Пословицы про жидов. Владимир даль - пословицы и поговорки о жидах

Где хата жида, там всей деревне беда.
Дай жиду потачку, всю жизнь будешь таскать для него тачку.
Если бы Бог жида слушал, то давно все христиане перевелись бы.
Если жиду дал, то весь век ему должен будешь.

Жид - что уголь: не обожжет, так замарает.
Жид в деле, как пиявка на теле.
Жид в хату, ангелы из хаты.
Жид водкой угостит, а потом и споит.
Жид всегда кричит от боли, когда кого-то бъёт до боли.
Жид жида хвалит.
Жид и без зубов кусает.
Жид и в будни пирует, русский и в праздник горюет.
Жид как верба - где посадишь, там и примется.
Жид как воробей, - где бы ни сел, там и наестся.
Жид как дырявый мешок - никогда не насыплешь.
Жид как ржавчина - грызет и железо.
Жид крещёный - недруг примирённый, да волк кормлённый.
Жид крещеный - что вор прощеный.
Жид не волк - в пустой сарай не заберется.
Жид обманом сыт.
Жид правды боится, как заяц бубна.
Жид разорил - на всю жизнь закабалил.
Жид скажет, что бит, а за что - не скажет.
Жид хорош только в могиле.
Жид хоть и не зверь, а ему не верь.
Жид, как бес: никогда не покается.
Жид, как свинья: ничего не болит, а все стонет.
Жид, лях и собака - вера однака.
Жид, что ворона - мужику не оборона.
Жид, что крыса - силен стаей.
Жида дружбой не купишь.
Жида перекрестить и под лед утопить.
Жида, как дырявый мешок никогда не засыплешь.
Жидовские дети хуже, чем крысы в клетке: и добру навредят, и христианских детей развратят.
Жидовского добра в дом не бери и жиду правды не говори.
Жиду в морду двинешь - на весь свет вой подымешь.
Жиду верить, что ситом воду мерить.
Жиды да черти одной шерсти.
Жиды прощаются, но не уходят.
За жидовским языком не поспеть и босиком.
Завел жидов, потеряешь коров.
Затем жиды с рожи на нас не похожи, чтобы мы не ошибались.
Искру туши до пожара, жида души до удара.
Ищи жида в других, когда его в тебе нет.
Когда жид на селе показался, то язык привяжи, а собак с цепи спусти.
Кто жида боится - невелика птица, а вот кто жида порубил, тот страх загубил.
Кто жиду волю дает, тот сам себя продает.
Кто служит жиду - не минует беду.
Кто у жида покупает, тот себе могилу копает.
Легче козла живого сожрать, чем жида переделать.
Лучше с христианином потерять, чем с жидом найти.
Льстив жид в бедности, нахален в равности, изверг при властности.
Любовь жида хуже петли.
Любят в плен жиды сдаваться, чтоб врагу потом продаться.
На жида и вилы ружье.
На языке жида мед, а под языком лед.
Назови жида братом, он в отцы полезет.
Не делай жиду добра - не получишь от него зла.
Не ищи жида - сам придет.
Не подпускай вора к ниве, а жидов - к России.
Не умеешь шить золотом, так бей жида молотом.
Нет розы без шипов, и нет горя без жидов.
Нет рыбы без кости, а жида без злости.
Около жидов богатых все мужики в заплатах.
От жида и Бог много раз плакал.
Плохо жить, когда жид набежит.
Пока при капитале - у жида ты в похвале; как он тебя обобрал, так тебя же из дому погнал.
Пустил жида в хату на денек, да и в год не выгонишь.
Раз солгал - навек жидом стал.
Русские с сошкой, а жиды с ложкой.
Русский вор лучше еврейского судьи.
Русским - воля, а жидам - петля.
С жидом дружись, а за топор держись.
С жидом знаться - с чертом связаться.
С жидом найдешь, да не разделишься.
С жидом разговориться, что яду напиться.
Саранча урожай пожрет, а жид последнюю рубаху сдерет.
Сколько жидов - столько врагов.
Служба жиду - на радость бесам.
У жида два языка - один Богу досаждает, а другой христиан дурачит.
У жида и черт в няньках служит.
У жида лечиться - смерти покориться.
Хвостом жид виляет, а зубы скалит.
Хочешь жить - гони жида.
Хочешь с жидами покою - готовся к бою.
Черти и жиды - дети сатаны.
Чтоб не прогневался Бог, не пускай жида на порог.
Чтобы выгоды добиться, жид всегда готов креститься.
Я жиду по секрету, а он по всему свету.

Честно говоря, это для меня сюрприз.
Никогда не думал, что народный дух так креативен в этой теме.

Где хата жида, там всей деревне беда.

Дай жиду подачку, всю жизнь будешь таскать на него тачку.

Жид в деле, как пиявка на теле.


Жид водкой угостит, а потом и споит.

Жид всегда кричит от боли, когда кого-то бъёт до боли.

Жид и в будни пирует, русский и в праздник горюет.

Жид крещёный - недруг примирённый, да волк кормлённый.

