Постановка звука.

Звук [ш]

Подготовительный этап

Занятие 1

Пространственная ориентировка

Перекрестная ориентировка.

— Положить правую руку на левое плечо. Положить левую руку на правое колено. Дотронуться правой рукой до левого уха. Левой рукой прикоснуться к правой щеке.

«Поднимаемся на гору, спускаемся с горы». Произнесение слогов в сочетании с движениями указательного пальца.

«Погреем ручки». Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повторить 3—4 раза.

Упражнение для губ

«Удивление». Округлить губы и вытянуть их вперед. Произнести звук [о].

Упражнения для языка

«Язычок ищет щелочку в заборе». Просовывать широкий язык в зазор между зубами.

«Лопаточка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет до 10.

Координация дыхания, артикуляции и фонации

Игровые задания

«Лодочка качается на волнах». Рисование волнистых линий в коробочке с пшенной крупой.

Выделение звука [ш] из ряда далеких по акустическим и артикуляционным признакам звуков. Звуки: [в], [ш], [л], [ш], [п], [б], [ф], [ш], [м], [н], [ш]. Слоги: ла, ша, фу, ву, по, ко, бы, гы. Слова шапка, комок, шуба, банка, рубашка, малина.

Занятие 2

Упражнение для выработки продолжительного выдоха

«Футбол». Сделать вдох. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Выдыхаемой воздушной струей загнать ватный комочек в «ворота».

«Погасим свечу». Ровный и медленный выдох на пламя свечи.

Произнесение гласных звуков а-и, а-у, э-ы-о на одном выдохе с утрированной артикуляцией.

Упражнения для губ

«Широкая трубочка». Сомкнуть зубы. Округлить вытянутые вперед губы. Углы губ при этом не соприкасаются. Губы не закрывают зубов. Удерживать губы в такой позиции под счет до 6.

Упражнения для языка

«Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз. Повторить 5—6 раз.

«Язычок идет в гости к носику». Приоткрыть рот, приподнять широкий передний край языка к носу. Удерживать его в таком положении под счет до 5—6.

«Зубки с язычком играют в прятки». Приоткрыть рот, закрыть языком верхние зубы.

«Разговор Кукушки и Совушки». Произнесение слогов и звуков ку-ку, ку-ку, ку-ку; у-э, у-э, у-э со сменой интонации.

Развитие фонематического восприятия

Выделение звука [ш] среди звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам, на фоне слогов и слов. Звуки: [с], [ш], [з], [с], [ш], [ц], [ж], [с]. Слоги: са, за, жа, со, ша, цо, су, шу, зы, ши, сы. Слова кукушка, сова, воробышек, лиса, жук, шмель и др. Ребенок поднимает руку или хлопает в ладошки, если услышит звук [ш].

Занятие 3

Упражнение для выработки продолжительного выдоха

Закрыть широким языком на верхнюю губу, поднести полоску бумаги (чуть выше носа). Дутье на бумажный султанчик (воздушная струя должна идти косо вверх).

«Самолет гудит». Произношение звука [у] со сменой высоты и силы голоса.

Упражнение для губ

Чередование упражнений «Улыбка» и «Трубочка».

Упражнения для языка

«Язычок качается на качелях». Широко открыть рот, поднять широкий язык к носу, затем опустить к подбородку.

«Спрячем зубки». Закрыть широким языком верхние зубы, затем — нижние.

«Приклей конфетку». Положить на край высунутого изо рта языка кусочек конфеты. Предложить приклеить ее к небу за верхними зубами.

Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка

«Играем на барабане». Произнесение слоговых сочетаний та-да, та-да, та-да, та-да, ты-ды, ты-ды, ты-ды с движением указательных пальцев обеих рук.

Развитие фонематического восприятия

Определение звука [ш] в словах. Найти игрушки, в названии которых есть звук [ш]. (Матрешка, погремушка, Чебурашка, мишка, машинка, шарик. )

шарик, мишка, малыш.

Занятие 4

Упражнение для выработки продолжительного выдоха

«Фокус». Положить кусочек ваты на кончик носа. Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий передний край языка положить на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по- середине был «желобок». Сдуть вату. Воздух при этом должен идти по середине языка, тогда вата полетит вверх.

Упражнение для губ

«Хобот слона». Округлить губы и вытянуть их вперед. Удерживать губы в таком положении под счет до 6.

Упражнения для языка

«Качели». Поднимать и опускать широкий язык за зубами, касаясь его кончиком верхней десны, затем — нижней.

