Можно ли молиться за других людей? Можно ли (и как) молиться за всех, о ком просят? Правильно ли молиться за чужих.

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

Много раз читала о том, что некоторые люди - молитвенники, подвижники - берут на себя и замаливают грехи других людей. Как это происходит, и могут ли брать на себя грехи ближних люди, не отличающиеся особыми духовными дарованиями? Знаю, что нужно молиться за живых и усопших, но некоторые старцы предупреждали своих духовных чад: «А ты молись не за всех». Наверное, когда молишься за других, а особенно за людей, живущих явно греховной жизнью или умерших во грехе, без покаяния, какую-то часть их грехов тоже принимаешь на себя? Всем ли это по силам? И как правильно понимать слова Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился» (1 Ин.,5, 16).
Елена, Башкирия.

Молитва, по учению святых отцов, не знает предела, поэтому нам, не сделавшим даже первого шага в этом подвиге и не познавшим этого блаженного состояния, трудно говорить о нем на одном языке, ибо каждый будет исходить прежде всего из своего опыта. Однако, все же попытаемся наметить некоторые контуры ответа на этот сложный вопрос.
Великие молитвенники, древние и современные, говорят, что наше призвание - молиться за весь мир, как Христос учил молиться своих апостолов: «да будет воля Твоя как на небе, так и на земле».
«Молитва, по качеству своему, есть общение (со-бытие) и единение человека и Бога. По действию же она есть стояние мира… мост чрез искушения… пресечение браней, дело Ангелов, пища безплотных, будущее радование, конца и предела не имеющее делание, источник добродетелей… проявление мер… Для истинно молящегося молитва есть истязалище, судилище и престол Господень, прежде престола будущего» (преподобный Иоанн Лествичник). И даже он, преподобный Иоанн Лествичник, нашедший такие слова для описания молитвы, указывал, что может говорить не о всякой молитве, но лишь о той, которую постиг на своем опыте, вопрошающим же о более высоких состояниях советовал обращаться к отцам, достигшим совершенства.
Молясь о своих ближних, мы не можем буквально говорить о том, что берем на себя их грехи, мы лишь своим молитвенным участием разделяем с ними, помогаем понести болезни, которые следуют за совершением всякого греховного поступка (Не случайно одной из основных черт учения о спасении Восточной Церкви является осознание греха не как преступления, но как болезни). Понятно, что, исходя из нашего собственного состояния, степени нашего духовного преуспеяния мы можем «молиться не о всех», как советуют духоносные отцы своим чадам.
Преподобный Серафим Саровский выразил эту же мысль в словах, известных сейчас практически всякому Православному Христианину: «стяжи мир душевный, и тысячи спасутся вокруг тебя». Другими словами, помочь ближним мы можем лишь настолько, насколько мы уже помогли себе.
Слова Иоанна Богослова о согрешающих к смерти следует понимать так, что не всякая молитва угодна Богу, но существует предел нашему молитвенному дерзновению. Великий русский богослов XIX века Святитель Филарет, Митрополит Московский так толкует эти слова в одном из своих слов о поминовении усопших: «…Надлежит ожидать, что Писание не только удовлетворительно наставит нас о чем молиться, но и предохранит запрещениями, чтобы нам не молиться о том, о чем молитва была бы не угодна Богу. Или, спросят, - не тщетна ли молитва за умерших во грехе? Ответствую: тщетна - за умерших во грехе смертном, смертью духовною, и в сем состоянии постигнутых смертью телесною, - за тех, которые внутренно отпали от духовного тела Церкви Христовой и от жизни по вере, своим неверием, нераскаянностью, решительным и конечным противлением благодати Божией».
Итак, Апостол утверждает, что если наши прошения соответствуют воле Божией, то они будут исполнены. Если мы нелицемерно любим брата своего и будем молиться о нем, то Господь дарует ему Жизнь вечную. Если же брат не обнаруживает никакого обращения, не приносит раскаяния, то молитва наша не будет услышана, так как не угодна Богу.

Серафим (Калугин) г. Астрахань. 03.06.2005 Часто люди впервые приходят в храм, когда начинаются проблемы у их родных или близких. И тогда неизбежно звучит вопрос: что делать? В этом вопросе и боль, и надежда, и любовь, и отчаяние в собственных силах. Конечно, священник отзовется и поговорит и утешит, как сможет, но и самим приходящим надо понимать некоторые очевидные для православного человека вещи, но, увы, не всегда очевидные для большинства современных людей, не живущих церковной жизнью и до поры до времени не стремящихся к ней.

Во-первых, надо понять, что если человек в какой-то крайней нужде бросается к Богу, то Бог его не оставит. Но это не значит, что помощь будет именно такой, какой мы ждем. Например, у кого-то родственник оказался в реанимации, состояние критическое… Его родные приходят в храм и спрашивают: что делать?! Конечно, надо молиться, и Церковь в лице священника в этом добром деле первый помощник и участник. Но мы не знаем, что именно полезно человеку для спасения его души – болезнь или здоровье, жизнь или кончина. Поэтому, когда мы молимся о нашем близком и просим молиться других, мы должны знать, что мы всецело предаем человека в руки Бога, который Один знает, что по-настоящему нужно человеку с точки зрения вечности, в чем он нуждается. Конечно, мы молимся именно о здоровье, о благополучии, но непременно добавляем в конце: «да будет воля Твоя».

Я это потому говорю, что часто люди, приходящие в храм в каких-то отчаянных обстоятельствах, просят и ожидают от Бога, чтобы все разрешилось именно и только так, как кажется хорошо самим приходящим. При этом мы забываем, что наше понимание добра очень относительно и обычно связано только с понятиями житейского, земного благополучия. Мы мало заботимся о жизни души, о ее вечной участи и спасении. Словом, приходя в храм и прося у Бога благ для своих близких, мы должны и веру иметь, что Бог, знающий, что есть действительное благо, управит именно так, как полезно с точки зрения духовной, а не только с житейской и бытовой. Приходя в храм и прося Бога войти в нашу жизнь, в жизнь наших близких, нужно быть готовым это посещение Божие принять, а для этого нужна и решимость, и вера.

Кроме того, вот что нужно понять. Мы просим Бога с болью и крайним рвением о благополучии своего близкого. Но много раз в Писании и Сам Господь, и Его ученики говорят нам о том, что наша молитва, ее действенность напрямую зависит от образа нашей жизни – условно говоря, от того, насколько мы сами слышим и слушаемся Господа. Это очень важно понять! Потому что в беспечности своей мы иногда годами, день за днем, час за часом последовательно и сознательно отвергаем правду христианской жизни, не хотим ее знать, и когда случается беда или наступает проблема в нашей жизни или в жизни наших близких – это бывает следствием такого постепенного и методического удаления человека от Бога. И когда человек кричит Богу: «Помоги мне!» – он, конечно, должен твердо осознавать свое действительное положение – положение человека, отвергавшего Бога на протяжении многих лет, может быть не с явной и сознательной дерзостью, но своими поступками, своей беспечностью, своим нехристианским поведением в самых разных обстоятельствах, своим небрежением к призыву Божиему. Это как если бы мы отступали шаг за шагом от Бога спиной к обрыву, слышали увещевания об опасности, уговоры остановиться, но не верили им и продолжали свое движение. И вот однажды неизбежно наступает момент «последнего шага», когда события развиваются с катастрофической стремительностью. Но и здесь есть место для покаяния, для сердечной молитвы и прошения о помиловании. И мы из Библии знаем много примеров такого покаяния уже после падения и знаем, что и такое покаяние принимается Господом и милосердие Его, если можно так сказать, «смягчает» даже совершившееся уже падение и сглаживает его последствия.

Об этом обязательно надо вспомнить и, конечно, из глубины сердечной попросить прощения с обещанием положить начало исправлению. Без этого всякая молитва будет всего лишь дерзостью человека, который привык только требовать, не желая ничем жертвовать взамен. Итак, приходя в храм и прося Бога о милости к своему ближнему, находящемуся в трудных обстоятельствах, нужно начать менять и свою жизнь – и начать менять незамедлительно.

