Кот бегемот энциклопедия литературных героев. Кот Бегемот из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита

«Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, и еще считаю долгом предупредить, что кот древнее и неприкосновенное животное.»

«– А я действительно похож на галлюцинацию. Обратите внимание на мой профиль в лунном свете, – кот полез в лунный столб и хотел еще что-то говорить, но его попросили замолчать, и он, ответив: – Хорошо, хорошо, готов молчать. Я буду молчаливой галлюцинацией, – замолчал.»

«Приятно слышать, что вы так вежливо обращаетесь с котом. Котам обычно почему-то говорят «ты», хотя ни один кот никогда ни с кем не пил брудершафта.»

(Михаил Афанасьевич Булгаков. «Мастер и Маргарита»)

Сегодня, 18 мая , более чем в 150 странах отмечают Международный день музеев (International Museum Day) , который ежегоднопразднуют, начиная с 1978 года.

А три дня назад, 15 мая, в московском музее-театре «Булгаковский Дом» отмечали 126 годовщину дня рождения выдающегося русского писателя и драматурга Михаила Афанасьевича Булгакова (15 мая 1891 г. — 10 марта 1940 г.)

Потрясающий человек и великий Мастер, без книг которого невозможно представить себе культуру нашей страны.
И сегодня, в честь этого двойного праздника, я хочу рассказать о коте Бегемоте, ставшем талисманом московского музея «Булгаковский дом», расположенного по всем известному адресу, что и таинственная «Нехорошая квартира» из романа «Мастер и Маргарита», ул. Большая Садовая, дом 10 (302-Бис), квартира 50 .

Бегемот — персонаж знаменитого романа «Мастер и Маргарита», кот-оборотень и любимый шут Воланда.

Бегемот - оборотень, может находиться в образе «громадного как боров чёрного кота с кавалерийскими усами, ходящего на задних лапах» и поражающего публику совершенно человеческими манерами, но может также выступать в виде «низкорослого толстяка в рваной кепке», «с кошачьей рожей».

А еще Бегемот — это реальный черный пушистый котище, который не просто проживает, но и работает в «Булгаковском Доме», как полноправный сотрудник музея и любимец всех посетителей.

Мистический кот появился в музее не случайно — в 2005 году был объявлен конкурс на кота Бегемота, который бы по облику и характеру наиболее близко походил на персонаж романа.

После долгих поисков сотрудники музея остановили свой выбор на взрослом черном коте, которого им принесла молодая пара. К несчастью, у их новорожденного ребенка оказалась сильная аллергия на шерсть животных.

Новый пушистый сотрудник сразу же почувствовал себя в музее как дома. Больше всего он полюбил сидеть или спать на макете памятника Михаилу Афанасьевичу. Часто посетители музея видят Бегемота спящим на лавочке, положив голову на колени Мастеру.

Несколько раз в день кот совершает обход всего музея и инспектирует почтовый ящик для записок.

Постепенно Бегемот настолько освоился на новом месте, где все относились к нему с большим теплом, что расширил свою территорию и стал совершать ежедневные обходы театра и всего двора дома №10. Часто позировал для восторженных зрителей рядом с памятником Бегемоту (литературному) и Коровьеву при входе в музей.

У Бегемота, как и у литературного персонажа, оказался очень независимый и свободолюбивый нрав. Бегемот конечно уже привык к постоянному вниманию большого числа незнакомых людей, но кот не слишком охотно сидит на руках даже у сотрудников и далеко не всем посетителям (которых здесь ежедневно бывает больше двухсот) позволяет себя гладить.

Больше всего он пугается и ненавидит фотовспышку, и сотрудники музея настоятельно просят гостей фотографировать животное без вспышки.

Завтракает, обедает и ужинает Бегемот без отрыва от производства – прямо на рабочем месте, в музее, и очень уважает свой собственный специальный корм (так что не нужно тут вашей осетрины второй свежести!).

Кроме того, у музейного кота есть личный стилист, который регулярно приводит в порядок длинную и густую шерсть Бегемота.

Но больше всего Бегемот любит дрыхнуть в самых разных местах музея, прямо среди экспонатов и вещей Мастера — на пианино и книге отзывов, на рабочем столе и на лавочке памятника.

