Есть ли город припять. Припять - это что

Это реально джунгли. За 30 лет город скрылся в лесу. Ещё лет через десять начнут массово сыпаться здания. Поэтому в Припять нужно ехать именно сейчас, дальше будет только хуже. Попасть сюда нетрудно, развит даже своеобразный туризм.

Но мне удалось увидеть немного больше, и я покажу вам Зону Отчуждения с необычной стороны. Добро пожаловать в место, где СССР никогда не кончался, а радиация кое где до сих пор превышает норму в 50 000 раз.

1. Сегодня побывать в знаменитом городе-призраке может каждый. Это чуть сложнее, чем съездить в Киев, территория на 30 километров вокруг всё ещё считается закрытой Зоной, но попасть туда проще простого, причём поездка будет не опаснее, чем часовой полёт на самолёте. То, о чём я буду рассказывать в этом репортаже - мой личный опыт, у вас он может быть немного другим, но лучше действительно один раз увидеть. В Чернобыль я хотел ещё десять лет назад, но по какой-то причине откладывал, боялся радиации и не находил повода. Вывод - зря, чем дальше, тем меньше остаётся, природа берёт своё, здания разрушаются, артефакты исчезают. Итак, поехали!

2. КПП “Дитятки”. Граница между живым и мёртвым, ворота Зоны Отчуждения. Через этот пункт пропуска в Зону попадают все, кто едет в неё легально. Если вы не сотрудник атомной станции (а она работает до сих пор!), то скорее всего, единственный способ попасть в Припять это купить тур на один или два дня. Стоит это, с учётом дороги из Киева и назад, оформления документов, обеда и ночлега 100-150 долларов, причём большую часть забирает сама Зона за оформление документов. Украинцам сильно дешевле, чем иностранцам. Я же не могу порекомендовать гида, так как ездил частным образом при помощи друзей: на двоих с Дашей мы заплатили порядка 10 тысяч рублей за однодневный тур.

3. На въезде информационный и сувенирный киоск одной из туристических компаний. Какую выбрать - решайте сами, изучайте сайты и отзывы, делитесь в комментариях.

4. Есть строгие правила посещения Зоны отчуждения, а сама программа чётко расписана на бумаге. Шаг в сторону - получаешь риск выдворения за территорию. Говорят, что иногда можно от них отступать, но главное не попадать на глаза другим группам: а то и гиду сильно попадёт, и туристам мало не покажется: конкуренты с удовольствием “стучат” друг на друга.

5. Ещё одна застава, уже в 10 километрах от Чернобыльской станции. Здесь полицейские проверяют маршрутный лист, сверяются, что всё в порядке и пускают внутрь. Дальше всё и начинается. Забегая вперёд, напишу что Зона намного более живая, чем может показаться на первый взгляд, а сам Чернобыль так и вовсе обитаемый город с магазинами и кафе. Обитаемый, но очень странный. Следующий рассказ будет как раз о том, почему здесь до сих пор живут люди, и что это за жизнь после ядерной катастрофы.

6. Этот знак приветствовал посетителей в Чернобыльской атомной станции имени Ленина, сейчас буквы убрали и остался только факел. Не советую здесь останавливаться даже на минутку: поржавевшая стела с факелом - одно из самых загрязнённых мест в Чернобыльской Зоне, находится на территории Рыжего леса. Его деревья приняли на себя наибольшую дозу выброса радиоактивной пыли во время взрыва в 1986 году, их кроны окрасились в буро-красный цвет. Позже деревья погибли, а по ночам на этом месте наблюдали свечение. (по легендам и байкам, реально ничего там не светилось)

Радиация - страшная вещь, и многие боятся сюда ехать, опасаясь последствий. Беда в том, что её не видно. Прогулка в тихом на вид месте может грозить смертельной опасностью. Так что, едем дальше.

7. Въездной знак Припяти. Налево в жилую часть города, прямо или направо - к Чернобыльской АЭС. Сам город Чернобыль остался в стороне. Он к катастрофе не имеет отношения, хотя и оказался внутри Зоны после аварии. Почему же станция Чернобыльская, а не Припятская? Всегда это интересовало. Её начали строить раньше, чем город-спутник, и назвали просто по имени района, центром которого и является Чернобыль. Чтобы два раза не вставать, обсудим ещё один миф: что за название такое ЧЕРНОБЫЛЬ? Чёрная быль? Проклятие? Те, кто не верит в теории заговоров, ответят, что это просто украинское название полыни, обильно здесь произрастающего. Более впечатлительные вспомнят Священное Писание, где именно полынь является символом наказаний Господних: у древних иудеев растение упоминается как синоним отравы, горечи или проклятия. В Новом Завете, в Откровении Иоанна Богослова, “Полынью" названа упавшая звезда либо же ангел:

Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки.

И вот тут можно совсем не верить в мистику, но результатом взрыва реактора стало, в том числе, загрязнение водных систем не только в окрестностях, но и во многих районах Европы. Так что думайте сами, совпадение это или нет.

8. Мы же ступаем на улицы города, наяву ставшего символами горечи и скорби.

9. Вот уже тридцать лет Припять застряла в Дне сурка. Время навсегда застыло в 1986 году, и это по-настоящему. Здесь не развалился Советский Союз, не появилось интернета и спутникового ТВ, а в магазинах такой же дефицит, как по всей стране в те же годы. Но тогда в Припяти, образцово-показательном советском городе, нехватки продуктов как раз не знали.

10. Город очень сильно зарос, за деревьями и кустами даже не разглядеть, что написано на вывеске магазина. Летом здесь совсем непролазные дебри: настоящие каменные джунгли это тут!

11. А ведь это проспект Ленина, одна из главных улиц 50-тысячного города!

12. Сдвоенное дерево проросло через канализационный люк и устремилось к небу. Дерево растёт во дворе одной из школ: мощное, густое, метров 15 в выссоту.

13. Один из главных официальных запретов - не заходить в здания. Говорят, что это опасно и они могут обрушиться в любой момент. Но невозможно оказаться здесь и гулять только по улицам!

14. Если очень захотеть, никто не помешает проникнуть в опустевшие многоэтажки. Самые интересные - 16 этажные высотки, с них открывается отличный вид. На те, что с гербами, лучше не ходить: они действительно в очень плачевном состоянии, плюс находятся в центре, там проще “спалиться”.

15. Как славно жилось в восемьдесят шестом: ни тебе домофонов, ни железных дверей! Заходи, товарищ, открыто! И кондиционеры на фасады не вешали, их просто не было. Хотя самопальным остеклением балконов уже начинали баловаться...

17. Внутри очень похожи на 16-этажки московских серий, сразу возникает странное чувство. Такие высокие жилые здания редко попадаются заброшенными на территории бывшего СССР, поэтому сразу ощущаешь, что Припять место особенное.

18. Почтовые ящики…да в некоторых домах и в жилых подъездах такие!

19. Для здания, пустующего столько лет, порядок почти идеальный. Почти во всех жилых домах целые лифты, никаких надписей на стенах - граффити можно встретить только в центре. Их сделали уже после аварии. Мне повезло найти квартиру с целыми батареями: сегодня это большая редкость, за последние 15 лет город неплохо пограбили. Но представляете, как здесь было в начале 2000х? Всё целое!

20. Люди оставляли свои квартиры на три дня, не зная что не смогут вернуться домой и спустя тридцать лет.

21. В одних квартирах целые стёкла, а в других разбиты. Но дело не в вандалах, до многих домов они просто не добрались. Ветер. Хотя мародёры ураганом прошлись по Припяти ещё лет двадцать назад, большую часть содержимого квартир унесли ликвидаторы аварии: мебель в могильник, какую-то техникуна хранение в магазины. В магазине “Радуга” до сих пор склад старых плит, сервантов и роялей.

22. Поднимаемся на верхний этаж. Проходим мимо машинной комнаты. Дверь открыта, оборудование раскурочено, но не вывезено. Из лифтового оборудования в первую очередь извлекали медную обмотку моторов. Вообще медные кабели это цель №1 для мародеров.

23. Выходим на крышу 16-этажки.

24. В хорошую погоду отсюда должен открываться вид на АЭС и Четвёртый энергоблок, но в тумане не различить даже города. Зато посмотрите, как заросли его улицы

сравните с фотографией, сделанной с точно такого же ракурса в 1995 году.

