Как афоня относится к своему деду. Конспект урока по литературному чтению "А.Платонов "Цветок на земле" Всему название дано
Лисиченко Галина Анатольевна
Учитель начальных классов
Г. Слюдянка
Духовно-нравственное воспитание.
Урок литературного чтения по теме
"А.П. Платонов « Самое удивительное чудо».
"Цветок на земле". 3-й класс
Целевые установки урока (планируемые результаты):
Предметные: делить текст на смысловые части, выделять микротему каждой части; находить в тексте описания природы, осознавать их роль в конкретном тексте; читать вдумчиво, замечать необычные обороты речи главных героев, толковать их в соответствии с замыслом автора; понимать значение незнакомых слов из контекста произведения.
Метапредметные:
Регулятивные: формулировать учебную задачу урока; понимать и толковать исследовательские задачи, стоящие перед группой; планировать работу в группе; оценивать результаты работы в группе.
Познавательные: сравнивать эпизоды одного текста между собой, понять идею произведения в ходе анализа произведения; делать выводы и обобщения на основе реализованных исследовательских задач; прогнозировать развитие событий рассказа на основе сделанных выводов.
Коммуникативные: участвовать в диалоге с товарищами по группе, обсуждать различные идеи и мнения, бесконфликтно дискутировать, при необходимостиделегировать полномочия для презентации результатов работы группы другим участникам, давать корректные советы по оформлению результатов работы группы.
Личностные: высказываться позитивно о пожилых людях, озвучивать стремление заботиться о них, осмыслить понятия «мудрость» и «тайна жизни», толковать их по просьбе учителя.
Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение. 3 класс. Часть 2», «Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс», компьютер, мульти-медиа-проектор, карточки с исследовательскими заданиями для каждой группы.
Ход урока
Чтение эпиграфа урока.
Нет хуже, когда у человека душа «сухая». Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы.
К. Паустовский
2. Лексическая разминка, осмысление ключевых слов.
Назовите словосочетание, употребленное в переносном значении.
«сухая душа»
а)Подбери синонимы:
Черствая, безразличная, равнодушная.
б) Антонимы: (на наборное полотно выставляются карточки-опоры)
Добрая, богатая, чуткая, сострадающая, полная жизни.
О ком из героев рассказа Платонова можно сказать, что у него«душа добрая
III. Речевая разминка.
1. Работа над пословицами и поговорками. (Пословицы напечатаны на листочках)
Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл.
1) И старость не страшна, коли молодые помогут.
2) Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой.
3) Не обижай малого, уважай старого – сам в почёте будешь.
2. Работа над правильным выразительным чтением.
Прочитайте пословицы и поговорки выразительно, без ошибок.
Подготовка к восприятию рассказа А. Платонова «Цветок на земле».
Актуализация жизненного опыта учащихся .
Ребята, я знаю, что у многих из вас есть бабушки и дедушки, а у некоторых даже прабабушки и прадедушки. Подумайте, почему мы любим их, за что ценим?
Как принято относиться к бабушкам и дедушкам в нашем обществе и ваших семьях?
Расскажите самый трогательный эпизод из ваших отношений с бабушкой или дедушкой.
(волонтёры
Работа над заголовком рассказа «Цветок на земле»
Сегодня мы продолжим работу с произведением Андрея Платонова,»Цветок на Земле» . Как вы думаете, почему свою беседу с вами я начала с разговора о ваших бабушках и дедушках, как это может быть связано с названием рассказа «Цветок на земле»? (Дети высказывают свои предположения).
Целеполагание. Формулирование учебной задачи урока.
Ребята, вы мыслите правильно. Разговор в рассказе пойдёт о взаимоотношениях деда и внука, о том, какую главную тайну на земле открыл для своего внука дедушка.
Как вы думаете, что будет главным на сегодняшнем уроке? (Вместе с героями произведения открыть главную тайну на земле и постараться её понять).
Именно этим мы и будем сегодня заниматься – открывать тайну дедушки Тита. Но тайну эту вы будете открывать самостоятельно, в группах. У нас сегодня будет урок-исследование, и от того, насколько качественно вы исследуете произведение Андрея Платонова, будет зависеть, сможете ли вы ответить на главный вопрос урока «Какую тайну открыл дедушка Тит Афоне?»
* Первичное восприятие текста (чтение рассказа учителем и подготовленными учащимися).
- Беседа на эмоциональное восприятие и по содержанию.
Понравилось ли вам произведение? Что особенно понравилось?
Что особенно поразило вас в рассказе? Какой эпизод особенно заинтересовал? Почему?
Что можете сказать об отношениях деда и внука
Работа в группах. Выполнение исследовательских заданий.
Составление плана исследовательской работы.
Как вы думаете, что необходимо сделать прежде, чем начать саму исследовательскую работу? (Составить план, продумать организацию работы так, чтобы в работе участвовали все учащиеся класса и все вместе могли найти ответ на главный вопрос урока).
Верно, значит, нам нужно разделиться на микрогруппы. А с какими материалом будет работать каждая группа? (Нужно поделить текст на смысловые части).
(ЛИСТОЧКИ НА СТОЛАХ)
Инструктаж учителя по выполнению заданий.
Ребята, самое главное, о чём вы должны помнить, что у нас есть главный вопрос урока. Он записан на доске. Почаще перечитывайте его, это поможет вам быстрее выполнить задания в группах.
