Анализ баллады «Светлана» (В. Жуковский)

Каждая прочитанная книга - это еще одна прожитая жизнь, особенно когда так проработаны сюжет и персонажи. «Война и мир» - это уникальный роман-эпопея, подобного нет ни в русской, ни в мировой литературе. Описываемые в нем события происходят в Петербурге, Москве, зарубежных поместьях дворян и в Австрии на протяжении целых 15 лет. Поражают своим масштабом и персонажи.

«Война и мир» - это роман, в котором упоминается более 600 действующих лиц. Лев Николаевич Толстой настолько метко их описывает, что тех нескольких метких характеристик, которыми удостаиваются сквозные персонажи, достаточно, чтобы сложить о них представление. Поэтому «Война и мир» - это целая жизнь во всей полноте красок, звуков и ощущений. Она стоит того, чтобы ее прожить.

Зарождение идеи и творческие искания

В 1856 году Лев Николаевич Толстой приступил к написанию повести о жизни декабриста, возвратившегося после ссылки. Временем действия должны были стать 1810-1820 годы. Постепенно период расширился до 1825 г. Но к этому времени главный герой уже возмужал и стал семейным человеком. И чтобы лучше понять его, автору пришлось вернуться в период его молодости. И она совпала со славной для России эпохой.

Но Толстой не мог написать о торжестве над бонапартовской Францией без упоминания неудач и ошибок. Теперь роман уже состоял из трех частей. Первая (по задумке автора) должна была описывать молодость будущего декабриста и его участие в войне 1812 года. Это первый период жизни героя. Вторую часть Толстой хотел посвятить восстанию декабристов. Третью - возвращению героя из ссылки и его дальнейшей жизни. Однако Толстой быстро отказался от этой идеи: слишком масштабной и кропотливой оказалась работа над романом.

Первоначально Толстой ограничил время действия своего произведения 1805-1812 годами. Эпилог, датированный 1920-м, появился значительно позже. Но волновали автора не только сюжет, но и персонажи. «Война и мир» - это не описание жизни одного героя. Центральными фигурами являются сразу несколько персонажей. А главным действующим лицом - народ, что намного масштабнее, чем возвратившийся из ссылки тридцатилетний декабрист Петр Иванович Лабазов.

Работа над романом заняла у Толстого шесть лет - с 1863 по 1869 годы. И это, не учитывая те шесть, что ушли на разработку идеи о декабристе, ставшей его основой.

Система персонажей в романе «Война и мир»

Главным действующим лицом у Толстого является народ. Но в его понимании он представляет собой не просто социальную категорию, а созидающую силу. По Толстому, народ - это все то лучшее, что есть в русской нации. Причем к нему относятся не только представители низших сословий, но и те из дворян, кому свойственно желание жить ради других.

Представителям народа Толстой противопоставляет Наполеона, Курагиных и других аристократов - завсегдатаев салона Анны Павловны Шерер. Это отрицательные персонажи романа «Война и мир». Уже в описании их внешности Толстой подчеркивает механистичность их существования, бездуховность, «животность» поступков, безжизненность улыбок, эгоистичность и неспособность к состраданию. Они не способны к изменениям. Толстой не видит возможности их духовного развития, поэтому они так и остаются навсегда застывшими, отдаленными от настоящего понимания жизни.

Часто исследователи выделяют две подгруппы «народных» персонажей:

  • Те, которые наделены «простым сознанием». Они с легкость отличают правильное от дурного, руководствуясь «умом сердца». К этой подгруппе относятся такие персонажи, как Наташа Ростова, Кутузов, Платон Каратаев, Алпатыч, офицеры Тимохин и Тушин, солдаты и партизаны.
  • Те, кто «ищут себя». Воспитание и сословные барьеры мешают им соединиться с народом, однако им удается их преодолеть. К этой подгруппе относятся такие персонажи, как Пьер Безухов и Андрей Болконский. Именно эти герои показаны способными к развитию, внутренним изменения. Они не лишены недостатков, не раз ошибаются в своих жизненных исканиях, но с достоинством проходят все испытания. Иногда к этой группе относят и Наташу Ростову. Ведь и она когда-то увлеклась Анатолем, забыв о любимом князе Болконском. Война 1812 года становится для всей этой подгруппы своеобразным катарсисом, который заставляет их по-другому посмотреть на жизнь и отбросить сословные условности, которые до этого мешали им жить по велению сердца, как это и делает народ.

Самая простая классификация

Иногда персонажей «Войны и мира» разделяют еще по более простому принципу - по умению жить ради других. Возможна и такая система персонажей. «Война и мир», как и любое другое произведение - это видение автора. Поэтому все в романе происходит в соответствии с мироощущением Льва Николаевича. Народ, в понимании Толстого - это олицетворение всего лучшего, что есть в русской нации. Такие персонажи, как семья Курагиных, Наполеон, многие завсегдатаи салона Шерер, умеют жить только для себя.

По Архангельскому и Баку

  • «Прожигатели жизни», с точки зрения Толстого, дальше всего стоят от правильного понимания бытия. Эта группа живет только для себя, эгоистично пренебрегая окружающими.
  • «Вожди». Так Архангельский и Бак называет тех, кто думает, что управляют историей. К этой группе, например, авторы относят Наполеона.
  • «Мудрецы» - это те, кто понял истинное мироустройство и смог довериться провидению.
  • «Обычные люди». К этой группе, по мнению Архангельского и Бака, относятся те, кто умеет слушать свое сердце, но особо никуда не стремится.
  • «Правдоискатели» - это Пьер Безухов и Андрей Болконский. Они весь роман мучительно ищут истину, стремятся понять, в чем состоит смысл жизни.
  • В отдельную группу авторы учебника выделяют Наташу Ростова. Они считают, что она одновременно близка и к «обычным людям», и к «мудрецам». Девушка с легкостью постигает жизнь эмпирическим путем и умеет слушать голос своего сердца, но самое главное для нее - это семья и дети, как и должно быть, по мнению Толстого, у идеальной женщины.

