Васильев тоска по родине. Презентация на тему "Сочинение по картине "Тоска по родине" К

В дореволюционном доме Петцольда, прямо на центральной пешеходной улице Баумана в Казани, есть музей художника Васильева. Он и стал единственным музеем, в который я зашел будучи в городе.
1. Автопортрет, 1970


Родился художник в Майкопе во время немецкой оккупации города. Отец художника был главным инженером одного из заводов. После войны его направили налаживать производство на стекольном заводе, в посёлок Васильево под Казанью.
Произведения начала 1960-х гг. отмечены влиянием сюрреализма и абстрактного экспрессионизма.
2. Струна, 1963. Есть что-то от Дали, а?

С 1949 года семья жила в посёлке Васильево. Константин в 11 лет прошёл конкурс и был зачислен в Московскую художественную школу-интернат при Московском художественном институте им. Сурикова. Позже перевёлся в Казанское художественное училище, которое и окончил с отличием.
3. Оформленная работа

4. Атомный взрыв, 1964. Только мне тут видится распятый Христос?

5. Рождение Дуная, 1974 из цикла Былинный эпос.

6. Северный орел, 1969. Запомните это лицо, вы его еще увидите.

7. Свияжск, 1973. А тут манера живописи мне напоминает Нестерова.

8. У колодца-на фоне ворот, 1975. Можно было назвать еще Русская готика☺. Мужчину узнаете?

9. Автопортрет, 1968. Никогда не понимал, как люди могут сами себя рисовать…

10. Портрет лейтенанта Пронина, 1969

11. Ожидание, 1976

Есть серия картин, посвященных Отечественной войне.
12.. Нашествие. Мимо разрушенного остова Успенского собора Киево-Печерской лавры змеёй движется железная колонна завоевателей.

13. Маршал Жуков, 1974. Портрет маршала замышлялся как начало серии образов великих военачальников, и выполнен в нарочито парадной манере.

14. Тоска по Родине, 1974

«Прощание славянки» художник намеревался переписать, для чего положил картину отмокать, из-за чего холст пострадал, так как был извлечён из воды уже после гибели Васильева.
15. Прощание Славянки, 1974

16. Лесная готика,

17.

Источником вдохновения для Васильева стали Исландские саги. Он тщательно изучал эту книгу, делая пометки, из которых видно, что его основное внимание привлекают так называемые родовые саги, своего рода описание жизни замечательных исландцев IX-XI веков.
18. Вотан, 1969. Он же Один. Все тот же взгляд…

Васильев познакомился с творчеством Рихарда Вагнера и даже специально изучил немецкий язык, чтобы понимать тексты его опер.
19. Гибель викинга, 1970. Она же Валькирия над сражённым Зигфридом.

Завершающим аккордом Васильева стала картина «Человек с филином». В этой картине излюбленный предмет художника, свеча, превращается в символ-светоч, в облике старца он представляет мудрость человеческого опыта; своими корнями он словно врос в землю, а головой соединяется с небесами. В руке он держит сгорающий свиток с начертанным на нём псевдонимом художника «Константин Великоросс» и датой, ставшей годом его смерти: 1976. Из пламени и пепла пробивается росток дуба, изображённый наподобие нанизанных друг на друга цветков трилистника, символа мудрости и просвещения. Над ростком горит светоч, символ негасимого горения души. Над седой головой старик держит плеть, а на его рукавице восседает филин, чьё всевидящее око завершает движение вверх, к небу и космосу.

Завершив «Человека с филином», Васильев сказал пришедшим навестить его другу и матери: «Я теперь понял, что надо писать и как надо писать». Через несколько дней его жизнь оборвалась.
20. Человек с филином, 1976

Константин Васильев погиб - был сбит вместе с другом на железнодорожном переезде проходящим поездом в 1976г.

Слайд 2

Чтобы понять внутренний мир человека, надо непременно коснуться его корней.А.Доронин

Константин Алексеевич Васильев (1942-1976) - русский художник, творческое наследие которого насчитывает более 400 произведений живописи и графики: портреты, пейзажи, сюрреалистические композиции, картины былинного, мифологического и батального жанров. Среди известных работ - циклы «Русь былинная» и «Кольцо Нибелунга», серия картин о Великой Отечественной войне, графические портреты.

