Аргументы по направлению «Мечта и реальность. Аргументы к сочинению ЕГЭ


02.09.2018

Сборник аргументов из литературы по направлению «Мечта и реальность» для итогового сочинения в 11 классе в 2019/2019 учебном году.

Основные тезисы:

  • Соотношение мечты и реальности (связь этих понятий, различия между концептами). Внутренние и внешние конфликты, возникающие при столкновении с действительностью.
  • Мечта: недостижимая, «мелкая», великая и т.д.
  • Мечта/желание/цель/фантазия…. Сходство и различия этих концептов.
  • Мечта, ее роль и функция в жизни человека (мобилизующая, демобилизующая и т.д.)
  • Типы мечтателей в литературе. Типы реалистов. Характеристика человека в зависимости от его мечты.
  • Мечта в утопии/антиутопии/фантастике. Антиутопия как жанр, в котором описываются последствия воплощения мечты об идеальном мире. Мечта в реализме, романтизме.

Аргументы «Мечта и реальность» (проблемы):

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

Только оставаясь верным своей мечте, ее можно воплотить в реальность, что подтверждает А. С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка». Маша Миронова мечтала быть всегда рядом с Петром Гриневым и выйти за него замуж, но судьба постоянно разлучала ее с любимым. Первым препятствием стала клевета Алексея Швабрина, который сообщил Гриневу старшему, что бесприданница позарилась на богатства семьи Петра и хочет хитростью женить его на себе. Старик в ответ не одобрил брак сына с капитанской дочкой. После захвата Пугачевым Белогороской крепости Марья попадает в плен к Швабрину. Тот морит ее голодом и настаивает принять его предложение выйти замуж, но девушка не соглашается и ждет помощи от Петра. Когда Гринев освобождает Миронову, их снова настигает разлука – молодого офицера осуждают за помощь Пугачеву. Чтобы доказать ложность обвинений, Марья отправляется к самой императрице и спасает Петра от ссылки в Сибирь. Благодаря твердой вере в свою мечту Миронова воплощает ее в реальность: влюбленные становятся счастливыми супругами.

В этом же романе мы видим, что мечта может и не сбыться, если идти к ней нечестным путем. Швабрин проявил низость, подлость и лицемерие, чтобы заполучить Миронову в жены. Он намерено очернил репутацию девушки перед семьей ее возлюбленного Петра Гринева. Когда молодой офицер, отстаивая честь своей невесты, вызвал Швабрина на дуэль, тот использовал запрещенный прием и серьезно ранил соперника. Алексей продемонстрировал свою продажность при захвате бунтовщиками крепости – перешел на сторону Пугачева, предав товарищей и отечество. Его мечта была близка, как никогда: Марья стала его пленницей. Но и здесь Алексей показал себя человеком без высоких моральных принципов: унижал Миронову, морил голодом, принуждал стать его женой. На помощь девушке вовремя пришел Гринев, освободив ее из лап подлеца. Беспринципность и мерзость поступков Швабрина сделали его мечту недосягаемой.

Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»

Несправедливость окружающего мира не стала препятствием для воплощения в реальность мечты Сони Мармеладовой – одной из главных героинь романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Самым большим желанием девушки было возвращение на путь праведный своего возлюбленного Родиона Раскольникова. Соня отправляется за молодым человеком на каторгу и там оказывает ему духовную поддержку, окружает нежностью и заботой. Загрубевшее сердце Родиона со временем смягчается, и он отказывается от своих идей ничтожности всего существующего, начав изучать Библию. Сильная вера во Всевышнего и мечту дают свой результат: Соне удалось «воскресить» возлюбленного к новой жизни и переосмыслению ценностей.

А. С. Пушкин. «Метель»

Главная героиня повести А. С. Пушкина «Метель» Марья Гавриловна влюблена в бедного армейского прапорщика и мечтает выйти за Владимира замуж, хотя ее родители против невыгодной партии. Пара решает тайно обвенчаться, но преградой становится разыгравшаяся метель. Из-за непогоды Владимир не успевает в церковь, а Марью по ошибке венчают с незнакомцем. Молодой человек впадает в отчаяние и уходит на войну, где погибает в сражении под Бородино. После смерти отца Марья становится завидной невестой, к которой начинают свататься женихи. Девушка скорбит о Владимире, бережно храня напоминающие о нем вещи. И тут на пути Марьи встречается тот самый «случайный» муж, офицер Бурмин. Между героями зарождается любовь, и они счастливы в браке. Таким образом, иногда реальность может стать лучше мечты.

Мечта Владимира из повести А. С. Пушкина «Метель» разрушилась, когда он узнал о венчании Марьи с другим мужчиной. Молодой человек падает духом, замыкается в себе, не проявляя попыток объясниться с возлюбленной. В отчаянии он уезжает на войну, где погибает в Бородинском сражении. Владимир не приложил никаких усилий на пути к своей мечте, поэтому ей не суждено было сбиться.

