Программа помощи предпринимателям. Государственная поддержка малого предпринимательства

Поддержка малого бизнеса государством в РФ регулируется Законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». В этой статье мы расскажем об основных видах гос. помощи предприятиям, сделав акцент на финансовой помощи государства.

  • Принципы и результаты функционирования программ поддержки МБ;
  • Тонкости и нюансы в получении финансовой помощи;
  • Что нужно для получения финпомощи МБ от государства;
  • Заключение.

Как работают программы поддержки малого бизнеса?

Общегосударственная система поддержки малых форм (см. ) предпринимательства включает в себя различных участников, коммерческих и некоммерческих, чья деятельность направлена на оказание помощи в том или ином виде. К ним относятся банки, различные госучреждения, школы бизнеса и инвестиционные фонды. Все они играют определенную роль в поддержке начинающих предпринимателей: начиная от непосредственного финансирования и заканчивая консультированием, обучением и правовой помощью в рамках программы поддержки малого бизнеса 2015.

Финансирование – это одна из основных составляющих помощи малому бизнесу от государства 2015. Не секрет, что именно материальная часть является наиболее проблемной для предпринимателей: стартовый капитал в том объеме, который способен покрыть расходы на аренду помещений, покупку основных средств и сырья, содержание персонала и выплату налогов, имеется лишь у 10% начинающих предпринимателей.

Следовательно, важнейшая часть поддержки малого бизнеса государством включает в себя безвозмездную финансовую помощь. Финансовые виды поддержки малого бизнеса - это различные субсидии, гранты, кредитные льготы и компенсации, выделяемые государством.

Поддержка малого бизнеса в 2015 году работает в рамках законодательных актов и нормативов РФ, а также на уровне федеральных и региональных программ. Приведем примеры программ в Москве и Санкт-Петербурге, т.к. эти города по разным данным являются ведущими по количеству субъектов МБ - более 30% общего числа малых предприятий в РФ.

Главной стратегией развития и поддержки МБ в рамках государственных программ является стимулирующая налоговая политика и отказ от повышения налоговой нагрузки. Это способствует более эффективному освоению активов малыми предприятиями, улучшению показателей развития бизнеса и росту прибыли.

В этом году продолжает работать программа «Экономразвитие и инвестиционная привлекательность Москвы на 2012-2018 гг.», созданная для обеспечения экономического роста и увеличения уровня инвестиций. Ее цель – добиться прироста доходов в бюджет столицы. Прогнозируемый прирост доходов в 2015 году составляет 24643,7 млн. рублей. Фактический прирост бюджета Москвы в 2014 году составил 20043,7 млн. рублей, а в 2013 - 14803,9 млн. рублей, что свидетельствует о положительной динамике макроэкономических показателей.

Федеральный портал малого и среднего бизнеса минэкономразвития РФ приводит данные относительно гос поддержки малого бизнеса за прошедший период. Так, в 2014 году общий объем средств, предоставленных предприятиям малого и среднего бизнеса, составил 12 916 467,24 тыс. рублей. Общее количество субъектов, получивших помощь от государства, в 2014 составило 1064. Для Санкт-Петербурга общий объем выделенных на помощь МСБ, составил 4 169 784,07 тыс. рублей, а число получателей субсидий – 509. Прирост количества рабочих мест на субъектах-получателях госпомощи в 2014 году в СПб составил 1043.

Проблемы и нюансы государственной поддержки малого бизнеса

Сумма финансирования МБ в рамках господдержки – вопрос индивидуальный, зависящий от множества факторов. Регион, в котором открыто предприятие, играет не последнюю роль в назначении суммы к выплате. Например, для Москвы максимальный размер общей помощи может достичь 500 тысяч рублей, в других субъектах федерации – не более 300 тысяч руб. Государственная поддержка малого бизнеса, включающая в себя различные программы, имеет определенные тонкости.

Команда сайта Мир Бизнеса рекомендует всем читателям пройти Курс Ленивого Инвестора, на котором вы узнаете как навести порядок в личных финансах и научиться получать пассивный доход. Никаких заманух, только качественная информация от практикующего инвестора (от недвижимости до криптовалюты). Первая неделя обучения бесплатная! Регистрация на бесплатную неделю обучения

Целевое софинансирование – главная особенность государственной помощи МБ

Начинающим предпринимателям – субъектам малых форм бизнеса – важно понимать особенности безвозмездного государственного финансирования. Чтобы получить денежную помощь малому бизнесу 2015, недостаточно просто в ЕГРЮЛ.

Господдержка предприятий осуществляется в формате целевого софинансирования, т.е. государство выделяет деньги не в полном объеме, а предполагает, что предприниматель также будет вкладывать собственные средства. Отчет об освоении выделенной суммы – обязательное условие получения государственной помощи. Регламентированный перечень расходов, куда должна быть израсходована выделенная сумма помощи малому бизнесу от государства, включает:

  • оплату аренды (если ее стоимость не превышает 3600 рублей за 1 м2 в год);
  • закупка оборудования, техники;
  • оборудование рабочих мест;
  • закупка сырья и материалов (максимум - пятая часть общей суммы полученных средств).

Конкретизируем самые важные условия получения и, что немаловажно, расходования средств в рамках программ поддержки малого бизнеса. Вот основные виды денежной помощи субъектам МСБ и то, как они должны быть реализованы.

  1. Гранты молодым предпринимателям.

Это финансирование из бюджета для покрытия расходов на освоение бизнес-плана, при котором получатель обязан внести собственную часть средств (30-50% от бюджета проекта).

  1. Помощь на развитие уже существующего бизнеса.

Это – денежные средства на покупку основных средств, которые могут составлять 50-90% общей стоимости приобретаемых активов. Сумма не превышает 10 млн. рублей в зависимости от региона открытия предприятия.

  1. Грант от службы занятости.

Для индивидуальных предпринимателей, стоящих на учете в государственной службе занятости, предоставляется возможность начать свое дело. Для этого государство выдает субсидию в размере годового пособия по безработице (58,8 тыс. рублей). При этом субъект бизнеса обязуется взять на работу не менее двух человек, также состоящих на учете в центре занятости (но в этом случае он имеет право на выплату годового пособия на каждого нанятого работника).

