Ненси дрю тень у воды прохождение. "Нэнси Дрю

Представляет собой настоящее совершенство в своем жанре, так как она отлично подходит как для мальчиков, так и для девочек. В этом и заключается основная прелесть игры, так как она предлагает такой сюжет, который будет интересен абсолютно любому человеку. А игровой процесс не будет приносить Вам дополнительного дискомфорта, так как игра хорошо адаптирована.

Если ранее вам не доводилось играть в занимательные , то мы предлагаем вам скачать бесплатно игру жанра . Это развлечение поможет скоротать вам время за интересным и полезным для ума занятием, а отличное настроение после получения всевозможных наград и ачивок будет сопровождать вас еще долгое время!


В Нэнси Дрю. Тень у воды, Нэнси получает возможность провести время в Стране Восходящего Солнца. Так как я был одержим Японией и игрой Shogun, я был взволнован от того, что Her Interactive выбрали ее как месторасположение для своей новейшей тайны. И в самом деле, у Японии прекрасные культуры, которые очень восхищают. Нэнси проводит свои дни в Киото преподавания английский язык школьникам, а на ночь она остается в подлинном рёкане, (Хиэй), традиционном японском гостевом доме. Он имеет раздвижные стены и двери, традиционные татами и красивый сад, где присутствует реальное чувство истории.

Даже здесь в прекрасном месте есть свои тайны, такую загадку и предстоит решить нашему сыщику, но, только чтобы занять свое свободное время. Эти сверхъестественные события никогда не являлись особо убедительными, но даже в этом случае, есть интересные персонажи, которым нужно угодить, а также много чего увидеть и сделать. Вскоре после прибытия Нэнси в гостиницу, падает на землю портрет давно умершей дочери трактирщика Казуми. Но хозяйка Такаэ и ее внучка Мивако отрицают то, что здесь нет ничего таинственного и необычного. Они настаивают на том, что здесь нет никаких призраков, и что слухи и опасения гостей это лишь продукт запутанных толкований: как тени от ветвей, движущихся за бумажными стенами, которые принимают за человеческий силуэт, странные звуки, вызванные древним строением.

Но независимо от того, как громко они протестуют, гостиница создала себе репутацию и теперь стала местом для охотников за привидениями, тем самым отпугивания других гостей. К счастью, Нэнси не одиноко в Киото, так как вместе с ней пришли Бесс и Джордж. Они посещали конференцию, так что пока Нэнси занимается учебой и играет в сыщика, они узнают о новых изобретениях и технологиях, которыми можно воспользоваться в ночное время Киото. К счастью, время от времени они способны помочь Нэнси. Как только вы начнете исследовать, вы узнаете, что японцы в восторге от призраков и хороших историй о привидениях. Они также считают, что число 4 означает неудачу, так что это имеет некий толк, когда Нэнси обнаруживает, что ее комната загадочно была изменена с № 4 на 24. Но Нэнси не посчитала это подозрительным, пока сама не столкнулась со сверхъестественным.

Тем не менее, она еще не готова поверить в призраков. Может ли быть, что кто-то нарочно пытается напугать гостей и не дает им покоя? Я радостно был удивлен тем, сколько здесь мест для исследования. Самая большая среда это сама гостиница рекан, с ее большим количеством комнат, бань, и гостевых пространств, как сад. Вы встретите разнообразных персонажей, например, Мивако, Юми, чью квартиру вы также посетите. Наконец, есть галерея, где время от времени вы должны будете сыграть в , чтобы выиграть возможность на приобретение различных предметов. Как старшая сестра, Юми суждено взять на себя управление рекан, так как, так говорит ей ее мать.

Но у Юми есть и свои мечты, в результате чего семья находится в постоянной борьбе. Юми ускользает далеко в город так быстро, как только могут унести ее высокие каблуки. Она экстраверт, и она убегает от этого всего подальше. Она становится другом для Бесс и Джорджа, а вы на протяжении всей игры получаете от них фотографии. Мивако ресепшн, и, кажется, у нее неплохие отношения с гостями. Она и ее кошка Саки приветствуют новых гостей и оказывают помощь уже присутствующим там. Ее кошка является интересным спутником, и Мивако научила ее некоторым трюкам. Я имею в виду, кто не захочет робота с кошкой, которая умеют делать различные трюки?

Позже, в игре вам нужно будет разыскать человека, который создал это семейство кошачьих и завершить гигантскую головоломки Судоку в обмен на команды для кошки. Когда вы получите их, я рекомендую попробовать их все, так как Саки действительно является интересной кошкой. Так как Такаэ является владелицей рекан, она собирается ознакомить вас с японской культурой. Она научит вас японской каллиграфии, как правильно варить и распивать чай, а также поможет освоить искусство оригами. Некоторым людям эти могут показаться обычной частью рабочего проекта, но я не считаю их таковыми.

