Алькасары Испании – наследие мавров. Испания замок алькасар в сеговии

Расположен на скале, находящейся на месте слияния рек Эресма и Кламорес, близ гор (часть Центральной Кордильеры).

Это положение на скале делает его одним из самых красивых и узнаваемых дворцов Испании.

Алькасар изначально строился как крепость, но успел побывать королевским дворцом, государственной тюрьмой, королевской артиллерийской академией.

История крепости

Алькасар Сеговии, как и другие Алькасары, возник как арабская крепость.

Хотя первое упоминание о Алькасаре датируется 1120 г. (к тому времени прошло уже 32 года, как католики изгнали мавров из Сеговии), археологические раскопки указывают, что на месте Алькасара существовало военное укрепление ещё в древнеримские времена.

Эта версия подтверждается существованием другой важной достопримечательности города, построенной ещё римлянами - акведуком Сеговии.

Первоначальное название замка неизвестно, в документе 1122 г. он именуется просто «крепость на холме у Эресмы». Но уже в 1155 г., он уже упоминается как Алькасар.

От этого периода сохранилась галерея на северной стороне и Большой зал, к которому с двух сторон примыкают королевские покои, оформленные в испано-мавританском духе.

Как выглядел Алькасар до времен правления короля Альфонсо VIII неизвестно, но исторические документы говорят о том, что на этом месте была маленькая деревянная крепость. Альфонсо VIII и его жена Элеонора Английская сделали эту крепость своей официально резиденцией.

После этого на месте деревянной крепости началось строительство каменного замка.

Алькасар в Сеговии в средние века служил одной из любимых резиденций королей Кастилии и ключевой оборонительной крепостью королевства.

В 1474 г. Алькасар в Сеговии сыграл важную роль в воцарении Изабеллы I Католической и дальнейшей истории Испании.

12 декабря новость о смерти короля Энрике IV достигла Сеговии и Изабелла немедленно укрылась за стенами крепости. Получив поддержку от городского правительства она немедленно короновалась в Алькасаре королевой Кастилии и Леона.

Алькасар стал также местом, где она вышла замуж за Фердинанда, короля Арагона.

При короле здание Алькасара было перестроено.

Была изменена форма здания, он стал похожим на замки Центральной Европы.

Но вскоре королевский двор переехал в Мадрид и Алькасар Сеговии на два века стал государственной тюрьмой.

Лишь в 1762 г. король Карл III основал в здании Алькасара Королевскую Артиллерийскую школу.

Почти 100 лет она существовала в Алькасаре, пока в 1862 г. в здании не произошёл большой пожар, с обрушением крыши и интерьеров.

Лишь к 1882 г. Алькасар был медленно восстановлен и в нём был учрежден военный колледж для офицеров. В 1898 г. верхние этажи здания передаются Главному военному архиву, который находится здесь по настоящее время.

В 1953 г. Алькасар был превращен в музей.

Современное состояние

В настоящее время Алькасар остается одним из самых посещаемых туристами мест Испании и является одной из трех главных достопримечательностей Сеговии (наряду с акведуком и собором).

Во дворце открыт музей, в котором выставлены мебель, интерьеры, коллекция оружия, в Королевском зале собраны все портреты королей Кастилии от легендарного Пелайо до Филиппа II (при котором резиденция королей переехала в Мадрид).

В настоящее время в Алькасаре открыты для просмотра 11 залов и самая высокая башня - башня Хуана Второго.

Зал старого дворца

Зал построен во времена Альфонсо VIII.

В нём сохраняются двойные оконные проёмы, через которые проникал свет в помещение, так как стена, в которой они находятся, была стеной старого дворца.

Цоколи мавританского стиля, находящиеся между окон, происходят от одного из домов XIII в. ближайшего района Лас Канонигас.

Оформление зала дополняет коллекция доспехов немецкого стиля XV в.

Каминный Зал

Относится к перестройкам Алькасара во времена Филлипа второго. Мебель в зале - XVI в.

На стенах висят портреты королей Испании Филиппа II и Филиппа III и шпалера фламандской работы XVI в. на тему помолвки Богоматери и одно редкое изображение: вид Алькасара до реформы его кровель и вид на старый собор, который находился на месте нынешнего сквера Алькасара.

Тронный зал

Один из самых интересных залов Алькасара. Портал входа из Каминного зала в Тронный зал сохранил оригинальное оформление в мавританском стиле.