Жид обманом сыт.

Жид, лях и собака - вера однака.

Жид, что ворона - мужику не оборона.

Жида перекрестить и под лед утопить.

Жидовские детки хуже, чем крысы в клетке: и добру навредят, и русских детей развратят.

Жиду в морду двинешь - на весь свет вой подымешь.

Жиду верить, что ситом воду мерить.

Жиды да черти одной шерсти.

За жидовским языком не поспеть и босиком.

Завел жидов, потеряешь коров.

Затем жиды с рожи на нас не похожи, чтобы мы не ошибались.

Когда жид на селе показался, то язык привяжи, а собак с цепи спусти.

Кто жиду волю дает, тот сам себя продает.

Кто служит жиду - не минует беду.

В работе заяц, в еде жидовин.

Кто у жида покупает, тот себе могилу копает.

На языке жида мед, а под языком лед.

Назови жида братом, он в отцы полезет.

Не делай жиду добра - не получишь от него зла.

Не умеешь шить золотом, так бей жида молотом.

Нет розы без шипов, и нет горя без жидов.

Нет рыбы без кости, а жида без злости.

Раз солгал - навек жидом стал.

С жидом знаться - с чертом связаться.

С жидом разговориться, что яду напиться.

Саранча урожай пожрет, а жид последнюю рубаху сдерет.

Сколько жидов - столько врагов.

У жида лечиться - смерти покориться.

Черти и жиды - дети сатаны.

Чтоб не прогневался Бог, не пускай жида на порог.

Чтобы выгоды добиться, жид всегда готов креститься.

Я жиду по секрету, а он по всему свету.

Не надо и беса, коли жид здеся.

Где жид, там и взятка - такова его повадка.

Жида - не понять, пока шкуру овечью с него не снять.

Жид не сам себе нос ковал, его жиду Бог дал.

Жид постится не духом, а брюхом.

Там тяжко жить, где жид набежит.

С жидом кашу варить - себя отравить.

С жидом водиться - что в крапиве возиться.

С жидом дожили до того, что не осталось ничего.

Там, где жиды, всегда жди беды!

Кабы все про жида знал, так бы не погибал.

Коль набор (в армию) жиду грозит - он в Америку бежит.

Жидовское племя - сорное семя.

Жид в работе, что журавль на болоте.

Жид живет - хлеб жует, да не жнет.

Жид языком машет, а мужик на него пашет.

Когда русский мрет, тогда жид жрет.

Не мешаются жиды с самарянами, зато часто с дворянами.

Ото всякого жида ожидай вреда!

Жид лясы точит, да людей морочит.

Верь своим очам, а не жидовским речам!

В том вся правда, что от жидов вся неправда.

Жид правду золотом засыпает, а она всплывает.

Знает всякий жидок, что слаще краденый медок.

Жиду, что вору, все в пору.

Тогда жид не горюет, когда у нас ворует.

Где село ожидовело, там запор - святое дело.

Всякий жид в наш карман глядит.

Подарил жид кукиш, чего хочешь, то и купишь.

Не истребить жидву - не извести лихву!

Около жидов богатых все мужики в з аплатах.

На Руси от голоду не мерли, пока жиды не приперли.

Не дашь жидам волю - не встретишь горькую долю.

Кощей бессмертный - вечный жид кошерный.

Бойся жида пуще огня: огонь вода потушит, а жид тебя задушит!

От жидов ограждение - половина спасения.

Тогда рай настанет, когда жидов не станет.

Черти и жиды - дети Сатаны.

Льстив жид в бедности, нахален в равности, изверг при властности.

Любят в плен жиды сдаваться, чтоб врагу потом продаться.

Жид хоть и не зверь, а ему не верь.

Жиду верить, что воду ситом мерить.

Пока при капитале - у жида ты в похвале; как он тебя обобрал, так тебя же из дому погнал.

Жидовского добра в дом не бери и жиду правды не говори.

Жид разорил - на всю жизнь закабалил.

Русские с сошкой, а жиды с ложкой.

С жидом дружись, а за топор держись.

Искру туши до пожара, жида души до удара.

Хочешь с жидами покою - готовься к бою.

Кто жида боится - невелика птица. А вот кто жида порубил, тот страх загубил.

Грозен жид за горами, а грозней за плечами.

Там правда, есть комментарий скептический об этой подборке:

Да, что-то слишком много для малочисленного народца.
И среди них, на слуху, знакомых, ну от силы 2-3. Может, специально насочиняли, как обычно, что бы значимость придать?

И у меня возникает впечатление, что кто-то один старался, а вовсе не весь народ напрягался.
Видите, как на меня тема влияет, я тоже в рифму выдал.
Впрочем, есть и подлинники, которые я прекрасно знаю, например:

Жид крещеный - что вор прощеный.

Мне пришло в голову найти еврейские поговорки про русских, как бы ответку:
Вы знаете, мне это не удалось. Но в процессе поиска кое-что понравилось:
Например:

Когда нечего делать, берутся за великие дела.

