Хотылёво усадьба тенишевых. Экспедиция в усадьбу тенишевой

Усадьба Тенишевых в Хотылёво (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Усадьба Тенишевых в селе Хотылёво, несмотря на удаленность от города и, тем более, от обеих столиц, была своеобразным провинциальным центром культурной жизни в 19 веке. 300 лет ею владели Тютчевы, а в 1888 г. поместье купил князь В. Н. Тенишев. Это был разносторонний и очень энергичный человек: он участвовал в организации и развитии современного Брянского машиностроительного завода, городского этнографического общества, написал несколько книг и научных работ.

Супруга князя, Мария Клавдиевна коллекционировала предметы прикладного искусства, основала Смоленский музей, мастерскую в Талакшино, сама была художником и меценатом, общалась со многими известными художниками, которые приезжали в усадьбу. Часть своей коллекции она передала Московскому археологическому музею . В 1903 г. Тенишевы продали усадьбу, а в 1905 она сильно пострадала от революционно настроенных местных крестьян.

М. А. Врубель в Хотылёво писал «Пана», И. Е. Репин создал несколько рисунков и этюдов - эти картины сейчас можно увидеть в Третьяковской галерее .

Что посмотреть

Основная часть усадьбы - парк площадью 0,09 кв. км, разбитый в начале 19 века и благоустроенный под руководством хозяйки. Он тянется вдоль берега Десны, отделяя его от сельских домов, и разделен на две части: верхнюю регулярную, где стоят хозяйственные постройки и Преображенская церковь, и нижнюю ландшафтную с вековыми деревьями и гранитной лестницей к реке.

Верхняя часть парка засажена липами, хотя раньше представляла собой сложную композицию из цветов, кустарников и деревьев. Нижняя - более разнообразна, она буквально утопает в лиственной и хвойной зелени.

Вход в парк - с центральной площади села через «Железные ворота». От них к берегу ведет аллея, посередине которой стоял барский дом, но его сожгли немцы во время Второй Мировой войны, остались только лестницы веранд. Раньше через овраг было перекинуто несколько арочных мостов, сохранился только один.

Преображенская церковь, построенная еще в 1763 г. при Тютчевых, сейчас обветшала и выглядит удручающе. Она не очень похожа на обычные храмы: нет ни куполов, ни сводов, колокольня разрушена. Раньше храм поражал барочным декором - как внешним, так и внутренним. Сохранились остатки лепнины, которые только частично отражают былое великолепие.

Практическая информация

Адрес: Брянская область, Брянский район, с. Хотылёво.

Село находится в 20 км от Брянска . Сюда ходят автобусы и маршрутные такси, но их остановка примерно в 1 км от усадьбы, поэтому лучше попросить водителя высадить чуть раньше.

10 мая, в рамках работы над сайтом нами была предпринята экспедиция в Хотылево. Там находится одно из интереснейших мест в Брянской области - Парк княгини Тенишевой. Вообще Тенишевы для г.Брянска фигуры довольно значимые.


* Тенишевы жили в Бежице (с 1956 года - Бежицкий район Брянска) с 1892 по 1898 годы. Князь Вячеслав Тенишев - один из основателей и владельцев крупнейшего в регионе и в России Брянского завода (ныне Брянский машиностроительный завод - БМЗ). Его жена Мария открыла шесть общеобразовательных школ, несколько ремесленных школ и училище. За создание училища (в июне 2007 года на этом здании в память о меценатах установлена мемориальная доска) Тенишевы получили благодарность от императора Николая II. В Хотылево, в усадьбе княгини, часто гостили знаменитые художники и люди искусства того времени. Илья Репин, Михаил Врубель сделали здесь ряд набросков и картин, прославивших эти места. В частности, в Хотылево была написана известная картина Врубеля "Пан". (по материалам gorodbryansk.info)




От самой усадьбы Тенишевой, к сожалению, осталось очень мало, только ворота сторожат вход в парк, но туда мы пойдем позже.


