Как афоня относится к своему деду. Конспект урока по литературному чтению "А.Платонов "Цветок на земле" Всему название дано

Лисиченко Галина Анатольевна

Учитель начальных классов

Г. Слюдянка

Духовно-нравственное воспитание.

Урок литературного чтения по теме

"А.П. Платонов « Самое удивительное чудо».

"Цветок на земле". 3-й класс

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Предметные: делить текст на смысловые части, выделять микротему каждой части; находить в тексте описания природы, осознавать их роль в конкретном тексте; читать вдумчиво, замечать необычные обороты речи главных героев, толковать их в соответствии с замыслом автора; понимать значение незнакомых слов из контекста произведения.

Метапредметные:

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока; понимать и толковать исследовательские задачи, стоящие перед группой; планировать работу в группе; оценивать результаты работы в группе.

Познавательные: сравнивать эпизоды одного текста между собой, понять идею произведения в ходе анализа произведения; делать выводы и обобщения на основе реализованных исследовательских задач; прогнозировать развитие событий рассказа на основе сделанных выводов.

Коммуникативные: участвовать в диалоге с товарищами по группе, обсуждать различные идеи и мнения, бесконфликтно дискутировать, при необходимостиделегировать полномочия для презентации результатов работы группы другим участникам, давать корректные советы по оформлению результатов работы группы.

Личностные: высказываться позитивно о пожилых людях, озвучивать стремление заботиться о них, осмыслить понятия «мудрость» и «тайна жизни», толковать их по просьбе учителя.

Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение. 3 класс. Часть 2», «Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс», компьютер, мульти-медиа-проектор, карточки с исследовательскими заданиями для каждой группы.

Ход урока

    Чтение эпиграфа урока.

    Нет хуже, когда у человека душа «сухая». Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы.

К. Паустовский

2. Лексическая разминка, осмысление ключевых слов.

Назовите словосочетание, употребленное в переносном значении.

«сухая душа»

а)Подбери синонимы:

Черствая, безразличная, равнодушная.

б) Антонимы: (на наборное полотно выставляются карточки-опоры)

Добрая, богатая, чуткая, сострадающая, полная жизни.

О ком из героев рассказа Платонова можно сказать, что у него«душа добрая

III. Речевая разминка.

1. Работа над пословицами и поговорками. (Пословицы напечатаны на листочках)

Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл.

1) И старость не страшна, коли молодые помогут.

2) Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой.

3) Не обижай малого, уважай старого – сам в почёте будешь.

2. Работа над правильным выразительным чтением.

Прочитайте пословицы и поговорки выразительно, без ошибок.

Подготовка к восприятию рассказа А. Платонова «Цветок на земле».

Актуализация жизненного опыта учащихся .

Ребята, я знаю, что у многих из вас есть бабушки и дедушки, а у некоторых даже прабабушки и прадедушки. Подумайте, почему мы любим их, за что ценим?

Как принято относиться к бабушкам и дедушкам в нашем обществе и ваших семьях?

Расскажите самый трогательный эпизод из ваших отношений с бабушкой или дедушкой.

(волонтёры

Работа над заголовком рассказа «Цветок на земле»

Сегодня мы продолжим работу с произведением Андрея Платонова,»Цветок на Земле» . Как вы думаете, почему свою беседу с вами я начала с разговора о ваших бабушках и дедушках, как это может быть связано с названием рассказа «Цветок на земле»? (Дети высказывают свои предположения).

Целеполагание. Формулирование учебной задачи урока.

Ребята, вы мыслите правильно. Разговор в рассказе пойдёт о взаимоотношениях деда и внука, о том, какую главную тайну на земле открыл для своего внука дедушка.

Как вы думаете, что будет главным на сегодняшнем уроке? (Вместе с героями произведения открыть главную тайну на земле и постараться её понять).

Именно этим мы и будем сегодня заниматься – открывать тайну дедушки Тита. Но тайну эту вы будете открывать самостоятельно, в группах. У нас сегодня будет урок-исследование, и от того, насколько качественно вы исследуете произведение Андрея Платонова, будет зависеть, сможете ли вы ответить на главный вопрос урока «Какую тайну открыл дедушка Тит Афоне?»

* Первичное восприятие текста (чтение рассказа учителем и подготовленными учащимися).

- Беседа на эмоциональное восприятие и по содержанию.

Понравилось ли вам произведение? Что особенно понравилось?

Что особенно поразило вас в рассказе? Какой эпизод особенно заинтересовал? Почему?

Что можете сказать об отношениях деда и внука

Работа в группах. Выполнение исследовательских заданий.

Составление плана исследовательской работы.

Как вы думаете, что необходимо сделать прежде, чем начать саму исследовательскую работу? (Составить план, продумать организацию работы так, чтобы в работе участвовали все учащиеся класса и все вместе могли найти ответ на главный вопрос урока).

Верно, значит, нам нужно разделиться на микрогруппы. А с какими материалом будет работать каждая группа? (Нужно поделить текст на смысловые части).

(ЛИСТОЧКИ НА СТОЛАХ)

Инструктаж учителя по выполнению заданий.

Ребята, самое главное, о чём вы должны помнить, что у нас есть главный вопрос урока. Он записан на доске. Почаще перечитывайте его, это поможет вам быстрее выполнить задания в группах.