Слайд 3

Автопортрет.1970г

Слайд 4

Родные места

Природа была здесь особая, созданная великой рекой. В голубой дымке высится правый берег, почти обрывистый, заросший лесом; виднеется далекий белый монастырь на склоне, правее – сказочный Свияжск, весь уместившийся на Столовой горе со своими храмами и церквами, лавками и домами, поднявшийся над широкими лугами в пойме Свияги и Волги. А совсем далеко, уже за Свиягой, на ее высоком берегу чуть видна колокольня и церковь села Тихий Плес. Ближе к поселку – река, поток водный, широкий. А вода глубока, медленна и прохладна, а омуты бездонны, тенисты и холодны.

Слайд 5

Слайд 6

Родители, как могли, помогали развитию способностей: тактично и ненавязчиво, оберегая вкус, подбирали книги и репродукции, знакомили Костю с музыкой, возили его в музеи Казани, Москвы, Ленинграда, когда представлялся случай и возможность. Родители видели, что мальчик одарен, жить не может без рисования, и поэтому не однажды задумывались над советами учителей – послать сына в художественную школу.

Слайд 7

Оправившись от первых довлеющих впечатлений города-гиганта, мальчик не потерялся в непривычном для него пространстве. Третьяковка и Пушкинский музей, Большой театр и консерватория – вот ставшие для него главными ворота в мир классического искусства. С недетской серьезностью читает он и "Трактат о живописи" Леонардо да Винчи, а потом изучает картины этого великого мастера и "Наполеона" советского историка Евгения Тарле, со всем пылом юной души погружается в музыку Бетховена, Чайковского, Моцарта и Баха. И могучая, почти овеществленная духовность этих гигантов закрепляется в его сознании кристаллами драгоценной породы.

Слайд 8

Великая Отечественная война

Перед самой войной молодая чета Васильевых жила в Майкопе. Первенца ждали с нетерпением. Но за месяц до его рождения Алексей Алексеевич ушел в партизанский отряд: к Майкопу приближались немцы. Клавдия Парменовна не смогла эвакуироваться. Восьмого августа 1942 года город был оккупирован, а третьего сентября в мир вошел Константин Васильев. Надо ли говорить о том, какие тяготы и лишения выпали на долю молодой мамы и малыша. Клавдию Парменовну с сыном взяли в гестапо, потом отпустили, пытаясь раскрыть возможные связи с партизанами. Жизнь Васильевых висела буквально на волоске, и только стремительное наступление советских войск спасло их. Майкоп освободили 3 февраля 1943 года.

Слайд 9

.

Автопортрет 1968г.

Слайд 10

Нашествие

  • Слайд 11

    Создавая военную серию, Константин реализовывал свои самые смелые замыслы. Одним из них было появление работ на темы любимых военных маршей, всегда игравших большую роль в русской воинской жизни. Художник считал, что старинные русские марши в исполнении духовых оркестров - это еще один важный срез с мощного пласта отечественной культуры. И вот из-под его кисти выходят работы «Прощание славянки» и «Тоска по Родине». Писал он их под соответствующее музыкальное сопровождение на больших холстах - до двух метров в длину каждый.

    Слайд 12

    Прощание славянки

  • Слайд 13

    Война - жесточе нету слова. Война - печальней нету слова. Война - святее нету слова… А.Т.Твардовский

    Слайд 14

    Тоска по родине

  • Слайд 15

    Словарная работа

    Серые солдатские шинели Сплошные стальные каски Зарево войны Профиль юного солдата Прощальный взгляд Реалистическая работа Сила русского духа Легендарная слава Колонна солдат

    Художник Константин Васильев. Фото: Великая Эпоха Принимая участие в работе общественного оргкомитета, посвященного жизни и творчеству художника Константина Алексеевича Васильева (1942-1976), и учитывая пожелания сотрудников института, желающих познакомиться с его работами, хочу рассказать о творческом пути этого мастера. Его работы произвели на меня необычайно сильное впечатление.

    На вечер были приглашены мать Константина Васильева – Клавдия Парменовна, сестра Валентина Алексеевна, родные и друзья художника, представители Академии художеств СССР, Министерства культуры РСФСР, ряда газет и издательств.

    На вечерах, переполненных желающими, среди которых были и сотрудники ВНИПП, состоялся разговор со зрителем о судьбе полотен Васильева, демонстрировались репродукции и слайды с картин художника, прослушивались любимые музыкальные произведения художника, а в заключении демонстрировался документальный фильм лауреата Государственной премии СССР режиссера А. М. Кристи – “Васильев из Васильева”, комментирует фильм актер Василий Лановой.

