Юрий дружков приключения карандаша и самоделкина правдивая сказка. Приключения Карандаша и Самоделкина (с иллюстрациями) Дружков приключения карандаша и самоделкина читать полностью

Текущая страница: 1 (всего у книги 9 страниц)

Шрифт:

100% +

Валентин Постников

Приключения Карандаша и Самоделкина на «Дрындолете»

ВСТУПЛЕНИЕ, которого, впрочем, могло бы и не быть

В одном большом и красивом городе жили два маленьких друга. Одного звали Карандаш. Думаю, нет на свете такого человека, который хотя бы краем уха не слышал про волшебного художника Карандаша. Но если всё же найдётся такой невежа, то, пожалуйста, я расскажу ему про необыкновенного художника. Дело в том, что Карандаш самый настоящий волшебник. Он умеет рисовать оживающие картинки. Вместо носа у него волшебный карандаш. Если вам нужен настоящий гоночный велосипед, вы только попросите доброго художника, и он вам тут же нарисует самый быстрый в мире велосипед. А если вы захотите большой сладкий торт, то и в этом волшебник вам не откажет: раз-два и готово, рядом с вами на столе большущий, ароматный и вкусный торт.

У Карандаша есть друг – железный мастер Самоделкин. Он не умеет рисовать живые картинки, зато умеет делать то, что совсем не умеет делать волшебный художник – мастерить, пилить, строгать и чинить. И все это он делает сам, своими руками. Карандаш и Самоделкин живут в Волшебной школе, где учат трёх маленьких ребят волшебству и доброте. Зовут ребят Прутик, Чижик и Настенька. Ребята очень любят Карандаша и Самоделкина и им нравится учиться в Волшебной школе. А все потому, что уроки в этой удивительной школе тоже удивительные. Ну, где вы ещё видели урок стуканья-бряканья или урок смеха и радости?! А в Волшебной школе такие уроки есть. Но самый любимый и невероятный из них – это Урок Необычайных Путешествий. Знаете, почему ребята любят его больше других? Потому что он проходит не в классе, а в самых немыслимых местах – в Африке, в пустыне Сахара, на дне Атлантического океана и даже на Северном полюсе.

У Карандаша и Самоделкина есть учёный друг, профессор Пыхтелкин, знаменитый географ. Каждый раз, когда путешественники собираются в путь, они приглашают вместе с собой в дорогу учёного. Профессор так много знает, что просто удивительно, как все это умещается в его голове.

Он постоянно рассказывает ребятам необычных людях и животных, растениях и насекомых, рыбах и птицах. Но, кроме друзей, у Карандаша и Самоделкина есть и враги. Это коварные разбойники – пират Буль-Буль и его помощник шпион Дырка.

Они очень противные и жадные разбойники, которые не хотят работать и постоянно мечтают о богатстве. Когда-то, давным-давно, они хотели похитить волшебного художника и заставить его рисовать всё, что они пожелают, но у пиратов ничего не получилось, и с тех пор они рыщут по свету в поисках сокровищ. А теперь, если ты хочешь узнать самую невероятную историю, которая недавно произошла с Карандашом и Самоделкиным, скорей открывай следующую страничку, и ты окажешься в самой гуще событий вместе с маленькими волшебниками.

ГЛАВА 1 Самоделкин-астроном. Удивительная новость. Дрындолет.

На чёрном небе выплыла золотая луна и повисла прямо над домиком, в котором жили Карандаш и Самоделкин. Все обитатели Волшебной школы уже спали – все, кроме Самоделкина. Железный мастер достал из шкафа огромный телескоп и, усевшись в кресло, стал разглядывать Луну. Железный человечек три часа любовался ночным светилом, а затем, спрятав телескоп, побежал в мастерскую. Всю ночь из мастерской знаменитого мастера слышались какие-то непонятные звуки: что-то жужжало, скрипело и громыхало. Утром, когда Карандаш и его ученики проснулись и сели завтракать, из мастерской вышел довольный, но немного уставший Самоделкин и весело всем подмигнул.

– Доброе утро! Как вам спалось? – усаживаясь в кресло, спросил Самоделкин. – Я не спал всю ночь и кое-что смастерил.

– Интересно, что же такое ты сделал? – спросил Карандаш. – Я слышал сквозь сон какой-то грохот и шум и решил, что это гром гремит и дождь барабанит по стальной крыше нашего домика.

– Я сделал летательный вездеходо-самолёт, – гордо сообщил Самоделкин.

– Ух ты, а что это такое? – вытянув шею, спросил Прутик.

– Это такая машина, которая ездит по земле, по снегу, по льду, плавает под водой, ползает под землёй и даже летает по воздуху, – объяснил Самоделкин.

– А для чего нужна такая машина? – поинтересовалась Настенька.

– Я решил отправиться в космическое путешествие на Луну! – сверкнув глазами, заявил Самоделкин. – Если хотите, возьму вас с собой.

– Ещё как хотим! – хором закричали ребята.

– Я тоже полечу! – вскочил со стула Карандаш. – Одних я вас ни за что не отпущу, так и знайте.

– А как мы назовём наш космический корабль? – спросил Самоделкин.

– Я предлагаю назвать его «Дрындолет», – весело сказал Карандаш. – Раз мы отправляемся в такое удивительное путешествие, то и ракета наша должна называться как-то необычно.

– Хорошо, – засмеялся Самоделкин, – пусть будет «Дрындолет».

– А когда мы полетим на Луну? – спросил Чижик у Самоделкина.

– Завтра утром, – ответил железный человечек. – Сегодня нам нужно приготовить всё необходимое для полёта, заправить наш «Дрындолет» горючим и собраться в дорогу.

– А давайте позовём и нашего друга, профессора Пыхтелкина, – предложил Прутик. – С ним нам будет интереснее путешествовать, ведь он такой умный и знает обо всём на свете.

– Места в «Дрындолете» всем хватит, – подпрыгнул на пружинках Самоделкин. – Давайте, звоните скорее профессору и бегите собирать вещи.

Весь день прошёл в хлопотах и беготне. Каждый занимался своим делом и по-своему готовился к путешествию. Самоделкин заправлял свою чудо-машину горючим и проверял работу всех механизмов. Он что-то подкручивал, подвинчивал и стучал молоточком.

Карандаш позвонил профессору Пыхтелкину и уговорил учёного лететь вместе со всеми на Луну.

Ребята носились по дому как угорелые и собирали всё необходимое для космического полёта. Больше всех волновался Прутик. Он боялся чтонибудь забыть и поэтому складывал в чемодан всё, что ему попадалось под руку: чайник, удочку, лопату, грабли, медный таз, кастрюлю, подушку, корыто и многое-многое другое. Увидев все это безобразие, Самоделкин велел мальчику немедленно все это вытряхнуть из «Дрындолета» и взять с собой только самое необходимое.

– Ты что, мы не взлетим, если у нас будет столько вещей! – схватился за голову Самоделкин. – Ну скажи, зачем тебе на Луне удочка? Где ты там собрался рыбу ловить?

– Я на лунную карту посмотрел, а там написано, что на Луне полным-полно разных морей и океанов. Вот и решил взять удочку.

– На Луне, действительно, много морей, да вот только воды в них совсем нет, – улыбнулся Самоделкин.

– Как это – моря да без воды? – спросил подошедший к ним Чижик. – Они что, высохли, что ли?

– Нет, просто воды там никогда и не было. На Луне есть заливы, океаны, моря и даже болота, но воды в них не было и нет. Просто учёные решили так назвать разные части Луны. Понятно?

– Совсем ничего не понятно, – покачала головой Настенька.

– Ну ладно, сейчас мне некогда вам объяснять, я вам потом расскажу, – сказал Самоделкин.

К вечеру всё было готово к полёту. Вещи были собраны и уложены в грузовой отсек «Дрындолета». Выкатив космический летательный аппарат во двор Волшебной школы, Самоделкин пошёл спать, а ребята с Карандашом ещё долго ходили вокруг чудо-машины и разглядывали её со всех сторон.

– Вот бы найти на Луне какие-нибудь лунные сокровища! – размечтался Чижик. – Если на Луне когда-то жили люди, наверняка там в пещерах мы отыщем драгоценности древних лунатиков.

– Вот здорово! – загорелись глаза у Прутика. – Я обязательно разыщу сокровища и привезу их на Землю. Знаете, каким я стану тогда знаменитым?! Все газеты обо мне напишут: «Знаменитый путешественник Прутик вернулся из космического путешествия с лунным кладом». Я буду целыми днями ходить по городу и раздавать автографы.

– Ты маленький хвастунишка, – засмеялась Настенька. – Ты сначала найди эти сокровища, а потом уж хвастайся.

– Думаешь, не найду? Ещё как найду!

– Ни за что не найдёшь, – заявил Прутику Чижик.

– Это ещё почему?

– Потому что я раньше тебя их найду, и это меня будут по телевизору показывать, а не тебя!

Мальчики так долго и громко спорили, кто из них раньше найдёт лунные сокровища, что не увидели и не услышали, как из-за густых колючих кустов кто-то внимательно следит за ними и подслушивает их разговор.

ГЛАВА 2 Ночные тени. Тайный разговор. Космические зайцы.

Ночь опустилась на город. Карандаш и Самоделкин сладко спали в своих деревянных кроватях, и им снились волшебные сны. Над городом ярко светила золотая Луна. На крышах домов мяукали коты, где-то далеко звенели последние трамваи, а в густых зарослях шиповника, всего лишь в нескольких метрах от космического корабля, сидели два страшных пирата и о чём-то шептались. Это были старые враги Карандаша и Самоделкина – толстый рыжебородый пират Буль-Буль и длинноносый шпион Дырка.

