Мое отношение к Базарову, мое впечатление о базарове, мое впечатление о романе отцы и дети (Тургенев И. С.)


Одним из моих любимых произведений русских писателей является роман Тургенева "Отцы и Дети". Он покорил меня с самых первых строчек. И я не могу не сказать о моём отношении в главному герою, Базарову.

Прочитав данное произведение, у меня сложилось двоякое впечатление о Базарове. С одной стороны, это сильная личность, которая отстаивает свою точку зрения, несмотря ни на какие упреки со стороны.

А с другой стороны, он очень несчастен, и даже вызывает жалость у читателей. Итак, рассмотрим немного подробнее его взгляды и характер, чтобы выразить мое отношение.

Базаров – это нигилист от рождения. Ему неинтересно всё, что говорят окружающие. Он отрицает все те светлые чувства, которые так ценят многие люди, говоря, что это ерунда. Но на самом деле, мне кажется, что он просто еще в детстве не испытал любви от родных. Поэтому ему тяжело поверить в такое чувство как любовь. Но в жизни каждого человека наступает такой момент, что приходится пережить её. Также случилось и с нашим героем. Но в его жизнь, на мой взгляд, любовь принесла только несчастье. Ведь все, что он провозглашал ранее, оказалось неверным. Такой человек, как Базаров, не способен пережить то чувство, когда ты понимаешь, что всю жизнь жил неправильно, с неправильной точкой зрения.

В целом моё отношение к Базарову нейтральное. Я не могу сказать, что мне нравится этот человек или не нравится. Но одно могу сказать точно, он вызывает у меня сочувствие.

Обновлено: 2017-07-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Центральное место в романе Тургенева “Отцы и дети” занимает Евгений Васильевич Базаров. На нем сосредоточено все внимание романа.

Базаров - сын уездного лекаря, нигилист, изучавший точные науки и медицину. Отец не мог полностью обеспечить сына, и поэтому Базаров сам вынужден был пробивать дорогу в люди. Тяжелая студенческая жизнь, жизнь с мелкой копеечной работой, не баловала Базарова и придала суровость его лицу.

Первое впечатление о Базарове у меня сложилось не из приятных, даже вызвало какое-то пренебрежение им, его внешний вид отличал его от остальных людей, от “серой массы”. Высокий рост, длинный балахон с кистями. Длинное и худое лицо с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета, оно выражало самоуверенность и ум. Отдельные черты, такие, как балахон с кистями, широкий лоб, заостренный нос, стойкая и снисходительная улыбка, показывали и подчеркивали его самолюбие и необыкновенную самоуверенность.

У Базарова была хорошая репутация в обществе, он сделал себе отличную карьеру. Свою карьеру он “пробил” своей головой, своим замечательным умом, а не низкими поклонами и заступничеством важного дядюшки.

Базаров отличается большим умом и вследствие этого производит сильное впечатление на сталкивающихся с ним людей. Он дает определение настоящего человека. “Настоящий человек, - говорит он, - тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть”. Под определение настоящего человека подходит сам Базаров; он производит впечатление на окружающих: одних запугивает и отталкивает, других подчиняет. Как человек замечательно умный он не встречал себе равного. “Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мной, - проговорил он с расстановкой, - тогда я изменю свое мнение о самом себе”.

Базаров - самолюбивый и гордый человек. Он смотрит на людей сверху вниз и редко скрывает свои полупрезрительные, полупокровительственные отношения к тем, кто его ненавидит, и к тем, кто ему подчиняется. Он никого никогда не любил, ни в ком никогда не нуждался, никого не боялся и поэтому никого не щадил. Я не понимаю, как можно жить, ни на кого не обращая внимания. Базаров же везде и во всем поступает так, как ему хочется или как ему кажется выгодным и удобным. Им управляет только личная прихоть или личные расчеты. Как сказал Писарев: “Базаров ни под собой, ни вне себя, ни внутри себя не признает никакого регулятора, никакого нравственного закона, никакого принципа”.

