Картина марат в ванной. Смерть Марата

В созданной, вскоре после написания «Смерти Лепелетье», картине «Смерть Марата» у Давида не осталось и следа рассудочной холодности. Он заговорил со зрителем тоже сдержанно, но с огромным внутренним напряжением и страстной взволнованностью. Впоследствии он отмечал, что эту картину он «писал сердцем».

Смерть Марата.

13 июля 1793 г. Жан-Поль Марат, один из наиболее последовательных вождей революции, прозванный «другом народа», был предательски убит подговоренной жирондистами Шарлоттой Корде. С начала июня Марат был болен и никого из посторонних не принимал. Он страдал нервной экземой и очень серьезным заболеванием крови. Единственное, что облегчало его страдания, были теплые целебные ванны, длившиеся иногда по несколько часов. Он использовал это время для работы (каждый день продолжала выходить издававшаяся им тогда газета «Публицист Французской Республики»), при этом он превратил часть ванны в своеобразный письменный стол. Около полудня 13 июля в дом на улице Кордельеров, где жил Марат, вошла молодая женщина. Она настаивала на немедленном свидании с Маратом, но его жена Симонна ей в этом отказала. К вечеру по почте пришло письмо: «Я из Кана. Ваша любовь к родине должна внушить вам желание узнать о замышленных там заговорах. Я жду вашего ответа». Вслед за письмом раздался звонок и Марат услышал звуки женских голосов, споривших между собой. Он велел пустить к нему составительницу письма. Она села на стул около ванны и стала рассказывать о жирондистском заговоре в Кане. В момент, когда Марат начал писать имена заговорщиков, Шарлотта Корде вонзила нож в грудь Марата. Он умер мгновенно, успев только крикнуть Симонне: «Ко мне, моя дорогая, ко мне!».

Когда известие о смерти Марата было оглашено на заседании Национального Конвента, депутат Гиро произнес следующую речь: «Предводители народа, переход от жизни к смерти длится лишь миг, Марата уж более нет. Народ, ты потерял своего друга! Мы будем тебя оплакивать, Марат, мы воздадим должное прекрасным делам твоей жизни. Свобода была начертана в твоем сердце неизгладимыми письменами. О преступление! Отцеубийственная рука похитила у нас наиболее отважного защитника народа. Он всегда приносил себя в жертву свободе. . . Где ты, Давид? Ты передал потомству образ Лепелетье, умершего за отечество, твоя задача написать еще одну картину.. .»

И Давид, который был тут же в зале Конвента, воскликнул: «Я ее напишу!».

С необычайным творческим подъемом и глубоким сознанием общественного долга Давид принялся за работу. Картина была окончена через три месяца и торжественно представлена в Конвент.

Определяющим для этого произведения является то, что в создании его Давид исходил не из рассудочно возникших образов, а из живого впечатления.

В речи на заседании Конвента 15 июля 1793 г. Давид сказал: «Незадолго до смерти Марата общество якобинцев послало Мора и меня узнать о положении вещей. Я нашел Марата в позе, поразившей меня. Около него был деревянный чурбан, на котором были помещены чернила и бумага; рука его, протянутая из ванны, писала его последние мысли о благе народа».

Таким запечатлел его Давид в своей картине. Основой ее является портретная, глубоко реалистическая трактовка образа.

Давиду незачем было теперь искать художественных аналогий в античности, «иллюзии» и легендарные герои были больше не нужны, сама действительность, полная драматизма, целиком захватила его. И Давид, потрясенный трагической гибелью высоко ценимого им Марата, изобразил сцену его смерти, бережно сохранив черты документальной достоверности. Лучшие принципы революционного классицизма, как художественного метода, использовал здесь Давид в строгих, обобщенных формах и в лаконичном отборе деталей. Он отступил от действительности только в незначительных мелочах, да и то во имя большей полноты содержания образа. В руке умирающего Марата письмо Шарлотты Корде со словами, которые, по мысли художника, должны были подчеркнуть благородство Марата и низкую лживость преступницы: «13 июля 1793 г., Мари-Анна Шарлотта Корде гражданину Марату. — Достаточно быть несчастной, чтобы иметь право на вашу благожелательность. » Скорее всего, Давид сам придумал эту фразу, чтобы тщательно выписанные слова, легко читаемые зрителем, помогали полнее раскрыть все этапы происшедшей драмы.

