Виктор гюго биография кратко, для детей. Биография виктора гюго Семья гюго

Виктор Гюго – французский писатель, произведения которого вошли в историю и стали бессмертными памятниками литературного достояния. Любитель готики и представитель романтизма всю жизнь презирал законы общества и выступал против человеческого неравенства. Самую популярную книгу «Отверженные» Гюго написал в момент творческого кризиса, но, тем не менее, этот роман стал любимым произведением поклонников автора во всем мире.

Детство и юность

Начало 19 века: во Франции минула великая революция, в стране уничтожены Старый порядок и абсолютная монархия, на смену которым пришла Первая французская республика. В стране процветал лозунг: «Свобода, равенство, братство», а молодой полководец вселял надежду на светлое будущее.

Именно в то время, когда были разрушены древние устои, а во Франции произрастали ростки из зерен революции, у капитана наполеоновской армии Леопольда Сижисбера Гюго родился третий сын. Произошло это событие 26 февраля 1802 года на востоке страны, в городе Безансон. Мальчик, которому дали имя Виктор, был болезненным и слабым, по воспоминаниям его матери Софи Требюше, младенец был «не больше столового ножа».

Семья была богата и жила в большом трехэтажном доме. Леопольд происходил из крестьянского рода, но Великая французская революция позволила мужчине проявить себя. Отец будущего писателя прошел путь от офицера республиканской армии до сторонника Бонапарта и, наконец, стал генералом. Гюго старший часто разъезжал из-за долга службы, поэтому семейство переезжало в Италию, Испанию, Марсель, а также на острова в Средиземном море и Тоскане. Путешествия оставили неизгладимые впечатления на маленького Виктора, которые позже найдут отголосок в произведениях писателя.


Из биографии матери Гюго известно только то, что она приходилась дочерью судовладельца.

Софи и Леопольд старались воспитывать трех мальчиков (Виктора, Абеля и Эжена) в любви, но мировоззрения супругов расходились, отчего они часто ссорились. Требюше придерживалась роялистских и вольтерьянских взглядов и во французской революции была сторонницей династии Бурбонов, тогда как Гюго старший был преданным приверженцем Наполеона. Не только политические распри заставляли родителей будущего писателя расходиться: у Софи была любовь на стороне с генералом Виктором Лагори.


Из-за родительских ссор трое братьев жили то у Софи, то у Леопольда, а в 1813 году мать и отец Виктора Гюго развелись, и женщина переехала в столицу Франции, забрав с собой младшего сына. В будущем Софи не раз жалела и пыталась примириться с супругом, однако тот не желал забывать старые обиды.

Мать оказала значимое влияние на Виктора: ей удалось внушить ребенку, что Бурбоны – приверженцы свободы, а образ идеального монарха сложился у мальчика за счет прочитанных книг.

Литература

Леопольд мечтал, чтобы младший ребенок приобщился к точным наукам, к тому же у мальчика был талант к математике, он прекрасно считал и справлялся со сложными уравнениями. Возможно, у генеральского сына сложилась бы карьера Мишеля Ролля или , но Виктор выбрал другой путь и оказался от поступления в Политехнический университет.


Будущий автор бессмертных романов предпочел цифрам латинские стихи и книги, с запоем прочитывая великие произведения. Впрочем, Гюго начал писать оды и стихотворения еще в детстве, учась в Лицее Людовига Великого, с 1812 года. Юноша зачастую был автором пьес на импровизированных школьных представлениях: сдвинутые столы служили театральными подмостками, а сценические костюмы вырезались неумелыми детскими руками из цветной бумаги и картона.

Когда мальчику было 14 лет, он вдохновлялся первым представителем романтизма Франсуа Шатобрианом и мечтал быть похожим на французского поэта. В автобиографическом дневнике будущий автор «Собора Парижской Богоматери» исписал переводами творений Вергилия 10 тетрадок: тогда мальчик находился на больничном режиме из-за полученного ранения в ногу.


Позже самокритичный юноша нашел рукописи, бережно собранные его матерью, и сжег свои труды, считая, что способен на более изящный и литературный слог. На последней тетради Виктор пишет, что это вздор и рисует изображение яйца, внутри которого находится птенец.

Когда Виктору было 15 лет, он показал себя как явного сторонника роялизма и приверженца укоренившегося литературного классицизма.

В 1813 году молодой Гюго участвует в литературном конкурсе, где представляет членам жюри оду о пользе наук, «Les avantages des tudes», за что получает похвалу и восторженные отзывы. Некоторые судьи не верили, что автору стихотворения исполнилось 15, потому что в произведении Виктор рассуждал как взрослый человек со сформировавшимся мировоззрением.


Юный писатель восхвалял в произведениях династию Бурбонов: за оду «На восстановление статуи Генриха IV» юноша получил внимание и благосклонность французских властей, которые выплачивали молодому таланту жалование. Поощрение деньгами пришлось кстати, так как Леопольд отказался помогать материально сыну из-за несогласия последнего поступить в Политехническую школу.

Когда мальчику было 17 лет, он вместе с братом Абелем приступает к изданию журнала с броским названием «Литературный консерватор», а сборник «Оды», вышедший в 1822 году, сделал Виктора признанным поэтом в литературной публике.


Книги Гюго олицетворяли течение романтизма, и в трудах автора нередко скрывался социальный или политический аспект, тогда как английский романтизм Байрона представлял собой произведения, главным действующим лицом которых была человеческая личность.

Жителям Франции приходилось наблюдать общественное неравенство, грязные закоулочки, нищенство, рабовладение, распущенное поведение женщин и прочие жизненные явления, хотя Париж считался городом любви. Гюго, как и любой писатель, был наблюдательным человеком, которого волновала окружающая действительность. Причем в своих произведениях Виктор не углублялся в суть социальных распрей, пытаясь доказать читателям, что общественные проблемы будут решены только тогда, когда человек научится ценить нравственность и мораль.


Нередко произведения французского автора носили политический подтекст, в первом серьезном романе «Последний день приговоренного к смерти» (1829) писатель метафорично изъясняет свою позицию по поводу отмены смертной казни, фиксируя мысли и муки литературного героя, обреченного на погибель.

Также философскую концепцию носит произведение Виктора Гюго «Человек, который смеется» (предварительно Виктор хотел назвать сочинение «По приказу Короля»), написанное писателем в зрелом возрасте. Роман описывает ужасы социального насилия, которое совершалось верховной знатью. Произведение рассказывает о лорде Гуинплене, которому в детстве изуродовали лицо, чтобы лишить наследника престола и статуса. Из-за внешней неполноценности к мальчику относились как к второсортному человеку, не обращая внимания на его положительные стороны.

"Отверженные"

Роман «Отверженные», написанный Гюго в 1862 году – вершина творчества французского писателя, по мотивам которого позже был снят фильм. В концепции литературного сюжета заключаются острые проблемы окружающей жизни, такие как голод и нищета, падение девушек к проституции ради куска хлеба, а также произвол высшего сословия, каковым являлась власть.