Можно рассмотреть еще множество классификаций персонажей «Войны и мира», однако все они в конечном счете сводятся к самой простой, которая полностью отображает миропонимание автора романа. Ведь он видел истинное счастье в служении другим. Поэтому положительные («народные») герои умеют и хотят это делать, а отрицательные - нет.

Л.Н. Толстой «Война и мир»: персонажи женские

Любое произведение является отображением авторского видения жизни. По Толстому, высшим предназначение женщины является забота о муже и детях. Именно хранительницей очага читатель и видит Наташу Ростову в эпилоге романа.

Все положительные женские образы персонажей «Война и мир» выполняют свое высшее предназначение. Счастьем материнства и семейной жизни наделяет автор и Марию Болконскую. Интересно, что она, пожалуй, является самым положительным героем романа. Княжна Марья практически не имеет недостатков. Несмотря на разностороннее образование, она все равно находит свое предназначение, как это и полагается толстовской героине, в заботе о муже и детях.

Совсем другая судьба уготована Элен Курагиной и маленькой княгине, которые не видели радости в материнстве.

Пьер Безухов

Это самый любимый персонаж Толстого. «Война и мир» описывает его человеком, который от природы обладает высокоблагородным нравом, поэтому с легкостью понимает народ. Все его ошибки обусловлены аристократическими условностями, внушенными ему воспитанием.

На протяжении романа Пьер переживает множество душевных травм, однако не озлобляется и не становится менее добродушным. Он предан и отзывчив, часто забывает о себе в стремлении служить другим. Женившись на Наташе Ростовой, Пьер обрел ту благодать и истинное счастье, которых ему так не хватало в первом браке с насквозь фальшивой Элен Курагиной.

Лев Николаевич очень любит своего героя. Он детально описывает его становление и духовное развитие с самого начала и до конца. Пример Пьера показывает, что главным для Толстого представляется отзывчивость и преданность. Автор вознаграждает его счастьем со своей любимой женской героиней - Наташей Ростовой.

Из эпилога можно понять будущее Пьера. Изменив себя, он стремится трансформировать общество. Он не приемлет современных ему политических устоев России. Можно предположить, что Пьер будет участвовать в декабристском восстание или, по крайней мере, его активно поддерживать.

Андрей Болконский

Впервые читатель встречается с этим героем в салоне Анны Павловны Шерер. Он женат на Лизе - маленькой княгине, как ее называют, и в скором времени станет отцом. Ведет себя Андрей Болконский со всеми завсегдатаями Шерер крайне высокомерно. Но вскоре читатель замечает, что это только маска. Болконский понимает, что окружающим не понять его духовных исканий. Совсем по-другому он разговаривает с Пьером. Но Болконскому в начале романа не чуждо амбициозное стремление к достижению высот на военном поприще. Ему кажется, что он стоит выше аристократических условностей, но оказывается, что его глаза так же зашорены, как и у остальных. Андрей Болконский слишком поздно понял, что зря отказался от своих чувств к Наташе. Но это озарение приходит к нему только перед самой смертью.

Как и другие «ищущие» персонажи романа «Война и мир» Толстого, Болконский всю свою жизнь пытается найти ответ на вопрос, в чем состоит смысл существования человека. Но понимает высшую ценность семьи слишком поздно.

Наташа Ростова

Это любимый женский персонаж Толстого. Впрочем, вся семья Ростовых представляется автору идеалом дворян, живущих в единстве с народом. Наташу нельзя назвать красивой, но она живая и привлекательная. Девушка хорошо чувствует настроение и характеры людей.

По Толстому, внутренняя красота не сочетается с внешней. Наташа привлекательна за счет своего характера, но главными ее качествами являются простота и близость к народу. Однако в начале романа она живет в собственной иллюзии. Разочарование в Анатоле делают ее взрослой, способствуют взрослению героини. Наташа начинает посещать церковь и в конечном счете находит свое счастье в семейной жизни с Пьером.

Марья Болконская

Прототипом этой героини выступила мать Льва Николаевича. Неудивительно, что она практически полностью лишена недостатков. Она, как и Наташа, некрасива, но обладает очень богатым внутренним миром. Как и другие положительные персонажи романа «Война и мир», в конце она так же становится счастливой, став хранительницей очага в собственной семье.

Элен Курагина

У Толстого многогранна характеристика персонажей. «Война и мир» описывает Элен как жеманную женщину с фальшивой улыбкой. Читателю сразу становится ясно, что за внешней красотой нет никакого внутреннего наполнения. Женитьба на ней становится для Пьера испытанием и не приносит счастья.

Николай Ростов

Основа любого романа - это персонажи. «Война и мир» описывает Николая Ростова как любящего брата и сына, а также настоящего патриота. Лев Николаевич видел в этом герое прототип своего отца. Пройдя тяготы войны, Николай Ростов выходит в отставку, чтобы оплатить долги своей семьи, и находит свою истинную любовь в лице Марьи Болконской.

