Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Благодарность. Проблема благодарности

Текст. По З.И. Трипольской
(1)Я сижу в гостиной у моей заокеанской подруги. (2)Она показывает мне фотографии: путешествия, друзья, дети, племянники. (3)«А вот, - она протягивает мне какую-то папку, - моя гордость». (4)Я перебираю стопку коротких писем, приглядываюсь к ним, вижу, что это благодарственные письма-ответы: моя подруга регулярно жертвует небольшие суммы - от десяти до двадцати долларов - в поддержку местной библиотеки, приюта для животных, картинной галереи, средней школы. (5)Суммы малые, необременительные, но ни один доллар не остается незамеченным. (б)Ответы приходят незамедлительно, причем это всегда теплые, добрые письма, буквально светящиеся благодарностью: мы получили Ваш дар, мы его заметили, он очень важен для нас! (7)Очень! (8)Спасибо! (9)Конечно, моя подруга отправляет деньги вовсе не ради «спасибо», но всякий такой отклик ее окрыляет, стимулирует к дальнейшим маленьким «подвигам». (Ю)Иными словами, человек, имея общественное одобрение и ободрение, совершенствуется, приобретает навык доброделания; при этом даже его человеческие недостатки смягчаются.
(И)Разумеется, наши российские проблемы отличаются жесткостью: деньги, как правило, нужны для спасения тяжелобольных людей. (12)Денег нужно много. (13)Денег не хватает. (14)Люди жертвуют. (15)Однако если ваше пожертвование не исчисляется уж очень крупной суммой, никакого ответа от благотворительной организации, которой вы передали вспоможение нуждающемуся, не ждите. (16)Да и писать такие письма у нас, скорее всего, некому. (17)Слишком много проблем, причем тяжелых; значит, если можете, делитесь! (18)Вот и весь сказ.
(19)Между тем заметить и отметить благородный жест конкретного человека - черта общества цивилизованного, культурного. (20)Ничего неестественного нет в том, что жертвователю хочется знать, достигла ли его помощь адресата, пришлась ли впору...
(21)3десь речь идет о воспитании культуры общения. (22)У нас ведь не только благотворительность еще слаба, но и культура благодарения не развита. (23)А ведь как рождается круговая порука добра, о которой писала одна безвестная монахиня Новодевичьего монастыря, чьи стихи Марина Цветаева считала «выше самой поэзии»? (24)Такая порука - это всегда взаимная выручка, взаимопомощь, солидарность. (25)Умение заметить и отметить чье-то доброе дело - это солидарность, позволяющая расцвести лучшим человеческим качествам. (26)Привычка откликаться не только на большой, но и на малый вклад в чью-то судьбу - проявление дорогого стоящей «простоты души», открытости. (27)Это послание, которое можно трактовать, например, так: «Мы теперь нечужие люди, мы - братья, сестры, мы едины».
(28)Смею предположить, что такая привычка - это еще и выход из внутреннего рабства, преодоление комплекса неполноценности. (29)Человек, открытый контактам, общению с миром, вряд ли способен рассуждать следующим образом: «Я беден - он богат, поэтому пусть раскошеливается, и не за что мне тут его благодарить, унижаться...» (ЗО)Так может сказать раб, свободный же человек всегда будет чувствовать себя равным тому, кто его поддержал, и потому будет искренне и чистосердечно признателен. (31)Итак, учиться. (32)Учиться общению. (ЗЗ)Учиться благотворить и благо-даритъ.
(По З.И. Трипольской)