Протагонистом произведения является Жан Вальжан, который ради голодающей семьи украл в булочной буханку. Из-за несерьезного преступления мужчина получил в общей сложности 19 лет лишения свободы, а после выхода на волю стал изгоем, которого лишили права на спокойную жизнь.


Козетта. Иллюстрация к книге Виктора Гюго "Отверженные"

Несмотря на плачевное положение в обществе, у героя романа присутствует цель – сделать бездомную девочку Козетту счастливой.

По мнению биографов французского писателя, книга основана на реальных событиях: в 1846 Гюго лично увидел, как из-за куска буханки арестовали человека.


Гаврош. Иллюстрация к книге Виктора Гюго "Отверженные"

Также Виктор описывает жизнь задорного мальчишки – сироты Гавроша, который погибает в ходе июньского восстания, прошедшего в 1831 году.

"Собор Парижской Богоматери"

Замысел «Собора Парижской Богоматери» возникает у Виктора Гюго в 1828 году, а сама книга публикуется в 1831. После издания романа Гюго становится новатором: писатель стал первым французом, который написал произведение с историческим подтекстом.

Виктор опирался на опыт всемирно известного писателя-историка . «Собор Парижской Богоматери» имел политический мотив: при жизни автор романа выступал за реконструкцию памятников культуры.


Иллюстрация к книге Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери"

Поэтому готический собор в Париже, который власти собирались снести, стал главным героем произведения. Роман рассказывает о человеческой жестокости и вечном противостоянии добра и зла. Эта книга носит драматический характер и повествует о несчастном уродливом Квазимодо, влюбленном в красавицу Эсмеральду – единственную жительницу Парижа, которая не насмехалась над бедным служителем храма. После смерти Гюго произведение экранизировалось: на его основе снят знаменитый «Горбун из Нотр-Дама» (1996).

Личная жизнь

Личная жизнь Виктора Гюго отличилась тем, что у него были своеобразные отношения с противоположным полом. В юношестве писатель влюбляется в Адель Фуше, типичную представительницу буржуазии. В 1822 году возлюбленные женятся. У пары родилось пятеро детей (первый ребенок умер в младенчестве), но красавица Адель стала пренебрежительно относиться к Гюго: она не считала супруга талантливым писателем и не прочла ни единой строчки из его произведений. Зато женщина изменяла мужу с его другом Сент-Бева, отказывая Виктору в плотском удовольствии, любое прикосновение писателя раздражало строптивую девицу, однако об изменах она предпочитала молчать.


Позже Гюго влюбляется в светскую куртизанку-красавицу Жульетту, которую содержал князь Анатолий Демидов, не отказывая девушке в роскоши. Новая пассия страстно влюбилась в писателя, который потребовал закончить роман с богатым мужчиной. Но в отношениях Гюго оказался крайне скупым: из изящно одетой барышни новая невеста Виктора превратилась в даму, которая носила лохмотья: автор романов выдавал Жульетте незначительную сумму на расходы и контролировал каждую потраченную монету.


У новой возлюбленной Виктора была мечта стать актрисой, но писатель не приложил никаких усилий, чтобы девушка получила театральную роль.

Позже страсть к постаревшей Жультте у писателя остыла, и он был не против развлечений с девушками на одну ночь, для приема которых организовал отдельный кабинет в своем доме.

Смерть

Умер великий писатель весной 1885 года от пневмонии. Весть о кончине Виктора Гюго мигом облетела всю Францию, миллионы людей скорбели и участвовали в похоронах автора бессмертных романов.


Одним из любимых мест поклонников Гюго стал остров Джерси, где Виктор провел 3 счастливых года и раскрыл себя как поэта.

Библиография

  • «Отверженные»
  • «Собор Парижской Богоматери»
  • «Человек, который смеется»
  • «Последний день приговоренного к смерти»
  • «Девяносто третий год»
  • «Козетта»
  • «Труженики моря»
  • «Гаврош»
  • «Клод Ге»
  • «Эрнани»

Цитаты

  • «Засыпьте пропасть невежества, и вы уничтожите притон преступлений»;
  • «Великие люди редко появляются в одиночестве»;
  • «Идеи – редкая дичь в лесу слов»;
  • «Осёл, знающий дорогу, стоит большего, чем прорицатель, гадающий наугад»;
  • «Для меня не важно, на чьей стороне сила; важно то, на чьей стороне право»;
  • «Мужчину порабощает не только душа женщины, но и ее тело, и чаще тело, чем душа. Душа – возлюбленная, тело – любовница».

Виктор Мари Гюго - французский писатель (поэт, прозаик и драматург), глава и теоретик французского романтизма. Член Французской академии (1841) и Национального собрания (1848).
Отцом писателя был Жозеф Леопольд Сигисбер Гюго (1773-1828) - генерал наполеоновской армии, а его матерью была Софи Требюше (1772-1821) - дочь судовладельца, роялистка-вольтерьянка.

Раннее детство Гюго протекало в Марселе, на Корсике, на Эльбе (1803-1805), в Италии (1807), в Мадриде (1811), где проходит служебная деятельность его отца, и откуда семья каждый раз возвращается в Париж. Путешествия оставили глубокое впечатления в душе будущего поэта и подготовили его романтическое миросозерцание. Сам Гюго говорил позднее, что Испания была для него «волшебным источником, воды которого опьянили его навсегда». В 1813 мать Гюго, имевшая любовную связь с генералом Лагори, разошлась с мужем и обосновалась с сыном в Париже.

В октябре 1822 года Гюго женился на Адель Фуше, в этом браке родилось пятеро детей: Леопольд (1823-1823), Леопольдина (1824-1843), Шарль (1826-1871), Франсуа-Виктор (1828-1873), Адель (1830-1915).

Первая зрелая работа Виктора Гюго в жанре художественной литературы была написана в 1829 году и отразила острое социальное сознание писателя, что продолжилось в его последующих работах. Повесть Le Dernier jour d’un condamné (Последний день приговорённого к смерти) оказала большое влияние на таких писателей как Альбер Камю, Чарльз Диккенс и Ф. М. Достоевский.

Claude Gueux, короткая документальная история о реально существовавшем убийце, казнённом во Франции, увидела свет в 1834. и в последствии была расценена самим Гюго как предвестник его великолепной работы о социальной несправедливости Отверженные.

Но первым полноценным романом Гюго станет невероятно успешный Notre-Dame de Paris (Собор Парижской Богоматери), который был опубликован в 1831 году и быстро переведен на многие языки по всей Европе. Одним из эффектов романа было привлечение внимания к запустелому Собору Парижской Богоматери, который стал привлекать тысячи туристов, прочитавших популярный роман. Книга также содействовала возрождению уважения к старым зданиям, которые сразу после этого стали активно беречь.

На склоне дней Гюго много сил отдает поэзии. Один за другим выходят сборники его стихотворений. В 1883 году завершен грандиозный эпос, плод многих лет труда - «Легенда веков». Смерть прервала работу Гюго над сборником «Все струны лиры», где по замыслу должен был быть представлен весь репертуар его поэзии.

В мае 1885 Гюго заболел и 22 мая умер у себя дома. Государственные похороны стали не только данью уважения к великому человеку, но и апофеозом прославления республиканской Франции. Останки Гюго были помещены в Пантеон, рядом с Вольтером и Ж.-Ж.Руссо.