Лев Николаевич Толстой в своем романе-эпопее «Война и мир» предоставил широкую систему образов. Его мир не ограничивается несколькими дворянскими родами: реальные исторические персонажи смешались с выдуманными, главными и второстепенными. Этот симбиоз порой настолько запутанный и необычный, что определить какие герои выполняют более или менее по значимости функцию крайне сложно.

В романе действуют представители восьми дворянских родов, почти все они занимают центральное место в повествовании.

Семья Ростовых

Эта семья представлена графом Ильей Андреевичем, его женой Натальей, их совместными четырьмя детьми и воспитанницей Соней.

Глава семейства Илья Андреевич – человек милый и добродушный. Он всегда был обеспечен, поэтому не умеет экономить, его часто обманывают знакомые и родственники из корыстных целей. Граф – не корыстный человек, он готов помочь каждому. Со временем его такое отношение, усиливаемое пристрастием к карточной игре, стало губительным для всей его семьи. Из-за транжирства отца семья долгое время находится на грани бедности. Граф умирает в конце романа, после свадьбы Натальи и Пьера, естественной смертью.

Графиня Наталья очень похожа на своего мужа. Ей, так же как и ему, чуждо понятие корысти и гонки за деньгами. Она готова помогать людям, оказавшимся в сложной ситуации, ее переполняют чувства патриотизма. Графине пришлось пережить много горестей и бед. Такое положение вещей связано не только с неожиданной бедностью, но и со смертью своих детей. Из тринадцати родившихся выжили только четверо, впоследствии война забрала еще одного – самого младшего.

Граф и графиня Ростовы имеют, как и большинство персонажей романа, своих прототипов. Ими стали дедушка и бабушка писателя – Илья Андреевич и Пелагея Николаевна.

Старшего ребенка Ростовых зовут Вера. Это необычная девушка, не похожая на всех остальных членов семьи. Она груба и черства душой. Такое отношение касается не только посторонних людей, но и ближайших родственников. Остальные дети Ростовых впоследствии подтрунивают над ней и даже придумывают ей прозвище. Прототипом Веры стала Елизавета Берс, невестка Л. Толстого.

Следующий по старшинству ребенок – Николай. Его образ вырисован в романе с любовью. Николай – благородный человек. Он ответственно подходит к любому занятию. Старается руководствоваться принципами морали и чести. Николай очень похож на своих родителей – добрый, милый, целеустремленный. После пережитого бедствования он постоянно заботился о том, чтобы не оказаться больше в похожей ситуации. Николай принимает участие в военных событиях, его неоднократно награждают, но все же он покидает военную службу после войны с Наполеоном – он нужен своей семье.

Николай женится на Марии Болконской, у них рождается трое детей – Андрей, Наташа, Митя, – и ожидается четвертый.

Младшая сестра Николая и Веры – Наталья – такая же по своему характеру и темпераменту, как и ее родители. Она искренняя и доверчивая и это ее чуть было не губит – Федор Долохов одурачивает девушку и подговаривает на побег. Этим планам сбыться было не суждено, но помолвка Натальи с Андреем Болконским была расторгнута, а Наталья впала в глубокую депрессию. Впоследствии она стала женой Пьера Безухова. Женщина перестала следить за своей фигурой, окружающие стали отзываться о ней как о неприятной женщине. Прототипами Натальи стала жена Толстого – Софья Андреевна и ее сестра, Татьяна Андреевна.

Младшим ребенком Ростовых был Петя. Он был таким же, как и все Ростовы: благородным, честным и добрым. Эти все качества усиливались юношеским максимализмом. Петя был милым чудаком, которому прощались все шалости. Судьба к Пете была крайне неблагоприятна – он, подобно своему брату, отправляется на фронт и погибает там совсем юным и молодым.

Предлагаем ознакомиться с романа Л.Н. Толстого “Война и мир”.

В семье Ростовых воспитывался еще один ребенок – Соня. Девушка состояла в родстве с Ростовыми, после смерти родителей они взяли ее на воспитание и относились к ней, как к собственному ребенку. Соня долгое время была влюблена в Николая Ростова, этот факт не позволил ей вовремя выйти замуж.

Предположительно она так и осталась одинока до конца своих дней. Ее прототипом стала тетка Л. Толстого – Татьяна Александровна, в доме которой воспитывался писатель после смерти родителей.

Со всеми Ростовыми мы знакомимся в самом начале романа – они все активно действуют на протяжении всего повествования. В «Эпилоге» мы узнаем о дальнейшем продолжении их рода.

Семья Безуховых

Семья Безуховых не представлена в таком многочисленном виде, как семья Ростовых. Главой семейства выступает Кирилл Владимирович. Имя его жены не известно. Мы знаем, что она принадлежала к семейству Курагиных, но кем именно она приходилась им неясно. У графа Безухова нет детей рожденных в браке – все его дети незаконнорожденные. Старший из них – Пьер – был официально назван отцом наследником имения.


После такого заявления графа в общественном плане активно начинает фигурировать образ Пьера Безухова. Сам Пьер не навязывает окружающим свое общество, но он видный жених – наследник немыслимого богатства, поэтому его хотят видеть всегда и везде. О матери Пьера не известно ничего, но это не становится поводом для негодования и насмешек. Пьер получил приличное образование за границей и вернулся на родину полон утопических идей, его видение мира слишком идеалистическое и оторванное от реальности, поэтому все время он сталкивается с немыслимыми разочарованиями – в общественной деятельности, личной жизни, семейной гармонии. Первой его женой стала Елена Курагина – распутница и вертихвостка. Этот брак принес немало страданий Пьеру. Смерть жены избавила его от невыносимого – он не обладал силой бросить Елену или же изменить ее, но и не мог смириться с таким отношением к своей персоне. Второй брак – с Наташей Ростовой – стал более успешным. У них родилось четверо детей – три девочки и мальчик.