– Я всё слышал, – шипел Дырка на ухо Буль-Булю. – Эти мерзавчики собрались лететь в космическое путешествие вот на той штуковине, – показал шпион кривым пальцем на летательный аппарат Самоделкина. – Они говорили, что полетят на Луну вместе с этим противным старикашкой, профессором Пыхтелкиным.

– А что они там собираются делать, на этой Луне? – удивлённо спросил пират Буль-Буль. – Что они там забыли?

– А откуда они там взялись? – пожал плечами толстый пират Буль-Буль. – Я где-то слышал, что на Луне никто не живёт.

– Это теперь никто не живёт, а раньше, тысячу лет назад, там жили лунатики.

– А куда же они потом подевались?

– Шут их знает, может быть, улетели куда-нибудь или просто вымерли, как мамонты. Главное, чтобы сокровища были целёхонькими и нам достались.

– Ну, раз такое дело, мы тоже должны лететь за лунными сокровищами, – заявил рыжебородый пират Буль-Буль. – Я не допущу, чтобы они достались каким-то карандашкам-таракашкам. Они должны быть нашими и точка!

– Правильно, уважаемый капитан! – радостно потёр руки шпион Дырка. – Для этого я вас сюда и привёл. Пока эти негодяйчики спят, мы потихоньку заберёмся в космический корабль и спрячемся там. А утром окажется, что они летят на Луну вместе с нами. Главное, чтобы нас не нашли раньше времени.

Высунув голову из кустов и убедившись, что их никто не видит, разбойники на цыпочках подкрались к «Дрындолету» и, вскарабкавшись по железной лестнице, начали отвинчивать люк.

– Ух, какой он тяжёлый! – отдувался шпион Дырка. – Наверное, Самоделкин специально смастерил такой тяжёлый люк, чтобы мне потяжелее было его открывать.

«Блямс-дзынь», – произнесла крышка и открылась, прищемив несчастному Дырке ногу.

– А-а-а-а-а! – закричал было Дырка, но БульБуль зажал ему рот рукой.

– Ты что, спятил, так орать? – зло прорычал толстый пират. – Хочешь, чтобы Карандаш и Самоделкин проснулись и застукали нас здесь?

– Нет, не хочу, просто мне на ногу крышка упала, – простонал Дырка. – Мне очень больно.

– Попробуй ещё только крикни мне! Тогда я тебя здесь оставлю и один полечу на Луну, и все лунные сокровища мне одному достанутся, – припугнул Дырку Буль-Буль.

– Я буду тихо, только не оставляйте меня здесь, уважаемый капитан!

Разбойники прошмыгнули в открытый люк и очутились внутри «Дрындолета». Они растерянно осмотрелись по сторонам, но ничего не увидели.

– Ух, как здесь темно, – выдохнул шпион Дырка. – Куда бы нам спрятаться, чтобы нас утром не нашли?

Пираты включили маленький потайной фонарик и двинулись искать надёжное убежище. Они долго ходили и, наконец, нашли то, что искали.

– Смотри, какая-то маленькая дверь! – показал пальцем Буль-Буль. – Давай нырнём туда и посмотрим, что там.

Бандиты приоткрыли маленькую железную дверь и проскользнули в комнату. На полу они увидели разбросанные вещи, рюкзаки, мешки. Это был отсек, куда путешественники сложили всё необходимое, что могло им пригодиться в дороге.

– Давай зароемся в вещах и спрячемся там до завтра, – предложил Буль-Буль. – А утром, если нас не обнаружат, мы полетим на Луну за сокровищами.

Городские часы пробили ровно двенадцать. Маленькие волшебники крепко спали и даже не подозревали о коварных планах двух ужасных разбойников. Теперь на их «Дрындолете» поселились два космических зайца.

ГЛАВА 3 Железный петух. Знаменитый географ. Полёт на Луну

«Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!» – два раза громко пропел… будильник. Да-да, именно будильник, который смастерил мастер Самоделкин.

– Может быть, ещё поспим немножечко? – протирая сонные глаза, предложил Карандаш.

– Ты что, забыл, мы ведь сегодня на Луну собирались лететь! – звякнул пружинками Самоделкин. – Нам нужно встать и приготовиться к перелёту, – важно заявил железный человечек.

Карандаш, словно лягушка, выпрыгнул из кровати и побежал будить ребят, а Самоделкин тем временем, прыгая на своих пружинках по дому, делал тысячу дел одновременно: готовил завтрак, звонил профессору Пыхтелкину, собирал забытые вещи и убирал кровати. Через два часа всё было готово к полёту.

«Д-з-инь!» – раздался пронзительный звонок в дверь.

– Ага, это профессор приехал! – обрадовался Карандаш. Волшебный художник распахнул дверь и впустил гостя.

– Здравствуйте, Семён Семёнович! – обрадовался Прутик. – Мы без вас сильно скучали. Вы так давно не приходили к нам в гости!

– Я уезжал в экспедицию на Банановые острова, – улыбнувшись, сказал географ. – Там обнаружили следы снежного человека. Мы с моими друзьями хотели поймать это удивительное создание и сдать его в зоопарк.

– Ну что, поймали? – спросил Карандаш.

– Нет, не смогли, – огорчённо вздохнул Семён Семёнович. – В самый последний момент, когда мы уже почти настигли его, он укусил за ногу моего приятеля и удрал в лесную чащу.

– Вы меня в следующий раз возьмите, – попросил Чижик. – От меня ещё никто не убегал.

– Хорошо, – засмеялся географ, – в другой раз ты поедешь со мной.

– Ну, ладно, – потёр руки Самоделкин. – Раз вся команда в сборе, можно лететь. Наш космический корабль ждёт, всё готово к отлёту.

Отважные путешественники вышли во двор и по очереди забрались в летательный аппарат, который смастерил Самоделкин.

Всё было хорошо, правда, железный человечек немного удивился, когда увидел, что люк, вчера плотно закрытый, сегодня был открыт. Самоделкин крепко-накрепко завинтил люк с внутренней стороны ракеты. Это было очень важно, поскольку в «Дрындолет» могла попасть космическая пыль, а это было бы вредно для здоровья космонавтов.

– Внимание! Через несколько минут наш космический корабль взлетит! – громко сообщил Самоделкин. – Прошу всех занять свои кресла и пристегнуться ремнями.

Карандаш, профессор Пыхтелкин и ребята выполнили распоряжения Самоделкина и расселись в больших кожаных креслах. Железный человечек включил приборы управления, мощный мотор взревел и «Дрындолет» взмыл в голубое небо, оставив за собой лишь огненный хвост пламени.

ГЛАВА 4 Лунные болота. Куда пропал воздух? Космический дождь.

Корабль, рассекая звёздное небо, стремительно летел по направлению к Луне. Отважные астронавты сидели в удобных креслах и смотрели сквозь толстое стекло иллюминатора на сказочно красивое звёздное небо. Самоделкин управлял полётом с помощью специальных приборов. А Карандаш с профессором Пыхтелкиным рассказывали ребятам о космосе.

– Луна вращается вокруг Земли, потому что она наш спутник, – начал профессор Пыхтелкин.

– А Земля вращается вокруг Солнца, потому что Земля спутник Солнца, – добавил Карандаш.

– А другие планеты вокруг кого вращаются? – спросил Чижик. – Вокруг Земли или вокруг Солнца?

– Марс, Венера, Юпитер, Плутон, Сатурн, Нептун, Уран и Меркурий вращаются вокруг нашего солнышка, – ответил Карандаш.

– Ничего себе, – удивилась Настенька. – Я не знала, что в космосе столько разных планет существует.

– Что ты! – засмеялся профессор Пыхтелкин. – В космосе миллионы планет, просто они очень далеко от нас, и мы вряд ли сможем долететь до них.

Тем временем в комнате, где были сложены вещи, проснулись разбойники.

– Кажется, мы уже летим, – неуверенно произнёс Дырка.

– Отлично! – потёр руки капитан Буль-Буль. – Значит, наш план сработал. Самоделкин и его команда вылетели в космос вместе с нами. Теперь самое главное, чтобы они не поймали нас раньше времени.

– Правильно, нам лучше переждать немного, а то Самоделкин развернёт свою ракету и высадит нас на Землю. Тогда нам не видать лунных сокровищ как своих ушей!

– Пойди пошпионь, что они там делают, – приказал рыжебородый пират. – Узнай, долго ли нам лететь до Луны. И самое главное – укради нам что-нибудь поесть, а то я проголодался.

Шпион Дырка осторожно приоткрыл дверь и на цыпочках побежал по узкому длинному коридору в сторону капитанской кабины. Подкравшись к двери. Дырка незаметно приоткрыл её и стал внимательно слушать, о чём говорят маленькие астронавты.

– Семён Семёнович, а на Луне живут люди? – спросил Прутик.

– Нет, к сожалению, на Луне нет людей, – ответил профессор Пыхтелкин. – А все потому, что там совсем нет воздуха.

– А Луна такая же горячая, как и Солнце? – спросил Чижик.

– Нет, Луна холодная, – ответил Карандаш. – Разве вы не знаете, что Луна сама не светит, а лишь отражает солнечный свет.

– Луна такая красивая! – шёпотом произнесла Настенька.