Храм построен в 1759-63гг. на средства тогдашнего хозяина Хотылева помещика Фаддея Петровича Тютчева. С XVII века на этом месте стояла деревянная Никольская церковь, она была сожжена во время "смуты" и неоднократно перестраивалась. Само имение один из Тютчевых проиграл в карты и его выкупил Тенишев у какого-то афериста.

Идем внутрь. В 2007 году крыша еще цела была, если судить по фотографиям на сайтах. Теперь же - см. фото ниже. Когда переделывали здание под общежитие, здание реконструировали - посередине сделали второй этаж, добавили над ним потолок, сбили всю лепнину. Безжалостное время словно само пытается убрать следы этой переделки. Если не вмешаться, скоро здесь останутся только стены церкви.

09. Окно
12. Вид сверху. Видны остатки декора
13. Состояние крыши
14. Спускаемся и идем в парк
15. Вид из парка на церковь.

* Вот с этой точки можно попытаться представить как церковь выглядела во времена Тенишевых. Мы нашли реконструкцию известного брянского архитектора В.Н. Городкова. На ней можно рассмотреть, кроме самой церкви, ворота и часть аллеи парка.

Если уж продолжать разговор о самом парке, то нелишне показать как он выглядел и немного рассказать о нем.




Как видите, масштабы впечатляют...
После смерти Тенишева в 1903 году, усадьба перешла к графине М.Н.Граббе. А в 1905 году во время крестьянских волнений летний дом в парке был сожжен полностью. В Великую Отечественную войну главный дом разрушен фашистами.



Так что к настоящему времени от усадьбы сохранились лишь гранитные лестницы от веранд главного дома в парк к реке, несколько хозяйственных корпусов и «железные ворота»:


Источники: 1. Свод памятников архитектуры и монументального исскуства России. Брянская область. М. Наука 1998 2. va-brk.narod.ru (илл.)

Давайте посмотрим как парк выглядит сейчас. Рекомендуем сверяться с планом парка.

19. Лестница к Десне (см. реконструкцию)

Вдоль берега можно погулять. Если пойти влево - метров через 200 будет подвесной мостик (о нем в конце).

27. Вид с моста
28. Еще мост

Вот и все. На очереди фотоотчет о роще "Соловьи" в г. Брянск

В полутора десятках километров вверх от Брянска на правом высоком берегу Десны находится бывшей усадьбы Тенишевых. Парк, как часть усадьбы, занимает центральное положение в застройке села Хотылево, раскинувшегося живописно и прихотливо. Территория усадьбы связана с богатой и интересной историей села. Три столетия это была вотчина рода Тютчевых. В 1888 г. усадьбы была куплена у князя А. Гедройца князем В. Тенишевым.

Вячеслав Николаевич Тенишев был незаурядной фигурой в России последней четверти XIX века. Образованный, опытный и энергичный инженер, он совместно с разбогатевшими предпринимателями и В.Ф.Голубевым учредили в июле 1873 года "Акционерное общество Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода" (ныне). На обязанности Тенишева лежало все инженерно-техническое руководство заводом. Его знания и энергия способствовали тому, что завод быстро вырос и уже к 1900 году занял второе, после Петербургского Путиловского завода, место в России по объему выпускаемой продукции.

Кроме этой практической инженерной работы Тенишев занимался научной деятельностью в области математики и, особенно, этнографии, выпустил ряд книг и был председателем организованного по его инициативе "этнографического бюро" - по сбору и изучению этнографических сведений о жизни и быте крестьян. Известна его попытка организации "Свободной школы" в Петербурге.

Бесстолпное трехчастное здание, кирпичное и оштукатуренное, имеет своеобразную композицию, которая значительно искажена утратами. Двусветный, сильно вытянутый по продольной оси объем после разборки завершений имеет одинаковую высоту всех частей и выглядит как единое целое благодаря общему характеру их членений. Основной квадратный в плане четверик храма, более широкий и с закругленными углами, прежде был увенчан малым восьмериком с купольной кровлей. К нему примыкают небольшой прямоугольный алтарь с закругленной восточной стеной и короткая прямоугольная трапезная с четвериком паперти, над которой ранее возвышалась колокольня (сохранились остатки нижнего яруса).

