Примерные темы по направлению смелость и трусость. Трусость и смелость


Эпиграф: "Трус опаснее всякого другого человека, его надо бояться более всего" (Берне)

Что же такое трусость? Трусость-это бегство от опасности, слабохарактерность и неумение преодолевать свой страх. Зачастую из-за трусости человек не может адекватно оценить ситуацию и в стремлении ее избежать готов на все. Так на какие же поступки может заставить пойти трусость?

Как известно, страх-одно из самых сильных человеческих эмоций, и когда подавить его оказывается невозможным единственным выходом кажется бегство. В таком состоянии люди могут пойти как на безобидные для окружающих действия, так и на самые ужасные поступки, предательства и ложь.

Так герои многих русских писателей пошли на предательства поддавшись своей трусости. Одним из примеров для нас может послужить Рыбак, герой повести В.Быкова "Сотников".

Попав в плен со своим товарищем, мужчина испытывает сильный страх за свою жизнь, и поэтому, когда немецкие полицаи предложили перейти на сторону врага, предать Родину, товарищей и самого себя, Рыбак сразу же соглашается. "Он чувствовал остро и радостно-будет жить! Появилась возможность жить-это главное." Таким образом не в силах перебороть свой страх перед смертью, мужчина становится трусом и предателем, потерявшим свою честь.

Однако, не только на войне можно стать предателем и поступать бесчестно. Другим примером трусости является Дима Сомов в повести В.К.Железникова "Чучело". Из-за своей трусости мальчик пошел на подлый поступок и подвел своб одноклассницу, Лену Бессольцеву. Из-за него весь класс ополчился на девочку и объявил ей байкот. А все из-за того что сам Дима побоялся ненависти одноклассников.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Каждому человеку присущи две борющиеся между собой стороны, это трусость и смелость. Наука задается этим вопросом уже достаточно много лет. Психологи, философы и поэты начали говорить об этом несколько веков назад.

Я думаю, что быть смелым Это значит иметь возможность при необходимости побороть свои страхи. А ведь они присущи каждому человеку на Земле. Мужественные люди обладают уверенностью в себе, которой сложно даже позавидовать. Также люди не боятся преград на своем пути. Даже если уж говорить точнее они отважно преодолевают эти страхи. Они несомненно найдут выход из любой ситуации. Такой человек всегда, не смотря ни на что, достигает цель, которую поставил перед собой. У храбрых личностей есть большой запас терпения, что также является немаловажным и имеют огромную силу воли.

Я считаю, что это очень здорово, когда таким качеством обладает доброжелательный и милосердный человек, который будет использовать ее в благотворительных целях. Гораздо хуже будет, если мужество проявляется в отрицательном свете. Такое проявление сможет нести угрозу и для самого человека, обладающего мужеством. Трусость похожа на смелость тем, что она также имеет две стороны одной медали. Есть благоприятные проявления этого качества, но, к сожалению, есть и негативные проявления. Иногда трусость срабатывает рефлекторно, как защита, когда человек чувствует себя в опасности. И тогда она спасает человека от чего-то нехорошего. Это относится к положительной стороне. А вот к обратной стороне можно отнести человека, который не может принимать решения, постоянно сомневается в своих действиях, он боится трудностей. Также люди неуверенны в себе.

Мне кажется, что робость – это просто недостаточно развитая сила воли. Это невозможность управлять собой. К сожалению эти люди не имеют целей в жизни, потому что бояться сложностей и если даже и имеют, то опускают руки при первой же возникшей проблеме.

Люди должны развиваться душевно, учиться контролировать свои эмоции и уметь брать себя в руки. Нужно учиться преодолевать все преграды и не давать страху узды правления. Храбрый человек всегда рассчитывает на свои силы, а не на помощь других людей, и уж тем более не на волю случая.

Героические образы в ранних романтических произведениях Максима Горького.

