Люстров михаил юрьевич. Денис иванович фонвизин Макогоненко денис фонвизин

Макогоненко Г. П. Денис Фонвизин: Творчество путь. М.;Л., 1961.

Лебедева О. Б. История русской литературы XVIII века. М., 2000 (Поэтика стихотворной высокой комедии: «Ябеда» В. В. Капниста).

Семинар № 4

Поэзия и проза русского сентиментализма и предромантизма

Сентиментализм как «классицизм навыворот» (В. А. Западов). Сентиментальная «религия чувств» и парадоксы чувствительности. Поэтические и прозаические жанры русского сентиментализма.

Поэзия М. Н. Муравьева и Н. М. Карамзина и эстетическая система русского предромантизма. Романтическая концепция гениальности, новый образ лирического героя и его чувств (меланхолия, порыв к трансцендентному, автопсихологизм, образ человека и Неведомого мира).

Бедная Лиза» Н. М. Карамзина как манифест русского сентиментализма: концепция личности и особенности поэтики.

Готическая повесть Н. М. Карамзина «Остров Борнгольм»: новое осмысление мира и человека.

Литература:

Карамзин Н. М. Собр. соч.: В 2 т., М., Л., 1964.

Муравьев М. Н. Стихотворения. Л., 1967.

3. Русская литература – век XVIII. Лирика, М., 1990.

4. Гуковский Г. А. Русская литература XVIII века. М., 1998.

Западов В. А. Сентиментализм и предсентиментализм в России // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Л., 1983.

Западов В. А. Сентиментализм и предромантизм в России // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Вып. 5, Л., 1985.

Орлов П. А. Русский сентиментализм, М., 1977.

Кочеткова Н. Д. Литература русского сентиментализма: (Эстет. и худож. искания), Л., 1994.

Корман Б. О. Кризис жанрового мышления и лирическая система (О поэзии М. Н. Муравьева)//Избранные труды по теории и истории литературы. Ижевск, 1992.

Кулакова Л. Поэзия М. Н. Муравьева // Муравьев М. Н. Стихотворения. Л., 1967.

Лотман Ю. М. Поэзия Карамзина // Карамзин Н. М. Полное собрание стихотворений. М.-Л., 1966 или: Лотман Ю. М. Избранные сочинения, т. II, М., 1992.

Павлович С. Э. Пути развития русской сентиментальной прозы XVIII века, Саратов, 1974.



Канунова Ф. З. Из истории русской повести. Томск, 1967.

Топоров В. Н. «Бедная Лиза» Карамзина: Опыт прочтения. М., 1995 или: Топоров В. Н. О «Бедной Лизе» Н. М. Карамзина. Нарративная структура // Русская новелла: Проблемы теории и истории. СПб., 1993.

Вацуро В. Готический роман в России М., 2002 (См. Н. М. Карамзин «Остров Борнгольм» в Части первой).

Малкина В. Я., Поляков А. А. «Канон» готического романа и его разновидности // Готическая традиция в русской литературе, М., 2008

Контрольные вопросы по курсу «История русской литературы XVIII века».

Общая характеристика литературной жизни первой четверти XVIII века. Русская художественная проза петровской эпохи. Своеобразие жанра гистории (повести). Формирование типов новых героев времени.

Культура барокко в русской словесности I трети XVIII века.

Русский театр первой трети XVIII века. Виды театральных представлений, сюжеты пьес, герои. Трагедокомедия «Владимир» Ф. Прокоповича как образец национальной драмы начала XVIII века.

Классицизм как литературно-эстетическое направление. Национальное своеобразие русского классицизма.

Идейная проблематика сатир А. Кантемира. Их связь с просветительской культурой Петровской эпохи.

Силлабо-тоническая реформа русского стихосложения: В. К. Тредиаковский и М. В. Ломоносов.

Одический мир М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина. Эволюция гражданской (пиндарической) оды в их творчестве.

Жанр духовной оды в творчестве М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина.

Жанр трагедии в русской литературе XVIII века. Поиск идеала «просвещенного монарха» как основной конфликт трагедий А. П. Сумарокова. Тема монарха-тирана и проблема самозванства в трагедии Сумарокова «Дмитрий Самозванец».

Тема свободы и вольности в тираноборческой трагедии Я. Б. Княжнина «Вадим Новгородский».

Эволюция жанра комедии в русской литературе XVIII века. Поиск национальных комических образов в творчестве А. П. Сумарокова, Д. И. Фонвизина, В. В. Капниста.

Комедии Д. И. Фонвизина («Бригадир», «Недоросль») в контексте культурных и политических проблем эпохи Просвещения.

Русская журналистика XVIII века и её связь с культурой Русского Просвещения. На примере сатирической журналистики Н. Новикова.

Общая характеристика русской беллетристики XVIII века. Плутовской роман М. Д. Чулкова «Пригожая повариха».

Философско-эстетические принципы и жанровая система русского сентиментализма. Предромантические веяния в русской литературе конца XVIII века.

Поэтический мир русского сентиментализма и предромантизма (на примере творчества М. Муравьева, Н. Карамзина, И. Дмитриева, Ю. Нелединского-Мелецкого).

Общая характеристика прозы Н. М. Карамзина («Бедная Лиза», « Письма русского путешественника», «Наталья, боярская дочь», «Марфа Посадница», «Остров Борнгольм»). Жанровое своеобразие повестей.

  1. Отражение философии Просвещения в «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К КУРСУ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

Литература петровской эпохи :

Гистория о российском матросе Василии Кориотском; Гистория о храбром российском дворянине Александре. Слава российская, Слава печальная; Поэзия панегирическая, книжная бытовая и любовная лирика петровской эпохи (Победославная песнь на победу Полтавскую, Кто идет с войском, лаврами венчанный, Ах, что есть свет и в свете, все противное; Фортуна злая, что ты учиняешь; О коль велию радость аз есмь обретох; Радость моя паче меры, утеха драгая; Любовная, с акростиком; Ах, свет мой горький моей молодости; Застольная песня; Буря море раздымает (по хрестоматиям А. В. Кокорева и В. А. Западова).

Прокопович Ф. Трагедокомедия «Владимир».

Кантемир А. Сатира 1. На хулящих учение. К уму своему; Сатира 2. На зависть и гордость дворян злонравных; Сатира 4. К Музе своей. Об опасности сатирических произведений; Сатира 7. О воспитании. Князю Никите Трубецкому.

Тредиаковский В. К. Новый и краткий способ к сложению российских стихов.