25. Продолжаем прогулку по Припяти. Одно из самых узнаваемых мест, угол магазина “Радуга” с ярко-жёлтыми телефонными будками. И одно из самых первых детских воспоминаний про чернобыльскую трагедию: в память навсегда врезалась телевизионная картинка именно с этим домом и будками. А жилое здание, где находился магазин, называли "Белым домом", потому что в нем жила вся городская элита, от директора ЧАЭС до начальника железнодорожной станции Янов. 4-х комнатные квартиры там рядовое дело.

26. Передовой советский атомоград был обильно украшен всевозможными коммунистическими лозунгаами. “Хай буде атом робiтником, а не солдатом”. Про эту вывеску тоже ходит байка, что через день после аварии какой-то шутник залез на крышу и повалил первую букву “а”, отчего надпись приобрела совершенно другой смысл. Позже всю надпись “положили” на крышу, но несколько лет назад нелегальные “самоходы" подняли буквы назад.

27. Отель “Полесье” на центральной площади Припяти, рядом с ДК “Энергетик”. Внутри мало что сохранилось. Вообще, в Припяти интереснее гулять как можно дальше от центра, там куда больше шансов встретить интересные артефакты, а не голые стены. Отель же, как и некоторые другие объекты, продолжал свою работу долгое время после аварии: здесь жили дозиметристы, следившие за уровнем радиации в городе.

28. Потрясающие неоновые вывески! Как бы хотелось своими глазами увидеть, как они работали. Если когда-нибудь изобретут машину времени, я обязательно вернусь в Припять 1985 года.

29. Граффити с медведями появилось на здании дворца культуры “Энергетик" недавно, не видел его в других отчётах. Настоящих медведей в городе так и не появилось, а вот стаи кабанов регулярно бегают по городу. Иногда заходят волки. Ещё в Припяти живёт лис Семён, он часто выходит к гостям. Почти ручной, вот его портрет. А вот домашних кошечек-собачек и след простыл. Хотя из города их не вывозили, жителям не разрешали забирать притомцев, всех любимцев пришлось оставить. Они одичали, сбились в стаи и нападали на ликвидаторов. Говорят, в какой-то момент их всех расстреляли…правда или очередной чернобыльский миф? Как знать.

30. Катастрофа произошла за неделю до одного из главных советских праздников, Дня трудящихся. Работники культуры готовились к его проведению, печатали и рисовали плакаты к демонстрации. Они так и остались стоять в углу “Энергетика”.

31. Один день для поездки в Зону это очень мало, особенно зимой, когда световой день короткий.

32. Я был в городе первый раз, и не смог запомнить названия всех объектов. Не помню, что это за здание с красивой мозаикой, то ли клуб, то ли музыкальная школа. Инфраструктура в Припяти была на высоте, в советские годы о комфорте учёных реально заботились, потому работать на ЧАЭС и жить в Припяти считалось большой удачей, сюда съезжались лучшие мозги страны.

33. Кинотеатр “Прометей”…нажмите на стрелку вправо, посмотрите, как он выглядел в 80-е. Сегодня место почти неузнаваемо. От фонтана не осталось и следа, всё заросло деревьями, а скульптуру Прометея от греха подальше перенесли на территорию атомной станции, благодаря этому она сохранилась по сей день (нажмите на стрелку ещё раз).

34. Знаменитый парк развлечений с его жёлтым колесом обозрения оказался не таким грандиозным, как я представлял. Даже разочаровал…самих аттракционов там кот наплакал, кроме колеса и автодрома есть лишь карусель и качели. Парк совсем крошечный, как бы в нём уместились все желающие? Чёртово колесо должны были открыть лишь 1 мая 1986 года, оно было подарком к празднику и так и не успело поработать. Вот ещё одна легенда. На самом деле, на колесе многие смогли прокатиться, причём не бесплатно. Ниже процитирую воспоминание одной из бывших жительниц:

Сама лично на нем каталась. И не бесплатно, покупала билет. На машинках хотелось прокатиться, но на них было не достояться – толпа огромная. А вот на колесо желающих было значительно меньше. Но женщина, которая им управляла, видимо не успела изучить инструкцию, как надо правильно рассаживать людей, потому получился серьезный казус. Труханули мы тогда здорово. Людей этот работник сажала в каждую кабинку. И, когда половина колеса была плотно заполнена, а вторая, напротив, оставалась совершенно пустой, колесо самопроизвольно резко сорвалось и начало кататься вверх-вниз, ища равновесия, до тех пор, пока загруженные кабинки не оказались в нижней части колеса. Зрелище было жутковатым, т.к. оси, на котором крепилось колесо, сильно шатались при этом. Было ощущение, что колесо упадет на бок. Некоторые пацанята, кто располагался пониже, спрыгивали во все стороны. Женщина сама очень сильно перепугалась. Отключила колесо. Когда оно остановилось, начала по-понемногу включать и высаживать сначала из каждой второй кабинки, потом еще реже, до тех пор пока всех не высадила. Нам повезло, мы еще круга 2 сделали бесплатно. Может, из-за этого инцидента оно больше и не работало, а может, недоработка какая в нем обнаружилась. Катались мы ровно за неделю до аварии, потому что я только по выходным приезжала домой в Припять, была на педпрактике в Полесском. Вот такой факт имел место быть в истории так не открывшегося парка культуры.

35. Аттракционы очень сильно “фонят”, железо собирает всю радиацию, так что не советую задерживаться в парке. Особенно стоять возле автодрома. Я не знал об этом, стоял-фотографировал, но меня одёрнули попутчики.

Позже оказалось, что парк вообще одно из самых “грязных” мест Припяти. Грязнее в центре только на площади перед ДК “Энергетик” и готелем “Полесье”.

А в микрорайонах на удивление мало радиации. Второе по заражённости место в пределах города - речная пристань. Туда мы ещё отправимся.

36. Красивые мостики через небольшой ручей по пути из парка к центральной площади.

37. В заброшенной школе было невыносимо грустно. Вроде и видел всё это десятки раз на картинках, как кто-то мелом на доске написал своё имя и класс на момент учёбы в 86-м, но за душу берёт. Дети Припяти приняли трагедию особенно близко, и некоторые из них связали свою уже взрослую жизнь с городом, снимая фильмы, проводя исследования и устраивая туры в Зону Отчуждения.

38. Немного школьных интерьеров и артефактов. Полистайте галерею.

39. Где ты теперь, Николай Коротких?

40. Третья школа находится в очень плохом состоянии, внутри стопроцентная сырость. А здание школы №1 уже обрушилось.

41. Детские противогазы на полу столовой.

42. Детали прошлого: старые дорожные знаки, ручка от дипломата и крышечка от советского кефира.

43. Припять была городом молодым во всех отношениях. Средний возраст составлял всего 25 лет, а сам город едва успел отпраздновать своё 16-летие…И как же его любили, что не могут забыть до сих пор?!

44. После аварии шли разговоры о том, что после дезактивации, возможно, в город разрешат вернуться и он снова оживёт. Его тщательно “отмывали” от радиации ликвидаторы, и многие из них поплатились за это здоровьем, а то и жизнью. Ужасная правда открылась потом: Припять и вся Чернобыльская Зона ещё очень, очень долго не будет обитаемой, как минимум до середины 21 века. Некоторые районы очищать не стали. Мы стоим на границе “чистой” зоны, дальше радиация будет сильнее.

45. Заброшенный речной вокзал. Отсюда ходили скоростные катера-“ракеты” в Киев или в белорусский Мозырь. В здании вокзала было отличное летнее кафе.

46. В полностью раздраконенном здании сохранилась красивая хитро сделанная мозаика.

47. А в автомате с газировкой остался “тот самый” гранёный стакан, из которого пили все советские люди, но никто не болел.

48. Второе супергрязное место в черте города - вот эта лестница. Фонит так, что уши трясутся, но иного способа спуститься на пристань нет...

49. Зачем я это рассказываю? Чтобы вы понимали: с одной стороны, поездка в Чернобыль в 2018 году легка и достаточно безопасна, а с другой - нужно быть осторожным и не стоит гулять самостоятельно и без дозиметра.

50. Помните деревянную пристань на архивной фотографии в галерее пять абзацев назад? Дебаркадер отнесло течением на сто метров в сторону, он сель на мель и частично затонул. Но всё ещё хорошо узнаваем...