Образ героического, смелого человека, готового к самоотверженному подвигу во имя народа, мы находим в ранних произведениях Максима Горького.

Рассказ «Старуха Изергиль» - наглядный пример того, что привлекало Горького в человеке, какие черты характера он хочет видеть в нем.

Герой одной из легенд, рассказанной старухой Изергиль, является смелый, благородный юноша Данко. Он любил свой народ чистой искренней любовью и не представлял его в горе и мучениях. Именно поэтому юноша пожертвовал своим светлым сердцем, своей жизнью ради счастья других, даже будучи уверенным, что его никто не поблагодарит. Данко мужествен и бесстрашен, его влечет к подвигу благородная цель – быть полезным народу. В его очах «светилось много силы и живого огня». Вырвав из груди свое горящее сердце, он «кинул радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо», потому что «любил людей больше себя».

Образу Данко сопутствует образ горящего сердца: «Сердце его пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца…» Он подчеркивает героическую устремленность прекрасного юноши, придает всему произведению особую эмоциональную напряженность. Любовь Данко к людям и желание послужить им, его смелые устремления сливаются с его красотой, силой и молодостью. «Данко… молодой красавец. Красивые всегда смелы».

Вся легенда о Данко, о его сердце, горящем великой любовью к людям, воспринимается читателем как смелый призыв к героическим подвигам.

Еще один героический образ мы находим в другом произведении М. Горького «Песня о Соколе». Сюжет, художественные приемы и язык «Песни» подчеркивают героизм Сокола. Слова: смелый, гордый, храбро бился, свободная птица и ряд других помогают представить образ Сокола, способного на высокие страдания, безумную радость и смелые, решительные действия.

Образу бесстрашной птицы противопоставлен образ Ужа, неспособного к действию, тупого и самодовольного. Эти образы воспринимаются как символы, при помощи которых автор отвечает на основной вопрос: «Как надо жить, в чем смысл жизни?» Уж ни о чем не мечтает и свою жизнь, лишенную каких-либо стремлений, оправдывает словами: «Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет…»

Совсем иное влечет Сокола. Умирая и оглядываясь на прожитую жизнь, он гордо восклицает: «Я славно пожил!.. Я храбро бился!.. О, счастье битвы!» И Горький вслед за своим героем восклицает: «Безумству храбрых поем мы славу! Безумство храбрых – вот мудрость жизни!»

Такие героические образы, как бесстрашный Данко и смелый Сокол, действительно, являются «живым примером, призывом гордым к свободе, к свету». Создавая исключительные характеры, автор возвеличивает гордых, сильных духом, бесстрашных людей, он призывает людей к активной жизненной позиции, стремится усилить волю человека, возбудить желание противостоять жизни пустой, бесцельной. Именно в этом мне видится ценность и значение романтических произведений М. Горького.

Как отличить трусость от благоразумия, а смелость от безрассудства?

Пример итогового сочинения по направлению: Смелость и трусость, 2017-2018 (согласно ФИПИ).

Смелость и трусость - по смыслу противоположные понятия, при этом они полны нюансов, многоаспектны, краеугольны.

Вроде бы нет ничего проще, чем объяснить понятия «смелость» и «трусость»? Способный рискнуть своей жизнью, конечно же, - смельчак, человек не из робкого десятка. А если человек в случае опасности отступает, скорее всего, он малодушен и труслив.

Однако не всё так очевидно. Храбрость или глупость управляют теми, кто в поисках сильных эмоций катаются на крышах мчащихся поездов? Нерешительность или благоразумие стоит усмотреть в действиях врача, отправляющего пациента на обследование перед операцией? Мне кажется, что смелость и трусость — это качества, которые можно определить только в свете конечной цели поступка.

Литература подарила нам множество героев, о смелости или трусости которых интересно порассуждать. Рассмотрим персонажей замечательного романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Трудно поспорить с тем, что Швабрин, спасающий свою жалкую жизнь предательством, — это трус. Понятна и смелость Петра Гринёва, готового отдать жизнь за то, что ему дорого.