Князья Курагины

Семейство Курагиных упорно ассоциируется с алчностью, развратом и обманом. Виной тому стали дети Василия Сергеевича и Алины – Анатоль и Елена.

Князь Василий не был дурным человеком, он обладал рядом положительных качеств, но его стремление к обогащению и мягкость характера по отношению к сыну сводила все положительные моменты на нет.

Как и любой отец, князь Василий хотел своим детям обеспечить безбедное будущее, одним из вариантов был выгодный брак. Такая позиция не только не лучшим образом сказалась на репутации всей семьи, но и в дальнейшем сыграла трагичную роль в жизни Елены и Анатоля.

О княгине Алине известно мало. На момент повествования она была довольно некрасивой женщиной. Ее отличительной чертой была неприязнь к своей дочери Елене на почве зависти.

У Василия Сергеевича и княгини Алины родилось два сына и дочь.

Анатоль – стал причиной всех бед семьи. Он вел жизнь транжиры и повесы – долги, дебоши были для него естественным занятием. Такое поведение накладывало крайне негативный отпечаток на репутацию семьи и ее финансовое положение.

Анатоль был замечен в любовном влечении к своей сестре Елене. Возможность возникновения серьезных отношений между братом и сестрой были пресечены князем Василием, но, судя по всему, все же имели место быть после замужества Елены.

Дочка Курагиных Елена обладала невероятной красотой, подобно своему брату Анатолю. Она умело кокетничала и после замужества имела любовную связь со многими мужчинами, игнорируя своего мужа Пьера Безухова.

Их брат Ипполит был совершенно не похож на них внешне – он был крайне неприятной наружности. По составу ума же он мало чем отличался от брата и сестры. Он был слишком глупый – это отмечали не только окружающие, но и отец. Все же Ипполит не был безнадежен – он хорошо знал иностранные языки и работал в посольстве.

Князья Болконские

Семья Болконских занимает далеко не последнее место в обществе – они богаты и влиятельны.
В составе семьи находится князь Николай Андреевич – человек старой закалки и своеобразных нравов. Он довольно груб в общении со своими родными, но все же не лишен чувственности и нежности – он трепетно относится к своему внуку и дочери, своеобразно, но все же, любит своего сына, но показать искренность своих чувств у него не очень получается.

О жене князя ничего не известно, даже ее имя не упоминается в тексте. В браке Болконских родилось двое детей – сын Андрей и дочка Марья.

Андрей Болконский по своему характеру частично схожий с отцом – он вспыльчивый, гордый и немного грубый. Он отличается привлекательной внешностью и природным обаянием. В начале романа Андрей удачно женат на Лизе Мейнен – у пары рождается сын Николенька, но его мать умирает в ночь после родов.

Через некоторое время Андрей становится женихом Натальи Ростовой, но сыграть свадьбу не пришлось – все планы перевел Анатоль Курагин, чем заслужил личную неприязнь и исключительную ненависть со стороны Андрея.

Князь Андрей принимает участие в военных событиях 1812 года, получает серьезное ранение на поле битвы и умирает в госпитале.

Мария Болконская – сестра Андрея – лишена такой гордости и упрямства, как ее брат, что позволяет ей, не без труда, но все же ужиться со своим отцом, не отличающимся покладистым характером. Добрая и кроткая, она понимает, что не безразлична отцу, поэтому не держит на него обиды за придирки и грубости. Девушка занимается воспитанием своего племянника. Внешне Марья не похожа на своего брата – она очень некрасива, но это не мешает ей выйти замуж за Николая Ростова и прожить счастливую жизнь.

Лиза Болконская (Мейнен) была женой князя Андрея. Она была привлекательной женщиной. Внутренний ее мир не уступал внешности – она была милой и приятной, любила рукодельничать. К сожалению, судьба ее сложилась не самым лучшим образом – роды для нее оказались слишком трудными – она умирает, подарив жизнь сыну Николеньке.

Николенька рано потерял мать, но на этом беды мальчика не остановились – в возрасте 7 лет он лишается и отца. Несмотря ни на что, ему свойственна жизнерадостность, присущая всем детям – он растет умным и любознательным мальчиком. Образ отца становится ключевым для него – Николенька хочет прожить так, чтобы его отец мог гордиться им.


К семейству Болконских также принадлежит мадмуазель Бурьен. Несмотря на то, что она всего лишь компаньонка-приживалка, ее значение в контексте семьи довольно значимое. В первую очередь, оно заключается в псевдо дружбе с княжной Марией. Часто мадмуазель поступает подло по отношению к Марии, пользуется благосклонностью девушки по отношению к своей персоне.

Семья Карагиных

О семье Карагиных Толстой не очень распространяется – читатель знакомится только с двумя представителями этого семейства – Марьей Львовной и ее дочерью Жюли.

Марья Львовна впервые появляется перед читателями в первом томе романа, ее же дочь также начинает действовать в первом томе первой части «Войны и мира». Жюли обладает крайне неприятной внешностью, она влюблена в Николая Ростова, но молодой человек не обращает на нее никакого внимания. Не спасает ситуацию и ее огромное богатство. На ее материальную составляющую активно обращает внимание Борис Друбецкой, девушка понимает, что любезничает с ней молодой человек только из-за денег, но не подает виду – для нее это фактически единственный способ не остаться старой девой.