  1. Компенсация расходов, которые предприниматель несет на выплаты по договору аренды с собственником помещения.

Из госбюджета выделяются средства из расчета 2,75-5,5% годовых по договору аренды помещений. Для получения выплат необходимо предъявить документы об оплате.

  1. Возмещение 2/3 затрат на участие предприятия в выставках и ярмарках.

Государство покрывает стоимость аренды оборудования, регистрационный взнос и другие расходы. Общая сумма выплаты не должна превышать 300 тысяч руб.

Условия для выплаты государственной помощи малым формам бизнеса

Чтобы стать участником той или иной программы поддержки предпринимательства, субъект МБ должен быть официально внесен (как ИП, соучредитель ООО и т.п.) в ЕГРЮЛ. Это – обязательное условие получения государственной субсидии на бизнес.

Другое важное условие – предприятие должно быть основано не ранее двух лет назад. Так оно имеет статус «начинающего» и может участвовать в программах для малого бизнеса и получать безвозмездную бюджетную помощь.

Следует отметить, что финпомощь – это основной, но не единственный вид государственной поддержки малых форм предпринимательства в нашей стране. К другим востребованным видам помощи относятся:

  • информационная – проведение семинаров, тренингов, консультаций;
  • экономико-правовая – бухгалтерское сопровождение, упрощение налогов, юридическая помощь, приоритеты в лицензировании и оформлении разрешительной документации;
  • сопровождение инновационных и научных работ;
  • организационная поддержка при участии в ярмарках, выставках.

Получение всех видов помощи реализуется на конкурсной основе, базовыми критериями которой является бюджетная эффективность, количество созданных рабочих мест, социальная значимость и другие параметры, зависящие от региональных факторов.

Заключение

В целом в 2015 году в России наблюдается положительная динамика в развитии системы поддержки малого и среднего бизнеса. Несмотря на сложные макроэкономические показатели, каждый предприниматель имеет все шансы получить всеобъемлющую поддержку от государства, если он действует в рамках правового поля. Но это не означает, что помощь от государства способна решить

Пристальное внимание со стороны высших чинов власти и государственная поддержка малого бизнеса обусловлены тем, что малые предприятия являются основой для развития экономики. Это источник рабочих мест, способствующий развитию определенного региона и росту конкуренции на рынке. Но такому предприятию нужна помощь, чтобы оставаться на плаву до получения первых прибылей.


Кредиты не предоставляются следующим организациям:

  • страховым компаниям, инвестиционным и негосударственным пенсионным фондам, ломбардам, биржевым брокерам;
  • представителям игорного бизнеса;
  • предприятиям, осуществляющим продажу или производство подакцизных товаров, указанных в статье 181 Налогового кодекса РФ;
  • предприятиям, добывающим полезные ископаемые;
  • нерезидентам РФ.

Аренда помещений и земли

Государство позволяет начинающему бизнесмену брать во временное пользование земельные участки или офисы по льготным ценам. Это проще и дешевле, чем покупать помещение у частных лиц.


Кроме того, существуют бизнес-инкубаторы . Это самостоятельные структуры или часть технических парков или центров при университетах. Бизнес-инкубаторы предоставляют возможность владельцу разместить офис на вверенной им территории.

Субсидии

Этот востребован у предпринимателей больше остальных.

Субсидия — безвозмездная денежная помощь, предоставляемая фирме для расширения производства, закупки нового оборудования, компенсации недополученной прибыли. Чаще субсидии получают для открытия нового перспективного дела.

Предоставляется на конкурсной основе. Предпочтение отдается тем предпринимателям, дело которых приоритетно для развития региона. Это сельскохозяйственная деятельность, открытие производства в деревнях и малых городах, инновационные технологии, жилищно-коммунальные услуги, отечественный туризм и другие.

Кто предоставляет субсидии?

Денежную помощь осуществляют следующие организации:

  1. Центр занятости населения (ЦЗН). Размер субсидии – до 10 200 руб. Субсидии предоставляются для покрытия расходов по регистрации предприятия. Размер финансовой помощи зависит от региона РФ.
  2. Органы местного самоуправления. Размер – 300 тыс. руб. Сумма зависит от региона.

Какие документы нужны для получения субсидий?

  • паспорт;
  • индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН) – предоставляется органами ФНС по месту жительства;
  • свидетельство пенсионного страхования, а именно его страховой номер (СНИЛС);
  • документ, подтверждающий наличие образования;
  • справку о размере заработной платы за последние 3 месяца;
  • заявление установленного образца;
  • бизнес-план.

Самым важным в пакете документов является – описание расходов на создание предприятия и его предполагаемых доходов. Он доказывает целесообразность создания нового предприятия, его перспективность для данного региона страны. План должен быть составлен максимально честно , так как он будет проверяться комиссией профессионалов. Комиссия выносит решение о необходимости предоставления субсидии на развитие малого бизнеса.

После получения денег необходимо ежемесячно представлять отчет о потраченных средствах. Деньги нужно израсходовать в течение года, иначе остаток придется вернуть .

Подробнее о госпрограммах в конкретном субъекте РФ можно узнать на сайтах своего региона.

Помощь малому бизнесу: организационная система поддержки + 4 подробных варианта.

Небольшое дело, которое дарит своему владельцу финансовую независимость - мечта каждого нежелающего работать на дядю.

К сожалению, не каждый может похвастаться наличием приличной суммы на счету для старта задуманного проекта.

Конечно, всегда есть выход. В этом случае их несколько - потерпеть и заработать капитал, взять кредит или взаймы у родственников / друзей / знакомых, .

Но также есть такой вариант, как помощь малому бизнесу , которая бывает нескольких видов.

Итак, сегодня мы поговорим о том, как поддерживает наше государство развитие начинающих и опытных предпринимателей.

Помощь государства малому бизнесу: организационная система поддержки предпринимателей

Главным регулирующий актом, на который нужно опираться в вопросах нашей статьи, является Федеральный Закон № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

С его полным текстом можно ознакомиться, перейдя по ссылке: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144

Также в каждом регионе действует свой орган, который отвечает за реализацию мероприятий помощи предпринимателям.

