон превозмогает группу деревянных по возможностям динамики (на уровне с волторной). Несмотря на то что сам по себе инструмент не входит в классификацию духовых, способность сливаться тембром дает ему возможность гармонично взаимодействовать с описанной выше группой.

Задаваясь вопросом, как играть на саксофоне, необходимо понимать, что вы нуждаетесь в базовых знаниях методов игры, перед вами только некоторые из них: фрулатто (прием тремоло, выполняемый с помощью языка), резонансное звучание, исполнение в сверхвысоком регистре и флажолетное звучание в нем. Также возможно многоголосье.

Сорок второй по счету президент США Клинтон хорошо владел саксофоном, ранее хотел связать свою жизнь с музыкой.

Саксофон - одна из основных номинаций в российском конкурсе молодежных Дельфийских игр.

В Советском Союзе джазовая музыка поддавалась критике (40-е и 50-е гг.). Тогда ходило такое острое выражение: "От саксофона до финского ножа - один шаг".

WikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 52 человек(а).

Альт-саксофон является одним из наиболее распространенных саксофонов в современных музыкальных группах и часто является инструментом, который люди представляют, когда они вообще слышат термин "саксофон". Он настроен в ми-бемоль и больше сопрано саксофона, но меньше саксофон тенора. Отличный инструмент для детей и взрослых, чтобы научиться играть, саксофон альт предлагает много возможностей для музыкального обучения и выражения.

Шаги

    Соберите саксофон. Вставьте эску - подмундштучную трубку (короткая, прямая и немного наклоненная вверх часть) - в верхнюю часть корпуса инструмента и закрепите эску винтом. Помните, что ваш октавный клапан (длинный рычаг в верхней части эски) очень чувствителен. Будьте осторожны при сборке. Поместите лигатуру на мундштук и сдвиньте трость под лигатуру, закрепив ее винтами. Прикрепите шейный ремешок к крюку на задней панели инструмента, наденьте его на шею и встаньте.

    Убедитесь, что вы правильно держите инструмент. Ваша левая рука должна быть наверху, а правая рука должна быть внизу. Большой палец правой руки упирается в подставку на задней части саксофона. Ваши правый указательный, средний и безымянный пальцы лежат на основных перламутровых клавишах, которые легко найти. Ваш мизинец может передвигаться на другие клавиши в нижней части саксофона. Ваш большой палец левой руки лежит на круглой клавише в верхней части саксофона. Вы увидите пять перламутровых клавиш на самом верху. Указательный палец стоит на второй сверху вниз, а средний и безымянный пальцы - на четвертой и пятой соответственно.

    Сформируйте ваш амбушюр. Есть много разных вариаций амбушюра. Начинающие иногда учатся навернуть обе губы над зубами (как дедушка). Большинство людей навертывают нижнюю губу слегка над их нижними зубами, а остальные ставят верхние зубы на верхней части мундштука. Некоторые люди даже твердо нажимают губы без наворачивания их на зубы. Каждый метод дает разное качество тона. Поиграйте с тем, что работает на вас. Важно, чтобы твердо укрепить губы вокруг мундштука, чтобы воздух проходил через инструмент, а не из углов рта. Тем не менее, амбушюр не должны быть очень плотным.

    Без покрытия каких-либо отверстий или нажатия клавиш, подуйте в саксофон. Если вы сделали это правильно, вы услышите ноту до диез (концертная ми). Если звук не получается, или вы делаете посторонний шум, настройте амбушюр, пока тон не улучшится. Вы также можете попробовать играть только на мундштуке: иногда легче издать свой первый звук только с мундштуком. Затем просто сделать то же самое с мундштуком и саксофоном!

    Перемещение к следующим нотам.