Кончик языка подвести под верхнюю губу, затем со щелканьем оторвать его.

«Чашечка».

— Приготовь «чашечку», я буду угощать тебя соком. Какой сок будешь пить?

— Приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, затем приподнять кончик и боковые края языка вверх, в средней части языка должно образоваться углубление.

«Разговор поросят Наф-Нафа и Нуф-Нуфа». Произнесение слогов на-на-на, ны-ны-ны, ну-ну-ну, но-но-но со сменой ударения и интонации (боязливо, уверенно, сердито, спокойно).

Развитие фонематического восприятия

Найти картинки по теме «Одежда», в названии которых есть звук [ш]. Определение позиции звука [ш] в словах шапка, шарфик, рубашка, штаны, душ.

Расставить картинки на наборном полотне. Предметы, в названии которых звук слышится в начале слова, поставить на верхнюю полоску, на среднюю — те, в названиях которых звук в середине, на нижнюю — те, в названиях которых звук в конце.

Занятие 5

Упражнение для выработки продолжительного выдоха

«Сильный ветер гонит листочки». Положить широкий язык («лопатой») на нижнюю губу. Дутье с образованием по средней линии «желобка».

Упражнение для губ

«Хобот большого слона и маленького слоненка». Чередование широкой и узкой «трубочки».

Упражнения для языка

«Едем на лошадке». Пощелкивание языком. Широкий кончик языка присасывается к небу и со щелканьем отрывается от него.

«Лепесток розы». Язык «чашечкой» снаружи, затем внутри рта. Следить, чтобы боковые края языка были прижаты к верхним коренным зубам.

Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка

«Разговор Бегемотиков». Произнесение слоговых сочетаний бда-бда, бдо-бдо, бду-бду, бды-бды; бда-бдо-бды, бда-бда-бду-бды со сменой интонации.

Развитие фонематического восприятия

Определение позиции звука [ш] в словах Шура, Маша, Наташа, крепыш, коротыш, глупыш, голыш.

Занятие 6

Упражнение для выработки продолжительного выдоха

«Ветер шумит». Установить пузырек вверх дном на уровне носа. Приподнять широкий язык к верхней губе и сильно подуть на язык. В пузырьке слышится шум.

«Слоненок пьет водичку». Сделать «хоботок». Вдыхать и выдыхать воздух через рот.

Упражнения для губ

Повторение упражнений предыдущих занятий.

Выработка согласованных движений губ и языка. Губы вытянуть «трубочкой», а язык — «чашечкой» (снаружи рта).

Упражнения для языка

Повторение упражнений предыдущих занятий.

«Гармошка». Улыбнуться, приоткрыть рот. Приклеить язык к небу, затем, не опуская языка, закрывать и открывать рот. При повторении упражнения рот открывать все шире, а язык удерживать все дольше.

Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка

Бегемотик Буби учится произносить слоги бди-бди-бди, бди-бде, бдя-бде, бде-бдя-бди.

Развитие фонематического восприятия

Выбор картинок, в названиях которых имеется звук [ш], из других картинок, в названиях которых — [с] и [ж]. Педагог произносит слова, а ребенок выбирает картинки, в названиях которых есть звук [ш].

Постановка звука [ш]

Положение органов артикуляционного аппарата при правильном произнесении звука [ш]

Губы слегка округлены и вытянуты вперед «трубочкой». Зубы сближены на расстояние 1—2 мм. Кончик языка поднят «чашечкой», но не касается неба. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, а середина передней части языка образует полулунную щель с небом сразу за альвеолами. Мягкое небо поднято, голосовые связки разомкнуты. Выдыхаемая струя воздуха сильная. Если руку тыльной стороной приложить ко рту, то ощущается тепло.

Приемы работы по постановке звука [ш]

Слуховое восприятие звука. Создание слухового образа звука «Шумелочки». Звукоподражания

Шум ветра в лесу; шелест листьев на деревьях; шуршание сухих листьев; шуршание сухого сена или соломы, бумаги; шипение гусака, змеи; шуршание мышей в норке, шин по мостовой; шум выходящего воздуха из проколотого шарика, паровоза, спускающего пар.

Формирование зрительного образа звука [ш]

Показ артикуляционного профиля. Уточнение положения губ, зубов и языка. Описание положения органов артикуляции.

Формирование ощущения положения органов артикуляции с помощью игрушек. Посмотри, как обезьянка поднимает язычок «чашечкой» за верхние зубы.