26 февраля 1802 года, на востоке Франции в провинциальном городке Бензаносе, в семье Жозефа Гюго и Софи Требюше, родился третий ребенок. Это был будущий писатель и величайший человек – Виктор Гюго. Его отец был капитаном в наполеоновской армии, но со временем дослужился до звания генерала, мать же была рьяной роялисткой. С самого раннего возраста семья Гюго очень много переезжала по долгу отцовской службы: Корсика, Эльба, Мадрид – это далеко не полный список городов, которые еще в раннем детстве Виктору удалось повидать. Мальчик рос, и под влиянием постоянных путешествий формировался его характер и романтичное мировосприятие.

Когда парнишке было всего 12, его отец и мать расторгли брак, инициатором стала Софи, а причиной тому послужила ее любовная связь с генералом Лагори. Распад семьи произошел, когда семейство проживало в Мадриде, после чего Софи окончательно перебралась в Париж, забрав с собой и Виктора.

Юность

Образование мальчика до 12 лет носило непостоянный характер, и только в 1814 году Виктор смог стать учеником пансиона Кордье, а после поступить в лицей Людовика Великого. Талант писателя стал проявляться в парнишке в довольно юном возрасте — в 14 лет им были написаны «Yrtatine», «Athelie ou les scandinaves», «Louis de Castro», в 15 он получил свой первый почетный отзыв Тулузской академии, в конкурсах которой регулярно участвовал, а позже и вовсе был отмечен королевским правительством.

По окончанию учебы, Гюго всерьез занялся развитием своего творчества. Его ранние творения, включая и начальный вариант известнейшего романа «Бюг Жаргаль», (1821) опубликовали в «Консерватер литерер» — популярном издании тех времен.

1822 год стал для юного Виктора выдающимся – на свет появился его первый сборник «Оды и разные стихотворения», пропитанный духом классицизма. Всего через год уже был издан второй роман автора — «Ган Исландец», который получил довольно сдержанные отзывы. Одним из критикующих роман выступил Шарль Нодье, чьи конструктивные замечания и весомые аргументы не могли оставить Гюго равнодушным. Позже писателям выпала возможность увидеться лично, и эта встреча стала началом дружбы. Однако продлилась она относительно недолго – примерно с 1827 по 1830 год, пока Нодье не стал все жестче поддавать критике произведения Гюго.

Формирование Гюго как писателя и дальнейший путь

Примерно в этот же период (1827-1830 годы) завязывались приятельские отношения писателя с многими выдающимися личностями литературы, с которыми они основывают при журнале «Мюз франсез» собственную группу Сенекаль. Творчество группы имело ярко выраженную романтичную направленность.

Слава молодого поэта росла день ото дня: пьеса «Кромвель» выпущенная в 1827 году, с ее знаменитым «Предисловием», повесть «Последний день осужденного» (1829), сбоник «Восточные мотивы» (1829) – эти произведения были очень тепло восприняты.

Особо плодотворным для Гюго стал период с 1829 по 1843 год. Одну за другой он выпускает скандальные пьесы, которые то и дело подвергаются цензуре. Но этого его не останавливает. Вслед за «Марион Делорм», в которой Людовик XIII был изображен не в самом выгодном свете, появляются «Эрнани», «Король забавляется» и «Рюи Блаз». Триумф автора становится разрушением «Бастилии классицизма» в драматургии, а романтизм наконец-то выходит на первое место.

Отдельным пунктом в биографии Виктора Гюго стоит выделить исторический роман «Собор Парижской Богоматери». В нем автор смог во всей красе продемонстрировать свой многогранный талант в прозе, обрисовав при этом положение тогдашней Франции, невероятно точно определив актуальную проблематику.

Затворничество

В 1843 году Гюго пережил страшную потерю: во время кораблекрушения на Сене погибла его совсем юная дочь Леопольдина с мужем. Это стало для него настоящим ударом, а потому на некоторое время писатель решил отстраниться от общества. Уединение подвигло его приступить к объемной и сложной работе – роману социального характера, который сам автор нарек изначально «Невзгоды». Однако закончить начатое у него не получилась – революция 1848 года подтолкнула его к началу активной социально-политической деятельности, он стал членом Национальной Ассамблеи.

Возвращение писателя было недолгим – в 1851 году, после переворота, Гюго вновь удалился из Франции – сначала в Брюссель, а позже на небольшой островок Джерси, а оттуда на остров Гернси. В период затворничества он написал книгу «Наполеон Малый», разоблачавшую всю диктаторскую сущность Луи Бонапарта, а после и «Возмездия» — тонкую сатиру в стихах, в которой так же шла речь о Наполеоне III , его последователях и поклонниках режима. В начале 60-х годов XIX столетия Виктор снова возвратился к работе над романом «Невзгоды». Сегодня читателю это творение знакомо под названием «Отверженные».

Пребывая на острове Гренси, писатель издал еще ряд книг, которые сегодня по праву считаются классикой мировой литературы: «Уильям Шекспир», «Труженики моря», «Человек, который смеется», а также сборник стихотворений «Песни улиц и лесов».

История европейской литературы представляла нам немало примеров ярчайшего успеха, каким удостаивались некоторые писатели и их произведения. Не исключением стала французская литература, представившая всему миру имя талантливого писателя, вложившего в свои сочинения нотки романтизма, Виктора Гюго.

Виктор родился 26 февраля 1802 года в городе Безансоне. Отец его был военным. Когда была первая французская буржуазная революция, служил простым солдатом. А при Наполеоне дослужился до генеральского чина. Мама Виктора выступала против монархии и мечтала, чтобы во Франции наконец-то наступили мирные времена. И так как отец редко бывал дома, то мать все свое время посвящала воспитанию мальчика. Писать Виктор начал рано. Еще во время учебы в школе он занял 1 место за свою оду «О пользе наук во всех положениях жизни». И в 1817 году был награжден от Французской академии. Воодушевившись, Виктор стал заниматься литературной деятельностью. Вместе со своими братьями берется за редакцию журнала «Литературный консерватор», однако по причине нехватки средств журнал закрывается. Так, 18-летний юноша оказывается без денег на улице. Мать к тому времени скончалась, а отец отказывался ему помогать. Но Виктор не сдавался, и в 1821 году была опубликована книга «Оды и разные стихотворения», которая привлекла внимание и вызвала симпатию Людовика XVIII. Он назначает ему пенсию. Гюго приободрился и тут же написал очередной роман «Ган Исландец».

А тем временем во Франции появляются общества карбонариев, звучат памфлеты с изобличительными строками в адрес правительства и монарха. Гюго не отстает от писателей того времени и также пишет несколько пьес, где происходит высмеивание напудренных париков и застоявшиеся правила классицизма. Так, в 1827 году печатается его пьеса «Кромвель»,а позже на сцене происходит постановка его пьесы «Эрнани». Но в 1831 году опубликованный роман «Собор Парижской богоматери» принес ему небывалый успех. Здесь были четко отражены все черты романтизма, которые показаны и в главных героях, и случайных встречах. В романе тема любви, добра и милосердия для автора была самая главная, так как только эти качества могут спасти мир. Вскоре выходят новые поэтические сборники «Осенние листья» и «Песни сумерек», где Гюго затрагивает тему социального неравенства.

