Фигуры в фотошопе где находятся. Инструмент «Произвольная фигура» в Photoshop

В абсолютном большинстве случаев вы будете рисовать векторные фигуры. В отличие от пиксельных форм, векторные фигуры являются гибкими, масштабируемыми и не зависят от разрешения изображения, что означает, что мы можем задать им любой желаемый размер, редактировать и масштабировать их столько, сколько нам потребуется, не теряя качества и даже распечатать их в любом размере также без потери качества!

Вне зависимости от того, показаны они фигуры на экране или в печати, края векторных фигур всегда остаются четкими и резкими.

Чтобы убедиться, что вы рисуете векторные фигуры, а не контуры или пиксели, выберите опцию "Фигура" (Shape) из видов режимов инструмента в панели параметров:

Выбор опции "Фигура" (Shape) на панели параметров

Заливка формы цветом

Следующее действие, которое мы, как правило, выполняем после выбора опции "Фигура", это выбор цвета, заполняющего форму, в версии Photoshop CS6 и выше, это делается с помощью клика по полю "Заливка" (Fill) в панели параметров:



Клик по кнопке в панели параметров для открытия диалогового окна свойств заливки фигуры.

Это действие открывает окно, которое позволяет нам выбрать один из четырех различных способов заполнения формы, каждый из которых представлен одним из четырех значков, расположенных вдоль верхней части окна. Назначение значков, начиная с левого края:

  • Нет цвета (No Color) - белый прямоугольник с красной диагональной линией, заливка отсутствует
  • Чистый цвет (Solid Color) - заливка сплошным цветом
  • Градиент (Gradient) - заливка градиентом
  • Узор (Pattern) - залива Photoshop-узором (паттерном)



Различные методы заливки формы

Нет цвета (No Color)

Как следует из названия, выбор этой опции оставит форму без заливки, с пустыми пикселями внутри. Для чего это нужно? Ну, в некоторых случаях может понадобится только сам контур. Также, часто нужна только обводка с прозрачными пикселями внутри.

Ниже показан простой пример того, как выглядит форма без заливки цветом. Все, что мы видим - это основной контур формы, который так и называется - "Контур" (Path). Контур отображается только в документе Photoshop, так что при сохранении вашей работы в формате JPEG или PNG, или при печати, контур виден не будет. Чтобы сделать его видимым, мы должны добавить к нему обводку, способы добавления которой мы рассмотрим далее:



Фигура "Прямоугольник" без заливки и обводки.

Чистый цвет (Solid Color)

Чтобы заполнить вашу форму однотонным цветом, выбирайте опцию "Чистый цвет" (Solid Color) вторая иконка слева:



Опция "Чистый цвет" (Solid Color) для заливки фигуры сплошным однотонным цветом

При активной опции, выберите цвет для фигуры, нажав на один из цветовых образцов. Цвета, которые при работе в Photoshop вы недавно использовали, будут отображены выше основных образцов:



Выбор цвета нажатием на образец.

Если нужного вам цвета нет среди представленных образцов,нажмите на значок "Палитра цветов" (Color Picker), расположенный в правом верхнем углу окна:



Клик на значок Color Picker для выбора собственного цвета.

Откроется диалоговое окно палитры цветов, выберите в неё цвет и нажмите OK, чтобы закрыть Color Picker после выбора нужного цвета.

Как видно на рисунке ниже, после этих действий мы имеем такую же форму, только теперь форма имеет цвет:



Фигура, залитая цветом.

Заливка градиентом

Чтобы заполнить вашу форму градиентом, выберите опцию "Градиент" (Gradient). Затем нажмите на одну из миниатюр для выбора предустановленного градиента, или используйте миниатюру полосы градиента, расположенную ниже, для создания своего собственного варианта градиента.



Выбор готового или создание собственного градиента для заливки фигуры.

Вот тот же форма, только теперь она заполнена градиентом:



Форма, заполненная одним из предустановленных градиентов Photoshop.

Заливка узором (Patterns)

Наконец, опция заливки узором позволяет нам заполнить форму одним из предустановленных узоров Photoshop.
Нажмите на одну из миниатюр для выбора узора. Заранее в Photoshop установлено не так много вариантов узоров, выбор, загрузка и установка узора для заливки подробно описаны .

Ниже показана та же форма, на этот раз заполненная узором:



Та же форма, только на этот раз залитая стандартным узором Photoshop.

Если вы не пока уверены, какой цвет, градиент или узор, нужен вашей фигуры, не волнуйтесь. Как мы увидим далее, вы всегда сможете вернуться к редактированию фигуры позже и изменить вид заливки.

Добавление обводки к векторной фигуре

Эта опция появилась в Photoshop, начиная с версии CS6. По умолчанию, Photoshop не будет добавляет обводку к краям фигуры, но добавить её так же просто, как и заливку цветом.

Для добавления обводки, нажмите на соответствующую опцию в панели параметров:


Опция добавления обводки.

Это открывает окно с параметрами, где мы можем выбрать цвет обводки, а также, задать многие другие параметры.

В верхней части окна у нас есть те же самые четыре иконы для выбора типа заливки линии обводки, это "Нет цвета" (No Color), "Чистый цвет" (Solid Color), Градиент (Gradient) и "Узор" (Pattern). По умолчанию выбран вариант "Нет цвета". Я выберу тип "Чистый цвет" (Solid Color). Выбирать и назначать цвет обводки точно таким же образом, как и цвет заливки, о чем рассказано выше.