    Константин Васильев родился 3 сентября 1942 г. в г. Майкопе, оккупированном немецко-фашистскими войсками. Отец художника – Алексей Васильев, рожденный в Петербурге, работает до оккупации главным на одном из предприятий города, а на момент оккупации – возглавляет партизанский отряд.

    Оккупанты в надежде на выход партизан, берут в заложники жену – Клавдию Парменовну и крохотулю сына – Константина. Но партизаны не выходят… Затем следует приказ о казни заложников. Однако части Красной Армии, освобождая г. Майкоп, освободили и этих заложников. После войны отца художника направляют на работу в леспромхоз Васильево под Казанью.

    Еще недавно имя Константина Васильева было известно лишь немногим любителям и знатокам живописи, хотя при жизни художника картины выставлялись в Казани, Зеленодольске, Горьком, Москве. Нелепый, трагический случай оборвал жизнь художника в самом расцвете его творческих сил. Ему было всего 34 года…

    Учителями Васильева можно считать великих мастеров: Леонардо да Винчи, Васнецов, Нестеров, Н. К. Рерих, Дюрер, Боттичелли. Эпиграфом к творчеству Константина Васильева можно считать его слова – “Умение видеть прекрасное и умение это предать зрителю”.

    Художник не знал “отливов” вдохновения. Все свое свободное время дня и особенно ночи он отдавал работе. Днем он вынужден был работать в леспромхозе художником-оформителем. Надо было зарабатывать на жизнь, краски, холсты.

    Писать для него было так же естественно, как дышать, улыбаться матери, сестрам и племянницам, которых он очень любил. И хотя он не являлся членом Союза художников СССР, его правомерно можно отнести к числу народных художников (итог его огромного труда – более 430 полотен и графических листов).

    Испытывая большие материальные затруднения в жизни, он ни одной картины не написал на продажу. На выставках, в том числе и последней, проходившей в марте 1982 года в Вороново, представлена была лишь седьмая часть созданного Константином Васильевым.

    Настоящий художник, а именно таким был Константин Васильев, - это глубокий мыслитель, историк, этнограф, человек серьезных и разносторонних знаний. Константин Васильев был еще и тонким ценителем классической русской и зарубежной музыки.

    “Чтобы живопись была музыкальной, а музыка – “живописной” - один из принципов художника. Он очень любил русскую литературу, особенно Ф. М. Достоевского, которого он мог декламировать наизусть, и, конечно, художник прекрасно знал русский былинный эпос и народную песенную музыку. Овладев этими бесценными сокровищами, Константин Васильев сумел их творчески переосмыслить и воплотить в поразительных не только по техническому уровню, но и художественной мысли, картинах.

    В творчестве Константина Васильева три героя: человек, природа и история, взятые в их нерасторжимом единстве. Художник привлекает яркие и мощные характеры, созданные гениальной фантазией народа. Характеры, превратившиеся в бессмертные символы, среди которых М. Горький выделял Святогора, Илью Муромца, Микулу Селяниновича.

    Именно этих героев русского эпоса и воплощает Константин Васильев в своих картинах цикла “Русь былинная”. Богатырская доблесть и слава, народные сила и величие и ранее были предметом художественного воплощения в картинах В. М. Васнецова и Н. К. Рериха.

    Близок Константину Васильеву и скандинавский эпос. На выставках представлялись графические листы (карандаш), иллюстрирующие отдельные эпизоды из оперной тетралогии Р. Вагнера “Кольцо Нибелунга”. Особенно выделяется из этого цикла картина (трехметровое полотно) “Валькирия над сраженным воином”.

    В эпически-былинном ключе решает Константин Васильев и тему Великой Отечественной войны. Картина “Прощание славянки” и “Тоска по Родине” написаны на темы известных военных маршей. Строгие ряды красноармейцев, озаренные отблесками пожарищ, мужественные лица воинов создают обобщенный образ народа. А рядом как символ горя и надежды замерли женщина-мать с девочкой…

    Жестокая и тупая сила фашизма воплощена в картине “Нашествие”. Под свинцовым небом – развалины Киевско-Печерской Лавры, а справа движется змеевидная колонна гитлеровцев. Композиция картины и ее хмуро-серый колорит – все работает на главную идею полотна: человеческой цивилизации грозит гибель под сапогом фашизма.

