Русские люди кто они. Откуда появилась русская нация

Русская нация

Сегодня в некоторых СМИ, на форумах и других интернет-ресурсах обсуждается миф о том, что русских, как нации, как народа, не существует. Дескать русские за всю свою историю с кем только не смешивались, прежде, чем создать некую пёструю массу, состоящую из представителей различных этносов. Ситуация представляется таким образом, будто вокруг нас живут «нормальные», чистокровные народы, а мы - русские, словно лоскутное одеяло, сшиты из множества разноцветных обрывков. Сторонники «антирусской теории» (назовём их так), очень хитрым образом интерпретируют факт и последствия формирования русского народа на территории сегодняшней центральной России: дескать, если русский народ сложился на основе восточно-славянских, балтских и финно-угорских племен, да к тому же 300 лет находился под гнётом татаро-монгольского ига, то и состоит он сегодня из балтов, финно-угров, татар, монголов и других этносов…
Справедливости ради надо отметить, что не все люди искажают факты из-за своего невежества. Большинство (вновь назовём их так) сторонников «антирусской теории» делают это умышленно. Зачем? Да кто их разберёт… Одни из зависти; другие из ненависти; кто-то преследует политические цели; кто-то просто пиарится. Как говорится — и флаг бы им в руки, да вот беда — люди, которые никогда всерьёз не задумывались на этим вопросом, вполне могут поверить в миф о том, что русского народа не существует.

Русский народ под пристальным взглядом

Для того, чтобы разобраться в вопросе «существования русской нации», достаточно обратиться к источникам находящимся в свободном доступе. По сути, мы сейчас всего лишь пересказываем то, что было опубликовано ранее в печатном или электронном виде. Учёные - историки, этнографы, генетики, дают нам однозначный ответ - русская нация ЕСТЬ. Предлагаем обратить внимание на два очень интересных источника: первый — книга « » (авторы: доктор биологических наук Елена Балановская и кандидат биологических наук Олег Балановский), второй — проект лаборатории популяционной генетики РАМН « » . В рамках масштабного международного проекта «Генография» (The Genographic project), российскими учёными, авторами упомянутых выше источников, было проведено комплексное изучение русского генофонда, результаты которого однозначно указывают на его своеобразие, собственную историю и практически полное отсутствие вклада монголоидного населения. Откровенно говоря, здравомыслящим людям никогда и в голову не приходило, что нужно доказывать факт существования русского народа. Доказательства нужны тем, кто вводит людей в заблуждение и тем, кто верит фальшивым доводам.

Как формировались народы

Безусловно, в природе не может быть «генетически чистых» народов, не существует генов славянских, татарских или французских, ибо гены старше татар, славян или французов. Мы все обладаем генами первых переселенцев с африканского континента, вышедших из Африки около 80 000 лет назад. Всего лишь около 40-45 тысяч лет назад на территории Европы вообще не было людей современного анатомического типа, там обитали одни лишь неандертальцы. Формирование народов, населяющих сегодня Евразию произошло значительно позже. Все народы на Земле, включая русский, когда-то формировались на той или иной территории, под воздействием множества различных факторов: например, ассимилировали меньшие этнические группы или наоборот, входили в состав другого народа. Вспомним, как формировалось современное русское население: cлавянские племена в течение нескольких веков продвигались на восток, колонизируя Восточно-Европейскую равнину и ассимилируя местные финно-угорские племена. В результате сложился ряд признаков, определяющий русских как народ, это: общее происхождение, общий язык, общая культура, своя территория проживания, и, что очень важно, сознание своего единства и отличия от всех других подобных образований. Добавим к этому тот факт, что более половины (как этого требует формальность) браков русского населения происходит внутри собственной этнической популяции.

Русский генофонд на Русской равнине

Итак, коль скоро заключаются браки, то существуют популяции, причём каждая группа людей, заключающая хотя бы половину браков в пределах группы, может называться популяцией. А коль скоро существуют популяции, существуют и их генофонды. Народы — это тоже популяции. И коль скоро существуют эти этнические популяции, то существуют и этнические генофонды — в том числе существует и русский генофонд. Он так же, как и все другие — татарский, мордовский, украинский или французский — реально существует как один из множества генофондов маленьких и больших популяций (от сёла — до человечества), и при этом он связан тысячами живых исторически сложившихся связей с другими генофондами. Забота о «чистоте» русского генофонда обрекла бы его на вымирание. Но и забота о его слиянии со всеми генофондами — обрекла бы его на исчезновение.

Таким образом, в защиту факта существования русского народа выступают:

  • Многовековая история русского народа
  • Русский язык
  • Русская культура
  • Территория проживания русского народа
  • Самосознание русского народа
  • Русский генофонд

Татаро-монгольское завоевание не оставило следа в русском генофонде

Вопреки расхожему и популярному среди сторонников «антирусской теории» мнению о значительной азиатской «примеси», татаро-монгольское завоевание не оставило следа в русском генофонде. Это было однозначно подтверждено в рамках проекта «Генография».