Изменение толщины обводки

Чтобы изменить толщину обводки, используйте соответствующее поле ввода, расположенное непосредственно справа от прямоугольника образца цвета в панели параметров. По умолчанию, толщина установлена в 3 пт (пункта). Но вы можете задать другие единицы измерения, если нажмёте на это поле ввода правой клавишей мыши, откроется выпадающий список единиц измерения. Я, практически всегда, выбираю пиксели:


Изменение ширины и единиц измерения обводки.

Опция выравнивания краёв (Align Edges)

Правее всех других, в панели параметров расположена опция "Выровнять края". При включении этой функции (она включена по умолчанию) Photoshop приведёт в соответствие положение краёв обводки с пиксельной сеткой, что сделает изображение чётче.
Опция будет активна только при единицах измерения обводки пиксели.

Дополнительные параметры обводки

По умолчанию, Photoshop рисует обводку в виде сплошной линии, но мы можем изменить это, нажав кнопку "Задать тип штриха фигуры" (Stroke Options) на панели параметров:


Кнопка окна выбора дополнительных свойств - выбор штриха обводки - сплошного, пунктирного, точечного и др.

Это открывает окно "Параметры обводки" (Stroke Options). В этом окне мы можем изменить тип линии со сплошной на пунктирную или состоящую из точек. Кроме этого, имеется три дополнительные опции обводки:



Диалоговое окно дополнительных параметров обводки

Опция "Выровнять" (Align) позволяет нам выбрать, будет ли обводка расположена внутри контура, снаружи или посередине.
Следующая опция "Концы" (Caps) работает только в случае, если мы выбрали пунктирную обводку. Мы можем изменить вид концов отрезков.

  1. штрих заканчивается на границе своей заданной длины и конец имеет прямоугольную форму
  2. конец имеет полукруглую форму и выступает на половину ширины за границу заданно длины штриха с каждой стороны
  3. конец имеет прямоугольную форму и выступает на половину ширины за границу заданной длины штриха с каждой стороны

"Углы" (Corners) позволяют изменить вид угла при стыке линий обводки. Угля могут быть острыми (по умолчанию), закруглёнными или скошенными. Эта опция работает, если обводка расположена снаружи или посередине контура. Если обводка внутри контура, углы всегда остаются острыми.

Нажатие на кнопку внизу окна "Другие параметры..." (More Options...) открывает ещё одно окно, где мы можем задать длину штрихов и разрывов между штрихами. Вот пример прямоугольной фигуры с заливкой и пунктирной обводкой с разными длинами штрихов:



Обводка внутри фигуры, в которой используется два типа штриха - отрезок и точка.

Из этого урока вы узнаете обо всех тонкостях, что касается создания произвольных фигур в Фотошоп. Так как материала много, то мы разделим его на 2 части. В первой части вы узнаете, как создается фигура, как превратить её в произвольную фигуру, как вывести её на экран и использовать в нужных целях. Во второй части мы рассмотрим объединение разнообразных фигур в отдельные наборы и их сохранение.

Идея создания урока пришла ко мне в процессе просмотра журнала по скрапбукингу, на страницах которого были готовые шаблоны простых форм. Все эти фигуры были разделены по разным темам и стоили они довольно дорого. Тогда я предположил: «А ведь их можно создать самим в программе Фотошоп и совершенно бесплатно»! Ко всему прочему, вам не обязательно увлекаться скрапбукингом для того, чтобы извлечь пользу из создания собственных произвольных фигур.

Во-первых, создавая фигуры, можно немного повеселиться. А если, создав множество различных фигур, вам удастся их ещё и объединить в отдельный набор, это будет вообще здорово.

Во-вторых, произвольные фигуры можно использовать как элемент декора, оформляя рисунки или для дизайнерского дела.

В-третьих, можно совмещать их с маской, чтобы в итоге получить какую-нибудь забавную фоторамку. Но прежде чем применять, необходимо научиться их создавать. Давайте приступим!

Прежде чем мы начнем, я хочу сделать еще одно отступление. Произвольная фигура создается при помощи инструмента Перо (P), так же их можно создавать, используя инструменты из группы Фигура, например «Эллипс» или «Прямоугольник». Но если вам требуется создать фигуру определенной формы, к примеру, ящики или шины от велосипеда, в этом случае следует использовать Перо (P).

Из этого урока вы узнаете, как создать произвольную фигуру, предварительно обведя предмет на фотографии. Если у вас имеется талант красиво рисовать, это очень хорошо, тогда вы сможете без особого труда нарисовать любую фигуру от руки, не прибегая к обводке предмета. Что же касается меня, то я предпочитаю обводить поскольку таким даром не обладаю.

Произвольная фигура у нас будет в виде милого Пряничного человечка.

1. Выбираем инструмент Перо (P)

Как я уже говорил ранее, произвольные фигуры создаются при помощи инструментов Эллипс или Прямоугольник, но если этими инструментами обвести пряничного человечка, то в лучшем случае он останется без головы. Лучше всего использовать Перо, поэтому выберите его в панели инструментов.

Выбрать его также можно нажатием клавиши P на клавиатуре.

2. Параметр «Слой-фигура» в панели настроек

После выбора инструмента, взгляните на верхнюю панель настроек. В левой части расположена группа из трех значков.

