Какие у человека границы и как их нарушают? Психологические границы личности: выстраиваем и рушим стены.

Если говорить о психологической стороне границ — это осознание того, где заканчиваюсь «я» и начинаются «другие». Физические границы определить просто — если мы видим забор, значит, он огораживает что-то, принадлежащее кому-то. С психологическими границами немного сложнее, потому что они определяют, кто я, кем я являюсь, кем являются другие.

Важно, что если есть граница, значит, есть что-то внутри этой границы, некое определенное пространство.

Типов психологических границ несколько. Чаще всего у одного человека нарушаются сразу несколько типов границ, поэтому необходимо заметить все нарушения и вовремя их пресечь, защитить свои границы.

И сегодня мы поговорим о том, какие виды психологических границ существуют.

1. Граница физического тела — кожа. Это физическая граница, однако я говорю о ней с позиции психологии.

Эту границу нарушают нечасто — это удар, ограничение свободы, изнасилование и убийство. Это происходит, когда нарушены все остальные , поэтому здесь последствия самые мрачные.

2. Вторая граница — пространственная. Иногда о ней говорят, как о «второй коже». Она не совпадает с физической границей и формируется в течение всей жизни. Она предполагает, что внутри есть что-то ценное, что нужно оберегать. При этом она обеспечивает возможность проявления себя в мире, но не дает вторгаться в границы других людей.

3. Следующая граница — личное пространство. Это некоторая «зона комфорта», где человек чувствует себя спокойно и уверенно.

Вспомните, где и при каких условиях вы чувствуете себя спокойно и уверенно? У вас есть ? А было ли такое пространство в детстве? Такое место необходимо для человека, его отсутствие влечет за собой психологические проблемы.

4. Право собственности. Это юридический термин, однако я говорю о нем в психологическом аспекте.

Рассмотрим историю из жизни. Девушка владеет двухкомнатной квартирой. К ней из другого города приехала пожить подруга, которая собиралась съехать, как только найдет себе жилье. В итоге сожительство длилось несколько месяцев, и когда хозяйка квартиры не выдержала и высказала своей подруге все напрямую, то услышала в ответ оскорбления и обиды.

Эта история — пример нарушения границы права собственности.

Есть ли у вас такая граница? Она может выражаться, например, в наличии собственной чашки на работе. Есть ли у вас такая чашка? Берут ли ее когда-нибудь? И что вы делаете, когда ее берут?

5. Эмоциональные границы. Если на человека повышают голос, унижают его личное достоинство или позволяют себе при нем выражать недопустимые эмоции или высказываться о третьих лицах — это нарушение эмоциональных границ.

У каждого из нас есть право отстоять свою границу — сказать «стоп», попросить больше не говорить на эту тему, пожелать не слышать этого.

Например, в Америке во время трудоустройства вопросы личного характера запрещены, так как это тоже нарушает эмоциональную границу человека.

А вам задавали вопросы типа «а Вы замужем?», «а почему Вы не замужем?», «а Вы собираетесь рожать детей?»? Как вы себя чувствовали в эти моменты? Как вы реагировали?

6. Граница времени. Сколько времени вы ждете своих подруг при встрече? На сколько вы можете задержаться на работе? А позволяете ли вы себе опаздывать? В вашей семье принято уважать чужие временные границы? Эти вопросы могут помочь выявить нарушение временных границ.

Существует три типа людей, которые нарушают наши границы:

1. Первый тип — люди, которые имеют некоторое представление о личностных границах, пусть и без психологического обоснования. Они уважают эти границы, но, находясь в стрессе или конфликте, они нехотя нарушат эти границы.

2. Второй тип — люди, которые не знают и не уважают границ, но они делают это бессознательно, а не потому, что злые или вредные. Таких людей в детстве не учили уважению границ, и скорее всего их родители тоже представления о границах не имеют. Такое чаще всего происходит в семьях, где не принято давать ребенку отдельное защищенное пространство (своя комната или возможность запереть дверь).

3. Третий тип — манипуляторы. Осознанные манипуляторы, которые знают, что они делают. И они осознанно причиняют дискомфорт и боль тем, кто их окружает. Иногда манипулятор даже знает, что стоило бы измениться, но ему кажется, что другие способы взаимодействия с людьми гораздо сложнее. Поэтому чаще всего ситуация остается как есть. Потому манипуляций так много в нашей окружающей жизни.

Зачем это вам? Вы уже поняли, какие из ваших границ нарушаются? Какие нарушаются чаще всего? Поняли ли вы, зачем нужно оберегать и защищать свои границы?

Есть несколько важных моментов в наших взаимодействиях с другими людьми и границами. Во-первых, мы устанавливаем свои границы. Во-вторых, мы их защищаем. В-третьих, мы уважаем границы других людей. Ну, либо не устанавливаем, не защищаем и не уважаем.

Просто взять и установить границы один раз, как черту мелом на асфальте, невозможно, потому что постоянно будут появляться те, кто будет посягать на эти границы. Устанавливать и защищать свои границы необходимо всегда.

Всем известно, что у каждого человека есть определенные психологические границы. С точки зрения психологии, граница – это понимание того, что где-то есть не только «я», но и «другие». Границы физические определить на много легче, например, забор, который огораживает чьи-то владения. С границами психологическими все гораздо сложнее, так как они дают нам понять кто «я», кем являюсь, и кто есть «другие».

Существует шесть типов границ


Очень часто у человека нарушаются одновременно несколько видов границ, вот поэтому очень важно во время обратить внимания на эти нарушения и защитить границы своего пространства.

1. Первая граница - физическое тело – это кожа. Это граница физическая, но она может быть и психологической. Основные способы нарушения этой границ – это ограничение свободы, убийство, физическое насилие.