Ироническое отношение Базарова к мечтательности, к романтизму, художественным произведениям литературы, искусства, к лирическим порывам переходит в глубокий цинизм.

Но вместе со всеми своими недостатками Базаров очень сильная натура, благородный и истинный человек, где-то даже искренний: он относится к людям так, как их воспринимает, если ему нравится человек, то нравится искренне, без задней мысли, если же нет, то нет, но тоже искренне. Базаров - это образ, в котором воедино собраны все качества, которые, по крохам, были во всех передовых и прогрессивных людях его времени.

Моё отношение к Евгению Базарову. «Перемен требуют наши сердца. Перемен требуют наши глаза. В нашем смехе и в наших слезах, И в пульсации вен: Перемен! Мы ждем перемен!». В. Цой; группа «КИНО» - «Хочу перемен». Евгений Базаров – главный герой романа «Отцы и дети». Он разночинец – демократ, убеждённый противник дворянско-крепостнического строя, материалист, прошедший

школу труда и лишений, самостоятельно мыслящий и независимый. В самом начале романа, при первом прочтении, ещё не достаточно внимательно вчитываясь, чтобы замечать отдельные маленькие моменты, мне очень понравился этот герой. Он был современно настроен, придерживался как бы правильных с моей точки зрения взглядов, но в последствии перед нами предстал настоящий Базаров. Настоящий Базаров – это сверх нигилист, он не приемлет ничего

старого и не видит в нём ничего полезного и важного. Да, безусловно, изменения за время, которое человек живёт на этой планете, в его роду неизбежны, но отрицать всё полностью – это уже слишком. Одно дело, когда ты сам выбираешь свой путь, хотя бы в чём-то следуя примеру старших, но совсем другое дело, когда ты этот пример старших ставишь ни во что. Не смотря на это, в Базарове есть и, безусловно, привлекательные черты характера, которые было бы неверно

не отметить. Эти черты характера хорошо раскрываются в столкновениях с различными персонажами этого романа: в спорах с Павлом Петровичем – показана зрелость ума, глубина суждений и непримиримая ненависть к барству и рабству; во взаимоотношениях с Аркадием – способность привлекать на свою сторон молодёжь, быть учителем; в отношениях с Одинцовой – умение глубоко и по-настоящему любить, ценность натуры, сила воли и чувство собственного достоинства. Базаров, возможно сам ещё не полностью разобрался в себе, например в начале он называет любовь «белибердой» и признаёт только физическую связь между мужчиной и женщиной, но в последствии, влюбившись, начинает чувствовать себя романтиком, мучимым эмоциями. Моё отношению к главному герою вовсе не однозначно: в его стремлении изменить устоявшийся строй – я бы его поддержал, но в том, что он не уважает другие точки зрения – в этом я с ним не согласен.

МОЕ ОТНОШЕНИЕ К БАЗАРОВУ

«Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, наполовину выросшая из почвы, сильная, злобная, честная...» Именно таким виделся Тургеневу образ Базарова, когда писатель находился еще в процессе работы над романом. Недаром Тургенева называли сейсмографом времени: он тонко чувствовал новые социальные веяния, тенденции общественного, развития. Писатель сумел воплотить в образе Базарова новый тип разночинца, социал-демократа, нигилиста, тип, только зарождавшийся в обществе.