М. В. Ломоносов . Ода на взятие Хотина; Ода на прибытие …императрицы Елисаветы Петровны из Москвы в Санктпетербург 1742 года по коронации; Ода на день восшествия на Всероссийский престол…Елисаветы Петровны 1747 года; Ода, выбранная из Иова; Переложения псалмов 14, 26, 34, 143, 145; Письмо о правилах российского стихотворства.

Сумароков А. П. Хорев; Синав и Трувор; Семира (выбор); Димитрий Самозванец; Тресотиниус; Опекун, Рогоносец по воображению; Эпистола II. О стихотворстве.

Фонвизин Д. И. Бригадир; Недоросль; Чистосердечное признание о делах моих и помышлениях.

Княжнин Я. Б. Вадим Новгородский.

Капнист В. В. Ябеда.

Новиков Н. И. Полемика «Трутня» со «Всякой всячиной»; Разговор между россиянином и французом (Кошелек); Письма к Фалалею.

Чулков М. Д . Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины.

Державин Г. Р. Властителям и судиям; На смерть князя Мещерского; Бог; Водопад; Фелица; Вельможа.

Муравьев М. Н . Избрание стихотворца; Бежит, друзья, бежит невозвратимо время; Ночь; Роща; К Музе; О милое мечтанье; К Феоне; Сожаление младости; Сельская жизнь; Богине Невы; Желание зимы; Товарищи, наставники, друзья.

Нелединский-Мелецкий Ю. А. Ты велишь мне равнодушным; Наконец твои обманы; Выйду я на реченьку; Милая вечор сидела; Если б ты была на свете; Дни счастливы миновали; Гроза нас, Лиза, гонят; Ох! Тошно мне.

Дмитриев И. И. Две гробницы; Чужой толк; Послание к Н. М. Карамзину; Стонет сизый голубочек; Ах! Когда б я прежде знала; Видел славный я дворец; Пой, скачи, кружись, Параша!; Всех цветочков боле; Юность, юность! Веселися.

Радищев А. Н . Путешествие из Петербурга в Москву; Житие Федора Васильевича Ушакова; Дневник одной недели; Вольность; Осьмнадцатое столетие; Ты хочешь знать: кто я? Что я?

Карамзин Н. М . Письма русского путешественника; Бедная Лиза; Наталья, боярская дочь; Марфа-посадница, или Покорение Новгорода; Остров Борнгольм; Сьерра-Морена; Поэзия; К бедному поэту; Песнь мира; Веселый час; К соловью; Меланхолия; Кладбище; Осень; Послание к Дмитриеву; К самому себе.

Дополнительная литература

1. Словарь русских писателей XVIII века. Вып. 1–3. Л.–СПб.– 1988–2010.

2. Русская литература XVIII века. Классицизм. – М.: Дрофа, 2009. – 222 с.

3. Орлов П.А . История русской литературы XVIII века: Учеб. для ун-тов. - М.: Высш.шк., 1991. – 320 с.

4. Западов В. А . Литературные направления в русской литературе XVIII века. СПб., 1995.

5. Роль и значениелитературы XVIII века в истории русской культуры. - М.; Л.: Наука, 1966. – 462 с.

6. Из истории русской культуры (XVIII – начало XIX века): В 4 т. Т. 4..– М.: Языки русской культуры, 1996.– 832 с.

7. Либан Н. И . Становление личности в русской литературе XVIII века: Лекции-очерки: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. – 240 с

8. Лотман Ю. М . Русская литература послепетровской эпохи и христианская традиция // Лотман Ю. М. Избр.ст.: В 3 т. Т. 3. Таллин, 1993.– С. 127–137.

9. Стенник Ю.В. Русская сатира XVIII века.– Л.: Наука, 1985.– 364с.

10. Пумпянский Л. В . К истории русского классицизма: Поэтика Ломоносова // Контекст: Литературно-критические исследования.1982.– М., 1983.– С. 303–335.

11. Пумпянский Л. В . Классическая традиция: Собрание трудов по истории русской литературы. – М., 2000. – С. 30–157.

12. Серман И.З. Русский классицизм. Поэзия. Драма. Сатира. – Л.: Наука,1973. – 282 с.

13. Серман И.З . Поэтический стиль Ломоносова.– Л.: Наука, 1966.– 260с.

14. Западов А. В . Поэты XVIII века: М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин. М., 1983.

15. Москвичева Г.В . Русский классицизм.– М.: Просвещение, 1986. –1901 с.

16. Берков П.Н . История русской комедии XVIII века.– Л.: Наука, 1977. –392 с.

17. Западов А.В . Поэты XVIII века: А.Кантемир, А.Сумароков, В.Майков, М. Херасков. - М.: Наука, 1984. – 235 с.

18. Сахаров В.И . Иероглифы вольных каменщиков. Масонство и русская литература XVIII – начала XIX вв. – М.: Изд-во духовной литературы, 2001. – 304с.

19. Заборов П. Р . Русская литература и Вольтер. XVIII– I треть XIX вв.– Л.: Наука, 1978. – 244 с.

20. Живов В. М., Успенский Б. Л . Метаморфозы античного язычества в истории русской культуры XVII –XVIII вв.// Из истории русской культуры XVIII – нач. XIX в.: в 5 т. , Т. 4, М.: Языки русской культуры, 1996. – С. 449–525.

21. Живов В. М . Государственный миф в эпоху Просвещения и его разрушение в России конца XVIII века // Из истории русской культуры XVIII – нач. XIX в.: в 5 т. Т. 4.– М. : Языки русской культуры, 1996. – 657–685.

22. Гаспаров М. Л . Очерк истории русского стиха: Метрика. Ритмика. Строфика.– М., 200. – С. 35–43.

23. Тарановский К. Ф. Из истории русского стиха XVIII в.: (Одическая строфа в поэзии Ломоносова) // Роль и значение литературы XVIII века в истории русской культуры. – М.; Л., 1966. – С. 106–115.

24. Бочкарев В. А. Русская историческая драматургия XVII– XVIII веков.– М., 1988.

25. Савельева Л. И . -Античность в русской поэзии конца XVIII – начала XIX века. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1980. – 120 с.

26. Проскурина В . Мифы империи: Литература и власть в эпоху Екатерины II. – М.: Новое литературное обозрение, 2006. – 328 с.

27. Приказчикова Е. Е . Культурные мифы в русской литературе второй половины XVIII – начала XIX вена. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2009. – 528 с.

