Эбру — рисование на воде красками. Техника рисования эбру

Эбру - искусство обработки бумаги, называемое «Турецким мраморированием». Вначале изображение делается на воде, а затем переносится на бумагу или ткань. Старейшая из известных картин Эбру была создана в 11 веке. Но совершенство дошедшего до нас изображения позволяет сделать вывод, что к 11 веку техника Эбру уже достигла совершенства, а значит, искусство появилось значительно раньше известной картины.
Эбру — это танец красок, которые, переплетаясь между собой, создают уникальные узоры. Ведь создать два одинаковых эбру просто невозможно. Эбру — древнее искусство обработки бумаги, которое называют «турецкое мраморирование ». Самые известные картины, выполненные в технике эбру, были созданы в одиннадцатом веке, но само искусство намного древнее. Среди ученых до сих пор идут споры, где и когда зародилось искусство эбру. Существуют предположения, что это искусство появилось в Индии, а кто-то считает, что эбру зародилось в Иране, а потом его переняли турки. Но известно точно — эбру зародилось где-то на Востоке.
Эбру — это особая техника создания невероятно красивых картин. Иногда можно услышать, что эбру — это рисование на воде. Но также нет единого мнения, как правильно переводится само слово «эбру». Кто-то считает, что оно произошло от арабского слова «ab-ru», что в переводе означает «вода для лица». Также существует версия, что «эбру» произошло от чагатайского слова «ebre», что означает «волнообразный». Хотя больше всего сторонников у версии, что «эбру» произошло от персидского слова «ebri», которое переводится как «облако». Ведь рисунки на воде, сделанные в технике эбру, очень похожи на облака. Картины эбру создаются по особой технике, которая разделяется на несколько этапов. Загадочная техника эбру передавалась мастерами из поколения в поколение. Все инструменты для этого искусства делают только из натуральных материалов. Для создания картины эбру нужен специальный немного вязкий водный раствор. Чтобы сделать такой раствор, нужно в воду добавить нектар гевена, его добывают из растения, которое растет только в Турции. Благодаря этому веществу вода получается вязкой и клейкой, поэтому краски не растворяются в воде, а держатся на поверхности, переплетаясь в причудливых узорах. После того как водный раствор будет готов, его выливают в специальную прямоугольную емкость и постепенно добавляют натуральные краски. Эти краски остаются на поверхности воды, переплетаются между собой, а мастер эбру аккуратно кистями корректирует или создает нужные рисунки на воде. Когда узор будет готов, на него накладывают бумагу, через несколько секунд бумагу снимают и дают ей просохнуть. Далее начинается второй этап создания картины эбру. На высохшую бумагу с мраморным фоном закрепляют трафарет, с его помощью наносят на картину основной рисунок. Только после этого эбру будет готово. В старину рисунки на воде создавали похожим способом, в воду добавляли белую смолу и оставляли настаиваться около двенадцати часов. А краски смешивали с бычьей желчью и водой. Конечно, в современные краски не нужно добавлять желчь. За долгое время, пока существует эбру, было придумано много разных методов создания картин эбру. Но ни один мастер не может точно знать, каким будет его рисунок, ведь благодаря своеобразной технике эбру просто невозможно создать два похожих рисунка.

