Разгаданные и неразгаданные тайны ван гога. Семь шедевров ван гога с интересной судьбой Ван Гог создал ещё одну картину с ночным звёздным небом

Парадоксальное открытие на днях сделали российские и европейские математики. Они в прямом смысле вычислили уникальный дар великого голландского живописца. Оказывается, он видел то, что простым смертным не дано, - воздушные турбулентные потоки. Ван Гог, сам о том не подозревая, может спасти человечество от авиакатастроф, полагают ученые. Ведь раньше описать явление турбулентности, невидимое невооруженным глазом, ученые не могли.

Как и многие гении, великий Ван Гог был, мягко говоря, странен. Известен факт, что в минуту душевного кризиса он отрезал себе ухо. Однако все это не было обычным умопомрачением.
- Исследование математической модели картин великого голландского художника показало, что на некоторых его картинах изображены невидимые глазу турбулентные вихревые потоки, возникающие при быстром течении жидкости или газа, например, при истечении газа из сопла реактивного двигателя, - рассказал нам профессор Московского авиационного института Виктор Козлов. - Своеобразная, будто хаотично закольцованная манера письма художника, как выяснилось, не что иное, как распределение яркости, соответствующее математическому описанию турбулентного потока.
Основы современной теории турбулентности были заложены великим математиком Андреем Колмогоровым в 1940 годы XX века. Однако точного ее описания по сей день нет. Теперь ситуация может измениться.
По словам исследователей, многие картины Винсента Ван Гога (например, "Звездная ночь", написанная в 1889 году) содержат характерные "статистические отпечатки" турбулентности. Как отмечают ученые, "турбулентные" произведения создавались художником в те моменты, когда его психика была нестабильна. В это время живописца посещали галлюцинации, мучили депрессии. Видения, которые не давали Ван Гогу покоя, выливались на его полотнах в неровно, как будто нервически закрученные спирали. Он не раз признавался друзьям, что, сделав очередной набросок, успокаивается на какое-то время, словно выполнил некую важную миссию.
- По всей видимости, Ван Гог обладал уникальной способностью видеть и запечатлевать турбулентность, и это случалось с ним именно в периоды психического расстройства, - рассуждает профессор Козлов. - В то же время у художника есть картины, где "следы турбулентности" незаметны. К их числу принадлежит известный "Автопортрет с трубкой и перевязанным ухом" (1888). Ван Гог, причинив себе увечье, находился под воздействием седативных препаратов, в частности брома, и, по его собственным словам, был в состоянии "полного покоя".
- Дар Ван Гога уникален, - говорит наш собеседник. - Исследователи оцифровали его произведения и математически их рассчитали. По всей видимости, он единственный художник, который умел рисовать турбулентность. Картины других живописцев, даже сходные по манере письма, не содержат в себе соответствия теории Колмогорова. По этой причине именно творчество Ван Гога может стать поворотным для современной науки. С его помощью ученые собираются развить теорию турбулентности и наконец объяснить это явление. Его разгадка поможет, например, решить данную проблему в авиации: ведь сегодня причиной многих воздушных катастроф становится именно турбулентность.
Кто знает, может быть, "миссией", "предназначением" Ван Гога, о которых он говорил друзьям, было в том числе спасение далеких потомков? В таком случае всегда ли правы медики, обеспечивающие своим пациентам "полный покой"?

Жизнь Винсента Ван Гога, как переплетение всевозможных случайностей и событий, покрыта тайнами и слухами. До сих пор ученые спорят о причинах психического расстройства и внезапной смерти великого автора. В его картинах находят скрытые замыслы, а письма к брату открывают суровую правду о нелегкой жизни художника.

Судьба была жестока, отпустив Ван Гогу всего 10 лет активной творческой жизни, но и этого короткого срока хватило, чтобы он превратился в мастера с оригинальной манерой живописи. Благодаря постоянному труду, выработанному таланту и собственному неповторимому взгляду на мир, Ван Гог сумел создать настоящие шедевры импрессионизма.

Автопортрет с трубкой

История про ухо


По одной из версий Ван Гог отрезал себе ухо сам. Есть несколько распространенных предположений, связанных с этим фактом: одни считают, что он отрезал не все ухо, а только мочку из-за сильнейшей боли, вызванной воспалением, другие, что он отрезал ухо из-за отсутствия спроса на его картины. Однако достоверно известно, что Ван Гог в это время проживал в южной Франции с другим художником Полем Гогеном, с которым и завязалась небольшая потасовка из-за местной проститутки. В этой потасовке и пострадало ухо Ван Гога.

Интерактивная интерпретация картины «Звездная ночь»


Винсент создал свою знаменитую картину «Звездная Ночь» во время пребывания в психиатрической лечебнице в Сен-Реми-де-Прованс (Франция).

Эксцентричный чудак


Ван Гог часто удивлял своего брата странными поступками. Однажды он снял четырехкомнатный флигель за 15 франков в месяц и купил в него мебели на 300 франков. В 1888 году Ван Гог обзавелся небольшой мастерской в Арле, на юге Франции, куда он сбежал от непонимающих его парижских художников и критиков. Вскоре он решает нарисовать «Спальню Ван Гога в Арле». «Вся штука здесь в колорите, - пишет он брату Тео, - упрощая который, я придаю предметам больше стиля, с тем чтобы они наводили на мысль об отдыхе и сне».

Непризнанный гений


Загадка смерти


Винсент Ван Гог умер в 1890 году после выстрела себе в грудь. Он был в отчаянии от безысходности. Он понимал, что является обузой для брата Тео, который был рядом в самые сложные моменты жизни. Попытка самоубийства не удалась, он прожил еще два дня, пока не умер. Тео Ван Гог собрал большую часть его работ, а его жена опубликовала картины Винсента. Недавно ученые Стивен Неифи и Грегори Вайт Смит сделали заявление, которое отбрасывает устоявшуюся версию о смерти художника. Они утверждают, что вопреки распространенному мнению, больше похоже на то, что смерть Винсента Ван Гога похожа на несчастный случай. Он был случайно застрелен двумя мальчишками из неисправного пистолета.

Наследие художника


Ван Гог, не признанный современниками, у потомков снискал невиданную популярность. Полотна его кисти, спустя сто лет после появления на свет, стали не только одними из самых дорогих произведений современного искусства, они, наконец, были по достоинству оценены знатоками и ценителями подлинных шедевров. Сейчас его произведения украшают собрания самых знаменитых галерей и музеев мира.

Цитаты Винсента Ван Гога (из писем к брату Тео)

● Нет ничего более художественного, чем любить людей.

● Когда что-то в тебе говорит: «Ты не художник», тотчас же начинай писать, мой мальчик, - только таким путем ты принудишь к молчанию этот внутренний голос. Тот же, кто, услышав его, бежит к друзьям и жалуется на свое несчастье, теряет часть своего мужества, часть того лучшего, что в нем есть.

● И не надо принимать слишком близко к сердцу свои недостатки, ибо тот, у кого их нет, все же страдает одним - отсутствием недостатков; тот же, кто полагает, что достиг совершенной мудрости, хорошо сделает, если поглупеет снова.

● Человек несет в душе своей яркое пламя, но никто не хочет погреться около него; прохожие замечают лишь дымок, уходящий через трубу, и проходят своей дорогой.

● Читая книги, равно как и смотря картины, нельзя ни сомневаться, ни колебаться: надо быть уверенным в себе и находить прекрасным то, что прекрасно.

● Что такое рисование? Как им овладевают? Это умение пробиться сквозь железную стену, которая стоит между тем, что ты чувствуешь, и тем, что ты умеешь. Как же все-таки проникнуть через такую стену? На мой взгляд, биться об нее головой бесполезно, ее нужно медленно и терпеливо подкапывать и продалбливать.

● Благословен тот, кто нашёл своё дело.

● Предпочитаю не говорить вообще ничего, чем выражаться невнятно.

● Признаюсь, мне тоже нужны красота и возвышенность, но ещё больше кое-что иное, например: доброта, отзывчивость, нежность.

● Ты ведь сам реалист, так вытерпи же и мой реализм.

● Человеку нужно лишь неизменно любить то, что достойно любви, а не расточать своё чувство на предметы незначительные, недостойные и ничтожные.

● Нельзя, чтобы тоска застаивалась у нас в душе, как вода в болоте.

● Когда я вижу, как топчут слабых, я начинаю сомневаться в ценности того, что называют прогресс и цивилизация.

1. Потоки воздуха Ван Гога

Математики, исследовавшие картины Ван Гога, пришли к выводу, что завихрения на некоторых его полотнах довольно точно описывают невидимые для глаза турбулентные потоки воздуха. Это выражается в том, что большая или меньшая яркость точек на картинах пропорциональна скоростям точек потока в соответствующих координатах при математическом моделировании турбулентности. Учёные также отмечают, что подобные картины, в том числе знаменитая «Звёздная ночь», писались Ван Гогом в периоды психической нестабильности.

2. Мелодия да Винчи

В «Тайной вечере» Леонардо да Винчи зашифрована мелодия. Ее обнаружил компьютерный техник Джованни Мария Пала: если нарисовать вдоль картины нотный стан, то ломти хлеба на столе и руки апостолов можно прочесть как ноты. Даже скептики признали, что гармония этой мелодии безупречна и случайно появиться на картине она не могла.

3. Обнаженная Мона Лиза

Знаменитая «Джоконда» существует в двух вариантах: обнаженная версия называется «Монна Ванна», ее написал малоизвестный художник Салаи, который был учеником и натурщиком великого Леонардо да Винчи. Многие искусствоведы уверены, что именно он был моделью для картин Леонардо «Иоанн Креститель» и «Бахус». Существуют также версии, что переодетый в женское платье Салаи послужил образом самой Моны Лизы.

4. Тайна старого рыбака

В 1902 году венгерский художник Тивадар Костка Чонтвари пишет картину «Старый Рыбак». Казалось бы, ничего необычного в картине нет, но Тивадар заложил в нее подтекст, при жизни художника так и нераскрытый.

Мало кому пришло в голову прикладывать зеркало к середине картины. В каждом человеке может быть как Бог (продублировано правое плечо Старика), так и Дьявол (продублировано левое плечо старика).

5. Месть Сальвадора Дали

Картина «Фигура у окна» написана в 1925 году, когда Дали был 21 год. Тогда в жизнь художника еще не вошла Гала, и его музой была сестра Ана Мария. Отношения брата и сестры испортились, когда он на одной из картин написал «порой я плюю на портрет собственной матери, и это доставляет мне удовольствие». Ана Мария не смогла простить такой эпатаж.

В своей книге 1949 года «Сальвадор Дали глазами сестры» она пишет о брате без всякого восхваления. Книга привела Сальвадора в бешенство. Еще лет десять после этого он гневно вспоминал ее при каждом удобном случае. И вот, в 1954 появляется картина «Молодая девственница, предающаяся содомскому греху при помощи рогов собственного целомудрия». Поза женщины, ее локоны, пейзаж за окном и цветовая гамма картины явно перекликаются с «Фигурой у окна». Есть версия, что так Дали отомстил сестре за ее книгу.

Картины великого художника помогают ученым изучать природные феномены

ГЕНЕТИКА: ГЕНИЙ ОБЕССМЕРТИЛ МУТАЦИЮ ПОДСОЛНУХОВ

Голландский импрессионист Винсент Ван Гог - как космос, который могут изучать все: от художников и искусствоведов до медиков и астрономов. На днях им заинтересовались... генетики.

В знаменитой серии Ван Гога «Подсолнухи» можно увидеть странные цветы. Обычно у цветка подсолнечника темный круг в центре обрамлен крупными золотыми лепестками. У художника же мы видим, что центральный диск цветков спрятался под растрепанной темно-оранжевой порослью. До сих пор считалось, что это - фантазия гения. Оказалось - нет. Ван Гог скрупулезно обессмертил мутацию, которая иногда поражает подсолнечник. К такому выводу пришли ученые из Университета Джорджии .

Что же за мутация вызывает такую странную «разлохмаченную» форму? Исследователи предположили: может, причина изменений цветка - мутации в генах CYC.

Семейство этих генов влияют не только на строение цветков у других родов астровых, родственных подсолнечнику, - объяснял один из авторов исследования Марк Чапман . - С этим геном «вангоговские цветы» с почти отсутствующим центральным диском практически не могут размножаться. Насекомым нечего опылять. А вот как работают гены таких мутантов, мы не знали. Поэтому решили провести эксперимент.

Для того, чтобы получить подсолнух, «как у Ван Гога», генетики скрещивали обычный подсолнух с полумутантным, то есть с таким, у которого центральный диск был не очень «лохматым». Такие растения еще могли давать потомство. В результате ученые получили знаменитые подсолнухи.

Они появились благодаря мутациям в гене HaCYC2c, - убеждал Чапман. - Он проникает во все ткани растения и превращает его в «лохматое» и бесплодное.

Обнаруженная мутация, которую обессмертил гений, широко не распространяется. Она появляется случайно и быстро вымывается из популяции.


ОКЕАНОЛОГИЯ: ХУДОЖНИК КАК БУДТО ИЗ КОСМОСА УВИДЕЛ ОКЕАНИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ

Специалисты НАСА однажды, любуясь картиной Ван Гога «Звездная ночь», вдруг обнаружили, что нечто подобное где-то видели у себя - в своих лабораториях, на своих компьютерах. Проверили и оказалось - точно: есть сходство между этим полотном и... моделью НАСА океанических течений.

Напомним, что на картине изображены огромные звезды, окруженные сферическими ореолами мерцающего света. Одни бледно-золотые, другие раскаленные добела - они создают ощущение вращения. Как будто крутятся желто-белые водовороты. (Кстати, этим эффектом решил воспользоваться греческий инженер-электрик и художник Петрос Вреллис. Он создал интерактивную репродукцию этой картины. Для ее создания он использовал сенсорный экран и инструменты openFrameworks. С помощью прикосновения пальца можно изменять анимированное полотно по своему вкусу, а затем вернуть все в изначальный вид.) Вся эта спиралевидная, изгибающаяся и крутящаяся «вакханалия» напоминает океанские течения, если на них смотреть из космоса.


Модель НАСА была построена благодаря научному проекту, изучающему роль океана в будущих сценариях изменения климата. Он называется «Оценка климата океана, Фаза II» (ECCO2). «Наши специалисты сделали высокое разрешение модели мирового океана, - объяснил в пресс-релизе представитель НАСА. - И обнаружили в океане вихри и течения, которые разносят тепло и углекислый газ по всему Мировому ». Интерактивная модель ECCO2 имитирует океанические потоки на всех глубинах, но только в специально созданной визуализации используются поверхностные потоки - чтобы сравнить с вангоговскими течениями.

Кроме того, выяснилось, что такие же «вангоговские водовороты» образуют и огромные зеленоватые скопления фитопланктона в темных водах вокруг шведского острова Готланд в Балтийском море. Фитопланктон представляет собой микроскопические морские растения, которые создают важнейшее звено пищевой цепи в океане. Когда он цветет, подводные течения выносят питательные вещества на освящаемую солнцем поверхность океана. И в итоге эти микроскопические растения растут и размножаются.

По мнению некоторых специалистов, у матери-природы картины «завихрений» получились намного замысловатей, чем у художника-импрессиониста. Но это понятно. Мало того, что у природы в качестве «полотна» - гигантская планета, а не холст размером 73,7 на 92,1 см. Да и сам создатель шедевра был не в лучшей форме. Ван Гог писал «Звездную ночь» в июне 1889 года во время пребывания в психиатрической лечебнице Святого Павла Мавзолийского около Сен-Реми. Он переживал тяжелые приступы депрессии. И только в редкие моменты относительного спокойствия всецело отдавался живописи. И именно к «Звездной ночи» Ван Гог вернулся, чтобы кое-что подправить, в ту ночь, когда совершил самоубийство.


АСТРОНОМИЯ: ИМПРЕССИОНИСТ ТОЧНО ЗАПЕЧАТЛЕЛ ФЕНОМЕН БОЛЬШОЙ ЛУНЫ

А не так давно Ван Гогом заинтересовался американский астроном из Техасского университета Дональд Олсон. Он обратил внимание на картину под названием «Восход Луны». На нем багровая Луна выглядывает из-за вершины горы и освещает все зловещим красно-оранжевым светом. Может быть, это восход Солнца, и художник просто перепутал? - задавались вопросом искусствоведы. Уж очень она большая и яркая. Но возможности проверить не имели: точная дата написания картины была неизвестна.

Проведя собственное расследование, Олсон выяснил: картина была написана 12 июля 1889 года. В этот день Винсент лежал в той самой психлечебнице в Сан-Реми. И картину писал, глядя из окна своей палаты.

Это была так называемая «лунная иллюзия», - убеждал астроном. - То есть оптическая иллюзия, при которой воспринимаемый размер Луны примерно в полтора раза больше, когда она находится низко над горизонтом, по сравнению с тем, как она воспринимается при нахождении высоко в небе, хотя ее проекции на сетчатку глаза в обоих случаях равны между собой.

Объяснил астроном и появление странных теней под горой. Оказалось, что Ван Гог писал эту картину в два приема - начинал вечером, а заканчивал утром. Поэтому была изображена Луна, восходящая вечером. А тени под горой появлялись потому, что их отбрасывало восходящее утром Солнце.


Все специалисты убеждены в одном: несмотря на то, что Ван Гог часто позволял себе всякие импрессионистские штучки вроде неестественно ярких цветов и искажения перспективы, он никогда не искажал реальность. Так, например, астрономы изучили несколько картин ночного неба художника и убедились, что каждая из них написана с астрономической точностью. На одной из них - «Белый дом ночью» - изображена огромная звезда над домом. Выяснилось, что это была Венера . В день написания шедевра - 16 июня 1890 года - она светила особенно ярко.

ЦИТАТА

«Всякий раз, когда я вижу звёзды, я начинаю мечтать – так же непроизвольно, как я мечтаю, глядя на чёрные точки, которыми на географической карте обозначены города. Почему, спрашиваю я себя, светлые точки на небосклоне должны быть менее доступны для нас, чем чёрные точки на карте Франции?

Подобно тому, как нас везёт поезд, когда мы едем в Руан или Тараскон, смерть уносит нас к звёздам. Впрочем, в этом рассуждении бесспорно лишь одно: пока мы живём, мы не можем отправиться на звезду, равно как, умерев, не можем сесть в поезд. Вполне вероятно, что холера, сифилис, чахотка, рак суть не что иное, как небесные средства передвижения, играющие ту же роль, что пароходы, омнибусы и поезда на земле. А естественная смерть от старости равнозначна пешему способу передвижения» .

Зачастую художник способен проникнуть вглубь природных явлений, полагаясь на свое особенное восприятие мира, предвосхищая ученые умы. Яркий представитель постимпрессионизма, нидерландский художник Винсент Ван Гог в своей картине “Звездная ночь” смог изобразить явление турбулентности - поразительного секрета течения жидкости и света.

Сочинение по памяти

Вид звездного неба над деревней - самая эмоциональная работа Ван Гога. Художник написал ее в 1889 году во время лечения в психиатрической больнице: он страдал от галлюцинаций и страхов.

Болезнь не помешала Ван Гогу в работе: даже постоянно находясь в помещении, он самостоятельно придумывал новые формы и цвета для того, чтобы дать выход сильным эмоциям.

Вращающиеся небеса

Ван Гогу не нравилось, когда другие художники создавали точную копию окружающего мира с фотографической идентичностью. Чтобы уловить суть объектов, он упрощал формы, искривлял линии примерно как в старинных гравюрах на дереве. В “Звездной ночи” Винсент круговыми мазками создал картину неба в ночи, с клубами облаков и звездных завихрений. Он, как и другие импрессионисты, изображал свет иначе, чем предшественники, будто схватывая его в движении, например, через блики солнца на воде или мерцания звезд в млечных завитках синего неба.

Причина такого эффекта яркости и интенсивности света палитры картины. Первичная зрительная кора нашего мозга, различающая контраст и движение света, но не его цвет, соединяет два пятна разных цветов с одинаковой яркостью (желтый и белый), а центральная зона мозга видит контрастные цвета (желтый и синий), не смешивая их. Поскольку эти процессы происходят одновременно, свет на картине пульсирует и сияет.

Наука подражает искусству

Понять сущность турбулентности непросто, но мы можем описать ее при помощи изобразительного искусства. Полвека спустя после “Звездной ночи” советский математик Колмогоров развил понимание турбулентности, разработав математическую модель этого явления.

Турбулентный поток - это каскад энергии: большие вихри передают энергию малым и дальше по цепочке. Примером такого потока являются: большое красное пятно на Юпитере, облачные образования и межзвездные частицы пыли. Небесные вихри на холсте Винсента приводят в движение и звезды, и луну, и часть деревьев и даже нижнюю часть композиции.

В 2004 году с помощью космического телескопа “Хаббл” ученые разглядели завихрения клубов пыли и газа вокруг звезды V838 в созвездии Единорога, очень напоминающие звезды Ван Гога. Это так заинтересовало ученых Мексики, что они приступили к детальному изучению света на картинах художника. Ученые обнаружили явную модель турбулентного течения, подчиненную математическим закономерностям Колмогорова на нескольких картинах Ван Гога - “Звездная ночь”, “Дорога с кипарисами и звездой” и “Вороны над пшеничным полем”.

Исследователи оцифровали изображения и просчитали колебания светимости внутри каждой пары пикселей. Они сделали вывод о поразительном сходстве между линиями на полотнах художника, во время психических волнений, с динамикой турбулентных течений. На автопортрете с трубкой, написанным в более спокойный период жизни нет признаков подобных совпадений. С одной стороны, наивно полагать, что гений художника вдохновил его на турбулентные сюжеты, но в то же время еще сложнее объяснить впечатляющий факт, что в период душевного расстройства Ван Гогу удалось понять и пропустить через себя тайну гидродинамики.