Кто детей не имеет, хорошо их воспитывает.

Издали все люди неплохие.

Последнюю народную мысль я вынес в заголовок этой записи.

Анатолий Глазунов
(Блокадник)

Преступление жидов
против В. И. Даля
как составителя сборника
«Пословицы и поговорки
Русского народа»

Владимир Иванович Даль, фанатик (в самом хорошем смысле) живого Великорусского языка, собирал ещё и пословицы и поговорки Великорусского народа. Пословиц и поговорок набралось на огромный том, который потом и был издан. Особо отметим, что В. И. Даль собрал и опубликовал в сборнике и словаре около 150 русских пословиц и поговорок о жидах.
И, естественно, все русские пословицы и поговорки о жидах изображают жидов в самом непривлекательном виде. Положительных пословиц и поговорок о жидах - нет! А это значило, что у русского народа никогда не было доброго и уважительного отношения к жидам, а было только неприязненное и даже враждебное отношение. Ибо жиды столетия, начиная с 8-го века, а может быть, и раньше, вели себя на русских землях, по отношению к русским как враги внешние, как враги внутренние, как вампиры, как враги Христовы, как мошенники, как существа лживые, как разорители и вымогатели, как взяточники и взяткодатели, как доносчики и шпионы… Не было на Руси из жидов ни Культурных героев, ни Великих просветителей, ни Великих защитников русских земель от татар, турок, ляхов, немцев и шведов.
И Даль это неприязненное и даже враждебное отношение русского народа к жидам, выраженное в пословицах и поговорках, честно и объективно отразил в своем сборнике. И жиды его за это ненавидели и ненавидят. Жиды старались и стараются его сборник «Пословицы и поговорки русского народа» в полном объёме сделать недоступным для русского народа. Они или мешали изданию сборника, или изымали из сборника пословицы и поговорки о жидах, выпускали фальсифицированные сборники. Жиды сумели и здесь нанести огромный вред русской культуре и нравственному воспитанию русского народа.

Но к раздражению жидов, вопреки жидовской цензуре, которая действует в России около 100 лет, смелые редакторы и издатели всё же умудрялись печатать иногда пословицы и поговорки о жидах. А в 2005 году в Москве, например, уже издана полезная книга «Русские писатели о евреях», составитель которой В. Н. Афанасьев напечатал из сборника В. И. Даля около 150 русских пословиц и поговорок о жидах (стр. 431 – 446). Правильнее было бы назвать книгу «Русские писатели о жидах», но и в робком варианте книга – полезная.
Около сотни этих пословиц и поговорок о жидах я и привожу здесь для русских читателей. Выучите наизусть их, не бойтесь употреблять их, вас за это не посадят в тюрьму. Жидофашисты не так сильны, как вам кажется. Перестаньте бояться жидов, их всего 0,2 % в населении России.

Русские пословицы и поговорки о жидах,
собранные В. И. Далем:

