Конспект занятия на тему:"С чего начинается Родина?"(6 класс). Конспект НОД по патриотическому вопитанию «С чего начинается Родина

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат VIII вида п. Светлополянск Верхнекамского района Кировской области

Конспект занятия по освоению общечеловеческих ценностей

На тему: «С чего начинается Родина?»

Работу выполнила

Воспитатель 6 класса:

Патрунина Ольга Алексеевна

Светлополянск, 2014г

АННОТАЦИЯ

В современном мире все чаще наблюдается тенденция снижения бережного отношения к родному краю. Детей необходимо знакомить со своим родным краем, с его историей, традициями, культурой, бытом, прививать детям любовь к своей малой родине. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди, - со всем этим я стараюсь знакомить детей. Моя цель – воспитание у детей нравственных и патриотических чувств.

Одна из задач нравственного воспитания - воспитание любви к Родине и родному краю. Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить те места, где он родился и где живет: родной город, поселок. Эти места дороги ребенку потому, что здесь живут его близкие, здесь находится его детский сад, школа. Когда взрослый человек вспоминает свое детство, он представляет себе именно ту деревню, город, где он вырос, именно ту речку, поля и те озера, которые окружали его. Память о них он хранит всю жизнь. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты там люди, взрослые передают детям. Это чрезвычайно важно для воспитания патриотических чувств. Нравственное воспитание начинается с уважения к самому себе. На занятиях мы учимся познавать самих себя, любить ближайшее окружение: родителей, братьев и сестер, родных и близких, соседей, одноклассников; посёлок, речку, родной дом. Мы знакомимся с родным районом, областным центром, Россией. Мы изучаем культуру и традиции своей Родины.

Данная разработка поможет воспитанникам задуматься о своём о тношении к родному краю , научить их видеть ценности через деятельность на благо семьи, школы и родного края .

Разработка может быть использована воспитателями школ-интернатов, классными руководителями начальной школы, педагогами досуговых центров, воспитателями СРЦ и ОВП КЦСОН.

ВВЕДЕНИЕ

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка, быта. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведёт к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствуют общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

Каждый народ привносит в культуру своё, и каждое достижение народа является общим для всего человечества. Вот почему национальный гений и его творчество оказываются предметом особой патриотической гордости и любви: в его творчестве находит сосредоточение и воплощение жизнь народного духа. А ребенок – это маленький гений своей малой Родины – он творит от себя, но в то же время за весь свой народ.

Россия – родина для многих. Каждый регион, область имеют свои особенности, традиции, обычаи. Приобщить детей к культуре родного края, воспитывать любовь к своей малой Родине необходимо с детства, в этом приоритетная задача школы. Мир ребенка – это всё то, что его окружает. Задача педагога – помочь ребенку научиться видеть и понимать, поддерживать и множить красоту родного края. Для того чтобы ребенок ощущал духовную жизнь своего народа, творчески утверждал себя в ней, принимал историю и культуру родного края необходимо вводить региональный компонент в каждую школьную программу. Это позволит расширять и углублять знания детей о родном городе, поселке формировать понятия об историческом прошлом народов, проживающих на данной территории, вызывать и поддерживать интерес к народному творчеству, фольклору, особенностям декоративного творчества, кулинарии, костюма.

Для методической разработки подбирались игровые методы и приёмы, наглядность для заинтересованности детей изучать данную тему. Данное занятие проводилось в классе, где находится интерактивная доска. Участники сидели полукругом. В начале занятия была включена песня, где дети должны определить тему занятия. Раскрыть такие понятия как: родина, патриотизм, отчизна. Читают стихи о Родине. Занятие было условно разделено на 3 блока: семья, школа, родной край «Где родился, там и пригодился», где дети находят ценности, которые воспитываются в семье, в школе и в родном крае. Ищут ответ на вопрос, с чего начинается Родина, в конце занятия был проведен гимн, стимулирующий любить, ценить и уважать свою семью, малую родину.

Тема занятия: «С чего начинается Родина?»

Дидактическая цель: Обобщить и систематизировать материал по теме: «С чего начинается Родина?»

Задачи:

    Учить видеть ценность и принимать ценность через деятельность в школе, семье и на малой родине, учить оценивать деятельность, инициировать ее и поддерживать ее с нравственной позиции.

    Содействовать духовно- нравственному развитию и приобретению детьми социально – нравственного опыта посредством включения каждого воспитанника в размышления о самих себе с точки зрения патриотизма.

    Стимулирование перенесения ценности с мероприятия в жизнь (последующее включение каждого воспитанника в практическую деятельность на благо малой родины).

    Способствовать развитию психических процессов: памяти, мышления, воображения, восприятия, внимания, речи.

Возраст воспитанников: 12-14 лет.

Оборудование: Тема на доске, задачи на доске, опорные карточки, презентация о семье, школе и о населенных пунктах, музыка «С чего начинается Родина?», гимн Р.Ф.

Тип занятия: обобщающее.

Форма: размышления о патриотизме

Ведущие методы, приёмы : повторение; психологическая поддержка, личный пример, похвала, одобрение, ситуация успеха, убеждение; диалог, доверие, сотрудничество; стимулирование; выводы, рефлексия.

Ресурсное обеспечение :

Дидактическое: название темы на доске, карточки (зрительные опоры), презентации, музыка, тексты стихов, пословиц, текст гимна РФ.

Иллюстративное: музыка «С чего начинается Родина?», презентации, стихи, музыка, карты географические.

Техническое: ноутбук, интерактивный комплекс.

Ход занятия.

    Организационный момент (Дети входят друг за другом, садятся полукругом на стулья).

Ребята, давайте встанем в круг. Возьмемся за руки и по очереди, пожмем друг другу руки. Улыбнемся друг другу.