    • Нажмите вторую жемчужную клавишу левым безымянным пальцем, оставляя другие раскрытыми. Это нота до (концертная ми бемоль).
    • Нажмите первую жемчужную клавишу указательным пальцем левой руки. Это нота си (концертная ре).
    • Нажмите на первую и вторую жемчужные клавиши. Это нота ля (концертная до).
    • Продолжите закрывать больше отверстий, спускаясь по гамме. Три закрытые – нота соль , четыре - фа , пять - ми , и шесть - ре (концертные си бемоль, ля бемоль, соль и фа соответственно). Вы можете сначала иметь небольшие проблемы с нижними нотами, но это будет улучшаться с практикой.
    • Добавьте октавную клавишу (металлическая клавиша выше большого пальца левой руки) к любой из этих аппликатур для производства той же ноты, но на октаву выше.
    • С помощью диаграммы аппликатуры перейдем к действительно высоким и действительно низким нотам в диапазоне, а также бемольным и диезным нотам. Со временем вы сможете играть любые ноты, которые ваш саксофон может достигать.
  1. Найдите ноты для исполнения. Если вы учитесь в школьном ансамбле, вы обязательно там получите ноты для изучения. В противном случае, посетите музыкальный магазин, чтобы купить ноты и учебники и начать по ним играть.

  2. Продолжайте практиковаться. Серьезно и ответственно относясь к занятиям, вы будете играть все лучше и лучше. Вы можете изучить все виды музыки, особенно джаз.

    • Помните, что практика создает совершенство! Вы развиваете координацию рук и глаз и мышечную память. Если вы изучаете что-то неправильным образом, это будет труднее исправить в дальнейшем. Найдите учителя и учитесь основам должным образом.
    • Проводите чистку, смазку и настройку саксофона примерно раз или два раза в год, просто чтобы убедиться, что он находится в хорошем рабочем состоянии.
    • Убедитесь, что вы сидите прямо и дышите диафрагмой, а не горлом (если вы делаете это, ваш желудок должен раздуваться, когда вы вдыхаете, и сдуваться при выдохе).
    • После того, как вы узнали один саксофон, вы можете научиться играть на одном из других довольно легко. Все они имеют одинаковые клавишные системы и аппликатуры, но они больше или меньше, чем альт. Многие саксофонисты, особенно в джазе, играют на нескольких саксофонах.
    • Вы можете продлить жизнь вашего мундштука при покупке подушки на мундштук, которая приклеивается на верхней части мундштука, чтобы предотвратить углубления от ваших зубов. Эти подушечки также защитят ваши зубы от колебаний инструмента.
    • Имейте в виду, что саксофон альт является транспонирующим инструментом. Это передано в ключе ми-бемоль Eb, то есть вы слышите звуки на девять полутонов (большая секста) ниже, чем написано в нотах.
    • Вы всегда должны быть спокойным и чувствовать себя комфортно во время игры на саксофоне.
    • Не думайте, что вы можете научиться играть на музыкальном инструменте быстро и легко. Научиться играть на музыкальном инструменте может занять годы терпения и практики.
    • Присоединитесь к школьному или местному оркестру. Есть также общинные оркестры.
    • Для наилучшего звучания нужно настроиться, прежде чем играть. Посмотрите статьи по настройке саксофона для получения дополнительной информации.

    Предупреждения

    • Ни при каких обстоятельствах вы не должны играть на саксофоне сразу после еды. Ферменты вашей слюны заставят ваш саксофон ухудшаться с течением времени. Убедитесь на всякий случай, что вы прополоскали рот водой, прежде чем играть,.
    • Не поднимайте саксофон за эску или верхнюю часть корпуса. Многие студенты изгибают клавиши, когда это делают. Поднимайте за то место, где нет никаких движущихся частей.
    • Обязательно прочищайте протиркой ваш саксофон каждый раз, когда вы играете. Если вы не очистите его, прокладки внутри будет разбухать от вашей слюны, в результате чего клапана не будут крыть. Если это произойдет, сразу же несите саксофон в сервисный центр.