Восьмигранный потолок зала повторяет сгоревший в пожаре оригинал 1456 г.

Под ним находится широкий фриз из резного стука, который сохранился несмотря на пожар.

Тронные кресла под балдахином с гербом Католических королей и их девиз «танто монта» - сделаны в начале XX в.

На стенах - портреты Католических королей, которые составляют часть серии королевских портретов, заказанных королевой Изабеллой II.

Портрет Изабеллы написан художником Мадрасо, а Фердинанда - художником Монтаньесом.

Зал Галеры

Зал получил такое название из-за своего старинного потолка. Потолок имеет форму перевернутого корпуса корабля. Зал был построен в 1412 г. по указанию регентши Каталины Ланкастерской в годы несовершеннолетия её сына - короля Хуана II.

Фриз - резьба по дереву мавританского стиля мудехар, по нему идут два ряда надписей: верхняя - это молитва, нижняя - данные о строительстве этого зала.

В окнах находятся два витража, один из которых изображает Энрике II со сценами смерти Педро I и Хуана I, другой - Энрике III и его семью.

На одной из стен висит картина с изображением сцены коронации королевы Изабеллы Католической, как королевы Кастилии и Леона, на площади Майор в Сеговии.

Зал Шишек

Зал получил своё название из-за своего потолка, украшенного шишками. Оригинален фриз с элементами готики и мудехара, создан в 1452 г.

Стены обтянуты камкой и украшены двумя шпалерами фламандской работы XV и XVI в.

Среди мебели выделяется бюро XVII в.

Королевский зал

В Средние века это был самый важный зал Алькасара. На фризе представлены короли Астурии, Леона и Кастилии, начиная от легендарного Пелайо. Нумерация королей отвечает системе, принятой при Филиппе II.

Картины, которые украшают стены зала, это «Завоевание Кадиса» художника Е. Вехарано и портреты Филиппа II, копия с оригинала Тициана, и королев Анны Австрийской (супруги Филиппа II) и Изабеллы Бурбон (супруги Филиппа IV).

Зал Шнура

Получил своё название от Францисканского шнура, который украшает стены зала, и который, в соответствии с легендой, был изображен по указу Альфонсо X Мудрого в знак покаяния за свою чрезмерную гордыню.

Стены зала украшает шпалера, где представлена битва при Арсиле, доска с «Благовещением» XVI в. и другие доски с изображениями святых.

Зал оружия

Зал Оружия находится под сторожевой башней и хранит коллекцию оружия разных эпох, среди которой выделяется охотничий арбалет с инкрустациями, очень похожий на тот, который держит Карл V на картине Лукаса Кранаха.

За маленькой дверью - замечательным образцом искусства ковки Сеговии, находится небольшое помещение со старым прессом для чеканки монеты первых Бурбонов, и два любопытных сундука для хранения ценностей.

Это одна из самых грандиозных резиденций испанских королей. И именно этот замок, говорят, стал прототипом замка Золушки в мультиках Уолта Диснея.

А вот замок Золушки. Ну, вроде как похож:

Рассмотрим тщательнее архитектурные элементы замка:

Алькасар изначально строился как крепость, но успел побывать королевским дворцом, государственной тюрьмой, королевской артиллерийской академией.

Впервые о замке было упомянуто в 1120 г., когда с территории современной Сеговии были изгнаны мавры. Сначала на этом месте была небольшая деревянная крепость, которая служила укреплением для семьи короля Альфонса VIII. Потом началось строительство каменного замка, который постепенно превратился в резиденцию Кастильских королей благодаря своему стратегически удобному расположению. Во времена короля Филиппа II замок Алькасар стал перестраиваться и приобретать вид европейской крепости, однако с переездом королевского двора в Мадрид, замок Алькасар превращается в государственную тюрьму для особо важных и опасных преступников, которая просуществовала здесь почти двести лет. В 1776 г. Король Карл III открывает здесь Королевскую артиллерийскую школу, но спустя 100 лет после грандиозного пожара здесь создается военный колледж для офицеров, который просуществовал до 1898 года.

