Биография леонида андреева. Урок литературы с использованием презентации на тему "Страницы биографии Л.Андреева

Ефросиния Емельяновна Чехова. Флигель Чехова. Чехов-писатель, врач. Смерть. Талант пародиста. Детство, юность, молодые годы. Начало творчества. Ольга Леонардовна Книппер. Отец, Павел Егорович Чехов. Своеобразие пьес. Павел Егорович Чехов. Михаил Емельянович Чехов. Антон Павлович Чехов. Чехов издавал юмористические журналы, придумывал подписи к рисункам. Биография. Поздние годы. Творчество. Могила Чехова.

«Джордж Гордон Байрон» - Джордж Байрон родился 22 января 1788 года в Лондоне. Краткая биография. Байрон отважился подписаться собственным именем. Книги представляют творчество английского поэта. «В альбом». О писателе. В биографии Джорджа Гордона Байрона было издано несколько поэм. Джордж Гордон Байрон. George_Gordon_Byron. Джордж Ноэль Гордон Байрон.

«Творчество Брюсова» - Характеристика героя. Творческий путь. В 1919 году становиться заместителем, а позже заведующим. Нет ничего в мире, что может поддержать человека. Пробует писать стихи в духе японского и китайского стихосложения. Сборники послереволюционных лет. Основные черты произведений. Направления в поэзии. И вновь, и вновь твой дух таинственный в глухой ночи, в ночи пустой. Брюсов. Содержание. Сборники стихов.

«Антоновские яблоки» - Антоновские яблоки. В четвёртой - описывается ноябрьский день мелкопоместных людей. Одно из наиболее ранних прозаических произведений Бунина. Антоновские яблоки - повесть, написанная Иваном Алексеевичем Буниным и впервые опубликованная в 1900 году. Но постепенно писатель начал думать о создании прозаических произведений, наподобие «Антоновских яблок». История создания. Сюжет. В третьей описывается охота его со своим шурином, Арсением Семёнычем, а также наступление зимы.

«Поэзия Великой Отечественной войны» - Музейная экспозиция. Газета. О. Бергольц. Ветераны. Лирический герой. Языковые средства в стихотворении А.Суркова «Землянка». А.Твардовский. Жанры. Тема Родины. Н.Присекин «Севастопольцы». Языковые средства. А.Сурков. Вероника Тушнова. Стихотворный эпос. Коган Павел Давыдович. Кульчицкий Михаил Валентинович. П.Корин «Северная баллада». Березы. Поэзия Великой Отечественной войны. Муса Джалиль. Характеристика бойца.

«Улицкая «Дочь Бухары»» - Отношение окружающих к Бухаре. Противоречия в рассказе. Символы. Труд. Судьба. Ключевые слова. Человек. Плакат. Тайна Бухары. Быстрота. Знаки со значением категоричности. Знаки со значением принятия. Жизнь и творчество. Знаки со значением открытости. Антитеза. Знаки со значением отрицания. Вечные ценности в рассказе. Людмила Улицкая. Пришелица. Знак.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Учитель литературы МБОУ Видновской СОШ №6 Протасова И.И.

12 сентября 1919 года в Финляндии, в деревне Нейвола, в возрасте 48 лет умер знаменитый русский писатель Леонид Андреев. Совсем близкая - рукой подать - Россия, всего несколько лет назад следившая за каждым шагом этого человека, самого последнего его шага как будто и не заметила. Граница, обозначившая в 1918 году независимость Финляндии, оказалась почти непроницаемой, и долго еще в прессе сменяли друг друга подтверждения и опровержения печальной вести.

В 1930 году вышел последний сборник рассказов Л. Андреева, а потом - долгие годы умолчания.

Второе "открытие" творчества Леонида Андреева, как части всей предреволюционной литературы, произошло в нашей стране в 1956 году, с выходом сборника "Рассказов". Открытие это продолжается уже больше тридцати лет, но и нынешнее шеститомное собрание сочинений - лишь этап постижения этого замечательного писателя.

Андреев, Леонид Николаевич родился 9(21) августа в Орле в 1871 году. Детство Леонид помнит "ясным, беззаботным". В шесть лет научился читать "и читал чрезвычайно много, все, что попадалось под руку".

