Эллора — древние пещерные храмы и монастыри Индии. Пещерные храмы Эллоры (Ellora Caves)

Пещеры Эллоры (Ellooru, Elloru caves) – это комплекс, расположенный в Индии в штате Махараштра, в 30 км к западу от города Аурангабад – немое свидетельство мирного сосуществования сразу трех религий, что, наряду с его высокохудожественной ценностью, делает это место еще более значимым для мировой культуры.
Пещеры Эллоры это 34 храма и монастыря, занимающие около 2 км в длину, высеченные в базальтовых скалах. Они создавались в период между 6 и 10 столетиями попеременно представителями разных религиозных течений. Святилища буддизма (12 пещер), индуизма (17 пещер) и джайнизма (5 пещер) столетие за столетием вырастали здесь друг за другом, и сегодня являются наглядной демонстрацией той веротерпимости, что царила тогда на индийских землях. В XIV веке храмы Эллоры сильно пострадали от борьбы мусульман против язычников, но, не смотря на старания, им не удалось одолеть твердый базальт.
Храмы высечены из скальной породы со множеством ходов. Практически все пещеры представляют собой вихары (место жительства, жилище, обитель), которые монахи использовали для обучения, медитации, а также для таких мирских занятий как еда и сон. По мере знакомства с этими пещерами можно заметить, как их залы постепенно увеличиваются в размерах и приобретают более утонченный стиль.
Пещеры в Эллоре – это целый ансамбль из великолепных храмов, статуй, колонн и скульптур. Самым выдающимся по праву считается Храм Кайласанатха (Kailasanatha), своеобразный центр Эллоры. Он создавался более ста лет в 8 веке и был высечен из цельного монолита, но не как обычно возводится что-либо снизу вверх, а сверху вниз и с боков! Храм, украшенный великолепной резьбой, символизирует собой гору Кайлас, считающуюся у представителей четырёх религий - буддистов, индуистов, джайнов и приверженцев бон - священной, «сердцем мира». В частности, последователи индуизма почитают Кайлас горой, где находится обитель Шивы. Первоначально храм даже был выбелен, специально для того, чтобы придать ему сходство с заснеженной святой горой. А в главном тайнике храма была найдена медная табличка с надписью: «О, как я мог сделать подобное без волшебства?». Действительно: «Как?!».
Буддистские пещеры (называемые также пещерами Вишвакарма) являются самыми ранними из пещер Эллоры и датируются периодом от 500 до 750 года нашей эры. Что интересно, пещеры становятся более крупными и красивыми по мере продвижения на северную сторону. Ученые объяснили это возрастающей потребностью в конкуренции с индуизмом, ведь уже в 600 году здесь появился первый индуистский храм.
Индуистские монастыри Эллоры представляют собой совершенно отличные от буддистских пещеры, как в плане стиля, так и в плане украшения. Эти пещеры вырезались сверху вниз, а форма придавалась им в несколько этапов. Всего насчитывается 17 пещер, высеченных в период между 600 и 870 годами. Они занимают центральную часть скалы, сгруппировавшись вокруг знаменитого храма Кайласа. В отличие от торжественных и безмятежных буддистских пещер, стены индуистских монастырей покрыты живыми барельефами, изображающими события их священных писаний индуизма. Все они посвящены богу Шиве, но встречаются также и изображения Вишну и различных его перевоплощений.
Пещеры Джайна - самые молодые в комплексе Эллоры и датируются 800-900 годами. Расположены они в 2 километрах к северу, куда ведет асфальтированная дорога. Они отражают отчетливость философии джайнизма и традиции, включая строгий аскетизм вместе с тщательно продуманным художественным оформлением. Эти монастыри не такие большие, как индуистские и буддистские, но содержат исключительно детализированные художественные работы. Здесь частично сохранились удивительные картины, некогда полностью покрывавшие потолки храмов
Архитектурный пещерный комплекс в Эллоре по праву можно назвать одним из чудес света. Мастерство древних зодчих по достоинству было оценено ЮНЕСКО, которая включила пещеры в Список Всемирного наследия.