А это его башни, в некоторые из которых можно пробраться любопытному туристу:

Натуральный замок, прям как в сказке про Золушку, находится на холме, его башни видны задолго до подъезда к городу Сеговия. Он также окружен рвом и соединен с землей высоким мостом. Вход один:

Этот замок обязателен к посещению любопытными туристами, потому что внутри восстановлены средневековые интерьеры. Они (интерьеры) передают дух Средневековья.
В замке открыт музей, в котором выставлены мебель, интерьеры, коллекция оружия, в Королевском зале собраны все портреты королей Кастилии от легендарного Пелайо до Филлипа II (при котором резиденция королей переехала в Мадрид).
В настоящее время в Алькасаре открыты для просмотра 11 залов и самая высокая башня — башня Хуана Второго.
Гулять отдельно по залам виртуально не будем, просто хотелось бы показать наиболее сохранившиеся и интересные элементы интерьеров и выставленных коллекций.
Вот, например, подборка шикарных резных потолков с дорогущими отделками лепкой, шелками, позолотой:

Это окна-витражи разных залов и коридоров:

Это сохранившиеся элементы мебели: трон из тронного зала, секретер, кровать. Кстати, поражает, что кровать очень маленькая, если сравнить с нашим ростом среднего человека. Средневековые люди были слишком низкорослыми:

Низкорослость подтверждается обмундированием рыцарей. Воины тоже были малюсенького роста. Нам, наверно, чуть выше пояса, меньше 150 см точно:

Тоже самое повторяется на саблях и оружии. Средний взрослый мужчина не сможет взять мечь, т.к. просто рука не влазит в рукоятку:

Это, кстати, прекрасная выставка средневекового оружия. Очень известная и многие туристы идут в замок за ней.
А мы продолжаем любоваться интерьерами. Вот прекрасно сохранившиеся (или прекрасно давно восстановленные) габилены, которыми украшены стены:

Еще очень понравился зал с портретами всех правителей Испании (Королевский зал):

Укрупняем силуэты под потолком. Короли прям как живые, настолько детально созданы их объемные портреты или скульптуры (не очень понятно, как это назвать):


Здесь же мы видим "первую версию" (более пустая, нежели мы позже увидим в Музее Прадо в Мадриде) картину Босха. «Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия. Оригинальное название этой работы доподлинно неизвестно.

И опять портреты правителей.

Самые главные достопримечательности Сеговии — замок Алькасар и акведук.

Продолжение нашей прогулки по Сеговии. Начало в статье .
Остановился я на том, что мы подошли к воротам величественного Алькасара Сеговии.

Но прежде чем войти в Алькасар Сеговии, очень рекомендую посетить обзорные площадки (мой номер шесть) , находящиеся по бокам от ворот, откуда открываются виды на кафедральный собор,

готический XV века монастырь святой Марии эль Паррал (будни 10-12.30, 16.15-18.30; праздники и воскресенье 10- 11.30, 16.15-18.30).

и сердце окрестностей Сеговии — церковь ла Вера Круз , которую основали ещё тамплиеры в XII веке, с интересной формой разреза, представляющая многоугольник.

Алькасар в Сеговии.

Ну что, пора зайти в самую, самую (это мнение большинства) достопримечательность номер один Сеговии, замок из мультфильмов Диснея, путеводную звездочку сказочного корабля -средневековый Алькасар Сеговии.

Алькасар Сеговии часы работы: летом- 10- 19; зимой- 10-18 (выходные по летнему расписанию).
Войдя в ворота, мы попадаем на огромную пешеходную, утопающую в зелени площадь, где находится билетная касса в Алькасар Сеговии. Не раздумывая, покупаем билеты плюс аудиогид. Аудиогид лучше использовать для одного человека, но так как у нас всё-таки экономпутешествие, берём один на четверых. Оказывается, при включении его на всю громкость,всё отчётливо слышно и в паре метров всем четверым.
Билеты есть отдельно в Алькасар Сеговии и в купе Алькасар с башней Хуана II (та что в центре фото).
Берём один билет Алькасар Сеговии плюс башня (это для меня, мои не очень любят взбираться на башни), два обычных, один детский и один аудиогид- итого 32 евро.
Заходим в Алькасар по небольшому мосту, который связывает его с площадью через огромный ров.

На фото план замка, все последующие фото сделаны по ходу движения согласно номерам плана.

Экскурсию начинаем с (patio de armas) парадной.