ёёё129 Рисунки к заданиям, используемым на этапе автоматизации звука [с]

Показ правильной артикуляции звука [ш]. Обратить внимание ребенка на положение губ, зубов и языка.

Пластическое изображение формы языка кистями рук

Правой рукой изобразить форму языка «чашечкой», а левой — небо.

Постановка звука [ш] по Р.И. Левиной (1965)

Постановка звука [ш] по подражанию

Поднять язык к верхней губе и равномерно, с силой выдыхать воздух, контролируя воздушную струю тыльной стороной ладони.

Добившись выхода теплой струи воздуха из положения языка у верхней губы, перевести язык за верхние зубы к небу при открытом рте. Губы округлить и вытянуть вперед, сблизить зубы на расстояние 1—2 мм и выдохнуть. Должен получиться звук [ш].

Постановка звука [ш] на базе звука [т]

Несколько раз произносить звук [т] с интервалом в 2—3 секунды. Затем дается установка: язычок «стучит» не по зубам, а по бугорочкам (альвеолам). Звук [т] произносится на первых порах с придыханием, при этом к звуку взрыва примешивается слабый и короткий шипящий звук.

Губы округлить и вытянуть вперед, язык поднять к передней части неба. Боковые края языка прижать к коренным зубам. Переход от звука [т] к звуку [ш]: т-т-тшшшш. В дальнейшем шум удлиняется и освобождается от предшествующего звука [т].

Тема занятия: «Звук [Ш]»

Задачи:

  • Закрепить артикуляционный уклад звука [Ш];
  • Автоматизировать звук [Ш] в слогах (прямых, обратных, со стечением), в словах, предложениях;
  • Развивать фонематический слух;
  • Совершенствовать навыки нахождение позиции звука [Ш] в слове;
  • Развивать внимание, память, мышление.

Оборудование:

  • Предметные картинки: Шина, кукушка, уши, пушка, бабушка; Даша под душем моет шею и уши, Миша вешает шубу, Наташа ест сушки, Дедушка лежит на кушетке.
  • Карточки с картинками со звуком [Ш] и без него.

Ход занятия

I. Артикуляционная гимнастика.

  • Широко открыть рот;
  • Часики;
  • Футбольный мяч;
  • Чашечка;
  • Дотянуться языком до носа, до подбородка.

II. Артикуляционный уклад звука [Ш].

Скажите где находится язык, когда мы произносим звук [Ш]?
Он широкий или узкий?

III. Автоматизация звука

✒ Изолированно:
Ин.: Скажи, как шипит змея.

Упражнение «Шарик лопнул».
Надуваем воображаемый шарик, затем он сдувается со звуком [Ш].
Все это сопровождается движениями.

✒ В слогах:
Ин.: Повтори за мной:
ша - ша - ша
шо - шо - шо
шу - шу - шу
ши - ши - ши
ше - ше - ше ша - шо - шу - ши - ше
шо - шу - ши - ше - ша
шу - ши - ше - ша - шо
ши - ше - ша - шо - шу
ше - ша - шо - шу - ши

✒ В словах:
Ин.: Назови картинки.

Шина, кукушка, уши, пушка.

Ин.: Повтори за мной слова - тройками:

Петушок - гребешок - ремешок.
Шина - машина - крушина.
Малыши - камыши - ландыши.
Дышу - ношу - тушу.
Маша - Даша - Паша.
Андрюша - Танюша - Валюша.
Ваша - наша - каша.
Миша - Паша - Яша.
Наташа - Танюша - Катюша.

Игрушки «спрятались» в разных местах комнаты: мишка на шкафу, кошка под шкафом, щенок за шкафом, кукла между стульчиком и шкафом на полу.

В о п р о с ы.

  1. Где спрятались игрушки?
  2. Где спрятался мишка?
  3. Где спряталась кошка?
  4. Где спрятался щенок?


IV. Формирование фонематического слуха.

Ин.: Если услышишь звук [Ш] хлопни в ладоши.

Шуба, стол, шмель, тюль, шарф, клен, каштан, торт, штанга, шолк.

Ин.: скажи, где находится звук [Ш] в словах (в начале, середине или в конце слова).
Соедини каждую картинку с нужной схемой.
Ватрушка, ошейник, кошелек, штанга, душ, шина, шоколад, камыши.

Ин.: Посмотри на картинки и скажи, что на них изображено.
Дедушка.
Дедушка что делает? (Дедушка лежит на кушетке.)
Это Наташа, Наташа, что делает? (Наташа ест сушки)
Это Миша, Миша что делает? (Миша вешает шубу)
Это Даша, что она делает? (Даша в душе моет шею и уши).