В первую очередь, конечно, нужно как можно более ответственно и серьезно подготовиться к исповеди и причастию. Это займет несколько дней, а затем надо потихоньку начать выстраивать образ жизни, сообразный с православной верой. Именно потихоньку, без рвения, несмотря на желание моментальной и кардинальной перемены, которое возникает иногда от воспламенения в душе благочестивой ревности. Но все нужно делать понемногу, с рассуждением. В первую очередь надо осмыслить и рассмотреть свою жизнь на предмет наличия в ней тяжких, смертных грехов, и если таковые присутствуют – приложить все усилия, чтобы от них избавиться. Смертными грехами мы называем крайнее проявление любой страсти. Блуд, гордость, лихоимство, гнев… любая страсть в своем свободном и полном развитии разрушает человека и становится действительно опасной, смертной.

Кто-то из опытных духовников сказал, что тот, кто хочет помочь своему близкому, должен стать подвижником. Это суровая правда. Обычно просят помолиться, заказывают сорокоусты «в трех церквях», просят какую-то «специальную молитву», спрашивают, какому святому молиться, не понимая, что не в самой молитве, не в тех или иных словах заключается главная сила, а в готовности для спасения близкого человека жертвовать собой, своим покоем, своими греховными привычками, образом жизни. И только тогда боль о родном человеке, молитва о нем может быть действенной, если эта боль и молитва подкреплена личным подвигом или, по крайней мере, коренным изменением безбожной и далекой от христианской нормы жизни (а именно об этом приходится говорить в большинстве случаев).

В духовной жизни действует простой закон: «Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов» (Гал. 6: 2). Вот это ношение тягот и есть какой-то духовный труд, подъятый ради спасения своего близкого. И кто еще может этот труд подъять, как не близкий, родной человек. Да, и молитвы священника, а наипаче молитвы, приносимые в храме, на Божественной литургии, важны, но есть какая-то та инственная связь между родными людьми и в плане спасения, так что иногда именно близкий, а не кто-то другой должен принять на себя какой-то сугубый духовный труд. К слову, тот труд, который надо предпринять человеку (зачастую далекому от веры), на поверку оказывается не каким-то сугубым подвигом, а всего лишь возвращением к нормальной христианской жизни, к тому, какой эта жизнь должна быть в повседневности, и только наша многолетняя беспечность удаляет нас от этой нормы настолько, что она начинает нам казаться какой-то непосильной ношей.

И еще вот о чем хочется сказать. Действительно, бывают, и даже нередко, внезапные и чудесные избавления наших близких от тех или иных болезней, опасностей и напастей. И случается тогда видеть сияющие благодарные глаза родственников… Но так бывает далеко не всегда. Гораздо чаще человек, приходящий в храм и просящий молитв о своем близком, желающий ему помочь, должен запастись терпением и понимать, что некоторые запутанные обстоятельства, запущенные болезни и страсти не разрешаются моментально, а исправление той или иной тягостной ситуации требует многого терпения, смирения и постоянного приложения сил для изменения в лучшую сторону. Да и то еще есть такие трудные обстоятельства, что даже при изменении личной жизни, при постоянстве в молитве и благочестии плоды нашей веры и упования бывают не видны годами, а иногда не видны и вовсе в этой земной жизни. Но то, что они не видны, не значит, что их нет.

Есть такой хороший американский фильм «Эта замечательная жизнь». Так вот, главный герой этого фильма – действительно добрый человек – впал однажды в горькое уныние, потому что ему показалось, что все его добро напрасно и бесполезно. И тогда ему было показано, каким был бы мир, если бы он не совершал это свое повседневное и «неприметное» добро.

Да, бывает и так, что плоды наших трудов не видны, и к этому тоже нужно быть готовым, потому что разрешение всей нашей жизни и результаты наших трудов мы можем узнать только по исходе из этого мира, в свете Божиего суда и Его правды. Так что никогда ни при каких обстоятельствах нельзя говорить, что наша вера и труды и молитвы напрасны, только потому, что они не дают видимых результатов. Напротив – ни одно доброе дело, ни одно сердечное воздыхание не останется забвенным у Господа, только не всегда нам полезно видеть плоды Божиего милосердия здесь, на земле, – и это серьезный вопрос веры. Будем помнить, что многие праведники здесь, на земле, были гонимы и презираемы даже до последнего своего издыхания и так и не увидели триумфа, каких-то явных, с точки зрения житейской правды, плодов своего благочестия. Но ни один из них не остался забытым у Господа, и ни один из них не лишился радости пребывания с Ним. Так же и все, о ком они молились при жизни или по успении, не лишатся плодов этих молитв, если только сами хоть что-нибудь приложили доброго к молитвам святых ходатаев.

Ну, и нельзя никак обойти стороной «практическую сторону», потому что чаще всего приходящие в храм с болью о своих близких спрашивают, что именно нужно читать, какую молитву.

Хорошо читать Псалтирь по своему близкому человеку, добавляя на каждой «Славе» прошения о здравии (или об упокоении, если человек преставился). Чтение Псалтыри удивительным образом успокаивает человека, занимает его болезненно напряженный ум молитвой, позволяет отвлечься от тревожных, панических, тягостных дум и соединяет с Господом, который Один знает, как разрешить наши проблемы и трудности.

К счастью, в наше время широко распространены так называемые «полные молитвословы», где напечатаны молитвы на разные случаи жизни. Думаю, человек сам может выбрать любую молитву, подходящую по смыслу к его прошению, и читать ее терпеливо, ежедневно, добавляя в утренние и вечерние молитвы, и если эта молитва будет произноситься от всего сердца, с болью и любовью, если она будет подкреплена благими изменениями собственной жизни – то нет никакого сомнения, что Господь внемлет такой молитве и подаст именно то, что полезно нам и нашим близким для спасения души во времени и в вечной жизни.

Дорогие друзья. Предлагаю вашему вниманию сборник молитв о пропавших: детях, родственников, знакомых или просто без вести пропавших людях.

К сожалению, потерявшийся человек в наше время — это довольно частое явление. Причин такой пропажи много: потерялся в незнакомом месте, потерял память, попал в рабство, стал жертвой аферистов или прочих преступлений. В такие минуты логично обращаться не только в полицию, но и молиться Вездесущему Богу и святым Его.

Молиться надо как за здравие пропасшего, так и за скорое возвращение человека домой.

МОЛИТВЫ О ПРОПАВШИХ

Молитвы о людях пропавших без вести

Господи Всесильный, Господи Всеблагой, коленопреклонённо молю Тебя о великом чуде. Даруй, Господи, возвращение пропавшего человека, раба Твоего (имя). Ибо Ты сам сказал: «Кто ищет именем Моим, к тому мой ангел придет и явит то, что всякий просит. Аминь».

Господи, ради рук, которые Тебя пеленали, ради рук, которые Твои ноги целовали, ради Святого Крещения, ради святой иконы «Умиление», ради матери Твоей, Царицы Небесной моей. Слезно прошу и молю: пусть раб Божий (имя) найдется, на порог своего дома вернется.
Господи, молитву мою прими, каждое слово благослови, и раба Божиего отыщи. Во имя отца и Сына и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва святому Николаю Чудотворцу о помощи в дороге и об сохранении человека в пути

О святителю Христов Николае! Услыши нас, грешных рабов Божьих (имена), молящихся тебе, и моли о нас, недостойных, Содетеля нашего и Владыку, милостива к нам сотвори Бога нашего в нынешнем житии и в будущем веце, да не воздаст нам по делам нашим, но по своей благости воздаст нам.

Избави нас, угодниче Христов, от зол, находящих на нас, и укроти волны, страстей и бед, возстающих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховной и в тине страстей наших.

Моли, святителю Николае, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное житие и оставление грехов, душам же нашим спасение и велико милость, ныне и присно, и во веки веков.

