Проблема взаимоотношения поколений («отцов и детей»). Егэ русский язык

Вечная проблема отцов и детей существовала всегда. Она заключается в том, что на определенном этапе взаимодействия «взрослый-ребенок» возникает конфликт, требующий скорейшего рассмотрения и взаимовыгодного решения. Проблема поколений сама по себе является достаточно острой и конфликтной. Сторонам трудно прийти к согласию именно потому, что у каждой имеются свои собственные представления о том, как должна быть устроена жизнь.

Часто родители просто искренне переживают за своих детей, потому и стремятся во всем контролировать их действия. Дети же этого не понимают, им кажется, что их свободу ограничивают, причем намеренно. Но родитель никогда не поступает негативно по отношению к ребенку, так сказать, из вредности, в то время как отпрыск иногда готов страдать за принцип. В этом и состоит основная проблема отцов и детей. Аргументы могут быть самыми различными: от желания отстоять свою точку зрения до рьяной защиты индивидуальности.

Общие закономерности возникновения непонимания между поколениями

Самые открытые и длительные конфликты в основном порождают отцы и дети. Проблема поколений часто не дает прийти к единому соглашению, понять и услышать друг друга в противоречивой, отчаянной борьбе идеалов, смыслов, представлений. Со стороны кому-нибудь может показаться, что дети растут неблагодарными, но они просто отстаивают свою личность, желание во всем быть автономными и самодостаточными. Другой вопрос: готовы ли они к этой самостоятельности, о которой так самозабвенно кричат? Скорее всего, нет. Подростки и юноши еще в достаточной степени незрелы, чтобы начинать самостоятельную жизнь: элементарно не смогут обеспечить себя жильем, полноценным питанием.

«Я уже взрослый!»

Нередко такую фразу можно услышать от ребенка тринадцати-шестнадцати лет. Он хочет поступать так, как считает нужным, воплощать в жизнь свои смелые идеи и цели. Однако следует помнить, что подростку важнее отстоять принцип, чем в реальности что-то сделать. И спорит он с родителем чаще потому, что не умеет пока договариваться иначе. Ему важно, чтобы окружающие воспринимали его как взрослого и состоявшегося человека. При этом, по сути, он еще ребенок и не готов к полноценной самостоятельной жизни.

Проблема поколений нередко обостряется еще и тем обстоятельством, что ребенок совершенно не понимает, что значит быть взрослым. Ему кажется, что самое важное - суметь доказать в споре свою правоту, идею, но на самом деле подлинная зрелость приходит тогда, когда молодой человек готов сам себя обеспечивать и полностью жить самостоятельно. Не все оказываются готовы к такому шагу, как отделение от родителей в 18, 20, 25 лет и старше.

«Ты одеваешься вызывающе!»

Такую реплику могут услышать в свой адрес подросшие дети. Родители нередко считают, что их отпрыски взрослеют слишком быстро, носят одежду, которая их портит, излишне привлекает к себе внимание окружающих. У детей же имеется совершенно иное видение ситуации. Им кажется, что это родители излишне их опекают, не дают самостоятельно ступить ни шагу.

Что можно посоветовать родителям? Понятное дело, что вам категорически не нравится, как одевается ваш ребенок: какие-то непонятные фасоны, темные или, наоборот, слишком яркие цвета. Но лучшее, что можно сделать, - это принять выбор вашего ребенка. Уважайте в нем личность - и тогда однажды он прислушается к вашему мнению. Детям следует быть терпеливее и не слишком выпячивать напоказ свою «независимость», помня о том, что самостоятельными они еще не стали.

Примеры проблемы отцов и детей: дочь пятнадцати лет собирается на свидание, красится перед зеркалом. Мать делает ей замечание: короткая юбка, вызывающий макияж. В результате дочь обижается и демонстративно отправляется. Проблема не решена. Дочь еще несовершеннолетняя и не может сама себя содержать.

Сын шестнадцати лет любит слушать рок-музыку. Все свои карманные деньги, которые ему выделяют родители, он тратит на покупку музыкальных дисков. Отцу не нравится увлечение сына, он хотел бы видеть его в будущем преуспевающим спортсменом. При каждом удобном случае отец говорит сыну, что его увлечение ничего не стоит и не может считаться достойным настоящего мужчины. Сын обижается, хотя и не меняет своей позиции. Конфликт вялотекущий, но длительный.

Разность интересов

Важно понять, что у родителей и детей не могут быть одинаковые взгляды на жизнь, лишь за редким исключением наблюдается почти полная абсолютно нормально, и вовсе не нужно стремиться к тому, чтобы всем все нравилось. Кроме того, не следует забывать о том, что для родителей важна атмосфера тишины и покоя, в то время, как детям необходимы общение со сверстниками, гуляния, а значит - динамичность, шум.

Конфликты могут вызывать сами отцы и дети. Проблема взаимоотношений быстрее образуется там, где есть ощутимые разногласия, ярко выраженные противоречия.

Проблема отдельного жилья

Пожалуй, это самый болезненный вопрос, который только может возникнуть во взаимоотношениях «родитель-ребенок». Разумеется, это касается совершеннолетних детей, которым уже исполнилось восемнадцать-двадцать лет, и взрослых молодых людей. По мере взросления хочется самостоятельности, возникает желание видеть результаты своих трудов. В этом случае вовсе не надуманной предстает проблема отцов и детей. Аргументы более чем серьезные: ребенок должен научиться быть полностью независимым. Но далеко не у каждой семьи есть возможность заранее обеспечить ребенка всем необходимым, купить ему квартиру к тому моменту, когда он окажется готов себя обеспечивать самостоятельно. Тем, у кого нет средств на покупку квартиры, должны как-то выходить из положения: снимать отдельное жилье или продолжать жить вместе с родителями. В том случае, когда молодой человек или девушка, достигнув сознательного возраста, остаются под крышей родного дома, они должны вносить свой вклад в семейный бюджет. Ведь родители не должны кормить и содержать великовозрастных детей, это было бы крайне неправильно.