Учился в Орловской классической гимназии (1882-91) и, по собственному указанию в небольшой автобиографии, "учился скверно, в седьмом классе целый год носил звание последнего ученика и за поведение имел не свыше четырех, а иногда три". Уже в гимназии Андреев открыл в себе дар слова: списывая задачки у друзей, он взамен писал за них сочинения, с увлечением варьируя манеры. Склонность к стилизации проявилась потом и в литературных опытах, когда, разбирая произведения известных писателей, он старался подделываться "под Чехова", "под Гаршина", "под Толстого".

Но в гимназические годы Андреев о писательстве не помышлял и всерьез занимался только... рисованием. Однако в Орле никаких возможностей учиться живописи не было, то "все дело ограничилось бесплодным дилетантизмом". И не раз потом сокрушался уже известный писатель о неразвитом своем таланте художника,- таланте, то и дело заставлявшем его бросать перо и браться за кисть или карандаш. Портрет матери, выполненный Леонидом Андреевым в 1910 году и в 1913 году подаренный брату Павлу.

Помимо рисования, орловской природы и уличных боев, жизнь Андреева-гимназиста заполняли книги. Увиденные на окрестных улицах персонажи пока еще даже не задуманных рассказов - Баргамот и Гараська, Сазонка и Сениста ("Гостинец"), Сашка ("Ангелочек") и другие - жили в сознании будущего писателя вместе с героями Диккенса, Жюля Верна, Майна Рида...

Окончив гимназию, Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета. К этому времени материальные условия семьи чрезвычайно ухудшились. Отец умер, и пришлось сильно нуждаться, даже голодать. На эту тему написан первый рассказ - "о голодном студенте. Я плакал, когда писал его, а в редакции, когда мне возвращали рукопись, смеялись".

Литературный дебют - рассказ "В холоде и золоте" (ж. "Звезда", 1892, № 16).

Неожиданно получил предложение знакомого адвоката о месте судебного репортера в газете "Московский вестник" для написания очерков "Из залы суда". И спустя несколько дней после предложения о сотрудничестве Андреев принес в редакцию свой первый судебный отчет. "Он был написан хорошим литературным языком, очень живо... Не было никакого шаблонного вступления о том, что тогда-то происходило заседание, а прямо начинался обвинительный акт, изложенный в виде рассказа"- вспоминал сотрудник "Московского вестника". Совмещал защиту в суде с анонимной публикацией в журнале. В тёс же, довольно быстро закрывшемся "вследствие финансового худосочия", Андреев публикует рождественский очерк "Что видела галка" и оставляет (так целиком никогда и не напечатанную) сказку "Оро". Л.Андреев. Художник Серов

Получив признание как талантливый репортер, буквально через два месяца, 6 ноября 1897 года, он уже перешел давать отчеты в только что основанную московскую газету в газету "Курьер". Андреев вскоре начинает печатать в "Курьере" фельетоны, которые подписывает "James Lynch" и "Л.- ев" и рассказы.

Для пасхального номера 1898 года по просьбе редакции был написан "под влиянием Диккенса", которого очень любил, перечитывал "раз десять"; рассказ "Баргамот и Гараська". Он решил судьбу Андреева.: на него обратил внимание Максим Горький. Молодые писатели сблизились и вместе с некоторыми другими начинающими писателями - Скитальцем, Буниным, Телешовым, и певцом Шаляпиным - образовали тесное литературно-артистическое содружество.

Горький помог Андрееву советами и делом и ввел его в книгоиздательское товарищество "Знание", учрежденное группой молодых писателей с целью поддержания и развития социально-реалистических традиций русской литературы 19 века.

Уже в сентябре в популярном петербургском "Журнале для всех", появляется "Петька на даче". Еще раньше в "Нижегородском листке" печатается "Памятник"; завязываются отношения Андреева с журналом "Жизнь"- его произведения попадают в самый широкий, демократический круг российского чтения.