Вспомните правила работы в группах.

Каждая группа получит карточку с заданием и алгоритмом его выполнения. На каждой карточке будет указано, на какой главный вопрос должна ответить группа. Также вы должны выделить в тексте доказательства своей точки зрения.

Не забудьте, вам нужно будет представить результаты работы интересно, доступно, так, чтобы другим группам было понятно, к каким выводам вы пришли.

Выполнение заданий учащимися в группах. Учитель в это время ведёт консультативную и разъяснительную работу.

Примеры карточек с исследовательскими заданиями для малых групп:

Карточка 1.

Прочитайте первый эпизод рассказа от слов «Скучно Афоне жить на свете» с. 129 до слов «Не спи, дедушка!- попросил Афоня» с. 130.

Почему дедушка Тит всё время спит?

Как к этому относится Афоня?

Можно ли сказать, что дедушка ко всему равнодушен?

Карточка 2

Прочитайте второй эпизод рассказа от слов «Но дедушка уже спал» с. 130 до слов «Но дед уже умолк, он опять уснул в покое на русской печи» с. 131.

Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

Как относится мама Афонии к дедушке, в чём это проявляется?

Почему Афоня всё время подходил к спящему деду и слушал, как он дышит?

Как реагировал дедушка на вопросы внука?

Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает старость дедушки.

Сделайте вывод: Как складывались отношения Афонии и дедушки Тита.

Карточка 3

Прочитайте третий эпизод рассказа от слов «Афоня тогда сам залез на печь к дедушке и начал будить его, чтобы он проснулся» с. 131 до слов «Старый Тит испил квасу, взял Афоню за руку, и они пошли из избы наружу» с. 132.

Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

Почему Афоня решил остановить маятник у часов?

От чего дедушка проснулся?

Почему старый дед «опомнился» и пошёл с Афоней «белый свет пытать»?

Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает то, как Афоня уснул на груди у деда; подумайте, почему автор пишет, что грудь дедушки пахла «тёплой землёю».

Сделайте вывод: Какие чувства испытывал Афоня по отношению к своему дедушке.

Карточка 4

Прочитайте четвёртый эпизод рассказа от слов «Там солнце высоко стояло на небе и освещало зреющий хлеб на полях и цветы на дорожной меже» с. 133 до слов «Теперь я сам знаю про всё!» с. 134.

Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

Почему дедушка повёл Афоню полевой дорогой на пастбище?

Почему дедушка «осерчал» на внука?

Как вы понимаете слова «цветок этот – самый святой труженик, он из смерти работает жизнь»? Объясните.

Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает мысли Афонии, когда Афоня «как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь». Что вы поняли из размышлений Афони?

Сделайте вывод: Какая тайна открылась Афоне. Сформулируйте вывод.

Карточка 5

Прочитайте последний эпизод рассказа от слов «Теперь я сам знаю про всё!» с. 134 до конца рассказа с. 135.

Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

Почему Афоня просил дедушку теперь не бояться смерти?

Почему дедушка «невидимо улыбнулся своему доброму внуку»?

Почему Афоня принёс гребешок дедушке? Как это характеризует его отношение к дедушке?

Почему дедушка посмотрел на внука «как на цветок, растущий на земле»? Объясните.

Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает то, как Афоня относится к своему дедушке.

Сделайте вывод: Почему Афоня любил своего дедушку? Сформулируйте вывод.

Карточка 6 (Эту карточку лучше предложить группе детей с высокими учебными возможностями).

Перечитайте весь текст и найдите эпизоды-описания в рассказе:

С. 129-130: описание внешности дедушки Тита.

С. 130: описание действий Афони, когда он слушал, как дышит спящий дед.

С. 131-132: описание того, как Афоня заснул рядом с дедом.

С. 133: описание того, как дедушка повёл Афоню полевой дорогой на пастбище.

С. 134: описание мыслей Афони, когда он задумался среди трав и цветов.

С. 135: последний абзац рассказа, описание дедушки Тита.

Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

Подумайте, для чего в начале рассказа даётся подробное описание дедушки? Как через данное описание проявляется отношение автора к старому человеку?

Подумайте, почему, когда дедушка опомнился и повёл Афоню полевой дорогой к пастбищу, описание природы становится радостным, солнечным, ярким? Как это связано с состоянием главных героев – дедушки и Афони?

О чём задумался Афоня среди трав и цветов? Соответствует ли его настроению описание его мыслей? Какими красками пронизано описание мыслей Афони?

Для чего даётся описание дедушки в конце рассказа? Отличается ли это описание от того, каким было описание дедушки в начале рассказа? Что стремится показать этим автор? (Дедушка, как и цветок, набрался сил от общения с природой и с внуком, он как бы расцвёл, поэтому стал чаще улыбаться и гладить Афоню по голове).

Подведение итогов работы в группах. Ответ на главный вопрос урока.

Учитель организует прослушивание результатов работы групп, оценивание выполненных работ. Далее учащиеся коллективно смогут ответить на главный вопрос урока о тайне, открытой Афоне его дедушкой. Очень важно отметить с детьми мудрость дедушки, приобретённую им с годами, и что эту мудрость он вместе с тайной передал своему внуку. После путешествия в природу Афоня задумался над очень серьёзными вопросами. Дедушка ненавязчиво передал ему понимание сложнейших проблем экзистенциального характера: каждый на земле смертен, но умирать не страшно, если ты смог передать другим свою мудрость понимания жизни.