V. Развитие памяти, внимания, мышления.

Ин.: Назови картинки. Запомни их.
Закрой глаза. (Логопед убирает вначале одну, затем больше картинок и просит ребенка сказать чего не стало).
Ин.: Перед тобой карточки, назови, что на них нарисовано.
Телевизор, компьютер, магнитофон, лягушка.
Ин.: Что лишнее? Почему? (Лягушка)
Пакет, сумка, портфель, шапка.
Ин.: Что лишнее? Почему? (шапка)
Шар, бабочка, сороконожка, пчела.
Ин.: Что лишнее? Почему? (шар)

VI. Подведение итогов.

Ин.: Раскрась только те картинки, в которых есть звук [Ш].

Наталья Волкова
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Ш]

Тема : Постановка звука Ш

Цель : уточнение артикуляции звука [Ш] , постановка звука

Задачи :

1)Образовательные : учить правильно произносить звук Ш , выделять звук Ш из ряда слов ;

2)Коррекционно – развивающие : формирование длительной направленной воздушной струи, развитие артикуляторного праксиса, развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания и памяти, развитие фонематического слуха;

3)Воспитательные : воспитание интереса к занятию , воспитание самостоятельности.

Оборудования : презентация «Артикуляционная гимнастика» , ватный шарик на нитке, колючий мячик.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Сейчас у нас с тобой логопедическое занятие .

Сегодня к тебе в гости пришел маленький Антошка. (мальчик – презентация)

Он узнал, что ты будешь учиться шипеть, и пришел вместе с тобой поучиться.

2. Артикуляционная гимнастика

Улыбнитесь друг другу приветливо (Упр. «Улыбка» ) – презентация, Трубочка (счет до 10)

У Антошки еще мало зубов, а ты похвастайся своими (Упр. «Забор» )

Антошка очень любит круглые бараночки (упр-е «Колечко» ) Бараночки он ест со вкусным вареньем (упр-е «Вкусное варенье» ). Очень вкусное варенье, жаль осталось на губе, язычок я подниму и остатки оближу.

Варенье Антошка запивает чаем из чашечки (упр-е «Чашечка» )- улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу, края и кончик языка приподними.

Если чай горячий, то на него надо подуть. Покажи Антошке, как это делать. А теперь чашечку нужно «вымыть» и убрать в шкафчик (завести «чашечку за верхние зубы).

3. Воспитание сильной направленной длительной плавной ротовой воздушной струи

Антошка любит показывать фокусы и смотреть на них.

Давай ты мне сейчас покажешь фокусы. (Логопед предлагает ребенку ватный шарик диаметром 2-2,5 см, прикрепленный на нитку длиной 10-12 см). Держи шарик перед губами. - Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Легко подуй на шарик. Смотри, как красиво шарик отлетел от твоих губ.

А теперь держи шарик у носа. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй на кончик языка. Смотри, как красиво шарик отлетел вверх.

4)Пальчиковая гимнастика

Гладь мои ладошки, ёж. Ты колючий, ну и что ж?

Я хочу тебя погладить, я хочу с тобой поладить!

(катаем мячик между ладошками, гладим его, дотрагиваемся пальцами до отдельных колючек)

5)Развитие фонематического слуха

А сейчас мы поиграем в игру «Охотник» . Как только услышишь звук Ш , сразу лови его - хлопай в ладошки :

М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш

ХА – ША – ЛА – ПА – ША, ШАПКА – ОСЕНЬ – ШУБА – КОШКА - ОСЁЛ

6)Постановка звука

Антошка любит кататься на паровозике. Покажем ему паровозик?

(сильно дуть на кончик языка, не останавливаться. А затем постепенно паровозик замедлять – ч – ч- ч и подольше тянуть звук «Ч» , который должен перейти в «Ш» )

Ч – ч- ч – ч- ч – ч – ч- ч, паровозик я веду,

Я везу своих друзей,

Вместе ехать веселей!

Паровозом управляю,

Остановки объявляю. (паровозик останавливается)

Какая струя воздуха выходит изо рта?

(Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)

Посмотри, такое положение принимают язык и губы при произнесении звука «ш» . (картинка)

Теперь произнеси звук «С» , а затем подними язычок к нёбу и так же произнеси звук «С» , чтобы пошел теплый воздух.

Давай покажем как шипит змейка. (ш-ш-ш….)

7) Итог занятия .

Какой звук мы сегодня учились произносить? Кто к нам в гости приходил?