Молитва о пропавшем перед образом Богородицы, под названием Взыскание погибших

Заступнице усердная, благоутробная Господа Мати! К Тебе прибегаю окаянный и паче всех человек грешнейший: вонми гласу моления моего, и вопль мой и стенание услыши.

Яко беззакония моя превзыдаша главу мою, и аз, якоже корабль в пучине, погружаюся в море грехов моих. Но Ты, всеблагая и милосердая Владычице, не презри мене отчаяннаго и во гресех погибающаго, помилуй мя кающагося во злых делех моих, и обрати на путь правый заблудшую окаянную душу мою.

На Тебе, Владычице моя Богородице, возлагаю все упование мое. Ты, Мати Божия, сохрани и соблюди мя под кровом Твоим, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва святому Георгию Победоносцу о пропавшем человеке, о его защите и спасению

Святый, славный и всехвальный великомучениче Христов Георгие!
Собрании во храме твоем и пред иконою твоею святою покланяющиеся людие, молим тя, известный желания нашего ходатаю: моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благосердия Бога, да милостивно услышит нас, просящих его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует державе нашей победы на сопротивныя, да укрепит же данною тебе благодатию во бранех православное воинство, и силы возстающих враг наших да низложит, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имамы Божественную помощь, и всем в скорби и обстоянии сущим многомощное яви твое заступление.

Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да всегда прославляем Отца и Сына и Святого Духа, и твое исповедуем предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва преподобным Ксенофонту и супруге его Марии когда от детей нет известий

О святии Ксенофонте и Марие со чадами вашими Аркадием и Иоанном! Се мы недостойнии и грешнии к вам усердно прибегаем и с упованием крепким молимся: милостивно услышите ныне глас наш молебный и потщитеся на помощь нашу, и ныне любовь вашу к нам, рабам Божиим (имена), явите благодатным действом богоприятных молитв ваших низпошлите и нам великую и богатую милость Господню, да воспоем и прославим дивнаго во святых Своих Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Молитва к Ангелу Хранителю пропавшего

О святый Ангеле, хранителю и покровителю мой благий! С сокрушенным сердцем и болезненною душею предстою ти, моляся: услыши мя, грешнаго раба своего (имярек), с воплем крепким и плачем горьким вопиющаго; не помяни моих беззаконий и неправд, имиже аз, окаянный, прогневляю тя по вся дни и часы, и мерзостна себе творю пред Создателем нашим Господем; явися мне милосерд и не отлучайся мене, сквернаго, даже до кончины моея; возбуди мя от сна греховнаго и пособствуй твоими молитвами прочее время живота моего без порока преити и сотворити плоды достойны покаяния, паче же от смертных падений греховных соблюди мя, да не погибну во отчаянии и да не порадуется враг о погибели моей.

Вем воистинну и усты исповедую, яко никтоже таков друг и предстатель, защититель и поборник, якоже ты, святый Ангеле: предстоя бо Престолу Господню, молишися о мне, непотребнем, и паче всех грешнейшем, да не изъимет Преблагий души моея в день нечаяния моего и в день творения злобы.

Не престай убо умилостивляя премилосердаго Господа и Бога моего, да отпустит согрешения моя, яже сотворих во всем житии моем, делом, словом и всеми моими чувствы, и, имиже весть судьбами, да спасет мя; да накажет мя зде по Своей неизреченней милости, но да не обличит и не истяжет мя онамо по Своему нелицеприятному правосудию; да сподобит мя покаяние принести, с покаянием же Божественное Причащение достойне прияти, о сем паче молю и таковаго дара всеусердно желаю.

В страшный же час смерти неотступен буди ми, благий хранителю мой, прогоняя мрачныя демоны, имущия устрашити претрепетную душу мою: защити мя от тех ловления, егда имам преходити воздушныя мытарства, да храним тобою, безбедно достигну рая, ми вожделеннаго, идеже лицы святых и Горних Сил непрестанно восхваляют всечестное и великолепое имя в Троице славимаго Бога, Отца, и Сына и Святаго Духа, Емуже подобает честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Молитва всем святым и бесплотным небесным силам

Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от Ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый: давый Святым Твоим Духом комуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей святей овы Апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, их же словом проповеди.

Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными добродетель-ми благоугодившии Тебе, и к Тебе нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедшии, готови, в нем же сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати.
Сих святых всех воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, паче те Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго духа во веки. Аминь.

В ХРАМЕ О ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ

Кроме домашней молитвы о пропавшем человеке необходимо подавать за литургию, то есть надо писать записки с именем пропавшего, которое будет читаться священником при подготовке к Причастию.

«У Бога нет мертвых, у Него все живы. А по правилам церковным, пока не установлена истина, пять лет молятся за пропавшего как за живого, только с добавлением слов: «без вести сущаго <имя>». Подавайте о нем почаще за литургию, и Господь приоткроет тайну его исчезновения, но не мне, а матери».

Иоанн Крестьянкин

Преподобные Ксенофонт и Мария потеряли своих детей. Они долго искали своих сыновей, но вера в помощь Божью у них не оскудевала. В награду за веру Бог свёл любящих родителей со своими детьми.

ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ В ПОИСКАХ ПРОПАВШЕГО

Вера в помощь Божью, смирение и любовь к ближнему — вот те чудодейственные силы, которым подвластно всё, в том числе и сохранить человека в пути, и помочь вновь соединиться.

Милость Бога велика, велика и сила искренней молитвы перед Ним. Дорогие друзья, молитесь чаще о своих родных и близких.

Буду рад, если Вы поможете развитию сайта, нажав на кнопочки ниже:) Спасибо!

Настоятельница нашей обители матушка Домника провела с сестрами беседу о молитве за ближних. Желать спасения каждому человеку на земле, молиться не только о родных и близких, но и о незнакомых нам людях и даже о врагах – Святое Евангелие называет это делом любви и вменяет в обязанность всякому христианину.

По учению святых отцов, молитва за весь мир или, по выражению преподобного Силуана Афонского, «за всего Адама», то есть за все человечество, есть главное дело монашествующих, а потому именно она наполняет смыслом жизнь тех, кто оставил заботы о земном ради этого небесного делания. Матушка Домника еще раз напомнила сестрам эти высокие истины, призвав их с неослабевающим усердием исполнять принятое на себя служение.

Сегодня мне хотелось бы продолжить тему прошлой беседы. Если помните, мы говорили о нашем единстве, о любви друг к другу. Теперь хотелось бы подробно сказать о том, что является наивысшим проявлением любви – о молитве за ближних.

У многих из нас, к сожалению, существует неверное представление о молитве за ближних. Нам представляется, будто молитва за ближних далеко не столь полезна, как молитва за себя, будто она имеет гораздо меньшее значение. Мы воспринимаем молитву за других людей как некую трудную обязанность – и только.

Однако если бы мы знали, насколько важна, насколько необходима молитва за ближних – и для тех, за кого молятся, и для тех, кто молится, – если бы мы это понимали, то охотно, с большой радостью молились бы всякий раз, когда нас об этом попросят. Более того, мы сами просили бы у своего духовника разрешения молиться за любого человека, нуждающегося в молитвенной помощи. Мне хотелось бы призвать вас, сестры, именно так относиться к молитве за ближних.

Удивительный пример того, насколько важно молиться друг за друга, содержится в Церковном Предании. Из апостольских Деяний мы знаем, что у апостола Павла был друг и постоянный спутник – апостол Варнава. Предание говорит, что они были дружны с юных лет. Иосия и Савл (так их тогда звали) познакомились в доме раввина Гамалиила, учениками которого они были, и с тех пор любили друг друга братской любовью. И вот есть такое мнение, что Савл был обращен к истинной вере именно благодаря усердным молитвам своего верного товарища. Апостол Варнава был одним из 70 избранных учеников Спасителя и, конечно, горько плакал о жестокости своего друга, не желавшего признать Христа Господом и гнавшего христиан. Он пламенно молился об обращении Савла и, надо думать, чрезвычайно обрадовался, когда это чудесное обращение произошло. Видите, что может сделать молитва друга – жестокий гонитель веры стал апостолом, величайшим из всех апостолов, одним из столпов Православной веры!