Литературные дебюты Андреева совпали с эпохой огромных успехов Максима Горького, когда публика восторженно стала верить в нарождение новых талантов и жадно раскупала все, что давало какое-нибудь основание предполагать появление свежего дарования. Бросилась она и на небольшую книжку Андреева, которая в короткое время разошлась в нескольких десятках тысяч экземпляров. Критики самых разнообразных направлений, в том числе Михайловский, отнеслись к молодому писателю как к литературному явлению серьезного значения. Уже в этом первом сборнике достаточно определенно обозначились общее направление творчества и литературная манера.

Сюжеты Андреев почти не выдумывал - он просто умел их выделить из происходящего вокруг. Растаявший ангелочек, чиновник по прозвищу Сусли-Мысли у своего окна, ницшеанец Сергей Петрович, загадочное самоубийство дочери священника ("Молчание"), купец Кошеверов и дьякон Сперанский ("Жили-были"),- все это было "на самом деле". Но мог ли говорить в действительности подсмотренный Андреевым "маленький человек" о том, "какая это странная и ужасная вещь жизнь, в которой так много всего неожиданного и непонятного"? Едва ли, например, герою рассказа "У окна", оберегавшему свой убогий душевный покой даже от книг, могло прийти в голову самоуничижительно-ницшеанское: "Писк один несется от растоптанных, да никто и слышать его не желает. Туда им и дорога!" Однако именно такого рода "тяжелая, мучительная работа" ("Ангелочек") происходила в головах самых заурядных людей под испытующим взглядом Л. Андреева.

В 1907 – 1910 гг. начинает активно сотрудничать с модернистскими альманахами издательства "Шиповник". Л.Андреев. Художник И.Репин.

Повесть "Красный смех " (1904), написанная в разгар русско-японской войны, оказалась самой заметной из подобных его творческих "неудач"; как и некоторые драматические произведения Андреева ("Жизнь человека", "Царь Голод"), она впоследствии дала повод причислить этого писателя к экспрессионистам, которые приблизительно в то же время заявили о себе в Германии. Но в данном случае сходство было только стилевое; "вопли нужды", возведенные немецкими художниками в ранг эстетической программы, для Андреева не были самоцелью. Он был глубже них,- он просто не находил обычных слов, когда писал о том, что "земля сошла с ума": похожая на голову, "с которой содрали кожу", с мозгом, красным "как кровавая каша", она кричит и смеется; "это красный смех".

Октябрьской революции Андреев не принял. Он жил в это время с семьей на даче в в деревне Нейвала близ Мустамяки (Финляндия) и в декабре 1917 после получения Финляндией самостоятельности оказался в эмиграции. Там пером публициста обличал коммунистическое засилье на родине. Его последнее произведение, незаконченный роман-памфлет «Дневник Сатаны» опубликован в 1921 году.

«…Леонид Андреев, который жил в писателе Леониде Николаевиче, был бесконечно одинок, не признан и всегда обращен лицом в провал черного окна. В такое окно и пришла к нему последняя гостья в черной маске - смерть". Блок А.А. «Памяти Леонида Андреева».

В 1956 г. его останки были перезахоронены в г. Ленинграде на Литераторских мостках Волковского кладбища.

21 августа 1991 года, в день 120-летнего юбилея Леонида Андреева, в доме на Пушкарной улице в Орле открылся музей. Экспозиция посвящена детским и юношеским годам жизни писателя. Дом, сохранившийся до наших дней почти в своем первозданном виде, помогает понять, как из маленького «пушкаря» Леонид Андреев стал одним из самых популярных писателей начала XX века.

К сожалению, в экспозиции музея сохранилось мало подлинников. Но самый красивый экспонат-рояль семьи Андреевых, после многих приключений был возвращен в дом.

