Чудеса нужно делать своими руками выпускной. Чудеса надо делать своими руками

Чудо своими руками

В свою повесть-феерию Александр Грин вложил символический смысл. «Алые паруса» - это прекрасная детская, а со временем и юношеская мечта, которая непременно должна осуществиться. Способностью самозабвенно мечтать обладает далеко не каждый человек, а умением терпеливо ждать осуществления мечты и вовсе немногие. У сказки Грина счастливый конец, благодаря умению Ассоль мечтать и Артура Грея творить чудеса своими руками. Когда он украшал свой белый корабль алыми парусами, он уже знал, о чем мечтает Ассоль и хотел подарить ей это.

Главная героиня с самого детства ждала прекрасного юношу на белом корабле с алыми парусами и ни на минуту не сомневалась, что так оно и будет. Предсказал ей встречу с Греем старый Эгль - собиратель былин и сказок. Злобные люди, прознав про ее мечту, отпускали всяческие издевки и подтрунивали над бедной девушкой, но Ассоль не обращала на них внимания. Она понимала, что главное - это вера в мечту. К тому же любовь всегда оказывается выше всяких пересуд, злобы, ненависти и зависти. Повесть-феерия «Алые паруса» тому доказательство.

В то время как Ассоль росла в Каперне, помогая отцу продавать модели миниатюрных парусников и пароходов, где-то на другом конце моря рос и воспитывался Артур Грей. Он был выходцем из знатной семьи с известной фамилией. С детства Грей мечтал стать капитаном собственного судна и бороздить синие просторы моря. Он обладал неординарной смекалкой, выносливостью и целеустремленностью, поэтому всем его мечтам суждено было сбыться.

Узнав от жителей Каперны о мечте Ассоль, он решил, во что бы то ни стало воплотить ее в реальность, подарив кусочек счастья бедной девушке. В одной из лавок Лисса он купил алый шелк, чтобы украсить свой белый трехмачтовый галиот. Он также пригласил известного музыканта Циммера с оркестром. В душе Грей был таким же мечтателем, как и Ассоль. Он понимал, как это важно для человека, когда его мечты осуществляются. В миг, когда он приплыл в Каперну, девушка была потрясена зрелищем белого корабля с алыми парусами. Все было точь-в-точь, как ей предсказывал старый Эгль.

С палубы доносилась музыка; от судна отделилась маленькая лодка, в которой Грей поплыл на берег за своей суженной. В тот же день экипаж корабля под звуки музыки откупорил бочку столетнего вина, чтобы отпраздновать это событие. Так, Ассоль и Грей постигли одну нехитрую, но мудрую истину - творить чудо надо своими руками. Я думаю, что повесть учит читателя радоваться прекрасным вещам, видеть красоту окружающего мира и не переставать верить в чудеса.