Все люди, как люди, один жид в ермолке.
Жид просится в рай, а сам смерти боится.
Для жида душа - дешевле гроша.
Не ведает жид, что такое стыд.
Жид, как бес, никогда не покается.
Жидовская синагога - есть жилище демонов.
Жиды - видимые бесы.
Бесы и жиды - дети сатаны.
С жидом знаться, с бесом связаться.
Не надо и беса, коли жид здеся.
Нет беса в доме - прими жида.
Жид в хату, ангелы из хаты.
Что Богу угодно, то жиду непригодно.
Отольются в аду христианские слезы жиду.
Жид крещёный, что волк приручённый.
Жид и ладаном готов надымить, только бы деньгу добыть.
Что Богу грешно, то жиду смешно.
Тогда жида смешишь, когда Бога гневишь.
Жидовские дети хуже, чем крысы в клети: добру навредят и
христианских детей развратят.
Где жид, там и взятка - такова его повадка.
Жид водкой угостит, а потом и споит.
У жида уже твой грош, ну а ты всё пьёшь и пьёшь.
У жида твоя копейка, ну а ты ещё попей-ка.
Жид не сам себе нос ковал, его жиду Бог дал.
Дети жида от христианки - все пейсаты обезьянки.
Каков жид, такова и его вонь.
Затем жиды с рожи на нас не похожи, чтобы мы не ошиблись.
Около жидов богатых все мужики в заплатах.
Жид и мёртвый из петли вывернется.
Жид скажет, что бит, но не скажет за что.
Жид, как свинья: ничего не болит, а всё стонет.
Жид, как свинья: ничего не болит, а всё визжит.
Рядом с жидом не житиё, а вытиё.
Жида приютить, волка в хлев пустить.
Хорош был дом, да жид поселился в нём.
С жидом кашу варить - себя отравить.
С жидом водиться, что в крапиве возиться.
Льстив жид в бедности, изверг при власти.
Там, где жиды, всегда жди беды!
Нет роз без шипов, нет и бед без жидов.
Кабы всё про жида знал, так и не погибал.
Любят в плен жиды сдаваться, чтоб врагу потом предаться.
Жид живёт, хлеб жуёт, да не жнёт.
Жид языком машет, а мужик на него пашет.
Чай жидовин устал, на мужике сидя?
Жидовские руки чужие труды любят.
У жида лечиться – смерти покориться.
Около жида потрешься - беса наберёшься.
Жидовин даёт, а дурак берёт.
Ел бы жид деньги, если бы мужик его хлебом не кормил.
Когда русский мрёт, тогда жид жрёт.
Жид не волк - в пустой сарай не заберётся.
Бог не велит с жидом дружить.
Тот Богу неприятель, кто жиду приятель.
Свяжись с жидом, сам жидом будешь.
Любовь жида - хуже петли.
Служба жиду - на радость бесу.
Послужить жиду - предать своих врагу.
Жид, как крыса, - силен стаей.
От всякого жида ожидай вреда.
Нет рыб без кости, а жида без злости.
Жид лясы точит, да людей морочит.
Жидовская похвала хуже поношения.
Верь своим очам, а не жидовским речам.
В том вся правда, что от жидов вся неправда.
В жидах лжи, что в полях ржи.
Поле засевают рожью, а жиды всё ложью.
Язык жидовский всегда врёт, будто редьку трёт.
Жид обманом сыт.
Жид языком речист и на руку нечист.
Жид мнит, что не крадёт, а лишь своё берёт.
Всякий жид в наш карман глядит.
Жида, как дырявый мешок, никогда не насыплешь.
На что жид глянет, то враз и завянет.
И у сытого жида всегда голодны глаза.
Подарил жид кукиш, что хочешь, то и купишь.
Дабы выгоды добиться, жид всегда готов креститься.
Жид в гроб уже смотрит, а деньги всё копит.
Дорожку жидам денежка прокладывает.
Не истребить жидову - не извести лихву.
Жид имеет прибыли от нашей погибели.
У рака мощь в клешне, а у жида в мошне.
Русская смерть жиду в прибыток.
Не ищи жида - сам придёт.
На Руси от голода не мёрли, пока жиды не припёрли.
Кто жиду волю даёт, сам себя запродаёт.
Штыком шведа и француза, а жида - в шею.
Проще козла живого сожрать, чем жида переделать.
Из жида паршивого всю паршу не выколотить.
Пиявка насосётся и отвалится, а жиды - никогда.
Жид кровь сосать перестаёт, когда дышать устаёт.
Нет хороших жидов, как нет хороших крыс.
Богу молись, да жида берегись.
Жид хорош только в могиле.
Лишь мёртвый жид никого не укусит.
Жид в могилу уже глядит, а над каждой копейкой дрожит.
Жид за копейку удавится.
Держи копеечку, чтобы к жиду не укатилась.
Не жид одолел, а страх (перед жидом) задавил.
Чтобы жида извести, надо дел с ним не вести.
Жид боится воды крещенской и дубины деревенской.
Святым кулаком да по жидовской роже.
Что жид, что комары, все кусают до поры.
Там хорошо, где жидов нету.
Чтобы не прогневался Бог, не пускай жида за порог!
От жидов ограждение - половина спасения.
Хочешь жить - гони жида!

Кудрин - идейный предатель. В отличие от многих других, предающих по глупости, ради денег или со страху.

Кудрин, как известно, принял гиюр и стал недоиудеем. Почему недо? А потому, что загиюренный гой по галахе идёт как сын проститутки. С соответствующим к нему отношением среди урождённых евреев. И ему выдвигается условие - порвать со всеми своими гойскими родственниками. Ибо бляди. И с матерью, и с детьми. (Дети у Кудрина есть?). И до самой смерти к нему будут присматриваться: соотвествует или нет высокому званию недоеврея?

Бывает, конечно, что какой нибудь атеист или христианин путём размышлений в душевных муках осознаёт себя иудеем. Или наоборот.
Но кто нибудь верит, что Кудрин вдруг возлюбил Бога в иудейской его трактовке больше матери, больше Родины?

Нет. Он просто заявил о себе мировым структурам: ребята, я свой! Обратите на меня внимание!

Он что, плохо жил? Не кормили его?
Нет. Он жил очень даже не плохо. И деньги были, и должность.
Вот космонавт Леонов жил плохо. Ему не хвтало генральской пенсии на привычный уклад жизни.
Вот он прошёл гиюр и его заделали зиц-председтеем в банке. Сейчас он доволен жизнью.

Но Кудрину захотелось служить не какому то грязному рашкинскому быдлу, а высокому и чистому: мировым структурам на еврейской основе.

Внимание на него обратили и теперь проталкивают в правители России.

Проблема в том, что вышеуказанные мировые структуры взяли курс на создание мирового государства. Уже лет 100 назад или даже раньше. Как почувствовали свою силу. В принципе идея хорошая. Мир без войн. Жаль, только что в эту пору прекраную жить непридётся ни мне, ни тебе.