М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

Московский писатель Мастер мечтал выпустить главный в своей творческой карьере роман. Ради книги он ушел с работы и весь выигрыш в лотерею потратил на аренду и обустройство подвальчика на Арбате. Но Мастера постигло большое разочарование: опубликованный отрывок «антисоветского» романа о Понтии Пилате был жестоко раскритикован и запрещен для печати. Писатель сжигает рукописи, а после его запирают в психиатрическую больницу. Как видим, некоторые желания могут быть опасными: мечта в реальности привела Мастера к трагической судьбе.

В противоположность большой несбыточной мечте Булгаков приводит ничтожность желаний трусливых, завистливых и мелочных людей. На представлении в Варьете Воланд высмеивает тщеславие и материализм москвичей, воплощая в реальность их мечтания о статусе и богатстве. Со сцены на зрителей летят пачки купюр, а женщины облачаются в роскошные наряды. Несущественность таких стремлений открывается, когда дорогие одежды растворяются в воздухе, а деньги превращаются в бумажки.

Куда приводят мечты? Разбираем на основе вебинара по Мастеру и Маргарите

Л. Н. Толстой. «После бала»

На балу в доме своей возлюбленной Вареньки Иван Васильевич чувствует себя абсолютно счастливым: рядом с ним прекрасная девушка и ее великодушный отец, готовый на все ради дочери, даже носить самодельные сапоги. В нарядной комнате звучит великолепная музыка, все танцуют и веселятся. Ночь напролет Иван Васильевич наслаждается действом и, покидая дом губернатора, готов любить весь мир. Но утро поразило молодого студента ужасом: отец Вареньки участвует в бесчеловечных истязаниях над беглым солдатом. В то же мгновение мир в душе Ивана Васильевича перевернулся, и он больше не мог представить себя рядом с девушкой, у которой отец-тиран. Его мечта разбилась о жестокую реальность.

А. П. Чехов. «Ионыч»

Дмитрий Ионыч Старцев - земский врач в Дялиже. Молодой человек с удовольствием принимает пациентов, ходит пешком на вызовы, так как вначале не имеет даже лошади. При этом глухая провинция гнетет образованного интеллигента – жители села малограмоты и не способны поддержать беседу на серьезные темы. Но вскоре Ионыч начинает втягиваться и привыкать к обстановке. Материальные интересы выходят на первый план: Ионыч обзаводится повозкой с лошадьми, живет в достатке, играет в азартные игры, относясь к врачебной практике чисто как к источнику дохода, не более. Таким образом, Ионыч предает свою мечту, что сулит ему полную духовную деградацию.

Параллельно в рассказе А. П. Чехова мы видим крах мечты юной Катерины Туркиной, которая видела себя великой пианисткой. Ради карьеры девушка отвергла предложение руки и сердца молодого врача Дмитрия Старцева, о чем после пожалела. Годы, проведенные в столице, не дали результатов, и Котик не стала музыкантшей. Вернувшись домой, девушка осознает, что не имеет должного таланта и пытается напомнить Ионычу о его былых чувствах, но получает отказ. Честолюбие и слепое следование за мечтой приводит к тому, что Туркина остается одна, теряя с годами молодость и красоту.

И. С. Тургенев. «Дворянское гнездо»

Мечту Федора Лаврецкого об идеальной семье с Лизой Калитиной смогла разбить его бывшая жена Варвара Павловна – жадная к деньгам и чужому счастью женщина. Она не считается с чувствами мужа и не собирается уступать его кому-либо. Лаврецкий, разочарованный в женщинах после измены Варвары Павловны, встречает открытую и добрую Лизу, к которой у него зарождаются чувства. Девушка же не хочет быть помехой воссоединению семьи и уходит в монастырь. Лаврецкий смиренно принимает это решение и, чтобы остаться порядочным человеком, отказывается от личного счастья. Таким образом, мечту могут перечеркнуть непреодолимые обстоятельства, созданные подлыми людьми вроде Варвары Павловны.

А. Н. Островский. «Гроза»

Выйдя замуж, главная героиня драмы А. Н. Островского «Гроза» Катерина мечтает о счастливой супружеской жизни и теплых взаимоотношениях, какие были в ее семье. Но в реальности сталкивается с унижениями и страданиями, которые девушке приходится терпеть от деспотичной свекрови Кабанихи и бесхребетного, во всем потакающего своей матери мужа Тихона. Очередным разочарованием для Катерины стал разбивший ее сердце Борис, который отказался от их любви в угоду своему дядюшке. Мечтательная натура девушки не выдерживает жестокости окружающего мира, и она не видит иного выхода, как покончить жизнь самоубийством. Отсюда вывод: желания, не совпадающие с реальностью, могут привести к трагедии.

Чтобы воплотить свою мечту в жизнь, необходимо приложить усилия. А таким людям, как Тихон Кабанов из драмы А. Н. Островского «Гроза», бесхарактерным «маменькиным сынкам», это не дано. Женившись на Катерине, он мечтает о семейном уюте и гармонии, но не может поставить на место свою властную мать, которая постоянно вмешивается в жизнь молодых. Тихон покорно исполняет приказы Кабанихи и не говорит против ни слова, даже в защиту жены, чем вскоре и доводит несчастную супругу до самоубийства. Оплакивая Катерину, он винит во всем мать, хотя сам для воплощения своей мечты не сделал ничего.

Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза»

Крестьянка Лиза, встретив дворянина Эраста, искренне его полюбила и мечтала стать его женой. Каждое свидание с молодым человеком укрепляло веру девушки в счастливое будущее. Но после случившейся близости в отношениях пары все переменилось. Эраст охладел к Лизе и вскоре уехал на войну. Девушка ждала возлюбленного и случайно увидела его в городе. Встреча оказалась роковой: Эраст признался, что помолвлен с другой, после чего Лиза совершила суицид. Таким образом, слепое следование за своей мечтой может привести к трагедии.

После встречи с Лизой Эраст решил, что наконец обрел истинное счастье. Девушка поразила молодого человека своей красотой и естественностью, и он поклялся ей в вечной любви. Но слабость его характера не позволила преодолеть сословное неравенство, и Эраст предпочел любви материальные выгоды. Предав свою мечту, он до конца своих дней был несчастным.

Н. В. Гоголь. «Невский проспект»

Столкновение мечты с реальностью ярко продемонстрировано в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект». Герои произведения – два друга Пирогов и Пискарев. Поручик Пирогов не ставит перед собой высоких целей. Он легко отказывается от своих желаний, если на пути возникают какие-либо препятствия, не переживает в случае неудачи с женщинами. Другое дело возвышенный и утонченный художник Пискарев. Он живет в придуманном им мире, где все люди идеальны и непорочны. Встретив на Невском проспекте девушку легкого поведения, художник считает, что своей любовью сможет вернуть ее на путь праведный. Но, услышав в ответ лишь насмешки, совершает суицид. Разное восприятие реальности приводит к тому, что одни живут на уровне животных инстинктов, другие витают в облаках и не желают объективно оценивать окружающую действительность.


Сохранить ссылку:

Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери (1900,Лион, Франция - 31 июля 1944) - известный французский писатель, поэт и профессиональный лётчик.

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Старый Лис научил Маленького принца постигать мудрость человеческих отношений. Чтобы понять человека надо научиться вглядываться в него, прощать мелкие недостатки. Ведь самое главное всегда бывает скрыто внутри, и сразу его не разглядишь.

Это история случайной посадки самого писателя и его механика Прево в пустыне.
Символ жизни – вода, утоляет жажду затерянных в песках людей, источник всего существующего на земле, пища и плоть каждого, та субстанция, которая дает возможность возрождения.
Обезвоженная пустыня – это символ мира, опустошенного войной, хаосом, разрушением, человеческой черствостью, завистью и эгоизмом. Это мир, в котором человек умирает от духовной жажды.

Роза – это символ любви, красоты, женского начала. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после разговора с Лисом ему открылась истина – красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием.

“Любить - это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении” - эта мысль определяет идейный замысел повести-сказки.

Он рассматривает тему Зла в двух аспектах: с одной стороны – это “микрозло”, то есть зло внутри отдельно взятого человека. Это омертвелость и внутренняя опустошенность жителей планет, которые олицетворяют собой все человеческие пороки. И не случайно обитатели планеты Земли характеризуются через жителей планет, увиденных Маленьким принцем. Этим автор подчеркивает то, насколько мелочен и драматичен современный ему мир. Он верит в то, что человечество, подобно Маленькому принцу, постигнет тайну бытия, и каждый человек найдет свою путеводную звезду, которая будет освещать его жизненный путь. Второй аспект темы зла можно условно озаглавить “макрозлом”. Баобабы – это одухотворенный образ зла вообще. Одно из толкований этого метафорического образа связано с фашизмом. Сент-Экзюпери хотел, чтобы люди заботливо выкорчевывали несущие в себе зло “баобабы”, грозившие разорвать планету на части. “Берегитесь баобабов!” - заклинает писатель.

Сент-Экзюпери призывает нас как можно бережнее относится ко всему прекрасному и постараться не растерять на трудном жизненном пути красоту внутри себя – красоту души и сердца.
Самое главное о прекрасном Маленький принц узнает от Лиса. Внешне красивые, но пустые внутри розы не вызывают никаких чувств у ребенка-созерцателя. Они мертвы для него. Главный герой открывает истину для себя, автора и читателей - прекрасно лишь то, что наполнено содержанием и глубоким смыслом.