2. Граница вторая – пространственная. Иногда ее называют «второй кожей». Эта граница формируется в продолжение всей жизни. Предполагает она то, что нужно оберегать что-то ценное, что есть внутри. Эта граница позволяет в жизни себя реализовать, но при этом не дает возможности вторгаться в пространство других людей.

3. Третья границ – это личное пространство. Это своего рода «зона комфорта», в которой человек ощущает себя уверенно и спокойно. Эта граница должна быть обязательно у человека, так как ее отсутствие может привести к серьезным проблемам психологического характера.

4. Право собственности. Не смотря на то, что это термин юридический, однако, он может иметь психологическое значение. Например, у девушки есть квартира. К ней на время приехала пожить подруга и пообещала в ближайшее время найти себе жилье. Спустя некоторое время, когда хозяйке квартиры надоело ждать, она высказала все своей подруге и в ответ получила много обидных и оскорбительных слов.

5. Граница эмоциональная. Нарушаю ее таким образом – повышение голоса, унижение личного достоинства человек, нанесение оскорблений.

6. Временная граница. В продолжение какого времени вы ожидаете своих подруг при встречах? Разрешаете ли вы себе опаздывать? Вы можете задержаться на работе и на сколько? Ответы на эти вопросы помогут понять нарушения границы времени.

Выделяют три типа людей, нарушающих наши границы:


1. Тип первый – это люди, у которых есть представления о личных границах человека. Они эти границы уважают, но пребывая в стрессе или в ссоре, они могут нарушать их.

2. Тип второй – это люди, не имеющие представления о таких границах, и делают они это неосознанно, а не потому что они злые. В детстве их не учили этим границам, а возможно, их родители тоже ничего об этом не знают.

3. Тип третий – это люди – манипуляторы. То есть такие люди прекрасно понимают, что осознанно доставляют боль и дискомфорт окружающим людям. Чаще всего, они понимают, что нужно изменить себя, но им кажется, что по-другому воздействовать на людей очень сложно.

Каждый человек имеет полное право свои границы защищать.

Существуют некоторые важные моменты во взаимодействиях с людьми и их границами:

Мы сами устанавливаем свои границы;

Мы защищаем их;

Мы должны уважать границы окружающих нас людей.

На самом деле не все так просто. Нельзя один раз установить границы, как будто нарисовать на асфальте черту мелком, потому что постоянно в вашем окружении будут появляться люди, пытающиеся посягать на них. Границы устанавливаются и защищаются постоянно.

Источник -

Содержание статьи:

Личностные границы - это зона собственного психо-эмоционального и физического комфорта, которая в сознании личности и ее окружения выступает рядом ограничений в отношении данной личности, способствующих личной безопасности человека, четкие представления, где заканчивается «Я» и начинается «не Я». Данные границы защищают интимную составляющую человека - его личное пространство.

Описание и формирование личностной границы человека

Формирование личности происходит с момента рождения человека и продолжается на протяжении всей жизни. Вместе с личностью формируется и личностная граница. Термин «граница личности» в психологии сопоставляют с линией, защитной мембраной или ободом, который позволяет различать «Я» и «не-Я».

В целом, личность - сущность многогранная, поэтому граница личности также имеет некоторые пространственные измерения (по С.К. Нартовой-Бочавер):

  • Осознание собственного тела и его границ . Формируется еще в младенчестве, когда ребёнок начинает отделять себя от матери. Формируется собственное «Я». Прослеживается наличие в речи таких оборотов: «Я - мальчик!» или «Я - девочка!».
  • Потребность в личной территории . Возникает приблизительно после 3-х лет. Означает чётко обозначенные границы пространства, которые принадлежат только этому человеку. У ребёнка это чаще всего собственная кровать, комната, место за столом и т.п.
  • Наличие личных вещей . Потребность возникает после 2-х лет, когда дети начинают понимать, где их игрушки, а где - чужие. Личные вещи характеризуют индивидуальность предпочтений личности.
  • Личное время . Понятие о личном времени формируется обычно с 7 лет, когда ребёнок начинает посещать школу и формируется определенный временной режим. Наличие этого компонента отражает упорядоченность всех измерений границы личности и позволяет обозначить рамки их применения.
  • Связи с социумом, выстраивание межличностных отношений . Формируются с рождения на примере общения с матерью и другими членами семьи. Представляют собой процесс вхождения «Я» на территорию «не Я», разграничение себя в отношениях с другими.
  • Вкусы и предпочтения . Формируются с дошкольного по младший школьный возраст и позволяют более чётко обозначить своё «Я» в окружающем мире.
Установить личностные границы человека в отношениях означает определить или озвучить рамки контакта или отношений между собой и другим человеком, таким образом создавая психологически комфортный для себя климат. Если вы полностью подчиняетесь своей второй половинке, значит, свои границы вы не соблюдаете и она, соответственно, ваши границы также не учитывает!

Процесс формирования личностных границ представляет собой соотнесение знаний о себе и представлений об окружающем мире, а также построение такой стратегии взаимодействия, которая предполагает всецелую личную гармонию в обозначенном круге правил.

Разновидности личностных границ в отношениях


В самом начале отношений личностные границы чётко соблюдаются и крайне редко нарушаются без предварительного согласования. Но чем дольше длятся отношения, тем больше вы сближаетесь и тем менее выраженными становятся границы личности.

Только во время контакта с окружающими можно почувствовать и проверить пределы существующих рамок, но мы можем измерить их только там, где с ними соприкасаемся непосредственно. А точки соприкосновения бывают в различных сферах взаимоотношений.

В связи с этим существуют следующие виды личностных границ в отношениях:

  1. Физические - уровень тела и его ощущения.
  2. Психологические - чувства, эмоции, смыслы личности, которые являются индивидуальными.
  3. Духовные - круг вероисповедания и саморазвития в познании мира.
  4. Социальные - уровень субординации, личная близость в общении, обязательства перед другими.
Каждый вид границ формируется под воздействием саморазвития и самопознания личности. Границы не являются постоянными, а могут меняться под воздействием факторов окружающей среды, с возрастом приобретать совершенно противоположные черты.