Чем-то пугающим, мистическим и, вместе с тем, притягательным веет от храмов в пещерах Эллоры. Там, в глубине под землей, в полумраке, всегда без солнечных лучей находятся 34 храма, высеченных прямо в базальтовых скальных обрывах. Два километра подземных залов…

Поневоле задумываешься: какая сила ─ божественная, сверхъестественная, инопланетная ─ смогла создать это? Если спор на эту тему не утихает вокруг египетских пирамид, то уж здесь-то нельзя не задаться вопросом: а мог ли человек, живший в эпоху, когда самым прогрессивным орудием труда были молоток и рубила, сотворить это? Смог, сотворил. И один из безымянных строителей, в порыве величайшего восхищения плодами труда своего начертал на стене пещеры: «О, Шива Великий, как же удалось мне без колдовства возвести чудо это?» Это ли не свидетельство того, что храмы творение рук человеческих.

Что же такое ─ пещеры Эллоры?

Пещеры ─ это 3 группы храмов, объединенных по религиозному принципу: на юге расположены буддистские, в центре индуистские, на севере джайнские.

С востока на запад гору, в которой вырезаны пещеры, пересекают 4 реки. Самая большая ─ Элаганга , она образует водопад между пещерами, бурный поток воды, низвергающийся с немалой высоты в период дождей, воспринимается как сила природная, соединяющаяся с силой божественной.

Буддистские храмы

Самые ранние залы, их 12, буддистские. Здесь многочисленные скульптуры Будды в разных позах, все они смотрят лицом на восток ─ навстречу восходящему солнцу. Некоторые храмы явно недоделаны, другие же наоборот ─ вырезаны на уровне трех этажей и густо заполнены скульптурами.

Ступеньки узкой лестницы ведут вниз, на 20 метров. Там и находится главный буддистский храм Тин Тхал . Его фасад суров и аскетичен: узкие высокие ворота, три ряда квадратных колонн, которые опираются на базальтовые платформы и уходят вверх на 16 метров.

Главный храм Эллоры - Тин Тхал

За этими воротами площадка и крутая лестница, спускающаяся на 30 метров вниз. Там, перед взором человека, предстают просторные помещения, тоже обрамленные квадратными колоннами, такими же мощными, как и на фасаде. В густом сумрачном воздухе тускло и призрачно светятся огромные базальтовые изваяния ─ многочисленные буддистские божества.

Неизгладимое впечатление оставляют и остальные храмы этой части пещер.

Например, храм Рамешвара .

Пещеры Эллоры. Храм Рамешвара.

Его фасады украшают четыре колонны с крупными женскими фигурами-кариатидами. Вся каменная резьба на фасаде кажется человеческими руками, застывшими в страшном напряжении.

В самом храме огромные горельефы ─ фантастические изваяния. Они обступают входящего со всех сторон, вызывая необъяснимое чувство страха. Древний скульптор сумел точно передать пластику движения, уловить мельчайшую игру тени и света.

Создается впечатление, что все это живет своей, скрытой от глаз посетителей жизнью, и только сейчас, при его появлении, застыли изображенные на стенах животные, боги и люди.

Индуистские храмы

Эти пещеры вырезались иначе, чем буддистские: сверху вниз, и работа над ними шла в несколько этапов. Их 17, и они окружают храм Кайлаш .

Стены пещер сплошь покрыты барельефами, изображающими сцены из священных индуистских книг. В основном, все они связаны с жизнью бога Шивы, и только несколько барельефов показывают перевоплощения бога Вишны.

Храм Кайласанатха (Кайлаш) посвящен богу Шиве. Это самое невероятное сооружение на Земле. Здесь удивляет все. И все на первый взгляд необъяснимо. Здание было вырублено в скале, и вдруг оказалось на поверхности холма. И при этом его основание стоит в стометровом колодце.

Семь тысяч строителей на протяжении полутора веков сверху вниз вырубили самую грандиозную монолитную структуру в мире, удалив 200 тысяч тонн породы. Создавали, словно освобождали от каменной шелухи, от всего лишнего, наносного, открывали свет, выпускали в жизнь свое детище; прорубали гигантские отверстия, которые потом становились галереями и залами, и каждая деталь здесь имела значение.

Особенно красиво тут вечером, когда храм освещен последними лучами солнца.

Кайласанатха ─ символ горы Кайлаш в Тибете , где по преданию обитает бог Шива и его жена Парвати. Когда-то храм стоял белый, его покрывала толстым слоем штукатурка, ее редкие следы видны и сейчас. По замыслу создателей, белый храм выглядел так, будто был покрыт снегом, как священная гора в Тибете.

Храм возносится вверх более чем на 30 метров и весь покрыт самой причудливой резьбой. Он напоминает гигантскую колесницу, которую несут на себе слоны, чьи фигуры высечены по всему периметру. Они застыли на сотни веков во внутреннем дворе храма и держат его, словно реконструируя представление людей той эпохи об устройстве Вселенной.