Бюст русского писателя Л.Н. Андреева у здания юридического факультета Орловского Государственного университета

ТОЛСТОЙ И ЛЕОНИД АНДРЕЕВ Фотография В. Ф. Булгакова, 22 апреля 1910 г., Ясная Поляна Институт русской литературы АН СССР, Ленинград

Рассказы «Ангелочек» (1899) «Баргамот и Гараська» (1898) «Бездна» (1901, стал основой одноименной оперы В.Ребикова, 1907) «Бен-Товит» (1905) «Большой шлем» (1899) «В подвале» (1901) «В тёмную даль» (1900) «Герман и Марта» (1914) «Город» (1902) «Губернатор» (1905) «Два письма» (1916) «Елеазар» (1907) «Жертва» (1916) «Жили-были» (1901) «Земля» (1913) «Иван Иванович» (1908) «Из жизни штабс-капитана Каблукова» (1898) «Из рассказа, который никогда не будет окончен» (1907) «Иностранец» (1901) «Красный смех» (1904) «Кусака» (1901) «Марсельеза» (1905) «Мельком» (1899) «Мои записки» (1908) «Молчание» (1900) «Мысль» (1902) «Нет прощения» (1904) «Он» (1913) «Ослы» (1915) «Петька на даче» (1899) «Полёт» (1913) «Правила добра» (1911) «Предстояла кража» (1902) «Рассказ змеи о том, как у неё появились ядовитые зубы» (1910) «Рассказ о Сергее Петровиче» (1900) «Рассказ о семи повешенных» (1909) «Случай» (1901) «Стена» (1901) «Так было» (1906) «Тьма» (1907) «У окна» (1899) Пьесы «Анатэма» (1909) «Анфиса» (1910) «Дни нашей жизни» (1909) «Жизнь человека» (1907) «К звёздам» (1906) «Савва» (1907) «Царь Голод» (1908) «Gaudeamus» (1910) Романы и повести «Дневник Сатаны» (1919) - не окончен «Жизнь Василия Фивейского» (1903) «Иго войны» (1916) «Иуда Искариот» (1907) «Сашка Жегулёв» (1911)


Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Семья Андреев, Леонид Николаевич родился 9(21) августа в Орле в 1871 году на 2-й Пушкарной улице. Отец его, Николай Иванович, сын по крови предводителя дворянства и крепостной девушки; мать, Анастасия Николаевна - из семьи разорившегося польского помещика. Они тогда только-только выбрались из нищеты: землемер-таксатор Андреев получил место в банке, приобрел дом и начал обзаводиться хозяйством. Детство Леонид помнит "ясным, беззаботным". В шесть лет научился читать "и читал чрезвычайно много, все, что попадалось под руку".

Слайд 3

Описание слайда:

Обучение в гимназии. Учился в Орловской классической гимназии (1882-91) и, по собственному указанию в небольшой автобиографии ("Журнал для всех", 1903, № 1), "учился скверно, в седьмом классе целый год носил звание последнего ученика и за поведение имел не свыше четырех, а иногда три". Уже в гимназии Андреев открыл в себе дар слова: списывая задачки у друзей, он взамен писал за них сочинения, с увлечением варьируя манеры. Склонность к стилизации проявилась потом и в литературных опытах, когда, разбирая произведения известных писателей, он старался подделываться "под Чехова", "под Гаршина", "под Толстого". Но в гимназические годы Андреев о писательстве не помышлял и всерьез занимался только... рисованием. Однако в Орле никаких возможностей учиться живописи не было, то "все дело ограничилось бесплодным дилетантизмом«...

Слайд 4

Описание слайда:

Обучение в гимназии. Под этими влияниями, лет с 15 - 16 стал мучиться "проклятыми вопросами" до такой степени, что, желая испытать "судьбу", лег на рельсы. "Судьба" оказалась благосклонной. Паровоз имел на этот раз высоко поднятую топку, и промчавшийся над юношей поезд не причинил ему вреда. В старших классах гимназии начались бесчисленные любовные увлечения Андреева. Впрочем, слово "увлечение" не дает представления о той роковой силе, которую он с юности и до самого последнего дня ощущал в себе и вокруг себя. Любовь, как и смерть, он чувствовал тонко и остро, до болезненности. "Как для одних необходимы слова, как для других необходим труд или борьба, так для меня необходима любовь,- записывал Л. Андреев в своем дневнике.- Как воздух, как еда, как сон - любовь составляет необходимое условие моего человеческого существования".

