Евгений Онегин и Владимир Ленский: друзья или враги. Онегин и Ленский: сравнительная характеристика Описание онегина и ленского кратко

Вообще, когда пишешь о дружбе, то под дружбой понимаешь безвозмездную поддержку, общие интересы, готовность выручить в любую минуту и придти на помощь в беде, она основывается на симпатии, взаимопонимании, доверии. Между друзьями не бывает соперничества. А что мы видим в произведении Пушкина? Была ли между Онегиным и Ленским дружба или вражда? И чем заканчивается дружба Онегина и Ленского? А заканчивается эта дружба дуэлью с трагичным концом, ведь один из героев погибает от руки другого. Так можно ли назвать отношения между Ленским и Онегиным дружественными?

Нет. Скорее всего, их можно назвать приятелями, но не друзьями. Если бы дружба Онегина и Ленского была настоящей, то не было бы трагической развязки, да и сам автор пишет, что их судьба свела случайно и дружить они стали «от делать нечего».

Что же тогда явилось причиной дружбы Онегина и Ленского?

Онегин и Ленский были настолько разными, что трудно вообще поверить в то, что между ними появилась маленькая искра дружбы. Ленский горяч, любит жизнь, дышит полной грудью, в то время как Онегин равнодушен, ленив, пассивен, Ленский чист, а Онегин порочен, Ленский в душе бодр и молод, когда как Онегин успел устать от жизни. Автор пишет о двух друзьях, сравнивая их: «Они сошлись. Волна и камень. Стихи и проза, лед и пламень…» Такие разные и многие сказали бы, что противоположности всегда притягивают, вот и Онегин с Ленским нашли друг друга, став друзьями.

Чем закончилась дружба Онегина и Ленского?

Они должны были дополнять друг друга, а объединяли их сословный статус, образованность, молодость, хоть Онегин и был чуть старше. Однако дружба не была настоящей, они объединились, чтобы не оказаться совершенно одинокими в деревне, ведь уединение только отшельникам не в тягость. По этой причине из-за сущего пустяка Онегин и Ленский поссорились на балу. Онегин обиделся на Ленского за то, что тот заманил его на светский раут, и, решив отомстить, стал флиртовать с Ольгой, в которую влюблен Ленский. В свою очередь Ленский это расценил как предательство и вызвал Онегина на дуэль.

Почему Онегин не отговорил Ленского от дуэли? Да все потому, что не было дружбы, это была лишь иллюзия, недоразумение. Для него, как оказалось, важнее не дружба, а мнение света, который считал, что отказываться от дуэли позорно, хотя, Онегин и презирал этот самый свет. Но, он не поехал объясниться, а принял вызов и как итог, дуэль, окончившаяся смертью Ленского.

И грош цена такой дружбе.

Дружба Евгения Онегина и Ленского сочинение, 2 вариант

Наверное каждый читатель, познакомившись с произведением Пушкина , задавался вопросом причины дружбы Онегина и Ленского. И действительно интересно, какие же были отношения этих героев к дружбе, почему сошлись вместе две противоположности, и в конце концов, став приятелями, смогли направить оружие друг на друга?

Причины дружбы Онегина и Ленского

Первая — оба они молоды. Вторая — Онегин и Ленский помещики, оба получили хорошее воспитание и образование. Третья причина — это скука. Благодаря совместным беседам и философским рассуждениям они спасались от скучной жизни в деревне, незаметно для себя стали приятелями от нечего делать.

Характеристика дружбы Онегина и Ленского

Чтобы охарактеризовать дружбу Онегина и Ленского в нашем сочинении, достаточно вспомнить описание отношений двух героев самим автором. Пушкин говорит: «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень…». То есть, между ними нет общих интересов, взаимного понимания и доверия. А ведь настоящая дружба строится как раз на взаимоуважении, симпатии и доверии, чего у героев не было. Между ними есть лишь приятные беседы, но их недостаточно, чтобы закрепилась настоящая дружба между Ленским и Онегиным. Это как два противоположных берега, что не могут сойтись воедино. Поэтому и охарактеризовать их отношения можно лишь как приятельские. Возможно в дальнейшем и можно было бы проверить их отношения временем, да только глупейшее недоразумение все вмиг оборвало.