Богатый барочный декор фасадов отличается изяществом деталей. Внутренняя отделка здания была очень пышной, с обильной полихромной лепниной. От нее остались фрагменты в виде скульптур ангелов и различных архитектурных деталей на стенах нынешнего чердака здания.

Перед домом поперечная аллея пересекается двумя продольными аллеями. Первая, длиною 350 метров, соединяет верхний парк с хозяйственным двором и фруктовым садом, расположенным в левой части усадьбы. Вторая, основная продольная аллея, пересекает перед фасадом всю территорию усадьбы, от западной окраины через фруктовый сад устремляясь к березовой роще и далее к полям. Двумя арочными романтичными мостиками она перекидывается через овраги, спускающиеся к реке.

Дом был открыт в сторону сельской площади парадным "зеленым залом" - окруженным стеной зелени, узким (ширина 25 метров) цветочным партером. Парковым фасадом дом смотрел на реку. Перед ним полукруглая площадка, от которой начинается гранитная лестница спуска к реке. В верхней части лестницы грот. В него можно войти и отдохнуть в прохладе. Отсюда красивый вид на Десну.

Склон берега и нижняя прибрежная зона имеют ландшафтную планировку с небольшим числом троп и дорожкой вдоль берега реки. Здесь же располагался "рыбный пруд" (не сохранился). Его чаша находилась несколько выше уровня Десны. Дорожка соединяла пруд с поперечной аллеей и далее, в правой части парка, выходила на подъездную дорогу к мосту. Она дважды поперечными дорожками, ныряющими на дне оврагов под арки мостиков, соединялась с верхним парком.

Таким образом, архитектурно - планировочная композиция парка логично сочетает регулярные устройства с "натуральными", четкие прямые аллеи, "зеленые залы" и "кабинеты" - с прихотливо вьющимися дорожками, со свободной планировкой, приближенной к живой природе. Центр композиции - это упомянутый выше "зеленый зал" цветочного партера перед домом усадьбы. Слева от него, если смотреть от Железных ворот, поперечные аллеи, соединенные между собой тремя короткими прямыми аллеями, образуют еще три зеленых зала, обрамленных плотными рядами высоких лип. Здесь на лужайках размещались игровые и спортивные площадки: русская лапта, лаун-теннис, крокет и другие. Перед средним из этих залов находится открытая, на возвышении, поляна. На ней стоял "Летний дом". Справа от партера располагались службы и фруктовый сад.

Не считая нескольких хозяйственных построек бывшей усадьбы, на территории парка сохранились отдельные элементы парковой архитектуры: Железные ворота, две гранитные лестницы веранд главного дома, гранитный (с гротом) лестничный спуск к реке, один арочный каменный мост через овраг. Характер их архитектуры общий с архитектурой дома.

Парк имеет разнообразное по видам растений озеленение. Раньше площадь цветочного партера перед домом обрамлялась рядами лиственниц, десятью туями (по пяти с каждой продольной стороны) и серебристыми елями. Ныне это экзотическое обрамление утрачено. По аллеям - однопородная посадка из лип. Ландшафтную часть парка украшают местные породы деревьев и кустарников: липа, клен остролистный, дуб черешчатый, тополи черный и берлинский, ольха, осина, береза, ель обыкновенная, сосна, лиственница, черемуха, сирень, бузина и другие. Встречаются экземпляры сосны кедровой сибирской.

Хотылевский парк - это парк внешних видов. Регулярная часть его умеренно парадная и уютно замкнутая в прямоугольные зеленые стены аллей. Ландшафтная же часть во многих местах открывается разрывами и "окнами" в зелени на реку и заречье, направляя внимание зрителя на отдельные виды широкого деснянского пейзажа. С площадки "Летнего дома" открывается вид сверху на "рыбный пруд", нижний парк и на уходящую вдаль пойму с серебряным изгибом реки.

Аллея лестницы торжественно показывает Десну "в упор" на коротком участке, вписанном в ажурную раму из ветвей деревьев, как бы приглашая приблизиться к ней. Поперечные дорожки, спускающиеся по логам, открывают новые и разные виды, обрамленные полукруглыми арками мостов, переброшенных над оврагами. Извивающаяся прибрежная дорожка на своих поворотах заставляет взглянуть вдоль Десны в голубую даль. Такое включение внешних видов в парк необыкновенно обогащает его содержание, как бы раздвигает его границы далеко, далеко.