Около 2000 испанских замков было построено в нынешней провинции Кастилия, где мы сейчас находимся и не мудрено, что слово кастильо означает замок. X и XI век ознаменовался постоянными сражениями за земли Кастилии. Города и селения переходили от мавров к христианам по несколько раз в год, поэтому для безопасности своих городов возводились стены, строились замки. Это уже потом замки стали возводиться не для защиты, а как резиденции знати и представляли из себя шикарные дворцы полные роскоши.
Алькасар Сеговии был построен в VIII веке арабами на останках римского бастиона.

Короли Кастилии.

Когда Сеговию в 1085 году взяли христиане, король Альфонсо VIII утвердил Алькасар королевской резиденцией. В последующие века Алькасар постоянно достраивался и перестраивался, пока Хуан II не внёс в строительство, наверное, самый большой вклад в виде восьмидесяти метровой башни, названной в последствии его именем. Последней перепланировкой замка считается 1587 год, когда король Филипп II приказал покрыть крыши замка черепицей из сланца. Следующие два века для Алькасара прошли в забвении и, мало того, Алькасар был тюрьмой. Вся жизнь королевского дворца переместилась в Мадрид и замок, как резиденция никого уже не интересовал. Немного жизнь Алькасару решил вернуть король Карл II, который открыл здесь в 1764 году первую в Испании школу Артиллерии. В 1862 году в Алькасаре случился сильный пожар и после неоднократной реставрации в 1953 году здесь открыли музей.
Сейчас в залах замка очень правдоподобно воссоздана атмосфера средневековья. Особо отмечу Оружейный зал, Тронный зал с резным потолком и Королевский зал с резным бардюром в виде фигурок королей и королев Кастилии.

Входим в Оружейный зал старой крепости.

Тронный зал с классным потолком.

Изабелла Кастильская.

Из Алькасара выехала Изабелла Кастильская на площадь Майор для коронации. Будущий король Англии Карл I, тогда ещё принц Уэльский на пути домой из Мадрида находил в замке приют. «Форели огромной величины», выловленные в Эресме или Кламоресе, бегущие у подножия Алькасара, долго ещё были предметом его разговоров на родине.

Королевский зал — особое украшение Алькасара. Скорее всего, именно здесь Филипп II в возрасте сорока трёх лет, переодевшись в предворного, увидел будущую свою четвёртую жену, племянницу Анну Австрийскую. Брак этот был исключительно из соображений политики и продолжения династии. В этот раз, к счастью, династия Габсбургов получила своё долгожданное продолжение.

Выходим на королевскую террасу, где можно сделать ещё несколько фото Алькасара и окрестностей.

Последняя часть посещения Алькасара связана с артиллерией, в Сеговии проводилась подготовка испанских артиллеристов.

Как и в случае с днём рождения, самое вкусное напоследок. В качестве торта сегодня у нас будет смотровая площадка с башни Хуана II. Хотя на неё и нелегко было подниматься, всё-таки видам с башни и самой башне моё пятое место.

Закончилось наша экскурсия по Алькасару, жалко его покидать, но всему приходит конец и надо двигаться дальше к нашему следующему обязательному пункту в нашей экскурсии по городу — римскому акведуку.

Чтобы дойти до акведука нам предстояло пройти весь верхний город Сеговии от начала до конца или, если сравнивать с кораблём, от носа до кормы. По пути нам попадались интересные памятники,

дома, церкви и площади. Описать их всех и рассказать про них будет слишком долго и занудно. Замечу лишь, что прогулки по городу надо вести неспешно и на сытый желудок, а в нашем случае время подходило к обеду и надо было где-то подкрепиться. Всё для пикника у нас находилось в машине. Вопрос встал — идти к машине, поесть и погулять потом по городу или сделать крюк, дойти до акведука и уже потом идти к машине. Минусом первого варианта было то, что надо было спуститься, а потом подняться в город, а это не слишком просто. Голосованием решили идти через акведук и мы бодрым шагом, уже не останавливаясь на осмотр улиц города, устремились к последней части нашего маршрута по Сеговии-

римскому акведуку- второе место в моём списке достопримечательностей Сеговии.
Трудно себе представить, что эти камни, без капли раствора, только благодаря точным инженерным расчётам, две тысячи лет простоят друг на друге и не упадут.

Римский акведук.

Акведук построили римляне в конце первого века. С тех пор величественное сооружение, состоящее из сто шестьдесят семи арки и двадцати тысяч четыреста блоков и достигающее высоты в двадцать восемь метров, доминирует над Сеговией.