Но начиная с Троцкого вышеуказанные структуры видят Россию расчленённой на десятки квазигосударств. А русских то хворостом мировой революции, то верными солдатами демократии. Что для русских одно и тоже.
Россиянам готовят участь рудокопов и солдат. До полного их исчезновения во имя светлого будущего.

Демиурги хотят ускорить прогресс. Им не хочется ждать столетия, пока мир сам объединится. Принято решение объединить его с помощью военной силы. И уже произведены первые пробы.

Но появилось препятствие. Выяснилось, что у Запада нет сухопутной армии. А то, что так называется, годится только для полицейских и охранных функций. И для парадов. И то не очень.
Демиурги решили, что кроме русских воевать некому. Даже хохлы их разочаровали.
Но для того, чтобы россияне пошли работать пушечным мясом, надо довести их до соответствующего состояния.
Чем просвещённый запад сейчас и занимается. Разлагая Россию изнутри. Уже не с помощью разочаровавших их уличных революционеров, а с помощью внедрения во власть своего фараона.
Вот Кудрин и нацелился.

Но россиянам то это зачем?
Хочется порадоваться как поэту Светлову: "Я рад, что в огне мирового пожара мой маленький домик горит!"?

Нельзя Кудрина пускать во власть.
И насчёт Медведки у меня сомнения.
С его политикой сдержек и противовесов не осталось вокруг Путина Российских государственных деятелей. Не вырастают они в этих условиях.

ПыСы: Последнее время Путин что то не свежо выглядит. Или устал, или болеет. Судя по мимике у него постоянно болит голова.

Моя жизнь среди евреев [Записки бывшего подпольщика] Сатановский Евгений Янович

Не верь коню леченому

Не верь коню леченому

Автор далек от того, чтобы бросать камни в людей, по тем или иным причинам меняющим религию или фамилию. В первом случае – это дело личное, интимное и глубоко внутреннее. Поверил человек в Христа. Или в Магомета. В Будду. Заратустру. Ганешу. Вишну, Раму и Кришну – одновременно или порознь. В то, что Баба на самом деле пророк Б-жий – и стал бахаистом. Наконец, в Б-га Израиля. Масса известных и еще больше неизвестных случаев. В том числе среди людей взрослых, солидных и искренне верующих. Имеют полное право.

Опять-таки бывают разные обстоятельства. Например, принуждение под страхом смерти. Причем вовсе не обязательно собственной. Автор, как ясно даже самому поверхностному читателю, человек гиперскептический и весьма трезвый. Ни в Б-га, ни в черта не верящий. Хотя понимание того, что в этом мире есть добро, а что – зло, было ему родителями внедрено с детства. Так что, если в качестве выбора будет принятие какой угодно веры или жизнь невинных людей, он наверняка прочтет шахаду, поцелует крест и произведет любые другие телодвижения в той же области. Лишь бы этих самых невинных людей спасти. Полагающие, что сюжеты такого рода остались в Средневековье, сильно недооценивают уровень зверства на значительной части планеты. А также скорость, с которой страна, не только наша – любая, теряет тонкий налет цивилизации.

То же насчет фамилии или имени. Не обязательно еврейских. Это у Гоголя героем мог быть Акакий Акакиевич. В ХХ веке с исконными для нашего отечества именами Акакий, Африкан или даже Прасковья вышел полный афронт. Поскольку ничего дурного в Прасковье нет. Но в уменьшительно-ласкательной форме она, как ни крути, а все-таки Параша. М-да… Как там у Ильфа и Петрова? «Какашкин меняет фамилию на Любимов». Опять же, то, что в одной стране звучит нейтрально, в другой может оказаться полной похабщиной. Языки-то у всех разные.

Был в Москве во времена авторской молодости еврейский активист Шмуклер. Фамилия как фамилия. Не лучше, не хуже других. Означает всего-то, что его предки были позументщиками. Изготавливали шитье для мундиров, аксельбанты и прочие эполеты. Но с годами в США, повзрослев, разбогатев и получив известность, он стал постепенно зваться Смаклером. Поскольку «шмок» или «шмук», причем не только для евреев, а вообще для всей этой большой страны, – то самое слово из трех букв, которое на сарае написано, хотя внутри дрова лежат. Причем понятно почему. Эполеты – это наплечные висюльки. Висят, болтаются… Очень похоже.

Из той же оперы: это слово, которое часто пишут на сараях и заборах, в его трехбуквенной русской форме читаемое как икс, игрек, и краткое, одновременно распространенное, вполне невинное и даже поэтичное китайское имя. И головная боль переводчиков-синхронистов, которым эту неприличность приходится чем-то заменять. Опять же, русское «зуб» на арабском обозначает исключительно предмет мужской гордости. От чего из российских первых лиц больше всего страдал, сам того не зная, вице-премьер Зубков. Поскольку его фамилия дикторами арабоязычных теле– и радиоканалов постоянно, хотя и из лучших побуждений искажалась во избежание скандала. В конце концов, не каждому большому начальнику по душе, если при произнесении его имени или фамилии окружающие начнут страшно веселиться, а девушки еще и густо краснеть.