Убеждения и ценности

Проблема отцов и детей (аргументы в пользу того, что старшее и младшее поколения должны прислушиваться друк к другу, не всегда правильно воспринимаются) порождает нередко взаимные обиды и недоразумения. Родителям кажется, что если взрослый ребенок живет вместе с ними, то должен жить по их указке, во всем выполнять их волю. Молодой человек и рад бы отделиться, да пока, к примеру, не позволяют финансы.

Взгляды на жизнь, убеждения родителей и детей, даже при низкой конфликтности, будут в какой-то степени различаться. Ведь всякая личность имеет свои цели и стремления. Достижения детей далеко не сразу видны, порой требуется приложить значительные усилия.

Проблема границ и свободы

Тот, кто много лет прожил бок о бок с родителями, а потом наконец-то получил возможность приобрести собственное жилье, без сомнения, оценит все преимущества отдельного проживания. Родители могут быть самыми золотыми, но свою задачу по воспитанию детей они могут считать выполненной тогда, когда ребенок достиг хорошего уровня самостоятельности: он имеет возможность снимать жилье, питаться отдельно, обеспечивать себе быт, решать возникающие вопросы. Словом, нужно принять на себя ответственность, и только тогда приступать к взрослой жизни. Сама по себе самостоятельность требует больших вложений, преимущества не сразу заметны.

Под одной крышей, мы невольно нарушаем их личное пространство, а они ненароком вмешиваются в наше. Это нужно учитывать и понимать, если вы пока не собираетесь отделяться. Конечно, не у всех есть такая возможность, но тогда вы должны принять правила, царящие в вашей семье. Гнуть свою линию, спорить, конфликтовать с родителями, находясь у них на попечении, недостойно, некрасиво и неправильно.

в художественной литературе

Одной из самых значительных является проблема отцов и детей. Произведения русской классической литературы демонстрируют нам примеры подобных проявлений конфликта. Сразу же вспоминаются известные персонажи: Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов, «сражающиеся» в словесном поединке за идею. Кроме них, есть еще герои из драмы «Гроза»: Катерина, которая не смогла жить вместе со сварливой свекровью, и ее муж Тихон, всю жизнь подстраивающийся под желания своей матушки.

Современные проблемы отцов и детей

На сегодняшний день конфликты поколений существуют так же, как и много лет назад. Причинами разногласий служат разность интересов, взглядов на жизнь, воззрений, квартирный вопрос. Последний является наболевшим для многих, поскольку не иметь своего жилья для некоторых молодых людей оборачивается перспективой всю жизнь провести в неудачниках.

Никто так не стремится доказать свою правоту оппоненту, как отцы и дети. Проблема взаимоотношенийкроется часто в нежелании понимать, учитывать потребности друг друга.

Шаги к сохранению теплых, доверительных отношений

Тем, кто желает долгие годы радовать своих близких, лучше понимать мотивы их поступков и просто настроения, пригодятся наши советы. Прочной нитью связаны друг с другом отцы и дети. Проблема поколенийчаще всего заключается в том, что люди не умеют правильно понять друг друга. Они словно говорят на разных языках. Детям следует с почтением относиться к родителям, уважать их опыт и мудрость, не стыдиться перенимать какие-то полезные навыки. Родителям же пойдет на пользу искреннее доверительное общение с выросшими детьми: их знания могут не раз пригодиться. Важно научиться уважать позицию другого человека, принимать его таким, какой он есть на самом деле, и не пытаться его переделать.

Таким образом, весьма существенной и важной является проблема отцов и детей. Аргументы, свидетельствующие о наличии трудностей взаимодействия, всегда содержат в себе ключи для позитивного решения. Стоит только захотеть что-то изменить в своей жизни, как находятся адекватные и приемлемые способы для реализации этого намерения.

Виды проблемы

Взаимоотношения отцов и детей

Аргументы

А.Вампилов «Старший сын». Проблема непростых взаимоотношений родителей и детей нашла свое отражение в литературе. Об этом писали и А.С.Пушкин, и Л.Н.Толстой, и И.С.Тургенев. В пьесе А.Вампилова «Старший сын» автор показывает отношение детей к своему отцу.

И сын, и дочь откровенно считают своего отца неудачником, чудаком, равнодушно относятся к его переживаниям и чувствам. Отец все молчаливо сносит, находит оправдания всем неблагодарным поступкам детей, просит их только об одном: не оставлять его одного. Главный герой пьесы видит, как на глазах разрушается чужая семья, и искренне пытается помочь добрейшему человеку- отцу. Его вмешательство помогает пережить тяжелый период в отношениях детей к близкому человеку.

И.С.Тургенев «Отцы и дети». Проблема отцов и детей раскрывается в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» во взаимоотношениях молодого нигилиста Базарова с представителем дворянства Павлом Петровичем Кирсановым, а также Базарова с его родителями. Павел Петрович всегда безупречен и элегантен. Этот человек ведет жизнь типичного представителя аристократического общества - проводит время в праздности и безделье. В отличие от него Базаров приносит реальную пользу людям, занимается конкретными проблемами. Эти герои романа занимают прямо противоположные жизненные позиции. В частых спорах Базарова и Павла Петровича затронуты почти все основные вопросы: о путях дальнейшего развития страны, о знании науки, понимании искусства и об отношении к народу. Павел Петрович при этом активно защищает старые устои, а Базаров, напротив, выступает за их разрушение. А на упрек Кирсанова, что вы, мол, все разрушаете, ведь надо и строить, Базаров отвечает, что «сперва нужно место расчистить». Конфликт поколений мы видим и во взаимоотношениях Базарова с его родителями. У главного героя очень противоречивые чувства по отношению к ним: с одной стороны, он признается, что любит родителей, с другой - презирает "глупую жизнь отцов". От родителей Базарова отдаляют прежде всего его убеждения. Будучи людьми, смотрящими в будущее, писатели, как правило, стоят на стороне нового поколения. Тургенев же в своем произведении "Отцы и дети" не выступает открыто ни на одной из сторон.