Непонимание, отчужденность людей – это еще одна важная философская тема. Омертвелость человеческой души приводит к одиночеству. Человек судит о других только по “внешней оболочке”, не видя главного в человеке – его внутренней нравственной красоты: “Когда взрослым говоришь: “Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыши голуби”, они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: “Я видел дом за сто тысяч франков”, - и тогда они восклицают: “Какая красота!”
Люди должны заботиться о чистоте и красоте своей планеты, сообща беречь и украшать ее, не дать погибнуть всему живому. Так, исподволь, ненавязчиво, возникает в сказке еще одна важная тема - экологическая, которая является очень актуальной для нашего времени. Путешествие Маленького принца от звезды к звезде приближает нас к сегодняшнему видению космических далей, где Земля по неосторожности людей может исчезнуть почти незаметно.
Любовь И еще один секрет открывает Лис малышу: “Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь... Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю свою душу... Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”. Приручить - значит связать себя с другим существом нежностью, любовью, чувством ответственности. Приручить - значит уничтожить безликость и равнодушное отношение ко всему живому. Приручить - значит сделать мир значительным и щедрым, ибо все в нем напоминает о любимом существе. Эту истину постигает и рассказчик, и для него оживают звезды, и он слышит в небе звон серебряных колокольчиков, напоминающий смех Маленького принца. Тема “расширения души” через любовь проходит сквозь всю сказку.

Только дружба способна растопить лед одиночества и отчужденности, так как она основывается на взаимопонимании, взаимодоверии и взаимопомощи.
“Это печально, когда забывают друзей. Не у всякого есть друг”, - говорит герой сказки. В начале сказки Маленький принц покидает свою единственную Розу, потом он оставляет на Земле своего нового друга Лиса. “Нет в мире совершенства”, - скажет Лис. Но зато есть гармония, есть человечность, есть ответственность человека за порученное ему дело, за близкого ему человека, есть еще ответственность за свою планету, за все, что на ней происходит.
Экзюпери хочет сказать, что у каждого человека есть своя планета, свой островок и своя путеводная звезда, о которой человеку не стоит забывать. “Хотел бы я знать, зачем звезды светятся, - задумчиво сказал Маленький принц. – Наверное, затем, чтоб рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою”.

Лев Никола́евичТолсто́й--- 1828 --- 1910 Роман «Война и мир»

Пьеру (Толстой "В. и мир") помогла выжить в плену мудрость Платона Каратаева, кот.научил его жить просто и ценить то, что имеешь: солнышко светит, дождичек идёт - всё благо. Не надо рваться, метаться в поисках счастья - живи и радуйся, будь счастлив, что живёшь. Он со всеми находил общий язык, даже с французами.

На примере Пьера Безухова и Платона Каратаева Л. Н. Толстой показал два совершенно разных типа русских характеров, двух различных социальных героев.
Первых из них – граф, попавший в плен к французам как "поджигатель"и, чудом, избежавший расстрела. Второй – простой, умудренный опытом, терпеливый солдат. Тем не менее, солдат Платон Каратаев сумел сыграть исключительно важную роль в жизни Пьера Безухова.
После расстрела "поджигателей", очевидцем которого стал Пьер, "в душе его как будто выдернута была та пружина, на которой все держалось, и все завалилось в кучу бессмысленного сора. В нем уничтожилась вера в благоустройство мира, и в человеческую душу, и в бога».
Встреча в балагане с Платоном Каратаевым помогла духовному возрождению Пьера:«Он почувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе». Каратаев произвел на Пьера огромное впечатление своим поведением, здравым смыслом, целесообразностью поступков, умением «делать все не очень хорошо, но и не дурно». Для Пьера он стал «непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды».
Безухов, перенесший тяжкие страдания и страх смерти, попадает в иной мир. Он видит, как Каратаев аккуратно устроил в углу все свое "хозяйство", как к нему подбежала собачонка и стала ласкаться. Солдат заговорил о чем-то очень простом, начал бормотать молитвы. Все эти будничные слова и поступки в тех условиях показались Пьеру чудом, великим открытием истины жизни. Пьер ощутил новую красоту недавнего разрушенного мира, получил «спокойствие и довольство собой»: «И он, сам не думая о том, получил это успокоение и это согласие с самим собою только через ужас смерти, через лишения и через то, что он понял в Каратаеве».
Каратаев ощущает себя частью народа: простых солдат, крестьянства. Его мудрость заключена в многочисленных пословицах и поговорках, за каждой из которых угадывается эпизод жизни Платона. Например, «где суд, там и неправда». Он пострадал от несправедливого суда, и вынужден служить в армии. Однако Платон воспринимает любые повороты судьбы спокойно, он готов принести себя в жертву ради благополучия семьи. Каратаев любит каждого человека, каждое живое существо: он ласков с обычной бездомной собакой, помогает другим пленным, шьет рубахи для французов и искренне любуется своей работой.
Платон Каратаев становится для Пьера примером восприятия другого мира, где господствует простота и правда, любовь к человечеству.
Отношения Платона Каратаев и Пьера Безухова развивались в романе совсем ненадолго. Из-за обострившейся болезни, Каратаева расстреляли французы.
Солдат незаметно ушел из жизни, а Пьер воспринял смерть Каратаева спокойно, как должное.
Платон появился рядом с Пьером, как спаситель, в самый тяжелый момент его жизни и ушел буднично. Но, несмотря на это, личность его столь незаурядна и влияние на судьбу Пьера столь велико, что Каратаева нельзя причислить просто к эпизодическим героям романа.
Недаром годы спустя Пьер часто вспоминал о нем, думал о том, что бы сказал Платон по поводу того или иного события, "одобрил-бы или не одобрил". Встреча этих двух героев во многом определила дальнейшую судьбу графа Пьера Безухова и показала величайшую мудрость русского народа, воплощенную в облике солдата Платона Каратаева