Опять-таки, выходя замуж, эти самые девушки, как правило, фамилию меняют на ту, которую им с готовностью предоставляет будущий муж. Обычай такой. Не все. Но многие. И что теперь? Сидеть им всем без мужа, но с папиной фамилией? Хранить ее для истории? К девушкам-то, по крайней мере, претензий нет? Благо отнюдь не одни только евреи фамилии в брачных союзах меняют, в соответствии с обычаями и традициями страны. Автор знавал чрезвычайно умную и импозантную даму, профессора, которая была человеком чисто русским, но по мужу – Кац. И дети ее были Кац. И ничего. Просто мужа любила.

С другой стороны, первый водитель в 90-е у него носил украинскую фамилию Кущ, в которой не было ничего зазорного или подозрительного. Хотя в зарубежном паспорте она была написана на латинице аж восемью буквами и западные пограничники при попытке ее прочитать бледнели, покрывались холодным потом и шипели, как гремучие змеи в период линьки. Так вот, его красавица жена была Цветкова – и сына записала на свою фамилию. Из эстетических соображений. Хотя все знакомые между собой звали ее исключительно «кущиха», а невинного младенца – «кущонок». Поскольку Цветковых в Москве и даже в том же самом офисе было пруд пруди, а Кущ один-единственный. Но с фамилиями бывает по-разному, в том числе в России. В частности, в корпорации, о которой идет речь, в том же здании, что и Кущ, работали Глод, Кост, Жигун, Свердлик, Брайнис и Циос. Причем одновременно. Из которых евреев было два с половиной человека. Но кто в это верил?

А вот двойная запись национальности… Немец-казах, что ли? Еврей-чеченец? Или якут-татарин? Звучит странно. Хотя в быту о русских евреях или казахских немцах как раз говорили. Эти устойчивые словосочетания имели всем понятный смысл, ни в каких документах не употребляясь. Так ведь жизнь – это одно, а бюрократические правила – совсем другое. Самоидентификация и официальный документооборот вещи принципиально разные. И смена национальности взрослым человеком из карьерных или иных соображений в стране была. Но в целом воспринималась негативно. Как теми, от кого этот человек уходил, так и теми, к кому пытался прибиться. Хотя, понятно, дело житейское.

Надо сказать, что евреи были отнюдь не единственными в Советском Союзе людьми с неправильной национальностью. Как там иронически пелись под музыку Исаака Осиповича Дунаевского перефразированные слова Василия Лебедева-Кумача? Человек проходит как хозяин… если он, конечно, не еврей. Что понятно, поскольку если автор слов был вообще-то просто Лебедев, если рассматривать его без революционного псевдонима, то с автором музыки было сильно хуже. Поскольку у дореволюционных евреев традиционные двойные и тройные имена были как на подбор идишскими или ивритскими – библейскими.

Соответственно, Исаак Беру Иосиф Бецалев Цалиевич Дунаевский в стране победившего пролетарского интернационализма звучало как-то неправильно. Как пережиток оно звучало. И никакое пристрастие отца народов к музыке самого светлого и талантливого из его композиторов этого исправить не могло. Время было такое. Да и сам отец нации был для этой нации и остается для сегодняшних почитателей Сталиным, а не Джугашвили. Но, как мы говорили, евреям было еще ничего. Немцам пришлось куда хуже. До 1914 года они процветали, но затем хлебнули сполна. Как и, в разные времена и по разным поводам, прочие репрессированные народы. От кавказских горцев и крымских татар до дальневосточных корейцев и китайцев.

Измененная фамилия или имя, не говоря уже об отчестве и национальности, могли спасти жизнь. Или стать пропуском в будущее из мест ссылки, которые и теперь по большей части медвежьи углы. А уж в те времена, о которых речь… Грешно пенять людям, жившим в эпоху узаконенного зверства. При том, что социалистический Советский Союз по уровню насилия национал-социалистическую Германию явно превосходил. Отличие было в том, что основной удар наносился по собственному, а не чужому населению, не делая специального исключения для евреев и цыган.

Ну, и еще некоторые детали. Которых хватило для того, чтобы родители, которые о будущем своих детей задумывались, пытались спасти их превентивно. Поскольку ни угадать, ни предсказать, кого, когда, откуда и за что именно будут выселять, гнать эшелонами на убой и гноить в лагерях, было невозможно. Геннадий Хазанов о том, как до определенного возраста прожил с национальностью «осетин», вспоминал безо всякого юмора. Хотя вообще-то он человек веселый. Да и понятно почему. Генетика. Хазан у евреев то же самое, что певчий у христиан. Творческая фамилия.

При всем том даже в самые людоедские времена, и тем более на закате СССР, когда уровень опасности от «неправильного» происхождения снизился до приемлемого, хватало людей, которые не обменивали первородство на чечевичную похлебку. Из принципиальных соображений, любви к родителям или желания сохранить память о предках – неважно. Не меняли фамилии на более благозвучные. Не брали удобную для жизни и карьеры национальность. Не примазывались к чужой вере. Честь им и хвала.