А Маша Миронова? «Трусиха» ли она, как зовёт её мать? Или она благоразумная девушка, какой считает её возлюбленный? Чтобы ответить на этот вопрос, надо дочитать произведение до конца. Мы помним, что робость капитанской дочки исчезает, когда Петру грозит смертная казнь: Маша смело отправляется за милостью к самой императрице.

Также можно обратиться к роману Л.Н. Толстого «Война и мир«. Вспомним хладнокровного и жестокого Долохова, способного вызвать человека на дуэль без причины. Фёдор рискует жизнью, но цель этого риска — самоутверждение, а не самопожертвование. На мой взгляд, это не смелость, а безрассудные шалости эгоиста, которому ничего не стоит убить человека.

А что можно сказать о решении Кутузова об отступлении русской армии? Разве можно назвать это трусостью? Нет, великий полководец проявил мудрость и благоразумие, отдав французам разорённую Москву. Пока солдаты Наполеона превращались в мародёров, русские войска пополнили припасы и окрепли, что решило исход войны.

Аргументы для сочинения по теме "Смелость и трусость".

Обосновывая выбор направления итогового сочинения важно понимать суть понятий смелость и трусость .
Смелость и трусость сосуществуют на в контекстве восприятия понятия "страх".
Смелость - это не отсутствие страха, смелость - этот способность совладать со страхом.
Трусость - это неспособность справиться со страхом чего или кого-либо.
Смелость без страха - это глупость и неоправданный риск.
Трусость - не всегда просто страх, иногда это свойство основано на более глубоких характеристиках личности, таких как нерешительность, эгоизм и просто равнодушее к проблемам окружающих.

Как отважные и нерешительные персонажи помогут получить «зачет»?

Текст: Анна Чайникова, учитель русского и литературы школы № 171
Фото: кадр из мультфильма «Премудрый пескарь», 1979

До итогового сочинения остаются считаные дни, а мы продолжаем разбирать основные направления, на этот раз поговорим о «Смелости и трусости». Легко ли быть смелым в повседневной жизни? Как связаны страх и предательство? Может ли трус быть счастливым? Найти ответы на эти непростые вопросы выпускникам предстоит в литературных произведениях.

Комментарий ФИПИ:

В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.

На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

Словарная работа

По толковому словарю Д. Н. Ушакова:
СМЕЛОСТЬ – отвага, решимость, смелое поведение.
ТРУСОСТЬ – свойственная трусу боязливость, робость.

Синонимы
Смелость – отвага, бесстрашие, мужество, доблесть, неустрашимость, решимость, храбрость.
Трусость – малодушие, нерешительность.

В каких ситуациях человек проявляет смелость или трусость?

  • В экстремальных ситуациях (на войне, во время стихийных бедствий и катастроф)
  • В мирной жизни (в отношениях с другими людьми, в отстаивании взглядов, идеалов, в любви)

Довольно часто мы сталкиваемся с примерами смелости, проявляемой в экстремальных ситуациях: на войне, во время катастроф, стихийных бедствий, в критической ситуации, когда кому-то нужна помощь и защита. Тогда человек, не задумываясь о собственной жизни, бросается спасать того, кто попал в беду.

Однако быть смелым или струсить можно не только в такие моменты, в повседневной жизни тоже есть место таким понятиям, как смелость и трусость.

В чем же будет проявляться смелость в повседневной жизни? Нужно ли быть смелым изо дня в день? На что толкает человека страх? Как связаны страх и предательство? Можно ли списать на «время» то, что человек совершает трусливый и подлый поступок? Над этими вопросами заставляет задуматься своего читателя Ю. Трифонов в повести «Дом на набережной» .

Глебов, главный герой повести, вырос в небогатой семье, всю жизнь он стремился выбиться в люди, изжить комплекс неполноценности, сформировавшийся еще в детстве, проведенном по соседству со знаменитым «Домом на набережной», рядом с детьми советской элиты: партийных работников и профессоров. Главный герой превыше всего ставит свое благополучие, поэтому, когда судьба его ставит перед выбором: на собрании выступить в защиту будущего тестя, профессора Ганчука, или же оговорить, поддержав кампанию, развернутую против него, Глебов не знает, что ему делать. С одной стороны, его держат родственные связи и совестливость: он будущий зять Ганчука и видел только хорошее от этой семьи, сам профессор неоднократно оказывал помощь Глебову, и предать своего научного руководителя герой не может. С другой же - на кону стоит обещанная ему стипендия Грибоедова, открывающая все двери, дающая перспективы карьерного роста.

Отец Глебова был осторожным, пуганым человеком, видевшим какие-то скрытые опасности даже в безобидной дружбе сына с детьми из партийных семей. Осторожность сама по себе не является трусостью, но принцип, внушаемый с детства в виде шутки: «Дети мои, следуйте трамвайному правилу - не высовывайтесь!» - дает свои плоды во взрослой жизни Глебова. В критический момент, когда Ганчуку требуется помощь, Глебов уходит в тень. Одни от него требуют поддержать профессора, другие - обличить его. Друзья Ганчука взывают к совести, благородству Глебова, говорят, что честный человек поступить иначе просто не может, не имеет права, в учебной части же герою сулят стипендию Грибоедова и продвижение по карьерной лестнице.

От Глебова требуется только одно - решение, с кем он, и как раз решить он не может: «Глебов относился к особой породе богатырей: готов был топтаться на распутье до последней возможности, до той конечной секундочки, когда падают замертво от изнеможения. Богатырь-выжидатель, богатырь - тянульщик резины. Из тех, кто сам ни на что не решается, а предоставляет решать коню».

Почему же герой не может принять, казалось бы, очевидное для честного человека решение? Дело не столько в нежелании упускать потенциальные возможности, считает Ю. Трифонов, сколько в страхе: «Чего было бояться в ту пору глупоглазой юности? Невозможно понять, нельзя объяснить. Через тридцать лет ни до чего не дорыться. Но проступает скелет… Они катили бочку на Ганчука. И ничего больше. Абсолютно ничего! И был страх - совершенно ничтожный, слепой, бесформенный, как существо, рожденное в темном подполье, - страх неизвестно чего, поступить вопреки, встать наперекор» . Глебов безотчетно следует все тому же отцовскому принципу «не высовываться». Он хочет «прийти и отмолчаться», чтобы по возможности сохранить отношения с Ганчуками и не перекрыть себе путь «вперед и вверх».

«Почему вы молчите, Дима?» — главный вопрос, задаваемый Глебову.

«Богатырь-выжидатель» всеми силами хочет оттянуть момент принятия решения, он ждет, что ситуация как-то сама собой разрешится, мечтает о сердечном приступе или потере сознания, которые бы избавили его от необходимости выступать, принимать решение и нести ответственность за свой выбор. От необходимости присутствовать на собрании Глебова избавляет смерть бабушки, однако, несмотря на то, что он не выступил с обличением Ганчука, его малодушие и трусливое молчание - предательство и соучастие в преступлении. «Да если на ваших глазах <…> нападают на человека и грабят посреди улицы, а у вас, прохожего, просят платочек, чтоб заткнуть жертве рот… <…> Кто вы такой, спрашивается? Случайный свидетель или соучастник?» - обличает Глебова накануне собрания Куно Иванович, друг семьи Ганчуков.

Трусость и малодушие толкают Глебова на предательство. «Иногда и молчание собственное казнит», - говорит Куно Иванович перед собранием. Глебову предстоит мучиться воспоминаниями о своем трусливом поступке, предательстве учителя, на протяжении всей жизни. Напоминанием о нем станет повторяющийся сон о крестах, медалях и орденах, «тридцать сребреников» Глебова, которые он, стараясь не греметь, перебирает в коробочке из-под монпансье.

