Поливанов лев иванович. Поливанов, лев иванович Смотреть значение Поливанов, Лев Иванович в других словарях

Покинул Генрих Афанасьевич бренный мир 3 декабря 1900 года, оставив детям и компаньонам фабрику, приносящую до двух миллионов рублей ежегодного дохода. Его уникальную коллекцию картин, фарфора, бронзы, мебели, старинных книг вдова превратила в постоянный московский музей. Не только иностранная и демократическая пресса поместила некрологи о нем, но даже консерваторы, недолюбливавшие все иностранное, сожалели на страницах газет о кончине предприимчивого француза.

«Вчера во Франции в Каннах состоялись похороны москвича Г. А. Брокара, - писал репортер «Московского листка». - Я не без умысла употребляю слово «москвич». Француз по происхождению, пришлый гость Москвы, покойный Брокар был тем не менее москвичом… У этого человека, пользовавшегося у нас в Москве широкой и хорошей популярностью, были три основные свойства: твердый промышленный ум, искренняя любовь к искусству и живая доброта души».

Незабвенный учитель. Директор гимназии Лев Иванович Поливанов (1839–1899)

О прошлом мы узнаем главным образом по книгам и архивным документам. Судим о людях минувших веков по их письмам, воспоминаниям современников. И еще - по делам. Более других нам понятны сочинители, отобразившие в прозе и стихах глубины своей души. Внутренний мир представителей иных профессий мы чувствуем меньше, если вообще понимаем. Увы, сухой перечень их дел, будь они даже грандиозны, как, например, открытие нового вещества или постройка грандиозного завода, не в силах воссоздать образ человека. Но нельзя же писать об одних только писателях! (Льстивые жизнеописания государственных деятелей здесь не в счет, они, как правило, легендарны и похожи одно на другое, как две капли воды.) Попробуем нарисовать портрет представителя скромной, но исключительно важной профессии - педагога.

Если перечислять литературные труды Льва Ивановича Поливанова, получится изрядный, но довольно обычный для интеллигента второй половины XIX века список. Хрестоматии для народных училищ, «Начальная книжка для обучения русскому языку», учебники «Русская и церковно-славянская этимология», «Русский синтаксис», прокомментированные для гимназистов сочинения А. С. Пушкина в пяти томах, тоже прокомментированные издания Державина, Карамзина, русских былин, биография В. А. Жуковского, критический разбор поэтической книги Я. П. Полонского, переводы Расина и Мольера, педагогические статьи в журналах и сборниках. Если судить по этим сочинениям, то перед нами предстает тип незаурядного труженика на ниве народного просвещения. Но Поливанов был не тип, а своеобразная, неповторимая личность.

По всей Москве почти полвека начиная с 1870-х годов, когда говорили об образовании, не сходили с уст слова: Поливановская гимназия. Здесь, в доме Пегова на углу Пречистенки и Малого Левшинского переулка, учились митрополит Трифон (князь Борис Туркестанов) и поэт Валерий Брюсов, математик граф Михаил Олсуфьев и философ Лев Лопатин, чемпион мира по шахматам Александр Алехин и три сына Льва Толстого…

«Поливановскую гимназию, - говорил ее воспитанник писатель Андрей Белый, - я считаю безо всяких иллюзий лучшей московской гимназией своего времени».

Другой поливановец, философ и поэт Владимир Соловьев, утверждал, что лавры гимназии стяжал ее директор: «Он вложил в свою школу живую душу, поднял и удержал эту школу выше обычной казенности и умел зажигать в своих воспитанниках искры того огня, который горел в нем самом».

Жизненный путь столь обожаемого учителя не блещет ни эксцентричными поступками, ни легендарными происшествиями. Родился он 27 февраля 1838 года в семье артиллерии поручика Ивана Гавриловича Поливанова в сельце Загарине Нижегородской губернии. В 1844 году, после смерти матери, семья переселилась в Москву. Здесь будущий педагог окончил Четвертую гимназию и историко-философский факультет Московского университета. С 1861 года преподает русскую словесность в женском Мариинско-Ермоловском училище и в 1-м кадетском корпусе, с 1864-го - в Третьей и Четвертой гимназиях. В 1868 году вместе с другими сотрудниками открывает частную гимназию и заведует ею до своего смертного часа, который настал 11 февраля 1899 года. Состоял членом Общества любителей российской словесности, Психологического общества, Комитета грамотности при Московском обществе сельского хозяйства, Московского кружка преподавателей древних языков, Православного братства во имя Пресвятой Богородицы.