– Древние люди думали, что Луна золотая, поэтому ей поклонялись, как божеству, – продолжил Самоделкин.

– А что интересного можно увидеть там? – полюбопытствовал Прутик.

– Ой, много всего интересного, – ответил профессор. – На Луне есть моря, океаны, горы, ещё там есть кратеры, потухшие вулканы, пещеры и расщелины, упавшие метеориты, астероиды и даже кометная пыль. Но самое невероятное это то, что там можно прыгать на высоту в несколько метров, а все потому, что на Луне очень слабое притяжение.

– И что это значит? – спросил Чижик.

– Это значит, что на Луне ты будешь весить в шесть раз меньше, чем на Земле. Если захочешь, то сможешь подпрыгнуть на пятнадцать метров вверх и не разобьётся, – пояснил Самоделкин.

– А что, на Луне и вправду есть моря и океаны? – спросил Прутик.

– Есть, – ответил Карандаш, – я сам видел на лунной карте Море Облаков и Море Спокойствия, Море Дождей и Океан Бурь.

– Правильно, – согласился профессор, – только в них совсем нет воды, лишь одна космическая пыль.

– А почему же тогда они называются «морями»? – удивился Чижик. – Разве бывают моря и океаны без воды?

– На Луне бывают, – ответил Самоделкин. – А все потому, что давным-давно древним учёным, которые смотрели на Луну сквозь свои телескопы, казалось, что там есть моря. А один учёный даже назвал два участка Луны «болотами» – Гнилое болото и Туманное болото.

– А ещё на Луне есть озера, – продолжил профессор Пыхтелкин, – Озеро Сноведений и Озеро Смерти.

– Может, пообедаем? – предложил волшебный художник Карандаш. – А то я что-то проголодался.

– Давайте-давайте, – поддержали его ребята.

Карандаш подошёл к стальной стенке и начал рисовать. Не успели все опомниться, как на столе уже лежали овощи, фрукты, картошка, хлеб, жареные котлетки, спелые бананы и ещё много чего. Карандаш рисовал и пел весёлую песенку:


Меня зовут Карандашом!
Я с каждым дружен малышом.
Один, два, три, четыре, пять,
Я все могу нарисовать!

И всех ребят, и всех ребят
Я научить рисунку рад!
Но только помни: хороши
Лишь острые карандаши!

Меня зовут Карандашом!
Я с вдохновеньем дружен,
Я очень нужен малышам,
А также взрослым нужен!

Через полчаса обед был готов. Поставив «Дрындолет» на автопилот, Самоделкин сел к столу вместе с остальными астронавтами. За обедом профессор Пыхтелкин продолжил свою учёную лекцию.

– Вы слышали о том, что на Луне ночью очень холодно?

– Ночью везде холодно, потому что солнышко не греет, – отозвался Прутик. – У нас на Земле тоже по ночам холодно.

– Да, но на Луне особенно холодно – сто пятьдесят градусов, – сказал Семён Семёнович. – Если мы не наденем скафандры, то превратимся в снеговиков.

– А если мы прилетим на Луну не ночью, а днём? – спросил Прутик. – Тогда мы не замёрзнем?

– Но днём на Луне очень жарко, – ответил Самоделкин. – Больше ста градусов, такой жары нет даже в Африке.

– Как же мы будем ходить по Луне, если там днём такая жара, а ночью ужасный холод? – спросила Настенька.

– Для этого я вмонтировал в наш космический корабль специальный приборчик, с помощью которого мы сможем спокойно ходить по Луне и нам не будет ни горячо, ни холодно.

– А как мы будем разговаривать там? – спросил профессор Пыхтелкин.

– Что значит «как»? – не понял Карандаш. – Как раньше говорили, так и на Луне будем разговаривать – языком и губами.

– Но ведь там совершенно нет воздуха! – воскликнул учёный профессор.

– Ну и что, что нет воздуха? – пожал плечами Карандаш.

– Как «ну и что»? Вы разве забыли, что звуки передаются только по воздуху, а если на Луне его нет, значит, мы не услышим друг друга.

– Вы хотите сказать, что, если я что-то скажу Самоделкину, он меня не услышит? – удивился волшебный художник.

– Вот именно, дорогой мой Карандаш! – улыбнулся Семён Семёнович. – Даже если вы встанете близко-близко к Самоделкину и будете кричать ему в самое уху, то и тогда ваш железный друг ничего не услышит.

– Ничего страшного, – успокоил всех Самоделкин. – Я смастерю крошечные наушники, и мы будим слышать друг друга даже если потеряемся.

– Вот здорово! – обрадовался Чижик. – Значит, на Луне можно не только прыгать, как лягушка, на несколько метров, но ещё и кричать во всё горло, и никто тебя за это ругать не будет, потому что моего крика всё равно не будет слышно!

– Я не знала раньше, что на Луне столько разных чудес происходит, – сказала Настенька.

– Хорошо бы жить на Луне! – мечтательно произнёс Прутик. – Жалко только, что там воздуха совсем нет.

– Профессор, скажите, а почему на Луне нет воздуха? – спросила Настенька. – Куда он подевался? Или его там и не было никогда?

– Когда-то, давным-давно, на Луне были и воздух и вода, но потом воздух постепенно улетучился, а вода испарилась.

– А почему улетел лунный воздух? – удивился Прутик.

– Потому что Луна очень маленькая, – объяснил профессор. – И чем меньше планета, тем сложнее ей удержать возле себя воздух и воду. А все потому, что на маленьких планетах очень слабое притяжение.

– Значит, на нашей Земле так много воздуха и воды потому, что она притягивает их? – спросил Чижик.

– Да, мой мальчик. Если наша Земля не будет их притягивать, то воздух улетучится, а вода испарится и больше они не вернутся, – ответил Семён Семёнович.

– А хорошо было бы, если б наша Земля находилась чуть ближе к Солнцу, – сказала Настенька. – Тогда у нас не было бы зимы.

– Если солнышко приблизится чуть ближе к нашей планете, тогда случится ужасное, – схватился за голову профессор Пыхтелкин.

– Что же будет? – заинтересовался Самоделкин.

– Тогда вода в морях и океанах закипит, точно в кастрюле, а деревья вспыхнут словно факелы.

– Ну, тогда у нас начнётся такой холод, что вода в морях замёрзнет до самого дна вместе со всеми рыбами и китами, – ответил профессор Пыхтелкин. – Да, вся Земля покроется толстым слоем льда, не тающим даже летом. И вообще, на всех планетах погода разная, на одних – жарища, на других холодища, а где-то в самый раз, как на нашей Земле, например.

– Правда ли, что на Луне день длится две недели? – спросил Прутик.

– Правда, – кивнул головой профессор.

– А ночь? – спросил Чижик.

– Ночь тоже продолжается ровно две недели.

Вдруг о стенку космического корабля что-то стукнулось: «Бух! Бух! Бух!» Один за другим сыпались со всех сторон удары по «Дрындолету».

Космический корабль вздрогнул, посуда со страшным грохотом посыпалась со стола. Перепуганные астронавты повскакивали со стульев и заметались по комнате.

– Ой, мамочки, что случилось? – закричала Настенька. – Самоделочкин, что это такое?

– Спокойно, – сказал железный мастер.

Он подскочил к пульту управления космического корабля и нажал какой-то рычаг. Удары тут же прекратились.

– Что это? Что случилось? – путешественники засыпали капитана вопросами.

– Не волнуйтесь, – ответил Самоделкин, – это метеоритный дождь.

– Дождь? Какой такой дождь? – удивился Чижик.

– Метеоритный дождь – это когда ракета встречается в космосе с маленькими и большими камнями, которые летают, как стаи птиц, между планетами и звёздами, – пояснил Самоделкин.

– А почему он так быстро прекратился? – спросила Настенька Самоделкина.

– Я включил один специальный приборчик, и теперь нам не страшны метеориты. Космические камни пролетают теперь рядом с нашим кораблём, не задевая его.

– Идите скорей все сюда! – позвал всех профессор к большому иллюминатору. – Посмотрите, как красив этот метеоритный дождь.

Карандаш с ребятами подошёл к большому стеклянному окну и с восторгом стал наблюдать за удивительным космическим явлением.

Шпион Дырка, который всё это время внимательно подслушивал под дверью, увидел, что все путешественники отошли от стола и разглядывают полет космических камней, тихонько приоткрыл дверь, подкрался к обеденному столу и стал запихивать за пазуху всё, что попадалось под руку. Не забыл Дырка и про бутылку газированной воды, которая стояла в центре стола. Затем так же тихо разбойник вернулся к двери и выскользнул в коридор. Никто из путешественников его не заметил, потому что все с интересом всматривались в звёздную космическую бездну, полною загадок и тайн.

Приключения Карандаша и Самоделкина (с иллюстрациями)
Валентин Юрьевич Постников

Карандаш и Самоделкин #1
В этой сказочной повести ребят ждёт встреча с весёлыми и находчивыми человечками – Карандашом и Самоделкиным, рассказывается об их необыкновенных приключениях…

Юрий Постников

Приключения Карандаша и Самоделкина

ГЛАВА ПЕРВАЯ, в которой можно съесть нарисованную конфетку и летать на свежем огурчике

В одном большом городе, на очень красивой улице, которая называлась улицей Весёлых Колокольчиков, стоял большой-большой магазин игрушек.

Однажды в магазине кто-то чихнул!