51. За три десятка лет природа Зоны восстановилась, здесь растут большие пышные грибы и сочные ягоды. Некоторые визитёры, особенно те, кто ходили самоходом и “выживали” в Зоне несколько дней, охотно их употребляют в пищу: но на мой взгляд - не стоит.

52. А теперь пришло время нагнать настоящей жути. Здание на фото - самое страшное и опасное место во всей Припяти, это не шутка и не преувеличение. Один его вид навевает ужас. Любая заброшенная больница отпугивает, но мне трудно передать словами, что я там испытал.

53. Медсанчасть №126, единственная больница Припяти, приняла первых пострадавших в аварии: пожарные, тушившие возгорание Четвёртого энергоблока, сразу после вызова отправились сюда. В больничном подвале они сбросили с себя всю одежду, так как она была заражена. Вся форма до сих пор находится там, и даже самые отчаянные, побывавшие в подвале, охренели от увиденного и вряд ли пойдут второй раз. В воздухе летает пыль с "горячими" частицами, фон доходит до миллиона распадов в минуту (на квадратный сантиметр по бете). В комнате с остатками роб пожарных на дозиметре можно увидеть и 20, и 50 миллизивертов в час.

54. Перед входом в приёмный покой лежат новенькие, совсем не ношеные сапоги. Кто-то выбросил, и этот кто-то явно был в том самом подвале

55. Конечно, ни в какие подземелья мы не полезли, но и прогулки по первому этажу хватило.

56. Юра меряет фон возле стойки регистратуры в больнице. Счётчик Гейгера визжит, как надрезанная свинья. Показания зашкаливают - в 50 тысяч раз (!) выше нормы.

57. Так фонит подшлемник пожарного, когда-то вытащенный из зловещего подвала. Позже сюда принесли металлическую табличку и положили рядом: прикасаться к такой радиоактивной вещи, тем более переносить её с места на место было бы слабоумием и отвагой.

58. Радиация - главная причина, почему Припять до сих пор в относительно хорошей сохранности, даже среди мародёров дураков немного.
(Юра поправил: да нет конечно, просто это режимная территория, за вынос добра могут и срок впаять. Да и пешком идти от границы зоны далеко, а нелегально ехать на транспорте по закону означает подарить машину первому менту)

59. А вот и наглядная причина, почему в здания просят не заходить…Сейчас самое время, чтобы ехать в Зону. Чем дальше, тем больше город будет разрушаться, многих мест скоро просто не останется: без помощи людей, силами самой природы, они исчезнут навсегда под грудами ненужного бетона.

60. То, что осталось от книжного магазина. Это его крыша провалилась на предыдущей фотографии.

61. Обвалившаяся стена первой школы обнажила прекрасный стенд о методике партийной пропаганды.

62. Несмотря ни на что, этот мёртвый город умер не до конца. До начала двухтысячных здесь вообще кипела жизнь, предприятия Припяти работали для сотрудников атомной станции. Здесь не жили, но приезжали. А ЧАЭС лишь году прекратила вырабатывать электричество уже в 21 веке, ведь три других реактора были совершенно исправны! Их постепенно закрывали, последний, 3-й блок остановили в 2000-м по требованиям Европы.

63. Теперь в атомограде топят дровами…

64. Здесь по сей день работает прачечная сотрудников ЧАЭС: да-да, станция по-прежнему функционирует и там трудится несколько тысяч человек. Их одежду нужно обеззараживать, и лучшего места не нашлось.

65. Тут же заодно подкрашивают знаки радиационной опасности.

66. На обратном пути, уже вечером, проехали мимо самой атомной станции. В отличие от Припяти, там я ровным счётом ничего не испытал. Хотя и видел её воочию в первый раз, сама АЭС практически точная копия Десногорской в Смоленской области, я делал про неё репортаж много лет назад.

67. Так сегодня выглядит печально известный четвёртый энергоблок, где и произошёл взрыв. В прошлом году его накрыли новым саркофагом - аркой, который прослужит сто лет, и позволит за это время разобрать реактор и захоронить его по частям.

Идея закрыть развороченное жерло реактора возникла почти сразу после взрыва. Уже к ноябрю 1986 года над четвертым энергоблоком было воздвигнуто «Укрытие», более известное как «саркофаг». Старый саркофаг был, по сути, большой бетонной коробкой (на его постройку ушло 400 тыс. кубометров бетонной смеси и 7 тыс. т металлоконструкций). Воздвигнутый в спешке, он тем не менее 30 лет сдерживал дальнейшее распространение радиации от реактора. Однако его перекрытия и стены уже обветшали и начали разрушаться. Постройка второго саркофага началась в 2007 году. Планировалось, что он будет представлять собой подвижную арку, которая накроет реактор вместе со старым саркофагом, после чего можно будет заняться разборкой, дезактивацией и захоронением останков энергоблока. Изначально проект собирались завершить к 2012/13 году, но сроки сдвинулись из-за финансовых проблем. Новый саркофаг стал самой большой наземной передвижной конструкцией: Так как строить арку непосредственно над старым саркофагом было опасно, ее сооружали по частям на сборочной площадке неподалеку от электростанции. Сборка и подъем элементов первой половины арки длились с 2012 по 2014 год, к 2015-му собрали и вторую половину. После обе части были соединены в единую конструкцию. К ноябрю 2016 года монтаж был полностью завершен.

68. Недостроенные 5 и 6 энергоблоки. ЧАЭС должна была быть ещё больше…в 1986 году стройку бросили, как есть, вместе со строительными кранами, а по всему СССР срочно остановили возведение новых атомных станций: они так и стоят заброшенными на разной степени готовности.

69. Ещё один новый объект - хранилище отработанного ядерного топлива №2. Его только запустили в эксплуатацию. Ещё рядом начали строить ещё одно хранилище, где будут хранить отходы от эксплуатации Ровенской, Хмельницкой и Южно-Украинской АЭС. Сейчас топливо вывозят в Россию, и Украина платит нам за это около 200 миллионов долларов в год.

70. Время покидать Чернобыльскую Зону. Садимся в машину и проделываем весь путь до КПП “Дитятки”. По дороге дважды проходим дозиметрический контроль: всё чисто.
Надеюсь, мой репортаж был полезен для тех, кто ещё не был в Припяти. Теперь вы точно решили, хотите туда или ни за что не решитесь на такое путешествие. Те, кто был, наверняка вспомнят знакомые места.

(8 оценок, среднее: 5,00 из 5)

В далеком 1969 году появился план постройки Чернобыльской атомной электростанции. В начале февраля 1970 года этот план был воплощен в реальность – начались первые строительные работы, был заложен фундамент будущего атомограда Союза Советских Социалистических Республик — города Припять. Никто и представить не мог, что Припять до аварии, крупнейшей в истории мирного атома, отделяет менее 10 лет.

Сейчас ходит множество слухов и мифов о том, что же было в городе Припять до катастрофы. Очевидцы и люди со стороны рассказывают, как произошла и сколько убытков понес город, а туристы с интересом смотрят на фото полуразваленных зданий и домов и едут туда на экскурсии. Мы уверены, что абсолютно каждый задумывается о том, что же было на этом месте: задумывался о том, кто катался на этой качели, кто гулял на этой площади в центре города, кто и что покупал в этом пустом магазине без окон и дверей.

А здесь был город — большой перспективный город СССР, который подавал большие надежды на развитие государства. Здесь жили, работали, влюблялись и женились люди со своими надеждами, мечтами и проблемами. Жизнь била ключом. Но потом, в один момент, Припять резко застыла.

Сейчас город не оживляется даже туристами — они, как зрители фильма, приходят в кинотеатр и наблюдают это немое черно-белое кино, а за экраном протекает молчаливая застывшая жизнь, если можно так выразиться. Кажется, ничто уже не сможет вернуть Припять к ее прежней жизни, или основать там новую. Наверное, где-то свыше было предназначено этому городу стать мертвой историей государства СССР, а затем страны Украины.

Хотим сразу разъяснить ложные утверждения и сведения о том, что и Припять являются одним и тем же городом. Это совсем не так. Это такие же два разных города, как Киев и Харьков (не учитывая масштабов городов, их населения и расстояния между ними, данные приведены для сравнения).