Преподобный Силуан Афонский говорил, что Бог дает нам молитву за других людей для того, чтобы помиловать их. Зачитаю его слова:

«Душа моя испытала и видела великие милости надо мной и над теми, за которых она молилась; и я понял, что когда Господь дает скорбь о ком-нибудь и желание молиться о нем, то это значит, что Господь хочет помиловать того человека. Поэтому если кому придет скорбь о ком-либо, то надо молиться за него, потому что Господь, ради тебя, хочет помиловать его. И ты молись. Господь услышит тебя, и ты прославишь Бога» .

Преподобный Силуан говорил об этом неоднократно, значит, это являлось его глубоким, опытным убеждением. Приведу еще два подобных его высказывания:

«Господь хочет всех спасти и к благости Своей призывает весь мир. Воли от души Господь не отнимает, но благодатью Своею толкает ее к добру и влечет к Своей любви. И когда хочет Господь кого-нибудь помиловать, то внушает другим желание за него молиться, и помогает в этой молитве. Поэтому до лжно знать, что когда приходит желание молиться за кого-либо, то это значит, что Сам Господь хочет помиловать ту душу и милостиво слушает твои молитвы» .

И другое высказывание:

«Знай, что когда случится беда народу, и душа заплачет пред Богом за этот народ, то он будет помилован. Для этого Дух Святой коснулся души и дал ей молитву за людей, чтобы они были помилованы. Так Милостивый Господь любит создание Свое»

Мы видим, что Богу угодно, чтобы мы молились не только за себя, но и за других людей. Поэтому каждый раз, когда мы чувствуем тревогу за какого-то человека – например, за сестру, которая болеет или скорбит, – это знак того, что Господь хочет подать помощь этому человеку через нас, через наши молитвы.

Нужно заметить, что молитва за ближних для нас – это не просто одно из возможных проявлений любви, но наша обязанность. Помните, на прошлой беседе мы говорили о том, что совершать дела любви мы не просто можем , но и должны , поскольку любовь к ближнему – это заповедь Господня. Отсюда следует, что и молиться за ближних мы обязаны . Ведь молитва, как я уже говорила, – это высшее проявление любви, это духовная милостыня. Есть милостыня телесная, но духовная – несравненно выше, настолько, насколько и душа выше тела. Если мы не молимся о ближних, не радеем о такой молитве, то тем самым отвергаем возможность наилучшим образом исполнить заповедь о любви к ближнему.

В Священном Писании есть прямые указания на то, что христиане должны молиться друг за друга.

В послании апостола Иакова говорится: «Молитеся дрyг за дрyга, яко да исцелеете» (Иак. 5, 16). И апостол Павел в своих посланиях неоднократно призывает: «Молитесь о нас» (1Фес. 5, 25) . Блаженный Феофилакт Болгарский в толковании на Апостол дает такой комментарий к этим словам:

«Итак, не за себя только должно молиться. Заметь смирение: просит учеников молиться тот, который находился в узах за Христа. Да и Петр находился в узах, и за него усердная молитва была совершена Церковью» .

В другом месте блаженный Феофилакт замечает, что апостол Павел, когда говорит: «Молитесь о нас!» , - не только выражает этим свое смирение, но и показывает силу братской молитвы. Итак, мы видим, что даже апостолы нуждались в том, чтобы за них молились. Что же говорить о нас? Мы тем более должны помогать друг другу молитвой.

Заповедь о молитве за других людей содержится и в Евангелии. Задумаемся: Сам Господь в молитве, которую Он дал Своим ученикам, заповедует, чтоб мы молились не за себя только, но и за других, ведь мы говорим «Отче наш» , а не «мой». В Нагорной проповеди Господь Иисус Христос говорит: «Молитеся за творящих вам напасть и гонящия вы» (Матф. 5, 44) . Спаситель заповедал нам молитву о врагах, но не значит ли это, что мы тем более должны молиться за наших друзей?

Итак, заповедь дана Господом, подтверждена святыми апостолами, и мы обязаны ее исполнять. И эта обязанность не снимается с нас, даже если нам кажется, что она превосходит наши силы. Об этом хорошо говорит преподобный Варсонофий Великий , когда отвечает на вопрос, можно ли страстным людям молиться за ближних. Я зачитаю его слова:

«[Молиться за других] – хорошо, ибо о сем Апостольское есть завещание; но, исполняя сие, (надобно сознавать себя) недостойным и не имеющим на то силы; и о просящем хорошо помолиться. Евангельское и Апостольское слово говорит: всякому просящему у тебе дай (Лк. 6, 30), и: молитеся друг за друга, яко да исцелеете (Иак. 5, 16), и еще: якоже хощете да творят вам человецы, и вы творите им такожде (Лк. 6, 31). И об Апостолах молились некоторые. Кто нерадит о заповеди, тот и сам себя осуждает, а потому могу или не могу, понуждаю себя к исполнению заповеди» .

Хотелось бы подчеркнуть последние слова: «могу или не могу, понуждаю себя к исполнению заповеди».

Ни одна сестра в обители, даже если она пришла к нам совсем недавно, не должна думать: «Я не могу молиться за других людей, это выше моей меры». Когда у сестры появляется такой «смиренный» помысел, она должна отвечать ему: «Могу или не могу, но это заповедь, и я понуждаю себя к ее исполнению». Нам следует помнить, что для нас, монашествующих, молитва за ближних имеет особенное значение. Мы оставили мир ради того, чтобы научиться молитве, и эту науку мы должны обратить на пользу другим людям

Думаю, здесь уместно будет вспомнить одно предание. Киевский подвижник Парфений желал знать, что есть монашеская схима, и на этот вопрос ему ответила Сама Божия Матерь. Она сказала: «Схимник – это молитвенник за весь мир». Какой мы отсюда можем сделать вывод? Высшая степень монашества состоит в том, чтобы молиться за весь мир, за все человечество. Это значит, что и вообще в монашеском подвиге молитва за ближних занимает очень важное место.

Наверно, все вы знаете слова преподобного Силуана Афонского о том, что главное, чем может помочь монах другим людям, – это молитва. Я вновь зачитаю их.

«Некоторые говорят, что монахи должны служить миру, чтобы не ели они народный хлеб даром; но надо понять, в чем это служение и чем монах должен помогать миру.

Монах – молитвенник за весь мир; он плачет за весь мир; и в этом его главное дело.

Кто же понуждает его плакать за весь мир?

Понуждает Господь Иисус Христос, Сын Божий. Он дает монаху любовь Святого Духа, и от этой любви сердце монаха всегда печально о народе, потому что не все спасаются. Сам Господь до того был печален о народе, что предал Себя на крестную смерть. И Божия Матерь ту же печаль о людях носила в сердце Своем. И Она, подобно Своему Возлюбленному Сыну, всем до конца желала спасения.

Того же Духа Святого дал Господь Апостолам и святым отцам нашим и пастырям Церкви. В этом служение наше миру. И потому ни пастыри Церкви, ни монахи – не должны заниматься мирскими делами, но подражать Божией Матери, Которая в храме, во «Святая святых» день и ночь поучалась в законе Господнем и пребывала в молитве за народ.

Не дело монаха служить миру от труда рук своих. Это дело мирских. Мирской человек мало молится, а монах постоянно. Благодаря монахам на земле никогда не прекращается молитва; и в этом – польза всего мира, ибо мир стоит молитвою; а когда ослабеет молитва, тогда мир погибнет.

И что может сделать монах руками? Заработает он за день какой-нибудь рубль; что это для Бога? В то же время одна мысль, угодная Богу, творит чудеса» .