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

_____ На печи рядом с дедом.

_____ Пошли гулять.

_____ Цветок – труженик.

_____ Дед Тит.

_____ Проснулся ненадолго.

_____Гребешок для деда.

    Расставь порядок плана рассказа:

_____ На печи рядом с дедом.

_____ Скучно Афоне жить на свете.

_____ Пошли гулять.

_____ Цветок – труженик.

_____ Дед Тит.

____ Опять скучно жить на свете.

_____ Проснулся ненадолго.

_____Гребешок для деда.

    Восстанови пословицу:

___

4.Восстанови пословицу:

__________________________________________________________

    Расшифруй слово:

400: 100= (е) 59 * 10 = (и)

520 + 80 = (к) 63: 9 = (н)

470 – 90= (ж) 810 -110= (у)

40: 4 = (р) 560 + 80 = (т)

5. Расшифруй слово:

500:100= (о) 47 * 10= (в)

430 + 70 = (е) 64: 8 = (т)

60: 6 = (к) 480 +60= (л)

77: 7 = (а)

)

Итог урока. Рефлексия.

Итак, сегодня был очень сложный урок. Вам пришлось о многом подумать, поразмышлять об очень сложных понятиях, отношениях между людьми. Не каждый взрослый способен задуматься над теми проблемами, которые осветил Андрей Платонов в своём произведении, а мы с вами рискнули благодаря такому чудесному рассказу.

Понравилось ли вам размышлять над серьёзными вопросами, искать ответы на них в литературных произведениях? Кому из вас ещё раз хочется перечитать рассказ? Перечитайте его вместе с родителями, попробуйте вместе с ними ещё раз окунуться в тайну, хранимую дедушкой Афони.

2.Аутотренинг - релаксация

Учитель читает текст «Волшебный цветок добра»

(звучит музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов »)

«Закройте глаза. Протяните руки. Положите цветок Добра на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. Мысленно поместите всё добро этого цветка внутрь, в своё сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе…

Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. Пусть теплые чувства и хорошее настроение будут с вами.

Откройте глаза. Посмотрите по сторонам. Пошлите друг другу теплые мысли».

Домашнее задание. В качестве домашнего задания можно предложить учащимся выполнить задание № 8 на с. 136 учебника, которое будет способствовать не только вдумчивому чтению, но и умению формулировать и задавать умные и глубокие вопросытест

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

    Расставь порядок плана рассказа:

_____ На печи рядом с дедом.

_____ Скучно Афоне жить на свете.

_____ Пошли гулять.

_____ Цветок – труженик.

_____ Дед Тит.

____ Опять скучно жить на свете.

_____ Проснулся ненадолго.

_____Гребешок для деда.

    Расставь порядок плана рассказа:

_____ Цветок – труженик.

_____ Дед Тит.

_____ На печи рядом с дедом.

_____ Скучно Афоне жить на свете.

_____ Пошли гулять.

_____ Проснулся ненадолго.

_____Гребешок для деда.

____ Опять скучно жить на свете.

    Восстанови пословицу:

Молодые, старость, коли, и помогут, не, страшна.

4.Восстанови пословицу:

Молодость, старость, пташкой, черепашкой, ползает, летает, а.

__________________________________________________________

    Расшифруй слово:

400: 100= (е) 59 * 10 = (и)

520 + 80 = (к) 63: 9 = (н)

470 – 90= (ж) 810 -110= (у)

40: 4 = (р) 560 + 80 = (т)

5. Расшифруй слово:

500:100= (о) 47 * 10= (в)

430 + 70 = (е) 64: 8 = (т)

720 – 90 = (с) 920 -120 = (р)

60: 6 = (к) 480 +60= (л)

77: 7 = (а)

Дед учит Афоню разглядеть жизнь в обычном цветке, что растёт на камнях. Символичны мудрые слова деда: «А цветок, ты видишь, жалконький такой, а он живой, и тело себе он сделал из мертвого праха. Стало быть, он мертвую сыпучую землю обращает в живое тело, и пахнет от него самого чистым духом. Вот тебе и есть самое главное дело на белом свете, вот тебе и есть, откуда все берется. Цветок этот - самый святой труженик, он из смерти работает жизнь. »

Определите главную мысль рассказа. (Цветок этот - самый труженик, он из смерти работает жизнь. Люди - пахари, хлебу Помогают расти. Труд делает жизнь, создает ее. )

Вы внимательно читали рассказ, следили за чтением товарищей. Сейчас переверните листок и прочитайте, что там записано.

Как вы думаете, что это? (План)

Совпадает ли он с событиями в тексте? (Нет)

Возьмите карандаш и расставьте номера по порядку, пользуйтесь текстом.

· На печи рядом с дедом.

· Скучно Афоне жить на свете.

· Дед Тит.

· Опять скучно жить на свете.

· Пошли «белый свет пытать».

· Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь…

· Проснулся ненадолго.

· Гребешок для деда.

Прочитайте план. Проверяем все у себя.