Князья Друбецкие

Семейство Друбецких не особо активно действует в общественном плане, поэтому Толстой избегает детального описания представителей семейства и акцентирует внимание читателей только на активно действующих персонажах – Анне Михайловне и ее сыне Борисе.


Княжна Друбецкая принадлежит к старинному роду, но сейчас ее семья переживает не самые лучшие времена – бедность стала постоянным спутником Друбецких. Такое положение вещей породило в представителях этой семьи чувство расчетливости и корысти. Анна Михайловна старается как можно больше выгоды извлечь из дружбы с Ростовыми – долгое время живет у них.

Ее сын, Борис, некоторое время был другом Николая Ростова. По мере взросления их взгляды на жизненные ценности и принципы начали сильно отличаться, что привело к отстранению в общении.

Борис все больше и больше начинает проявлять корысть и стремление разбогатеть любой ценой. Он готов жениться ради денег и успешно это делает, пользуясь незавидным положением Жюли Карагиной

Семья Долоховых

Представители семьи Долоховых также не все активны в жизни общества. Среди всех ярко выделяется Федор. Он сын Марьи Ивановны и лучший друг Анатоля Курагина. В своем поведении он также не ушел далеко от своего друга: кутежи и праздный способ жизни – обычное явление для него. Кроме того, он знаменит своей любовной связью с женой Пьера Безухова – Еленой. Отличительной чертой Долохова от Курагина является его привязанность к матери и сестре.

Исторические личности в романе «Война и мир»

Так как роман Толстого происходит на фоне исторических событий, связанных с войной против Наполеона 1812 года, то обойтись без хотя бы частичного упоминания реально существовавших персонажей невозможно.

Александр І

Наиболее активно в романе описано деятельность императора Александра І. Это не удивительно, ведь основные события происходят на территории Российской империи. Вначале мы узнаем о положительных и либеральных стремлениях императора, он «ангел во плоти». Пик его популярности припадает на период поражения Наполеона в войне. Именно в это время авторитет Александра достигает невероятных высот. Император может легко внести изменения и улучшить жизнь своих подданных, но не делает этого. В результате такое отношение и бездеятельность становятся причиной появления декабристского движения.

Наполеон І Бонапарт

По другую сторону баррикады в событиях 1812 года находится Наполеон. Так как многие российские аристократы получали образование за границей, а французский язык был для них повседневностью, то отношение дворян к этому персонажу в начале романа было позитивным и граничило с восхищением. Затем же происходит разочарование – их кумир из разряда идеалов становится главным злодеем. С образом Наполеона активно употребляются такие коннотации как эгоцентризм, ложь, притворство.

Михаил Сперанский

Этот персонаж имеет важное значение не только в романе Толстого, но и во время реальной эпохи императора Александра.

Его род не мог похвалиться древностью и значимостью – он сын священника, но все же ему удалось стать секретарем Александра І. Он не особо приятный человек, но все отмечают его значимость в контексте событий в стране.

Кроме того, в романе действуют исторические персонажи меньшего, по сравнению с императорами, значения. Это великие полководцы Барклай де Толли, Михаил Кутузов и Петр Багратион. Их деятельность и раскрытие образа происходит на полях сражения – Толстой старается описать военную часть повествования максимально реалистично и увлекающее, поэтому эти персонажи описаны не только в качестве великих и непревзойденных, но и в роли обычных людей, которые подвержены сомнениям, ошибкам и негативным качествам характера.

Другие персонажи

Среди остальных персонажей следует выделить имя Анны Шерер. Она «владелица» светского салона – здесь встречается элита общества. Гости редко когда предоставлены сами себе. Анна Михайловна всегда стремится обеспечить своих посетителей интересными собеседниками, часто она сводничает – это вызывает у нее особый интерес.