29-метровая башня главного святилища возвышается над комплексом, устремляясь вверх, к небу, полная величия.

Внутри храма бесчисленные скульптуры Шивы. Этот бог всегда находится в непрерывном движении: играет в кости, участвует в церемониях, укрощает демона Равану. А демон тоже двигается, качает священную гору, беснуется в ярости. И сам Шива, и все вокруг него танцует и парит, через край плещет энергия, никто не сидит на месте.

Со своей энергетикой шиваизм очень созвучен современному миру, где человека тоже окружает скорость, сила, драйв. Многие изображения Шивы наполнены эротизмом, но сделано настолько тонко, что воспринимается как естественная и неотъемлемая часть его божественной сущности, и много веков это не смущало даже монахов. Все выглядит духовно и божественно.

В южной стене есть Зал жертвоприношений, там всегда темно, мрачно и страшно. И чтобы хоть что-то увидеть, приходится светить себе фонариком. Хозяйки Зала три кровожадные богини: Чамунда, Кали и Дурга. Для людей впечатлительных посещение их обители ─ настоящее испытание.

Из 34 пещер Эллоры ─ 12, находящихся на юге, буддистские, 17 построены индийским Богам, и 5 пещер, расположенных севернее ─ джайнские.

Пещеры Джайна самые молодые, в трех из них интересная резьба и искусные барельефные изображения Махавира, основателя джайнской философии, гигантских лотосов и грозных львов.

Они вырыты в стороне, в двух километрах от основного комплекса. Здесь господствуют традиции и философия джайнизма. Все строго и даже аскетично; нет буйства архитектурных деталей и пышности рельефов и горельефов.

Когда-то потолки храмов покрывали росписи, они и сейчас частично сохранились и вызывают огромный интерес как у специалистов-искусствоведов, так и у многочисленных туристов.

По размерам эти храмы гораздо меньше буддистских и индуистских.

Почти все пещеры в Эллоре ─ монастыри.

История комплекса

Грандиозное строительство началось примерно в 500 году и закончилось почти через 150 лет. Некоторые сооружения достраивались уже в 9 веке. А в 600 году был готов первый храм индуистов.

Буддистские пещеры, или, как их еще называют, пещеры Вишвакарма, построены первыми в комплексе. Их строили от 500 до 750 года. Шло время, сменялись правители и религиозные предпочтения, а около деревеньки Эллора по-прежнему велось строительство. И направление подземных храмов менялось с веками: сначала буддистские, потом индуистские, затем настало время и джайнских монастырей.

Кайласантха создавался по приказу раджи Кришны из династии Раштракутов в 13 веке. Арабы, жившие в те времена, утверждали, что по силе и богатству империя Раштракутов могла сравниться только с Византией и Арабским Халифатом. Это видно и по размаху строительства в Эллори.

Считают, что для проектирования и контроля над строительными работами приглашали зодчих из королевства Паллавов.

По изображениям, высеченным на стенах храма, можно изучать индийскую мифологию и историю Индии: огромное количество событий нашло отражение в скульптурах и барельефах.

Еще один храмовый комплекс в Индии, который стоит посетить - .

Ауровиль - город-достопримечательность, город-галактика, город-утопия на правом побережье Индии.

Туристы часто посещают еще одно историческое место - храмы в Хампи:

Пещеры Эллора сейчас

Комплекс Эллора вошел в список всемирного исторического наследия ЮНЕСКО .

В декабре в Эллоре проводится фестиваль музыки и танца. Посмотреть на это интересное зрелище приезжают тысячи туристов.

Комплекс работает с 9 утра до 17.30 во все дни, кроме вторника.

Собираясь осматривать пещеры, не забудьте взять фонарик . Во многих местах без него вы просто ничего не увидите.

И еще одно: приехав в Эллору, помните, что для вас пещеры ─ туристический объект, а для сотен индийцев ─ храм, святое место, куда они пришли, чтобы поклониться своим Богам. Пещеры ─ образец уважительного отношения к другим религиям, и это должно быть уроком всем нам, людям 21 века.

Как добраться до Эллоры

Если вы добрались до Индии, обязательно посетите Эллору.

Это можно сделать в составе экскурсионных групп с курортов ГОА.