Зачитайте, пожалуйста, те фрагменты, которые помогут нам представить всю тяжесть борьбы цветка за жизнь (дети читают фрагменты, учитель фиксирует на "картине" самую главную фразу "Он из смерти работает жизнь" )

Если я спрошу о строении рассказа, то к какому компоненту композиции вы отнесёте эти важные слова? (кульминация)

- Почему вы считаете этот момент самым важным? (потому что в этом и заложен смысл жизни цветка: постоянно побеждать смерть, выживать, жить и своей жизнью прокладывать новые жизни )

- "А иначе, зачем на земле этой вечной живу?" Да? Зачем живёт дедушка на земле? (:) Откуда берёт начало жизнь Афони? (:) В этом и заключается тайна и правда жизни: жизнь вечна! Дедушка прожил долгую жизнь, трудился во благо земли и людей, таким же он воспитает и своего внука. Афоня вырастет и передаст тайну жизни своему внуку: и так будет бесконечно, пока человек борется за право жить на земле.

Цветок - этот самый труженик, он из смерти работает жизнь.

Люди- пахари, хлебу помогают расти.

Труд - делает жизнь, создаёт её.

Просмотр содержимого презентации
«cvetok_na_zemle»

А.П. Платонов «Цветок на земле»

Лисиченко Галина Анатольевна

Учитель начальных классов

Школы-интерната № 23 ОАО «РЖД»

Г. Слюдянка






А. П. Платонов

«Цветок на земле"


Эпиграф

«Нет хуже, когда у человека душа

«сухая» Вянет от таких жизнь, как от осенней росы»


СИНОНИМЫ:

чёрствая,

безразличная,

равнодушная.


АНТОНИМЫ:


РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА И старость не страшна, коли молодые помогут.

Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой.

Не обижай малого, уважай старого – сам в почете будешь.



1.Андрей Платонович Платонов

«ЦВЕТОК НА ЗЕМЛЕ»

2.И старость не страшна, коли молодые помогут.


Деление текста на части:

  • Скучно Афоне жить на свете.

2. Дед Тит.

3.Опять скучно жить на свете.

4.Проснулся ненадолго.

5.На печи рядом с дедом.

6.Пошли гулять.

7.Цветок - труженик, он из смерти работает жизнь.

8.Гребешок для деда.



труженик, он из смерти работает жизнь. »

Определите главную мысль рассказа. (Цветок этот - самый труженик, он из смерти работает жизнь. Люди - пахари, хлебу Помогают расти. Труд делает жизнь, создает ее. )

Цветок этот – самый

труженик, он из смерти

работает жизнь.

Люди – пахари, хлебу

помогают расти.

Труд делает жизнь,

создаёт её.



Самое удивительное чудо на земле-

это жизнь.

Цветок – символ жизни.

Цветы, как люди на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут сердца отогревая,

Как маленькие теплые костры.



Всему название дано-

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно.

А безымянных - нету!

И все, что может видеть глаз -

Над нами и под нами, -

И все, что в памяти у нас,

Означено словами.

Они слышны и здесь и там,

На улице и дома:

Одно - давно привычно нам,

Другое незнакомо...


Что сумел понять Афоня из объяснений дедушки? Срочно надооо! и получил лучший ответ

Ответ от
В своих произведениях П писал о вечных темах: о добре и зле, о смысле жизни, о предназначении человека в нашем мире. В этом отношении интересны его многие рассказы, которые несут важную смысловую нагрузку. Один из них – «Цветок на земле» , написанный в 1949 году. Сюжет прост и незатейлив: маленький Афоня мается от скуки, оставшись дома вдвоем с дедушкой, он просит деда рассказать ему про все. Дед Тит отводит его на пастбище, показывает голубой цветок, растущий прямо из песка, и объясняет, что самое главное на свете – из смерти делать жизнь, как этот цветок из праха творит жизнь. Афоня радуется, что понял дедушку, в нем пробуждается желание самому сделать что-нибудь хорошее он …., а полученный в награду гребешок дарит дедушке.
И сюжет, и композиция рассказа способствуют раскрытию основной идеи произведения. Рассказ построен традиционно. События охватывают небольшой промежуток времени (несколько часов) и изложены в хронологической последовательности.
Отличительной чертой рассказа является и язык, которым он написан. П использует простые по конструкции предложения, поэтому создается впечатление, что все происходящие описывается самим ребенком. Они реалистичны и правдивы. Эту правдивость им предают слова, заимствованные из живой народной речи: нынче, смежать, обожди.
В качестве художественного приема в этом рассказе, как впрочем, и во многих других П использует перенесение свойств одного предмета на другой. В данном случае легко провести параллель между образом цветка и образом человека: цветок, превзойдя все невзгоды растет на мертвом песке, тянется к теплу и свету, так и человек должен трудиться всю свою жизнь, чтобы чего-то достичь в этой жизни. Таким образом основная идея заключена в образе цветка (Он… самый с труженик… жизнь…). Устами дедушки Тита писатель доносит до нас правду жизни, предлагает простой с виду рецепт счастья, который, тем не менее, бывает не легко воплотить в жизнь. Далеко не каждый человек способен достичь гармонии с окружающим миром, но тот, кто сумеет это сделать, обретет истинное счастье. Маленький мальчик Афоня, усвоив дедушкины слова о самом главном на свете, по-своему начинает делать шаги к собственному счастью. Он говорит: «Ты не бойся… не бойся!».
Итак, мы видим, что П затрагивает в рассказах вечные проблемы человеческого счастья, смысла жизни, которые остаются актуальными и по сей день. И я надеюсь, что эти маленькие рассказы писателя, в том числе и «Ц н з» будут радовать людей, неся мир в их сердца и покой в души

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Что сумел понять Афоня из объяснений дедушки? Срочно надооо!