Они показывают, что можно сделать при помощи пера. Значок, расположенный справа, на данный момент окрашен серым цветом. Это говорит о том, что он доступен только тогда, когда мы работаем с инструментами группы «Фигуры» (у пера и инструментов, относящихся к группе «Фигуры», схожи параметры на панели настроек). Иконка, расположенная в середине, необходима для рисования контуров, но в данном случае нам это не нужно. Для рисования фигуры выберите значок слева, отвечающий за параметр Shape Layers (Слой-фигура).

При выборе инструмента Перо опция Слой-фигура в Фотошоп всегда выбрана по умолчанию, поэтому вам не нужно будет её выбирать, но на всякий случай проверьте.

Следует отметить, что нет никакой разницы между рисованием фигур и контуров с помощью пера. И в работе имеются сходства: создание опорных точек, перемещение направляющих линий для создания прямых или изогнутых линий. Независимо от того, что вы создаете контур или фигуру – вначале вы всё равно рисуете контуры. Разница лишь в том, что создавая фигуру, Фотошоп автоматически заполняет контур выбранным цветом в процессе рисования, это позволяет видеть создаваемую фигуру.

На самом деле данная функция немного затрудняет работу. Мы рассмотрим это ниже.

3. Рисуем фигуру

Теперь, когда у нас выбран необходимый инструмент и установлены параметры, мы можем начать обводить Пряничного человечка. Начнем с головы, для этого кликните три раза мышкой, чтобы установить опорные точки вокруг головы. Затем начинайте перетаскивать направляющие линии, чтобы их изогнуть по форме головы.

На скриншоте ниже видно, где я установил опорные точки и как изогнул линии. Как вы видите, у нас возникла проблема, Фотошоп автоматически залил контуры фигуры цветом фона (в данном случае это черный), не позволяя видеть голову Пряничного человечка.

В следующем шаге мы решим эту проблему.

4. Уменьшение непрозрачности

Чтобы Фотошоп не закрашивал изображение в процессе обводки, просто перейдите на панель слоев и уменьшите значение непрозрачности для слоя с создаваемой фигурой. Обратите внимание на панели расположено два слоя: нижний фоновый, на нем расположено исходное изображение человечка, и верхний с создаваемой нами фигурой.

В данный момент выбран слой с фигурой, так как он выделен синим цветом. Просто уменьшите для него непрозрачность примерно до 50%.

Снизив непрозрачность, голова человечка стала видна, в результате можно продолжить работу.

5. Продолжаем выделять объект

Теперь, когда человечек виден через заливку продолжайте работу, пока не вернетесь к начальной опорной точке.

Обратите внимание на маску слоя с фигурой, на ней появилась четкая фигурка.

В обведенный силуэт мы добавим рот, глазки, две пуговицы, галстук в виде бабочки. Здесь возникает вопрос - как добавить дополнительные детали в обведенный силуэт?

6. Выбор инструмента «Эллипс»

Работать начнем с глаз. По идее их можно было бы выделить пером, но так как они круглые, то мы выберем более легкий способ – использование эллипса. Выберите его на панели инструментов, по умолчанию он скрыт за прямоугольником, просто удержите кнопку мыши на прямоугольнике несколько секунд, в итоге появится всплывающее меню, где вы сможете выбрать этот инструмент.

7. Параметр «Вычесть из области фигуры»

После выбора эллипса, посмотрите на панель настроек. Слева расположена группа значков в виде маленьких квадратиков. Они позволяют совершать с фигурами различные действия: добавить к области фигуры, пересечение областей нескольких фигур и вычесть из области. Нас интересует третий значок Subtract from shape area (Вычесть из области фигуры).

8. Извлечение фигур из обведенного силуэта

После выбора опции Вычесть из области фигуры вы можете начать добавлять к человечку мелкие детали с помощью удаления некоторых областей. Начнем мы с создания овала вокруг левого глаза.

Когда вы отпустите кнопку мыши, овальная область вокруг левого глаза вычтется из фигуры, получится отверстие, из которого будет виден глаз

Пряничного человечка, расположенный на нижнем слое.

Повторите те же действия для правого глаза. Для начала нарисуйте овал вокруг правого глаза.

После того, как вы отпустите кнопочку мыши, появится второе отверстие, в котором будет виден глаз исходного изображения.

Пуговицы у Пряничного человечка круглой формы, поэтому для их вырезания я так же буду использовать Эллипс. Для начала нарисуйте овал вокруг первой (верхней) пуговицы.

В результате область возле пуговицы вычтется, появится отверстие, из которого будет видна пуговичка исходного изображения.

То же самое проделайте со второй пуговицей. Эллипсом обведите область вокруг неё.

Отпустите кнопку мыши, и в отверстии появится вторая пуговица.

Обратите внимание на панель слоев. На маске слоя Shape 1 появились по два отверстия для глаз и пуговиц, которые были вырезаны из обведенной формы.

9. Вырезаем оставшиеся детали при помощи пера

Снова переключитесь на Перо, потому что нам осталось добавить к силуэту некоторые детали, которые невозможно выделить при помощи Прямоугольника или Эллипса, в частности это рот и галстук в виде бабочки.

Так как мы выбираем инструмент Перо повторно, то опция Вычесть из области фигуры уже выбрана. Приступаем к обводке, чтобы вырезать их из обведенной фигуры человечка. На скриншоте ниже видны контуры обводки и вырезанные элементы.

Мы подходим к завершению рисования фигурки Пряничного человечка. Нам осталось вырезать волнистые формы сахарной пудры на его руках и ногах. Здесь я так же буду использовать инструмент Перо. Для начала вырежьте волнистую форму на левой руке.