Слайд 5

Описание слайда:

Обучение в университетах. Окончив гимназию, Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета. К этому времени материальные условия семьи чрезвычайно ухудшились. Отец умер, и пришлось сильно нуждаться, даже голодать. На эту тему написан первый рассказ - "о голодном студенте. Я плакал, когда писал его, а в редакции, когда мне возвращали рукопись, смеялись". Литературный дебют - рассказ "В холоде и золоте" (ж. "Звезда", 1892, № 16). В 1893, исключённый за неуплату из Петербургского университета, перевёлся на юридический факультет Московского университета в котором "материально жилось лучше": помогали товарищи и комитет". Но "в других отношениях" он "с большим удовольствием вспоминает Петербургский университет".

Слайд 6

Описание слайда:

Начало карьеры писателя. "Соприкосновение с печатным станком" состояло поначалу в том, что Андреев поставлял в "Отдел справок" газеты "Русское слово" копеечные материалы в несколько строк: "Палата бояр Романовых открыта по таким-то дням..." Неожиданно получил предложение знакомого адвоката о месте судебного репортера в газете "Московский вестник" для написания очерков "Из залы суда". И спустя несколько дней после предложения о сотрудничестве Андреев принес в редакцию свой первый судебный отчет. "Он был написан хорошим литературным языком, очень живо... Не было никакого шаблонного вступления о том, что тогда-то происходило заседание, а прямо начинался обвинительный акт, изложенный в виде рассказа"- вспоминал сотрудник "Московского вестника". Совмещал защиту в суде с анонимной публикацией в журнале. В тёс же, довольно быстро закрывшемся "вследствие финансового худосочия", Андреев публикует рождественский очерк "Что видела галка" и оставляет (так целиком никогда и не напечатанную) сказку "Оро".

Слайд 7

Описание слайда:

Товарищество писателей. Для пасхального номера 1898 года по просьбе редакции был написан "под влиянием Диккенса", которого очень любил, перечитывал "раз десять"; рассказ "Бергамот и Гараська". Он решил судьбу Андреева: на него обратил внимание Максим Горький. Молодые писатели сблизились и вместе с некоторыми другими начинающими писателями - Скитальцем, Буниным, Телешовым, и певцом Шаляпиным - образовали тесное литературно-артистическое содружество. Горький помог Андрееву советами и делом и ввел его в книгоиздательское товарищество "Знание", учрежденное группой молодых писателей с целью поддержания и развития социально-реалистических традиций русской литературы 19 в.

Слайд 8

Описание слайда:

Расцвет Карьеры. Внимание большой публики Андреев обратил на себя в "Жизни" 1901 года рассказом "Жили-были". В том же году, в сентябре вышел первый том рассказов в петербургском издательстве "Знание" на средства А.М. Горького, куда вошли «Маленький ангел», «Большой шлем», «Ложь», «Молчание» и «Жили-были». За связь с оппозиционным студенчеством Московского университета в январе 1902 Андреев обязывается полицией дать подписку о невыезде, а 10 февраля этого же года в церкви Николы Явленского на улице Арбат состоялось венчание Андреева с А.М. Велигорской - внучатой племянницей Т.Г. Шевченко; посажёным отцом был Н.Д. Телешов.

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

С января 1903 стал членом ОЛРС, общества любителей российской словесности при Московском университете. С января 1903 стал членом ОЛРС, общества любителей российской словесности при Московском университете. Часть лета 1903 провёл на даче Добровых в Бутове под Москвой; с сентября 1903 по ноябрь 1905 жил в Средне-Тишинском переулке в Грузинах, 5-7 (дом сохранился частично), откуда с 19 марта по август 1904 выезжает в Крым, а 10 февраля 1905, в годовщину свадьбы, попадает в Таганскую тюрьму за то, что накануне предоставил свою квартиру для нелегального заседания членов ЦК РСДРП (освобождён 25 февраля под залог, внесённый С.Т. Морозовым, оставаясь под негласным надзором полиции). В том же году Андреев написал рассказ "Губернатор" - отклик на убийство 4 февраля 1905 в Москве эсером П.И. Каляевым московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича. 17 ноября 1905 писатель уехал в Петербург, затем в Германию, где от родов умерла его жена, и на Капри (Италия) к М. Горькому.