Ответ от Кузьмичева Ольга [активный]
куку! он поняял что цветы берутся из мертвого праха

Ребята, самое главное, о чём вы должны помнить, что у нас есть главный вопрос урока. Он записан на доске. Почаще перечитывайте его, это поможет вам быстрее выполнить задания в группах.

Вспомните правила работы в группах.

Каждая группа получит карточку с заданием и алгоритмом его выполнения. На каждой карточке будет указано, на какой главный вопрос должна ответить группа. Также вы должны выделить в тексте доказательства своей точки зрения.

Не забудьте, вам нужно будет представить результаты работы интересно, доступно, так, чтобы другим группам было понятно, к каким выводам вы пришли.

3. Выполнение заданий учащимися в группах. Учитель в это время ведёт консультативную и разъяснительную работу.

Примеры карточек с исследовательскими заданиями для малых групп:

Карточка 1.

1) Прочитайте первый эпизод рассказа от слов «Скучно Афоне жить на свете» с. 129 до слов «Не спи, дедушка!- попросил Афоня» с. 130.

Почему дедушка Тит всё время спит?

Как к этому относится Афоня?

Можно ли сказать, что дедушка ко всему равнодушен?

Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает старость дедушки.

3) Сделайте вывод: Как складывались отношения Афонии и дедушки Тита. Сформулируйте вывод и приведите доказательства.

Карточка 2

1) Прочитайте второй эпизод рассказа от слов «Но дедушка уже спал» с. 130 до слов «Но дед уже умолк, он опять уснул в покое на русской печи» с. 131.

2) Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

Как относится мама Афонии к дедушке, в чём это проявляется?

Почему Афоня всё время подходил к спящему деду и слушал, как он дышит?

Как реагировал дедушка на вопросы внука?

3) Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает старость дедушки.

4) Сделайте вывод: Как складывались отношения Афонии и дедушки Тита. Сформулируйте вывод и приведите доказательства.

Карточка 3

1. Прочитайте третий эпизод рассказа от слов «Афоня тогда сам залез на печь к дедушке и начал будить его, чтобы он проснулся» с. 131 до слов «Старый Тит испил квасу, взял Афоню за руку, и они пошли из избы наружу» с. 132.

2. Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

Почему Афоня решил остановить маятник у часов?

От чего дедушка проснулся?

Почему старый дед «опомнился» и пошёл с Афоней «белый свет пытать»?

3. Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает то, как Афоня уснул на груди у деда; подумайте, почему автор пишет, что грудь дедушки пахла «тёплой землёю».

4. Сделайте вывод: Какие чувства испытывал Афоня по отношению к своему дедушке. Сформулируйте вывод и приведите доказательства.

Карточка 4

1) Прочитайте четвёртый эпизод рассказа от слов «Там солнце высоко стояло на небе и освещало зреющий хлеб на полях и цветы на дорожной меже» с. 133 до слов «Теперь я сам знаю про всё!» с. 134.

2) Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

Почему дедушка повёл Афоню полевой дорогой на пастбище?

Почему дедушка «осерчал» на внука?

Как вы понимаете слова «цветок этот – самый святой труженик, он из смерти работает жизнь»? Объясните.

3) Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает мысли Афонии, когда Афоня «как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь». Что вы поняли из размышлений Афони?

4) Сделайте вывод: Какая тайна открылась Афоне. Сформулируйте вывод и приведите доказательства.

Карточка 5

1) Прочитайте последний эпизод рассказа от слов «Теперь я сам знаю про всё!» с. 134 до конца рассказа с. 135.

2) Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

Почему Афоня просил дедушку теперь не бояться смерти?

Почему дедушка «невидимо улыбнулся своему доброму внуку»?

Почему Афоня принёс гребешок дедушке? Как это характеризует его отношение к дедушке?

Почему дедушка посмотрел на внука «как на цветок, растущий на земле»? Объясните.

3) Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает то, как Афоня относится к своему дедушке.

4) Сделайте вывод: Почему Афоня любил своего дедушку? Сформулируйте вывод и приведите доказательства.

Карточка 6 (Эту карточку лучше предложить группе детей с высокими учебными возможностями).

1) Перечитайте весь текст и найдите эпизоды-описания в рассказе:

· С. 129-130: описание внешности дедушки Тита.

· С. 130: описание действий Афони, когда он слушал, как дышит спящий дед.

· С. 131-132: описание того, как Афоня заснул рядом с дедом.

· С. 133: описание того, как дедушка повёл Афоню полевой дорогой на пастбище.

· С. 134: описание мыслей Афони, когда он задумался среди трав и цветов.

· С. 135: последний абзац рассказа, описание дедушки Тита.

2) Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

Подумайте, для чего в начале рассказа даётся подробное описание дедушки? Как через данное описание проявляется отношение автора к старому человеку?

Подумайте, почему, когда дедушка опомнился и повёл Афоню полевой дорогой к пастбищу, описание природы становится радостным, солнечным, ярким? Как это связано с состоянием главных героев – дедушки и Афони?

О чём задумался Афоня среди трав и цветов? Соответствует ли его настроению описание его мыслей? Какими красками пронизано описание мыслей Афони?

Для чего даётся описание дедушки в конце рассказа? Отличается ли это описание от того, каким было описание дедушки в начале рассказа? Что стремится показать этим автор? (Дедушка, как и цветок, набрался сил от общения с природой и с внуком, он как бы расцвёл, поэтому стал чаще улыбаться и гладить Афоню по голове).

Подведение итогов работы в группах. Ответ на главный вопрос урока.

Учитель организует прослушивание результатов работы групп, оценивание выполненных работ. Далее учащиеся коллективно смогут ответить на главный вопрос урока о тайне, открытой Афоне его дедушкой. Очень важно отметить с детьми мудрость дедушки, приобретённую им с годами, и что эту мудрость он вместе с тайной передал своему внуку. После путешествия в природу Афоня задумался над очень серьёзными вопросами. Дедушка ненавязчиво передал ему понимание сложнейших проблем экзистенциального характера: каждый на земле смертен, но умирать не страшно, если ты смог передать другим свою мудрость понимания жизни.

III. Итог урока. Рефлексия.

Итак, сегодня был очень сложный урок. Вам пришлось о многом подумать, поразмышлять об очень сложных понятиях, отношениях между людьми. Не каждый взрослый способен задуматься над теми проблемами, которые осветил Андрей Платонов в своём произведении, а мы с вами рискнули благодаря такому чудесному рассказу.

Понравилось ли вам размышлять над серьёзными вопросами, искать ответы на них в литературных произведениях? Кому из вас ещё раз хочется перечитать рассказ? Перечитайте его вместе с родителями, попробуйте вместе с ними ещё раз окунуться в тайну, хранимую дедушкой Афони.

IV. Домашнее задание.

В качестве домашнего задания можно предложить учащимся выполнить задание № 8 на с. 136 учебника, которое будет способствовать не только вдумчивому чтению, но и умению формулировать и задавать умные и глубокие вопросы.

Урок № 113

Приведём пример урока по развитию речи. Учитель не должен забывать, что уроки развития речи проводятся в курсе литературного чтения. На таких уроках развивается как устная речь (через обучение разным видам пересказов), так и письменная (написание мини-сочинений на литературную тему или эссе). Мы решили разработать в помощь учителю урок, позволяющий научить ребёнка выборочному пересказу, причём пересказу, в котором необходимо заменить диалоги героев косвенной речью. Данная задача довольна трудна для младших школьников, но выполнима при грамотной организации процесса обучения. Умения выбирать нужные эпизоды для пересказа и переводить диалоги в косвенную речь могут быть востребованы на любом другом уроке как в начальной школе, так и на последующих этапах обучения.

Тема урока: А. Платонов «Ещё мама». Развитие речи (выборочный пересказ с переводом диалогов в косвенную речь).

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Предметные: знать, что такое диалог и как он оформляется на письме; находить диалоги в тексте, заменять их косвенной речью при пересказе эпизодов, воспроизводить эпизод из текста, сохраняя основную идею и тему эпизода.

Метапредметные:

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, планировать своё высказывание; оценивать свои речевые высказывания и высказывания сверстников.

Познавательные: выделять по просьбе учителя необходимые эпизоды из текста; выделять основную мысль и тему эпизода.

Коммуникативные: строить своё речевое высказывание по заранее составленному плану, воспроизводить спланированное высказывание, передавая чувства героев и своё отношение к ним.

Личностные: осознавать смысл приобретаемого умения, понимать, где ещё может пригодиться данное умение.

Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение. 3 класс. Часть 2», электронная доска, черновые листы для каждого учащегося.

Главный герой чувствовал себя одиноким.

Он постоянно грустил и тосковал из-за отсутствия чего-то интересного в жизни.

Ведь Афоня был не обычным ребенком, а невероятно любознательным.

Его отец служил Родине, мать целыми днями трудилась, а дедушка круглосуточно проводил время на печке.

Афоне хотелось с кем-то пообщаться и расспросить об окружающем мире, что так был ему интересен.

2. Расскажи, как относится Афоня к своему дедушке. О чём он просил его?

Мальчик любит своего 87-летнего дедушку.

За свою жизнь он много наработался на земле.

Афоня часто упрашивает старичка не спать.

Ведь ему одиноко и скучно самому.

Еще он просит поведать ему обо всем, что Титу известно.

А какие вопросы ты задаёшь взрослым, о чём хочешь узнать?

Я часто спрашиваю у дедушек и бабушек об их детстве, о том, чем они занимались в молодости.

Спрашиваю, где они учились и какие были особенности обучения.

Также мне интересно слушать о разнице между нашими временами и теми далекими, когда старички еще были молодыми.

Это всегда очень интересные и захватывающие истории.

Ведь многое изменилось.

Тогда не было ни телефонов, ни компьютеров.

Общение происходило совсем по-другому.

Были другие увлечения, занятия.

Сегодня существуют профессии и понятия, о которых в те времена даже не думали.

Не было такой разнообразности продуктов и не было многих возможностей, которые мы сейчас имеем.

Как по мне, это были достаточно сложные времена.

Но в них есть и свои плюсы.

Тогда люди намного больше общались, разбирались в людях, а сегодня многие из нас зависимы от компьютерных технологий.