Когда в музее проводятся экскурсии, Бегемот присоединяется к слушателям и очень внимательно следит за рассказами. Порою кажется, что он вживается в образ своего литературного героя.

Кот Бегемот стал знаменитостью и неотъемлемой частью музея, придавая дому атмосферу мистики и волшебства. Посетители очень ждут встречи с котом и его внезапное появление до сих пор воспринимается как нечто сверхъестественное.

А в следующем интересном видеофильме сотрудники музея подробнее рассказывают о характере и образе жизни музейного кота, и о том, насколько Бегемот необходим для создания мистической атмосферы дома Мастера.

Примечание. В этой статье использованы фотоматериалы из открытых источников в интернете, все права принадлежат их авторам, если вы считаете, что публикация какой-либо фотографии нарушает ваши права, пожалуйста, свяжитесь со мной при помощи формы в разделе , фотография будет немедленно удалена.


Бегемот является одним из подручных Воланда, он предстает перед читателем в образе огромного черного кота. Бегемот в Библии рассматривается в качестве примера непостижимости божественного творения; однако одновременно с этим Бегемотом традиционно именуется как демон, приспешник сатаны. При создании образа этого персонажа автор романа пользовался книгой М.А. Орлова «История сношений человека с дьяволом», где рассказывалось о французской игуменье, которая жила в XVII веке и была одержима семью бесами, пятым из которых был Бегемот. Он представлял собой чудовище, наделенное слоновой головой, клыками и хоботом. У него были человеческие руки, громаднейший живот, толстые задние лапы и короткий хвостик, как у бегемота.

Булгаков изобразил своего Бегемота в виде черного кота-оборотня громадных размеров, поскольку считается, что именно черные коты имеют связь с нечистой силой.

В романе Булгакова Бегемот - комический персонаж, сочетающий в себе склонность к философствованию, повадки интеллигента, агрессивность и жуликоватость. Появляется этот герой впервые в эпизоде погони поэта Ивана Бездомного за Воландом. Уже здесь мы видим фантастические черты этого персонажа: от погони он уезжает на трамвае; в другой сцене перед Степой Лиходеевым пьет водку, закусывая маринованным грибом, наконец, на пару с Азазелло Бегемот избивает и похищает Варенуху. Отличился этот персонаж и перед сеансом черной магии, где он наливал в стакан воду из графина и выпивал ее, затем оторвал голову конферансье Жоржу Бенгальскому, после чего вернул ее на место. Свои фокусы Бегемот продемонстрировал и в кабинете председателя Зрелищной комиссии, когда после его посещения в кресле остался только оживший костюм. Бегемот сообщил Поплавскому, который явился в квартиру покойного Берлиоза, что телеграмму в Киев дал он, после чего проверил документы у ошарашенного Поплавского. Голову Берлиоза из морга крадет тоже Бегемот, он же играет с Воландом в шахматы, а проигрывая, пытается жульничать, ему свойственны демагогические рассуждения. Одним словом, этот персонаж ведет себя не как кот, которым он, по сути, является, а как человек, причем не совсем честный и порядочный. Но именно такими видел Булгаков большинство людей – испорченными и нечистыми на руку демагогами. Бегемот во время бала купается в бассейне, наполненном коньяком, спорит с Маргаритой по поводу виновности хозяина кафе, соблазнившего Фриду, в детоубийстве. Бегемот любит выпить и побалагурить, вот он соревнуется в стрельбе с Азазелло, который после ранения котом Геллы заявляет, что Бегемота «хорошо было бы утопить». Бегемот продолжает свои проделки даже во время облавы чекистов, вступая с ними в перестрелку, он притворяется убитым, но после оживает и поджигает квартиру. Бегемот также устраивает пожары в магазине Торгсина и ресторане Грибоедова. Поведение Бегемота, его проказы становятся в романе юмористическими сценками, помогающими снять остроту важных житейских, философских и нравственных проблем, поставленных в произведении перед читателем.

Истинный облик Бегемот принимает во время последнего полета. Это демон-паж, худенький юноша, лучший шут, существовавший когда-либо в мире. Его шутки привели к тому, что даже после исчезновения Воланда и его свиты, черных котов вылавливали и истребляли по всей стране.