Вспомните правила работы в группах.
Каждая группа получит карточку с заданием и алгоритмом его выполнения. На каждой карточке будет указано, на какой главный вопрос должна ответить группа. Также вы должны выделить в тексте доказательства своей точки зрения.
Не забудьте, вам нужно будет представить результаты работы интересно, доступно, так, чтобы другим группам было понятно, к каким выводам вы пришли.
Выполнение заданий учащимися в группах. Учитель в это время ведёт консультативную и разъяснительную работу.
Примеры карточек с исследовательскими заданиями для малых групп:
Карточка 1.
Прочитайте первый эпизод рассказа от слов «Скучно Афоне жить на свете» с. 129 до слов «Не спи, дедушка!- попросил Афоня» с. 130.
Почему дедушка Тит всё время спит?
Как к этому относится Афоня?
Можно ли сказать, что дедушка ко всему равнодушен?
Карточка 2
Прочитайте второй эпизод рассказа от слов «Но дедушка уже спал» с. 130 до слов «Но дед уже умолк, он опять уснул в покое на русской печи» с. 131.
Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:
Как относится мама Афонии к дедушке, в чём это проявляется?
Почему Афоня всё время подходил к спящему деду и слушал, как он дышит?
Как реагировал дедушка на вопросы внука?
Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает старость дедушки.
Сделайте вывод: Как складывались отношения Афонии и дедушки Тита.
Карточка 3
Прочитайте третий эпизод рассказа от слов «Афоня тогда сам залез на печь к дедушке и начал будить его, чтобы он проснулся» с. 131 до слов «Старый Тит испил квасу, взял Афоню за руку, и они пошли из избы наружу» с. 132.
Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:
Почему Афоня решил остановить маятник у часов?
От чего дедушка проснулся?
Почему старый дед «опомнился» и пошёл с Афоней «белый свет пытать»?
Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает то, как Афоня уснул на груди у деда; подумайте, почему автор пишет, что грудь дедушки пахла «тёплой землёю».
Сделайте вывод: Какие чувства испытывал Афоня по отношению к своему дедушке.
Карточка 4
Прочитайте четвёртый эпизод рассказа от слов «Там солнце высоко стояло на небе и освещало зреющий хлеб на полях и цветы на дорожной меже» с. 133 до слов «Теперь я сам знаю про всё!» с. 134.
Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:
Почему дедушка повёл Афоню полевой дорогой на пастбище?
Почему дедушка «осерчал» на внука?
Как вы понимаете слова «цветок этот – самый святой труженик, он из смерти работает жизнь»? Объясните.
Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает мысли Афонии, когда Афоня «как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь». Что вы поняли из размышлений Афони?
Сделайте вывод: Какая тайна открылась Афоне. Сформулируйте вывод.
Карточка 5
Прочитайте последний эпизод рассказа от слов «Теперь я сам знаю про всё!» с. 134 до конца рассказа с. 135.
Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:
Почему Афоня просил дедушку теперь не бояться смерти?
Почему дедушка «невидимо улыбнулся своему доброму внуку»?
Почему Афоня принёс гребешок дедушке? Как это характеризует его отношение к дедушке?
Почему дедушка посмотрел на внука «как на цветок, растущий на земле»? Объясните.
Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает то, как Афоня относится к своему дедушке.
Сделайте вывод: Почему Афоня любил своего дедушку? Сформулируйте вывод.
Карточка 6 (Эту карточку лучше предложить группе детей с высокими учебными возможностями).
Перечитайте весь текст и найдите эпизоды-описания в рассказе:
С. 129-130: описание внешности дедушки Тита.
С. 130: описание действий Афони, когда он слушал, как дышит спящий дед.
С. 131-132: описание того, как Афоня заснул рядом с дедом.
С. 133: описание того, как дедушка повёл Афоню полевой дорогой на пастбище.
С. 134: описание мыслей Афони, когда он задумался среди трав и цветов.
С. 135: последний абзац рассказа, описание дедушки Тита.
Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:
Подумайте, для чего в начале рассказа даётся подробное описание дедушки? Как через данное описание проявляется отношение автора к старому человеку?
Подумайте, почему, когда дедушка опомнился и повёл Афоню полевой дорогой к пастбищу, описание природы становится радостным, солнечным, ярким? Как это связано с состоянием главных героев – дедушки и Афони?
О чём задумался Афоня среди трав и цветов? Соответствует ли его настроению описание его мыслей? Какими красками пронизано описание мыслей Афони?
Для чего даётся описание дедушки в конце рассказа? Отличается ли это описание от того, каким было описание дедушки в начале рассказа? Что стремится показать этим автор? (Дедушка, как и цветок, набрался сил от общения с природой и с внуком, он как бы расцвёл, поэтому стал чаще улыбаться и гладить Афоню по голове).
Подведение итогов работы в группах. Ответ на главный вопрос урока.
Учитель организует прослушивание результатов работы групп, оценивание выполненных работ. Далее учащиеся коллективно смогут ответить на главный вопрос урока о тайне, открытой Афоне его дедушкой. Очень важно отметить с детьми мудрость дедушки, приобретённую им с годами, и что эту мудрость он вместе с тайной передал своему внуку. После путешествия в природу Афоня задумался над очень серьёзными вопросами. Дедушка ненавязчиво передал ему понимание сложнейших проблем экзистенциального характера: каждый на земле смертен, но умирать не страшно, если ты смог передать другим свою мудрость понимания жизни.