Осматривать весь акведук мы не стали по причине навалившегося на нас чувства голода, но если идти вдоль него,то можно увидеть арки, где акведук был разрушен в 1085 году при освобождении города от мавров (военная доктрина — лишить врага воды).

Нижний город Сеговии расположился вокруг акведука. Можно понять местных крестьян средних веков, которые утверждали, что акведук был построен великанами. Гигантский акведук шагает через весь нижний город, он несомненно является одним из прекраснейших памятников римской эпохи. Акведук уникален ещё тем, что он не только памятник, но и рабочее сооружение, которое несёт сегодня Сеговии воду в трубе.

После пикника, который мы устроили на ближнем холме с видом на собор, я не мог отказать себе в желании посмотреть Алькасар со стороны-лучший вид на это романтическое сооружение из долины, куда мы доехали на машине. С этой площадки Алькасар как будто парит в облаках, а стены и башни замка как будто выросли из скалы- потрясающее зрелище.

Алькасар Сеговии - один из самых красивых из множества испанских алькасаров. Он даже соблазнил уолтдиснеевских продюсеров для снятия «Спящей красавицы». Вкратце - один из эталонных замков в Европе. Возможно критерии отбора замков не идеальны, и в каждой из стран есть еще претенденты. Но если и искать их в Испании - то все в той же Кастилии, не зря ж она так называется…


Внутренняя экспозиция однако не самая богатая, но многочисленные рыцари в доспехах, оружие, витражи и прекрасно декорированные в мудехарском (на этот раз без приставки псевдо) стиле потолки. Завоевать полмира испанской короне помогли не только толедские клинки, но и сеговийские пушки. В Алькасаре кажется до сих пор находится какое-то военно-артиллерийское учреждение, а существенная часть экспозиции посвящена именно артиллерии. Забавно, что именно с изобретением и усовершенствованием артиллерии значение замков подобных Алькасару, как оплота защиты какой-то территории существенно снизилось.

Алькасар, вид сбоку


вооруженная до зубов рыцарская лошадь

витражи Алькасара (современная реставрация)

потолок в тронном зале Алькасара

зал шишек назван так по своему потолку представляющему коллаж из золотых шишек
все конечно же в мудехарском стиле


несмотря на то, что артиллерию изоели люди, все невзгоды и тяжести легли на спины и бока лошадей


внутренний дворик Алькасара

солнечные часы Алькасара

Галерный зал Алькасара (назван так за форму потолка, напоминающего перевернутую галеру)

Как и в Толедо в некоторых местах старая часть Сеговии просто заканчивается и дальше нет ничего. Ни пригородов, ни транспортных развязок, ни инфрастуктуры. Просто бесконечные безлесые холмы Кастилии и придавленная жарой тишина. Можно просто спуститься вниз по тропинке и очутиться сразу за городом. И словно попасть на пару веков назад. Выжженная трава окружает церковь Веракрус. Отсюда прекрасный вид на возвышающийся Алькасар. Основанная орденом тамплиеров церковь сейчас оставляет ощущение заброшенности. Здесь когда то хранилась частичка привезенного рыцарями из Святой земли Истинного Креста, что и отображено в названии. Церковь открыта для посещения 2 часа и далеко не каждый день. Внутри все очень не похоже на помпезную роскошь католических соборов Кастилии. Крайняя аскетичность, минимум изображений, мальтийские кресты и круглый зал с гробом посередине. Такое ощущение, что здесь буквально вчера сидели по кругу рыцари и решали свои вопросы, пусть и не за круглым столом, а квадратным гробом.

Помимо Веракрус в городе еще множество монастырей и церквей с доминирующим Кафедральным собором. Но мы идем к Аквекдуку. Сооруженное римлянами во 2 веке до нашей эры гидротехническое сооружение пусть уже и не функционирует, но вполне себе существует, являясь главной визитной карточкой города. Акведук просто взял и разрезал город пополам. Сеговийцы не замечая его шествуют мимо проходя в арки, однако на каждого вновь прибывшего он оставляет неизгладимое впечатление заставляя резко остановиться как вкопанным и смотреть-смотреть на бесчисленные арки. Сеговия - идеальный город для путешественника. Один день - и едем дальше.

