Спасское -Лутовиново, музей-усадьба И.С. Тургенева

Нет ничего удивительного в том, что Спасское-Лутовиново является единственным в России мемориальным музеем Ивана Тургенева . Где ж ему быть, как не в родовом имении Тургеневых в Орловской губернии? Спасское оно, кстати, потому что здесь издавна имеется церковь Спаса Преображения. Лутовиново – по имени первого владельца имения Ивана Лутовинова, которому царь Иван Грозный подарил эти земли еще в XVI веке. Хозяин использовал их с большим резоном, построив двухэтажный особняк с библиотекой, театром и даже хорами для музыкантов. Это и предопределило творческую направленность здания. Недаром впоследствии Ивану Сергеевичу Тургеневу здесь так хорошо писалось.


Появился великий русский писатель на свет в семье племянницы Ивана Лутовинова и столбового дворянина Сергея Тургенева, за которого она вышла замуж, получив в наследство дядюшкино поместье. Прожив свой срок, родители передали его сыну. Для Ивана Тургенева Спасское-Лутовиново было, что называется, средоточием жизни . Здесь прошло его безмятежное детство, здесь он находился под домашним арестом после конфликта с Николаем первым, здесь были рождены его повесть «Постоялый двор» и неопубликованный рассказ «Два поколения», здесь он написал «Рудина». Позже, уже вернувшись из Европы, Иван Сергеевич именно тут дал жизнь своим главным произведениям – «Дворянское гнездо», «Накануне» и «Отцы и дети».


К слову, родовое поместье Тургеневых славно не только тем, что здесь жил и творил его талантливый хозяин, но и тем, что сюда к нему приезжали легендарные гости. В Спассском-Лутовиново неоднократно бывали не только Афанасий Фет, Иван Аксенов, но и Лев Толстой . Другими словами, здесь такая творческая атмосфера, насыщенная былым присутствием великих русских классиков, что у экскурсантов, бывает, дух захватывает. А ведь этого мемориального музея могло бы и не быть. После смерти Ивана Тургенева дом, к сожалению, сгорел. Только после революции имение было объявлено государственным заповедником. Но лишь в 1976 году был окончательно восстановлен утраченный дом, обставленный чудом сохранившейся мебелью, которая его украшала в 1881 году, когда писатель в последний раз гостил в родовом гнезде.


Новый этап развития мемориала начался в 1988 году, когда приступили к восстановлению старого парка. Только через двадцать лет непрерывных работ имение в Спассском-Лутовиново приобрело такой вид, каковой радовал Тургенева и его великих гостей . Нынче ежегодно более сотни туристов могут полюбоваться особняком с резными узорчатыми верандами, маленькими окошками мезонина, крылечками тургеневского времени. Он находится не только на прежнем месте, но и в прежнем виде. Особую роль выполняют предметы интерьера тех времен, в том числе и знаменитый огромный диван Тургеневых в гостиной. Возможно, на нем сиживал Лев Толстой, бывавший в гостях у Ивана Сергеевича.


Поворот к Государственному заповеднику-музею И. С. Тургенева Спасское-Лутовиново с автомагистрали Москва-Симферополь - недалеко от 303-го километра. Ближайшей железнодорожной остановкой является станция Бастыево. Оттуда, особенно с площадки, где установлен бюст писателя, хорошо просматривается прямая дорога к парку.

Реставрированный мемориальный дом-музей

Автор «Записок охотника» - «поэтической обвинительной речи против крепостничества» - представляется теперь и сам одним из тех богатырей великой русской литературы, которые во имя служения угнетенному народу должны были, по словам Герцена, «оставить городскую жизнь, взять охотничье ружье и бить по земле и на лету дичь крепостного права». Исходной точкой своей литературной деятельности Тургенев называл Аннибаловскую клятву бороться и никогда не примиряться с крепостничеством. Такое направление его творческого пути определилось прежде всего под влиянием окружавшей писателя с детства «очень безобразной» среды.
Если от Бастыева пойти к Спасскому пешком, то можно воочию увидеть реальное местечко, сохраняющее доныне свое прежнее название, широко известное по рассказу «Бирюк» из «Записок охотника». Это Кобылий Верх - овраг, поросший лесом. Именно там разыгралась драма, положенная Тургеневым в основу созданных им образов лесника и порубщика. Столь же тесно связана с реальной действительностью и вся эта великая, жизнеутверждающая, глубоко патриотическая книга о России и русских - цикл вечно юных и вечно образцовых рассказов и очерков с их неумирающими типами.
Даже теперь каждому, кто попадает в парк, проходит мимо восстановленной «богадельни», которая была построена писателем для престарелых, или около сторожки, где при Тургеневе стояла открытая им школа для крестьянских детей, так и кажется, что вот выйдет сейчас навстречу Иван Сергеевич - огромного роста, широкоплечий, с румяным лицом чисто русского склада, обрамленным снежно-белыми волосами, точно сказочный герой, великий, красивый, могучий - посмотрит добрыми умными глазами, приветливо улыбнется и скажет, как писал он одному из своих корреспондентов: «Мой домик скромен и мал - это единственный остаток значительно более обширных строений, которые сгорели» (в 1839 году. - В. Г.).

После смерти Тургенева его наследница О. В. Галахова - жена орловского вице-губернатора вывезла из Спасского библиотеку и всю обстановку дома. В 1918 году эти вещи были национализированы и стали основой литературно-мемориального музея в Орле - родном городе Тургенева. Теперь они возвращены на свое прежнее место в Спасское-Лутовиново, где в сентябре 1976 года открыт для посетителей реставрированный мемориальный Дом-музей.
На стене в кирпичной галерее, ставшей теперь вестибюлем для посетителей, названы основные произведения, над которыми Тургенев трудился в разные годы в Спасском, и обозначены окрестные места его странствий с ружьем и собакой, хорошо знакомые читателям из сочинений и писем великого художника-реалиста. Здесь невольно приходят на память простые, как сама природа, и в то же время столь одухотворенные, столь полные чувств и мыслей слова из стихотворения в прозе «Деревня»: «Последний день июня месяца; на тысячу верст кругом Россия - родной край».
Эпическая сила этой по-тургеневски лаконичной лирической строки дает возможность лучше понять, почему многие современники писателя сравнивали его с мифологическим героем, который становился сильнее всякий раз, когда его ноги касались земли. «Вы, - говорил ему один из них, - Антей, сын родной земли». И в самом деле, судьба классика русской и мировой литературы - патриота и гражданина, просветителя, художника-гуманиста - неотделима от действительности, служившей основой его вдохновения и творчества. Слитность незаурядной и сложной личности Тургенева с природой, с той обстановкой и средой, в которых он вырос, жил, напряженно трудился, глубоко определил Л. Н. Толстой, записавший в своем дневнике 31 мая 1856 года после посещения Спасского: «Дом его показал мне его корни и много объяснил». Слово «дом» употреблено здесь не только в прямом, но и в более широком смысле, что видно из письма Толстого к Некрасову, гостившему в усадьбе Тургенева двумя годами ранее: «Его надо показывать в деревне…».

Уголок парка. Вил с веранды Дома-музея.

Здесь «в самом сердце степей, в глуши», как называл Тургенев родную округу, он с детских лет привык чувствовать себя дома, в своей стихии. Из Москвы и Петербурга, из Берлина, Парижа, Лондона, Рима его постоянно тянуло «туда, туда, в раздольные поля», «в деревню, в темный сад». Тут впервые послышалась ему с проселочной дороги «унылая песенка мужика, неровно прерываемая толчками телеги». Именно в Спасском, где Тургенев провел большую часть своего детства, постигал он простонародное отчее слово, глубоко и жадно вдыхал «воздух родных мест». Здесь открылась ему русская правдивая горячая душа - в метких оборотах речи, в проникновенных поговорках и мудрых пословицах, вырвавшихся из самого сердца, в сказках, былинах, песнях, о которых он позднее говорил: «Было время, что я с ума
сходил от народных песен… вот где бьют родники истинной поэзии».
Все это, очевидно, и дало ему повод, а также особое право назвать однажды свое «захолустье», свое «старое», «любимое», «родное гнездо» фольклорным пушкинским словом «Лукоморье», то есть живым обиталищем муз, поэтической колыбелью. Здесь не было никакого преувеличения, потому что большинство его произведений то ли задумано, то ли так или иначе навеяно, то ли даже написано полностью или частично в Спасском.
Осмотр «родительского ковчега», как называл дом Тургенева Я. П. Полонский, начинается со столовой. Тут можно услышать «глагол времен, металла звон»: в углу стоят описанные в повести «Бригадир» и действующие доныне «громадные английские часы в виде башни с надписью: «Strike-silent» («бьют-молчат»). Они указывают, кроме времени, число месяца. О глубоком и пожизненном интересе Тургенева- друга великой певицы Полины Виардо - к музыке напоминает фортепьяно. Другие вещи, которые находятся в столовой, подтверждают слова писателя о том, что это «мебель сбродная, домодельщина». На стене против обеденного стола - портреты няни и кормилицы, соседствующие с изображениями предков Тургенева, отдельные черты которых угадываются в его ранней повести «Три портрета», а также и в более поздних произведениях.

Столовая

Центральное место в малой гостиной занимает огромный диван, упомянутый в романе «Накануне»: «Увар Иванович почивал в мезонине на широком и удобном диване, получившем прозвище «самосон».
Обстановка угольной гостиной, занимающей просторную угловую комнату, сохранилась с большой полнотой и позволяет представить себе Тургенева в его родной стихии за оживленной беседой с приезжавшими к нему в Спасское А. А. Фетом, Д. В. Григоровичем, Н. А. Некрасовым, Л. Н. Толстым, Я. П. Полонским, актрисой М. Г. Савиной и другими замечательными людьми. Картины такого же рода сохранились и в Спасском.
Икона уцелела. По преданию, она принадлежала предку Тургенева со времен Ивана Грозного, то есть была исторической семейной реликвией, как и церковь, и «мавзолей» И. И. Лутовинова - основателя Спасской усадьбы, двоюродного деда писателя по материнской линии.
В том же письме к Флоберу Тургенев с восхищением говорил о главных для него принадлежностях кабинета: «Письменный стол - превосходный - и кресло с двойным сиденьем из тростника!» М. Г. Савина вспоминала, что, когда она в первый раз вошла в этот кабинет, Иван Сергеевич «так просто сказал: «Вот за этим столом я написал «Отцы и дети». Над столом висит портрет В. Г. Белинского - идейного наставника и друга Тургенева. Там же портрет еще одного друга писателя - великого русского актера М. С. Щепкина, навестившего «спасского изгнанника» в 1853 году.
Рядом с кабинетом расположена комната, названная матерью Тургенева «казино». Здесь шахматный столик, за которым Иван Сергеевич проводил немало времени с кем-либо из своих гостей. Тут же большой овальный стол карельской березы, прозванный «геридоном» и памятный писателю с детских лет; за этим столом он вместе с братом трудился над приготовлением уроков.
Так мы снова выходим в парк, чтобы взглянуть на него теперь глазами писателя. Такую возможность дают нам его сочинения и письма, напоминающие в совокупности могучий ствол и разветвленную крону дуба, который как бы символизирует глубокие и неразрывные связи сложной корневой системы тургеневского творчества с русской жизнью, с родной землей. В начале повести «Фауст», а также в первой части романа «Новь» содержится подробное и достоверное описание «прадедовского черноземного сада», расположенного по длинному скату пологого холма.
Щемящая нота прощания не только не заглушает, но, пожалуй, даже усиливает наше чувство благоговейного преклонения перед всеобъемлющей мощью тургеневского таланта, перед вечными и неодолимыми, как сама жизнь, словами, которые вырвались из глубины его души, когда летом 1855 года он работал в одной из древесных беседок Спасского над романом «Рудин»: «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись».
От этой беседки ведет извилистая тропинка к дому и прямая короткая дорога - к дубу. А вокруг, как писал Тургенев Флоберу, мечтавшему побывать в Спасском, чтобы увидеть именно здесь «пядь русской земли», - «двести десятин волнующейся ржи!» Невольно замираешь и теперь «с каким-то ощущением торжественности, бесконечности…».

Кабинет-спальня И.С. Тургенева Казино Любимый дуб И.С. Тургенева
Пруд в Спасском-Лутовинове

Усадьба «Спасское-Лутовиново», государственный природный и мемориальный музей-заповедник И.С.Тургенева, уютно расположился в северной части Орловской области. Добираться туда удобнее всего на машине. Дорога из Орла занимает не более полутора часов. Указателей много, поэтому заблудиться очень сложно.

На въезде встречает небольшое кафе и сувенирная лавка, в которой можно приобрести изделия орловских мастеров, а также билеты в музей. Посещение достопримечательности платное. Стандартный входной билет без экскурсий стоит 50 рублей, ребенка дошкольного возраста пропустили бесплатно. Такой вариант предполагает самостоятельный осмотр парка и церкви. Время пребывания не ограничено. Экскурсия по мемориальному дому писателя стоит 200 рублей, посещение выставочного центра – 80.

Вместе с билетом выдается карта-схема усадьбы. По каменистым улочкам можно прогуляться пешком либо воспользоваться услугами конюшни. Поездка на раритетной карете как нельзя лучше передает дух того времени, когда здесь жила семья Тургеневых. Старый парк укрывает посетителей от жаркого летнего солнца, а невероятная тишина заставляет забыть о городской суете.

Больше всего в усадьбе внимание туристов привлекает дом-музей автора «Бежина луга». Сохранился не только внешний вид и внутреннее убранство, но и хозяйственные помещения.

На территории парка можно найти богадельню, баню, каретный сарай и старинный погреб. На центральном перекрестке тропинок аккуратно расположился красивейший флигель, а в глубине леса можно отыскать даже заброшенный колодец.

Во время неспешной прогулки обязательно нужно взглянуть на пруд Захара и знаменитый дуб. Дерево было посажено самим писателем и с тех пор бережно охраняется.

Спускаясь вдоль липовых аллей к большому пруду очаровываешься белоснежными резными деревянными мостиками. А по самому водоему можно проплыть на лодочке. На берегу встречают умелые гребцы, которые за 120 рублей готовы 10 минут катать гостей по тихому прудику.

Перед уходом непременно нужно поставить свечу в усадебной церкви – Храме Спаса Преображения. Это скромное, но очень одухотворяющее место не так давно было отреставрировано и освящено.

Прочитали рассказ? Теперь можно и поиграть. Спорим, не выйграете!

«Спасское-Лутовиново» — усадьба знаменитого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева (1818 — 1883 гг.). Её история начинается в 16 веке. Царь Иван Грозный пожаловал село Спасское, названное так из-за расположенной здесь церкви Спаса Преображения, Ивану Лутовинову, который основал усадьбу и назвал её «Спасское-Лутовиново». Постепенно происходила застройка территории, но расцвет в преображении усадьбы пришёлся на время владения ею Иваном Ивановичем Лутовиновым (1753 — 1813 гг.), потомком того самого Ивана Лутовинова. По дошедшей до нашего времени информации Иван Иванович был очень зажиточным дворянином. Кроме Спасского-Лутовиного владел поместьями в соседних губерниях и имел 5000 крепостных. Он долгие годы занимался переустройством усадьбы и приложил к этому немало усилий. После его смерти всё имущество перешло к племяннице — Варваре Петровне Лутовиновой (1787 — 1850 гг.). Внешность её оставляла желать лучшего, да и характер был тяжеловат. Ей никак не удавалось выйти замуж. На решение брачного вопроса положительно сказалось наследство дяди. В те времена «судьба» привела в имение молодого красавца Сергея Николаевича Тургенева (1793 — 1834 гг.), осуществлявшего закупки лошадей для армии. После некоторого времени был заключен «брак по расчёту». Свадьба состоялась в Спасском-Лутовиново в 1816 году.

Сергей Николаевич был потомственным дворянином. Дворянских родов Тургеневых на Руси было несколько. В основном, их родословная прослеживается с 16 века. К сожалению, в более ранний период времени рода не были так хорошо описаны. Основателем одного из родов был татарский мурза Арслан Турген («Арслан» — в переводе с тюркского значит «Лев»). Он принял православие и в крещении получил имя — Иоан Тургенев. Существует предположение, что он является предком великого писателя, но подтвердить документально взаимосвязь между ним и Сергеем Николаевичем Тургеневым (отцом писателя) в настоящее время не представляется возможным.

Главный дом усадьбы

Брак Сергея Николаевича и Варвары Петровны не был счастливым. В начале всё шло хорошо. У них родились трое сыновей — Николай, Иван и Сергей. Сам Сергей Николаевич в 1821 году вышел в отставку в чине полковника кирасирского полка. Семья много путешествовала по Европе. Однажды в Швейцарии они пошли смотреть медведей и четырёхлетний Иван чуть не погиб, сорвавшись с перил. Отец вовремя успел схватить его за ногу. До 1827 года семья жила в Спасском-Лутовиново. Потом переехала в Москву. Сергей Николаевич по возрасту на шесть лет моложе своей супруги. Он был красив и даже в отставке не потерял былой «стати». Варвара Петровна сильно доводила его своей ревностью. Отношения постепенно стали ухудшаться. В 1834 году Сергея Николаевича не стало.

Варвара Петровна была человеком с очень жёстким характером. Хотела контролировать «всё и вся». Даже детям бывало очень сильно доставалось от неё. При этом она была образованной женщиной. В доме все разговаривали только на французском языке. Варвара Петровна много читала и следила за литературными новинками. При общении с детьми цитировала знаменитых писателей и поэтов того времени. В ней необъяснимым образом уживалась образованность и деспотизм. Всю свою жизнь она пыталась поставить детей в зависимость от себя, даже когда они были уже взрослые. Для этой цели использовала ограничения в выделении им денежных средств.

Младший сын Сергей умер ребёнком от болезни. Старший сын Николай пошёл по военной «стезе». Он окончил в Санкт-Петербурге артиллерийское училище и в чине прапорщика служил в гвардейской конной артиллерии. Военная карьера у него не задалась. Прослужив несколько лет, он перешёл на гражданскую службу, в канцелярию министерства государственного имущества. На встречу нового 1841 года Николай приезжал к матери в Москву. Здесь он провёл около месяца, в течение которого произошёл роман с Анной Яковлевной Шварц, её камеристкой. Потом Николай уехал в Санкт-Петербург. Анна ушла от госпожи и последовала вслед за Николаем. Варвара Петровна была очень огорчена выбором сына. Она согласилась на их свадьбу только в 1849 году. У Анны и Николая было трое детей. К сожалению, все они умерли в детстве. Николай с супругой уехал в село Тургенево Чернского уезда (родовое село своего отца — Сергея Николаевича Тургенева), где и прожил всю оставшуюся жизнь. Анна Яковлевна умерла в 1872 году. Николай Сергеевич пережил супругу почти на 7 лет. В январе 1879 года он простудился, тяжело заболел воспалением лёгких и умер.

Иван Сергеевич Тургенев в 15 лет поступил в Московский университет, а через год перевёлся в Санкт-Петербургский, который благополучно закончил в 1836 году. После этого он продолжил своё образование в Германии. В Берлинском университете, кроме всего прочего, изучал древнегреческий и латинский языки. Он спокойно читал античных авторов без перевода. Благодаря родителям, свободно владел французским и немецким языками. Был очень образованным человеком. Писал различные диссертации в Московском и Санкт-Петербургском университетах. Правда, к научной деятельности он быстро охладел, а увлёкся больше литературой. Сначала пробовал себя в сочинении стихов, но в дальнейшем выбрал прозу. Имея такой «багаж за плечами», он без проблем вписался в западное общество. Да и вся его дальнейшая жизнь проходила между Европой, Спасским-Лутовиново и двумя российскими столичными городами (Москвой и Санкт-Петербургом).

В один из приездов в Спасское-Лутовиново он увлёкся белошвейкой Дуняшей (Авдотья Ермолаевна Иванова). У них завязался роман, в результате которого девушка забеременела и родила девочку Пелагею. В дальнейшем Иван Сергеевич официально признал её. Это единственный его ребёнок, хоть и родившийся вне брака. Потом были романы с Татьяной Бакуниной и Марией Толстой (сестрой Толстого Л.Н.). Причём с последней дело доходило чуть ли не до свадьбы. Однако, этого так и не случилось. Но главной любовью Тургенева И.С. была испано-французская певица Полина Виардо (1821 — 1910 гг., полное имя Полина Мишель Фердинанд Гарсиа-Виардо). К сожалению, Полина была замужем за известным искусствоведом Луи Виардо. Характер отношений Полины Виардо и Тургенева И.С. до сих пор является предметом дискуссий. В доме Полины воспитывалась дочь Тургенева И.С. Пелагея, которую он забрал от Варвары Петровны и привёз во Францию. Он даже поменял её имя на Полинет. Через несколько лет, в очередной свой приезд, Тургенев И.С. взял уже повзрослевшую дочь к себе. Он снял жильё и пригласил для неё гувернантку из Англии. В 17 лет Полинет познакомилась с предпринимателем Гастоном Брюэром (1835 — 1885 гг.). Молодой человек как-то сумел произвести впечатление на Тургенева И.С. и получил согласие на брак. В качестве приданого отец дал дочери 150 тысяч франков, что по тем временам было очень приличной суммой. Через некоторое время предприниматель обанкротился и отец отправил Полинет в Швейцарию. Она умерла в 1919 году в возрасте 76 лет. Дети её — Жорж-Альбер и Жанна Брюэр-Тургенева потомков не имели. На них прекратилась родовая ветвь по линии Тургенева И.С. После смерти матери Иван Сергеевич практически жил за границей, лишь иногда приезжая в Россию по делам. Сначала проживал на вилле в Баден-Бадене, а с началом франко-прусской войны (1870-1871 гг.) переселился во Францию. Жизнь великого русского писателя И.С. Тургенева оборвалась в 1883 году в Буживале (пригород Парижа). Траурные мероприятия прошли сначала в самом Париже, а потом тело перевезли в Санкт-Петербург и захоронили на Волковском кладбище. Похороны в России были очень пышные, одних делегаций насчитывалось 176. Процессия растянулась на несколько вёрст. Вышли попрощаться с писателем и горожане.

В последние годы жизни Иван Сергеевич Тургенев был в зените славы. Его произведения много читали как в России, так и в Европе. Он был членом-корреспондентом императорской Академии наук, почётным доктором Оксфордского университета, почётным членом императорского Московского университета. Иван Сергеевич пропагандировал русскую литературу в Европе. Именно благодаря его стараниям, были переведены лучшие произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Толстого, Достоевского и др. По общему признанию он является классиком мировой литературы. В Советском Союзе (СССР) творчеству Тургенева И.С. тоже уделяли большое внимание. Начиная со школьной скамьи, в обязательную программу входили: «Записки охотника», «Муму», «Отцы и дети» и др. Люди повзрослее зачитывались произведениями: «Дворянское гнездо», «Рудин», «Накануне», «Дым», «Новь». Многие повести и рассказы были чуть ли не настольной книгой: «Дневник лишнего человека», «Бежин луг», «Ася», «Вешние воды». Десятками томов многократно переиздавались его собрания сочинений.

Иван Сергеевич Тургенев внёс великий вклад в сокровищницу русской литературы. Из всех языков он всегда выделял русский и в своих произведениях старался не использовать слова иностранного происхождения (это человек, который свободно разговаривал и писал на нескольких европейских языках). Не в упрёк будет сказано многим современным людям, к месту и не к месту захламляющим родную речь иностранными словечками, а то и вообще сленгом. Это очень грустно, что они не могут выразить свою мысль на родном языке. Будущим поколениям Иван Сергеевич Тургенев говорил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками …. «.

Спасское-Лутовиново на карте

26.11.2017

«Если у Вас есть атлас, отыщите в нем карту России и проведите пальцем от Москвы по направлению к Черному морю; на Вашем пути - немного севернее Орла - Вы обнаружите город Мценск. Так вот! Моя деревня находится в 10 километрах от этого места с довольно труднопроизносимым, как видите, названием. Это совершенная глушь - тихая, зеленая, печальная».
И. С. Тургенев


ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич

По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу

Русская усадьба - это целый мир, целая эпоха, колыбель русских поэтов, художников, писателей, ученых. Именно русская усадьба вдохновила, вскормила, воодушевила Пушкина, Тургенева, Репина. Все усадьбы были устроены по разному, но есть что-то что их объединяет. Символом любой русской усадьбы стали липовые аллеи, вековые дубы, простор. Дом как правило строился на поляне На примере Тургеневской усадьбы, он был даже не в центре. В центре расположена липовая аллея, именно там и находилось сосредоточение духа, мыслей, помыслов писателя, судя по тому с какой нежностью в своих произведениях затронута была им эта тема. Обязательно было наличие прудов, конюшни, хозблока помимо самого дома, фруктовый сад.


ПЛАН УСАДЬБЫ



1. Церковная сторожка 10. Дуб
2. Церковь 11. Конюшня
3. Богадельня 12. Каретный сарай
4. Дом-музей 13. Колодец
5. Верхний сад 14. Кузнечный пруд
6. Нижний сад 15. Пруд Захара
7. Погреб 16. Плотина

Главный дом и строения усадьбы окружены старинным парком. Он был разбит на рубеже XVIII-XIX веков основателем Спасской усадьбы И. И. Лутовиновым. Описание старинного парка находим в романе Тургенева «Новь»: «То был прадедовский чернозёмный сад, какого не увидишь по сю сторону Москвы. Расположенный по длинному скату полого холма, он состоял из четырёх, ясно обозначенных отделений. Прямо перед домом, шагов на двести, расстилался цветник, с песчаными прямыми дорожками, группами акаций и сиреней и круглыми «клумбами»; налево, минуя конный двор, до самого гумна тянулся фруктовый сад, густо насаженный яблонями, грушами, сливами, смородиной и малиной; прямо напротив дома возвышались большим сплошным четырёхугольником липовые скрещенные аллеи. Направо вид преграждался дорогой, заслонённой двойным рядом серебристых тополей; из-за купы плакучих берёз виднелась крутая крыша оранжереи».


Липовые аллеи стали непременным атрибутом любой русской усадьбы. Стройные, высокие, они стали символом высоких мыслей и помыслов, дорожки между ними узкие, поэтому мысли тянутся кверху в небо, вслед за веточками липы, устремленными в небеса. Нет благороднее дерева чем липа, а потому и русская поэзия, взлелеянная липами, благородна, высока и величественна.

Парк в Спаском-Лутовинове, безусловно, являл собой один из лучших образцов русского усадебного садово-паркового искусства конца XVIIIначала XIX веков. Сад разбивался в английском вкусе, с регулярным парком, яблоневыми садами, оранжереями, фруктовыми полянами, лабиринтами извилистых дорожек-змеек. Со времени основания парка сохранилось около 2000 вековых и двухсотлетних лип, ясеней, елей, дубов, серебристых тополей и деревьев других пород, характерных для средней полосы России.

В центральной части парка четкие перекрестия липовых аллей образуют римскую цифру XIX. Вокруг просторно раскинулся ландшафтный сад. В нём группы деревьев перемежаются светлыми лужайками, окаймленными кустами сирени и жимолости. Лабиринт дорожек ведёт к Большому спасскому пруду и Варнавицкому оврагу.

Каждый уголок парка связан с памятью о Тургеневе. Его любимая скамейка стоит на берегу Большого Спасского пруда; беседка, образованная кольцом лип, описана в романе «Рудин»; аллея, посаженная сами писателем во время ссылки, ведёт к другой такой же беседке в глубине парка. В повести «Пунин и Бабурин» Тургенев вспоминает о первых детских восторгах, которые он испытал здесь, слушая чтение поэмы М. Хераскова «Россиада». Восхищение красотой парка звучит на страницах повестей «Фауст», «Призраки» и многих других произведений писателя.

Вокруг усадебного дома на 40 гектарах разбит великолепный парк, густые липовые аллеи которого уступами спускаются к пруду. Со времени основания парка сохранилось около 2000 вековых и двухсотлетних лип, ясеней, кленов, елей, дубов, вязов, берез, серебристых тополей и деревьев других пород, характерных для средней полосы России.
Парк в усадьбе Тургенева является уникальным памятником русского садово-паркового искусства. Парк в Спасском-Лутовинове сохранил характерные черты старинных дворянских усадеб и по праву считается одним из самых красивых усадебных парков России.

Писатель любил отдыхать в тени благоухающей зелени. Перекрестья липовых аллей, солнечные лужайки, заросшие шелковистой травой, несмолкаемый птичий щебет и зеркальная гладь пруда были для него дороже любого из прославленных парков Европы.

Природа Спасского-Лутовинова не может оставить равнодушным. Она господствует в тургеневских произведениях, заставляя читателя сопереживать героям в печали и радости.

“Не в одних стихах разлита поэзия: она везде. Взгляните на эти деревья, на это небо - отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота, там и жизнь…”

ДОМ-МУЗЕЙ


Дом писателя, сгоревший в 1906 году, восстановлен на прежнем месте и в том виде, каким застал его Иван Сергеевич в свой последний приезд на родину, летом 1881 г. Резные узорчатые веранды, утопающие в зелени плюща, маленькие окошки мезонина и крылечки, анфилада комнат и их внутреннее убранство — весь облик дома помогает проникнуться духом тургеневского времени.



В обстановке дома — мебель, являющая собой лучшие образцы работы русских мастеров 18 — первой половины 19 веков. Некоторые из этих вещей являются редчайшими произведениями прикладного искусства. Светом и теплом наполняют комнаты блики красного дерева и карельской берёзы. Ощущение домашнего уюта дают мерно тикающие в углу столовой старинные английские часы. На своём прежнем месте в малой гостиной встречает посетителей огромный уютный диван «самосон», памятный многим гостям Спасского. В рабочем кабинете — письменный стол, за которым рождались лучшие тургеневские произведения.

Именно в Спасском Тургенев испытывал особенный творческий подъём и вдохновение, он признавался: «пишется хорошо только живя в русской деревне. Там и воздух-то как будто «полон мыслей»!.. Мысли напрашиваются сами» .

ФЛИГЕЛЬ


Так называемый «флигель изгнанника» был построен в 40-е годы 19-го века для управляющих имениями Тургеневых.
Первое упоминание о флигеле содержится в письме В. П. Тургеневой к И. С. Тургеневу от 14 / 26 мая 1843 года. Варвара Петровна пишет сыну: «Дядя (Н. Н. Тургенев — А. М.) располагает жить в Спасском и флигель для себя строит» (Отдел рукописей Российской национальной библиотеки. Ф. 795 [И. С. Тургенева]. Ед. хр. 96. Л. 19—20). После смерти Сергея Николаевича Тургенева в 1834 г. его младший брат, Николай Николаевич Тургенев стал не только опекуном Ивана и Николая Тургеневых, но и управляющим тургеневскими имениями. В феврале 1841 г. Н. Н. Тургенев был избран уездным предводителем дворянства в Черни. Варвара Петровна в письмах к сыну не раз выражала недовольство тем, что хлопоты в качестве уездного предводителя дворянства отвлекают Николая Николаевича от управления имением; 25 сентября 1843 г. она пишет Ивану Сергеевичу: «Дядя возвратился совершенно к здоровью, к жизни < …>, он оставляет свою службу, Чернь, он отделал в Спасском флигель и завтра в него переходит, он прямо в сад в аллею. Он называет это твоими комнатами, бог знает, когда хозяин в них будет. — Но! Когда будешь, не будешь жаловаться, что тени нет! Прекрасно — с балкона в липы, в большие берёзы…».