Образ Базарова, как своеобразное явление времени, неоднозначен, многое в поведении тургеневского героя, в его взглядах, жизненной позиции, теории спорно и вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, Базаров, «ко всему относящийся с критической точки зрения», «не склоняющийся ни перед какими авторитетами», вызывает восхищение, ибо нигилизм является для него не модой, не подражанием, а его сущностью, его внутренним убеждением. Как истинный социал-демократ, Базаров, не терпящий пустых разговоров, «которые ведут к пошлости и доктринерству», «стремится действовать в силу того, что признает полезным», а полезнее всего он считает отрицание, ибо, по его собственному убеждению, с которым трудно не согласиться, «нет ни одного постановления в современном быту, семейном или общественном, которое бы не вызывало полного и беспощадного отрицания». Для Базарова очевидно несовершенство самодержавно-крепостнического государственного строя, он видит, что народ «грубейшее суеверие душит», что и свобода ему «едва ли пойдет впрок», поэтому, как революционер, он ставит своей целью «ломать» старые порядки и авторитеты, чтобы «расчистить место для новых». В то же время герой нередко «завирается». Его презрительные суждения о поэзии, о том, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», что «природа не храм, а мастерская, а человек в ней работник», его уравнительное отношение к людям, убежденность, что" «все люди друг на друга похожи как телом, так и душой», материализм, доходящий до цинизма, вызывают неприятие, но являются неотъемлемой частью системы его взглядов на жизнь, во многом частью его личности. И все-таки Базаров, с его дерзостью, развязностью, подчеркнуто плебейским поведением, резкостью суждений, самоуверенностью, непреклонностью ни перед кем, - личность трагическая и одинокая, не реализовавшая в итоге своих возможностей, не осуществившая своих планов, не воплотившая идей...

В романе постепенно усиливается мотив одиночества и трагизма существования этой личности. Так, Аркадий, который столь дорожил дружбой Базарова, считал его «одним из самых замечательных людей», искренне верил в его теорию, постепенно в ней разуверяется и разочаровывается в Базарове, ибо нигилизм противоречит его природе, его личностным убеждениям, которые он пытался скрыть. Для Аркадия, в отличие от Базарова, нигилизм - принцип напускной, неестественный, не отвечающий внутреннему складу этого героя, который, по сути своей, является «мягким либеральным баричем». Как резко заметил Базаров, Аркадий - «нежная душа, размазня, не может ненавидеть», он «не создан для горькой, терпкой жизни» революционеров-демократов. Да и сам Аркадий позже осознает, что он «уже не тот дерзкий мальчик». Так в лице Аркадия Базаров теряет ученика и преданного друга. Другие же его «последователи», Ситников и Кукшина, вообще представляют собой пародию на нигилистов и на различные модные направления общественной мысли. Оба они люди пустые и ничтожные, не имеющие собственных убеждений, а лишь повторяющие, но искажая и вульгаризируя, слова Базарова. Ситников, услышав в первый раз, что не должно признавать авторитетов, почувствовал восторг, а «возможность презирать и выражать свое презрение было самым приятным ощущением для Ситникова», равно как и для Кукшиной, «эмансипированной» женщины, которую «волновала» химия из-за того, что можно было с помощью особой мастики делать головки для кукол, женщины, готовой презирать всех и вся.

Не может Базаров найти истинного понимания и соучастия в самых, казалось бы, близких людях, родителях. «Воспоминания детства не имели власти над ним», он безмерно далек от родителей. Ни отец его, «простой штаб-лекарь», ни мать не в силах понять Базарова, который в свою очередь видит, что родители «не беспокоятся о своем ничтожестве, оно им не смердит». Между ними и Базаровым нет никакой внутренней связи, ибо он в своем личностном развитии стоит неизмеримо выше родителей, а в силу своего гордого и непреклонного характера (Базаров хотел бы встретить человека, который бы не спасовал перед ним) ему трудно общаться с родителями, что причиняет им боль.

Сильно ранит душу героя, развенчивает его собственную теорию, заставляет усомниться в собственных убеждениях внезапно настигшая его любовь, которую Базаров всегда считал «белибердой, непростительной дурью». «Кровь его загоралась, как только он вспоминал об Одинцовой», «в него вселилось <...> то, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил...». Базаров «с негодованием осознавал романтика в самом себе», сама жизнь будто доказывала герою, что его душу нельзя ограничить рамками теории, которой он, «самоломаный», столь неуклонно следовал. «В нем билась страсть, сильная и тяжелая...» Когда же Базаров получил отказ, то, будучи сильной личностью, тут же уехал, злясь на самого себя, но в душе его воцарилась «тоскливая скука, глухое беспокойство». Базаров постепенно начинает тяготиться своим одиночеством и непонятостью, его самоуверенность и дерзость сменяются внутренней дисгармонией, разобщенностью с людьми и миром. Он «чувствует скуку и злость», начинает сомневаться в собственной значимости, размышляет, что «узенькое местечко, которое он занимает, столь крохотное в сравнении с остальным пространством <...>, где до него нет дела, часть времени, которую ему удастся прожить, ничтожна перед вечностью...» Так Базаров, человек рациональный, разумный, энергичный, приходит к унынию и пессимизму.

Конец же жизни Базарова, столь внезапно прервавшейся, поистине трагичен: этот «гигант», личность титаническая, человек, ставивший перед собой огромные задачи, хочет лишь «умереть прилично, хотя никому до этого дела нет». Базаров становится мягче, в нем появляется даже некоторая сентиментальность. Он просит Одинцову «приласкать» родителей, «не разуверять отца, что Россия потеряла великого человека»» сам он сомневается в том, что был нужен России... А эпилог романа показывает, что единственным продолжателем «дела» Базарова был Ситников, «тоже готовящийся стать великим», а искренне скорбят и хранят память о нем лишь его родители...

По мнению Тургенева, герой этот был обречен на гибель, ибо он стоит в преддверии будущего. Базаров родился раньше своего времени, времени, когда он бы мог в полной мере самореализоваться, воплотить в жизнь свои грандиозные планы, этот герой предвосхитил эпоху нового поколения общественных деятелей, поэтому его одиночество и неизбежная гибель предопределены.

Мое мнение о Базарове

Если говорить о моем личном восприятии главного героя романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”, то следует признаться, что он — моя противоположность. В его характере было, казалось, многое из того, за что можно уважать человека: ум, самобытность, физическая сила, уверенность в себе, огромная работоспособность. Этот нигилист в споре побивает аристократа Павла Петровича Кирсанова, умеет заставить других слушать себя, уважать свою точку зрения. В чем же дело, почему он так неприятен мне? И только потом я ясно поняла, что отталкивает меня в этом тургеневском герое: эгоизм и самолюбие, отсутствие жалости и доброты к другим.

Евгений Базаров не похож на других известных мне литературных героев, созданных писателями XIX века. Онегина и Печорина я не могу поставить рядом с ним. Пожалуй, только герои Чернышевского Лопухов и Кирсанов отчасти напоминают нигилистов, но даже они и “мрачное чудовище” Рахметов кажутся мне более человечными. Не похож Базаров и на других тургеневских персонажей. Писатель сам признает этот факт. С Рудиным, Инсаровым героя “Отцов и детей” не сравнить. Личность Базарова замыкается в самом себе, потому что вне ее и вокруг нее нет единомышленников. Он не способен поддерживать отношений с любимой женщиной; его искренняя и цельная натура не поддается компромиссам и не делает уступок; он не покупает расположение женщины известными обязательствами. Но умные женщины обыкновенно бывают осторожны и расчетливы... Словом, для Базарова нет женщин, способных вызвать в нем серьезное чувство и со своей стороны горячо на него ответить. “Мужчина должен быть свиреп”, — приводит Базаров испанскую поговорку — и он в этом весь. Тургенев неоднократно подчеркивает в нем неудержимую, грубую, резкую натуру. Даже любовь, страсть в нем бьется “сильная и тяжелая”, похожая на злобу, а может быть, родственная злобе. Недаром и Одинцовой он внушает вместе с уважением страх.

Родился ли Евгений Базаров с такой сильной натурой, склонной повелевать людьми, держать их в нравственном подчинении, принимать их услуги, словно делая им одолжение, или же сказалось то, что он — “самоломанный” — всего достигал сам? Но, как бы то ни было, это сын военного лекаря — личность очень сильная и незаурядная по всем стать ям. Базаров признает только то, что можно ощупать руками, увидеть глазами, положить на язык, словом, только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств. Все остальные человеческие чувства он сводит к деятельности нервной системы; вследствие этого наслаждение красотами природы, музыкой, живописью, поэзией, любовью женщины вовсе не кажутся ему выше наслаждения сытным обедом или бутылкою хорошего вина. Базаров основательно знает естественные науки, с их помощью он выбил из головы “предрассудки”, но в то же время он остался человеком крайне необразованным: слыхал кое-что о поэзии, кое-что об искусстве, не потрудился подумать и сплеча произнес приговор незнакомым ему предметам.

Тургенев показывает, что Базаров — демократ, разночинец, человек труда, чужд аристократическому этикету и условностям. В чем его сила? В том, что он представитель нового времени. Аристократы, наподобие Павла Петровича, отжили свое. Нужны были новые люди и новые идеи. Евгений Базаров на протяжении всего романа и являет нам эту новую идею.

Главное место в романе занимают сцены споров. Герои Тургенева раскрывают свое мировоззрение в прямых высказываниях, в столкновениях со своими идейными противниками. Базаров — натура независимая, не склоняющаяся ни перед какими авторитетами, а все подвергающая суду мысли. В чем же слабость Базарова? На мой взгляд, главная его слабость в том, что он только отрицает, он не несет ничего положительного. А как людям жить одним отрицанием? Сегодня тоже можно встретить людей, которые отлично критикуют старое, прекрасно доказывают, что очень много надо менять, но ничего путного предложить, а тем более сделать, не могут. А Евгений Базаров присвоил себе “титул” нигилиста и все отрицает: религию, науку, семью, нравственность. Особенно жутко становится, когда вдумываешься, что он ведь отрицает и такие вещи, как искусство, любовь. Разумеется, жизнь богаче его идей, и сам же “теоретик” влюбляется “глупо, безумно”.

Может быть, кому-то такие герои и нравятся. Но для меня садовод, возделывающий свой маленький садик, или малограмотная старушка, присматривающая за малышами, гораздо более “герои”, чем Базаров. Ведь они в меру своих сил созидают, а он только разрушает. Как же это ломать, не зная даже почему? Павел Петрович не может этого понять. И ему отвечает “ученик” Базарова Аркадий: “Мы ломаем, потому что мы сила”. А сила, по его мнению, не дает отчета. Вот такая слепая “сила” и кажется мне очень опасной, поэтому мое отношение к главному герою романа Тургенева — опасливо отрицательное.

Моё мнение о Базарове.

Роман Ивана Сергеевича Тургенева "Отцы и дети" был написан в 1861 году.
Впервые этот роман появился в журнале "Русский вестник" в 1862 году.
Критики оценивали этот роман по-разному.
Д.И. Писарев сказал: "Новый роман Тургенева даёт нам всё то, чем мы привыкли наслаждаться в его произведениях".
Но уже другой критик М.А.Антонович говорил, что "новое произведение г. Тургенева крайне неудовлетворительно в художественном отношении".
Как бы не критиковали этот роман, я считаю, что в нем И.С. Тургенев полностью раскрывает актуальную тему не только своего времени, но и всех поколений. Автор не может спокойно смотреть на то, как постоянно спорят "отцы"и "дети", поэтому и пишет роман, в котором, как говорилось выше, раскрывает эту тему. Главный герой романа "Отцы и дети" - Евгений Васильевич Базаров. Это человек высокого роста, с длинным и худым лицом, "с широким лбом, кверху плоским, книгу заостренным носом, большими бакенбардами песочного цвету". Лицо "оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум". Базаров занимается медициной, любит естественные науки, химию.
Впервые читатель знакомится с Базаровым в сцене приезда Базарова и Аркадия домой к Аркадию. Аркадий Николаевич Кирсанов - друг и ученик Евгения Базарова.
Базаров знакомится с Николаем Петровичем Кирсановым - отцом Аркадия и Павлом Петровичем Кирсановым дядей Аркадия.
Аркадий отвечает на вопрос дяди: "Что такое Базаров?". Он говорит, что Базаров нигилист, то есть "человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип". Значит, Базаров - это человек, который всё отрицает. Прочтя эту сцену, где Аркадий рассказывает дяде и отцу о Базарове, я ещё не очень понимаю самого Базарова. Я не могу понять, что, значит, отрицать всё, что же за человек - Базаров.
Дальше автор нам объясняет то, что хотел сказать Аркадий о Базарове.
Базаров был охотник до женщин, но любовь "в смысле романтическом называл белибердой, непростительной дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни". Он отрицал любовь.
К простому народу Базаров относится с уважением. Он глубоко видит народ, способен быть с ним, считает, что народ равен с ним, потому что он сам выходец из народа. Базаров хочет, чтобы народ учился. Дома у Аркадия базаров знакомится с крестьянами. Они с ним разговаривают на равных. Но когда Базаров приехал к себе домой, крестьяне его не понимали, смеялись над ним, потому что для них Базаров был барином. Они не понимали того, что он хотел.
В доме у Кирсановых Базаров всегда спорил с Павлом Петровичем. У них совершенно противоположные взгляды. Дело даже доходит до дуэли. Павел Петрович не хочет мириться с Базаровым. Он ищет любой предлог, чтобы вызвать его на дуэль.
Я впервые познакомилась с Базаровым. Он показался мне человеком грубым, бездушным, не признающим ничего.
Но, читая роман дальше, я начала понимать, что Базаров совсем не такой, какой хочет казаться.
Базаров полюбил Анну Сергеевну Одинцову. В разговорах с ней он старался показывать своё равнодушие и презрение ко всему романтическому, а оставшись один, "он с негодованием сознавал романтика в самом себе". Любовь его изменила. Он никогда не думал, что может по-настоящему полюбить, но полюбил. Базаров стал человечнее, стал больше заботиться о других людях.
Даже к родителям он стал относиться по-другому.
Раньше он не любил нежностей своей матери, не любил того, что его родители "тряслись" над ним. Но после того, как он влюбился, начал понимать, что такое любовь.
Только Тургенев начал показывать изменения Базарова, тут же Базаров умирает. И умирает всего из-за одной царапины. Он заражается тифом. Тем самым автор хочет сказать читателю, что такие великие люди, как Базаров, умирают быстро, не успев сделать всё, что хотели. На их место приходят другие люди, и так продолжается из поколения в поколение.
Дочитав роман до конца, я открыла для себя нового Базарова. Я поняла, что Базаров - целеустремленная, твердостоящая на ногах личность. Несмотря на то, что Базаров был нигилист, отрицал все принципы, они у него все равно были. Он ненавидит "аристократишек", живет по расчёту, руководствуясь влечением, отрицает пустые разговоры, признает людей, которые добиваются всего своим трудом. Базаров любит народ за самобытность, но презирает за невежество. Он выступает за честных людей в обществе. Все это принципы демократов. Недаром сам автор говорил о Базарове, что тот "честен, правдив и демократ до конца ногтей". Я согласна с Тургеневым. И поэтому мне нравится Базаров. Если уж он демократ, то будет им до конца жизни. И ещё мне в нем нравится то, что он видел в себе перемены и не отрицал их.
Тургенев говорил, что когда он писал Базарова, то почувствовал к нему восхищение. А когда писал сцену его смерти, то рыдал навзрыд. И это были не слёзы жалости, а следы художника, который видел трагедию человека, в котором воплотилась часть его собственного идеала.
Тургенев не считал, что Базаровы смогут повести Россию дальше, но и не считал, что это смогут сделать Павлы Петровичи.
Автор хотел взять положительное у одних и у других и считал, что именно это сможет дать толчок на пути развития России. Но его многие не поняли. Получилось так, что Тургеневу самому пришлось раскрыть основную мысль романа.
Значит, какой же сложный и красивый роман создал Тургеневы, что его не так-то просто понять. Но автор всего-навсего показал жизнь, которую нельзя изменить. Отсюда можно сделать вывод, что наша жизнь не так уж и легка, как кажется.
А Тургенев - замечательный автор, который смог так умело отразить в своем произведении сложные жизненные ситуации.
Это может сделать не каждый писатель.
Поэтому нужно отблагодарить Тургенева за его талант, за любовь к народу, для которого он старался написать своё произведение, чтобы тот учился на ошибках героев и впредь не повторял эти ошибки в своей жизни.