Характеристика героев романа “Война и мир”: образы персонажей

4.2 (84%) 5 votes

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
Тускло светится луна
В сумраке тумана —
Молчалива и грустна
Милая Светлана.
«Что, подруженька, с тобой?
Вымолви словечко;
Слушай песни круговой;
Вынь себе колечко.
Пой, красавица: „Кузнец,
Скуй мне злат и нов венец,
Скуй кольцо златое;
Мне венчаться тем венцом,
Обручаться тем кольцом
При святом налое“».
«Как могу, подружки, петь?
Милый друг далёко;
Мне судьбина умереть
В грусти одинокой.
Год промчался — вести нет;
Он ко мне не пишет;
Ах! а им лишь красен свет,
Им лишь сердце дышит...
Иль не вспомнишь обо мне?
Где, в какой ты стороне?
Где твоя обитель?
Я молюсь и слезы лью!
Утоли печаль мою,
Ангел-утешитель».
Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
«Загадай, Светлана;
В чистом зеркала стекле
В полночь, без обмана
Ты узнаешь жребий свой:
Стукнет в двери милый твой
Легкою рукою;
Упадет с дверей запор;
Сядет он за свой прибор
Ужинать с тобою».
Вот красавица одна;
К зеркалу садится;
С тайной робостью она
В зеркало глядится;
Темно в зеркале; кругом
Мертвое молчанье;
Свечка трепетным огнем
Чуть лиет сиянье...
Робость в ней волнует грудь,
Страшно ей назад взглянуть,
Страх туманит очи...
С треском пыхнул огонек,
Крикнул жалобно сверчок,
Вестник полуночи.
Подпершися локотком,
Чуть Светлана дышит...
Вот... легохонько замком
Кто-то стукнул, слышит;
Робко в зеркало глядит:
За ее плечами
Кто-то, чудилось, блестит
Яркими глазами...
Занялся от страха дух...
Вдруг в ее влетает слух
Тихий, легкий шепот:
«Я с тобой, моя краса;
Укротились небеса;
Твой услышан ропот!»
Оглянулась... милый к ней
Простирает руки.
«Радость, свет моих очей,
Нет для нас разлуки.
Едем! Поп уж в церкви ждет
С дьяконом, дьячками;
Хор венчальну песнь поет;
Храм блестит свечами».
Был в ответ умильный взор;
Идут на широкий двор,
В ворота тесовы;
У ворот их санки ждут;
С нетерпенья кони рвут
Повода шелковы.
Сели... кони с места враз;
Пышут дым ноздрями;
От копыт их поднялась
Вьюга над санями.
Скачут... пусто все вокруг,
Степь в очах Светланы:
На луне туманный круг;
Чуть блестят поляны.
Сердце вещее дрожит;
Робко дева говорит:
«Что ты смолкнул, милый?»
Ни полслова ей в ответ:
Он глядит на лунный свет,
Бледен и унылый.
Кони мчатся по буграм;
Топчут снег глубокий...
Вот в сторонке божий храм
Виден одинокий;
Двери вихорь отворил;
Тьма людей во храме;
Яркий свет паникадил
Тускнет в фимиаме;
На средине черный гроб;
И гласит протяжно поп:
«Буди взят могилой!»
Пуще девица дрожит;
Кони мимо; друг молчит,
Бледен и унылый.
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Ворон каркает: печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
Подымая гривы;
Брезжит в поле огонек;
Виден мирный уголок,
Хижинка под снегом.
Кони борзые быстрей,
Снег взрывая, прямо к ней
Мчатся дружным бегом.
Вот примчалися... и вмиг
Из очей пропали:
Кони, сани и жених
Будто не бывали.
Одинокая, впотьмах,
Брошена от друга,
В страшных девица местах;
Вкруг метель и вьюга.
Возвратиться — следу нет...
Виден ей в избушке свет:
Вот перекрестилась;
В дверь с молитвою стучит...
Дверь шатнулася... скрыпит...
Тихо растворилась.
Что ж?.. В избушке гроб; накрыт
Белою запоной;
Спасов лик в ногах стоит;
Свечка пред иконой...
Ах! Светлана, что с тобой?
В чью зашла обитель?
Страшен хижины пустой
Безответный житель.
Входит с трепетом, в слезах;
Пред иконой пала в прах,
Спасу помолилась;
И с крестом своим в руке,
Под святыми в уголке
Робко притаилась.
Все утихло... вьюги нет...
Слабо свечка тлится,
То прольет дрожащий свет,
То опять затмится...
Все в глубоком, мертвом сне,
Страшное молчанье...
Чу, Светлана!.. в тишине
Легкое журчанье...
Вот глядит: к ней в уголок
Белоснежный голубок
С светлыми глазами,
Тихо вея, прилетел,
К ней на перси тихо сел,
Обнял их крылами.
Смолкло все опять кругом...
Вот Светлане мнится,
Что под белым полотном
Мертвый шевелится...
Сорвался покров; мертвец
(Лик мрачнее ночи)
Виден весь — на лбу венец,
Затворены очи.
Вдруг... в устах сомкнутых стон;
Силится раздвинуть он
Руки охладелы...
Что же девица?.. Дрожит...
Гибель близко... но не спит
Голубочек белый.
Встрепенулся, развернул
Легкие он крилы;
К мертвецу на грудь вспорхнул...
Всей лишенный силы,
Простонав, заскрежетал
Страшно он зубами
И на деву засверкал
Грозными очами...
Снова бледность на устах;
В закатившихся глазах
Смерть изобразилась...
Глядь, Светлана... о творец!
Милый друг ее — мертвец!
Ах!.. и пробудилась.
Где ж?.. У зеркала, одна
Посреди светлицы;
В тонкий занавес окна
Светит луч денницы;
Шумным бьет крылом петух,
День встречая пеньем;
Все блестит... Светланин дух
Смутен сновиденьем.
«Ах! ужасный, грозный сон!
Не добро вещает он —
Горькую судьбину;
Тайный мрак грядущих дней,
Что сулишь душе моей,
Радость иль кручину?»
Села (тяжко ноет грудь)
Под окном Светлана;
Из окна широкий путь
Виден сквозь тумана;
Снег на солнышке блестит,
Пар алеет тонкий...
Чу!.. в дали пустой гремит
Колокольчик звонкий;
На дороге снежный прах;
Мчат, как будто на крылах,
Санки кони рьяны;
Ближе; вот уж у ворот;
Статный гость к крыльцу идет...
Кто?.. Жених Светланы.
Что же твой, Светлана, сон,
Прорицатель муки?
Друг с тобой; все тот же он
В опыте разлуки;
Та ж любовь в его очах,
Те ж приятны взоры;
То ж на сладостных устах
Милы разговоры.
Отворяйся ж, божий храм;
Вы летите к небесам,
Верные обеты;
Соберитесь, стар и млад;
Сдвинув звонки чаши, в лад
Пойте: многи леты!

