Наталья осипова балерина официальный. Наталья осипова: «танец делает меня счастливой


О том, как начиналась карьера, о романтизме и выносливости, Большом и Михайловском театрах, Ратманском и многом другом – в эксклюзивном интервью, записанном в США.

Наталья Осипова – самая непредсказуемая, самая необычная балерина нашего времени.

Балет «Утраченные иллюзии», поставленный хореографом Алексеем Ратманским на специально заказанную музыку Леонида Десятникова, ожидался давно и с большим трепетом. Репутация у Десятникова, как и у Ратманского, - самая что ни на есть очевидная: если не они, то вообще кто же? Поэтому предпремьерную арт-подготовку начали задолго. Тем более что весь последний сезон и композитор, и хореограф были последовательными ньюсмейкерами. Причём не всегда по своей воле.

Окончив Московское хореографическое училище, она пришла в кордебалет Большого театра, но уже в первом сезоне станцевала восемь сольных партий.

О блистательных прыжках-полетах Осиповой заговорила вся Москва. Китри, Жизель, Сильфида, Медора – главные партии следовали одна за другой.

Балетному миру ее имя стало известно в 2007 году, во время триумфальных гастролей Большого театра в Лондоне. После «Дон Кихота» балетный критик Клайв Барнс назвал ее «редким и прекрасным талантом», а газета «The Guardian» посоветовала любителям балета увидеть Осипову любой ценой: «Выпрашивайте билеты, воруйте, отнимайте с боем!»

Нью-Йорк, Париж, Милан, Берлин; Американский балетный театр, Гранд-опера, Ла Скала, балет Баварской государственной оперы – за несколько лет Осипова покорила все балетные столицы мира и выступила со всеми лучшими балетными труппами.

Ее премии и награды стали закономерным продолжением головокружительной карьеры. Премия Леонида Мясина, премия жюри «Золотой маски», приз «Benois de la dance», Гран-при Международной балетной премии «Dance Open»... Осенью прошлого года о балерине снова заговорил весь мир.

Осипова уходит из Большого и c первого декабря 2011 года становится примой-балериной Михайловского театра.

Я застал Наташу в Нью-Йорке в разгар репетиций «Жар-птицы» И.Стравинского. Мировая премьера балета в состоится в конце марта в Калифорнии.

А до этого в составе труппы Американского балетного театра Наталья Осипова впервые выступит в Чикаго. 24 марта она танцует Жизель.

- Вы любите танцевать эту партию?
- Это одна из моих любимых партий, если не сказать – самая любимая. У каждой из великих балерин прошлого - Улановой, Бессмертновой, Фраччи, всех не перечислишь, - была своя Жизель.

«Жизель» – не тот балет, в котором можно поразить зрителей техническими приемами. Я воспринимаю его, как драматический спектакль. Главное в нем - быть искренней, найти свою Жизель, представить себя в этом образе.

- Как вам кажется, вы нашли этот образ или еще в поиске?
- Век живи – век учись. Я всегда буду продолжать искать мою Жизель. Я только нащупала ниточку к этому образу. У меня есть свое понятие о том, какая она - Жизель. Насколько я хорошо раскрываю этот образ, не мне судить. Но в каждом спектакле я стремлюсь открыть что-то новое.

Когда вы только начинали репетировать Жизель, в балетном мире говорили: «Эта партия – не для Осиповой». Вы слышали о себе такие разговоры?
- Конечно, слышала. Кроме моей первой партии - Китри в «Дон Кихоте» - каждая следующая (Сильфида, Гамзатти, Аврора) вызывала недоумение у окружающих.

«Как же она будет танцевать этот спектакль, когда это совсем не ее?!» С Жизелью было абсолютно то же самое. Никто не верил в меня, и я сама, честно могу сказать, с опаской подходила к этой роли. Мне ее дал Алексей

Я понимаю, что в моем образе, наверно, не хватает романтики. Поэтому больше внимания я уделяю реалистичности.

Мне хочется, чтобы зрители видели историю с настоящими эмоциями и переживаниями, а не просто красивую сказку.

- Как вам работается с труппой Американского балетного театра?
- Я работаю с ней четвертый год. Поначалу, конечно, было сложно. ABT был первой зарубежной труппой, с которой я выступала. Но потом привыкла, обжилась.

Мне нравится танцевать в ABT, я обожаю эту труппу. Здесь работает наш легендарный педагог Ирина Александровна Колпакова. Я подготовила с ней все мои американские партии. Здесь у меня чудесные партнеры!

