Скачать презентацию рахманинов сергей васильевич. Презентация по музыке на тему "сергей васильевич рахманинов"

Когда нам подарили набор «География » от фирмы «Умница», мы с дочкой принялись за изучение нашей Земли. Поначалу мы довольно увлеченно разглядывали географическую карту, перемещались по ней на своих книжках-кораблях, повторяя названия материков и океанов. Надо сказать, что занятия Таисии нравились, однако чем дальше мы продвигались, тем яснее мне становилось, что простое заучивание названий материков и фактов о них (пусть даже и в игровой форме) приведет нас не туда. Все-таки истинная задача географии – это формирование представления об окружающем мире, а не заучивание карты. И чтобы материки не оставались лишь загадочными пятнами с ничего не значащими названиями, нужно было что-то менять в наших играх.

Поэкспериментировав с занятиями, я пришла к тому, что самый интересный и полезный способ изучать наш мир – это устраивать мини-путешествия в разные его уголки. Поэтому сейчас мы изучаем географию так: отправляясь в путешествие в очередную точку земного шара, мы, прежде всего, находим его на карте и глобусе, а затем уже с головой погружаемся в атмосферу этого места. Играем в подвижные и ролевые игры на эту тему, рисуем, ставим опыты, отгадываем загадки, смотрим картинки и мультфильмы, которые помогают поближе познакомиться с изучаемой средой. По возможности я стараюсь сделать тематическую сенсорную коробку, чтобы можно было еще и прикоснуться к тому, о чем мы говорим.

Первое путешествие, о котором я решила рассказать в рамках новой рубрики « » – это путешествие на Северный полюс. Пожалуй, на данный момент, эта экспедиция была у нас самой эмоционально насыщенной. Мы целую неделю всей семьей играли в эскимосов, прыгали по льдинам, рисовали море с тюленями и моржами, смотрели на северное сияние (на youtube, разумеется ), сидя в темной комнате. Да и много чего еще интересного уместилось у нас в это тематическое занятие, растянувшееся на 2,5 недели, обо всем можно подробно почитать в этой статье.

Предложенные в статье игры хорошо подходят для детей от 3 до 7 лет – для младших и старших дошкольников. Не стоит стремиться проиграть все варианты игр за один раз, лучше растянуть их на протяжении 1-3 недель, при этом постоянно чередуя подвижные игры с теми, что требуют усидчивости.

Находим Арктику на карте

Прежде всего, нужно понять, куда мы направляемся. Поэтому мы достаем географическую карту и смотрим, где находится пункт назначения. Карту можно повесить на стену, чтобы она всегда была на виду. Но нам больше нравится расстилать карту на полу и перемещать по ней любимые игрушки на их книжках-кораблях.

Доезжая по карте до Северного полюса, мы попутно называем океаны, по которым проплываем и другие места, которые нам уже знакомы.

Замечательно будет, если вы найдете Арктику не только на карте, но и на глобусе. Я обнаружила, что уже после того, как дочь немного ориентировалась на карте, могла показать все материки, примерное расположение нашего города, она совершенно потерялась на глобусе, и отказывалась узнавать на нем, казалось бы, знакомые материки. Поэтому полезно параллельно с картой изучать еще и глобус, к тому же это будет формировать у ребенка представление о Земле, как о шаре.

Презентация на тему «Арктика» для детей

Для получения элементарных знаний об Арктике, пожалуй, лучше всего будет посмотреть с ребенком . В ней вкратце рассказываются самые интересные факты об Арктике: какая здесь природа, какие животные обитают, какие народы живут и как выглядят их дома, презентация даст первое представление о полярной ночи и северном сиянии. Нашу презентацию вы можете СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ .

А закрепить знания, полученные из презентации, вам поможет дидактическая игра с карточками, прочитать о ней подробнее и скачать материалы можно ниже.

Вдобавок к презентации можно посмотреть на youtube различные видео об Арктике. Так, например, Таисию очень впечатлило видео о северном сиянии. Мы, кажется, пересмотрели все возможные видео об этом удивительном явлении (при этом обязательно выключая свет, дабы создать условия полярной ночи ). Видео о полярном сиянии нужно посмотреть хотя бы потому, что фотографии не передадут полной картины.

Сенсорная коробка «Северный полюс»

Одно дело посмотреть картинки и послушать то, что вы рассказываете о Северном полюсе, и совсем другое – потрогать руками. Для этой цели как нельзя лучше подойдет , которая плюс ко всему предоставляет еще и огромный простор для сюжетно-ролевых игр.

Немного о том, из чего сделать сенсорную коробку . Со снегом в нашей Арктике я не стала слишком мудрить, и воспользовалась одним из самых простых вариантов – рисом. Сверху положила немного ватных шариков, получилось что-то вроде сугробов. Ледяными глыбами также могут стать кусочки сахара-рафинада.

Из чего еще можно сделать снег? Хорошо подойдут манка, крупная соль, вата, настоящий снег с улицы, покрошенный пенопласт и даже пена для бритья.

Чтобы сделать Северно-ледовитый океан, в воду я добавила немного синей гуаши и желатин, получилось такое голубое желе с рыбами. После застывания желе сверху на него можно положить ватные диски – это льдины. Конечно, для сохранности желе после игры такой океан необходимо убирать в холодильник, но в этом есть и большой плюс – вовремя игры океан всегда холодный, что полностью соответствует его северно-ледовитости

Океан также можно сделать из гидрогеля или из обыкновенной воды. Но с водой вариант, пожалуй, самый неудобный, вода будет все время расплескиваться, увлажняя снег и все окружающее пространство.

Для создания атмосферы отлично подойдут различные тематические комплекты, вроде этого .

В наших играх белый медведь охотился за рыбой, нападал на тюленя, обустраивал себе берлогу,

приплывшие на ледоколе ученые-полярники пытались познакомиться с местными эскимосами и пофотографировать животных,

чукча катался на олене и пытался подружиться с эскимосами и т.д.

Подвижные игры

Подвижные игры, как полагается, самая интересная и любимая детьми часть занятий. Если просмотры презентации, чтение книг про Арктику не чередовать с активными играми, то это станет просто скучно, и ни один ребенок не захочет этим заниматься. Варианты игр:

  • Пальчиковая гимнастика
Кто на Севере живет? Кто там ест и кто там пьет? (попеременно хлопаем в ладоши и ударяем кулачками друг об друга)
Звери необычные, к холоду привычные. (обнимаем себя за плечи, показываем как мы замерзли)
Вот песец из норки смотрит, (делаем кольцо из большого и указательного пальца, смотрим в получившуюся «норку»)
Белый мишка важно ходит, («шагаем» указательным и средним пальчиками)
Ну, а морж, как капитан,
Покоряет океан (ладони складываем «лодочкой», и «плывем» волнообразно вперед)
Гордый северный олень (руки скрещиваем над головой)
Грузы возит целый день. (одна рука «шагает» большим и указательным пальцами, другая лежит на ней, сжатая в кулак)

Опыты и другие игры на тему «Северный полюс»

    Таяние снега

Если вы занялись изучением Северного полюса в зимнее время, то обязательно во время прогулки захватите с собой немного снега с улицы. Дома положите снег в светлую или прозрачную посуду и понаблюдайте, во что превратится снег в тепле. Чтобы ускорить процесс, можно поставить посуду со снегом возле батареи. Когда снег окончательно растает, обратите внимание ребенка на то, что получившаяся вода очень грязная (мы еще для сравнения наливали в другую посуду чистую водопроводную воду), а это объясняет, почему нельзя есть снег!

Во время нашего путешествия на Северный полюс я объясняла дочке, что из-за длинной и холодной зимы земля здесь промерзает очень сильно, и поэтому в Арктике почти ничего не растет. Чтобы лучше понять, что значит «земля промерзает», мы проделывали такой опыт.

Заранее я подготовила 2 стаканчика с землей, один из них поставила в морозилку. После того как почва замерзла, вместе с Таисией мы попробовали проткнуть палочкой землю в стаканчиках, оказалось, что в замороженную землю воткнуть палку не получается. Затем мы стали наливать воду в стаканчики, и вновь замороженная земля оказалась неприступной – вода осталась на поверхности земли. Таким образом, мы воочию увидели, что в промерзшей земле растениям выжить сложно.

  • Спасаем замерзших животных

Пусть эта игра не слишком отвечает требованиям реальности, но все же она довольно интересная. И так, легенда такова, что животные из Африки каким-то образом попали на Северный полюс, где и замерзли в одном из ледников. И нам нужно срочно их спасти, разморозить лед любым доступным нам способом (поливать теплой водой, посыпать солью), а затем обратно отправить животных в Африку. Об этой игре я уже писала ранее в статье про .

  • Собираем пазл

Наш арктический пазл вы можете СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ .

  • Дидактическая игра на тему «Арктика»

Эта дидактическая игра способствует закреплению знаний, полученных во время просмотра презентации. Для игры понадобятся карточки с животными и другими характерными явлениями Арктики (Наши карточки можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ ).

Сначала все карточки складываются в колоду картинками вниз. В процессе игры ведущий достает по одной карточке из колоды и показывает играющим. Задача игроков – назвать, что на ней изображено. Тот, кто первый угадывает, забирает карточку себе. Естественно, побеждает игрок, набравший наибольшее количество карточек.

Загадки про Арктику для детей

В перерывах между играми можно разгадать несколько загадок про животных Арктики.

Сев на ледяную глыбу,
Я ловлю на завтрак рыбу.
Белоснежным я слыву
И на Севере живу.
А таежный бурый брат
Меду и малине рад. (белый медведь)
У ленивого растяпы
Превратились в ласты лапы.
Спит на льдине целый день
Толстый маленький … (тюлень)
Сильное животное, живет в холодном крае,
Огромными клыками сражается с врагами,
Мороза не боится, он гладок, толстокож,
На льдине обожает спать неуклюжий… (морж)
***
Что за хищник за такой,
С шерстью бело-голубой?
Хвост пушистый, мех густой,
В норы ходит на постой.
Птицы, яйца, грызуны –
Для него всегда вкусны.
Тоже псовая порода. (песец)
Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый.
Любит снежные луга. (олень)

Поделки на тему «Арктика» для детей

Когда я готовила сенсорную коробку, то намеренно не стала «селить» в нее эскимосов, так как подумала, что дочке будет интересно самой сделать обитателей Крайнего Севера и их жилища. Поделки действительно получились довольно необычными.

Эскимос . Я подумала, что лепить эскимоса из пластилина с нуля – довольно трудоемкая задача для 3-летнего ребенка, поэтому своих эскимосов мы сделали, нарядив в пластилиновые одежды человечков из Лего Дупло. И шуба, и шапка – это раскатанные и растянутые пальцами пластилиновые прямоугольники, в которые мы обернули своих человечков. Слева на фото – эскимос, наряженный дочерью, справа – мой.

Иглу из бумажного стаканчика. Здесь нужно заранее проделать в бумажном стаканчике дверной проем и нарезать из ватных дисков небольшие «кирпичики». А уже потом вместе с ребенком обклеить стаканчик ватными «кирпичиками».

Иглу из рафинада . Об этом варианте постройки иглу я уже писала ранее в статье « ». Правда для малышей построить из рафинада иглу, сужающееся кверху, может оказаться нелегкой задачей, поэтому можно построить облегченную версию, как на фото.

Конечно, иглу из рафинада не такое долговечное как из стаканчика, но зато сладкое. Таисия, естественно, не удержалась от поедания сахара во время строительства

Рисуем северное сияние . Мы рисовали северное сияние обычной гуашью. Думаю, отлично также будет смотреться, если рисовать акварельной водой или, например, мыльными пузырями. Сверху на рисунок можно приклеить блестки (глиттер).

Когда встает вопрос, чем же нарисовать Северно-Ледовитый океан, рисование льдом напрашивается само собой. Ведь в этом случае можно будет еще и почувствовать леденящий холод

Воду для льда можно подкрасить гуашью или жидкой акварелью.

Вокруг океана в качестве снега можно приклеить вату, ватные диски или кусочки салфеток, а льдины сделать из фольги. Также можно приклеить заранее раскрашенных и вырезанных обитателей Арктики.

Ну и еще пара вариантов «арктических» поделок:

Белый медведь из ватных дисков и салфеток

Морж из трех кругов . Кругами могут быть окрашенные бумажные тарелки.

Оригинально смотрятся и довольно просты в исполнении различные аппликации из ваты. Например, можно обклеить ватой изображения белого медведя или иглу (скачанные из интернета).

Если ребенок любит раскрашивать, то можно предложить ему раскраски с силуэтами арктических животных, их также легко скачать в интернете. Раскрашивать можно и пластилином, размазывая его по картинке.

Мультфильмы и книги-помощники

Ну и напоследок, хочется упомянуть несколько хороших книг и мультфильмов, которые помогут лучше вжиться в атмосферу Севера. Вот что читали мы:

  • Разворот из книги «» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Кстати, эта книга поможет также в изучении Африки (здесь есть и пустыня, и джунгли). В ней довольно четко подмечены все основные характерные признаки той или иной местности.

  • Разворот про животных Арктики в «Атласе животных » (Ozon , Лабиринт , My-shop )

  • Развороты про Аляску и про северное сияние в «Атласе приключений » (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Что касается, художественной литературы на тему Севера, то для детей помладше можно посоветовать книгу «» (Ozon , Лабиринт , My-shop ), для детей постарше – книгу Сакариаса Топелиуса «Сампо-Лопаренок» (Лабиринт , My-shop )

Мультфильмы про Арктику : для малышей – «Умка», для детей чуть старше – «В Яранге горит огонь», «Сампо из Лапландии».

На этом у меня все, желаю вам интересных занятий!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Животные Арктики и Антарктики Презентацию составила Воспитатель ГБДОУ «Детский сад № 15» Шканд Наталия Александровна

Антарктика Арктика

Арктика Арктику омывает Северный Ледовитый океан, и он почти весь скован толстым, крепким льдом. Здесь на Крайнем Севере, в Арктике, лед никогда не тает. Потому, что коротким полярным летом солнце не поднимается высоко, Растопить лед такое солнце не может. Зимой здесь круглые сутки темно – ночь.

Арктика Это самое холодное место во всем мире. Студеный ветер наносит все новые горы снега. Под собственной тяжестью снежные сугробы утрамбовываются и превращаются в лед. И так из века в век.

Арктика Очень холодно в Арктике, но несмотря на огромные льдины и вечную мерзлоту, там есть такие обитатели, которые больше нигде не встречаются: белый медведь, тюлень, морж, северный олень, песец, полярная крачка, морской нарвал.

Нарвал Длина этого животного составляет 4,5 метра у взрослого животного, и 1,5 метра у детеныша. Вес достигает до 1,5 тонны, из которых, больше половины веса, это жир. У Нарвалов есть рог длинной 2-3 метра, по-другому этот рог называют бивнем. Бивень служит нарвалу для того чтобы определить температуру воды. Питаются Нарвалы кальмарами, осьминогами, рыбой. Нарвалы занесены в Красную книгу.

Белый медведь Самые крупные животные на Земле, они хорошие пловцы, могут часами находится в ледяной воде, между пальцев у них есть перепонки, на каждой лапе есть 5 длинных когтей, для того чтобы не скользить по льду. У медведя теплый густой мех, умеет строить берлогу из снега. Белый мех делает его незаметным на снегу, питается рыбой, тюленями. Белый мишка на рыбалку Не спеша идет, вразвалку. Чует старый рыболов, Что богатый ждет улов.

Морж Обитает в морях Северного Ледовитого океана. Длина его тела достигает 4–5 метров. Весит он тонну и даже может достигать двух тонн, жира у моржа может быть до 300 кг. Кожа у животного толстая, крепкая, . Усы – густые, жесткие, а на морде два клыка. При помощи этих клыков морж защищается от врагов, нападает даже на белого медведя, а также пропахивает дно, вытаскивая ракушки, осьминогов, кальмаров, то есть небольших животных, которые живут в морской воде. Гордится морж усами И острыми клыками. Он в Арктике живет Где снег вокруг и лед.

Крачка У Крачек стройное тело, длинные заостренные крылья и короткие ноги. Питаются Крачки рыбой. В Арктике Крачки живут только летом, когда в Арктике наступает зима, Крачки улетают на юг.

Песец Животные Арктики многое бы потеряли, если бы среди них не было такого животного, как песец. Благодаря своему красивому меху, этот зверь известен далеко за пределами своего региона. Песец совсем небольшой зверь, его вес едва достигает до 5 кг. Но этот малыш очень вынослив и быстр. К тому же он любит путешествовать и его можно встретить почти во всех уголках Арктики.

Северный олень Вот о ком наслышан весь мир, так это о северных оленях. Красивое и быстрое животное имеет на голове не менее красивые ветвистые рога. (Причем они есть и у самцов и у самок). Высота в холке составляет не более полутора метров, и весит он около двухсот килограмм. Благодаря теплой шубке и постоянному наличию питания, олень чувствует себя превосходно даже в таком холодном регионе. Ему не страшны морозы в -50-60 градусов.

Северный олень Благодаря своей необычной шерсти и пуху он не замерзает даже в ледяной воде. Место его обитания бесконечная тундра. Питается ягелем или оленьем мохом, которые он выкапывает из под снега.

Ягель – олений мох

Антарктика Антарктида омывается Тихим океаном, Атлантическим океаном и Индийским океаном. Антарктида – самый суровый и холодный по климату континент. Ночью температура там может опускаться до – 52°С.

Антарктика Кроме крайне низкой температуры, для климатических условий Антарктиды характерны постоянно дующие ветры. В Антарктиде отсутствуют деревья и кустарники, почти нет травянистых цветковых растений. В основном растительный мир представлен лишайниками, мхами, водорослями, грибами и бактериями.

Антарктика В Антарктиде встречаются удивительные животные: королевский пингвин, морской слон, тюлень, морской леопард, синий кит, птица Альбатрос.

Тюлень У них гладкая кожа, они хорошо плавают. Тюлени охотятся под водой, питаются рыбой, креветками, кальмарами. Тюлень лежит на льдине, Как будто на перине. Встать он не торопится, Жирок под кожей копится.

Альбатрос Крупная морская птица, размах крыльев превышает 4 метра. птицы белые, на голове и шее жёлтый налёт, верх крыльев и хвост по краям чёрно-бурые. Клюв и ноги светлые. Эта птица плохо ходит по земле, зато по долго парит над океаном в поисках добычи: рыбы, кальмаров и других морских обитателей.

Морской слон Южный морской слон относится к семейству настоящих тюленей. По своим размерам он занимает второе место среди всех ластоногих, уступая по габаритам только северному морскому слону.

Синий кит Это самое крупное на Земле животное. Длина его тела до 33 метров! (Это высота 10-и этажного дома). Однако питается этот великан, как и все усатые киты, планктоном – мелкими рачками и другой крохотной морской живностью. Желудок синего кита вмещает до 2 т рачков.

Синий кит Когда кит выныривает из воды, чтобы сделать вдох-выдох, он выпускает фонтан высотой до 12 м.

Пингвин Пингвины - это птицы, но летать они не могут, но очень хорошо плавают. Ходят пингвины неуклюже переваливаясь с бока на бок или в припрыжку. Питаются пингвины рыбой.

Пингвин Особенно красивы королевские пингвины, массой до 50 кг и высотой более метра. Свое потомство они выводят в суровую зиму. Гнезд не делают, а яйца держат в лапах, прижатых к пуху теплого живота. В черных фраках В белых майках круглый год Ходит этот удивительный народ.

Закрепление материала Как называется земля на крайнем юге Земного шара? (Антарктида). Как называются острова Северного Ледовитого океана? (Арктика). У этих животных есть бивни, которыми они разрывают морское дно в поисках основного корма – небольших животных, живущих в морской воде (моржи). Питается ягелем и мохом. У этого животного есть рога. (Северный олень) У этих животных есть рог- бивень длинной 2-3 метра, который служит им для того чтобы определить температуру воды. (Нарвал) Это животное умеет строить берлогу из снега. Питается рыбой, тюленями. (Белый медведь) Совсем небольшой зверь, известен за пределами региона благодаря своему красивому меху. (Песец) Самое крупное животное на Земле длиной до 33 метров. (Синий кит) Птица, но не летает, зато хорошо плавает. (Пингвин) Эта птица плохо ходит по земле, зато по долго парит над океаном в поисках добычи. (Альбатрос)

Д/И «Кто где живет»

Дидактическая игра:

Спасибо за внимание


Cлайд 1

«Я - русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка - это плод моего характера, и потому это русская музыка… Единственное, что я стараюсь делать, когда я сочиняю, -это заставить её прямо и просто выражать то, что у меня на сердце.»

Cлайд 2

Семья История рода Рахманинова уходит корнями к внуку молдавского царя Стефана Великого Василию, прозванного Рахманиным. Сергей Рахманинов родился в Старорусском уезде Новгородской губернии 20 марта 1873 г. в дворянской семье с давними музыкальными традициями (его дед Аркадий Александрович Рахманинов (1808 1881), был известен как автор салонных романсов).

Cлайд 3

Обучение После переезда семьи в Петербург мальчика отдали учиться в консерваторию. Но особого интереса к учебе он не проявлял. Начал систематически учиться музыке в пятилетнем возрасте. В 1885 переехал в Москву и стал студентом Московской консерватории, где занимался вначале у пианиста-педагога Н.С. Зверева (чьим учеником был также Скрябин), а с 1888 у А.И. Зилоти (фортепиано), А.С. Аренского (композиция, инструментовка, гармония), С.И. Танеева (контрапункт строгого письма).

Cлайд 4

Николай Сергеевич Зверев был выдающимся музыкальным учителем и воспитателем, о чем свидетельствует быстрый рост его нового ученика. Огромное значение для юного музыканта имела художественная и интеллектуальная атмосфера дома Зверева. Рахманинов посещает концерты замечательных пианистов А.Н. Есипова, А.И. Зилоти, А.Г. Рубинштейна и др., знакомится с С.И. Танеевым, В.И. Сафоновым, П.И. Чайковским, дружбой и поддержкой которого Рахманинов очень дорожил. Именно в годы пребывания у Зверева Рахманинов усвоил то умение трудиться, которое помогло впоследствии вести на редкость интенсивную и разностороннюю работу композитора, пианиста и дирижера. Среди произведений, написанных в годы учебы, Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (1891, 2-я редакция, 1917), юношеская симфония (1891), симфоническая поэма «Князь Ростислав» (по А.К. Толстому, 1991). В 1891 Рахманинов окончил консерваторию с большой золотой медалью как пианист, а в 1892 как композитор. Дипломной работой Рахманинова стала одноактная опера «Алеко» по поэме А.С. Пушкина «Цыганы» (1892, поставлена в Большом театре в 1893).

Cлайд 5

Cлайд 6

Первые творческие успехи Громадные успехи С.В. Рахманинова и по классу фортепиано, и по специальной теории с каждым годом все ярче выделяли его среди учеников консерватории. В конце 1889 года Рахманинов уходит от Н.С. Зверева и находит пристанище в семье Сатиных Александра Александровича и Варвары Аркадьевны. Перейдя весной на следующий курс консерватории, Сергей Васильевич проводит лето с Сатиными в их имении Ивановка Тамбовской губернии, которое стало его любимым местом отдыха и его лучшей творческой лабораторией на всю жизнь. Самостоятельная жизнь С 1890-х годов начинается самостоятельна жизнь С.В. Рахманинова. Он зарабатывает себе на жизнь уроками фортепиано и теорией музыки. Еще в годы учения в Московской консерватории выступления Рахманинова проходили с большим успехом. 30 января 1892 года, он дает свой первый самостоятельный концерт, в котором выступает не только как пианист, но и как автор ряда произведений. Сезон 1982 93 гг. стал началом артистического пути «свободного художника» Рахманинова. Он выступает в концертах в Москве, Харькове и других городах. Смерть П.И. Чайковского 25 октября 1893 года была большим ударом для Рахманинова. Под влиянием тяжелой утраты он написал Элегическое трио, посвятив его памяти Чайковского.

Рахманинов С.ВДата рождения
20 марта(1 апреля) 1873
Место рождения
Семёново, Новгородская
губерния,
Дата смерти
28 марта 1943
Место смерти
Беверли –
Хиллз
Профессии
Композитор, дирижёр,пианист
Похоронен Рахманинов С.В
в Валхалле, близ Нью- Йорка

Детство

Родился Рахманинов
в дворянской семье
в Старорусском
уезде Новгородской
губернии в имении
Онег 20 марта 1873 г.

Родители

Юность

Со своими двоюродными сёстрами и братом Сатиными:
С. А. Сатина, С. В. Рахманинов, Н. А. Рахманинова (урождённая
Сатина) - жена С. В. Рахманинова, В. А. Сатин (1902)

Годы учёбы

С 4-5 лет играл на
фортепьяно.
С 1882 учился в
Петербургской
консерватории, с 1885 - в
Московской
консерватории у Н. С.
Зверева и А. И. Зилоти
(фортепьяно), С. И.
Танеева и А. С.
Аренского (композиция).
В возрасте 13 лет
Рахманинов был
представлен
Чайковскому.

Начало творческого пути

В годы учения сочинил
ряд произведений, в том
числе романс "В
молчанье ночи тайной",
1-й концерт для
фортепьяно с оркестром
(1891, 2-я редакция 1917).
Окончил Московскую
консерваторию по
классам фортепьяно
(1891) и композиции
(1892, с большой золотой
медалью).

Дипломная работа

Дипломная работа
Рахманинова одноактная опера
"Алеко" (либретто
Вл. И. НемировичаДанченко по поэме
А. С. Пушкина
"Цыганы", пост.
1893, Большой театр,
Москва).

Ранний период

Начинался под знаком
позднего романтизма,
усвоенного главным
образом через стиль
Чайковского (Первый
Концерт, ранние
произведения)

Синтез традиций

Однако уже в Трио реминор (1893),
написанном в год смерти
Чайковского и
посвящённом его памяти,
Рахманинов даёт пример
смелого творческого
синтеза традиций
романтизма
(Чайковский),
«кучкистов»,
древнерусской
церковной традиции и
современной бытовой и
цыганской музыки.

Период зрелости

Центральное
произведение этого
периода - грандиозная
поэма «Колокола» для
хора, солистов и
оркестра, на слова
Эдгара По в переводе
К.Бальмонта(1913).
Ярко новаторское,
насыщенное небывало
новыми хоровыми и
оркестровыми
приёмами, это
произведение оказало
огромное влияние на
хоровую и
симфоническую музыку
XX века

Рахманинов с дочерьми

С дочерьми Ириной,
в замужестве
Волконской (1903–
1969) - стоит,
и Татьяной,
в замужестве Конюс
(1907–1961) на даче
в окрестностях
Дрездена на Эмзер
Аллее (1924)

В кругу семьи

Наталия Александровна
и Сергей Васильевич
Рахманиновы на даче
в Беверли-Хиллс (1942)
С внуками Софинькой
Волконской и Сашей
Конюсом

Рахманинов - пианист

Имя Рахманинова как
пианиста стоит в одном
ряду с именами Ф. Листа и А.
Г. Рубинштейна.
Феноменальная техника,
певучая глубина тона, гибкая
и властная ритмика всецело
подчинялись в игре
Рахманинова высокой
одухотворённости и яркой
образности выражения

Особенности фортепианного стиля Рахманинова С.В

Рахманинов-пианист стал эталоном
для многих поколений пианистов
разных стран и школ, он утвердил
мировой приоритет русской
фортепианной школы,
отличительными чертами которой
являются:
1)
глубокая содержательность
исполнения;
2)
внимание к интонационному
богатству музыки;
3)
«пение на фортепиано» - имитация
средствами фортепиано вокального
звучания и вокальной интонации.

Поздний- зарубежный период

Стиль Рахманинова
складывается из
цельного сплава самых
различных
стилистических
элементов: традиций
русской музыки - и
джаза, древнерусского
знаменного распева - и
«ресторанной» эстрады
1930-х гг., виртуозного
стиля XIX века - и
жёсткой токкатности
авангарда.

Певец русской природы

Музыка
Рахманинова,
обладающая
неистощимым
мелодическим и
подголосочнополифоническим
богатством, впитала
русские народнопесенные истоки и
некоторые
особенности
знаменного распева.

Список сочинений

оперыАлеко (либретто Вл. И. Немировича-Данченко по поэме А. С. Пушкина "Цыганы", 1892, Большой театр), Скупой рыцарь (на текст
Пушкина, ор. 24, 1904; поставлена 1906, Большой театр), Франческа да Римини (либретто М. И. Чайковского по 5-й песне "Ада" из
"Божественной комедии" Данте, ор. 25, 1904; поставлена 1906, Большой театр);
для солистов, хора и оркестракантата Весна (на текст стихотворения Н. А. Некрасова "Зелёный шум", ор. 20, 1902), поэма Колокола (на слова Э. По в переводе
К. Д. Бальмонта, ор. 35, 1913);
для оркестра3 симфонии (d-moll, ор. 13, 1895; e-moll, op. 27, 1906-07; a-moll, op. 44, 1935-36), фантазия Утёс (по стихотворению M. Ю.
Лермонтова, ор. 7, 1893), Каприччио на цыганские темы, ор. 12 (1894), симфоническая поэма Остров мёртвых (по картине А.
Бёклина, ор. 29, 1909), Симфонические танцы, ор. 45 (1940);
для фортепиано с оркестром4 концерта (fis-moll, ор. 1, 1890-91, 2-я редакция 1917; c-moll, op. 18, 1901; d-moll, op. 30, 1909; g-moll, op. 40, 1914-26, 2-я редакция
1929, 3-я редакция 1941), Рапсодия на тему Паганини, ор. 43 (1934);
камерно-инструментальные ансамблиРоманс и Венгерский танец для скрипки и фортепиано, ор. 6 (№ 1 и 2, 1893), Прелюдия и Восточный танец, ор. 2 (№1 и 2, 1892) и
соната g-moll, ор. 19 (1901) для виолончели и фортепиано. Элегическое трио для фортепиано, скрипки и виолончели (Памяти
великого художника, d-moll, ор. 9, 1893);
для фортепиано2 сонаты (d-moll, ор. 28, 1906-07; b-moll, op. 36, 1913, 2-я редакция 1931), Вариации на тему Шопена, ор, 22 (1902), Вариации на
тему Корелли, ор. 42 (1931), Пьесы-фантазии (1892), Салонные пьесы (1893-94), 6 музыкальных моментов, ор. 16 (1896), 10
прелюдий, ор. 23 (1902), 13 прелюдий, op. 32 (1910), 6 Этюдов-картин, op. 33 (1911), 9 Этюдов-картин, op. 39 (1916-17), Bocточный
эскиз (1917), Осколки (Fragments, 1917);
для фортепиано в 4 руки6 пьес, ор. II (1894);
для 2 фортепиано2 сюиты (1-я- Фантазия, ор. 5, 1892; 2-я op. 17, 1900-01);
для хора с оркестромТри русские песни, ор. 41 (1926);
для голоса с фортепиано6 романсов, ор. 4 (1891-93), 6 романсов на слова А. Н. Плещеева, ор. 8 (1893), 12 романсов, ор. 14 (1896), 12 романсов, op. 21
(1902), 15 романсов, op. 26 (1906), Письмо К. С. Станиславскому от С. Рахманинова (1908), 14 романсов, ор. 34 (1912), Из
Евангелия от Иоанна (1915), 5 романсов, ор. 38 (1916);
транскрипции и переложения (для фортепиано)своих романсов Сирень (издано 1941) и Маргаритки (издано 1940), сочинений других авторов-Ж. Бизе. Менуэт из музыки к драме
А. Доде "Арлезианка" (1903), M. П. Мусоргский. Гопак из оперы "Сорочинская ярмарка" (издано 1921), Ф. Крейслер. Вальс "Муки
любви" (издано 1926) и вальс "Радость любви" (издано 1943), Н. А. Римский-Корсаков, "Полёт шмеля" из оперы "Сказка о царе
Салтане" (издано 1931), И. С. Бах. Прелюдия, гавот и жига из сюиты E-dur для скрипки соло (издано 1933 и 1941), Ф, Мендельсон.
Скерцо из музыки к пьесе У. Шекспира "Сон в летнюю ночь" (издано 1938), П. И. Чайковский. "Колыбельная" на слова А. Н.
Майкова (изд. 1941), балет "Спящая красавица" (для фортепиано в 4 руки);