Размер и форма. Пересмотрев в сотый раз все подаренные мне добряшки, поняла, что в этом деле размер уж точно не важен. В моем багаже открытки, начиная с квадратов 4х4 и заканчивая ватманом! Круглые добряшки, овальные, квадратные, прямоугольные, с обрезанными, зубчатыми и подпаленными краями, свернутые вдоль и поперек – лишь малая часть всех разнообразных вариантов.
Цвет. Основное правило: чем ярче, тем лучше! Ваша добряшка может быть сделана на белом листе бумаги, цветном картоне или вообще самостоятельно разукрашена в яркие тона акварелью. Если вы рисуете, не забудьте оставить свое творение для будущего получателя. Ну, а если с этим делом совсем не ладится, а рисунок вы все-таки хотите, можете распечатать или вырезать любую подходящую картинку из журнала. Не стоит забывать и об открывающихся повсеместно магазинах с товарами для скрапбукинга, именно там можно увидеть разнообразие яркой бумаги, прикупить готовые штампы, шаблоны и наклейки.
Текст. Размеры могут быть абсолютно разными и колебаться от вашего желания и содержания. Если мы говорим, о письме, то это может быть рукописный текст, аккуратно выведенный черной гелевой ручкой. Для каждодневных открыток такой вариант, конечно, не подойдет, лучше писать мало и крупно, например: «Улыбнись!», «С добрым утром!», «Удачного дня!», «Хорошего настроения!», «Отличного отдыха!», «У тебя все получится!». Уверяю, что от такого, кажется, простого предложения, получатель получит не меньше удовольствия, чем от километрового текста.
Настроение. Если вы думаете, что настроение, с которым вы дарите добряшку, не играет никакой роли, то поспешу вас огорчить. Разве приятно получать подарки от человека с кислой миной на лице? То-то же. Так что, собираясь сделать приятное, не забудьте взять с собой улыбку и искрящиеся глаза, поделитесь не только открыткой, но и своим позитивным настроем.
Кому и когда дарить? Да кому угодно! Лишь бы человек хороший был и понимал, что добряшка – это не просто листок бумаги с парочкой предложений, а настоящее творение, в которое вложено много сил и эмоций. Недавно, я решила для себя, что счастья, у меня, к счастью, предостаточно, и им пора бы начать делиться. И это не тавтология, а всего лишь недавно открывшаяся правда. Теперь каждую неделю я стараюсь выбрать нового человека, который получит от меня теплую добряшку и, может быть, порадуется и широко улыбнется, – в искренних улыбках людей я вижу настоящий смысл жизни.

Если вы еще не решили делать или нет добряшку своему другу/товарищу/приятелю, то отбросьте все сомнения прочь, возьмите фломастеры, цветную бумагу и начинайте творить! Ведь даже такими руками, как у меня, выросшими не совсем из нужного места, можно сделать, пусть не произведение искусства, а настоящее чудо, по-детски милое и непосредственное.

Александр Грин писал почти все свои вещи в оправдание добрых идеалов жизни. Мы должны быть благодарны ему за это. Мы знаем, что будущее, к которому мы стремимся, родилось из непобедимого человеческого свойства — умения мечтать и любить», — так говорил К. Паустовский о своем любимом писателе Александре Грине.

Наследие Грина гораздо обширнее, чем кажется. Его ранние рассказы довольно мрачны, исполнены горькой иронии, и это неудивительно — жизнь часто оборачивалась к писателю мрачной, суровой стороной. И тем более удивительно, что Грину удалось сохранить в себе способность не только верить в Бога, но и сообщать эту веру другим.

Александр Степанович Гриневский родился 11/23 августа 1880 года в городе Слободской Вятской губернии. С самого детства его непреодолимо тянуло к поиску иной жизни. Действительность же, с которой приходилось сталкиваться, была весьма далека от того, к чему тяготела его душа. С ранних лет Грина манили морские путешествия. Навязчивой мыслью о море писатель впоследствии наделил одного из своих известнейших персонажей, капитана Грея из «Алых парусов». Так же, как сам Грин, его Грей запоем читал книги о мореплавателях, убежал из дому, чтобы стать матросом, а потом, попав на корабль, проходил через испытания, постигая основы морской жизни. Правда, Грей довел до конца дело, которое не удалось Грину в реальности — стал капитаном.

А у писателя все сложилось иначе. Он некоторое время пробыл матросом на судне, курсировавшем по маршруту Одесса-Батуми, но вскоре покинул корабль и стал искать себя в других видах деятельности.

Грин провел жизнь в непосильном труде, нищете и недоедании. Но взгляд его остался наивен и чист. Романтика Грина была проста, весела, блестяща. Она вызывала упрямую потребность увидеть и узнать весь земной шар, а это желание было благородным и прекрасным. Этим Грин оправдал все, что написал.

Во многих гриновских рассказах поставлен в разных вариациях один и тот же психологический опыт — столкновение романтической, полной таинственных симптомов души человека, способного мечтать и томиться, и ограниченности, даже пошлости людей каждого дня, всем довольных и ко всему притерпевшихся… Романтика в творчестве Грина по существу своему должна быть воспринята не как «уход от жизни» в область мечтаний, но как приход к ней — со всем очарованием и волнением веры в добро и красоту людей.

1923 году вышла в свет повесть «Алые паруса», которая впоследствии стала визитной карточкой писателя. Считается, что прообразом главной героини повести с фантастическим именем Ассоль стала жена Грина, Нина Николаевна. В очередную годовщину их свадьбы писатель говорил ей: «Ты мне дала столько радости, нежности и даже поводов иначе относиться к жизни, чем было у меня раньше, что я стою, как в цветах и волнах, а над головой птичья стая. На сердце у меня весело и светло».

Не так прост, как может показаться, образ мечтательницы Ассоль. Некоторые считают, что Грин рисует нам инфантильную девушку, которая не может найти соприкосновение с реальностью и верит лишь в иллюзию. Однако Ассоль — необычный человек. Она зорко и проницательно видит то, что большинству не под силу разглядеть, сила ее веры настолько сильна, что все исполняется. Вот какое описание внутренней жизни героини встречается нам в повести: «Бессознательно, путем своеобразного вдохновения она делала на каждом шагу множество открытий, невыразимых, но важных, как чистота и тепло».

И то чудо, «обыкновенное», которое Грин показывает нам в «Алых парусах» — отнюдь не из ряда сказочных трюков. Может казаться несколько разочаровывающим, что за девушкой приходит не небожитель, не какой-нибудь Лоэнгрин, а самый что ни на есть земной Грей, который подслушал, подглядел и «сфабриковал» чудо. Но писатель с помощью самого персонажа поясняет нам свою мысль, и капитан Грей произносит: «Вы видите, как тесно сплетены здесь судьба, воля и свойство характеров; я прихожу к той, которая ждет и может ждать только меня. Благодаря Ассоли я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное — получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения — чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя».

Священник Пафнутий Жуков из Сыктывкара увидел в романтической повести Грина глубоко религиозное содержание: «О том, что „Алые паруса “— пророческая книга, свидетельствует слишком многое. Вот ее символы: море — символ вечности, корабль — Церкви, жених — Спасителя, простирающего к нам руки с Креста, а описание цветущей розовой долины - символ вечного блаженства и общения с небесными ангелами. В те дни, когда изгоняли и убивали священников и сжигали Евангелие на уличных кострах, в советской России человек писал книги. Писал где попало — на камне, на ящике, на чужих столах в нетопленой квартире. И вот в душе Грина разверзлась такая пустота, что он едва не кричал от страха. Мы не знаем — думал ли он в этот момент о Боге, но знаем, что Бог помнил о нем и вложил в его измученное сердце пророческие слова, обращенные к тем, кто еще верил, что мир — это не только кровь, голод, предательство. И вот эта книга перед нами. Давайте прочтем ее пророчество: «Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе…, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом».

В своей книге А. Варламов приводит отрывок из письма Грина: «…Религия, вера, Бог -- эти явления, которые в чем-то искажаются, если обозначить их словами. Мы с Ниной верим, ничего не пытаясь понять, так как понять нельзя. Нам даны только знаки участия Высшей Воли в жизни. Не всегда их можно заметить, а если научиться замечать, многое, казавшееся непонятным в жизни, вдруг находит объяснение».

В этой же книге приведен любопытный факт: «Писателю Юрию Домбровскому, которого в 1930 году послали к Грину взять интервью от редакции журнала «Безбожник», Грин ответил: “Вот что, молодой человек, я верю в Бога” . Домбровский далее пишет о том, что он смешался и стал извиняться, на что Грин добродушно сказал: “Ну вот, это-то зачем? Лучше извинитесь перед собой за то, что вы неверующий. Хотя это пройдет, конечно. Скоро пройдет”».

Сейчас домик в Старом Крыму, где провел последние годы жизни писатель, стал мемориальным домом-музеем. Дом маленький, саманный, без электричества, с земляными полами. В одной из комнат полностью сохранена обстановка, скромный быт, который окружал писателя. И сердце сжимается, когда видишь, в каких аскетических условиях жил Грин: железная кровать у окна, кушетка, на которой спала Нина Николаевна, рабочий стол писателя, за которым были созданы и запечатлены около 50-ти сюжетов, часы и шкура барсука, служившая писателю прикроватным ковриком. Этот маленький белый домик Нина Николаевна, жена Грина, когда-то получила в обмен на свои золотые часики (подаренные Александром Степановичем). Поразительно, но это было их первое собственное жилище (до этого приходилось скитаться по съемным комнатам)! Писатель, уже тяжело больной, обрадовался новому жилищу: «Давно я не чувствовал такого светлого мира. Здесь дико, но в этой дикости — покой. И хозяев нет». Из раскрытого окна он любовался видом окрестных гор. В теплые ясные дни кровать выносили во двор, и писатель много времени проводил в саду, под любимым орехом.

Там же, в Старом Крыму Александр Степанович с супругой часто посещали церковь. Нина Николаевна вспоминала: «Идет служба. В церкви молящихся ни души, только священник и дьячок справляют всенощную. Лучи заходящего солнца косыми, розовыми полосами озаряют церковь. Задумчиво и грустно. Мы стоим у стены, близко прижавшись друг к другу. Церковь меня волнует всегда, обнажая душу, скорбящую и просящую о прощении. За что? — не знаю. Стою без слов, молюсь настроением души, прошу словами милости Божьей к нам, так уставшим от тяжелой жизни последних лет. Слезы струятся по лицу моему. Александр Степанович крепче прижимает мою руку к себе. Веки его опущены, и слезы льются из глаз. Рот скорбно и судорожно сжат. Мы выходим из церкви, садимся на одной из могильных плит и долго молча сидим, грустя об одном и разном».

От издательств один за другим поступали отказы. Ничего не изменила и поездка в Москву, а также ходатайство в Союз писателей о назначении пенсии. Здоровье с каждым днём ухудшалось. Врачи вынесли вердикт: воспаление, а затем туберкулёз легких. А оказалось — рак лёгких и желудка.

В последние недели угасающей жизни Грин попросил жену поставить кровать у окна . За стеклом буйствовало красками лето, синели далёкие крымские горы и сияло небо — как отблеск любимого и уже навсегда утраченного моря.

Измотанный жизнью и недугом, романтик уже не писал. Словно извиняясь перед женой, брал в руки карандаш и бессильно водил по заметкам. Но взгляд его был уже не здесь — он устремлялся далеко за горизонт, где на самом краю неба виднелся образ «бегущей по волнам», лёгким движением руки манившей его за собою.

За два дня до смерти Грин попросил, чтобы к нему пришел священник. В последнем письме к жене он говорил: «Он предложил мне забыть все злые чувства и в душе примириться с теми, кого я считаю своими врагами. Я понял о ком он говорит, и ответил, что нет у меня зла и ненависти ни к одному человеку на свете, я понимаю людей и не обижаюсь на них. Грехов же в моей жизни много и самый тяжкий из них — распутство, и я прошу Бога отпустить его мне». 8 июля 1932 году Александр Грин умер.

К. Паустовский, многое сделавший для сохранения памяти об Александре Грине, вспоминал о своем посещении последнего пристанища писателя: «Перед уходом из Старого Крыма мы прошли на могилу Грина. Камень, степные цветы и куст терновника с колючими иглами — это было все. Едва заметная тропинка вела к могиле. Я подумал, что через много лет, когда имя Грина будет произноситься с любовью, люди вспомнят об этой могиле, но им придется раздвигать миллионы густых веток и мять миллионы высоких цветов, чтобы найти ее серый и спокойный камень».