________________________________________________ | ________________________________________________ ________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
_____ На печи рядом с дедом. _____ Пошли гулять. _____ Цветок – труженик. _____ Дед Тит. _____ Проснулся ненадолго. _____Гребешок для деда. | Расставь порядок плана рассказа: _____ На печи рядом с дедом. _____ Скучно Афоне жить на свете. _____ Пошли гулять. _____ Цветок – труженик. _____ Дед Тит. ____ Опять скучно жить на свете. _____ Проснулся ненадолго. _____Гребешок для деда. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Восстанови пословицу: ___ | 4.Восстанови пословицу: __________________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Расшифруй слово: 400: 100= (е) 59 * 10 = (и) 520 + 80 = (к) 63: 9 = (н) 470 – 90= (ж) 810 -110= (у) 40: 4 = (р) 560 + 80 = (т) | 5. Расшифруй слово: 500:100= (о) 47 * 10= (в) 430 + 70 = (е) 64: 8 = (т) 60: 6 = (к) 480 +60= (л) 77: 7 = (а) |
)
Итог урока. Рефлексия.
Итак, сегодня был очень сложный урок. Вам пришлось о многом подумать, поразмышлять об очень сложных понятиях, отношениях между людьми. Не каждый взрослый способен задуматься над теми проблемами, которые осветил Андрей Платонов в своём произведении, а мы с вами рискнули благодаря такому чудесному рассказу.
Понравилось ли вам размышлять над серьёзными вопросами, искать ответы на них в литературных произведениях? Кому из вас ещё раз хочется перечитать рассказ? Перечитайте его вместе с родителями, попробуйте вместе с ними ещё раз окунуться в тайну, хранимую дедушкой Афони.
2.Аутотренинг - релаксация
Учитель читает текст «Волшебный цветок добра»
(звучит музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов »)
«Закройте глаза. Протяните руки. Положите цветок Добра на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. Мысленно поместите всё добро этого цветка внутрь, в своё сердце.
Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе…
Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. Пусть теплые чувства и хорошее настроение будут с вами.
Откройте глаза. Посмотрите по сторонам. Пошлите друг другу теплые мысли».
Домашнее задание. В качестве домашнего задания можно предложить учащимся выполнить задание № 8 на с. 136 учебника, которое будет способствовать не только вдумчивому чтению, но и умению формулировать и задавать умные и глубокие вопросытест
________________________________________________ ________________________________________________ | ________________________________________________ ________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Расставь порядок плана рассказа: _____ На печи рядом с дедом. _____ Скучно Афоне жить на свете. _____ Пошли гулять. _____ Цветок – труженик. _____ Дед Тит. ____ Опять скучно жить на свете. _____ Проснулся ненадолго. _____Гребешок для деда. | Расставь порядок плана рассказа: _____ Цветок – труженик. _____ Дед Тит. _____ На печи рядом с дедом. _____ Скучно Афоне жить на свете. _____ Пошли гулять. _____ Проснулся ненадолго. _____Гребешок для деда. ____ Опять скучно жить на свете. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Восстанови пословицу: Молодые, старость, коли, и помогут, не, страшна. | 4.Восстанови пословицу: Молодость, старость, пташкой, черепашкой, ползает, летает, а. __________________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Расшифруй слово: 400: 100= (е) 59 * 10 = (и) 520 + 80 = (к) 63: 9 = (н) 470 – 90= (ж) 810 -110= (у) 40: 4 = (р) 560 + 80 = (т) | 5. Расшифруй слово: 500:100= (о) 47 * 10= (в) 430 + 70 = (е) 64: 8 = (т) 720 – 90 = (с) 920 -120 = (р) 60: 6 = (к) 480 +60= (л) 77: 7 = (а) |
Дед учит Афоню разглядеть жизнь в обычном цветке, что растёт на камнях. Символичны мудрые слова деда: «А цветок, ты видишь, жалконький такой, а он живой, и тело себе он сделал из мертвого праха. Стало быть, он мертвую сыпучую землю обращает в живое тело, и пахнет от него самого чистым духом. Вот тебе и есть самое главное дело на белом свете, вот тебе и есть, откуда все берется. Цветок этот - самый святой труженик, он из смерти работает жизнь. »
Определите главную мысль рассказа. (Цветок этот - самый труженик, он из смерти работает жизнь. Люди - пахари, хлебу Помогают расти. Труд делает жизнь, создает ее. )
Вы внимательно читали рассказ, следили за чтением товарищей. Сейчас переверните листок и прочитайте, что там записано.
Как вы думаете, что это? (План)
Совпадает ли он с событиями в тексте? (Нет)
Возьмите карандаш и расставьте номера по порядку, пользуйтесь текстом.
· На печи рядом с дедом.
· Скучно Афоне жить на свете.
· Дед Тит.
· Опять скучно жить на свете.
· Пошли «белый свет пытать».
· Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь…
· Проснулся ненадолго.
· Гребешок для деда.
Прочитайте план. Проверяем все у себя.
Зачитайте, пожалуйста, те фрагменты, которые помогут нам представить всю тяжесть борьбы цветка за жизнь (дети читают фрагменты, учитель фиксирует на "картине" самую главную фразу "Он из смерти работает жизнь" )
Если я спрошу о строении рассказа, то к какому компоненту композиции вы отнесёте эти важные слова? (кульминация)
- Почему вы считаете этот момент самым важным? (потому что в этом и заложен смысл жизни цветка: постоянно побеждать смерть, выживать, жить и своей жизнью прокладывать новые жизни )
- "А иначе, зачем на земле этой вечной живу?" Да? Зачем живёт дедушка на земле? (:) Откуда берёт начало жизнь Афони? (:) В этом и заключается тайна и правда жизни: жизнь вечна! Дедушка прожил долгую жизнь, трудился во благо земли и людей, таким же он воспитает и своего внука. Афоня вырастет и передаст тайну жизни своему внуку: и так будет бесконечно, пока человек борется за право жить на земле.
Цветок - этот самый труженик, он из смерти работает жизнь.
Люди- пахари, хлебу помогают расти.
Труд - делает жизнь, создаёт её.
Просмотр содержимого презентации
«cvetok_na_zemle»
А.П. Платонов «Цветок на земле»
Лисиченко Галина Анатольевна
Учитель начальных классов
Школы-интерната № 23 ОАО «РЖД»
Г. Слюдянка
А. П. Платонов
«Цветок на земле"
Эпиграф
«Нет хуже, когда у человека душа
«сухая» Вянет от таких жизнь, как от осенней росы»
СИНОНИМЫ:
чёрствая,
безразличная,
равнодушная.
АНТОНИМЫ:
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА И старость не страшна, коли молодые помогут.
Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой.
Не обижай малого, уважай старого – сам в почете будешь.
1.Андрей Платонович Платонов
«ЦВЕТОК НА ЗЕМЛЕ»
2.И старость не страшна, коли молодые помогут.
Деление текста на части:
- Скучно Афоне жить на свете.
2. Дед Тит.
3.Опять скучно жить на свете.
4.Проснулся ненадолго.
5.На печи рядом с дедом.
6.Пошли гулять.
7.Цветок - труженик, он из смерти работает жизнь.
8.Гребешок для деда.
труженик, он из смерти работает жизнь. »
Определите главную мысль рассказа. (Цветок этот - самый труженик, он из смерти работает жизнь. Люди - пахари, хлебу Помогают расти. Труд делает жизнь, создает ее. )
Цветок этот – самый
труженик, он из смерти
работает жизнь.
Люди – пахари, хлебу
помогают расти.
Труд делает жизнь,
создаёт её.
Самое удивительное чудо на земле-
это жизнь.
Цветок – символ жизни.
Цветы, как люди на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.
Всему название дано-
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно.
А безымянных - нету!
И все, что может видеть глаз -
Над нами и под нами, -
И все, что в памяти у нас,
Означено словами.
Они слышны и здесь и там,
На улице и дома:
Одно - давно привычно нам,
Другое незнакомо...
Что сумел понять Афоня из объяснений дедушки? Срочно надооо! и получил лучший ответ
Ответ от
В своих произведениях П писал о вечных темах: о добре и зле, о смысле жизни, о предназначении человека в нашем мире. В этом отношении интересны его многие рассказы, которые несут важную смысловую нагрузку. Один из них – «Цветок на земле» , написанный в 1949 году. Сюжет прост и незатейлив: маленький Афоня мается от скуки, оставшись дома вдвоем с дедушкой, он просит деда рассказать ему про все. Дед Тит отводит его на пастбище, показывает голубой цветок, растущий прямо из песка, и объясняет, что самое главное на свете – из смерти делать жизнь, как этот цветок из праха творит жизнь. Афоня радуется, что понял дедушку, в нем пробуждается желание самому сделать что-нибудь хорошее он …., а полученный в награду гребешок дарит дедушке.
И сюжет, и композиция рассказа способствуют раскрытию основной идеи произведения. Рассказ построен традиционно. События охватывают небольшой промежуток времени (несколько часов) и изложены в хронологической последовательности.
Отличительной чертой рассказа является и язык, которым он написан. П использует простые по конструкции предложения, поэтому создается впечатление, что все происходящие описывается самим ребенком. Они реалистичны и правдивы. Эту правдивость им предают слова, заимствованные из живой народной речи: нынче, смежать, обожди.
В качестве художественного приема в этом рассказе, как впрочем, и во многих других П использует перенесение свойств одного предмета на другой. В данном случае легко провести параллель между образом цветка и образом человека: цветок, превзойдя все невзгоды растет на мертвом песке, тянется к теплу и свету, так и человек должен трудиться всю свою жизнь, чтобы чего-то достичь в этой жизни. Таким образом основная идея заключена в образе цветка (Он… самый с труженик… жизнь…). Устами дедушки Тита писатель доносит до нас правду жизни, предлагает простой с виду рецепт счастья, который, тем не менее, бывает не легко воплотить в жизнь. Далеко не каждый человек способен достичь гармонии с окружающим миром, но тот, кто сумеет это сделать, обретет истинное счастье. Маленький мальчик Афоня, усвоив дедушкины слова о самом главном на свете, по-своему начинает делать шаги к собственному счастью. Он говорит: «Ты не бойся… не бойся!».