Можем ли мы сказать, что класс – это наша малая родина? А почему? (ответы детей)

Ребята, сегодня у нас гости, вижу, что вы их узнали. Подарим им свои улыбки и поприветствуем их. Молодцы, теперь можете садиться на места.

Воспитатель: Сегодняшнее занятие мы посвятим самой главной человеческой ценности, которая стоит на первом месте у каждого народа в каждой стране. Попробуйте определить тему занятия, послушав, песню и презентацию сл. М. Матусовского муз. В. Баснера в исполнении М. Бернеса «С чего начинается Родина? »

Воспитатель: Вслушайтесь в слова песни, определите, какие слова повторяются часто. Затем ответьте на вопрос, который часто звучит в этой песне. - Звучит песня

Слушая песню, какие чувства возникли у вас при слове Родина? Что хотел сказать автор этой песни? Что такое Родина? (высказывания детей )

Какая наша сегодняшняя тема занятия? (ответ детей)

Ответы учащихся (родной дом, семья, родные, самый близкий и любимый человек на земле – мама; родная школа, друзья; родной край, город, поселок, где мы родились и живем)

Сегодня на занятии мы постараемся ответить на этот вопрос « С чего начинается Родина?»

Воспитатель: Сегодня мы попытаемся ответить на вопросы. Задачи: (написаны на доске)

Что такое любовь к Родине?

С чего начинается Родина?

Воспитатель: Мы выясним, что такое любовь к Родине и ответим на вопрос «Нужны ли патриоты семье, школе, малой родине и Отечеству». Я желаю вам, друзья, чтобы каждый из вас хорошо поработал сердцем, душой и головой.

Воспитатель: Я предлагаю начать размышления с этих теплых, знакомых каждому слов.

На экране появляются слова: РОДИЛСЯ, РОЖДЕНИЕ, РОДНОЙ, РОДСТВЕННИК, РОДНЯ, РОД, РОДИНА.

Воспитатель : О чем подумал Иван?

О ком подумала Вика?

Что представил Костя?

Воспитатель: Я тоже, ребята, о многом подумала. Можно и я поразмышляю?

Я родилась в п. Светлополянск. День моего рождения 27 марта. Место моего рождения п. Светлополянск, это моя малая родина. Самые родные мне люди – это моя семья.

Кроме моей семьи у меня есть еще много родственников, это моя родня. Я часто думаю о том, откуда пошел наш род. Хорошо бы больше узнать о своем роде.

У моих древних родственников была, конечно, другая родина, ведь Светлополянска тогда еще не было. Где же они жили, мои древние родственники, мои предки? Может быть, здесь, а может быть, там?

/Показываю на карте России/

В одном я уверена: они жили на территории нашей огромной страны России, нашей большой Родины, Родины с большой буквы.

Кто еще хочет поразмышлять?

Воспитатель: Подведем итог нашим размышлениям. Так с чего же начинается Родина? (ответы детей )

2 . Основная часть :

Воспитатель: Продолжаем размышления на тему. Я спрашиваю себя: «С чего начинается Родина?» и отвечаю: «Родина начинается с семьи». Кто со мной согласен, поднимите руки. Спасибо, я вижу, что семья для вас многое значит. Любить родину, ребята, значит любить свою семью. Давайте поразмышляем о том, что значит любить свою семью.

Воспитатель предоставляет детям зрительные опоры:

    Хорошо относиться к родным

    Уважать старших, заботиться о младших

    Брать на себя обязанности по дому

    Не огорчать родных людей

    Работать над собой

    Уметь прощать

    Не допускать ссор

    Радовать успехами в труде

    Радовать успехами в учебе

    Уметь делать приятное

    Трудиться по дому.

Воспитатель: давайте поразмышляем вот о чем: Что нам нравится в наших семьях?

Воспитанники высказывают свои мысли.

Воспитатель: Сейчас, ребята, у нас с вами есть возможность познакомить всех с нашими семьями.

Презентация + фото на большом сердце

Воспитатель: Подведем итог нашим размышлениям. С чего начинается Родина?

Воспитанники: Родина начинается с семьи.

Воспитатель: Мы все любим наши семьи и трудимся на благо наших семей. А это значит, что мы с вами уже немного патриоты.

Воспитатель : Молодцы! А сейчас послушайте ребята стихотворение, которое называется «Родная земля».

Воспитанник : читает стихотворение Савинская Виктория:

Родная земля

Холмы, перелески,

Луга и поля -

Родная, зелёная

Наша земля.

Земля, где я сделал

Свой первый шажок,

Где вышел когда-то

К развилке дорог.

И понял, что это

Раздолье полей –

Частица великой

Отчизны моей.

Воспитатель: Родина – значит родная, как мать и отец. Родина – это то - место, где мы родились, где живем со своими родителями, родными, своими друзьями, где жили наши прадедушки и прабабушки. У каждого человека есть любимые родные места, куда он любит приезжать, где любит бывать.

А у вас есть родные места? Почему они родные? (ответы детей)

3. Воспитатель: Из года в год миллионы мальчишек и девчонок собираются под крышей своего второго дома – родной школы , чтобы продолжить путь к знаниям, которые позволят реализовать в будущем их мечты и планы.

Продолжаем размышления на тему «С чего начинается Родина?» Родина – это очень емкое понятие, оно вмещает в себя очень многое, например, школу, ведь недаром народная мудрость гласит: «Школа - наш 2-ой дом». Давайте поразмышляем о школе как о нашем 2-м доме.

Продолжим мысль: Школа – наш 2-ой дом, потому, что…

Зрительные опоры:

Школа дает образование. Школа по-настоящему готовит нас к жизни. Школа помогает справиться с недостатками. В школе работают только достойные люди. В школе нас любят. В школе мы развиваем свои способности. Школа учит труду и добру. Школа помогает определиться с профессией .

