Какой предстает природа в лирике С.Есенина? Литература выпрямляет душу.

В процессе интеграции изобразительного искусства и художественного труда была создана система творческого развития подростков. Воспитательный процесс в рамках данной системы осуществляется педагогом-предметником (учителем изобразительного искусства и художественного труда), педагогом дополнительного образования - руководителем изостудии и научного общества учащихся, а также классным руководителем.
Уроки изобразительного искусства затрагивают проблемы добра и зла, красоты (внешней и внутренней), жизненных ценностей (культурных, материальных и духовных). Анализ произведений искусства, изображение человека, природы, предметного мира способствуют развитию этических чувств (стыда, вины, совести), обогащению знаний моральных и этических норм и правил общества, развивают эмпатию - сочувствие, сопереживание. Рассказывая о живописи, скульптуре, архитектуре разных народов и цивилизаций, очень важно обращать внимание на воспитание толерантности. Ведь искоренить в обществе межнациональную рознь невозможно запретами. Уважение к культуре разных народов необходимо воспитывать.
Примером воспитывающего урока является разработка по теме «Пропорции фигуры человека. Изображение фигуры человека в движении». Это одна из самых сложных тем. При изучении передачи пропорций человеческого тела, соотношения головы, длины рук и ног относительно тела, изображении человека в движении акцент делается на внутреннем мире, развитии общечеловеческих качеств. Усилить восприятие могут поэтические строки. Например, стихотворение Бориса Заходера «Песенка о человеке».
Выполнив человечков из бумаги, мы обсуждаем, какие они - разные или одинаковые и почему? Далее просматриваем мультфильм Гари Бардина «Адажио». И снова бурное обсуждение. Кто такие белая и черная птицы, кто такие серые? А бывают ли в нашем обществе такие ситуации, которые отражены в сюжете мультфильма, что необходимо сделать, чтобы не было в обществе изгоев? Далее с помощью белой краски дети дорисовывают то, что указывает на интересы персонажей их картин, это позволяет нам понять, что они делают в данный момент. То есть наделяют своих человечков индивидуальностью. Сейчас они все представители серой массы, но в нашей власти сделать их другими. Придумывают им легенду - какой характер, что они любят, что ненавидят, к чему стремятся. Дети работают под музыку. Звучит песня «Дорога добра» (слова Юрия Энтина, музыка Марка Минкова). Далее заселяем человечков в бумажный город.
Таким образом, из обычного чистого листа получились замечательные человечки. Многие философы и ребенка сравнивали с чистым листом и считали, что в процессе жизни окружающие его люди и он сам на этом листе делают различные надписи, которые впоследствии и составляют то, что человек собой представляет. В нашей, учительской, власти сделать так, чтобы на листе детской души не появились дурные или даже случайные надписи. Этот урок подтверждает справедливость стихотворения Михаила Матусовского «С чистого листа».
Иллюстрирование произведений литературы также благодатное поле для развития нравственности школьников. Можно использовать программные произведения и тем самым осуществлять межпредметную взаимосвязь литературы и изобразительного искусства. Каждая картина - это тоже рассказ, только не словесный, а образный. Если книгу можно сравнить с виртуальным миром, то картину смело можно назвать реальным. Но, несмотря на то что свои произведения художники представляют нашему взору как «готовый продукт», «готовую пищу», которую осталось только «съесть» - созерцать, в них таится колоссальный смысл, их тоже нужно научиться читать. Иногда художники, для того чтобы помочь зрителю разобраться в сюжетах картин, писали к ним рацеи - стихотворные объяснения того, что мы видим. К таким художникам относится Павел Федотов. Детям можно предложить рассмотреть и «послушать» его картину «Сватовство майора». Это поможет лучше разобраться в персонажах, изображенных художником, в их внутреннем мире. Обучаясь понимать рисованных героев, дети учатся присматриваться и прислушиваться к реальным людям, которые их окружают.
В 7-м классе мы иллюстрируем рассказ Шела Сильверстайна «Щедрое дерево». В ходе анализа стихотворения затрагиваются темы слепой материнской любви, неблагодарности детей, понимания счастья, ответственности, заботы и уважения. В рисунке передаем не только содержание произведения, но и с помощью цвета отражаем внутреннее состояние героев.
Результаты работы снова заставляют обратиться к творчеству поэтов, а именно Вячеслава Захарова:
Веками море в берег бьется,
Лохматясь пеною седой,
Чтоб выбросить кусочек солнца,
Отполированный водой...
А сколько надо сил и жажды
Творить, измучившись вконец,
Чтоб выбросить янтарь
однажды
На берегах людских сердец!

Уважаемые педагоги, помогите детям научиться общаться с искусством - музыкой, литературой, живописью, и оно поможет сделать их сердца чистыми, прозрачными, теплыми, как янтарь, ведь как говорил Василий Сухомлинский - «искусство выпрямляет душу».
Педагог дополнительного образования осуществляет художественное образование в кружках, на факультативах, в изостудиях. Творческие работы, которые мы выполняем на занятиях в изостудии, украшают кабинет изобразительного искусства, фойе школы, участвуют в различных выставках и конкурсах разного уровня. На занятиях прививается любовь к прекрасному, к окружающему миру. Ведь еще В.Сухомлинский писал: «Из равнодушия к красоте постепенно развивается бессердечность».
Воспитание осуществляется и руководителем научного общества учащихся «Творчество и поиск». Оно существует с 2008 года. В нем действуют пять предметных секций, среди которых и художественно-эстетическая. Под руководством учителя учащиеся выполняют исследовательские проекты на интересующие их темы. Наша секция выполнила девять научно-исследовательских работ, которые получили признание жюри конкурсов разных уровней - от районного до международного. Темы работ затрагивают глубокие воспитательные проблемы, способствуют воспитанию как самих исследователей, так и слушателей. Это, например, «Воспитательная тайнопись живописи», «Арт-терапия - удовлетворение и исцеление современного общества», «От любопытства к прошлому - к знаниям в настоящем и перспективам в будущем», «Музей - центр культурного отдыха и саморазвития человека» и др.
Воспитательный процесс в общеобразовательной школе преимущественно осуществляется классным руководителем. Опираясь на запрос общества, связанный с острой необходимостью повышения уровня воспитанности подрастающего поколения, и на стандарт образования, нравственное воспитание было выбрано как основное направление воспитательной системы класса. Название подсказал Федор Достоевский: «Красота спасет мир!» Эту фразу он сказал, когда впервые увидел «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля. Воспитание нравственности проходит через общение с искусством. Как тут снова не процитировать В.А. Сухомлинского: «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
Каждую неделю проходят классные часы в форме деловых игр, тренингов, бесед, викторин, лекций. Особое место занимает изучение прав и обязанностей учеников. Просматриваем видеофильмы о проблемах современного общества и подростков в частности. Обсуждаем их. За годы нашей работы сложилась традиция - на все большие календарные праздники радовать родителей спектаклями. Мы сами делаем декорации, костюмы, украшаем кабинет. Все спектакли направлены на развитие системы общечеловеческих ценностей. Ребята подготовили и показали спектакли «Ромео и Джульетта вчера и сегодня» (об отношениях подростков в прошлом и настоящем), «Мужской монастырь» (о роли женщины в жизни мужчины), «Новогоднее чудо» (о пагубном влиянии телевидения на сознание подростков), «Знания на блюдечке - возможно ли и нужно ли?» (о значении обучения для человека и общества) и др. В мероприятиях, которые проводятся в классе, принимают активное участие не только дети, но и их родители. Часто приглашаются ученики параллельных классов и администрация школы.
На каждых каникулах проходят экскурсии, которые направлены на приобщение к искусству и народному творчеству. Приобщение к прекрасному происходит и во время посещения театров. Бываем в культурных центрах, которые порождают любовь к науке. Посещаем краеведческие музеи для активизации гражданского самосознания и патриотических чувств.
Таким образом, посредством искусства осуществляется нравственное воспитание обучающихся. Все мои усилия направлены на то, чтобы в будущем мне было не просто не стыдно за поступки этих детей, а я с гордостью могла сказать: «Это мой ученик!»

Ольга ЧЕРНИЛЕВСКАЯ, учитель изобразительного искусства селятинской средней школы №1 Наро-Фоминского района Московской области, старший преподаватель кафедры методики преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла Академии социального управления, финалист конкурса «Педагог года Подмосковья-2008

В данной подборке мы описали основные проблемы, встречающиеся в текстах для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Аргументы, располагающиеся под заголовками с формулировкой проблемы, взяты из известных произведений и демонстрируют каждый проблемный аспект. Все эти примеры из литературы вы можете скачать в формате таблицы (ссылка в конце статьи).

  1. В своей пьесе «Горе от ума» А.С. Грибоедов показал бездуховный мир, погрязший в материальных ценностях и пустых развлечениях. Это мир фамусовского общества. Его представители выступают против просвещения, против книг и наук. Сам Фамусов говорит: «Забрать все книги бы, да сжечь». В этом душном болоте, отвернувшемся от культуры и истины, невозможно находиться просвещённому человеку, Чацкому, который болеет за судьбу России, за её будущее.
  2. М. Горький в своей пьесе «На дне » показал мир, лишённый духовности. В ночлежке царят ссоры, непонимание, споры. Герои, действительно, находятся на дне жизни. В их обыденности нет места культуре: их не интересуют книги, картины, театры и музеи. В ночлежке читает только молодая девушка Настя, и читает она любовные романы, которые в художественном плане сильно проигрывают. Актёр часто цитирует строки из знаменитых пьес, так как сам раньше выступал на сцене, и это сильнее подчёркивает пропасть между самим Актёром и настоящим искусством. Герои пьесы оторваны от культуры, поэтому их жизнь похожа на череду сменяющих друг друга серых дней.
  3. В пьесе Д. Фонвизина «Недоросль» помещики представляют собой невежественных обывателей, помешанных на алчности и чревоугодии. Госпожа Простакова грубит мужу и слугам, хамит и притесняет всех, кто ниже ее по социальному положению. Эта знатная женщина чуждается культуры, зато пытается навязать ее сыну в такт модным веяниям. Однако у нее ничего не выходит, потому что своим примером она учит Митрофана быть глупым, ограниченным и невоспитанным человеком, которому ничего не стоит унизить людей. В финале герой открыто говорит матери, чтобы та оставила его в покое, отказывая ей в утешении.
  4. В поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя помещики, опора России, предстают перед читателями гнусными и порочными людьми без намека на духовность и просвещенность. Например, Манилов лишь делает вид, что он – культурный человек, однако книга на его столе покрылась пылью. Коробочка и вовсе не стесняется своего узкого кругозора, открыто демонстрируя несусветную глупость. Собакевич заостряет внимание только на материальных ценностях, духовные ему не важны. И тот же Чичиков не заботится о своем просвещении, его волнует лишь обогащение. Таким писатель изобразил мир высшего общества, мир людей, которым по праву сословия была предоставлена власть. В этом заключена трагедия произведения.

Влияние искусства на человека

  1. Одной из ярких книг, где значимое место занимает произведение искусства, является роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Написанный Бэзилом Холлуордом портрет по-настоящему меняет жизнь не только самого художника, который влюбляется в своё творение, но и жизнь молодого натурщика, самого Дориана Грея. Картина становится отражением души героя: все поступки, которые совершает Дориан, тут же искажают изображение на портрете. В финале, когда герой отчётливо видит, каким стала его внутренняя сущность, он не может больше продолжать спокойно жить. В данном произведении искусство становится магической силой, которая раскрывает человеку его же внутренний мир, отвечая на вечные вопросы.
  2. В очерке «Выпрямило» Г.И. Успенский затрагивает тему влияния искусства на человека. Первая часть повествования в произведении связанна с Венерой Милосской, вторая — связана с Тяпушкиным, скромным сельским учителем, перипетиями его жизни и той радикальной переменой, которая произошла в нём после воспоминания о Венере. Центральный образ — образ Венеры Милосской, каменной загадки. Смысл этого образа — олицетворение духовной красоты человека. Это воплощение вечной ценности искусства, которое потрясает личность и выпрямляет ее. Воспоминание о ней позволяет герою найти силы остаться в деревне и сделать для невежественных людей очень многое.
  3. В произведении И. С. Тургенева «Фауст» героиня никогда не читала художественную литературу, хотя находилась уже в зрелом возрасте. Узнав об этом, ее друг решил прочитать ей вслух знаменитую пьесу Гёте о том, как средневековый врач искал смысл бытия. Под влиянием услышанного женщина очень изменилась. Она осознала, что жила неправильно, нашла любовь и отдалась чувствам, которых раньше не понимала. Вот так произведение искусства может пробудить личность ото сна.
  4. В романе Ф. М. Достоевского «Бедные люди» главный герой всю жизнь прозябал в невежестве, пока не встретил Вареньку Доброселову, которая начала развивать его, присылая книги. До этого Макар читал только низкопробные произведения без глубокого смысла, поэтому его личность не развивалась. Он мирился с ничтожной и пустой рутиной своего существования. Но литература Пушкина и Гоголя изменила его: он стал активно мыслящим человеком, который даже письма писать научился лучше под влиянием таких мастеров слова.
  5. Истинное и ложное искусство

    1. Ричард Олдингтон в романе «Смерть героя» в образах Шобба, Бобба и Тобба, законодателей модных литературных теорий модернизма, показал проблему фальшивой культуры. Эти люди заняты лишь пустыми разговорами, а не настоящим искусством. Каждый из них выступает со своей точкой зрения, считает себя уникальным, но, по существу, все их теории — это одно и то же пустословие. Неслучайно и имена данных героев схожи, как братья-близнецы.
    2. В романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков показал жизнь литературной Москвы 30-х годов. Главный редактор МАССОЛИТА Берлиоз является человеком-хамелеоном, он подстраивается под любые внешние условия, любую власть, строй. Его литературный дом работает по заказу властителей, там давно нет муз и нет искусства, настоящего и искреннего. Поэтому по-настоящему талантливый роман отвергается редакторами и не признаётся читателями. Власть сказала, что Бога нет, значит и литература говорит то же. Однако культура, которая штампуется по заказу, является лишь пропагандой, которая ничего общего с искусством не имеет.
    3. В повести Н. В. Гоголя «Портрет» художник променял истинное мастерство на признание толпы. Чартков нашел деньги, спрятанные в купленной картине, но они лишь раздули его честолюбие и алчность, и со временем его нужды только росли. Он начал работать только на заказ, стал модным живописцем, но об истинном искусстве пришлось забыть, в его душе уже не осталось места для вдохновения. Свое убожество он осознал лишь тогда, когда увидел произведение мастера своего дела, каким когда-то он мог бы стать. С тех пор он скупал и уничтожал подлинные шедевры, окончательно потеряв рассудок и способность творить. К сожалению, грань между истинным и ложным искусством очень тонкая, ее легко не заметить.
    4. Роль культуры в обществе

      1. Проблему отстранения от духовной культуры в послевоенные времена показал в своём романе «Три товарища» Э.М. Ремарк. Данной теме не отводится центральное место, но один эпизод раскрывают проблему общества, погрязшего в материальных заботах и забывшего о духовности. Так, когда Роберт и Патриция гуляют по улицам города, они забегают в картинную галерею. И автор устами Роберта рассказывает нам, что люди давным-давно перестали заходить сюда для того, чтобы насладиться искусством. Здесь те, кто прячется от дождя или зноя. Духовная культура отошла на второй план в мире, где царят голод, безработица, смерть. Люди в послевоенное время пытаются выжить, и в их мире культура потеряла цену, как и человеческая жизнь. Потеряв ценность духовных аспектов бытия, они озверели. В частности, от выходки бешеной толпы погибает друг главного героя, Ленц. В обществе без нравственных и культурных ориентиров нет места миру, поэтому в нем легко зарождается война.
      2. Рэй Брэдбери в романе «451 градус по Фаренгейту» показал мир людей, отказавшихся от книг. Всех, кто пытается сохранить эти ценнейшие кладовые культуры человечества, жестоко наказывают. И в этом мире будущего, есть множество людей, которые смирились или даже поддерживают общую тенденцию уничтожения книг. Таким образом, они сами отстранились от культуры. Автор показывает своих героев пустыми, бессмысленными обывателями, зацикленными на телеэкране. Они разговаривают ни о чём, ничего не делают. Они просто существуют, даже не чувствуя и не думая. Именно поэтому роль искусства и культуры очень важна в современном мире. Без них он оскудеет и потеряет все то, чем мы так дорожим: индивидуальность, свобода, любовь и другие нематериальные ценности личности.
      3. Культура поведения

        1. В комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизин показывает мир невежественных дворян. Это и Простакова, и её брат Скотинин, и главный недоросль семьи Митрофан. Эти люди в каждом своём движении, слове показывают бескультурье. Лексика Простаковой и Скотинина груба. Митрофан — настоящий лентяй, привыкший, что за ним все бегают и выполняют любой его каприз. Люди, которые пытаются научить чему-то Митрофана, ни Простаковой, ни самому недорослю не нужны. Однако такой подход к жизни не приводит героев ни к чему хорошему: в лице Стародума к ним приходит возмездие, расставляющее все на свои места. Так что рано или поздно невежество все равно падет под своей же тяжестью.
        2. М.Е. Салтыков-Щедрин в сказке «Дикий помещик» показал высшую степень бескультурья, когда человека уже невозможно отличить от зверя. Раньше помещик жил на всём готовом благодаря крестьянам. Сам он не утруждал себя ни работой, ни просвещением. Но прошло время. Реформа. Крестьяне ушли. Тем самым внешний лоск дворянина был снят. Начинает проступать его истинная звериная сущность. Он обрастает волосами, начинает ходить на четвереньках, перестаёт разговаривать членораздельно. Так, без труда, культуры и просвещения человек превратился в звероподобное существо.

Самый счастливый человек тот, кто дает счастье наибольшему количеству людей.
Д. Дидро

Важно ли для человека чувствовать себя любимым? Конечно же, да, ведь всем необходимо чувствовать себя кому-то нужными, ощущать заботу и внимание со стороны близких людей. Это делает нас счастливыми.
Бесспорно, быть любимым - это много значит для каждого человека, но разве совсем неважно любить самому? У каждого из нас есть потребность не только получать, но и отдавать. Мы не будем чувствовать себя по-настоящему счастливыми, если не сможем дарить любовь другим людям, выражать свои чувства в поступках. Любя, мы становимся лучше, учимся быть чуткими, понимаем, что такое сопереживание. Вспомним рассказ Б. Екимова «Ночь исцеления». Внук Гриша приехал к бабушке. Ему известно, что она часто кричит по ночам: сказываются пережитые ею трудные военные годы. Мама предупредила его: если бабушка будет мешать спать, нужно крикнуть на нее: «Молчать!» Сначала внук так и хочет поступить, но потом в его сердце рождается сострадание к бабушке. Любовь к близкому человеку заставила его прозреть. Он понял, что все, что нужно, чтобы пришло исцеление, - это забота. И ночью вместо того, чтобы крикнуть на бабушку, он начинает успокаивать, утешать ее. И читатель понимает: чтобы быть человечным, достаточно просто любить.
Так что же важнее: любить или быть любимым? Размышляя над этим вопросом, нельзя не прийти к ответу: сердце человека предназначено и для того, чтобы принимать, и для того, чтобы дарить любовь. Это две стороны одного целого, и невозможно отрицать важность ни одной из них.

Чаще всего человек счастлив тогда, когда он влюблен. Изменяется время, изменяется жизнь и мировоззрение людей. Но неизменной остается человеческая потребность в любви. Неразгаданной остается тайна души, в которой горит священное чувство любви, такой любви, о которой писал В. Шекспир:
Любовь – над бурей поднятый маяк,
Не меркнущий во мраке и тумане.
Любовь – звезда, которою
Моряк определяет место в океане.
Жизнь устроена так, что человек постоянно нуждается в чьей-то любви. Любят друг друга женщина и мужчина, родители и дети любят друг друга. Да, это разная любовь, но без нее человек счастливым быть не может.
Счастливый человек – это человек, который достигает своей цели. Наверное, высшим счастьем является состояние удовлетворения от успеха. Эти счастливые минуты заставляют человека не останавливаться на достигнутом, а идти дальше, что-то искать, открывать, добиваться. Может быть, для некоторых это и есть счастье? Но если человек думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, он не может быть счастливым. Чтобы быть счастливым, нужно иметь доброе сердце. Такой человек никогда не будет одиноким. Он не будет страдать, а будет наслаждаться тем, что может помочь другим, а если надо, к такому человеку всегда придут на помощь друзья. Человек, имеющий друзей, – счастливый человек.
428 слов.

39. В чём суть поэзии? (по творчеству Б.Пастернака)

Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.
Б. Пастернак
Поэзия часто говорит о себе самой - устами авторов. Те или иные аспекты поэтического предназначения привлекают к себе внимание разных поэтов, едва ли не всех. В русской литературе эта градация представлена величайшими ее именами, такими, как Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Некрасов, Блок, Маяковский, Ахматова. Свое, оригинальное мнение по этому вопросу высказал и Борис Пастернак. Оно явилось следствием его общих мировоззренческих и эстетических взглядов и представляет собой последовательную, выдержанную в едином ключе систему.
Первое, что привлекает внимание в стихах Пастернака, посвященных теме искусства, это его уподобление губке, впитывающей все вокруг:
Поэзия! Греческой губкой в присосках
Будь ты, и меж зелени клейкой
Тебя б положил я на мокрую доску
Зеленой садовой скамейки.
Что значит поэзия для людей? На этот вопрос Пастернак уверенно отвечает, что в ней - наше право на бессмертие: “А в рифмах умирает рок”. В рифмах рождается та правда, которая невозможна в мире обыденности, та правда, с которой в эту жизнь входит “миров разноголосица”.
Поэзия имеет своим истоком саму жизнь - во всех ее проявлениях. И так же, как сама жизнь, согласно Пастернаку, есть непреходящее чудо поэзия является “и творчеством, и чудотворством”. Поэзия творит “образ мира в слове явленный”. Искусство открывает человеку глаза на мир, на его чудесное существование - в этом его нравственная задача, в этом - утверждение принципов добра и красоты.
Искусство и простота - тема, которая волновала Пастернака. Его самого нередко упрекали в ненужной, чрезмерной сложности образов и приемов.
Сам Пастернак всей своей жизнью подтверждал свою верность провозглашенным им принципам поэтического предназначения. Все, что им создано, несет на себе отпечаток тех идеалов духовности, которые он проповедовал в своих стихах.

Борис Пастернак не склонен был приписывать поэзии цели конкретные, практические, как делал это в какой-то мере тот же Маяковский. Поэт лишь отчасти заимствует у классической традиции представления о предназначении поэзии и дает ей новое определение - поэзия-губка. Она впитывает мир целиком, чтобы потом, будучи выжатой, явить его людям, открыть им его - в этом ее высокое предназначение, ведь у поэта особое, полное и первичное знание о мире. Личность самого Пастернака - пример для многих его собратьев: к примеру, А. Ахматова писала в своих стихах о желании “Пастернака перепастерначить”. Пастернак - явление для русской литературы сакральное: он - Поэт.

Слов.

Литература выпрямляет душу?

Каждый человек имеет душу. При размышлении об этом вспоминается стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка», где поэт сравнивает человека с сосудом, в котором может быть пустота, а может гореть огонь. От самого человека зависит, какой будет его душа. Если он будет стремиться к духовному росту, к гармонии с самим собой и окружающим миром, если его помыслы будут чисты, а дела полезны, то на душе у него будет легко и спокойно.
Еще одним средством воспитания души является искусство, музыка. Талантливыми художниками и музыкантами создано столько великих произведений, что все даже невозможно запомнить, но, вглядываясь в картины, слушая музыкальные произведения, нельзя не задуматься о том, что в жизни есть гораздо более важные вещи, чем простое бренное существование. Духовно развиваться человеку помогает и литература. На примере героев художественных произведений мы знакомимся с жизнью, сочувствуем им или восхищаемся ими, и в этом тоже содержится глубокий воспитательный момент для нашей души.Наконец, еще одно, пожалуй, самое важное воспитательное средство, благодаря которому душа способна развиваться, – это природа. Восхищаясь прекрасным, любуясь природой, мы наполняем свой внутренний мир новым содержанием, делаем его интересным и богатым.
Нельзя забывать о своей душе, она играет в жизни человека куда более важную роль, чем тело. Только тот человек может быть счастливым, который живет в согласии с самим собой и думает о своей душе.

Таким образом, роль литературы во все времена и в современности- помочь человеку постичь самого себя и окружающий мир, разбудить в нем стремление к истине, счастью, научить уважению к прошлому, к знаниям и принципам морали, передающимся из поколения в поколение. Воспользоваться этой возможностью, которую предоставляют книги, или нет- это личный выбор каждого человека.

Слов.

Трагедия Е.Онегина

В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» отражены двадцатые годы 19 в. Это знаменитое время в жизни России. В передовых кругах общества зреет недовольство режимом рабства и деспотизма. Под влиянием войны 1812 г. Формируются убеждения передовых дворян. В своем произведении Пушкин изображает типичного представителя большей части русской интеллигенции, критически относящегося к светскому обществу. Онегин не является человеком исключительным, случайно появившимся в этом обществе. Пушкин создал типичного героя этой эпохи.

Ненужность Онегина развивается на протяжении романа, нам ее последовательно доказывает сам поэт. Она начинается еще в детстве. Онегин, родившийся в среде столичного дворянства, растет под надзором иностранцев-гувернеров, которые воспитывают его на иностранный лад в отрыве от русской действительности:

«Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur ее сменил.
Ребенок был резов, но мил.
Monsieur l’Abbe, француз убогий,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя…»

В результате из Онегина вырастает человек с разносторонними способностями, с широкими, но не глубокими знаниями. Он эрудирован, так, например, читает английского экономиста Адама Смита. Это говорит о том, что Онегин – человек очень умный, но его ум нельзя применить нигде.

Сначала Онегин ведет в Петербурге жизнь светского повесы, полную забав, развлечений, роскоши. Предоставленный самому себе, он рано взрослеет:

«Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать,
Являться гордым и послушным,
Внимательным иль равнодушным!»

И у Онегина происходит неизбежное охлаждение – следствие бестолковой жизни, неумения приложить к чему-либо свои способности:

«Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум».
«Но разлюбил он наконец
И брань, и саблю, и свинец».

Как человек умный, Онегин понимает никчемность своего существования и стремится заняться полезной деятельностью. Жизнь «без цели, без трудов» привела его к тому, что он

«Хотел писать – но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его…»

Трагедия Онегина в ненужности его способностей и знаний, в разочаровании его в жизни, в человеческих отношениях (дружбе, любви). Человек, наделенный умом, способный тонко чувствовать, он не смог оценить любви Татьяны и прошел мимо чистого, прекрасного чувства. Онегин стремился уйти от светских забав: уезжал в деревню, путешествовал, но и там он не нашел себе применения.

Все быстро надоело ему. Разочарованный, охладевший к жизни, он едет путешествовать по России.

Тема трагедии умного светского человека не нова. Она прошла через творчество выдающихся русских поэтов того времени. Мы встречались с Чацким в комедии Грибоедова «Горе от ума» и еще встретимся с Печориным в романе Лермонтова «Герой нашего времени».

Слов.

42. «И дым Отечества нам сладок и приятен» (по комедии А. Грибоедова «Горе от ума») А.С. Грибоедов вывел на сцену два противостоящих друг другу лагеря лагерь - молодой России и лагерь крепостников. Их борьба была явлением русской жизни десятых - двадцатых годов XIX века. В это время из общей массы дворянства выделяются дворяне-революционеры - сторонники борьбы со всем отжившим в социальном и политическом строе, сторонники боя за новое за движение страны вперед. Александр Андреевич Чацкий по своему общественному положению принадлежит к дворянскому классу, но образ мыслей его и поведение находятся в резком противоречии с окружающей средой. Детство его прошло в Москве он часто бывал в доме Фамусова, учился у тех же гувернеров что и Софья, любил Софью Для завершения образования уехал за границу. Он не богат, не заботится о своем небольшом имении, управляет им «оплошно», служил некоторое время, имея связь с министрами, побывал в армии Чацкий возвращается в Москву в дом Фамусова из-за того что любит Софью «Чуть свет», не заезжая домой, он стремительно появляется в доме Фамусова и выражает Софье свою горячую любовь. Уже это характеризует его как страстного человека. Ни разлука, ни странствия не охладили в нем чувства которые он выражает поэтически горячо. Чацкий говорит языком литературным, для выражения любви к родине цитирует Державина: И дым Отечества нам сладок и приятен Ряд афоризмов свидетельствует об остром и тонком уме Чацкого «Блажен кто верует тепло ему на свете». «Ум с сердцем не в ладу». А многие афоризмы звучат как эпиграммы:
Господствует еще смешенье языков
французского с нижегородским
Его эпиграммы обличают защитников крепостничества и самодержавия. Чацкий - оратор, деятель того периода истории русского общества когда формировались взгляды декабристов, когда лучшие люди из дворян боролись словом против старого мире. Уже в первом выступлении Чацкого в гостиной Фамусова слышится негодование, острая бичующая насмешка. Он требует службы «долу, а не лицам» и заявляет: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Карьеризм и низкопоклонство ему ненавистны, он с презрением отзывается о тех, «кто не в войне, а в мире брали лбом; стучали об пол, не жалея» и «лесть как кружево плели».

Ум Чацкого - это прежде всего передовые взгляды, вольнолюбивые идеи, независимые убеждения. Чацкого удерживает в чужом ему по духу обществе только любовь к Софье. Однако выяснилось, что Софья изменила былым чувствам и именно она пустила сплетню о сумасшествии Чацкого. Горе от ума - это трагедия умного, частного, гордого человека, который чужд тому миру, в котором живет.
Взгляды Чацкого близки идеям декабристов. Его образ полон глубокого общечеловеческого значений. Об этом говорил писатель Гончаров. «Чацкие неизбежны при каждой смене одного века другим.. Чацкие живут и не переводятся в обществе, где длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым... Вот отчего не состарился до сих пор и едва ли состарится когда-нибудь грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия».

Слов.

43. В каждой строке доброта (по произведениям В. Распутина)

Знаменитый русский писатель Валентин Распутин родился в Сибири, в простой и очень бедной крестьянской семье. Очень часто в своём творчестве писатель рассказывал о невзгодах и радостях жителей далёких сибирских сёл, их положительных и отрицательных поступках, их нелёгких жизнях. Сам пройдя тяжёлый жизненный путь, Распутин описывал жизнь простых людей настолько реалистично, что каждый человек может узнать себя в персонажах его произведений, в не зависимости от возраста.

Рассказ Валентина Распутина «Уроки французского» основан на реальных событиях, которые имели место быть в жизни писателя. Прототипом учительницы французского языка Лидии Михайловны стала его собственная преподавательница, женщина с большим и очень добрым сердцем. Сюжетная линия «Уроков французского» довольно проста, но в то же время, очень интересна. Маленький мальчик из далёкого сибирского села, голодное детство которого заставляет играть с другими мальчишками на деньги в «чику». При этом он сам остаётся очень добрым, искренним и чистым душою мальчиком. Главный герой справедливый человек, поэтому он не может мириться с обманами, ложью. Однако отстоять справедливость ему не дают другие ребята, которые его постоянно бьют, унижают. Вытащить ребёнка из неприятностей берётся его учительница – Лидия Михайловна, узнавшая о том, что ребята играют на деньги. Узнав, что главный герой играет в азартные игры только для того, чтобы иметь деньги на еду, она начинает его подкармливать. Мальчик в свою очередь начинает делиться с ней своими переживаниями, открывается ей. Для того чтобы ученик начал лучше питаться Лидия Михайловна приглашает его домой после уроков – дополнительно позаниматься французским языком. Но гордый характер главного героя не позволяет ему принимать продукты от учительницы. Тогда добрая женщина решает схитрить – и предлагает ему играть с ней на деньги. И хоть парень пытался проследить, чтобы она не поддавалась ему, иногда ей это удавалось. Благодаря этому доброму и бескорыстному поступку, мальчик смог начать нормально питаться и ушёл из плохой компании. Я считаю, что Валентин Распутин в рассказе «Уроки Французского» хотел показать то, какие чудеса может творить доброта, и то, что не надо проходить мимо бед окружающих людей.

Литература выпрямляет душу?

Ученая литература спасает людей от невежества, а изящная от грубости и пошлости.Николай Гаврилович Чернышевский

Безусловно, литература выпрямляет и обогащает душу, дает стимул для умственного и духовного развития. Книги учат правильно расставлять приоритеты, прививают нравственность, учат ценить важнейшие жизненные ценности. Прочитав «Капитанскую дочку» А. Пушкина, мы поняли, что честь нужно беречь смолоду; познакомившись с трагедией «Моцарт и Сальери», осознали, что зависть губительна; проанализировав произведение «Скупой Рыцарь», мы извлекли урок о том, что жадность – порок. И таких примеров, когда книга заполняла душу светом духовности, великое множество.
Литература – это мысли, чувства, переживания, надежды, мечты, в общем, целый мир. Благодаря ей, мы воспринимаем окружающую действительность во всем многообразии, становимся более открытыми, а значит, просвещенными. Литература выпрямляет душу по многим причинам.
Во-первых, она учит думать, анализировать, исследовать, находить общее и различное. Знакомясь с произведением, читатель вступает в диалог с автором, принимая или отвергая его позиции, по-своему воспринимая написанное, создавая свою интерпретацию написанного. Анализируя художественные детали, символы, цвета, пейзаж, читатель получает возможность уловить посыл автора, найти ответы на актуальные вопросы. Детальный анализ произведения способствует интеллектуальному развитию, позволяет совершить экскурс в мир писателя, воссоздать все богатство действительности, сконцентрированное в художественном тексте. Поэтому, чтобы диалог был продуктивным, требуется внимательность читателя, желание распознать авторские интенции. Знакомясь с произведением, нужно не просто поглощать страницу за страницей, а улавливать скрытую информацию, читать между строк.
Во-вторых, литература способствует воспитанию. Например, проследив судьбу литературного героя, читатель может выстроить для себя правильную модель поведения, чтобы не повторить ошибок, описанных в книге.
В- третьих, она помогает понять свой внутренний мир, свой уникальный настрой чувств и научиться управлять им. Чтение помогает каждому найти место в мире, разобраться в себе и прийти к гармонии со своим внутренним «я».
В-четвертых, литература учит нас ценить возвышенное и благоговеть перед прекрасным.
Таким образом, литература – путь к спасению души, поэтому нужно много читать.


Приложенные файлы

Была предложена выпускникам - 2017 года, ее актуальность очевидна. Автор работы предложила свое видение темы, использовала интересный иллюстративный материал, который можно применить в других эссе на тему о роли литературы.

Литература выпрямляет душу?

Известный английский писатель Уильям Теккерей сказал: «Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нем лучшие стремления, острят его ум и смягчают сердце». Возможно, вы спросите, почему литература пробуждает в человеке всё самое лучшее, заставляет нас иначе смотреть на мир и людей вокруг? Почему с прочтением каждой новой книги вы начинаете сильнее чувствовать свою принадлежность к этому миру и свою роль в нем? Литература, как и любой другой вид искусства, хранит на своих страницах целую жизнь, ибо каждая книга есть жизнь, рассказанная автором. «Книга – такое же явление жизни, как человек, она – тоже факт живой, говорящий, и она менее "вещь", чем все другие вещи, созданные и создаваемые человеком», – писал Максим Горький. Но важно понимать одно: литература не меняет мир вокруг нас. Она меняет мир внутри нас, а точнее, указывает на те стороны нашего внутреннего мира, которые до сих пор казались нам несуществующими, невозможными и, быть может, абсурдными. Ведь зачастую живем на свете, стараясь не замечать всех «нехорошестей» как в людях, так и в нас самих. Но, открывая книгу, знакомясь с её героями такими, какими их создал автор, мы уже больше не можем отрицать того, что люди вокруг, как и мы сами, есть сумма «нехорошестей» и «хорошестей», которые, соединяясь друг с другом, могут делать наш мир по-настоящему прекрасным.

«Выпрямление души» не есть процесс формирования идеального человека, «выпрямление души» – процесс понимания, а что еще важнее, принятия этого мира таким, какой он есть.

Вспомним Татьяну из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», которая не раз представала перед читателем погрузившейся в чтение романов, в которых хотела находить и находила, себя и свои мечты.

Татьяна в тишине лесов

Одна с опасной книгой бродит,

Она в ней ищет и находит

Свой тайный жар, свои мечты, - писал А.С. Пушкин, который создал Татьяну такой, какой знаем ее мы. Она – воплощение «русской души», «милый идеал», мудрая, часто задумчивая, чувственная, любящая природу, мечтательная и доверчивая, излучающая красоту не внешнюю, но ту, которая начинается в душе, понимающая границы добра и зла. Какую роль в формировании образа такой Татьяны сыграла литература? Думается, роль, значение которой невозможно измерить или осознать. Поэт не зря говорит о ее увлеченности английской романтической литературой: «Британской музы небылицы тревожат сон отроковицы». Перечисляет новейшие произведения английских авторов, книги которых читали образованные девушки той эпохи. Обращает на себя внимание, какое впечатление производит на Татьяну чтение романов: «Ей рано нравились романы; они ей заменяли все; она влюбляется в обманы и Ричардсона и Руссо». Запоминается посещение Татьяной «молчаливого кабинета» Онегина после его отъезда. В нем она находит книги, «в которых отразился век и современный человек». Татьяне захотелось сесть к столу «с померкшею лампадой и грудой книг», полистать страницы, хранившие «отметку резкую ногтей…» Поэтому просит позволения посещать барский дом, «чтоб книжки здесь одной читать». И героине открывается «мир иной»… Последние дни жизни Пушкин провел в своем кабинете, в окружении стеллажей с книгами. Современники запомнили его последние слова, обращенные к книгам: «Прощайте, друзья!» Эти вечные спутники его жизни превратили кучерявого мальчика-егозу по прозвищу Француз, каким знали его лицеисты, в одного из образованнейших людей своего времени, оставившим потомкам в своем поэтическом и прозаическом наследии ответы на многие вопросы бытия. Иван Пущин, одноклассник поэта, самый задушевный его друг, свидетельствовал: «Мы все видели, что Пушкин нас опередил, многое прочел, о чем мы и не слыхивали, все, что читал, помнил…»

У каждого человека всегда есть масса вопросов, на которые порой никто не в силах ответить. Взяв книгу в руки, зачастую находим многие ответы на свои вопросы. Жизнь состоит из бесконечных «почему», но все эти «почему» однажды превращаются в прекрасное «потому». И ответы на эти вопросы на самом деле скрыты в нас самих, а литература лишь помогает нам яснее видеть то, что находится в наших душевных глубинах.

Так, роман Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» стал самым верным другом и советчиком героя романа Уилки Коллинза «Лунный камень». Обычный дворецкий Габриэль вновь и вновь перечитывал «Робинзона Крузо», каждый раз открывая для себя что-то новое, находя в этом романе ответы на все жизненные вопросы. А ведь у каждого из нас, как и у того самого дворецкого из романа Уилки Коллинза, должна быть такая книга, к которой вы всегда сможете обращаться, находясь на пороге принятия сложного решения или потеряв себя и своё место в этом мире.

Мир вокруг нас есть замечательнейшее место, но все мы смотрим на него через призму собственного мировоззрения и мировосприятия, зачастую не осознавая того, что наше видение мира может быть ошибочным в силу нежелания принимать его целиком, с теми самыми «нехорошестями» и «хорошестями» в сумме. Литература заставляет нас всегда смотреть в самое начало всего, заставляет нас пытаться понимать людей, оценивая не то, какими они являются здесь и сейчас, но то, какой путь они прошли, чтобы стать теми, кто они есть. Литература помогает нам ценить мир, в котором мы живем, ведь даже самая обычная улица, по которой вы идете сейчас, может помнить следы величайших личностей, когда-либо живших на земле. Литература учит нас ценить эмоции и чувства, за которыми скрыто гораздо больше, чем мы можем увидеть. Но самое главное, что даёт нам литература, – возможность открыть себе самого себя, понять то, каким человеком вы являетесь вопреки всем образам, которым мы сами хотим соответствовать, и, наконец, принять себя настоящего. Поэтому, если вы когда-нибудь зададитесь вопросом: выпрямляет ли литература душу? - смело отвечайте «да», осознавая определяющую роль книг в жизни.

Э.Ягмурова, студентка факультета международных отношений МГИМО при МИД РФ

Материал для подготовки к эссе по другим темам .