А. Алексин «Безумная Евдокия». Оленька, героиня рассказа, та¬лантливая девочка, но эгоистка, избалованная отцом и матерью. Слепая родительская любовь породила в Оле убеждение в своей исключительности. Нежелание понимать чувства и переживания близких людей, друзей приводит в конце концов к тяжелейшей болезни матери.

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Бульба считал, что только тогда воспитание Остапа и Андрия может быть завершенным, когда они познают боевую премудрость и станут его достойными наследниками. Однако измена Андрия сделала Тараса убийцей, он не смог простить сыну предательства. Только Остап согрел душу отца своим мужеством в бою, а затем и во время казни. Для Тараса товарищество оказалось выше всех кровных связей.

А. Амлинский «Нескучный сад». На примере трех поколений семьи Ковалевских можно проследить влияние родителей на детей. В романе не только сын ищет у отца ответы на мучившие его вопросы, но и отец ощущает потребность в духовном общении с сыном. Писатель убежден: взрослые обязательно должны «владеть даром понимания, а значит, и сопереживания». Если его нет, неминуемо отчуждение детей от семьи, школы и в итоге от общества. Из непонимания, недоверия рождается драматизм отношений между близкими людьми, родителями и детьми.

А.С. Грибоедов «Горе от ума». Не обошел стороной проблему отцов и детей и русский писатель А. С. Грибоедов в своей комедии «Горе от ума». В произведении прослеживаются взаимоотношения Фамусова со своей дочерью Софьей. Фамусов, конечно, любит дочь и желает ей счастья. Но вот счастье он понимает по-своему: счастье для него - деньги. Он приучает дочь к мысли о выгоде и этим совершает настоящее преступление, потому что Софья может стать похожей на Молчалина, перенявшего от отца лишь один принцип: искать выгоду везде, где только можно. Отцы постарались научить детей жизни, в своих наставлениях передали им то, что для них самих являлось наиболее важным и значительным.

Текст из ЕГЭ

(1)В редакцию журнала пришло интересное письмо. (2)Автор -семидесятидвухлетиий москвич — пишет: «Когда я смотрю на своего четырнадцатилетнего внука, мне иногда кажется, что он какой-то инопланетянин, — так он не похож на мать, на меня, на свою бабушку. (З)Нет, он вообще-то неплохой парень, грех жаловаться: прилично учится, посильно помогает матери — моей дочери — по хозяйству, и даже в его грубоватом обращении ко мне «дед» я порой чувствую привязанность… (4)Но его одежда, этот свитер с висящими рукавами, джинсы с дырками на коленях, две серьги в одном ухе, его речь со всеми этими «прикидами» и «приколами», его взгляды и то, что все мои мысли и суждения вызывают у него насмешку, — всё это делает его настоящим инопланетянином в нашей семье… (5)Глядя на внука и его приятелей, проходя мимо шумных компаний подростков, я не могу отделаться от вопроса: откуда они взялись, эти странные, самоуверенные и невежественные юнцы? (6)Кто сделал их такими?». (7)Спорить с автором письма не приходится. (8)То, о чём он пишет, наверняка знакомо большинству читателей, у которых есть внуки. (9)Единственное, с чем нельзя безоговорочно согласиться, — это с вопросом «Кто сделал их такими?». (10)Мы так привыкли во всём искать виновных, что спокойный взгляд на вещи, попытка найти объективное объяснение даются нам, к сожалению, с трудом. (11)Конечно, куда проще сказать, что во всём виноваты телевидение, американские фильмы, школа, рыночная экономика, правительство, чем постараться понять причину так пугающе расширившейся пропасти между отцами и детьми, не говоря уже о внуках. (12)А пропасть эта, между прочим, была всегда. (13)Об этом сто сорок лет тому назад И.С. Тургенев написал свой знаменитый роман «Отцы и дети». (14)Да что Тургенев! (15)В одном из древнеегипетских папирусов автор жалуется, что дети перестали уважать своих отцов, их религию и обычаи и что мир поистине рушится. (16)Другое дело, что в прежние времена изменения в человеческом обществе происходили неизмеримо медленнее, чем сейчас. (17)Изучал влияние убыстрившегося хода истории во второй половине XX века психологи даже ввели термин «шок будущего». (18)Это чувство смятения, беспомощности, дезориентации, которое охватывает людей, когда их психика перестаёт поспевать за чересчур стремительными изменениями в обществе, в технологиях, в нравах и обычаях. (19)Что же говорить о нас когда за одно десятилетие — неуловимое мгновение по меркам истории -мы пережили ряд потрясений: сменились экономическая формация политический строй, исчезла привычная страна. (20)Это не просто шок будущего, это супершок. (21)Приходится только удивляться душевно? стойкости, которая позволила людям выстоять перед таким историческими цунами. (22)Так стоит ли искать виновных в том, что дети и внуки не похож на нас? (23)Просто они живут в другое время, в другую эпоху. (24)А кто лучше, мы или они, — вопрос, на который никогда не будет однозначного ответа. (25)Если они для некоторых из нас инопланетяне, то мы для них в лучшем случае — странные старики, которые ничего не понимают в современной жизни и всего боятся. (26)Что же делать, чтобы хоть как-то сузить ров, разделяющий нас. (27)Прежде всего нужно набраться терпения и научиться уважать взгляды и нравы друг друга, какими бы чуждыми они нам ни казались. (28)И это разумеется, трудно, но необходим.