Чернобыль – маленький городок с населением в 14 тыс. человек, который расположен в 12 километрах от Чернобыльской атомной электростанции. Это всего лишь город Чернобыльского района в Киевской области (сейчас этот район исчез, теперь он называется Ивановский район), и он имеет отношение к атомной станции не больше, чем Киев (разве что находится ближе).

Название этого города взято из наименования растения в древней Руси. Это растение – обыкновенная полынь. Наверное, там были целые поля этой травы, которая и вдохновила советские власти дать городу такое название.

Другое дело город Припять. Припять до аварии была непосредственно родным городом атомной станции Чернобыль. Он расположился всего в двух километрах от АЭС и по количеству жителей превышал население Чернобыля почти вчетверо.

Реестр населения на время катастрофы составлял практически 49 000 человек, среди них было более 30 разных национальностей, которые проживали на территории СССР. Именно Чернобыльская электростанция собрала вокруг себя столь большое количество людей и организовала такой большой промышленный город.

Почему же Чернобыльская атомная электростанция называется именно Чернобыльской, а не Припятской? Это связано с тем, что на момент начала строения АЭС города Припять, как такового, на карте СССР не существовало. В результате руководство страны решило дать ему наименование по названию района, в котором строилась станция – Чернобыльский. Это потом уже, когда вокруг станции начал расстраиваться большой и дающий надежды город, населенному пункту было дано название Припять.

Город Припять до аварии на Чернобыльской АЭС

Как было сказано, Припять до взрыва была процветающим городом, что взял свое начало в 1970 году. Но не Чернобыльская АЭС началась строиться на месте будущего города-призрака сначала, а здание общежития с помещением, где будут кушать и проживать строители и руководство, и специальное здание, где руководящие органы делали свою работу.


Уже через некоторое время, поняв, что проект удачный, что здесь будет хорошая работа и высокооплачиваемая заработная плата, работники начали потихоньку забирать свои семьи, некоторые создавали семьи знакомясь на работе. В общем, место начало оживать и дышать жизнью. До 1972 года вокруг Чернобыльской АЭС образовалось много домов, где уже жили полноценные семьи. Возник вопрос о том, как же назвать место своего проживания. Недолго думая, жители выбрали наименование по названию реки, протекавшей вблизи от поселка – Припять. Того же года, 24 апреля, местные власти задокументировали официальное название будущего города.

Дорога к смерти

Через 5 месяцев в этом же 1972 году был заложен основной шаг к будущей атомной станции. В обстановке торжественности и праздника залили бетоном первый кубометр основания ЧАЭС.

Строительство длилось пять лет, а вместе с ним расстраивался и город. Домов становилось все больше, рождались детки, возникала потребность в магазинах, школах, развлекательных парках.

В 1975 году в городе Припять ввели в эксплуатацию Чернобыльскую атомную станцию.

Но это место рано еще было называть городом, поскольку такой статус поселку дали только через семь лет, то есть в 1979 году. Все-таки станция принесла признание в государстве, жители расстроили город до больших размеров, и государство решило повысить его в статусе.

Следовательно, по старым обычаям Союза Советских Социалистических республик в каждом городе должен был быть дом пионеров, поэтому его тоже основали в г. Припять.

Уже в 1988 году самые главные здания для проживания, развлечения, учебы и саморазвития были сданы в эксплуатацию (спорткомплексы, центры торговли, дворец пионеров).

Транспортная инфраструктура Припяти

С возрастанием популярности и эффективности Чернобыльской атомной электростанции и промышленности в г. Припять до аварии стало съезжаться очень много туристов, оценочных комиссий, заграничных гостей.

К городу можно было добраться разными способами: поездом, автобусом, автомобилем или по воде.

Рассмотрим сухопутную и водную транспортную систему в городе Припять до аварии:


Улицы Припяти

Удивительным фактом в истории города Припять до аварии является история с планировкой города, связанная с самим Леонидом Брежневым. Планировка заключалась в следующем:

— Сделать застройки города по «треугольному принципу». Этот план был применен уже в десяти других городах, и его эффективность подтверждалась, так что он был применен и в Припяти. «Треугольный» принцип застройки заключался в том, чтобы строить дома разной высоты друг с другом. Таким образом визуально становилось больше пространства, и казалось, что есть больше свободного места. Все это делалось для комфортного проживания, ведь в других старых городах дома были построены практически вплотную, и их нагромождения, казалось, давили на людей пространством.

ВАЖНО ЗНАТЬ:

— Особым образом спланировать геометрию улиц. К планировке улиц Припяти был причастен сам Леонид Брежнев. По расчетам, государство СССР в скором времени должно было стать настолько продвинутым, что автомобили заполонят собой дороги всех городов. И тогда повторится печальная история Европы и Америки, когда города «стояли» от пробок на дорогах часами. Генеральный секретарь хотел предотвратить будущую парализацию городов и планировку улиц делали со строго прямыми углами.

Если подытожить итоги о инфраструктуре г. Припять до аварии, то можно сказать, что город был очень удачно спроектирован. Он стоял прямо на перекрестке стратегически важных дорог, которые еще больше способствовали развитию Припяти и Чернобыльской АЭС.

Развлечения в Припяти до аварии

Вместе со строительством атомной станции было много других проектов. Активно развилась культурная самодеятельность и начали строить большой и красивый дом культуры, которому дали название «Энергетик». В нем проводились концерты, выступления и разные развлекательные программы еще одним местом для развлечения был кинотеатр. Это была большая радость для всех жителей Припяти.

Рядом со зданием вознесли статую античного героя Прометея, а кинотеатр назвали в его честь – «Прометей». Эти два здания, которые являются частью строительных проектов по всему СССР, считают вершиной искусства советского строительства. Они полностью уникальны и по-своему изысканы.

Дополнительно, в связи с тем, что наплыв экскурсий и туристов возрос, правительство решило построить место, где бы могли проживать посетители города. Таким местом стала гостиница «Октябрь», которая ежегодно принимала и обслуживала сотни гостей города Припять до аварии.

Для развлечения туристов и непосредственно жителей города Припять был сделан парк развлечений с разными качелями и колесом обозрения, где можно было наблюдать красоты всего города.


Таким образом в Припяти и других городах такой же планировки не должно было возникать пробок (Волгодонск, Тольятти). А вот другие города, которые не были построены по такой схеме будут страдать от пробок. Не все предположения Леонида Брежнева подтвердились, но все же в этом была доля правды.

Минута, изменившая все

Красивый и перспективный город Припять до катастрофы. Все его жители жили и работали слаженно и дружно, у них были большие надежды. В то время, когда строилась опасная для жизни в перспективе атомная станция Чернобыль, вокруг нее тоже строилась жизнь. Такой вот парадокс образовался – жизнь вокруг «смерти». Ведь любая атомная электростанция всегда очень опасна для жизни. Никто не знает, что может случиться в тот или иной момент, какие реакции произойдут в реакторах, какое природное увечье может случиться со станцией, какую ошибку допустит работник АЭС.


На свой страх и риск жители строили семьи планировали будущее и наслаждались жизнью. Если найти в интернете город Припять до аварии фото, то вы увидите счастливые лица, светящиеся радостные глаза детей, веселые карусели и полные полки магазинов.

Обретения статуса города помогло жителям развить Припять еще больше. Но не долго длилось счастье горожан Припяти. Через шестнадцать лет после первых застроек будущего города, через четырнадцать — после его названия, спустя одиннадцать — от первого дня эксплуатации АЭС, и всего сроком в семь лет от обретения статуса города просуществовала в Припяти счастливая жизнь.


27 апреля 1986 года все спокойствие и уют города нарушило сообщение, которое громовой волной прокатилось по мирному городку. В нем Городской совет народных депутатов гласил о том, что город заражен и в нем «складывается неблагоприятная радиационная обстановка». Случилась авария на Чернобыльской атомной электростанции, и все жители города через несколько часов должны покинуть свои дома, сесть в автобус и поехать в неизвестном направлении. Это, как утверждали власти, была временная эвакуация. Но до сих пор только единицы возвратились в свои прежние дома.


Жизнь людей рухнула в одну минуту. Всех охватил страх и паника. Что будет? Что происходит? Какое состояние их здоровья? Что будет с их детьми? И многие другие вопросы звучали из уст мирных горожан. Они захватили документы, детей и самые нужные вещи и покинули свои уютные гнездышка, как оказалось, навсегда.