История возникновения эбру

История возникновения эбру окутана тайной. Сложно даже сказать, в каком именно веке оно появилось. Самая древняя из найденных картин датируется XI веком, но искусствоведы утверждают, что эта картина написана в условиях, когда искусство уже было отточено, а значит, появилось намного раньше самого изображения. Также невозможно определить, где именно зародилось эбру: то ли в Индии, то ли в Персии, то ли в Бухарском ханстве, то ли еще где-то на Востоке. Единственный факт не вызывает сомнений: эбру является характерным восточным искусством с его плавностью и медитативностью, необходимостью обладать терпением и тонкостью движений. Откуда бы ни пришло эбру в Османскую империю, но именно там оно прижилось, получило свое развитие, и в наше время Турцию принято считать центром, и даже родиной, необычайного искусства росписи по воде. Каких только романтических эпитетов не придумали люди на Востоке для этого необычного вида искусства. Эбру называют «бумагой с облаками» или «бумагой с волнами». Известны такие названия, как «танцующие краски», «облака и ветер», «плавающие краски», «бумажное мраморирование». На Западе эбру чаще всего именуют «турецкой бумагой», потому что в Европу эбру пришло в XVI веке из Стамбула, а уже в XVII-XIX веках приобрело большую популярность. В султанском дворце-музее Топкапы, в книге "Gay-i Çevgan", написанной в 1539 году, хранятся старинные образцы эбру.
Секреты создания эбру . Эбру требует не только творческого начала, но также знания техники, терпения и концентрации. Все компоненты для эбру обязательно натуральные. Краски состоят из воды с добавлением различных пигментов, смешанной с бычьей желчью. Они очень жидкие, практически разноцветная вода. Кисти традиционно изготавливаются из конского волоса и стебля розы. Помимо кистей, для создания эбру еще используют шило, которым художник «заплетает» капли краски на поверхности воды в различные узоры, и гребень длиной в ширину поддона, которым проводят по всей поверхности воды с красками, чтобы создать чешуйчатый узор. Все начинается с подготовки «холста». В прямоугольную тару наливают особый жидкий раствор из смеси воды с экстрактом растения гевен, который сгущает воду. Потом начинается само таинство: художник берет различные краски и буквально стряхивает их с кисточки на поверхность воды. Капли краски не растворяются в воде, а остаются на ее поверхности. Они расплываются, перемешиваются между собой, принимают причудливые формы, ежесекундно меняют очертания. Затем художник начинает осторожно водить по воде шилом, превращая бесформенные капли краски в картину. Краски послушны каждому движению руки мастера, и кажется, что даже от дуновения легкого ветерка, движения мысли они станут сами собой переплетаться в замысловатые узоры. Это выглядит как укрощение водной стихии волей художника. Медитация в движении. Можно бесконечно следить за тем, как бесформенные капли краски обретают жизнь, превращаясь то в небывалые цветы, то в людей, то в сюжеты из сказок. Это действо завораживает так, что забываешь обо всем на свете и можешь смотреть бесконечно. И все равно не приходит настоящего понимания того, как пара кружков краски на поверхности воды может преобразиться в настоящие картины. Когда картина на воде окончена, сверху, очень аккуратно, кладут лист бумаги. Бумага используется тоже специальная: она буквально впитывает в себя все краски с поверхности воды. Лист снимают через несколько секунд, уже с узором.

Эбру в наши дни
. Еще совсем недавно этот прекрасный вид искусства был под угрозой исчезновения. Технология могла быть утеряна, мастерство забыто, и нам бы оставалось лишь наслаждаться шедеврами прошлого, пытаясь понять, каким непостижимым образом они были созданы. Но в последние десятилетия искусство эбру в Турции получило новую жизнь: его сохраняют, развивают и несут в массы. Проходят выставки картин, мастер-классы по созданию, продаются различные изделия из ткани, дерева, стекла и кожи с нанесенными на них рисунками в стиле эбру, существуют школы эбру, а иногда проходят представления где-нибудь в парке или на улице.
Что такое эбру?
Старейшая из известных эбру была создана в 11 веке. Она свидетельствует, что уже в это время искусство достигло совершенства. По словам ученых, чтобы достичь такого качества, вид этого искусства должен был существовать уже несколько веков. Искусство это древнее настолько, что по сей день идут споры, где оно зародилось. По некоторым предположениям эбру появилось в Индии, а потом было перенято персами, от которых перешло к османам, нынешним туркам. По другим предположениям, зародилось оно в Бухаре, и после иранц ев его переняли турки. Одно можно сказать с уверенностью - эбру имеет восточные корни. Так же нет ясности и с происхождением названия «эбру». Существуют несколько версий, объясняющих этимологию этого слова. Одни предполагают, что это название произошло от арабского «ab-ru», что переводится как «вода для лица». Другие утверждают, что скорее от чагатайского «ebre», означающего «волнообразный». Большинство же сходится на том, что, скорее, это название пошло от персидского «ebri», что в переводе с фарси означает «облако». На первый взгляд кажется непонятным, почему такие разные по значению слова могут определять этот вид искусства, но, зная технику изготовления эбру, всё становится на свои места. Действительно, причудливый фон эбру имеет схожесть с облаками, которые, словно опустившись с небес, оставили свой неповторимый отпечаток на бумаге. Также можно сказать и о волнообразности, которая поражает нас причудливыми переходами из одного цвета в другой. Не лишено смысла и предположение, что эбру происходит от слова, имеющего значение «вода для лица», ведь процесс изготовления эбру имеет непосредственное соприкосновение с водой. Для изготовления эбру непременно нужно обладать терпением, потому что процесс этот трудоемкий, имеет несколько этапов и создается при помощи компонентов, которые существенно различаются по своей сути, но прекрасно дополняют друг друга. Для первого этапа в небольшое прямоугольное корыто выливается специально приготовленный густой раствор из воды и имеющего слабые клеящие свойства нектара гевена. Таким образом достигается необходимая вязкость воды. Далее в эту смесь добавляют натуральные краски, которые не растворяются в воде, а остаются на ее поверхности, смешиваются между собой и образуют причудливые и неповторимые узоры. На эту смесь накладывают бумагу и через 5-10 секунд осторожно снимают и оставляют сохнуть. Уникальный фон готов, но все же это еще не готовое эбру. После того как бумага с нанесенным фоном высохнет, на ней будет закреплён трафарет, с помощью которого будет нанесена основная тема. И только тогда законченное произведение получит своё законное название «эбру».