Итак, мы видим, что П затрагивает в рассказах вечные проблемы человеческого счастья, смысла жизни, которые остаются актуальными и по сей день. И я надеюсь, что эти маленькие рассказы писателя, в том числе и «Ц н з» будут радовать людей, неся мир в их сердца и покой в души
Ответ от 2 ответа
[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Что сумел понять Афоня из объяснений дедушки? Срочно надооо!
Ответ от Кузьмичева Ольга
[активный]
куку! он поняял что цветы берутся из мертвого праха
Ребята, самое главное, о чём вы должны помнить, что у нас есть главный вопрос урока. Он записан на доске. Почаще перечитывайте его, это поможет вам быстрее выполнить задания в группах.
Вспомните правила работы в группах.
Каждая группа получит карточку с заданием и алгоритмом его выполнения. На каждой карточке будет указано, на какой главный вопрос должна ответить группа. Также вы должны выделить в тексте доказательства своей точки зрения.
Не забудьте, вам нужно будет представить результаты работы интересно, доступно, так, чтобы другим группам было понятно, к каким выводам вы пришли.
3. Выполнение заданий учащимися в группах. Учитель в это время ведёт консультативную и разъяснительную работу.
Примеры карточек с исследовательскими заданиями для малых групп:
Карточка 1.
1) Прочитайте первый эпизод рассказа от слов «Скучно Афоне жить на свете» с. 129 до слов «Не спи, дедушка!- попросил Афоня» с. 130.
Почему дедушка Тит всё время спит?
Как к этому относится Афоня?
Можно ли сказать, что дедушка ко всему равнодушен?
Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает старость дедушки.
3) Сделайте вывод: Как складывались отношения Афонии и дедушки Тита. Сформулируйте вывод и приведите доказательства.
Карточка 2
1) Прочитайте второй эпизод рассказа от слов «Но дедушка уже спал» с. 130 до слов «Но дед уже умолк, он опять уснул в покое на русской печи» с. 131.
2) Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:
Как относится мама Афонии к дедушке, в чём это проявляется?
Почему Афоня всё время подходил к спящему деду и слушал, как он дышит?
Как реагировал дедушка на вопросы внука?
3) Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает старость дедушки.
4) Сделайте вывод: Как складывались отношения Афонии и дедушки Тита. Сформулируйте вывод и приведите доказательства.
Карточка 3
1. Прочитайте третий эпизод рассказа от слов «Афоня тогда сам залез на печь к дедушке и начал будить его, чтобы он проснулся» с. 131 до слов «Старый Тит испил квасу, взял Афоню за руку, и они пошли из избы наружу» с. 132.
2. Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:
Почему Афоня решил остановить маятник у часов?
От чего дедушка проснулся?
Почему старый дед «опомнился» и пошёл с Афоней «белый свет пытать»?
3. Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает то, как Афоня уснул на груди у деда; подумайте, почему автор пишет, что грудь дедушки пахла «тёплой землёю».
4. Сделайте вывод: Какие чувства испытывал Афоня по отношению к своему дедушке. Сформулируйте вывод и приведите доказательства.
Карточка 4
1) Прочитайте четвёртый эпизод рассказа от слов «Там солнце высоко стояло на небе и освещало зреющий хлеб на полях и цветы на дорожной меже» с. 133 до слов «Теперь я сам знаю про всё!» с. 134.
2) Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:
Почему дедушка повёл Афоню полевой дорогой на пастбище?
Почему дедушка «осерчал» на внука?
Как вы понимаете слова «цветок этот – самый святой труженик, он из смерти работает жизнь»? Объясните.
3) Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает мысли Афонии, когда Афоня «как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь». Что вы поняли из размышлений Афони?
4) Сделайте вывод: Какая тайна открылась Афоне. Сформулируйте вывод и приведите доказательства.
Карточка 5
1) Прочитайте последний эпизод рассказа от слов «Теперь я сам знаю про всё!» с. 134 до конца рассказа с. 135.
2) Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:
Почему Афоня просил дедушку теперь не бояться смерти?
Почему дедушка «невидимо улыбнулся своему доброму внуку»?
Почему Афоня принёс гребешок дедушке? Как это характеризует его отношение к дедушке?
Почему дедушка посмотрел на внука «как на цветок, растущий на земле»? Объясните.
3) Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает то, как Афоня относится к своему дедушке.
4) Сделайте вывод: Почему Афоня любил своего дедушку? Сформулируйте вывод и приведите доказательства.
Карточка 6 (Эту карточку лучше предложить группе детей с высокими учебными возможностями).
1) Перечитайте весь текст и найдите эпизоды-описания в рассказе:
· С. 129-130: описание внешности дедушки Тита.
· С. 130: описание действий Афони, когда он слушал, как дышит спящий дед.
· С. 131-132: описание того, как Афоня заснул рядом с дедом.
· С. 133: описание того, как дедушка повёл Афоню полевой дорогой на пастбище.
· С. 134: описание мыслей Афони, когда он задумался среди трав и цветов.
· С. 135: последний абзац рассказа, описание дедушки Тита.
2) Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:
Подумайте, для чего в начале рассказа даётся подробное описание дедушки? Как через данное описание проявляется отношение автора к старому человеку?