Хотя что особенного? Всего-то просто быть собой. Если только не чрезвычайные обстоятельства, о которых сказано выше. Евреи привыкли к тому, что давить будут. Что ни делай, все равно будут. А карьера – не карьера… Откуда масса еврейских анекдотов о попытках особо пугливых быть большим католиком, чем папа римский, и последствиях этих попыток. Не тех анекдотов, которые всякое дубье, включая высокопоставленное, рассказывает о евреях: «Абрам и Сара…» – и уже над этим принято смеяться до желудочных колик. А тех, которые сами евреи рассказывают о себе.

Типичным является майса о женихе, который перед свадьбой постриг пейсы, снял лапсердак и немедленно, не дождавшись первой брачной ночи, попал под машину. После чего с укором спрашивал на том свете: «Б-же, за что?! Всю жизнь молился, соблюдал посты, опять молился…» Ответ Г-да точно характеризует как ситуацию, так и панибратские привычки евреев в отношениях с создателем: «Хаим, так это ты? Ну, извини, я тебя просто не узнал!» Или, как сказано по другому поводу уже в русском анекдоте: «Если вы Рабинович, но при этом русский, так с такой фамилией мы уж лучше на работу еврея возьмем».

Старинная пословица насчет того, что не следует верить коню леченому, вору прощеному и, как бы это сказать повежливей… Изе Шамиру крещеному, в целом отражала народную оценку результатов мимикрии. Увы, автор, рискуя оказаться в глазах либеральной публики ксенофобом и быдлом – на иврите это звучит красиво: ам-гаарец, «человек земли», или попросту деревенщина, с определенными оговорками с пословицей согласен. Исходя из его личного опыта, на каждого Галича приходится по полсотни Шамиров. А может, и по сотне. Поскольку поэт, приняв крещение, ни от своего народа, ни от его истории не отворачивался и дурного слова о евреях не сказал. И это у него «наш поезд уходит в Освенцим, сегодня и ежедневно». В отличие, правда, от того же Карла Маркса, которого его ортодоксальная еврейская семья, видимо, достала до печенок. Хотя дожил бы Маркс до Холокоста…

Правда, если еврей не менял паспортных данных или вероисповедания, это еще ничего не значит. Люди, плохо себе представляющие систему внутренних отношений в еврейском социуме, полагают, что евреи тащат друг друга наверх, на теплые места. И там друг друга всячески прикрывают, помогают и защищают. Ага. Скорее притапливают.

Есть такая широко распространенная порода еврейской сволочи, которая любого еврея, кроме самого себя, придушит и задавит. На работу не возьмет. К заслуженному ордену не представит. Премию не выпишет, хоть за полночь сиди четыреста двадцать дней в году. И по службе не повысит, будь ты ста пядей во лбу. Не потому, что не за что, а потому, что подумают, что по протекции. Или могут подумать. И продаст на раз. Заложит там, где самый матерый антисемит промолчит. Поскольку антисемит-теоретик вполне может иметь с отдельно взятыми евреями нормальные человеческие отношения, работая или живя с ними рядом.

Автору в бытность молодым специалистом, проектирующим металлургические заводы, такой попался. Причем в том же отделе, где работал ветеран партии, войны и труда – еврей, насчет которого антисемит автора, по молодости невоздержанного на язык, предупредил. И был прав, светлой памяти антисемит Иван Иванович, фронтовик и тоже ветеран партии и труда, насчет Матвея Абрамовича, будущего активиста Антисионистского комитета. Полностью прав. Имена, кстати, подлинные. Давно было. Наверняка померли все участники этой истории, кроме пишущего эти строки. Только вот с тех пор и предпочитает автор таких антисемитов этим «как бы» евреям. Поскольку чем такой еврей…

Впрочем, вольному воля, спасенному рай. Если уж еврею так хочется примкнуть к большинству. Перестать быть собой, но построить карьеру. И если ему – черт с ними, которые были до него и его родили, тогда отчего же? Но выглядит все равно как-то не так. Типа: сегодня носит «Адидас», а завтра родину продаст. Не вдохновляет на комплименты. Ни веры, ни патриотизма на этом никто еще не построил. Хотя можно заработать денег и открыть себе путь наверх. Правда, больше, чем на наркоторговле, контрабанде и прочих промыслах такого рода, никто еще не заработал. Что теперь, всем этим промышлять? Да и наверх известно что всплывает. И там, поверху, в парламенте, правительстве, мэрии и партийном аппарате плавает. Причем известно всем окружающим. Независимо от фамилий, религии и национальности. Почему они, кстати сказать, «перековавшимся» и не верят… ну, про это все уже сказано.