Технология традиционного эбру

Эбру - это рисунок одной жидкостью на поверхности другой. Это возможно только, если у этих жидкостей разное поверхностное натяжение. Поэтому воду, на которой будет выполняться рисунок, необходимо загустить.
Раствор для эбру . В качестве загустителя используется экстракт растения гевен. Эта горная колючка произрастает в Анатолии, Иране, Пакистане, некоторых районах на Кавказе. В июле растение срезают, чтобы собрать имз его стебля смолу. Ее высушивают на солнце. Так получается лепестковая китре. Для получения нужного нам раствора лепестки нужно настаивать 2 недели. Но можно купить готовый экстракт, уже измельченный в порошок, тогда ждать придется всего сутки. Вместь экстракта гевена можно использовать загустители из морской красной водоросли, которые используются в пищевой промышленности, в производстве косметики и в других отраслях. Чтобы раствор был однородным, перед началом работы его обязательно нужно процедить через капроновый чулок. Затем накрыть газетой на 5 мин, чтобы собрались все микро-пузырьки воздуха. Газетой накрывать китре следует после каждого рисунка и по окончанию работы.
Краски (бойалар) . Краски для эбру включают в себя натуральный пигмент, воду и желчь. Они очень жидкие по консистенции, по сути цветная вода. Для изготовления красок эбру используются следующие нерастворимые пигменты:
Желтый : сернистое соединение природного мышьяка.
Синий : лахорская синька, которую получают из корня растения. Рецепт ее изготовления создан в пакистанском городе Лахор.
Зеленый : соединение синего и желтого. Если много мышьяка, цвет получается ближе к фисташковому, если много синьки -ближе к изумрудному.
Темно-синий : особый сорт натуральной синьки.
Черный : печная сажа, собранная вручную. Издавна сажа используется для изготовления чернил. В приготовлении это самая сложная краска. Она чень плохо впитывает воду из-за сажи, которая постоянно поднимается на поверхность воды. Поэтому ее нужно очень долго перемешивать. Чтобы облегчить этот процесс, в раствор добавлют сосновые иголки.
Белый : карбонат свинца (свинцовые белила) в натуральном виде.
Красный : оксид железа из листьев красной капусты.
Кисти (фырчалар) . Основная задача кистей - вбирать больше краски и легко отдавать ее в виде множества мелких капель. Для этого традиционно и по сей день в эбру используется волос конского хвоста. Ручка традиционно изготавливается из стебля розы.
Шило (биз) . Для выполнения рисунка используется шило. Им художник аккуратно двигает краски по поверхности китре так, чтобы получались нужные формы. Таким можно даже писать портреты. Вместо шила вполне подойдут спицы, иголки, бамбуковые шпажки и т.п.
Гребень (tarak-тарак) . Для получения «чешуйчатого» узора использется гребень, длинна которого соответствует длинне или ширине поддона. Этот инструмент отлично подходит для равномерного заполнения пространства рисунком и для создания фона.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Каждый человек стремится к чему-то новому и неизвестному. Для этого они берут за основу традиционные и забытые техники. Многие художники нашли интерес в истории искусства Османской Империи (Турции). Именно там, по мнению ученых, зародилась техника рисования эбру. В переводе слово эбру -это «облачный», «волнообразный». В Европе рисунки в технике эбру называли «турецкая бумага» или «мраморная бумага».

Эбру - это старинная графическая техника, позволяющая получить в один прием красочный оттиск с поверхности воды. В результате на поверхности бумаги остается неповторимый рисунок.

Еще недавно это искусство могло исчезнуть в Турции и стать только красивым воспоминанием. Однако сегодня традиции эбру бережно сохраняются, оберегаются и имеют широкую популярность - устраиваются многочисленные выставки картин эбру, продаются шелковые шарфы, веера, книги, медальоны.

Анализ изученной литературы, интернет ресурсов и тест - опроса позволяет сделать вывод о том, что технология рисования эбру незнакома и доподлинно неизвестна. И то, что я очень люблю рисовать и экспериментировать красками определило тему нашей исследовательской работы «Технология изготовления эбру, «танцующих красок на воде».

Цель исследования: изучить технологию изготовления эбру в домашних условиях;

Задачи исследования:

- изучить историю происхождения техники рисования эбру;

- изучить технологию изготовления эбру;

- сделать танцующие краски на воде или эбру в домашних условиях;

- тест опрос;

Объект исследования: эбру как древнее искусство рисования на воде.

Предмет исследования: техника рисования эбру.

Методы исследования:

- анализ изученной литературы и Интернет-ресурсов;

- эксперимент;

- опрос;

Сроки выполнения: подготовительный - январь; основной - февраль, заключительный - март.

Гипотеза исследования: можно заменить старинный рецепт красок и воды на современный аналог, при таком же результате рисования.

Практическая значимость: изображение, созданное при помощи техники эбру, можно переводить не только на бумагу, но и на ткань, стекло, дерево и керамику. Это позволит украсить интерьер, одежду и аксессуары неповторимыми рисунками.

Глава 1. История происхождения эбру.

«Танцующие краски» , «облака и ветер », «плавающие краски », «бумага с облаками », «волнообразная бумага », - так по-разному называют искусство эбру в странах Востока. В Европе же просто говорят - «турецкая бумага», так как впервые с этим изящными, красивыми картинами европейцы встретились именно в Стамбуле.

Название произошло от персидского слова “об” (вода) + “ру” (на). На турецком его адаптировали как "эбру", что значит "на воде".

Большинство историков и искусствоведов сходятся во мнении, что техника зародилась в Турции, поскольку именно там находится наидревнейшее произведение эбру, датированное 1554 годом. Еще в 19 веке мастера красок повсеместно практиковали изображения, нанесенные на поверхность воды. Развитие и распространение напрямую связано с историей Великого Шелкового пути. Именно через него эбру попало в европейские страны, где сразу же получило название «турецкая бумага». Европейцы использовали технику для украшения книг и ценных документов. Эбру особенно пригодилось тем, кто делал на разноцветной узорчатой бумаге важные записи (указы, свидетельства) поскольку подделать такой документ не предоставлялось возможным.

Искусство эбру передавалось мастерами их ученикам из поколения в поколение. В эбру используются только натуральные материалы. Кисти сделаны из древесины розового кустарника или из конского волоса. Вязкость воды увеличена путём добавления нектара Гевена - растения, растущего в Анатолии. Выжатая их нижней части стебля, жидкость конденсируется в смолистый воск, имеющий слабые клеящие свойства.

Краски- специальные пигменты для эбру. В их состав входит животная желчь, вода и красящие вещества. Внешний вид и консистенция напоминает обычную цветную воду. [Приложение 1]

В искусстве эбру существует несколько видов. Вот некоторые из них:

    Баттал Эбру - разбрызгивание при помощи кисти краски на воду и переведение узора на бумагу.

    Эбру Шаль - повторение S-образных форм.

    Осветленное Эбру - заготовка для надписей.

    Эбру Гребенка - позволяет создать при помощи гребня орнамент из волн и других повторяющихся линий.

    Цветочный Эбру - изображение цветов.

Глава 2. Техника рисования эбру.

Смысл техники уникального рисунка на воде - эбру, заключается в специальных красках, которые не растворяются в воде. Желчь крупного рогатого скота - очень важный элемент в изготовлении красок. Она обеспечивает нахождение краски на поверхности и преодоления краской поверхностного натяжения воды. Капли краски наносят на предварительно немного загущенную воду в специальной емкости. На сегодняшний день достаточно добавить специальный загуститель.

Затем, используя различные инструменты (спицы, шила, гребни), рисуют узоры и рисунки на поверхности воды. Шило и гребень - важные части инструментов. Шило должно быть разных форм для более тонких и толстых контурных линий. Гребень служит для того, чтобы рисунок был ровным. Мастера при помощи гребня контролируют узор изображения.Один из самых главных инструментов - кисточка для разбрызгивания краски по воде. Для "вытягивания" краски в узор используются металлические палочки различной толщины и конский волос. Для узора, равномерного по всей поверхности жидкости, используются металлические "расчески" с различной толщиной зубчиков и расстоянием между ними.[Приложение 2]

После создания на поверхности воды, узор переносится на бумагу. Для этого чистый лист прикладывают к поверхности воды на несколько секунд и поднимают.Затем просушивают картину в сухом проветриваемом помещении. Картина, изготовленная в технике эбру, готова радовать, завораживающей причудливостью линий и узоров.

Глава 3.Технология изготовления эбру в домашних условиях.

Изучив технологию рисования эбру, мы решили попробовать нарисовать картину в домашних условиях несколькими способами.

1 способ рисования на воде:

    В специальный лоток налили раствор из киселя.

    С помощью спицы попробовали нарисовать различные линии.[Приложение 3]

2 способ рисования на воде:

    Взяли акриловые краски и разбавили чуть -чуть водой.

    В специальный лоток налили раствор из воды и глицерина.

    Осторожно капали кисточкой краску на поверхность воды.

    С помощью спицы попробовали нарисовать различные линии.[Приложение 4]

3 способ рисования на воде:

    Взяли специальные краски эбру для рисования на воде.

    В специальный лоток налили раствор из воды.

    Осторожно капали кисточкой краску на поверхность воды.

    С помощью спицы, шила, гребней попробовали нарисовать различные линии.[Приложение 5]

В результате можно сделать выводы:

    По результатам опроса мы выявили, что об истории происхождения эбру и технике рисования неизвестно ни кому.

    Эбру в домашних условиях нам удалось выполнить, соблюдая к нему ряд требований.

    Раствор из воды, приготовленной с помощью из крахмала и глицерина, несколько отличается по составу и краски на поверхности не держатся хорошо.

    Рисунки, нарисованные на растворе из загустителя воды и настоящими красками эбру получились лучше всего.

Заключение.

Процесс рисования эбру на деле оказался очень увлекательным! Особенно интересным оказался в том плане, что при нанесении капель красок на поверхность воды образуется непредсказуемый и завораживающий рисунок с причудливостью линий.

Я много изучила об истории создания рисунка в технике эбру и значении этого слова. Также освоила технологию рисования эбру в домашних условия несколькими способами.

Мне кажется, что полученные навыки по рисованию в технике эбру обязательно пригодятся в жизни. Возможно, я свяжу жизнь с профессией художника.

Мне очень понравилось рисовать на воде в технологии эбру, потому, что из таких доступных материалов можно создать такие красивые композиции и дарить их людям.

Список библиографии.

    Технология традиционного эбру// Сайт «Искусство росписи на воде» - http://ebru-art.ru/

    http://galinadolgikh.com/ebru-risovanie-na-vode/

    http://ru.wikipedia.org/

Необычная техника рисования по водной глади под названием эбру, также известна как «мраморная бумага» (марморирование). Она совершенно не похожа на привычную живопись и на первый взгляд кажется чудом

Рисование в технике эбру очень увлекательное и совсем не сложное занятие, которое отлично развивает не только фантазию, но и чувство цвета. Взаимопроникновение красок позволяет получать непредсказуемые орнаменты, которые больше напоминают рисунок на природных минералах или оперение экзотических птиц, чем результат рукотворного творчества. Не думайте, что освоить это искусство доступно избранным, рискните и это хобби раскрасит вашу жизнь новыми красками!

Плавающие чернила – история чуда

Корни рисования по воде произрастают из восточного искусства. Хотя само название «эбру» возникло на несколько столетий позже, метод рисования по жидкой поверхности был известен уже в 9–10 веке в Японии. Страницы древней рукописи, которые сохранились до наших дней, были оформлены листами, выполненными в технике, аналогичной эбру.

Это японское искусство получило название «сумингаши», что в переводе означает «плавающие чернила», и согласно одной из легенд было выдумано человеком, испытавшим божественное вдохновение.

В китайских рукописях 10-го века есть упоминания о декоративной бумаге под названием «дрейфующий песок». А спустя пять веков свой вариант мраморной бумаги появляется и в Центральной Азии, однако доказательств его прямой связи с более ранним японским сумингаши нет.

В исламском искусстве этот метод был распространен под названием «кагазэ абри» (часто просто «абри»), что в переводе с персидского означает «дымчатая бумага». Его можно встретить даже на страницах старинных рукописей Корана. Некоторые турецкие авторы полагают, что слово «абри» может быть связано с турецким «абре» — пестрый, красочный. В Иране этот вид рисования известен как «абру-бад» («облака и ветер»).

В Турции, Персии и Индии есть своя история эбру – здесь слизистый слой готовили из продуктов растительного производства, а для смешивания красок использовали инструменты напоминающие гребешок для волос или грабельки. Художники выполняли сложнейшие манипуляции, пользуясь разными инструментами в определенной последовательности. Результатом виртуозной работы мастеров становились завораживающие узоры.

Хотя сама техника рисования по водной глади в Турции появилась уже в 16 веке, термин «эбру» возник только в конце 19 века, когда этот вид творчества начали преподавать в академии изобразительных искусств в Стамбуле. В Турции эта методика пользуется большой популярностью до сих пор, особенно известно турецкое мастерство в изображении цветочных мотивов.

В эпоху Возрождения этот необычный вид творчества из Ближнего Востока перекочевал в Европу, где его стали использовать для оформления книг, а также для декорирования различных предметов – шкатулок, сундуков, элементов мебели. О большом интересе европейцев к мраморной живописи свидетельствуют многочисленные статьи и теоретические работы 17–19 веков по описанию этой художественной техники.

Творчество эбру – медитация и терапия

Техника эбру в домашних условиях доступна для каждого, это необычайно увлекательный вид творчества. Наблюдать за мистическим рождением образов из красочного хаоса – непередаваемое удовольствие. К тому же, каждый полученный отпечаток красочных узоров является уникальным и неповторимым, подобно рисунку линий на пальцах руки.

Кроме возможности фантазировать, от рисования, вы получите огромный стимул к постоянному совершенствованию своего мастерства. Этот творчество, как и другой вид рисования – , особенно «заразителен» – попробовав его однажды, вы обязательно захотите снова прикоснуться к магии. К тому же потрясающие результаты можно получить уже с первого раза – никакие специальные навыки не требуются.

Мраморная живопись, подойдет как людям с экспрессивным характером, так и спокойным натурам – в ней каждый может найти что-то для себя. Пожалуй, единственная категория, которой не стоит браться за эбру – это люди с шаблонным мышлением, привыкшие действовать по заранее намеченному плану и получать ожидаемые результаты. Таким лучше рисовать или пастелью.

Рисование в технике эбру – не только творчество, но и признанный метод терапии. Это своего рода медитация, погружаясь в которую художник полностью растворяется в своей работе. Этот метод часто используют для примирения человека с окружающей действительностью, привнесения гармонии в его жизнь.

Взаимодействуя с постоянно меняющимся рисунком узоров, человек учится жить в непредсказуемом мире, принимая его таким, и видеть прекрасное в самых обыденных вещах и ситуациях. К тому же, красочная мраморная живопись, как и , помогает побороть депрессию и поверить в собственные силы.

Что входит в набор для рисования

С точки зрения материальных затрат, это увлечение довольно экономное и не требует больших вложений – можно обойтись даже обычными красками: акварелью, гуашью или акрилом. Однако работая со специальными материалами, добиться положительных результатов будет намного проще. Для того чтобы создать шедевр, потребуется:

  • невысокая прямоугольная емкость;
  • вода;
  • загуститель для эбру в порошке (можно заменить желатином);
  • краски для эбру (или японские чернила для сумингаши);
  • кисти (отдельная для каждого цвета);
  • палитра для смешивания красок (пластмассовая или керамическая);
  • гребешки для эбру;
  • бумага (не глянцевая).

Как создать картину

Используя японские чернила, можно обойтись и без загустителя – если наносить их на водную поверхность кистью, они не будут опускаться ко дну. Однако если вы собираетесь лить чернила на воду, нужно перед этим растворить в ней несколько специальных таблеток, которые идут в комплекте с чернилами для сумингаши. Они создадут невидимую пленку, благодаря которой цветные пятна будут оставаться на поверхности.

Если вы берете специальные краски для эбру или любые другие (гуашь, акрил), то в воде нужно растворить загуститель на основе специального порошка из древесной смолы или желатин. Таким образом, густая жидкость не позволит краске опуститься на дно.

Самым простым рисунком, с которого можно начать знакомство с этим хобби, являются концентрические круги разных цветов, с которыми можно «играть», завивая их в спирали или волны с помощью кисти или «гребешка». Понравившийся узор можно «снять» с поверхности на бумагу – для этого нужно аккуратно поместить лист на поверхность водного раствора, чтобы рисунок полностью отпечатался, а затем убрать его и дать высохнуть. Для работы с японскими чернилами хорошо подходит каллиграфическая бумага.

Процесс превращения танцующих красок в картину сложно описать словами, это лучше увидеть в видео:

Выгодная оригинальность

Техника рисования эбру, не смотря на свою тысячелетнюю историю, все еще является малоизвестным видом . Поэтому, овладев ее основами, вы сможете удивить не только своих близких и друзей, но и рассчитывать на интерес широкой аудитории к плодам своего творчества.

Большие работы станут ярким и необычным украшением интерьера. Освоив марморирование, можно , к тому же наносить рисунки допускается не только на ткань или бумагу – с помощью этой технологии легко декорировать поверхность даже объемных предметов – пластмассовых или деревянных браслетов, шкатулок, керамики. А достигнув определенного уровня мастерства, можно взяться даже за имитирование текстуры мрамора или природного камня.

Если вы находитесь в поиске прибыльных творческих идей, имейте в виду, что узоры будут выглядеть намного оригинальней и интересней, чем распространенные приемы декорирования, вроде . К тому же, проведение мастер-классов по рисованию в технике эбру может стать довольно прибыльным занятием, ведь найти желающих научится этому завораживающему мастерству будет совсем не сложно.

Рисование эбру – одна из самых фантастических техник изобразительного искусства, где вода проявляет себя с совершенно фантастической стороны. Прелесть этой техники в том, что даже самый неискушенный в рисовании человек может создавать настоящие шедевры на водной глади.

Что такое эбру?

Эбру – это рисование на воде, рисование жидкостями. Нанесение одной жидкости на поверхность другой создает невероятный эффект, в результате чего получаются неповторимые узоры, которые можно перенести на твердую поверхность – бумагу, дерево, ткань.

Рисование жидкостями возможно, только если они будут обладать разными плотностями. Так, для создания рисунков эбру необходимо замешать специальный густой раствор, на котором в последствии будут разводиться краски.

История эбру уходит в далекое прошлое настолько глубоко, что сегодня нельзя с уверенностью сказать, кто же изобрел этот необычный стиль. Одни считают, что эбру появилось в Индии, другие источники утверждают, что это достояние Туркестана. Большинство историков и искусствоведов сходятся во мнении, что техника зародилась в Турции, поскольку именно там находится наидревнейшее произведение эбру, датированное 1554 годом.

Развитие и распространение стиля напрямую связано с историей Великого Шелкового пути. Именно через него эбру попало в европейские страны, где сразу же получило название «турецкая бумага». Европейца использовали эту технику для украшения книг и ценных документов. Эбру особенно пригодилось тем, кто делал на разноцветной узорчатой бумаге важные записи (указы, свидетельства), поскольку подделать такой документ не представлялось возможным.

Как приготовить раствор для эбру

Раствор для эбру должен быть густой, чтобы краски не смешались, а остались на поверхности. Для создания густой основы используют особый растительный экстракт, добываемый из колючки гевен. Смола этого растения, высушенная на солнце, образует так называемые лепестки китре. Традиционный способ получения густого раствора требует, чтобы художник настаивал эти лепестки 2 недели, но сегодня можно приобрести готовую основу для раствора – порошковый экстракт гевен. Его нужно настаивать всего лишь 24 часа. Существуют альтернативы загустителю из гевена, приготовленные из красных морских водорослей. Их также можно приобрести в художественных магазинах.

Разведите порошок в воде, перемешайте и оставьте на 24 часа. Чтобы основа для рисования получилась однородной, пропустите ее через марлю или сито перед тем как приступить к работе. Накройте раствор газетой на несколько минут – она соберет все микроскопические пузырьки воздуха. МирCoветов рекомендует повторять такое действие после каждого окончания работы.

Материалы для рисования на воде

Помимо густого раствора вам понадобятся следующие материалы для рисования в технике эбру:

Краски – специальные цветные пигменты для эбру. В их состав входит животная желчь, вода и красящие вещества. Внешний вид и консистенция напоминает обычную цветную воду. Это объясняется тем, что для создания рисунков необходимая значительная разница в плотности основы и красок.

В искусстве рисования эбру используют несколько цветов:

  • желтый – изготовлен из сернистого соединения мышьяка;
  • синий – получают путем добавления лахорской синьки, добытой из корня особого пакистанского растения;
  • зеленый – получают, смешав синий и желтый пигменты. Если добавить побольше желтого, получится фисташковый оттенок, синего – изумрудный;
  • темно-синий – особая разновидность растительной синьки;
  • черный – получается при добавлении печной сажи. Этот материал с давних времен использовался для получения красок. Однако, несмотря на кажущуюся простоту, сделать черную краску очень сложно - сажа плохо впитывает воду и постоянно всплывает на поверхность. Чтобы предотвратить это в пигментный раствор часто добавляют сосновую хвою;
  • белый – натуральные свинцовые белила (карбонат свинца);
  • красный – получается из листьев красной капусты, которые содержат высокую концентрацию оксида железа.

По всему видно, что краски для эбру полностью натуральные. Но именно из-за этого стоит избегать попадания их в рот и на слизистые оболочки.

Кисти – они должны хорошо вбирать воду. Лучше всего покупать кисти из натурального волоса – белка, колонок. Традиционные мастера эбру пользуются кисточками из конских волос, ручка которых выполнена из обточенного стебля розы.

Шило – при помощи шила можно создавать необычные фигуры и сочетания цветов. Аккуратно двигая краски по густой поверхности, художники создают совершенно фантастические и неповторимые образы. Шилом можно даже писать портреты и пейзажи.

Если у вас нет шила, можно воспользоваться любым другим длинным и острым предметом – бамбуковой шпажкой, спицей или цыганской иголкой.

Гребешок – при помощи обычного пластикового гребня можно создавать необычные «чешуйчатые» узоры. По длине и ширине гребень должен соответствовать параметрам поддона, в котором вы будете работать. С его помощью вы сможете легко и быстро заполнить пространство красивым фоновым рисунком.

Техника рисования на воде

И вот уже готов раствор, подготовлены краски и инструменты. Добавьте на густую поверхность несколько капель краски и придайте им желаемую форму при помощи шила или гребня. Прелесть и одновременная сложность техники в том, что практически невозможно предугадать движение краски. Таким образом получаются уникальные в своем роде произведения искусства, но и достичь запланированного результата будет довольно сложно.

Когда рисунок на густой основе готов, возьмите плотный лист бумаги (ватман) или однотонную ткань и осторожно положите его на поверхность воды. Следите, чтобы вторая сторона листа не намокла. Как только лист ровно ляжет на краски, также аккуратно снимите его плавным движением. Краски полностью перешли на бумагу, оставив в вашем распоряжении чистую поверхность густой основы для создания новых шедевров! Если на воде осталось чуть-чуть краски, уберите ее при помощи газеты.

Здравствуйте, дорогие мамы!

Ещё год назад, уже не помню откуда узнала я о технике эбру. С тех пор периодически работаю над усовершенствованием её качества, потому что у нас нет специальных красок и материалов для профессионального эбру. Дело в том, что эбру - это турецкая техника живописи по ВОДЕ.

И для этого используются специальные краски, а также загуститель для воды, которые изготавливаются на основе местных растений. Эбру используют как на бумаге, так и на ткани, керамике и разных материалах. В чём то эта техника похожа на марморирование, но всё же отличается своей технологией. Итак, вот как я описала эту технику на своём сайте (www.art-alla.jimdo.com) :

«Эбру - это турецкая техника живописи по воде. Смысл этой техники заключается в нерастворимости красок в воде. На воду предварительно немного загущёную наносятся капли краски, а уже затем при помощи разных инструментов - шила, спицы, гребня, формируются рисунки и узоры прямо на поверхности воды! Сам процесс обладает совершенно уникальными, терапевтическими свойствами. Он способствует расслаблению через созерцание красоты цвета и формы, которые плавно перетекают друг в друга.

Конечно, для профессионального эбру нужны специальные материалы, которые изготавливаются в турции, на основе местных растений. Но даже без этих материалов наслаждаться процессом эбру можно и в домашних условиях. Для этого нужно приготовить не густой клейстер на основе крахмала, по консистенции похожий на кисель. А также краски на масляной основе. Их нужно развести в разных ёмкостях с помощью разбавителя, чтобы они были жидкой консистенции. затем в ёмкость с большой поверхностью выливается жидкость - основа на крахмале. Можно приспособить ёмкость для проявки фотографий или глубокий поднос. Чем больше будет площадь поверхности, тем большего формата можно будет изготовить оттиск.

Далее берётся лист бумаги, лучше акварельной и аккуратно кладётся на рисунок. Ждём несколько секунд и за края поднимаем лист бумаги, позволяем стечь воде, кладём на горизонтальную поверхность и даём высохнуть. Этот процесс можно ускорить с помощью фена, но не поднося его слишком близко к оттиску.»

Вначале я делала просто абстрактные рисунки, пробовала водить по воде разными инструментами, совершать разные движения.

Сам процесс настолько меня очаровал, что я особо не заботилась о результате! Это похоже на то, как наблюдать какой-то космос... Потом я обратилась к конкретике.

Пока рисую цветы и деревья.

Захватывает то, что результат никак нельзя прогнозировать. На воде может быть прекрасно, а на бумаге совсем не то. Но меня это не очень разочаровывает.

А последние открытия - это мотивы, которые я дорисовываю на основе совершенно абстрактных разводов! Знаете, как бы ты ни владел мастерством рисунка, но специально я бы точно не нарисовала такой мотив!

Это «Мальчик с рыбкой», который проявлен из абстрактных разводов краски. Волшебство, что тут ещё скажешь!

Потом родилась ещё одна работа, я назвала её «Джунгли».

Не так трогательно, как мальчик, но довольно интересно - закручено для любителей фэнтези.

Также, как учителя меня очень интересовало, как сделать эту технику доступной для работы с маленькими детьми без всяких химических разбавителей.

Коля уже не раз тестировал на себе разные подходы, которые я уже описывала

Вобщем, теперь я обязательно включу эту технику в программу для своих учеников. Это то, что надо попробовать.

Алла

(www.art-alla.jimdo.com)

КОНКУРС!!!

РАСТЕМ И РАЗВИВАЕМСЯ ВМЕСТЕ!

Число блогов и советов не ограничено - каждый может прислать их в любом количестве

ПРИЗОВОЙ ФОНД

Каждую неделю - поощрительный приз

Каждую неделю на каждом портале - www.maminuklubs.lv и www.сайт - за недельный вклад в наш копилку идей (оцениваться будет и активность, и качество) один участник конкурса получит поощрительный приз.

Разыгрываются настольные игры

от магазина детских товаров "Princese" (ул.Сахарова, 8, Рига)

Каждую вторую неделю дополнительно -

массажные коврики от студии дизайна Kabinetto

ГЛАВНЫЙ ПРИЗ

месячный абонемент на развивающие занятия в Мамином Клубе

Также кто-то получит в подарок

большую упаковку подгузников Huggies® Super Dry,

которые защищают малыша вплоть до 12 часов!

Разыграем

комплект подвижного алфавита

(его можно заказать по адресу [email protected])

Может и появится.Но даже не в детках дело...А в моём начинании бизнеса.Но возможно кажется всё так сложно,на самом деле будет лечге.. 😀

Ну Ириш, ты даёшь 👍
Я пробовала вместо разбавителя масло льняное, которым краски разбавляются...но оно оставляло жирные пятна, медленно сохло - короче не то. Ещё надо попробовать с консистенцией красок поэкспериментировать...К примеру развести акрил или гуашь, а потом с ПВА подогнать до нужной консистенции. Вобщем есть над чем поэкспериментировать 😉

Да шёлк - это сказка! Ничего время работает на нас 😀 детки то растут, может и время появится 😉