Слайд 11

Описание слайда:

Хотя Андреев оставался в горьковском ближнем кругу писателей до 1905. К этому времени относится большая часть его рассказов, в том числе «Смех», «Стена», «Бездна», «Мысль», «В тумане» и «Жизнь Василия Фивейского». Хотя Андреев оставался в горьковском ближнем кругу писателей до 1905. К этому времени относится большая часть его рассказов, в том числе «Смех», «Стена», «Бездна», «Мысль», «В тумане» и «Жизнь Василия Фивейского». Отвращение к ужасам войны отразилось в новелле «Красный смех», написанной во время русско-японской войны 1904-1905. Своей известностью после 1905 Андреев в основном обязан успеху в качестве драматурга. Его первая пьеса «К звездам» появилась в 1905, и до 1917 он издавал не меньше одной пьесы в год. В 1908 поселился в собственном доме в финской деревне Ваммельсу, бывая в Москве лишь наездами в связи с постановкой пьесы "Жизнь человека" в Московском Художественном театре (1907), пьесы "Дни нашей жизни" петербургским Новым театром в Москве и трагедии "Анатэма" в МХТ (1909). В том же году в знак протеста против правительственных репрессий публично отказался участвовать в торжествах по случаю открытия в Москве памятника Н.В. Гоголю. Принял участие в мероприятиях памяти А.П. Чехова в МХТ и побывал на премьере своей пьесы "Анфиса" в театре К.Н. Незлобина (1910), пьесы "Тот, кто получает пощёчины" в московском Драматическом театре и пьес "Gaudeamus" и "Дни нашей жизни" в театре Корша (1915). В декабре этого года Андреев, уже отбывший из Москвы, избран членом редколлегии товарищества "Книгоиздательство писателей в Москве". В 1907 - 10 начинает активно сотрудничать с модернистскими альманахами издательства "Шиповник". Экспонировался в Петербурге в 1913 на "Выставке независимых". Получили одобрение И.Е. Репина и Н.К. Рериха.

Описание слайда:

Невольно – после провозглашения независимости Финляндии, где Андреев Невольно – после провозглашения независимости Финляндии, где Андреев продолжал жить на своей даче, - он оказался в эмиграции. Писатель чувствовал себя «изгнанником трижды: из дома, из России и из творчества» (Письмо Н. К. Рериху, 1919, 4 сент.). С гибнущей Россией «ушло, куда-то девалось, пропало то, что было творчеством» (Там же). Одинокий, преследуемый неотступными болезнями, он считал больницу «наиболее вероятным» путем из оставшихся ему (Письмо Рериху, 1919, 23 авг.). Андреев умер от паралича сердца на даче своего приятеля, писателя Ф. Н. Вальковского, близ Мустамяки. Похоронен вВаммельсу, перезахоронен в 1956 на Литераторских мостках Волкова кладбища в Ленинграде.

краткое содержание презентаций

Краткая биография Леонида Андреева

Слайдов: 12 Слов: 708 Звуков: 0 Эффектов: 0

Биография Леонида Андреева. Сын землемера. Юность. Андреев пытался покончить жизнь самоубийством. Андреев несколько лет работал помощником присяжного поверенного. Выход в 1901 г. сборника «Рассказы» принёс Андрееву широкую известность. Андреев ищет новые средства выразительности. Пессимистические настроения Андреева. Вилла «Аванс». Андреев обратился к публицистике. Писатель скоропостижно скончался от паралича сердца. Яркий представитель Серебряного века. - Краткая биография Леонида Андреева.pptx

Писатель Андреев

Слайдов: 17 Слов: 2916 Звуков: 0 Эффектов: 68

Леонид Николаевич Андреев 9(21) августа 1871 – 12 сентября 1919 гг. Жизнь и творчество. Подойдешь к окну - и убегают фонари Каменноостровского цепью в мокрую даль. Блок А.А. Памяти Леонида Андреева. Семья. Детство Леонид помнит "ясным, беззаботным". Обучение в гимназии. Но в гимназические годы Андреев о писательстве не помышлял и всерьез занимался только... рисованием. Читал очень много, главным образом, беллетристику. В старших классах гимназии начались бесчисленные любовные увлечения Андреева. Обучение в университетах. Окончив гимназию, Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета. - Писатель Андреев.ppt