Или купить железнодорожный тур Дели - Агра - Удайпур - Аурангабад - Мумбаи . В этом туре на осмотр пещер Эллоры отводится день. Отзывы о комфорте в поезде и об обслуживании положительные.

Мумбаи ─ самый близкий . Самолеты из Москвы и Санкт-Петербурга туда не летают. Но можно выбрать удобный состыковочный вариант на арабских линиях или на линиях республик бывшего СССР.

  • От Мумбая на поезде до Аурангабада 8-9 часов. Есть ночной автобус Мумбаи – Аурангабад. Время в пути тоже 8 часов.
  • От Аурангабада до Эллоры еще 30 км. Туда ходит автобус, но многие туристы пользуются услугами такси.

Есть и другой вариант. Самолетом до Дели, а там поездом до Аурангабада.

В Эллоре всегда открыт для туристов отель Кайлас , он находится как раз напротив пещер.

Мастера, строившие храмы в Эллоре, работали так, что зритель, едва спустившись в пещеры, перестает быть сторонним наблюдателем, в этот момент его захватывает драматизм изображенных событий, его увлекают характеры персонажей, мастерски вырезанных в скалах. Только здесь, в Эллоре, художественные образы индийского искусства воздействуют на человека подобным образом.

Видео «Пещеры Эллоры и Храм Кайласанатха (Индия)»

Древние скальные храмы Эллоры – одно из самых потрясающих творений человечества, памятник творческому воображению и мастерству древних строителей. По своим масштабам и красоте Эллора не уступает самым знаменитым религиозным сооружениям планеты и представляет собой пример веротерпимости индийцев, где мирно сосуществуют три главные индийские религии – буддизм, индуизм и джайнизм. С 1983 года Эллора входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Храмы Эллоры, вырезанные в скалах – великолепные примеры искусства древней Индии, объединяющие художественные стили южной и северной Индии и влияние чужеземных культур.

История и религии

Эллора расположена в центральной части Индии, в штате Махараштра, вдали от популярных туристических маршрутов и легендарных сокровищ Золотого треугольника. В том же районе находится пещерный комплекс Аджанта, известный на весь мир своими великолепными фресками.

Эллора – сокращенная форма старинного названия Элапура. В древности Элапура была важным торговым центром Даккана, через нее проходил торговый путь в Дакшинапатху – южные области современной Индии.

Храмы Эллоры возведены в гористой местности, расположенной на плоскогорье Декан, которую называют Деканскими траппами. Траппы появились в результате большой вулканической активности и представляют собой огромные базальтовые образования, для которых характерны отвесные скалы и утесы. Такие каменистые склоны стали идеальным местом для уединенных пещерных монастырей буддистских общин. Со временем монастыри разрастались, увеличивался поток паломников, а с ним и пожертвования, на которые строились новые храмы, кельи монахов и временные прибежища для пилигримов.

Первые храмы Эллоры появились во времена правления династии Вакатака, цари которой были известны как покровители искусств, литературы и архитектуры. Несмотря на то, что Вакатака были приверженцами индуизма, они на протяжении нескольких веков спонсировали работы в буддистской Аджанте. Согласно другой версии, первыми храмами Эллора обязана правителям двух индуистских династий – старейшие из индуистских пещер построили цари Калачури, а буддистские – Чалукья.

Вообще, об истории ранних пещерных храмов Эллоры известно немного, так как после упадка династии Вакатака религиозные комплексы на какое-то время лишились серьезной поддержки правителей. Своим появлением они больше обязаны безымянным торговцам и незнатным людям, которые делали посильные пожертвования на строительство храмов, не оставляя об этом никаких записей.

В VII-VIII веках буддизм постепенно утрачивал свое значение в регионе. Началось возрождение индуизма, и это хорошо видно на примере Эллоры, где активно строились индуистские пещеры, а некоторые буддистские святилища были переделаны в индуистские храмы.

Среди последователей индуизма в Эллоре доминировал культ Шивы, поэтому во многих пещерах можно увидеть линги и многочисленные изображения Шивы-Махешвары. Самая значительная пещера Эллоры под номером 16 также посвящена Шиве. На ее стенах представлен весь пантеон богов и многочисленные сцены из Махабхараты, Рамаяны и Бхагавадгиты. Также в Эллоре представлено еще одно направление индуизма — вайшнавизм, особенностью которого является поклонение Кришне, Раме и другим воплощениям бога Вишну. В пещере 26 можно увидеть изумительные скульптурные изображения Кришны, Субхадры, Баларамы.