Подумайте, почему, когда дедушка опомнился и повёл Афоню полевой дорогой к пастбищу, описание природы становится радостным, солнечным, ярким? Как это связано с состоянием главных героев – дедушки и Афони?
О чём задумался Афоня среди трав и цветов? Соответствует ли его настроению описание его мыслей? Какими красками пронизано описание мыслей Афони?
Для чего даётся описание дедушки в конце рассказа? Отличается ли это описание от того, каким было описание дедушки в начале рассказа? Что стремится показать этим автор? (Дедушка, как и цветок, набрался сил от общения с природой и с внуком, он как бы расцвёл, поэтому стал чаще улыбаться и гладить Афоню по голове).
Подведение итогов работы в группах. Ответ на главный вопрос урока.
Учитель организует прослушивание результатов работы групп, оценивание выполненных работ. Далее учащиеся коллективно смогут ответить на главный вопрос урока о тайне, открытой Афоне его дедушкой. Очень важно отметить с детьми мудрость дедушки, приобретённую им с годами, и что эту мудрость он вместе с тайной передал своему внуку. После путешествия в природу Афоня задумался над очень серьёзными вопросами. Дедушка ненавязчиво передал ему понимание сложнейших проблем экзистенциального характера: каждый на земле смертен, но умирать не страшно, если ты смог передать другим свою мудрость понимания жизни.
III. Итог урока. Рефлексия.
Итак, сегодня был очень сложный урок. Вам пришлось о многом подумать, поразмышлять об очень сложных понятиях, отношениях между людьми. Не каждый взрослый способен задуматься над теми проблемами, которые осветил Андрей Платонов в своём произведении, а мы с вами рискнули благодаря такому чудесному рассказу.
Понравилось ли вам размышлять над серьёзными вопросами, искать ответы на них в литературных произведениях? Кому из вас ещё раз хочется перечитать рассказ? Перечитайте его вместе с родителями, попробуйте вместе с ними ещё раз окунуться в тайну, хранимую дедушкой Афони.
IV. Домашнее задание.
В качестве домашнего задания можно предложить учащимся выполнить задание № 8 на с. 136 учебника, которое будет способствовать не только вдумчивому чтению, но и умению формулировать и задавать умные и глубокие вопросы.
Урок № 113
Приведём пример урока по развитию речи. Учитель не должен забывать, что уроки развития речи проводятся в курсе литературного чтения. На таких уроках развивается как устная речь (через обучение разным видам пересказов), так и письменная (написание мини-сочинений на литературную тему или эссе). Мы решили разработать в помощь учителю урок, позволяющий научить ребёнка выборочному пересказу, причём пересказу, в котором необходимо заменить диалоги героев косвенной речью. Данная задача довольна трудна для младших школьников, но выполнима при грамотной организации процесса обучения. Умения выбирать нужные эпизоды для пересказа и переводить диалоги в косвенную речь могут быть востребованы на любом другом уроке как в начальной школе, так и на последующих этапах обучения.
Тема урока: А. Платонов «Ещё мама». Развитие речи (выборочный пересказ с переводом диалогов в косвенную речь).
Целевые установки урока (планируемые результаты):
Предметные: знать, что такое диалог и как он оформляется на письме; находить диалоги в тексте, заменять их косвенной речью при пересказе эпизодов, воспроизводить эпизод из текста, сохраняя основную идею и тему эпизода.
Метапредметные:
Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, планировать своё высказывание; оценивать свои речевые высказывания и высказывания сверстников.
Познавательные: выделять по просьбе учителя необходимые эпизоды из текста; выделять основную мысль и тему эпизода.
Коммуникативные: строить своё речевое высказывание по заранее составленному плану, воспроизводить спланированное высказывание, передавая чувства героев и своё отношение к ним.
Личностные: осознавать смысл приобретаемого умения, понимать, где ещё может пригодиться данное умение.
Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение. 3 класс. Часть 2», электронная доска, черновые листы для каждого учащегося.
Главный герой чувствовал себя одиноким.
Он постоянно грустил и тосковал из-за отсутствия чего-то интересного в жизни.
Ведь Афоня был не обычным ребенком, а невероятно любознательным.
Его отец служил Родине, мать целыми днями трудилась, а дедушка круглосуточно проводил время на печке.
Афоне хотелось с кем-то пообщаться и расспросить об окружающем мире, что так был ему интересен.
2. Расскажи, как относится Афоня к своему дедушке. О чём он просил его?
Мальчик любит своего 87-летнего дедушку.
За свою жизнь он много наработался на земле.
Афоня часто упрашивает старичка не спать.
Ведь ему одиноко и скучно самому.
Еще он просит поведать ему обо всем, что Титу известно.
А какие вопросы ты задаёшь взрослым, о чём хочешь узнать?
Я часто спрашиваю у дедушек и бабушек об их детстве, о том, чем они занимались в молодости.
Спрашиваю, где они учились и какие были особенности обучения.
Также мне интересно слушать о разнице между нашими временами и теми далекими, когда старички еще были молодыми.
Это всегда очень интересные и захватывающие истории.
Ведь многое изменилось.
Тогда не было ни телефонов, ни компьютеров.
Общение происходило совсем по-другому.
Были другие увлечения, занятия.
Сегодня существуют профессии и понятия, о которых в те времена даже не думали.
Не было такой разнообразности продуктов и не было многих возможностей, которые мы сейчас имеем.