С 1848 по1851 годы писатель принимает активное участие в политической жизни страны. Как депутат Парижа участвует в работе Законодательного собрания, где поднимает вопрос об улучшении положения бедных слоев населения. Вскоре он оказывается в центре внимания во время монархического переворот, и после этого ему пришлось находиться в изгнании 19 лет. Будучи эмигрантом, он создает свои лучшие произведения «Отверженные», «Труженики моря», «Человек, который смеется». На закате своего жизненного пути Гюго оставался таким же деятельным человеком. Он издает сборник стихов «Четыре духа времени». Скончался писатель в 1885 году и был погребен в Пантеоне.

О Викторе Гюго

Французский поэт и писатель Виктор Гюго родился в 1802 году в городе Безансон в феврале. Особенностью детства были частые путешествия, которые обуславливались частыми командировками отца Гюго, который было военным в высоком чине. Благородное происхождение также позволило получить достойное образование, которое продолжалось и в 1813 году после переезда в Париж с матерью, после того как родители Гюго расстались.

В 14 лет он поступает в частный пансион и именно там начинает писать. Взгляды его складывались на основе монархических убеждений, вольтеровской идеологии. С раннего детства Гюго двигался в векторе романтизма, представителем которого и оставался в дальнейшем.

С 19 лет он начинает активно работать в рамках литературного ремесла и достигает существенных высот. Сначала выпускает сборник стихов, который дает ежегодные выплаты от короля Людовика, далее начинает работать по большей части с пьесами, сотрудничает с театрами и получает огромную популярность, капитал, а также новую музу, которой становится актриса Жульетта Дуэ, которая приносила автору вдохновение на протяжении многих лет. Исследователи, как правило, указывают началом наиболее продуктивного творческого периода 1829 год.

Собор Парижской Богоматери публикуется в 1831 году, спустя 10 лет он становится частью французской Академии. Еще спустя пару лет, он отходит от общественной активности из-за личной трагедии. Далее он возвращается к политике на фоне революции 1848 года и получает престижное положение, но в итоге, когда возникает и проваливается революция против императора, Гюго приходится бежать на Британские острова, но и там он продолжает творить и создает цикл великолепных романов.

После свержения императора он возвращается обратно на родину, где его встречают как образец оппозиционера и одаряют всяческими почестями. В 1871 году он получает пост депутата, от которого отказывается, так как не особенно прельщается чрезмерно консервативной политикой большинства. В 1883 погибает его муза Жульетта Дуэ, после чего спустя два года литератор и сам оставляет этот мир 22 мая.

Краткая биография Виктора Гюго

Виктор Мари Гюго (/hjuːɡoʊ/; фр.: ; 26 февраля 1802 – 22 мая 1885) – французский поэт, прозаик и драматург романтического направления. Он считается одним из самых великих и самых известных французских писателей. Самые известные его произведения за пределами Франции – романы "Отверженные" 1862 г. и "Собор Парижской Богоматери" 1831 г. Во Франции Гюго известен в первую очередь своими поэтическими сборниками, такими как "Les Contemplations" ("Созерцания") и "La Légende des siècles" ("Ле­ген­да ве­ков"). Он создал более 4000 рисунков, а также проводил различные общественные кампании, в том числе за отмену смертной казни.

Несмотря на то, что в молодости Гюго был преданным роялистом, за десятки лет его взгляды изменились, и он стал страстным республиканцем; его творчество затрагивает большинство политических и социальных проблем и художественных тенденций его времени. Он похоронен в Пантеоне в Париже. Почтение к его наследию оказывалось множеством способов, в том числе, тем, что его портрет был размещен на французских купюрах.

Детство Виктора Гюго

Гюго был третьим сыном Жозефа Леопольда Сигисбера Гюго (1774-1828) и Софи Требюше (1772-1821); его братьями были Абель Жозеф Гюго (1798-1855) и Эжен Гюго (1800-1837). Он родился в 1802 году в Безансоне в регионе Франш-Конте на востоке Франции. Леопольд Гюго был свободомыслящим республиканцем, считавшим Наполеона героем; напротив, Софи Гюго была католичкой и роялисткой, у которой была тесная связь и, возможно, роман с генералом Виктором Лагори, который был казнен в 1812 году за заговор против Наполеона.

Детство Гюго пришлось на период национальной политической нестабильности. Наполеон был провозглашен императором Франции через два года после рождения Гюго, а восстановление власти Бурбонов произошло до его 13-го дня рождения. Противоположные политические и религиозные взгляды родителей Гюго отражали силы, которые боролись за первенство во Франции на протяжении всей его жизни: отец Гюго был высокопоставленным офицером в армии Наполеона, пока не потерпел поражение в Испании (это одна из причин, почему его имени нет на Триумфальной арке).

Так как отец Гюго был офицером, семья часто переезжала и Гюго многому научился в этих путешествиях. В детстве, во время семейной поездки в Неаполь, Гюго увидел обширные альпийские перевалы и снежные вершины, великолепное синее Средиземное море и Рим во время торжеств. Хотя ему было всего пять лет тогда, он прекрасно помнил шестимесячное путешествие. Они остановились в Неаполе на несколько месяцев, а затем отправились обратно в Париж.

В начале семейной жизни, мать Гюго Софи последовала за мужем в Италию, где он получил должность (там Леопольд служил губернатором провинции около Неаполя) и в Испанию (там он возглавил три испанских провинции). Устав от постоянных переездов, требуемых военной жизнью, и вступив в конфликт с мужем из-за того, что он не разделял католических убеждений, Софи временно разлучилась с Леопольдом в 1803 году и поселилась в Париже с детьми. С этого момента она оказывала наибольшее влияние на образование и воспитание Гюго. Как результат, ранние работы Гюго в области поэзии и художественной литературы отражают ее страстную преданность королю и вере. Лишь позже, во время событий, приведших к французской революции 1848 года, он начал бунтовать против собственного католического роялистского образования и поддерживать республиканизм и свободомыслие.

Брак и дети Виктора Гюго

Молодой Виктор влюбился и, вопреки воле своей матери, был тайно помолвлен ​​с подругой детства Адель Фуше (1803-1868). Из-за своих близких взаимоотношений с матерью, Гюго дождался ее смерти (в 1821 году), чтобы вступить в брак с Адель в 1822 году.

У Адель и Виктора Гюго в 1823 году родился первый ребенок, Леопольд, но мальчик умер в младенчестве. В следующем году, 28 августа 1824 года, родился второй ребенок четы, Леопольдина, а затем - Чарльз, 4 ноября 1826 года, Франсуа-Виктор, 28 октября 1828 года, и Адель, 24 августа 1830 года.

Старшая и любимая дочь Гюго, Леопольдина, умерла в возрасте 19 лет в 1843 году, вскоре после заключения брака с Чарльзом Вакри. 4 сентября 1843 года она утонула в Сене в Вилькье, тяжелые юбки увлекли ее на дно, когда лодка перевернулась. Ее молодой муж погиб, пытаясь спасти ее. Эта смерть оставила ее отца опустошенным; Гюго в это время путешествовал со своей любовницей по югу Франции, и узнал о смерти Леопольдины из газеты, которую прочел в кафе.

Он описывает свой шок и горе в знаменитом стихотворении "Вилькье":

После он написал еще множество стихов о жизни и смерти своей дочери, и по крайней мере один биограф утверждает, что он никогда полностью не оправился от ее гибели. В своем, вероятно, самом известном стихотворении "Завтра, на рассвете" он описывает посещение ее могилы.

Гюго решил жить в изгнании после государственного переворота Наполеона III в конце 1851. Покинув Францию, Гюго недолгое время жил в Брюсселе в 1851 году, прежде чем переехать на Нормандские острова, сначала в Джерси (1852-1855), а затем на меньший остров Гернси в 1855 году, где он оставался до того, как в 1870 г. Наполеон III покинул власть. Хотя Наполеон III провозгласил всеобщую амнистию в 1859 году, согласно которой Гюго мог бы благополучно вернуться во Францию, писатель остался в изгнании, вернувшись только когда Наполеон III лишился власти в результате поражения Франции во франко-прусской войне в 1870 году. После осады Парижа с 1870 до 1871 Гюго снова жил в Гернси с 1872 по 1873 г. прежде чем окончательно вернуться во Францию ​​до конца своей жизни.

Лучшие книги Виктора Гюго

Гюго опубликовал свой первый роман на следующий год после вступления в брак (Han d"Islande, 1823), а второй - спустя три года (Bug-Jargal, 1826). С 1829 по 1840 годы он опубликовал еще пять поэтических сборников (Les Orientales, 1829, Les Feuilles d"automne, 1831, Les Chants du crépuscule, 1835 Les Voix intérieures, 1837; и др Les Rayons et les Ombres, 1840 г.), закрепив за собой звание одного из величайших элегических и лирических поэтов своего времени.

Как и многие молодые писатели его поколения, Гюго находился под сильным влиянием Франсуа Рене де Шатобриана - яркой фигуры романтизма и выдающегося французского литературного деятеля начала 19 века. В юности Гюго решил, что он хочет быть "Шатобрианом или никем", и в его жизни прослеживается множество параллелей с путем его предшественника. Как и Шатобриан, Гюго способствовал развитию романтизма, был вовлечен в политику (хотя в основном в качестве защитника республиканизма) и был вынужден покинуть страну из-за своих политических взглядов.

Несвойственные его возрасту страстность и красноречивость первых работ Гюго рано принесли ему успех и известность. Его первый поэтический сборник (Odes et poésies diverses) был опубликован в 1822 году, когда Гюго было всего 20 лет, и принес ему ежегодную пенсию от короля Людовика XVIII. Несмотря на то, что стихотворениями восхищались за их непосредственную пылкость и плавность, только сборник, опубликованный четыре года спустя, в 1826 году, (Odes et Ballades) раскрыл в Гюго великого поэта, настоящего мастера лирического стихотворения.

Первое зрелое художественное произведение Виктора Гюго появилось в 1829 году и отражало острое чувство социальной ответственности, которое проявилось и в поздних его работах. Le Dernier jour d"un condamné ("Последний день при­го­во­рён­но­го к смерти") оказал глубокое влияние на более поздних писателей, таких как Альбер Камю, Чарльз Диккенс и Фёдор Достоевский. Claude Gueux ("Клод Ге"), документальный рассказ о реально существовавшем убийце, казненном во Франции, появился в 1834 году, а позже сам Гюго счел его предшественником своего знаменитого труда о социальной несправедливости - Les Misérables ("Отверженные").

Гюго стал центральной фигурой романтического движения в литературе благодаря своим пьесам "Кромвель" (1827) и "Эрнани" (1830).

Роман Гюго Собор Парижской Богоматери был опубликован в 1831 году и вскоре переведен на другие европейские языки. Одной из целей написания романа было заставить руководство Парижа восстановить запущенный Собор Парижской Богоматери, ведь он привлекал тысячи туристов, прочитавших знаменитый роман. Книга также возродила интерес к зданиям, созданным до эпохи Ренессанса, которые впоследствии стали активно охранять.

Гюго начал планировать крупный роман о нищете и социальной несправедливости в начале 1830-х годов, но для написания и публикации "Отверженных" понадобилось целых 17 лет. Гюго прекрасно осознавал уровень романа и право публикации досталось тому, кто предложил наивысшую цену. Бельгийское издательство Lacroix and Verboeckhoven провело необычную для того времени маркетинговую кампанию, пресс-релизы о романе выпускались за целых шесть месяцев до публикации. К тому же, сначала была опубликована только первая часть романа ("Фантина"), который был пущен в продажу одновременно в нескольких крупных городах. Эта часть книги была распродана в течение нескольких часов и имела огромное влияние на французское общество.

Критики в целом отнеслись к роману враждебно; Тэн нашел его неискренним, Барбе д’Оревильи жаловался на его пошлость, Гюстав Флобер не нашел в нем "ни правды, ни величия", братья Гонкур раскритиковали его за искусственность и Бодлер - несмотря на благоприятные отзывы в газетах - критиковал его в частном порядке как "безвкусный и нелепый". "Отверженные" оказались настолько популярны среди людей, что проблемы, которые он освещает, вскоре были в повестке дня Национального собрания Франции. Сегодня роман сохраняет статус самого популярного произведения Гюго. Он известен во всем мире и был адаптирован для кино, телевидения и сцены.

Существуют слухи о том, что самая короткая переписка в истории состоялась между Гюго и его издателем Hurst and Blackett в 1862. Гюго был в отпуске, когда были опубликованы "Отверженные". Он поинтересовался реакцией на произведение, отправив своему издателю телеграмму из одного символа: ?. Издатель ответил одним-единственным: !, чтобы показать успех романа.

Гюго отошел от социальных и политических вопросов в своем следующем романе, "Труженики моря", опубликованном в 1866 г. Книга была хорошо принята, возможно, из-за успеха "Отверженных". Посвященный канала острове Гернси, где он провел 15 лет ссылки, Hugo рассказывает о человеке, который пытается получить одобрение своего отца возлюбленной, спасая свой корабль, намеренно высадили его капитаном, который надеется сбежать с сокровищами денег она транспортирует через изнурительную битву человеческой инженерии против силы моря и борьбе против почти мифического зверя моря, гигантский кальмар. Поверхностно приключение, один из биографов Гюго называет это "метафора для 19-го века технического прогресса, творческого гения и упорного труда, преодолевая имманентной зло материального мира."

Слово, используемое в Гернси для обозначения кальмара (pieuvre, также иногда применяется к осьминогам) вошло во французский язык из-за того, что использовалось в книге. Гюго вернулся к политическим и социальным вопросам в своем следующем романе, "Человек, который смеется", опубликованном в 1869 году и изображавшем критическую картину аристократии. Роман не был столь успешным, как его предыдущие произведения, и сам Гюго начал отмечать растущую пропасть между собой и литературными современниками, такими как Флобер и Эмиль Золя, реалистические и натуралистические романы которых в то время превосходили его работы по популярности.

Его последний роман, "Девяносто третий год", опубликованный в 1874 году, был посвящен теме, которой Гюго раньше избегал: террор во время Французской революции. Хотя популярность Гюго уже снизилась к моменту его публикации, многие теперь ставят "Девяносто третий год" в один ряд с более известными романами Гюго.

Политическая деятельность Виктора Гюго

После трех неудачных попыток Гюго был наконец избран в Французскую Академию в 1841 году, тем самым он укрепил свою позицию в мире французского искусства и литературы. Группа французских академиков, в том числе Этьен де Жуи, вели борьбу против «романтической эволюции», и им удалось задержать избрание Виктора Гюго. После этого он стал принимать все более активное участие в французской политике.

Он был возведен в звание пэра королем Луи-Филиппом в 1845 году и вошел в Высшую палату как пэр Франции. Там он выступал против смертной казни и социальной несправедливости, а также за свободу прессы и самоуправление для Польши.

В 1848 году Гюго был избран в парламент в качестве консерватора. В 1849 году он порвал с консерваторами, произнеся выдающуюся речь, призывающую к избавлению от страданий и нищеты. В других своих выступлениях он призывал к введению всеобщего избирательного права и бесплатного образования для всех детей. Вклад Гюго в отмену смертной казни признается во всем мире.

Когда Луи Наполеон (Наполеон III) захватил власть в 1851 году и ввел антипарламентскую Конституцию, Гюго открыто объявил его предателем Франции. Он переехал в Брюссель, затем в Джерси, откуда был изгнан за поддержку газеты Джерси, критиковавшей королеву Викторию и, наконец, поселился со своей семьей в Отвиль-Хауз в Сент-Питер-Порт, Гернси, где он прожил в изгнании с октября 1855 года до 1870 года.

Находясь в изгнании, Гюго опубликовал свои знаменитые политические памфлеты против Наполеона III, "Наполеон Малый" и "История одного преступления". Памфлеты были запрещены во Франции, но, тем не менее, были там популярны. Он также писал и публиковал одни из своих лучших работ во время жизни в Гернси, в том числе "Отверженных", а также три широко признанных поэтических сборника ("Возмездие", 1853; "Созерцания", 1856, и "Легенда веков", 1859).

Как и большинство его современников, Виктор Гюго придерживался колониалистского взгляда на африканцев. В речи, произнесенной 18 мая 1879, он заявил, что Средиземное море - естественный разрыв между "конечной цивилизацией и полным варварством", добавив: "Бог предлагает Африку Европе. Возьмите же," чтобы цивилизовать местных жителей. Это может частично объяснить, почему, несмотря на его глубокий интерес и участие в политических делах, он сохранял странное молчание по алжирскому вопросу. Он знал о зверствах французской армии во время завоевания Алжира, о чем свидетельствуют его дневники, но никогда не осуждал армию публично. Современный читатель также может быть, мягко говоря, озадачен значением этих строк из заключения к "Рейн. Письма к другу", глава 17, издание 1842, двенадцать лет спустя высадки французских войск у Алжира.

То, чего не хватает Франции в Алжире, - это немного варварства. Турки знали, как резать головы лучше, чем мы. Первое, что видят дикари - не разум, а силу. У Англии есть то, чего не хватает Франции; у России тоже".

Следует также отметить, что до изгнания он никогда не осуждал рабство и никаких упоминаний об его отмене нет в записи от 27 апреля 1848 в подробных дневниках Гюго.

С другой стороны, Виктор Гюго всю жизнь боролся за отмену смертной казни в качестве романиста, мемуариста и члена Парламента. "Последний день приговоренного к смерти", опубликованный в 1829, анализирует страдания, испытываемые человеком в ожидании казни; несколько записей из "Что я видел", дневника, который он вел между 1830 и 1885 годами, выражают решительное осуждение того, что он считал варварским приговором; на 15 сентября 1848 года, через семь месяцев после революции 1848 года, он выступил с речью перед Ассамблеей и пришел к выводу: «Вы свергли короля. Теперь свергните эшафот». Его влияние заметно в исключении статей о смертной казни из конституций Женевы, Португалии и Колумбии. Он также призвал Бенито Хуареса пощадить недавно захваченного императора Мексики Максимилиана I, но безрезультатно. Его полные архивы (изданные Pauvert) показывают также, что он написал письмо США с просьбой, ради их собственной репутации в будущем, сохранить жизнь Джона Брауна, но письмо пришло после того, как Браун был казнен.

Хотя Наполеон III предоставил амнистию всем политическим ссыльным в 1859 году, Гюго отказался от нее, так как это означало, что он должен будет ограничивать свою критику в адрес правительства. Только после того, как Наполеон III лишился власти и была провозглашена Третья республика, Гюго наконец вернулся на родину (в 1870 году), где он вскоре был избран в Национальное собрание и Сенат.

Он был в Париже во время осады прусской армией в 1870 году, и, как известно, питался животными, подаренными ему зоопарком Парижа. По мере того как осада продолжалась, и пища становилась все более скудной, он написал в своем дневнике, что был вынужден "есть нечто непонятное".

Благодаря своей озабоченности правами художников и авторским правом, он стал одним из основателей Международного сообщества писателей и художников, которое добилось создания Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений. Тем не менее, в опубликованных архивах Pauvert он решительно заявляет, что «любое произведение искусства имеет двух авторов: людей, которые смутно чувствуют что-то, автора, который придает форму этим чувствам, и снова людей, которые освящают его видение этого чувства. Когда один из авторов умирает, права должны полностью быть предоставлены другому, людям».

Религиозные взгляды Гюго

Религиозные взгляды Гюго резко менялись в течение его жизни. В юности и под влиянием своей матери он считал себя католиком и проповедовал уважение к церковной иерархии и власти. Затем он стал непрактикующим католиком, и все больше выражал антикатолические и антиклерикальные взгляды. Он часто практиковал спиритизм во время своего изгнания (там он участвовал также во многих сеансах, проводимых мадам Дельфиной де Жирарден), а в последующие годы укрепился в рационалистическом деизме, подобным тому, которого придерживался Вольтер. Переписчик спросил Гюго в 1872 году, католик ли он, и тот ответил: "Нет. Вольнодумец".

После 1872 года Гюго никогда не терял антипатии к католической церкви. Он чувствовал, что Церковь была безразлична к бедственному положению рабочего класса под гнетом монархии. Возможно, он также был расстроен частотой, с которой его работы появлялись в списке запрещенных церковью книг. Гюго насчитал 740 нападок на "Отверженных" в католической прессе. Когда сыновья Гюго Чарльз и Франсуа-Виктор умерли, он настаивал на том, чтобы они были похоронены без креста или священника. В своем завещании он выразил те же пожелания касательно собственных смерти и похорон.

Рационализм Гюго отражается в его стихотворениях, таких как "Торквемада" (1869, о религиозном фанатизме), "Папа" (1878, антиклерикальное), "Фанатики и религия" (1880, отрицается полезность церквей, опубликованных посмертно, "Конец Сатаны" и "Бог" (1886 и 1891 соответственно, где он изображает христианство в виде грифона и рационализм в виде ангела). Винсент Ван Гог приписывал выражение "Религии проходят, но Бог остается", на самом деле произнесенное Жюлем Мишле, Гюго.

Виктор Гюго и музыка

Хотя в число многих талантов Гюго не входят исключительные музыкальные способности, он все же оказал большое влияние на мир музыки благодаря тому, что его работы вдохновляли композиторов 19 и 20 веков. Гюго очень любил музыку Глюка и Вебера. В "Отверженных" он говорит, что хор егерей в "Эврианте" Вебера - "пожалуй, самая красивая музыка из всего, когда-либо написанного". Кроме того, он восхищался Бетховеном, и, что было довольно необычно для его времени, также высоко оценивал произведения композиторов прошлых веков, таких как Палестрина и Монтеверди.

Двое известных музыкантов 19 века были друзьями Гюго: Гектор Берлиоз и Ференц Лист. Последний играл Бетховена в доме Гюго, и в одном из писем к друзьям Гюго шутил, что благодаря урокам фортепиано Листа он научился играть свою любимую песню на пианино одним пальцем. Гюго также работал с композитором Луизой Бертен, он написал либретто для ее оперы 1836 года La Esmeralda, основанной на персонаже из "Собора Парижской Богоматери". Несмотря на то, что по различным причинам опера была исключена из репертуара вскоре после пятого представления и мало известна сегодня, она пережила возрождение в наше время в виде как концертной версии для голоса и фортепиано от Листа на Festival international Victor Hugo et Égaux 2007, так и в полной оркестровой версии, представленной в июле 2008 на Le Festival de Radio France et Montpellier Languedoc-Roussillon.

Более тысячи музыкальных произведений с 19 века и до сегодняшнего дня было вдохновлено работами Гюго. В частности, пьесы Гюго, где он отвергал правила классического театра в пользу романтической драмы, привлекли интерес многих композиторов, которые превратили их в оперы. Более сотни опер основано на работах Гюго, в их числе "Лукреция Борджиа" Доницетти (1833), "Риголетто" и "Эрнани" Верди (1851), "Ла Джоконда" Понкьелли (1876).

И романы, и пьесы Гюго были огромным источником вдохновения для музыкантов, побуждая их создавать не только оперы и балеты, но и представления для музыкального театра, такие как "Собор Парижской Богоматери" и вечно популярные "Отверженные", самый долгоиграющий мюзикл Лондонского Вест-Энда. К тому же, красивые стихотворения Гюго создавали дополнительный интерес со стороны музыкантов, создавались многочисленные мелодии на основе его стихотворений, такими композиторами как Берлиоз, Бизе, Форе, Франк, Лало, Лист, Масне, Сен-Санс, Рахманинов и Вагнер.

Сегодня наследие Гюго продолжает вдохновлять музыкантов на создание новых композиций. Например, роман Гюго, направленный против смертной казни, "Последний день приговоренного к смерти", стал основой для оперы Дэвида Алагна, с либретто Фредерико Алагна и участием их брата, тенора Роберто Алагна в 2007 году. В гернси каждые два года проводится Victor Hugo International Music Festival, привлекающий большое количество музыкантов, где впервые исполняются вдохновленные стихотворениями Гюго песни таких композиторов, как Гийом Коннессон, Ричард Дубугнон, Оливер Каспар и Тьерри Эскеш.

Примечательно, что не только литературные произведения Гюго были источником вдохновения для музыкальных произведений. Его политические труды также удостоились внимания от музыкантов и были переведены на язык музыки. К примеру, в 2009 году итальянский композитор Маттео Соммакал получил заказ от фестиваля "Bagliori d"autore" и написал произведение для чтеца и камерного ансамбля под названием "Дела и речи", текст которого был разработан Чиарой Пиолой Каселли на основе последней политической речи Гюго, обращенной к Законодательному собранию, "Sur la Revision de la Constitution" (18 июля 1851). Премьера состоялась в Риме 19 ноября 2009 в аудитории Французского института центра Сент-Луис французского посольства для Святейшего престола. Произведение было исполнено музыкальным коллективом Piccola Accademia degli Specchi при участии композитора Маттиаса Кадара.

Преклонные годы и смерть Виктора Гюго

Когда Гюго вернулся в Париж в 1870, страна приветствовала его как национального героя. Несмотря на свою популярность, Гюго не был переизбран в Национальное Собрание в 1872. В течение короткого промежутка времени он перенес легкий инсульт, его дочь Адель была помещена в сумасшедший дом, и двое его сыновей умерли. (Биография Адель послужила вдохновением для фильма "История Адели Г.") Его жена Адель умерла в 1868 году.

Его верная спутница, Жюльетта Друэ, умерла в 1883 году, всего за два года до его смерти. Несмотря на личную потерю, Гюго сохраняет приверженность делу политических реформ. 30 января 1876 Гюго был избран в состав вновь созданного Сената. Эта последняя фаза его политической карьеры считался провалом. Гюго был индивидуалистом и мало смог сделать в Сенате.

Он перенес легкий инсульт 27 июня 1878. В честь того, что ему исполнялось 80 лет, было проведено одно из величайших чествований живых писателей. Торжества начались 25 июня 1881, когда Гюго вручили севрскую вазу, традиционный подарок для монархов. 27 июня был проведен один из крупнейших фестивалей в истории Франции.

Демонстрация растянулась от авеню Эйлау, где писатель жил, до Елисейских полей, и до центра Парижа. Люди шли в течение шести часов мимо Гюго, пока он сидел у окна в своем доме. Каждая деталь мероприятия была в честь Гюго; официальные гиды даже носили васильки – намек на песню Фантины в "Отверженных". 28 июня руководство Парижа поменяло название авеню Эйлау на авеню Виктора Гюго. На письмах, адресованные писателю, с тех пор писали: "Господину Виктору Гюго, на его авеню, Париж".

За два дня до смерти он оставил записку с последними словами: "Любить означает действовать". Смерть Виктора Гюго от пневмонии 22 мая 1885, в возрасте 83 лет, оплакивалась всей страной. Он почитался не только как значимая фигура в литературе, он был государственным деятелем, формировавшим Третью республики и демократию во Франции. Более двух миллионов человек присоединились к похоронной процессии в Париже от Триумфальной арки до Пантеона, где он был похоронен. В Пантеоне он похоронен в одном склепе с Александром Дюма и Эмилем Золя. В большинство крупных французских городов есть улица, названная в его честь.

Гюго оставил пять предложений для официальной публикации как свою последнюю волю:

Картины Виктора Гюго

Гюго создал более 4000 рисунков. Будучи в начале лишь случайным увлечением, рисование стало важнее для Гюго незадолго до его изгнания, когда он принял решение прекратить писать, чтобы посвятить себя политике. Графика стала его единственной творческой отдушиной в период 1848-1851.

Гюго работал только на бумаге, и в малом масштабе; как правило, пером и темно-коричневыми или черными чернилами, иногда с вкраплениями белого, и редко в цвете. Сохранившиеся рисунки удивительно совершенны и "современны" по стилю и исполнению, они предугадывают экспериментальные приемы сюрреализма и абстрактного экспрессионизма.