В IX веке в Эллоре появляются и джайнские пещеры. Джайнизм нашел в Эллоре благоприятную атмосферу веротерпимости и процветания. Джайны Эллоры были последователями тиртханкар (духовных учителей, достигших просветления) Суматинатхи, Паршванатхи и Гоматешвары.

Строители джайнских храмов Эллоры создали свой собственный стиль, который впитал в себя характерные черты буддистских и индуистских архитектурных традиций.

По свидетельствам современников, Эллора активно использовалась до XIII века, вплоть до завоевания Декана Делийским султанатом. Буддистские монахи жили здесь до X века, а работы в джайнских храмах продолжались до середины XIII столетия. Хотя с тех пор Эллора не использовалась как религиозный центр, она не была забыта, как Мачу-Пикчу или другие знаменитые сооружения древности. Здесь бывали арабские и европейские путешественники, которые оставили описания Эллоры в своих путевых записках.

В XV-XVII пещеры неоднократно осквернялись мусульманскими фанатиками, и многие статуи, барельефы и архитектурные элементы были серьезно повреждены, однако в целом монумент хорошо сохранился. Сейчас Эллора находится под защитой ЮНЕСКО и Археологической службы Индии и вместе с Аджантой является главной достопримечательностью региона Махараштра.

Хронология строительства храмов Эллоры

Несмотря на несомненное художественное и религиозное значение Эллоры, точных сведений о ее истории практически не сохранилось. За небольшим исключением, загадкой остаются не только точные даты создания большинства храмов, но даже столетия, в течение которых они создавались. Лишь в трех пещерах (15, 21 и 31) были найдены надписи, которые дают исследователям хоть какой-то ключ к разгадке этой тайны.

Считается, что храмы Эллоры создавались в период с V по XIII века нашей эры. В ходе исследований историки и археологи обнаружили, что большинство пещер расположены отдельными группами: 1-12, 14-15, 16-19, 20-24, 25-28, 32-34, и есть большие отдельно стоящие монументы – пещеры 29 и 30. Номера были присвоены пещерам в соответствии с примерной хронологией строительства и разделяются на три группы по принадлежности к религии, которой они были посвящены – буддистские (1-12), индуистские (13-29) и джайнские (30-34).

Исследователи выделяют три важных периода в истории комплекса:

  • ранний индуистский период (VI век), когда строительство первых пещер велось под покровительством индуистских династий Вакатака и Калачури;
  • буддистский период (VI век — начало VIII века) при правлении индуистской династии Чалукья;
  • поздний индуистский и джайнский период (начало VIII века – X век), когда храмы строились индуистскими династиями Раштракута, позже — Ядава.

Из двенадцати буддистских храмов, пещеры 1-10 образуют отдельную группу. Пещеры 1-3 и 5 довольно просты и, скорее всего, относятся к самому раннему периоду. Если судить по стилю отдельных элементов, пещеры 2 и 3 могут быть датированы VI веком, а пещеры 1 и 5 были построены еще раньше. Судя по надписи на основании одной из статуй в пещере 12, пещеры 4, 6-9 были созданы в VI-VII столетиях. Пещера 10 была построена значительно позже, в VIII-IX веках, о чем свидетельствует короткая надпись на одной из ее колонн.

Группа индуистских храмов делится на несколько подгрупп. Пещеры 17-19, 21,25-29 предположительно были построены в VI-VII веке. Пещера 15, вероятно, изначально была буддистской, судя по нескольким фигурам, похожим на Будду, украшающим фриз над первым рядом колонн второго этажа. В этой пещере есть неразборчивая надпись времен короля из династии Раштракута Дантидурги (около 733-757) и медная чаша для пожертвований, принадлежавшая этому королю. Однако исторически этот храм относят к временам правления Кришны I (757-773), а его отдельные части, такие как святилища Ланкешвары и Надидеватас, датируют еще более поздним периодом.

В архитектуре знаменитой пещеры 16 чувствуется влияние стилей, принадлежавших разным периодам. Так, главный храм можно отнести к середине VIII века, тогда как святилища Ланкешвары и Надидеватас и скульптурные барельефы в задней части монумента появились в VIII-IX веках.

Надпись в пещере 21 выполнена буквами древнего алфавита каннада, который был в ходу в VI-VII столетиях, и служит косвенным свидетельством того, что работы над этим храмом начались в эпоху становления династии Чалукья. Этот храм считается самым древним среди всех индуистских пещер Эллоры.