Как по мне, это были достаточно сложные времена.
Но в них есть и свои плюсы.
Тогда люди намного больше общались, разбирались в людях, а сегодня многие из нас зависимы от компьютерных технологий.
Автор назвал Афоню добрым внуком, ты так же считаешь? Объясни свой ответ.
Афоня заботится о старичке, забирая из его бороды крошки; делает своеобразные подарки (гребень); даже иногда спит рядом с ним.
Поэтому, я думаю, мальчик действительно был добрым внуком.
Но при этом, в силу своего возраста и непонимания всех правил этикета,
Афоня иногда неуважительно общается со стариком.
Он заводит с ним тему о смерти, еще и в очень некрасивой форме.
3. О каком удивительном чуде, главном деле узнал Афоня от своего деда? Прочитай эпизоды, в которых дед рассказывает о цветке маленькому внуку.
Тит рассказал о чудесах, которые творит голубой цветок.
Он поведал, что самое главное – это из мертвого создавать живое.
Именно такое умение имел тот самый цветочек.
«он мертвую сыпучую землю обращает в живое тело, и пахнет от него самого чистым духом. Вот тебе и есть самое главное дело на белом свете, вот тебе и есть, откуда все берется. Цветок этот - самый святой труженик, он из смерти работает жизнь», "Мы пахари, Афонюшка, мы хлебу расти помогаем".
4. Нравится ли тебе Афоня? Представь, что ты повстречался с ним и хорошо его узнал. Расскажи о нем. Какой он:
Афоня неимоверно энергичный и любознательный мальчишка.
Он не мог сидеть на месте, его наполняла жажда узнавать нечто новое.
Именно поэтому он часто не давал покоя дедушке, показывая свою настойчивость.
Его интересовал весь окружающий мир, и это похвально в силу его возраста.
Мальчик расстраивается, когда не получает ответ на какой-либо вопрос.
Ему присуще быть вдумчивым и внимательным .
Ведь он пытается, как губка, впитать всю информацию, что ему предоставляется.
Также Афоня достаточно понятливый.
Ведь, когда Тит рассказал ему о цветке, то мальчик даже сам смог сделать определенные выводы, и задавал грамотные вопросики.
С таким ребенком интересно вести беседу.
Ведь, уже имея хороший багаж знаний, он способен рассказать много всего занимательного .
В его глазах виден ум и даже мудрость, что удивительно для столь молодого мальчика.
Также он умеет показывать упрямство и упорство .
Но они выражаются лишь в добрых намерениях.
Это из-за того, что Афоне не терпится узнать как можно больше всего интересного.
И это конечно же похвально.
Также, не стоит забывать, что Афоня является добрым ребенком, способным на теплые, искренние чувства.
Есть у него и негативные черты, которые выражаются в некоторых неуважительных разговорах с дедом.
Но причиной является его детская наивность и неосведомленность в правилах этикета.
5. Объясни, как ты понимаешь смысл таких слов: "Дед...погладил головку внука, посмотрел на него, как на цветок, растущий в земле". О чем подумал дед?
Заглавие произведения можно воспринимать как в прямом, так и в переносном смысле.
В нем действительно есть цветочки, что выступают истинными тружениками.
Но есть и другой цветок.
Это любознательный герой Афоня.
Несмотря на свой возраст, он осознает всю ценность природы.
Он понимает, что к жизни необходимо относится бережно.
При этом, сам еще растет, как и те полевые цветы.
Я считаю, что именно об этом думал Тит, когда гладил мальчика по голове.
Он наверняка видел в нем потенциал и осознавал, что не зря прожил жизнь, ведь у него есть достойный наследник.
6. Каким бы ты нарисовал цветок, о котором рассказал Платонов?
Поразмышляй, почему именно так он назвал произведение. Если бы тебя попросили сказать, о чем рассказ писателя, что бы ты ответил?
Я бы изобразил мальчика.
Ведь, как по мне, это главный цветочек, о котором хотел поведать писатель.
На моей иллюстрации этот ребенок сидел бы в траве возле обычного маленького полевого цветочка.
Поразмышляй, почему именно так он назвал произведение.
Я думаю, рассказ имеет такое название, так как писатель сопоставляет жизнь человека с жизнью цветка, который тяжело борется за свое существование.
Цветы, чтоб пробиться к свету преодолевают препятствия в виде мертвого песка и непогод.
Так и человек, чтоб добиться в своей жизни успеха, преодолевает множество различных преград.
Главное иметь настойчивость, силу воли и уверенность в достижении желаемого результата.
Если бы тебя попросили сказать, о чем рассказ писателя, что бы ты ответил?
Этот рассказ о маленьком мальчике, который был удивительно любознательным.
Ему часто приходилось скучать, так как оставался он дома наедине с дедушкой.
Тот, в свою очередь, почти всегда спал.
Внуку это не нравилось, ведь он еще многого не знал и был наполнен кучей вопросов.
Мальчик любил своего дедушку, но в то же время его раздражала сонливость старичка.
Но как-то Афоне все-таки удалось вывести деда на прогулку.
Тогда он и узнал главную тайну: цветочек умеет с мертвого создавать живое.
Это и является главной мыслью произведения.
Ведь тот самый малыш тоже является своеобразным цветком.
Дед гордится им, так как видит в его глазах достойное поколение.