Я наслаждался ими, это замечательный способ, чтобы показать в игре культурное образование. Кроме Takae и Мивако есть Rentaro. Rentaro является бой-френдом Мивако и мастером гостиницы. Он живет по соседству, но проводит очень много времени в саду, что мог бы уже переместить туда кровать. Также Rentaro является чемпионом по Судоку. Этот мальчик любит цифры, и вскоре он убеждает Нэнси попробовать сыграть в Nonogram, судоку и нефрограмму. В отличие от Rentaro, я чувствовал, что головоломок здесь на основе чисел слишком много, и немного больше разнообразия не помешало бы.

Справедливости ради, как только вы поймете их, они становятся не трудными, но они отнимают много времени. Существует также большая вероятность того, что большинство игроков воспользуются функцией "Try Again". Если вы не будете осторожны и зададите неправильные вопросы, вас могут выгнать из рекана, или если вы не работаете достаточно быстро, в конечном итоге вы можете получить неут. Наиболее сложной головоломкой является та, на которую отведено время. Она не является очень сложной, чтобы просто положить кусочки цветного стекла вместе в зеркальном отражении требуется время, и вы не можете сохранить ваш прогресс на полпути.

Если вы не закончите в срок, вы должны начать с самого начала. Это подводит нас к моей нелюбимой части игры. Юми настаивает на том, чтобы Нэнси помогла ей сделать бенто для ее клиентов. В этом случае, у вас есть три типа пищи: бутерброды, яйца и рис, которые могут быть сформированы в виде кролика, медведя, свиньи, или кошки. Я даже не могу сказать вам, сколько мне пришлось возиться с этим, из-за чего я невзлюбил бенто, хотя я даже никогда не ел его. К сожалению, вы должны решить эту головоломку не один раз, но в трех отдельных случаях. Проведя около трех часов, пытаясь сделать вторую коробку в соответствии с не ясными направлениями Юми, я бросил все и перезапустил игру на более легком уровне.

Я настоятельно рекомендую вам сделать то же самое, но только с самого начала, тем более что инструкции по изготовлению бенто приспособлены специально для этой версии. В любом случае, эта задача наталкивает меня на вопрос, почему Her Interactive так одержимы приготовлением пищи? Я не думаю, что в других играх Нэнси Дрю, где есть не полностью надуманный сюжет, вращались вокруг приготовление пищи. Как и в предыдущих играх, Тень у воды имеет инвентарь и список задач. Я никогда не нуждался в просмотре списка задач, но здесь мне очень понравилось. Я посещал список задач несколько раз, и нашел это довольно полезным, так как это помогает освежить память.

Инвентарь также хорошо работает, в том числе некоторые объекты, которые можно увеличить. Наиболее удобным пунктом, который вы собираете, является японский словарь, он может быть использован для перевода знаков и сообщений, которые попадаются на вашем пути. Интересным интерфейсом игры является связь через мобильный телефон. Это очень удобно, так как иногда вам необходимо поговорить с Бесс и Джорджем. Другим интересным моментом является система метро. Каждая станция метро имеет большую карту, которая показывает все станции. Сначала вы должны выяснить маршрут от станции до нужного пункта назначения.

Когда вы выяснили, как добраться в нужное место, вы просто нажимаете на название каждой станции, чтобы пройти до пункта назначения. Позже вы можете вернуться к рекан или на любую другую станцию, которой пользовались ранее. Ролики и графика, кажется, слегка отличаются от последней серии игр. Я всегда считал, что тайны Нэнси Дрю используют более упрощенный дизайн, по сравнению с другими играми, но в этой игре графика более реалистичная. Как обычно, есть ряд небольших анимаций, которые добавляют дополнительное очарование, как например бамбуковый фонтан в саду. Жаль, что вы не можете изучить больше того, что вы уже видите.

Тень у воды использует тот же неуклюжий игровой движок, как и последние несколько версий игры, так что перерывами вы можете воспользоваться панорамированием на 360 градусов, а также увеличить размер просмотра некоторых объектов, но в основном вы можете двигаться только вдоль определенных путей: влево, вправо, вверх, вниз. Тем не менее, одним из хороших моментов в этих играх является среда, которая помогает вам оставаться сосредоточенным на том, что действительно важно. Если вы застряли, нужно просто вернуться и поговорить со всеми с кем, возможно, пока вы не поймете то, что нужно делать дальше.