Текст из ЕГЭ

(1)Чаще всего человек ищет свою мечту, но бывает и так, что мечта находит человека. (2)Как болезнь, как вирус гриппа. (З)Вроде бы никогда Колька Велин не смотрел на небо, затаив дыхание, и голоса птиц, реявших в голубой вышине, не заставляли трепетать его сердце. (4)Он был самым обыкновенным учеником, в меру усидчивым и старательным, в школу ходил без особого задора, на уроках был тише воды, любил рыбачить…

(5)Всё переменилось мгновенно. (6)Он вдруг решил, что станет лётчиком. (7)В глухой, далёкой деревне, где до ближайшей станции больше ста километров, где любая поездка становится целым путешествием, сама эта мысль казалась безумием. (8)Жизненная стезя каждого человека здесь была ровной и прямой: после школы мальчики получали права на управление трактором и становились механизаторами, а самые смелые оканчивали водительские курсы и работали в селе шофёрами. (9)Ездить по земле - вот удел челове‐ ка. (10)А тут летать на самолёте! (11)На Кольку смотрели как на чудака, и отец надеялся, что вздорная идея как-нибудь сама собой улетучится из головы сына. (12)Мало ли чего мы хотим в молодости! (13)Жизнь - жестокая штука, она всё расставит по своим местам и равнодушно, как маляр, закрасит серой краской наши пылкие мечты, нарисованные в юности.

(14)Но Колька не сдавался. (15)Ему грезились серебристые крылья, несущие его над влажным снегом облаков, и густой упругий воздух, чистый и холодный, как родниковая вода, наполнял его лёгкие. (16)После выпускного вечера он отправился на станцию, купил билет до Оренбурга и ночным поездом поехал поступать в лётное училище.

(17)Проснулся Колька рано утром от ужаса. (18)Ужас, будто удав, сдавил его окоченевшее тело холодными кольцами и впился своей зубастой пастью в самую грудь. (19)Колька спустился с верхней полки вниз, посмотрел в окно, и ему стало ещё страшнее. (20)Деревья, выступавшие из полумглы, тянули к стёклам кривые руки, узкие просёлки, словно серые степные гадюки, расползались по кустам, и с неба, заполненного до краёв клочьями ободранных туч, фиолетово-чёрной краской стекал на землю сумрак. (21)Куда я еду? (22)Что я там буду делать один? (23)Кольке представилось, что сейчас его высадят и он окажется в беспредельной пустоте необитаемой планеты… (24)Приехав на вокзал, он в тот же день купил билет на обратную дорогу и через два дня вернулся домой. (25)К его возвращению все отнеслись спокойно, без издёвки, но и без со‐ чувствия. (26)Денег, потраченных на билеты, немного жаль, зато съездил, посмотрел, проверил себя, успокоился, теперь выбросит из головы всякий вздор и станет нормальным человеком. (27)Таковы законы жизни: всё, что взлетело вверх, рано или поздно возвращается на землю. (28)Камень, птица, мечта - всё возвращается назад…

(29)Колька устроился в лесхоз, женился, сейчас растит двух дочек, в выходные ходит на рыбалку. (30)Сидя на берегу мутной речушки, он смотрит на бесшумно летящие в небесной вышине реактивные самолёты, сразу определяет: вот «МиГ», а вон «Су». (31)Сердце его стонет от щемящей боли, ему хочется повыше подпрыгнуть и хотя бы разок глотнуть той свежести, которой небо щедро поит птиц. (32)Но рядом сидят рыбаки, и он пугливо прячет свой взволнованный взгляд, насаживает червячка на крючок, а потом терпеливо ждёт, когда начнёт клевать.

(По С. Мизерову)

Вступление

Что такое мечта? Это желание, это цель, которая придает жизни смысл или просто лелеет наше самолюбие, делает существование более привлекательным.

Можно ли жить без мечты? Несомненно, да. Но зачем? Просто по накатанной проводить дни? Вставать утром, завтракать, идти на работу, ужинать и вновь ложиться спать? Это страшно, но в действительности чаще всего происходит именно так. Даже имея мечту – то, без чего жизнь утратит смысл – мы порой забрасываем ее в далекий ящик, покрываем слоем мелочных ежедневных проблем, потребностей и обязанностей.

Другими словами, очень часто, столкнувшись с действительностью, мечта забывается.

Проблема

Именно об этом говорит С. Мизеров в предложенном тексте. Он поднимает проблему столкновения главной в жизни мечты с обыденностью, с привычным существованием.

Комментарий

Начинается текст с утверждения автора о том, что многие люди пытаются найти свою мечту, а многих мечта находит сама. Так получилось и с Колькой Велиным, обычным деревенским мальчиком. Он был обыкновенным подростком, без особого энтузиазма посещающим школу, отличающимся примерным поведением и любящим рыбачить.