В России, особенно в Петербурге, найдется несколько тысяч чиновников с куда более яркими биографиями и внушительным числом титулов. Но о них говорят разве что в кругу сослуживцев. Поливанова же знала и любила вся Москва. Родители, отдавая своих детей в его гимназию, верили, что воспитание в ней пойдет рука об руку с семейным, что при соблюдении общей гимназической программы здесь будут употреблены все старания, дабы приохотить воспитанника к осмысленной работе.

Изучали в Поливановке то же, что и везде: Закон Божий, русскую словесность, французский, немецкий, латинский и греческий языки (последний необязателен для тех, кто не готовился к университету), математику, физику, историю, географию, естественную историю, рисование, чистописание, черчение, хоровое пение, гимнастику. Но…

Лев, Лев идет! - предупреждает товарищей взволнованный гимназист, одетый, как и все, в черную блузу с кожаным поясом.

Лев не входит - влетает в класс. С седой гривой волос, ниспадающей на плечи, высокий и сутулый, в кургузой курточке, с предлинными, вечно находящимися в движении, если не сцеплены за спиной в замок, руками. Сел… Вернее, развалился на стуле совсем не по-учительски, блеснул глазами и - полилась живая увлекательная речь. Ученикам передалось его возбуждение, его азарт, они даже не замечают, что прозвенел звонок о конце урока.

Лев, Лев идет! - раздается в другом классе.

Лев зачитывает отрывок из книги С. Т. Аксакова: «Лебедь по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водяной или водоплавающей птицы. Белый как снег, с блестящими прозрачными небольшими глазами, с черным носом и черными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеей, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плавает между зеленых камышей по темно-синей гладкой поверхности воды».

А теперь, строго придерживаясь формы Аксакова, опишите лошадь. Так вы сумеете понять стиль писателя и сами побываете на его месте.

Ученик третьего класса Ермолов старательно выводит строчку за строчкой: «Лошадь за свою красоту, силу, ум, выносливость и услуги давно и справедливо сделалась любимицей человека между всеми животными. Легкая как ветер, с умными выразительными глазами, длинной и гибкой шеей, с тонкими ногами, пышной гривой - она невыразимо прекрасна, когда носится на воле».

Лев умел интуитивно внушить воспитанникам уверенность, что не исполнить его требования невозможно. А если учитель может это, он всесилен в классе.

Но ему мало классных уроков, он почти не спит, за многое берется и всегда доводит дело до конца.

Десять лет Поливанов руководил Шекспировским кружком, подавляющее большинство участников которого составляли его выпускники. На сцене Немчиновского театра они поставили шестнадцать пьес английского гения и всегда выступали в битком набитом зале. На премьере «Генриха IV» присутствовали два Ивана, Тургенев и Аксаков, на своем веку повидавшие множество первоклассных артистов, но и они, не кривя душой, назвали постановку первоклассной.

В 1880 году Поливанов провел гигантскую работу по организации празднеств по случаю открытия памятника Пушкину на Тверском бульваре и созданию уникальной пушкинской выставки.

Он постоянно хотел кому-то помочь. К нему обращались начинающие литераторы, провинциальные артисты и, конечно же, выпускники Поливановской гимназии. Встретившись, они обязательно вспоминали о своем Льве:

Идеальный русский человек.

Изумительное художественное чутье.

Дружил и с князьями, и с литаврщиком Большого театра, и с бывшим отцовским денщиком.

Лев Иванович Поливанов родился в 1838 году в селе Загарино Нижегородской губернии.

С 1844 года жил в Москве, учился в 1-й и 4-й гимназиях.

В 1861 году окончил историко-филологический факультет Московского университета.

С 1864 по 1875 год работал учителем русского языка и словесности в 4-й мужской гимназии, где ранее учился сам.

Поливанов пытался развить у своих воспитанников логическое мышление и литературную речь, выступал за исторический принцип в преподавании русского языка.

Вот что писал один из учащихся 4-й гимназии о Поливанове: «Надо было слышать его уроки, полные жизни, производившие впечатление чего-то необыкновенного, казавшиеся иногда какими-то вдохновенными импровизациями, заражавшие любовью к предмету и учителю. Надо было чувствовать это неотразимое нравственное влияние, при котором всякое слово его было законом, всякое мнение — высшим авторитетом».

В 1868 году Л.И. Поливанов открыл и свыше 30 лет возглавлял частную гимназию, ставшую известной как «Поливановская». Она была одним из лучших частных учебных заведений Москвы.

В Поливановской гимназии царил культ литературы и искусства, действовал «Шекспировский кружок», составленный в основном из бывших выпускников. Там изучались и ставились произведения великого английского драматурга, некоторые — впервые в России.

В «Поливановской» гимназии работал сильный преподавательский коллектив.