После этого перейдите к трем оставшимся волнистым формам и вырежьте их из силуэта.

Обратите внимание на маску слоя Shape 1, здесь показаны вырезанные формы: галстук в виде бабочки, рот, 4 волнистых формы сахарной пудры.

Фигурка Пряничного человечка готова! При помощи пера мы обвели фигуру человечка, затем, используя опцию Вычесть из области фигуры и инструменты Эллипс и Перо, мы добавили на фигурку дополнительные детали.

10. Увеличение непрозрачности фигуры до 100%

Теперь, когда мы закончили делать обводку отдельных фигур, нет необходимости видеть исходное изображение под обведенным силуэтом. Верните значение непрозрачности до 100%.

Временно скройте исходное изображение (слой Background), кликнув по значку глазка слева от миниатюры слоя. В результате мы будем видеть только обведенную нами фигурку на прозрачном фоне.

Вот, как должна выглядеть фигура Пряничного человечка:

Фигурка готова, но это не конец! Теперь её нам необходимо превратить в произвольную фигуру, чем мы и займемся далее.

11. Определяем форму человечка в произвольную фигуру

Для начала убедитесь, что на панели слоев выбран слой с нашей фигурой, а именно миниатюрка маски. Если она выбрана, то вокруг неё появится белая рамка, в документе вокруг фигуры появится контур. Если ничего этого вы не замечаете, просто выберите эту миниатюрку.

Примечание: если вам нужно скрыть конур самой фигуры, то кликните по миниатюрке ещё раз, чтобы убрать контур.

После того, как выбран нужный слой, зайдите в меню Edit > Define Custom Shape (Редактирование – Определить произвольную фигуру).

В результате откроется окно, в котором будет запрашиваться «имя» для фигуры. Назовем её Gingerbread Man (Пряничный человечек).

После нажатия OK, вы можете использовать произвольную фигуру человечка. Теперь документ, в котором мы создавали нашу фигурку, нам не нужен, можно его закрыть. Далее рассмотрим, где её найти и как применить.

12. Создание нового документа

Создайте новый документ в Фотошоп с параметрами, указанными ниже на скриншоте.

13. Выбор инструмента «Произвольная фигура»

Выберите инструмент Произвольная фигура. По умолчанию всегда отображается инструмент Прямоугольник. Поэтому нажмите и удерживайте на нем кнопку мышки, пока не откроется всплывающее меню. Из списка инструментов выберите Custom Shape Tool (U) (Произвольная фигура).

14. Выбираем нашу фигуру

После выбора инструмента Произвольная фигура, в верней панели настроек кликните по маленькому треугольнику, чтобы раскрыть палитру произвольных фигур. В итоге появится окно, где вы сможете выбрать любую понравившуюся вам произвольную фигуру. Наша фигурка располагается последней. Для её выбора, просто кликните по её миниатюрке.

15. Рисуем фигуру

После того, как вы её выбрали, кликните мышкой в созданном документе, и удерживая кнопку зажатой, переместите мышку в противоположную сторону, чтобы создать фигуру.

Для сохранения пропорций, при создании зажимайте Shift. Если при создании вы зажмете Alt, то фигура будет создаваться от центра. Для изменения её местоположения в процессе создания, зажмите пробел, затем переместите фигуру в нужное место, отпустите клавишу пробела и продолжайте творить. В процессе создания будет виден лишь тонкий контур будущей фигурки человечка.

Когда вы отпустите кнопку мыши, Фотошоп сразу же закрасит фигуру фоновым цветом, в данном случае черным.

В двух оставшихся шагах вы узнаете, как изменить размер и цвет фигур, а так же, как развернуть её в нужном направлении.

16. Изменяем цвет

Не беспокойтесь о цвете фигурки в процессе её создания. Фотошоп автоматически закрасит её фоновым цветом. В случае, если вас не устраивает этот цвет, дважды кликните мышью по миниатюре слоя. Именно по миниатюре слоя, а не по миниатюре маски.

В результате это приведет к открытию палитры цветов, где вы можете выбрать любой цвет. Моя фигура окрашена в коричневый.

После нажатия OK, фигура сразу же окрасится в выбранный вами цвет.

Изменять цвет вы можете, сколько захотите и когда захотите.

17. Изменение размера и местоположения фигуры

Работая с фигурами, вы можете не только изменить цвет. При создании фигур используются не пиксели, а векторы, их преимущество в том,что вы спокойно можете изменять её размер, не теряя качество самого изображения.

Если вы решили изменить размер фигуры, просто выберите на панели слоёв слой с фигурой и нажмите Ctrl + T. Этими действиями откроется рамка трансформации где вы, потянув за любой угловой маркер, сможете изменить размер. Для сохранения пропорций при изменении размера зажимайте Shift. При зажатой клавише Alt размер фигуры будет изменяться от центра.

Если вам нужно повернуть фигуру, сделайте клик за границами рамки свободной трансформации и переместите курсор в любом направлении.

Если вы довольны результатом нажмите Enter, чтобы применить все проделанные изменения.

Вы можете добавить столько копий созданной вами произвольной фигуры, сколько захотите, каждый раз корректируя размер, цвет и местоположение фигур. Каждая созданная копия будет размещаться на отдельном слое. Я добавил несколько фигур человечка разного цвета, размера и наклона. Но независимо от размера у всех фигур сохранились четкие границы и углы.

Рисуем облако пером

Простенький урок рисования. Как рисовать все, что угодно инструментом Pen Tool (Перо). Инструмент универсальный, может очень многое, но непрофессионалы редко им пользуются. Почему? Им кажется, что сложно научиться пользоваться инструментом Перо в фотошопе. Ничего сложного. Попробуйте на примере этого урока.

Как нарисовать пером несложную фигуру – облако или маленькую тучку? Или любую другую фигуру, состоящую из нескольких криволинейных сегментов. Самый простой путь - создать простой и примитивный прямолинейный контур, а затем "искривить" его сегменты так, как нужно.

Возьмите Pen Tool (Перо), на панели параметров нажмите кнопку Paths (Контур), чтобы рисовать контур без заливки, и нарисуйте вот такую фигуру, просто щелкая в нужных местах пером:

Стрелки Path Selection Tool и Direct Selection Tool, расположенные на панели инструментов сразу под пером, позволяют передвигать контур или отдельные его узлы. Используйте эти стрелки для редактирования, если созданный вами контур получился не совсем удачный.

На облако это мало похоже. Выберите инструмент Add Anchop Point Tool (Добавить опорную точку) из группы инструментов Перо и проставьте дополнительную узловую точку на середине какого-нибудь прямого отрезка.

Чтобы прямая изогнулась нужно потянуть наружу за середину, то есть за эту дополнительную точку, которую мы установили. От этой точки отходят две направляющие. Если они совсем короткие, дуга будет изгибаться круто. Чтобы изменить форму дуги, возьмите за кончик направляющей и растяните ее. Чтобы дуга была симметричной, направляющие должны быть одинаковой длины и располагаться под одинаковым углом к ней.

Превратите в дуги все прямолинейные отрезки как на рисунке.

Получился контур, напоминающий облако. Но нарисованная таким образом фигура не является изображением, а только лекалом, которое можно использовать для создания изображения. Контур невидимый на картинке. Созданный контур облака можно залить цветом или текстурой или же обвести карандашом или кистью.

Выберите на панели инструментов фотошопа основной цвет белый.

Щелкните правой кнопкой где-нибудь на контуре или рядом с ним. Откроется контекстное меню для работы с контуром.

В этом меню выберите Fill Path (Заливка контура). В открывшемся диалоговом окне можно выбрать цвет заливки основной или фоновый, радиус размытия (Feather Radius) и режим перекрытия слоев.

Вот результат - нарисовано симпатичное белое облако:

А если облако не должно быть белым, и нужно нарисовать только контур облака? Отмените последнее действие - заливку контура: палитра History (История), на шаг назад.

Выберите и настройте инструмент Pencil (Карандаш). На панели параметров задайте ему толщину 2 или 4 пикселя.

Щелкните правой кнопкой, чтобы вызвать контекстное меню для работы с контуром. В меню выберите Stroke Path (Обводка).

В открывшемся окне выберите инструмент Pencil (Карандаш),

нажмите ОК и получите результат - обведенный карандашом контур облака.

Для обводки можно использовать и другие инструменты, например, кисть. Каждый инструмент необходимо предварительно настроить.

Отмените последнее действие - обводку карандашом: палитра History (История), на шаг назад. На панели инструментов выберите инструмент Brush (Кисть), задайте ей такие параметры:

Щелкните правой кнопкой, чтобы вызвать контекстное меню для работы с контуром. В меню выберите Stroke Path (Обводка) и в диалоговом окне вместо Pencil (Карандаш) установите Brush(Кисть)

Получится вот такой результат:

Если в процессе обучения вы создали маленький шедевр и хотите его сохранить для дальнейшего использования, то снова вызывайте правой кнопкой контекстное меню для работы с контуром и выбирайте Define Custom Shape (Определить фигуру) .

В открывшемся окне задайте имя фигуры и ОК.

В дальнейшем вы найдете свое облако в разделе готовых векторных фигур произвольной формы и сможете использовать, когда оно вам понадобится.

Хорошо иметь в программе инструменты, позволяющие рисовать круги и квадраты, но что если нам понадобится изобразить фигуру более сложной формы? Что, если предположим, нам надо добавить сердце на свадебный снимок или приглашение, нарисовать собаку или кошку для логотипа зоомагазина? Как насчет изображения на ваших рисунках цветов, листьев, снежинок, музыкальных нот или значка копирайта?

В действительности, программа Photoshop работает со всеми этими и другими фигурами и позволяет нам добавлять их на изображение с той же легкостью, с какой мы добавляли круги и квадраты. В программе все эти фигуры более сложной формы называются произвольными фигурами, и мы можем их нарисовать, используя инструмент "Произвольная фигура" (Custom Shape Tool), с которым мы познакомимся в этом уроке.

Инструмент "Произвольная фигура"

Инструмент "Произвольная фигура" расположен на панели инструментов в одном разделе с другими инструментами группы "Фигуры". По умолчанию, на экране отображается инструмент "Прямоугольник" (Rectangle Tool), но если вы нажмете на него и удержите кнопку мыши нажатой несколько секунд, то появится всплывающее меню с перечнем других инструментов, которые также доступны в этом разделе. Инструмент "Произвольная фигура" находится в самом низу списка:

Нажмите на значок инструмента "Прямоугольник" и удержите кнопку мыши нажатой, затем из появившегося меню выберите инструмент "Произвольная фигура"

Если у вас уже выбран один из инструментов группы "Фигуры", то вы можете быстро переключиться на инструмент "Произвольная фигура" на панели настроек, где представлены шесть значков, отображающих инструменты группы "Фигуры". Значок инструмента "Произвольная фигура" - последний справа (он выглядит как клякса):

Если у вас уже активен другой инструмент группы "Фигуры", то вы можете выбрать инструмент "Произвольная фигура" на панели настроек

Выбор формы произвольной фигуры

После выбора инструмента "Произвольная фигура" нам необходимо определиться с формой фигуры, которую мы хотим нарисовать. На панели настроек справа от значка инструмента "Произвольная фигура" появится окошко предварительного просмотра, где будет отображаться миниатюра фигуры, которая в данный момент выбрана:

Окошко предварительно просмотра отображает выбранную нами произвольную фигуру

Для того чтобы выбрать другую фигуру, нажмите на окошко предварительного просмотра. Это действие приведет к открытию палитры "Произвольные фигуры", где будут представлены все фигуры, доступные в данный момент для выбора. На самом деле программа Photoshop работает с гораздо большим количеством произвольных фигур, чем то ограниченное количество, которое представлено изначально в палитре. Как загрузить в палитру другие произвольные фигуры, мы рассмотрим далее:

Для открытия палитры "Произвольные фигуры" нажмите на окошко предварительного просмотра

Чтобы выбрать фигуру, просто нажмите на ее миниатюру, затем - на клавишу Enter (Win) / Return (Mac) для закрытия палитры. Или дважды щелкните кнопкой мыши по миниатюре фигуры, в результате чего фигура будет выбрана и палитра закроется сама. Я выберу фигуру в форме сердца:

Выбираем фигуру в форме сердца из палитры "Произвольные фигуры"

Выбор цвета для фигуры

После выбора формы фигуры, вам нужно выбрать цвет для нее. Это можно сделать, нажав на значок образца цвета, расположенный справа от слова "Цвет" (Color) на панели настроек:

Нажимаем на значок образца цвета, чтобы выбрать для произвольной фигуры нужный цвет

Программа немедленно откроет цветовую палитру, где мы сможем выбрать нужный цвет. Поскольку я решил нарисовать фигуру в форме сердца, то я выберу красный цвет. Для закрытия цветовой палитры нажмите ОК, когда выберете нужный цвет:

Из цветовой палитры выбираем цвет для фигуры в форме сердца

Выбор параметра "Слой-фигура"

Как я уже упоминал в прошлом уроке, программа Photoshop позволяет нам рисовать фигуры трех типов с помощью инструментов группы "Фигуры". Мы можем рисовать векторные фигуры, которые не зависят от разрешения и могут быть масштабируемы без потери качества (такой тип фигур мы бы рисовали в программе Illustrator). Мы можем также рисовать контуры, которые являются лишь очертаниями фигур, или мы можем рисовать пиксельные формы, которые программа заполняет цветными пикселями. В большинстве случаев, мы рисуем векторные фигуры, и чтобы иметь возможность это сделать, нам необходимо выбрать параметр "Слой-фигура" (Shape Layers) на панели настроек. Это первый значок в группе из трех значков, расположенных ближе к левому краю на панели настроек:

Для рисования векторных фигур выбираем параметр "Слой-фигура" на панели настроек

Чтобы нарисовать фигуру, кликните кнопкой мыши в окне документа для определения начальной точки и затем, удерживая кнопку мыши нажатой, протяните курсор мыши по направлению от начальной точки. По мере перемещения курсора программа будет отображать вам тонкий контур будущей фигуры:

Кликните кнопкой мыши для определения начальной точки и затем протяните курсор, чтобы нарисовать фигуру

Отпустите кнопку мыши, чтобы закончить рисовать фигуру, и программа тотчас заполнит фигуру цветом, который вы выбрали на панели настроек:

Программа Photoshop заполнит фигуру цветом, когда вы опустите кнопку мыши

Рисование фигуры с правильными пропорциями

Обратите внимание, что моя фигура в форме сердца выглядит немного искаженной. Она шире и короче, чем я ожидал увидеть. Это случилось из-за того, что по умолчанию программа Photoshop не старается сохранить правильные пропорции (или по-другому форматное соотношение) фигуры в процессе ее изображения. Я нажму сочетание клавиш Ctrl+Z (Win) / Command+Z (Mac) для отмены действия и попробую нарисовать фигуру снова.

Для того чтобы нарисовать фигуру с правильными пропорциями, установите курсор в окне документа и, удерживая кнопку мыши нажатой, начните протягивать курсор и рисовать фигуру, как обычно. При этом нажмите клавишу Shift и продолжайте ее удерживать нажатой по мере перемещения курсора. Как только вы нажмете (и удержите) клавишу Shift, вы увидите, что контур фигуры приобрел правильные пропорции:

Чтобы нарисовать фигуру с правильными пропорциями, удержите нажатой клавишу Shift при перемещении курсора

Когда размер нарисованной фигуры вас устроит, отпустите кнопку мыши, а затем отпустите клавишу Shift (убедитесь, что вы отпускаете клавишу Shift последней). Программа снова заполнит фигуру выбранным цветом:

Отпускайте клавишу Shift только после того, как вы отпустите кнопку мыши

Я снова нажму сочетание клавиш Ctrl+Z (Win) / Command+Z (Mac) для отмены действия, а затем выберу фигуру другой формы, нажав на окошко предварительного просмотра фигуры на панели настроек для открытия палитры фигур. На этот раз я остановлюсь на изображении музыкальных нот:

Нажимаем на миниатюру музыкальных нот для выбора фигуры

Для того чтобы нарисовать музыкальные ноты, я установлю курсор в окне документа для определения начальной точки и затем, удерживая кнопку мыши нажатой, протяну курсор мыши по направлению от начальной точки. Как только я начну протягивать курсор, я нажму и удержу клавишу Shift для закрепления правильных пропорций фигуры и продолжу рисовать изображение:

По мере перемещения курсора я удержу нажатой клавишу Shift , чтобы сохранить правильные пропорции фигуры

Затем я отпущу кнопку мыши, чтобы закончить процесс рисования, и программа Photoshop заполнит фигуру таким же цветом, какой я выбрал для предыдущей фигуры:

Новая фигура заполнится тем же цветом, что и предыдущая

Изменение цвета заливки нарисованной фигуры

Что если я захочу, чтобы моя новая фигура отличалась по цвету от предыдущей? Я мог бы просто выбрать другой цвет на панели настроек перед тем, как рисовать новую фигуру. Однако мы можем также с легкостью изменить цвет уже нарисованной фигуры. Каждая новая нарисованная произвольная фигура располагается на отдельном слое фигур на панели слоев, и каждый слой фигур имеет собственную иконку образца цвета, которая отображает текущий цвет заливки фигуры. Для того чтобы изменить цвет, нужно просто дважды щелкнуть кнопкой мыши по иконке образца цвета:

Для того чтобы изменить текущий цвет фигуры, дважды щелкните по иконке образца цвета слоя фигуры

Программа Photoshop повторно откроет цветовую палитру, где мы сможем выбрать новый цвет. Я выберу фиолетовый цвет:

Из цветовой палитры выбираем новый цвет для фигуры

Нажмите ОК, когда вы будете готовы закрыть цветовую палитру, и таким образом программа Photoshop изменит цвет фигуры для нас:

Мы можем в любой момент изменить цвет векторной фигуры

Загрузка дополнительных наборов фигур

Как я уже упоминал, программа Photoshop работает с гораздо большим количеством произвольных фигур, чем то ограниченное количество, которое предоставлено нам изначально. Нам просто необходимо загрузить дополнительные фигуры в палитру. Мы можем сделать это, открыв палитру фигур на панели настроек и нажав на маленькую стрелку в правом верхнем углу палитры:

Нажимаем на маленькую стрелку в в правом верхнем углу палитры фигур

Это действие приведет к открытию меню с различными параметрами, в самом низу которого будет расположен перечень дополнительных наборов фигур, установленных в программе Photoshop. Каждый из этих наборов является собранием фигур, объединенных общей тематикой, например, "Животные" (Animals), "Музыка" (Music), "Природа" (Nature) и т.д. Некоторые из наборов появились только в версии программы Photoshop CS5 (именно эту версию используя я), но большинство наборов доступны в любых недавних версиях программы:

Все эти дополнительные наборы фигур установлены в программе, но их нужно загрузить в палитру вручную

Если вы знаете, какой набор фигур вам нужно, вы можете его выбрать, нажав на соответствующее название набора в перечне. Однако проще - загрузить все наборы фигур за раз. Мы можем это сделать, выбрав название "Все" (All) в верхней части списка наборов:

Выбираем название "Все" (All) для загрузки всех дополнительных наборов форм

После этого появится диалоговое окно, и вам нужно будет решить - заменить текущие произвольные фигуры новыми или добавить фигуры к имеющимся. Выберите в окне пункт "Добавить" (Append), что позволит вам сохранить изначальные фигуры и добавить к ним новые:

Для загрузки новых фигур при сохранении в палитре изначальных фигур выбираем "Добавить" (Append)

И теперь если мы откроем палитру фигур, нажав на окошко предварительного просмотра на панели настроек, то увидим разнообразные новые фигуры, из которых мы сможем выбрать нужные. Я немного расширил палитру фигур, чтобы было видно больше миниатюр. Для того чтобы просмотреть все миниатюры фигур, воспользуйтесь линейкой прокрутки в правой части палитры:

В палитру фигур теперь загружены все дополнительные фигуры, доступные в программе Photoshop

Ниже представлено несколько примеров фигур, которые мы теперь можем нарисовать в программе:

В палитре фигур теперь отражены все дополнительные фигуры, доступные в программе Photoshop

Несмотря на все разнообразие готовых произвольных фигур, предоставленных в программе, может случиться так, что даже после загрузки всех наборов, мы не сможем найти нужное нам изображение для особого дизайна, над которым работаем. И в таком случае программа Photoshop окажется для нас незаменимым помощником, потому что она позволяет нам самим создавать любую фигуру. Чтобы узнать, как создать собственную коллекцию произвольных фигур, сохранить и в дальнейшем использовать ее, изучите наш урок "Создание собственных произвольных фигур"!

И вот мы закончили! Мы рассмотрели, как с помощью инструмента "Произвольная фигура" можно добавить в документ фигуру сложной формы. В следующем уроке мы изучим, чем отличаются векторные фигуры, контуры и пиксельные формы!

Фотошоп является растровым редактором изображений, но в его функционал также включена возможность создания векторных фигур. Векторные фигуры состоят из примитивов (точек и отрезков) и заливки. На деле это векторный контур, залитый каким-либо цветом.

Сохранение таких изображений возможно только в растровых форматах, но, если требуется, рабочий документ можно экспортировать в векторный редактор, например, .

