Товстоногова: репертуар, история. Большой драматический театр им

Современному петербуржцу БДТ кажется неотъемлемой частью города, зданием - сверстником Александринского театра. Однако зданию немногим больше ста лет, а история именно Большого Драматического театра и вовсе не насчитывает века: столетие будут отмечать в 2019 году. Именно Георгию Товстоногову принадлежит заслуга встраивания БДТ в систему культурных ценностей города наравне с Эрмитажем. Мы проведем краткий ликбез по истории театра - от начала и до эпохи Мастера.

Театр Суворина

В 1862 году хаотичный самодельный Апраксин рынок, объединенный из Щукина и Апраксина дворов, погорел. Огонь уничтожил все временные и часть постоянных построек. Граф Антон Апраксин, чьи убытки исчислялись миллионами рублей, взялся за обживание своих территорий заново. Антон Степанович был человеком многих талантов и интересов: летал на аэростатах, музицировал и подавлял восстания, богатством не кичился, на благотворительность и искусство денег не жалел. По его заказу архитектор Людвиг Францевич Фонтона спроектировал заново не только корпуса Апраксина двора, но и здание известного нам театра.

Апраксин театр технически считался одним из лучших частных подмостков Петербурга, но своей труппы долгое время не имел: граф Апраксин сдавал помещение в аренду Дирекции Императорских театров, а те использовали здание в качестве малой сцены Александринки.

В 1895 году постоянный арендатор сменился и Апраксин театр стал театром Литературно-художественного общества или, как они также себя называли, литературно-артистического кружка, где главными соучредителями являлись собственно, Алексей Суворин, Петр Гнедич и князь Павел Оболенский.

Суворин был журналистом, писателем и театральным критиком, родился в Воронеже, а в столицу попал в 1863 году, где, уже в статусе подающего надежды писателя, устроился на работу в «Санкт-Петербургские ведомости». Там он работал едким фельетонистом под псевдонимом «Незнакомец». Когда в 1874 году вся редакция была разом уволена, ходили слухи, что главной причиной тому был Незнакомец. К тому времени у Суворина уже было новое увлечение - издательство, как книжное, так и газетное: первые «Желтые страницы» города - адресный справочник «Весь Петербург» - выпускал именно он. Считается, что и успеху Чехова поспособствовал Суворин, публикуя великого драматурга на страницах своего издания «Новое время».

Петр Гнедич, несмотря на активную литературно-журналистскую деятельность до «Театра Суворина», признание получил позже, став в 1900 году управляющим труппой Александринского театра. Что касается Павла Оболенского, то князь не стремился в драматурги - его манила сцена. Одной Александринки, где он играл с 1890 года, ему, очевидно, было недостаточно.

Театр на Фонтанке, 65 в просторечие звали Суворинским, после смерти самого Суворина это название стало официальным, а также Малым - относительно Александринки. В Малом-Большом театре того времени успешно ставили свежие пьесы, радовали аристократическую публику. В целом Суворинский театр был заведением модным и посещаемым. На рубеже веков Суворин стал единовластным руководителем Малого театра. После кончины журналиста в 1912 его сын еще несколько лет поддерживал театр литературно-художественного общества, а в 1917 году театр у семьи Сувориных отобрали революционеры. Сначала - просто, чтобы не было. Через три года на Фонтанку переселили на тот момент бездомную труппу Большого Драматического театра.

Театр Горького

Строго говоря, столетний юбилей БДТ Петербургу придется отмечать посреди чемпионата мира по футболу в России - в августе 2018: именно в августе 1918 года актриса МХТ и комиссар театров и зрелищ Союза коммун Северной области Мария Федоровна Андреева подписала декрет о создании в Петрограде «театра трагедии, романтической драмы и высокой комедии». Должность Андреевой и формулировка декрета звучат в наше время довольно забавно, но за дело большевики взялись всерьез.

Театр создавали по инициативе и при строгом контроле Максима Горького. Оформлением спектаклей занялся художник Александр Бенуа, впрочем, творил он на полставки, совмещая работу над декорациями и костюмами с руководством картинной галереей Эрмитажа. В 1926 году Бенуа и вовсе уехал из России в командировку, из которой резонно решил не возвращаться. Труппу собирал известный артист оперетты Николай Монахов - до самой своей смерти в 1936 году он числился в ее составе и выходил на сцену. Вместе с ним на почетные первые роли были назначены актер Александринки Юрий Юрьев и Владимир Максимов, кстати, служивший до того в Малом театре. Юрьев также привел в БДТ команду своего Театра трагедии.

Определились и с главным режиссером: им стал Андрей Лаврентьев, ученик Немировича-Данченко. Именно его спектакль «Дон Карлос» по пьесе Шиллера 15 февраля 1919 года стал первым выходом труппы БДТ на сцену - правда, не на свою, а в помещении Большого зала Консерватории. В апреле того же года председателем худсовета БДТ стал Александр Блок. На следующий год Большой театр уже обосновался на месте Малого - там, где находится по сей день. В противоположность Суворинскому театру - утонченному, аристократичному и авангардному, Большой Драматический театр стремился к пафосу революции и героическим сюжетам, которых, впрочем, не находилось в отсутствие советских драматургов. Поэтому первые годы в БДТ с героическим надрывом ставили «Макбета» и «Слугу двух господ».

Театр многих

Два сезона в театре прошли на ура, а затем наступило время спустить пар: Горький и Андреева покинули СССР, Блок покинул этот мир, Лаврентьев ушел в творческий отпуск на два года. За это время в роли худрука попробовали себя сперва Николай Петров, а затем Константин Хохлов, которому еще предстояло вернуться в БДТ много лет спустя, чтобы, проработав год, уступить кресло Георгию Товтоногову. Но это были уже кризисные времена, а в двадцатые годы БДТ был на слуху и на коне: вернувшийся Лаврентьев принес стабильность, тогда же литературной частью театра стал заведовать Адриан Пиотровский, филолог и переводчик древних авторов. Именно благодаря последнему в БДТ начали ставить пьесы молодых советских (и не только) драматургов. В 1928 году Пиотровский покинул театр ради должности художественного руководителя фабрики «Совкино» - нынешнего «Ленфильма».

Через год Лаврентьев уступил место главного режиссера ученику Мейерхольда Константину Тверскому, оставшись при этом в театре в качестве актера. Тверской с удовольствием взялся за современную драматургию, базу которой подготовил Пиотровский. Следующие шесть лет в БДТ, если и ставили классику, то делали это, стремясь к оригинальному прочтению. Бок о бок с Тверским работал еще один ученик Мейерхольда - Владимир Люце. В театре Апраксина снова заговорили молодые голоса, появился стиль и вкус: Люце и Тверской строили на остывающем пепелище революции современный театр. Но в 1935 году Константина Тверского выселили из Петербурга в связи с убийством Кирова, а двумя годами позже он был расстрелян в Саратове.

Ярким главным режиссером мог бы стать Алексей Дикий, но он проработал в БДТ всего лишь сезон (1936-1937 гг.), после чего был арестован и приговорен к пяти годам лишения свободы за контрреволюционную деятельность. После освобождения в Ленинград Дикий не вернулся. Следом за ним главными режиссерами были Борис Бабочкин, Лев Рудник, Наталья Рашевская, Иван Ефремов и, наконец, Константин Хохлов. Театр погибал в собственных внутренних склоках, был должен всем и вся, а зрители и вовсе обходили Большой стороной. БДТ требовался не режиссер, а руководитель.

В 1956 году делегатам XX съезда КПСС представили спектакль «Оптимистическая трагедия» Ленинградского театра имени Пушкина. Через несколько месяцев режиссеру постановки, немолодому человеку, главному режиссеру театра Ленинского Комсомола, сыну врага народа Товстоногову было предложено буквально «спасти первый пролетарский театр» любыми средствами. 13 февраля 1956 года вступил в должность. А спустя некоторое время БДТ стал таким, каким мы его знаем. По крайней мере, каким знали до 2013 года.

БДТ Товстоногова открылся в феврале 1919 года. В его репертуар сегодня входят в основном классические произведения. Большинство из них - это постановки в уникальном прочтении.

История

Первым спектаклем театра была трагедия Ф. Шиллера «Дон Карлос».

Изначально БДТ располагался в здании консерватории. В 1920 году он получил новое здание, в котором находится до сих пор. Фото БДТ Товстоногова представлено в данной статье.

Первое название театра - «Особая драматическая труппа». Формированием труппы занимался известный актёр Н.Ф. Монахов. Первым художественным руководителем БДТ стал А.А. Блок. Идейным вдохновителем был М. Горький. В репертуар того времени входили произведения В. Гюго, Ф. Шиллера, У. Шекспира и т.д.

Двадцатые годы 20 века были сложными для театра. Менялась эпоха. Уехал из страны М. Горький. Скончался А.А. Блок. Театр покинули главный режиссёр А.Н. Лаврентьев и художник На их место приходили новые люди, но надолго не задерживались.

Большой вклад в развитие БДТ внёс пришедший в 1929 году режиссёр К.К. Тверской - ученик В.Э. Мейерхольда. Прослужил он театре до 1934 г. Благодаря ему в репертуаре БДТ появились спектакли, поставленные по пьесам современных на тот момент драматургов.

Георгий Александрович Товстоногов пришёл в театр в 1956 году. Он был уже одиннадцатым руководителем по счёту. С его приходом началась новая эпоха. Именно он создал театр, который уже много десятилетий входит в число лидеров. Георгий Александрович собрал уникальную труппу, которая стала лучшей в стране. В неё входили такие актёры, как Т.В. Доронина, О.В. Басилашвили, С.Ю. Юрский, Л.И. Малеванная, А.Б. Фрейндлих, И.М. Смоктуновский, В.И. Стржельчик, Л.И. Макарова, О.И. Борисов, Е.З. Копелян, П.Б. Луспекаев, Н.Н. Усатова и другие. Многие из этих артистов до сих пор служат в БДТ Товстоногова.

В 1964 году театр получил звание Академического.

В 1989 г. Георгий Александрович Товстоногов скончался. Это трагическое событие стало для шоком. Почти сразу после смерти гения его место занял народный артист СССР Кирилл Лавров. Он был выбран голосованием коллектива. Кирилл Юрьевич вкладывал всю волю, душу, авторитет и энергию в сохранение того, что было заложено Г.А. Товстоноговым. Он приглашал к сотрудничеству талантливых режиссеров. Первой постановкой, созданной после смерти Георгия Александровича, стала пьеса «Коварство и любовь» Ф. Шиллера.

В 1992 году БДТ было присвоено имя Г.А. Товстоногова.

В 2007 году на должность худрука был выбран Т.Н. Чхеидзе.

С 2013 года художественным руководителем является А.А. Могучий.

Спектакли

БДТ Товстоногова репертуар своим зрителям предлагает следующий:

  • «Человек» (записки психолога, который пережил концлагерь);
  • «Война и мир Толстого»;
  • «Метод Гронхольма»;
  • «Дядюшкин сон»;
  • «Крещённые Крестами»;
  • «Театр изнутри» (интерактивная постановка);
  • «Мера за меру»;
  • «Мария Стюарт»;
  • «Солдат и Чёрт» (музыкальная драма);
  • «Что делать?»;
  • «Три текста про войну»;
  • «Калека с острова Инишмаан»;
  • «Квартет»;
  • «Из жизни марионеток»;
  • «Томление»;
  • «Когда я снова стану маленьким»;
  • «Лето одного года»;
  • «Трактирщица»;
  • «Игрок»;
  • «Время женщин»;
  • «Zholdak dreams: похитители чувств»;
  • «Дом Бернарды Альбы»;
  • «Васса Железнова»;
  • «Дама с собачкой»;
  • «Алиса»;
  • «Видимая сторона жизни»;
  • «Эрендира»;
  • «Пьяные».

Премьеры сезона 2015-2016 гг.

БДТ Товстоногова в нынешнем театральном сезоне приготовил несколько премьер. Это «Война и мир Толстого», «Крещёные Крестами» и «Игрок». Все три постановки уникальны и оригинальны в своём прочтении.

«Война и мир Толстого» - это не обычная сценическая версия произведения. Спектакль представляет собой путеводитель по роману. Это своего рода экскурсия по некоторым главам. Спектакль даёт зрителям возможность по-новому посмотреть на роман и уйти от того восприятия, которое сложилось в школьные годы. Режиссёр и актёры попытаются сломать стереотипы. Роль экскурсовода исполняет Алиса Фрейндлих.

Спектакль «Игрок» - это вольная интерпретация романа Ф.М. Достоевского. Это фантазия режиссёра. Сразу несколько ролей в этом спектакле играет Постановка насыщена хореографическими и музыкальными номерами. Артистический темперамент Светланы Крючковой очень близок по духу роману, именно поэтому ей было решено доверить сразу несколько ролей.

«Крещённые крестами» - так называли себя заключённые тюрем-крестов. Это были совершенно разные люди. Воры в законе, политические заключенные и их дети, которые сидели в детских тюрьмах или в приёмниках. Спектакль поставлен по книге Эдуарда Кочергина - художника БДТ. Это автобиографическое произведение. Эдуард Степанович рассказывает о своём детстве. Он был сыном «врагов народа» и несколько лет провёл в детском приёмнике НКВД.

Труппа

Своими неординарностью, оригинальностью, талантом и профессионализмом славятся актёры БДТ им. Товстоногова. Список артистов:

  • Н. Усатова;
  • Г. Богачёв;
  • Д. Воробьёв;
  • А. Фрейндлих;
  • Е. Ярёма;
  • О. Басилашвили;
  • Г. Штиль;
  • С. Крючкова;
  • Н. Александрова;
  • Т. Бедова;
  • В. Реутов;
  • И. Ботвин;
  • М. Игнатова;
  • З. Шарко;
  • М. Сандлер;
  • А. Петровская;
  • Е. Шварёва;
  • В. Дегтярь;
  • М. Адашевская;
  • Р. Барабанов;
  • М. Старых;
  • И. Патракова;
  • С. Стукалов;
  • А. Шварц;
  • Л. Сапожникова;
  • С. Мендельсон;
  • К. Разумовская;
  • И. Венгалите и многие другие.

Нина Усатова

Многие актёры БДТ им. Товстоногова известны широкой аудитории по своим многочисленным ролям в кино. Одна из таких актрис - великолепная Нина Николаевна Усатова. Она окончила легендарное Щукинское театральное училище. В БДТ пришла работать в 1989 году. Нина Николаевна - лауреат различных театральных премий, она награждена медалями, в том числе «За заслуги перед Отечеством», и удостоена звания Народной артистки России.

Н. Усатова снималась в следующих фильмах и сериалах:

  • «Подвиг Одессы»;
  • «Окно в Париж»;
  • «Огненный стрелок»;
  • «Мусульманин»;
  • Next;
  • «Баллада о Бомбере»;
  • «Холодное лето пятьдесят третьего...»;
  • «Увидеть Париж и умереть»;
  • «Дело о «Мёртвых душах»;
  • «Кадриль (танец с обменом партнерами)»;
  • Next 2;
  • «Бедная Настя»;
  • «Мастер и Маргарита»;
  • Next 3;
  • «Особенности национальной политики»;
  • «Дочки-матери»;
  • «Вдовий пароход»;
  • «Легенда № 17»;
  • «Фурцева. Легенда о Екатерине».

И многие другие фильмы вышли с ее участием.

Художественный руководитель

Должность художественного руководителя БДТ Товстоногова в 2013 году занял Родился он в Ленинграде 23 ноября 1961 г. В 1984 году он окончил факультет радиотехники Ленинградского института авиационного приборостроения. Ещё через 5 лет был факультет актёрского мастерства и режиссуры в Институте культуры. В 1990 году Андрей основал собственную независимую труппу, под названием «Формальный театр», которая завоевала Гран-При на фестивалях в Эдинбурге и Белграде. С 2003 по 2014 год А. Могучий был режиссёром-постановщиком

Где находится и как добраться

В центре исторической части Санкт-Петербурга расположилось основное здание БДТ Товстоногова. Адрес его - набережная реки Фонтанки, №65. Удобнее всего добраться до театра на метро. Ближайшие к нему станции - «Садовая» и «Спасская».

Уважаемые зрители, обращаем ваше внимание:
раздел «О театре» на сайте БДТ в настоящее время обновляется и дополняется.

История Большого драматического театра

Большой драматический театр открылся 15 февраля 1919 года трагедией Ф. Шиллера «Дон Карлос», начав свои выступления в Оперной студии Консерватории.

В 1964 году присвоено звание Академического, в 1970 году открыта Малая сцена, с 1992 года носит имя Г.А. Товстоногова.

Осенью 1918 г. комиссар по делам театров М.Ф. Андреева подписала декрет о создании в Петрограде Особой драматической труппы - так первоначально назывался театр, знаменитый сегодня во всем мире под аббревиатурой БДТ. Ее формирование было поручено известному актеру Н.Ф. Монахову, а истоками стали два театральных коллектива: организованный в 1918 году Театр трагедии под руководством

Ю.М. Юрьева и Театр художественной драмы, который возглавлял А.Н. Лаврентьев.

На должность председателя Директории Большого драматического был назначен А.А. Блок, который по существу стал первым художественным руководителем БДТ. Главным идейным вдохновителем нового театра стал М. Горький. Он писал в то время: «Зрителям необходимо показать человека, о котором он сам - и все мы - издавна мечтали, человека-героя, рыцарски самоотверженного, страстно влюбленного в свою идею... человека честного деяния, великого подвига...» Выдвинутый Максимом Горьким лозунг «Героическому народу - героический театр!» получил воплощение в репертуаре БДТ.

На сцену БДТ выходили герои У. Шекспира, Ф. Шиллера, В. Гюго. Они утверждали идеи благородства, противопоставляя честь и достоинство хаосу и жестокости окружающего мира. В первые годы жизни БДТ существенную роль в определении его художественного облика играли художники. Каждый из них: и вышедшие из объединения «Мир искусства» А.Н. Бенуа и М.В. Добужинский, и архитектор-монументалист В.А. Щуко делали это по-своему. Но именно они сформировали торжественный, поистине великолепный стиль раннего БДТ.

Наступление новой эпохи совпадало с непростыми, а порой и трагическими переменами внутри самого театра. В 1921 г. на несколько лет уехали из России М.Ф. Андреева и М. Горький, в том же году не стало А.А. Блока, вернулся в Академический театр драмы Ю.М. Юрьев, ушел А.Н. Бенуа, покинул БДТ и ставший главным режиссером А.Н. Лаврентьев. В театр приходили новые режиссеры: Н.В. Петров, К.П. Хохлов, П.К. Вейсбрем, К.К. Тверской; они приводили за собой и новых художников - Ю.П. Анненкова, М.З. Левина, Н.П. Акимова, В.М. Ходасевич, В.В. Дмитриева. Приняв от А.А. Блока символическую эстафету, в 1923 г. литературную часть возглавил А.И. Пиотровский.

В новых поисках театра большую роль сыграла режиссерская деятельность ученика В.Э. Мейерхольда К.К. Тверского (1929-1934 гг.). В середине двадцатых годов репертуар БДТ определяют в первую очередь пьесы современных драматургов, таких как Б.А. Лавренев, А. Файко, Ю.К. Олеша, Н.Н. Никитин, Н.А. Зархи, В.М. Киршон, Н.Ф. Погодин. Обновляется и труппа,

в БДТ приходят А.И. Лариков, В.П. Полицеймако, Н.П. Корн, Л.А. Кровицкий; Е.М. Грановская, О.Г. Казико, В.Т. Кибардина, Е.В. Александровская, А.Б. Никритина.

Со дня основания театра в БДТ работали режиссеры: 1919-1921 и 1923-1929 - А.Н. Лаврентьев; 1921-1922 - Н.В. Петров; 1929-1934 - К.К. Тверской; 1934-1936 - В.Ф. Федоров; 1936-1937 - А.Д. Дикий; 1938-1940 - Б.А. Бабочкин; 1940-1946 -
Л.С. Рудник; 1946-1949 - Н.С. Рашевская; 1950-1952 - И.С. Ефремов; 1922-1923 и 1954-1955 - К.Л. Хохлов.

Тридцать шагов в длину. Двадцать в глубину. Вверх - на высоту занавеса. Пространство сцены не такое уж большое. В этом пространстве могла бы разместиться современная квартира - она получится не такой уж ненатурально просторной. Здесь можно разместить сад. Пожалуй, уголок сада, не больше. Здесь можно сотворить мир. Мир высоких человеческих страстей, противостоящих низости, мир деяний и мир сомнений, мир открытий и высокий строй чувств, ведущих за собой зрительный зал.

Из книги «Зеркало сцены»

В начале 1956 г. Большой драматический готовился отметить свой тридцать седьмой день рождения.

В самый канун праздника труппе был представлен новый, одиннадцатый по счету, главный режиссер.

Так в БДТ началась эпоха, имя которой Георгий Александрович Товстоногов.

Г.А. Товстоногов создал театр, который на протяжении десятилетий неизменно оставался лидером отечественного театрального процесса. Созданные им спектакли: «Лиса и виноград» Г.Фигейредо, «Идиот» Ф.М. Достоевского, «Пять вечеров» А. Володина, «Варвары» М. Горького, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Мещане» М. Горького, «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Три сестры» А.П. Чехова, «Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилова, «Энергичные люди» В. Шукшина, «Три мешка сорной пшеницы» В. Тендрякова, «История лошади» Л.Н. Толстого, «На всякого мудреца довольно простоты» А.Островского, «На дне» М. Горького… становились событиями

в театральной жизни не только Ленинграда, но и всей страны, поражая новизной трактовки, оригинальностью режиссерского взгляда.

По крупицам, личность к личности, Г.А. Товстоногов собрал ансамбль уникальных актерских индивидуальностей, составивших лучшую драматическую труппу страны. Роли, сыгранные на сцене БДТ, принесли известность И.М. Смоктуновскому, О.И. Борисову, раскрыли яркие дарования Т.В. Дорониной, Е.А. Лебедева, С.Ю. Юрского, Е.З. Копеляна, П.Б. Луспекаева, П.П. Панкова, Э.А. Поповой,

В.И. Стржельчика, В.П. Ковель, В.А. Медведева, М.В. Данилова, Ю.А. Демича, И.З. Заблудовского, Н.Н.Трофимова, К.Ю. Лаврова,

А.Ю. Толубеева, Л.И. Малеванной. В БДТ и поныне играют А.Б. Фрейндлих, О.В. Басилашвили, З.М. Шарко, В.М. Ивченко, Н.Н. Усатова, Е.К. Попова, Л.В. Неведомский, Г.П. Богачев, Г.А. Штиль.

23 мая 1989 года возвращаясь из театра, Георгий Александрович Товстоногов скоропостижно скончался за рулем своего автомобиля.

В дни, когда театр еще не оправился от шока, тайным голосованием коллектива, художественным руководителем БДТ единогласно был выбран народный артист СССР, лауреат Государственных премий К.Ю. Лавров.

27 апреля 2007 года театр простился с К.Ю. Лавровым. В июне единогласным решением труппы художественным руководителем Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова был выбран народный артист России и Грузии Т.Н. Чхеидзе, который прослужил на этом посту до марта 2013 года.

Материал из Юнциклопедии


15 февраля 1919 г. в зале Петроградской консерватории шел первый спектакль Большого драматического театра. На сиене страдал от одиночества жестокий тиран король Филипп, погибал благородный и храбрый маркиз Поза, спасая честь своего друга Дон Карлоса, строил козни коварный герцог Альба. Среди публики были матроеы, прямо со спектакля уходившие защищать Петроград от белогвардейских банд Юденича; бросаясь в бой, они кричали: «На альбов!» Такой горячий отклик у зрителей имели спектакли театра, «рожденного революцией», как часто называют Большой драматический. У его колыбели стояли М. Горький, мечтавший о «театре героическом», театре, который «возрождал бы романтизм, поэтически раскрывал бы человека», М. Ф. Андреева, в прошлом актриса МХТа, а в ту пору комиссар Отдела театров и зрелищ, и поэт А. А. Блок, ставший духовным вождем и совестью нового театра.

Первые годы существования БДТ называют блоковским периодом. Блок вырабатывал программу театра трагедии, романтической драмы и высокой комедии, театра, который должен был черпать «из великой сокровищницы старого классического и романтического искусства». Он считал созвучными революционной эпохе трагедии Ф. Шиллера («Дон Карлос» и «Разбойники») и У. Шекспира («Король Лир», «Отелло»). Блок призывал артистов «не прятаться от жизни, а пристально всматриваться в глаза происходящему, вслушиваться в мощное звучание времени». Поэт был фактическим сорежиссером первых спектаклей театра, внимательно следил за реакцией впервые пришедших в театр рабочих и красноармейцев, выступал с вдохновенным вступительным словом, чтобы подготовить публику к верному восприятию незнакомой для нее драматургии.

Из Александринского театра (см. Ленинградский академический театр драмы имени А. С. Пушкина) пришли в БДТ актер и режиссер А. Н. Лаврентьев, любимец петроградской публики Ю. М. Юрьев, из кинематографа - В. В. Максимов. По-новому раскрылся здесь талант Н. Ф. Монахова, известного артиста оперетты, комика и куплетиста. В «Дон Карлосе» Монахов блистательно сыграл трагическую роль короля Филиппа. В историю Большого драматического Монахов войдет и как непревзойденный Труффальдино, соединивший в этой роли традиции итальянской комедии масок (см. Комедия дель арте) с русским балаганом. Постановщик «Слуги двух господ» К. Гольдони художник А. Н. Бенуа советовал артисту не бояться импровизировать на сцене. Впоследствии, когда театр обратится к пьесам современных советских авторов, Монахов мощно, темпераментно сыграет партизанского вождя Рузаева в «Мятеже» (по Д. А. Фурманову), матроса Годуна в «Разломе» Б. А. Лавренева, Егора Булычова в пьесе М. Горького «Егор Булычов и другие».

В 1932 г. Большому драматическому театру присвоено имя М. Горького. С творчеством одного из основателей театра связаны важнейшие постановки 30-х гг. Это спектакль «Мещане» в постановке А. Д. Дикого, «Дачники» - Б. А. Бабочкина, «Егор Булычов и другие», «Достигаев и другие» - К. К. Тверского и В. В. Люце. Свое 30-летие в 1949 г. БДТ отметил спектаклем «Враги» в постановке Н. С. Рашевской, ставшим заметным явлением в театральной жизни послевоенного Ленинграда.

В 1956 г. БДТ возглавил Георгий Александрович Товстоногов (1913-1989), и с этого времени почти каждая новая постановка театра не только становится событием в театральной жизни Ленинграда, но и оказывает влияние на развитие всего советского сценического искусства.

Глубокое современное содержание, смелость постановочных решений, блестящий ансамбль - характерные особенности этого театра. «Многозначность и объективность, - пишет искусствовед К. Л. Рудницкий, - главные признаки товстоноговской режиссуры. Личность режиссера полностью растворена в спектакле, который им выстроен и управляем». Последователь К. С. Станиславского Товстоногов продолжает также в своем искусстве традиции Е. Б. Вахтангова, В. Э. Мейерхольда и Б. Брехта. БДТ славится замечательным актерским ансамблем. Многограннее проявились в спектаклях Товстоногова актеры «старого» Большого драматического - В. П. Полицеймако, Е. З. Копелян, В. И. Стржельчик, Н. А. Ольхина, Л. И. Макарова. Вместе с режиссером пришли в театр С. Ю. Юрский, К. Ю. Лавров, М. Д. Волков, Е. А. Лебедев, Э. А. Попова, Т. В. Доронина, П. Б. Луспекаев, З. М. Шарко, О. В. Басилашвили, О. И. Борисов, Н. Н. Трофимов и другие актеры, определившие манеру, стиль, высокую актерскую культуру БДТ.

«Имя Горького обязывает», - говорил Товстоногов, и действительно, горьковские пьесы -«Варвары», «Мещане», «Дачники» - были поставлены в БДТ по-новому остро, свежо, современно.

«Музейный подход к классике нанес много вреда и самой классике и театрам, своей школьной добросовестностью отпугнув ставших равнодушными зрителей», - писал Товстоногов; в своем творчестве он неуклонно ищет живое в классическом наследии. Таким этапным, созвучным времени стал спектакль «Идиот» по инсценировке романа Ф. М. Достоевского с его естественным и человечным князем Мышкиным, сыгранным И. М. Смоктуновским.

Современным, вызывающим зрительскую любовь и сочувствие был и Чацкий Юрского в «Горе от ума», свои монологи он адресовал не Фамусову, не Скалозубу, не Молчалину, а зрительному залу.

В «Истории лошади» (инсценировка «Холстомера» Л. Н. Толстого) трагическая исповедь Холстомера - Лебедева - поражала своей глубиной, артист играл не только «историю лошади, но и судьбу человека».

Непривычно строго и жестко анализирует Товстоногов поступки героев пьес А. П. Чехова «Три сестры» и «Дядя Ваня», открывая «своего» Чехова, резко отличающегося от известных постановок режиссеров-современников.

Смело, неожиданно, в жанре оперы-фарса поставлена Товстоноговым пьеса А. В. Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина», где главную роль сыграл В. М. Ивченко. Он же играет Глумова в сатирической комедии А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты».

Исследователи театра пишут о спектаклях БДТ как о спектаклях-романах. Действительно, театр близок большой литературе, часто обращается к инсценировкам произведений советской прозы. Здесь были созданы спектакли «Поднятая целина» и «Тихий дон» М. А. Шолохова, «Последний срок» В. Г. Распутина и «Три мешка сорной пшеницы» В. Ф. Тендрякова. Верен театр и героической теме. В «Гибели эскадры» А. Е. Корнейчука, «Оптимистической трагедии» В. В. Вишневского оживают традиции Большого драматического театра, рожденного революцией.

В год празднования 100-летия со дня рождения В. И. Ленина БДТ открывает свою Малую сцену спектаклем «Защитник Ульянов». Лучшие страницы Ленинианы составили драматургическую основу спектакля «Перечитывая заново». Исполнитель роли вождя К. Ю. Лавров был удостоен в 1982 г. Ленинской премии.