После выступления в Большом театре ваш партнер Дэвид Холберг стал особенно популярным среди русскоязычных любителей балета.
- Дэвид был моим партнером в дебютном спектакле в АBТ. Это была как раз «Жизель». Спектакль прошел прекрасно, впечатления о нем останутся у меня на всю жизнь.

Дэвид – чудесный человек и прекрасный партнер. Я очень рада, что он встретился мне в жизни и мы станцевали с ним уже не один спектакль. Вместе с ним мы танцуем в Чикаго.

Замечательно, что мы вас увидим как раз с ним! Наташа, это правда, что мы должны сказать спасибо Нине Ананиашвили за то, что она предложила руководителю ABT Кевину Маккензи взять вас в театр?
- Я знаю, что это была идея Нины, за что я ей несказанно благодарна. Она говорила с Кевином по поводу моего прихода в театр.

«Наталья Осипова и Иван Васильев уходят из Большого в Михайловский театр.» «Звездная пара Осипова-Васильев покидают Большой театр.» «Наталья Осипова и Иван Васильев переросли Большой.»

Эти и другие заголовки заполонили недавно новостные ленты газет и журналов. Новости из Москвы удивили весь балетный мир. Ведущие солисты, премьеры московской сцены, гордость Большого – и вдруг уход из театра.

Конечно, в беседе с Натальей Осиповой я не мог пройти мимо главной балетной новости последнего времени.

В Большом театре все стало очень предсказуемо. Я понимала, что все интересное я уже станцевала и репертуара не прибавится...

Мы Большой очень любим. Ничего негативного не могу сказать ни о театре, ни о партнерах. Просто нам захотелось что-то поменять в жизни. Не хочется останавливаться. Хочется идти вперед и развиваться!

- Вас уговаривали остаться?
- Всем было не очень приятно, что мы это сделали, и нам самим это было очень тяжело...

Конечно, на нас обиделись. Мы это понимаем. Но с другой стороны, мы не хотели этим решением никого обидеть. Труппа в Большом театре замечательная, но, к сожалению, наши пути расходятся.

Вы уходите навсегда или не исключаете для себя возможности возвращения в театр в качестве приглашенной примы-балерины?
- Большой театр – наш дом. Мы там выросли, добились признания, там работают наши учителя.

С моим педагогом Мариной Викторовной Кондратьевой я проработала семь лет, и, приехав недавно в Москву, продолжала с ней репетировать.

Она на всю жизнь останется для меня главным педагогом. Нам бы не хотелось рвать отношения с Большим театром. Конечно, хотелось бы появляться в театре в качестве приглашенных артистов.

- Вы работали в Большом театре с 2004 года. Какими были для вас эти семь лет?
- Очень яркими! Каждый год был насыщенным, работы было много, и я достаточно много сделала. Я достигла какого-то этапа, стала балериной, станцевала практически весь классический репертуар, современные балеты, много гастролировала...

А сейчас пришел период, когда с накопленным опытом я буду совершенствоваться дальше... Время покажет, правильное ли это решение. Я пока нисколько не жалею.

Ваш уход из Большого театра совпал по времени с открытием исторической сцены после реконструкции. Это случайность?
- Конечно. Сначала мы хотели уйти в начале года, но не получилось. Нам надо было уходить в тот период, когда составлялось расписание на следующий сезон.

Во всех европейских и американских театрах это делается в начале сезона. Если бы мы уходили зимой, мы бы уже не смогли построить следующий сезон так, как нам хотелось. Так совпало.

- Почему из Большого театра вы перешли в Михайловский?
- Нам очень не хотелось уезжать из России. Владимир Абрамович Кехман (Генеральный директор Михайловского театра. – Прим. автора. ) уже достаточно давно обращался с предложением перейти к нему в театр.

Сначала мы как-то это всерьез не воспринимали, а в этом сезоне, когда решили уходить из Большого, задумались. Санкт-Петербургский Михайловский театр - театр прогрессивный.

Там работает замечательный хореограф Начо Дуато, есть спектакли, которые нам интересно станцевать, например, балет «Лауренсия», который идет только в Михайловском театре, плюс весь остальной классический репертуар.

- Как вас встретили в театре?
- Нам создали прекрасные условия. Спектакли с нашим участием ставят в удобное для нас время в зависимости от нашего расписания. Обещали, что будут ставить спектакли на нас.