Неожиданно для себя самого ему захотелось стать летчиком, подниматься ввысь на самолете, преодолевать необъятные небесные пространства. Но для глухой деревеньки его желания казались безумными. Для всех деревенских мальчиков судьба была предрешена: после окончания школы они получали права на управление трактором и становились механизаторами. Самым смелым удавалось выбиться в шоферы.

Отец Кольки надеялся, что мечты о полетах – ребячество, и спустя время сын одумается и пойдет по правильному пути, ведь жизнь все расставляет по своим местам. Под ее гнетом гибнут самые яркие юношеские мечты. Однако Колька не сдавался и, окончив школу, купил билет в Оренбург и отправился навстречу мечте – поступать в летное училище. Но проснувшись в одиночестве, юноша почувствовал леденящий кровь ужас.

Он не понимал, куда и зачем едет, ему стало казаться, что вот-вот его выставят из поезда, и он окажется один на всем белом свете в совершенно незнакомом месте. Этот страх заставил его купить обратный билет, едва он прибыл на место назначения.

В деревне его встретили спокойно, без насмешек и издевок. Родные понимали, что для мальчика это было испытанием, где он попробовал свои силы, оценил возможности. Теперь он успокоится и выбросит из головы всякий вздор.

Так и случилось. Колька начал работать, обзавелся семьей, по выходным ходил на рыбалку. Но когда видел летящий в небе самолет, его сердце сжималось, и хотелось прыгать, чтобы хоть немного глотнуть высоты и свободы. Но глядя на сидящих рядом рыбаков, он прятал взволнованный взгляд и продолжал ждать клева.

Авторская позиция

Автор повествует о том, что мечта погибает под гнетом реальности, что жизнь равнодушно расставляет все по своим местам. Главный закон жизни, по мнению С. Мизерова, заключается в том, что все, взлетевшее вверх, обязательно возвращается на землю: и камень, и птица, и мечта.

Своя позиция

Аргумент №1

Как невозможным это оказалось для героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Попав в раннем возрасте в плен к русским, мальчик, названный Мцыри, всегда мечтал о возвращении на родину в горы, мечтал о свободе. Повзрослев, он сбежал из монастыря, и несколько дней на свободе стали самыми счастливыми моментами в его жизни.

Однако, после борьбы с барсом юноша заблудился и снова вышел к стенам монастыря, которые были для него тюрьмой, и вскоре умер.

Аргумент №2

Не совпали мечты с действительностью и у героя романа И. Гончарова «Обломов». Илья Ильич мечтал о счастливой спокойной жизни в любви, но на деле он оказался неспособным выстроить это самое счастье из-за неумения жить.

Заключение

Можно много мечтать, но очень важно не забывать о реальности. Действительность жестока и способна поломать самые лучшие ожидания. Чтобы мечта имела возможность осуществиться, нужно много и упорно работать для этого, обладая соответствующими силами и возможностями.

аргументы к сочинению

Проблема мечты и её воплощения в жизнь нередко становится центральной в произведения художественной литературы.

Так, мечтает помещик Манилов

Но мечты его не имеют ни малейшей связи с реальностью, да и воплощать их некому, т.к. герой больше лежит на диване, переложив все хозяйственные дела на приказчика. Например, Манилов воображает себе подземный ход от дома или мост через пруд, на котором будут располагаться купеческие лавки с разными товарами. И в это же автор показывает нам, что этот самый пруд давно заброшен и зарос тиной. За клумбами вокруг дома никто не ухаживает, и вместо умиротворения и радости, они, как и заброшенный пруд, вызывают у взглянувшего на них лишь печальный вздох. Сам дом Манилова неуютен, он стоит на возвышенности, продуваемый всеми ветрами. Но герой уже представляет себе, как он построит другой дом, с таким высоким бельведером, что с него будет видно даже Москву, станет пить вечерами чай на балконе и предаваться разговорам о приятных предметах. Гоголь множеством художественных средств показывает нам, что мечтам героя никогда не воплотиться в реальность. Например, бесплодность его мечтаний подчеркивает такая деталь, как заложенная на четырнадцатой странице книга, которую хозяин читает уже года два, а также имена его сыновей – Алкид и Фемистоклюс – в честь древнегреческих героев.

В отличие от Манилова у главного героя поэмы – Павла Ивановича Чичикова – есть огромное желание реализовать свою мечту. Но мечта его исключительно материального характера: он хочет разбогатеть. Герой хорошо запомнил наставление своего отца, данное ему ещё в детстве, о том, что надо беречь и копить «копейку». И Чичиков, пытаясь приблизиться к своей цели, не обращает внимания на средства. Он затевает смелую аферу с покупкой мёртвых душ, обманывает, льстит, подкупает, в общем, проявляет «чудеса предприимчивости».