Припять после аварии

Что же осталось от красивого и уютного индустриального городка, подарившего тысячам людей работу, семью и прежнюю счастливую жизнь? В буквальном смысле ничего. Сейчас этот город совсем не тот, какой была Припять до аварии. Он как пустое старое заброшенное помещение, в которое иногда забегает кошечка или собачка — иногда не совсем обычные. Если вбить в поисковике Припять фото после аварии, можно увидеть сотни фотографий, которые туристы и жители ближайших районов выставляют в социальных сетях. Они просто поражают своей пустотой. Не зря говорят, что это мертвый город.


Припять сегодня — пустой, серый, замерший в один миг город. Не оживляют его даже некоторые отчаянные жители, которые поскитавшись по миру вернулись в родные дома доживать свой век на зараженной территории. Ужасные вещи происходят в Припяти, поэтому много кто рискует приехать сюда исключительна на экскурсию, повидать родных и друзей, которые остались тут, или проведать старые места, вспомнить молодость. Многие люди боятся посещать Припять из-за превышенной нормы радиации на ней, после того, как произошла авария на АЭС. Других останавливают истории о страшных .

Попробуем разобраться с уровнем радиации в городе Припять до и после аварии.

Как умирал город Припять

В момент аварии установить точный уровень радиации было невозможно. Причиной этого стало то, что один прибор, которым измеряют радиационный уровень вышел из строя, поскольку достиг 1000 Р/ч. А другой прибор, как всегда, где-то затерялся в руинах аварии, или неизвестно где. С точностью в 100 процентов в сложившийся ситуации можно утверждать о том, что уровень радиации был свыше тысячи Р/ч. А это уже почти смертельная доза.


В результате аварии пострадало все живое в округе Чернобыльской АЭС. Самый больший уровень радиации получили те люди, которые работали возле реакторов. Число это достигло почти одной тысячи человек, а доза облучений была от двух до двадцати грэй (единица дозы, которую организм поглощает в процессе излучения ионов. 1 Грэй равняется 100 Р.

В некоторых случаях эта доза радиации была смертельна для работников АЭС. Люди, которые осуществляли работы по ликвидации аварии на АЭС, получили немного меньший уровень облучения. В зависимости от сложности работы и времени ее выполнения уровень облучения варьировался от 100 до 500 мЗв (измеряется эффективная доза и эквивалентная доза излучения ионов). Некоторые люди, которые ликвидировали аварию, получили загрязнение радиацией не только снаружи, но и внутри. Радиационная пыль проникала через дыхательные органы, потому что респираторы не всегда помогали.


Жители, не побоявшиеся поселиться в городе Припять до аварии, получили разный уровень радиации, от десятков до сотен мЗв. Меньшего влияния радиации постигли , которые были эвакуированы после катастрофы. А те люди, которые остались в других районах, получили дозу от 0,03 до 2 Гр. Так произошло, потому что эвакуированному населению давали специальные препараты.

Жители, которые остались в соседних районах, употребляли вместе с едой облученные продукты, впоследствии чего их внутренние органы тоже подверглись большой дозе облучения. Особенно пострадала щитовидная железа, в которой накапливался йод-131, а из-за этого позже образовывались злокачественные опухоли.

Радиация в Припяти. Наши дни

На данный момент радиоактивные выбросы в окружающую среду не осуществляются, так что Припять полностью безопасна для посещения в течении одного или нескольких дней. Период полураспада йода-131 уже давно закончился, так как он длится всего восемь дней. Только в некоторых участках города Припять радиация достигает от 50-70 мкР/ч, но общий уровень в городе сегодня безопасный для здоровья. Другое дело, собирать урожай и дары природы в этом регионе. Вот этого делать действительно не стоит, даже если вас очень приветливо угощают редкие жители Припяти.


И еще один факт, на выезде из города специалисты проверяют уровень радиации у всех посетителей обязательно. Это делается на тот случай, если вы были очень любопытными и все-таки забрели в зону повышенной радиации (место возле южных ворот АЭС). Вас не выпустят из Припяти, пока вы не скинете с себя все радиоактивные частички, даже если придется ехать домой босиком.

Фото города Припять

Просмотрев материалы по теме Припять фото после аварии и сравнив их с городом Припять фото до аварии 1982 года, вы увидите насколько печальная ситуация этого города. Фотографии счастливых деток на каруселях соседствуют с фото, где изображены заброшенные, облезлые качели с города Припять после аварии. Где счастливая семья красуется возле гордой статуи Прометея, сейчас стоит серый и тусклый кинотеатр, который может показать только одно немое кино – свой город. На стадионе, где играли в футбол, организовывали марафоны и конкурсы, сейчас растут деревья, пробившиеся прямо из-под асфальта.


Еще одной «достопримечательностью» и показателем вида города Припять до и после аварии является . Это лес, который вследствие катастрофы впитал в себя большую часть радиоактивной пыли. Позже его срубили, но все равно, прорастая, деревья питаются соками из земли, которая на 20-25 см заражена радиацией.

Припять фото до аварии и после показывают всю правдивость ситуации. Города, считай, не остался в живых. Самые первые здания уже начали рушиться, что будет с ним через 10 лет, неизвестно. Разрушать и без того пустой город помогают вандалы, которые раскрадывают и так бедную Припять. С собой они выносят радиоактивные частицы, которые могут причинить вред незараженным территориям.

Город Припять получил свою печально известную славу из-за страшной катастрофы. Сейчас город привлекает туристов, не меньше, чем до катастрофы. Но нужна ли слава такой ценой. Может лучше бы Припять со временем утратила свою популярность, но люди были бы живы, жили в своих домах, спокойной жизнью, а не скитались по миру. Кто его знает, что будет дальше. Может, из-за разрушения город еще больше заинтересует туристов своей таинственностью, а может, о нем просто все забудут.

Примерно так напутствуют здешние гиды въезжающих в чернобыльскую зону отчуждения (ЧЗО). Ни слова неправды в этих словах нет, но они приправлены иронией, граничащей с цинизмом. А ЧЗО можно обозначить коротким сленговым словом «сюр».

При жёсткой системе конт-роля въезда/выезда попасть сюда несложно даже ино-странцам. Нужно лишь выбрать туркомпанию в Киеве, внести пред-оплату и сообщить паспортные данные. Всё - онлайн. Списки на КПП подаются за несколько дней.

В 7.40 нас ждал «Мерседес Спринтер». Компания подобралась интернациональная: двое из Германии, по одному человеку из Франции, Норвегии и Украины.

Психологически сложные два часа дороги от Киева: ожидание неизвестного, фильм на английском об аварии на ЧАЭС, промозглая ноябрьская погода. Гид нас встречал на КПП «Дитятки». Тут же проверка паспортов.

ЧЗО поделена на две подзоны: 30-километровая буферная и 10-километровая - непосред-ственно вокруг АЭС.

Сейчас на дозиметре 0,13 микрозиверта в час - это обычный фон для большинства мест на планете Земля, - авансом успокаивает гид Евгений Гончаренко , когда наш микроавтобус въезжает в зону. - Рядом с АЭС он выше. За полдня вы наберёте от 1,5 до 2 микрозивертов дозы облучения - сколько обычно дома за сутки.

Примерно так же вредны три часа полёта в самолёте, флюорография или МРТ. Потом уже, в Киеве, ликвидатор Сергей Мирный - командир взвода радиационной разведки , проработавший после аварии на ЧАЭС 35 дней, - скажет мне: «По сравнению с 1986 г. уровень радиации в зоне уменьшился в тысячу раз. Колоссальная победа!»

Добро пожаловать в Чернобыль

Залесье - когда-то одно из самых крупных сёл района. ДК с колоннами - нечасто встретишь в сельском клубе сталинский ампир. Но всё заросло, дома-развалюхи заброшены. Года два назад здесь умерла последняя бабушка. Одна из 2000 самосёлов, вернувшихся в зону после аварии. Сегодня их официально 136, средний возраст - 85 лет. Живут в основном в южной части зоны. И хотя сельское хозяйство, охота, рыбалка, сбор грибов и ягод в ЧЗО запрещены, занимаются огородничеством, разводят живность, ловят рыбу, гонят самогон. И, к слову, со здоровьем у них проблем меньше, чем у тех, кто уехал навсегда. Стресс от перемены места, оказалось, действует сильнее, чем нелегальное существование на заражённой территории. Устав бороться с самосёлами, администрация зоны просто закрыла на них глаза. Старики доживают свой век без местной прописки. На загрязнённой, но родной земле. Живут вольготно: иногда на всё село один - два человека, так у них участок под картош-ку, другой - под помидоры. При этом - ни цивилизации, ни дорог. Даже если остаются без электричества - не уезжают. Одной старушке гиды фонарик подарили - за много километров она ходила в Чернобыль заряжать его, а заодно - поесть.