Чем закончилась дружба Онегина и Ленского

Все мы прекрасно знаем, чем закончилась дружба Онегина с Ленским. Эти отношения были настолько хрупкими, что обычное недоразумение сумело их не просто разрушить, но и оборвать жизнь Ленского. Как мы помним, Онегин решил приударить за Ольгой, которая нравилась Ленскому. Это он сделал, чтобы отомстить приятелю. Уже этот факт указывает на невозможность их дружбы, ведь так друзья не поступают. Между ними априори не может быть соперничества, не может быть мести и желания одного навредить другому. В итоге была дуэль, во время которой Онегин и убывает юного Ленского.

Вывод

Как мы видим, дружба Ленского и Онегина была иллюзорной. Сгоряча, друзья действительно могут нагрубить друг другу, но они быстро все забывают и находят силы объясниться. Настоящие друзья обязательно бы встретились, поговорили, и расставили все точки в возникшем недоразумении, отказавшись от дуэли даже если это осудит общество. Ведь им и так было безразлично мнение других, но так как их отношения были надуманными, не настоящими, поэтому и трагический исход оказался вполне предсказуем. Кто виноват? Онегин? Ленский? Скорее всего виноваты оба. Ведь ни один из них не сделал шаг навстречу. Они полны себялюбия, и о дружбе здесь не может быть и речи.

Дружба Онегина и Ленского. Евгений Онегин

4.8 (95.56%) 9 votes

Ленский в авторской характеристике таков:
.. Локлонник Канта и позт. Вольнолюбивые мечты. Он из Германии туманной Дух пылкий и довольно странный, Привез учености плоды: Всегда восторженную речь И кудри черные до плеч.

Как и Онегин, Ленский получил образование нерусское (Пушкин даже назовет его «полурусским соседом» провинциальных помещиков). Немецкая идеалистическая философия (Кант) была основой образования, полученного Ленским в знаменитом Геттингенском университете. Наряду с идеализмом сказано и о «вольнолюбивых мечтах» Ленского.

Одновременно возникает перед нами и внешний облик, и манера поведения, вполне отвечающие внутреннему содержанию героя. После общего впечатления: «Красавец в полном цвете лет» — две выразительные детали: «всегда восторженная речь и кудри черные до плеч».

В следующих строфах, развивающих начатую характеристику вводимого в действие нового лица, Пушкин подчеркивает его восторженно-мечтательное отношение к жизни. Душевную простоту и наивность.

Ленский уверен, что есть какая-то высшая цель в жизни человека, он только еще не знает ее. Ленскому свойственно высокое, даже восторженное отношение к любви, к дружбе.
Ленский — поэт. Он с лирой странствовал на свете; Их поэтическим огнем, Под небом Шиллера и Гете, Душа воспламенялась в нем …

В следующей строфе выясняется характер поэтического творчества Ленского: любовь, «разлука и печаль, и нечто, и туманна даль, и романтические розы … »

Пушкин посмеивается над этим сентиментально-романтическим содержанием стихов Ленского, но в его иронии нет ничего злого. Ирония в изображении Ленского всегда соединяется с сочувствием, — это отношение автора к Ленскому будет сопутствовать ему до конца его истории в романе.

Как и Онегин, Ленский не мог сойтись с окрестными соседями помещиками, но с Онегиным он сближается: интересы и запросы образованных и мыслящих людей объединяют их, и это — общее между Онегиным и Ленским. Различие же характеров подчеркивается Пушкиным заключительной антитезой:

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Разбирая дальнейшие главы романа, мы следим за историей Ленского и развитием его образа.

В главе IV Пушкин рисует «картину счастливой любви» Ленского и Ольги. Рисунки Ленского в альбоме Ольги — вполне в духе мечтательного романтизма: «сельские виды, надгробный камень, храм Киприды, или на лире голубок». В этом же альбоме влюбленный поэт «оставляет нежный стих, безмолвный памятник мечтанья … »

По словам поэта, Ленский был «сердцем милый невежда» т. е. толковал о жизни и людях, вовсе их не зная; влюбленный в Ольгу Ларину, он слишком идеализирует эту простую, но, тем не менее, легкомысленную и, в сущности, заурядную девушку. Точно так же Ленский не понял и Онегина: шутку последнего он принял за желание разрушить его счастье, и вот из друга Онегин превращается у него в злодея.

Он мыслит: «Буду ей спаситель. Чтоб червь презренный, ядовитый точил лилии стебелек;
Не потерплю, чтоб развратитель младое сердце искушал». Все эти слова вылились у Ленского только потому, что Онегин ради шутки стал ухаживать за Ольгой. Как человек, у которого сердце всегда жило в разладе с рассудком, Ленский сейчас же вообразил себе картину кровавой измены и обольщения, вызвал Онегина на дуэль и пал жертвою собственного безрассудного увлечения.

Риторика вопроса данной темы заключается в личном восприятии таких понятий, как дружба, честь, ответственность. В корне разное мировоззрение двух героев, в романе «Евгений Онегин», А.С. Пушкиным было обозначено без завуалированных приёмов:

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень

Лёд и пламень

(Евгений Онегин )

Онегин - флегматичный, молодой человек, который не может найти гармонию с самим собой. Его не устраивают ни балы и светские выезды, ни деревенская глушь, ни, в конце концов, мнение о чём - либо других людей. Можно назвать Евгения асоциальным типом, с возможными скрытыми комплексами.

Ленский Владимир - яркая, живая, но и с тем посредственная персона, плотно вместившая в себе стандартные характеристики молодого человека, стремящегося к совершенству. Его идеализация чувств и нравственности совершенно не вяжется со взглядами Евгения.

Нельзя сказать точно, что Владимиру по душе светские гуляния, балы, оживлённые беседы. Однако, он привычен к ним и охотно поддерживает темп своей современности.

(Владимир Ленский )

В жизни обыденной, как говорится «в своём гнезде», эти два характера попросту не смогли сойтись - слишком большая пропасть между характерами, между привычкой проводить свой досуг и, естественно, само общение.

Дружбой, общение двух молодых людей, назвать можно едва - ли. Конфликты и громкие споры, отстаивание своей точки зрения, конкуренция. Онегина и Ленского свела судьба и маленькая деревушка, где, как описывает сам автор, заняться было, ровным счётом не чем и не с кем. Ленский искал общения, Онегин - давал его, благосклонно принимая общество приятеля.

Ценности и ответственность

Кто виноват в возникновении конфликта, случившегося на балу - сказать, по правде, сложно. Владимир, настоявший на визите своего друга в людное место (что Евгению никогда по душе не приходилось) или же сам Онегин, поведший себя более чем грубо, по отношению к Владимиру. Молодому человеку или не пришло в голову учесть моральные принципы влюблённого друга или же Евгений настойчиво показывал своё безразличие и высокомерность к проявленному братскому отношению Владимира. Обида и ревность Ленского вполне объяснима и понятна. По характеру герой - пламя, вспыхивающее на своих эмоциях. И, действительно, так себя повёл бы любой подросток, защищающий и свои интересы, и разбитое сердце. Поведение Онегина показывает отречение от общего понимания «уважение к чувствам», «моральные принципы», «поступление ради кого-то». Оказывать знаки внимания даме сердца своего друга - не этично и по сей день, что говорить о временах поэзии и дуэлей.

«Дружеский» вызов

(Картина И. Е. Репина "Дуэль Онегина с Ленским" 1899 )

Дуэль была оглашена в порыве чувств, с горяча. Но друзья даже этот факт восприняли по - разному. Вызов был брошен Владимиром, так кричавшем о силе дружбе и преданности чувствам, и принят без колебаний Евгением, вдруг подумавшем о молве, а не о том, что будет наставлять оружие на близкого для него человека.

Факт на лицо - цени бы два юноши отношение и поддержку друг к другу, дуэль закончилась выстрелом в воздух, как максимум. Однако, гордость встала на весы тяжелым грузом, спустив курок Онегина прежде, чем до человека дошло, что он лишил жизни того, кто столько раз спасал его от одиночества и безмолвной тоски.

Дружба Онегина и Ленского изначально была обречена. Ни ситуация с Ольгой, так любой другой повод не заставил бы себя ждать.

Роман в стихах «Евгений Онегин» - это произведение отражающие жизнь, нравы и быт людей, относящихся к разным группам российского дворянского общества начала XIX века. Основной темой можно, бесспорно, назвать описание передовой личности, ее отношения к дворянскому обществу. Пушкин раскрывает эту тему на основании образов Евгений Онегина , Владимира Ленского и Татьяны Лариной . Именно они - самые яркие и прогрессивные представители дворянской интеллигенции.

Центральный действующий персонаж - это Евгений Онегин. Определить это нетрудно, так как роман носит его имя. Но также мы понимаем, что становление личности Евгения немыслимо без Татьяны и Владимира.

Читая роман, мы понимаем, что сам Пушкин относился к Евгению с симпатией и одновременно с некоей долей иронии. Автор пишет, что юноша чуть не стал главной причиной разорения своей семьи, но «судьба Евгения хранила», поэтому воспитан он был в духе дворянских традиций. В юношеские годы Евгений ничем не отличался от окружающего дворянского мира:

Он по-французски говорил совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно…

По тем меркам это было все, что нужно, чтобы «свет» считал человека умным и милым.

Однако Онегин не отдается полностью ни одному из увлечений. Он принимает участие в светских развлечениях, ему присущи кратковременные минуты наслаждений, но полностью душой в них он не погружается.

Проявление колебаний мы видим, когда Онегин погружается в излюбленное для себя искусство: «науку страсти нежной».

Парадокс, так как страсть не подчиняется законам, поэтому не может быть наукой, где все идет строго по правилам, по графику. Но в Онегине все иначе, все его движения «страсти нежной» рассчитаны до мелочей.

Главный герой ведет бездельный образ жизни, проводя все своей время на балах, в театрах, в ухаживаниях за женщинами. Так жили все представители дворянского сословия от млада до стара. Но нельзя о нем сказать, что он свой в этом обществе гуляк и весельчаков. Нет, совсем наоборот, Евгений не занимают ни балы, ни театры, а ходит он туда, чтобы хоть как-то проводить время. Как писал русский критик В.Г. Белинский: «Онегин - эгоист поневоле». И я с этим полностью согласна.

Онегин рано постиг пустоту светского общества и почувствовал себя чужим, лишним человеком в нем. Он ищет уединения, тишины, спокойствия и едет в деревню, но там преимущественное его состояние - скука.

Но что мы видим? Встреча с Татьяной Лариной, «милым идеалом», невольно подкашивает размеренную жизнь Евгения. Онегин, как нам может показаться, специально дает влюбиться в себя девушке, а потом, получив ее письмо, отвергает ее любовь, да еще при этом читает ей нравоучения. Хотя сам сильно тронут признанием, он отказывает девушке. Почему? По-моему, этот поступок достоин внимания и даже уважения.

Я думаю, что Онегин сделал так лишь для того, чтобы не вселять в молодое, неопытное сердце надежды на взаимность. Ведь Евгений отлично знал себя, знал, что девушки для него - игрушки, т.к. он не романтик. И это подтверждается тем, что, приехав в деревню, Онегин пробует писать стихи, но быстро бросает, начинает читать, но скоро и это ему наскучивает.

Его одолевает хандра, он мучается от безделья, и именно тогда в деревню приезжает красавец Ленский , «с душою прямо геттингенской», - романтик немецкого склада, «поклонник Канта». Наверно, он с рождения был избран стать поэтом-романтиком, чтоб сеять везде свои «вольнолюбивые мечты».

Ленский наделен благородной и возвышенной душой, но, в отличие от Онегина, не имеет ни малейшего представления о реальной жизни.

Онегин и Ленский сходятся и становятся друзьями, что, наверное, произошло только из-за желания хоть с кем-нибудь пообщаться.

Онегин и Ленский - это лед и пламень. Так как характер Ленского - это совершенное противоположное проявление характера Евгения.

Пушкин показал Владимира, как человека не из мира сего, для него действительность кажется чем-то чуждым и неестественным. Объяснить это достаточно просто, ведь Ленский - яркое олицетворение романтического склада личности. Он больше понимал и принимал все прекрасное и высокое, чем серость обыденного мира. Но в то же время, как говорил Белинский: «Он сердцем милый был невежда», так как, не зная всей правды жизни, говорит и рассуждает так, как будто постиг ее всю и вся.

Ленский рассказывал о прелестях жизни Онегину, который только слушал и молчал, тем самым не желая разочаровать «милое дитя». Но, по-моему, настоящий друг так поступать не должен, т.к. «горькая ложь». И именно поэтому эта фиктивная дружба с самого начала не несла для Онегина и Ленского ничего хорошего. Ведь всегда, когда появляются совершенно противоположные мнения, то обязательно одно их них затмевает другое. Так случилось и в этом случае…

Переломные моменты во взаимоотношениях друзей явилась прихоть Онегина отомстить Ленскому, а тот в свою очередь не преминул ответить на обиду, вызвав обидчика на дуэль. Поединок кончается трагически для Владимира, а Онегин впадает в глубокую меланхолию. Он осознает, что поступил подло, ведь нет ничего хуже, чем пасть от «приятельской руки». Бессмысленность этого поступка становится для него очевидной.

Позже, отойдя от потрясения, Онегин обрел способность к большому чувству, так как он вновь встретил Татьяну. Как говорят: «Нет худа без добра». Ведь не произойди всех трагических событий (гибели Ленского, уезда Татьяны из деревни и выход ее замуж за генерала), то, встретив спустя много лет Татьяну, в Онегине не дрогнуло б сердце.

Он бы так и остался бы бездушным, черствым человеком, ведь именно встреча с Татьяной превратила его из льда в пламя. Даже можно сказать, что к концу романа Онегин стал не антиподом Ленского, а его продолжением. Он также мечтал о любви, взаимном чувстве, счастье. Он даже стал писать стихи.

Но давайте поговорим о Ленском.

Кем бы он стал, если бы его не забрала смерть в столь юном возрасте?

Но он ведь мог стать и помещиком, который, подобно Дмитрию Ларину, завершил бы свою жизнь весьма обыкновенно и обыденно. Так что, как писал В.Г. Белинский: «В Ленском было много хорошего, но лучше всего то, что он был молод и вовремя для своей репутации умер. Это не была одна из тех натур, для которых жить - значит развиваться и идти вперед. Это - повторяем - был романтик, и больше ничего».

Многие годы, особенно во времена революционных потрясений, роман «Евгений Онегин» рассматривался через политическую призму: героев делили на «лишних» и «нелишних», соотносили итог романа и социальные реалии того времени. Однако мы считаем такой подход неверным. Так как в первую очередь «Евгений Онегин» - это произведение о романтической истории влюбленных, об их чувствах и переживаниях.

Может, в разносторонности романа и кроется его прелесть. В нем каждый найдет ту сторону, которая мила и приятна именно ему.

Владимир Ленский – один из главных героев романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», друг Онегина и его антипод, жених Ольги Лариной . Ленскому было всего восемнадцать лет, когда он вернулся из Германии, где он увлекался философией Канта и романтической поэзией. Он был красив и богат, за что сразу прослыл завидным женихом. Будучи человеком образованным, он не находил себе друзей среди окрестных невежественных помещиков, однако быстро подружился с Онегиным, которому, как и ему, жизнь в деревне была в новь. Лариных Владимир знал с детства. В частности к Ольге испытывал нежные чувства. Она ему представлялась женским идеалом, этакой романтической героиней из книг. В этом герой жестоко ошибался.

По натуре Ленский был наивен, романтичен и простодушен. Онегин же, наоборот, был умудрённым ловеласом, которому любовные дела давно наскучили. Именно он разглядел в Ольге натуру заурядную и легкомысленную, но не спешил разочаровывать друга. После знакомства с Лариными лишь сказал, что сестра Ольги ему показалась более интересной и глубокой. В результате за ошибку в выборе возлюбленной Ленскому пришлось заплатить жизнь. После его смерти автор рассуждал, что вышло бы из него, будь он жив. Так или иначе, очевидна раздвоенность личности героя. Несмотря на много лет проведенных в Германии, в нём всё равно жил дух русского помещика. Если бы он стал поэтом, в нём прорывались бы помещичьи черты. Если бы стал уездным помещиком, то всё равно писал бы время от времени стихи. В любом случае, он не был бы счастлив, так как невозможно совместить такие противоположности в характере.