В целом Бегемот – симпатичный персонаж, вызывающий симпатию читателя. Большей частью он появляется в произведении в виде кота, который ходит на задних лапах, разговаривает и проказничает. Время от времени этот персонаж принимает человеческое обличье и становится маленьким толстяком с лицом, удивительно напоминающим кошачью морду.

Главная функция этого героя – шутовская, он служит для развлечения Князя Тьмы. В последней сцене романа ночь содрала шерсть с Бегемота, оторвала его пушистый хвост «и расшвыряла клочья по болотам».

Обновлено: 2012-08-22

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Бегемот - персонаж романа "Мастер и Маргарита", кот-оборотень и любимый шут Воланда.

Имя Бегемот взято из апокрифической ветхозаветной книги Еноха. В исследовании И. Я. Порфирьева "Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях" (1872), по всей вероятности, знакомом Булгакову, упоминалось морское чудовище Бегемот, вместе с женским - Левиафаном - обитающее в невидимой пустыне "на востоке от сада, где жили избранные и праведные".

Сведения о Бегемоте автор "Мастера и Маргариты" почерпнул также из книги М. А. Орлова "История сношений человека с дьяволом" (1904), выписки из которой сохранились в булгаковском архиве. Там, в частности, описывалось дело игуменьи Луденского монастыря во Франции Анны Дезанж, жившей в XVII в. и одержимой "семью дьяволами: Асмодеем, Амоном, Грезилем, Левиафаном, Бегемотом, Баламом и Изакароном", причем "пятый бес был Бегемот, происходивший из чина Престолов. Пребывание его было во чреве игуменьи, а в знак своего выхода из нее, он должен был подбросить ее на аршин вверх. Этот бес изображался в виде чудовища со слоновой головой, с хоботом и клыками. Руки у него были человеческого фасона, а громаднейший живот, коротенький хвостик и толстые задние лапы, как у бегемота, напоминали о носимом им имени".
У Булгакова Бегемот стал громадных размеров котом-оборотнем, а в ранней редакции Бегемот имел сходство со слоном: "На зов из черной пасти камина вылез черный кот на толстых, словно дутых лапах..." Булгаков учел также, что у слоноподобного демона Бегемота были руки "человеческого фасона", поэтому его Бегемот, даже оставаясь котом, очень ловко протягивает кондукторше монетку, чтобы взять билет.

По свидетельству второй жены писателя Л. Е. Белозерской, реальным прототипом Бегемота послужил их домашний кот Флюшка - огромное серое животное. Булгаков только сделал Бегемота черным, так как именно черные коты по традиции считаются связанными с нечистой силой. В финале Бегемот, как и другие члены свиты Воланда, исчезает перед восходом солнца в горном провале в пустынной местности перед садом, где, в полном соответствии с рассказом книги Еноха, уготован вечный приют "праведным и избранным" - Мастеру и Маргарите.

Во время последнего полета Бегемот превращается в худенького юношу-пажа, летящего рядом с принявшим облик темно-фиолетового рыцаря "с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом" Коровьевым-Фаготом. Здесь, по всей видимости, отразилась шуточная "легенда о жестоком рыцаре" из повести "Жизнеописание Степана Александровича Лососинова" (1928), которую написал друг Булгакова, писатель Сергей Сергеевич Заяицкий (1893-1930).

В этой легенде, наряду с жестоким рыцарем, ранее не видевшем женщин, фигурирует и его паж. Рыцарь у Заяицкого имел страсть отрывать головы у животных, у Булгакова эта функция, только по отношению к людям, передана Бегемоту - он отрывает голову конферансье Театра Варьете Жоржу Бенгальскому.

Бегемот в демонологической традиции - это демон желаний желудка. Отсюда необычайное обжорство Бегемота в Торгсине (магазине Торгового синдиката), когда он без разбора заглатывает все съестное. Булгаков иронизирует над посетителями валютного магазина, в том числе над самим собой. На валюту, полученную от зарубежных постановщиков булгаковских пьес, драматург с женой иногда делали покупки в Торгсине. Людей будто обуял демон Бегемот, и они спешат накупить деликатесов, тогда как за пределами столиц население живет впроголодь.

"Политически вредная" речь Коровьева-Фагота, защищающего Бегемота - "бедный человек целый день починяет примуса; он проголодался... а откуда ему взять валюту?" - встречает сочувствие толпы и провоцирует бунт. Благообразный, бедно, но чисто одетый старичок сажает мнимого иностранца в сиреневом пальто в кадку с керченской сельдью.