Сочинение
В предложенном для анализа тексте автор ставит проблему благодарности. З.И. Трипольская задается вопросом: нужно ли благодарить за проявленную благотворительность? Как должен вести себя получивший благодеяние?
Автор текста рассказывает, как важно человеку, совершающему пожертвования в поддержку библиотеки, музея или приюта для животных, получить ответное письмо с благодарностью. З.И. Трипольская считает, «что заметить и отметить благородный жест конкретного человека - черта общества цивилизованного, культурного». Она видит в такой внимательности проявление культуры общения, стимулирующей «круговую поруку добра» и помогающей людям почувствовать свое единство.
Авторское послание данного текста заключается в призыве быть открытыми в общении, быть благодарными и щедрыми.
Безусловно, автор прав: быть достойным человеком - это не только творить хорошие дела, но и видеть их у окружающих, уметь быть благодарным.
Подтвердим сказанное примерами из литературных произведений.
Обратимся к роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Пугачев был благодарен Гриневу за оказанное благодеяние - подаренный ему заячий тулупчик. Он спас Петра Гринева от виселицы и таким образом проявил свое великодушие. Мы видим, что Пугачев, будучи разбойником и убийцей, - личность неоднозначная, способная на благородный поступок. Впоследствии «герой» - Петр Гринев (по замыслу Пушкина) напишет свои записки и увековечит в них образ Пугачева.
Благодарным был пан Тыбурцый - герой повести В.Г. Короленко «Дети подземелья». Этот человек обладал достоинством и гордостью, несмотря на свою нищету. Эти качества сближают его с судьей и его сыном Васей, принимавшим участие в судьбе умирающей Маруси. Пан Тыбур-цый приходит в дом к судье, подает ему руку и благодарит за доброту его сына. Так люди разных социальных слоев соединяются в любви и понимании главных основ жизни.
В заключение подчеркнем важную мысль: стремясь к совершенству, мы должны не только творить достойные дела, но и благодарить тех, кто их совершает.

Работа ученика 11 класса ГБОУ «Школа № 345 имени А. С. Пушкина» ЦАО города Москвы Абдулханова Амирхана. Учитель Семёнова Ирина Валериановна, компания «Ваш репетитор» - «Профи.ру». 20 февраля 2017 года. Подготовка к ЕГЭ-2017. Литература. Ирина Цыбулько «Русский язык. 36 типовых вариантов заданий для подготовки к ЕГЭ-2017» -384 с.; см. с.125-128, вариант № 13.

БЛАГОДАРНОСТЬ К ЛЮДЯМ и ДОЛГ ПЕРЕД НИМИ.

Что заставляет человека испытывать чувство благодарности к близким людям, ощущать себя в долгу перед ними - вот какую проблему поставил автор прочитанного мной текста, русский хирург, анатом, естествоиспытатель, педагог Николай Иванович Пирогов. По-моему, благодарность – это чувство признательности за оказанное внимание, услугу, благодеяние и желание ответить добром на добро.

Используя метафору (4) «роясь в хламе сердца», Николай Пирогов настраивает читателя на то, что будет вспоминать факты о своей жизни , о колоссальной помощи, оказанной ему матерью и сёстрами. Автор осознаёт, ЧТО они для него сделали в трудные студенческие годы: это тёплая квартира дяди, содержание семьи на крохотный заработок матери и сестёр, редкая помощь крёстного отца Семёна Лукутина и старых знакомых. Испытываемое перед близкими людьми чувство долга он передаёт эпитетами (4, 10) «с в я щ е н н ы й долг», (6) «т в ё р д о е нам е́ рение отблагодарить». Рассказчик понимает, что оказанное семейством профессора Мойера и тремя родными женщинами (1) «истинное благодеяние» заслуживает благодарности; но выполнить задуманное не так просто. Николай Пирогов уверен, что благодетелей надо благодарить при их жизни.