Е.В. Балановская, О.П. Балановский. Русский генофонд на Русской равнине

Доля восточно-евразийских гаплогрупп в русском населении составила лишь 2 процента. То есть очень малую величину. Почти столь же малую, что и в генофонде поляков (1.5) или севера Европы, где уж точно никаких «татаро-монгольских вкладов» не было (у норвежцев 0.6, у исландцев 0.7, у карел 4.8 и так далее). Средняя «фоновая» частота восточно-евразийских гаплогрупп в Европе равна 3.6 процента. То есть в русском генофонде она даже меньше, чем «средняя по Европе», поэтому монголоидный компонент у русских оказывается не просто нулевым, но даже с отрицательным знаком. Итак, мы не видим последствий монгольского нашествия в русском генофонде — или тогда должны видеть эти последствия и в польском, и в норвежском, и в карельском, и в других генофондах Европы.
Какой бы признак мы ни взяли, мы видим, что русские — типичные европейцы, а азиатское завоевание оставило след в русской истории, но не в русском генофонде. Мнение о промежуточности русского генофонда широко распространено — но ему нет серьёзных научных подтверждений. Одни лишь серьёзные научные опровержения. Биологически (генетически) русский генофонд не является промежуточным между типичным европейским и типичным азиатским генофондом. Русский генофонд является типичным европейским генофондом.
Базовый, главный вывод, который следует из проведённого изучения русского генофонда — это практически полное отсутствие в нём монголоидного вклада. Даже исследуя исключения, никогда нельзя забывать это правило.

Подвергать сомнению результаты генетических исследований не приходится, они подкрепляются данными смежных наук. Антропологи, лингвисты и этнографы собрали информацию практически обо всех народах мира. Огромные массивы информации накоплены о физическом облике русского населения (этим занимается наука соматология) и о кожных узорах на пальцах и ладонях (дерматоглифика, которая обнаруживает различия у разных народов). Лингвистика давно изу­чает данные о географии русских диалектов и о распространении тысяч русских фамилий (антропонимика). Можно перечислять много примеров совпадений результатов современных генетических исследований и классических исследований антропологов, а вот непреодолимых противоречий нет ни одного.

В качестве заключения

Вывод однозначен — русский народ существует . В своем духе, в своей крови мы несем священное наследство своих отцов и дедов. Мы не помним их всех, уходящих бесконечной цепочкой поколений в глубь столетий. Но все они живут в нас благодаря нашей крови, нашему духу. Именно в этом смысле наша кровь священна для нас. Вместе с ней наши родители дают нам не только плоть, но и наше уникальное сознание.

Метки: Русская нация, Русский народ, Русские люди, Русский этнос, Россия, Великая Россия

Если статья была полезна

Русские

представители древнейшей и самой многочисленной славянской нации, проживающие в основном в России.

Подавляющее большинство русских живет в пределах своей исторически сложившейся этнической территории, которой для них является Россия. Предками русского народа были земледельческие племена, жившие в 1 тысячелетии н. э. на обширном пространстве Днестровско-Днепровского междуречья. В IX-X веках нашего тысячелетия здесь сложилось крупное славянское государство, Киевская Русь, население которого, несмотря на имевшиеся кое-где местные бытовые и культурные различия, говорило на едином древнерусском языке и называло себя "русью", "русичами", а свою родину "русской землей". Именно Киевская Русь послужила основой формирования трех великих народов: русского, украинского и белорусского.

Образование централизованного Русского государства было глубоко прогрессивным делом. Оно спасло не только русских, но и другие славянские народы и даже западные страны от порабощения иноземными захватчиками. В то время территорию России разрывали на части польские, литовские и шведские феодалы. А позднее она подверглась нападению монголо-татаров. По подсчетам историка С. М. Соловьева, с 1055 по 1462 годы Русь перенесла 245 нашествий врагов.

Русская народность как этнически сложившаяся общность () сформировалась в начале XVII века. По диалекту и некоторым особенностям материальной культуры уже тогда стали выделяться северные русские и южные русские, что впоследствии привело к появлению украинцев и белорусов.

До 1917 г. общеобразовательный уровень среди русских был крайне низким. Четыре пятых молодого населения России были безграмотными. И все же в условиях жестокого царского гнета, более чем 200-летнего монголо-татарского ига, бесконечных нашествий иноземных завоевателей русский народ создал свою неповторимую культуру и ее материальную основу - прекрасный русский язык, который по свидетельству многих исследователей, является одним из самых сильных и самых богатых из живых языков мира.

Русская земля подвергалась многочисленным нападениям захватчиков с востока, юга и запада. Русский народ с первых дней своей истории вынужден был в жестоких боях с врагами отстаивать свою независимость, показывая при этом образцы воинской доблести, беззаветной преданности и любви к Родине. Даже враждебные славянам иноземцы, такие как готский историк Иордан или византийцы Маврикий и Лев Диакон, признавали, что "народ сей отважен до безумия, храбр и силен".

В более поздние времена иностранные писатели и путешественники отмечали в своих путевых записках смелость и богатырский дух нашего народа, его выносливость и презрение к смерти. "Русских воинов легче убить, - сообщали они, - нежели принудить к плену, Во время обороны городов русские воины заграждали проломы стен собой и сражались даже тогда, когда от пожаров на них горела одежда".

Современник храброго и воинственного киевского князя Святослава византийский историк Лев Диакон писал: "Россы, приобретшие славу победителей у соседних народов, считая ужасным бедствием лишиться ее и быть побежденным, сражались отчаянно". По его же словам, Святослав, окруженный с дружиной у турецкой крепости Дорестол численно превосходящим противником, сказал своим воинам, когда некоторые из них предложили отступить: "У нас нет обычая бегством спасаться в отечество: или жить победителями, или, совершив знаменитые подвиги, умереть со славой".

Эти слова стали как бы заветом для всех русских людей на протяжении более чем тысячелетней истории государства Российского.

Такие видные знатоки психологии русского человека, как Л. Н. Толстой, К. М. Симонов, А. Н. Толстой, другие великие российские мыслители и литераторы, подчеркивали, что отличительными чертами русского национального характера являются высокая гражданская солидарность, готовность прийти на помощь, общительность, доброжелательность, храбрость, мужество, неприхотливость и старательность.

Ф. Энгельс, сравнивая русских с представителями западно-европейских стран, писал: "Они никогда не поддаются панике. Кроме того, русский хорошо сложен, крепок здоровьем, прекрасный ходок, нетребователен, может есть и пить почти все и более послушен... чем кто-либо другой в мире". Высокие морально-политические качества русских военнослужащих признавали и наши бывшие противники. Гитлеровский генерал Г. Блюминтрит писал, что "русский солдат является достойным противником; он стоек, храбр, вынослив, грозен в обороне, стремителен в наступлении".

Замечательной чертой русского народа является трудолюбие. Старательность, высокая профессиональная ответственность, мастерство среди русских были и остаются мерой достоинства человека. В каждой русской семье с давних пор родители воспитывают у своих детей стремление жить в мире, дружбе, любви к труду, человеку, в духе высокой морали. В нашей стране всегда осуждались и осуждаются лень, тунеядство, плутовство.

Испокон веков русский народ славился своим хлебосольством и гостеприимством. В любом доме и семье россияне радушно принимали и принимают знакомых и незнакомых людей, дают ночлег, угощают всем, чем только могут. Эти черты русских были и остаются практически неизменными.

Представители русской национальности достаточно легко адаптируются к окружающему образу жизни, быстро привыкают к новым для них условиям, не проявляют особенного пристрастия к национальному питанию, одежде. Они неплохо относятся к учению, успешно овладевают знаниями, быстро привыкают к предъявляемому уровню требований со стороны окружающих. Без особого морального и психологического волнения и напряжения воспринимают они и переезды в другие края, довольно легко переносят разлуку с родными и близкими.

В целом русские обычно неплохо подготовлены к самостоятельной жизни, однако в некоторых случаях чрезмерно романтизируют ее отдельные стороны, слишком абсолютизируя их значение. Эта черта часто порождает у них стремление к излишней и неорганизованной активности, а иногда и приводит к некоторому разочарованию в работе.

Формирование дружеских связей у русских основывается в первую очередь на общности жизненного опыта, интересов. В этом процессе главным критерием они считают индивидуальные качества товарищей по совместной деятельности, а не национальность последних.

Более того, их опыт общения и взаимоотношений с лицами других национальностей часто невелик и в значительной мере приобретается во время нахождения в том или ином многонациональном регионе.

Особенности русского национального характера подмечали многие как отечественные, так и зарубежные писатели и ученые, считая, что они выражаются не в принадлежности к русской нации, а в "особом состоянии души". Более всех к пониманию этого "состояния души" удалось приблизиться великому русскому писателю Ф. М. Достоевскому, начертавшему на бумаге фразу всего из трех слов: "Доброта спасет мир". Дрб-рота стала одним из наиболее отличительных социально-психологических качеств нашего народа.

И если вдуматься, то мы идем всем миром, всей планетой именно к этому пониманию смысла жизни и мироздания. Идем к утверждению общечеловеческих ценностей, к новому видению мира, к новой психологии.

Есть у каждого народа как положительные, так и не совсем привлекательные черты. Например, у представителей русской национальности помимо тех качеств, о которых говорилось выше, нередко можно встретить и проявления лености, несобранности, прожектерства, неумения, а иногда и нежелания доводить начатое дело до конца. Как это ни парадоксально, именно эти черты в прошлом всегда высмеивались на Руси. Вот почему к подобным вещам не следует подходить однозначно. В них важно видеть стремление народа избавиться от всего наносного, неглавного, мешающего его развитию.

Нельзя забывать и о том, что, уповая на народную мудрость, мы сами часто поступаем не совсем разумно. Например, водители-русские нередко оправдывают превышение установленной скорости движения тем, что русские, мол, любят быструю езду. Есть такая народная поговорка: "Какой русский не любит быстрой езды?". Знал бы великий российский писатель Н.В. Гоголь, акцентировавший внимание на этом, сколько его соплеменников впоследствии поплатились за подобное пристрастие своей жизнью и здоровьем!

Вместе с тем необходимо помнить, что работа с представителями русской национальности требует определенного контроля, большой взыскательности, профилактики иногда присутствующих элементов расхлябанности, безответственности, халатности. В. И. Ленин подчеркивал, например, что у русского народа есть много хороших качеств, но есть и неорганизованность и не всегда нужное и соответствующее складывающимся обстоятельствам поверхностное отношение к труду. В беседе с А. М. Горьким в свое время он отмечал: "Мы, русские, по преимуществу талантливы, но ленивы умом". Кроме того, представители русской национальности иногда могут быть не склонны к самостоятельности, слишком часто поддаются отрицательным влияниям, в ряде случаев излишне легко и быстро перенимают чужие пороки, бывают чересчур доверчивыми и болтливыми. Все эти особенности необходимо учитывать в работе с представителями русской национальности и межнациональных отношениях с ними.


Этнопсихологический словарь. - М.: МПСИ . В.Г. Крысько . 1999 .

Смотреть что такое "русские" в других словарях:

    Русские - Государство * Армия * Война * Выборы * Демократия * Завоевание * Закон * Политика * Преступление * Приказ * Революция * Свобода * Флот Власть * Администрация * Аристократ … Сводная энциклопедия афоризмов

    РУССКИЕ - народ, основное население Российской Федерации (св. 119,87 млн. человек). На Украине 11,35 млн. человек, в Казахстане 6,23 млн. человек, Узбекистане 1,65 млн. человек, Белоруссии 1,34 млн. человек, Киргизии 916,6 тыс. человек, Латвии 905,5 тыс.… … Большой Энциклопедический словарь

    РУССКИЕ - (самоназвание великорусы, великороссы) народ общей численностью 146500 тыс. чел., основное население Российской Федерации (119865 тыс. чел.). Другие страны расселения: Украина 11356 тыс. чел., Казахстан 6228 тыс. чел., Узбекистан 1653 тыс. чел.,… … Современная энциклопедия

    РУССКИЕ - РУССКИЕ, русских, ед. русский, русского, муж. Восточно славянский народ, составляющий большинство населения СССР, великоруссы. «Я русский, я люблю молчанье дали мрачной.» Фет. «Татьяна (русская душою, сама не зная, почему) с ее холодною красою… … Толковый словарь Ушакова

    РУССКИЕ - РУССКИЕ, их, ед. ий, ого, муж. Народ, составляющий основное коренное население России. | жен. русская, ой. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    РУССКИЕ - РУССКИЕ, народ, основное население Российской Федерации (119865,9 тыс. человек). За пределами Российской Федерации живут на Украине, в Казахстане, Узбекистане, Белоруссии, Киргизии, Латвии, Молдавии, Эстонии, Азербайджане, Таджикистане, Литве,… … Русская история

Русский народ — восточно-славянский этнос, является самой многочисленной этнической группой в Европе. По разным данным в мире проживает от 129 до 160 млн. человек . Русская диаспора огромна и сосредоточена в странах бывшего СССР: в Украине, Казахстане, Белоруссии, Молдове и др. странах. 86% русских проживают на своей исторической родине – в России. Две трети русского населения приверженцы православного христианства. Национальный язык – русский.


Истоки русского народа

Родственные по происхождению народы: и . Предположений о происхождении русского народа несколько. Вот самые известные:

1. Дунайская теория.

Летописец Нестор усердно работал над сводом «Повесть временных лет». Автор определил территорию расселения славянских племен по течению Дуная. Впоследствии версию летописца развивали историки Ключевский и Соловьев. Многие лингвисты и исследователи до сих пор придерживаются этой теории.

2. Скифская теория.

Выдающийся русский гений Михаил Ломоносов придерживался скифо-сарматской версии происхождения русского народа. В своем труде «Древняя Российская история» Ломоносов указал, что русский народ образовался в результате смешения славянских племен и финно-угорского племени. По мнению историка, языческие верования наших предков имеют много общего с античной культурой.

3. Прибалтийская теория

Гипотеза о происхождении русских основана на ДНК-исследовании различных народов. По предположению ученого Гелленталя, корни русского населения непременно связаны с трансбалтийскими народами и миграцией алтайских народов. Алексей Шахматов тоже называет прародиной русских территорию Немана и Западной Двины.

Нюансы русской культуры

Русская культура – это необъятный пласт, состоящий из многовековых традиций и ярких обрядов, непоколебимых духовных ценностей, специфичной манеры уклада жизни, бытовых привычек. Тот самый пушкинский «русский дух» приобретается человеком, рожденным на просторах нашей Родины. Русский человек — это сильная духом личность. Широта души , простота , доброта характеризуют русский этнос. За всю историю русский народ испытал колоссальные испытания: войны, голод, разруху, природные катаклизмы, порабощение татаро-монгольским игом. Суровый нрав, упрощенное отношение к бытовым трудностям, трудолюбие и отсутствие страха перед врагом характеризовало русский народ в средние века. Загадочная русская душа современного человека не сразу раскрывается перед чужестранцами.

Гордость русской культуры – это наследие известных художников и писателей, композиторов и архитекторов. Такие фамилии, как Пушкин, Толстой, Шишкин и Левитан, Чайковский и Глинка, всплывают молниеносно, когда речь заходит о российских гениях. Но не только в творчестве, но и в других фундаментальных областях, будь-то медицина, военное дело или ракетостроение, русские с гордостью пополнят список именитых мировых личностей.

Традиции предков

В современном укладе жизни русского человека, конечно, многое изменилось. Скоростные автомобили, бытовой комфорт, глянцевая одежда, ультрамодные гаджеты проникли в каждый дом. Однако, и это к счастью, в самые значимые для русского человека моменты, он возвращается к нетленным славянским традициям и обрядам.

Русская свадьба непременно начинается со сватовства, а на гуляньях до сих пор присутствуют элементы старинных традиций: выкуп невесты, семейный каравай, одаривание молодых. Почти не изменились крестильные и похоронные обряды. Во многих семьях до сих пор прощание с усопшим идет по древним традициям (завешивание зеркал, похоронный обряд, поминальная еда). Сплоченность русских проявлялась не только во время печальных событий, но и в проведении народных гуляний.

До сих пор с широким размахом празднуется Масленица . Особую притягательность этому празднику придает традиция сжигания чучела, ритуал прощения обид и поедание вкуснейших блинов. Среди церковных праздников самыми почитаемыми среди русских являются Рождество и Пасха . В зимнее время детвора веселится, гуляя по домам и распевая колядки. За прославления Христа дети получают сладости и деньги от хозяев. На Пасху в каждом доме будет приготовлен ароматный кулич и покрашены яйца. Не искоренена традиция посещать кладбища в эти дни, вспоминая ушедших родственников и друзей.

Сколько же русских живет на Земле?
Нет - не россиян, не русскоговорящих, - а именно русских?
Представителей того самого народа, который и есть суть Великой Руси.

Народа, сплотившего вокруг себя великой державностью европейцев и азиатов, кавказцев и фино-угров, сообща победившего Третью германскую империю, открывшего секреты мирного использования атомной энергии и совершившего первые полеты в космос.

Народа, вольного менять своих правителей, вечно бунтующего, несогласного, но так любящего свою Родину.
Сколько еще русских осталось в России после десятилетий поругания бело-сине-красным демоном, алчным до наживы?

Русские - это этническая общность людей, представленная русской нацией. Издревле русские имели свое национальное государство - Русь. Которое позднее на византийский лад стали называть Россия. Большинство русских по вероисповеданию - православные христиане.

Этнически русские принадлежат к индоевропейцам, а именно к восточным славянам. Ближайшими для русских народами являются белорусы и украинцы, но не только - по языку и культуре также близки словенцы и сербы. Русская нация не такая уж древняя. Самоназвание «русский» появилось лишь в 14 веке и означало «государев человек». Конечно, и до этого была Русь, но в ней жили новгородцы, суздальцы, черниговцы, полоняне и прочие славяне. Ни названия народа, ни единой русской нации не было. Если раньше инородцы и говорили «рус», то подразумевалось, что этот человек принадлежит русской княжеской дружине или войску, военной или торговой русской экспедиции. Население же древней Руси себя обобщенно называло «славяне» или конкретно «киевляне», «новгородцы», «смоляне» и т. д.

Русский - это покоритель пространств, вечно ищущий, рвущийся на природу, на волю. Только у русских «природа» и «воля» синонимы. «На волю! На простор! К новой, счастливой жизни!» Русскому нужны перемены. Отсутствие перемен для русского явный признак застоя. Кстати свобода и воля для русского тоже синонимы. Как таковая свобода русскому не нужна. И дело не в пресловутом тоталитарном сознании. Тоталитарное сознание - это всего лишь идеологема. Для русского этого сознания вообще не существует. А главное, чтобы просторно было душе и вольно. Без заборов, без ограничений - вот и вся свобода.

Русский человек не любит и боится государства. Для русского государство скорее зло, чем добро. Русский не кооперируется с государством. Попав во властные структуры русский делает либо все на зло, либо во свое спасение. Русский служит не государству, а служит своему народу или высшему начальству. Потеряв руководство русский готов к слому госаппарата, ибо он не представляет для него ценности.

Защиты русский ищет у Бога. Бог для русского это вовсе не любовь как завещали греки, а высшая справедливость. И хотя такое понимание Бога свойственно мусульманам, русские - православные. Общение с богом у русского происходит как с отцом. У него и прощения просим и помощи. Отец строг, но есть добрая мать - Богородица. Ей и особое почитание, и сердечная любовь.

Русский - коллективист поневоле. Он и не хочет таким быть, а вынужден. Оставшись один, вообразив себя индивидуумом, центром вселенной, он все равно говорит с собой как с народом. В коллективе русский ищет для себя оправдание. От коллектива он ждет своей доли, а не получив ее идет в разнос. Обездоленность и одиночество - синонимы краха русской души. Русский всегда ждет, что человек-народ или коллектив поймет и поддержит его, пусть не сейчас, но в будущем.

Труд для русского человека должен быть в радость. Иначе работа не спорится. Да и не работа это, а насилие. Если труд не приносит русскому эмоциональной радости, то выдающихся результатов не будет. Русский любит лихачество в труде. Для него труд почти как ратный подвиг. Оптимальная организация труда для русского - игра, лихая затея. Русский может долго упираться во что-то, но трудолюбив лишь когда увлечен идеей и в душе есть предожидание радости от результата. Сам результат не так уж и радует. Русский живет идеями, воплощенными в труде, а не продуктом труда.

Русский не сильно привязан к семье. Только собственные невзгоды или невзгоды близких заставляют его остаться в отчем доме. Каждый из русских видит свой путь и не ассоциирует его с семьей. Семейные и социальные ценности для русского всегда проигрывают перед ценностям группы, созданной под определенную цель. Например, быть мастером, соратником, первооткрывателем, в конце концов за грибами с подружками сходить, т. е. иметь свою долю в общем деле - всегда более интересно, чем быть главой семьи.

Конечно, это не полное описание топоса русского человека и русского общества, и вы можете добавить к нему что-то еще, но для самоиндефикации лично я предложил бы всего три вопроса:

Русский язык является вашим родным языком?
Вы причисляете себя к русскому народу?
Считаете ли вы историю России историей своего народа?

Если вы уверенно ответила «да» на все три вопроса - вы русский человек, пусть даже и арап.

Русский язык, конечно, является определяющим фактором национальной самоиндификации. При помощи русского языка осуществляется духовное общение и культурный обмен. Без овладения русским языком не возможна ассимиляция, как высший акт единения с русским народом. Однако одного русского языка недостаточно. Необходима еще и культура речи. Овладев русским языком (в основном достигается к 3 годам жизни) и культурой речи (в культурной среде достигается к 9 годам жизни), соприкоснувшись с русской духовной культурой, признав в своих предках русских людей, мы становимся русскими. Крещенными или нет, с русыми волосами или с темными, с кавказской горбинкой на носу или с раскосыми глазами, а все же русскими. Чтобы причислить себя к русскому народу остается ответить еще на один вопрос: сопереживаем ли мы историю России? МЫ - живущие в Симферополе, Нью-Йорке или Караганде. Является ли история России историей моего народа? Если русская история человеку безразлична или его больше занимает история Крымского ханства, то пусть трижды он себя назовет русским человеком, но русским он не станет.

В этом смысле нам очень повезло с СССР. Огромная свободная страна была. Она даже не имела государственного языка. Все языки признавались равными, а русский использовался лишь для межнационального общения. Когда смотришь хроники выступлений народных депутатов удивительно, что они говорят на русском, белорусском, казахском, украинском языках, часто одеты так, как принято у их народа. Многие без европейского галстука-удавки. Но самое главное - теперь их связывает общая история, общее историческое самосознание. Русские, живущие в Казахстане продолжают оставаться русскими. Украинский город Севастополь продолжает оставаться русским. Вот оно величие русского народа. Всех «…сплотила на веки Великая Русь!».

Обращаться народы могут друг к другу на любом языке, но для общения чаще используется русский язык. Имеет ли это отношение к русскому народу? Думаю да, ведь с распадом СССР немалая часть русского народа осталась там, за пределами русского государства. А ведь за счет этого расселения, за счет межнациональных контактов достигался рост русского народа. Но, как мы увидим позже, и в самой России в то время русское население также росло, в том числе и в русской глубинке. А пока немного порассуждаем о судьбе русского языка и роли образования.

Русский язык был признан ООН международным языком. На нем говорила четвертая по численности населения страна в мире. И сейчас среди европейцев больше всего людей говорящих на русском языке. Но со временем эти позиции будут потеряны. Это связано и с угасанием русской культуры, и с дряхлением русского государства. Для характеристики русского народа крайне интересно посмотреть какие именно русские слова нашли всемирное признание, были заимствованы из русского языка для всеобщего употребления. За этими словами стоят однозначные достижения русского духа, настолько поразившие весь остальной мир и настолько самобытные, что либо слов у инородцев не нашлось, либо впечатление от русскости данного слова было потрясающим. Всемирно принятыми к употреблению русскими словами являются:

царь,
водка,
дача,
погром,
спутник,
степь,
перестройка.

Вот он вклад русского народа в мировую культуру.

Все как на ладони.

Итак, чтобы стать русским нужно овладеть русским языком. Овладение русским языком дается через образование. А народное образование, по моему мнению, является основной функцией современного государства. Военная мощь, религиозная культура - все это рухнет без народного образования, как рухнули империи монголов, как рухнула Византия. И крайне важно чему будут учить наших детей - набору греческих архаизмов и словоблудию восточных мудрецов, или национальной гордости и сопричастию с историей своей страны. Славянский мир в средние века был огромен. Славяне понимали друг друга. Разобщение, привнесенное инструментами власти - государством, религией, законом, привело к потере братства, к невежеству и безграмотности. Тому причиной было и татаро-монгольское иго, и гибель Святой Руси, поруганной иосифлянами и крепостниками-помещиками. Показателен в этом смысле и крах имперской религии в 1918 году.

Религиозный официоз рухнул, но вера осталась! Народ, не имеющий достойных проповедников, а лишь ходоков по царским палатам да провокаторов, послушно побрел в светлое будущее, распрощавшись как с жирными кровососами, так и с лоботрясами всех мастей. Государство - это всегда насилие. Религия - это всегда неправда. Закон - это всегда выборочно, селективно. Объективно остается народ, его культура, его вера, хозяйство и наследственность. Если государственное устройство положительно влияет на количество народонаселения, если религия положительно влияет на культуру народа, а закон на преумножение его богатства - все это есть благо народа. В современной России же все переменилось: религия все больше влияет на народонаселение, государство - на культуру, а закон, что дышло… Было так оно и в царской России. Было так и при Советах. Разве что закон был построже, а порядку было побольше.

Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения русского этноса протянулась от Калининградской области на западе до Дальнего Востока на востоке и от Мурманской области и Северной Сибири на севере до предгорий Кавказа и Казахстана на юге. Она отличается сложной конфигурацией и сложилась в результате длительных миграций, совместного проживания в одних регионах с другими народами, процессов ассимиляции (например, некоторых финно-угорских групп) и этнического разделения (с белорусами и украинцами).

Имя народа «русь» или «рос» появляется в источниках в середине VI в. Ясности в происхождении слова «Русь» нет. По наиболее распространенной версии этноним «Русь» связан с наименованием «рос», «рус», восходящим к названию реки Рось, притока Днепра. Слово «Русь» было распространено в Европе.

Антропологически русские однородны в том отношении, что все они входят в состав большой европеоидной расы. Вместе с тем между отдельными группами наблюдаются различия. Среди русского населения северных областей преобладают признаки атланто-балтийской расы, русские центральных районов составляют восточноевропейский тип среднеевропейской расы, русские северо-запада представлены восточно-балтийским типом беломорско-балтийской расы, среди русских юга обнаруживаются признаки примеси монголоидного и средиземноморского элементов.

Этногенез русского этноса тесно связан с происхождением древнерусской народности, в становлении которой, в свою очередь, важную роль сыграли восточнославянские племена. Древнерусская народность с общевосточнославянским самосознанием сформировалась в период единства древнерусского раннефеодального Киевского государства (Киевской Руси IX - начала XII в.). В период феодальной раздробленности общее самосознание не было утрачено, что сказалось, в частности, на формировании этнонимов, обозначающих в последующие века три восточнославянских народа - великороссов, малоросов, белорусов.



Процесс развития русской народности протекал параллельно с формированием украинской и белоруской народностей. Известную роль в этом сыграло постепенное накопление местных различий в условиях распада единого древнерусского государства. Этнокультурные различия трех народов, формировавшиеся в последующие века, объясняются как племенным членением восточных славян догосударственной эпохи, так и социально-политическими факторами. В условиях освободительной борьбы против ордынского ига (середина XIII - конец XV вв.) проходила этническая и этноконфессиональная консолидация княжеств северо- восточной Руси, образовавших в XIV - XV вв. Московскую Русь.