Труппа в Михайловском замечательная, и театр замечательный: милый, уютный, домашний. Нам как раз хотелось камерности после Большого театра и огромного количества людей.

- Очень приятно, что вы перешли в труппу Михайловского театра. Он всегда был в тени Мариинки...
- Это разные театры. В Михайловском всегда бурлила жизнь, были новаторы, рождались новые и интересные балеты. Сейчас у театра очень хорошие перспективы, и он становится интересен широкой публике.

Но ведь никуда не уйдешь от конкуренции в балетном мире! Как вас встретили балерины Екатерина Борченко, Оксана Шестакова, другие примы Михайловского? Они танцевали главные партии, а тут приходите вы, и все лучшее уже вам, и они уходят в тень...
- Я такого не заметила. Наоборот, мы вводились в новый спектакль, и нам все искренне пытались помочь.

Мы – люди абсолютно не звездные. У нас таких замашек нет. К тому же мы танцуем один-два спектакля в месяц. Не думаю, что мы многое отнимаем у других.

Мы все достаточно разные. У меня свои спектакли, у них - свои. Поэтому мы ничего ни у кого не забираем. Мы пришли с уважением к труппе.

- Вы переехали в Санкт-Петербург?
- Нет, мой дом и мои родители остались в Москве. Своего жилья в Санкт-Петербурге у нас нет. Мы приезжаем туда на то время, пока танцуем.

Так же мы проводим время в Америке. К сожалению, я сейчас понимаю, что в этом году мы практически в Москве не будем. Четыре-пять дней в году, не больше.

Чувствуете ли вы разницу в подготовке балетных артистов – выпускников Вагановского и Московского хореографического училищ?
- Мы все представляем одну русскую балетную школу, но только мы разные, как Москва и Питер разные. Я уже столько натанцевалась в разных труппах и в Америке, и в Европе, что впитала понемножку от всех.

У меня гибкая натура, я подстраиваюсь под любую хореографию. (Смеется. ) Мы все разные, но в целом я считаю русскую школу лучшей.

С пяти лет Наташа Осипова занималась спортивной гимнастикой. В балет пришла случайно, после травмы спины. Тренеры посоветовали родителям попробовать балет.

Наташа, если бы не травма, вы бы продолжали заниматься спортивной гимнастикой или все равно были мысли о балете?
- В детстве мыслей о балете никаких не было, поэтому я не исключаю, наверно, что если бы у меня сложилось все хорошо, я так и продолжала бы заниматься гимнастикой. Мой переход в балет был действительно случайностью.

А если бы сейчас вам сказали отмотать «пленку жизни» лет на пятнадцать назад, пошли бы опять по балетному пути?
- Да, конечно, и занималась бы еще с большим упорством. С одной стороны, это сложно и тяжело, с другой – очень интересно. В этом - смысл жизни. Без балета не можешь ни жить, ни дышать.

Уже в десять лет приятно осознавать, что у тебя есть профессия, а в восемнадцать ты готовый профессионал и знаешь, ради чего работаешь.

Лет в сорок мы заканчиваем свою карьеру, и у нас остается полжизни на то, чтобы еще в чем-то себя реализовать.

- У вас еще все впереди в балете, так что о второй половине жизни думать рано.
- Да, я даже половину своего срока не проработала. (Смеется. )

- Наташа, в 2007 году в Лондоне вы проснулись знаменитой. Что это такое – испытание славой?
- Пока не знаю. Вы даже не представляете, какая колоссальная работа была проведена до того момента, когда я в Лондоне вышла на сцену.

Я была совсем юная, и Алексей Ратманский поверил в меня, дал мне станцевать Китри в «Дон Кихоте». Я работала день и ночь, готовила этот спектакль.

Я так устала, что на сцене мне было уже все равно. Такое напряжение выдерживать было очень сложно, но в итоге я получила невероятное удовольствие от спектакля.

Была прекрасная пресса, и сейчас я вспоминаю это, как сказку. С другой стороны, мне кажется, в тот момент я это заслужила.

- Думали ли вы, начиная в Большом театре с кордебалета, что у вас сразу пойдут главные партии?
- С первого месяца в Большом театре мне начали давать вариации, и в кордебалете я практически ничего не танцевала. Сразу стала танцевать ведущие партии.

- О вас пишут, что вы физически очень выносливая. Как вы выдерживаете такие нагрузки?
- Спортивная закалка с детства плюс моя «физика». Я такой родилась. Сильная от природы. Крепкая.

- Но при этом станок никто не отменял и вы продолжаете репетировать, как все?
- Всегда по-разному. Смотря, какие спектакли и какой график. Иногда полностью класс не делаем. Но каждый день репетируем.

- Самый банальный вопрос – любимая балетная партия?
- Они все любимые, но в разное время разные партии нравятся больше. Сегодня – Джульетта в «Ромео и Джульетте» Прокофьева. С таким трепетом я сейчас ни к одной партии не готовлюсь. Для меня музыка Прокофьева – космос.

- Эта партия очень романтична...
- Джульетта - очень сильная героиня. Не могу сказать, что она - лиричная, она скорее лирико-драматическая. Она – настоящая. Она – личность.

- У вас есть кумир в балете?
- Их очень много, но я назову одного – Рудольф Нуреев.

- Есть какие-то партии, которые вы еще не станцевали, но о которых вы мечтаете?
- Мечтаю о многих партиях. Я всегда мечтаю станцевать все! В ближайшем будущем мне бы хотелось станцевать Манон.

Скоро буду танцевать Татьяну в балете «Евгений Онегин». В этом году мне все-таки придется станцевать «Лебединое озеро», от которого я так долго отказывалась.

Почему? Это же та вершина, без которой не обходится ни одна балерина! Не танцевать «Лебединое...» - все равно, что музыканту никогда не исполнять Баха и Моцарта.
- Трудно сказать, почему. Не чувствовала, не понимала этой партии, не верила в себя, не знала, что хочу сказать в этом балете.

Все привыкли видеть лебедей красивыми и высокими. Я – другая. Невысока, не обладаю потрясающе красивыми линиями.

Одной «физикой» не возьмешь. Поэтому нужно что-то невероятно интересное рассказать зрителю в этом спектакле. Еще год назад я думала, что никогда в жизни не буду танцевать «Лебединое...»! Даже желания не было.

Но вот сейчас я начинаю понимать, что бы мне хотелось. Думаю, что должна попробовать. Если это не мое и у меня не получится, я пойму сама и больше не буду этого делать. Но попробовать надо обязательно!

Расскажите, пожалуйста, о вашей работе с Алексеем Ратманским. Что отличает его от многих других современных хореографов?
- На мой взгляд, он - либо один из лучших, либо лучший хореограф современного балета. Он – невероятно музыкальный человек, что очень важно в балете.

Он ставит балеты практически в любом жанре, работает с любой формой и любым содержанием. У него есть свой язык и свой почерк. Он универсален.

Хореографию Ратманского, его стиль не спутаешь ни с каким другим. Он невероятно привлекает артистов, когда показывает, объясняет...

Каждая встреча с ним – интересный лабиринт с неизвестным финалом. Я танцевала во многих его спектаклях, и они все разные.

«Пламя Парижа», авангардная «Игра в карты», «Русские сезоны», «Средний дуэт» – невозможно представить, что все эти балеты поставлены одним человеком! Он очень многообразен.

Впереди – ваш дебют в Чикаго. Чикагскую балетную публику вы еще не знаете, но с нью-йоркской знакомы уже достаточно хорошо. Она отличается от российской?
- Каждая публика в каждой стране очень отличается друг от друга. Но в Америке всегда танцевать приятно. Публика живая, восприимчивая, очень тепло на все реагирует и не скупится на аплодисменты. Люди сопереживают и не стесняются выражать свои эмоции.

- Где сложнее танцевать: на гастролях или дома?
- Сложнее всегда танцевать дома.

- А как же выражение «дома и стены помогают»?
- Они вроде и помогают, но и требуют многого.

Вопросы задавал Сергей Элькин (Чикаго)



Наталья Осипова и Сергей Полунин

Ее сиянье факелы затмило.

Она подобна яркому бериллу

В ушах арапки, чересчур светла

Для мира безобразия и зла.

Как голубя среди вороньей стаи,

Ее в толпе я сразу отличаю.

Я к ней пробьюсь и посмотрю в упор.

Любил ли я хоть раз до этих пор?

О нет, то были ложные богини.

Я истинной красы не знал доныне...

Он - главный балетный хулиган, она - русская суперзвезда Королевского балета.

Наталья Осипова и Сергей Полунин рассказывают о страхе, боли, а также любви, зародившейся на сцене.

«Я слышала о его репутации, о ней слышал каждый в нашем мире. Говорили, что он оказался не слишком ответственным, что он сбежал. Так что поначалу я думала, что никогда не буду танцевать с ним». Наталья Осипова бросает взгляд на Сергея Полунина, который, будто опекая, сидит с ней рядом, и бледное, сдержанное лицо балерины озаряет внезапная улыбка: танцовщик, с которым она поклялась не появляться на одной сцене, теперь ее спутник жизни.
Их роман мало кто мог предсказать. Не только потому, что каждый из танцовщиков был слишком знаменит, чтобы вместе они могли составить убедительную пару. Но и потому, что их карьеры развивались в слишком разных направлениях. Осипова, оставившая блестящую карьеру в Большом театре, который она покинула вместе с бывшим партнером Иваном Васильевым, переехала в Лондон в 2013 году и стала прима-балериной Королевского балета.

Полунин за 18 месяцев до того покинул этот театр и на фоне историй о злоупотреблении кокаином и глубокой профессиональной неудовлетворенности уехал в Россию, чтобы привести в порядок свое удивительное резюме балетного танцовщика, модели и будущего киноактера.

В 2015 г. Осипова должна была танцевать главную роль в балете «Жизель» в Милане. По разным причинам у нее не оказалось подходящего партнера. Ее мама предложила связаться с Полуниным, который, несмотря на всю эксцентричность, по-прежнему обладал невероятным природным талантом, чистыми классическими линиями и парящим прыжком, которые смогли бы превосходно оттенить яркую энергетику Осиповой. Балерина осторожно отправила Полунину электронное письмо. И когда, к ее удивлению, он согласился стать ее партнером, обнаружила, что он вовсе не enfant terrible, как она предполагала. «Он оказался очень искренним. Я почувствовала, что он добрый человек - тот, кому я могу доверять».
Именно во время репетиций «Жизели» - наиболее романтического балета классического репертуара - танцовщики влюбились друг в друга. Для Полунина исполнение роли графа Альберта на одной сцене с Жизелью Осиповой стало больше, чем романтическим прозрением. К тому моменту он был настолько разочарован в балете, что собирался покинуть сцену, однако затем его мнение изменилось. «Танцевать с Натальей было чудесно. Я был вовлечен на 100 процентов, для меня все было реальным и настоящим, и теперь я бы всегда хотел танцевать именно с ней».

Сейчас он снова живет в Лондоне, и хотя их перемещения, связанные с рабочими графиками, довольно запутаны, они составляют планы, которые позволят им работать вместе как можно чаще и ближе. Полунин намерен вернуться в Королевский балет как приглашенный танцовщик («мне бы действительно хотелось это обсудить»), однако пара также хочет вместе участвовать в независимых проектах. Осипова тихо говорит: «Такова особенность нашей работы. Чтобы видеть друг друга, возвращаться к друг другу домой, мы должны найти возможность работать вместе».
Их первым совместным предприятием станет новый дуэт, поставленный Расселом Малифантом. Это будет часть летней программы современного танца, подготовленной лично Осиповой. Для нее это продолжение проекта, который начался с «Соло для двоих» - вечера современного танца, представленного вместе с Васильевым в 2014 году. Это был эксперимент, который одновременно воодушевил и расстроил ее, потому что на его подготовку было недостаточно времени. Работа над новой программой, номера для которой создали Артур Пита, Сиди Ларби Шеркауи и Рассел Малифант, ведется иначе. Осипова намерена работать столько, сколько нужно, чтобы адаптировать тело, воспитанное в рамках классического балета, к различным стилям. «Я хочу освоить языки этих хореографов. И хочу говорить на каждом из них очень хорошо, без акцента».
Полунин танцует в работах Пита и Малифанта. Стелющиеся по земле, текучие движения стали для танцовщика вызовом. «Мне всегда казалось, что между мной и современным танцем - стена. Я не знал, как ее преодолеть. И для меня все это довольно трудно, особенно когда приходится опускаться на пол. Но я смотрю, как Наталья делает эту хореографию своей, и понимаю, что тоже могу выполнить по-своему».
Делать по-своему - это новый опыт для Полунина. В недавних интервью он рассказывал с гневом и обидой о том, что его насильно отдали в балет, что ему было трудно покинуть родную Украину в 13 лет и, не зная ни слова по-английски, адаптироваться к чужой культуре. Теперь, после встречи с Осиповой, ему проще разбираться со своим прошлым.
Он говорит медленно и аккуратно, по-прежнему с легким украинским акцентом: «В школе Королевского балета обо мне очень хорошо заботились, словно это была семья. Театр также дал мне все, что можно. Но я чувствовал себя несчастным и не знал, как это выразить. Дома, если ты злишься, ты можешь с кем-нибудь подраться. Но в школе никто не дрался - за это бы просто выгнали. В театре я чувствовал себя потерянным, я хотел попробовать что-то еще - например, участвовать в мюзикле или фильме - но боялся все испортить. Я жил в Лондоне, он стал моим домом, но я по-прежнему не имел статуса гражданина. Если бы директор разозлился на меня и выгнал, куда бы я пошел? Думаю, уйдя из театра, я хотел пройти через самые страшные для меня вещи - чтобы больше их не бояться».

Теперь, когда Полунин проводит так много времени с Осиповой, он близок и к Королевскому балету. «Я думаю и говорю о балете больше, чем когда-либо. Я изменился». И хотя он хочет сохранить верность классике, его главная цель - участвовать в самых разных проектах. Видео “Take Me to Church”, созданное вместе с режиссером Дэвидом ЛаШапелем, достигло почти 15 миллионов просмотров на YouTube. Танцовщик говорит, что хотел бы заинтересовать именно молодую, не имеющую специальных интересов аудиторию. «Я хотел бы участвовать в большем количестве проектов, соединяющих представителей кино, музыки и моды. Меня это увлекает».

Осипова внимательно слушает. «Идеи Сергея чудесны. Мне кажется, очень важно, чтобы они воплотились в жизнь». Сама она счастлива оставаться прима-балериной Королевского балета, поскольку считает, что репертуар этого театра - идеальное сочетание классики и новых работ. «Теперь, когда я уже зрелая танцовщица, хочу серьезно сконцентрироваться на некоторых классических балетах - как, например, “Лебединое озеро” и “Спящая красавица”». При этом она считает, что для ее таланта еще предстоит найти идеальное обрамление. «Я думаю, что существует хореограф, который поможет показать мне лучшее, на что я способна. Всего лишь нужно его найти».

Соединить их личные и профессиональные амбиции непросто: это будет хрупкий баланс. Тем не менее, та веселая беспечность, с которой танцоры хихикают, и та абсолютная серьезность, с которой они слушают друг друга, показывает, как они близки. Осипова нежно улыбается, когда вспоминает об их первом совместном выступлении: она ждала выхода на сцену - момента, когда Альберт постучит в дверь Жизели. «Для меня это очень эмоциональный момент, очень поэтичный и символичный. У меня было чувство, что я ждала это стука всю жизнь».

В детстве меня как-то пытались обмануть, отобрать монетку, и предложили, загадав желание, бросить её с лестницы.

С тех пор я всю жизнь бросаю монетку. Однажды я, например, пожелал стать лучшим танцовщиком в мире.

Балерина Наталья Осипова - о романтике и адреналине.


«У меня не самые красивые ноги, да и фигура», - призналась известная балерина ГАБТ Наталья Осипова.

«Интриг не кручу»

«АиФ»: - Наташа, исполняя Китри в «Дон Кихоте», вы нарушили все традиционные представления об этой легендарной роли. Но вот что я услышала от зрителей в антракте: «Недостатков - море. Но глаз оторвать невозможно».

Н.О.: - Осипова - не совсем классическая танцовщица по понятиям русской балетной школы. Сейчас такие стандарты: балерины высокие, худые, с идеальной линией ног. Если посмотреть на меня, всё иначе. Я невысокого роста, не самые красивые ноги, да и фигура в целом. Но, считаю, талантливому человеку можно и нужно позволять создавать новое. Есть такое понятие «романтическая балерина». Строгая, отстранённая. Самые романтические балеты - «Жизель» и «Сильфида». Меня никто в жизни не представлял в этих партиях: я всегда была бравурная, темпераментная, с энергией, бьющей через край. Но станцевала в одном сезоне оба этих балета подряд. Сейчас эти роли у меня - одни из лучших.

«АиФ»: - Театральный мир - это ещё и закулисные интриги. Пользуясь «тайными ходами», многие прокладывают себе дорогу...

Н.О.: - За других говорить не буду. Мне легче поработать в зале, чем бегать и организовывать интриги. И вообще… Я считаю, талантливые люди должны быть хорошими по своей сущности.

«АиФ»: - 5 лет назад на Московском международном конкурсе балета вам дали третье место. Это вызвало негодование всего зала. Говорят, «бронза» - последствия вашего конфликта с членом жюри Людмилой Семенякой. Она обиделась, что вы ушли от неё к другому педагогу.

Н.О.: - Я убеждена: заняла третье место потому, что недостаточно готовилась. Но это было далеко не поражение для меня, а толчок к тому, чтобы ещё больше работать.

Что касается Людмилы Семеняки - она гениальная балерина, педагог. Очень уважаю её. У нас сейчас абсолютно нормальные отношения. Почему ушла?

Так сложилось. Некоторые люди не могут работать друг с другом: стечение обстоятельств, характеров. Но даже за то время, что я с ней провела, Людмила Ивановна много мне дала.

Вместо диеты - сцена

«АиФ»: - Наташа, вы нетипично для балерины выглядите... Короткая стрижка, кожаная косуха...

Н.О.: - Я люблю трэш во всём. Чёрный цвет волос, тёмный лак на ногтях, кожаную одежду, мотоциклы. Когда их вижу, у меня начинает играть адреналин в крови. Консерватизм переношу с трудом. Поэтому мне никогда не будет скучно в моей профессии: я не ставлю себе рамок и границ ни в чём! Моя мама переживает: «Наташа, надень платьице, будешь как девочка, ты же балерина. Почему не отрастишь волосы?» Но мне кажется, надо выглядеть и вести себя так, как тебе комфортно. Обожаю прыгать, скакать, веселиться. Безумно люблю танцевать на дискотеках.

«АиФ»: - Говорят, балерины ведут полуголодный образ жизни…

Н.О.: - Ничего подобного. У балерин такая нагрузка... Мама меня подкармливает, тортики покупает, другие вкусные вещи. Но, когда я в отпуске, поправляюсь от ничегонеделания. Потом приходишь в театр и говоришь себе: «Всё! Начинаем работать».

Она из самых известных и титулованных русских танцовщиц, прима-балерина Королевского балета Наталья Осипова выступит на сцене Кремлевского дворца в Москве 1 февраля в балете "Щелкунчик Пермского театра оперы и балета. Балерина рассказала в интервью РИА Новости об этом спектакле, поделилась своими планами на новый год, сообщила об участии в гала-концерте Большого театра, посвященном юбилею Петипа, о выступлениях в Мариинском театре, на сцене Метрополитен-опера и Ковент-Гардена, о своем любимом партнере и любимом балете.

— Вы танцевали в балете "Щелкунчик" в хореографии Юрия Григоровича на сцене Большого театра и в спектакле в постановке Рудольфа Нуреева в Парижской опере. В чем особенность "Щелкунчика" Пермского театра, который вы будете представлять в Москве?

— Я еще не начала репетировать спектакль, видела только видеофрагменты репетиций. Но мы активно обсуждали концепцию с хореографом Пермского театра Алексеем Мирошниченко. У него очень интересный взгляд на это произведение — он хочет выразить всю трагичность партитуры Чайковского, его "Щелкунчик" — это не только сказка для детей, но и прежде всего для взрослых. Петр Ильич Чайковский написал потрясающую по глубине музыку, и мы постараемся это передать.

Сцена Кремлевского дворца — не самая легкая площадка для танцоров. Но насколько я знаю, будут полностью привезены все декорации, и москвичи увидят спектакль в оригинальном виде. А мы со своей стороны постараемся выложиться по максимуму.

— Наталья, вы прима-балерина Ковент-Гардена, с этого сезона стали и прима-балериной Пермского театра оперы и балета. Как возникла эта идея и как это произошло?

— Все произошло естественным путем. Я несколько раз приезжала в Пермь со своими выступлениями, мне очень нравится это место, этот театр и прекрасная команда, которая сейчас сложилась в этом театре. И когда мне сделали предложение, я с огромным удовольствием согласилась. Сейчас мы готовим мою первую премьеру — балет "Щелкунчик", и очень надеюсь, что в этом сезоне в Перми состоится еще и "Дон Кихот" с моим участием. Правда, в Москву мы этот спектакль уже не повезем.

— Большой театр всегда рад вам и приглашает вас, ваши многочисленные поклонники ждут вас и хотят увидеть на главной сцене в Москве. Не собираетесь ли вы все-таки найти возможность и выступить в Большом театре?

— Да, действительно, мы постоянно ведем переговоры, но никак не получается согласовать даты из-за моего напряженного графика. Однако в новом году я все же надеюсь появиться на сцене Большого в начале июня в рамках гала-концерта, посвященного Мариусу Петипа.

— Очень хочется узнать о ваших планах в будущем году. Где будете танцевать и в каких балетах? Будут ли выступления в России?