Глебов хочет снять с себя ответственность за то, что не нашел в себе сил встать перед всеми и сказать правду, за то, что струсил, поэтому успокаивает себя фразой: «Не Глебов виноват и не люди, а времена». Однако, по мнению автора, ответственность полностью лежит на человеке. Ведь, оказавшись в точно такой же ситуации, как Глебов, профессор Ганчук ведет себя иначе: защищает коллегу, своего ученика Астурга, хоть в профессиональном отношении во многом с ним не согласен. «Когда людей незаслуженно унижают, он не может стоять в сторонке и молчать», - пишет о профессоре Ганчуке автор. «За других будет сражаться, как лев, куда угодно пойдет, с кем угодно схватится. Так бился за этого ничтожного Астурга» , - говорит о нем Куно Иванович. Важно и то, что именно активной защитой ученика профессор Ганчук и навлек на себя беду. Значит, делает вывод Ю. Трифонов, дело все-таки не во «временах», а выборе, который каждый делает сам.

Нельзя сказать, что Глебов совершает предательство только потому, что он холодный прагматик, расчетливый и беспринципный человек, как о нем говорит Юлия Михайловна, жена Ганчука («…умный человек, но ум его ледяной, никому не нужный, бесчеловечный, это ум для себя»), ведь предательство ему дается нелегко, он мучается от осознания содеянного еще долгие годы. Глебов - трус и конформист, не нашедший в себе сил «поступить вопреки, встать наперекор».

Даже в повседневной жизни порой человек сталкивается с ситуациями, в которых от него требуется бесстрашие, например, смелость подать голос, пойти против всех, защитить слабого. Это бытовое, повседневное мужество не менее важно, чем отвага на поле боя. Именно оно позволяет человеку оставаться человеком, уважать самого себя и вызывать уважение других.


Афоризмы и высказывания известных людей

  • Когда боишься - действуй смело, и ты избегнешь худших бед. (Г. Сакс)
  • В сражении те больше всего подвергаются опасности, которые больше других одержимы страхом; смелость - все равно что стена. (Саллюстий)
  • Смелость - это сопротивление страху, а не его отсутствие. (М. Твен)
  • Испуган - наполовину побежден. (А. В. Суворов)
  • Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх. (В. Г. Белинский)
  • Трус опаснее всякого другого человека, его надо бояться более всего. (Л. Берне)
  • Нет ничего страшнее самого страха. (Ф. Бэкон)
  • Трусы много раз умирают до наступления смерти, храбрые умирают только один раз. (У. Шекспир)
  • Трусость очень вредна потому, что она удерживает волю от полезных действий. (Р. Декарт)
  • Трусость в своем расцвете обращается в жестокость. (Г. Ибсен)
  • Никогда нельзя жить счастливо, когда все время дрожишь от страха. (П. Гольбах)
  • Нельзя любить ни того, кого ты боишься, ни того, кто боится тебя. (Цицерон)
  • Бояться любви - значит бояться жизни, а бояться жизни - значит быть на две трети мертвым. (Б. Рассел)

Над какими вопросами стоит задуматься?

  • Что значит быть смелым в повседневной жизни?
  • На что толкает человека трусость?
  • Как страх связан с бесчестием?
  • Какие поступки можно назвать смелыми?
  • В чем разница между наглостью и смелостью?
  • Кого можно назвать трусом?
  • Можно ли воспитать в себе смелость?
  • Каковы причины возникновения страха?
  • Может ли смелый человек бояться чего-либо?
  • Чем отличается страх от трусости?
  • Почему важно иметь смелость при принятии решений?
  • Почему люди боятся высказать свое мнение?
  • Почему творчество требует смелости?
  • Нужна ли смелость в любви?
  • Может ли трус быть счастливым?