Я согласен с автором текста. Актуальность поднятой им проблемы подтверждается литературными произведениями. Например, Катерина Петровна, героиня рассказа Константина Паустовского «Телеграмма», когда-то жила в Париже с отцом, известным художником, видела похороны французского писателя Викто́ра Гюго́ , а теперь одиноко проживает в селе Заборье с робкой надеждой на приезд ненаглядной дочери, временами тихонько плачет, холодными осенними ночами страдает бессонницей, не знает, как дожить до утра. Анастасия Семёновна, единственная дочь Катерины, работает секретарём в Союзе художников, последний раз приезжала три года назад. Девушка беззаботна, равнодушна, бессердечна: нераспечатанное письмо матери спрятала в сумочку; подумала: «Раз пишет – значит жива». Находясь на выставке работ скульптора Тимофеева, скомкала телеграмму с сообщением об умирающей матери; лишь вечером поездом выехала к брошенной всеми старушке: в ней проснулась совесть (чувство ответственности за своё поведение), она поняла, что никогда уже не увидит мать. Вместе с автором рассказа читатель жалеет о том, что в сутолоке жизни, в спешке мы часто забываем о самых близких нам людях. Мама для нас - самый дорогой человек в мире. В любом возрасте мы для неё остаёмся детьми. Её сердце, душа и мысли всегда с нами, где бы мы не находились. Всё это прекрасно отобразил в своём стихотворении «Сердце матери» киргизский поэт Аал ы́ Токомб а́ ев (1904 - 1988) :

(…) Заболела мать! И той же ночью

Телеграф не уставал кричать:

«Дети! Срочно! Дети! Очень срочно!

Приезжайте – заболела мать»

Из Одессы, Таллина, Игарки,

Отложив до времени дела,

Дети собрались, да только жалко –

У постели, а не у стола.

Гладили морщинистые руки,

Мягкую серебряную прядь ….

Почему же дали вы разлуке

Так надолго между вами встать?

Мать ждала вас в бури, снегопады

В тягостной бессоннице ночей.

Разве горя дожидаться надо,

Чтоб приехать к матери своей?

Неужели только телеграммы

Привели вас к скорым поездам?

Слушайте! Пока у вас есть мама,

Приезжайте к ней без телеграмм!

Благодаря рассказу Н. Пирогова я понял, что повзрослев, мы должны заботиться о мамах, чаще говорить им о своей любви. Я убедился в том, что поддержка близких людей, их забота даёт человеку душевную силу в трудных жизненных ситуациях, и важно не забывать благодарить их за внимание и помощь .

ТЕКСТ. (1)Я всё чаще думаю о том, как трудно быть истинно благодарным, то есть принести пользу тому, кто оказал нам некогда истинное благодеяние. (2)Неуважение к заслугам, а ещё более неблагодарность, представлялись всегда моему воображению в самом отвратительном виде. (3)В душе я никогда не был неблагодарным, но - увы! (4) На деле я не сумел или даже не захотел быть благодарным именно там, где благодарность была священным долгом.
(5)Правда, во всей моей жизни не так много случаев такого долга.
(6)Я имел твёрдое намерение отблагодарить - и не однажды, - но судьба не дала мне этого сделать. (7)Один случай касается целого периода моей жизни; здесь я скажу только, что я считал себя обязанным благодарностью почтенному семейству профессора Мойера, и именно его почтеннейшей тёще Екатерине, урождённой Буниной. (8)Я был принят в этом семействе как родной и мечтал о женитьбе на его дочери. (9)Мечтам юности не суждено было осуществиться, и я поневоле остался в долгу у незабвенной Екатерины Афанасьевны.
(10)Наконец, самый священный долг, оставшийся не так выполненным,- как бы мне теперь хотелось это сделать, - был долг благодарности моей матери и двум старшим сёстрам. (11)Со смерти отца, с 1824 по 1827 год, эти три женщины содержали меня своими трудами. Кое-какие крохи, оставшиеся после разгрома отцовского состояния, недолго тянулись; и мать, и сёстры принялись за мелкие работы; одна из сестёр поступила на работу в какое-то благотворительное детское заведение в Москве и своим крохотным жалованьем поддерживала существование семьи.
(13)Уроков я не мог давать: одна ходьба в университет с Пресненских прудов брала взад и вперёд часа четыре времени, да мать и не хотела, чтобы я работал.

-(14)Ты будешь, -говорилось,- чужой хлеб заедать; пока хоть какая-нибудь есть возможность, живи на нашем.