7. Подготовьтесь с другом к чтению по ролям рассказа «Цветок на земле».
С какой интонацией вы будете читать слова деда? А слова Афони?
Стоит делать паузы, показывать задумчивость пожилого человека.
Слова мальчика нужно говорить с быстрым, торопливым темпом.
8. Какие вопросы по содержанию произведения Платонова «Цветок на земле» ты бы задал своим друзьям?
Ответы на вопросы учебника литературное чтение Климанова, Горецкий 3 класс 2 часть. А. Платонов рассказ "Цветок на земле" стр. 135 - 136
Ответы на вопросы учебника литературное чтение Климанова, Горецкий 3 класс 2 часть. А. Платонов рассказ "Цветок на земле" стр. 135 - 136
Вопросы по рассказу "Уроки французского"
напишите ответы пожалуйста
мне СРОЧНО
!!!
1) К какому времени относится начало действия рассказа?
2)С какими трудностями пришлось столкнутся мальчику на первых порах самостоятельной жизни?
3)Почему мальчик стал играть в чику?
4)Почему Владик и Паха избили героя?
5)Как ведёт себя герой в драке и после неё?
6)Какой представлялась мальчику Лидия Михайловна?
8)Что обещает мальчик Лидии Михайловне?
9) Почему герой нарушает слово, данное учительнице, не играть на деньги?
10)Какие чувства испытывает герой в квартире учительницы во время дополнительных занятий?
11)Почему Лидия Михайловна решилась на игру на деньги со своим учеником?
12)Чем заканчивается игра мальчика и Лидии Михайловны после визита директора?
13) Какой урок извлёк мальчик, из того, что произошло?
_______________________________________________________________________
Абдул, старик, дина)
2.Как относится Жилин к окружающим его в плену людям?испытывает ли он чувство ненависти к ним, злобы
Пожалуйста!!!Определите стихотворный размер стихов:ТРИ ПАЛЬМЫ
1)В песчаных степях аравийской земли
Узорные полы походных шатров;
Араб горячил вороного коня.
Кувшины звуча налилися водою,
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
Добычу терзает и щиплет над ним.
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот, наконец, докатился до Черного моря.
У Черного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;
На ветвях зеленых качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы.
И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: "Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.
Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудреных и чудных".
"На что мне тебя? - отвечает младая чинара,-
Ты пылен и желт - и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал - да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.
Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море"
(Восточное сказание)
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.
И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.
И стали три пальмы на бога роптать:
"На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!"
И только замолкли - в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонком раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.
Мотаясь, висели меж твердых горбов
Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки порой подымали,
И черные очи оттуда сверкали...
И, стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.
И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, пораженный стрелой;
И белой одежды красивые складки
По плечам фариса вились в беспорядке;
И с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копье на скаку.
Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
В тени их веселый раскинулся стан.
Кувшины звуча налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро их поит студеный ручей.
Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли до утра их огнем.
Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальный на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.
И ныне все дико и пусто кругом -
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит -
Его лишь песок раскаленный заносит
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним
дайте пожалуйста ответ на один из вопросов:
1. Существуют разные мнения об идее этого стихотворения.Одни исследователи считают,что три пальмы,недовольны жизнью сами накликали на себя беду и погибли,не зная каким может быть человек.
Иначе писал об этом критик и публицист Н.Г. Чернышевский,полагая,что смерть пальм была лучшею, прекраснейшую минутой всей их жизни. Они умерли для спасения людей от холода ихищных зверей.
Какое из этих мнений разделяешь ты? Почему? Может быть, у тебя иной взгляд на главную мысль стихотворения? Поделись своими соображениями.
2.Исследователи творчества М.Ю. Лермонтова называют стихотворение Три пальмы балладой. Как думаешь ты? Обоснуй своё мнение
Помогите пожалуйста!!!
Художественные средства выразительности в стихотворение Н.А,Заболоцкого"Завещание"Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя
И, погасив свечу, опять отправлюсь я
В необозримый мир туманных превращений,
Когда мильоны новых поколений
Наполнят этот мир сверканием чудес
И довершат строение природы,-
Пускай мой бедный прах покроют эти воды,
Пусть приютит меня зеленый этот лес.
Я не умру, мой друг. Дыханием цветов
Себя я в этом мире обнаружу.
Многовековый дуб мою живую душу
Корнями обовьет, печален и суров.
В его больших листах я дам приют уму,
Я с помощью ветвей свои взлелею мысли,
Чтоб над тобой они из тьмы лесов повисли
И ты причастен был к сознанью моему.
Над головой твоей, далекий правнук мой,
Я в небо пролечу, как медленная птица,
Я вспыхну над тобой, как бледная зарница,
Как летний дождь прольюсь, сверкая над травой.
Нет в мире ничего прекрасней бытия.
Безмолвный мрак могил - томление пустое.
Я жизнь мою прожил, я не видал покоя:
Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я.
Не я родился в мир, когда из колыбели
Глаза мои впервые в мир глядели,-
Я на земле моей впервые мыслить стал,
Когда почуял жизнь безжизненный кристалл,
Когда впервые капля дождевая
Упала на него, в лучах изнемогая.
О, я недаром в этом мире жил!
И сладко мне стремиться из потемок,
Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,
Доделал то, что я не довершил.