Сцена, когда представители власти пытаются арестовать Бегемота в Нехорошей квартире, а тот объявляет, что кот - "древнее и неприкосновенное животное", устраивая шутовскую перестрелку, восходит, скорее всего, к философскому трактату "Сад Эпикура" (1894) французского писателя, Нобелевского лауреата Анатоля Франса (Тибо) (1867-1923).

Там приведен рассказ, как охотник Аристид спас щеглят, вылупившихся в кусте роз у него под окном, выстрелив в подбиравшуюся к ним кошку. Франс иронически замечает, что Аристид полагал единственным предназначением кошки ловить мышей и быть мишенью для пуль. Однако с точки зрения кошки, мнившей себя венцом творения, а щеглят - своей законной добычей, поступок охотника не находит оправдания.

Бегемот тоже не желает стать живой мишенью и полагает себя существом неприкосновенным. Возможно, эпизод с щеглами подсказал Булгакову сцену, когда пришедшие арестовывать Бегемота безуспешно пытаются поймать его сеткой для ловли птиц.

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» вобрал в себя множество ярких образов и персонажей. Одним из интересных героев является кот Бегемот - прислужник Воланда, шут и задира. Яркая характеристика персонажа позволяет образу быть нестандартным и запоминающимся.

Внешность Бегемота

Бегемот является котом-оборотнем. Имея вид огромного черного кота, который ходит на задних лапах, он сводит жителей Москвы с ума. Персонаж заставляет москвичей думать, что у них галлюцинации, вызывает страх и потрясение. Но иногда он появляется в человеческом обличии. Тогда он выглядит как низенький толстячок с рожей, очень похожей на кошачью. Он носит рваную кепку и везде появляется рядом со своим соратником Коровьевым-Фаготом

Появляясь на улицах Москвы в образе кота, Бегемот удивляет народ человеческими повадками. Он не только ходит на двух ногах и разговаривает, но еще и ведет себя абсолютно как человек. Он может налить себе из графина воды, помахать лапой людям из уходящего трамвая, рассчитаться за проезд. Кот любит себя, ценит свою интересную внешность. Периодически он подкручивает усы и всегда следит за своим внешним видом. Жители столицы, будучи под впечатлением от злодеяний такого странного существа, начинают отлавливать всех черных котов в городе даже после исчезновения Бегемота.

Характер Бегемота

Огромный черный кот сочетает в своем характере разные черты. С одной стороны он склонен к интеллигентным повадкам, открывает двери, раскланивается в приветствиях, ухаживает за дамами. Кот любит поговорить и порассуждать - он склонен к философствованию и иногда может вступить в дискуссию, отстаивая свое мнение очень вежливо и воспитанно. С другой стороны в его манерах присутствуют повадки жулика и хулигана, он пакостит с особым наслаждением, упиваясь собственными злодеяниями. Сводить людей с ума для него – необычайное удовольствие. Булгаков показывает кота противоречивым и наглым, наделяя его свойствами, которые присущи многим людям.

Бегемот остроумен. Его шутки запоминаются читателям, они вошли в народ в качестве крылатых выражений. Выступая в качестве комика, Бегемот пытается прикинуться непричастным к различным злоключениям москвичей. Тем не менее, именно он спалил злосчастную квартиру и натворил множество бед, наказывая жителей столицы за их нелицеприятные поступки.

Перевоплощение

В сцене последнего полета Бегемот предстает перед читателем в образе юного мальчика, любимого пажа самого Дьявола. Печальный паж обречен на вечные скитания рядом со своим темным господином.

Прототип образа

Существует множество версий, откуда Булгаков почерпнул образ для кота Бегемота. Весь роман насыщен мифическими образами, которые опираются на различные источники. Библейские персонажи предстают в совершенно непривычных образах. Черный кот - вечный символ сил зла. Имя Бегемот также взято Булгаковым из мифологии. Существует также версия, что прототипом для Бегемота стал настоящий питомец писателя. Таким образом, мы видим, Что кот Бегемот в «Мастере и Маргарите» – это не простой персонаж, собирательный образ. Он вобрал в себя несколько прототипов и в итоге получился оригинальным персонажем, который запомнился миллионам читателей.