К сожалению, современное состояние парка внушает тревогу за его будущую судьбу. Бессмысленно разрушается красивая лестница и другие парковые сооружения. Исчезают ценные деревья, заменяясь случайной порослью. Руководство сельского производственно-технического училища, в ведении которого находится парк, рассматривает его территорию как резервную для строительства своих зданий. Учебный корпус, клуб и ряд хозяйственных построек расположены в парке. Предусматривается строительство жилых домов и других зданий училища. Думается, что это неразумно и недопустимо: для нового строительства у нас еще достаточно свободной территории.

Чтобы ограничить использование парка под застройку, необходимо срочно установить охранную зону парка как ценного памятника. Парк в Хотылеве, пожалуй, единственный пример в Брянском крае террасного прибрежного парка со своеобразной планировкой, активно включающей в свою композицию внешние виды отмеченных незаурядной красотой окрестностей. Надо его сохранить.

  • Городков В. По старинным аллеям. - Тула: Приок. кн. изд-во, 1983. - С. 78-87.
  • Дубровский, А.М. Усадьба Тенишевых в Хотылеве / А.М. Дубровский // Усадьбы Брянского края: из истории культурного наследия Брянщины: в 2-х т. Т. I.- 2017. - Т. 1. - С. 197-205
  • Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии. - Орел, 1905. - Т. 1.- С. 129-130.
  • Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР: Брянская область. - М., 1977. - С. 38-40.
  • Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. - М.: Наука, 1996. - С. 180-184.
  • Тенишева М.К. Впечатления моей жизни. - Л., 1991. - С. 93, 100-101, 127-129.
  • Бочарова Н. Посмотреть родину // Точка. - 2008. - №7. - С. 106-107
  • Городков В. Преображенская церковь в Хотылеве//Брян. газ. - 1993. - Окт. (№40). - С. 6.
  • Деханов В. Усадьба Тенишевых в Хотылево: следы минувшей красоты//Брян. газ. - 1999. - авг. (№32). - С. 6.

Снимки этой группы были сделаны 10 лет назад, но призрак видимо обнаружили на них лишь недавно

В сообществе «Актуальный Брянск» осенью прошлого года разместили фото одной из экскурсионных групп, посетившей усадьбу в селе Хотылево. К своему удивлению при распечатке фотографий с цифрового фотоаппарата участники экскурсии обнаружили на фото незнакомую девочку которой изначально не было среди детей.

— Насторожило, что среди детей отряда мы нашли незнакомое нам лицо, — говорит Лариса Полякова.- Эта девочка, сидящая за спинами ребят. У неё бледное лицо, длинные чёрные волосы, широко распахнутые глаза, и она в два раза меньше остальных детей. Кроме того, тело загадочной девочки вырастает из асфальта…

Взглянуть на странный снимок предложили фотографу, ученому и парапсихологу, и вот что услышали.

Фотограф Константин ЦУКЕР:

Судя по всему, загадочная девочка на фотографии - не фотошоп. Но как она здесь появилась, сказать не могу. Иногда на снимках появляются вещи, которые невозможно объяснить. Сам с этим явлением сталкивался. Недавно друг купил профессиональный фотоаппарат. Снимал свадьбу, и на нескольких кадрах невеста получилась с абсолютно черными губами. Люди, стоявшие рядом, нормальные, а у нее вот такие странные губы. Мы пытались разобраться, в чем дело, может, настройки сбились. Но явных причин так и не нашли. Решили, что молодоженам этот снимок показывать не будем. Зачем их пугать?

Что касается фотографий, которые попали к вам, то здесь дефект фотоаппарата исключен, так как девочку-фантом сняли на несколько камер сразу.

Странная девочка-фантом была обнаружена сразу на двух снимках с разных ракурсов от разных фотографов

Доцент кафедры физики БГУ Павел ПОПОВ:

Уверен, что в этом не стоит искать чертовщину. Барабашки здесь не может быть точно. Просто на цифровом носителе может отобразиться все, что угодно. Ответ надо искать не с точки зрения физики, а с точки зрения электроники, у которой частенько происходят различные сбои. Думаю, что никаких потусторонних сил на этом снимке нет. Это несерьезно.