Самым ранним из джайнских храмов считается пещера 30, которая относится к первой половине IX века. Работы над пещерой 32 велись примерно в то же время или всего несколько лет спустя. Пещеры 31 и 33 датируются IX- X столетиями. Остальные небольшие храмы были построены значительно позже, например, на крутом утесе холма над джайнскими пещерами высечено огромное изображение Парсванатхи, которое было сделано знатным человеком по имени Чакрешвара в 1234 году.

Архитектура пещерных храмов

Все пещерные храмы Эллоры целиком, от фасада до элементов внутреннего убранства, выдолблены в базальтовом скальном обрыве и, по сути, представляют собой огромные монолитные скульптуры. Комплекс Эллора включает в себя 34 пещеры, расположенных на склонах утеса Чамадири на протяжении 2,4 километров. На юге расположены буддистские храмы (пещеры 1-12), в северной части на некотором отдалении – джайнские (пещеры 30-34), а в центре – индуистские (пещеры 13-29). В центре комплекса находится архитектурная жемчужина Индии и самый значительный храм Эллоры – пещера 16, или Кайласнатха.

Пещеры высекались двумя способами: по направлению от стены обрыва вглубь скалы и вертикально, сверху вниз. В первом случае в скальной стене прорубалось отверстие, через которое строители, выдалбливая породу, опускались до уровня пола и расширяли помещение, оставляя местами куски породы, из которых позже высекали скульптуры, фризы и колонны.

Второй способ заключался в том, что породу выдалбливали сверху вниз, придавая форму зданий, колонн, скульптур и других архитектурных элементов. При таком способе строители не имели права на ошибку, и усилия, потраченные на работу, были поистине колоссальными. Так, подсчитано, что при строительстве храма Кайласа было выдолблено около 400 тысяч тонн твёрдой горной породы, а период работ превысил сто лет.

Буддистские храмы Эллоры

После упадка Питалкхоры, Насика и других буддистских пещерных комплексов Декана, буддистская община переехала в окрестности Аурангабада и обосновалась возле деревни Эллора (в те времена — Элапура). В V-VII веках буддисты имели огромное влияние в этом регионе. В VIII-X веках под натиском возрождающегося индуизма буддизм постепенно сдавал позиции, и к ХII веку пришел в окончательный упадок.

В основном буддистские пещеры Эллоры представляют собой вихары – помещения, где монахи и спали, и принимали пищу, и проводили время в медитациях и молитвах. Исключение составляет пещера 10, которая выполнена в форме чайтьи – огромного молитвенного зала. Пещеры 1-5, которые до последнего времени считались самыми древними в Эллоре, представляют собой типичные образцы раннего буддистского стиля, аскетичного, без лишних деталей, иногда и вовсе без статуй и украшений. Со временем архитектура становилась все более сложной, убранство – более роскошным, храмы включали в себя жилые и служебные помещения, расположенные на нескольких этажах.

Последние из буддистских храмов — пещеры 11 и 12 – самые большие буддистские пещеры в Индии. Эти монастыри свидетельствуют о расцвете учения Махаяна, в частности его тантрического направления Ваджраяна, которые обрели большую популярность в этом регионе к VIII веку.

Посетить древние пещерные Храмы Эллоры приезжает огромное количество путешественников, потому что эти загадочные религиозные пещеры оставляют неизгладимое впечатление на каждом человеке.

Пещерные Храмы Эллоры — это эталон древних храмов. Всего в скальной породе вырезано 34 священных пещеры, расположенных по единой линии, на протяжении двух километров. Трудно даже представить себе, насколько сложно было создать два километра сплошных старинных залов, имея примитивные строительные инструменты. Некоторые из них достигают приличных размеров — около десяти соток. В пещерах есть множество красивых колонн и скульптур.

Скалы Эллоры приютили культуры трех религий: буддизма, индуизма и джайнизма. Просто удивительно, как могли так тесно, буквально бок обок существовать эти три, совершенно разных религиозных направления. Глядя на древние пещерные Храмы Эллоры невольно приходят воспоминания о древнейшем Храме Иерусалима.

Самые первые пещеры Эллоры — буддийские. Эти храмы были созданы с VI по VIII столетие нашей эры. В некоторых из священных храмов можно увидеть скульптуры нетрадиционно сидящего Будды — его ноги опущены вниз. В остальных пещерах Будда изображен в привычной позе лотоса. Абсолютно все скульптуры Будды «смотрят» лицом на восток, то есть навстречу восходящему солнцу.