У каждого человека свое понимание собственного тела, особые личные переживания, которые являются интимными. Вера в кого-либо или во что-либо также является личной характеристикой. Смыслообразующие факторы, которые определяют поведение личности, также сугубо индивидуальны.

Таким образом, под видом границы понимают круг представлений и смыслообразующих факторов в рамках личностного пространства, который характеризует конкретного человека. Например, если человек не привык с посторонними людьми общаться «на «Ты», а к нему начинают так обращаться с первой минуты знакомства, он начинает испытывать дискомфорт или даже злость, что сигнализирует о нарушении субординации общения - социальной границы личности.

Но стоит помнить, что меняются все виды границ только человеком самостоятельно в рамках своего сознания! Поэтому в начале отношений стоит поговорить о том, какие представления и предпочтения существуют у вашего избранника (цы) в важных для вас вопросах. Этот момент позволит в дальнейшем избежать многих конфликтных ситуаций и укрепить взаимоотношения, проявив не безразличие.

Признаки нарушения личностной границы в отношениях


Соблюдая личностные границы, можно гармонично выстроить отношения с учётом особенностей каждого человека. Но есть ряд людей (деспотичных, самовлюбленных, эгоистичных), которые не всегда считаются с личностными границами окружающих. В отношениях они грубым образом нарушают границы личности любого вида, при этом не испытывая особых угрызений совести.

В обычной повседневной жизни тяжело отличить нарушение границ в отношениях от эмоционального перенапряжения или других психологических проявлений беспокойства. Однако существует ряд признаков, которые говорят о том, что на вашу личностную целостность посягают.

Нарушение личностной границы в отношениях выявляют по таким признакам:

  • Негативные эмоции, чувства при взаимодействии с конкретным человеком, раздражение или недовольство от его слов или действий;
  • Побуждение к действию, которое противоречит вашим принципам/правилам;
  • Пренебрежение одной из характеристик личного пространства, которые защищают личностные границы (неуважение к личному времени, неаккуратное обращение с личными вещами и т.п.);
  • Обидные высказывания со стороны другого человека - неуважение личности в целом;
  • Домогательства вашего тела или противоречащие личным убеждениям прикосновения.
Если хоть один из выше перечисленных признаков вы у себя наблюдали или наблюдаете, стоит немедленно задуматься о личном благополучии и психологическом комфорте, а также о физическом здоровье, если дело касается домогательств на физическом уровне, и принять соответствующие меры - поговорить о ваших отношениях. В противном случае - исключить общение с этим человеком.

Очень часто нарушение индивидуальных границ происходит случайно или неосознанно, в связи с отсутствием знаний о них. В этом случае человек попросит прощения за доставленный дискомфорт и попытается выяснить границы допустимого поведения в отношениях с вами, восполнив пробелы в представлении о партнёре.

Однако бывают и такие случаи, когда противоправные действия совершаются намеренно. Это проявление глубокого неуважения к личности и её целостности, деспотичности и авторитаризма посягающего человека, который не желает считаться с личностными границами другого. Нарушаются любые виды границ, самым тяжким считается нарушение границ физического тела (домогательство интимной близости, например), за которое предусмотрена уголовная ответственность в законодательстве любого государства.

В момент становления личностных границ (в дошкольном и младшем школьном возрасте) родителям очень важно с пониманием относиться к личным предпочтениям их чада и стараться не препятствовать развитию индивидуальности ребёнка. В дальнейшем у маленькой личности сформируется осознание того, что личностные границы существуют не только у него, таким образом будет воспитываться уважение и толерантность в отношении других людей.

Нарушение личностных границ имеет место в начале отношений с другим человеком и требует разъяснительной беседы. Если обсуждения не помогают и ваши границы беспринципно нарушаются, то разумным будет прекращение отношений. Ведь здоровье превыше всего, как физическое, так и психологическое. Если нарушается личный круг ребёнка, стоит помнить, что это нарушение может выступить катализатором для психологической травмы, с которой придется жить вам и вашему ребёнку.

Как сохранить личностные границы в отношениях


Вступая в отношения, каждый человек ищет в партнёре всё, в чём они похожи. Это позволят строить и развивать взаимодействие. В работе это общая трудовая деятельность, в личных отношениях - похожие смыслообразующие факторы (вера, представления об отношениях, семейные ценности, родственные связи).

Но иногда люди так увлекаются этой похожестью, что совсем забывают о своей индивидуальности, границы личности становятся размытыми, неопределенными или вовсе стираются. Человек живёт представлениями, мыслями и чувствами другого человека. Поэтому очень важно сохранить и обозначить личностные границы в самом начале пути.

Чтобы рассказать свою позицию, необходимо чётко её представлять в сознании. Для этого рекомендуется написать правила, по которым будут выстраиваться ваши отношения с конкретным человеком, с подпунктами «Разрешено», «Допустимо» и «Запрещено».

«Разрешено»:

  • Можешь называть меня на «Ты» (социальная граница);
  • Мне нравится держаться за руки (физическая граница);
  • Совместные прогулки (социальная граница);
  • Денежная оплата за твой счёт (социальная граница);
  • Не люблю темы об автомобилях (психологическая граница).
«Допустимо»:
  • Секс по обоюдному согласию (физическая граница);
  • Совместное пребывание у моих родителей (социальная граница);
  • Можешь высказать то, что тебя не устраивает в отношениях со мной (психологическая граница).
«Запрещено»:
  • Ненормативная лексика в моем присутствии (психологическая граница);
  • Секс или физическое прикосновение при моём нежелании (физическая граница);
  • Оскорбительные высказывания в адрес моих родителей/родственников (психологическая граница).
Когда выделяются в список личностные правила, позволяющие определить допустимое поведение в отношениях, личностная граница становится более чёткой и конкретизированной, что позволяет её сохранить и донести до своего партнёра доступно.