Поездки в зону здесь называют не туризмом, а «ознакомлением общественности». Фото: / Татьяна Уланова

Сам Чернобыль - в 100 км по прямой от Киева, в 12 км - от АЭС. До аварии - райцентр с 13 тысячами жителей. Теперь - база ликвидаторов, работающих на хранилище радиоактивных отходов, ведущих радиологический мониторинг. Здесь же лесники, пожарные, полиция, служба безопасности, сантехники, электрики, дорожники. Год назад ставили новый безопасный конфайнмент над останками разрушенного 4-го энергоблока - тогда в Чернобыле трудились 4000 человек, сейчас, наверное, вполовину меньше. Работа вахтой: 15 суток через 15. Едут со всей Украины. Под общежития переделаны многоквартирные дома, под поликлинику - школа. Вход в столовую - через стойки радиационного контроля. Кормят, говорят, экологически чистыми продуктами. А вот жить здесь можно с большими ограничениями - очищены в основном места, где работают люди. Хотя наш гид безвылазно в Чернобыле уже 10 лет.

- В Киеве бываю только по делам, - объясняет Женя. - Здесь живу в общежитии. В зоне каждый использует то, что под руками. Я и сам за собой стал замечать: ходишь по территории - вдруг тумбочка: «О, классная!» Когда-то я вывез из Припяти телевизор и холодильник, но они уже вышли из строя. Сломался выключатель - идёшь с отвёрткой в ближайший заброшенный дом.

Для Жени это образ жизни. Но многие остаются в зоне от безысходности. Для жителей Славутича станция - единст-венный способ выжить. А когда шло строительство нового безопасного конфайнмента, народ собирали по сёлам. Платили немного, объясняя: другой-то работы всё равно нет. Большинство же тех, кто трудится в ЧЗО, приехали сюда совсем молодыми. Для них существования вне зоны нет.

Профессиональная деформация: полжизни - в Киеве, другая половина - в Чернобыле, - делится Женя. - Мало кто выдерживает такой режим. И сделавших выбор в пользу Киева видно сразу. На КПП приехали - Zombie Мod включили - пошли работать. Общежитие - столовая. Никакого общения. Отработали - уехали…

C собой в эвакуацию разрешали взять лишь 1-2 пакета с вещами. Фото: / Татьяна Уланова

Проезжаем по улице Советской мимо монумента Ленину - наверное, последнего на Украине. Сворачиваем на Карла Либкнехта. Где-то рядом Интернациональная, Карла Марк-са… После аварии здесь мало что изменилось: появились лишь новые памятники и парк - непонятно для кого.

Гид зачитывает правила безопасности при нахождении в ЧЗО, мы ставим подписи: одежда должна максимально закрывать тело. Передвигаться только по разрешённым марш-рутам. Не заходить в заброшенные здания. Нель-зя провозить с собой оружие, алкоголь, наркотики; есть, пить и курить на открытом воздухе; дотрагиваться до растений, зданий и других конст-рукций; пить воду из речек; вывозить «сувениры». Ничего сверхъестественного, а всё равно жутковато. Радиоактивные частицы здесь везде. Но специальные защитные сред-ства необязательны.

Где живёт лошадь Пржевальского

97 населённых пунктов пост-радали от последствий аварии на ЧАЭС только на Украине. Есть заброшенные сёла. Есть закопанные в траншеи - как Копачи, где остались совхозная контора, фермы и детсад, обожаемый фотографами: очень уж пронзительны на снимках пустые кроватки с расхристанными куклами. Трудно избавиться от ощущения, что это декорация для нового фильма об апокалипсисе.

У меня телефон совсем разрядился! Это из-за радиации, да? - волнуется девушка из группы.

Телефоны здесь постоянно ищут сеть, вот и разряжаются, - улыбается Женя.

Подбегают собаки, лижутся, просят еды. На остановках можно увидеть лис. Здешние рыжие красавицы обожают сникерсы и колбасу. Проезжаем мимо леса - там спокойно разгуливает семейство лошадей Пржевальского, которых завезли сюда в 1990-е. Сейчас их больше ста. Создаётся биосферный заповедник - с оленями, лосями, кабанами. Если повезёт, можно увидеть рысь. И даже медведя. Звери бегут сюда со всей Украины: людей мало, инфраструктуры много. Кони Пржевальского ночуют в коровниках, вечером лоси по мосту переходят реку Уж. Кстати, о зверях-мутантах. Единственный случай, когда волчица набросилась на человека, произошёл в 2009-м. Но она была бешеная.

Собаки и даже лисы здесь давно привыкли попрошайничать. Но слухи о зверях-мутантах всё же из разряда небылиц. Фото: / Татьяна Уланова

Страшнее пожары - с дымом разносятся радиоактивные частицы. В прошлом году коллеги из японской NHK здорово перепугались, увидев горящий «рыжий» лес. В 1986-м все сосны погибли, целый год стоял коричневый сухо-стой. Его вырезали, закопали в траншеи, засадили новый лес. А название осталось…

Дальше по курсу - Припять. Когда-то молодой, цветущий город-спутник, не доживший до совершеннолетия. Теперь - брошенный, мёрт-вый. Многоэтажки с гербом СССР. Стадион, заросший лесом. Универсам - склад мебели с выбитыми окнами-витринами. ДК «Энергетик» с портретами руководителей. В детсаду - «Экран соцсоревнования между ясельными группами». В милиции - карточки на задержанных: «Бесцельно шатался по общежитию № 17, чем оскорблял человеческое достоинство». Своё ли, чужое… Уже не важно.

Как немой укор - колесо обозрения. Аттракцион планировали запустить в майские праздники. Но 26 апреля 1986 г. навсегда разделило жизнь горожан на «до» и «после». Ещё лет 15 здесь работали лаборатории, АТС для внутренней связи, милиция, пожарные. И даже сегодня в Припяти обслуживаются три объекта. Насосная станция подаёт на ЧАЭС пить-евую воду из скважины, машины из спецгаража вывозят радиоактивные отходы, а в прачечной стирают одежду работников зоны. «Сейчас на канализационном люке дозиметр показал 53 микрозиверта в час, - сообщает Женя. - А 1-2 мая 1986 г. в Киеве уровень доходил до 400».

Колесо обозрения в Припяти должны были запустить в майские праздники 1986-го. Фото: / Татьяна Уланова

Вокруг Припяти - траншеи с захоронениями раскатанных бульдозером машин. Их забирать запретили, люди могли вывезти лишь один-два больших пакета с вещами. Всё заражённое отправляли в пункт утилизации. Некоторые бывшие жители приезжают сюда со слезами: вон мои окна. Другие боятся даже приближаться к ЧЗО. Но есть и те, кто заявляет: «Что тут смотреть? Взять и всё снести!» Хотя, может, это защитная реакция?

- Раз в год припятчанам разрешают побывать на кладбище, - рассказывают нам. - Правда, в этой части Украины на погосте принято крепко выпивать. Потом вылавливают по зоне «праздношатающихся».

На пути к АЭС два недостроенных энергоблока - их бросили после аварии вместе с башенными кранами. Допуск на ЧАЭС - у ограниченного числа сотрудников. Вблизи 4-го энергоблока съёмка разрешена в одном месте. «Новое укрытие выглядит не так зрелищно, - сетуют гиды. - Просто ангар из нержавейки». На деле - герметичная крышка для площадки демонтажа, который планируют проводить следующие 100 (!) лет. Процесс вывода АЭС из эксплуатации рассчитан до 2065 года.

Новый саркофаг над разрушенным энергоблоком ЧАЭС достроили только в 2016 г. Фото: / Татьяна Уланова

Зона притяжения

Основная проблема - загрязнение трансурановыми радионуклидами. Они в отличие от цезия-137 и стронция-90 имеют очень длинную цепочку распада, - говорит Женя. - Если для 30-километровой зоны нужно 200 лет, чтобы всё распалось до безопасного минимума, то 10-километровая останется зоной отчуждения навсегда. Если не чистить. А чистить нереально из-за её размеров.