(По Е. Кореневской)

Вступление

На протяжении многих веков людей творческих волнует проблема взаимоотношения поколений. Этой теме посвящено множество литературных произведений, фильмов и театральных постановок. Да и в реальной жизни сложно найти человека, ни разу не сталкивавшегося с непониманием или неодобрением старших.

Проблема

Е. Керенеевская заявляет проблему «отцов» и «детей», размышляя над письмом семидесятилетнего мужчины, возмущенного непохожестью на него внука-подростка.

Комментарий

В письме пожилого человека отчетливо звучит вопрос: почему молодое поколение так отличается от старшего? Он выражает беспокойство по поводу внешнего вида четырнадцатилетнего внука, его речи, пестрящей молодежным сленгом. Других претензий у дедушки нет – мальчик показывает себя хорошо в учебе и помогает матери по хозяйству.

В конце письма звучит просьба найти ответ на вопрос: «Кто сделал их такими?». Возможно, виновато телевидение, зарубежные фильмы, современное образование, политика правительства. Но ведь над этой проблемой задумывались люди и в былые времена, особенно на пороге величайших перемен в обществе.

Авторская позиция

Е. Керенеевская убеждена, что для примирения «отцам» и «детям» следует быть более терпимыми друг к другу, проявлять уважение к интересам близких. Тогда возможно будет наладить продуктивное общение.

Своя позиция

С автором нельзя не согласиться. Если бы мы были толерантнее к консерватизму старших, а они не так поражались всем «странностям» молодежи, жизнь для многих стала бы проще. В конце концов, не так уж мы различны.

Аргумент №1

Об этом пишет И.С. Тургенев, величайший русский классик 19 века, в своем романе «Отцы и дети». Автор рассматривает столкновение двух поколений, двух противоположных по взглядам миров – мир дворян-аристократов, либералов Кирсановых и мир революционеров-разночинцев Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова.

С самого начала романа конфликт между «отцами» и «детьми» плавно нарастает, доходя до кульминации в сцене дуэли Павла Петровича и нигилиста Базарова. Но уже во второй половине произведения мы видим, как правила родителей становятся близки Аркадию, как принимает многое из того, что ранее отрицал, Евгений.

В результате, Аркадий становится примерным семьянином, живет дружно и с отцом, и с дядей. А Базаров, чуждый простому человеческому счастью, умирает в одиночестве. Возможно, меньшее следование идеям нигилизма позволили бы Евгению лучше понять стариков Кирсановых и собственных родителей. Может и жизнь его сложилась бы менее трагично.

Аргумент №2

Вспоминается еще одно произведение, где проблема неприятия поколений друг другом привела к гибели главной героини. Это пьеса «Гроза» А.Н. Островского.

Кабанова – мать большого семейства, очень властная и требовательная женщина, заставляла своих детей и их семьи жить по тем правилам, которые ей подсказывал домострой. Она не допускала ни малейшего отступления от сложившегося у нее в голове сценария, унижала и оскорбляла всех своих домочадцев, чтобы содержать их в постоянном страхе.

Не выдержав столь гнетущей атмосферы, Катерина, привыкшая к открытому проявлению чувств и всем сердцем мечтающая о свободе, сначала изменяет мужу, а затем и вовсе бросается в Волгу, покончив жизнь самоубийством. Тихон, узнав о ее смерти, обвиняет в произошедшем свою мать.

Разобщенность героев, приведшая к трагедии, вызвана неумением людей мириться со слабостями других, с особенностями их мировосприятия. Будь купчиха Кабанова немного умнее, она не осталась бы одна на старости лет, а обрела бы большую и дружную семью.

Заключение

Непонимание между родителями и детьми – это закономерность, диктуемая ходом времени. Чтобы избежать излишних неприятностей, нужно быть более чуткими друг к другу, стараться понимать и уважать интересы и ценности каждого, насколько бы странными они нам не казались.

1.В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» мы наблюдаем конфликт старого и молодого поколений: Н.П.Кирсанов не может понять взгляды своего сына Аркадия, он пытается общаться с его приятелями, проникнуться их идеями, но эта его попытка обречена на неудачу. Друг Аркадия, Базаров, скептически относится к обоим братьям Кирсановым, дело даже доходит до ожесточенных споров по многим вопросам. Такое же полное отсутствие взаимопонимания мы наблюдаем в начале романа между Евгением Базаровым и его родителями.

2. В рассказе К. Паустовского «Телеграмма» главная героиня Катерина Ивановна совсем одна. Её дочь живет в Ленинграде, занимается организацией выставок молодых художников, постоянно что-то выбивает для них, а о матери не вспоминает совсем или очень редко. Даже материнское письмо ей читать недосуг. Даже известие о болезни самого родного человека её не очень-то трогает. А мать ждёт родную дочь, прощает ей эту чёрствость по отношению к себе, объясняет её равнодушие занятостью работой.
3.Хорошие взаимоотношения в семье очень важны как для детей , так и для самих родителей. А взаимоотношения эти бывают далеко не идеальными. Можно вспомнить пример из нашей истории. Император Павел I испытывал ненависть к своей матери Екатерине II. После её смерти он изменил большинство законов, которые она утвердила. Всё это он делал для того, чтобы ему ничего не напоминало о матери.


  1. Проблема деградации человеческой личности.