Автор назвал Афоню добрым внуком, ты так же считаешь? Объясни свой ответ.

Афоня заботится о старичке, забирая из его бороды крошки; делает своеобразные подарки (гребень); даже иногда спит рядом с ним.

Поэтому, я думаю, мальчик действительно был добрым внуком.

Но при этом, в силу своего возраста и непонимания всех правил этикета,

Афоня иногда неуважительно общается со стариком.

Он заводит с ним тему о смерти, еще и в очень некрасивой форме.

3. О каком удивительном чуде, главном деле узнал Афоня от своего деда? Прочитай эпизоды, в которых дед рассказывает о цветке маленькому внуку.

Тит рассказал о чудесах, которые творит голубой цветок.

Он поведал, что самое главное – это из мертвого создавать живое.

Именно такое умение имел тот самый цветочек.

«он мертвую сыпучую землю обращает в живое тело, и пахнет от него самого чистым духом. Вот тебе и есть самое главное дело на белом свете, вот тебе и есть, откуда все берется. Цветок этот - самый святой труженик, он из смерти работает жизнь», "Мы пахари, Афонюшка, мы хлебу расти помогаем".

4. Нравится ли тебе Афоня? Представь, что ты повстречался с ним и хорошо его узнал. Расскажи о нем. Какой он:

Афоня неимоверно энергичный и любознательный мальчишка.

Он не мог сидеть на месте, его наполняла жажда узнавать нечто новое.

Именно поэтому он часто не давал покоя дедушке, показывая свою настойчивость.

Его интересовал весь окружающий мир, и это похвально в силу его возраста.

Мальчик расстраивается, когда не получает ответ на какой-либо вопрос.

Ему присуще быть вдумчивым и внимательным .

Ведь он пытается, как губка, впитать всю информацию, что ему предоставляется.

Также Афоня достаточно понятливый.

Ведь, когда Тит рассказал ему о цветке, то мальчик даже сам смог сделать определенные выводы, и задавал грамотные вопросики.

С таким ребенком интересно вести беседу.

Ведь, уже имея хороший багаж знаний, он способен рассказать много всего занимательного .

В его глазах виден ум и даже мудрость, что удивительно для столь молодого мальчика.

Также он умеет показывать упрямство и упорство .

Но они выражаются лишь в добрых намерениях.

Это из-за того, что Афоне не терпится узнать как можно больше всего интересного.

И это конечно же похвально.

Также, не стоит забывать, что Афоня является добрым ребенком, способным на теплые, искренние чувства.

Есть у него и негативные черты, которые выражаются в некоторых неуважительных разговорах с дедом.

Но причиной является его детская наивность и неосведомленность в правилах этикета.

5. Объясни, как ты понимаешь смысл таких слов: "Дед...погладил головку внука, посмотрел на него, как на цветок, растущий в земле". О чем подумал дед?

Заглавие произведения можно воспринимать как в прямом, так и в переносном смысле.

В нем действительно есть цветочки, что выступают истинными тружениками.

Но есть и другой цветок.

Это любознательный герой Афоня.

Несмотря на свой возраст, он осознает всю ценность природы.

Он понимает, что к жизни необходимо относится бережно.

При этом, сам еще растет, как и те полевые цветы.

Я считаю, что именно об этом думал Тит, когда гладил мальчика по голове.

Он наверняка видел в нем потенциал и осознавал, что не зря прожил жизнь, ведь у него есть достойный наследник.

6. Каким бы ты нарисовал цветок, о котором рассказал Платонов?

Поразмышляй, почему именно так он назвал произведение. Если бы тебя попросили сказать, о чем рассказ писателя, что бы ты ответил?

Я бы изобразил мальчика.

Ведь, как по мне, это главный цветочек, о котором хотел поведать писатель.

На моей иллюстрации этот ребенок сидел бы в траве возле обычного маленького полевого цветочка.

Поразмышляй, почему именно так он назвал произведение.

Я думаю, рассказ имеет такое название, так как писатель сопоставляет жизнь человека с жизнью цветка, который тяжело борется за свое существование.

Цветы, чтоб пробиться к свету преодолевают препятствия в виде мертвого песка и непогод.

Так и человек, чтоб добиться в своей жизни успеха, преодолевает множество различных преград.

Главное иметь настойчивость, силу воли и уверенность в достижении желаемого результата.

Если бы тебя попросили сказать, о чем рассказ писателя, что бы ты ответил?

Этот рассказ о маленьком мальчике, который был удивительно любознательным.

Ему часто приходилось скучать, так как оставался он дома наедине с дедушкой.

Тот, в свою очередь, почти всегда спал.

Внуку это не нравилось, ведь он еще многого не знал и был наполнен кучей вопросов.

Мальчик любил своего дедушку, но в то же время его раздражала сонливость старичка.

Но как-то Афоне все-таки удалось вывести деда на прогулку.

Тогда он и узнал главную тайну: цветочек умеет с мертвого создавать живое.

Это и является главной мыслью произведения.

Ведь тот самый малыш тоже является своеобразным цветком.

Дед гордится им, так как видит в его глазах достойное поколение.

7. Подготовьтесь с другом к чтению по ролям рассказа «Цветок на земле».

С какой интонацией вы будете читать слова деда? А слова Афони?