В этом нет ничего удивительного, если чихнул продавец, который показывал ребятам игрушки. Если чихнул какой-нибудь маленький покупатель – в этом тоже нет ничего удивительного. Только и продавец и маленький покупатель тут ни при чём. Я знаю, кто чихнул в магазине игрушек! Мне сначала никто не поверит, но я всё-таки скажу.

Чихнула коробка! Да, да! Коробка для цветных карандашей. Она лежала на складе игрушек среди больших и маленьких коробок и коробочек. На ней были напечатаны яркие буквы:

ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ «МАЛЕНЬКИЙ ВОЛШЕБНИК».

Но это ещё не все. Рядом лежала другая коробка. Эта коробка называлась:

МЕХАНИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР «МАСТЕР САМОДЕЛКИН».

И вот, когда первая коробка чихнула, другая сказала:

– Будь здоров!

Потом нарядная крышка на первой коробке приподнялась немного, упала в сторону, и под ней оказался маленький один-единственный карандаш. Но какой карандаш! Не простой карандаш, не цветной карандаш, а самый необыкновенный, удивительный карандаш!

Посмотри на него, пожалуйста. Правда, смешной?

Карандаш подошёл к механическому «конструктору», постучал в деревянную крышку и спросил:

– Кто там?

– Это я! Мастер Самоделкин! – послышался ответ. – Помоги мне, пожалуйста, выбраться. Никак не могу!.. – И в коробке что-то как будто загремело и зазвенело.

Тогда Карандаш потянул к себе крышку, отодвинул её и заглянул через край коробки. Среди разных блестящих винтиков и гаек, металлических пластинок, шестерёнок, пружинок и колёсиков сидел странный железный человечек. Он выскочил из коробки, как пружинка, закачался на тонких смешных ножках, которые были сделаны из пружинок, и стал разглядывать Карандаша.

– Ты кто? – спросил он удивлённо.

– Я?.. Я волшебный художник! Меня зовут Карандаш. Я умею рисовать живые картинки.

– А что это значит – живые картинки?

– Ну, если хочешь, я нарисую птичку. Она сразу оживёт и улетит. А ещё могу нарисовать конфету. Её можно будет съесть…

– Неправда! – воскликнул Самоделкин. – Так не бывает! – И засмеялся. – Не бывает!

– Волшебники никогда не врут, – обиделся Карандаш.

– А ну-ка, нарисуй самолёт! Посмотрим, какой ты волшебник, если ты правду говоришь.

– Самолёт! Я не знаю, что такое самолёт, – признался Карандаш. – Лучше я нарисую морковку. Хочешь?

– Не надо мне морковки! Неужели ты никогда не видел самолётов? Просто смешно!

Карандаш опять немножко обиделся.

– Пожалуйста, не смейся. Если ты все видел, расскажи мне про самолёт. Какой он бывает, на что самолёт похож? А я его нарисую. В моей коробке лежит альбом с картинками для раскрашивания. Там напечатаны домики, птички, морковки, огурцы, конфеты, лошадки, цыплята, куры, кошки, собаки. Больше там ничего нет! Никаких самолётов!

Самоделкин подпрыгнул и зазвенел своими пружинками:

– Ой, какие неинтересные картинки в твоей книжке! Ладно! Я покажу тебе самолёт. Он похож на большой-большой длинный огурчик с крылышками. Я сделаю модель самолёта из «конструктора».

Самоделкин тут же прыгнул в коробку.

Он гремел металлическими пластинками, он искал нужные винтики, шестерёнки, он закручивал их куда надо, ловко работал отвёрткой, стучал мо-лотком – тук-тук-тук! – и всё время напевал такую песенку:

Я все умею делать сам,
И я не верю чудесам!
Сам! Сам! Сам!

А Карандаш вынул из кармана цветные карандаши, подумал-подумал и нарисовал огурчик. Свежий, зелёный, в пупырышках. Потом подрисовал к нему крылышки.

– Эй, Самоделкин! – позвал Карандаш. – Иди сюда! Я нарисовал самолёт.

– Одну минуточку, – отозвался мастер. – Мне только пропеллер приделать – и самолёт будет готов. Берём винтик, надеваем пропеллер… Стук-нем раз, два… Ну, вот и всё! Гляди, какие бывают самолёты!

Самоделкин выпрыгнул из коробки, а в руках у него был самолёт. Совсем как настоящий! Про этот самолёт я ничего не буду рассказывать. Потому что все ребята видели самолёты. Один Карандаш никогда не видел. Он сказал:

– Ой, как ты хорошо нарисовал!

– Ну что ты, – улыбнулся мастер. – Я не умею рисовать. Я самолёт из «конструктора» сделал.

И тут Самоделкин увидел огурчик, свежий зелёный огурчик.

– Где ты взял огурец? – удивился он.

– Это… это мой самолёт…

Мастер Самоделкин задрожал всеми своими пружинками, зазвенел, засмеялся громко-громко.

Вот какой насмешник Самоделкин! Он хохочет и хохочет, будто кто его щекочет, и никак не может остановиться.

Карандаш очень обиделся. Он тут же нарисовал на стенке тучку. Из тучки пошёл настоящий дождик. Он промочил Самоделкина с ног до головы, и тот перестал смеяться.

– Бррр… – сказал он. – Откуда взялся этот противный дождик? Я м-могу заррржаветь!

– А почему ты смеёшься? – крикнул Карандаш. – Ты сам говорил про огурчик!

– Ой, не могу! Ой, не смеши меня, а то я развинчусь… Ну и самолёт! Зачем ты воткнул в огурец куриные пёрышки! Ха-ха-ха! Такой самолёт никуда не полетит!

– А вот и полетит! Крылья полетят, и самолёт полетит.

– Ну где на твоём самолёте мотор? Где руль? Без руля и мотора самолёты не летают!

– Садись-ка на мой самолёт! Я тебе покажу, летают или не летают, – сказал Карандаш и сел верхом на огурчик.

Самоделкин от хохота прямо-таки упал на огурчик.

В эту минуту в открытую форточку подул ветер, неожиданно крылья захлопали, огурчик вздрогнул и взлетел, как настоящий самолёт.

– Ай! – вскрикнули вместе Карандаш и Самоделкин.

«Трах! Бум!..»

Это свежий огурчик, настоящий зелёный огурчик, вылетел в окно и шлёпнулся на землю.

В самом деле. У самолёта не было никакого руля. А разве можно летать без руля? Нет, конечно. Вот самолёт и разбился. Крылышки отлетели в сторону. Их подхватил ветер и унёс на крышу дома.

ГЛАВА ВТОРАЯ, про двух лошадок

Самоделкин загремел как пустая железная банка. Но ему не было больно. Ведь он железный! Он только немножко испугался. Ему никогда не приходилось летать.

– Ты настоящий волшебник! – воскликнул Самоделкин. – Даже я не могу делать живые картинки!

– Как же мы теперь вернёмся в наши коробки? – вздохнул Карандаш, потирая шишку на лбу.

– И не надо! – замахал руками Самоделкин. – Там тесно! Темно! Я хочу бегать, прыгать, кататься, летать! Нарисуй новый самолёт! Мы будем путешествовать! Мы с тобой увидим настоящие самолёты! Все на свете увидим!

Но Карандашу почему-то больше не хотелось летать.

– Лучше я нарисую лошадок.

И Карандаш на белой стене дома нарисовал двух очень хороших лошадок. На них были мягкие седла и красивые уздечки с яркими золотыми звёздочками.

Нарисованные лошадки сначала помахали хвостиками, потом весело заржали и как ни в чём не бывало отошли от стенки.

Самоделкин открыл рот и сел на землю. Так делают, когда чему-нибудь очень-очень удивляются.

– Ты великий волшебник! – воскликнул Самоделкин. – У меня ни за что так не получится!

– Нам пора ехать, – скромно сказал Карандаш, довольный похвалой. – Выбирай себе лошадку и садись, – предложил он.

Самоделкину больше понравилась белая лошадка.

Художнику досталась рыжая.

Они сели на своих лошадок и поехали путешествовать.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой лошадки скачут по городу

На самой красивой площади города, на Ясной площади, стоял Милиционер. Мимо него спешили-ехали автомобили. Большие автобусы, длинные троллейбусы, маленькие легковые машины. Юркие мотоциклы нетерпеливо тарахтели, стараясь обогнать всех и убежать вперёд.

И вдруг Милиционер сказал:

– Не может быть!

По улице, по широкой городской улице, полной больших и малых машин, скакали две симпатичные лошадки. Одна была рыжая с белыми пятнами, другая – белая с рыжими пятнами. На лошадках верхом сидели неизвестные маленькие граждане, глазели по сторонам и громко пели весёлую песенку:

Ой, как сяду на лошадку,
Дам лошадке шоколадку.
Ты вези меня, лошадка,
Мне пешком ходить не сладко!

Ну, конечно, это были Карандаш и Самоделкин.

Они смотрели то вправо, то влево, и лошадки поворачивали то вправо, то влево, то бежали, то вдруг останавливались перед самым носом автомобиля.

На улице было так много интересного, необыкновенного! Дома, светофоры, машины, фонтаны, деревья, голуби, цветы, нарядные прохожие, вывески, фонари – на все надо хорошенько поглядеть!

Налево едет удивительная машина с большими круглыми щётками. Она подметает улицу, глотает бумажки, пыль на мостовой. Машина-веник!

Направо стоит автомобиль, из которого прямо на глазах растёт высокая мачта. На самой верхушке мачты стоят люди в комбинезонах. Люди поднимаются к небу, тянут над улицей тонкие провода.