Предаётся мечтам, лежа на диване, и другой герой –

Неглупый, добрый, разбирающийся в психологии людей, мечтающий о прекрасной жизни для себя и своих близких, Обломов поражён, по высказыванию Н. Добролюбова, страшной болезнью, которой были подвержены многие люди дворянского сословия, – «обломовщиной». Действительно, герой знает цену людям, видит их истинные устремления, которые зачастую направлены лишь на добывание чинов, званий, наград, «тёплых местечек» на службе. Отсутствием высокой цели в жизни этих людей объясняет Обломов пустоту в их душах, равнодушие ко всему. Он называет «членов света и общества» мертвецами, спящими людьми, говорит, что они спят всю жизнь сидя. И этим оправдывает своё бездействие и лежание на диване. По Обломову, лучше лежать, чем проводить жизнь в бессмысленной суете. Недаром уже упомянутый нами Н. Добролюбов называл Илью Ильича человеком чего-то ищущим, о чём-то думающем, по словам критика, Обломов не тупая и апатичная натура. Несмотря на всё это, мечтаниям героя об обновлённом поместье, счастливой жизни в окружении любящих жены, детей и друзей не суждено сбыться: не приученный с детства к труду, т.к. все блага жизни доставались Обломову благодаря дворянскому титулу и вольностям, дарованным этому сословию, герой не в силах побороть свою лень. Он целые дни проводит в полудрёме, составляя вот уже который год проект обновления усадьбы, его страшит переезд на другую квартиру, он не в силах отказать от дома никчёмным людям, типа Алексеева или Тарантьева, желающим лишь пообедать за его счёт или одолжить денег. Только один человек выбивается из этого окружения. Это Андрей Штольц, друг детства, с которым главный герой провёл прекрасные годы учёбы, именно с ним всегда делился своими мечтами и взглядами на жизнь. Лишь ему Обломов открывался с лучшей стороны. В отличие от Ильи Ильича Андрей Штольц – человек очень целеустремлённый. По рождению он не был дворянином, отец его служил управляющим в соседнем с Обломовкой поместье и с детства приучал сына помогать ему вести дела, сделал его репетитором в своём пансионе и платил за это небольшое жалованье. Желание добиться чего-то в жизни толкало Штольца к бесконечному труду, самообразованию. Не имея никакой протекции, Андрей лишь благодаря собственным усилиям, достиг значительного положения в обществе, получил чин надворного советника, который дал ему право стать дворянином. Свою мечту – завоевать положение в обществе – Штольц реализовал, но, став богатым и уважаемым, герой не перестал быть хорошим человеком. Он по-прежнему считал труд неотъемлемой частью жизни, занимался наукой, много путешествовал, занимался усовершенствовал своих предприятий. Но, главное, остался хорошим другом. Так, герой помогал Обломову, заботясь о его хозяйственных делах, а кроме того, пытаясь хоть как-то расшевелить главного героя, заставлял читать, выводил в общество, знакомил с интересными людьми.

Мечтает о любви и семейном счастье и главная героиня

Но в семье своего мужа Катерина Кабанова видит лишь лицемерии и тиранию. Все в доме страшатся свекрови Катерины – Кабанихи. Муж главной героини боится мать до смерти, не смея сказать ни слова против, тем более заступиться за жену. Катерина же стремится жить не по уставам Домостроя, а по велению сердца. Ища защиту, поддержку, заботу и нежность, героиня решается на смелый шаг – вступает в связь с другим мужчиной. Катерина надеется, что в этих отношениях почувствует себя счастливой, но её драма заключается в том, что, в отличие от своей золовки Варвары, бегающей тайком на свидания и не мыслящей в этом большого греха, она не может простить себе измены, в которой видит предательство против Бога. Таким образом, Катерина, мечтающая о свободе и счастье, единственная не боится сделать хоть что-то для достижения своей мечты, хотя бы эта мечта стоит ей жизни.

Проблема мечты становится центральной и

Главная героиня – Ассоль – верит, что однажды за ней на корабле с алыми парусами приплывёт прекрасный юноша и заберёт её и её отца Лонгрена. Их семья живёт в небольшой деревушке на берегу моря и кормится лишь тем, что продаёт деревянные игрушки, которые мастерит Лонгрен. Ассоль и её отца не любят жители деревни, обвиняя главу семейства в гибели богатого лавочника. Они изгои, которым мало кто готов помочь, поэтому Ассоль мечтает уехать в прекрасную страну, где люди умеют любить и прощать, а не мечтают лишь о самом примитивном и грубом. И её желание исполняется.

Герой

Данко мечтает о свободе для людей своего племени, ради этого он не жалеет собственной жизни, вырывая сердце из своей груди, чтобы его ярким огнём осветить путь, по которому племя пытается выбраться из непроходимого леса и смрадных болот. Герой делает это, несмотря на то что люди озлобились на него и желают его смерти, не веря, что он сможет выполнить своё обещание и вывести их на волю. Данко любит и жалеет людей, поэтому и мечта его связана с ними, с лучшей жизнью для них, именно поэтому он без сожаления жертвует собой.