Руководствуясь, быть может, подобными же соображениями, Давид изобразил на чурбане около ассигнации в 50 су записку следующего содержания: «Эти деньги вы передайте бедной матери пятерых детей, муж которой отправился на защиту отечества». Пусть не было такой записки в момент смерти Марата, но ее содержание чрезвычайно типично для характеристики «друга народа» и той деятельности, которую он вел повседневно. Остальные немногочисленные предметы, помещенные в картине, столь же целеустремленно привлечены художником. Перо в руке Марата и стоящая рядом чернильница повествуют о его неутомимой деятельности до последнего мгновения жизни. Окровавленный нож на полу и рана на груди Марата — свидетельства совершенного злодеяния. Заплата на простыне и деревянный чурбан справа (необходимый своей светлой массой для равновесия композиции) являются своеобразными символами скромного образа жизни Марата. Лаконичная надпись — «Марату Давид. Год второй» — в сущности содержит в себе более развернутую мысль художника: сделано все, что позволил талант, чтобы увековечить образ любимого вождя революции.

Лицо Марата Давид писал с посмертной маски, которую он попросил снять для этой цели; оно передано просто и сильно, с выражением сдержанных страданий. Мазки легко и свободно лепят пластическую форму, создавая живописную поверхность лица, в котором еще сохранился отблеск угасающей жизни. Наклон головы и бессильно свесившаяся рука так естественны, приближение смерти столь ощутимо, что вызывает у зрителя непосредственное чувство сострадания, рождая одновременно гнев к тем, кто совершил это преступление. Таким образом, эмоциональное воздействие картины дано не в узколичном человеческом плане, а социально осмысленно, и в этом огромная идейно-политическая сила произведения. Картина перерастает рамки портрета, являясь героико-революционным произведением.

Особо следует сказать о живописном строе картины. В колорите ее нет нарочито мрачных тонов, он скорее светлый и ясный. Белые тона тканей, как сверкающий ореол, окружают Марата; на груди и простыне алеют киноварные пятна крови, кажущиеся особенно красными от противопоставления глубокому зеленому тону покрывала, закрывающего ванну. Гладкий фон картины, написанный в желтовато-коричневатой тональности, замечателен и по цветовому контрасту к нижней части композиции и тем, что он состоит из множества быстрых неровных мазков, которые как своеобразный вихрь реют над умирающим, сгущаясь и в тоне, и в плотности наложения красок около головы Марата, подобно приближающемуся к нему могильному мраку смерти.

11 октября 1793 г., передавая Конвенту своего «Марата», Давид сказал: «Народ требовал, чтобы ему вернули убитого; он хотел еще раз увидеть дорогие черты вернейшего из своих друзей. Толпа кричала мне: «Давид, возьми свою кисть, отомсти за Марата; пусть побледнеют враги его при виде искаженных черт человека, ставшего жертвой своей любви к свободе. Заставь их завидовать участи того, кого они, не будучи в состоянии подкупить, имели низость приказать умертвить.» Я внял голосу народа и повиновался ему».

Картина была выставлена для всенародного обозрения в аркадах Лувра. Тысячные толпы проходили мимо нее. Революционные массы народа, знавшие и любившие Марата, поняли и оценили произведение Давида. Никогда больше его творчество не имело такого действенного и живого отклика, да и сам Давид никогда не поднялся больше в своих произведениях до такой политической и эмоциональной насыщенности. «Смерть Марата» по праву считается высшим достижением искусства французской революции.

На фотографии - мемориальная доска, посвященная мэтру классицизма живописцу Жаку-Луи Давиду, на неоклассическом особняке, расположенном за театром Моннэ. И хотя эта доска висит на балконе второго этажа, все же на ней можно прочесть:
Французский художник
Луи Давид

Непосвященый прохожий может подумать, что Давид только умер в этом доме. Но нет, он прожил в нем около 10 лет, и в нем же находилась его мастерская. Видимо авторы надписи выделили именно смерть Давида, как основное.
Действительно, изображение смертного часа занимало значительное место в творчестве художника. Не случайно, одна из самых известных его картин -- "Смерть Марата". Кроме того, в Брюсселе он был в изгнании, как депутат Конвента, проголосовавший за смерть короля Людовика XVI. Из-за голоса отданного за смерть короля его не позволили и похоронить в Париже, и Давид и после смерти остался в Брюсселе.