Стоит делать паузы, показывать задумчивость пожилого человека.

Слова мальчика нужно говорить с быстрым, торопливым темпом.

8. Какие вопросы по содержанию произведения Платонова «Цветок на земле» ты бы задал своим друзьям?

Ответы на вопросы учебника литературное чтение Климанова, Горецкий 3 класс 2 часть. А. Платонов рассказ "Цветок на земле" стр. 135 - 136

Ответы на вопросы учебника литературное чтение Климанова, Горецкий 3 класс 2 часть. А. Платонов рассказ "Цветок на земле" стр. 135 - 136

Вопросы по рассказу "Уроки французского" напишите ответы пожалуйста мне СРОЧНО !!!
1) К какому времени относится начало действия рассказа?
2)С какими трудностями пришлось столкнутся мальчику на первых порах самостоятельной жизни?
3)Почему мальчик стал играть в чику?
4)Почему Владик и Паха избили героя?
5)Как ведёт себя герой в драке и после неё?
6)Какой представлялась мальчику Лидия Михайловна?
8)Что обещает мальчик Лидии Михайловне?
9) Почему герой нарушает слово, данное учительнице, не играть на деньги?
10)Какие чувства испытывает герой в квартире учительницы во время дополнительных занятий?
11)Почему Лидия Михайловна решилась на игру на деньги со своим учеником?
12)Чем заканчивается игра мальчика и Лидии Михайловны после визита директора?
13) Какой урок извлёк мальчик, из того, что произошло?
_______________________________________________________________________

ответе на 2 вопроса по содержанию кавказский пленник Лев Николаевич Толстой: 1.Как относятся к пленникам татары(красный татарин,

Абдул, старик, дина)

2.Как относится Жилин к окружающим его в плену людям?испытывает ли он чувство ненависти к ним, злобы

Пожалуйста!!!Определите стихотворный размер стихов:

ТРИ ПАЛЬМЫ

1)В песчаных степях аравийской земли












Узорные полы походных шатров;

Араб горячил вороного коня.





Кувшины звуча налилися водою,



Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,







Добычу терзает и щиплет над ним.

Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот, наконец, докатился до Черного моря.

У Черного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;
На ветвях зеленых качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы.

И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: "Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.

Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудреных и чудных".

"На что мне тебя? - отвечает младая чинара,-
Ты пылен и желт - и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал - да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.
Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море"

ТРИ ПАЛЬМЫ

(Восточное сказание)

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.

И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.

И стали три пальмы на бога роптать:
"На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!"

И только замолкли - в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонком раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Мотаясь, висели меж твердых горбов
Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки порой подымали,
И черные очи оттуда сверкали...
И, стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.

И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, пораженный стрелой;
И белой одежды красивые складки
По плечам фариса вились в беспорядке;
И с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копье на скаку.

Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
В тени их веселый раскинулся стан.
Кувшины звуча налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро их поит студеный ручей.

Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли до утра их огнем.

Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальный на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.

И ныне все дико и пусто кругом -
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит -
Его лишь песок раскаленный заносит
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним

дайте пожалуйста ответ на один из вопросов:

1. Существуют разные мнения об идее этого стихотворения.Одни исследователи считают,что три пальмы,недовольны жизнью сами накликали на себя беду и погибли,не зная каким может быть человек.
Иначе писал об этом критик и публицист Н.Г. Чернышевский,полагая,что смерть пальм была лучшею, прекраснейшую минутой всей их жизни. Они умерли для спасения людей от холода ихищных зверей.
Какое из этих мнений разделяешь ты? Почему? Может быть, у тебя иной взгляд на главную мысль стихотворения? Поделись своими соображениями.

2.Исследователи творчества М.Ю. Лермонтова называют стихотворение Три пальмы балладой. Как думаешь ты? Обоснуй своё мнение

Помогите пожалуйста!!!

Художественные средства выразительности в стихотворение Н.А,Заболоцкого"Завещание"

Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя
И, погасив свечу, опять отправлюсь я
В необозримый мир туманных превращений,
Когда мильоны новых поколений
Наполнят этот мир сверканием чудес
И довершат строение природы,-
Пускай мой бедный прах покроют эти воды,
Пусть приютит меня зеленый этот лес.

Я не умру, мой друг. Дыханием цветов
Себя я в этом мире обнаружу.
Многовековый дуб мою живую душу
Корнями обовьет, печален и суров.
В его больших листах я дам приют уму,
Я с помощью ветвей свои взлелею мысли,
Чтоб над тобой они из тьмы лесов повисли
И ты причастен был к сознанью моему.

Над головой твоей, далекий правнук мой,
Я в небо пролечу, как медленная птица,
Я вспыхну над тобой, как бледная зарница,
Как летний дождь прольюсь, сверкая над травой.

Нет в мире ничего прекрасней бытия.
Безмолвный мрак могил - томление пустое.
Я жизнь мою прожил, я не видал покоя:
Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я.

Не я родился в мир, когда из колыбели
Глаза мои впервые в мир глядели,-
Я на земле моей впервые мыслить стал,
Когда почуял жизнь безжизненный кристалл,
Когда впервые капля дождевая
Упала на него, в лучах изнемогая.

О, я недаром в этом мире жил!
И сладко мне стремиться из потемок,
Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,
Доделал то, что я не довершил.