Не хочу и славы;
Слава — нас учили — дым;
Свет — судья лукавый.
Вот баллады толк моей:
«Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье — лживый сон;
Счастье — пробужденье».
О! не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана...
Будь, создатель, ей покров!
Ни печали рана,
Ни минутной грусти тень
К ней да не коснется;
В ней душа как ясный день;
Ах! да пронесется
Мимо — Бедствия рука;
Как приятный ручейка
Блеск на лоне луга,
Будь вся жизнь ее светла,
Будь веселость, как была,
Дней ее подруга.

Историко-литературные задания.

«Светлана», «Людмила», «Спящая царевна», «Лесной царь» (В.А.Жуковский)

«Бригадир», «Всеобщая придворная грамматика», «Недоросль» (Д.И.Фонвизин)

«Воздушный корабль», «Ангел», «Демон», «Утес», «Беглец», «Три пальмы», «Родина». (М.Ю.Лермонтов)

2. О каких событиях русской истории идет речь в этих произведениях?

А.С.Пушкин «Капитанская дочка». (Восстание Пугачева)

М.Ю. Лермонтов «Бородино». (Бородинская битва)

С.А. Есенин «Пугачев». (Восстание Пугачева)

^ 3. Назовите реальных исторических деятелей , которые являются героями следующих произведений:

Н.С. Лесков «Левша», Н.В. Гоголь «Ночь перед рождеством», А.С. Пушкин

«Полтава» (Николай I, Александр I; Екатерина II; Петр I, Карл XII)

^ 4. О каких писателях идет речь?

Он был не только прекрасным поэтом, переводчиком, но и мудрым педагогом, воспитателем наследника престола , будущего императора Александра II. А.С. Пушкин назвал себя его учеником; когда из печати вышла поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», этот поэт подарил Пушкину портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя».(Жуковский)

У себя дома, в имении Ясная Поляна под Тулой, он создает школу для крестьянских детей и сам учительствует в ней, пишет «Азбуку», создает четыре «Русские книги для чтения». К тому времени он уже вернулся с Кавказа и из Севастополя, где шла Крымская война. Он – один из самых знаменитых писателей России, в собрании его сочинений более девяноста томов. (Л.Н.Толстой)

Студенту Петербургского университета всего 18 лет, он постеснялся отнести рукопись своей сказки в редакцию и отдал ее своему любимому профессору , а тот не только прочитал ее студентам, но и помог опубликовать в самом читаемом журнале «Библиотека для чтения». А.С. Пушкин после прочтения этой сказки сказал: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить» (Ершов)

^ 5. Что связывает Черную речку и гору Машук? (Это места дуэлей Пушкина и Лермонтова)

Знание теории литературы.

6. Определите жанр произведений древнерусской литературы.

«И жил Олег, княжа в Киеве, мир имел со всеми странами. И пришла осень, и…» (Летопись)

«Дети мои или кто иной, слушая эту грамотку , не посмейтесь, но кому она будет люба, пусть примет ее в сердце свое не станет лениться, а будет трудиться».(Поучение)

Был же он поистине человек Божий, светило, всему миру видимое и всем освещающее путь черноризцам: смирением , и разумом, и покорностью, и прочим подвижничеством; все дни трудясь , не давая ни рукам, ни ногам покоя (Житие)

^ 7. По приведенным определениям установите, о каких литературоведческих понятиях идет речь:

Построение художественного произведения, структура соединения отдельных

Частей в одно целое. (композиция)

Язвительная насмешка, злая ирония (сарказм)

Преувеличение, резко нарушающее реальные черты, оказывающееся сродни фантастическому (гротеск)

^ 8.Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке? )

Природа жаждущих степей

Его в день гнева породила,

И зелень мертвую ветвей

И корни ядом напоила.

(Эпитет, олицетворение , инверсия)

Литература и другие виды искусства

^ 9 .В каких произведениях русской литературы центральной проблемой является искусство? («Портрет» Н.В.Гоголь, «Тупейный художник» Н.Лесков)


  1. О какой картине идет речь? Кто является ее автором? С каким стихотворением перекликается сюжет картины?
Январский день. Комната, в которой находятся трое дорогих друг другу людей, кажется, залита теплом и светом. В центре – вдохновенная фигура поэта. На заднем плане изображена старенькая женщина, она замерла, покоренная музыкой слова своего воспитанника. Справа изображен друг поэта , он не просто слушает – внимает. В его взгляде – восхищение, глубокий интерес. Оказавшийся вдруг «в глуши, во мраке заточенья», друг дал почувствовать поэту спасительность «любви и дружества».

( Н.Н Ге «Пущин в гостях у Пушкина». Послание « И. И. Пущину»)

Анализ выполненной работы.

Вопросы были предложены пяти ученикам 8 класса. Анализируя результаты олимпиады по литературе, можно сделать вывод, что предложенные задания соответствовали материалу учебной программы. Хорошо справились с заданием №2 (правильно указали исторические события), частично справились с заданием №10 (картину назвали, а автора затруднились). Третья часть четвертого задания вызвала затруднения.

Сложным оказалось задание №6 (определение жанра произведения древнерусской литературы), учащиеся путаются в определении литературоведческих терминов , вызвало затруднение и задание №9.

Остаётся актуальной проблема грамотной речи, поскольку в работах присутствуют орфографические, пунктуационные и речевые ошибки.




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

итог

Лаврик Н.

5

5

4

4

5

3

3

4

2

4

39

Данилова В.

5

5

4

4

5

3

4

4

2

4

40

Охритько А.

5

5

4

4

5

3

4

4

3

4

41

Кирнос М.

3

5

3

3

5

2

2

3

1

3

30

Подколзина Н.