Кафедральный собор Сеговии


церковь Сан-Мартин

одна из самых старых пушек

церковь тамплиеров Веракрус

Сеговия в чем-то схожий с Толедо город. Полчаса скоростной железной дороги из Мадрида и вы в Сеговии. Такой же комфортный и небольшой. Старая часть ограничена рекой и глубоким оврагом, а сам город - лабиринт разноуровневых каменных домов и мощеных улиц. Над всем хаосом крыш возвышается Кафедральный собор. Но есть и несколько чисто местных особенностей, которые мы и постарались уловить.

Кастильские жареные молочные поросята. В Европе переизбыток культуры, музеи, галереи, памятники и богатая история таким толстым слоем накапливаются поверх друг друга и обрушиваются на гостей, что на третий день становится нехорошо. Организм требует передышки и новых впечатлений из совсем других областей. Вот тут в самый раз и приходится упоминание о кастильских молочных поросятах, самые лучшие из которых готовятся в Сеговии. Это ее фирменный знак, а по мнению некоторых и главная достопримечательность. Находясь в достаточно экономичном режиме длительного путешествия, мы таки не поскупились, и едва прибыв в Сеговию, отправились в ресторацию.

Поросята действительно очень вкусные и нежные. Совсем не такие, как обычная свинина. Просто тают во рту. Румяная корочка так и хрустит на зубах. То что поросенок молочный удостоверяет бирка, обнаруженная на одном из копытцев. Данный поросенок родился 6 дней назад.

Три поросенка за поеданием четвертого...

Дворец-крепость Алькасар (Alcázar) в - старейший из королевских дворцов в Европе, который все еще используется по назначению. В 1987 году его внесли в список (вместе с и Генеральным Архивом Индии).

В Алькасаре был заключен Севильский мирный договор (1729), положивший конец англо-испанской войне (1727 - 1729).

Стиль мудехар

Алькасар в Севилье - один из лучших образчиков (мавританский стиль). Первыми на этом месте построили свой дворец Альмохады, назвав его Al-Muwarak. Строительство нынешнего здания на месте первой арабской крепости 12-го века началось в 1364 году по заказу короля Педро I. С момента постройки он последовательно переделывался и расширялся, приобретая новые стилевые черты. Верхние покои Алькасара - официальная резиденция испанских королей на то время, когда они живут в Севилье. В остальное время эти покои открыты для публики.

Алькасар в Севилье - это витиеватая арабская архитектура, с богато украшенными полами, потолками и стенам. Самым красивым местом дворца считается Salon de Embajadores - комната Карла V в Посольском зале. В Patio de las Doncellas («Девичье патио») стоит полюбоваться изящной лепниной, изразцами и фризами. Дополняют изысканное здание прекрасные зеленые сады, утопающие в ароматах роз и апельсиновых деревьев.

Ряд сцен в знаменитом сериале «Игры престолов» снимались в Алькасаре Севильи:

Посещение дворца Алькасара в Севилье

Время работы:

  • октябрь - март: еж. 9:30 - 17:00
  • апрель - сентябрь: еж. 9:30 - 19:00
  • Закрыто: 1 и 6 января, в страстную пятницу и 25 декабря.

Вход:

  • взрослые - 9.50 €
  • пенсионеры и студенты 17 - 25 лет - 2 €
  • дети до 16 лет и резиденты - бесплатно.
  • Королевские покои - 14
  • - от 33 € (все музеи Севильи, приоритетный вход, туристические автобусы или круиз или «Золотая башня», скидки в магазинах, ресторанах и шоу фламенко).

План дворца Алькасара в Севилье

1 - Puerta del León
2 - Sala de la Justicia y patio del Yeso (голубой)
3 - Patio de la Montería (розовый)
4 - Cuarto del Almirante y Casa de Contratación (бежевый)
5 - Palacio mudéjar o de Pedro I (красный)
6 - Palacio gótico (синий)
7 - Estanque de Mercurio (голубой)
8 - Сады (зеленый)
9 - Apeadero (желтый)
10 - Patio de Banderas

Алькасар в Севилье:

1. Puerta del León

Нынешним входом во дворец Алькасар в Севилье служат так называемые Львиные ворота. Раньше они назывались Охотничьими воротами (puerta de la montería). Ворота выполнены в стиле Альмохадов и покрыты плиткой с керамического завода Mensaque, 1894 г.