Кот Бегемот - персонаж, которого сложно не запомнить. Среди литературы ХХ века это один из самых ярких и интригующих героев. В настоящее время коту установлено множество памятников, а его фразы цитируются жителями современного мира. Характеристика Бегемота позволит написать грамотное сочинение на тему «Описание кота Бегемота», полноценно раскрыть образ персонажа, обозначить его отличительные черты.

Тест по произведению

Кот Бегемот из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» – один из самых ярких и обаятельных персонажей, большой забавник, любимый шут Воланда. Как не улыбнуться, прочитав такие строки: «…на ювелиршином пуфе развалился некто третий, именно – жутких размеров черный кот со стопкой водки в одной лапе и вилкой, на которую он успел поддеть маринованный гриб, в другой». Таким его особенно любят изображать художники-иллюстраторы.

Еще вспоминается сцена неудачной попытки ареста кота агентами ГПУ: « – Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, – недружелюбно насупившись, проговорил кот…»

Если говорить о собственно кошачьей сущности Бегемота, то прототипом послужил домашний питомец Булгаковых – Флюшка, огромный серый котище. Вероятно, ленивая вальяжность Бегемота, его хитрость и чревоугодие навеяны характером булгаковского кота. Только масть ему писатель поменял: ведь Бегемот служит в свите князя темных сил, а черных котов издавна связывали с нечистой силой и недобрыми предзнаменованиями.

Но кот Бегемот имеет еще и человекоподобный облик, а иногда и вовсе оборачивается человеком – этакий кот-оборотень.

Очеловечил кота еще Шарль Перро в знаменитой сказке «Кот в сапогах». Позднее Э.Т.А. Гофман (один из любимейших писателей Булгакова) сочинил «Житейские воззрения кота Мурра».

Но ближе всех к «бегемотовской» теме подступил русский писатель XIX века Антоний Погорельский, автор великолепной сказки «Черная курица». В 1825 году была опубликована его фантастическая повесть «Лафертовская маковница». У старухи-ведьмы жили черный кот и девушка-сирота. Этот черный кот был непременным участником магических ритуалов ведьмы. Девушка Маша не сразу поняла, в какой вертеп она угодила:

«Бросив нечаянно взгляд на черного кота, она увидела на нем зеленый мундирный сюртук; а на месте прежней круглой котовой головки показалось ей человеческое лицо…» Дальше – больше: кот превращается в «мужчину небольшого росту» с хитрым взглядом и вкрадчивым поведением, он представляется девушке чиновником Мурлыкиным и, по наущению ведьмы, даже сватается к ней. Но в самый ответственный момент слышится лай собаки, и Мурлыкин совсем по-кошачьи пускается наутек…

Впрочем, булгаковский кот Бегемот воспринимается читателями преимущественно как «комик в жизни», и немногие вспомнят, что он еще и «злодей на сцене». Именно он похитил голову Берлиоза, он же исполнил зловещий финал в фантастическом шоу на сцене театра-варьете. «Клетчатый» Коровьев-Фагот, тоже большой весельчак, указывая на надоевшего всем конферансье Бенгальского, спросил у зрителей: «Что бы нам с ним сделать?» «Голову оторвать!» – неосторожно посоветовали с галерки. «И произошла невиданная вещь. Шерсть на черном коте встала дыбом, и он раздирающе мяукнул. Затем сжался в комок и, как пантера, махнул прямо на грудь Бенгальскому, а оттуда перескочил ему на голову. Урча, пухлыми лапами кот вцепился в жидкую шевелюру конферансье и, дико взвыв, в два поворота сорвал эту голову с полной шеи».

Ай да кот! И, кстати, почему – Бегемот? Только ли оттого, что большой, «как боров»? И черный, как ночь? Высказывались предположения, будто это имя навеяно названием популярного в 1920-е годы юмористического журнала «Бегемот».

Нет, скорее всего, ответ кроется в самой природе «демонической» группы персонажей, возглавляемой Воландом. Свиту дьявола составляют, естественно, демоны, или бесы, по-русски выражаясь. А Михаил Булгаков был хорошо знаком с классической демонологией. Среди имен самых влиятельных и злобных демонов – Асмодей, Велиал, Люцифер, Вельзевул, Маммон и т.д. – есть и демон Бегемот