Итак, наше призвание – неослабно молиться и за себя, и за других людей. Приснопамятный старец Паисий Святогорец сравнивает в этом смысле монаха с солдатом, который обучается воинской науке, для того чтобы защищать себя и других людей от врагов. Вот что он пишет:

«Если не будем молиться мы, монахи, то кому мы это оставим? Во время войны солдат находится в состоянии боевой готовности: он уже в сапогах, он только и ждет приказа. В таком же состоянии должен находиться и монах.

Молитвою мы должны помочь всему миру, чтобы диавол не мог творить, что ему вздумается. Диавол добился сейчас неких прав. Бог не то чтобы позволяет ему делать все, что захочется, просто Он не хочет нарушать свободу воли. Поэтому нам нужно помочь миру молитвой. Если кому-то больно за то, что царит сейчас в мире, если кто-то молится об этом, то люди получают помощь, и при этом свобода их воли остается ненарушенной. Мы организуем молитвенную бригаду. Вы будете воевать четками».

Конечно, для большинства из нас невозможно творить непрестанную молитву за весь мир , за знакомых и незнакомых, за верующих и неверующих, подобно тому, как это делал, например, преподобный Силуан Афонский. Было бы даже безрассудно понуждать вас к этому. Но каждая сестра, даже самая неопытная, может и обязана, если есть у нее такое благословение, ежедневно молиться за ближних – за сестер обители, за наших благодетелей, за своих родственников. И эту молитву мы должны совершать именно так, как говорит старец Паисий, - то есть как солдаты, знающие, что от их воинского подвига зависит жизнь и благополучие других людей.

В первую очередь мы имеем непреложную обязанность молиться друг за друга, а особенно за тех, кто руководит нами. Апостол Павел в одном из своих посланий увещевает нас: «Творите молитвы за царя и за всех, иже во власти суть, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте» (1Тим. 2, 2) . Это завещание апостола Церковь считает столь важным, что повторяет его, почти слово в слово, за каждой Вечерней, Утреней и Литургией. Для нас же, тех, кто живет в обители, эти апостольские слова имеют особое значение. Мы можем увидеть в них указание молиться за тех, кто непосредственно руководит нами: за духовника, настоятельницу, старших по послушанию. Ведь если так важно молиться за тех, кому вверено управление нашими материальными делами, то насколько же важнее молиться за тех, кто заботится не только о нашем внешнем благополучии, но и о спасении наших душ!

Вот что говорит святитель Тихон Задонский о молитве за духовных руководителей:

«Взаимная молитва – как крепкая стена против врага, то есть когда пастырь за людей усердно и с любовью молится и люди за пастыря от сердца к Богу вопиют. За себя самого молиться нужда и беда убеждает, но за ближнего молиться убеждает любовь. На видимой войне все воины полководца берегут и защищают от врага, ибо в целости его и их целость состоит; так и на невидимой войне всем христианам начальника своего – пастыря – молитвою должно защищать против врага; ибо от его целости и их целость зависит. Когда пастырь добр и мудр, то и овцы находятся в добром состоянии. Когда таковая взаимная любовь проявляется, тогда Сам Бог хранит и пастыря, и стадо» .

Поэтому в первую очередь нам нужно усердно молиться за наших духовных наставников – как за наших полководцев в невидимой брани.

Особенные обязанности мы имеем и по отношению к нашим благодетелям. Хотелось бы рассказать, как относился отец Андрей (Машков), духовник отца Авраама, к молитве за благодетелей. В их обитель в Александровке часто приносили пожертвования: кто кринку молока, кто коврик. Так вот, отец Андрей говорил, что за каждого дарителя обязательно нужно молиться – и молиться от всей души. Ведь это наш долг перед этим человеком, и на Страшном Суде нам придется отвечать, как мы его исполнили. То же можно сказать и о нас сейчас. Есть люди, которые благотворят нашей обители, и каждой из нас придется когда-то давать ответ, как мы молились за наших благодетелей.

Мы должны помнить, что многие люди уповают на наши молитвы, и мы не можем обмануть их упования. Некоторые из вас, наверно, слышали от своих родных или от других людей о том, что они надеются получить помощь от Господа или даже спастись благодаря нашим за них молитвам. Родственники сестер иногда говорят: «Она нас вымолит». Спросим себя, молимся ли мы так, чтобы вымолить, спасти своими молитвами наших родных или других людей, за которых нам благословили молиться?

Наверно, у многих сестер возникает такой помысел: «Я готова молиться за ближних, но какая от этого будет польза? Ведь я молиться еще не научилась, разве я могу кому-то помочь молитвой?» В нашем сознании укоренилось ошибочное представление, что молиться за других способны только люди, достигшие высокого духовного преуспеяния. Но это не так. Приведу высказывание преподобного Силуана Афонского:

«Возможно, что кто-нибудь подумает: как же я буду молиться за весь мир, когда сам за себя не могу молиться? Но так говорят те, кто не познал, что Господь слушает наши молитвы и приемлет их.

Молись просто, как дитя, и Господь услышит твою молитву, ибо Господь наш настолько Милостивый Отец, что мы ни понять, ни вообразить этого не можем, и только Дух Святой открывает нам Его великую любовь» .

«Раньше я думал, что Господь творит чудеса только по молитвам святых, но теперь узнал, что и грешному сотворит Господь чудо, как только смирится душа его» .

Итак, главное, чтобы наша молитва совершалась со смирением, с надеждой не на наше личное преуспеяние, а на милость Божию. Так молиться способна каждая из нас, и к такой молитве и нужно себя понуждать.

«Молитва горделивых - неугодна Господу; когда же душа смиренного скорбит, то Господь непременно послушает ее. Один старец-иеросхимонах, живший на Афоне, видел, как молитвы монахов восходили к небесам, и я этому не удивляюсь. Тот же старец, когда был мальчиком, видя скорбь своего отца по случаю сильной засухи, грозившей погубить весь урожай, пошел на огород и стал молиться:

“Господи, Ты Милостивый, Ты нас создал. Ты всех питаешь и одеваешь; Ты видишь, Господи, как скорбит мой отец о дожде, Ты пошли на землю дождь”.

И собрались тучи, и пошел дождь, и смочил землю» .

Думаю, не будет преувеличением сказать, что все мы можем молиться друг о друге, как этот мальчик молился о своем отце. И чтобы вы не сомневались в силе молитвы, расскажу вам один случай из нашей жизни, который был совсем недавно.

В прошлом году мама одной из наших сестер сильно заболела, у нее была гангрена. Врачи говорили, что нужно ампутировать ноги, что она не проживет и двух недель. И мы тогда начали молиться – все сестры. Вы, может быть, помните, как на каждом вечернем правиле делали поклоны за рабу Божию Веру. И вот мы видим чудо – раба Божия Вера исцелилась, и не просто исцелилась, но и чувствует себя гораздо лучше, чем до болезни. Тогда она не могла ходить, а теперь ходит.

Конечно, Господь слышит наши молитвы не только тогда, когда мы молимся об исцелении другого человека или об иной его телесной нужде, но и тогда, когда мы хотим помочь человеку в скорби душевной. Когда мы видим, что какая-либо сестра унывает и сострадаем ей, хотим как-то помочь, то лучшей помощью, какую мы можем ей оказать, будет молитва.

У святителя Игнатия есть такое рассуждение, которым нам нужно руководствоваться:

«На ближних сильнее действует молитва о них, нежели слово к ним: потому что молитва вводит в действие самого всесильного Бога, и Бог творит с созданием Своим все, что Ему благоугодно. Он отверзал сердечный слух для внимания словам Павла; а в тех случаях, когда не действовал перст Божий на слушателей, слова самого великого Павла оставались бесплодными» .

Мне хочется привести пример из жизни преподобного Зосимы Верховского. Из этого примера видно, что старец более уповал на Бога, чем на себя, когда хотел помочь скорбевшим ближним. Он знал, что молитва сильнее самых убедительных рассуждений. В книге «Старец Зосима Верховский» рассказывается, как его племянница была по его молитвам избавлена от душевной скорби. Когда она только что поступила к нему в монастырь, ее одолевала сильная тоска.