Не менее важна в репертуаре Большого драматического современная тема. Настойчиво ищет театр своих драматургов. Событиями в театральной жизни стали «Пять вечеров» и «Старшая сестра» А. М. Володина, «Океан» А. П. Штейна, «Иркутская история» А. Н. Арбузова, «Традиционный сбор» В. С. Розова. В последние годы появились на сцене театра «Протокол одного заседания» и «Мы, нижеподписавшиеся...» А. И. Гельмана, поднимающие актуальные нравственные проблемы времени.

Среди спектаклей театра 80-х гг. - «Волки и овцы» А. Н. Островского, «Пиквикский клуб» (по Ч. Диккенсу), «Энергичные люди» (по В. М. Шукшину), «Рядовые» А. А. Дударева, «Этот пылкий влюбленный» У. Саймона и др.

В спектаклях театра раскрылся талант С. Н. Крючковой, Е. К. Поповой, А. Ю. Толубеева, Г. П. Богачёва, Ю. А. Демича, О. В. Волковой, Л. И. Малеванной, Н. Ю. Даниловой, А. Б. Фрейндлих.

Один из современных исследователей назвал Г. А. Товстоногова «собирателем русской театральной культуры». Под его руководством Большой академический драматический театр имени М. Горького стал своеобразным эталоном синтеза режиссерского и актерского искусства.

Театр награжден орденами Трудового Красного Знамени и Октябрьской Революции.

Российский государственный академический Большой драматический театр (БДТ) - один из первых советских театров. Приставку «имени Г.А. Товстоногова» он получил в честь своего руководителя - знаменитого режиссера Георгия Товстоногова.

Театр громких имен

До этого театр носил имя М. Горького и назывался Ленинградский академический Большой драматический театр. Собственно, благодаря Максиму Горькому театр и был организован в 1919 г.; основу его труппы составили артисты Театра художественной драмы, созданного за год до этого. В 1920 г. театр получил здание на Фонтанке, и остается там по сей день. Любопытный факт: первый спектакль театра - «Дон Карлос» по пьесе Шиллера - шел целых пять часов; премьера состоялась зимой, в середине февраля, в мороз, а здание не отапливалось - но зрители охотно проводили в зале весь вечер. Настолько захватывающим было происходящее на сцене! И это неудивительно. Ведь всё время своего существования харизма Большого драматического основывалась на яркой энергетике выдающихся деятелей российской культуры. Множество громких имен связано с этим театром. В 1919 года председателем худсовета назначен поэт Александр Блок. Самое горячее участие в судьбе театра продолжал принимать Максим Горький. Эта культурная площадка был призвана стать источником героического пафоса, революционной идеологии, величественных страстей, не ограничивающихся судьбой одного человека, а захватывающих судьбы многих. В те годы репертуар Большого драматического театра был основан на революционной программе. Его составляли произведения мировой драматургии, соответствующие героическим настроениям: Шекспировские трагедии, драмы Гюго, пьесы Мережковского и Брюсова. Но судьба театра оказалась переменчивой. По разным причинам - политическим или личным - талантливые режиссеры не задерживались в нем надолго, коллектив долгое время оставался без руководителя, без крепкой руки театр постепенно терял популярность... И только в 1956 году началась новая эпоха: в коллектив пришел выдающийся и успешный режиссер Георгий Товстоногов, очень требовательный к качеству актерской игры, задающий высочайшую планку в работе. Более чем на 30 лет судьба театра была решена: популярность и любовь зрителей вернулись к нему.

По самым строгим критериям сценического качества

Самым важным критерием мастерства актера в театре остаются интеллектуальный уровень и способность к импровизации. Именно это на протяжении десятилетий делало труппу Большого драматического одним из сильнейших театральных коллективов мира. «Вышколенные» строгим режиссером Товстоноговым, актеры передавали новым поколениям традиции требовательности к себе и безупречной умной игры. В 90-е годы, после смерти главного режиссера, театр снова оказался «в поиске», его временно возглавил Кирилл Лавров, передав затем руководство режиссеру Темуру Чхеидзе. Перемены коснулись Большого драматического в 2011-2014 гг.: как и во многих других театрах в это время, в нем была проведена техническая реставрация. Критики, да и многие зрители, опасались, что после реконструкции театр уже не будет прежним - переменится и его идеология и философия… Но первый же спектакль - «Алиса» по мотивам сочинений Л. Кэрролла с Алисой Фрейндлих в главной роли - стал обладателем высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинациях «Лучший спектакль» и «Лучшая женская роль». Купить билеты в Большой драматический театр в день спектакля невозможно - ведь это одна из самых популярных сценических площадок, исторический и культурный центр, к визиту в который готовятся заранее…