(15)Так и перебивались. (16)К счастью нашему, в то блаженное время не платили за лекции, не носили мундиров, и даже когда введены были мундиры, то мне сшили сёстры из старых вещей какую-то мундирную куртку с красным воротником, и я, чтобы не обнаружить несоблюдения формы, сидел на лекциях в шинели, выставляя на вид только светлые пуговицы и красный воротник.
(17)Как мы выжили в Москве во время моего студенчества, для меня осталось загадкою. (18)Квартира и отопление были, правда, даровые у дяди в течение года. (19)А содержание? (20) А платье? (21) Две сестры, мать и две служанки, и я на прибавку. (22)Сёстры работали; продавались кое-какие остатки, но как до этого доставало - не понимаю. (23) Иногда, только иногда, в торжественные праздники, помогал мой крёстный отец, Семён Андреевич Лукутин; помогали иногда кое-какие старые знакомые. (24)Но я не был благодарным по отношению к ним, о чём сейчас сожалею.

Неблагодарность — это нравственная проблема, касающаяся многих людей, поэтому она часто встречается в текстах для подготовки к ЕГЭ. В данной подборке мы привели несколько литературных примеров по данной проблеме. Все они доступны для скачивания в формате таблицы.

  1. Иван Сергеевич Тургенев, «Отцы и дети». Николай Петрович Кирсанов один воспитывал сына Аркадия и всячески старался дать сыну всё самое лучшее. Аркадий уважает его и чувствует благодарность по отношению к своему родителю. Так, по приезде из университета, молодой человек проявляет внимание к своему отцу, волнуется, как долго ждал он на станции, целует его, расспрашивает новости. То есть, несмотря на то, что Аркадий не говорит напрямую о любви и благодарности, он выражает это в своих поступках. Более того, на порой неуместные и смешные высказывания Кирсанова-старшего Аркадий реагирует с добротой и понимаем.
  2. Лев Николаевич Толстой, «Детство. Отрочество. Юность». Николенька воспитывается в большой семье, где и отец, и мать безумно любят своих детей. Мальчик восторгается своей матерью, питает к ней самые нежные чувства, уважает её просьбы и решения. После смерти матери, Николенька вспоминает своё детство и понимает, что его детские годы были такими счастливыми благодаря его родителям, прежде всего, матери. Несмотря на то, что у героя уже нет возможности отблагодарить свою мать, он часто вспоминает о ней и всегда чувствует благодарность.

Благодарность чужим людям

  1. Александр Сергеевич Пушкин, «Капитанская дочка». В один из ненастных дней, на пути в Оренбург, Пётр Андреевич Гринёв попадает в сильную метель. В непогоду ему помогает найти путь незнакомец. Герой, желая отблагодарить своего спасителя, отдал ему свой тулуп. Как выясняется далее, этим незнакомцем и был будущий предводитель крупного крестьянского восстания Емельян Пугачёв. Затем персонажи встречаются снова, и бунтовщик, который уже стал главой восставшего народа, милует Петра и распоряжается не вешать его на виселице. Так, здесь мы видим яркий пример проявления благодарности со стороны обоих мужчин. Однако Гринёв не ждёт ничего взамен от казака. Так же и Емельян Пугачёв – изначально он не рассчитывает на поддержку дворянина, а освобождает его от виселицы только по доброй старой памяти.
  2. В русском фольклоре благодарность всегда была одним из основных качеств положительного героя, которого в финале ожидало заслуженное счастье. Так, в сказке «Морозко» падчерица, брошенная в лесу по настоянию мачехи, проявила кротость и вежливость по отношению к Морозу. Он вынуждал ее озлобиться, нагрубить, но девушка была все так же добра и мила, хоть и замерзала по его воле. Она лишь благодарила старика за беспокойство о ее состоянии. Тогда он наградил девицу богатым приданым и пощадил ее. А вот сводную сестру героини он заморозил, так как она была груба и нахальна. За все те блага, которыми осыпали ее родители, девушка не проявила в ответ ни малейшего стремления воздать семье должное уважение.