Проблема стремления к мечте становится центральной и

У маленькой девочки Зои есть одна мечта: она хочет стать танцовщицей. Но жизнь сурова к героине, и в танцевальный кружок её не берут, потому что она не подходит по физическим параметрам. Зойка, так зовут её все окружающие, не оставляет своей мечты, она танцует просто так, устраивает любительские спектакли в коммунальной квартире, где, несомненно, является самой талантливой. Впоследствии она доказывает экзаменационной комиссии в театральном училище, что достойна стать артисткой. Для этого девушке потребовалось, по её словам, «залезть на стену», т.е. изобразить перед педагогами ситуацию залезания на высокую стену. Уже позднее, когда она стала прекрасной танцовщицей и получила известность, на все вопросы, как ей удалось достичь своей мечты, героиня отвечала: «Просто я очень хотела танцевать!..»

  • А.С. Пушкин - роман в стихах «Евгений Онегин» . В ро­мане «Евгений Онегин» в лице Ленского и Онегина поэт пред­ставляет нам дватипалюдей: романтика-идеалиста и реалис- та-скептика. Эти герои обладают полярным мироощущени­ем, противоположными взглядами на жизнь. Онегин - пресыщен, жизнью ^ трезво оценивает людей, ситуацию, жиз­ненный опыт довлеет над ним, не давая порой возможности разобраться в собственной душе. Ленский же, напротив, юн, лишен отягощающего жизненного опыта, к тому же поэт, меч­татель, то есть склонен идеализировать мир. Возможно, по­тому-то и сходятся они в конце концов в кровавом поединке, исходом которого становится смерть Ленского. Как отмеча­ли критики, автор понимал, что такому человеку «нечего де­лать в России, и убил его рукою Онегина» (Герцен). Таким образом, у Пушкина мечта не выдержала соприкосновения с реальностью.

А.М. Горький - пьеса «На дне». Проблема противостоя­ния мечты и реальности - центральная проблема пьесы A.M. Горького «На дне». Героем, вносящим в жизнь окружа­ющих мечту, является в пьесе Лука. Образ Луки в пьесе нео­днозначен, двойствен. Он тонкий психолог, умный, наблюда­тельный, имеющий огромный жизненный опыт. Идейную по­зицию героя раскрывает рассказ Луки о двух грабителях и его притча о «праведной земле». Идейные противники Луки - это Бубнов, Барон и Сатин. Однако если Бубнов и Барон - это циничные реалисты, то Сатин искренне верит в человека, в его дух и внутреннюю силу. Каково же влияние «пропове­дей» Луки на судьбы ночлежников? Он способствует зарож­дению в жизни персонажей надежды (Анне обещает обрете­ние желанного покоя после смерти, Актеру говорит о бесплат­ной лечебнице для алкоголиков, Ваське Пеплу - о возможно­сти начать новую жизнь в Сибири, поддерживает романтическую историю Наташи о любви). И сами герои в финале пьесы изме­няются. Критики отмечали ту атмосферу человечности, всеоб­щего воодушевления, которая воцаряется в ночлежке. Щедр и добр к людям Клещ, Барон впервые задумывается над жиз­нью, Бубнов угощает всех, и звучащая песня объединяетлю- дей. Но все испортила смерть Актера. И это уже трагическое столкновение мечты и реальности. Остальным также не уда­ется воплотить мечту в реальность. Васька Пепел следует в Сибирь на каторгу, Настя, верящая в романтическую любовь, уличает во лжи Барона, Анна умирает. Однако только ли на Луку автор возлагает ответственность за происходящее? Ка­кова авторская позиция в пьесе? Отметим критический взгляд автора на социальное устройство российского общества, на­личие у героев внутренних конфликтов (страх перед жизнью, слабая воля, леность души, боязнь перемен). Автор не поддер­живает открыто ни позицию Луки, ни позицию Сатина. Он ставит в пьесе один из вечных вопросов, призывая зрителя к размышлению и к собственной оценке. Безусловно, Горький- реалист выступает за человеческое мужество и веру в собствен­ные силы. Однако Горький-романтик высоко ценил способ­ность человека к мечте. Именно поэтому критики писали, что образ Луки более удался писателю, нежели образ Сатина (В. Ходасевич). Также критики отмечали определенное «родство» этих персонажей. В финале пьесы именно Сатин защищает Луку. Таким образом, герои A.M. Горького отражают двой­ственность, противоречивость натуры самого писателя. Сам же автор оставляет этот вопрос открытым.

А. Грин - феерия «Алые паруса». Воплотившаяся мечта - это основа сюжета А. Грина. Маленькая девочка Ассоль дер­жит в руках игрушку - кораблик с алыми парусами, и он у Грина становится символом сбывшихся надежд, счастья, по­беды добра над злом. Мир, в котором живет девочка, жесток и мрачен, ее окружают обыватели, а в их жизни нет места мечте. Дети не хотят играть с Ассоль, дразнят ее, взрослые считают деревенской дурочкой, чудачкой, над ней подсмеиваются. И девочка уходит от грубой, серой реальности. Сказочник Эгль предсказывает ей встречу с принцем, плывущим на па­руснике с алыми парусами, и она искренне верит в это. В фина­ле капитан Грей, полюбив девушку, дарит ей детскую мечту - парусник с алыми парусами. А потом он скажет замечатель­ные слова: «Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками».