Даши Намдаков - Выставка «Кочевник. Между Небом и Землей

Даши родился в 1967 году в небольшом селе в Читинской области в многодетной семье народного мастера-умельца.
Отец Даши слыл в деревне человеком, который умел делать своими руками буквально все - и мебель, и металлические дверные ручки, и ковры. Его вырезанные из дерева скульптуры буддийских божеств и тангки - буддийские иконы, устанавливались в монастырях. Поэтому с самого детства, помогая отцу, дети учились разным ремеслам, умели мастерить, используя разные материалы.

Даши рос в этой атмосфере с самого раннего детства и поэтому ко времени взросления уже умел многое делать своими руками. Но так сложились обстоятельства, что в 15 лет Даши неожиданно сильно заболел, и в течение долгих 7 лет все хождения по врачам не приносили никакого результата. Юноша оказался на грани смерти.

В конце концов, родители оказались у шаманки, которая объяснила причину болезней и недомоганий тем, что люди забыли свои корни, перестали вспоминать о своих предках, помнить их имена. Шаманка провела свой обряд. Невероятно, но боль отступила сразу. А уже через 7 дней Даши находился в другом городе и искал работу. Та шаманка предрекла ему успех, потому что у Даши была способность видеть красоту окружающих вещей и воплощать ее в своих работах.

Даши начинает работать в мастерской бурятского скульптора Г.Г.Васильева в г. Улан-Удэ, где оттачивает свои навыки работы с разными материалами. Затем в 1988 г. поступает в Красноярский художественный институт. Его наставниками становятся известные художники - Л.Н.Головницкий, Ю.П.Ишханов, А.Х.Боярлин, Э.И.Пахомов.

После окончания института в 1992 г. Даши возвращается в Улан-Удэ, где продолжает работать. В 2000 г. после первой персональной выставки в г. Иркутске стало понятно, что в мире искусства появилось новое имя - Даши Намдакова. Выставка произвела фурор в арт-истеблишменте. Затем последовали успешные выставки в других городах России, успешные показы за рубежом.

"Образы зачастую посещают меня ночами, - говорит Даши, - когда сознание находится в пограничном состоянии между реальным миром и миром, населенным иллюзиями и духами". Эти видения Даши скрупулезно заносит на бумагу, чтобы не забыть, а потом мастерски переносит увиденное на другой материал - бронзу, серебро.

Скульптуры Даши родом из далеких миров. Оттуда, где нет границы между человеком и вселенной, там всё - частицы мироздания, занимающие уготованную каждому нишу в бесконечном потоке вселенских превращений. Именно так восток воспринимает этот мир - находя красоту в его целостности и хрупкой гармонии, боясь неловким движением разрушить установленный всевышним порядок.

Отсюда в работах Даши появляются шаманы, которые до сих пор играют важную роль в жизни современных бурят. Увиденная Даши мудрость вещей пронзает все его работы. Его воины, усталые от войны, не кажутся бесчеловечными варварами, а исполнены мудрости и величия. Женщины у Даши поземному соблазнительны и чувственны, но при этом стыдливо отворачивается от лишенного скромности художника. Если внимательно присмотреться к отдыхающей лани, разве можно не увидеть в ней спящую девушку? Красота окружает нас, где бы мы ни были, но увидеть ее дано не каждому.

"Воспринимай мир таким, какой он есть, ибо его создатель мудрее тебя, - говорят скульптуры Даши, - тогда тебе откроется истинная красота".

Работы Даши Намдакова, благодаря удивительному сочетанию новаторства и древних традиций Бурятии, необычной пластике и исключительному мастерству исполнения, были приобретены для личных коллекций первых лиц России, включая Президента РФ В.Путина.

Даши Намдаков — скульптор, не нуждающийся в представлении. Его работы выполнены в технике художественного литья, ковки и смешанной технике. Любимые материалы мастера — серебро, золото, бронза, медь, дерево, конский волос, бивень мамонта. В скульптурах, ювелирных миниатюрах, графике — во всем этом виден его самобытный почерк, не похожий ни на какой другой, в основе которого лежат элементы национальной культуры, традиции Центральной Азии, буддийские мотивы. И в тоже время его творчество понятно всем, будто есть в его работах что-то, что задевает за самые тонкие струны души человека любоссй национальности.

Легенда (браслет)

Азарт (кулон)

Африка (кольцо)

Африка (кулон)

Африка (серьги)

Барашек (кулон)

Близнецы (шейное украшение)

Ноктюрн (перстень)

Вавилон (перстень)

Вечность (кулон)

Вечность (серьги)

Голова лошади (нагрудное украшение)

Жук-носорог

Змея (кулон)

Истина (браслет)

Козерог (перстень)

Комар (статуэтка)

Лемур (перстень)

Личинки (серьги)

Лягушка (перстень)

Маленький Будда (миниатюра)

Манта (кулон)

Манта (перстень)

Маска (печать)

Наутилус (кулон)

Носорог

Овен (кольцо)

Осьминог (перстень)

Охотница

Пантера (кулон)

Пантера (серьги)

Паук (кулон)

Полет (кулон)

Принцесса

Просветленный

Рождение

Сверчок

Скифия (кулон)
если бы я сказал, что не счастливый человек.
Я всегда чувствовал - меня «ведут» по жизни.
Мне везло на людей.
Я занимаюсь тем, что умею и люблю.
Скульптура - это мои стихи, поэзия в объеме.
Бывает, люди годами ищут свои почерк, свой стиль.
Я никогда его не искал.
Писал и творил как дышал - то, чем живу.
Это мой мир, который существует у меня внутри.

Но творчество - еще не вся жизнь. Я люблю свою семью, мне нравится путешествовать,
я много поездил по свету, с жадностью открывал для себя мир. Мне интересно все в этой жизни, интересно жить"
.

"Художник с безграничной фантазией, невероятный, завораживающий, мистический, - без этих, уже привычных по отношению к нему, эпитетов невозможно обойтись. Его люди и звери то летят, как степной ветер, то застывают в глубокой задумчивости. Даже фантастические образы выглядят так достоверно, как будто художник делал их с натуры. Они вообще выглядят нерукотворными.
А еще у них есть огромное преимущество... - они все из бронзы, хотя и разного цвета...
И даже если не всё понятно в произведении, вы всё равно не сможете пройти мимо. Оно остановит вас и заставит думать, чувствовать и восторгаться мастерством автора. Когда художник идет от своих корней и желаний, а не плетется в хвосте западной моды, мечтая удивить всех, то в итоге памятник Чингисхану появляется в Лондоне. "

Чингисхан (2011), бронза; литье, патинирование, 243 x 260 x 180 см

Чингисхан (2011), Мраморная арка, Лондон, дата установки — 2012
Бронза; литье, патинирование, 471 x 465 x 585 см

Грандиозная конная статуя изображает всадника в доспехах средневекового воина-монгола, с раскинутыми в стороны руками, в состоянии глубокого размышления. Гордая посадка, мощь тела и уверенность, исходящая от всего облика этого героя, свидетельствуют о его достоинстве, силе духа, долгом и трудном пути. Великолепный конь под ним замер, опустив голову, и ветер треплет струящуюся гриву.
Несмотря на обилие декоративных деталей: золоченые бляхи конской упряжи, рельефные сцены терзания зверей, особую «древнюю» патину заплетенных волос, — перед нами убедительный и цельный образ народного героя монголов, вошедшего в историю мировой цивилизации. Конь под всадником кажется троном, а сам человек — божеством-небожителем.
В 2012 году конная статуя была установлена у Лондонского городского совета Вестминстера рядом с Мраморной аркой в рамках проходящего в городе фестиваля «Город скульптур». Пятиметровая бронзовая статуя была отлита в Италии, доставлена в Великобританию по частям и простояла на этом месте до сентября 2012 года, после чего она отправилась по другим городам мира — в 2012 году отмечалось 850-летие со дня рождения знаменитого завоевателя. (Статуя весит 2714 кг без постамента).

Ханшаим (2008), Астана, Казахстан, дата установки — 2008
Бронза; литье, патинирование и золочение, 1000 x 1200 x 900 см

Композиция весом 15 тонн включает грандиозную фигуру символизирующего плодородие быка, служащего опорой для охраняемого двумя барсами с мечами в оскаленных пастях трона, на котором в полный рост стоит легендарная царица Ханшаим.
Согласно преданию, своими многочисленными победами древние предки нынешних казахов кочевники-саки были обязаны мужеству и доблести знаменитой амазонки Томирис. Под ее предводительством разрозненные племена объединились и образовали одно из первых государств на территории Казахстана. Образ Томирис соединен в сознании народа с образом всех легендарных женщин, вошедших в историю страны. Монумент создан как дань уважения женщине — прародительнице и защитнице.
Скульптурная композиция стилизована под древние памятники Переднего Востока, отличающиеся грандиозностью и эпической статичностью.

Монумент который представляет собой сакскую царицу Томирис, стоит на гигантском быке (бык длиной 10м, а размах рогов около 7 м).

Бронзовый монумент «Золотая Шория». Высота скульптуры больше 6 метров, а вес больше 5 тонн. Был отлит в Италии и частями перевезен по морю в Россию.
Кузбасс, Горная Шория
.

До установки в Кузбассе, монумент был представлен в Parco de la versiliana (Италия). Другое название - Хозяйка тайги. Монумент представляет собой образ сильного зверя - старый Лось с девушкой на спине. Этот образ связан с древней легендой удивительного края. Рисунки на рогах, как послания предков, рисунки эпохи бронзы. Это символы солнца и плодородия. Некоторые части скульптуры, после его установки на холме в Кузбасе, покрыли золотом. Это сделано для того, чтобы окружающий ландшафт и лучи солнца создавали дополнительный эффект восприятия "Золотой Шории".

Золотая Шория (2010), бронза; литье, патинирование и золочение
615 x 702 x 654 см

В основе авторского замысла лежит стремление передать средствами монументальной пластики представление людей, живущих в Шории, о красоте и величии этого древнего края, воплощенных в образе его легендарного прародителя.
Мифический предок-тотем предстает перед зрителем в облике могучего лося, которому многие века поклонялись обитатели тайги. Фигура животного с прекрасными раскидистыми рогами символизирует богатую историю этой заповедной земли. Плоскости рогов испещрены графическими изображениями сцен из повседневной жизни, сродни так называемым петроглифам, или наскальным рисункам, в которых без труда угадываются космогонические символы и магические знаки первобытных культур.
Верхом на лосе сидит девушка с чашей в руках. Это аллегория добросердечного приветствия, приглашения и одновременно символ связи настоящего Золотой Шории с ее далеким прошлым. В священной чаше горит питаемый природным газом «вечный огонь».

Четверо дружных (Туншээ), (2008), Агинск, Россия, дата установки — 2008 г.
Бронза; литье, патинирование, 480 x 215 x 106 см

Скульптура украшает местность, где издревле селились буряты-кочевники. Этот край прославился как центр распространения буддизма в Забайкалье. До сих пор здесь находится множество старых дацанов, которые на протяжении нескольких веков были оплотом просвещения и объединения бурятских родов, осуществляли связь национальной культуры со всем буддийским миром.
Стоящая на небольшой поселковой площади скульптурная композиция восходит к широко известному в буддизме сюжету. Она воплощает образы притчи о вере, о единении всех живых существ в достижении благородной цели. Перед нами несколько аллегорических животных, которые образовали пирамиду, встав друг другу на спины, и в результате достали желанный плод.

"Цель". Скульптура с выставки "Вселенная кочевника"

«Воспоминание»

Мистерия

«Медитация»
Скульптура с выставки "Вселенная кочевника"

«Хозяин»
Скульптура с выставки "Вселенная кочевника"

Царь-птица (2007)
Бронза; литье, чеканка, патинирование, 90 x 77 x 48 см

"Амазонка"
Выставка "Вселенная кочевника"

Вечер, 41х81х17 см

Стихия, 88х30х25 см

Сэтэр, 44х80х57 см, Конь Чингисхана

Мать, 41х111х29 см

Лучник, 44х80х27 см.

Великий чемпион, 47x31x23 см

Старый воин Хранительница

Старый воин, 70х30х17 см

Хранительница.
Крылатая хищница из семейства кошачьих угрожает не нам, а злым силам.

Бегущий, 90x37x30

Мудрец

Полет

Мадонна с птичкой Полет

Лицо Африки

Степная Нефертити

Похищение, бронза; литье, патинирование, 72,5 x 200 x 55,5 см

Царица, 33x80x27

Жемчужина II, 123х38х26
Девочка ли это? Развевающаяся юбка составляет с ней одно целое. А что за странная прореха на теле? На голове не волосы, растрепанные ветром, а раковина... Не сама ли жемчужница раскрыла свои створки перед нами?

Даши Намдаков - российский скульптор, график и ювелир, член Союза Художников РФ. Родился в 1967 году в Читинской области, окончил Красноярский художественный институт. В 2003 году Даши был удостоен Серебряной медали Российской академии художеств за произведения, представленные на персональных выставках в Москве.
За последние годы Даши провел более 15 персональных вставок в крупнейших музеях мира: Государственной Третьяковской галерее и Государственном Музее искусства народов Востока в Москве, Центр тибетской культуры «Тибетский Дом» в Нью-Йорке, Пекинском музее мирового искусств, Музее искусств г. Гуанчжоу в Китае, Национальном художественном музее им. Кастеева в Алматы в Казахстане и т.д.
Работы Даши находятся в личных коллекциях Президента РФ В.В.Путина, бывшего президента Татарстана М.Ш.Шаймиева, бывшего мэра Москвы Ю.М. Лужкова, главы Чукотского автономного округа Р.А. Абрамовича и т.д., в частных собраниях в США, Германии, Франции, Великобритании, Бельгии, Швейцарии, Японии, Китае и Тайване, Сингапуре.

Родители учили Даши: «Нельзя в этой жизни хотеть чего-то слишком сильно. Если начинаешь ставить какие-то сверхзадачи - все рушится. Живи спокойно, отдайся течению реки жизни, получай удовольствие». И он всю жизнь руководствуется этим правилом.
А боги помогают ему. Не зря же его так нарекли - Удачливое солнце.

сайт художника:
http://www.dashi-art.com/

Источники:

http://vakin.livejournal.com/401178.html

http://www.khankhalaev.com/body.php?mx=material&lang=ru&mi=64&smi=1&w=1366&h=768&

http://irinadvorkina.livejournal.com/55012.html

подробная биография еще здесь:

Всадница

С творчеством Даши Намдакова я знакома достаточно давно. Когда впервые увидела его скульптуры – влюбилась сразу, с первого взгляда. С тех самых давних пор я являюсь большой поклонницей творчества этого знаменитого бурятского скульптора, известность и признанность которого распространяется далеко за пределы России. У его скульптур особый стиль, присущий только Даши. Эти артефакты не спутаешь ни с чьими. Они распознаются уже издалека по едва заметным силуэтам.

Скрипачка

Если в вашем городе вдруг будет проходить выставка шедевров Даши Намдакова или его семьи – обязательно сходите. Эти уникальные работы найдут отклик в сердце каждого, даже тех людей, кто далек от искусства. Это некое ощущение, для описания которого я не могу подобрать нужных слов.

Алтаргана

Творчество Даши накрепко переплетено с культурными традициями его родины – Забайкальского края. Его предки, потомки кочевников, кроме основного занятия – скотоводства, были умелыми ремесленниками и славились искусной обработкой природного материала: дерева, кости, кожи, шелковых тканей, чеканного серебра, конского волоса, овечьей шерсти.

В настоящее время в Иркутске проходит выставка авторских кукол семьи Намдаковых УЛЬГЕР (в переводе с бурятского – сказка), которые изготовлены по эскизам Даши. Эта коллекция выставляется впервые. Ну, естественно, я не могла пропустить такое событие.
В основе образа каждой куклы лежит графический эскиз, который рождает идею куклы.
Даши делает эскизы, другие члены семьи мастерят каркасы кукол, третьи – придают основную форму и колорит образа персонажа, «одевая» его, используя натуральные материалы и традиционные техники. Деревянные троны, лица из папье-маше, коралловые бусы, ручное шитье и плетение из конского волоса придают изделиям уникальность и неповторимое очарование.

И опять я не могу выразить словами их внешнее спокойствие и внутренний глубинный смысл. Некая внешняя отрешенность и внутренняя глубина. Вот как это назвать? Может быть — внутреннее пространство?!
Они напоминают персонажей исторических легенд, героев бурятского эпоса или буддийских притч.
Куклы статичны, но у каждой из них есть определенных характер, а в изысканной позе – характерная пластика. Следование национальной традиции бурят при обработке дерева, и тканей, а также «ювелирные» техники шитья, плетения из конского волоса, волоса яка, декорирование разными материалами, вызывают восторг и восхищение мастеровом рукодельниц.

Девушка-лебедь или Хуун-шубуун — прародительница одного из больших бурятских родов - хори. К этому роду принадлежит и сам художник.

Тема «кукол» в прикладном творчестве многих народов мира тесно связана с ритуалами и играми, которые возникли еще в глубокой древности. Традиция изготовления кукол в культуре бурят происходит от поклонения культу матери, священным животным, божествам местности. Позднее пришла культура ламаизма, в которой представлены богатейшие традиции художественного ремесла в самых разных видах искусства. На алтарях храмов, в ритуалах и театрализованных представлениях можно видеть божества и маски, выполненные ремесленниками из разных материалов и в различных техниках. В подражание им в семьях бурят на домашних алтарях также появились фигуры божеств-хранителей, искусно сделанных руками мастеров.

Малакшинова Дарима

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

Джидинский район

МБОУ

«Цагатуйская средняя общеобразовательная школа

Имени Н.С. Сосорова»

XIV Республиканская научно-практическая

конференция учащихся

по гуманитарным дисциплинам «Сибирская весна»

Номинация: Культурология

Тема: «Бурятский скульптор Геннадий Васильев и его образы на Джидинской земле»

Выполнила : Малакшинова Дарима, ученица 8-го класса

Телефон:89085914415

Руководитель : Балданова Баярма Дашиевна,

учитель бурятского языка и литературы.

Домашний адрес: с. Цагатуй, ул. Молодёжная, 20

Телефон: 89024506965

2012-2013 учебный год

Введение

  1. Известный бурятский скульптор Геннадий Васильев
  2. Произведения Геннадия Васильева на Джидинской земле
  • В Бурятии установлен памятник первому ученому.
  • Образ Бурин-хана.
  • Оригинальнальный образ Будды Шакьямуни.
  • Добрый реалист

Заключение

Использованная литература

Приложения

Введение

Каждый народ справедливо гордится своими знаменитыми людьми, крупными учеными, общественными деятелями. 190 лет назад в бурятском улусе Ичётуй, на берегу быстроводной Джиды, впадающей в голубую Селенгу, родился озорной смуглолицый мальчик по имени Доржи. Ни сверстники, с которыми он играл, ни соседи, на глазах которых он рос, ни отец и мать не могли знать, что он станет в будущем первым бурятским учёным, талантливым востоковедом. Мы, джидинцы, в прошлом году, отмечая юбилей Доржи Банзарова, по праву гордились своим земляком, который в условиях царизма смог пробить себе дорогу в научный мир и стать известнейшим ученым.

Юбилейные «Банзаровские чтения» прошли под девизом и мы решили провести исследовательскую работу о Геннадии Васильеве, авторе памятника Доржи Банзарову, установленному на его малой родине, также о других скульптурах, созданных по инициативе Матвея Рабдановича, украшающих наш район.

Цель работы: выяснить историю создания скульптурных композиции Геннадия Васильева на территории нашего района.

Задачи:

  1. Найти в Интернете материалы о Геннадии Васильеве и о его работах;
  2. Анализ и обработка материалов;
  3. Оформление и формулировка выводов;
  4. Составление путеводителя

Я прочитала в Интернете о том, что «в Джидинском районе за последние 5 лет наметилась положительная динамика увеличения объёмов обслуживания туристов. По внутреннему туризму ежегодное увеличение потока туристов составляет в среднем 10 %, а по въездному 4 %. В связи с невысокими денежными доходами населения получает все большее развитие внутренний туризм». И поэтому, большой интерес для туристов представит наличие нашего путеводителя по памятным местам, созданным скульптором Геннадием Васильевым, даст возможность развития внутреннего и внешнего туризма. В этом актуальность нашей работы.

Объект исследования: «Памятные места Джидинской долины»,

Предмет исследования: Скульптуры Геннадия Васильева

При выполнении работы были использованы следующие методы:

Теоретический метод: сбор материалов об авторе скульптур, и о его работах, изучение и обработка собранных материалов по теме. (Интернет, школьная и сельская библиотеки.) Практический метод: Составление путеводителя по памятным местам, созданным скульптором Геннадием Васильевым и о его авторе.

Практическая значимость работы: Составленный в ходе работы путеводитель важен для будущего развития образовательного туризма на территории Джидинского района.

Об известном бурятском скульпторе Геннадии Васильеве.

Прежде я не знала об этом великом человеке нашей республики буквально ничего, хотя его произведения культуры много раз видела в журналах, в книгах и т. д. Изучив материалы о нём с Интернета, я узнала многое.

Творчество заслуженного художника России, члена-корреспондента Российской академии художеств, скульптора Геннадия Васильева вот уже три десятилетия занимает ведущее место в изобразительном искусстве республики. Многие скульптуры ваятеля посвящены извечной и благодатной для художника теме детства, которая проходит красной нитью сквозь его творческую биографию. В работе “Мальчик с птичкой” мы наблюдаем «волшебное мгновенье” – состояние удивления и сосредоточенности ребенка, бережно держащего в ру ках крохотное пернатое создание. В композиции “Дети тайги” показана трогательная встреча юных представителей мира людей и животных: мальчик и олененок доверчиво тянутся друг к другу, испытывая взаимное любопытство и дружелюбие . “Обучение верховой езде”, изображая бытовую сцену передачи исконных навыков ребенку, содержит идею эстафеты поколений, преемственности традиций и опыта от отца к сыну. Эти и многие другие сюжеты, по словам автора, он впитал в пору собственного детства, которое прошло в селе Хандагай Голумецкого района Иркутской области. Тогда же он стал свидетелем сценок, положе н ных в основу его будущих скульптур “Два упрямца”, когда мальчик и козлик не хотят уступить дорогу друг другу, и “Кто сильнее?”, где малолетние борцы выясняют между собой престижный мужской вопрос.

Первые секреты рукотворного ремесла в те далекие годы мальчику открыл его дедушка – потомственный кузнец. А интерес к художественному творчеству привил родственник по материнской линии – живописец Роман Сидорович Мэрдыгеев, стоявший в свое время у истоков бурятского профессионального искусства наряду с такими классиками национальной культуры, как Ц.Сампилов, Г.Павлов, А.Хангалов, И. Дадуев.

Окончив в 1962 году Ломоносовское училище резьбы по кости в Архангельской области, Г.Васильев несколько лет трудился реставратором в музейных фондах Бурятии. В повседневном общении с реликвиями буддизма, произведениями бурятского народного искусства молодой скульптор глубоко проникся культурой Востока, знанием национальной мифологии и эстетики, приобрел ценный опыт художественной обработки традиционных поделочных материалов. На этой основе у Г. Васильева сформировалась своя система взглядов на искусство ваяния, ни с кем несравнимый творческий почерк. Твердо встав на позиции традиционализма, он остается верен этому направлению три десятилетия к ряду.

Его произведения украшают интерьеры общественных зданий и природные ландшафты, знаменуют мемориальные места нашего города и сельских поселков республики. Это – декоративные маски по мотивам народного эпоса “Гэсэр” в государственном бурятском академическом театре драмы имени Х.Н. Намсараева, резное деревянное панно “Природа Бурятии” в столовой Совмина, анималистическая скульптурная композиция “Олени” при въезде на Селенгинский мост близ села Вахмистрово, памятник А.У.Модогоеву в центре столицы республики и многие другие.

«У каждой эпохи должно быть свое лицо», – убеждал скульптор. – «Отсутствие
единой программы градостроительства существенно обедняет городскую среду. В
современном цивилизованном городе, и в курортной зоне в особенности, необходимо
создание садово-парковых скульптур, созвучных нынешнему духу времени,
культурным традициям региона. Эпос, фольклор, экология Бурятии предоставляют
широкие возможности в выборе анималистических и жанровых мотивов
изображения. Комплексное решение этой проблемы позволит сделать более привлекательным и колоритным облик нашего города, эстетически облагородит места массового отдыха и курортные зоны республики».

Умелым рукам ваятеля были подвластны различные материалы – металл, мрамор, бетон. Однако Геннадий Георгиевич особо выделял для себя дерево, и прежде всего – наш сибирский кедр. “Это мягкий, податливый в обработке материал, обладающий неповторимой текстурой и пластичностью”, – объяснял скульптор. Геннадий Васильев был постоянным участником художественных вернисажей, проводимых в республике, в стране и за рубежом. Три его произведения – “Покровитель животных”, “Мать”, “Арканщик” находятся в Государственной Третьяковской галерее, около двух десятков – в республиканском художественном музее имени Ц.Сампилова, а также в других городах страны и зарубежных коллекциях. Удостоенный за творческие заслуги Государственной премии РБ, скульптор активно трудился в избранном им амплуа, всякий раз удивляя зрителей свежестью и оригинальностью этнических образов своих героев.

На вопрос: «Какими принципами Вы руководствуетесь в личном творчестве?» Геннадий Георгиевич отвечал: «Стараюсь, чтобы скульптура была цельная, выразительная, образная. Чтобы с ходу она была читаема как бурятская скульптура и в то же время являлась авторски узнаваемой». «Необходимо ли в Вашей работе то особое состояние, которое принято называть вдохновением?» «Да, обязательно», - говорил он. – «Очень важно уметь ставить цель и эмоционально войти в образ. Уже изначально надо видеть в материале, в куске дерева скульптуру, движение. Если делать холодно, вяло, таким же получится и результат. Всегда необходимо подходить к работе с желанием, с огоньком».

Профессиональный авторитет бурятского скульптора подчеркивает тот факт, что он около двух десятков лет являлся постоянным членом зонального выставочного комитета. Будучи членом-корреспондентом РАХ, Г.Васильев при жизни вёл регулярную выездную деятельность. Принимал участие в “элитарных” академических выставках, организуемых на фоне выездных сессий Академии художеств в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске. Являясь признанным мэтром скульптурного жанра республики, он передавал свои знания и опыт студентам ВСГАКИ. Один из первых его учеников – Даши Намдаков, как мы знаем, уже вырос в самостоятельную “звезду” пластического искусства, чьи выставки с успехом проходят во всём мире.

Матвей Чойбонов оживляет Джидинские степи скульптурами героев и богов.

Лама, поэт и казачий генерал Матвей Чойбонов оживляет скульптурами героев и богов Джидинские степи. Батор - огромный богатырь, восседающий на смолисто-черном коне у священной горы Буринхан, возникает перед путником, словно сказочный персонаж. Это самая запоминающаяся и величественная скульптура из всех монументов, воздвигнутых Матвеем Чойбоновым. Ее автор, как, впрочем, и остальных монументов, - скульптор, академик Геннадий Васильев.

«Буринхан бережет наш народ и чистоту Джидинской степи, - говорит Матвей Чойбонов. - В годы войны он спасал своих сыновей. Им было видение всадника на смолисто-черном коне и слышался громогласный голос: «Уходите отсюда!». И только бойцы покидали это место, как тотчас на это место обрушивался шквальный огонь! » Недалеко от Буринхана, около села Боргой, лама, поэт установил скульптуры пяти ланей, бегущих в сторону священной горы. Кроме того, Матвей Рабданович на свои собственные средства и при поддержке спонсоров воздвиг скульптуру Будды Шакьямуни на хребте, разделяющем Джидинский и Селенгинский районы. А в селе Верхний Торей установил бюсты Дугаржапа Дашиева, народного артиста СССР Найдан Гендуновой (Степановой) и Соднома Будажапова, народных артистов России. И это еще не все. Матвей Рабданович имеет непосредственное отношение к строительству 34 ступ в южных районах республики и 5 ступ в Республике Тыва. Очевидно, любовь к монументальному искусству у знаменитого ламы и председателя Союза писателей республики развилась давно. Ещё будучи настоятелем Сартул-Гэгэтуйского дацана в Джидинском районе, по его инициативе отстроен этот монастырь, а его двор украшен разнообразными скульптурами из буддийской мифологии. Дружба двух великих людей Матвея Рабдановича и Геннадия Георгиевича подарила нам джидинцам такие прекрасные творения, которые на века будут радовать наши глаза, но и самое главное, оберегать нас.

В Бурятии установлен памятник первому ученому республики.

Почти два года назад в Джидинском районе Бурятии появилась скульптура, изображающая Доржи Банзарова. 10-11 июня 2010 года Джидинский район республики Бурятии праздновал 75-летие своего рождения. В рамках юбилея 11 июня состоялось торжественное открытие памятника первому бурятскому ученому Доржи Банзарову. «Открытие памятника стало возможным благодаря народной помощи, - сообщил «Информ Полису online» генерал казачьих войск Матвей Чойбонов. - Средства собирали всем миром. Помогали предприниматели Бурятии, Иркутской области, Забайкальского края, жители района несли деньги. Собрали более 500 тысяч рублей». «Скульптура высотой 2,5 м изготовлена из искусственного камня в мастерской Союза художников в Улан-Удэ, - поведал автор памятника, известный бурятский скульптор Геннадий Васильев. - Постамент высотой 3,15 м построили жители села Нижний Ичетуй под руководством главы поселения Сергея Цыбикова. Работы продолжались 21 день». По словам скульптора, памятник выполнен в классическом стиле. На памятнике Доржи Банзаров изображен в иркутский период жизни, в правой руке ученый держит перо, в левой - раскрытую книгу. На мраморной плите постамента золотыми буквами высечена надпись: «Выдающемуся сыну бурятского народа, первому бурятскому ученому Доржи Банзарову, 1822-1855 гг., от благодарных земляков». Установлен памятник на его родине, в джидинской степи, приблизительно в 3 км от села Нижний Ичетуй, в нескольких сотнях метров от автотрассы «Улан-Удэ - Закаменск», у горы Сарбадуй-Хутул. Скульптура смотрит в сторону горы Бурин-Хан.

На торжественной церемонии открытия памятника присутствовали представители Народного Хурала Бурятии, глава администрации президента и правительства Бурятии Петр Носков, глава Джидинского района Виталий Батодоржиев, директор Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН Борис Базаров, высокопоставленные чиновники, общественные деятели, ученые, бизнесмены. Также были гости из Монголии, Тайваня, Москвы, Иркутска, Читы и других регионов России. После открытия памятника состоялась научно-практическая конференция, посвященная жизни и творчеству первого бурятского ученого.

Образ Бурин-хана

Гора Бурин-Хан - одна из пяти величайших святынь Азии расположена в Боргойской степи, близ села Инзагатуй Джидинского района Бурятии , на водоразделе рек Джида и Темник.

Бурин-хан в переводе с бурятского языка означает - «совершенный, действительный хан», царь всем не только его окружающим горам, но и горам всего Забайкалья . Он выделяется среди них не только высотой и величием, но и красотой, богатством своей флоры и фауны.

Гора состоит из трех родственных вершин: южной, северной и средней. Самая высокая и наиболее чтимая бурятами - южная , она собственно и называется Бурин-ханом. Вторая по важности - северная вершина, зовется она Ханшей. А между ними находится вершина, имя которой - Сын.

С юго-восточной стороны горы, на небольшой террасе, на высоте 1600 метров над уровнем моря находится озеро , где имеются 12 маленьких обо , расположенных по кругу, и одно большое. Каждое обо почитается отдельным родом.

Этой горе поклоняются бурятские роды, живущие в Боргойской и Селенгинской долинах. Поклонение и жертвоприношение проводится второго числа последнего летнего месяца по лунному календарю . С двух сторон Бурин-хана (с западной - Инзагатуй, Боргой, Ичетуй и восточной - Иро, Удунга, Ташир, Селендума) каждый год поднимаются мужчины, благодарят хозяина горы за жизнь, просят благословения своим детям и всему краю.

Геннадием Васильевым выполнена скульптура Бурин-Хана у подножия одноименной святой горы. Инициатор создания, как было сказано выше, скульптуры являлся Матвей Рабданович Чойбонов. Скульптура была закончена и открыта 16 августа 2009 года. Сегодня у горы возвышается скульптура огромного богатыря, восседающего на смолисто-черном коне, высотой 5,5 м, выполненная из бетона и искусственного камня. Она олицетворяет образ священной горы. Перед ошарашенными путниками неожиданно возникает 5-метровый исполин, фольклорный богатырь на огромной черной лошади. Сейчас одна из самых внушительных скульптур «Бурин-хан» стоит посреди степи и оберегает всех от злых духов, охраняет нашу спокойную счастливую жизнь.

Оригинальный образ Будды Шакьямуни.

Удостоенный за творческие заслуги Государственной премии республики Бурятия, скульптор активно трудился в избранном им амплуа, всякий раз удивляя зрителей свежестью и оригинальностью этнических образов своих героев. Его работа, созданная в октябре 2008 года этому свидетельство. Это Статуя Будды Шакьямуни. Она находится на хребте, разделяющем два района республики Бурятия. Стоит на перевале внушительных размеров монумент Будды Шакьямуни, и охраняет покой всех путников.

В 1973 году Васильев в составе делегации советских художников выехал в Чехословакию. Остановились в так называемой парковой зоне на полном обеспечении принимающей стороны. Но за два месяца бесплатного проживания гости должны были рассчитаться своими работами. Васильев поехал с полным чемоданом инструментов - топориком, стамесками, ножами и прочим. А вместе с ними заехал один венгерский скульптор. Вскоре он и говорит Васильеву: «Я сделал отличную скульптуру! Пойдем - оцени!». Работа представляла два раскрашенных ящика, сколоченных из досок и поставленных друг на друга. Посмотрел Васильев на его работу и только головой покачал: «Извини, Иштван, но я в абстракции не силен!». А венгр получил за работу гонорар и укатил в Голландию. А Васильев еще два месяца вырезал свои скульптуры из дерева. Зато получились они очень удачные. Это к тому, что Геннадий Георгиевич всегда выполнял свои работы от души, от всего сердца. Поэтому-то он и стал академиком.

Добрый реалист

Проезжая мимо села Боргой, на повороте в село Инзагатуй внимание каждого человека притягивают скачущие лани-косули. Скачущие в сторону горы Бурин-хан прекрасные 5 ланей гармонично вписываются в окружающую степь, сливаются с природой, как бы с глубокой древности обитали, бегали здесь, которых и видел, согласно легенде, Великий Чингис-хан. Васильев - реалист, и добиться сходства с натурой для него не проблема. Не все, наверное, знают, что легендарные «Олени» над Селенгой - это работа Васильева и что его чуть было, не убили за это. А поставили композицию в 70-х годах прошлого века. Тогда построили новый мост через Селенгу, и высокая скала над ней удачно подошла на роль постамента. В момент, когда завершалась установка композиции, раздался выстрел. Пуля чиркнула о скалу и рикошетом ушла в сторону реки. Автор и рабочие залегли. Оказалось, это проезжавший мимо водитель вытащил винчестер. Увидев скульптуры в лучах восходящего солнца, он принял их за живых оленей!

Эти изваяния монументальны, внутренне устойчивы, основательны. Они твердо стоят на земле, словно выросшие из нее. Эта земная привязанность скульптурных образов - характерная черта творчества Васильева. Она проявляется даже в таких темпераментных сюжетах, как бегущие лани, как бегущие лошади, - к ним особенно привязан мастер.

Творчество заслуженного художника России, члена-корреспондента Российской Академии художеств вот уже более трех десятилетий, действительно, заслуженно занимают ведущее место в изобразительном искусстве республики. Как говорит искусствовед Маргарита Хабарова: «Диапазон его творчества широк и разнообразен. Работы, созданные Васильевым, современны, самостоятельны и оригинальны. Он не подражает слепо старым образцам, не заимствует у древности ни форм, ни манеры, ни стиля, и в то же время в его скульптурах нет формального любования пластическими объёмами».

Его работы рядом с нами. Они украшают наши природные ландшафты, знаменуют мемориальные места Джидинского района.

Заключение

Выполнив работу, я пришла к такому выводу. Бесспорно, Доржи Банзаров, является одним из выдающихся деятелей российского монголоведения первой половины XIX века, чьим именем бурятский народ всегда должен гордиться. Но также мы должны гордиться теми людьми, кто вложил все силы, весь свой талант для нас, для будущего поколения, оставляя после себя великие творения. Мы должны во все века высоко чтить память своего первого учёного Доржи Банзарова, также память великого человека, мэтра скульптурного жанра республики Геннадия Васильева, равняться на них, широко изучать и пропагандировать их жизнедеятельность и творческое наследие.

Использованная литература

  1. Богомолова И.И. « Выставка, посвященная 70-летию со дня рождения бурятского скульптора Г. Васильева». Материал с Интернета
  2. Кончин Е. «Легенды мудрого Будамшуу». Материал с Интернета
  3. Материалы с Интернета
Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

На Джидинской земле Путеводитель Произведения Васильева Геннадия Георгиевича

Скульптор Геннадий Васильев фигура известная в художественном мире. Родился 2 февраля 1940 года в селе Хандагай Голумецкого района Иркутской области. Жил и работал в Улан-Удэ. В 1962 г. окончил Ломоносовскую школу художественной резьбы по кости (Архангельская обл.). Республиканская премия Бурятской АССР 1981 г. за скульптурные произведения "Дети тайги", "Рабочие ЗММК", «Встреча» и «Сказитель». Премия Бурятии 1975 г. за скульптуры "Укрощение огня», «Голова бурята» . Почетная грамота Президиума Верховного Совета Бурятской АССР 1982 г. за оформление интерьеров Бурятского академического театра драмы им. X. Намсараева. Среди основных работ также скульптурные композиции: "Материнство" (1978), "Мать" (1987), " Арканщик " (1990), " Чабанка " (1990), "Кто победит?" (1990), "Танцующие лошади" (1996). Член-корреспондент АХ СССР (1988), Отделение "Урал, Сибирь, Дальний Восток". Заслуженный художник РСФСР (1986). Народный художник Бурятской АССР (1979). Председатель правления Союза художников с 1991 года.

Скульптор среди своих произведении

Статуя Будды Шакьямуни Описание: Статуя Будды на границе с Селенгинским районом. Автор скульптуры: Геннадий Георгиевич Васильев Время создания: октябрь 2008 года Автор фото: Аркадий Зарубин

Описание: Лани бегущие в сторону горы Бурин-Хан Автор скульптуры: Геннадий Васильев Время создания: август 2009 года Автор фото: Аркадий Зарубин « Инзаганууд »

Описание: Памятник первому бурятскому учёномуДоржи Банзарову Автор скульптуры: Геннадий Георгиевич Васильев Время создания: 11 июня 2010 года Автор фото: Аркадий Зарубин Памятник первому учёному

Работу выполнила: Малакшинова Дарима, ученица 7-го класса МБОУ « Цагатуйская средняя общеобразовательная школа» Джидинского района РБ.