Сам Поливанов, преподававший латынь, логику и словесность, был душою гимназии.

По словам его коллеги Л. П. Бельского, это был «педагог-художник и педагог-мыслитель», который «нашел в себе идеал педагога-человека, живого, увлекающегося, не ставящего узких рамок своей деятельности».

Многие выпускники Поливановской гимназии, в частности В. Брюсов и А. Белый, оставили самые тёплые воспоминания о своём наставнике.

Выпускники гимназии с 1875 году получили статус окончивших государственные учебные заведения.

На педагогическую систему того времени большое влияние оказали составленные Л.И. Поливановым и многократно переиздававшиеся школьные хрестоматии и учебники русского языка. Подлинную известность принесли ему учебники по русской грамматике и этимологии, книги для чтения в народных училищах и особенно три части его «Русской хрестоматии», адресованные учащимся I-II классов (1870 год), III-IV классов (1875 год) и V-VIII классов средних учебных заведений (1878 год), которые выдержали много изданий.

В предисловиях к хрестоматиям, в статье «Урок объяснительного чтения и логического разбора в связи с изустным и письменным воспроизведением мыслей» (1868 год) излагаются взгляды Поливанова на цели и методику объяснительного чтения в младших и средних классах гимназий.

Основной задачей преподавателя-словесника, по его мнению, является, прежде всего, развитие у учащихся логического мышления и правильной литературной речи. С этой целью он помещает в свои хрестоматии тексты, образцовые в художественном отношении и интересные с точки зрения их языка и стиля.

Тексты, несущие только новые знания, Поливанову не интересны, ему важнее научить юных читателей разбираться в логике соединения слов, предложений, периодов в единое художественное целое.

В основе методики анализа текста у Поливанова лежит изучение композиции, плана произведения и анализ его языковых особенностей. Он предпочитает разборы небольших произведений или цельных фрагментов, связывая изучение содержания произведения с его грамматическим строем, приучая воспитанников получать «вкус к стилю фразы» (А. Белый).

В предисловии ко второй части хрестоматии Л.И. Поливанов помещает интересные образцы логико-стилистического разбора, в частности стихотворений «Кавказа» и «Бесов» Пушкина, «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтова.

Третья часть хрестоматии Поливанова, адресованная учащимся старших классов, является практическим пособием при изучении стилистики, теории прозы и поэзии.

Третье её издание, вышедшее под названием «Методическая русская хрестоматия» (1883 год), получило самую высокую оценку критиков и было удостоено премии Петра Великого.

Задачами практического обучения языку объясняется тот факт, что раздел «Для изучения стилистики и теории прозы» здесь втрое превышает по объему раздел «Для изучения теории поэзии».

Кроме того, Поливанов считает, что в старших классах «хрестоматия должна принять на себя заботу о прозаиках, уже уступая поэтов отдельным изданиям».

Оба раздела хрестоматии дополнены краткими руководствами по теории прозы и поэзии, а также образцами разборов отдельных произведений, например «Слова» Филарета, баллад Шиллера.

Л.И. Поливанову принадлежат также несколько историко-литературных работ, а также комментарии к пятитомному собранию сочинений Пушкина (1887—1888). Он был прекрасным переводчиком произведений Мольера, Расина, Корнеля и других авторов.

Его перу принадлежат литературоведческие работы о Жуковском, Пушкине, Л.Н. Толстом.

Поливанов подготовил комментированные издания для школьного и семейного чтения сочинений Г.Р. Державина, Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина.

Л.И. Поливанов был членом Московского комитета грамотности.

Общественное признание педагога как деятеля русской культуры связано с фактом работы Л.И. Поливанова в качестве главного организатора Первых Всероссийских Пушкинских торжеств в Москве в 1880 году.

Скончался Лев Иванович Поливанов в 1899 году в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Надгробие на его могиле сооружено на средства выпускников и педагогов Поливановской гимназии.

Владимир Соловьев в некрологе, опубликованном в «Вестнике Европы», высоко оценил научную и преподавательскую деятельность Поливанова, подчеркнул большое воспитательное влияние личности учителя-гуманиста: «Поливанов был воплощённое душевное движение, безостановочная вибрация ума и сердца. ...В мире учащихся по всей России имя Л.И. Поливанова всем хорошо известно. Он оставил немало ценных трудов, педагогических и литературных... А его живой ум выказывал иногда большую проницательность и далеко за пределами педагогики и литературы».

- (1838 99) российский педагог, литературовед, общественный деятель. Составитель школьных хрестоматий и учебников по русскому языку, издательский редактор произведений классиков русской литературы. Труды по литературе, методике преподавания… … Большой Энциклопедический словарь

Поливанов (Лев Иванович, родился в 1838 г.) педагог, директор частной гимназии в Москве. Окончил курс в Московском университете по историко филологическому факультету. Написал: Жуковский и его произведения (под псевдонимом Загорина, 2 е изд.,… … Биографический словарь

Для улучшения этой статьи желательно?: Проставить шаблон карточку, который существует для предмета статьи. Пример использования шаблона есть в статьях на похожую тематику. Добавить иллюстрации … Википедия

- (1838 1899), педагог, литературовед, общественный деятель. Составитель школьных хрестоматий и учебников по русскому языку., издатель и редактор произведений классиков русской литературы. Труды по литературе, методике преподавания русского языка и … Энциклопедический словарь

- (род. в 1838 г.) педагог, директор частной гимназии в Москве. Окончил курс в Московском университете по историко филологическому факультету. Написал: "Жуковский и его произведения" (под псевдонимом Загорина, 2 е изд. 1883); издал… … Большая биографическая энциклопедия

Псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович , русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Поганое Идолище (Одолище) - былинный богатырь…

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович
Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович
Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.

Некрасов Николай Алексеевич
Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.

Горький, Максим
По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.

Жихарев Степан Петрович
Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.

Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

Популярные биографии

Петр I Толстой Лев Николаевич Екатерина II Романовы Достоевский Федор Михайлович Ломоносов Михаил Васильевич Александр III Суворов Александр Васильевич

Педагог, директор частной (Поливановской) гимназии в Москве (учредил ее в 1868 г.), с 1876 г. действительный член Общества любителей российской словесности, в 1880 г. председатель комиссии по открытию памятни-ка А.С. Пушкину в Москве. Под редакцией По-ливанова вышел «Альбом Пушкинской выстав-ки» (М., 1882; 2-е изд. М., 1887). Помощник Поливанова по открытию памятника А.С. Пуш-кину А.М. Сливицкий вспоминает о нем: «Таким светочем в моей жизни был он, — этот человек — ума в высшей степени оригинального, твердой воли, беззаветной честности, глубокой наблюда-тельности, широкого образования в соединении с изумительным художественным чутьем, да ко всему этому с сердцем нежным, отзывчивым и восприимчивым, как у ребенка <...>. Своей чис-то русской простотой во всех жизненных отно-шениях он произвел на меня чарующее впечат-ление...».

Первоначальное обучение Поливанов полу-чил в деревне под руководством матери. В 1844 г. семья переселилась в Москву. Поливанов учил-ся в 1-й и 4-й московских гимназиях, а с 1856 г. в Московском университете на историко-фило-логическом факультете. Педагогическую дея-тельность Поливанов начал в женском Мариинско-Ермоловском училище в качестве учителя русской словесности. Поливанов — автор ряда учебных руководств и пособий по русскому язы-ку и словесности: «Начальная книжка для обу-чения русскому языку»; «Первая Пчелка»; «Вто-рая Пчелка»; «Русская Хрестоматия»; «Краткий учебник русской грамматики»; «Русская и цер-ковно-славянская этимология»; «Русский Син-таксис»; «Жуковский и его произведения»; «Со-чинения А.С. Пушкина» и др.

Воспитанник Поливановской гимназии Вл.С. Соловьев писал о Поливанове: «Поливанов был воплощенное душевное движение, безос-тановочная вибрация ума и сердца».

О своих встречах в Москве с Поливановым во время Пушкинских торжеств Достоевский рас-сказал в письмах к своей жене А.Г. Достоевской: «Было 4 профессора Университета, один дирек-тор гимназии Поливанов (друг фамилии Пушки-ных) <...>. Поливанов (состоящий в комиссии по открытию памятника), Юрьев и Аксаков объя-вили вслух, что вся Москва берет билеты на за-седания и все берущие билеты (на заседания "Люб<ителей> р<оссийской> словесности") бе-рут, спрашивая (и посылая по несколько раз справляться): будет ли читать Достоевский!»; «Затем ездил к Поливанову (секретарю Общества, директору гимназии). Поливанов объяснил мне все шаги в Думе и би-леты и откомандировал молодого человека мне помогать. Познакомил меня с семейством, со-шлась целая ватага учителей и гимназистов и мы пошли (в том же здании) рассматривать вещи и портреты Пушкина, которые пока хранятся в этой гимназии»; «Затем, прямо с обеда, поехали в общее заседание комиссии "Любителей" для устройства окончательной программы утренних заседаний и вечерних празднеств. Были Турге-нев, Ковалевский, Чаев, Грот, Бартенев, Юрьев, Поливанов, Калачев и проч.».