Проблема неблагодарности

  1. Денис Иванович Фонвизин, «Недоросль».
    В воспитании Митрофана главную роль играет его мать – госпожа Простакова. Помещица нанимает сыну учителей по разным предметам, опекает его, удовлетворяет все его желания. Однако Митрофан ленится и отказывается заниматься с преподавателями, грубит матери и доводит её до обморока. Несмотря на то, что госпожа Простакова проявляет глупость и собственную необразованность, она любит своего сына. А Митрофан не проявляет благодарности матери, он не желает прислушиваться к ней. Таким образом, Д.И. Фонвизин представляет нам яркий пример того, как родители готовы пойти ради детей на всё, а те, в свою очередь, не ценят этого и не считают нужным благодарить семью за заботу.
  2. Александр Сергеевич Пушкин, «Станционный смотритель». Смотритель станции Самсон Вырин жил счастливо со своей дочерью Дуней недалеко от станции. Отец дал ей все необходимое, заботился о дочери после смерти матери, не щадя сил. Однажды мимо станции проезжал офицер, которому приглянулась молодая и красивая Дуня. Спустя некоторое время девушка, не сказав отцу, уехала с ним и не давала о себе знать. Она пренебрегла чувствами единственного родного человека, который безмерно любил и берёг ее. Кроме того, героиня даже не пыталась связаться со своим престарелым родителем. Неблагодарность и своеобразная жестокость поступка Дуни привели к ухудшению здоровья Самсона Вырина и ускорили его смерть.

В центре нашего внимания текст Николая Ивановича Пирогова, русского хирурга и естествоиспытателя, в котором описана проблема благодарности близким людям, чувства долга перед ними.

Размышляя над этой проблемой, автор вспоминает минувшие годы, когда жизнь его семьи складывалась не очень хорошо. Умер отец, и воспитание Николая полностью легло на плечи двум старшим сестрам и матери. Несмотря на трудности, женщины подняли на ноги юношу. К сожалению, как признается сам автор, он не выполнил свой главный долг – долг благодарности своей семье.

Действительно, только близкие люди, несмотря ни на что, могут ринуться на помощь человеку. Они не боятся последствий, которые могут произойти, и считают, что легче всего пережить трудности вместе.

Так, в произведении М. Шолохова “Судьба человека” автор рассказывает об Андрее Соколове, как о сильном мужчине, который смог вынести весь трагизм его судьбы. В годы войны

погибла вся семья героя, но он смог вынести эту боль и взял на воспитание Ванюшку, назвавшись его отцом. Я уверена, что мальчик был благодарен своему спасителю, так как тот спас его от гибели и подарил семью.

А в произведении А. Приставкина “Золотая рыбка” главный герой рассказывает о Люсе, своей сестре, которая вынуждена была жить в детском доме в годы Великой Отечественной войны. Люди, жившие с ней в одной комнате, не позволили ей умереть от голодной смерти, и девочка была очень благодарна им.

Таким образом, умение поддержать близкого человека, позаботиться о нем, помочь ему хоть чем-нибудь, дает тому человеку пережить даже самые трудные жизненные ситуации, но при этом он не должен забывать поблагодарить за помощь.


(4 оценок, среднее: 2.50 из 5)

Другие работы по этой теме:

  1. В тексте, предложенном для анализа, автор поднимает проблему благодарности близким людям. Раскрывая проблему, автор вспоминает свои студенческие годы. Когда умер его отец, воспитание легло на...
  2. Умение быть благодарным – одно из важных человеческих качеств. Это чувство рождается не само по себе. Оно прививается с детства. Если в семье царит любовь...
  3. Что такое истинное самопожертвование? Этой проблемы касается в своем тексте русский хирург, естествоиспытатель и педагог Н. И. Пирогов. Пирогов рассказывает, как после смерти отца его...
  4. Почему мы тратим нашу жизнь не на любовь к ближним, не на выражения своих чувств к родному человеку, а на какие-то бытовые и житейские дела?...
  5. В своем тексте, предложенном для анализа, автор затрагивает тему благодарности. З. Трипольская озадачивается вопросом, связанным с тем, так ли остро стоит потребность в выражении благодарности...
  6. Наверное, каждый слышал фразу “все мы родом из детства”. Эти слова говорят о том, что формирование личности происходит в детские годы. От того, в какой...
  7. ВступлениеКак больно бывает, когда человека оставляют самые близкие его сердцу люди. Люди, за которых готов отдать жизнь. Проблема, которую поднял автор текста В данном тексте...
  8. В предложенном для анализа тексте Б. П. Екимов размышляет над проблемой взаимопонимания в семье. Размышляя над данной проблемой, автор вспоминает два случая из своей жизни....
  9. Мы часто бываем равнодушными к окружающим нас людям и к их проблемам. Задумывались ли вы когда-нибудь о проблеме малодушия? Допустимо ли оправдывать свое невнимательное отношение?...
  10. Есть ли люди, которые не уважают труд и старания других людей? Выдающийся русский писатель Виктор Петрович Астафьев раскрывает проблему неуважительного отношения к людям. В предложенном...

.
Проблема благодарности близким людям, чувства долга перед ними по тексту Н. И. Пирогова (“Я все чаще думаю о том, как трудно…”) (ЕГЭ по русскому)

Что заставляет человека чувствовать благодарность по отношению к близким людям? Почему мы ощущаем себя в долгу перед родными? Именно эти вопросы возникают при чтении текста известного русского хирурга девятнадцатого века Н. И. Пирогова.

Раскрывая проблему благодарности близким людям, чувства долга перед ними, автор опирается на собственные размышления. По его мнению, быть истинно благодарным – это значит принести пользу тому, кто оказал нам некогда благодеяние. Благодарность – это священный долг каждого. С сожалением автор пишет о том, что не один раз имел твёрдое намерение отблагодарить – но судьба помешала этому.

Он мечтал отблагодарить тёщу профессора Мойера, в семействе которого был принят как родной. Самым священным для рассказчика был долг по отношению к его матери и двум сёстрам, которые после смерти отца содержали его, чтобы он мог учиться в университете. Теперь он очень сожалеет о том, что не был благодарен этим трём самоотверженным женщинам, так много сделавшим для него.

Авторская позиция заключается в следующем: близкие люди поддерживают нас в трудную минуту, протягивают нам руку помощи, поэтому мы считаем своим долгом проявлять благодарность в ответ на оказанное нам благодеяние.

Пример благодарности мы можем найти в рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма». Сторож Тихон ещё мальчишкой узнал известного художника, приехавшего на постоянное проживание в Заборье. Помня добро, которое делал ему художник, он всю жизнь помогал его дочери Катерине Петровне, одиноко доживавшей свои дни в отцовском мемориальном доме. Быть благодарной учил он и соседскую девчонку Манюшку, советовал ей не быть «пустельгой» и за добро платить добром. Жаль только, что единственная дочь Катерины Петровны не поняла этой простой истины и не проявила благодарности к родной матери.

Приведём ещё один аргумент. В повести В. Быкова «Обелиск» Павел Миклашевич всю жизнь чувствовал благодарность к своему учителю Алесю Морозу. Педагог защитил своего воспитанника от рукоприкладства отца в мирное время, а во время войны спас его от казни, отвлёк на мгновение внимание конвоиров, и Павлик смог убежать от немцев и полицаев. После войны Миклашевич стал учителем, продолжая дело своего воспитателя. Он добился восстановления доброго имени Мороза, которого обвиняли в предательстве. Свой священный долг перед любимым учителем Павел выполнил.

Мы пришли к выводу, что благодарность – высокое нравственное качество. Оно проявляется тогда, когда мы помним добро, сделанное для нас, и отвечаем тем же, видя в этом свой долг.