1.В поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» мы видим это на примере помещика Плюшкина. Писатель так ярко рассказал о том, как этот когда-то умный, деятельный, гостеприимный человек постепенно превратился не то в «мужика», не то в «бабу», в «прореху на теле человечества». Человек не должен так деградировать, не должен так опускаться, потому что люди – существа мыслящие, а не животные. Эта мысль приходит в голову сразу же после прочтения главы о Плюшкине.
2.Эта проблема в центре рассказа А.П.Чехова «Ионыч». В нём дана история о том, как милый, обаятельный, умный, добрый, трудолюбивый человек, который стремится стать хорошим земским врачом, постепенно превращается в «языческого божка», для которого теперь главными в жизни стали деньги. А ведь он испытывал когда-то искреннее чувство любви к Котику, умел тонко чувствовать красоту природы. Но среда, в которую он попадает, вынуждает его жить по её законам, а сам Старцев не способен сопротивляться . Вместе с характером у Дмитрия Старцева изменились и внешность, и поведение. Больные его интересуют лишь потому, что с них можно взять деньги. Как личность, он деградировал.


  1. Проблема добра, милосердия, благотворительности, сострадания, гуманного отношения к человеку, бескорыстия (и наоборот, отсутствие этого)

1.Эта проблема есть в рассказе А.Платонова «Юшка». Старый Юшка никому не нужен, он беззащитный, незлобливый, добрый, но в городе к нему относились плохо очень многие: и взрослые, и дети. Они срывали на нём свою злость, обиды, неудачи, дети дразнили его, бросали в старика палками, камнями. А ведь он никому не сделал ничего плохого. В городе даже не знали, что Юшка так плохо одевается и питается потому, что экономил деньги для приёмной дочери, которая училась на врача. У этой девушки никого не было, она сирота, Юшка жалел её и относился к ней как к собственной дочери. Он-то проявил сострадание, милосердие к совершенно чужому человеку, а вот сам очень страдал от жестокости людей.

2.В русской литературе есть немало произведений, в которых авторы писали об этих проблемах. Вспомнить хотя бы рассказ А.И. Солженицына «Матрёнин двор». Матрёна, старая русская крестьянка, всю свою жизнь делала людям добро, любила людей и жалела их, хотя сама от людей добра почти не видела. Она бескорыстно помогала всем соседкам, кто просил помочь с деревенской работой, помогла другой Матрёне с воспитанием Киры, пообещала отдать половину дома Кире и даже отдаёт, хотя и с болью в сердце. Она жалеет своего постояльца и старается угодить ему и накормить его получше. Никогда ни о ком не сказала Матрёна плохого слова, ни разу никого не осудила. Сам автор назвал свою героиню «праведницей», то есть живущей правильной жизнью.
3. Жизнь современного общества жестока, беспощадна, но это не значит, что в ней нет места милосердию, состраданию. Что мы знаем о популярных артистах ? Практически ничего, кроме того, что мелькает о них в прессе. Мы завидуем их популярности, успехам, достатку. И совсем не задумываемся о том, что эти люди проявляют такое количество милосердия, сострадания, что нам, как говорится, «и не снилось». Несколько лет назад у артистки Надежды Бабкиной внезапно умер единственный родной человек, еще не старый – брат, который ей очень много помогал в жизни. Эта смерть была для неё таким шоком, Она замкнулась в себе, очень сильно похудела, у неё почти вылезли волосы, так что роскошную косу пришлось отрезать. А самое главное то, что она почти перестала петь, её ансамбль был на грани распада. Так продолжалось около года, до тех пор, пока она не побывала в детдоме. Там она увидела, что есть люди, которым живётся намного хуже, чем ей, что горя у них гораздо больше, чем у неё. С тех пор артистка постоянно бывает в детских домах с концертами, очень много помогает материально, организует для них музыкальные и хоровые кружки, Дети, которые поют с её группой – это воспитанники детского дома.
4. Недавно умер от сердечного приступа очень известный хирург-трансплантолог С.Шумаков. Всю свою жизнь он спасал человеческие жизни от смерти. Стольким пациентам он подарил ещё 10, 15 лет жизни! И делал это не за большие деньги. После его смерти показали документальный фильм о нём, о его семье. Нет у него ни огромного особняка, ни роскошной квартиры, ни накоплений в банке, потому что основным делом жизни его было – это спасение человеческих жизней, не считаясь ни со временем, ни со своим здоровьем.
5.В газете «Аргументы и факты» была напечатана статья о бабушке Тоне из города Суздаля , которая для детского дома печёт пирожки, покупает конфеты, вяжет детям варежки. Она продает на базаре яблоки, огурцы, сувенирные игрушки, а на вырученные деньги покупает для детей из детского дома продукты. В своём дворе она устроила детский городок, в котором играет вся окрестная малышня. А ведь баба Тоня получает пенсию 4 тысячи рублей, но это не мешает ей делать добро. Бабу Тоню называют в Суздале «святой» и знают и взрослые, и дети.
6.Что мы знаем о Раисе Михайловне Горбачёвой ? Что она жена экс-президента СССР, что она очень изысканно одевалась, что она сопровождала его во всех заграничных поездках, часто мелькала на экране телевизора, что она умерла от неизлечимой болезни. И мало кто из нас знает, что ещё задолго до болезни Раиса Михайловна занималась проблемами детской гематологии и трансплантологии, а когда она умерла в 1999 году от лейкемии, в память о ней был построен Институт детской гематологии и трансплантологии. И во многом благодаря её усилиям, детская смертность от лейкоза в России снизилась с 90% до 30.
7.Известная актриса Чулпан Хаматова однажды попала в больницу, где лежали дети, больные лейкозом. После этого она поняла, что не может оставаться безучастной к их судьбе. Вместе с еще одной актрисой они учредили благотворительный фонд «Подари жизнь». Вместе с другими людьми она участвует и организует концерты и акции в пользу больных детей. На адрес фонда приходят письма и переводы с разными суммами: от 10 рублей до 10 тысяч евро. Все деньги идут на закупку оборудования и лекарств для больных детей.
8.Всей стране известно имя детского хирурга Леонида Рошаля . Это он помогал спасать людей из рук террористов в Беслане и на Дубровке. Он был там потому, что так требовали террористы. Он мог отказаться, но не сделал этого, потому что знал, что от него зависят жизни детей и взрослых, хотя собственная была на волоске от смерти.
9.Газетой «Аргументы и факты» создан благотворительный фонд, который называется «АиФ. Доброе сердце». Такое же название одной газетной странички в этом издании. Фонд организует сбор средств для тех, кто очень сильно болен и требуется много денег для лечения. Нельзя без слёз читать эти статьи, особенно о детях. Фонд помог и помогает очень многим – об этом рассказывают статьи журналистов. Деньги сюда присылают в основном обычные люди, у которых маленькие пенсии и зарплаты. Это говорит о том , что в наше прагматичное время люди не забыли ни о милосердии, ни о сострадании, ни о доброте.