Полный их перечень размещен на официальном сайте Министерства экономического развития РФ в разделе «Малый бизнес»: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/smallBusiness

Почему так важно поддерживать предпринимателей?

Так, в России только благодаря малому и среднему бизнесу работой обеспечено более 16 миллионов граждан (а это четверть всего занятого населения).

К тому же 20% ВВП приходится именно на МСП, хотя в мире этот показатель приближается к 35%, поэтому нам есть куда стремиться.

Роль МСП в экономике целой страны очень существенна. Тезисно расскажем о его важности:

  • создание новых рабочих мест;
  • формирование здоровой конкуренции на рынке и адекватное ценообразование на товары и услуги;
  • поступления в бюджеты всех уровней;
  • заполнение тех ниш, куда не может вписаться крупный бизнес (предоставление бытовых услуг населению, мелкий опт, маркетинг).

Но владельцам малого и среднего бизнеса приходится постоянно сталкиваться с проблемами и трудностями:

  • экономическая нестабильность в стране;
  • недостаток финансовых ресурсов как для открытия, так и для развития дела;
  • большое налоговое бремя и сложность составления бухгалтерской отчетности;
  • постоянные изменения в законодательстве;
  • недостаток кадров (квалифицированные специалисты предпочитают работать на «акул» бизнеса, игнорируя предпринимателей);
  • сложность в получении кредитов (не каждый банк желает связываться с малым предприятием).

Согласитесь, не каждый опытный бизнесмен сможет противостоять вышеописанным трудностям, что тогда говорить о новичках.

Именно поэтому государство должно обеспечивать помощь предпринимателям.

В ушедшем 2016 году из бюджета РФ на поддержку МСП было выделено более 11 миллиардов руб.

Но, к сожалению, размер помощи малому бизнесу от государства имеют тенденцию к снижению.

Так, в 2014 в поддержку МСП было выделено около 20 миллиардов руб., а уже в 2015 - 17 миллиардов. В 2016 году из федерального бюджета планировалось предоставить финансовую помощь в размере почти 15 миллиардов, но по факту получилось 11 миллиардов.

В 2017 году эта тенденция к уменьшению финансовой помощи сохраняется. Государство готово предоставить всего 7,5 миллиарда руб.

Поэтому тем, кто рассчитывает на , придется приложить немало усилий, что ее заполучить.

Структура расходов на помощь малому бизнесу в 2017 году выглядит таким образом:

Расходы Сумма, млрд
Образование инфраструктуры для развития МСП 3,06
Мероприятия по поддержке монопрофильных муниципальных образований 0,74
Создание и развитие информационно-консультационной поддержки 0,72
Создание инфраструктуры поддержки МСП, осуществляющей свою деятельность в области инноваций и промышленного производства 0,69
Завершение объектов капитального строительства 1,6
Содействие развитию молодежного предпринимательства 0,23
Создание многофункциональных центров для бизнеса
0,135

С цифрами и фактами мы разобрались, но в чем же заключается помощь малому бизнесу от государства?

Итак, есть такие формы поддержки МСП:

  • финансовая - предоставление денежных ресурсов на открытие и развитие малого бизнеса (компенсации, субсидии, гранты, льготные кредиты);
  • имущественная - предоставление предпринимателям государственного имущества на правах пользования (земельные участки, производственные помещения);
  • информационно-консультационная - формирование информационных систем, а также бесплатные консультации по поводу ведения бизнеса (тренинги, семинары, курсы);
  • инфраструктурная - формирование комфортных условий для ведения бизнеса, а также создание бизнес-инкубаторов, многоцелевых фондов, центров предпринимателей;
  • организационная - помощь в участии в выставочных мероприятиях и ярмарках.

Помощь малому бизнесу: кто может рассчитывать?

Приоритетными направлениями, которым государство готово помогать, признаны:

  • область продовольственного и промышленного производства;
  • инновации;
  • предоставление бытовых, коммунальных услуг;
  • здравоохранение;
  • туризм, в частности экотуризм;
  • народное ремесло и творчество.

Помощь малому и среднему бизнесу: 4 вида

В целом можно выделить 4 вида материальной помощи малому и среднему бизнесу от государства. Рассмотрим каждый из них.

1. Деньги от центра занятости (грант самозанятости).

В целях борьбы с безработицей и неформальной занятостью государство готово предоставить одноразовую финансовую помощь на открытие малого бизнеса.

Размер помощи в 2017 году составляет 58,8 тысячи руб.

Если ваше дело сможет обеспечить работой одного или нескольких граждан, то грант самозанятости может быть увеличен на 58,8 тысячи руб. на каждого принятого работника.

Действие этой программы распространяется исключительно на открытие индивидуального предпринимательства и не может быть применено для:

  • несовершеннолетних (до 16 лет) и пенсионеров;
  • студентов очной формы обучения;
  • действующих ИП или основателей ООО;
  • граждан с инвалидностью, относящейся к нерабочей группе;
  • молодых мам, находящихся в декретном отпуске;
  • тех, кто работает по трудовому договору;
  • тех, кто отказался от предложенной в центре занятости работы.

Помимо документов, которые необходимо подать для того, чтобы встать на учет в центр занятости, для получения от государства помощи малому бизнесу от вас понадобится:

  • заявление;
  • копия банковского счета;
  • проекта.

Если вы безработный, и желаете получить стартовый капитал, чтобы начать свое дело, от вас понадобится проделать такие шаги:

Итак, ваша заявка одобрена, после этого с вами заключат договор о том, что вы получили деньги на открытие дела. Полученные средства должны тратиться только по целевому назначению и двигаться нужно строго по плану.

В установленные центром занятости сроки вам нужно явиться для предоставления отчетов о потраченных средствах.

В случае нарушения условий договора (нецелевое использование, прекращение предпринимательской деятельности раньше срока) вам придется полученную помощь.

2. Гранты для начинающих предпринимателей.

Такой вариант помощи малому бизнесу от государства подходит тем, у кого есть некоторая сумма на его открытие и развитие.