Пересекая арабскую стены двенадцатого века, вы входите во двор дель Леон. Слева расположен Зал Юстиции (Sala de la Justicia) и серия из трех арок, открывающихся в стене, - остатки древней крепости Альмохадов, которая была частью оборонительной системы Алькасара. Эти отверстия были сделаны после строительства дворца короля Педро. Две боковые арки в форме подковы являются копией друг друга. Центральная арка, которая выше боковых, образует полукруг из камня. Проход ведет к Patio de la Montería.

2. Sala de la Justicia

Зал Юстиции. Также его нызывают Комната Совета (sala de los Consejos). Он был частью раннего мусульманского дворца, где собирался совет из визирей. Это квадратная комната, пол которой отделан в стиле , сделанной в 14 веке во время правления Альфонсо XI.

Рядом с залом находится дворик - Patio del Yeso - один из немногих, сохранившихся от периода Альмохадов. Он почти квадратной формы с бассейном в центре. Одна из сторон украшена аркадой.

3. Patio de la Montería

Название патио происходит от охотников, которые сопровождали короля в его охотничьих забавах. Дворик имеет трапецевидную форму. На правой стороне идет коридор, разделенный арками и мраморными колоннами тонсканского ордена и, в верхней и нижней части, ионического ордена. С правой стороны он ведет к Cuarto del Almirante. Лестница ведет к Palacio Alto, где находится картина с изображением Девы Марии художника Juan de Roelas. На левой стороне двора расположена часовня, Зал Карлоса V (Salón de Carlos V) и Patio del Crucero и Готический дворец (palacio gótico), частично перестроенный в 18 веке, сделанный на основе прошлого готического дворца, от которого сохранились только Baños de María de Padilla.

4. Cuarto del Almirante

Сuarto del Almirante расположен в цокольном этаже patio de la montería.

После открытия Америки, королева Изабелла в 1503 году решила создать Торговую палату Индии (Casa de Contratación de Indias) - институциональный орган, ответственный за регулирование отношений с Северной и Южной Америкой, занимающейся в том числе судебными исками между торговцами. Для размещения этого института была выбрана , а точнее зал в дворце Алькасар - Sala del Almirante del Alcázar. То, что теперь сохранилось от бывшей Торговой палаты - это только часть того, что составляло ансамбль зданий, отданных или построенных для нее. Туда входили также Patio de la Montería, чей главный фасад выходит на Plaza de la Contratación.

В 1717 году Торговая палата переехала в город Кадис. С 1793 года то, что осталось от Casa de Contratación, было включено в ансамбль дворца Алькасар в Севилье.

5. Palacio mudéjar или de Pedro I

Los Baños de Doña María de Padilla

«Бани Леди Марии де Падилья» - это цистерны для сбора дождевой воды под Patio del Crucero. Они названы в честь Марии де Падилья, возлюбленно Педро Жестокого.

7. Estanque de Mercurio

Фонтан Меркурия в Алькасаре.

8. Сады Алькасара

Знаменитые сады Алькасара в Севилье были запечатлены во многих сценах сериала «Игры престолов».

9. Apeadero

Apeadero - это широкий коридор, который проходит через Алькасар в Севилье. Фасад представляет собой Patio de Banderas работы архитектора Вермондо Реста, выполненный резчиком по камню Диего Карбалло. В конце находится щит Фелиппе V.

10. Patio de Banderas

Patio de Banderas - это большая площадь, где вывешивают флаги, означающие присутствие во дворце королевской семьи.

Patio de las Doncellas

Название Патио означает «дворик девственниц»: по легенде мавры потребовали 100 девственниц каждый год в качестве дани от христианских королевств в Иберии.

Нижний уровень патио был построен королем Педро I Кастильского (1334 - 1369) и включает подпись Педро как «султана». Со стороны патио расположен целый ряд пышных комнат. В центре расположен большой бассейн с плавающим садом по обе строны. На протяжении многих лет патио было полностью вымощено мрамором с фонтаном в центре. Однако, как показали исторические исследования, сады и бассейн были первоначального дизайна, так что его и восстановили. Правда, вскоре после реставрации дворик опять временно вымостили мрамором по требованию режиссера Ридли Скотта. Скотт использовал вымощенный дворик для сьемок двора Короля Иерусалима для его фильма «Королевство Небес».

Верхний уровень патио был добавлен во времена правления Карла V из династии Габсбургов (1500 - 1558). Эта часть была спроектирована Луи де Вега в стиле итальянского ренессанса, хотя она включает в отделке элементы как стиля возрождения, так и