Долгие годы по разным историческим, объективным и субъективным причинам академического обучения игре на саксофоне в нашей стране не было, поэтому и дипломированных музыкантов-саксофонистов как таковых не существовало. Саксофон осваивали как второй родственный инструмент кларнетисты с классическим акаде­мическим образованием. Другая категория саксофонистов - поколение джазовых музыкантов 50-60-х годов, «талантливые самоучки» с начальным музыкальным образованием, выходцы из худо­жественной самодеятельности и духовых оркестров. С развитием в нашей стране с середины 70-х годов академического джазового образования и открытием классов саксофона в музыкальных учебных заведениях этот инструмент получает боль­шую популярность и распространение во всех жанрах инструментального исполнительства (сольно­го, ансамблевого, оркестрового). Причин такой популярности саксофона несколько. Первая - это зарождение в начале XX века джаза и его многочисленных течений. Для этой музыки характерны малые инструментальные ансамбли, в которых почти всегда присутствует саксофон. Уже в 30-е годы появляются большие джаз-оркестры с группой саксофонов из пяти инструментов, затем саксофоны были введены в военные духовые оркестры. Вторая причина - это появление музыкаль­ной индустрии популярной музыки, где аккомпанирующие составы также трудно представить без саксофона. Третья причина - это звук, индивидуальный по тембру и выразительным возможнос­тям, так как саксофон - это инструмент~«посредник» между группой медных и деревянных духо­вых инструментов, гармонично вписывающийся в современную инструментальную, джаз-, рок- и поп-музыку. Четвертая причина: саксофон по звукоизвлечению и степени сложности начального
обучения на порядок легче по сравнению с другими инструментами - кларнетом, гобоем, фаготом и флейтой. И последняя, немаловажная причина: конструкция рычажно-клапанного механизма является универсальной для всех родственных инструментов. Всё вышеперечисленное и сделало этот инструмент в XX веке популярным и широко распространенным.
Вышедшие в нашей стране в разные годы нотные издания для саксофона восполнили опре­делённый пробел в репертуарном багаже саксофонистов, как академических, так и джазовых му­зыкантов. Но если с джазовой нотной литературой дела обстоят относительно благополучно, то существует педагогический и репертуарный «вакуум» в сфере начального обучения академической игре на саксофоне.
Автором представляемого вам учебно-методического издания является педагог Владимир Дмитриевич Иванов. Он автор более 30 нотных изданий для саксофона и других духовых инстру­
ментов.
Главная задача этого учебного издания - предоставить возможность ученику на основе систематической и последовательной работы над нотным материалом сформировать базовую
академическую постановку исполнительского аппарата, а также приобрести технические навыки звукоизвлечения, освоения аппликатуры и штрихов, сознательного восприятия и выразительного исполнения музыки.
Для достижения указанной цели «Школа» содержит необходимый инструктивный (гаммы, арпеджированные аккорды, упражнения и этюды) и художественный (пьесы и ансамбли) систем­
но расположенный (по урокам) материал.
«Школа академической игры на саксофоне» В.Д. Иванова предназначена для начального акаде­мического музыкального образования: учащихся детских музыкальных школ, студий, для домашнего музицирования и самостоятельного освоения начальных навыков игры.
Издание является современным учебным пособием и будет издано в трех частях.
Освоив навыки игры на саксофоне по этому самоучителю вы сможете совершенствовать их играя по нотам из нашего сайта

Игра на саксофоне. Самоучитель Игра на саксофоне открывает серия уроков Николая Годыны «Уроки игры на саксофоне для начинающих и продолжающих обучение».
Николай Годына профессиональный саксофонист руководитель «2х2» Saxophone Quartet, участник бигбэнда «Саксофоны Санкт-Петербурга», артист оркестра театра Мюзик-Холл, педагог музыкальной школы имени Н.А. Римского-Корсакова с 10-летним стажем (с 2007 года).

Несколько слов о том, что собой представляет самоучитель «Игра на саксофоне «? И как им пользоваться? Самоучитель включает видео-уроки от лучших авторов русского интернета о саксофоне. Для удобства пользователей к урокам сделана текстовая расшифоровка (транскрибация), добавлены поясняющие картинки и справочная информация из других источников.Почему лучше заниматься по этому самоучителю? Потому что все обучающие и справочные материалы собраны компактно на одном сайте. Вы сэкономите время. Вам не придется собирать разрозненные сведения о том, как играть на саксофоне по всему интернету. Берите и занимайтесь. Смотрите видео, читайте поясняющие тексты и делайте это лучше последовательно проходя все уроки.

Единственная просьба: задавайте вопросы по недостаточно раскрытым темам.
Так вы поможете сделать занятия «более лучше» 😉

И, конечно, оставляйте отзывы и пожелания. Постараемся исполнить.

Для справки — все материалы предоставляются с согласия авторов и бесплатно. Успехов в творчестве!

Уроки Николая представляют собой описание основных видов техник и специальных приемов игры. Таких как слэп, мультифоники, гроулинг, фруллато и прочие. Кроме того, даются ответы практически на все вопросы, которые возникают у начинающих осваивать саксофон.