К периоду, когда начался новый процесс объединения русских, украинцев и белорусов в Российском государстве, этническая дифференциация восточных славян, развивавшаяся в XIV - XVII вв., зашла достаточно далеко (хотя и не была до XIX - XX вв. вполне завершенной) и оказалась необратимой. Восточные славяне продолжали развиваться в условиях интенсивных межэтнических контактов, но уже как три самостоятельных народа.

Важнейшими особенностями этнической истории русских являлись постоянное наличие слабозаселенных территорий и многовековая миграционная активность русского населения. Период, предшествовавший формированию древнерусского государства, так же как и эпоха Киевской Руси, ознаменовался движением восточнославянского этнического массива на север и северо-восток и заселением тех областей, которые впоследствии образовали ядро русской (великорусской) этнической территории.

Этническое ядро русского народа сложилось в XI - XV вв. в пределах земель, лежащих в Волго-Окском междуречье и границах Великого Новгорода, в ходе ожесточенного сопротивления монголо-татарской зависимости.

После освобождения от ордынского ига началось вторичное заселение «дикого поля», т. е. южнорусских районов, разоренных ордынскими набегами. Последовали переселения в Поволжье в XVII - XVIII вв., в Сибирь, на Северный Кавказ, позже - в Казахстан, на Алтай и в Среднюю Азию. В результате постепенно сформировалась обширная этническая территория русских. В ходе освоения русскими новых территорий проходили интенсивные межэтнические контакты с представителями ряда других народов. Эти и другие факторы способствовали тому, что в составе русского народа сохранились или сформировались особые (обособленные) этнографические, этноконфессиональные, этнохозяйственные группы.

В XVIII - XIX вв. постепенно формируется русская нация. Можно сказать, что во второй половине XIX в. в основном сложилась русская нация. Реформы 60-х гг. XIX в. дали сильный толчок развитию капитализма в России. В течение XIX в. происходило формирование русской интеллигенции, были достигнуты крупные успехи в сфере литературы, искусства, науки, общественной мысли. Вместе с тем сохранялись в определенной мере архаичные формы традиционной культуры.

Большое влияние на становление русского этноса оказывали природно-климатические особенности страны: практическое отсутствие горных хребтов, наличие большого количества лесов и болот, суровые зимы и т, д. Напряженность сельскохозяйственных работ, особенно необходимость вовремя и без потерь управляться с уборкой урожая, способствовали формированию русского национального характера, умению выдерживать сверхнапряжение, что оказывалось спасительным и нужным в период вражеских нашествий, голода, серьезных социальных потрясений. Периодически повторяющиеся нападения на внешние границы страны настоятельно побуждали русское население к освободительной борьбе и единству. В этих условиях в формировании и укреплении великорусской народности, а затем русской нации исключительную роль сыграло государство.

При отсутствии сводных статистических данных, вплоть до XVII в., по разным подсчетам, в Российском государстве в середине XV в. насчитывалось 6 млн. человек, в первой половине XVI в. 6,5 - 14,5, в конце XVI в. 7 - 14, а в ХVII в. 10,5 - 12 млн. человек.

В XVIII в. демографическое состояние Российского государства и русского народа представляется в следующем виде. В 1719 г. все население России составляло 15 738 млн. человек, в том числе русские - 11 128 млн. В 1795 г. из 41 175 млн. населения русские насчитывали 19 619 млн. человек, или 49% от всего населения. В приведенных данных не учтено русское население, проживавшее в Прибалтике, белорусских и украинских губерниях, в области казачьих войск (Донского и Уральского).

После вхождения в состав Российской империи по Ништадскому миру (1721 г.) Эстляндии и Лифляндии, а позже Курляндии, в начале XIX в. Финляндии и Бесарабии, а во второй половине века Средней Азии и Дальнего Востока русские начали заселять и эти регионы. Таким образом, миграционные движения русского народа в XIX - начале XX вв. не прекращались, образовывались новые очаги русского заселения. В результате этих движений численность русского населения в Центрально-Промышленном и Северном регионах Европейской части страны росла медленнее, чем в южных заселенных регионах.

По переписи 1897 г. все население страны насчитывало 125,6 млн. человек, из них русские составляли 43,4% его состава (55,7 млн. человек), большая часть из них находилась в Европейской части страны.

К 1990 г. численность русского этноса достигла 145 млн. (собственно в России - почти 120 млн. человек), или 82,6% всего населения. 49,7% русских заселяют центр Европейской части России, северо-запад, Волго-Вятский регион и Поволжье; на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке - 23,9%. В ближнем зарубежье более всего русских на Украине, в Казахстане, в Узбекистане, Белоруссии.