Воспитатель: У каждого из нас, друзья, есть сейчас возможность сказать школе спасибо. Видеоролик

Воспитатель: Подведем итог нашим размышлениям. Меня очень порадовали ваши высказывания. А согласитесь ли вы с таким утверждением «Любить школу значит любить Родину»? Можем ли мы назвать себя хоть немного патриотами? (ответы детей )

Школа – это тоже наша семья. Здесь мы живем, учимся, общаемся, и с каждым днем мы создаем историю и традиции нашей школы.

4. Верхнекамский район. Где родился, там и пригодился.

Воспитатель . Продолжаем размышления на тему «С чего начинается Родина?» Согласны ли вы с тем, что любовь к России, нашей большой Родине, начинается с любви к нашей малой родине?

Воспитатель: У каждого человека есть родная земля, то место, где он живет. У всех людей есть еще самое дорогое - это родная страна, малая родина. Родная страна - это место, где нам все дорого и близко, где все для нас родное, такое место по-другому еще называют - «Родина». За что мы любим нашу малую родину? (ответы детей)

Воспитатель : Что значит любить нашу малую родину?

разрушений.

Воспитатель: А достаточно ли мы трудимся на благо нашей малой родины?

Воспитатель: Предлагаю всем познакомиться с малой родиной каждого 6-классника. А 6-классники постараются узнать свою малую родину. Презентация родных мест Верхнекамья

Воспитатель : Вижу, что всем понравилось путешествие по родным местам. А ведь малая родина – это частичка нашей большой Родины.

Воспитатель: Все мы учимся в школе и приехали из разных населенных пунктов Верхнекамского района: п. Созим, п. Лесной, п. Пещёра, п. Светлополянск и г. Кирс - Вот из таких маленьких родных уголков и состоит наша общая и великая Родина.

Воспитатель: А теперь я предлагаю увидеть малую родину каждого из нас на карте нашей большой Родины России. (карта Кировской области )

Каждый прикрепляет название малой родины на карту России.

В народе говорят: «Где родился, там и пригодился». Вашему вниманию представлены пословицы о родине, прочтите их, и выберите наиболее понравившуюся пословицу, и объясните ее смысл.

Работа с пословицами:

    Одна у человека мать, одна у него и Родина.

    Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

    Всякому мила своя сторона.

    Москва – царство, а наша деревня – рай.

    С родной земли умри – не сходи.

    Чужая сторона – дремучий бор.

    Кто Родине изменяет, того народ презирает.

    Кто за Родину горой – тот истинный герой.

    Береги Родину, как зеницу ока.

    Человек без Родины, что соловей без песни.

    Нет в мире краше Родины нашей.

    Жить – Родине служить

Воспитатель : Мы узнали, что в нашем районе есть много достопримечательностей, красивых мест. Есть свои известные люди, которыми мы гордимся, любим.

Подводим итог.

Сейчас нам прочитает стихотворение Олеся Вишневская «Что родиной моей зовется?»

Что Родиной моей зовётся?

Себе я задаю вопрос.

Река, что за домами вьётся,

Иль куст кудрявых красных роз?

Вон та осенняя берёзка?

Или весенняя капель?

А может радуги полоска?

Или морозный зимний день?

Всё то, что с детства рядом было?

Но это станет всё пустяк

Без маминой заботы милой,

И без друзей мне все не так.

Так вот что Родиной зовётся!

Чтоб были рядышком всегда

Всё, кто поддержит, улыбнётся,

Кому нужна и я сама!

Воспитатель: Занятие пора заканчивать. Возвращаясь к началу нашего занятия, обратимся к задачам, давайте, подведем итог и ответим на поставленные вопросы.

Что такое любовь к Родине?

Нужны ли патриоты семье, школе, малой родине и Отечеству?

С чего начинается Родина?

Воспитатель: Мы с вами выяснили, что такое патриотизм, выяснили, нужны ли малой родине патриоты. Конечно же, гимн поется в начале всех мероприятий, но мы выяснили все вопросы, хотелось бы закончить занятие гимном. ( Звучит гимн РФ)

Занятие закончено, благодарю за работу.

Цель:

Создать условия для ознакомления учащихся с понятиями: Родина, малая родина - родной дом, родная школа, родной посёлок;

Способствовать воспитанию любви к родному краю, чувства причастности к коллективу школы, желания поддерживать традиции и приумножать их;

Учить быть внимательными и заботливыми к близким.

Задачи:

содействовать формированию:

1. способствовать полноценному восприятию изучаемого материала, умению выражать свои мысли, воспитанию любви к Родине.

2. учить оценивать правильность выполнения своих действий, вносить необходимые коррективы.

3. развивать способность к познанию, выполнять несложные логические действия (сравнение, сопоставление), работать с информацией, формировать исследовательские умения.

4. использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления, понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников, уважать мнение собеседников, проявлять интерес к излагаемой информации, учить работать в парах, коллективно, индивидуально.

Оборудование: фотографии достопримечательностей Крыма, фотографии родного посёлка, пейзажей, карточки с заданиями (для работы в парах)у уч-ся: альбом, цветные карандаши.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте ребята! Я рада приветствовать Вас на нашем уроке.

Если Вы были внимательны и любознательны, то уже ознакомились с фотографиями, представленными на доске.

Теперь Вам будет не трудно назвать тему, которой будет посвящён наш урок.

А чтобы Вы окончательно утвердились в своих рассуждениях, послушайте стихотворение:

Что мы Родиной зовём? Что мы Родиной зовём?

Край, где мы с тобой растём, Солнце в небе голубом.