– Монтёры! – сказал Самоделкин Карандашу.

Милиционер поднёс к губам свисток и засвистел громко-громко. Все водители машин, все шофёры вздрогнули от неожиданности и посмотрели на Милиционера. Только Самоделкин и Карандаш даже не оглянулись. Они просто не знали, для чего свистят милиционеры.

Ты вези меня, лошадка,
Мне пешком ходить не сладко!

– горланил Самоделкин, покачиваясь на седле. Карандаш подпевал тоненьким голоском:

Нам пешком ходить не сладко!

«Безобразие! – подумал Милиционер. – Нарушение правил! Мешают! Лезут под колёса!..»

Рядом с Милиционером стоял большой красный мотоцикл. Милиционер включил мотор и выехал на середину Ореховой улицы. Над улицей загорелся красный огонёк светофора.

Замер поток автомобилей. Застыли на месте автобусы, троллейбусы, грузовики, легковые машины, мотоциклы, велосипеды.

Всё остановилось. Только Самоделкин и Карандаш спокойно ехали дальше. Им никто никогда не рассказывал про светофор.

– Прошу остановиться! – сурово сказал Милиционер.

– Ой!.. – прошептал Карандаш. – Кажется, нам сейчас попадёт…

Около Милиционера и двух нарушителей моментально собралась небольшая толпа.

– Это, наверное, артисты из цирка! – заметил какой-то мальчуган.

– В чём дело, ребята! Почему нарушаете! Где вы живёте?

– Мы?.. Мы жили в коробке… – испуганно ответил Самоделкин.

– Это что же, деревня так называется – Коробка?

– Нет, мы из настоящей коробки…

– Ничего не понимаю! – Милиционер достал носовой платок и вытер лоб. – Вот что, ребята, мне шутить с вами некогда. Соблюдайте, пожалуйста, правила движения.

«Что такое правила?» – хотел спросить любопытный Карандаш, но Самоделкин вовремя дёрнул его за рукав. Разве можно задавать Милиционеру такие вопросы?

Над улицей вспыхнул зелёный огонёк светофора. Побежали машины, авто-бусы, троллейбусы, грузовики, мотоциклы, велосипеды. Покатились-поехали!

– Это все лошадки виноваты, – сказал тогда мастер Самоделкин. – По городу надо ездить в автомобиле.

ГЛАВА ЧЕТВЁРТАЯ, в ней катаются на мягких подушках

– Давай нарисуем автомобиль, предложил Карандаш.

– Думаешь, так легко рисовать автомобили? У тебя ничего не получится. Даже я могу делать автомобиль только из очень хорошего «конструктора». Можно смастерить обыкновенный самокат, но где мы найдём колеса?..

– Почему не получится? – перебил Карандаш. – Я же видел автомобили!

– Ну хорошо, рисуй автомобиль, – согласился мастер Самоделкин. – Только не забудь на колёсах нарисовать шины. Без них автомобиль всегда очень трясётся на дороге. Я терпеть не могу тряски. Я сразу тогда развинчиваюсь. А шины – вроде подушек, на них ехать мягко.

– Ничего! – сказал Карандаш, занятый работой. – Не волнуйся! Будет мягко!

Пока маленький художник рисовал автомобиль прямо на белой стене дома, Самоделкин отвёл нарисованных лошадок в соседний сквер, на зелёный га-зон, и привязал их к невысокой чугунной ограде.

Самоделкин вернулся и поглядел на рисунок. Он хотел дать Карандашу какой-нибудь совет. Но тут Карандаш кончил рисовать.

Рядом стоял готовый настоящий автомобиль.

– Ты что натворил?! – закричал Самоделкин. – Зачем ты нарисовал на колёсах подушки?

В самом деле, на колёса новой машины были привязаны подушки! Самые настоящие подушки! В розовых наволочках с белыми тесёмками. Карандаш очень хорошо их нарисовал.

– Ты сам сказал про подушки, – заметил Карандаш.

– Я не говорил про подушки!

– Нет, говорил! Говорил!

– Все ты путаешь! Теперь твоя машина ехать не сможет!

– Сможет! – обиделся Карандаш.

– Не сможет и не поедет! Я лучше знаю!

– А вот поедет!

– Ни за что не поедет!

– А ты попробуй сядь!

– Возьму и сяду! И никуда не поедет!

Самоделкин сел в машину рядом с Карандашом. Автомобиль загудел и поехал.

– Едет! Едет! – закричал Карандаш.

Удивлённый Самоделкин двумя руками крепко держал руль. Он очень боялся выскочить из машины. Ему некогда было смотреть по сторонам. И всё-таки он заметил, как прохожие оглядываются и показывают на них пальцами.

– Какая смешная машина, – говорили прохожие. – На подушках!

ГЛАВА ПЯТАЯ, в которой путешествие продолжается

Наши маленькие путешественники недолго смогли кататься по городу.

На улице Карандаш увидел странный автомобиль, похожий на здоровенный барабан. Он медленно катился по мостовой. Но мостовая под ним почему-то была чёрной-чёрной, гладкой-гладкой, не такой, как везде. От мостовой шёл горячий пахучий дымок. Все другие машины старались объехать странный автомобиль и чёрную мостовую за ним.

А Самоделкин, заметив необыкновенную машину, обрадовался:

– Мы её сейчас обгоним! А то все нас обгоняют, а мы с тобой никого перегнать не можем…

И он ловко направил свой автомобиль на чёрную мостовую.

Мягкие розовые наволочки прилипли к горячему асфальту и разорвались.

Пух полетел из-под колёс. Ветер подхватил его, развеял и понёс по го-роду над машинами, домами, деревьями.

– Ну вот, – сказал один прохожий старичок, – тополиный пух летит. Хорошее нынче будет лето.

А машина Карандаша и Самоделкина рванулась и поехала дальше, оставив на мостовой мягкие розовые тряпочки.

Улица кончилась. Перед ними лежала широкая площадь. Она была покрыта не асфальтом, а каменной брусчаткой.

Повесть о двух удивительных приятелях, мастере Самоделкине и художнике Карандаше, расскажет детишкам о приключениях необычной компании, в которой есть свои герои и злодеи.

Краткое содержание сказки «Приключения Карандаша и Самоделкина»:

Сказочная повесть «Приключения Карандаша и Самоделкина», придуманная Дружковым Ю.М., вышла в свет в 1964 году. Самоделкин был позаимствован из серии мультфильмов, нарисованных В.Д. Бахтадзе. Крохотный железный робот, умелец на все руки, он становится лучшим другом другого персонажа – Карандаша.

«Приключения Карандаша и Самоделкина» рассказывают о том, как однажды в магазине игрушек ожили два маленьких человечка. Карандаш рисовал удивительные, живые картинки. Так появились на свет мальчик Прутик и пираты. А Самоделкин сделал себя сам. Он мог починить какую угодно технику и даже создать новую. Однажды, будучи в бреду, Карандаш рисует злодеев – пирата и шпиона. Они успевают удрать в открытую дверь и после становятся врагами крошечных мастеров и их друзей.

Коварные пираты охотятся за волшебным художником, чтобы заставить его рисовать пиратские корабли и сокровища. А Самоделкина, который все время спасает друга от морских злодеев, они хотя сдать в металлолом. Однажды планы разбойников осуществились. Удалось ли приятелям спастись от пиратов?

Книга «Приключения Карандаша и Самоделкина» послужила сюжетом для мультфильмов и комиксов, ее читают на 18 языках мира. Самоделкин и Карандаш – постоянные герои журнала «Веселые картинки».

Файл временно не доступен на сервере

-------
| сайт collection
|-------
| Валентин Юрьевич Постников
| Карандаш и Самоделкин в стране шоколадных деревьев
-------

В одном небольшом, но очень красивом городе жили два маленьких волшебника. Звали их Карандаш и Самоделкин. Карандаш был самым настоящим волшебным художником. Вместо носа у него карандаш, и он умеет рисовать оживающие картинки. Что это значит, спросишь ты меня? А это значит, что всё, что Карандаш рисует, в ту же секунду из нарисованного превращается в настоящее. То есть оживает! Художник может нарисовать птичку, и через секунду она улетает. Ещё он может нарисовать мохнатую собаку и она тоже оживает. Да что там собаку, волшебник может нарисовать всё что угодно, хоть целый дом, который уже через секунду из нарисованного превращается в настоящий кирпичный дом. И это настоящее волшебство и если тебе кажется что это так просто, возьми в руки краски и попробуй сам нарисовать оживающий рисунок. Что не получается? То-то же!
Второй волшебник – Самоделкин. Такое необыкновенное имя он получил за то, что всё на свете умеет мастерить и делать собственными руками. Говорят, у него руки волшебные, потому что стоит ему взять с полки молоток, гвозди или отвёртку и через секунду перед вами уже стоит готовый автомобиль, вертолёт или маленькая подводная лодка. Может быть, ты скажешь что и это не чудеса?
А ещё у Карандаша и Самоделкина есть друг – профессор Пыхтелкин. Семён Семёнович знаменитый учёный – географ. Он исколесил почти все страны и континенты и знает обо всём на свете. Нет, пожалуй на земле такого цветка, дерева, рыбы или насекомого о которых он ничего бы не слышал. Просто таки ходячая энциклопедия какая-то.
Да, я совсем забыл вам рассказать про двух разбойников – пирата Буль-Буля и шпиона Дырку. Нет-нет, с ними Карандаш и Самоделкин не дружат, скорее наоборот они враги маленьких волшебников. Пират Буль-Буль толстый и рыжебородый, мечтает о сокровищах и собственном парусном фрегате. Буль-Буль хочет стать знаменитым пиратом, каким был его дедушка, знаменитый морской пират. А, шпион Дырка напротив длинный, худой длинноносый разбойник, который то и воровато озирается по сторонам, когда с кем-нибудь разговаривает. Друзья-разбойники меньше всего на свете любят работать или хоть что-нибудь делать. Однажды разбойники пронюхали, что Карандаш умеет рисовать оживающие картинки, и с тех пор они мечтают поймать Карандаша и заставить его рисовать, всё, что они пожелают.
А ещё у Карандаша и Самоделкина есть ученики – Прутик, Чижик и Настенька. Они учатся в школе волшебников. В этой школе самые необыкновенные предметы на свете.