4

5

3

3

4

2

3

3

1

3

31

7 - 8 классы

Часть 1. Историко-литературные задания.

1.О каких событиях русской истории идет речь в этих произведениях?

1.1 Пушкин «Песнь о вещем Олеге».

1.2 Лермонтов «Песня про …купца Калашникова».

1.3 Лермонтов «Бородино».

Ответ.

1.1.Летописная история о смерти князя Олега.

1.2. Эпоха Ивана Грозного. Опричнина.

1.3. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение.

2 . Назовите реальных исторических деятелей, которые являются героями следующих произведений:

Н.С. Лесков «Левша», Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством», А.С. Пушкин «Полтава».

Ответ. Н.С. Лесков «Левша» - атаман Платов, император Александр 1;

Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» - князь Потёмкин, Екатерина II;

А.С. Пушкин «Полтава» - Пётр 1, Карл XII, Мазепа

3.Что связывает Черную речку и гору Машук?

Ответ. Места дуэлей А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.

4.1 «Светлана», «Людмила», «Спящая царевна», «Лесной царь»

4.2 «Бригадир», «Всеобщая придворная грамматика», «Вопросы»

4.3 «Воздушный корабль», «Ангел», «Демон», «Утес», «Беглец», «Три пальмы», «Родина».

Ответ.

4.1 «Светлана», «Людмила», «Спящая царевна», «Лесной царь» (В.А.Жуковский).

4.2 «Бригадир», «Всеобщая придворная грамматика», «Вопросы» (Д.И.Фонвизин).

4.3 «Воздушный корабль», «Ангел», «Демон», «Утес», «Беглец», «Три пальмы», «Родина» (М.Ю.Лермонтов).

Часть 2. Знание теории литературы.

5. Из каких произведений взяты фрагменты изображения боя? Назовите произведение и его автора.

5.1. И ударили со всех сторон козаки, сбили и смешали ляхов, и сами смешались. Не дали даже и стрельбы произвести; пошло дело на мечи да на копья. Все сбились в кучу, и каждому привел случай показать себя… Сошлись уже в рукопашный. Одолел было уже козак и, сломивши, ударил вострым турецким ножом в грудь, но не уберегся сам. Тут же в висок хлопнула его горячая пуля.

5.2.

Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел.

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

5.3. И грянул бой…

В огне, под градом раскаленным.

Стеной живою отраженным,

Над падшим строем свежий строй

Штыки смыкает. Тяжкой тучей

Отряды конницы летучей.

Браздами, саблями звуча,

Сшибаясь, рубятся с плеча.

Ответ. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», М.Ю. Лермонтов, А.С. Пушкин «Полтава»

6. Определите писателя по историко-биографическим сведениям о его семье.

А) Родился в Москве. Отец, Сергей Иванович, - офицер, вышедший в отставку в 1785 г. в чине секунд-майора; мать Настасья Федоровна (из более старинного рода однофамильцев). В августе 1828 г. женился на дочери грузинского поэта и военно-административного деятеля А.Г. Чавчавадзе, Нине Александровне… (По А. Гришунину)

Б) Родился в Москве, в доме Скворцова на Молчановке, в семье отставного майора, чиновника Московского комиссариата, Сергея Львовича и жены его Надежды Осиповны (урожденной Ганнибал).

18 февраля 1831 г. обвенчался с красавицей Натальей Николаевной… (По Ю. Лотману)

В) Воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской губернии; получил превосходное домашнее образование (иностранные языки, рисование, музыка). Учился в Московском университете (1830-32). Окончил Санкт-Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1834).

(По А. Немзер)

Ответ. А) Грибоедов, Б) Пушкин, В)Лермонтов.

7. Прочитайте стихотворение Я.П.Полонского. Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке? Объясните.

По горам две хмурых тучи

Знойным вечером блуждали

И на грудь скалы горючей

К ночи медленно сползали.

Но сошлись - не уступили

Той скалы друг другу даром,

И пустыню огласили

Яркой молнии ударом.

Грянул гром - по дебрям влажным

Эхо резко засмеялось,

А скала таким протяжным

Стоном жалобно сказалась,

Так вздохнула, что не смели

Повторить удара тучи

И у ног скалы горючей

Улеглись и обомлели…

Ответ. Аллитерация, олицетворение, динамика, многоточие, хорей, эпитет

8. Определите жанр, название произведения и его автора по приведенным перечням слов.

1) Зеркало, свеча, светлица, Светлана.

2) Отец Кондрат, Чуб, Касьян Свербыгуз, Солоха.

3) Городовой Елдырин, генерал Жигалов, золотых дел мастер Хрюкин.

4) Муром, село Карачарово, Киев-град, Чернигов-град, речка Смородина, Одихмантьев сын.

5) Лещик, потроха, стерляди кусочек, бедный Фока.

Ответ. 1)В.А. Жуковский «Светлана», 2)Н.В. Гоголь, повесть «Ночь перед Рождеством»; 3) А.П. Чехов, рассказ «Хамелеон»; 4) Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»; 5) И.А. Крылов, басня «Демьянова уха».

Часть 3. Творческое задание

Для учащихся 7 класса.

Кеннинги- поэтические образы, используемые в скандинавском фольклоре: корабль-конь моря, битва-треск стрел. Придумайте кеннинги к следующим словам: орел, лес, дуб, соловей, солнце, волк, речка, золото, луна, радуга.

Для учащихся 8 класса.

Напишите творческую работу (количество слов не менее 60).

Почему любимый герой русских народных сказок Иванушка-дурачок?