Из книги Какое ТЕБЕ дело до того, что думают другие? автора Лейтон Ральф

Хочешь верь, хочешь не верь, но я только что пожал ему руку! В течение нескольких лет я получал приглашения от университета в Токио посетить Японию. Но всякий раз, как я принимал приглашение, я заболевал и не мог туда поехать.Летом 1986 года в Токио должна была состояться

Из книги Морозные узоры: Стихотворения и письма автора Садовской Борис Александрович

"Он гриву растрепал коню..." Он гриву растрепал коню, Он привязал его к плетню, Поросшему травою. Моталась черная метла С собачьей головою. Он дверь толкнул в убогий храм. Над чашей поп склонялся там, Лежал народ во прахе. Вратами царскими в алтарь Прошел самодержавный

Из книги С Антарктидой - только на "Вы": Записки летчика Полярной авиации автора Карпий Василий Михайлович

Верь интуиции Казалось бы, дела идут неплохо, но радоваться почему-то не хочется. Ничего не меняется в деле обеспечения полетов, но такому положению дел есть хоть объяснение - каждый год создается, практически, новый летный отряд, которому некогда заглядывать в будущее,

Из книги Сколько стоит человек. Тетрадь десятая: Под «крылышком» шахты автора

Из книги Сколько стоит человек. Тетрадь девятая: Чёрная роба или белый халат автора Керсновская Евфросиния Антоновна

Из книги Сколько стоит человек. Повесть о пережитом в 12 тетрадях и 6 томах. автора Керсновская Евфросиния Антоновна

«Не верь мне! Я наседка…» Скрежещут запоры, дверь открывается, и в камеру вталкивают рыдающую девушку. Она падает на колени возле нар и всхлипывает.Сквозь слезы прорываются горькие жалобы:- За что, за что такое издевательство? С детских лет одно страдание… А в чем я

Из книги Одна на мосту: Стихотворения. Воспоминания. Письма автора Андерсен Ларисса Николаевна

Удар пришелся не по коню, а по оглобле Этот плачевный инцидент вызвал энергичную реакцию: правление комбината распорядилось изъять из продажи весь спирт. Но удар пришелся не по коню, а по оглобле. Во-первых, спекуляция расцвела махровым цветом. Цена 96-процентного спирта,

Из книги Голоса Серебряного века. Поэт о поэтах автора Мочалова Ольга Алексеевна

МОЕМУ КОНЮ Благодарю тебя, осенний день, За то, что ты такой бездонно синий. За легкий дым маньчжурских деревень, За гаолян, краснеющий в низине. За голубей, взметающихся ввысь, За клочья разлетевшейся бумаги. За частокол, что горестно повис Над кручей неглубокого

Из книги Родные мои автора Груздев Павел

ДАНЬ КОНЮ Когда сражался Дон Кихот, А Санчо принимал побои, Не замечали, что Россинант Сказался истинным героем! До бреда худ, смиренный до победы, Под натиском Кихотова бедра Он светел был невозмутимо, Как летнего ручья вода. Палящей ярости Кихота Порой являясь

Из книги Листы дневника. В трех томах. Том 3 автора Рерих Николай Константинович

"ГЛАВНОЕ - ВЕРЬ В БОГА!" Участников "контрреволюционного заговора" держали сначала в Сером доме, что на ул. Республиканской, всех поврозь. Павла Груздева сразу после ареста поместили в одиночную камеру, и он находился в полной изоляции так долго, что, рассказывал о. Павел,

Из книги Эти четыре года. Из записок военного корреспондента. Т. I. автора Полевой Борис

Верь - не верь Сосиски с титулом. Лондон, 23 Июля:"Американское акционерное общество по изготовлению очень популярных сосисок, которые в Соед. Штатах известны под ироническим названием "горячей собаки", обратилось к королю Георгу VI с ходатайством о возведении "горячей

Из книги Святые в истории. Жития святых в новом формате. VIII-XI века автора Клюкина Ольга

Вот и не верь в провидение! На фронте нет человека желаннее почтальона. Обычно это пожилой боец в старой облезлой шапке, в шинели третьего срока. Но ждут его в окопе куда более нетерпеливо, чем термосоносца с горячей кашей. И нет у бойца большей радости, чем получить

Из книги Телевидение. Закадровые нескладушки автора Визильтер Вилен С.

Об издательстве «Живи и верь» Для нас православное христианство – это жизнь во всем ее многообразии. Это уникальная возможность не пропустить себя, сделав маленький шаг навстречу своей душе, стать ближе к Богу. Именно для этого мы издаем книги. В мире суеты, беготни и

Из книги Записки «вредителя». Побег из ГУЛАГа. автора Чернавин Владимир Вячеславович

Вот и не верь в приметы Незадолго до смерти Черненко, очередного Генерального секретаря ЦК КПСС, Сергею Георгиевичу Лапину, бессменному руководителю Гостелерадио СССР, присвоили звание Героя Социалистического Труда. Мы в эфирной монтажной имели возможность наблюдать

Из книги Безграничность автора Вуйчич Ник

9. Не верь следователю Я вернулся в камеру в удрученном состоянии. У следователя я чувствовал больше злобы, чем волнения; оставшись же наедине с самим собой, я не чувствовал твердости.Убьют - несомненно, как убили всех моих друзей. Погибнут жена и сын, потому что у них

Из книги автора

9. Верь в невозможное Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби