Уроки милосердия учащимся. Милосердие

Куантаева Аэлита
Конспект урока в 8 классе «Милосердие»

Конспект урока в 8 классе по теме

«Милосердие »

Цель :

Раскрыть содержание понятий : милосердие и благотворительность;

Способствовать воспитанию доброты и милосердия , нравственных качеств; выявлению правильного представления о добре и добрых делах;

Раскрыть на конкретных примерах понятие «нравственный поступок» ;

Формировать развитию у детей чувства умения правильно оценивать свои поступки;

Формирование у учащихся духовно-нравственных качеств.

Задачи :

Помочь учащимся раскрыть содержание понятия милосердие , одного из основных принципов, которым должны руководствоваться все люди;

Способствовать развитию нравственного самопознания;

Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни.

Оборудование : презентация, компьютер, мультимедийный проектор, наглядности.

Ход открытого занятия:

- (Слайд1) Прочтите эпиграф к нашему мероприятию.

Поистине велик тот, кто обладает великим милосердием .

Фома Кемпийский.

– Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)

Милосердными называют тех людей , которые сострадательно относятся к людям, имеют доброе сердце, и они всегда готовы помочь нуждающимся людям по мере возможности.

- (Слайд2) Сегодня я приглашаю вас к разговору о чувстве, которое, возможно, стало непопулярным, но таким необходимым в настоящее время – о милосердии ,

тема нашего занятия «Милосердие » .

И сегодня мы попытаемся увидеть истинный смысл и значение милосердия , понять, к кому нужно проявлять милосердие , как нужно относиться к людям, как можно помочь нуждающимся и составим благотворительный проект.

Основной этап занятия :

(Слайд3) Милосердие и сострадание по определению В. И. Даля, это “сердцеболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечность".

Как прекрасно, что человек живёт не один на свете. Каждый должен это понять и почувствовать.

В наше быстротечное время, время компьютеров и немыслимых скоростей не хватает минутки остановиться, подумать, оглянуться и увидеть тех, кто рядом с нами, кому нужна наша помощь, понимание, поддержка.

Как вы понимаете это слово? (МИЛ-милость , помиловать , СЕРД- сердце болит, душа болит, человеколюбие)

(Слайд4) Милосердие – готовность помочь кому-нибудь, или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

милосердия

Какие чувства вы испытывали?

Ребята, с какими словами у вас ассоциируется это слово «милосердие » ?

(доброта, человеколюбие, помощь, жалость, терпение, забота, поддержка, сострадание, сочувствие, уважение.)

Почему вы называете это слово, с чем вы его связываете?

(Слайд5) Давайте добавим к этому списку менее распространенные слова - это сострадание, уважение, человеколюбие, гуманность, альтруизм.

Работа с карточками.

Давайте подберем к этим словам определения. На доске висят слова, к ним нужно найти определения. Карточки с определениями лежат на столе.

ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ-любовь к людям, гуманность.

СОСТРАДАНИЕ- жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь

несчастьем, горем.

ДОБРОТА - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление

делать добро другим.

АЛЬТРУИЗМ - бескорыстная забота о благе других людей.

УВАЖЕНИЕ - почтительное отношение, основанное на признание чьих-

нибудь достоинств.

ГУМАННОСТЬ- человеколюбие, уважение к людям, к человеческому

достоинству, чуткое, доброе, отзывчивое отношение

Молодцы ребята вы хорошо справились с заданием!

Что общего в этих словах? (Все эти слова проявления милосердия )

А в вашей жизни были случаи проявления милосердия ? Расскажите о них. (ухаживать за больными, ухаж. за младшими, бескорыстно предлагать свою помощь)

Чтение стихотворения.

Музыка 1Ученик читает стихотворение :

Милосердие в моем понимании –

Это ласка, любовь, сострадание.

Это - маме усталой помочь

Это - бабушку навестить.

И обиду свою превозмочь,

И того, кто обидел - простить.

Это - птичек и кошек кормить.

И цветы на окне поливать.

Всё живое на свете любить,

И жалеть, и ценить, и прощать.

Если ближний замерз - согрей,

Если он неодет - одень

Если голоден - накорми

Если жаждет он - напои.

Если он скорбит - утешай,

Заболеет он - навещай.

Жизнь тебе Господь подарил,

Для того, чтоб ты всех любил.

Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

– Люди всегда славились такими качествами души, как милосердие и сострадание . Обратите внимание на слово «со-страдание» . Объясните его. (Это совместное страдание, когда страдают все, т. е. делят беду пополам).

– Как вы считаете, беда станет меньше, если её разделить с другими? (Ответы) .

– Сформулируйте, какого человека можно назвать сострадательным (Сострадательным человеком называют того, кто в трудную минуту пожалеет, скажет ласковое слово и посочувствует другому. Когда кто-то несчастен и кому-то плохо и трудно, сострадательный человек тоже страдает и переживает вместе с ним, старается его утешить, успокоить и помочь).

Пример милосердия .

А вы знаете что такое притча? (в притче собрана вся народная мудрость) . Послушайте притчу и скажите, как проявляется милосердие ?

(Видео «Притча о блудном сыне» )

“Притча о блудном сыне”.

“У одного человека было два сына. Младший сын сказал своему отцу : “Отец, дай мне мою часть имения”. И отец разделил имение между сыновьями. Вскоре младший сын собрал всё, что у него было, и отправился в далёкую страну. Там он растратил всё своё богатство на распутную жизнь, и, когда у него уже ничего не осталось, в той стране начался сильный голод. Он оказался в нужде, пошёл и нанялся к одному из жителей страны пасти свиней. Он так голодал, что рад был набить желудок хоть помоями, которыми кормили свиней, но и тех ему не давали. И, опомнившись, он сказал :

“Сколько слуг в доме моего отца, и у них достаточно пищи, а я здесь умираю от голода! Пойду и возвращусь к моему отцу и скажу ему : отец! Согрешил я против неба и против тебя. Я больше не достоин называться твоим сыном, но найми меня хоть в слуги”. И он пошёл к своему отцу. Когда он был ещё далеко, отец увидел его, и ему стало жалко сына. Он побежал к нему навстречу, обнял его и стал целовать его. Сын сказал : “Отец! Согрешил я против неба и против тебя. Я больше не достоин называться твоим сыном”. Но отец сказал своим слугам : “Идите быстрее, принесите лучшую одежду и оденьте его. Оденьте ему на руку перстень и обуйте в сандалии. Приведите откормленного телёнка и зарежьте его, сделаем пир и будем праздновать. Ведь мой сын был мёртв, и вот он опять жив! Он был потерян и сейчас нашёлся!” И они начали праздновать. Старший сын в это время был в поле. Когда он подходил к дому, то услышал, что в доме музыка и танцы. Он позвал одного из слуг и спросил его, что там происходит. “Твой брат пришёл, – ответил ему тот, – и отец твой зарезал откормленного телёнка, потому что сын его здоров и всё с ним благополучно”. Старший сын рассердился и не захотел даже заходить в дом. Тогда отец вышел и стал умолять его. Но сын ответил : “Все эти годы я работал на тебя, как раб, и всегда исполнял то, что ты говорил. Ты же никогда не зарезал для меня даже козлёнка, чтобы я мог повеселиться с друзьями. Но когда этот твой сын, который растратил твоё имущество на разврат, возвратился домой, ты зарезал для него откормленного теленка. Отец же сказал ему : "сын мой! ты всегда со мною, и все мое - твое. А о том надобно было и тебе радоваться и веселиться, что брат твой был мертв и ожил; пропадал и нашелся".

Какой нравственный урок даёт эта притча ?

Отец был ли милосердный к своему сыну ?

Почему обиделся старший сын?

Правильно ли поступил отец что принял сына обратно?

Почему отец сказал «Ведь мой сын был мёртв, и вот он опять жив» ?

Какое из названых вами определений проявляется в притчи?

(Отец понял, что раскаяние сына искренне. Сын в притче был мёртв духовно. Отец думал, что сын его мог погибнуть, стать окончательно грешником. А грешный человек как мёртвый. Но сын раскаялся, то есть ожил.

Каждый человек может ошибиться, оступиться, встать на не правильный путь. Но нужно вовремя понять это, искренне раскаяться, попросить прощения, а кому-то проявить милосердие , сострадание.)

Какое из названных вами определений проявляется в притче?

-(Музыка2) Что чаще всего делают милосердные люди ?

(делают добро и занимаются благотворительностью.)

(Слайд6) Каждый год в нашем детском доме проходит «День благодарения» , где люди оказывают помощь детям, а в знак благодарности проводится концерт.

Что такое благотворительность?

(БЛАГО+ТВОРИТЬ. Творить БЛАГО (добро) - нести добро людям во благо их)

(Слайд7) Благотворительность-оказание бескорыстной помощи тем, кто в этом нуждается.

Чтобы заниматься благотворительностью, необходимо быть богатым.

Каким может быть богатство (Материальным и духовным (честность, чуткость, доброта, стремления, знания.)

Что значит быть духовно богатым? (сосредотачиваться не только на своих интересах, но и обращать внимание на потребности окружающих тебя людей, стремиться помочь им, быть милосердным ).

1)С давних времен на Руси соблюдали «закон десятины» . Наши предки знали-десятую часть своего дохода надо отдать нуждающимся. Если ничего не даешь, то ничего не получаешь взамен.

2) При монастырях и церквях появлялись бесплатные приюты, больницы для нищих. 3)Накануне больших праздников русские цари рано утром делали тайные выходы и из собственных рук раздавали милостыню .

4)Помогать материально- это самый простой вид помощи. Человек просто расстается с некоторой, не очень значительной для него суммой денег, и всё.

5) Очень важно отдавать деньги, любовь, заботу, внимание легко, не жалея о подарке. –Как вы думаете, почему (Очень важно найти грань, так называемый баланс между отдачей и получением. Человек просто расстается с некоторой, не очень значимой для него суммой денег, нежели проявить уважение и милость .).

Благотворительностью часто занимались и занимаются ВОЛОНТЕРЫ- это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. Синонимом слова «волонтер» является слово «доброволец» .

Каждый из нас либо словом, либо делом может сеять семена милосердия и сострадания . А урожай будет. По закону сеяния и жатвы, что посеешь, то и пожнёшь. Милосердию можно научиться . Сначала человек должен заставлять себя совершать добрые дела, даже если ему тяжело или не очень хочется. А затем милосердие станет привычным и естественным.

Работа с пословицами

Ребята, соедините начало и конец пословиц :

Не хвались серебром,/ а хвались добром

На свете не без/добрых людей

Жизнь дана /на добрые дела

С миру по нитке/бедному рубашка

Не устоять худу/против добра

Злой плачет от зависти, /а добрый от радости

Только на добрых делах /мир держится

О чем были эти пословицы?

Какая пословица больше всего подходит к благотворительности?

Делают ли люди добро в наше время? Да, конечно. В наше время существуют благотворительные фонды для поддержки научных проектов, помощи детским домам, больницам и т. д.

-(Слайд8) Одним из ярких примеров может служить деятельность организации Международный красный крест.

Информационный блог

Ребята я давала вам задание найти современных спонсоров и благотворителей. Кого вы знаете?

Сообщение детей «Современные спонсоры и благотворители»

(Слайд9) Анжелино Джоли

(Слайд10) Чулпан Хаматова

(Слайд11) Аружан Саин

(Слайд12) Егор Бероев и Ксения Алферова

(Слайд13) Элтон Джон

(Слайд14) Гоша Куценка

(Слайд15) Леонардо Ди Каприо

(Слайд16) Дэвит Бэкхом

(Слайд17) Мария Миронова, Игорь Верник и Евгений Миронов

Интерактивная беседа

В наше время существуют различные благотворительные фонды для поддержки научных проектов, помощи детским домам, больницам и т. д.

Как вы думаете, ребята, что заставляет этих людей тратить свои деньги на благотворительность (ответы детей) - Милосердие , сострадание и благотворительность- это проявление любви к ближнему. А ближним мы должны считать каждого человека нуждающегося в нашей помощи. Милосердию можно и нужно научиться, для этого сначала нужно себя даже заставлять помогать другим, а затем это станет доброй привычкой твоего сердца. Когда ты помог ближнему, ты умножил количество добра в мире, принес добро самому себе и твоя душа стала светлее.

Воспитанник :

В жизни можно по-разному жить

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости

А можно раз на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Голой рукой солнце достать

И подарить его людям!

(берет солнце и клеет его на доску)

Запишите на солнечных лучиках, кому и какую помощь вы могли бы оказать.

Помощь пожилым, сиротам, инвалидам

Сбор средств для детдома

Помощь бездомным животным, птицам

Сбор одежды для пострадавших от стихийных бедствий и т. д.

Давайте подумаем, какой благотворительной деятельностью может каждый из вас заняться в будущем? Расскажите о своем проекте благотворительной деятельности которые вы подготовили.

1 - Что делаем? (тема проекта)

2 –Для чего? (цель проекта)

3 - Для кого?

4- Где сделаем?

5 - Как будем делать? (из чего) 6 - Что делать буду я? (анализ своей деятельности)

6 - Как я оцениваю свою деятельность.

Подведения итогов

- (Слайд18) Ребята, что больше всего запомнилось вам сегодня на занятии?

Ребята мы сегодня много говорили о милосердие , рассмотрели примеры, узнали про благотворительность. Ребята давайте в пишем в капельки, изображенные на доске, ценности, с которыми вы пойдете по жизни :хорошее настроение, любовь к людям, милосердие , сострадание, отзывчивость, доброжелательность, уважение.

Посмотрите какая картина-кластер получилась у нас .

Сегодня на занятии мы смогли прикоснуться к истокам истинного милосердия и благотворительности. И каждый из вас для себя лично попытался взглянуть на себя со стороны и определить свое отношение к людям, и возможно, его пересмотреть.

Подведя итог нашему занятию, хотелось бы всем нам пожелать :

Не забывай дарить тепло, пока ты дышишь,

Не забывай творить добро, пока живёшь!

Всё, с чистого листа, не перепишешь.

Со временем, ты это всё поймёшь.

Жизнь невозможно повторить сначала,

Ушедших близких тоже не вернуть.

И, как бы жизнь не била, не качала,

Пройди достойно этой жизни путь!

Люби людей, и будешь

ты любимым,

Всегда прощай, и будешь сам прощён,

Ведь жизни срок

летит неумолимо!

И, добрым словом будешь ты польщён! Идти

старайся в ногу вместе с веком,

Не спотыкайся, на ногах держись.

Остаться постарайся ЧЕЛОВЕКОМ,

В круговороте, под

названием :"Жизнь"!

(Музыка2) Воспитанник :

Не замечая боль, не зная милосердия ,

не может человек быть Главным Существом.

Ведь для любви и к ближним сострадания

он был задуман Высшим Божеством.

Так будем же добрее мы друг к другу,

подарим ближнему и радость, и тепло.

И то, что отдадим соседу или другу,

вернется к нам. И принесет ДОБРО!

Цель: привить школьникам нравственные понятия милосердия, человеколюбие; развивать умение размышлять, задумываться над поступками людей; способствовать развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развивать нравственные качества и творческие способности; учить связно, грамотно, культурно излагать свое мнение по заданной теме; выслушивать и принимать точки зрения одноклассников, находить общий язык при работе в парах, коллективном обсуждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК МИЛОСЕРДИЯ

Цель: привить школьникам нравственные понятия милосердия, человеколюбие; развивать умение размышлять, задумываться над поступками людей; способствовать развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развивать нравственные качества и творческие способности; учить связно, грамотно, культурно излагать свое мнение по заданной теме; выслушивать и принимать точки зрения одноклассников, находить общий язык при работе в парах, коллективном обсуждении.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Круг радости .

Учащиеся становятся в круг, поворачиваются попарно лицом друг к другу. Учитель приветствует учеников и предлагает им пофантазировать.

– Представим себе, что наша комната наполнена солнечным светом. Он проник в каждый ее уголок, и она стала веселой и приветливой. Вот солнечные лучи коснулись и нас. Представьте себе, что солнечный свет дарит нам радость, доброту, любовь. Сейчас вы можете сказать друг другу что-нибудь приятное, например: «Я рад, что ты учишься со мной в одном классе», «Я желаю тебе прекрасного и приятного дня», «Я хочу, чтобы у тебя было много хороших друзей».

  1. Актуализация опорных знаний.

Посмотрите друг друга в глаза и улыбнитесь, пожмите друг другу руки. Сейчас мы - одна большая семья. Семья, которая собралась поговорить об очень важном, о том, что волнует многих, живущих на нашей планете. Хотите узнать, что это?

Игра «Слово рассыпалось».

Давайте поставим буквы правильно и получим слово(Милосердие).

Пока мы боль чужую чувствуем,

Пока живет в нас сострадание,

Пока мечтаем мы и буйствуем,

Есть в нашей жизни оправдание.

Ребята, как вы понимаете слово МИЛОСЕРДИЕ?(Милое сердце)

- Одно из самых красивых слов на свете - МИЛОСЕРДИЕ. У каждого из вас есть маленькое доброе сердце.

Милосердие- способность миловать, любить, жалеть всем сердцем.

- Как вы понимаете слово СОСТРАДАНИЕ? (Переживать за другого)

Сострадание- с пособность переживать боль другого человека, как собственную.

Какие чувства должны быть в каждом добром сердце?

К кому мы проявляем милосердие? (К пожилым людям, к младшим, к животным, к природе, к слабым, к больным).

Кому нужна наша забота?

Как вы понимаете взаимопомощь?

  1. Первичное усвоение новых знаний.

а) Работа со словарями.

Работая в группах со словарями разных авторов, вы узнаете о лексическом значении слова «милосердие»

Милосердный человек – это человек, у которого доброе, отзывчивое на чужую беду сердце, жалеющее и сочувствующее окружающим.

А зачем нам милосердие? Какая в нем выгода?

б) Обсуждение ситуации.

Один мальчик помог чужой бабушке донести домой тяжелую сумку. Это хороший поступок? Поставил он сумку у дверей квартиры и сказал: «Бабушка! Я тебе помог, а ты мне за это дай 10 рублей».

Хорошо ли это? Что здесь плохого? Почему так делать нельзя?

Только та помощь, которую мы совершаем без какой-либо выгоды, и есть милосердие, бескорыстная помощь.

  1. Разминка «Раз, два, три…»

Учитель предлагает учащимся выполнить движения в соответствии с текстом стихотворения.

Раз, два, три, четыре...

Встаньте в круг, друзья, пошире.

Ножки вместе, ручки вбок,

И попрыгаем, дружок!

А теперь все ручки вверх,

Вот как вырос человек!

Раз, два, три, четыре, пять,

Встали все в кружок опять.

Громко скажем: «Здравствуй, друг ,

Приходи в наш общий круг!»

Улыбнемся веселей,

Стали мы еще дружней!

  1. Обобщение и систематизация знаний.

Игра «Собери пословицу» (работа в группах).

Соединить части пословиц разных народов, которые доказывают, что тема милосердия одинаково близка людям разных национальностей.

Лицом некрасив, да сердцем добр. (Вьетнамская).

Лучше мучиться, чем мучить. (Русская)

Лучше открытый упрек, чем тайная злоба. (Арабская)

Лучше самому терпеть, чем других обижать. (Русская)

Милостивому человеку и Бог дает. (Русская)

На хороший цветок и пчелка летит. (Русская)

Плох тот ветер, который не приносит добра. (Русская)

Против милосердия и меч бессилен. (Японская)

С тобой водиться, что в крапиву садиться. (Русская)

Добро творить – себя веселить. (Русская)

Что в сердце варится, на лице не утаится. (Русская)

Творческая деятельность «Ковер дружбы»

Учитель предлагает учащимся продумать сюжет рисунка или узор и совместно сделать ковер, который будет называться Ковром дружбы. Учащиеся украшают ковер бумажными или тканевыми цветами, бахромой, блестками и др. Во время задания негромко играет музыка. Важно, чтобы каждый ученик самостоятельно украсил какую-то часть ковра.

Учащиеся вместе с учителем придумывают ритуал примирения на Ковре дружбы. Если в классе есть ученики, которые находятся в ссоре, их можно помирить.

Ковер дружбы можно использовать и в дальнейшем, если в классе возникнет какая-либо ссора.

Друзья могут ссориться и мириться, однако самое главное качество друга – это умение прийти на помощь, несмотря ни на какие обстоятельства.

Учитель обращает внимание учащихся на цитату, написанную на доске: «Человек без друзей, что дерево без корней».

· Как вы понимаете эти народные пословицы? (Ответы учащихся).

Споёмте, друзья!

Учитель включает аудиозапись «Песни о дружбе». Учащиеся исполняют песню. слова М.Пляцковского, музыка Б.Савельева

Песня о дружбе

Дружба крепкая

Не сломается,

Не расклеится

От дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит,

Вот что значит настоящий,

Верный друг.

Мы поссоримся,

И помиримся,

«Не разлить водой», –

Шутят все вокруг.

В полдень или в полночь,

Друг придёт на помощь,

Вот что значит настоящий,

Верный друг.

Друг всегда меня

Сможет выручить,

Если что-нибудь

Приключится вдруг.

Нужным быть кому-то

В трудную минуту –

Вот что значит настоящий,

Верный друг!

Страшно жить в обществе, в котором нет милосердия. Поэтому важно пробудить в душах желание делать добро, совершать милосердные поступки. Раскройте в себе такие чувства как – чуткость, сострадание, человеколюбие. Можно ли в себе воспитать милосердие? Как? (Делать добрые дела и совершать добрые поступки). Воспитывайте чувства милосердия к окружающим людям и всему живому на нашей планете.

  1. Рефлексия.

Сегодня я узнал(а) …..

Сегодня я смогл(а) …..

Мне захотелось …..

  1. Итог.

Захотелось ли вам сделать добрые дела? Я желаю всем вам жить среди милосердных людей, и быть, а не казаться милосердными. Хочу подарить памятку «Жизненных правил». Звучит песня «Доброта» (муз. Д.Дунаева, сл. Т.Беловой).

Перед тем как нам расстаться,
И уйти всем по домам,
Хочется нам попрощаться,
Пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами

Говорили вы с друзьями.


«В жизни сей нужен сочувственный взор, ласковое слово, нужно сознание, что нас любят и нам верят, нужно то, что в мире самое редкое и самое великое сокровище - сердце внимательное», – Преподобный Амвросий Оптинский

В июле-октябре 2017 года в Арсеньеве был реализован проект “Центр духовно – нравственного воспитания и развития подрастающего поколения “Отечество”. Организатором проекта является Центр внешкольной работы г. Арсеньева. В рамках проект был проведен цикл бесед «Уроки милосердия» для православной молодежи и детей с ограниченными возможностями здоровья на базе образовательных организаций. Беседы проводили представители Арсеньевской епархии – иерей Владимир Пыжиков и диакон Димитрий Селивановский. 8 бесед, 8 школ, 8 классов: от детей с ограниченными возможностями до кадетов.

Каждый класс, каждый возраст – отдельная история. 4-е классы принимают рассказ учителя в простоте сердца, а девятиклассники-кадеты уже спрашивают с подковыркой: «А вот Вы – психолог, Вы можете манипулировать нами, да?». И приходится снова и снова объяснять простые истины:

«Нужно стремиться, чтобы внешнее соответствовало внутреннему. Это называется простота. Если этого нет, то это уже лукавство»

«Работая над своей душой, мы должны знать, что хорошо, а что плохо. Что пропалывать в своей душе, а что оставлять расти».

Работа с каждым классом индивидуальна. Вот 4-ий класс, с которым занимается о. Александр Ступа, который ездит на экскурсии по храмам в рамках проекта – с ними можно поговорить об устройстве храма, а потом, во время экскурсии по анучинскому храму показать всё на практике. С кадетами – о доблести и чести, о том, как выжить на войне и зачем в сталинградской мясорубке люди вырезали кресты из консервных банок. А еще – о том, почему писатель Варлам Шаламов удивлялся стойкости «церковников».

– Ребята, что такое милосердие? – спрашивает отец Дмитрий. И посыпались ответы:

– Помочь бабушке по дому, в огороде!

– Помочь готовить ужин!

– Подоить корову!

– Покормить кур!

– Сходить в магазин!

– Помочь хотя бы просто словом, поддержать человека…

– Хорошо. А ещё, ребята, милосердие – это простить того, кто нас обидел. Милосердие – это не воздавать злом за зло, не отвечать ударом на удар.

А еще цель этих уроков – заставить детей думать. Например, после просмотров отрывков из мультфильмов во время бесед отец Дмитрий спрашивал у ребят: «Что мы можем извлечь из этого фильма (или притчи)? Как вы понимаете?»

Учитель подобен сеятелю: сеет везде и надеется, что его труд попадёт на добрую землю и принесёт обильный урожай. Урожай доброты, милосердия, сострадания к другим, прощения. Урожай доблести, чести, достойного служения Отечеству. Одним словом – урожай Любви.

Тема урока: «Милосердие и сострадание»

Цель урока: - формирование потребности в доброжелательном

отношении к окружающим;

Развитие навыков проявления сострадания и созидания.

Задачи урока:

Привить школьникам нравственные понятия милосердия, доброты души,

искренности, человеколюбия;

Перевести данные понятия в убеждения, конкретные действия;

Закрепить и развить положительные тенденции в поведении;

Создать благоприятные условия для атмосферы доброты, сострадания,

созидания в коллективе класса.

Оборудование : Мультимедийный проектор, экран, листы с отпечатанными пословицами,

листы с отпечатанной легендой «Спасти звезду», ватманы, маркеры.

План урока.

Что такое милосердие?

Притча о добром самарянине.

Цветик семицветик.

Спасти звезду.

Сестры милосердия.

Ход урока.

Игра «Паутинка».

У учителя в руках клубок ниток. Я передаю ученику и говорю « Доброе утро, Слава! Я очень рада тебя видеть сегодня в хорошем настроении». Слава держит нитку и передаёт клубок дальше со словами: « Привет,….». Когда все дети поздоровались, у них в руках получилась «паутинка».

Посмотрите, сколько дорожек дружбы протянулось у нас друг к другу. А теперь давайте свернём эту паутинку аккуратно в клубок, чтобы дорожки дружбы превратились в одну дорогу, которая никогда не разорвётся. Надеюсь, что у нас будет одна дорога, идя по которой мы многому научимся вместе.

Слайд 1

Сегодня у нас с вами необычный урок. Урок - милосердия.

Милосердие, доброта, искренность, сострадание, сопереживание…. В последнее время мы часто стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближнем. Человек рождается, живёт на Земле для того, чтобы делать людям добро.

В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце - доброта. Добрый человек любит природу и охраняет её. Добрый человек - это тот, кто любит людей и помогает им. Доброта, способность чувствовать радость и боль другого человека, как свою личную, чувство милосердия в конечном итоге делают человека - человеком.

Сегодня мы с Вами поговорим о таких человеческих ценностях, как доброта, чуткость, сострадание и сопереживание, терпимость, доброжелательность.

Если оглядеться и посмотреть внимательно вокруг, трудно не заметить, что среди нас живут люди, которым необходимо и дорого самое обыкновенное человеческое внимание и доброта.

Слайд 2.

И начать этот урок я хотела бы со стихотворения Д. Быковицкого

«Хоть немодным прослыть рискую,

К милосердию всех зову,

Чтоб сумели, смогли боль чужую

Вы прочувствовать, будто свою

Скажите пожалуйста к чему призывает поэт в этих строках? (Милосердие)

А как вы понимаете слово милосердие? (Милосердие - готовность помочь кому - нибудь или простить кого - нибудь из сострадания, человеколюбия).

Откройте свои тетради, запишите тему сегодняшнего урока «Милосердие »

Слайд 3 (определение )

Одно из самых красивых слов на свете - это слово милосердие. Это сердце, которое любит, милует и жалеет.

Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь!

Скажите, а вы готовы помочь человеку в беде?

Запишите себе в тетрадь определение МИЛОСЕРДИЯ. Это готовность помочь или простить из сострадания и человеколюбия

Тимофей и Владимир прочитаю вам стихотворения «Нищий»

НИЩИЙ
Знавал я нищего: как тень,
С утра, бывало, целый день
Старик под окнами бродил
И подаяние просил;
Но все, что в день насобирал,
Бывало, к ночи раздавал
Больным, калекам и слепцам,
Таким же нищим, как и сам.
Я.П. Полонский

НИЩИЙ
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку
М. Ю. Лермонтов

Чем отличаются они между собой?

(В одном стихотворении проявляется - милосердие, в другом -жестокосердие.)

Слайд 4(милосердие и жестокосердие)

Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей? Он сказал: любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя». И тогда Ему задали непростой вопрос: «а кто мой ближний?». В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние».

Христос же на заданный ему вопрос ответил «притчей о добром самарянине »:

Слайд 5(видео кадр)

(На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили. Прохожие остались прохожими. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил, что он очень торопится, что у него впереди очень важные и очень добрые дела - и проходил. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке, остановился. Раненый человек замер. Ведь совсем недавно он со своими приятелями недобро подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит?.. А прохожий нагнулся, перевязал раны, отвез раненого в больницу и оплатил его лечение.

Так кто же оказался по настоящему ближним для избитого человека? Его родные и близкие, не увидели в нем своего ближнего и прошли мимо. А вот незнакомый приезжий смог усмотреть в нем своего ближнего.)

самарянин - это житель соседней с Иудеей страны, Самарии. Самаряне жили отдельно, были смуглее иудеев, говорили на своём языке. Иудеи воспринимали их примерно так, как мы воспринимаем цыган.

Притча Христа означает: ближний - тот, кто нуждается в твоей помощи сейчас. Неважно, на каком языке он говорит и какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета.

Даже если этот человек виноват лично перед тобой, был не прав, все равно в минуту беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.

Нельзя поступать по принципу: «Как ты к нам, так и мы к тебе»

Слайд 6

- Можно ли за милосердную помощь брать плату?

- Что нужно делать, чтобы стать милосердным?

- В чем может проявляться милосердие? Приведите примеры.

Слайд 6

Перед Вами слова:сопереживание, терпимость, равнодушие, чуткость, любовь, жестокость, сочувствие, доброта, безжалостность, уважение, жалость, эгоизм).

Выберите из этих слов те, которые относятся к милосердию?

Послушайте ребята притчу «Спасти звезду»

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

— Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.

А какой вывод мы можем сделать из этой притчи?

Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей. Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое. Истинное милосердие состоит в том, чтобы быть милосердным и в мелочах.