Калифорния. Солнечный Санта Круз. Небольшая территория то ли фермы, то ли конюшни, то ли ярмарки на три дня оказалась зоной волшебства. Где люди не люди, машины не машины, а представления не представления, и общая атмосфера праздника, сказки и радости с первых минут пребывания затягивает и накрывает с головой.

Где каждый волен быть тем, кем хочет. Где не важны ни статусы, ни толщина кошелька, ни степень привлекательности. Где меньше всего можно впечатлить кого-либо кубиками пресса, наращенными волосами или до мозолей узнаваемыми брендами.

А вот костюмом единорога или звездной планеты ты определенно порадуешь окружающих, особенно, если сделал его своими руками.

Это фестиваль UnsCruz или, как зовут его местные, Burning Man на траве. Это территория творчества и радости, самореализации, свободы быть собой и принимать других.

Это место, где принцессой может быть не только очаровательная девочка, но и восьмидесятилетняя бабушка, и еще вопрос, чье появление вызовет больше восторга и поддержки у окружающих.

Среди тут и там стоящих палаток, шатров, домов на колесах и прицепов ездят арт-машины. Догадаться, что это машины можно просто потому, что они ездят, но вообще-то, это паровозы, летающие тарелки, дирижабли, пироженки и драконы, акулы и зайчики.

По ночам они переливаются разноцветными огнями, преображаясь до неузнаваемости. Как и люди, которые светятся и сияют то ли диодами на одежде, то ли просто от радости.

Здесь с одинаковым восторгом качаются на качелях дети и бабушки, тетеньки и дяденьки, здесь в гамаке лежат огромные плюшевые медведи, а карусель, изнутри обшитая красным велюром, словно сошедшая с экрана декорация из Киндзадзы, сделана вообще-то папой для своих детей.

Чистый поток творчества, которым люди рады друг с другом делиться. Кто как захочет и кто во что горазд. Привезти огромные пазлы или детали для тетриса, чтобы все желающие могли поиграть – конечно! Расставить ведра с раствором, чтобы все могли запускать огромные пузыри – непременно! Кормить только что приготовленными сэндвичами – с радостью! Катать на арт-машинах, строительство которых – долгий труд – ради того же и затевалось! И не брать за это ни копейки. Своими руками создавать действительность, в которую так приятно погрузиться с головой.

Чего тут нет – запретов. Будь кем хочешь, делай что хочешь, пой, танцуй, валяйся на траве, крути огонь. Пока твоя деятельность не мешает другим людям и никому не угрожает – тебе рады. И ни при каких обстоятельствах не оставляй мусор. Его за тобой уберут, но гораздо приятнее это сделать самому.

По началу как-то все хочешь увидеть, где обман, где подвох. Секрет в том, что его нет. Так просто бывает. Когда людям хочется делиться друг с другом радостью, когда дарить друг другу подарки так же приятно, как и их получать.

Стоит ли брать на такой фестиваль с собой детей? Безусловно! Тем более, что это не пустыня, в которой тяжелые условия, а, по сути, большой пикник на лужайке.
Лучший урок, который дети могут вынести – как завещал Грин – делать чудеса своими руками!

Скептики, конечно же, скажут: да они там все просто упоротые! Но дело не в веществах, которые люди принимают внутрь, а в радости, что выпускают наружу. Так бывает, правда. Встречаются ли на таких мероприятиях нетрезвые люди – бывает. Но нет агрессивных, вот как-то совсем.

Можно ли увидеть голых людей – конечно, это их способ самовыражения и освобождения. Шокирует ли это детей? Если честно, они этого не замечают. Кого волнует голый дядька, когда можно залезть на дирижабль, оседлать паровоз, прокатиться на космическом корабле или выпускать огонь из пасти дракона!

И все это сделано людьми, простыми людьми, после работы, учебы, где-то между сдачей проектов, отчетностей и прочих ежедневных хлопот. Для чего? Да потому что