Некоторые из храмов остались незавершенными, а остальные напротив — вырезаны на уровне трех этажей и полностью заполнены колонами и скульптурами. Есть и такие скульптуры, которые не относятся к буддийской религии. На них явно просматриваются элементы индуисткой эстетики.

Для европейских путешественников священные Храмы Эллоры — это своеобразный музей, но для индийцев любого вероисповедания древние пещеры являются «живыми» храмами. Перед тем как войти в некоторые пещеры индийцы снимают свою обувь.

Далее начинаются священные индуистские пещеры, которые были созданы с VI по VIIII столетие. Всего индуистских храмов 17 и они очень сильно отличаются от буддийских пещер. В этих священных пещерах все скульптуры «танцуют», ни одна из них не сидит, свесив ноги. Многие изображения наполнены эротизмом и это особенный культ. Только в древней эротика и танцы были наполнены духовностью и божественностью.

Создание пещер датируется примерно с VI по IX столетия нашей эры. Из 34 пещер Эллоры 12 пещер на юге — буддийские, 17 в центре посвящены индуистским богам, 5 пещер к северу — джайнские.

Практически все индуистские пещеры посвящены Богу Шиве, а также его близкому окружению. Также в этих храмах можно увидеть скульптуры быка Нанти, этот бык был «транспортным средством» Шивы. Нанти означает дарующий радость. Как известно, в Индии коровы издавна являются священными животными.

В самом центре линии священных пещер расположена главная обитель Бога Шивы — храм Кайласанатха. Этот храм был вырезан из цельной скалы в восьмом столетии нашей эры методом «сверху вниз». 7000 камнерезов за 150 лет вынули очень большой объем камня — около двух сотен тысяч тонн. В то время мастера располагали только примитивными инструментами, поэтому их труд можно назвать настоящим подвигом. Кстати, именно теме подвигов посвящены основные барельефы главного Храма Шивы. На них изображены сцены сражений.

Стоит сказать еще и о том, что весь вынутый камень кажется «ничем», если вспомнить о том, что весь древний Храм Кайласанатха полностью расписан. Именно в этих древних местах художественное трудолюбие индусов явно зашкаливает за все допустимые нормы.

Эллора буквально переполнена жизненной священной энергетикой, которая чувствуется буквально в каждом изображении, каждом камне и трещине. Именно в древних Храмах Эллоры живет сама жизнь!

Комплекс пещерных храмов Эллоры расположен в индийском штате Махараштра, неподалеку от Аджанты, и состоит из 34 пещерных храмов, создававшихся на протяжении VIII-IX веков. Двенадцать из них являются буддийскими, два — джайнскими, а остальные индуистскими. К индуистской части ансамбля относится огромный скальный храм Кайласанатха.

Возникновение пещерных храмов Эллоры относится к эпохе государства династии Раштракутов, в VIII веке объединивших под свой властью западные территории Индии. Средневековые арабские хронисты называли государство Раштракутов в числе величайших государств того времени наряду с Арабским халифатом, Византией и Китаем.

Раштракуты были самыми могущественными индийскими правителями того времени. Около 750 года они начали в своих землях грандиозное строительство. Несомненно влияние на Эллору более ранних пещерных храмов Аджанты. Но как природные особенности, так и веяния нового времени, привели к созданию в Эллоре совершенно самобытного памятника, где главную роль стала играть каменная скульптура. Пещерные залы Эллоры, созданные в начале VIII века, значительно отличаются от Аджанты своими размерами и более сложным планом. В скалах проложены длинные галереи, площадь некоторых залов достигает 40х40 метров. Стены залов в изобилии украшает каменная скульптура и рельефы.

Главный пещерный храм Эллоры носит название Тин Тхал. Это крупнейший подземный храм, когда-либо созданный в Индии. Он состоит их трех этажей и располагается в глубине прямоугольного двора, напоминающего узкий колодец шириной 33 метра и глубиной 20 метров, вход в который ведет через узкие монолитные ворота. Фасад храма предельно прост и аскетически суров. Он состоит из трех рядов квадратных колонн, опирающихся на монолитные скальные платформы. Высота фасада составляет 16 метров.

В храм ведет высеченная в камне неширокая лестница. А когда человек попадает внутрь подземного святилища, его взору открываются обширные залы с бесчисленными мощными квадратными колоннами и изваяниями буддийских божеств. Залы Тин Тхала подавляют своими колоссальными и суровыми, элементарно простыми формами. Ширина и глубина залов достигает 30-40 метров. Мрачное мистическое настроение в храме усиливается благодаря эффекту сгущающегося в его глубине сумрака, в котором призрачно мерцают огромные каменные изваяния.

Такое же впечатление производят и другие, меньшие по размерам пещерные храмы Эллоры. В храме Рамешвара скульптурный рельеф и каменная резьба господствует практически на всей поверхности стен и колонн. Огромные настенные горельефы буквально обступают зрителя. Страшные фантастические изваяния, вырубленные в скале, производят особенно сильное и гипнотизирующее впечатление благодаря своей пластической мощи и резким контрастом света и тени.

Фасады храма Рамешвара украшают четыре колонны и две полуколонны с покрытыми сложной резьбой капителями и большими женскими фигурами-кариатидами, расположенными по обе стороны колонн. Каменная резьба украшает весь фасад пещерного храма, но ее пышность только подчеркивает массивность колонн, напоминающих напрягшиеся в нечеловеческом усилии мускулы. В более поздних пещерных залах Эллоры чувствуется утрата скульпторами художественных достижений мастеров предыдущей эпохи. Храмовый комплекс Эллоры завершал собой древнеиндийскую традицию возведения скальных храмов.

Центральным сооружением Эллоры является огромный храм Кайласанатха, высеченный в монолитной, одиноко стоящей скале. Необычна сама идея подобного сказочного здания, возвышающегося среди окружающих его пещерных храмов. По своей мощи и величине храм совершенно. уникален и сравнить его можно разве что со скальными храмами — Абу-Симбелом и храмом богини Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Величественные и неповторимый скальный храм Кайласанатха высечен как скульптура, из монолитной скалы, изолированной от склонов окружающих Эллору невысоких гор тремя глубокими, до тридцати метров глубиной, расселинами. Этот скальный массив обтесывался, начиная сверху и до самого низа, без применения строительных лесов. Первоначально весь храм Кайласанатха был покрыт белой штукатуркой и назывался Ранга Махал — «окрашенный дворец». Его белоснежный силуэт ярким пятном выделялся на фоне скал.

Храм Кайласанатхи строился, а точнее, вырубался в скале, очень долго. Его начали создавать при правителе Дантидурге из династии Раштракутов, а закончили при Кришнарадже I. Храм возвышается посредине вырубленного из скалы двора площадью 58х51 метр и более чем на 33 метра уходящего в глубь скалы. Площадь храма составляет 55х36 метров.

Нижняя часть храма высечена в виде цоколя восьмиметровой высоты. В его центре высятся монументальные изваяния слонов и львов высотой около трех метров, словно держащих на своих спинах тяжесть здания храма. Тесно стоящие ряды слонов высечены таким образом, что кажется, что это только видимая их часть, а остальные слоны скрыты под массивом храма. Эта идея огромного сооружения, покоящегося на спинах слонов и львов, носит мифологический и символический характер — ведь мир, как известно из древних легенд, стоит на трех слонах. Только слонов в Кайласанатхе гораздо больше…

Сверху донизу храм покрыт каменной резьбой, выполненной с большим искусством. Как писал русский дореволюционный индолог И. П. Минаев, храм в Эллоре имеет «такую массу изображений, что может почитаться книгой индийской мифологии».

Одно из наиболее интересных изображений на стенах храма Кайласанатха — рельеф «Равана, пытающийся свергнуть гору Кайлас». Это одно из самых драматических произведений индийской средневековой скульптуры. Центральное событие рельефа — укрощение богом Шивой демона Раваны, стремящегося разрушить священную гору Кайлас (ипостась священной горы Меру), на которой обитает Шива. Этот сюжет символизирует столкновение сил добра и зла. Разъяренный демон, изображенный в виде страшного многоголового и многорукого существа, беснуется в ярости, безуспешно пытаясь поколебать священную гору. К всемогущему Шиве испуганно прижалась его жена Парвати. Но бешеные усилия демона не страшны Шиве: одним легким мановением руки он усмиряет чудовище.

Не менее интересны и другие рельефы храма Кайласанатха: «Шива-победитель», «Похищение Ситы». Они исполнены с таким искусством, с такой захватывающей экспрессией, что зритель не может оставаться просто наблюдателем и в какой-то момент его искренне захватывает драматизм изображенных событий. Такое воздействие художественного образа на человека впервые появляется в индийском искусстве только в Эллоре.