Итак, к способам сохранения личностной границы в отношениях относят:

  1. Выделить границы для себя и чётко их придерживаться. Компромисс возможен, но скорее как исключение, нежели как правило.
  2. Обозначение личностных границ партнёру любым удобным способом: разговор, метод «от противного» (как не надо поступать с вами), запись на любой носитель (бумага, видео и т.п.). Самое важное - доступность изложения без скрытых смыслов.
  3. Наличие основных атрибутов личностной границы: личное время, личные вещи и их защита.
  4. Гармония с собой. Если есть ощущение, что границу стоит менять - сделайте это!
  5. Сохранение личного круга общения. Не стоит общаться только со знакомыми вашего партнёра, это может стать причиной «растворения своих границ».
  6. Духовное и психическое развитие. Чем более развитой является личность, тем более эластичными и подвижными становятся личностные границы.
  7. Мечты, желания и личные смыслы. Мотивация определяет наши стремления, это позволяет не потерять себя.
Эти способы доступны любому человеку, но они требуют постоянной саморегуляции и саморазвития личностного содержимого. Только такие личности способны построить гармоничные отношения без потери границы и уважая границы другой личности.


Проблема личностных границ стоит очень остро на этапе зарождения отношений между людьми и может либо решаться, либо усугубляться с течением времени. Зная признаки нарушения и способы сохранения личностной границы, каждый может сохранить свою целостность и индивидуальность, построив гармоничные отношения. Главное - этого хотеть!

В психологической практике при работе с клиентами мне часто приходится сталкиваться с различными запросами, имеющими общее основание – неосознавание, неумение простраивать, и, как следствие, – отстаивать личныепсихологические границы .

Трудностей, порождаемых этой проблемой, – огромное множество: от созависимых отношений, кризиса в семейной жизни, в партнерских отношениях, до сложностей в детско-родительских отношениях, различного рода манипуляций как в приватной сфере, так и в деловой, насилие и пр., пр.

Для людей, испытывающих сложности с «границам», само размышление о них зачастую становится открытием. Так что же такое психологические границы?

Любые границы предполагают установление некоего предела, ограждения, стены, черты, линии, обозначающей собственность, отделяющей одно пространство, территорию от другого, своё от чужого и т.д. Каждый субъект имеет свои границы, как то: государство, область, регион, не исключение и сам человек.

Границы личности отделяют «территорию» одного человека о другого, показывая, где кончается одно персональное пространство и начинается территория другой личности.

Физическими границами человека служит, прежде всего, его тело и то или иное, в зависимости от разных факторов, расстояние вокруг него. Не менее важными для ощущения своего «присутствия», осознания своего «Я», отличного от других, являются психологические границы . Они обозначают и охраняют внутреннее пространство, собственную психологическую территорию, включающую в себя:

● Систему представлений о себе (какой Я, что во мне хорошо и что плохо, какими качествами Я обладаю, оценку своей вне­шности и т. д.);

● Потребности, желания, стремления, цели и представление о способах их достижения;

● Систему экзистенциальных установок, касающихся смысла жизни и смысла происходящих событий, ответственности и вины, любви и одиночества, зависимости и свободы, соб­ственной возможности (или невозможности) принимать ре­шения и делать выбор, творчества и ограничивающих должен­ствований;

● Представления о собственных возможностях;

● Способы и стиль взаимодействия с другими людьми;

● Право создавать идеи и выбирать способ их реализации;

● Представления о своем месте в мире, социуме;

● Систему правил и принципов, по которым строится взаимо­действие с социальной средой;

● Обладание некоторой физической территорией, то есть вещами, предметами, объектами, которые именуются словом «мой» (на­пример, стол, диван, комната, дом, одежда, рабочее место и т. д.) .

То есть, в психологическом смысле границы – это понимание собственного «я» как отдельного от других. Это понимание своей отдельности, формирует основу нашей личности. Границы говорят нам, где мы, а где не мы; что мы можем выбрать, а что не можем; что мы в состоянии вынести, а что нет; что мы чувствуем и чего не чувствуем; что нам нравится и что нам не нравится; чего мы хотим и чего не хотим. Одним словом, границы определяют нас. Точно так же, как физические границы определяют, где начинается и где заканчивается частное владение, духовные и психологические границы определяют, кем мы являемся, а кем не являемся .

Психологи выделяю два вида границ: определяющие и защитные .

Определяющие границы связаны с принятыми нами ценностями, установками и нормами, показывая, кто мы есть, и кем мы не являемся. Они утверждают и для нас самих и для окружающих суть нашей личности, обозначая то, что мы считаете самым важным и ценным. Этот вид границ служит для идентификации и прояснению самого себя. Личность, возводя определяющие границы, как бы сообщает, подаёт сигнал другим людям о том, кто он есть. Например, «Я – мать, и мой родительский долг превыше профессиональных обязанностей», «Я – русский и горжусь своей историей и страной», «Я – православная христианка, соблюдаю церковные традиции и каноны», «Я – сова и прошу меня рано утром не беспокоить» и пр., пр.

Защитные границы оберегают «Я» от обстоятельств, воспринимаемых нами как болезненные, угрожающие самооценке, неприятные. Устанавливая защитные границы, мы пытаемся сделать отношения с людьми комфортными, преодолеть трудности в общении. В их случае, это уже будут примерно такие высказывания: «Если ты продолжишь надо мной и дальше подсмеиваться, я престану с тобой общаться», «Если ты не бросишь пить, я разведусь с тобой», «Если ты не прекратишь опаздывать, я буду ездить в гости на своей машине» и т.д. Защитные границы утверждаются в предъявлении условий общения, нарушение которых приведёт к оглашаемым заранее последствиям.

В отличие от определяющих, защитные границы подвижны. В случае изменения отношения к вам, соблюдения выдвинутых вами условий общения, вы можете их ослабить или вовсе ликвидировать. Не сталкиваясь с неприятными, болезненными, обидными обстоятельствами, надобность в защите отпадает.

Таким образом, границы – это некий рубеж, отделяющий «Я» от других, свои ответственности и чужие, свою «территорию» и не свою. Они позволяют быть личностью как таковой, иметь свои собственные желания, потребности, устремления свои, а не чужие эмоции, чувства и т.д. Без них мы не видели бы конца нашей ответственностей – мы бы переживали за всех людей так же, как за себя, разделения труда бы так никогда и не наступило. С границами каждый может чётко понимать, за что он в ответе (за свои чувства, свои поступки, свои решения) и за что не должен быть в ответе (за чувства других людей, их поступки и решения).

Психологические границы, как и государственные, оберегают от посягательств на личность, на её внутреннее, частное пространство со всем его содержанием. Они самим фактом своего существования заявляют о нашем суверенитете и оберегают от непрошенного, грубого вторжения, агрессии, различных форм насилия и манипуляций. Только в отличие от физических, психологические границы незримы, они находятся в сознании и проявляются в поведении.

При взаимодействии друг с другом люди неизбежно входят в соприкосновение. Их личностные пространства, психологические территории могут уважаться, оберегаться, пересекаться, подвергаться оккупации или насильственно ограничиваться. Всё то же, что происходит с государствами и их границами.

Психологические пространства разных людей могут являться в той или иной степени устойчивым образованием и иметь более или менее жесткие границы, нарушение которых всегда вызывает негативную реакцию – от легкого дискомфорта до болезненных переживаний. Такая реакция, в свою очередь, может стимулировать возникновение самых разнообразных форм защиты, вплоть до ответной агрессии. В любом случае, собственные границы всегда стремятся сохранить, за­щитить, отстоять. А когда они нарушаются, начинаются конфликты, недопонимание, раздражение и др.

Явные проблемы возникают, когда мы не чувствует своих границ и, как следствие, – не умеем их отстаивать. Люди с «зыбкими» границами, либо без них вовсе, будут, сами того не понимая, постоянно вызывать подспудное раздражение у окружающих, даже у близких друзей. В конечном счете, таких людей все будут избегать, никто не захочет долго с ними общаться.

Так, нарушением психологических границ будем называть воздействие одного человека на другого с той или иной степенью насильственности (то есть без получения согласия) с целью изменить по своему усмотрению принадлежащую человеку систему представлений о себе, сво­их возможностях, ресурсах и своем месте в мире, заставить изменить пра­вила и принципы, навязать чуждые цели и способы их достижения и т. д., а также самовольное использование и присвоение физической террито­рии другого человека или его предметов физического мира .

Крайней формой посягательства на границы личности является оккупация психологической территории , в результате которой нарушение границ происходит во всех сферах жизни человека и, при том с боль­шой степенью интенсивности.

Приведу примеры из практики, демонстрирующие проблемы границ:

● Вас просят сделать то, что вам не хочется и не в ваших интересах, а вы не отказываете в просьбе. Может быть и другая ситуация, когда вы добровольно взваливаете на себя выполнение обязанностей других людей без их просьбы.

● Вас унижают, оскорбляют, как вербально, так может быть, и физически, а вы это смиренно сносите.

● Вы полностью живете потребностями и интересами других людей, и с вами мало считаются .

● Ваши близкие люди шутят над вами в присутствии сторонних людей и считают это «забавным». Вы, чувствуя себя «неудобно» в этих ситуациях, никак им это не показываете.

● Пытаясь поддержать и утешить, вы изо дня в день подолгу разговариваете по телефону со своей «несчастной» подругой, или она всё своё свободное время проводит у вас дома. Вам не остаётся времени на домашние обязанности, на общение с мужем и детьми, но вы продолжаете уделять ей всё своё внимание, боясь обидеть.

● Работая с клиентами, вы пропускаете их проблемы через себя. Если что-то выходит из-под контроля, оборачивается неожиданностями, вы можете не спать ночами, пока не разрешите рабочие ситуации .

● Ваши друзья регулярно нарушают договоренности между вами и опаздывают, не предупреждая, не отдают вам вовремя долг, вынуждают вас согласиться с времяпрепровождением, которое вам неинтересно/ненужно/неприятно.

● Ваши личные вещи берут, не спросив у вас на то разрешения.

● Разные люди в той или степени близости к вам задают вопросы о вашей интимной жизни и всё что с ней связано, а вы отвечаете, даже если вам это неприятно делать. Или вас посвящают в подробности чьей-либо интимной жизни, не убедившись в вашем желании об этом говорить и слушать.

● Вы уже давно стали взрослым, а ваши родные до сих пор учат вас «жить», принимают за вас важные решения и всячески «способствуют» обустройству вашей личной жизни. Или, будучи уже взрослым человеком и проживая самостоятельно, вы постоянно, каждый шаг своей жизни сверяете с мнением родителей, чаще всего своей матери. По любому, даже малозначительному поводу, вы советуетесь с ней.

● Знакомые и друзья непрестанно рассказывают вам о проблемах своей жизни, не спросив на то вашего разрешения. Вам это стало досаждать, но вы продолжаете быть коллективной «жилеткой», «ковриком для вытирания ног» и пр.

Это лишь малый перечень примеров, показывающих нарушение психологических границ и неумение их выстраивать в общении с людьми.

Психологические границы начинают формироваться в раннем возрасте в семье, в общении с близкими людьми. Для установления «здоровых» границ необходимы те же условия, что и для развития психологически зрелой личности. Это – формирование первичного, базального доверия, автономии, инициативности, устойчивой личностной идентичности, опыта безусловного принятия и близости, здоровой сепарации от родителей и т. д .

Персональное восприятие психологических границ может быть различным. От «здоровых», сбалансированных границ, чётко простроенных и подвижных, в зависимости от ситуаций, до полного отсутствия или только намёка на их наличие.

К «незрелым» можно отнести не только личностей «без границ», но и тех, которые построили непроницаемые разделительные линии.

Люди с нарушением границ ведут себя по-разному. Можно выделить три варианта реакций.

1) В случае, когда границы порушены, открыты , человек не чувствителен к потребностям как собственной личности, так и личностей других людей. Он беспрепятственно становится объектом использования, манипуляций, лёгкой добычей для насилия. Часто такие люди не представляют различий между интимностью и публичностью, женщины могут быть не разборчивы в сексуальных связях.

2). Второй тип реакции связан с закрытыми границами . Человек, травмированный болезненным опытом деструктивных отношений, детскими травмами, может «сооружать» вокруг себя непреодолимые преграды, фактически изолируясь от отношений, предполагающих необходимость раскрытия. Такие люди, словно всю жизнь обороняются, становясь полностью закрытой системой. Постоянно защищая свою территорию, они никому не доверяют и обречены жить в состоянии войны со всеми окружающими. Им везде видится угроза, даже там, где её нет. Негативные детские решения вынуждают их воспринимать мир как плохой и крайне враждебный, а невраждебные действия интерпретировать как враждебные. Внутренняя агрессия легко обращается и вовне, и вслед за обороной они часто предпринимают наступление, нарушая границы других людей. Сформировавшись в ситуациях, требовавших прочной защиты, со временем, даже когда угрозы личности отсутствуют, они продолжают неизменно выполнять свою роль, не допуская подлинной близости, самораскрытия в отношениях.

Важно помнить, что мы созданы для отношений, и взаимное принятие невозможно без близости, открытия друг другу, взаимного доверия. И этого не достичь без риска, мужества убрать все наши защиты, стать уязвимым. Без отношений нет полноценной жизни и человеку предназначено вновь и вновь выходить за пределы выстроенных им психологических защит, идти на сближение с людьми.

3) Третья реакция – промежуточная между двумя первыми. Это – поведение человека с размытыми, зыбким границами . Он дезориентирован и может вести себя либо как при первом типе реакций, с открытыми границами, либо как при втором, с закрытыми. Причём, колебания в его поведении – от полной открытости до возведения непроницаемых защит, как правило, не соответствуют ситуациям. У него есть представления о границах, но нет чётких принципов их простраивания и отстаивания.

Итак, каждому человеку жизненно важно понимать, что обретение подлинной свободы в любой сфере бытия, невозможно без установления «здоровых» границ. Если отсутствуют или рушатся границы, то неизбежно рушатся и отношения, работа становится рабской обязанностью, прекращается духовный рост. Границы воздействуют на нас во всех сферах – физической, психологической, духовной, в области межличностных отношений.

Если нет границ, их необходимо сооружать, если они зыбкие, то стоит укрепить. Границы служат нашей защите, возводя необходимый буфер между людьми, предотвращая любые покушения на психологическое пространство личности.

Работа по выстраиванию здоровых, сбалансированных границ личности носит комплексный, системный характер и связана напрямую с достижением зрелости системы «Я». Приведу лишь несколько, из множества возможных, направлений по установлению «здоровых» границ. Этот труд необходимо включает в себя:

● Повышение самооценки, чувства собственного достоинства, укрепление веры в свою ценность, значимость;

● Обучение доверию собственным чувствам. Раскрытие своей истинной сущности возможно лишь в принятии и демонстрации того, что происходит во внутреннем мире в каждый конкретный момент, без подавления и осуждения себя. Этому может помочь освоение навыков «Я-высказывания», как умения открыто говорить о своих переживаниях, потребностях и подлинных желаниях;

● Обучение способности говорить «да» и особенно «нет», в зависимости от своих истинных предпочтений и желаний. Способность сказать «нет» подобна подаваемому всему миру знаку: «Я – личность. У меня есть потребности, вкусы, предпочтения, которые столь же важны, как и ваши. И я могу за себя постоять». Сказав «нет», вы тем самым обозначаете границы своего суверенитета. Научиться твердо возражать – важный этап в борьбе за самостоятельность мышления и поведения, за твердое следование своим намерениям.

● Развитие навыков ассертивного поведения. Они предполагают умения выразительно и отчётливо заявлять о желаемом; принимать возможные неприятности; открыто и откровенно выражать свои чувства; конструктивно решать возникающие конфликты; распознавать и противодействовать манипулятивным приёмам и т.д.

Это повседневный труд над собой, результатом которого станет достижение гармонии с собой и окружающими людьми, сформируется реалистическое, адекватное отношение к себе и миру.

Статья о психологических границах, о том, что это и как это работает.

Как бы мы того не хотели – быть вселенским, безграничным, уничтожить эго, или стать безумным каким-то другим способом, мы ограничены в своих возможностях. Ограничены в пространстве, и во времени, здесь и сейчас.

Действительно, пора поговорить о границах. Очень часто применяют этот термин в практической психологии, в консультировании. Так и говорят – психологические границы, границы личности, границы “Я”.

Цель популярных психологов на сайтах – научить вас дистанционно, прямо из текста, говорить “нет”, то есть, хотя бы иногда отказывать. И в этом случае также речь идет о восстановлении психологических границ. Когда-то давно, лет 50 назад, гештальтисты придумали такой странный термин, как граница-контакт. И наделили границу, которая из-за популярных психологов представляется забором с колючей проволокой или символически очерченным магическим кругом, функциями. Это функции пропускания, изменения формы, выталкивания, приема и выделения информации и энергии.

Границы организма в биологии

Начиная с более сложных форм жизни, чем вирусы, любой организм отделен от внешней среды мембраной, которая более или менее жесткая, в случае амебы – вообще подвижная, а еще амеба при помощи своей мембраны ест и какает. Удивительное дело, полезная метафора. Вирус может обладать границей-оболочкой вне организма, когда он не живой, а внутри клетки он пользуется границами клетки-хозяина: все живое имеет границы.

На схеме слева – как питается амеба.

С усложнением и многоклеточностью организма, граница его стала более сложной и разнообразной. Если вот кожа – это точно граница, то что можно сказать про эпителий дыхательных и пищеварительных путей? Это ведь тоже граница организма, но она находится внутри. А кусок пирога, который вы съели, – это не вы, это кусок пирога!

Мембрана, окружающая тело, не единственная граница, о которой известно. Границы, как линии или поверхности, вложены друг в друга.

У зверей есть территория, на которой зверь кормится, а у территории есть границы. У стайных и социальных животных эта территория общая, и каждый клан кормится на своей территории – у стаи есть общие границы. Границы помечаются экскрементами, пахучими метками, иногда элементы ландшафта служат границей – все как у людей! У сложных животных несколько границ, одна – это сложная граница тела, а другая, с большей поверхностью, – ограничивает ареал обитания.

Чувство, которое свидетельствуют о границах – это осязание. Зрение может давать информацию о границах, но осязание первично для определения границ.

С пришествием сознания, количество границ, которыми пользуется индивид для своей жизни, увеличивается. Например, в жилом доме нужно иметь свое личное пространство, и границы – чтобы дверь запиралась. В социальной сети наши границы – это круг друзей. Если мы пришли на работу в коллектив и в компанию, то мы обладаем общей границей, которая отделяет тело и интересы компании от клиентов и остального мира.

На рисунке – основные функции клеточной мембраны. Липидный слой – это пространственный разделитель. Молекулы белка, в него встроенные, обеспечивают информационно-сигнальную, управляющую, транспортную, функцию, а также функцию механической связи с другими клетками. Липидные слои – пассивная защита, белки ферменты – активная защита.

При всем многообразии границ, у них есть признаки

1. С помощью границ мы отделяем Я от не-Я, себя от окружающей среды и от другого человека. Граница чувствуется физически, какие-то события на границе всегда отзываются чувствами, переживаниями.

2. Граница обладает пространственными качествами – формой и меняется со временем, она живая. Если граница жесткая, то вероятно, что вы – в заключении, может – в добровольном (контрзависимость).

3. Граница обладает защитными функциями, но оборона – не единственная функция границы.

4. Граница обладает регулируемой проницаемостью, возможностью впускать и выпускать, притягивать то что нужно и выталкивать случайно приставшее.

5. Мы обладаем инструментами, которые можно использовать для изменения и, даже, нарушения границ других людей. Это не только конечности, но и голос, и взгляд. В присутствии другого свойства границ меняются.

6. Некоторые выступы и впадины телесных границ способствуют размножению.

Появление и развитие границы

Если граница организма развивается по биологическим законам, в соответствии с генетической программой, то с психологическими границами дело обстоит сложнее.
Их функции рождаются органично, исходя из потребности ребенка – в безопасности, в пище, в том, чтобы поначалу не иметь границ, полагаясь в своем развитии на наличие взрослых границ родителя.

Психологи так и рисуют границы младенца – они внутри границ мамы: он же полностью зависим! Но в реальности, ребенок – это отдельный организм, и его потребности неминуемо входят в конфликт с потребностями мамы.

Граница узнаётся в конфликте, в столкновении потребностей, интересов. Ребенок постоянно пробует, где у мамы тонко, а где – границы неприступны. В том случае, если мама:

  1. не может находиться в близком контакте, давая защиту и любовную поддержку, в том числе и своим телом
  2. показывает настолько жесткие границы, в случае естественных атак ребенка, например – игнорирует в случае определенного поведения
  3. отец не участвует в воспитании, как образец установления абсолютных, законных границ, которые неприступны, а делегирует опыт неприступных границ маме, – важные функции границ у ребенка не формируются в достаточной мере, про такого человека можно сказать – границы нарушены.

Восстановление границ и их функций для обеспечения достаточно хорошей жизни клиента называется психотерапией или, менее благозвучно и безсубъектно (и тупо), – коррекцией.

Агенты окружающей среды, бывает, хотят нарушить границы, это закон жизни. Значит, ребенку важен и опыт заделывания дыр в своих границах. Этот опыт у человека есть, практически, у каждого. Именно этот опыт задействует психолог и психологический терапевт для того, чтобы клиент смог эффективно сопротивляться, отстаивать свои границы, или наоборот – открывал заслонки, поднимать шлагбаум КПП в границах, когда нужно.

В нашем трудном и опасном мире нередки случаи, когда организм подвергается насилию. Далеко ходить не нужно, процесс воспитания ребенка полон насильственных действий, что бы вам ни говорили ушлые тренеры, они сами иногда поутру насильно будят и одевают своих детей, чтобы отправить в детсад.

В детском саду будет социализация по расписанию, а не по возможности именно вашего чада. Чадо болеет, что это значит? Произошло нарушение границ и на слизистые присел вирус. Можно с высокой степенью приближения к истине заявить, что граница – это психофизиологическое явление, а не только физиологическое или психическое . Для того, чтобы границы образовывались и работали правильно, нужен хотя бы один человек, который на стороне ребенка, который может защитить его границы своими.

Нарушенные границы

Какие функции границ бывают нарушены?

Самое серьезное повреждение – это нечеткая, диффузная граница. Человеку с такой границей одному выжить в обществе очень сложно, и такой человек часто впадает в зависимость, стремится воспользоваться границами другого для своего выживания. Другой такой – тут же находится, и взамен берет в “рабство”. Я намеренно сгущаю краски.
Такие отношения называются психологами слиянными, зависимыми.

Насколько этот тип отношений соответствует традициям жизни социума, настолько успешными будут эти отношения. В социуме, в котором зависимые отношения являются нормой, выход за рамки отношений слияния несет множественные риски.

Функция питания – реализуется на границе. Все, что служит нам едой и духовной пищей, предоставляется средой на границу. Иногда за пищей нужно погоняться, повоевать. В этом качестве граница личности является агрессивной, захватывающей часть чего-то. Точно так же клетка амебы забирает частицу пищи, окружая ее в водной среде своим телом. У более высших организмов есть рот, зубы, руки, чувства запаха, вкус и зрение – всё, что нужно, чтобы получить питание.

Бывает, недостаточно агрессии на границе, тогда приходится довольствоваться скучной едой.

Функция выталкивания также реализуется на границе. Функция защиты, в психологии это целая тема для сказок – “как научиться говорить нет”. Самый простой способ не дать вам выбора – попросить дать ответ моментально, сразу же. Это один из способов проделать дырку в границах.

Почему граница не сработала, если от вашего “партнера” идет жесткое требование принять решение немедленно? Это значит, что для того, чтобы граница смогла выполнить свои функции, необходимо хоть какое-то время. Правильный ответ на манипуляцию с требованием немедленности – “дай подумать”.

Границы личности и личные границы

Границы психики – это реальность, которая диагностируется, подлежит исследованию и коррекции. Например, если ваша граница на замке, психолог сможет в работе с вами сделать эту границу помягче, вы сможете иметь близкие отношения, если того хотите. И обнаружить такое желание, если еще пока не хотите.

Границы личности в принципе сильно отличаются по своей формулировке, так как личность проецируется на собственность, территорию, дом, брак и другие феномены. Личность не только организмична, она – социальна.

То, на что спроецирована ваша личность, представляет ваши интересы. Ваша должность, ваш образ, ваша роль в коллективе и в семье. Если кто-то посягает на то, что ваше, вы начнете отстаивать свою “сферу интересов” и себя. В какой-то мере, это свидетельствует о границах.

Если вам трудно отказать, определить что ваше, а что не ваше, возможно, вы обладаете слабыми (точнее – размытыми) границами. Если вы слишком жестко реагируете на любое к вам приближение – то охранная функция ваших границ чрезмерна.

Сознание и бессознательное

Внутри психики также есть границы, наиважнейшая из них – граница между сознанием и бессознательным. Понятно, что это граница воображаемая, но кое-какие ее свойства, как гипотеза, существуют.

За границей – ничего не осознается, содержание путешествует туда и обратно, когда человек спит. Сон – как путешествие через границу и обратно. Смысл этой мембраны – чтобы сознание получило великие ресурсы из бесконечно большой области не-разума. То, что сознание не в состоянии переработать, отправляется за границу.

В бодрствующем организме эта граница не представляет собою мембрану, скорее – разделительную полосу, и на ней появляются следы – это оговорки, неловкости, сны наяву, какие-то ошибки восприятия. По этим оговоркам-следам на разделительной полосе, психоаналитики находят “нарушителя”.

Если граница в бодрствующем состоянии стала проницаема – говорят о психозе, тут компетенции психолога заканчиваются, на смену им приходят врачи-психиатры. Их цель – успокоить пациента, вернуть границу на место.

В состоянии страсти, аффекта, в границе также есть дыра, поэтому страсти – это для психологов трудная область работы.
Здоровое функционирование этой внутренней границы – залог функционирования внешних границ.

Социальные границы

Человек как луковица – пишут современные философы, у него оболочек много, на каждой оболочке есть своя граница. Социальная граница не исключение. Личность, как социальный феномен, имеет свои границы в общении с себе подобными. Сейчас эти границы размываются социальными сетями, интернетом.

Социальные отношения предполагают, что нужна приватная территория – дом, автомобиль, кабинет. Социальные отношения предпологают круг общения. Все это тоже имеет отношения к границам личности.

На примере сказок – когда влюбляются сказочные герои из разных социальных слоев – нам дают пример о том, что человеческие границы, а точнее, границы психики – более реальный и значимый феномен, чем социальные границы.

Мораль – это свод правил, установленных до нас в окружающем нас обществе. Вы слышали, наверное, о границах морали, “это переходит все границы”?
Как переживается нарушение границ.

Если кто-то вторгается на вашу территорию, законно чувствовать раздражение, гнев, если продолжается вторжение – то и ярость. Организм реагирует стрессом и мобилизацией.
В случае если границы диффузны, то вы – злая амеба, гнев переживается как подавленность, замешательство, растерянность, обида. Человек-душка, мухи не обидит, хороший мальчик, удобный для всех. Или пассивно-агрессивный тип, саботажник.

Восстановление психологических границ в данном случае означает возвращение субъекту его чувства гнева, обнаружение его и легализация. Далее психолог научит, как вам пользоваться обнаруженным гневом.

Если нарушена функция питания, то организм будет в дефиците – психологически истощенным, слабым. Если нарушена функция отторжения и выделения – то организм будет отравленным и также – слабым. Слабость от недоедания, на мой взгляд, несколько лучше слабости от отравления. Что дороже, диализ или вставная челюсть?

Нарциссической личности свойственны два состояния – сильно раздутые границы (врачи без границ, шутка), а также полное отсутствие границ – состояние ничтожности, маленькое-маленькое “Я”. Сильно раздутые границы требуют больших расходов на их поддержание, в случае если граница живая, функциональная. Поскольку обеспечить жизнь на гигантских просторах сложно, граница становится жесткой, непроницаемой.

Наличие психологических границ, а также границ личности свидетельствует о психике как о целостности, системности. При нарушении функций, эта целостность имеет значительный диапазон для приспособления. Но даже самый большой диапазон имеет свои границы.