Инструментарий для создания векторных фигур находится там же, где и все остальные приспособления – на панели инструментов. Если есть желание стать настоящим профессионалом, то горячая клавиша вызова любого из этих инструментов – U .

Сюда входят Прямоугольник», «Прямоугольник со скругленными углами», «Эллипс», «Многоугольник», «Произвольная фигура» и «Линия» . Все эти инструменты выполняют одну функцию: создают рабочий контур, состоящий из опорных точек, и заливают его основным цветом.

Как видим, инструментов довольно много. Поговорим обо всех кратко.

  1. Прямоугольник.
    C помощью данного инструмента мы можем нарисовать прямоугольник или квадрат (с зажатой клавишей SHIFT ).

  2. Прямоугольник со скругленными углами.
    Этот инструмент, как следует из названия, помогает изобразить такую же фигуру, но со скругленными углами.

    Радиус скругления предварительно настраивается на панели параметров.

  3. Эллипс.
    При помощи инструмента «Эллипс» создаются круги и овалы.

  4. Многоугольник.
    Инструмент «Многоугольник» позволяет нам рисовать многоугольники с заданным количеством углов.

    Количество углов также настраивается на панели параметров. Обратите внимание, что в настройке указан параметр «Стороны» . Пусть этот факт не вводит Вас в заблуждение.

  5. Линия.
    С помощью данного инструмента мы можем провести прямую линию в любом направлении. Клавиша SHIFT в данном случае позволяет проводить линии под 90 или 45 градусов относительно холста.

    Толщина линии настраивается все там же – на панели параметров.

  6. Произвольная фигура.
    Инструмент «Произвольная фигура» дает нам возможность создавать фигуры произвольной формы, содержащиеся в наборе фигур.

    Стандартный набор Фотошопа, содержащий произвольные фигуры, также можно найти на верхней панели настроек инструмента.

    В данный набор можно добавлять фигуры, скачанные из интернета.

Общие настройки инструментов

Как мы уже знаем, большинство настроек фигур находится на верхней панели параметров. Настройки, приведенные ниже, одинаково применяются ко всем инструментам группы.


Следующие настройки позволяют производить с фигурами различные, довольно сложные, манипуляции, поэтому поговорим о них более подробно.

Манипуляции с фигурами

Данные манипуляции возможны, только если на холсте (слое) уже присутствует хотя бы одна фигура. Ниже станет понятно, почему так происходит.


Данный пункт позволяет, после совершения одной или нескольких предыдущих операций, объединить все контуры в одну цельную фигуру.

Практика

Практическая часть сегодняшнего урока будет представлять собой набор сумбурных действий, направленных только на то, чтобы посмотреть в действии работу настроек инструментов. Этого уже будет достаточно для того, чтобы понять принципы работы с фигурами.

Итак, практика.

1. Для начала создадим обычный квадрат. Для этого выберем инструмент «Прямоугольник» , зажмем клавишу SHIFT и потянем от центра холста. Можно воспользоваться направляющими для удобства работы.

2. Затем выберем инструмент «Эллипс» и пункт настроек «Вычесть переднюю фигуру» . Сейчас мы будем вырезать круг в нашем квадрате.

3. Кликаем один раз по любому месту на холсте и, в открывшемся диалоговом окне, пропишем размеры будущего «отверстия», а также поставим галку напротив пункта «От центра» . Круг будет создан точно в центре холста.

4. Нажимаем ОК и видим следующее:

Отверстие готово.

5. Далее нам необходимо объединить все компоненты, создав цельную фигуру. Для этого выбираем соответствующий пункт в настройках. В данном случае это делать не обязательно, но, если бы круг выходил за границы квадрата, наша фигура состояла из двух рабочих контуров.

6. Поменяем цвет фигуры. Из урока мы знаем, какая настройка отвечает за заливку. Есть и другой, более быстрый и практичный способ смены цвета. Необходимо дважды кликнуть по миниатюре слоя с фигурой и, в окне настройки цвета, выбрать желаемый оттенок. Таким способом можно залить фигуру любым сплошным цветом.

Соответственно, если требуется градиентная заливка или узор, то пользуемся панелью параметров.

7. Зададим обводку. Для этого взглянем на блок «Штрих» на панели параметров. Здесь выберем тип обводки «Пунктир» и ползунком изменим ее размер.

8. Цвет пунктира зададим с помощью клика по соседнему цветовому окошку.

9. Теперь, если полностью отключить заливку фигуры,

То можно увидеть следующую картину:

Таким образом мы пробежались почти по всем настройкам инструментов из группы «Фигура» . Обязательно потренируйтесь, моделируя различные ситуации, чтобы понять, каким законам подчиняются растровые объекты в Фотошопе.

Фигуры примечательны тем, что, в отличие от своих растровых собратьев, не теряют качества и не приобретают рваных краев при масштабировании. Вместе с тем, они обладают теми же свойствами и подлежат обработке. К фигурам можно применять стили, заливать любыми способами, путем объединения и вычитания создавать новые формы.

Навыки работы с фигурами незаменимы при создании логотипов, различных элементов для сайтов и полиграфии. При помощи данных инструментов можно выполнять перевод растровых элементов в векторные с последующим экспортом в соответствующий редактор.

Фигуры можно скачивать из интернета, а также создавать свои собственные. При помощи фигур можно рисовать огромные плакаты и вывески. В общем, полезность данных инструментов весьма сложно переоценить, поэтому уделите особое внимание изучению данного функционала Фотошопа, а Вам в этом помогут.