И берёзки, вдоль которых И душистый, золотистый

Рядом с мамой мы идём. Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И скворцов весенних песни

За распахнутым окном.

4. Определение темы урока.

Конечно, вы догадались, о чём пойдёт речь.

Да, правильно, о самом дорогом, что есть у человека - Родине.

Многие люди пытаются объяснить, что же такое Родина?

Давай послушаем, как об этом понятии рассуждают Ваши ровесники.

(чтение отрывков из детских сочинений на тему: «Моя Родина»)

«Когда я слышу слово «Родина», то представляю ребёнка, который играет возле своей мамы, а показывая на старый дом произносит «это наша Родина». Иногда вспоминаю моменты из своей жизни: то свою старую квартиру на ул. Мира, то подружек играющих куклами во дворе.

Поэтому и слово «Родина» понимаю так:

Родина - это там, где ты родился.

Моя Родина - Украина, огромная и красивая, у неё есть и жаркое лето и холодная зима, прекрасная весна и золотая осень.

Я люблю свою Родину и не хочу никуда уезжать. (Бобошко Мария уч-ся 2-го кл.)

Моя Родина начинается с красавицы яблони под окном на даче, с куста смородины, листочки которой вкусно пахнут. Родина- это поле с огромным небом над ним, где мы пускали воздушного змея и любовались радугой. И лес, где так сильно пахнет земляникой и хвоей. А в разлитый как молоко туман,можно спрятаться. (Батюхнов Никита уч-ся 2-го кл.)

Сейчас и Вам предстоит ответить на вопрос:

С чего начинается Родина?

А поможет в этом песня « С чего начинается Родина?»

музыка В. Баснера, слова М. Матусовского в исполнении Марка Бернеса.

5. Прослушивание песни « С чего начинается Родина..»

6. Беседа после прослушивания песни.

Слушая песню, какие ассоциации возникли у вас при слове Родина?

(ВЫСЛУШИВАНИЕ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ)

а) родной дом, семья, самый близкий и любимый человек на земле - это мама;

б) родная школа, одноклассники, друзья;

в) родной край, маленький уголок, где мы родились.

Всё это - есть наша маленькая родина.

А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша

общая, великая Родина!

(На доске строится схема:)

Родина Украина

малая родина

родной дом, родная школа, родной край,

семья одноклассники, где мы родились

7. Работа с фотографиями на доске (фотографии посёлка).

Докажите, что любовь к Родине начинается

с любви к родному дому, семьи;

с любви к школе, одноклассникам,

с любви к своему родному посёлку.

(Дети рассказывают о своих семьях, рассказывают о семейных традициях)

Родной дом, семья, самый близкий и любимый человек, мама- это исток, начала начал. У каждого он свой. Первую любовь мы получаем в семье.

(Дети рассказывают о своих друзьях, о школе, делятся своими впечатлениями, что им нравится в школе.)

Из года в год миллионы мальчишек и девчонок собираются под крышей своего второго дома - родной школы, чтобы продолжить путь к знаниям, которые позволят реализовать в будущем их мечты и планы.

Наверное уже из вас кто-то мечтал, кем он будет, когда вырастет? Расскажите, кем вы хотите быть и почему? (рассказы детей) физкультминутка

(Дети читают стих-ние о посёлке « Родной край»

Чтение сопровождается показом фотографий)
Родной край

По Вольному гордо мы шагаем:

Кругом берёзки, клёны, тополя.

Мы ничего прекраснее не знаем,

Чем наша крымская земля.

Идут года, а Вольное наше

Растёт и хорошеет с каждым днём.

Где мы работаем и где живём.

Пусть солнечнее станет настроенье!

Пусть будет ещё больше красоты!

Посадим на всех улицах деревья,

На всех газонах вырастим цветы.

В поход пойдём мы по родному краю.

Вокруг лесов - раздольные поля.

И дружно воронцами расцветает

Под мирным небом Родина моя.

Рассказ учителя о посёлке Вольное.

Вольное - поселок городского типа Джанкойского района АР Крым.

Население - 2231 человек.
В 20-е гг. ХХ в. на территории поселка немцы-колонисты основали село Фрайлебен (нем. - "свободная жизнь" ), жители которого занимались земледелием. Позднее здесь был организован колхоз "Фрайлебен".
Ныне в поселке действуют общеобразовательная школа, лечебная амбулатория, аптека, библиотека, пожарная часть, Дом культуры, клуб, несколько магазинов.

В поселке сооружен памятник воинам-авиаторам и установлены бюсты летчикам полка - Героям Советского Союза, памятный знак - советский реактивный истребитель.

Давайте внимательнее посмотрим на фотографии, так ли мы делаем как говорим, бережём ли свою Родину.

Что нужно делать для того чтобы беречь свою Родину? Чем лично Вы можете помочь?

(Ответы детей:

Не сорить,

Посадить деревья цветы и ухаживать за ними и т. д.)

8.Обобщающая беседа.
- Сейчас вы все рассказали, как любите свою малую родину, а значит и всю нашу Родину.

А что значит любить?
(Беречь, заботится, охранять, украшать, защищать, гордиться, никогда не предавать, а если потребуется и жизнь отдать)

9. Работа с пословицами о Родине.

У Вас на парте есть карточки с заданиями, посмотрите, пословицы нельзя прочитать потому что у них есть начало, а концовка не подходить по смыслу давайте восстановим пословицы - прочитаем их, а также объясним их значение.

Родина - мать, чужая мачеха.

Родная сторона мать, и зайцу дорог.

Родной куст умей за неё постоять.

10. Сообщение учителя.

Родина, родной край—это все, что нас окружает, это то, что с первых дней

нашей жизни становится для нас очень дорогим, как воздух, вода, еда, как улыбка близких людей. Это место, где живёт твой род, где мы растём, учимся, трудимся.

Родина-это то, что есть сегодня: наши города и сёла, наши луга и леса, наш народ, наша школа. Но и то, что было раньше: наша история и культура, памятники и традиции.

Родина—это наше БУДУЩЕЕ, то, что будет…

Родина—это всё то, без чего человек не может жить.

Мы живём в Украине на крымской земле, а в чём уникальность Крыма?

Что Вы знаете про Крым?

(ответы уч-ся)

Рассказ учителя о необыкновенных достопримечательностях Крыма, с опорой на фотографии.

Мраморная пещера

Мраморная пещера среди других пещер Крыма выделяется особо. Она стоит на первом месте по своей площади, протяженности и объему внутреннего пространства. Длина экскурсионных маршрутов в пещере доходит до полутора километров. В течение этого пути можно увидеть самые впечатляющие галереи пещеры. Если сложить все ее ходы, получится более двух километров. Это общая протяженность пещеры. Каждый год порядка ста тысяч туристов приезжают сюда на экскурсию.

Три основные части входят в пещеру: Главная галерея (достаточно прямая, ее длина - семьсот двадцать пять метров), Нижняя галерея (витиеватая, длина - девятьсот шестьдесят метров), Тигровый ход (боковое ответвление пещеры, длина - триста девяносто метров).

Клуб спелеологов в Симферополе охраняет пещеру. Сначала устроили Галерею сказок, это был первый этап оборудования пещеры. Обусловлено это тем, что Галерея сказок находится близко к входу в пещеру. Далее приступили к устройству Тигрового Хода. Был создан специальный туннель, горизонтальный и комфортный. По нему проложили обустроенные экскурсионные дорожки.

Воронцовский дворец

Воронцовский дворец строился 18лет. Дворец был построен по проекту английского архитектора.Архитектор в Алупку так не приезжал, но он был хорошо осведомлен о рельефе местности. Все работы производились вручную, примитивными инструментами.

Парадный двор, парадный кабинет, Ситцевая комната,Малая гостиная, или Китайский кабинет, вестибюль, Голубая гостиная, Переходом из Голубой гостиной в парадную столовую служит Зимний сад, в котором среди зелени размещено множество декоративных мраморных скульптур.

Парадная столовая — самый большой зал во дворце.

Алупкинский дворец окружен великолепным парком, занимающим площадь до 40 гектаров. Парк заложен 140 лет назад под наблюдением опытного немецкого садовода Карла Кебаха.

Ласточкино гнездо

"Ласточкино гнездо" построено на отвесной скале Ай-Тодорского мыса. Нынешнее здание напоминает средневековый рыцарский замок..

Первое деревянное строение на этом месте было возведено после русско-турецкой войны 1877—1878. ".

Свой нынешний вид "Ласточкино гнездо" преобрело благодаря нефтяному барону Штейнгелю. Он занимался нефтью, а отдыхать ему нравилось в Крыму. Он приобрёл на Аврориной скале дачный участок и решил построить там романтический замок, который напоминает средневековые сооружения на берегах Рейна. Уже в 1912 году на тесной площадке отрога Монастыр-Бурун стоял оригинальный готический замок. Рядом со зданием был разбит сад, который в результате землетрясения обрушился в море.

Грязевой вулкан

На Керченском полуострове, недалеко от села Вулкановка, в десятке километров к югу от поселка Ленинское, рядом с дорогой Керчь - Феодосия можно увидеть Джау-Тепе - единственный в своем роде грязевой вулкан. Джау-Тепе с крымскотатарского наречия переводится как «вражья гора» (или "опасная своими грязевыми потоками"). Другой вариант толкования названия предлагает Н.Н.Клепинин - «истекающая грязью». Грязь, многократно выливавшаяся с его вершины, застилает склоны холма. К югу от вулкана можно наблюдать сероводородный источник со значительным притоком воды.

Крупный холм появился в 17 веке, после очередного извержения. Раскинувшееся на склоне холма поселение было полностью разрушено грязевым потоком, идущим с вершины. В 19 столетии Джау-Тепе «спал». Бурная активность началась в первых десятилетиях 20 века, прошел ряд сильных извержений. Так, в феврале 1909 года на вершине вулкана образовалась крупная трещина. А через месяц произошло извержение. Согласно описанию, "сначала вздулась вершина вверх на сажень, потом она пошла вниз на несколько саженей ниже своего обычного положения, в результате возникли трещины, а затем прорвался внешний вал, и грязевой поток, медленно пополз по склону. На следующий день появилась жидкая грязевая масса с запахом сероводорода, возник поток. В течение третьего дня текла неспешно густая грязевая масса, но скоро она остановилась. ".

Джау-Тепе всю вторую половину 20 века был недействующим вулканом. Грязь из сопки постепенно стала выветриваться, буреть, в ней образовались трещины. Содержание этой грязи богато песчаниками, известняками и кристаллами кальцита.В недрах полуострова Керчь залегают майкопские глины. Нефтегазоносность этих глин стала причиной многочисленных извержений Джау-Тепе.

Музей шоколада

Этот музей находится в Симферополе, в Украине он единственный. Представляет он оригинальную, своеобразную экспозицию «История шоколада из шоколада». История шоколада обошлась местным мастерам-кондитерам в полторы тысячи килограмм этого сладкого вещества. Именно столько потребовалось, чтобы воссоздать в шоколаде всю долгую историю этого лакомства. Все предметы в музее - ручной работы, второго такого экземпляра не существует.

Начало истории шоколада идет от дерево какао, оно представлено в экспозиции. Здесь же рядом фигурки, изображающие индейцев, именно они впервые попробовали этот сладкий продукт. Выдающихся людей истории, которые предпочитали шоколад другим продуктам, также можно увидеть в музее. Разумеется, что все фигурки - шоколадные.

Из шоколада сделаны все предметы в музее: пейзажи, портреты, натюрморты. Мастера мечтают о создании в будущем шоколадницы высотой в человеческий рост. На сегодняшний день предметом гордости музея стала Эйфелева башня из шоколада. Потребовалась даже помощь ученого-математика, чтобы воссоздать в шоколаде эту сложную конструкцию.В музее можно прогуляться по экспозиции, все посмотреть, а вот дотрагиваться или съесть кусочек категорически запрещено. Срок жизни шоколадных экспонатов, по мнению кондитеров, порядка пяти лет. За это время не испортится их внешний вид, не потеряется качество продукта. Чтобы изделия из шоколада хранились долгое время, необходимо каждый день убирать пыль и поддерживать в помещении строго определенную температуру - эти условия обязательны. Посетить выставку можно в любой день с десяти до двадцати часов.

Долина приведений

Недалеко от Алушты, возле Южного склона у горы Демерджи находится скопление необычных каменных изваяний. Это - Долина Привидений. Самое большое скопление камней называется «голова Екатерины». Чтобы осмотреть это достопримечательное место, потребуется не один час.

Свое необычное название Долина Привидений получила благодаря такой особенности: камни, разбросанные у подножия горы, при закате солнца отбрасывают причудливые тени, похожие на привидения, которые быстро перемещаются. Удивительно в это время выглядит и сама гора - из-за изменения освещения на закате солнца она постоянно меняет свой цвет. Такие загадочные явления привлекают сюда туристов.

Также большое впечатление производят и сами горы: повсюду разбросаны скалистые сооружения разнообразных форм, которые напоминают лица и фигуры людей, животных, сказочных существ. В каждой скале можно увидеть что-то необычное.

Существует у местных жителей такая легенда: в древние времена эти места захватил колдун Чернобородый со своей свитой. Всех мужчин из округи они собрали на вершине горы в созданной ими кузнице. Пламя, которое раздувалось в кузнице, иссушило всю землю и озера, погубило вокруг всю природу. В деревне начался голод. И тогда молодая девушка, которую звали Екатерина, пошла к колдуну, чтобы попросить его оставить эти края. Но злой колдун не стал ничего слушать и убил ее. Тогда Бог покарал всех: с вершины горы вырвалось пламя, а по ее склонам прокатились огромные валуны, которые уничтожили все вокруг. Если верить легенде, то изваяния у вершины горы - это застывшие в камне воины, которые пытались убежать от Божьей кары.

11. Игра «Мои ассоциации»

Давайте поиграем, я буду называть слово, а каждый из Вас то с чем ассоциируется это слово.

нарисуйте свою Родину.

(после окончания работы над рисунками - выставка работ)

Тема урока: С чего начинается Родина?

Цель: - формирование у школьников патриотических чувств, любви и уважения к Отечеству;

- знакомство с главной ценностью человека - Родиной, с ценностями, традициями людей и для чего они существуют.

Задачи урока:

Развить уважение к Родине и ее традициям; уважение к многочисленным народам нашей Родины;

Научить учеников сотрудничать, высказывать свою точку зрения;

Объяснить что такое Родина и Отечество, малая родина, культурные традиции, духовные ценности.

Научить работать с текстом и понятиями, общаться в группе и вырабатывать одно мнение, высказывать свое мнение перед аудиторией.

Основные термины и понятия: Россия, Родина, патриот, отечество, государственная символика.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации.

работа группами и в парах

Оборудование: мультимедийный проектор, выставка книг о России, флаг, герб, карта, листы с заданиями для групп, аудиозаписи (гимн, песни о Родине); выставка рисунков на тему: Символы России.

Ход урока:

(Звучит песня «Гляжу в озера синие…» Л. Зыкина)

Слайд 2.

Учитель:

Живут в России разные народы с давних пор.

Одним тайга по праву, другим - степной простор.

У каждого народа язык свой и наряд.

Один черкеску носит, другой надел халат.

Я думаю, ребята, вы поняли, что мы сегодня будем с вами говорить о нашей Великой стране, о нашей Родине.

(Записывают в тетради тему урока)

А что же такое Родина?

(Ребята отвечают на этот вопрос).

Учитель:
Давайте сформулируем единое понятие, что же такое Родина, и запишем в тетрадь.

Родина место, где человек родился, где жили и живут его предки, место по которому он тоскует и которое готов защищать.

Каждый из нас понимает, что Родина – это бесценно! А с чего же она начинается?

(Звучит песня «С чего начинается Родина?» М. Бернес)

Слайд 3.

Ученица:

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот.
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.

Учитель:

Начинается Родина с памяти,

С почитанья истоков своих,

С герба, гимна, Российского знамени,

С уваженья заветов своих.

Вы знаете, ребята, что у каждого государства есть своя символика. Это и отличает одно государство от другого. Что же отличает нашу страну от других?

Слайд 4 (Герб России.

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный).

(Работают со словарями в группах. Отвечают на вопрос: «Что же такое герб?»).

Запишем в тетради определение. Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.

Слайд 5. Гимн России.

(Звучит Гимн РФ).

Музыку к Гимну нашей Родины написал Александр Александров, а слова – поэт Сергей Михалков.

Слайд 6. Флаг России.

Ребята, а вы знаете что символизирует белый, синий и красный цвета российского флага?

(Предлагают варианты).

Учитель:

По одной версии, это единство моря, земли и неба.

По другой – это содружество трёх славянских народов.

По третьей – цвета флага символизировали: белый – веру, чистоту; синий – небо, благородство, верность; красный – героизм, отвагу, смелость.

Есть и такая версия; белый – это вера, синий – надежда, а красный – любовь.

А какие символы России вы еще знаете?

(Обсуждение в группах и объяснение. Примерные ответы: валенки, сарафан, каравай, берёза, матрёшка).

(показ видеоряда, где представлены символы РФ).

Учитель:

Нам не стоит забывать о том, что главной особенностью России является ее многонациональность. А что значит быть многонациональной страной?

(предлагают свои варианты)

Учитель:

Многонациональная страна - страна, на территории которой проживают различные этносы - нации, народности, национальные и этнографические группы (записывают определение в тетрадь).

Слайд 7.

Ученик:

Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим - степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один - рыбак с рожденья,
Другой - оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна.

Учитель:

На территории нашей страны проживает более 160 народов: русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне и многие другие! У каждой народности есть свои традиции и обычаи. Ребята, а что такое «традиция» и «обычай»? Какие обычаи и традиции знаете вы?

(предлагают свои варианты, рассказывают о традициях и обычаях).

Посмотрите, разве можно народам нашей родины воевать, враждовать с другими. Нет. Все должны жить в мире, согласии и решать все споры мирным путем. Все народы равны.

(Звучит песня «Широка страна моя родная…»).

Учитель:

Россия очень обширная страна. Бескрайни ее поля, моря. И мы должны любить и беречь все, что нам дала наша РОДИНА.

Слайд 8.

Ученик:

Берегите РОССИЮ

Берегите Россию!

Без неё нам не жить.

Нет России другой.

Берегите её,

Берегите её тишину и покой,

Чтобы вечно ей быть.

Это небо и солнце,

Нашей правдой и силой.

Этот хлеб на столе

Всею нашей судьбой

И родное оконце.

Берегите Россию

В позабытом селе…

Нет России другой

Берегите Россию.

(показ видеоряда, где представлены достопримечательности России: музеи, памятники и т.д.)

Подведение итогов.

Учитель:

- Что вам сегодня понравилось, что вы узнали?

(Желающие отвечают на вопрос).

Слайд 9.

(звучит песня «Я, ты, он, она, вместе дружная семья»).

Я благодарю всех за активную работу.

Задание на дом.

Написать сочинение на тему: «Что такое Родина?».

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Тема: « С чего начинается Родина…».

Программное содержание:

  • Расширить представление детей о Родине малой и большой.
  • Закрепить знания детей о настоящем посёлка Федоровкий.
  • Развивать память, сообразительность, находчивость.
  • Прививать уважение к традициям и обычаям своей Родины малой и большой.

Словарная работа: родная, родная сторона, Родина, Россия, малая Родина, большая Родина.

Материал: картины и репродукции с изображением российского пейзажа, слайды «Памятные места нашего посёлка», изображение герба и флага России, фотография президента.

Литературный ряд: «Мама», «Детский сад», «С чего начинается Родина?»

Музыкальный ряд: «Мама», «С чего начинается Родина», «Детский сад», «Наш край», «Здравствуй Родина моя», «Эх хорошо в стране советской жить».

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Каждый раз, когда мы с вами встречаемся,то раскрываем тайны и секреты нового слова. Вы готовы сегодня узнать очередную тайну? … Но сначала вспомним уже знакомое слово. Послушайте внимательно и вспомните его секрет. Итак, слово «родная».

Сыграем с вами в игру «Подбери словечко». Нужно придумать к словам «родная», «родной», подходящее слово. Вспомните, кого или что мы можем назвать родным.

Предполагаемые ответы детей: мама, папа, брат, сестра, дом, детский сад, посёлок.

Воспитатель: Замечательно подобрали! Давайте вспомним, как это слово может звучать в стихотворении:(фон: звучит песня « Мама»)

1-й ребенок:

Много мам живет на свете
Всей душой их любят дети!
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она!
Кто она? Отвечу я:
«Родная мамочка моя»!

А давайте все вместе скажем нежно и ласково: «Родная мама».

2-й ребенок: (фон: звучит фонограмма на песню: «Детский сад»).

Рано утром детский сад
Малышей встречает.
Там игрушки без ребят
В уголке скучают.
Красный мяч, синий мяч,
Куклы, медвежата.
Детский сад!
Родной наш сад!
Любят все ребята.

А теперь давайте все вместе скажем радостно: «Родной наш сад»!

Вот как по-разному может звучать одно и то же слово.

- «Родная сторона» - как вы думаете, что это?

- «Родная сторона» - это место, где нам все дорого и близко, где мы родились и выросли, где все для нас родное.

Такое место по-другому еще называют - «Родина». Послушаем стихотворение: (читает ребенок).

«С чего начинается Родина…?» М. Матусовский (фон: звучит песня С чего начинается Родина.»)

3 ребёнок:

С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре.
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.

Слушаем музыку: «С чего начинается Родина» М. Матусовский

Воспитатель:

Кто из вас знает, как называется наша огромная страна, в которой мы живем? (Россия).

Да, наша Родина – Россия.

Посмотрите, пожалуйста, на меня: это флаг.

Белый цвет-берёза, Синий – неба цвет, Красная полоска- Солнечный рассвет.

У России величавой На гербе орёл двуглавый Чтоб на запад, на восток Он смотреть бы сразу мог Сильный, мудрый он и гордый. Он- России дух свободный.

Вот мы познакомились с флагом, с гербом. А теперь я предлагаю вам послушать гимн России,(гимн России слушается стоя).

Как зовут президента нашей Родины? (Владимир Владимирович Путин).

А сейчас посмотрите на карту, как огромна наша страна, как обширны её пределы. Все это наша большая Родина.

Физминутка:

А сей час всё по порядку Встанем дружно на зарядку. Руки в стороны, согнули, Вверх подняли, помахали. Спрятали за спину их Оглянулись через правое плечо, Через левое ещё. Дружно все присели, пяточки задели, На носочки поднялись Опустили руки вниз.

Воспитатель:

Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина

У каждого из нас есть малая Родина. Как же называется посёлок, в котором, мы все с вами живем? (Федоровский).

А кто знает, какие памятные места есть в нашем посёлке? – Просмотр слайдов «Достопримечательности нашего посёлка».

А сейчас мне очень интересно узнать какие они те улицы, на которых вы живете? (Описание улиц, название).

(Я живу на улице. В многоэтажном доме. Рядом с домом находится детская площадка и стадион).

4 ребенок: (фон звучит песня «Здравствуй Родина моя»).

Дома бывают разные:
Высокие и низкие,
Зеленые и красные
Далекие и близкие.
Панельные, кирпичные
Вроде бы обычные.
Полезные, прекрасные –
Дома бывают разные.

Предлагаю каждому из вас нарисовать вашу родную улицу, ваш родной дом.

Рассматривание детских работ.(Посмотрите что у нас получилось, это наш посёлок.)

Анализ: сегодня с вами мы познакомились с флагом, гербом, слушали гимн России, узнали как зовут президента Росси, описывали свои улицы и рисовали их (ответы детей).

Воспитатель: Какие разные у всех нас получились улицы и дома, но все вместе они составляют нашу малую Родину, наш родной посёлок.

5 ребенок: Мы живем,
Мы растем
В нашем родном.
Для кого-то он большой,
А для нас - огромный!
Пусть живет!
Пусть растет! Посёлок скромный!


«С чего начинается Родина»

С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается

С той песни, что пела нам мать

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять…

(М.Матусовский)

Родина- это огромный мир, разнообразный звуками и красками, впечатлениями и открытиями. Родина-это земля, на которой мы родились и растём. Моя Родина - это цветущая, неунывающая Россия. Родина - это огромная часть меня, тогда как я - малая из множества часть своей Родины.

Родители всегда учили меня любить Родину так, как любят её сами. Стараться быть честным и справедливым, гордиться своей Отчизной. С самого раннего детства мне говорили о бережном отношении к родной земле, к красоте полей, лесов, озёр и рек, к бескрайним просторам родного края.

Для каждого человека Родина разная. Это и родной город, родная улица. Это и старый домик в деревне. Это и огромная страна с городами и сёлами, бескрайними полями и лесами, с заводами и дорогами. Но для каждого из нас Родина начинается с нашей мамы, с нашей школы, с нашего великого и могучего русского языка, с великой русской литературы.

С чего начинается Родина? Когда я задумываюсь над этим, слышу шум листвы, птичий щебет и ощущаю, как солнечные лучи раздвигают шторы и врываются в комнату. Открываю глаза и вижу утро. Оно ласкает меня и обещает погожий денёк, поэтому ко мне возвращается ощущение полноты жизни. Моё понимание Родины восстанавливает душевное равновесие, воодушевляет.

Вспоминаются красивые слова поэта А.Межирова:

« Что означает Родину любить?

Во - первых, отовсюду к ней тянуться,

Чтобы в конечном счёте к ней вернуться-

Не прерывать связующую нить…»

Чувство Родины прорастает, как всё большое, из малого зёрнышка. Этим зёрнышком в детстве могла быть речка, зелёный косогор с берёзами, лесная опушка. Родина- это очень много. Мы должны беречь это всё, чтобы грядущее поколение смогло бы любоваться такой красотой и гордиться ею.

« Птицы считают своей родиной то место, где они, впервые поднявшись на крыло, увидели лес, речку, кусты, приютившие их гнёзда. Сюда они всю жизнь будут стремиться. То же самое – у людей!»- так писал В. Песков. И действительно, у нас, у людей, то же самое….

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нём умещается ровно полмира-

Мама и папа, соседи, друзья,

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котёнок …. и я!

Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окошком

И на щёчке родинка-

Это тоже Родина!

(Т.Бокова)

Мне очень нравятся поэтические строки Михаила Лобова:

«Чтобы стать мужчиной - мало им родиться, чтобы стать железом – мало быть рудой… ты должен переплавиться, разбиться и, как руда, пожертвовать собой!..»

И это так точно сказано… Ведь каждый из нас обязан защищать Родину! Ведь мы здесь родились и живём.

Зачем это нам? Это идёт ещё с тех давних времён, когда наши далёкие предки защищали наши земли от врагов, передавая новым поколениям патриотизм и мужество стойко стоять за свою державу, за землю Русскую….

Русская культурная традиция свято хранит образы русских защитников от былинного Ильи Муромца до наших современников – это то, что воспитывает в нас патриотизм, стремление служить Отчизне и никогда не забывать о том, что она – наш отчий дом.

Великие полководцы Руси - А.Невский, Д.Донской, А.Суворов. Они, как и многие другие, по сегодняшний день своими подвигами учат нас, современных детей, быть всегда на страже границ своей страны и помнить о ней, где бы ты ни был.

Я горжусь, что мой земляк, А. Прохоренко, стал Героем России. Он погиб в чужой земле, но защищал он нас всех. Он проявил высокий героизм, мужество, выполняя воинский долг. Даже Запад восхитился его подвигом, назвав его Русским Рэмбо.

Жить по совести, не предавать интересов страны, быть верным идеалам своего народа - это то, главное, что воспитывают в нас с самого детства. Уважать веру отцов, уметь жертвовать собой, любить свою Родину, трепетно относиться к природе - все эти добродетели пришли к нам от героев былых времён и мы обязаны это беречь и приумножать.

С чего начинается Родина?

С окошек, горящих вдали

Со старой отцовской буденовки,

Что где то в шкафу мы нашли…

А может она начинается

Со стука вагонных колёс,

И клятвы, которую в юности

Ты ей в своём сердце принёс….