«Она так ужасно тосковала, что даже боялись, чтобы она не лишилась ума. Она от всех скрывалась, уходила; иногда находили ее лежащую в слезах, между могил и памятников, находящихся около церкви в монастыре; иногда сидящую задумчиво на пригорке, откуда через ограду была видна река Тура, а за рекою видна была большая дорога и пыль проезжающих; а с другой стороны видны были крыши городских домов, и она, глядя на все сие, говорила себе: “Счастливые люди живут жизнию, а для меня все кончено, я погребена в вечной могиле, в этих стенах”. Иногда как бы в исступлении ума, взглянув на кошку, она говорила: “Я и ей завидую, и эта тварь счастливее меня”. К тоске сей присоединилось еще ужасное чувство: она до того возненавидела отца Зосиму, что когда он с любовью начинал увещевать ее, то она с тяжкой горестью говорила ему: “Лучше не говорите мне ничего; каждое слово ваше мне так неприятно и больно, как нож в сердце. Что мне делать! Я и сама не рада этому, но я не люблю вас и даже не хочу видеть и слышать вас; я не полюбила и монашества, этого мрачного единообразия, этой могильной жизни; простите меня, отче мой, и молитесь о мне”. Хотя отец Зосима весьма огорчался и соболезновал о ней, но такая ее чистосердечная откровенность подавала надежду ему, что Господь, предстательством Царицы Небесной, избавит ее от сего искушения. Он же усилил горячую молитву свою о ней и просил старца своего и некоторых преданных ему сестер о ней молиться.

В это время отцу Зосиме нужно было ехать в Тобольск к преосвященному по некоторым монастырским делам. Во всю дорогу в Тобольск и обратно он возносил крепкую молитву с приложением и поста. В его отсутствие, в праздник Успения Богородицы, Маргарита (так было имя его племянницы) почти полумертвая стояла в церкви перед Распятием. В самое величание на всенощной Матерь Божия сделала чудо Своего милосердия: вдруг слезы ручьями полились по лицу Маргариты, которое мгновенно изменилось, сделалось необыкновенно веселое и спокойное, даже показался румянец на ее мертвенно бледных щеках. По выходе из церкви старшая сестра ее спросила: “Что с тобой сделалось?” – “Ах, Вера, друг мой, я не могу и рассказать: мне вдруг представилась вся слава Матери Божией на небеси, вся радость Ее, и как будто услышала я сии слова: «Что мешает и тебе того же достигать? Матерь Божия и тебя примет в Свою радость!» И в сердце моем сделалась какая-то радость, какое-то приятное спокойствие; гляжу теперь на весь монастырь, и мне кажется, что я в раю, кажется и воздух чище и светлее; все сестры кажутся такими добрыми, и к жизни монашеской прилежит душа моя; а отца Зосиму так возлюбило мое сердце, что не могу дождаться его”. Вот как не постыдила Матерь Божия веры и надежды преданного Ей всею любовью старца Зосимы.

На другой день сего праздника он возвратился; все побежали встречать его у ворот. Маргарита вне себя, предваряя всех, встретила его сими искренними словами: “Отче мой, отче мой, я люблю вас, люблю всей душой, не могла дождаться вас! Я люблю монашескую жизнь; я люблю всех сестер; я покойна, мне весело!” Можно вообразить утешение старца; ибо он знал непритворную откровенность этого юного сердца и видел, что это были не одни лишь слова, но что такое изменение духа ее ясно выражалось даже во всей ее внешности. С того времени до самой блаженной кончины отца Зосимы Маргарита была приверженнейшей ученицей и дочерью духовной, и послушницей его» .

Мне хотелось бы, чтобы все мы подражали старцу Зосиме и его ученицам в том, чтобы молиться за ближних, когда мы видим их в скорби. И я знаю, что некоторые сестры именно так и делают. Когда они видят скорбь другой сестры, то они молятся за эту сестру, и она действительно получает помощь. Иногда изменение в ее настроении бывает очень явным, не остается никаких сомнений в том, что тут действовала благодать Божия.

Конечно, когда мы молимся за ближних, очень важно, чтобы наша молитва шла от сердца, чтобы причиной ее была любовь к другому человеку и боль за него. Такой молитве особенно внимает Господь.

Вот что говорит старец Паисий Святогорец:

«Боль другого человека нужно сделать своей болью, (а после этого совершать и сердечную молитву) и так совершать молитву. Любовь есть божественное свойство, она извещает ближнего. Так и в больницах, если врачи и медсестры действительно страдают за больных, то это является самым действенным лекарством из всех, которые они им дают. Больные ощущают участие к ним и чувствуют уверенность, безопасность, утешение. Тому, кто страдает, не нужны ни наши многие слова, ни наши поучения. Он понимает, что тебе за него больно, и это помогает ему. Боль - это все» .

А преподобный Силуан Афонский рассказывает следующие случаи, говорящие о силе искренней, идущей от сердца молитвы:

«Одно срубленное и очищенное дерево быстро катилось по подкосу на человека. Я видел это, но от великой скорби не мог ему крикнуть: «Уйди скорей!»; у меня заболело и заплакало сердце, и дерево остановилось» .

И еще один случай:

«Один старец, который жил при море у пристани, рассказывал мне:

“Была темная ночь. Пристань была полна лодками рыбаков. Началась буря и скоро усилилась. Лодки стали биться одна о другую. Люди старались их привязывать, но это было невозможно в темноте и в бурю. Все смешалось. Рыбаки стали кричать, что есть силы, и стало страшно слушать крики испуганных людей. Я заскорбел о народе и слезно молился:

«Господи, укроти бурю, утиши волны, скорбящих людей Твоих пожалей и спаси». И скоро буря престала, утихло море, и успокоенные люди благодарили Бога”. [Здесь в третьем лице Старец рассказывает о случае, бывшем с ним самим]» .

Итак, для того чтобы молитва была настоящей, нам нужно испытывать боль за людей. Соучастие в чужой скорби и делает нашу молитву действенной.

Здесь опять многие сестры могут спросить: «А что же делать, если я не имею такого сострадания и любви к другим людям?». Ответ на этот вопрос, может быть, покажется несколько неожиданным: для того чтобы появилось сострадание и любовь к ближним, необходимо за них молиться. Молитва постепенно растеплит наше окаменевшее сердце, и мы увидим на себе исполнение духовного закона, заключающегося в том, что молящийся за других людей помогает себе самому.

В «Древнем патерике» содержится важное поучение на эту тему.

«Некий брат пришел к прозорливому старцу и попросил его: “Помолись о мне, отче, ибо я немощен.” Старец в ответ сказал ему то, что некогда изрек один из святых: “Наливающий на свою руку елей, чтобы помазать слабого, сам прежде всего принимает тук (то есть жир) от елея”. Так и молящийся за брата, прежде нежели принесет ему пользу, сам получит пользу по изволению своей любви. Будем же молиться, брат мой, друг за друга, чтобы мы исцелились, ибо и Апостол убеждает, говоря: “Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться”» .

Когда мы понуждаем себя к искренней, усердной молитве друг за друга, это содействует тому, чтобы в нашей душе появилось сострадание ближним, способность чувствовать чужую боль. Мы ставим себя на место другого, и в нас естественным образом появляются любовь, смирение, упование на Бога, благодарность Ему. Итак, если мы хотим стяжать эти добродетели, нам нужно от всей души молиться друг за друга: настоятельнице – за всех сестер, сестрам за настоятельницу, старшим по послушанию – за подчиненных сестер, младшим сестрам – за старших, каждой сестре – за каждую сестру, когда та испытывает какую-либо скорбь. И, наконец, за всех тех, кто нуждается в наших молитвах.

Хочется еще раз повторить: молясь за других, мы помогаем самим себе. У некоторых сестер есть такая неверная установка: им кажется, что когда они молятся за других людей, то они нечто теряют в молитве, им труднее сохранить внимание, и таким образом, они как будто отдаляются от Бога. Поэтому они гораздо охотнее молятся за себя, чем за ближних. Однако это неверно. Искренняя молитва за ближних, наоборот, приближает нас к Богу. Исполнение этого духовного закона мы можем увидеть на примере святого праведного Иоанна Кронштадтского. Как известно, с самого начала своего духовного пути он ревностно молился за ближних. Это выражалось, например, в том, что он с большой охотой совершал требы, читал акафисты. И мы видим, что это делание отнюдь не помешало его высокому молитвенному преуспеянию, а напротив, явилось одной из его причин. Понуждая себя к молитве за ближних, он в конце концов достиг такого высокого состояния, что молитвами своими мог творить чудеса. Пример святого праведного Иоанна показывает, что молитва за ближних – это не только признак духовного величия, но и верный путь к нему.

У архимандрита Софрония (Сахарова) есть интересное рассуждение об этом. В одной из своих духовных бесед он пишет:

«Чтобы молиться за всех людей, с которыми мы имеем общение и которые как будто бы рассеивают наш ум, надо делать так, как говорит наш блаженный старец Силуан. Рассказывая про святого Иоанна Кронштадтского, он пишет: “Когда был он в толпе, то как мог сохранить он память о Боге? – Молитвою за эту толпу: «Господи, излей мир твой на людей твоих. Господи, помяни всякое страдание всякого человека и прииди к нам на помощь»”. И тогда, говоря такую молитву, пребывая в толпе, вы сохраните мысль вашу всецело и в Боге, и в любви к ближнему» .

Конечно, мы не можем буквально следовать этому совету. Молиться за всех людей, с которыми мы общаемся, можно только с благословения. Но, безусловно, всем сестрам подходит такой совет: молитесь за ближних всегда, когда об этом просят и когда есть благословение. Этим вы поможете в первую очередь самим себе. Более того, если вы не будете понуждать себя к молитве за ближних, то очень повредите своей душе.

Вот как говорит об этом старец Паисий:

«Если монахи не будут внимательны, то их сердце может стать очень черствым. Люди мирские видят беды, несчастья своих ближних и переживают за них. Мы этого не видим и можем дойти до того, что станем просить всего лишь для самих себя. И если мы не занимаемся тонким деланием, чтобы прочувствовать несчастье других людей и совершить о них сердечную молитву, то мы станем жестокосерды. Мы дойдем до того, что будем стремиться к собственной выгоде, и наше сердце от безразличия станет каменным. Это противно Евангелию. Монах должен проявлять участие, испытывать боль и молиться о всех людях. Это не отвлекает его, напротив, молитвой он помогает и себе, и другим» .

А архимандрит Софроний говорит еще более категорично – он утверждает, что без молитвы за других мы не сможем спастись.

«Если мы хотим спасения нашего, то, конечно, нужно действительно положить основанием нашей монашеской жизни молитву за всего человека. Но начинается эта молитва с маленького опыта – с маленького общежития в несколько человек» .

Старец Софроний высказывает интересную мысль о том, что молясь за ближних, за тех, кто с нами рядом, мы научаемся борьбе со страстями. Бывает, что если какая-либо сестра поддается ропоту на старших сестер, сделавших ей замечание, или осуждает другую сестру, или гневается, то ей обычно советуют помолиться за тех сестер, которые вызывают у нее эти чувства. И если она усердно, с покаянием помолится, то гнев, ропот, осуждение проходят. А вместо них приходят смирение, послушание, наконец, любовь. Сердце наше должно быть всегда наполнено любовью к Богу и ближним. Но из-за наших страстей, при каждодневных столкновениях с ближними эта любовь постоянно умаляется. Как восполнять этот убыток, чем восстанавливать в своем сердце любовь? Сам Господь дал нам прекрасное средство для этого – Он заповедал нам молиться о ближних. Помните, я уже говорила вам о заповеди Спасителя: «Молитеся за творящих вам напасть» (Мф. 5, 44) . Эту заповедь мы можем исполнять в повседневных наших обстоятельствах. Ведь под творящими нам напасть можно понимать не только тех, кто делает нам зло, но и тех, кто невольно обнаруживает наши страсти. И если мы усердно молимся за этих людей, проявляем особое трезвение в этом смысле, то в результате можем достигнуть большой духовной высоты – победить многие страсти и стяжать любовь в своем сердце.

Еще мне хотелось бы напомнить вам одно очень емкое выражение преподобного старца Силуана . Он говорил, что «брат наш есть наша жизнь». Вот именно с такой мыслью должны мы молиться за каждую сестру. Молиться до того состояния, когда нам действительно станет дорога каждая сестра обители, каждый страждущий человек.

Архимандрит Софроний говорит:

«Заботясь о нашей общей жизни, от малой группы мы перешагиваем внезапно ко всему человечеству, ко всему Адаму. И вдруг пред нами раскрывается великое море любви Христовой» .

Если применить это к нашей жизни, то получается так: мы молимся за своих старших сестер по благословению, и за некоторых других сестер – и в конце концов это, казалось бы, малое делание откроет для нас море любви Христовой! Не будем же пренебрегать этим деланием.

Наконец, мне хотелось бы сказать о том, что молитва за ближних – это не только обязанность, не только полезное духовное делание, но это и еще и особая, возвышенная радость. Тем, кто с болью молится о других людях, Господь подает необыкновенное утешение.

Архимандрит Софроний пишет:

«Когда мне дано бывает от Бога любить ближнего и молиться за него, тогда я реально ощущаю в себе присутствие Духа. И Он любезен мне» .

Зачитаю также слова старца Паисия Святогорца:

«Вначале, слыша, как кто-то страдает, человек испытывает горечь, но потом в качестве воздаяния приходит божественное утешение, и его организм не разрушается. Горечь от мирского расстройства приводит к болезням: желудочным кровотечениям и другим, но горечь от боли за других содержит в себе божественный бальзам и не вредит организму.

Чем большую боль испытываю за других, тем больше молюсь и духовно радуюсь, потому что я говорю обо всем Христу, а Он приводит все в порядок. И я вижу, что чем больше проходит лет, тем более на убыль идет телесная бодрость, но бодрость душевная умножается, потому что любовь, жертвенность, боль за ближнего дают многую душевную силу. Вот, погляди-ка, вчера вечером, когда вы совершали бдение, у меня было не очень-то много бодрости, но я получал силу от чужой боли. Всю ночь до Божественной Литургии я простоял на ногах, принимая народ. Потом в храме я опять стоял на ногах, но, несмотря на это, не чувствовал усталости, потому что мне было больно за людей и эта боль давала мне силу. Так и ты - молись и радуйся. Бог все устроит» .

В завершение беседы мне хотелось бы вспомнить слова апостола Павла, обращенные к Тимофею:

«Молю убо прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки, за царя, и за всех, иже во власти суть, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. Сие бо добро и приятно пред Спасителем нашим Богом, Иже всем человеком хощет спастися и в разум истины приити» (1Тим. 2, 1 – 4). Вот что говорит святитель Иоанн Златоуст в толковании на эти слова Апостола:

«Подражай Богу. Если Он хочет, чтобы все люди спаслись, то очевидно, что обо всех нужно и молиться; если Он пожелал, чтобы все спаслись, то и ты пожелай того же, а если желаешь этого, то молись» .

Молитва за ближних – это дело любви в отношении к членам великой семьи человечества, от которой никто из нас не должен быть отчужденным. Молиться за ближних – это значит участвовать в намерениях Самого Бога относительно нашего общего спасения.

Итак, сестры, будем молиться друг за друга и за всех, кто испрашивает наших молитв, зная, что «сие бо добро и приятно пред Спасителем нашим Богом» (1 Тим. 2, 3).

Старец Силуан. М.: Международный издательский центр православной литературы, 1994. С.461

Там же. С.460

Там же. С.460

Феофилакт Болгарский. Благовестник. М.: издательство Сретенского монастыря, 2004. Т.3, с. 493-494.

Преподобных отцев Варсонуфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни. М.: Московское подворье Свято-Успенского Псково-Печеского монастыря, «Правило веры», 1995. С 90

Старец Силуан. М.: Международный издательский центр православной литературы, 1994. С.385-386.

Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Слова: духовное пробуждение. Суроти, Салоники, Монастырь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. М.: «Святая гора», 2004. Т.2, с. 327-328

Святитель Тихон Задонский. Сокровище духовное, от мира собираемое. М.: Издательство им. Святителя Игнатия Ставропольского, 2003. Т.2, с.832

Старец Силуан. М.: Международный издательский центр православной литературы, 1994. С.460

Архимандрит Софроний. Духовные беседы. Эссекс: Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь; М.: «Паломник», 2007. Т.2. С. 189

Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Слова: духовное пробуждение, Суроти, Салоники, Монастырь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. М.: «Святая гора», 2004. Т.2, с. 325

Архимандрит Софроний. Духовные беседы. Эссекс: Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь; М.: «Паломник», 2007. Т.2, С. 208

Там же. С. 180

Там же. С. 180

Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Слова: духовное пробуждение, Суроти, Салоники, Монастырь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. М.: «Святая гора», 2004. Т.2, с. 324, 323

Полное собрание творений Св.Иоанна Златоуста. М.: православное братство «Радонеж», 2004. Т.11, Кн.2, с.659


16.11.2007

Какую перемену совершает молитва в человеке, объясняет архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ.

– Зачем нужна молитва? Можно ли молиться о других людях?

– Для того чтобы жило наше тело, нам необходимо питание, а чтобы жила наша душа, – молитва. Не случайно многие святые отцы говорят, что мир стоит молитвою. В современном обществе, которое относительно недавно освободилось из плена государственного атеизма, большинство людей, слава Богу, ощущает потребность в молитве. Если не все молитвенное правило, то, по крайней мере, молитву «Отче наш» многие знают наизусть и каждый день стараются читать.

– Достаточно ли этого?

– Молитве «Отче наш» научил Своих учеников и последователей Сам Господь. Ее текст приводится в Святом Евангелии. По сути, в немногих словах этой молитвы излагается все, что необходимо для нашего спасения. Но со временем возникло и множество других молитв, которые ныне печатаются в молитвословах и составляют утреннее и вечернее молитвенное правило.

– Зачем нужны эти дополнительные молитвы? Не лучше ли современному человеку, перегруженному тысячами дел, довольствоваться в своей жизни одной молитвой «Отче наш»?

– Возможно, что в раннехристианских общинах, где люди испытывали великое вдохновение от недавно пережитых евангельских событий, достаточно было чтения одной молитвы «Отче наш». По мере оскудения этого первого энтузиазма веры, когда в Церковь стало приходить много людей, не могущих сразу отказаться от своих прежних вредных привычек и страстей, появилась потребность в усилении молитвы. Оскудение веры уже наблюдал святой апостол Павел. О плачевном духовном состоянии некоторых римлян, коринфян, критян, греков он пишет в своих Посланиях. Поэтому апостол заповедовал всем непрестанно молиться.

– Разве это возможно? Ведь мы с большим трудом вычитываем даже короткое молитвенное правило, которое занимает у нас по времени, утром и вечером, не больше получаса, а у кого-то и меньше.

– Как свидетельствует опыт не только многих подвижников благочестия, но и простых верующих людей, это не только возможно, а и необходимо.

– Почему?

– Дело в том, что, согласно учению апостола Павла, человек трехсоставен. Он состоит из духа, который роднит его с Богом, души, дающей жизнь телу, и собственно тела, при помощи которого мы двигаемся и можем что-то делать. При творении человека Господь установил между этими частями строгую иерархию. Тело должно подчиняться душе, а душа – духу. Когда же человек забывает о Боге (что произошло и до сих пор происходит в результате грехопадения), то его дух начинает жить потребностями души, а душа – потребностями тела.

– Как это проявляется? Ведь большинство людей с виду такие добрые, воспитанные, порядочные, толерантные, многие имеют не одно, а несколько высших образований. Чего им еще не хватает?

– По мысли святителя Феофана Затворника, в результате грехопадения душа ниспала в плоть и человек стал плотским, самолюбивым, гордым, завистливым, похотливым. Телу для удовлетворения его потребности в пище и питии, продолжения рода нужно немного, но когда душа, которая постоянно в движении (приснодвижимая), ниспадает в плоть, то потребности тела возрастают до бесконечности. Человек может много есть и пить, даже из-за этого испытывать проблемы со здоровьем, а ему все мало и мало. Он не может вовремя остановиться. Также похоть плоти в нем может разжигаться не только для продолжения рода, а до безумия, когда человек перестает довольствоваться своей женой, но заводит себе еще любовниц. А ныне общество уже настолько низко нравственно опустилось, что даже противоестественные грехи хочет выдать за норму. И в целом можно наблюдать, что человек всю жизнь под давлением разных забот крутится как белка в колесе, но в результате остается с пустотой, которую никакие земные утешения не могут заполнить.

– Чтобы хоть немного остепениться, обрести подлинный смысл жизни, – для этого и нужна молитва?

– Да, молитва как раз помогает восстановить нарушенную грехом иерархию между духом, душой и телом. Возглас священника во время Божественной Литургии: «Горе имеем сердца» – все время напоминает нам об этом. То есть при помощи молитвы мы должны свою душу, средоточием которой является сердце, вознести вверх и соединиться с Богом. Если это происходит, тогда резко снижаются запросы тела. Человеку становится легко соблюдать пост, довольствоваться в пище малым. Монахи даже полностью отказываются от брачной жизни.

– Но человеку бывает очень непросто самому настроиться на молитву. Что делать?

– Чтобы было легче отвлечься от житейской суеты и настроиться на молитву, существует молитва соборная, в храме за богослужением. Любое самое сложное дело становится легким, когда мы чувствуем поддержку других людей. Так и в молитве, когда весь храм молится, тогда самый суетливый и неспокойный человек тоже успокаивается и настраивается на молитву.

– Если чувствуешь, что твоя молитва еще слишком слабая, надо ли просить близких молиться о тебе в трудную минуту?

– Обязательно. Мы становимся Церковью в подлинном смысле этого слова лишь тогда, когда молимся друг о друге. Когда же каждый думает только о себе, то даже при том, что такой человек ходит в храм, сомнительно, что он является членом Церкви Христовой. На Закарпатье заведено поминать вслух во время сугубой ектении всех стоящих в храме, а также их родственников, ближних и дальних. И хотя из-за этого продолжительность службы увеличивается почти на полчаса, люди этим не тяготятся, а наоборот, радуются, потому что чувствуют себя не одинокими, а членами великой Соборной Церкви.

– Существует такое расхожее в некоторых киевских приходах поверие, что опасно молиться о других, ибо таким образом ты можешь взять на себя грехи тех людей. Это правда?

– Ни в коем случае. Церковь молится о всех. В первую очередь о тех, кто к ней принадлежит, а затем о мире всего мира. Нельзя лишь подавать записки на проскомидию с именами тех людей, которые не принадлежат Церкви. Но в домашних условиях или когда мы стоим на молитве в храме, то можем вспоминать всех людей, которых мы знаем, и верующих и неверующих, и православных и неправославных, и праведников и великих грешников. Если мы о далеких от Церкви людях не помолимся, чтобы Господь их просветил, наставил и помиловал, то кто о них помолится?

– Однако некоторые люди жалуются, что когда они начинают молиться о других, например, о своих пьяницах-соседях или безбожных начальниках, то у них возникают всякие личные проблемы. Как быть в такой ситуации?

– Да, лукавому духу очень не нравится, когда мы молимся о себе и о других людях, он старается нас всячески отвлекать от молитвы, а иногда даже запугивать (знаю, что по этой причине некоторые перестали ходить в храм или ушли в раскол); но ни в коем случае не надо обращать внимания на его немощные дерзости, нельзя при этом малодушествовать и трусить, ибо тогда сатана может полностью взять над нами власть. Надо, наоборот, усилить молитву о себе и о других людях.