Он не колеблясь использовал свои детские трафареты, чернильные кляксы, лужи и пятна, отпечатки кружева, "pliage" или складывание (т.е. пятна Роршаха), выскабливание или отпечатки, часто используя древесный уголь из спичек или даже пальцы вместо пера или кисти. Иногда он даже плескал кофе или сажей, чтобы получить эффект, которого он хотел. Известно, что Гюго часто рисовал левой рукой или не глядя на страницы, или во время спиритических сеансов, чтобы получить доступ к своему подсознанию. Эту концепцию позже популяризировал Зигмунд Фрейд.

Гюго не представлял свои художественные работы общественности, опасаясь, что из-за этого останутся в тени его литературные произведения. Тем не менее, он любил делиться своими рисунками с семьей и друзьями, часто в виде витиеватых визитных карт ручной работы, многие из которых были подарены его посетителям, когда он находился в политической ссылке. Некоторые из его работ были показаны, и одобрены современными художниками, такими как Ван Гога и Делакруа; последний высказал мнение, что если бы Гюго решил стать художником, а не писателем, то он затмил бы художников своего века.

Память о Викторе Гюго

Народ Гернси воздвигнул статую, созданную скульптором Жаном Буше в Candie Gardens (Сент-Питер-Порт), чтобы почтить память о пребывании Гюго на островах. Руководство Парижа сохранило его резиденции в Отвиль-Хауз (Гернси) и в доме номер 6 по площади Вогезов (Париж) в качестве музеев. Дом, где он останавливался в Виандене (Люксембург) в 1871 году, также стал музеем.

Гюго почитается как святой во вьетнамской религии Каодай, в парадном зале Святого Престола в Тэйнинь.

Авеню Виктора Гюго в 16 округе Парижа носит имя Гюго и тянется от дворца Этуаль до окрестностей Болонского леса, пересекая площадь Виктора Гюго. На этой площади находится станция Парижского метро, также названная в его честь. В городе Безье именем Гюго названы главная улица, школа, больница и несколько кафе. Множество улиц и проспектов по всей стране названы в его честь. Школа Lycée Victor Hugo была основана в городе, где он родился, Безансоне (Франция). Авеню Витора Гюго, находящееся в Шавинигане, провинция Квебек, было названо так, чтобы почтить его память.

В городе Авеллино (Италия), Виктор Гюго ненадолго останавливался во время встречи со своим отцом, Леопольдом Сигизбером Гюго, в 1808 в месте, известном сегодня как Il Palazzo Culturale. Позже он вспоминал об этом месте, цитируя: "C"était un palais de marbre..." ("Это был замок из мрамора...").

Существует статуя Виктора Гюго напротив Museo Carlo Bilotti в Риме, в Италии.

Виктор Гюго является тезкой города Hugoton, штат Канзас.

В Гаване, на Кубе есть парк, назван в его честь. У входа в Старый летний дворец в Пекине стоит бюст Гюго.

Мозаика в честь Виктора Гюго находится на потолке в здании Библиотеки Конгресса имени Томаса Джефферсона.

Лондонские и Северо-Западные железные дороги переименовали "Принца Уэльского" (класс 4-6-0, № 1134) в честь Виктора Гюго. Британские железные дороги увековечили память Гюго, назвав электрическую единицу 92001 92 класса в его честь.

Религиозное почитание

Благодаря вкладу в развитие человечества, добродетель и веру в Бога он почитается как святой в Каодай, новой религии, созданной во Вьетнаме в 1926 году. Согласно религиозным записям, ему было предназначено Богом исполнять внешнюю миссию как часть Божественной иерархии. Он представлял человечество, наряду с основными святыми Сунь Ятсеном и Нгуен Бинь Кхьемом, для подписания религиозного договора с Богом, обещавшего привести человечество к "любви и справедливости".

Произведения Виктора Гюго

Опубликованные при жизни

  • Кромвель (только предисловие) (1819)
  • Оды (1823)
  • "Ган Исландец" (1823)
  • "Новые оды" (1824)
  • "Бюг-Жаргаль" (1826)
  • "Оды и баллады" (1826)
  • "Кромвель" (1827)
  • Восточные мотивы (1829)
  • Последний день приговорённого к смерти (1829)
  • "Эрнани" (1830)
  • "Собор парижской богоматери" (1831)
  • "Марион Делорм" (1831)
  • "Осенние листья" (1831)
  • "Король забавляется" (1832)
  • "Лукреция Борджиа" (1833)
  • "Мария Тюдор" (1833)
  • Литературные и философские опыты (1834)
  • Клод Ге (1834)
  • Анджело, тиран Падуанский (1835)
  • Песни сумерек (1835)
  • Эсмеральда (только либретто оперы, написанной самим Виктором Гюго) (1836)
  • Внутренние голоса (1837)
  • Рюи Блаз (1838)
  • Лучи и тени (1840)
  • Рейн. Письма к другу (1842)
  • Бургграфы (1843)
  • Наполеон Малый (1852)
  • Возмездие (1853)
  • Созерцания (1856)
  • Тростник (1856)
  • Легенда веков (1859)
  • Отверженные (1862)
  • Уильям Шекспир (1864)
  • Песни улиц и лесов (1865)
  • Труженики моря (1866)
  • Голос с Гернси (1867)
  • Человек, который смеется (1869)
  • Грозный год (1872)
  • Девяносто третий год (1874)
  • Мои сыновья (1874)
  • Дела и речи – перед изгнанием (1875)
  • Дела и речи – во время изгнания (1875)
  • Дела и речи – после изгнания (1876)
  • Легенда веков, второе издание (1877)
  • Искусство быть дедом (1877)
  • История одного преступления, первая часть (1877)
  • История одного преступления, вторая часть (1878)
  • Папа (1878)
  • Высшее милосердие (1879)
  • Фанатики и религия (1880)
  • Революция (1880)
  • Четыре ветра духа (1881)
  • Торквемада (1882)
  • Легенда веков, третье издание (1883)
  • Архипелаг Ла Манш (1883)
  • Стихотворения Виктора Гюго

Опубликованные посмертно

  • Оды и поэтические опыты (1822)
  • Свободный театр. Малые пьесы и фрагменты (1886)
  • Конец Сатаны (1886)
  • Что я видел (1887)
  • Все струны лиры (1888)
  • Эми Робсарт (1889)
  • Близнецы (1889)
  • После изгнания, 1876-1885 (1889)
  • Альпы и Пиренеи (1890)
  • Бог (1891)
  • Франция и Бельгия (1892)
  • Все струны лиры - последнее издание (1893)
  • Распределения (1895)
  • Переписка – том I (1896)
  • Переписка – том II (1898)
  • Мрачные годы (1898)
  • Что я видел – сборник новелл (1900)
  • Послесловие к моей жизни (1901)
  • Последний сноп (1902)
  • Награда в тысячу франков (1934)
  • Океан. Груда камней (1942)
  • Интервенция (1951)
  • Разговоры с Вечностью (1998)