Поэтому здесь приняли решение уст-роить индустриальную зону - уже начато строительство хранилища для отработанного ядерного топлива, куда перевезут и останки 4-го энергоблока ЧАЭС. «Это чёрная дыра в бюджете Украины: прибыли никакой, но денег будет требовать всегда!»

Поначалу в ЧЗО ездили официальные делегации, специалисты. Потом заинтересовались обычные люди. В зоне уже побывали более 300 тысяч человек со всего мира. Две трети из них до 2014 г. составляли русские. «К сожалению, многие не знают элементарного: взял что-то радиоактивное - руки помой».

После Чернобыля Япония построила в Белоруссии (граница с ней - в 6 км от Припяти) детские центры по диагностике рака щитовидной железы. Привезли эффективную методику, обучили персонал. А через 25 лет случилась авария на Фукусиме, и японцы приехали перенимать опыт в… Белоруссию.

Властям предлагают придать Припяти статус города-музея, чтобы его хотя бы не добивали. Ведь, если б сразу все сделали по уму, он не был бы так выпотрошен. Окна-то в домах не ветром повыбивало. Хотя идея сровнять город с землёй ещё теплится в некоторых головах.

Фото: / Татьяна Уланова

Это одна из самых масш-табных техногенных катаст-роф в истории человечест-ва, Припять - как музей советской эпохи - для многих стала частью жизни, - 44-летний гид Женя помнит, как после аварии по Киеву шли БТРы, а небо рассекали военные вертолёты. - Приятель, родившийся рядом с ЧЗО, всё детство рисовал дядек в противогазах и роботов. Теперь без работы здесь жизни не представляет.

В ЧЗО нужно возить и студентов-экологов, и будущих строителей, - считает участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС писатель Сергей Мирный . - Нужно думать, как законсервировать здания, максимально не нарушив их аутентичности. Грамотно проложить туристские тропы, обеспечить безопасность.

Одна из проблем ЧЗО - «сталкеры». Периметр большой, «дырки в заборе» всегда найдутся. Вот и во время нашего визита они разгуливали по крыше многоэтажки в Припяти. Штраф в пересчёте на рубли - меньше 900. Их ловят - они возвращаются. Для нелегалов это зона притяжения.

Там чудесная природа, свежий воздух, и я не иронизирую, - говорит Сергей Мирный. - Мы предлагаем полёты над ЧЗО на самолёте. Пробиваем тур из Киева по воде - на «Ракете». За исключением зоны вблизи АЭС - здесь самое экологически чистое место на Украине.

О городе и аварии

Припять находится в 94 км от Киева и в двух километрах от ЧАЭС. Своё название город получил от одноимённой реки, на берегах которой он стоит.

Населённый пункт Припять был основан в 1970 году для проживания людей, занятых строительством и дальнейшим обслуживанием ЧАЭС. Электростанции присвоили имя «Чернобыльская» по названию районного центра. Сам Чернобыль, расположенный в 18 километрах от ЧАЭС, не имеет к ней прямого отношения.

Рисунки «Тени Хиросимы» в Припяти

Во главу угла проектирования города ставилась одна цель - комфорт жителей, для чего была использована уникальная для 70-х годов прошлого века «треугольная застройка». Особенность такой планировки - чередование пятиэтажных домов с более высокими зданиями и большие пространства между сооружениями.

Припять в наши дни (Дворец культуры «Энергетик»)

В 1972 году был уложен первый бетонный блок в фундамент электростанции. Вместе с ней рос и город - ударными темпами возводились жилые здания, кинотеатры, дома культуры, дворец пионеров, спортивные комплексы, парки отдыха. На всесоюзную стройку ехали люди со всей страны. Средний возраст населения молодого города был всего 26 лет. Ежегодно в Припяти появлялось на свет более тысячи маленьких жителей, поэтому огромное внимание уделялось строительству детских садов и школ. Город считался образцовым, в Припять постоянно привозили иностранные делегации, чтобы продемонстрировать, как хорошо живёт советский народ. К середине 80-х годов в городе проживало почти пятьдесят тысяч человек 25 национальностей.

Памятник пожарным

26 апреля 1986 года, в половине второго ночи, на четвёртом энергоблоке АЭС произошёл взрыв. Огромное радиоактивное облако накрыло Припять. Население города далеко не сразу было извещено о случившемся. Наступившая суббота была солнечной, люди радовались хорошей погоде, трудились на дачных участках. Дети развлекались на аттракционах, запущенных в этот день раньше срока для создания обманчиво спокойной обстановки.

Катастрофически много времени было упущено, жители города получили сильнейшее облучение, которое со временем привело к тяжёлым болезням и смертям. Во времена СССР техногенные аварии замалчивали, чтобы не разрушать веру людей в надёжность всего советского и не сеять панику.

Брошенная туфелька

И только более чем через сутки, 27 апреля в 11 утра жителям Припяти было объявлено о немедленной эвакуации. В Припять прибыло 3 поезда и 1200 автобусов для перевозки людей. С собой горожанам разрешалось взять только документы, самые необходимые носильные вещи и небольшой запас продуктов. Жителей уверяли, что эвакуация временная, и после нормализации обстановки они смогут вернуться домой. Никто и предположить не мог, что никогда больше не увидит ни свой дом, ни ставший родным город.

В течение всего трёх часов, с 14.00 до 17.00, из Припяти было вывезено 49614 человек. Люди были размещены в местах временного пребывания, а затем переселены в город Славутич, выстроенный вскоре после аварии в 50 км от Припяти.

Покинутые дома

В первых числах мая началась эвакуация из 30-километровой зоны вокруг ЧАЭС. Из пострадавшей местности было вывезено также более 60000 голов сельскохозяйственного скота. Всего из зоны, заражённой радиацией, за 5 лет уехало около 165000 человек.

За время, прошедшее после аварии, Припять была ограблена многочисленными мародёрами, вывезшими отсюда всё, представляющее хоть какую-нибудь ценность.

Пустые улицы города-призрака

Бывший город-сказка стал призраком, смотрящим на безжизненные улицы пустыми проёмами окон. Дома обветшали и частично разрушились, бурная растительность захватила улицы и площади Припяти, на улицах города стоит жуткая тишина.

После аварии в заражённой зоне были выполнены работы по дезактивации, что позволило существенно понизить радиационный фон. Но, несмотря на это, жить в этой местности будет невозможно ещё по меньшей мере сто лет.

Сейчас весь город обнесён колючей проволокой, на въезде в Припять установлен контрольно-пропускной пункт (КПП). В городе живут сотрудники станции, строители нового «Саркофага» и военные. В окрестностях Припяти проживает около 500 человек, - «самосёлы», - вернувшиеся в родные места люди, не сумевшие или не захотевшие начать жизнь в чужих краях.

В городе функционируют лишь четыре объекта: станция для фторирования воды, КПП, специализированная прачечная и гараж для автомобилей, вывозящих радиоактивные отходы.

Ежегодно, в конце апреля, в Припять приезжает несколько тысяч человек - бывшие жители и ликвидаторы аварии. Кого-то влечёт сюда тоска по юности, прошедшей в этих местах, кто-то хочет встретиться с коллегами и друзьями и помянуть тех, кто чьи жизни унесла ядерная катастрофа.

Разбросанные противогазы в средней школе №3

Экскурсии в зону отчуждения

В наши дни Припять притягивает множество поклонников заброшенных и необычных мест. В городе можно побывать в составе организованной туристической группы, имеющей специальное разрешение и сопровождаемой гидом.

Туристы в Припяти Сталактиты на потолках покинутых квартир

У экстремалов пользуются большой популярностью нелегальные поездки в Припять, дающие возможность бесконтрольно заходить в любое здание, побывать в заброшенных больницах и школах, полностью погрузиться в апокалипсическую атмосферу последствий глобальной катастрофы. Такие люди хотят почувствовать себя настоящими сталкерами, проникающими в запретную смертельную зону. Самовольные вылазки опасны для здоровья, так как незваные гости не знакомы с радиационной обстановкой в том или ином месте города. Маршрут организованных экскурсий проходит по наименее заражённым местам, в которых уровень радиации не превышает соответствующие показатели крупного мегаполиса.