— Одно из самых долгожданных событий для меня — это спектакль "Легенда о любви" в хореографии Юрия Григоровича в Мариинском театре, который состоится 16 февраля. Также буду танцевать "Жизель" и "Манон" в Ковент-Гардене. Я впервые будут танцевать с Дэвидом Холбергом. Это мой любимый партнер, он был на больничном три года, я очень долго его ждала, и вот, наконец, моя давняя мечта осуществится. В мае буду выступать в Метрополитен-опера в Нью-Йорке. Я работала там пять лет, но потом переехала в Лондон и долго там не выступала. В мой день рождения, 18 мая, я станцую там мою любимую Жизель. Ну и, конечно, мое выступление в Москве 1 февраля в Кремле. Я очень давно не выступала в Москве, соскучилась по этому городу и публике. Уверена, что в Кремле будет аншлаг.

— Вы всемирно известная балерина, специально для вас создают свои работы хореографы. Но не было ли у вас самой желания выступить в роли постановщика?

— Мне всегда интересно пробовать все новое, я люблю классический балет и современный танец в самых разных его ипостасях. И я даже уже пробовала поставить несколько номеров. Но все-таки я прежде всего танцовщица, интерпретатор, и пока я могу танцевать, я буду танцевать.

Очень уж много на "Сплетнике" всяких "Изумрудовных".) Захотелось сделать пост про настоящую балерину.

Открыла эту балерину три года назад, на концерте к открытию отремонтированного "Большого театра". Просто шикарно она там танцевала, с таким драйвом и такой невероятной техникой! Потом она учавствовала в проекте Первого канала "Балеро" с Романом Костомаровым, и заняла там второе место. Я думаю у неё большое будущее. И муж у неё кстати, Иван Васильев, тоже шикарный танцор.

Биография, фото и видео.

Ната́лья Петро́вна О́сипова- род. 18 мая 1986, Москва. С пятилетнего возраста занималась спортивной гимнастикой, но в 1993 году получила травму, и занятия спортом пришлось прекратить. Тренеры порекомендовали родителям отдать дочь в балет. Обучалась в Московской государственной академии хореографии (класс ректора Марины Леоновой). После окончания в 2004 году вошла в балетную труппу Большого театра, дебютировав 24 сентября 2004 года. C 18 октября 2008 года — ведущая солистка, с 1 мая 2010 года — прима-балерина Большого театра. Репетировала под руководством народной артистки СССР Марины Кондратьевой.

В 2007 году на гастролях Большого театра в Лондоне на сцене театра Ковент Гарден балерина была тепло встречена британской публикой и получила Британскую Национальную премию в области танца, присуждаемую Сообществом критиков (Critics" Circle National Dance Awards ) за 2007 год — как лучшая балерина в разделе «классический балет».

В 2009 году, по рекомендации Нины Ананиашвили, стала приглашённой балериной Американского балетного театра (Нью-Йорк), выступив на сцене нью-йоркской Метрополитен-опера в заглавных партиях балетов «Жизель» и «Сильфида»; в 2010 году вновь принимала участие в спектаклях АБТ на сцене Метрополитен-оперы в партиях Китри в балете «Дон Кихот», Джульетты в балете «Ромео и Джульетта» Прокофьева (хореография К. МакМиллана), Авроры в «Спящей красавице» Чайковского (постановка К. МакКензи; партнер Дэвид Холберг).

В 2010 году состоялись дебюты в Гранд Опера (Клара в «Щелкунчике», Балерина в «Петрушке») и Ла Скала (Китри в «Дон Кихоте»), выступление в Лондонской королевской опере (Медора в «Корсаре»).

В 2011 году исполнила партию Катарины в балете «Укрощение строптивой» на музыку Д. Скарлатти (хореография Дж. Крэнко) с балетом Баварской государственной оперы. Дважды принимала участие в международном балетном фестивале «Мариинский», исполнив партии Китри в балете «Дон Кихот» и Жизели в одноименном балете.

С декабря 2012 года — приглашенная солистка Лондонского Королевского балета, станцевав в этом качестве три «Лебединых озера» с Карлосом Акостой. В том же октябре она — единственная приглашенная балерина среди штатных артистов Королевской труппы — участвовала в гала-концерте в честь бриллиантового юбилея королевы Елизаветы II.

В настоящее время вместе является прима-балериной American ballet theatre .

В апреле 2013 года Наталья Осипова заключила постоянный контракт с лондонским Royal Ballet .

С мужем, Иваном Васильевым.