Биография Андреева

Слайдов: 23 Слов: 1294 Звуков: 0 Эффектов: 56

Леонид Николаевич Андреев. Детство. Мать. В шесть лет научился читать. Учился в Орловской классической гимназии. Гимназические годы. Первая попытка самоубийства. Цитата. Увлечение. Вторая попытка самоубийства. Церковное покаяние. Овдовевшая мать. Талантливый репортет. Андреев и Горький. Семья. Писатель уехал в Германию. Смерть. Творчество. Основные мотивы. Социально-психологические вопросы. Рассказы. Общепризнанный крупный талант. Понравилась презентация. - Биография Андреева.pptx

Жизнь и творчество Андреева

Слайдов: 15 Слов: 1403 Звуков: 0 Эффектов: 0

Леонид Николаевич Андреев. Детство. Юность. Порок сердца. Выпускные экзамены в университете. Первая русская революция. Губернатор. Андреев уезжает на Капри. Первая мировая война. Творчество. Литературный язык Андреева. Рассказы. Город. Пьесы. Романы и повести. - Жизнь и творчество Андреева.pptx

Рассказы Андреева

Слайдов: 17 Слов: 730 Звуков: 0 Эффектов: 117

Мир детей. Основные задачи реферата. Творчество Андреева. Кризис всех сторон русской жизни. Модернистские течения. Дом-музей Леонида Андреева. Эволюция творчества Л.Андреева. Реализм Леонида Андреева. Модернист. Душа детская. Герои рассказов Л.Андреева. Мир детской литературы. Баргамот и Гараська. Рассказ «Валя». Рассказ «Ангелочек». Детский неповторимый мир. Дети восприимчивее взрослых. - Рассказы Андреева.ppt

Иуда Искариот

Слайдов: 30 Слов: 2295 Звуков: 31 Эффектов: 174

Леонид Николаевич Андреев. Рембрандт Харменс ван Рейн. Каноническое представление о предательстве Иуды. Матфей. Образ Иуды в Новом Завете. Предательство - нарушение верности кому-либо или неисполнение долга. Иуда Искариот. У каждого человеческого дела два лица. Внутренний конфликт. Основной парадокс повествования. Основной конфликт. Что лежит в основе предательства Иуды. Что сближает Иуду и Иисуса в глазах автора. Психологический портрет. Кого пытается спровоцировать Иуда. Два варианта исхода этого эксперимента. Иуда Искариот и другие. Богоборческий конфликт. Каков основной мотив произведения. -

Разделы: Литература

Цели и задачи урока:

1. Познакомить с биографией Л. Андреева; помочь учащимся увидеть главный объект изображения в творчестве писателя «бездны» человеческой души.
2. Дать представление о евангельских мотивах в русской литературе и в философской прозе писателя.
3. Вызвать у учащихся стремление ответить на «вечные» вопросы человеческого бытия. Определить причины оригинальной трактовки «вечной» темы в повести «Иуда Искариот».
4. Формировать исследовательские и сопоставительные навыки анализа текста.

Методы и приемы: Урок-исследование, включающий сообщения учителя и учащихся.

Форма: Слайдовая презентация. (Приложение )

Подготовительный этап

Учащиеся готовят заранее индивидуальные задания:

Сообщения о жизни и творческой деятельности Л.Андреева.
- Ответы на вопросы к повести «Иуда Искариот»:

  • В чем своеобразие авторского подхода к изображению Иуды как библейского героя?
  • Как вы понимаете выражение «иудин грех» и что нового внес в осмысление этой темы Л.Андреев?
  • В чем суть конфликта повести и кто такие «другие»?

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока. (1 слайд )

Сегодня мы познакомимся с личностью и творчеством писателя, популярность которого в начале 20 века достигала популярности М.Горького; некоторые критики ставили его даже выше и писали, что как 1880-е годы прошли под знаком Чехова и 90-е - под знаком Горького, так 1990-е годы проходят под знаком Леонида Андреева (Р.И.Иванов-Разумник).

Во всем парадоксален. Известен и несчастен.

