Война и мир осуждение войны. «Военные рассказы Льва Толстого

\ Для учителя русского языка и литературы

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Открытый урок по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».

Открытый урок по литературе предоставила : Наталия Харлова, email: [email protected]

Нравственные уроки рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».

Конспект с разработкой урока по русской литературе в школе

Цели урока русской литературы:

1) Образовательная:

  • рассмотреть главных героев рассказа и их поступки.

2) Развивающая:

  • формировать умение анализировать текст художественного произведения;
  • развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев – обобщать, делать выводы;
  • формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов;
  • учить сжато излагать повествовательный текст;
  • развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;
  • продолжить работу по развитию культуры речи школьников.

3) Воспитательная:

  • воспитание общечеловеческих ценностей;
  • умение работать в группе: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи,поддержки.

План урока русской литературы

1. Организационный момент (приветствие учителя и учащихся, подготовка к работе), слайд – заставка №1.

2. Вступительное слово учителя (сообщение темы и постановка целей урока учащимся).

3. Устная работа по вопросам (слайд № 2) .

Тема художественного произведения;

Идея художественного произведения;

Композиция художественного произведения (слайд № 3) .

(Каждый рисунок – отдельный эпизод рассказа. Расположить их (рисунки) в правильной последовательности, по сюжету).

(слайд №4 Кавказ)

5. Викторина

6. Физминутка.

7. Работа в группах

(слайд-коллаж №5 Кавказ)

  • почему быль?
  • язык рассказа (слайд №6) .

9. Проверка домашнего задания

(слайд №7 главные герои и их взаимодействие).

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина (учащиеся дома заполняли таблицу).

(слайд №8 сравнительная характеристика героев).

Устная работа по вопросам.

10. Кроссворд.

(слайды №9,10).

11. Итог урока (выводы). Слово учителя.

  • Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе?(слайд №11 нравственность)
  • В чём смысл названия рассказа? (слайд №12 о дружбе) .

12. Оценки (комментарий).

Ход урока

1. Организационный момент (приветствие учителя и учащихся, подготовка к работе).

(слайд – заставка №1)

2. Вступительное слово учителя. (сообщение темы и постановка цели урока перед учащимися.)

На протяжении нескольких уроков мы с вами читали рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» и знакомились с героями, сюжетом, с замечательной природой Кавказа. Сегодня мы вновь посетим просторы Кавказа, окунёмся в быт, традиции того времени и ответим на важные вопросы, волнующие каждого прочитавшего это произведение.

А вот и вопросы, на которые мы постараемся сегодня ответить.

(слайд №2)

  • композиция рассказа

Тема – это круг жизненных явлений, изображённых в произведении. Круг событий, образующих жизненную основу произведения.

Идея – это главная мысль произведения. И автор хотел показать, что упорство и мужество всегда побеждают. Научить людей не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей цели. Осуждает вражду между народами. Осуждает предательство. Показывает, что война – это бессмысленная вражда людей.

Композиция – это построение произведения, расположение частей и эпизодов в значимой последовательности. Перечислим эти части (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог). Композицию можно назвать прямой. Она следует по сюжету.

(слайд №3)

Экспозиция – действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями, Жилиным и Костылиным. Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, они умещаются в нескольких строчках.

Завязка – Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск.

Развитие действия – после этого происходит очень много разных эпизодов, о которых мы и поговорим во время урока.

Кульминация – второй побег.

Развязка – Жилин оказывается в своей крепости.

Эпилог – Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.

4. Выставка рисунков учащихся.

(слайд Кавказ №4)

(Каждый рисунок – отдельный эпизод рассказа. Расположить их (рисунки) в правильной последовательности, по сюжету).

Пока один ученик располагает рисунки в правильной последовательности, по сюжету, весь класс отвечает на вопрос:

Почему это быль? (слайд - быль). По времени можно записать в тетрадь определение были.

5. Викторина (небольшие портретные характеристики героев рассказа).

  1. «Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт» (Костылин)
  2. «Хоть невелик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина» (Жилин)
  3. «Прибежала девочка – тоненькая, худенькая, лет 13. Одета в длинную рубаху, синюю, с широкими рукавами и без пояса. Глаза чёрные, светлые, и лицом красивая» (Дина)
  4. «Он был ростом маленький, на шапке у него белое полотенце обмотано, лицо сморщенное и красное, как кирпич. Нос крючком, как у ястреба, глаза серые, злые и зубов нет, только два клыка, идёт, как волк озирается…» (Хаджи)
  5. «Прощай, век тебя помнить буду. Спасибо, умница. Кто тебе без меня кукол делать будет?...» (Жилин)
  6. «Не любит он вашего брата. Он велит тебя убить. Да мне нельзя тебя убивать, я за тебя деньги заплатил, да я тебя, Иван, полюбил…» (Абдул)

6. Физминутка.

7. Работа в группах (обсуждение индивидуальных вопросов).

(слайд Кавказ – коллаж №5).

Вспомним некоторые эпизоды рассказа. Сейчас вы будете работать в группах. У каждой команды по одному вопросу. Этот вопрос обсуждается всеми участниками группы. На обсуждение 1-2 мин. После обдумывания и обсуждения один представитель от каждой группы даёт монологический ответ на свой вопрос. Принимаются дополнения от участников других групп.

I группа

Быт и нравы жителей аула.

  • опишите аул
  • одежду горцев
  • расскажите об их обычаях

II группа

Как относились горцы к пленникам и пленники к горцам?

III группа

Расскажите о Дине:

  • внешность
  • почему помогла Жилину?
  • как оцениваешь поступок Дины?

IV группа

Почему не удался первый побег?

8. Устная работа по вопросам:

  • почему быль?
  • язык рассказа

(слайд №6)

Почему Л. Н. Толстой назвал своё произведение былью? Что такое быль?

Ответ. Быль – повествование о правдивой жизненной истории, рассказ о том, что было в действительности.

Я хочу обратить ваше внимание на язык рассказа.

Ответ. Повествование живо и эмоционально, напоминает рассказ очевидца событий, бывалого человека. Язык кавказского пленника близок к языку народному, сказок и былей. Он прост, строг, лаконичен, выразителен, сближен с живым народным говором, с разговорным языком («забрехали собаки», «ожаривает лошадь»).

Итак, давайте ещё раз перечислим главных героев рассказа. Все они взаимосвязаны Как именно, сейчас посмотрим и сделаем некоторые выводы.

(слайд №7)

9. Проверка домашнего задания.

  • Сравнительная характеристика Жилина и Костылина (учащиеся дома заполняли таблицу).
  • На прошлом уроке мы с вами озаглавили каждую часть рассказа, и вот что из этого получилось (показываю таблицу на листе А-4). Работа идёт по группам. 1-я группа читает название главы и делает сравнительную характеристику Ж. и К. и т. д. (работа по группам).

Итак, вместе сделаем выводы.

(слайд №8)

В чём смысл названия рассказа?

Ответ. Уже в названии заложено противопоставление двух героев Жилина и Костылина. В плен попадают оба офицера, но лишь один из них оказался «пленён» обстоятельствами. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов, решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других, был сильным, «жилистым». Жилин – герой. О нём речь в этом рассказе. Собиравшийся покинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа.

Костылин же с самого начала – раб своей плоти, невольник ситуации. Он никогда не был свободен душой, свободен в своём выборе. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Он вечно в плену собственной слабости, инертности и своего эгоизма.

10. Итог урока (выводы). Слово учителя.

Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе?

(слайд №9)

Ответ. Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.

Остро ставит Толстой проблему «мира и войны» в душе человеческой. Автор убеждён, что зло в ответ рождает только зло, насилие, разрушение. В основе зла – нетерпимость, стремление к наживе, национальные предрассудки. Злу могут противостоять любовь к людям, доброта, забота о ближнем. Зло рождает в душах людей войну, а доброта – мир. Но победа «мира» приходит не сразу и не ко всем. К старику Хадже, ненавидящему всех и вся, она уже не придёт. А для Дины и таких же как она ещё не поздно. Дружба Жилина и Дины – залог всеобщей победы «мира», в которую автору хочется верить.

Ребята, вы хорошо поработали и сейчас мы немного отдохнём и ответим на вопросы кроссворда.

11. Кроссворд.

(слайды кроссворда №10,11)

Ключевое слово нашего кроссворда – дружба. Всё творчество Л.Н.Толстого пронизано идеями дружбы между людьми и между народами. Читая рассказ «Кавказский пленник», мы почувствовали и поняли, как прекрасно дружить, любить друзей, жить для других. Это поняла и маленькая Дина, хотя Жилин был взрослее её и чужим по крови.

Давайте закончим наш разговор об этом рассказе словами известного поэта Н.Рубцова:

«На всё добро ответим мы добром,

На всю любовь ответим мы любовью».

(слайд №12)

12. Оценки (комментарий).

Замысел романа "Война и мир" возник у Толстого еще в 1856 году. Создавалось произведение с 1863 по 1869 год.

Противостояние Наполеону в 1812 году - главное событие истории начала 19-го века. Роль была очень важной. Философская мысль Льва Толстого получила воплощение во многом благодаря ее изображению. В композиции романа война занимает центральное место. Толстой Лев Николаевич связывает судьбы большинства своих героев именно с ней. Война стала в их биографии решающим этапом, высшей точкой в духовном становлении. Но это кульминационный момент не только всех сюжетных линий произведения, но и исторического сюжета, в котором раскрывается судьба всего народа нашей страны. Роль будет рассмотрена в этой статье.

Война - испытание, осуществленное не по правилам

Она стала испытанием для русского общества. Львом Николаевичем Отечественная война рассматривается как опыт внесословного живого единения людей. Оно происходило в масштабе нации на почве интересов государства. В трактовке писателя война 1812 года является народной. Она началась со времени пожара в городе Смоленске и ни под какие предания прежних войн не подходила, как заметил Толстой Лев Николаевич. Сожжение деревень и городов, отступление после многочисленных сражений, пожар Москвы, удар Бородина, ловля мародеров, переимка транспорта - это все было явным отступлением от правил. Из политической игры, которую в Европе вели Наполеон и Александр I, война между Россией и Францией превратилась в народную, от исхода которой зависела судьба страны. Высшее военное начальство при этом оказалось неспособным контролировать состояние частей: его диспозиции и приказы не соотносились с действительным положением дел и не исполнялись.

Парадокс войны и историческая закономерность

Основной парадокс войны Лев Николаевич усмотрел в том, что армия Наполеона, выиграв практически все сражения, в итоге проиграла кампанию, разрушилась без заметной активности со стороны армии России. Содержание романа "Война и мир" показывает, что поражение французов - проявление закономерности истории. Хотя на первый взгляд оно может внушить мысль о том, что происшедшее иррационально.

Роль Бородинского сражения

Многие эпизоды романа "Война и мир" в подробностях описывают военные действия. При этом Толстой старается воссоздать исторически правдивую картину. Один из главных эпизодов Отечественной войны - это, конечно, Оно не имело смысла ни для русских, ни для французов с точки зрения стратегии. Толстой, аргументируя собственную позицию, пишет о том, что ближайшим результатом должно было стать и стало для населения нашей страны то, что Россия опасно приблизилась к погибели Москвы. Французы же чуть не погубили всю свою армию. Лев Николаевич подчеркивает, что Наполеон и Кутузов, принимая и давая Бородинское сражение, поступили бессмысленно и непроизвольно, подчинившись при этом исторической необходимости. Следствием этого сражения стало беспричинное бегство из Москвы завоевателей, возвращение по Смоленской дороге, гибель наполеоновской Франции и пятисоттысячного нашествия, на которое под Бородино в первый раз была наложена рука противника, сильнейшего духом. Сражение это, таким образом, хотя не имело смысла с позиции было проявлением неумолимого закона истории. Оно было неизбежно.

Оставление Москвы

Оставление жителями Москвы - проявление патриотизма наших соотечественников. Это событие, по мнению Льва Николаевича, является более важным, чем отступление от Москвы русских войск. Это проявленный населением акт гражданского самосознания. Жители, не желая находиться под властью завоевателя, готовы пойти на любые жертвы. Во всех городах России, а не только в Москве, люди покидали свои дома, сжигали города, уничтожали собственное имущество. Наполеоновская армия с этим явлением столкнулась только в нашей стране. Жители других завоеванных городов во всех остальных странах просто остались под властью Наполеона, при этом оказывали даже торжественный прием завоевателям.

Почему жители решили оставить Москву?

Лев Николаевич подчеркнул, что Москву население столицы оставляло стихийно. Чувство национальной гордости двигало жителями, а не Растопчин и его патриотические "фишки". Самыми первыми покинули столицу образованные, богатые люди, которые очень хорошо знали, что Берлин и Вена остались целы и что жители во время занятия этих городов Наполеоном проводили весело время с французами, которых любили в то время русские мужчины и, конечно, женщины. Они не могли поступить по-другому, так как не существовало для наших соотечественников вопроса о том, дурно или хорошо будет в Москве под управлением французов. Нельзя было быть во власти Наполеона. Это было просто недопустимо.

Особенности партизанского движения

Важная особенность заключалась в масштабном Его Лев Толстой именует "дубиной народной войны". Противника народ бил бессознательно, так, как собаки загрызают бешеную забеглую собаку (сравнение Льва Николаевича). Люди уничтожали по частям великую армию. Лев Николаевич пишет о существовании различных "партий" (партизанских отрядов), единственная цель которых - изгнание с русской земли французов.

Не задумываясь о "ходе дел", интуитивно участники народной войны поступали так, как подсказывала историческая необходимость. Истинная цель, которую преследовали партизанские отряды, заключалась не в том, чтобы уничтожить полностью армию неприятеля или поймать Наполеона. Лишь как вымысел историков, которые изучают по письмам генералов и государей, по рапортам, реляциям события того времени, по мнению Толстого, существовала такая война. Целью "дубины" была задача, понятная каждому патриоту, - очистить от нашествия свою землю.

Отношение Льва Николаевича Толстого к войне

Толстой, оправдывая освободительную народную войну 1812 года, осуждает войну как таковую. Он оценивает ее как противную всей природе человека, его разуму. Любая война является преступлением против всего человечества. Накануне Бородинской битвы Андрей Болконский был готов умереть за свое отечество, но в то же время осуждал войну, считая, что это "самое гадкое дело". Это бессмысленная бойня. Роль войны в романе "Война и мир" в том, чтобы доказать это.

Ужасы войны

В изображении Толстого 1812 год - историческое испытание, которое русский народ с честью выдержал. Однако это в то же время страдания и горе, ужасы истребления людей. Нравственные и физические муки испытывают все - и "виноватые", и "правые", и гражданское население, и солдаты. К концу войны не случайно чувство мести и оскорбления сменяется в душе русских жалостью и презрением к побежденному противнику. И на судьбах героев отразился антигуманный характер событий того времени. Погибли Петя и князь Андрей. Окончательно сломила гибель младшего сына графиню Ростову, а также ускорила кончину графа Ильи Андреевича.

Такова роль войны в романе "Война и мир". Лев Николаевич как великий гуманист, конечно, не мог ограничиться патриотическим пафосом в ее изображении. Он осуждает войну, что закономерно, если ознакомиться с другими его произведениями. Основные особенности романа "Война и мир" являются характерными для творчества этого автора.

Тема войны в великом романе-эпопее «Война и мир» начинается с изображения войны 1805 г. Л.Н. Толстой показывает как карьеризм штабных офицеров, так и героизм простых солдат, скромных офицеров армии, таких, как капитан Тушин. Батарея Тушина приняла на себя всю тяжесть удара французской артиллерии, но эти люди не дрогнули, не бросили поле битвы даже тогда, когда им был передан приказ об отступлении, - они еще позаботились о том, чтобы не оставить врагу орудия. И мужественный капитан Тушин робко молчит, боясь возразить старшему офицеру в ответ на его несправедливые упреки, боясь подвести другого начальника, не раскрывает истинное положение дел и не оправдывается. Л.Н. Толстой восхищается героизмом скромного артиллерийского капитана и его бойцов, но свое отношение к войне он показывает, рисуя первый бой Николая Ростова - тогда еще новичка в гусарском полку. Происходит переправа через Энс поблизости от его впадения в Дунай, и автор изображает замечательный по своей красоте пейзаж: «голубеющие за Дунаем горы, монастырь, таинственные ущелья, залитые до макушек туманом сосновые леса». Контрастом этому рисуется происходящее в дальнейшем на мосту: обстрел, стоны раненых, носилки... Николай Ростов видит это глазами человека, для которого война еще не стала профессией, и он приходит в ужас от того, как легко разрушена идиллия и красота природы. А когда впервые он встречается с французами в открытом бою, то первая реакция неискушенного человека- недоумение и страх. «Намерение неприятеля убить его показалось невозможно», и Ростов, испуганный, «схватил пистолет и, вместо того чтобы стрелять из него, бросил им во француза и побежал к кустам что было силы». «Одно нераздельное чувство страха за свою молодую, счастливую жизнь владело всем его существом». И читатель не осуждает Николая Ростова за трусость, сочувствуя молодому человеку. Антимилитаристская позиция писателя проявилась в том, как показывает Л.Н. Толстой отношение к войне солдат: они не знают, за что и с кем они воюют, цели и задачи войны народу непонятны. Это особенно сильно проявилось в изображении войны 1807 г., которая в результате сложных политических интриг завершилась Тиль- зитским миром. Николай Ростов, побывавший в госпитале у своего друга Денисова, своими глазами увидел ужасающее положение раненых в госпиталях, грязь, болезни, отсутствие самого необходимого для ухода за ранеными. И когда он приехал в Тильзит, то увидел братание Наполеона и Александра I, показное награждение героев с той и с другой стороны. Ростов не может выбросить из головы мысли о Денисове и госпитале, о Бонапарте, «который был теперь император, которого любит и уважает император Александр».
И Ростова пугает закономерно возникающий вопрос: «Для чего же оторванные руки, ноги, убитые люди?» Ростов не позволяет себе идти дальше в своих размышлениях, но читателю понятна позиция автора: осуждение бессмысленности войны, насилия, мелочности политических интриг. Войну 1805-1807 гг. он оценивает как преступление правящих кругов перед народом.
Начало войны 1812 г. показано JI.H. Толстым как начало войны, ничем не отличающейся от других. «Совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие», - пишет автор, рассуждая о причинах войны и не считая их сколько-нибудь оправданными. Для нас непонятно, чтобы миллионы людей-христиан убивали и мучили друг друга «вследствие политических обстоятельств». «Нельзя понять, какую связь имеют эти обстоятельства с самим фактом убийства и насилия», - говорит писатель, подтверждая свою мысль многочисленными фактами.
Характер войны 1812 г. изменился со времени осады Смоленска: она стала народной. Это убедительно подтверждается сценами пожара Смоленска. Купец Ферапонтов и человек во фризовой шинели, своими руками поджигающие амбары с хлебом, управляющий князя Болконского Алпатыч, жители города - все эти люди, с «оживленно радостными и измученными лицами» наблюдающие за пожаром, охвачены единым патриотическим порывом, стремлением к сопротивлению врагу. Те же чувства испытывают и лучшие из дворян - они едины со своим народом. Князь Андрей, когда-то отказавшийся служить в русской армии после глубоких личных переживаний, так объясняет свою изменившуюся точку зрения: «Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия». Этот единый патриотический порыв особенно ярко показан Толстым в сцене молебна накануне Бородинского сражения: солдаты и ополченцы «однообразно жадно» смотрят на икону, вывезенную из Смоленска, и это чувство понятно любому русскому человеку, как понял его Пьер Безухов, объезжавший позиции у Бородинского поля. Это же чувство патриотизма вынудило народ оставить Москву. «Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего»,- пишет Л.Н.Толстой. Имея весьма неординарный взгляд на событие того времени, автор полагал, что именно народ явился движущей силой истории, так как скрытый его патриотизм выражается не фразами и «неестественными действиями», а выражается «незаметно, просто, органически и потому производит всегда самые сильные результаты». Люди оставляли свое имущество, как семья Ростовых, все подводы отдавали раненым, и поступить иначе казалось им постыдным. «Разве мы немцы какие-нибудь?» - возмущается Наташа, и графиня- мать просит прощения у мужа за недавние упреки, что он хочет разорить детей, не заботясь об оставленном в доме имуществе. Люди сжигают дома со всем добром, чтобы не досталось врагу, чтобы враг не торжествовал - и добиваются своей цели. Наполеон пытается управлять столицей, но его приказы саботируются, он совершенно не владеет ситуацией и, по определению автора, «подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит». С точки зрения писателя, роль личности в истории определена тем, насколько эта личность понимает свое соответствие ходу текущего момента. Именно тем, что Кутузов чувствует настроение людей, дух армии и следит за его изменением, соответствуя ему своими распоряжениями, объясняет Л.Н. Толстой успех русского военачальника. Никто, кроме Кугузова, не понимает этой необходимости следовать естественному ходу событий; Ермолов, Милорадович, Платов и другие - все хотят ускорить разгром французов. Когда полки ходили в атаку под Вязьмой, то «побили и потеряли тысячи людей», но «никого не отрезали и не опрокинули». Только Кутузов своей старческой мудростью понимает ненужность этого наступления: «Зачем все это, когда от Москвы до Вязьмы без сражения растаяла одна треть этого войска?» «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой», и весь ход дальнейших событий подтвердил это. Партизанские отряды объединили офицера Василия Денисова, разжалованного ополченца Долохова, крестьянина Тихона Щербатого - людей разных сословий. Но трудно переоценить значение того великого общего дела, которое их соединило, - уничтожение «Великой армии» Наполеона.
Надо отметить не только мужество и героизм партизан, но и их великодушие и милосердие. Русские люди, уничтожая армию врага, смогли подобрать и накормить мальчишку-барабанщика Винсента (чье имя они переделали в Весеннего или Висеню), отогреть у костра Мореля и Рамбаля, офицера и денщика. Об этом же - о милосердии к побежденным - речь Кутузова под Красным: «Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди». Но Кутузов уже сыграл свою роль - после изгнания французов из России он стал не нужен государю. Чувствуя, что «его призвание исполнено», старый военачальник удалился от дел. Теперь начинаются прежние политические интриги тех, кто у власти: государя, великого князя. Политика требует продолжать европейский поход, чего не одобрял Кутузов, за что и был отправлен в отставку. В оценке Л.Н. Толстого заграничный поход был возможен только без Кутузова: «Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер».
Высоко оценивая народную войну, объединившую людей «для спасения и славы России», J1.H. Толстой осуждает войну европейского значения, считая интересы политики недостойными предназначения человека на земле, а проявление насилия - антигуманным и противоестественным человеческой природе.

Напомним, что эти предостережения были высказаны Толстым в последние годы минувшего века, менее чем за два десятилетия до начала первой мировой войны, принесшей человечеству «ужасные бедствия». Писатель осуждал равнодушие, с которым большинство его современников наблюдало за приготовлениями к войне, все более открыто развертывавшимися в европейских странах. Он призывал принять в отношении агрессоров самые решительные, действенные меры, чтобы заставить их отказаться от опасных замыслов. «А на наших глазах,- писал Толстой,- эти <безбожные, несчастные>-ошалелые люди, наряженные в мундиры и ленты, называемые монархами и министрами, делают парады, смотры, маневры, заставляя приготовленных для этого людей стрелять, колоть воображаемых неприятелей, награждая тех, которые лучше это делают, которые придумывают более жестокие средства убийств и заставляют колоть, стрелять этих же воображаемых неприятелей. Что же мы этих людей оставляем в покое, а не бросаемся на них и не рассаживаем их по смирительным заведениям? Ведь разве не очевидно, что они задумывают и приготовляют самое ужасное злодеяние и что если мы не остановим их теперь, злодеяние совершится не нынче, так завтра».

Статья «К итальянцам» не была закончена и при жизни писателя в печати не появилась. Но ее основные мысли перешли в другие публицистические произведения позднего Толстого, быстро приобретавшие международную известность.

Серьезным испытанием для сторонников мира послужили вооруженные конфликты начала XX века, в частности русско-японская война, вспыхнувшая в 1904 году. Многие пацифисты, напуганные ею, испытали жестокое разочарование в деятельности международных организаций борцов за мир, впали в отчаяние, стали смотреть на войну как на неизбежное и неотвратимое бедствие.

В беседе с Бурдоном Толстой выразил недоверие к идее арбитража в международных спорах, высказанной участниками Гаагской мирной конференции 1899 года. Он напомнил, что человек, взявший на себя инициативу создания Гаагского трибунала для рассмотрения международных конфликтов, «посылает ныне целый народ воевать». Говоря это, писатель имел в виду русского императора Николая II. Толстой сказал, что спасение от войны он видит не в «дипломатических комбинациях», а «в совести каждого человека, в твердом понимании долга, который каждый обязан нести в самом себе...».

Заключая беседу с французским журналистом, Толстой сделал такое признание: «Я хочу, чтобы любовь к миру перестала быть робким стремлением народов, приходящих в ужас при виде бедствий войны, но чтобы оно стало непоколебимым требованием честной совести...»

Это очень важное признание, с большой точностью определяющее позицию Толстого, которую он занимал в то время, когда движение сторонников мира подвергалось тягчайшим испытаниям. В отличие от многих пацифистов, своих современников, Толстой в трудные годы не только не прекращал деятельно бороться за мир, но и усилил борьбу, используя для этого каждую возможность - будь то частное письмо, беседа с посетителями Ясной Поляны, журнальная статья или международная конференция.

Писателю верилось, что антимилитаристская пропаганда, рост сознания людей, вызванный расширением межнациональных и международных связей, приведут к обузданию гонки вооружений и сведут к минимуму возможность военных столкновений. «Сознание зла, ненужности, нелепости войны,- говорил Толстой в 1904 году,- все более проникает в общественное сознание: так что, может быть, близко то время, когда войны станут невозможны, никто не станет воевать».

Однако менее всего писатель рассчитывал на то, что опасность войны может исчезнуть сама собой. Он решительно предупреждал и своих современников, и будущие поколения людей о том, что «война сама себя не уничтожит», и старался делать все, что было в его силах, для того чтобы на борьбу с нею поднялись тысячи и миллионы сторонников мира.

В июле 1909 года Толстой получил приглашение приехать в столицу Швеции Стокгольм и принять участие к конгрессе мира, который должен был состояться через месяц. Писатель, которому шел тогда 81-й год, решил непременно отправиться в Стокгольм и выступить на конгрессе с докладом об угрожающей человечеству военной опасности и мерах борьбы с нею.

В докладе Стокгольмскому конгрессу мира Толстой обращается к миллионам простых людей с призывом не брать в руки оружия, не проливать кровь в братоубийственных войнах.

Это одно из сильнейших антимилитаристских произведений Толстого. В нем писатель выступил как «яростный враг войны» *, который «говорил языком борца за мир не потому, что был пацифистом и непротивленцем, а потому, что он был классическим реалистом».

Доклад Толстого проникнут убеждением в том, что воины не являются неизбежными, и уверенностью в победе сил мира над силами войны. «...Победа наша,- говорит писатель,- так же несомненна, как несомненна победа света восходящего солнца над темнотою ночи».

Эти полные оптимизма слова Толстого воодушевляли и продолжают воодушевлять всех людей доброй воли, ведущих борьбу за то, чтобы агрессивные войны были навсегда исключены из жизни народов.

Л. Н. отрицал войну, считал ее событием «противным человеческому разуму и всей человеческой природе».

Очень ярко отношение автора к войне мы можем видеть в эпизоде посещения Николаем Ростовым госпиталя. Как только Николай подъехал к лечебному заведению, его поразило, что среди лета, « когда в поле было так хорошо», местечко, где располагалась больница, предстало как мрачное зрелище: загаженные улицы, оборванные жители, пьяные или больные солдаты.

Стоило Ростову войти в двери госпиталя, как его «обхватил запах гниющего тела и больницы». Особо поразил его вид солдатских палат, где люди лежали и на полу, и на кроватях; раненые в бою находились в одной комнате с теми, кто болел тифом. А когда Николай услышал просьбу одного из солдат убрать труп, с утра лежащий рядом с ним, мурашки пробежали по телу Ростова. « Ведь тоже люди, а не собаки!»- эти слова раненого разве не обличают войну, которая обрекла их не только на муки и смерть, но и на унижение?

Подобное изображение войны нахожу в произведениях писателей двадцатого века: Константина Симонова «Солдатами не рождаются» и Виктора Астафьева «Прокляты и убиты». Каждая строчка этих романов напоминает толстовское отношение к войне и ее осуждение.