  1. Проблема поиска смысла жизни , своего места в жизни

1.В романе Толстого «Война и мир» два главных героя (А.Болконский и П.Безухов) постоянно в поиске ответа на вопрос: в чём смысл жизни человека, для чего нужно жить? Болконский пытается найти себя в воинской службе, на гражданском поприще. А в 1812 году он понял, что главное – быть в единстве с народом, поэтому он идёт воевать с французами.

Пьер Безухов также постоянно в поисках смысла жизни . Сначала он тратит свою жизнь на пустяки, кутя с Анатолем Курагиным, затем увлекается идеями масонов о братстве, равенстве, сам становится во главе масонов в России. Но когда понял, что для многих членов масонской организации это братство является только средством карьерного роста, то Пьер разорвал отношения с ними. Светская жизнь его не привлекает. В войну 1812 года он, абсолютно штатский человек, побывал на Бородинском поле во время битвы, перенёс тяготы плена, очень много общался с простым народом, с тем самым народом, который одержал победу над Наполеоном, но оставался в своей стране в рабстве. И Пьер приходит к мысли, что это несправедливо, что за освобождение народа нужно бороться. В эпилоге романа Пьер становится членом тайного общества, которое в будущем должно было , по замыслу писателя, организовать восстание в Петербурге на Сенатской площади 14 декабря 1925 года. Таким образом, Пьер нашёл для себя ответ на вопрос: а для чего стоит жить?


2. На одной из пресс-конференций журналисты спросили у В.В. Путина , чему он посвятит свою дальнейшую жизнь. Президент ответил, что всю свою жизнь он посвятил одному – служению Отечеству и своему народу, что в этом он видит смысл своей жизни сейчас и в дальнейшем. И это не высокие слова. Это гражданская позиция Человека с большой буквы, патриота, гражданина страны. Его служба на посту Президента страны, его дела, его замыслы на будущее говорят о том, что выбор его глубоко осознанный, что его слова не пустой звук. Именно он вытащил страну из страшного хаоса конца 90-х годов, не дал окончательно растащить её на куски, не позволил США и Западной Европе поставить страну на колени, заставил мир снова с уважением относиться к России.

1.Проблема алкоголизма всегда была в нашей стране очень острой. Об этом ещё писал Ф.М.Достоевский в романе «Преступление и наказание» , в котором один из героев, чиновник Мармеладов, спивается от безработицы, от страшной нищеты, от бед в его семье, от безысходности. Страдают все: и старшая дочь Соня, и жена Катерина Ивановна, и её маленькие дети, и он сам. Никто не может и не хочет ему помочь, все только смеются или издеваются. Да и как можно было помочь, если в Санкт-Петербурге того времени, как писал Достоевский, на улице из 17 домов имелось 21 питейное заведение. Так что проблема эта была государственного масштаба ещё во времена Достоевского.


2. В пьесе М.Горького «На дне» мы видим босяков, которые пьют почти все: Сатин, Бубнов, Актёр, Барон, Настя. Этот список можно продолжить. Пьют от безысходности, от безработицы.

  1. Проблема чести, достоинства

1.В XVIII-XIX веках честь и достоинство мужчины отстаивали на дуэли. Дуэли есть и в романе Пушкина «Евгений Онегин», и в романе Лермонтова «Герой нашего времени», и в романе Тургенева «Отцы и дети». Офицерская честь, дворянская честь – это были не пустые слова не только в романах того далёкого века, но и в жизни тоже. Пушкин стрелялся с Дантесом, защищая честь и достоинство своей жены, своей семьи. Для него эти слова много значили, поэтому он сам бросил вызов Дантесу, зная, что тот хорошо стреляет, так как был офицером и считался завзятым дуэлянтом.


  1. Проблема бережного отношения человека к природе (или наоборот)
1.Несколько лет назад за нашим селом по берегом Пьяны были чудесные луга, где трава достигала человеческого роста. Здесь пасли стада, заготавливали на всю зиму сено, сюда ходили всем селом за ягодами, за цветами, это было любимое место отдыха жителей села. А что же мы видим сейчас? Местами всё заросло бурьяном, а местами не растёт вообще ничего. Причина одна: кто-то из местного начальства решил, что не хватает пахотных земель, что луга надо распахать, чтобы посеять здесь пшеницу, рожь, ячмень. Приказ начальства выполнили, но ничего, кроме вреда, из этого не получилось. Оказалось, что луговая почва непригодна для выращивания злаковых культур. Теперь в этих местах полынь, осот и прочие сорняки. Луга пытались восстановить, но оказалось, что на это нужно годы . В местной газете была опубликована статья учёного о том, что после такого варварского отношения почве нужно восстанавливаться примерно сорок лет, да и то при условии, что сюда не ступит нога человека, не будут пасти скот, не будут ездить тракторы и машины, что, конечно же, нереально. Вот так бездумное решение одного человека нанесло природе нашего края непоправимый ущерб.