Конспект индивидуального занятия по постановке звука Ш

Цель занятия: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.

Коррекционно-образовательные:

Формирование кинестетического образа звука Ш (ощущения положения органов артикуляции);

Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;

Упражнение в правильности произнесения звука Ш.

Коррекционно-развивающие :

Развитие артикуляционного аппарата;

улучшение мелкой моторики.

Воспитательные:

Воспитание интереса к занятиям;

Воспитание самостоятельности.

Оборудование: предметные картинки.

Ход занятия

1.Организационный момент

2. Артикуляционная гимнастика

Статические подготовительные упражнения для языка

«Ковшик»

Широко рот открываем,

Краешки приподнимаем,

Язычок - баловничок,

Спинку низко опускает.

Очень он на ковш похож,

В него воду вылить можно,

Держи воду, не спеши,

Ковшик всем свой покажи.

Динамические упражнения для языка

«Часики»

Отдохнул и потянулся,

Влево, вправо повернулся,

Вот так: тик-так, тик-так.

«Почистим зубы»

Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние.

«Гармошка»

На гармошке чтоб сыграть,

Нужно челюсть опускать,

Язычок не отрываем,

Очень здорово играем.

Жила была на свете девочка Маша. Она очень любила животных. И вот однажды, собирая в лесу грибы, она встретила Михаила Потаповича. Медведь обрадовался такой встрече и улыбнулся («Улыбка»). Он был очень гостеприимный и, конечно же, пригласил Машу к себе на блины («Блинчик»). Они пили чай с вареньем («Вкусное варенье»). А блинчики Миша положил в красивую чашечку («Чашечка»). Маше очень понравилось в гостях, и в ответ она угостила Михаила Потаповича грибами («Грибочек»). А соседская белочка отвезла Машу домой к бабушке и дедушке. Она так ловко скакала по дорожкам, что заменила Маше лошадку («Лошадка»). Маша и не заметила, как оказалась дома.

3. Постановка звука.

1-й способ При губно-зубном сигматизме, ребенку бывает трудно переключиться с привычного произнесения звука на правильное. А если еще и уздечка подъязычная коротка и упражнение "чашечка" не даётся, действует такой способ.

Нам пригодится деревянный шпатель.

Просим ребенка улыбнуться, высунуть язык - блинчик. Кладем под язык шпатель, приподнимаем им язык и надавливаем, убирая язык в рот. Получается такая пассивная "чашечка", к тому же губы "заблокированы" и не складываются в привычную для ребенка позу. Теперь просим сильно подуть ртом. Получается звук, близкий к Ш.

2-й способ При этом звуке кончик языка поднят к верхним альвеолам, а края его прижаты к коренным зубам. Между кончиком языка и альвеолами сохраняется небольшое расстояние. Губы образуют овал, обнажая зубы. Между зубами расстояние равное, примерно, 2-5 мм. Теплая воздушная струя воздуха идет посредине языка на его кончик. Голос при этом не участвует. Возникает шипящий звук: ш-ш-ш.

Чтобы ребенок чувствовал поднятие кончика языка вверх, можно заранее провести следующие упражнения: «колокольчик» - ля-ля-ля, «молоточек» - д-д-д и «паровозик» - ч-ч-ч. При выполнении упражнений «молоточек» и «паровозик» кладем на нижние зубы карандаш диаметром около одного сантиметра, а на него язычок и просим ребенка при этом постучать кончиком языка по верхним альвеолам. При этом ребенок обязательно сильно дует на кончик языка не останавливаясь. А затем постепенно «паровозик» замедлять - ч-ч и подольше тянуть звук «Ч», который должен перейти в «Ш». Начинаем подражать сердитому гусю: «шшшшшш», одновременно выполняя фигурку.

4. Анализ артикуляции

В каком положении находятся губы?

В каком положении находятся зубы?

Где находится кончик языка?

Где находятся края языка?

Какая струя воздуха выходит изо рта?

(Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)

5. Закрепление изолированного произнесения звука

Когда Маша гуляла по лесу, она заметила, как шуршали осенние листья: Ш-Ш-Ш-Ш. (листья разложены по полу, на каждый шаг издается шелест: Ш-Ш-Ш). Пройди по листочкам, и представь, что ты тоже оказалась в осеннем лесу.

6. Развитие фонематического слуха

А сейчас мы поиграем в игру «Охотник». Как только услышишь звук Ш, сразу лови его - хлопай в ладошки:

М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш

7. Домашнее задание

Придумай как можно больше слов, где звук Ш слышится:

В начале слова;

В середине слова;

В конце слова.