Чтение этого писателя - сродни хождению по заминированному полю. (П.Басинский)

Не потому ли Андреев и был полузапрещен в советские годы, что он изображал зло и преступление не как нечто вытекающее из определенного социального строя, но как вневременное, постоянное, присущее вообще людям?

Мы должны быть благодарны писателю, который за нас проделал путь - честного интеллектуального исследования зла - и показал нам «зону», где находиться опасно.

2. Сообщение ученика о жизни Л.Андреева в ранние годы (2 слайд )

Класс делает записи в виде хронологической таблицы.

Рождение, семья, учеба в Орловской гимназии, а затем в петербургском университете, исключение, перевод в Москву. Книги, прочитанные в ранние годы. Литературные подделки «под Чехова», «под Гаршина», «под Толстого». Женитьба, счастливое время, знакомство с М.Горьким и первые произведения. «Среда» - содружество писателей. (3, 4, 5 слайды )

3. Сообщение ученика о расцвете литературной деятельности Л. Андреева (6-7 слайды )

Поездка за границу. Обложки к произведениям Л.Андреева. Жизнь и деятельность Л.Андреева в годы революций. Взгляды, отношение писателя к происходящим событиям. Произведения, написанные в этот период творчества. Неореализм Андреева. (8-9 слайды )

4. Сообщение ученика о ранних рассказах Л.Андреева «Баргамот и Гараська», «Ангелочек», в которых отразилась творческая манера писателя.

5. Сопоставительный анализ евангельского и андреевского Иуды. (10 слайд )

Слово учителя о задачах второй части урока, сформулированных выше.

6. Сообщение ученика о том, как представлен образ Иуды Новом Завете. (11-12 слайды )

Предатель в абсолюте, лишен положительных человеческих качеств, не вызывает сочувствия. Поступок Иуды страшнее, чем предательство толпы, предает ради денег.

В изобразительном искусстве трактовка образа совпадает с библейской.

7. Слово учителя - постановка проблемы.

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся сначала к истории создания повести, воспоминаниям М.Горького, который был свидетелем творческого замысла этого произведения и, конечно, к воспоминаниям самого писателя.

8. Комментарии учителя к слайдам (13, 14, 15 слайды )

Смерть жены, поездка на Капри, общение с Горьким, прочитанное стихотворение Рославлева, натолкнувшее Андреева на создание своей версии всемирно известного сюжета из Библии.

Горький в очерке о Л.Андрееве как раз воспроизводит события тех дней, когда писатель, не читавший в подробностях самого Евангелия, пытается представить свою версию. Безусловно, интерес вызывает точка зрения самого Андреева, которая непосредственно связана с историческими событиями в России.

9. Проблемный вопрос.

Почему об этом произведении забыли? Представим, что Иуда - хороший человек? Страшно? Тогда кто мы? (16-17 слайд)

10. Исседование текста.

Каков Иуда у Л.Андреева? Его портрет, характер, противоречия?

Учащиеся находят в тексте доказательства. (18, 19, 20 слайды )

Во внешности Иуды все двойственно: странный череп, “точно разрубленный с затылка”; лицо, одна сторона которого подвижна, с морщинками, другая - плоская и застывшая; разные глаза - один черный и острый, другой слепой, не смыкающийся, покрытый белесой мутью. “Голос имел переменчивый…то мужественный и сильный, то крикливый, как у старой женщины”.

11. Слово учителя.

Иуда у Андреева явно отличается от традиционного образа из Нового Завета, почему? Проследим мысли и поступки Иуды у Андреева дальше.

Кого пытается спровоцировать Иуда? (21 слайд ) Пойдут ли люди защищать Иисуса? Проверить любовь людей к нему.

Знакомство с картиной Ге «Тайная Вечеря». (22 слайд ) Краткий комментарий.

Каковы возможные исходы задуманного Иудой? Рассмотрим их. (23 слайд )

Удивительно, как Иуда, казалось бы, обезопасил себя от суда, но вот выбор средства для благородной цели каков? Предательство!

Как поступили ученики? Расскажите о казни Иисуса. Чьими глазами она показана? (24 слайд )

12. Сообщение ученика на тему: «Казнь Иисуса». Вывод в сообщении: Иисус выглядит страдающим, любящим, переживающим сильное потрясение.