Карандаш учит ребят рисовать оживающие картинки. А Самоделкин – пилить, строгать и строить. Пыхтелкин же рассказывал ребятам о необыкновенных странах, удивительных животных и фантастических растениях.
Больше всего на свете друзья любили путешествовать. Когда-то давным-давно, у них был даже свой собственный парусный корабль, на котором они плавали по морям и океанам и повидали немало удивительных стран. Но однажды они отправились в такое необыкновенное путешествие, о котором я как раз и хотел тебе сегодня рассказать.

Карандаш и Самоделкин жили в небольшом двухэтажном домике с синей черепичной крышей, на берегу синего моря. В этом домике вместе с ними жили и учились их ученики.
Наступило лето. Жаркое, солнечное и зелёное. А вместе с летом в школе наступили летние каникулы.
– А давайте снова отправимся в какое-нибудь удивительное путешествие, – весело позвякивая пружинками предложил Самоделкин. – Сядем на корабль и поплывём к неведомым далям.
– А где находятся «неведомые дали»? – тут же спросил Прутик.
– В тропических странах! – сказал Карандаш. – Там где растут лианы, пальмы и фантастические растения.
– В Австралии? – спросила Настенька. – Я слышала, что именно там, живут самые невиданные звери, и растут самые удивительные растения.
– Или в Индии! – вставил слово Чижик. – В Индии живут белые слоны размером с двухэтажный дом, трёхметровые крокодилы и пятиметровые змеи. А ещё Индия родина обезьян. А обезьяны это самые умные животные.
– Самые умные животные это дельфины! – сказал Карандаш. – А они водятся во всех тёплых морях и океанах. Например в Шри-Ланке. Вот куда бы я отправился в путешествие. Там, говорят, растёт Железное дерево!
– Подумаешь Индия! Австралия! Шри-Ланка! Разве может всё это сравниться с Африкой! – вбегая в дом сказал профессор Пыхтелкин.
– С Африкой? – удивлённо переспросил Самоделкин. – А что там хорошего?
– Африка, это самый загадочный континент на земле, – обиделся Семён Семёнович. – Там обитают самые удивительные звери, насекомые и птицы на свете. Там можно встретить птицу-носорога, и муравьеда, белого льва и рыбу, которая умеет лазить по деревьям.
– По деревьям? – не поверили ребята.
– Да-да, – кивнул географ. – Но самое удивительное это то, что в Африке растут Шоколадные деревья. Поэтому Африку иногда называют страной Шоколадных деревьев.
– А Мармеладных деревьев там случайно нет? – спросил, облизываясь Прутик.
– Нет, таких деревьев там нет, – засмеялся профессор Пыхтелкин. – Но, зато, там можно увидеть Мохнатые деревья и Свистящие деревья, которые умеют свистеть, как мальчишки.
– Тогда решено! – сказал Самоделкин. – Мы отправляемся в страну Шоколадных деревьев.
– А на чём мы отправимся в новое путешествие? – тут же спросила Настенька. – Ведь у нас нет даже парусного фрегата!
– Зато у нас есть воздушный шар! – весело подпрыгнул Самоделкин. – Все, самые знаменитые путешественники путешествовали на воздушном шаре. А чем мы хуже их?
– Ура! – закричали ребята. – Летим на воздушном шаре! Красота!

Путешествие лучше всего начинать ранним утром. Все знаменитые путешественники отправлялись в поход ранним утром. Вряд ли Христофор Колумб или Магеллан отправлялись в свои знаменитые экспедиции вечером, или ночью. Вот поэтому Карандаш и Самоделкин тоже решили лечь спать, и лишь утром отправится в новое путешествие.
Утром первым проснулся Самоделкин.
– Карандаш, пора вставать! Нас ждут Шоколадные деревья! – начал он будить волшебного художника. – Ты что забыл?
– Мне приснились крокодилы! – широко зевнув, сказал Карандаш. – Они сидели на деревьях свесив ножки и глядя на меня хором пели песенку:

Маленькие дети, ни за что на свете,
Ни ходите в Африку гулять!
В Африке гориллы, злые крокодилы…

– Не бойся, мы к крокодилам близко подходить не будем, – успокоил другу Самоделкин. – Я их сам боюсь!
Не успели обитатели волшебной школы позавтракать как в открытую дверь вбежал запыхавшийся профессор Пыхтелкин.
– Уже весь город знает о том, что мы отправляемся в большое путешествие, – с порога затараторил профессор. – Посмотрите, что творится на площади. Похоже, весь город собрался около нашей школы. Всем интересно своими глазами увидеть, как мы полетим на воздушном шаре, – проговорил, запыхавшись, географ. – Столько народу сразу я давно уже не видывал.
– Вот это да! – удивился Карандаш, выглядывая в окно. – Народу собралось, действительно, очень много. Интересно, а откуда они узнали о нашем путешествии?
– Это я вчера похвастался соседскому мальчишке, – признался географ. – А он рассказал своим друзьям. А те своим друзьям, и вот уже весь город знает.
– Даже неудобно как-то, – растерялся Самоделкин. – Как будто мы герои какие-то…
– Между прочим, не каждый рискнёт отправиться в столь необычное и опасное путешествие, куда мы с вами отправляемся, – хитро подмигнул учёный. – Нас ждёт очень много опасных приключений.
– Ну что ж, пора в дорогу, – весело подмигнул Карандаш.
На улице творилось что-то невообразимое. Вся площадь была заполнена людьми. Каждый, кто проходил мимо, останавливался и спрашивал, что здесь происходит. Им поясняли, что сейчас они увидят, как в полёт отправятся несколько отважных путешественников. Услышав такую новость, прохожие с любопытством смотрели на двор Волшебной школы. Самоделкин включил газовую горелку, и воздушный шар начал быстро наполняться горячим газом. Через несколько минут над плетёной корзиной, в которой сидел Самоделкин, покачивался огромный воздушный шар. И только благодаря привязанной к дереву верёвке, которая держала шар, он не улетал. Все участники полёта по очереди забрались в корзину.
– Ура!!! Да здравствуют бесстрашные путешественники! – кричали люди и махали им руками и шляпами.
Самоделкин отвязал верёвку, и воздушный шар стал медленно подниматься над землёй. Люди, стоявшие внизу, всё больше и больше удалялись от путешественников, и вскоре стали совсем маленькими, словно муравьи. Ребята помахали им сверху и стали глазеть по сторонам. Большой красивый город лежал прямо под ногами воздухоплавателей.
Высокие, многоэтажные дома сверху казались не больше, чем спичечные коробки. Сизые голуби крошечные словно мухи летали под ногами путешественников. Автомобили словно жуки-носороги неторопливо ползли по чёрной дороге. По пешеходным дорожкам, словно муравьишки, торопливо бежали люди. Всё сверху казалось маленьким и смешным. Огромные белые пароходы важно гудели вслед воздушному шару. И даже огромные белые облака, которые внизу кажутся такими большими и тяжёлыми, оказались всего лишь густым белым туманом.
Ребята резвились, махали руками и пытались ухватиться за облако, но у них ничего не получалось. Чем выше воздушный шар поднимался к солнцу, тем всё холоднее и холоднее становилось путешественникам. Город остался далеко внизу, и уже было сложно что-то разглядеть. В этот момент подул сильный морской ветер, и их понесло в сторону океана.
– Надо же, как красиво здесь! – восхищённо произнёс Прутик.
– Это гораздо приятнее, чем лететь на самолёте, – подтвердил Чижик. – Когда я летал на самолёте, то всё время смотрел в иллюминатор, но оттуда мало что видно, не то, что здесь.
– Я давно мечтал отправиться в путешествие на воздушном шаре, – вздохнул Семён Семёнович. – Мне доводилось ездить на многих видах транспорта, кроме такого удивительного как этот.
– А на чём вы ездили? – спросила тут же Настенька. – Расскажите!
– Мне приходилось путешествовать на поезде, самолёте и на корабле. Но это как бы не в счёт. Так, наверное, каждый из вас, катался. Но вот, например, когда я ездил на экспедицию на Северный полюс, я ездил в санях, запряжённых оленями. А там, где снег глубокий, и олени утопали в снегу, мы ехали на собачьих упряжках. Это очень весело и, главное, быстро. Я ездил на ездовых страусах, дельфинах, и даже на слонах. Однажды мне довелось ехать в небольшой повозке, которую тащили енотовидные собачки. А вот когда я вместе с другими учёными пересекал пустыню Сахару, то нам приходилось передвигаться на белых, одногорбых верблюдах.
– А почему именно на верблюдах? – спросила Настенька.
– Потому что в пустыне верблюд главный вид транспорта. Из всех живущих на земле животных, верблюд дольше других может обходиться без воды. Он очень выносливый и может долго терпеть жажду. А как вы знаете, в пустыне невыносимо жарко, а воды мало.
– А что, на машине по пустыне разве не проедешь? – поинтересовался Прутик.
– Конечно, нет, автомобиль тут же увязнет в песке, – разъяснил географ ребятам. – А когда бывал в Индии, то там довелось проехать верхом на слоне. В Индии такой вид транспорта распространён даже в городах.
– А почему на слонах? – спросил Чижик. – Почему нельзя идти, например, пешком?
– Пешком тоже, конечно, можно, но в джунглях много диких зверей и ядовитых змей. А сидя на таком огромном и сильном животном, как слон, ничего не страшно, – пояснил ребятам Семён Семёнович.
А воздушный шар уже летел над огромным Атлантическим океаном. Голубые волны перекатывались под ногами отважных путешественников. Все пассажиры шара с восхищением смотрели на это невероятное, захватывающее зрелище.
– Самоделкин, а нельзя ли нам спуститься чуточку пониже? – спросил Карандаш. – Я хочу посмотреть на морских обитателей.
– Конечно, можно, – ответил железный мастер.
Он что-то переключил в приборе управления, и воздушный шар стал медленно спускаться. Когда до воды оставалось всего два-три метра, шар замедлил спуск. Было такое ощущение, что он не летит по воздуху, а плывёт по голубой воде, словно маленькая лодочка.
Вдруг совсем недалеко от корзины, из синей воды высунулась чья-то чёрная морда и тут же снова спряталась в воде.
– Смотрите, там кто-то есть! – закричал Чижик показывая на синие волны.
Неожиданно словно молния из волны вынырнул дельфин и, радостно махнув плавником и сделав в воздухе сальто, снова нырнул под воду. Тысячи брызг фонтаном полетели в разные стороны. Ребята, Карандаш, Самоделкин и Семён Семёнович были обрызганы солёной водой с ног до головы.
– Здесь очень много дельфинов водится, – засмеялся Семён Семёнович, выжимая мокрые штаны. – Они очень добрые и никогда не нападают на людей, а, наоборот, часто приходят им на помощь.
Воздушный шар продолжал лететь низко над водой, едва ни касаясь воды.
– Смотрите, он плывёт за нами! – засмеялась Настенька.
– Да, дельфины быстро плавают. Если такой дельфин захочет, то может запросто обогнать нас, – сказал Самоделкин.
– А как они помогают людям? – удивился Чижик.
– Если человек, к примеру, начнёт тонуть, то дельфин обязательно притащит его к берегу, – объяснил Семён Семёнович. – Я слышал, что раньше дельфины помогали рыбакам ловить рыбу, – продолжал рассказывать географ.
– Интересно, как же они это делали? Неужели вместе с рыбаками ловили рыбу на удочку? – засмеялся Прутик.
– Нет, на удочку, конечно, не ловили, но помогали морякам загонять рыбу в сети.
– А как дельфины разговаривают? – спросила Настенька. – Должны же они как-то общаться между собой?
– Они разговаривают с помощью звуков, похожих на щёлканье и свист, – пояснил Семён Семёнович.
– Надо же, какие они умные, – удивилась девочка.
Ребята помахали дельфину на прощанье. Самоделкин опять что-то подкрутил и воздушный шар медленно поднялся высоко под облака.

Наступила ночь. Звёздная, чёрная и удивительно красивая. Путешественники спали на дне корзины, укрывшись одеялами. А когда проснулись, было уже утро. Воздушный шар продолжал парить над океаном. Сильный ветер нёс корзину с путешественниками, словно на крыльях, по голубому небу.
Самоделкин внимательно следил за направлением ветра. Если ветер менялся, то он поднимал воздушный корабль либо выше, либо ниже и искал нужный поток воздуха. Ведь ему было важно, чтобы шар летел в сторону Африки.
– На свежем воздухе так хорошо спится, – довольно сказал Семён Семёнович. – А когда твою постель покачивает, словно люльку, то спишь просто богатырским сном.
– У меня тоже было ощущение, что я не по воздуху лечу, а нахожусь на корабле, который качается на волнах океана, – весело сказал Карандаш.
– Ух, как жарко! – выдохнул Чижик, снимая с себя майку. – Солнце здесь, словно раскалённая сковородка.
– И мне тоже жарко, – согласился Прутик. – Уф!
– Это потому, что мы уже входим в зону экватора, – объяснил географ. – На экваторе всегда так жарко.
– А почему на экваторе всегда так жарко? – спросил Чижик.
– Потому что экватор – это то место на земле, которое ближе всего к солнцу, – пояснил географ. – Для тех, кто на экваторе, солнце всегда стоит в зените. Об этом знают все бывалые моряки.
– А что такое зенит? – не отставал Прутик.
– Это когда солнце находится прямо над головой, – показал профессор. – Видите, вот оно, прямо над нашими макушками греет.
Самоделкин снова опустил воздушный шар к самой воде, потому что у воды было не так жарко как наверху, над облаками.
– Уф, – снова фыркнул Прутик. – Тут такая жара, что даже странно, почему океан не закипает.
– У моряков есть один старый добрый обычай, – хитро засмеялся Семён Семёнович.
– Какой обычай? – тут же спросили ребята.
– Неужели вы не знаете? – удивился географ.
– Даже мы не знаем, – удивились Карандаш и Самоделкин.
– Те, кто впервые пересекает экватор, должны пройти одно суровое испытание, – захихикал профессор Пыхтелкин.
– Мы, правда, не моряки, но раз впервые пересекаем океан, то тоже должны пройти это испытание, – смело выступил вперёд Чижик.
– Ну, тогда не обижайтесь, – крякнул старик.
Географ схватил ведро и привязав к нему конец длинной верёвки, перебросил его через край корзины, зачерпнул воды, и недолго думая, окатил всех присутствующих солёной океанской водой.
– А-а-а-а-а-а-а-а-а-а-ай! – закричали ребята.
– Ничего себе, шуточки! – пробурчали Карандаш и Самоделкин.
– Я же вас предупреждал, чтобы потом не обижались, – пояснил географ. – У моряков такой обычай. Во время пересечения экватора нужно познакомиться с морским царём Нептуном. И тех, кто впервые пересекает экватор, окунают в воду. Моряки обычно просто сбрасывают новичков в воду. Но я решил только окатить вас водой. Не стану же я сбрасывать детей в океан. Так что вы получили настоящее морское крещение. Можете теперь хвастаться дома: вы – бывалые путешественники.
– Вот здорово, оказывается, взрослые тоже играют в разные игры, как и мы, – обрадовался Чижик.
– Ну и хорошо, что мы приняли такой необычный душ – зато стало не так жарко! – весело сказал Карандаш.
– Смотрите! – вдруг воскликнул Прутик и показал куда-то вдаль. – Что это такое? – удивлённо спросил он.
Прямо по курсу, из воды виднелась какая-то громадина. Это непонятное существо мирно покачивалось на волнах. Когда воздушный шар подлетел ближе, Самоделкин надавил на какой-то рычаг, и корзина с путешественниками остановилась.
– Это что, маленький необитаемый островок посреди океана? – спросила Настенька. – А почему на нём нет ни одного дерева?
– Нет, ребята, это не остров. Это самый настоящий кит. Правда, сейчас он, по-моему, крепко спит, – объяснил географ.
– Никогда не думал, что киты такие большие, – задумался Прутик.
– Между прочим, кит – самое большое животное, которое в наше время существует на планете, – пробормотал Семён Семёнович.
– Неужели нет животного больше кита? – спросил Прутик.
– Когда-то, очень давно, миллионы лет назад, на земле жили динозавры. Некоторые из них были ещё больше, чем современные киты. Но эти гиганты давным-давно вымерли. И теперь киты – самые крупные животные на нашей планете, – пояснил Семён Семёнович
– Профессор, расскажите нам, пожалуйста, ещё что-нибудь про китов, – попросила вежливо Настенька.
– Ну, хорошо, слушайте, – продолжил учёный. – Китов в морях и океанах водится множество. Но самый большой из них – синий кит. Его размеры порой достигают 35 метров, а весит он до 150 тонн. Это примерно столько же, сколько пятьдесят слонов вместе. Представляете, какой он тяжелый! Маленькие китята выпивают за раз сто литров молока. Столько, наверное, целый детский сад за неделю не выпьет.
– Ну, раз они такие прожоры и толстяки, то, наверное, совсем неповоротливы в воде? – уверенно заявил Чижик.
– Ну что ты, киты – прекрасные пловцы, – ответил ему географ. – Если нужно они могут плыть с огромной скоростью. И ныряют киты прекрасно. Некоторые из них могут нырнуть на тысячу метров в глубину. И не дышат под водой довольно долго, часа полтора не меньше.
– А как же киту удаётся так долго не дышать? – спросил Карандаш у учёного. Разве это возможно?
– У китов правая ноздря на носу заросла и превратилась в огромный мешок для воздуха. В этом мешке они и держат запас воздуха, – продолжил лекцию учёный.
– Надо же, какие животные мудрые, – задумался Карандаш. – Кит держит в ноздре воздух про запас, верблюд, когда идёт через пустыню, несёт в горбах запас воды, медведь спит всю зиму в берлоге и питается собственным жиром. Какие они всё же молодцы и как хитро приспосабливаются к жизни.
– Ну что ж, полетели дальше? – спросил Самоделкин. – А то нам, судя по моей карте ещё очень долго лететь.
Воздушный шар полетел дальше, а кит так и остался дремать на тихой глади океана, даже не подозревая о том, что за ним так долго наблюдали с верху. Ветер дул в лицо смелым путешественникам, но это не спасало их от жары.
Карандаш и Самоделкин сделали небольшой навес из одеял, и все спрятались в тень, но прохладней от этого не стало.
Солнце жарило по-прежнему сильно. Было ощущение, что они находятся на раскалённой сковородке. Через несколько минут, первым не выдержал географ.
– Ах! Я похож на раскалённый утюг! Давайте искупаемся, а то слишком жарко. Солнце так сильно печёт, что просто ужас, – попросил Семён Семёнович.
– А почему бы и нет, – Карандаш встал со своего места. – Я тоже испекся, словно картошка на углях. Давайте остановимся и быстренько искупаемся.
– Одну секунду! – сказал Самоделкин и снова чем-то щёлкнул в своём приборе. Воздушный шар медленно остановился и неторопливо спустился почти к самой воде. Ветра совсем не было. Поэтому, зависнув примерно в метре от воды, шар стоял, или, вернее, висел в воздухе почти без движения.

Корзина воздушного шара неподвижно застыла над водой. Самоделкин перекинул через край верёвочную лестницу, чтобы легко можно было выбираться и так же просто забираться обратно в корзину.
– Ну, давайте купаться. Кто из вас самый смелый и первым прыгнет в воду? – спросил Карандаш.
– Я самый смелый! – завизжал Чижик, и буквально за секунду сбросив с себя всю одежду, прямо с борта корзины бултыхнулся в зелёный океан.
– Ура!!! – закричали ребята и вслед за Чижиком попрыгали в воду.
– Ух! Как хорошо! Вода тёплая, прямо как парное молоко, – радовался Прутик. – Прыгайте скорее к нам! Тут очень хорошо!
– Ну, раз вода тёплая, я тоже искупаюсь, – решился Карандаш.

Юрий Дружков

Приключения Карандаша и Самоделкина

Правдивая сказка

Глава первая,

в которой можно съесть нарисованную конфетку и летать на свежем огурчике

В одном большом городе, на очень красивой улице, которая называлась улицей Весёлых Колокольчиков, стоял большой-большой магазин игрушек.

Однажды в магазине кто-то чихнул!

В этом нет ничего удивительного, если чихнул продавец, который показывал ребятам игрушки. Если чихнул какой-нибудь маленький покупатель – в этом тоже нет ничего удивительного. Только и продавец и маленький покупатель тут ни при чём. Я знаю, кто чихнул в магазине игрушек! Мне сначала никто не поверил, но я всё-таки скажу.

Чихнула коробка! Да, да! Коробка для цветных карандашей. Она лежала на складе игрушек среди больших и маленьких коробок и коробочек. На ней были напечатаны яркие буквы:

Цветные карандаши «Маленький волшебник»

Но это ещё не всё. Рядом лежала другая коробка. Это коробка называлась:

Механический конструктор «Мастер Самоделкин»

И вот, когда первая коробка чихнула, другая сказала:

– Будь здорова!

Потом нарядная крышка на первой коробке приподнялась немного, упала в сторону, и под ней оказался маленький один-единственный карандаш. Но какой карандаш! Не простой карандаш, не цветной карандаш, а самый необыкновенный, удивительный карандаш!

Посмотри на него, пожалуйста. Правда, смешной?

Карандаш подошёл к механическому «конструктору», постучал в деревянную крышку и спросил:

– Кто там?

– Это я! Мастер Самоделкин! – послышался ответ. – Помоги мне, пожалуйста, выбраться. Никак не могу!.. – И в коробке что-то как будто загремело и зазвенело.

Тогда Карандаш потянул к себе крышку, отодвинул её и заглянул через край коробки. Среди разных блестящих винтиков и гаек, металлических пластинок, шестерёнок, пружинок и колёсиков сидел странный железный человечек. Он выскочил из коробки, как пружинка, закачался на тонких смешных ножках, которые были сделаны из пружинок, и стал разглядывать Карандаша.

– Ты кто? – спросил он удивлённо.

– Я?… Я волшебный художник! Меня зовут Карандаш. Я умею рисовать живые картинки.

– А что это значит – живые картинки?

– Ну, если хочешь, я нарисую птичку. Она сразу оживёт и улетит. А ещё могу нарисовать конфету. Её можно будет съесть…

– Неправда! – воскликнул Самоделкин. – Так не бывает! – И засмеялся. – Не бывает!

– Волшебники никогда не врут, – обиделся Карандаш.

– А ну-ка, нарисуй самолёт! Посмотрим, какой ты волшебник, если ты правду говоришь.

– Самолёт! Я не знаю, что такое самолёт, – признался Карандаш. – Лучше я нарисую морковку. Хочешь?

– Не надо мне морковки! Неужели ты никогда не видел самолётов? Просто смешно!

Карандаш опять немножко обиделся.

– Пожалуйста, не смейся. Если ты всё видел, расскажи мне про самолёт. Какой он бывает, на что самолёт похож? А я его нарисую. В моей коробке лежит альбом с картинками для раскрашивания. Там напечатаны домики, птички, морковки, огурцы, конфеты, лошадки, цыплята, куры, кошки, собаки. Больше там ничего нет! Никаких самолётов!

Самоделкин подпрыгнул и зазвенел своими пружинками:

– Ой, какие неинтересные картинки в твоей книжке! Ладно! Я покажу тебе самолёт. Он похож на большой-большой длинный огурец с крылышками. Я сделаю модель самолёта из «конструктора».

Самоделкин тут же прыгнул в коробку.

Он гремел металлическими пластинками, он искал нужные винтики, шестерёнки, он закручивал их куда надо, ловко работал отвёрткой, стучал молотком – тук-тук-тук! – и всё время напевал такую песенку:

Я всё умею делать сам,
И я не верю чудесам!
Сам! Сам! Сам!

А Карандаш вынул из кармана цветные карандаши, подумал-подумал и нарисовал огурчик. Свежий, зелёный, в пупырышках. Потом подрисовал к нему крылышки.

– Эй, Самоделкин! – позвал Карандаш. – Иди сюда! Я нарисовал самолёт.

– Одну минуточку, – отозвался мастер. – Мне только пропеллер приделать – и самолёт будет готов. Берём винтик, надеваем пропеллер… Стукнем раз, два… Ну, вот и всё! Гляди, какие бывают самолёты!

Самоделкин выпрыгнул из коробки, а в руках у него был самолёт. Совсем как настоящий! Про этот самолёт я ничего не буду рассказывать. Потому что все ребята видели самолёты. Один Карандаш никогда не видел. Он сказал:

– Ой, как ты хорошо нарисовал!

– Ну что ты, – улыбнулся мастер. – Я не умею рисовать. Я самолёт из «конструктора» сделал.

И тут Самоделкин увидел огурчик, свежий зелёный огурчик.

– Где ты взял огурец? – удивился он.

– Это… это мой самолёт…

Мастер Самоделкин задрожал всеми своими пружинками, засмеялся громко-громко.

Вот какой насмешник Самоделкин! Он хохочет и хохочет, будто кто его щекочет, и никак не может остановиться.

Карандаш очень обиделся. Он тут же нарисовал на стенке тучку. Из тучки пошёл настоящий дождик. Он промочил Самоделкина с ног до головы, и тот перестал смеяться.

– Бррр… – сказал он. – Откуда взялся этот противный дождик? Я м-могу зарр-ржаветь!

– А почему ты смеёшься? – крикнул Карандаш. – Ты сам говорил про огурчик!

– Ой, не могу! Ой, не смеши меня, а то я развинчусь… Ну и самолёт! Зачем ты воткнул в огурец куриные пёрышки! Ха-ха-ха! Такой самолёт никуда не полетит!

– А вот и полетит! Крылья полетят, и самолёт полетит.

– Ну где на твоём самолёте мотор? Где руль? Без руля и мотора самолёты не летают!

– Садись-ка на мой самолёт! Я тебе покажу, летают или не летают, – сказал Карандаш и сел верхом на огурчик.

Самоделкин от хохота прямо-таки упал на огурчик. В эту минуту в открытую форточку подул ветер, неожиданно крылья захлопали, огурчик вздрогнул и взлетел, как настоящий самолёт.

– Айй! – вскрикнули вместе Карандаш и Самоделкин.

«Трах! Бум!..»

Это свежий огурчик, настоящий зелёный огурчик, вылетел в окно и шлёпнулся на землю.

В самом деле. У самолёта не было никакого руля. А разве можно летать без руля? Нет, конечно. Вот самолёт и разбился. Крылышки отлетели в сторону. Их подхватил ветер и унёс на крышу дома.

Глава вторая,

про двух лошадок

Самоделкин загремел, как пустая железная банка. Но ему не было больно. Ведь он железный! Он только немножко испугался. Ему никогда не приходилось летать.

– Ты настоящий волшебник! – воскликнул Самоделкин. – Даже я не могу делать живые картинки!

– Как же мы теперь вернёмся в наши коробки? – вздохнул Карандаш, потирая шишку на лбу.

– И не надо! – замахал руками Самоделкин. – Там тесно! Темно! Я хочу бегать, прыгать, кататься, летать! Нарисуй новый самолёт! Мы будем путешествовать! Мы с тобой увидим настоящие самолёты! Всё на свете увидим!