8.. Итог занятия.

Сегодня на заня­тии ты побывал в осеннем лесу, встретил Машу и Медведя и научился шуршать, как шуршат осенние листья и это здорово у тебя получилось! С каким звуком ты сегодня познакомился? Звук Ш - согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет. Ты сегодня очень старался, молодец!

Конспект индивидуального логопедического занятия.

Тема: «Постановка звука Ш».

Цели: - воспитание воздушной струи;

Формирование артикуляционного уклада звука Ш;

Развитие артикуляционного праксиса;

Различие названий овощей, фруктов;

Практическое образование существительных суффиксальным способом;

Развитие мелкой моторики пальцев рук;

Развитие словесно-логического мышления.

Оборудование: «снежинка», прикрепленная к нитке длиной 10-12 см, профиль артикуляции звука Ш, набор опорных схем, пособия для артикуляционной гимнастики, на развитие мелкой моторики пальцев рук, настольное зеркало, муляжи овощей, фруктов, картинки-символы неречевых звуков.

Ход занятия .

1. Организационный момент.

Валера, добрый день! Ты пришел ко мне на логопедическое занятие, на котором мы будем учиться произносить звук Ш.

2. Воспитание сильной направленной длительной плавной воздушной струи.

Давай ты мне сейчас покажешь фокусы. (Предлагается ребенку «снежинка», прикрепленная на нитку длиной 10-12 см.) Держи «снежинку» перед губами.

Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй на кончик языка. Смотри, как красиво полетела «Снежинка» вверх.

3. Развитие артикуляционного праксиса.

Чтобы язык был сильным, произносил правильно все звуки, нужно каждый день выполнять артикуляционную гимнастику. Валера, давай поупражняем твой язык. Посмотри на картинку. Что это? Правильно, это трубочка. Давай превратим твои губы в трубочку. Улыбнись, сомкни зубы, вытяни губы вперед. Молодец! А теперь смотри в зеркало, удерживая трубочку, пока я буду считать до 10.

Посмотри на эту картинку. Догадался, какую артикуляционную гимнастику мы сейчас будем делать?! Правильно! Давай сделаем чашечку из языка. Улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу, края и кончик языка приподними. Умница! А теперь давай посоревнуемся, кто дольше продержит чашечку.

Валера, представь, что ты ел очень вкусное малиновое варенье, оно у тебя осталось на верхней губе. Улыбнись, оближи «чашечкой» верхнюю губу сверху вниз. Замечательно! С каждым днем у тебя получается лучше!

4. Формирование артикуляционного уклада звука Ш.

Посмотри, такое положение принимают язык и губы при произнесении звука Ш. (Предлагается ребенку профиль артикуляции звука с набором опорных схем и настольное зеркало).

Покажи, где кончик, спинка, корень язык, нижние и верхние резцы, преграда. Отлично!

А это шина, послушай, как выходит воздух из проколотой шины: ш-ш-ш-ш-ш. А на какие еще неречевые звуки похоже звучание «ш»? Правильно! Шипение змеи, шелест листьев. Послушай еще раз звук: ш-ш-ш. На что похожи губы при произнесении звука? Молодец! Найди карточку-символ «трубочка».

А теперь, обрати внимание на положение языка при произнесении звука «ш». Правильно! Найди карточку со стрелкой вверх. Умница!

А сейчас поднеси тыльную сторону своей ладошки к моим губам, почувствуй, какой воздух выходит изо рта. Правильно, выдыхаемая воздушная струя теплая.

Давай поупражняем твой язычок. Сделай «чашечку», убери «чашечку» за верхние зубы, округли губы «трубочкой», подуй на язычок теплым воздухом. Отлично! У тебя получилась песенка гуся.

5. Дифференциация названия овощей, фруктов, практическое образование существительных суффиксальным способом, развитее словесно-логического мышления.

Давай поиграем в игру «Сад-огород». Назови муляжи. Скажи, где растут овощи, фрукты? Разложи муляжи на две группы: овощи в огород, фрукты - в сад. Возьми муляж и назови. Где растет яблоко? Что это? Куда положишь яблоко? И т.д.

Давай поиграем в игру «Большой - маленький». Я показываю на муляж овощей и фруктов, называю большой предмет, а ты называешь маленький.

6. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Возьми цветные карандаши, выполни точечную штриховку овощей.

7. Итог, оценка деятельности.

Чему ты сегодня научился? Ты меня очень порадовал на занятии!