Урок 1.1 Подготовка саксофона к игре

Рассказывает Николай Годына:


Саксофон состоит из следующих частей:

  • мундштук
  • эска (шейка)
  • корпус саксофона, части которого называются:
    • ствол;
    • сапог;
    • раструб

Корпус саксофона.

Корпус имеет развитую систему клапанно-рычажного механизма, которая обеспечивает хроматический звукоряд во всем звуковом диапазоне саксофона. Воздух, заполняющих корпус выполняет роль резонатора звука. Изогнутая форма корпуса с раструбом обеспечивает удобство игры на саксофоне.

Эска (подмундштучная трубка) саксофона.

Эска (шейка) — подмундштучная трубка предназначена для насаживания мундштука. Глубиной насаживания мундштука на эску можно подстроить инструмент. При глубокой посадке мундштука тон повышается, при мелкой посадке (не до конца) строй саксофона понижается.

Эска с мундштуком устанавливается в корпус саксофона.

После установки эски в корпус саксофона и регулировки ее положения к саксофонисту, она фиксируется крепежным винтом на корпусе.

Мундштук саксофона.

Мундштук у саксофона с одинарной тростью.

Это, пожалуй, важнейшая часть конструкции саксофона. Потому что внутри мундштука зарождается так любимый многими саксофонный тембр.

Возбудителем колебаний воздуха в мундштуке и эске является трость.

Трость, это пластинка из тростника, которая колеблется под потоком выдыхаемого саксофонистом воздуха. От трости во многом зависит качество звука саксофона.

Перед началом игры трость необходимо подготовить — размочить. Размачивают трость в стакане с водой. Опускают трость в воду на 10 — 15 минут, вынимают и протирают ее. Иногда саксофонисты размачивают трость слюной во рту.
После размачивания кончик трости должен быть ровным. Если кончик трости имеет волнистые изгибы, то его выпрямляют. Для чего прижимают трость плоской стороной к ровной поверхности. Например, к площадке мундштука.

На следующем этапе подготовки саксофона к игре собирают мундштук. Для этого трость плоской стороной кладётся на площадку мундштука и выравнивается по верхнему краю.

Трость на мундштуке крепится лигатурой.

Лигатуру саксофонисты часто называют «машинкой». Она может быть металлической, кожаной и, даже, в виде шнура.


Металлическая лигатура бывает с винтами вниз и с винтами вверх. Чтобы понять какая лигатура на вашем саксофоне используйте правило: у правильно надетой лигатуры винты находятся с правой стороны. На изображении мундштука, приведенном выше, винты расположены сверху, но все-равно справа!

Лигатуру располагают немного ниже среза трости. Не рекомендуется ставить лигатуру выше среза или сильно ниже среза трости. Неправильно надетая лигатура плохо держит трость.

До затягивания крепежных винтов на лигатуре необходимо выставить трость . При выставлении трости действуйте аккуратно. Трость берут за боковые края и, при необходимости, подталкивают ее в пятку. Нельзя выравнивать трость, касаясь ее верхнего острого кончика. Так можно повредить трость и привести ее в негодность.

После выставления трости затяните крепежные винты лигатуры.

При сборе мундштука лучше соблюдать советы опытных саксофонистов.
Представляем видео-урок от Эдгара Шамова:

Разбор саксофона после игры проводят в обратном порядке:

  • снимают эску;
  • затем снимают мундштук;
  • последней аккуратно снимают трость.

Протирают и чистят все элементы саксофона. Бережно и осторожно ухаживают за клапанами инструмента. Затем всё укладывают по своим коробочкам, кармашкам и чехлам.

Надеемся, что тема первого урока вами усвоена и можно переходить ко второму уроку:

Урок 1.2 . Дыхание при игре

Для особо одаренных сообщаем, что некоторые умельцы-новички увлекаясь пробуют покрутить отверткой разные винты на саксофоне. В результате получают вот такую картину:

Если вы не мастер по ремонту саксофонов или не преподаватель музыкальной школы, сильно не рекомендуем что-либо откручивать, гнуть, пробовать на прочность и ковырять на инструменте. При необходимости, обращайтесь к специалистам.