То есть фонды готовы компенсировать часть затрат на открытие дела в размере до 500 тысяч руб.

Схема получения гранта такая:

    Составление стратегии.

    Сюда входит составление подробного бизнес-плана, который будет затрагивать производственные, организационные, финансовые, маркетинговые вопросы.

    Изучение государственных фондов.

    На сайте министерства можно найти органы и фонды, которые готовы поддерживать .

    Ознакомьтесь с направлениями и требованиями к кандидатам, по которым работают организации.

    Подготовка документов и составление заявки.

    К этому этапу нужно подойти со всей ответственностью, ведь при отсутствии даже одного документа или при неправильно заполненной заявке комиссия может отклонить вашу кандидатуру.

    Отправка заявки и ожидание решения комиссии.

    Комиссия составляет определенную балльную систему, по которой оценивает присланные проекты.

    Тот, кто наберет наибольшее количество баллов, и станет получателем гранта.

Расходовать полученные средства можно на покупку оборудования, оснащения, сырья, покрытие аренды, но не для выплаты зарплаты работникам. В любом случае использование денег должно быть целевым.

Получить такой грант на открытие малого и среднего бизнеса, к сожалению, могут далеко не все.

Государство для рационального распределения денежных ресурсов может определять различные требования к кандидатам:

  • предпринимательский возраст не более 2-х лет;
  • прохождение базовых курсов по предпринимательской деятельности;
  • бизнес не должен быть связан с игровой, банковской, страховой деятельностью, а также оказанием посреднических услуг и перепродажей товаров;
  • отсутствие долгов перед государством;
  • трудоустройство определенного количества человек.
  • сокращенные с прежнего места работы;
  • выпускники вузов;
  • матеря-одиночки;
  • военные в отставке;
  • инвалиды.

Идеи, которые комиссия будет рассматривать для выдачи грантов:

  • инновации;
  • социально значимые отрасли;
  • сельское хозяйство;
  • экспортоориентированное производство;
  • образование;
  • туризм;
  • реклама, маркетинг.

3. Кредит на льготных условиях.

Получить кредит в банке - это довольно сложная и кропотливая работа, которая не всегда заканчивается успехом.

Поэтому почему бы не попытать счастья и не попросить взаймы у государства, но на льготных условиях?

Суть получения льготного кредита сводится к следующему:

  1. Гарантийная поддержка кредитования осуществляется Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства.
  2. По состоянию на настоящий момент год льготные ставки для кредитования малого бизнеса составляют 11%, для среднего - 10% (для сравнения: взять кредит на обычных условиях можно под 24-25% годовых).
  3. Максимальный размер займа - 1 миллиард руб., а срок - 3 года.
  4. Кредиты выдаются тем предпринимателям, у которых успешная деятельность длится около полугода.
  5. Кредиты не выдаются тем, кто находится на грани банкротства, у кого есть непогашенные долги и сомнительная кредитная история.

Кредит на льготных условиях может быть выдан на такие цели:

  • увеличение оборотных средств;
  • покупка недвижимости и транспорта для ведения бизнеса;
  • участие в госзаказах.

4. Субсидирование малого и среднего бизнеса.


Помощь малому бизнесу от государства в виде субсидирования осуществляется на основании Постановление Правительства РФ №1605: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173683

Для тех, кто не знает: субсидии - это получение определенной суммы средств на конкретные цели.

Как правило, деньги выдаются на безвозмездной и безвозвратной основе. В отличие от гранта, суммы которого поступают траншами, субсидия поступает одной суммой сразу.

Для помощи малому и среднему бизнесу выдаются такие виды субсидий в следующих размерах:

Вид субсидии Сумма
Субсидии на возмещение процентов по кредиту Компенсация 3/4 ключевой ставки ЦБ РФ на дату заключения кредитного договора (до 5 миллионов руб. и не более 70% от фактически произведенных затрат)
Субсидии на возмещение части затрат по договорам финансовой аренды (лизинга) 5 миллионов руб. (но не более 30% стоимости предмета лизинга)
Компенсация части затрат, связанных с обучением и (или) повышением квалификации работников 75% от стоимости обучения, но не более 90 тысяч руб., на каждого обученного работника
Возмещение части затрат, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования в целях создания и (или) развития и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг) 100% уплаченного взноса (аванса) договора лизинга оборудования, но не более 3 миллиона руб.

В разных регионах размеры субсидий могут отличаться, но вот схема их выдачи примерно одинаковая:

  1. Проверка на соответствие требований:
    • срок деятельности предприятия не более 2-х лет;
    • отсутствие задолженности;
    • сам кандидат способен покрыть расходы на реализацию проекта в размере 50% от общей суммы.
  2. Подача заявки
  3. Прием заявки
  4. Конкурсный отбор
  5. Получение субсидии, предоставление отчетов по целевому использованию помощи малому бизнесу.

Новая государственная программа даёт возможность начинающим

предпринимателям открыть свой бизнес.

Как получить эту помощь подробно рассказывается в видео:

Программа помощи малому бизнесу


В 2017 году будут действовать такие программы помощи малому бизнесу от государства:

  • «Кооперация» - можно получить до 20 миллионов руб. на развитие бизнеса, а именно: улучшение качества производимого товара или предоставляемой услуги;
  • «Развитие» - максимальный размер помощи малому бизнесу может составлять 15 миллионов руб., которые необходимо потратить на усовершенствование производства и создание новых рабочих мест;
  • «Старт» - осуществляется в 3 этапа: 1 миллион руб., 2 миллиона руб. и 3 миллиона руб. Эта программа помощи малому бизнесу ориентирована на создание новых продуктов и технологий.

На этом предложенный перечень не заканчивается, так как существует множество других программ, а также фондов, которые оказывают поддержку предпринимателям.

Помощь малому бизнесу не ограничивается лишь государством. Есть множество иностранных, венчурных, инвестиционных фондов, которые готовы сотрудничать с молодыми и перспективными предпринимателями.

Нужно лишь стучать во все двери, а не ждать, что кто-то сам пожелает спонсировать вашу идею.