28. Н. М. Карамзин:PRO ET CONTRA . Личность и творчество Н. М. Карамзина в оценке русских писателей, критиков, исследователей. Антология.– СПб., 2006.

29. Рикардо Николози . Петербургский панегирик XVIII века: Миф–идеология–риторика.– М.: Языки славянской культуры, 2009. –216 с.

30. Абрамзон Т. Е. Поэтические мифологии XVIII века (Ломоносов, Сумароков, Херасков, Державин). – Магнитогорск: МаГУ, 2006. – 480 с.

31. Салова С. А . Анакреонтические мифы Г. Р. Державина. – Уфа: РИО БашГУ, 2005.–126 с.

32. Русская мысль в век Просвещения.– М.: Наука, 1991. – 280 с.

33. Серман И.З . Гаврила Романович Державин. – М., Просвещение, 1967.–120с.

34. Кочеткова Н. Д . Радищев и масоны// Русская литература.– 2000.– № 1. – С. 103–107.

35. Стенник Ю. В . Пушкин и русская литература XVIII века. – СПб.: Наука, 1995.– 350 с.

36. Орлов П. А . Русский сентиментализм.– М.: МГУ, 1977. – 271 с.

37. Успенский Б. А . История с точки зрения семиотики. Царь и самозванец: культурно-исторический феномен. Царь и Бог. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) // Успенский Б. А. Изб. Тр.: В 2 т. Т. 1. С. 50–59, 75–109, 110-218, 219–253.

38. Кочеткова Н. Д . Литература русского сентиментализма. Эстетические и художественные искания. – СПб.: Наука, 1994. – 280 с.

39. Кочеткова Н. Д . Герой русского сентиментализма. Чтение в жизни «чувствительного» героя // XVIII век.– Л.:Наука, 1983.– Сб. 14. – С. 121–143.

40. Кочеткова Н. Д . «Исповедь» в русской литературе конца XVIII в. // На путях к романтизму. Л., 1987. – С. 71 – 99.

41. Михайлов А. В . Античность как идеал и культурная реальность XVIII – XIX вв. // Античность как тип культуры.– М., 1988. – С. 308–324.

42. Лотман Ю. М . Руссо и русская культура XVIII– начала XIX века // Лотман Ю. М. Избр. Ст.: В 3 т. Т. 2. Таллин, 1992. – С. 40–99.

43. Проблемы русского Просвещения в литературе XVIII века.– М.- Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1961. – 270 с.

44. Стенник Ю. В . Полемика о национальном характере в журналах 1760–1780-х годах //XVIII век. – СПб.: Наука, 2002. – Сб.22– С.85–95

45. Макогоненко Г . Радищев и его время.– М., ГИХЛ, 1956.– 775 с.

46. Купреянова Е. И . К вопросу о классицизме // XVIII век.– М.- Л.: Наука, 1959.– Сб. 4.– С. 5–44.

47. Бицилли П.М . Трагедия русской культуры. Исследования. Статьи. Рецензии.– М.: Русский путь, 2000.– 608 с.

48. Купреянова Е. Н., Макогоненко Г. П . Национальное своеобразие русской литературы: Очерки и характеристики. – Л.: Наука, 1976. – 415 с.

49. Устинов Д. В., Веселова А. Ю . «Утопия как деятельность» в русской культуре II половины XVIII в. // Вестн. Санкт-Петербургского ун-та. Сер. История, языкознание, литература.– 1998.– № 1 – С. 77 –85.

50. Лотман Ю. М . Пути развития русской просветительской прозы XVIII века // Лотман Ю. М. Русская литература и культура Просвещения. – М., 2000. – С. 207–230.

51. Лотман Ю. М . Отражение этики и тактики революционной борьбы в русской литературе конца XVIII века // Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3 т. Т. 1. – Таллин: Александра, 1992.– С. 134–159.

52. Павлович С. Э . Пути развития русской сентиментальной прозы XVIII века. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1974. – 225 с.

53. Парсамов В . Власть и Просвещение в России // Логос.– 2003.– № 4–5 – С. 243–259.

54. Лотман Ю. М . Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – нач. XIX века). – СПб.: Искусство – СПб, 1994. – 399 с.

55. Лотман Ю. М . Поэзия Карамзина // Лотман Ю. М. Избр. Ст.: В 3 т. Т. 2.– Таллин, 1992. – С. 159–193.

56. Лотман Ю. М . Сотворение Карамзина. – М.: Молодая гвардия, 1998. – 382 с.

57. Топоров В. Н . «Бедная Лиза» Карамзина. Опыт прочтения.– М.: Издательство Русскiй мiръ: Моск. учеб, 2006. – 432 с.

58. Буранок О. М . Русская литература XVIII века: учебно-методический комплекс для студентов филологических специальностей.– М.: Флинта: Наука, 1999. – 392 с.

59. Дмитриева Е., Купцова О . Жизнь усадебного мифа: утраченный и обретенный рай.– М.:ОГИ, 2003 – 528 с.

60. Стричек А . Денис Фонвизин: Россия эпохи Просвещения.– М.:Прометей, 1994. – 512 с.

61. Топоров В. Н . Из истории русской литературы. Т. 2: Русская литература второй половины XVIII века: исследования, материалы, публикации; М. Н. Муравьев: Введение в творческое наследие. Кн. 1. – М.: Языки русской культуры, 2001. – 912 с.

62. Топоров В. Н . Из истории русской литературы. Т. 2: Русская литература второй половины XVIII века: исследования, материалы, публикации; М. Н. Муравьев: Введение в творческое наследие. Кн. 2. – М.: Языки русской культуры, 2003. – 928 с.

63. Штедтке К. Субъективность как фикция: Проблема авторского дискурса в «Письмах русского путешественника» Н. М. Карамзина // Логос.– 2001.– № 3. – С. 143–151.

64. Валицкая А. П . Русская эстетика XVIII века.– М.: Искусство, 1983. – 238 с.

65. Вацуро В. Э . Готический роман в России.– М.: Новое литературное обозрение, 2002. – 544 с.

66. Вернадский Г. В . Русское масонство в царствование Екатерины II.– СПб.: Изд-во имени Н. И. Новикова, 1999. – 567 с.

67. Вульф Л . Изобретая Восточную Европу. Карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения.– М. : Новое литературное обозрение, 2003. – 560 с.

68. Гачев Г . Частная честная жизнь. Альтернативная русская литература// Литературная учеба.– 1989.– № 3. – С. 119–128.

69. Дунаев М. М. Православие и русская литература: в 5 ч. Ч. 1.– М.: Христианская литература, 1996. – 320 с.

70. Живов В. М . Язык и культура в России в XVIII века.– М.: Языки русской культуры, 1996. – 591 с.

71. Зорин А. Л . «Кормя двуглавого орла»: Литература и государственная идеология в России последней трети XVIII – первой трети XIX века.– М.: Новое литературное обозрение, 2001. – 416 с.

72. Левин Ю. Д . Оссиан в русской литературе. Конец XVIII – I треть XIX века. – Л.: Наука, 1980. – 202 с.

73. Лонгинов М. Н . Новиков и московские мартинисты.– СПб.: Лань, 2000. – 672 с.

74. Чудинов А. В . Утопии века Просвещения: курс лекций.– М.: ИВИ РАН, 2000. – 90 с.

Веб-ресурсы:

Русская литература XVIII века – http: || www.fplib.ru|id|russian|18vek.

Русская литература XVIII века в некоммерческой электронной библиотеке ImWerden –

http: || imverden.de|cat|modules.

Русская виртуальная библиотека. – Электронная библиотека русской литературы XVIII– начала XIX века – http: || www.rvb.ru|18vek.

Фундаментальная электронная библиотека « Русская литература и фольклор». – Русская литература XVIII века.– http: || feb- web.ru| feb|feb|c18.htm.


Входимость: 7. Размер: 31кб.

Входимость: 2. Размер: 96кб.

Входимость: 2. Размер: 2кб.

Входимость: 2. Размер: 19кб.

Входимость: 2. Размер: 100кб.

Входимость: 1. Размер: 4кб.

Входимость: 1. Размер: 29кб.

Входимость: 1. Размер: 34кб.

Входимость: 1. Размер: 3кб.

Входимость: 1. Размер: 22кб.

Входимость: 1. Размер: 18кб.

Входимость: 1. Размер: 5кб.

Входимость: 1. Размер: 43кб.

Входимость: 1. Размер: 1кб.

Входимость: 1. Размер: 14кб.


Примерный текст на первых найденных страницах

Входимость: 7. Размер: 31кб.

Часть текста: очертить круг известных об этом сочинении сведений. В 1784 году из печати вышла книга"Precis historique de la vie du comte Nikita Iwanowitsch de Panin"с выходными данными"A Londres 1784" (28 p., 8 O) 1 ,а два года спустя - в четвертой книжке издаваемого Ф. О. Туманским и П. И. Богдановичем еженедельного петербургского журнала "Зеркало света" от 28 февраля 1786 года был напечатан русский текст, озаглавленный "Сокращенное описание жития Графа Никиты Ивановича Панина" (в разделе "Разные статьи" на с. 73-89). В том же году последовало и отдельное издание 2 , повторенное затем в 1787 3 и 1792 4 годах. А после смерти сатирика это произведение было включено П. П. Бекетовым в четвертую часть его полного собрания сочинений, которая была издана в Москве в 1830 году 5 . Не было бы ничего странного, если бы на проверку все предыдущие русские издания, совпадающие между собой по тексту, не имели значительных отличий с текстом 1830 года. Это обстоятельство породило массу версий и предположений, часть которых со временем переросла в утверждения, а другая часть, причем более здравых, была отнесена к разряду небылиц. По поводу французского издания текста среди многочисленных библиографов и исследователей сомнений не имеется: оно единогласно считается несомненным произведением Д. И. Фонвизина. Но вот русские издания, а точнее говоря вопиющее их различие, породили множество мнений: Во объяснение этой несообразности в 1848 году П. А. Вяземский писал: "Нам сказывали за верное, что автор написал эту "Жизнь" первоначально на французском языке. Читая ее в рукописи одному из своих приятелей, заметившему неверность в какой-то подробности, он сказал ему, что тут неверность умышленная, дабы приписали это сочинение иностранцу. Достоверно то, что сей биографический отрывок в первый раз показался в печати на французском языке; переведенный с него, он напечатан в 1787 году Иваном Ивановичем Дмитриевым, не знавшим, что он...

Входимость: 2. Размер: 96кб.

Часть текста: перевода молодого писателя: «Господина Менандра изыскание о зеркалах древних», «Торг семи муз», «Рассуждение господина Ротштейна о приращении рисовального художества, с наставлением в начальных основаниях оного», «Господина Ярта рассуждение о действии и существе стихотворства». Под каждой статьей сообщалось: «Перевел Денис Фонвизин». С 1762 года начал выходить роман «Геройская добродетель, или Жизнь Сифа, царя египетского» (часть первая вышла в 1762 году, часть вторая - в 1763, часть третья - в 1764 и часть четвертая - в 1768 году). На титульных листах первых: трех частей указывалось имя переводчика Дениса Фонвизина. В 1766 году публика познакомилась с новым переводом Фонвизина - «Торгующее дворянство, противоположенное дворянству военному, или Два рассуждения о том, служит ли то к благополучию государства, чтобы дворянство вступало в купечество? С прибавлением особливого о том же рассуждения господина Юстия». В 1769 году вышло два перевода Фонвизина, но уже без упоминания имени переводчика - «Сидней и Силли, или Благодеяние и благодарность» и «Иосиф» в 9-ти песнях, сочинения г. Битобе. В 1762 году Фонвизин перевел, но не издал трагедию Вольтера «Альзира», которая широко распространилась в Петербурге в списках. В 1764 году на сцене придворного театра с успехом шла фонвизинская комедия «Корион» (переделка комедии Грессе «Сидней»). Комедия не была издана. Как свидетельствует Новиков, читатели знали, что переводчиком и этих произведений был Фонвизин («Перевел в стихи Волтерову трагедию «Алзира», преложил, по свойству наших нравов, Грессетово сочинение «Сидней» стихами ж», «Поэму «Иосиф» перевел прозой», «Перевел... «Сиднея и Силли»). 1 В 1777 году, без указания имени Фонвизина, вышел его перевод «Похвального слова Марку Аврелию». Первые оригинальные произведения Фонвизина долго не попадали в печать или публиковались анонимно. К началу 60-х...

Входимость: 2. Размер: 2кб.

Часть текста: Критика и биография Критика: Акулова Е. А.: Фонвизин в школе Белинский: Полное собрание сочинений Д. И. Фонвизина и "Юрий Милославский, или русские в 1612 году" сочинение М. Загоскина Дружинин П.А.: Князь А.Б. Куракин - переводчик Фонвизина Ключевской В.О.: Недоросль Фонвизина Макогоненко Г.П.: История изданий сочинений Д. И. Фонвизина и судьба его литературного наследства Назаренко М.И.: Типы и прототипы в комедии "Недоросль" Хексельшнайдер Э.: О первом немецком переводе "Недоросля" Фонвизина Чернышевский Н.Г.: О "Бригадире" Фонвизина Биография: Бороздин А.: Д. И. Фонвизин - краткая справка Брилиант Семен: Денис Фонвизин. Его жизнь и литературная деятельность. Макогоненко Г.П.: Жизнь и творчество Д. И. Фонвизина Рассадин Ст.: Фонвизин Стенник Ю.: Сатиры смелой властелин

Входимость: 2. Размер: 19кб.

Часть текста: столетии, неполнота, дающая о себе знать уже в самой первой строке его жизнеописания, естественно, рождает о Фонвизине легенды. Впрочем, полуприключенческое слово вовсе не означает, будто о Денисе Ивановиче судачат, спорят, домысливают, - напротив, все порою кажется даже слишком простым. Ясным. Привычным. Легенда зародилась давно. Писатель, появившийся на свет всего семнадцатью годами после того, как Фонвизин сошел в могилу, ввел его в ряд своих персонажей: "- Право, мне нравится это простодушие! Вот вам,- продолжала государыня, устремив глаза на стоявшего подалее от других средних лет человека с полным, но несколько бледным лицом, которого скромный кафтан с большими перламутровыми пуговицами показывал, что он не принадлежит к числу придворных, - предмет, достойный остроумного пера вашего! - Вы, ваше императорское величество, слишком милостивы. Сюда нужно по крайней мере Лафонтена! - отвечал, поклонясь, человек с перламутровыми пуговицами. - По чести скажу вам: я до сих пор без памяти от вашего "Бригадира". Вы удивительно хорошо читаете! Однако же, - продолжала государыня, обращаясь снова к запорожцам..." - и так далее. Портрет, набросанный Гоголем, похож - и не похож. Человек средних лет... Пожалуй, так. Правда, "Бригадира" Фонвизин написал двадцати пяти лет от роду, "Недоросля" - тридцати семи, а в пору, Гоголем изображенную, великая комедия явно еще не сочинена. Но в те времена были свои представления о возрасте, и человека, которому было далеко до пятидесяти, вполне могли назвать стариком. Даже - старцем. Полное и бледное лицо... Увы, Денис Иванович смолоду жестоко мучился головными болями, сильно был близорук, рано облысел, жаловался на несварение желудка, - не говорю уж о роковом параличе, сведшем его в могилу, раннюю даже по тогдашним понятиям. "Вы удивительно хорошо читаете!" О да, этим он весьма был...

Входимость: 2. Размер: 100кб.

Часть текста: из Петербурга в Москву» (1790). Пушкин первый указал, что Фонвизин не только «сатиры спелой властелин», но и «друг свободы». Оценка эта относится к 1823 году. Поэт в то время находился в ссылке на юге. Ненавистник рабства, он ждал революции, отлично понимая, что «политическая наша свобода неразлучна с освобождением крестьян». Для Пушкина понятия просвещение и свобода - равнозначны. Только благодаря просвещению может быть достигнута свобода. И освобождение будет осуществлено просвещенными дворянами при «единодушии» всех сословий, которые «соединятся» «в желании лучшего» «противу общего зла». Пушкин записал эти мысли в 1822 году в «Заметках по русской истории XVIII века». Тогда же ему открылась благородная и беззаветная деятельность русских писателей-просветителей XVIII столетия. В яростной схватке с екатерининским правлением мужественно погибли Новиков, «рассеявший первые лучи просвещения», Радищев - «рабства враг», Фонвизин - «друг свободы». Их сочинения - художественные и политические, печатные и рукописные - использовались современными деятелями. Пушкин неоднократно призывал участников декабристского движения помнить о своих предшественниках, - помнить, чтобы чувствовать опору и черпать силу в живой, давно уже начатой борьбе за свободу отечества. Решительно встав на позиции просветительства уже в 60-е годы, Фонвизин все свое дарование художника подчинил служению великой цели. Идеология просвещения подняла его на гребень неукротимо возникавшего русского освободительного движения. Передовая идеология определила его эстетические искания,...

Могила Д. И. Фонвизина на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

Денис Иванович Фонвизин на памятнике «Тысячелетие России» в Новгороде

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Д. И. ФОНВИЗИНА

1755 - Фонвизин поступает в дворянскую гимназию при Московском университете.

1758 , декабрь - Фонвизин переводится в высшие классы гимназии.

1759 , декабрь - братья Денис и Павел Фонвизины посещают Петербург (по январь 1760 года). Первое впечатление от театра.

1760 (?)

1761 - издание перевода «Нравоучительных басен» Л. Хольберга. Публикация в журнале «Полезное увеселение». Работа над переводом трагедии Вольтера «Альзира».

1762 , июнь - братья Фонвизины производятся в студенты Московского университета.

Октябрь - Фонвизин оставляет университет и переходит на службу в Коллегию иностранных дел.

Зима (1762/63) - поездка в Мекленбург-Шверин. Переводы для журнала «Собрание лучших сочинений». Выход первого тома перевода романа Ж. Террассона «Сиф».

1763 - переезд в Санкт-Петербург. Служба под руководством И. П. Елагина. Перевод романа Ж. Ж. Бартелеми «Любовь Кариты и Полидора». Первые оригинальные стихотворения Фонвизина: «Послание к слугам моим: Шумилову, Ваньке и Петрушке», «Послание к Ямщикову», «К уму своему».

1764 - Фонвизин производится в титулярные советники. Постановка первой комедии «Корион».

1768 - окончание перевода и издание книги «Геройская добродетель, или Жизнь Сифа».

1769 - производство в чин надворного советника и назначение секретарем министра иностранных дел России Н. И. Панина. Переводы «Сиднея и Силли» Д’Арно и «Иосифа» Ж. Битобе. Начало сотрудничества с Н. И. Новиковым. Окончание работы над «Бригадиром».

1771 - создание «Слова на выздоровление его императорского высочества государя цесаревича и великого князя Павла Петровича».

1772 , август - первая постановка «Бригадира» в придворном театре в Царском Селе.

1773 - Н. И. Панин награждает Фонвизина поместьем в Белоруссии.

1774 - женитьба на Екатерине Ивановне Хлоповой.

1777 , август - путешествие во Францию (по октябрь 1778 года). Письма сестре Феодосии, Петру Панину и Якову Булгакову. Перевод «Слова похвального Марку Аврелию» А. Л. Тома.

1779 - назначение на должность «канцелярии советника» при Секретной экспедиции. Перевод с французского книги «Та-Гио, или Великая наука, заключающая в себе высокую китайскую философию».

1780 - постановка комедии «Бригадир» в Петербурге.

1781 - занимает место статского советника, члена Публичной экспедиции для почтовых дел.

1782 - производится в статские советники и выходит в отставку.

Сентябрь - премьера «Недоросля» в Петербурге.

1783 - публикации в журнале «Собеседник любителей российского слова». Работа над «Словарем Академии Российской».

1784 - путешествие в Италию. Издание «Жития графа Никиты Ивановича Панина» на французском языке.

1785 - продолжение путешествия в Италию, первый апоплексический удар. Посещение Австрии, Германии. Перевод с немецкого «Рассуждение о национальном любочестии» И. Г. Циммермана. Возвращение в Москву.

1786 - создание повести «Каллисфен».

Июнь - путешествие в Австрию.

1787 - публикация басни «Лисица-казнодей».

Август - возвращение в Россию.

1788 - подготовка статей для журнала «Друг честных людей, или Стародум». Написание статьи «Мнение об избрании пиес в „Московские сочинения“».

1789 , июнь - сентябрь - посещение Риги, Бальдона, Митавы.

1790 , ноябрь - декабрь - приезд из Санкт-Петербурга в Москву.

1791 - создание «Рассуждения о суетной жизни человеческой», посвященного кончине князя Г. А. Потемкина-Таврического. Незаконченное «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях». Поездка в Полоцк.

Лето - пребывание в Москве (по июнь 1792-го).

1792 - поездка в Шклов.

30 ноября - представление в петербургском доме Державина комедии «Выбор гувернера» («Гофмейстер»).

КРАТКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Берков П. Н. История русской комедии XVIII века. Л., 1977.

Букчин С. Судебное дело Дениса Фонвизина // Вопросы литературы. 1979. № 2.

Вяземский П. А. Денис Фон-Визин. СПб., 1843.

Гуковский Г. А. Русская литература в немецком журнале XVIII века // XVIII век. М.; Л., 1958. Сб. 3.

Дмитриев И. И. Взгляд на мою жизнь. М., 1866.

Дружинин П. А. Неизвестные письма русских писателей князю А. Б. Куракину. М., 2002.

Записки В. С. Хвостова // Русский архив. 1870. Кн. I.

Из неизданных записок Клостермана // русский архив. 1881. Кн. III.

Костышин Д. Н. Материалы к истории семьи Фонвизиных // Россия в XVIII столетии. М., 2009. Вып. 3.

Кочеткова Н. Д. Фонвизин в Петербурге. Л., 1984.

Кулакова Л. И. Денис Иванович Фонвизин. М.; Л., 1966.

Лебедев П. Опыт разработки новейшей истории по неизданным источникам. Ч. 1. Графы Никита и Петр Панины. СПб., 1863.

Левинтон-Лессинг В. Ф. Д. И. Фонвизин и изобразительное искусство // Девинтон-Лессинг В. Ф. История картинной галереи Эрмитажа (1764–1917). Л., 1985.

Мадариага И. де. Россия в эпоху Екатерины Великой. М., 2002.

Макогоненко Г. П. Денис Фонвизин. Творческий путь. М.; Л., 1961.

Пигарев К. В. Творчество Фонвизина. М., 1954.

Серман И. З. Письма Фонвизина к Панину из Франции: проблема жанра // Oxford Slavonics papers. Vol. XXI. 1988.

Скабичевский А. М. Очерки истории русской цензуры (1700–1863). СПб., 1892.

Сочинения Д. И. Фонвизина: Полное собрание оригинальных произведений. СПб., 1893.

Степанов В. П. Полемика вокруг Д. И. Фонвизина в период создания «Недоросля» //XVIII век. Л., 1986. Сб. 15.

Стричек А. Денис Фонвизин: Россия эпохи Просвещения. М., 1994.

Тихонравов Н. С. Материалы для полного собрания сочинений Д. И. Фонвизина. СПб., 1894.

Фонвизин Д. И. Собрание сочинений: В 2 т. М.; Л., 1959.

Чебышев А. А. Источник комедии императрицы Екатерины «О, время» // Русская старина. СПб., 1907.

Эджертон В. Б. Знакомство Фонвизина с Лабланшери в Париже // Роль и значение литературы XVIII века в истории русской культуры. М.; Л., 1966.

Denis Fonvisine. Lettres de France (1777–1778) /Trad, du russe et comment, par Henri Grosse; préf. de Wladimir Berelowitch. Paris, 1995.

Kantor M. Fonvizin and Holberg: a comparison of the Brigadier and Jean de France // Canadian-American Slavic Studies. \bl. 7 № 4. 1973.

Labriolle F. de. La dramturgie de Fonvizin // La Revue des Études Slaves. Paris, 1967. T. 46.

Moser Ch. A. Denis Fonvizin. Boston, 1979.

Østerby M. Fonvizins forhold til Holberg // Fonvizin D. I. Brigaderen. Landjunkeren. Odense, 1973.

Документы

"Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время."

Д.И. Фонвизин

Фонвизин Денис Иванович - великий русский писатель, один из самых известных русских литераторов екатерининской эпохи талантливый создатель первой русской бытовой комедии, драматург, публицист и переводчик.

Писатель р одился 14 апреля 1744 года в богатой дворянской московской семье. Детство свое провел в патриархальной обстановке в доме своего отца, Ивана Андреевича Фонвизина, который был чиновником московской ревизион-коллегии.

Происхождение у него было самое благородное: его родовые исторические корни уходили в древний рыцарский род, представители которого еще при Иване Грозном обосновались в России, выйдя из Ливонии. До середины X IX века фамилия этого рода писалась в два слова или через дефис Фон-Визен (или Фон-Визин, нем. von Wiesen ). Этот именитый род дал России сразу несколько поколений служилых дворян.

В 1755-1760 г.г. учился в гимназии при Московском университете, затем в течение года – на философском факультете университета. В студенческие годы начал печататься в московских журналах.

В 1762 переезжает в Петербург и занимает место переводчика в Коллегии иностранных дел. В 1763 - 69 служил секретарем кабинет-министра И. Елагина, ведавшего разбором челобитных на высочайшее имя, а с 1766 - и императорскими театрами.

В эти же годы Фонвизин сближается с кружком молодых офицеров-вольнодумцев, под их влиянием создает сатирическое произведение "Послание к слугам моим..." (1769). Интерес к театру выразился в работе над оригинальной русской сатирической комедией (до этого перекладывал иностранные комедии "на русские нравы"). "Бригадир", написанный в 1766 - 69 и поставленный в 1770, был опубликован только в 1792 - 95. Н.Новиков сказал об этой комедии: "сочинена она точно в наших нравах".

В 1777 - 78 годах совершил поездку за границу, во Францию и Германию, о чем позже написал в "Записках первого путешественника", сыгравших важнейшую роль в становлении русской прозы.

Свое самое значительное произведение, комедию "Недоросль" (1781), Фонвизин создал в обстановке реакции, наступившей после подавления Пугачевского бунта. В ней прямо указан корень всех бед России - крепостное право и общественное невежество, которые, по мнению Фонвизина, могут быть преодолены реформами в духе Просвещения.

В марте 1782 года подал в отставку, решив полностью отдаться литературному творчеству. В 1783 публикует ряд сатирических сочинений: "Опыт российского сословника", "Челобитная российской Миневре от российских писателей", "Повествование мнимого глухого и немого".

В 1784 – 85 годах Фонвизин побывал в Германии и Италии, анонимно издал на французском языке "Жизнь графа Никиты Ивановича Панина", нарисовав образ идеального просвещенного вельможи.

В дальнейшем Фонвизину не позволено было выступать в печати; пятитомное собрание его сочинений не было издано. Его статьи распространялись только в списках.

Последние годы жизни писатель был тяжело болен, но литературных занятий не оставил: начал автобиографическую повесть «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях» (не была закончена, но и в незаконченном виде являет собой замечательный образец русской прозы).

Д.И. Фонфизин скончался в Петербурге 12 декабря 1872 года. Похоронен в Александро-Невской лавре.

О жизни и творчестве Д.И. Фонвизина можно почитать:

С. Рассадин. Умри, Денис или Неугодный собеседник императрицы.

История жизни и творчества Дениса Ивановича Фонвизиина. В книге даны яркие портреты императрицы Екатерины II, поэта Г.Р. Державина, графа Н.И. Панина и многих других виднейших личностей той эпохи.

С. Рассадин. Сатиры смелый властелин.

Эта книга о Д.И. Фонвизине – незаурядном писателе, мыслителе, человеке, отразившем в себе странность и сложность российского 18 века. Она и о характере того удивительного столетия, о людях, в нем живших: о Г.Державине, Н. Панине и других. Книга - портрет писателя, но портрет групповой – на фоне эпохи и в окружении ее достопримечательных личностей.

Творчество Д.И.Фонвизина

1. Биография и личность писателя.

2. Начало творческого пути. Переводы и оригинальные произведения.

3. Комедия «Недоросль» - вершина русской драматургии 18 века. Жанр, проблематика, сюжет и конфликт, особенности композиции, языка и стиля. Проблема творческого метода.

4. Фонвизин – публицист.

5. Мастер-класс «Жанры и формы молодежной культуры в работе с классическим наследием (на материале пьесы «Недоросль)»

Литература

Фонвизин Д.И. Собр. Соч.: В 2тт. М., Л., 1959

Пигарев К.В. Творчество Фонвизина. М., 1954.

Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина. М., 1969. С. 336-367.

Берков П.Н. История русской комедии ХУШ в. Л., 1977.

История русской драматургии: XVII - первая половина XIX века. Л., 1982.

Моисеева Г.Н. Пути развития русской драматургии ХVIII в. М., 1986.

Стричек А. Денис Фонвизин: Россия эпохи Просвещения. М., 1994.

Лебедева О.Б. Русская высокая комедия ХVIII века: Генезис и поэтика жанра. Томск, 1996. Гл. 1 (§ 5), 2 (§ 2, 3), 4, 5 (§ 4).

1. Денис Иванович Фонвизин – один из замечательных представителей века, разделивший с ним его взлеты и падения, надежды и разочарования.

С одной стороны, он человек светский, сделавший великолепную карьеру (личный секретарь И.Елагина и Н.Панина, после отставки Панина, возглавил почтовый департамент), довольно богатый, один из первых в России стал заниматься вопросами приобретения предметов искусства за границей, с другой - «Сатиры смелый властелин» и «Друг свободы», автор «Недоросля», «Придворной грамматики», составивший знаменитое «Завещание Панина» (отдельные положения этого документа использовали декабристы в своих политических платформах), человек, которого подозревали в заговоре против Екатерины.

Личность живая и пленительная. А.С.Пушкин писал о нем:

То был писатель знаменитый,

Известный русский весельчак,

Насмешник лаврами повитый

Денис, невеждам бич и страх.

Был человеком необыкновенно остроумным. Из воспоминаний: «Весьма рано появилась во мне склонность в к сатире … острые слова мои носились по Москве, а как они были для многих язвительны, то обиженные оглашали меня злым и опасным мальчишкою. … Меня стали скоро бояться, потом ненавидеть». Фонвизин обладал даром пародиста, имел и несомненные артистические способности. В домашнем спектакле в доме Апраксиных сыграл роль Тараса Скотинина (!). Из воспоминаний современников (о чтении комедии «Бригадир» в Эрмитаже для Екатерины и ее приближенных): «… во всем блеске проявил свой талант. … в лицах изобразил знатнейших вельмож, занятых спором за игрой в вист, так искусно, будто сами здесь находились».

Выходец из немецкого аристократического рода (к 18 веку изрядно обрусевшего), получивший хорошее образование, знаток европейских языков, Фонвизин, по выражению А.С.Пушкина, был «из перерусских русский». Из письма писателя: «Если кто из молодых моих сограждан, имеющих здравый рассудок, вознегодует, видя в России злоупотребления и неустройства, и начнет в сердце своем от нее отчуждаться, то для обращения на должную любовь к отечеству нет вернее средства, как скорее послать его во Францию. Здесь, конечно, узнает он самым опытом очень скоро, что все рассказы о здешнем совершенстве сущая ложь, что прямо умный и достойный человек везде редок и что в нашем отечестве, как бы плохо иногда в нем не бывало, можно, однако, быть столько же счастливому, сколько и во всякой другой стране». Забегая несколько вперед хочется отметить и следующее. В 1785 г. он перевел на русский язык книгу Циммермана «Рассуждение о национальном любочестии». В этом переводе он выразил и и одновременно углубил свое понимание сущности и природы патриотизма – «любовь к отечеству, гражданская добродетель, которая связана с любовью к свободе».

2.Раннее творчество Д.И.Фонвизина связано с идеями французского и немецкого просвещения. Так, он перевел на русский язык «Басни нравоучительные датского просветителя и сатирика Л.Гольберга, роман «Геройская добродетель, или Жизнь Сифа, царя египетского» Ж.Террасона, антиклерикальную драму «Альзира» Вольтера.

Писал и сатиры. До нашего времени дошла одна из них: «Послание к слугам моим, Шумилову, Ваньке и Петрушке» (1760).

Следующий важный период его литературной деятельности связан с кружком И.П.Елагина. В состав кружка, наряду с Фонвизиным (тогда еще фон Визиным), входили талантливые представители золотой молодежи Петербурга: Владимир Лукин, Федор Козловский, Богдан Ельчанинов. Они занялись «склонением текстов иностранных пьес на русские нравы»: место действия переносили в Россию, давали героям русские имена, вводили некоторые черты русского быта. Так появились известные в 18 веке комедии И.Елагина «Русский француз» (переделка пьесы Гольберга), Вл.Лукина «Мот, любовью исправленный» (переделка пьесы Детуша), Д.Фонвизина «Корион» (переделка пьесы Грессе).

2. Оригинальное комедийное творчество Д.И.Фонвизина связано с историей создания и постановок его знаменитых пьес «Бригадир» и «Недоросль». Над комедией «Бригадир» Фонвизин работал в 1768-1769 гг. По признанию современников: «Это в наших нравах первая комедия». Ее темы: 1) воспитание дворян; 2) лихоимство и взяточничество; 3) появление новых людей. По жанру «Бригадир» - комедий нравов с элементами буффонады. В ней впервые в истории русской комедии представлены такие приемы, как 1) травестация структуры мещанской драмы (солидные отцы семейств пускаются в любовные похождения) 2) прием саморазоблачения персонажа; 3) словесные приемы комического (использование макаронизмов, каламбуры).

3. Комедия «Недоросль» - вершина творчества драматурга . Он работал над ней, начиная с 1770 х годов. Премьера ее состоялась 24 сентября 1782 года в С.- Петербурге на Марсовом поле. В постановке участвовали известнейшие русские актеры: Дмитревский, Плавильщиков, Михайлова, Шумский.

Иван Дмитревский, сыгравший Стародума, избрал пьесу для своего бенефиса. В это время он вернулся из блестящего турне по Европе, благодаря чему, собственно, и стала возможной постановка «Недоросля», Екатерина побоялась огласки. Впоследствии пьеса была изъята из репертуара, но премьеры ее все-таки состоялись и в ряде провинциальных театров. Пьеса имела потрясающий успех, бисировали ее метанием кошельков на сцену. Г.Потемкину приписывают знаменитую фразу: «Умри Денис или больше уже ничего не пиши, имя твое известно по одной этой пьесе!»

Жанр комедии в исследовательской литературе не определяется однозначно: ее называют и народной, и политической, и высокой.

Проблематика также многопланова: 1) так в ней ощутима скрытая антиекатерининская направленность: «острие политической сатиры было направлено против главного социального зла эпохи – полной бесконтрольности высшей власти, породившей нравственное опустошение и произвол» (П.Н.Берков). Интересные материалы, на наш взгляд, подтверждающие эту точку зрения имеются в книге Ю.В.Стенника «Русская сатира 18 века. Л., 1985, с.316-337). В частности, это предпринятый ученым анализ пьес самой императрицы, сцены примерки кафтана в первом действии пьесы Фонвизина, сопоставление диалогов Стародума и Правдина в третьем действии комедии с фонвизинским же текстом «Рассуждения о непременных государственных законах» 2) проблема истинного достоинства дворянина; 3) воспитания в широком смысле этого слова.

Комедия мастерски выстроена. Обращают на себя внимание три уровня структуры: 1) фабульный; 2) комедийно-сатирический, 3) идеально-утопический. Основной композиционный прием - контраст. Кульминационным моментом можно считать своеобразный экзамен Митрофана в четвертом действии пьесы.

При этом каждому уровню структуры соответствует и своя стилевая доминанта: композиционно-сатирическому – великолепно выписанная нравоописательная сатира; идеально-утопическому – диалоговая манера философских трактатов (подробно см. об этом: Стенник Ю.В. Указ. соч.).

Важным представляется и вопрос сходства и различий данной комедии с классицистическими комедия Западной Европы. Как правило, такие комедии не допускали 1) смешения серьезного и комического; 2) образы-персонажи становились носителями одного свойства характера; 3) состояли из пяти действий, при этом кульминация обязательно происходила в третьем действии; 4) демонстрировали правила трех единств; 5)писались комедии стихами вольного метра.

На этом основании в комедии Фонвизина можно выделить следующие классицистические черты:

1) она также демонстрировала рационалистическую трактовку автором действительности (низкая действительность отображалась в низком жанре);

2) образы ее становились носителями определенных достоинств и недостатков, что закреплялось наличием значащих/говорящих фамилий/прозвищ;

3) состояла из пяти действий;

4) демонстрировала правило трех единств.

Имелись и серьезные различия. Их можно свести к следующим моментам:

1) в ней произошло смешение серьезного и комического;

2) введено описание быта;

3) произошла некоторая индивидуализация персонажей и их языковой манеры;

4) кульминация отнесена к четвертому действию;

5) комедия написана прозой.

Все эти моменты мы будем детально уточнять на практическом занятии.

В 80-е годы Д.И.Фонвизин стал автором замечательных публикаций в «Собеседнике любителей российского слова» («Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание», «Опыт российского сословника», «Челобитная российской Минерве от российских писателей, «Повествование мнимого глухого и немого»); участвовал в составлении «Словаря российского языка» (им составлены словарные статьи на буквы «К» и «Л»); перевел книгу Циммермана «Рассуждения о национальном любочестии», басню Шубарта «Лисица-казнодей», написал повесть «Каллисфен», предпринял попытку издания нового журнала «Друг честных людей, или Стародум» и даже подготовил для несколько оригинальных материалов, к сожалению, журнал был запрещен цензурой; составил «Придворную грамматику», выступил в жанре исповеди («Чистосердечное признание в делах моих и поступках») были закончены две книги из четырех.

30 ноября в доме Державиных, уже серьезно больной, писатель читал свою новую пьесу «Выбор гувернера». А 1-ого декабря 1792 года его не стало.