  1. Проблема совести
1.Проблема совести – нравственная проблема. Булгаков считал, что совесть просыпается даже у самых жестоких и равнодушных людей. Понтий Пилат в романе «Мастер и Маргарита» в силу своего положения (он был прокуратором Ершалаима) часто идёт против своей совести и приговаривает безвинных людей к смерти. Но совесть его мучает, поэтому у него постоянно болит голова. Приговаривая Иешуя к смерти, Понтий Пилат надеялся на то, что в честь праздника Пасхи приговорённого отпустят, но этого не произошло. Именно совесть заставляет страдать этого героя. М.Булгаков делает вывод, что никто не сможет разбудить в человеке это чувство, если он сам не осознает свои поступки и не сделает правильные выводы.
2.Эта проблема встречается во многих произведениях русской литературы. Примером является роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», в котором главного героя после убийства старухи и её сестры «загрызла» совесть. Он сходит с ума, бредит, у него галлюцинации. Раскольников пытается рассказать об убийстве знакомым, близким, родным. Совесть не даёт ему покоя, заставляет его идти в полицию с повинной.

  1. Проблема семейных отношений.

1.В пьесе М.Горького «На дне» много проблем, одна из них – проблема семейных отношений. В таких условиях, в которых живут ночлежники, семейная жизнь невозможна. Это мы видим на примере отношений Клеща и Анны. Клещ зол на свою жену, она ему мешает, он считает её обузой и ждёт, когда же, наконец, она умрёт. Никакой помощи, никакого сочувствия от него Анна не видит. Отношения между ними хуже, чем между врагами.


  1. .

1.Проблема гуманного отношения к человеку раскрыта М.Горьким в пьесе «На дне». Обитатели ночлежки не живут, а существуют. Вокруг них царит жестокость, зло, хамство, грубость. Они постоянно скандалят друг с другом, обманывают, воруют, никого не жалеют и не любят. С появлением Луки атмосфера в ночлежки меняется. Он обращается к босякам с ласковыми словами, старается их утешить, жалеет многих из них, например Анну. Он внушает ночлежникам надежду на лучшее. Именно поэтому актёр, например, бросил пить и стал копить деньги на лечебницу, а Сатин начал произносить возвышенные речи, которые до появления Луки ни разу не произносил. То есть Лука во многих ночлежниках разбудил что-то хорошее. Это и есть гуманное отношение к человеку.


  1. Проблема свободы творчества.

1.В начале XX в. свобода творчества в нашей стране была невозможна. Всё находилось под жестоким контролем властей. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» написал, что за своё произведение мастер оказался в психиатрической больнице. Ведь образом Понтия Пилата он намекнул на современную ему власть и за это был наказан .


2.Многие произведения А.Ахматовой были запрещены при её жизни, их не печатали. А.И.Солженицын долгие годы прожил за границей, и его произведения, в частности «Архипелаг ГУЛАГ» в то время в СССР было запрещено печатать. Роман «Молодая гвардия» А.Фадееву пришлось переделывать, так как, по мнению партийных чиновников, он слабо показал в своём произведении роль компартии в годы войны. Таким образом, проблема свободы творчества была актуальной в Советском Союзе.

  1. Проблема сохранения культурного наследия страны .

1.Культурное наследие играет для страны важнейшую роль. Эта проблема была особенно актуальна в годы войны. Во время военных действий немцы захватили Ясную Поляну и хотели уничтожить дом-музей Л.Н.Толстого. Ещё до прихода фашистов местные жители успели вынести и спрятать всё самое ценное. Немцы, увидев, что музей почти пуст, устроили в нём госпиталь для своих солдат, а часть отдали под конюшни. При отступлении они подожгли дом-музей. Жители окрестных деревень, увидев дым, бросились тушить пожар. Им удалось отстоять дом. Они понимали, что значил этот музей для нашей культуры.


2.В1941 году, захватив Великий Новгород, фашистские войска разрушали лучшие творения нашего народа. В церквах они устраивали пулемётные дзоты, памятники разрушали и вывозили в Германию. Коснулось это и знаменитого памятника «Тысячелетие России». Немцы разобрали его, погрузили в вагоны и собирались уже отправить их из России. Лишь наступление Советской армии смогло остановить фашистов.

  1. Проблема сохранения памяти о войне 1941 – 1945 гг .
1.Во всех уголках нашей страны сооружены обелиски в память о погибших воинах. Каждый год 9 мая проводятся митинги, посвящённые Дню Победы. Мы помним погибших, чтим их, уважаем память о них.
2.Многие писатели и поэты сами были участниками войны. Они отразили в своих произведениях реальные события. Например, у А.Твардовского есть стихотворении е «Я убит подо Ржевом», которое поэт посвятил всем павшим воинам. Стихотворение написано от лица воина, погибшего в танковой мясорубке в 1941 году. От него ничего не осталось после прямого попадания снаряда, но солдата интересует не память о себе, а ответ на вопрос – сдали город или нет? Твардовский чувствует свою вину перед всеми погибшими, он хочет, чтобы память о них была жива.
3.Книга А.Твардовского «Василий Тёркин» - это память о войне и о тех, кто победил в этой страшной войне. Василий Тёркин – это собирательный образ русского солдата-победителя, патриота, гражданина, защитника, героя. Это книга обо всех фронтовиках.

  1. Проблема предательства.

1.Предательство – самый низкий поступок.. Во время Великой Отечественной войны генерал Власов сдал в плен целую армию. Слово «власовец» звучало как клеймо.