Смерть Сократа (1787), New York, Metropolitan Museum of Art.
Сюжет этой картины, заказанной Давиду в 1786 году, был в моде с тех пор, как его порекомендовал художникам Дидро. В 1762 тема Смерть Сократа была предложена для Римского конкурса. Да и на салоне 1787 года, где Давид выставлял эту картину, была еще одна Смерть Сократа, другого художника. И Давид победил в этом негласном соревновании.
Картина находится в собрании музея Метрополитен (Нью-Йорк) и во французской википедии входит в список самых известных произведений художника.

Потом Давид активно участвовал в революционных событиях, был избран в Конвент, где голосовал за смерть короля. Один из членов Конвента, Мишель Лепелетье, так же голосовавший за казнь Людовика XVI, был за это убит. И Давид с картины, изображающей Лепелетье на смертном одре, начал серию картин о мучениках революции.


Лепелетье де Сен-Фаржо на смертном одре, гравюра А.Девожа с картины Луи Лавида.

Эта картина и Смерть Марата выставлялись в Конвенте, после чего вернулись к художнику, который взял их с собой в изгнание. После смерти Давида его сын забрал ее в Париж, где она была выкуплена дочерью Лепелетье, Сюзанной и уничтожена. Сюзанна не разделяла революционных взглядов отца и стремилась истребить все напоминания о нем, как о мученике революции. Это ей почти удалось, но осталась гравюра ученика Давида.


Ну смерть Марата, 1793 года все знают. Написана была практически сразу после его убийства. Привезена была художником в изгнание и подарена Брюсселю.
Третьей картиной из цикла о мучениках должна была стать Смерть юного Бара, но она осталось незаконченой:


Смерть юного Бара.1793. Жак Луи Давид

Тринадцатилетний барабанщик Жозеф Бара был убит в битве с вандейскими повстанцами. Робеспьер произнес в Конвенте пламенную речь об этом герое революции и Давиду было поручено изобразить его смерть уже обросшую легендами. Но картина Давида не была закончена, и другие художники справились с этой задачей лучше.
Если нагота Марата, понятна, он в ванне, обнаженное тело Лепелетье задрапировано на античный лад, то почему Давид нарисовал юного барабанщика совершенно голым не слишком ясно и даже некоторым подозрительно. Поэтому картина висит в музее Авиньона (где я на нее наткнулась и сфотографировала), а не в Париже, как например вот эта:


Jean-Joseph Weerts (1847-1927) - Musée d"Orsay, Paris

Что касается смерти самого Давида, то в ней самым сюжетообразующим, надо отдать должное создателям доски, действительно оказалось место и время. Место в широком смысле - в Брюсселе, и время - Реставрация монархии во Франции. Поэтому похоронить Давида в семейном склепе на кладбище Пер-Лашез, как хотел его сын, не разрешили. Парижу досталось только сердце художника, которое его сын привез, никого не спрашивая. А у Давида и в Брюсселе были ученики и почитатели, которые собрали средства на памятник и вечную концессию.