Рассказывает старший научный сотрудник Брянского краеведческого музея Светлана НИКУЛИНА, много лет изучающая биографию княгини Тенишевой:

Хотылево существует более тысячи лет и может таить в себе много загадок. Не обязательно, что явление, запечатленное на фотографии, связано с Марией Николаевной. Это поместье Тенишевы купили после того, как княгиня заболела желтухой. Они перебрались сюда, на свежий воздух. Сомневаюсь, что княгиня решилась бы рожать после такого заболевания. Если предположить, что у нее действительно была вторая дочь и она умерла, то об этом было бы известно. Ведь к ней ездили и Репин, и Врубель. Наверняка они бы написали: «О, какая жалость! У княгини погибла дочь!» Все-таки Тенишевы - очень известные люди, факты их биографии не скроешь. Но во всех источниках упоминается только ее дочь от первого брака.

Среди местных жителей ходят легенды, что в конце 19-го века в Хотылеве княгиня Мария Тенишева родила вторую дочь (старшая была от первого брака). Говорят, что эта девочка разбилась на лошади, когда была еще совсем маленькая.

Село Хотылево известно с XVII века. До конца XIX века принадлежало роду Тютчевых. В 1889 году перешло к князю В. Н. Тенишеву, крупному инженеру, одному из основателей Брянского рельсопрокатного, железоделательного, сталелитейного и механического завода. На рубеже XIX-XX веков в усадьбе у жены князя Марии Тенишевой, известной покровительницы искусств, бывали многие представители русской культуры. В августе 1896 года здесь останавливался Илья Репин. Летом 1899 года - Михаил Врубель, приступивший здесь к работе над картиной «Пан».

После смерти князя Тенишева в 1903 году усадьба перешла к графине Граббе. В 1905 году во время крестьянских волнений в селе сгорел летний дом в парке. В Великую Отечественную войну главный дом был разрушен и сожжен фашистами.

Максим ЛЫСЕНКОВ, старший эксперт экспертно-криминалистического центра УВД, специализирующийся на производстве портретных экспертиз, стаж работы 13 лет:

Мы изучали изображение под многократным увеличением. Накладывали фотографии одну на другую. Разница между снимками составляла пять секунд и, если бы применялся монтаж, его следы обязательно себя проявили бы.

Почему цифровой фотоаппарат увидел то, что не увидел глаз?

Если при печати фотографии с негатива могут быть какие-то наложения, то в цифровой фотосъемке это исключено, - рассказывает начальник экспертно-криминалистического центра УВД Евгений ЦУКАНОВ. - Изображение идет в виде цифрового кода. В данном случае установлено, что это изображение реальное, и признаков монтажа или брака в процессе нет. Это то, что нам удалось установить. А объяснить это явление с точки зрения имеющихся методик и оборудования очень сложно. Объяснить происхождение этого изображения нам не удалось.

В каждом фотоаппарате стоит система линз, через которые идет преломление изображения, А линза - это то же зеркало при определенных условиях. Может быть, произошло какое-то отражение или преломление? Разумеется, эти предположения условны, так как точно это доказать невозможно.

Все необъяснимые явления, с которыми приходится встречаться нам самим или узнавать из телепередач, наталкивают на мысль о том, что те величины, которые до поры до времени принимаются за стандарт, расширяются. Соответственно, расширяются и возможности человека.

Например, время - величина не постоянная, как мы раньше считали. Оно имеет свою плотность и другие параметры. Может быть, во время фотографирования плотность времени была близка к нулю. И на стыке этих плотностей произошло, скажем, вторжение чего-то нам неизведанного. Может быть, параллельного мира, а может быть - прошлого.

Не исключено, что прошлое сохраняется в каком-то временном отрезке памяти. Смотрите: наша беседа сейчас пишется на диктофон. А есть гипотеза, что время также пишет все события, которые происходят. И если знать механизмы его действия, мы бы могли получить правдивые картины прошлого.