Слайд 7

Говоря о милосердии я не могу не затронуть тему «Сестра милосердия». Это они в войну ценой собственной жизни спасали солдат, вытаскивали их с поля боя, чтобы перевязать им раны. И занимались они этим не за деньги.

У Ю. Друниной есть стихотворение «Бинты »

БИНТЫ

Глаза бойца слезами налиты,

Лежит он, напружиненный и белый,

А я должна приросшие бинты

С него сорвать одним движеньем смелым.

Одним движеньем — так учили нас.

Одним движеньем — только в этом жалость...

Но встретившись со взглядом страшных глаз,

Я на движенье это не решалась.

На бинт я щедро перекись лила,

Стараясь отмочить его без боли.

А фельдшерица становилась зла

И повторяла: "Горе мне с тобою!

Так с каждым церемониться — беда.

Да и ему лишь прибавляешь муки".

Но раненые метили всегда

Попасть в мои медлительные руки.

Не надо рвать приросшие бинты,

Когда их можно снять почти без боли.

Я это поняла, поймешь и ты...

Как жалко, что науке доброты

Нельзя по книжкам научиться в школе

Слайд 8

В России орден сестер милосердия организовала Елизавета Федоровна Романовна. Великая княгиня родилась и воспитывалась в Германии, а замуж вышла за русского Великого князя. Она не просто «приняла Православие». Велась переписка с родными, когда она просила их благословения, чтобы принять Православие. Она писала, что когда она видит мужа, КАКИМ он приходит домой после литургии и причастия, она тоже хочет разделить с ним эту радость. Бедные москвичи, которым она помогала, называли её «московский ангел».

В 1904 году после начала русско-японской войны Елизавета Федоровна во многом помогала фронту, русским воинам. Трудилась она до полного изнеможения. Она организовывала детские приюты, больницы.

Слайд 9(видеокадр)

(В ночь с 17 на 18 июля 1918 года к зданию Напольной школы в Алапаевске подъехала конная группа рабочих и, усадив пленников в экипажи (в числе пленников была и Елизавета), вывезла их в лес к старой шахте. Кто сопротивлялся, того расстреляли. Остальных живыми бросили в шахту. Когда сталкивали в шахту великую княгиню, она повторяла вслух молитву Спасителя: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят». Елизавета.

Федоровна упала не на дно шахты, а на выступ на глубине 15 метров. Рядом с ней потом нашли человека с перевязанными ранами. Великая княгиня и здесь не перестала милосердствовать и облегчать страдания других, хотя сама была с многочисленными переломами и сильнейшими ушибами головы. Так она могла откликаться на чужую боль.)

Запомни, когда ты проявляешь милосердие к другим людям, весь мир становится добрее!

задания в тетради.

Каждый из Вас получает листочек, где написана та или иная проблема. Вам надо найти различные способы помощи людям или животным в той или иной ситуации.

Вы узнали, что рядом живёт одинокая бабушка....

У одного из ваших друзей обнаруживается серьёзное заболевание...

Мальчик забыл в автобусе ранец с учебниками...

Вы нашли у своего дома маленького котёнка....

Ветром сломало дерево…

Хулиганы отобрали у одноклассника завтрак...

Продавщица положила в сдачу большую банкноту, чем требовалось...

В берёзовой роще рядом с домом ободрана кора со многих деревьев...

У старушки в общественном транспорте выпал кошелёк...

Ты знаешь, что соседская девочка-инвалид часто смотрит в окно, но боится выйти во двор...

Вы пришли домой из библиотеки и обнаружили, что книжки, которые вы взяли уже старенькие, их сильно потрепало временем...

В вашем городе по улицам ходит больной, но безобидный человек, который громко и несуразно разговаривает сам с собой...

У старушки на соседней улице побило градом прекрасную клумбу цветов, которой все любовались...

Слайд 10

Если милосердие и любовь к врагам обнаружились в жизни некоего человека - христиане считают, что он получил Божию благодатную помощь. А, значит, этот человек близок с Богом и потому может даже считаться святым.

Делами милосердия можно достичь очень многого! Торопитесь делать добро! Умейте прощать, желайте примирения, побеждайте зло ДОБРОМ ! В духовной и моральной поддержке, в добром слове утешения отказывать никому нельзя, особенно если человек действительно в этом нуждается . Ребята, я уверенна, что вы вырастите добрыми, вежливыми, гуманными людьми. Понятия милосердие всегда будут востребованны. Не забывайте об этом.

Д/з: поговорите со своими папами и мамами, бабушками и дедушками о милосердии в их жизни;

Слайд 11

Я благодарю Вас за урок