Инсталляция из вещей

В Припяти часто бывают художники, черпающие вдохновение в пустынном городе, уступающем натиску природы. Стены многих домов изрисованы граффити, добавляющими мрачности в окружающий пейзаж. Некоторые творческие натуры создают выразительные инсталляции из сохранившихся вещей и предметов мебели.

Достопримечательности Припяти

Места паломничества туристов - объекты, связанные с аварией на ЧАЭС, и характерные здания советской эпохи. Экскурсии в Припять однодневные, прогулка по городу длится от 3 до 5 часов.

Памятник ликвидаторам аварии

Атомная электростанция - центр ядерной катастрофы, ставшей самой разрушительной по масштабу и по числу погибших и заболевших. В ликвидации последствий аварии за несколько лет было задействовано 600000 человек. Станция функционировала вплоть до 2000 года, пока под давлением мировой общественности украинские власти не остановили её работу. В наши дни самой насущной задачей является нормализация обстановки вокруг ЧАЭС.

«Саркофаг»

«Саркофаг» - неофициальное название сооружения «Укрытие», созданного для изоляции разрушенного взрывом атомного реактора. Уникальную конструкцию круглосуточно возводили несколько тысяч человек, - нужно было как можно скорее защитить окружающую среду от радиации. Ценой собственного здоровья, а зачастую и жизни, ликвидаторы последствий взрыва реактора смогли уложиться в рекордно короткий срок - 206 дней. Для постройки укрытия потребовалось 7000 тонн металла, более 400 000 кубометров бетона и участие 90000 человек. На Саркофаге есть смотровая площадка, куда допускаются посетители, но находиться здесь можно всего несколько минут. Защитное сооружение постепенно разрушается и нуждается в срочном ремонте, иначе четвёртый блок снова сможет стать причиной смертельной опасности.

Рядом с Саркофагом установлен памятник ликвидаторам аварии, - погибшим героям, не допустившим масштабного распространения радиации.

Один из самых мрачных и печальных символов города - парк аттракционов, который так никогда и не заработал в полную силу. Жуткое впечатление остаётся от полуразрушенных каруселей, качающихся на ветру ржавых кресел и застывшего колеса обозрения. Страшное место, в котором особо впечатлительным натурам слышится далёкий детский смех.

Свалка радиоактивной техники

Зона отчуждения - местность, расположенная в диаметре 30 километров от эпицентра аварии. В окрестностях зоны проводятся экскурсии с посещением домов самосёлов, фермеров и своеобразных музеев. Из-за того, что это место стало очагом нелегального туризма, в последнее время ужесточились правила проезда в зону и нахождения в ней. Как ни странно, в местных лесах обитает множество животных: зайцы, кабаны, рыси, лошади, медведи, барсуки, косули, волки. Вопреки всем негативным прогнозам, птицы и звери не мутировали, природа выстояла и расцвела благодаря отсутствию влияния человека.

Еще одна из достопримечательностей Припяти – футбольный стадион, заросший деревьями. Гнетущее впечатление остаётся от вида трибун, окружающих не поле, а молодую рощу. Идеальное место для тех, кто хочет взглянуть на планету, с которой исчезли люди.

Мост смерти - объект, на котором в апреле 1986 года был зафиксирован самый высокий уровень радиации. Горожане не знали об этом и приходили на мост, как на самое удобное место для наблюдения за горящим реактором. Трагическая достопримечательность и сейчас чрезвычайно опасна для посещения.

Огромные сомы в пруду у ЧАЭС

Пруд-охладитель для реактора тоже один из самых загрязнённых в своё время памятников катастрофы. В канале, по которому в резервуар поступает вода, обитают огромные сомы. Рыба всегда выплывает к прикормившим её туристам, полюбившим фотографироваться с большими усачами.

Бассейн «Лазурный» работал вплоть до окончания функционирования станции, - это было самое чистое и безопасное место, где отдыхали и купались ликвидаторы аварии.

Ржавый лес

«Ржавый» лес, окружающий атомную станцию, испытал на себе огромную дозу радиации. Большая часть деревьев погибла, а уцелевшие приобрели рыжую окраску. По ночам мёртвые стволы светились, - этому способствовала реакция взаимодействия радиоактивных элементов с древесиной. Во время дезактивации местности все деревья выкорчевали и закопали, но в наши дни на месте погибшего леса появляется молодая поросль.

Мост смерти в Припяти

Гостиница «Полесье» стала местом, где в 1986 году разместился штаб по ликвидации аварии. Крыша здания была идеальным местом для корректировки действий пилотов вертолётов, засыпающих песком аварийный четвёртый блок станции. Через два десятка лет, прошедших после катастрофы, на стенах гостиницы появились знаменитые рисунки «Тени Хиросимы», изображающие чёрные силуэты людей, погибших из-за радиации. В наши дни помещения гостиницы абсолютно пусты.

Дворец культуры «Энергетик» - типичное сооружение советской эпохи, символизирующее благополучную жизнь народа. Как и все здания в Припяти, ДК полуразрушен, но на его стенах сохранилась мозаика. Столовая средней школы № 3 с сотнями разбросанных по полу противогазов - с трудом переносимое зрелище, как будто специально отрежиссированное постановщиком мрачного фильма-катастрофы.

Бетонный указатель при въезде в город

Самое страшное и опасное место города, приближаться к которому смертельно опасно - медсанчасть № 126. В подвале здания до сих пор лежит одежда пожарных, тушивших аварийный энергоблок в первые часы после катастрофы. Все эти героические люди погибли в течение трёх недель после аварии, получив немыслимую дозу облучения, в несколько десятков раз превышающую смертельную.

В память о пожарных в Припяти установлен монумент, изготовленный собственноручно ликвидаторами последствий катастрофы. Памятник изготовлен из того же бетона, которым укрыт аварийный энергоблок.

Каждый приезжающий в Припять считает своим долгом сфотографироваться на фоне большого бетонного указателя, установленного при въезде в город.

Трейлер к мини-сериалу "Мотыльки"

Как добраться

Попасть в Припять можно в составе экскурсий, проводимых некоторыми туристическими фирмами и общественными организациями совместно с МЧС Украины. Самостоятельная поездка в закрытый город и зону отчуждения грозит штрафом и возможными проблемами со здоровьем.

(2 оценок, среднее: 3,00 из 5)

Строительство домов для припятчан

Еще в 1986 году город Припять считался молодым и перспективным. Этот город-спутник был построен не просто так. Основание его было, прежде всего, связано с постройкой Чернобыльской атомной электростанции. Уютные городские пятиэтажки, стройные ивы у речного порта и голубая небесная даль, казалось, опустившаяся на верхушки деревьев, особенно радовала молодых припятчан.

Местная детвора играет на улице

Население Припяти на 1986 год составляло 49 400 человек, а в дальнейшем его численность должна была достигнуть 75 000 человек. Особенностью этого города являлось то, что основной частью жителей, проживающих и трудящихся здесь на благо родины, была молодежь. Среди них — около 15 406 детей, а также 7176 школьников и 16562 женщины.

Население Припяти до аварии отличалось не только численностью и ежегодным приростом, но также интернациональностью, ведь этот небольшой город уже тогда населяли люди около двадцати пяти разных национальностей, интересы и культурные традиции которых отстаивались, как и положено в нормальном современном обществе.

Припятская девочка

Если вы спросите о трудовой деятельности в Припяти, стоит сказать, что основная часть рабочего времени местных жителей сосредотачивалась на ЧАЭС. Ведь город был построен именно для работников этой станции.

Жизнь в Припяти не отличалась от жизни в других советских городах того времени — до тех пор, пока ее не изменил роковой случай. Трагедия, случившаяся на ЧАЭС в 1986 году, не просто изменила судьбы тысяч людей, но и уничтожила молодой росток, светлую Припять, не позволив молодому городу насладиться прекрасной жизнью.

Праздничный парад в Припяти до аварии

Как отразилась авария на здоровье людей?

Свершившиеся в Припяти ужасы послеаварийных последствий не могли не отразиться на жизни местных жителей. Свое дело делали не только загрязнение окружающей среды и вынужденное переселение из родных мест, но и высокий уровень заболеваемости среди жителей. Радиация показала себя неумолимой.