Конечно, больше шансов добиться успеха у тех, кто производит социально значимый продукт или сделал инновационный прорыв. Но опять же все в ваших руках, поэтому не ленитесь и начните действовать.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Как вы думаете, сколько денег выделяет государство на поддержку малого бизнеса? Сто миллионов? Триста миллионов? На самом деле в 2016 году было выделено 11 миллиардов рублей - и это только официальная доля бюджета. А ведь есть еще региональные программы, негосударственные фонды, нематериальная гос. поддержка предпринимательской деятельности 2019 года. Удивительно, что начинающие предприниматели не спешат воспользоваться этим источником помощи, предпочитая рассчитывать на собственные силы – ведь даже при сокращении финансирования неприкосновенными остаются стратегически важные сферы: инновационная деятельность, сельское хозяйство, социальный бизнес.

Разумеется, не каждый бизнесмен сможет принять участие в программе поддержки малого предпринимательства 2019 года. Для этого нужно как минимум добиться включения в реестр получателей помощи и пройти конкурсный отбор, организация которого находится в компетенции местной администрации или фонда поддержки предпринимательства.

Во время отбора, комиссия оценивает наличие у претендентов проработанных бизнес-планов, количество трудоустроенных, полезность предприятия для наполнения бюджета, социальные факторы. Коме того, весомым аргументом в пользу выделения помощи является продолжительность существования предприятия (от трех месяцев до двух лет) и доля собственных инвестиций предпринимателя в бизнес. Этот объем должен быть сравним с запрашиваемой государственной поддержкой малого бизнеса в 2019 году.

Не следует забывать и об отчетности: помощь обычно поступает частями (траншами), по мере освоения которых государственному инвестору нужно предоставить подробные сведения о том, куда, как и с какой целью были израсходованы средства.

Как государство помогает бизнесу?

Начинающий предприниматель предпочел бы материальную помощь любой другой. Но что характерно: на косвенные мероприятия расходуется значительно больше средств, чем на прямые . В целом же представители малого бизнеса могут претендовать на участие в таких программах поддержки малого предпринимательства 2019 года, как:
  1. Материальная и информационная помощь в инновационной деятельности;
  2. Имущественная и материальная помощь для участия в выставках;
  3. Многоплановая помощь предпринимателям, занятым в сельскохозяйственном секторе;
  4. Налоговые льготы и налоговые каникулы для вновь созданных предприятий;
  5. Частичное возмещение расходов на обновление основных средств;
  6. Возмещение расходов на обучение работников предприятия;
  7. Информационная поддержка (организация семинаров, обучающих курсов);
  8. Создание комфортной среды для предпринимательства, бизнес инкубаторов, фондов;
  9. Имущественная поддержка, предоставление муниципальных помещений и производственных мощностей в аренду со скидкой до 60%;
  10. Поддержка региональных инвесторов, и частичная компенсация расходов по договорам лизинга;
  11. Частичное возмещение расходов на реализацию программ энергосбережения;
  12. Размещение государственных заказов, допуск к тендерам на госзакупки;
  13. Прямая финансовая поддержка.

Если же предприниматель заинтересован исключительно в том, как получить финансовую поддержку от государства на открытие бизнеса (хотя остальные варианты заслуживают не меньшего внимания), следует обратить внимание на безвозмездную помощь в виде:

  • Субсидии на запуск собственного дела в размере пособия по безработице за 12 месяцев (плюс столько же за каждого трудоустроенного работника, пришедшего по направлению из центра занятости);
  • Субсидии на развитие бизнеса, существующего не более двух лет, в размере 300–500 тысяч рублей, причем доля собственных средств предпринимателя в проекте не может быть меньше 35–50% от общей суммы инвестиций;
  • Субсидии на переоснащение и развитие предприятия, работающего в стратегически важной области хозяйства, в размере 3-10 миллионов рублей.

Государственная поддержка инноваций

Представители бизнеса закономерно строят свою деятельность так, чтобы получить наибольшую прибыль в текущий момент времени. При этом очень немногие вкладывают средства в исследовательскую деятельность, и даже собственные перспективные разработки у таких предприятий остаются без внимания. Между тем, в области инноваций вполне реально вести бизнес с государственной поддержкой, используя механизмы прямого или косвенного финансирования.

На льготное кредитование или гарантии государства перед сторонними инвесторами могут рассчитывать компании, занимающиеся модернизацией военной техники, производящие некоммерческую продукцию или обладающие значительным научным потенциалом. Гранты распределяются на конкурсной основе для компаний, проекты которых прошли соответствующую научно-техническую экспертизу и имеют срок окупаемости не более двух лет. При этом доля собственных вложений предприятия в проект не может быть меньше 20%.

Косвенная поддержка малого бизнеса 2019 проявляется в виде формирования благоприятной среды для привлечения сторонних инвесторов к финансированию разработок:

  • Упрощение системы налогообложения, уменьшение налоговой ставки либо полное освобождение от них (если доля доходов от инноваций в общей прибыли предприятия составляет не менее 30%);
  • Налоговый кредит на срок до пяти лет по ставке, не превышающей 75% от ставки рефинансирования ЦБ России;
  • Гарантирование государством возврата кредитов либо инвестиций, привлеченных для реализации и продвижения проекта на рынке;
  • Правовая защита предприятий, занимающихся научными и техническими разработками;
  • Обеспечение доступа к любым информационным базам данных;
  • Поддержка разработчиков маркетинговыми услугами, помощью при сертификации и реализации продукции;
  • Специализированная помощь в ремонте и модернизации сложного оборудования.
Господдержка малого бизнеса в 2019 году также осуществляется из внебюджетных фондов Министерства науки, федеральных органов власти и добровольных отчислений частных корпораций. Это позволяет предприятию-разработчику завершить проекты в условиях нехватки собственных средств, получить необходимые патенты и заняться продвижением разработки на международных рынках.

Выставочная деятельность

Региональная помощь включает в себя государственное софинансирование участия предпринимателей в выставках, ярмарках и других подобных мероприятиях. Субсидия начисляется «постфактум» для компенсации затрат, понесенных бизнесменами в течение 12 месяцев, предшествующих проведению конкурса.

Такая поддержка малому бизнесу от государства в 2019 году может быть начислена только тем предприятиям, которые не имеют задолженностей перед бюджетом по налогам, страховым отчислениям и штрафам. Помощь выражается в компенсировании 50-65% затрат на перевозку, хранение и размещение экспонатов, на регистрационные взносы, аренду выставочного оборудования, проезд и проживание представителей компании – но не более 100-300 тысяч рублей (в зависимости от решения региональных властей).

Налоговые льготы

Начинающие предприниматели, работающие в социальных, научных или производственных областях на упрощенной или патентной системе, могут однократно воспользоваться такой поддержкой малого предпринимательства в 2019 году, как налоговые каникулы на срок до двух лет. Кроме того, в некоторых регионах для таких субъектов малого бизнеса предусмотрено снижение налоговой ставки до 1% в упрощенной системе, и до 7,5% в случае работы на ЕНВД.

К льготным видам деятельности относят:

  • Производство продуктов питания, напитков;
  • Производство текстиля;
  • Обработку дерева и мебельное производство;
  • Производство спортивного оборудования;
  • Научные исследования;
  • Строительство, переработку вторсырья и другое.

Льготную систему налогообложения или налоговые каникулы можно применить только в том случае, если указанный вид деятельности является основным, то есть его доля в общей прибыли предприятия составляет более 70%.

Другие меры по упрощению деятельности предпринимателей – возможность отказаться от ведения налогового учета (достаточно сохранять подтверждающие документы) или получить отсрочку в их уплате на срок до года в том случае, если:

  • Ущерб предприятию был причинен стихийным бедствием;
  • Бизнес носит явно выраженный сезонный характер;
  • Немедленная уплата налога ведет к банкротству;
  • Невозможность уплаты налога связана с невыполнением государством бюджетных обязательств в отношении предпринимателя.

Субсидия на обновление основных средств

Региональным администрациям в качестве государственной поддержки малого бизнеса 2019 выделяются средства для проведения конкурсов среди бизнесменов, заинтересованных в компенсации затрат, связанных с закупкой основного оборудования для деятельности предприятия (кроме транспорта). Для участия в конкурсе нужно подать данные о таких расходах за три предшествующих года, причем оборудование на момент его проведения должно находиться в эксплуатации хотя бы один год.

Дополнительные условия – отсутствие любых задолженностей претендента перед государством или собственными рабочими. При этом можно рассчитывать на возмещение четвертой части документально подтвержденных расходов, связанных с обновлением, но не более полумиллиона рублей.

Имущественная поддержка

Недвижимость, которая находится в муниципальной собственности – также может выступить в качестве средства для поддержки начинающих предпринимателей 2019 года. Разумеется, претендовать на аренду этих зданий и производственных мощностей со скидкой могут субъекты малого бизнеса, занятые социально-полезной деятельностью или стратегически важной деятельностью. Кроме того, при проведении в арендуемом помещении капитального ремонта можно получить дополнительные льготы. В целом же государство заинтересовано в долгосрочном сотрудничестве, что выражается в размере скидок:

  • Договор аренды на 5 лет и более сопровождается снижением арендной платы до 40% в первый год, до 60% во второй, до 80% за третий год и 100% на все последующие годы;
  • При договоре на четыре года оплата за первые два снижается до 40% и 80% соответственно;
  • При договоре на три года стоимость аренды первого года составляет 40% от договорной. Арендная плата за последующие годы вносится в полном объеме.

Поддержка сельского хозяйства

Начинающие предприниматели-фермеры, открывающие свой бизнес в области производства продуктов, обработки земли или животноводства, часто не знают о том, как получить господдержку малого бизнеса в 2019 году и можно ли получить ее вообще. Между тем, при отсутствии долгов перед государством и собственными рабочими можно претендовать на помощь в такой деятельности, как:

  • Растениеводство;
  • Рыбное хозяйство;
  • Животноводство и птицеводство;
  • Приобретение и обслуживание сельскохозяйственной техники;
  • Пополнение кадровых ресурсов сельскохозяйственного производства.

Претендовать можно на сумму, компенсирующую до 90% от указанных в бизнес-плане расходов на развитие малого предприятия, но не более полутора миллионов рублей – при условии, что фермерское хозяйство существует менее двух лет.

Дополнительная гос поддержка малого бизнеса 2019 в агропромышленном секторе – это государственная программа кредитования, согласно которой субъекты могут рассчитывать на частичное возмещение уплаты процентов по кредитам или займам, предназначенным для развития предприятия. Если размер кредита не превышает пяти миллионов рублей – государство в течение первых пяти лет компенсирует фермеру полную ставку рефинансирования, выплачивая две трети из федерального бюджета и треть из бюджета субъекта РФ.

Подготовка кадров

Чтобы воспользоваться этой формой государственной поддержки малого бизнеса в России 2019 года, предприятие должно документально подтвердить проведенные для сотрудников сторонними организациями или приглашенными тренерами курсы и семинары. В качестве доказательства могут быть использованы чеки, квитанции, платежные поручения. Разумеется, потребуются и дипломы сотрудников — если таковые были выданы.

Размеры субсидии не так велики – государством компенсируется до 50% расходов, но не более сорока тысяч рублей в год. Такая сумма кажется незначительным бонусом для крупного предприятия, вкладывающего в обучение персонала средства куда более серьезные. Однако субъекты малого бизнеса будут рады воспользоваться возможностью сэкономить: престиж компании, в которой работают квалифицированные специально обученные сотрудники, обязательно повысится.

Инфраструктурная поддержка

Любой бизнес в той или иной степени нуждается в сопровождении юристов, бухгалтеров и вспомогательного персонала. Причем если давно работающее предприятие может себе позволить иметь в штате таких сотрудников, то начинающий предприниматель зачастую даже не знает, куда обратиться. При этом другие сопутствующие затраты – закупка оргтехники, мебели, аренда помещения становятся для него непосильными.

Во многих регионах государственные программы поддержки малого бизнеса на 2019 года предусматривают формирование комфортной для предпринимателя среды, путем предоставления на конкурсной основе льготной аренды площади в бизнес-инкубаторах. Здесь можно получить доступ к оргтехнике, залам для переговоров и конференций, услугам секретарей, курьеров, маркетологов и других консультантов.

Разумеется, не все могут получить помощь на таких условиях. Государство может отказать в помощи таким видам бизнеса, для которых основной деятельностью является:

  • Торговля;
  • Адвокатские и нотариальные услуги;
  • Кредитные, страховые услуги, работа с залоговым имуществом;
  • Строительство, ремонтные работы;
  • Операции с недвижимостью, риэлторские услуги;
  • Общественное питание, фастфуд;
  • Производство товаров, облагаемых акцизным сбором;
  • Игорный бизнес;
  • Медицинские и ветеринарные услуги;
  • Услуги СТО и автомоек, грузоперевозки;
  • Добыча полезных ископаемых.

Субъект предпринимательства может оставаться в инкубаторе на срок до трех лет. Предполагается, что за это время предприятие либо подтвердит свою жизнеспособность, встанет на ноги и станет самостоятельным, либо закроется по тем или иным причинам.

Фонды поддержки бизнеса

Региональные фонды призваны оказывать финансовую поддержку бизнесменам наравне с государственными учреждениями. Разумеется, речь идет о новичках, чье предприятие существует менее года и для которых все сопутствующие расходы обоснованы в бизнес-плане.

Видео: Государственная поддержка малого бизнеса

В рамках этой программы претендент может рассчитывать на:

  • Предоставление гарантий по кредитам в размере не более 24 миллионов рублей. При этом 70% залогового имущества берет на себя фонд, а оставшуюся часть обеспечивает предприниматель;
  • Выдачу фондом льготных займов в размере миллиона рублей на срок до года, при этом за пользование займом нужно будет заплатить минимальный процент, равный ставке рефинансирования.
  • Кроме того, фонд может компенсировать 70% затрат, связанных с началом деятельности предприятия, на сумму до полумиллиона рублей.

Сюда можно включить расходы:

  • На аренду помещений и участков;
  • На обучение работников;
  • Государственную регистрацию;
  • Рекламу и продвижение товаров собственного производства;
  • Приобретение основных средств, программного обеспечения, офисного оборудования и оргтехники;
  • На выплату процентов по кредитным и лизинговым обязательствам;
  • На участие в выставках;
  • На изготовление опытных образцов и разработку документации.

Таким образом, фонд одновременно реализует большую часть государственной программы по поддержке бизнеса, используя альтернативные методы финансирования – причем даже торговые предприятия могут рассчитывать на помощь в виде половины этой суммы.

Заключение

Казалось бы – предпринимателям предлагается такое многообразие интересных способов бизнеса с поддержкой государства 2019 года. Так почему же так мало заявок подается на конкурсы и такая малая доля выделенных средств успешно осваивается? Только ли в нежелании бизнесменов иметь дело с государством здесь дело? Или они не хотят тратить время на изучение условий конкурсов, подготовку документации – действия, по их мнению, обреченные на неудачу? Разумеется, гораздо проще вести бизнес по своему разумению, а не подстраиваться под неповоротливую бюрократическую машину – но ведь зачастую речь идет о достаточно серьезных суммах и льготах, которые будут совсем не лишними в непростом предпринимательском деле.
24 проголосовало. Оценка: 4,96 из 5 )

30 марта 2019 , Авиастроение О бюджетных инвестициях в авиастроительной отрасли Постановление от 27 марта 2019 года №326. ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация» предоставляются бюджетные инвестиции в размере 2,22 млрд рублей на капитальные вложения в объекты производственной инфраструктуры и послепродажного обслуживания самолетов Ил-114-300. Срок ввода объектов в эксплуатацию – 2021 год.

30 марта 2019 , Территории опережающего социально-экономического развития в ДФО Расширены границы ТОР «Нефтехимический» в Приморском крае Постановление от 27 марта 2019 года №328. Для реализации инвестиционного проекта в сфере производства минеральных удобрений в границы ТОР «Нефтехимический» добавлено 73 земельных участка.

28 марта 2019 , О создании инновационного научно-технологического центра МГУ «Воробьёвы горы» Постановление от 28 марта 2019 года №332. Центр создаётся в целях реализации приоритетов научно-технологического развития России, повышения инвестиционной привлекательности сферы исследований и разработок.

28 марта 2019 , Энергетическое машиностроение Приняты решения о создании в России производства газовых турбин большой мощности Постановление от 21 марта 2019 года №301. Принятые решения позволят создать линейку газовых турбин большой мощности для предприятий топливно-энергетического комплекса, обеспечить конкурентоспособность российских газотурбинных установок на внутреннем и мировом рынках, технологический суверенитет страны в области газотурбинных технологий.

28 марта 2019 , Методология и инструменты государственного планирования Внесены изменения в Правила формирования и реализации Федеральной адресной инвестиционной программы Постановление от 26 марта 2019 года №316. Упрощается процесс согласования с Минфином России вносимых в ФАИП изменений.

28 марта 2019 , Жилищная политика, рынок жилья О единой информационной системе жилищного строительства Постановление от 26 марта 2019 года №319. Установлены требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам ЕИСЖС, порядок размещения, хранения и обработки информации. В системе определён список сведений, обязательных для размещения в ЕИСЖС застройщиками, органами власти, контролирующими сферу долевого строительства жилья, уполномоченными банками, контролирующими назначение и размер расходования застройщиками денежных средств, привлечённых для долевого строительства.

27 марта 2019 , Добыча, транспортировка, экспорт нефти и нефтепродуктов О порядке определения индикативного тарифа на транспортировку нефти для расчёта налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья Постановление от 26 марта 2019 года №317. Утверждён порядок расчёта индикативного тарифа на транспортировку нефти для определения расчётных расходов по добыче углеводородного сырья на участке недр. Индикативный тариф на транспортировку нефти будет определяться исходя из трёх основных составляющих: стоимость транспортировки нефти по территории России, стоимость перевалки нефти в российских портах, стоимость транспортировки нефти за пределами России.

26 марта 2019 , Федеральная контрактная система. Госзакупки Внесены изменения в правила оценки заявок на выполнение строительных работ при госзакупках Постановление от 21 марта 2019 года №293. Установлено, что при выборе подрядчика для строительства автомобильных дорог и особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства заказчик будет отдавать приоритет таким нестоимостным критериям оценки заявок, как общее количество исполненных контрактов по строительству, их общая стоимость, наибольшая цена одного из таких исполненных контрактов.

25 марта 2019 , Электроэнергетика: генерация, электросети, рынок электроэнергии О пилотном проекте по созданию агрегаторов спроса и предложения на рынках электроэнергии Постановление от 20 марта 2019 года №287. «Дорожной картой» «Энерджинет» Национальной технологической инициативы предусмотрено создание нового субъекта рынков электроэнергии и мощности – агрегаторов спроса и предложения. Принятые решения позволят в пилотном режиме отработать механизм создания и развития таких агрегаторов, обеспечивающих объединение потребителей электрической энергии, объектов распределённой генерации и накопления электрической энергии с целью совместного участия на оптовом и розничных рынках электроэнергии.

25 марта 2019 , Экономика городов. Городская среда Утверждена методика определения индекса качества городской среды Распоряжение от 23 марта 2019 года №510-р. Федеральным проектом «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жильё и городская среда» к концу 2024 года предусмотрено повышение индекса качества городской среды на 30%, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в два раза. Для определения индекса качества будут использоваться 36 индикаторов, характеризующих состояние городской среды и условия проживания людей.

25 марта 2019 , Расселение аварийного жилья О реализации в 2019–2021 годах региональных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда Распоряжение от 16 марта 2019 года №446-р, постановление от 16 марта 2019 года №278. В целях контроля выполнения субъектами Федерации в 2019–2021 годах региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2017 года, утверждены целевые показатели реализации таких программ. Для каждого субъекта Федерации установлены общая площадь подлежащего расселению аварийного жилищного фонда, численность подлежащих переселению граждан.

22 марта 2019 , Высшее, послевузовское и непрерывное образование Утверждены новые правила целевого обучения в высших и средних учебных заведениях Постановление от 21 марта 2019 года №302. В связи со вступлением в силу изменений в законодательстве, направленных на совершенствование механизмов целевого обучения, утверждены Положение о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, правила установления квоты приёма на целевое обучение в вузах за счёт федерального бюджета, типовая форма договора о целевом обучении. Реализация механизмов целевого обучения призвана повышать мотивированность абитуриентов и студентов в выборе будущего места работы, усиливать ответственность работодателей за отбор будущих работников, снижать дефицит квалифицированных кадров в тех регионах, где по наиболее востребованным экономикой профессиям специалистов не хватает.

21 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Кабардино-Балкарской Республики по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 21 марта 2019 года №483-р. Программой предусматривается переселение в Кабардино-Балкарскую Республику проживающих за рубежом соотечественников, включая потомков адыгской и балкарской диаспор, в целях сокращения дефицита трудовых ресурсов, обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах.

21 марта 2019 , Система государственного контроля и надзора Об изменениях в применении риск-ориентированного подхода при отдельных видах государственного контроля Постановление от 21 марта 2019 года №289. В связи с изменениями в законодательстве в сфере контрольно-надзорной деятельности утверждены списки видов федерального государственного контроля, в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, и видов регионального государственного контроля, при организации которых риск-ориентированный подход применяется в обязательном порядке. Цель принятых решений – совершенствование деятельности контрольно-надзорных органов, применение методов оценки рисков в целях снижения общей административной нагрузки на субъектов предпринимательской деятельности, в том числе на региональном уровне.

21 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Ямало-Ненецкого автономного округа по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 21 марта 2019 года №484-р. Программой предусматривается переселение в Ямало-Ненецкий автономный округ соотечественников в целях сокращения дефицита трудовых ресурсов, обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах, востребованных на рынке труда. Реализация программы позволит привлечь в Ямало-Ненецкий автономный округ до 2021 года около 500 соотечественников.

20 марта 2019 , Железнодорожный транспорт Утверждена долгосрочная программа развития ОАО «Российские железные дороги» до 2025 года Распоряжение от 19 марта 2019 года №466-р. В рамках реализации долгосрочной программы развития ОАО «РЖД», в частности, предусматриваются развитие комплексного обслуживания грузоотправителей и повышение качества грузовых перевозок, повышение транспортной мобильности людей внутри и между агломерациями, развитие контейнерных перевозок, расширение сети высокоскоростных магистралей, развитие инфраструктуры для обеспечения перспективных объёмов перевозок, переход на «цифровую железную дорогу».

20 марта 2019 , Вопросы производительности труда и поддержки занятости О распределении межбюджетных трансфертов на переобучение и повышение квалификации работников предприятий в целях поддержки занятости и повышения эффективности рынка труда Распоряжение от 19 марта 2019 года №463-р. Межбюджетные трансферты в размере 1,525 млрд рублей распределены 31 субъекту Федерации. Господдержка позволит в 2019 году 18 443 работникам пройти опережающее профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование, отвечающее потребностям работодателей – участников национального проекта и соответствующее целям по повышению производительности труда.

20 марта 2019 , Добыча, транспортировка, экспорт газа. Индустрия СПГ. Газификация Об инвестиционном проекте строительства морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Камчатском крае Распоряжение от 14 марта 2019 года №436-р. Утверждён комплексный план реализации инвестиционного проекта «Морской перегрузочный комплекс сжиженного природного газа в Камчатском крае». Реализация проекта позволит увеличить объём перевозки по Северному морскому пути с 9,7 млн т в 2017 году до 31,4 млн т к концу 2026 года, обеспечить переход Северного морского пути на круглогодичную загрузку, создать крупнейший в регионе региональный СПГ-хаб, привлечь около 70 млрд рублей частных инвестиций, создать новые рабочие места. Распоряжение от 19 марта 2019 года №460-р. Программой предусматривается переселение в Республику Северная Осетия – Алания соотечественников в целях обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах, востребованных на рынке труда.

1