    В жанровых картинах и портретах Васильева обращает на себя внимание внешняя бесстрастность героев. Художник ценил спокойное и “твердое” состояние духа. Он отрицал неумеренное внешнее выражение страсти. Но за внешней сдержанностью героев зритель чувствует накал и мыслей и чувств. Таковы герои картины “У ворот” (сюжет навеян песней “По улице мостовой”), “У чужого окна” – двое влюбленных, встретившихся на деревенской улице. Кстати, творил Константин Васильев постоянно в наушниках под музыку: классику, либо легкую западноевропейскую, либо отечественную.

    Ко дню рождения матери – Клавдии Парменовны – Константин подарил ей картину “Жница”. Писал, как всегда, всю ночь, чтобы успеть к утру дня рождения. Прислонившись к березке, на фоне золотого ржаного поля стоит светловолосая девушка…

    Необыкновенны по красоте картины “Ожидание” и “Гадание”. Последняя, сюжетно восходя к языческим временам Древней Руси, напоминала гадающую Светлану, воспетую Жуковским и Брюлловым. Иллюзию сказки создают и рамы картин – доски с сохраненной на них берестой. Огонь свечи мягко освещает задумчиво-прекрасные девичьи лица.

    Вообще изображение горящей свечи – изумительное достижение живописца. Если вглядеться в это пламя, можно увидеть тончайшую смену около двадцати оттенков желтого, синего, оранжевого и других цветов. Свеча в картинах Васильева – символ горения души человеческой, неугасимы светоч духовности личности.

    В портретах Ф. М. Достоевского художник стремиться выразить самую суть характера и мировоззрения великого русского писателя. Только глубокий знаток его творчества мог так проникнуть в нравственный мир гения мировой литературы.

    Еще одно откровение – портрет сестры Людмилы, прожившей всего 17 лет. Саркома. Портрет написан после кончины Людмилы в удивительной гармонии образа с жизнью леса. Такое же органичное слияние человека и природы явил Константин Васильев в картине “Лесной царь”. Орлиный взгляд человека, повернувшегося к зрителю, - взгляд подлинного властелина тайги.

    Картина “Гуси-лебеди” по настроению близка знаменитой картине Васнецова “Аленушка”. Только героиня Васильева не в горе, а в умиротворении созерцания красоты, в мечтах о возвышенной и верной любви, которую символизируют два пролетающих белых лебедя.

    “Человек с филином” – самая загадочная и таинственная из всех картин Константина Васильева. Это сложнейший философский символ – образ человека, воплощающего в себе народную силу.

    Одна из последних работ К. Васильева – “Автопортрет”. В глазах художника – вопрос к будущему, к самому себе, к людям. Это и вопрос о смысле существования, и о сути искусства и необходимости его людям. И зрители отвечают признательностью. Вот лишь некоторые из записей книги отзывов от благодарных зрителей.

    “Константин Васильев является блестящим выразителем национального духа… Его картины воспитывают чувство патриотизма, и они должны занять подобающее им место в Третьяковской Галерее. (Народный артист РСФСР, дирижер Большого театра ССР А. Жюрайтис)”.

    От редакции : Художник всю свою жизнь не имел практически никакой поддержки от государства. Возможно потому, что никогда не писал на заказ, все его творчество шло от души, и он всю свою душу отдавал творчеству. Он успел написать за свою короткую жизнь столько картин, сколько многим художникам не удавалось за гораздо более долгие годы. Частенько его выставкам сознательно не давали ходу и чиновники и более “знаменитые” коллеги. Жизнь его оборвалась очень странным и трагическим образом при до сих пор до конца не выясненных обстоятельствах. Было много слухов и разговоров о том, что, возможно, это был совсем не несчастный случай. Но сейчас уже мы вряд ли сумеем узнать настоящие причины и подробности этого трагического события. Но вот оценить творчество великого художника, сделать его доступным для потомков, чтобы оно поистине стало народным достоянием, – это, наверное, главное, что может сделать государство, компенсируя свою невнимательность при жизни художника.

    Константин Алексеевич Васильев (3 сентября 1942, Майкоп - 29 октября 1976, Васильево, Татарская АССР, РСФСР) - советский художник, широко известный своими работами на былинно-мифологические темы.
    Творческое наследие Васильева многопланово и разнообразно и насчитывает более 400 произведений живописи и графики : портреты , пейзажи , сюрреалистические композиции , картины на сказочные сюжеты, на темы древней и современной русской истории . Глубокий символизм живописи в сочетании с оригинальным цветовым решением полотен - широким использованием серебристо-серого и красного цвета и их оттенков - делают картины Васильева узнаваемыми и самобытными.