Что касается девочки на снимке, не думаю, что это изображение попало к нам из потустороннего мира. Ведь призраки не едят яблоки… А здесь на одной фотографии явно видно, как девочка кусает яблоко, а на следующем - его жует.

Может быть, время сначала записало картинку, а потом она воспроизвелась на снимке, и девочка появилась из прошлого… На эту тему очень сложно говорить, потому что у нас недостаточно знаний в такой области как время.

Взгляд со стороны

Мы порой сталкиваемся с необъяснимыми явлениями и в своей работе, - продолжает рассказ Евгений Николаевич. - Вырабатывается интуиция - тоже мало объяснимое явление. Из своей практики могу вспомнить примеры, когда выезжаешь на осмотр места происшествия, где только что погиб человек. Несмотря на бесспорные признаки смерти, ты как бы ощущаешь присутствие этого человека, какую-то энергетику, которая все еще исходит от умершего. Словно чувствуешь его взгляд.

Погибший словно на тебя смотрит - как ты работаешь, фотографируешь, исследуешь следы. Такое ощущение, что в течение небольшого времени сохраняется некий энергетический заряд возле тела, а потом от него отходит. Максимум через три часа после смерти. Мы ведь приезжаем и на ДТП, и на драки, где милицию вызывают оперативно. И это ощущение не передать, его надо чувствовать.

Иной раз эти ощущения бывают настолько яркими, что мысленно даешь погибшему слово: сделать все, чтобы найти того, кто лишил потерпевшего жизни. И тут включаются какие-то интуитивные рефлексы, работаешь интуитивно, совершаешь действия, которые на первый взгляд логически не объяснишь… В результате очень часто получается раскрыть преступления «по горячим следам». И мысленно обращаясь к жертве преступления, говоришь: «Ну вот, мы свой долг исполнили…»

ВОЗРОЖДЕНИЕ УСАДЬБЫ ТЕНИШЕВЫХ в ХОТЫЛЕВО

Территория усадьбы Тенишевых связана с богатой и интересной историей села Хотылёво. Впервые усадьба упоминается в начале XVII века как имение Тютчевых. В 1892 году усадьба перешла в собственность князя Вячеслава Николаевича Тенишева – одного из учредителей Акционерного общества «Брянский рельсопрокатный, железоделательный и механический завод» (ныне Брянский машиностроительный завод). В.Н. Тенишев являлся крупнейшим Российским промышленником, субсидировавшим строительство первого в России завода автомобилей.

Кроме практической инженерной работы В.Н. Тенишев занимался научной деятельностью в области математики и, особенно, этнографии, он выпустил ряд книг и был председателем организованного по его инициативе «этнографического бюро» — по сбору и изучению этнографических сведений о жизни и быте крестьян.

Жена хозяина усадьбы — Мария Клавдиевна Тенишева — была видной меценаткой и художницей-прикладником, собирательницей коллекции русского прикладного искусства. В.Н. Тенишев дал ей не только княжеский титул, но и духовную опору, большое состояние и возможность реализовать себя в качестве ученой, просветительницы, художника и меценатки. Получив средства на осуществление задуманных ею проектов, Тенишева вскоре открыла ремесленную школу в Бежице и вложила большой труд в создание усадьбы в Хотылево. Парк и постройки усадьбы в нем, как в основных чертах, так и в мельчайших деталях — продукт ее творческого труда.

М.К. Тенишева была окружена известными русскими художниками. Ее круг составляли С.Малютин, Н.Рерих, В.Серов, В.Поленов, М.Врубель, К.Коровин и другие. Некоторые из них бывали и работали в Хотылево. Здесь М.А. Врубель написал своего знаменитого «Пана». По свидетельству Б.К.Яновского, «пейзаж на картине взят с натуры — это вид с террасы Хотылевского дворца на открывающиеся дали». Бывал в усадьбе и великий русский художник И.Е.Репин. В Хотылево он написал несколько этюдов и сделал ряд рисунков, ныне хранящихся в фондах Государственной Третьяковской галереи. Так же, как и Врубель, Репин не остался равнодушным к открывавшейся взору деснянской красоте.