В приписке к этому посланию Варвары Петровны Н. Н. Тургенев сообщал племяннику: «Я перехожу в новый флигель, устроенный для тебя» (Там же. Л. 54—55). В 1846 г. Н. Н. Тургенев женился на Елизавете Семёновне Белокопытовой и переехал в свою карачевскую деревню Юшково.
Известно, что во время спасской ссылки 1852-1853 гг. И. С. Тургенев жил именно во флигеле (дом писателя тогда занимала семья Николая Николаевича Тютчева, бывшего недолгое время управляющим спасским имением). Поэтому с начала двадцатого века, с лёгкой руки литературоведов, за зданием закрепилось название «флигель изгнанника».

ХРАМ СПАСА ПРЕОБРАЖЕНИЯ


В документах начала 17 века, в том числе в жалованной грамоте царя Михаила Фёдоровича, главное поместье Лутовиновых во Мценском уезде именуется «жеребей сельца Спасского» или «четверть сельца Спасского». Возможно, первые церковные строения были утрачены в годы польско-литовского нашествия и последующей смуты, о чём косвенно свидетельствует и бытовавшее вплоть до 1780-х годов наименование Спасского сельцом, а не селом, как следовало бы при действующей церкви.
Первые документальные сведения о Спасском храме относятся к 1780-м годам — в Экономических примечаниях к Генеральному межеванию 1778-1796 гг. указано: «Погост церкви Спаса Преображения Господня; три десятины, владения священнослужителей; на суходоле в погосте церковь деревянная».
В «Ведомостях» о церкви Спаса Преображения за 1897 год датой «открытия» церкви назван 1778 год. В фонде церкви Спаса Преображения в Государственном архиве Орловской области хранятся метрические книги и книги о церковном приходе начиная с 1780 года.
И. Ф. Рында в статье «Черты из жизни И. С. Тургенева» писал: «В прошлом столетии в селе была ветхая деревянная церковь, при которой с 1780 года состояли священники и два причетника. Несмотря на то, что в Спасском приходе было 12 богатых помещиков, однако никто из них не позаботился о храме. Только И. И. Лутовинов обратил на него внимание. Видя, что церковь уже разваливается, он в 1808 году построил на свои средства каменную, очень просторную и красивую церковь».
Новая каменная церковь строилась в комплексе с усадьбой, причём храм был перенесён с погоста на господскую землю (погостом в то время называли не кладбище, как позднее, а обособленную церковную территорию, расположенную вне населенных пунктов). Под церковную усадьбу было отведено три с половиной десятины земли. На месте старой деревянной церкви, над родовым склепом, посреди старого кладбища, была выстроена фамильная часовня.

Характеристика церкви Спаса Преображения как архитектурного памятника заслуживает особого внимания. Она выполнена рукой опытного мастера, знакомого с приемами пропорционирования, свободно решившего композицию храма в традиционных для тех лет классических формах. В неизданном томе «Свода памятников истории и культуры по Орловской области» церковь в Спасском-Лутовинове характеризуется как «интересный образец небольшого усадебного храма начала 19 века в стиле зрелого классицизма».
Совсем неслучайно расположена церковь в усадьбе. Русская душа и ее вера в целесообразность всего живого на этой планете неотделимы друг от друга. Не было бы у Тергенева предков которые позаботились бы о том чтобы сохранить эту церковь, то не было бы и Тургенева именно таким каким он был. Любовь к богу и к природе в русском человеке срослись в единое неразделимое целое. Русский видит бога в травинке, в жучке, в росинке. Во всем есть божественный смысл, и русский человек постигает это интуитивно. Больше всего русский человек ценит волю и первозданную красоту, потому как Бог определил меру всему живому, а именно мера - ключ к постижению совершенства и гармонии. Французские правильные сады никогда не вдохновят его так как нежные незабудки в березовой роще, потому как восхищение и благоговение перед матерью-природой одаривают его божественной интуицией. Все открытия, все прекраснейшие поэмы, стихи, проза - все было написано в глухой тиши, вглядываясь, всматриваясь, каждое мгновение восхищаясь совершенством, наполняя радостью и восторгом душу .

Источник текста и фото: http://www.spasskoye-lutovinovo.ru

Фотографии