    Родился в Майкопе (Адыгейская АО) во время немецкой оккупации города. С 1949 года жил в посёлке Васильево под Казанью. Учился в Казанском художественном училище (1957-1961). Работал учителем рисования и черчения в средней школе, художником-оформителем. Творческое наследие Васильева обширно: картины, графика, этюды , иллюстрации , эскизы росписи церкви в Омске. Произведения начала 1960-х гг. отмечены влиянием сюрреализма и абстрактного экспрессионизма («Струна», 1963; «Абстрактные композиции», 1963). В конце 1960-х гт. отказался от формалистических поисков, работал в реалистической манере.
    Васильев обращался к народному искусству : русским песням, былинам, сказкам, скандинавским и ирландским сагам, к «эддической поэзии». Создал произведения на мифологические сюжеты, героические темы славянского и скандинавского эпосов, о Великой Отечественной войне («Маршал Жуков», «Нашествие», «Парад сорок первого», «Тоска по Родине», 1972-1975).
    Работал также в жанре пейзажа и портрета («Лебеди», 1967; «Северный орёл», 1969; «У колодца», 1973; «Ожидание», 1976; «Человек с филином», 1976). Автор графической серии портретов композиторов и музыкантов: «Шостакович» (1961), «Бетховен» (1962), «Скрябин» (1962), «Римский-Корсаков» (1962) и других; графического цикла к опере Р. Вагнера «Кольцо Нибелунгов» (1970-е гг.).
    Участник республиканской выставки «Художники-сатирики Казани » (Москва , 1963), выставок в Зеленодольске и Казани (1968-76). В 1980-90-е гг. состоялся ряд персональных выставок Васильева во многих городах

    Алексеевич, картины которого будут рассматриваться в этой статье, не относится к числу известных художников, чьи работы продаются на аукционах за баснословные суммы. Однако этот факт совершенно не уменьшает его заслуги перед отечественным искусством. За свою недолгую жизнь живописец, известный также под псевдонимом Константин Великоросс, оставил около 400 произведений, среди которых наиболее интересными являются картины на сказочные и исторические сюжеты, портреты, пейзажи, графика, полотна в сюрреалистическом стиле.

    Краткая биография

    Советский художник Константин Васильев появился на свет в 1942 г. в оккупированном немцами городе Майкопе (Краснодарский край). Его отец Алексей Алексеевич — уроженец Петербурга, инженер, любитель литературы и природы. Мать будущего Клавдия Пармёновна была из рода саратовских крестьян.

    После войны мальчик с родителями переезжает в Казань, а в 1949 г. — в расположенный под ней живописный посёлок Васильево. С детства Константин увлекался рисованием, показывал небывалый для своего возраста талант в написании акварельных картин. На протяжении четырёх лет (с 1957 по 1961 г.) он учился в Казанском художественном училище. После окончания учёбы преподавал в средней школе рисование и черчение, а также работал художником-оформителем.

    Обращение к сюрреализму и экспрессионизму

    Как многие живописцы, некоторое время находился в поиске своего художественного стиля Васильев Константин Алексеевич. Картины его раннего периода напоминают сюрреалистические произведения Пикассо и Дали. К ним можно отнести «Апостола», «Струну», «Вознесение». Увлёкшись сюрреализмом, Васильев быстро охладел к нему, считая, что с его помощью невозможно добиться выражения на холсте глубинных чувств.

    Следующий этап своего творчества советский художник связал с экспрессионизмом. В этот период из-под его кисти выходят такие картины, как «Икона памяти», «Грусть королевы», «Музыка ресниц», «Видение». Однако в скором времени мастер отказался и от экспрессионизма, считая это направление в искусстве поверхностным и не способным к выражению глубоких мыслей.

    Создание картин в русском стиле

    Художник Константин Васильев, биография и творчество которого описываются в этой публикации, смог раскрыться по-настоящему только после того, как начал рисовать пейзажи родного края. Природа вдохновила его на создание картин в исконно русском стиле. Постепенно пейзажи он стал дополнять изображениями людей. Параллельно Константин Алексеевич увлёкся изучением исторической литературы, русских былин и мифов. Чем больше он узнавал о прошлом своего народа, тем сильней ему хотелось воспроизводить сцены из его жизни на холсте. Именно здесь художнику удалось максимально раскрыть свой талант. Черпая вдохновение в русской культуре, Васильев пишет самые известные свои произведения: «Северный орёл», «Ожидание», «Человек с филином". Прославился Константин Алексеевич и как художник-баталист. Его авторству принадлежит портрет маршала Жукова, картины «Прощание славянки», «Парад 41-го», «Тоска по Родине».

    Константин Васильев — художник, который создавал свои шедевры под музыку. Когда он рисовал, в его мастерской звучали русские народные песни, патриотические произведения военных лет, сочинения Шостаковича и других композиторов-классиков. Любовь к музыке нашла своё отображение и в творчестве Константина Алексеевича. В начале 60-х годов он создал целую серию графических портретов знаменитых композиторов («Римский-Корсаков», «Шостакович», «Бетховен», «Моцарт», «Дебюсси» и др.).

    Критика художника, его смерть

    К сожалению, не смог добиться признания своего таланта Васильев Константин Алексеевич. Картины его, обвиняемые в русском фашизме, преследовались коммунистической властью. Их беспощадно критиковали, называли «несоветскими». Мастера неоднократно призывали прекратить рисовать. Только несколько раз за жизнь произведениям художника посчастливилось побывать на выставках, проходивших в Москве, Казани и Зеленодольске.

    Жирную точку в творчестве поставила смерть Васильева Константина. Художника, которому было только 34 года, сбил поезд. Случилось это 29 октября 1976 г., через несколько дней после того, как он закончил работу над своим самым известным полотном «Человек с филином». Похоронили Константина Васильевича в родном посёлке Васильево, в той самой берёзовой роще, где он любил черпать вдохновение от природы.

    раннего этапа творчества

    По картинам разных периодов интересно следить за тем, как совершенствовалось мастерство Васильева с годами. В его произведении «Вознесение», написанном в 1964 г., прослеживается подражание Сальвадору Дали, у которого есть работа с аналогичной тематикой. Однако, присмотревшись внимательнее к картине советского художника, можно увидеть совершенно новую трактовку истории о вознесении Христа. Иисус у Васильева изображён не умерщвлённым, как принято, а живым. Его лицо выражает тревогу о дальнейшей судьбе человечества. Константин Васильев — художник, который с помощью своего полотна заявил: смерти неподвластна не только душа Спасителя, но и его тело.

    «Икона памяти» была создана в годы, когда Константин Алексеевич находился в поисках своего стиля и создавал картины в жанре Данная работа художника — это не просто романтический коллаж, она представляет собой воспоминания о его нежных чувствах к девушке по имени Людмила. В неё Константин влюбился в 20-летнем возрасте. После разрыва с барышней он уничтожил все её фотографии. Обрывки снимков Людмилы сохранила мама художника. Они и послужили впоследствии основой для создания «Иконы…», символизирующей образ потерянной любви творца.

    Васильев Константин Алексеевич: картины последних лет жизни

    Незадолго до смерти Васильев рисует картину «Ожидание», на которой изображена русская красавица со свечой в руках. Девушка глядит в покрытое инеем окошко в ожидании кого-то из родных. Неизвестно, кого выглядывает героиня картины. Вероятно, задержавшегося где-то в дороге жениха, но может быть и мужа, который долго не возвращается с войны. В лице девушки, освещённом пламенем свечи, просматривается тревога за близкого человека. Огонь мастер нарисовал на холсте светящейся краской, благодаря чему он выглядит очень реалистично. Васильев написал эту картину ко дню рождения своей мамы, из-за чего многие думают, что в образе барышни он изобразил её в молодом возрасте.

    «Человек с филином» является вершиной творчества Константина Алексеевича и, по печальному стечению обстоятельств, его последней работой. На ней мастер изобразил умудрённого жизненным опытом седовласого старца, держащего в правой руке свечу. Он устал, однако впереди у него долгая дорога. На вытянутой вверх левой руке у него сидит филин. Старик возвышается над заснеженной землёй, смотря вдаль суровым взглядом. Над головой у него — звёздное небо, а у его ног разведён костёр из бумажного свитка с именем художника. Зрители по-разному воспринимают сюжет картины. Кто-то видит в старике Бога, а для кого-то он — воплощение земной мудрости. Картина производит неизгладимое впечатление на окружающих. Возле неё хочется задержаться подольше и попытаться увидеть то, о чём хотел поведать художник человечеству.