2.Пример предательства и негативного отношения к предателям мы можем увидеть в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Андрий ради любимой девушки забывает о родине, о товарищах, об отце, о матери. Он становится предателем, переходит на сторону поляков. Отец лично покарал своего сына, потому что предательства никто никогда и никому не прощал.
  • Непонимание между поколениями возникает из-за разницы мировоззрений
  • Советы родителей очень много значат для детей
  • По отношению человека к родителям можно судить о его нравственных качествах
  • Не заботиться о своих родителях – значит предать их
  • Не всегда родители несут добро своим детям
  • Многие готовы пожертвовать самым дорогим ради того, чтобы их дети были счастливы
  • Правильные отношения между детьми и родителями строятся на любви, заботе, поддержке
  • Иногда по-настоящему близким человеком становится не тот, кто родил, а тот, кто воспитал

Аргументы

И.С. Тургенев “Отцы и дети”. В данном произведении мы видим самый настоящий . К поколению “отцов” можно отнести Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых. Поколение “детей” – это Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов. Молодые люди придерживаются одних и тех же взглядов: они говорят, что являются нигилистами – людьми, отрицающими общепринятые ценности. Старшее поколение не понимает их. Конфликт доходит до ожесточенных споров и дуэли Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Постепенно Аркадий Кирсанов осознает, что его ценности не совпадают с учением Базарова, и возвращается в семью.

Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”. Остапу и Андрию отец не только хочет дать приличное образование, но и сделать их настоящими воинами, защищающими Родину. Тарас Бульба не может простить Андрию предательства (он переходит на сторону врага из-за любви к полячке). Несмотря на, казалось бы, отцовскую любовь, он убивает своего сына. Тарас Бульба гордится Остапом, старшим сыном, сражающимся с врагом самоотверженно, изо всех сил.

А.С. Грибоедов “Горе от ума”. Источником счастья для Фамусова являются деньги. Он любит свою дочь Софью, желает ей всего самого наилучшего, поэтому приучает девушку только к мыслям о финансовом благополучии. Софье Фамусовой чужды такие взгляды, она старательно прячет свои чувства от отца, потому что знает, что ее не поддержат. Совсем по-другому обстоят дела с Молчалиным, которого отец учил всегда и везде искать выгоду: он во всем следует этому принципу. Родители, желая обеспечить счастье своих детей, передали им свои взгляды на жизнь. Проблема лишь в том, что эти самые взгляды являются неверными.

А.С. Пушкин “Капитанская дочка”. Отец, отправляя Петра Гринева на службу, сказал очень важную и правильную вещь: “Береги рубаху снову, а честь смолоду”. Слова отца стали для молодого человека важнейшим нравственным ориентиром. В самых сложных условиях, грозящих смертью, Петр Гринев сохранил свою честь. Для него было по-настоящему важно не предать отца и Родину. Этот пример – яркое подтверждение того, что наставления родителей помогают ребенку усвоить важнейшие нравственные ценности.

А.С. Пушкин “Станционный смотритель”. Дуня совершила безнравственный поступок: сбежала из родительского дома с Минским, который остановился на их станции. Отец ее, Самсон Вырин, не смог без дочери: он решил пешком отправиться в Петербург, чтобы найти Дуню. Однажды ему посчастливилось увидеть девушку, но Минский прогнал старика. Спустя время рассказчик узнал, что смотритель умер, а предавшая его Дуня приезжала на могилу с тремя барчатами и долго пролежала там.

К.Г. Паустовский “Телеграмма”. Катерина Петровна очень любила свою дочь Настю, живущую в Ленинграде очень яркой, насыщенной жизнью. Только девушка совсем забыла о своей старой матери, она даже не пыталась найти время, чтобы навестить ее. Даже письмо Катерины Петровы о том, что она совсем плоха стала, Настя не воспринимает серьезно и не рассматривает возможность немедленно ехать к ней. Только известие о том, что мать умирает, вызывает у девушки чувства: Настя понимает, что никто ее так не любил, как Катерина Петровна. Девушка едет к матери, но уже не застает ее в живых, поэтому чувствует вину перед самым дорогим для нее человеком.

Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”. Родион Раскольников искренне любит свою мать и сестру. Говоря о мотивах убийства старухи-процентщицы, он сообщает, что на самом деле хотел помочь матери. Герой пытался выбраться из вечной нищеты, неблагополучия. Закладывая часы, он с трепетом вспоминает отца, которому принадлежала вещь.

Л.Н. Толстой “Война и мир”. В произведении мы видим несколько семей, в основе жизни которых лежат абсолютно разные нравственные принципы. Князь Василий Курагин – человек безнравственный, готовый пойти на любую подлость ради денег. Его дети руководствуются точно теми же принципами: Элен выходит замуж за Пьера Безухова ради получения части огромного наследства, Анатоль пытается сбежать с Наташей Ростовой. Совсем иная атмосфера царит у Ростовых: они наслаждаются природой, охотой, праздниками. И родители, и дети – люди добрые, отзывчивые, не способные на подлость. Князь Николай Болконский воспитывает своих детей в строгости, но эта строгость идет им во благо. Андрей и Марья Болконские – люди нравственные, настоящие патриоты, как и их отец. Мы видим, что между родителями и детьми существует тесная взаимосвязь. От мировоззрения родителей зависит мировоззрение детей.

А.Н. Островский “Гроза”. В семье Кабанихи отношения построены на страхе, жестокости, лицемерии. Ее дочь Варвара прекрасно научилась врать, чему хочет научить и Катерину. Сын Тихон вынужден во всем беспрекословно подчиняться матери. Все это приводит к ужасным последствиям: Катерина решается на самоубийство, Варвара сбегает из дома, а Тихон решает “восстать” против Кабанихи.

А. Алексин “Раздел имущества”. Верочку вырастила бабушка Анисья: она буквально поставила ребенка, перенесшего тяжелую родовую травму, на ноги. Девочка называет бабушку своей мамой, что вызывает недовольство настоящей матери. Конфликт постепенно накаляется и заканчивается судом, на котором делится имущество. Больше всего Верочку поражает то, что ее родители оказались настолько черствыми, неблагодарными людьми. Девочка тяжело переживает ситуацию, она пишет родителям записку, где определяет себя как имущество, которое должно отойти бабушке.