Усадебный парк – это уникальный памятник ландшафтного искусства на берегу реки Десны, заложен в начале XIX века и реконструирован при участии М.К. Тенишевой в 1890-х годах. По площади парк невелик, всего 7,5 гектаров. В плане он представляет собой вытянутую вдоль берега реки Десны территорию, заключенную между застройкой села и Десной. Начинаясь у сельской площади, от стен бывшей церкви Преображения Господня, построенной Фаддеем Тютчевым в 1763 году, парк спускается по крутому склону берега к водному зеркалу реки Десны.

Хотылевский парк — это парк внешних видов. Регулярная часть его умеренно парадная и уютно замкнутая в прямоугольные зеленые стены аллей. Ландшафтная же часть во многих местах открывается разрывами и «окнами» в зелени на реку и заречье, направляя внимание на отдельные виды широкого деснянского пейзажа. Планировка тенишевского парка смешанная, она состоит из двух зон: регулярной и ландшафтной. Зоны определены рельефом местности. Верхняя зона, где располагается часть парка и остатки усадьбы, имеет регулярную планировку. Поперечные и продольные аллеи соединяют верхний парк с хозяйственным двором и фруктовым садом, который располагался в левой части усадьбы.

Склон берега и нижняя прибрежная зона имеют ландшафтную планировку с небольшим числом троп и дорожкой вдоль берега реки. Здесь же располагался «рыбный пруд» (не сохранился). Его чаша находилась несколько выше уровня Десны. Важным достоинством парка является разнообразное по видам растений озеленение. Раньше площадь цветочного партера перед домом обрамлялась рядами лиственниц, десятью туями (по пяти с каждой продольной стороны) и серебристыми елями. Ныне это экзотическое обрамление утрачено. По аллеям — однопородная посадка из лип. Ландшафтную часть парка также украшают местные породы деревьев и кустарников: липа, клен остролистный, дуб черешчатый, тополи черный и берлинский, ольха, осина, береза, ель обыкновенная, сосна, лиственница, черемуха, сирень, бузина и другие. Встречаются экземпляры сосны кедровой сибирской. На территории парка сохранились отдельные элементы парковой архитектуры: железные кованые ворота, две гранитные лестницы веранд главного дома, гранитный (с гротом) лестничный спуск к реке, один арочный каменный мост через овраг. Характер их архитектуры общий с архитектурой дома.

Усадьба Тенишевых после проведения определенных работ и мероприятий по воссозданию может и должна стать культурно-туристическим объектом.

В парке Тенишевых в Хотылево ежегодно проводятся:

  • международные пленэры молодых художников;
  • акции по благоустройству усадьбы «Благое дело»;
  • молодёжные фестивали;
  • двухдневные фестивали «Брянский мамонт»;
  • православный лагерь для детей и подростков Брянской области.

Возрождённая усадьба должна предоставить возможность посетителям возможность не только созерцать историко-культурные ценности, уникальный природный ландшафт, но и активно участвовать в различных мероприятиях: фестивалях, концертах, выставках, художественных аукционах. Возрожденная усадьба будет способствовать развитию познавательного туризма, оздоровительного и детского отдыха, экологического и спортивного туризма. Восстановление площадок на территории усадьбы для проведения спортивных игр позволит организовывать и проводить соревнования по русской лапте, лаун-теннису, крокету.

В ходе реализации проекта «Возрождение народных традиций малой Родины» предполагается провести праздник в усадьбе Тенишевых в Хотылево, включающий в себя: пленэр юных художников; установку памятной стеллы; высадку сада памяти; закладка капсулы обращения к потомкам; конкурс русского народного костюма; конкурс чтецов, частушек, фольклора; изготовление поделок; народные игры и хороводы. В ходе праздника будет проведен аукцион по продаже поделок и сувениров, средства от которых будут направлены на восстановление усадьбы Тенишевых в Хотылево.

Проведение праздника будет способствовать развитию устойчивого интереса у подрастающего поколения к русским народным традициям, народным промыслам, вовлечению молодежи через личностные социальные практики в возрождение русской народной культуры в Брянском регионе.