И на этом казалось, можно было бы поставить точку. Но нет.
В 1971 году (через 146 лет после смерти Давида) в Бельгии (которая образовалась уже после смерти художника) был принят закон об отмене бессрочных (вечных) захоронений и был введен максимальный срок - 50 лет, то есть могила Давида тут же стала просроченной. Нашелся меценат, который оплатил следующие 50 лет, но он сам умер раньше и владение могилой перешло к одной организации. Но и это не все.
В 1989 году Фредди Тилеманс (которого многие из вас помнят, как мэра Брюсселя), бывший тогда ешевеном по Искусству, так впечатлился падением Берлинской стены, что предложил вернуть Франции прах Давида. Мол, к 200-летию Французской революции и раз во всей Европе восторжествовали идеи этой революции, то было бы символично наконец похоронить Давида на кладбище Пер-Лашез. И пока в Париже прикидывали как провести эту церемонию, в Брюсселе разгорелась нешуточная полемика. Первой воспротивилась организация, которая после смерти мецената занималась могилой художника (могила, к тому же, была вскрыта мэром, чтобы посмотреть, а если что возвращать). Коллеги из муниципалитета, тоже высказались против:"То что эта позорная стена, наконец, разрушена, еще не означает, что нас должны лишить НАШЕГО достояния!". К тому моменту, как стало окончательно ясно, что все, кроме Фредди Тилеманса и мэра, против, французы решили организационные вопросы и прислали за прахом Давида гроб. Полемика перешла на другой уровень и вспыхнула с новой силой. Пока граждане следили за ней по публикациям (Останется ли гроб Давида пустым? Вы за или против передачи праха Давида?... требует вернуть сердце Давида в Брюссель. Вам Давида с фритами или без?- это все заголовки статей из архива Le Soir), вопрос был решен (по слухам на самом высоком уровне) : Франции был передан прах другого изгнанника, с условием больше к вопросу о прахе Давида не возвращаться. Могила Давида была классифицирована, как памятник охраняемый государством.

Сохранено

Живопись эпохи классицизма
Картина французского живописца Жака Луи Давида «Смерть Марата». Размер картины 162 x 128 см, холст, масло. Жан Поль Марат, один из наиболее фанатичных, жестоких и кровожадных лидеров французской революции, был близким другом Давида. Марату нанесли смертельный удар ножом в его собственной ванне, и яркий образ, созданный художником, служит напоминанием об этом убийстве. Героический реализм Давида достигает высшего выражения в картине «Смерть Марата». Она была написана по непосредственному впечатлению от той обстановки, в которой художник видел в последний раз друга народа. Историческая достоверность сочетается здесь с эмоциональной насыщенностью образа.

Рассказывая о событии, Давид ограничился лишь самыми необходимыми деталями: безвольно поникшее тело, кровоточащая рана, орудие убийства и письмо, которым воспользовался убийца, чтобы его впустили в дом. Давид создал произведение, уподобленное величественному и строгому монументу. Больной Марат был убит в ванне, которую принимал по назначению врача, в то время когда он читал предательское письмо убийцы – Шарлотты Корде. Ванна и драпировка ткани, свешивающейся крупными складками, воспринимаются как античный саркофаг, чурбан, на котором стоит чернильница, – надгробием с надписью: «Марату – Давид». Черты убитого носят портретный характер, хотя изменены выражением скорби и страдания. Темный фон, резкий свет и четкая устойчивая светотеневая моделировка, использованные французским живописцем в этой картине, усиливают чувство отрешенности от всего случайного. Художник монументализирует образное решение, подчеркивая его лаконизм и героику, его драматическую выразительность.

Примечание. Мария-Анна Шарлотта Корде (de Corday d"Armont) – одна из жертв французской революции; родилась в 1768 году близ Каена, принадлежала к старинному дворянскому роду. Чтение исторических и философских сочинений сделало ее убежденной сторонницей демократических идей, но крайности, репрессии, убийства и массовые казни революции внушали ей отвращение и ужас. Когда в Каен прибыли бежавшие после 31 мая 1793 года из Парижа жирондисты, которых Шарлотта Корде знала лично и глубоко уважала, в ней зародился план убить одного из вождей монтаньяров.
Рекомендуем в Иванове банк для физических и юридических лиц

1 июля 1793 она прибыла в Париж, колеблясь еще в выборе между Робеспьером и Маратом; она остановилась на последнем, когда прочла в его газете: "Ami du peuple", что для упрочения завоеваний революции нужно убить еще 200 тысяч человек. 11 июля она просила у Марата аудиенции, чтобы сообщить ему о кознях жирондистов в Каене, но была допущена к нему лишь вечером 13 июля. В то время, когда Марат, сидя в ванне, записывал, с ее слов, имена заговорщиков, приговаривая: "хорошо, через восемь дней они будут гильотинированы", Шарлотта Корде вонзила ему в сердце кинжал. Марат умер на месте; Корде добровольно отдалась в руки властей. 17 июля она предстала перед судом, где держала себя с большим достоинством и умерщвление Марата называла благодеянием для Франции; приговоренная к смерти, она была казнена в тот же вечер.

Картина Давида «Смерть Марата» изображает событие, глубоко потрясшее общественное мнение во Франции в 1793 голу. Тринадцатого июля революционер Жан Поль Марат был убит в собственном доме Шарлоттой Корде, молодой аристократкой, сторонницей жирондистов. Сославшись на необходимость передать Марату секретную информацию, женщина настояла, чтобы он принял ее лично. Допущенная в комнату, где Марат имел обыкновение ежедневно принимать ванну, она нанесла ему смертельный удар ножом, в то время когда он писал, сидя в воде. Женщину немедленно арестовали и через три дня гильотинировали.

В картине жертва выступает как великий исторический пример. Передавая суть события, художник отказался от красноречия и энергического стиля своих ранних работ на исторический сюжет и увековечил память о своем друге Жане Поле Марате, с которым он встречался лишь за день до злодеяния, в образе агонизирующего Христа, взятом из религиозной иконографии. Полотно является гражданским посланием и одновременно данью уважения политику и другу.

Картина была заказана Жаку Луи Давиду сразу после смерти Марата. Она подписана: «Марату — Давид, год Второй». Это произведение было закончено в октябре 1793 года, или во Втором году, в месяце Вендемьера по революционному календарю, вошедшему в силу в 1791 году.

Марат изображен бездыханным, в ванне, принимая которую, он лечил донимавшую его кожную болезнь. Хорошо видна глубокая рана. Откинутая правая рука еще держит перо, а левая сжимает «коварное письмо», переданное ему убийцей: «Мари Анна Шарлотта Корде гражданину Марату. Я очень несчастна, и этого достаточно, чтобы обеспечить мне Ваше расположение».

В картине, поражающей непреклонным веризмом повествования, очевиден скрытый намек на религиозную иконографию: погибший уподобляется снятому с креста Христу. Это эмблематичная фигура, в которой человек ассоциируется со своей судьбой, своим недугом и ужасной смертью, настигшей его в наивысший момент существования: интеллектуального труда на службе у революции. Здесь явно сказывается желание создать светскую икону. Смертельная рана в груди, ванна, перо, чернильница и деревянный ящик трактованы художником как эмблемы идентификации и мученичества жертвы.

Давид выполнил с картины две копии, следы которых сразу же затерялись. Они были инвентаризированы после его смерти на квартире художника Антуана Жана Гро, одного из лучших учеников Давида, бывшего также официальным реквизитором произведений искусства, предназначенных для собрания Наполеона. В 1835 году внук художника Жюль Давид выкупил оригинал картины у тети, баронессы Менье. В 1885 году в руки торговца картинами Поля Дюран-Рюэля попала ее копия, и в 1889 году он возбудил нашумевший процесс против вдовы Жюля Давида, утверждая, что как раз ему принадлежит полотно с оригинальной композицией. В 1893 году картина вдовы Жюля Давида вошла в собрание Музея в Брюсселе, в то время как другая была приобретена Национальным музеем Версаля.

Жан Луи Давид. Смерть Марата

"Слава Франции", художник Жан Луи Давид, одним из первых обратился к изучению природы и античности, ввел в живопись строгость рисунка и античную чистоту стиля. Сам он говорил, что хочет, чтобы вставший из гроба афинянин не мог отличить его картины от древних греческих произведений. Приняв простоту за основу композиции своих произведений, он добился в своей живописи чистого воспроизведения греческих форм во всей их первозданной истине и классическом совершенстве.

Жан Луи Давид был вождем классицизма во Франции, писал одновременно и чрезвычайно суровые, строгие по композиции картины (прославленных античных борцов за свободу), и блестящие реалистические портреты. Его вдохновенное полотно "Смерть Марата" является примером полного слияния идеала с жизнью, идеалом чистоты классического стиля и страстного революционного энтузиазма.

Имя Жана Луи Давида неразрывно связано с событиями французской буржуазной революции 1789-1794 годов. Он получил от Конвента звание "живописец революции", был назначен революционным правительством в комиссию по народному просвещению, впоследствии стал членом комиссии по делам искусств.

Среди вождей революции, тесно связанных с народом и отстаивавших его интересы, наибольшей славой и известностью пользовался неистовый публицист, редактор и издатель газеты "Друг народа" Жан Поль Марат. Это он во всеуслышание заявил: "Не будет свободы, не будет безопасности, не будет мира, не будет покоя для французов, не будет надежды на освобождение для других народов, пока не будет срублена голова тирана". И это он изо дня в день повторял в своей знаменитой газете.

Реакция и буржуазия, вошедшие в сговор с контрреволюционерами, не знали более ненавистного имени, тем более что Марата нельзя было ни устрашить, ни подкупить. Неудивительно, что именно против него ополчились все черные силы контрреволюции.

Марат был тяжело болен, но даже больной он продолжал выпускать газету. Добрый и отзывчивый к простым людям, он охотно принимал у себя дома тех, кто обращался к нему за помощью. Именно этой его доверчивостью и воспользовались враги Марата.

13 июля 1792 года незваная гостья была настойчива, и когда ее не пустили к Марату (он чувствовал себя в этот день особенно плохо), она вернулась во второй раз - уже к вечеру. Привратнице она сказала, что ей необходимо повидать Марата, так как она пришла по важному и срочному делу.

Но привратница все равно не хотела ее пускать, а незнакомка настаивала. Шум спорящих женских голосов услышал Марат, который был в ванной комнате. Он нередко целые часы проводил в ванне, даже работал в ней, потому что вода несколько смягчала его боль. За полчаса до прихода гостьи Марат получил письмо следующего содержания: "Я из Кона. Ваша любовь к родине должна внушить Вам желание узнать о замышляемых там заговорах. Я жду Вашего совета".

Марат приказал впустить посетительницу. Так к нему вошла Шарлотта Корде.

А через несколько минут раздался крик: "Ко мне, дорогая!". Когда жена Симона бросилась к нему, ее чуть не сбила с ног стремительно бросившаяся к входной двери убийца. Убежать ей не удалось, но Марат был уже мертв: Шарлотта Корде вонзила нож: в его беззащитное тело.

На следующий день в Конвенте гражданин Гиро, глава делегации от народа, заявил: "Наш взор еще ищет его среди Вас, депутаты. А он уже мертв и покоится на смертном одре. - И, обращаясь к Давиду, воскликнул: - Где твои кисти, Давид? Ты запечатлел для будущих поколений облик Лепелетье, погибшего, чтобы его родина была свободна. Ты должен написать еще одну картину. Ты знаешь какую, Давид!".

"Я готов", - ответил художник.

Давид хорошо знал Марата, дружил с ним, восхищался его полемическими статьями. Когда в апреле 1793 года жирондисты хотели арестовать Марата в зале Конвента, Давид бросился на его защиту. Накануне смерти Марат принял Давида и еще нескольких членов Конвента в той самой ванной комнате, в которой впоследствии был убит...

Когда тема глубоко волновала Давида, он работал напряженно и быстро. Так было и на этот раз: уже через два часа после смерти, склонившись над трупом Марата, художник рисует голову, обернутую мокрым полотенцем, из-под которого выбиваются пряди волос, и приоткрытые губы, с которых слетело последнее дыхание.

Рисунок этот был выполнен пером, причем выпуклость форм и теней на нем получилась благодаря перекрещивающимся линиям, как на гравюре (эта техника у Давида больше никогда не повторялась). Страшное волнующее сходство полуоткрытого рта, искаженного гримасой, едва смягчено закрытыми глазами.

Картина поглощала теперь все время Давида, свободное от дел. Он действительно работал над ней и ночью, при свечах, а засыпая, видел ее во сне. Было страшно хоть на миг прервать работу. Художник боялся, что память не выдержит колоссального напряжения, что начнет стираться жившая в его сознании картина последних дней жизни Марата. Но, напротив, воспоминания делались все острее, а временами становилось нестерпимо от почти физически ощущаемой боли.

Замечательная картина была создана всего за три месяца, потому что все способствовало созданию подлинного произведения искусства - и личная дружба, и драматическая сила события, и художественное мастерство живописца.

Но как изобразить страшную минуту смерти Марата? Давид понимал, что только сдержанностью, только простотой изображения сумеет он добиться своей цели. Надо было, чтобы картина вызывала не страх перед смертью, а гнев против убийц. А еще ему хотелось любовно передать величественный облик гражданина, смерть которого оплакивала вся Франция.

В прежних картинах Жан Луи Давида было еще много условностей, которые мешали видеть главное. Теперь следовало забыть все внешнее и показное, найти линии и краски, единственно достойные происшедшей трагедии. Надо было отлить гнев и горе в такие формы, которые и много веков спустя сохранят величие дел Марата и печаль, принесенную его смертью.

Жан Луи Давид изобразил Марата в следующий после убийства момент, в скудной освещенной ванной комнате, с повязанной полотенцем головой.

В картине нет ничего надуманного, ничего искусственного, художник устранил все лишнее, оставив лишь минимальное количество предметов, но зато каждый из них выразительно служит поставленной цели. Суровая в своей простоте композиция, чеканные скульптурные формы, подчеркнутый контраст света и тени, строгий колорит и темное пространство фона, на котором выделяется бессильно поникшее тело Марата, - все это делает картину похожей на надгробный памятник. Короткая надпись: "Марату - Давид" - еще больше усиливает это впечатление.

Сам Давид считал портрет низшим жанром живописи, но в этом портрете он обратился к проблеме вождя и героя, и потому из-под его кисти вышло историческое полотно. Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти. Обрубок, на котором пишет Марат, наводит на мысль о его нетребовательности в личной жизни и скудости средств, для которых, если они появлялись, он находил другое употребление. На краю чурбана лежит ассигнация и записка, на которой можно прочитать: "Отдайте эту ассигнацию той матери шестерых детей, чей муж умер за родину".

В руке Марата зажато то самое письмо с текстом: "13 июля 1793 года: "Анна-Мария-Шарлотта Корде. Достаточно того, что я была несчастна, чтобы рассчитывать на Вашу благожелательность".

На полу валяется окровавленный нож, которым только что был нанесен смертельный удар.

Итальянский искусствовед Л. Вентури отмечал, например: "В картине все заострено до крайности: "желтый цвет скамеечки, зеленый - одеяла, белый - простынь и бумаги, трупный оттенок кожи. Все здесь безжалостно точно, вплоть до глубокого черного фона, который действует на зрителя просто устрашающе...

Картина скорее передает не боль о потерянном друге, а смятение перед кровавым зрелищем. Оно бьет по нервам, но не задевает души".

Да, Давид действительно был документально точен, поэтому на его картине все изображено, как было: и ванна, и смертельно раненный Марат, и листок в его руке, и деревянный чурбан, и чернильница, и бумаги. Но написанное гениальной кистью, все было согрето таким теплым и добрым чувством, что это полотно никого не могло оставить равнодушным. Поэтому знатоки искусства, тонкие ценители, да и скептики, которых было немало в Конвенте, просто не нашли что сказать. Эта смерть, во всей своей ужасающей простоте, была уже за гранью искусства. Депутаты молча смотрели на холст, который неожиданно оказался простым и холодным, но они были восхищены: никто еще не видел такого Марата - мертвого и одновременно живого. Не случайно французский поэт Шарль Бодлер писал впоследствии: "Перед нами драма во всем ее ужасе. Благодаря необычайной силе передачи, превратившей это произведение в шедевр Давида, в одно из чудес современного искусства, в нем нет ничего тривиального, низменного. В этой картине есть одновременно и что-то нежное, и что-то хватающее за душу. В холодном воздухе этой комнаты, на этих холодных стенах, вокруг этой холодной и зловещей ванны чувствуется веяние души".

Картина Давида настолько полно выражала всеобщие чувства, что Конвент вынес особое постановление о воспроизведении этого произведения в гравюре, отчего оно стало еще более известным. Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил: "...они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законодателями". Но после термидорианского переворота картины были убраны, и сейчас "Смерть Марата" находится в Брюссельском музее.

"Сто великих картин" Н. A. Иoнина, издательство "Вече", 2002 г.

Жак-Луи́ Дави́д (30 августа 1748, Париж — 29 декабря 1825, Брюссель) — французский живописец и педагог, крупный представитель французского неоклассицизма в живописи.