Иногда это приводит к небольшой путанице, и вы оказываетесь на том же пути еще раз. Саундтрек в японском стиле, в том числе и тот, который использует Тайко. Также игра включает в себя разнообразные окружающие эффекты, как треск огня и медленно журчащая струйка воды, в бамбуковом фонтане сада. Речь персонажей производит смешанное впечатление. До сих пор выдающимся являлся Rentaro. Мивако тоже очень хороша, они оба звучат как настоящие японцы, хотя говорят на русском языке. А вот Юми совсем другое дело, она звучит так, как любая молодая женщина Северной Америки, в то время как акцент Takae звучит принудительно и неестественно.

К сожалению, в то время как тайна вращается якобы вокруг призрака, который мог бы обеспечить нас пугающими моментами, многие элементы являются навязчивыми. Дизайнеры явно пытались захватить какую-то часть из преуспевающих фильмов ужаса, но я ничего такого не почувствовал. В результате история теряет весь смысл, выходя из игры, создается впечатление, что это больше японский фильм ужасов, чем тайны Nancy Drew. Чтобы вы могли насладиться игрой, в ней есть приличное количество взаимодействий, а также довольно интересные персонажи. По этим причинам, я думаю, что большинство игроков смогут насладиться этой игрой, но я сомневаюсь, что это будет по нраву новичкам. Тем не менее, это долгожданная экскурсия в увлекательное место. Будем надеяться, что Нэнси продолжит свое путешествие по миру и в будущих приключениях.

Особенности игры:
Выясните все обстоятельства этого странного и загадочного дела
Определите круг подозреваемых и приступайте к расследованию
Познакомьтесь с каллиграфией, оригами и чайными церемониями
Узнайте, что скрыто среди ярких вывесок современного квартала

Минимальные системные требования игры:
Поддерживаемые операционные системы: Microsoft® Windows® XP/Vista/7
Процессор Pentium III 1 ГГц или аналогичный Athlon® XP
256 МБ оперативной памяти
3,5 ГБ свободного места на жестком диске
3D-видеоадаптер с памятью 64 МБ, совместимый с DirectX® 9.0 (GeForce 3 Ti200)
Звуковое устройство, совместимое с DirectX® 9.0с
DirectX® 9.0

Язык интерфейса игры: русский
Размер игры: 1.16 Гб
Тип игры: установи и играй без ограничений

Прохождение игры - Страница 1

Прохождение и сейвы для русской версии игры

Управление

Если Вы впервые встретились с серией игр о Нэнси Дрю, то почитайте книгу «Что должен знать настоящий детектив», которая лежит на столе слева от материалов дела. Из этой книги Вы узнаете основные особенности игры. Вы научитесь управлять перемещением, узнаете значение различных курсоров мыши и получите подсказки, как осматривать объекты и активные зоны в игре. Познакомьтесь также с материалами настоящего дела, открыв папку на столе, затем щелкните по авиабилету и выберите уровень сложности. Игра проходилась на уровне «Младший детектив». Прохождение поделено на дни условно. Также условно Нэнси по утрам учит японских школьников английскому языку, мы в этом процессе принимать участие не будем, поэтому играть придется с 19-00, а иногда и в час ночи. Игра линейная, но со свободным прохождением некоторых локаций.

Предупреждение . Скачивая сейвы, предложенные в прохождении, помните, что алгоритм Вашего прохождения может отличаться от действий, предложенных авторомт автор данного материала. Ваши личные достижения при этом теряются, а у Вас остается авторский вариант прохождения игры.

Сейвы (сохранения) для Windows ХР находятся в папке Мои документы\Тень у Воды

Игра проходилась на уровне "Младший детектив "

Титулы, которые Вы можете получить в конце игры

  • Заклинатель кошек . За усмирение дикого зверя
  • Пасхальное яйцо . Совершенно секретно
  • Дизайнер одежды . За показ своих идей всему миру
  • Тайноискатель . За просмотр жуткой записи
  • Честный взломщик. За возврат «позаимствованных» вещей хозяевам
  • Мастер головоломок . За решение всех головоломок Рэнтаро
  • Звукооператор . За прослушивание всего, что происходит вокруг
  • Шеф-повар . За освоение искусства приготовления бэнто
  • Любитель сувениров. За получение всех призов
  • Чистюля . За частые купания
  • Идеальный учитель. За успешную работу с учениками
  • Всезнайка . За правильный ответ на вопрос викторины

День первый

Рёкан «Хиэй»

После просмотра вступительного видеоролика, забираем со стойки ключ от номера, осматриваем разбившийся портрет на полу и обращаем внимание на информационную доску слева от стойки. Разворачиваемся и подходим к столику в углу, на котором лежит путеводитель «Знаменитые сады Киото». Читаем информацию о расположении камней в «Саду камней Рёандзи». Выходим в сад, чтобы полюбоваться его красотой. Автоматически отвечаем на звонок Бесс и Джесс. Возвращаемся в холл и направляемся на второй этаж в свой номер. Вход туда слева от стойки администратора. Находим свой номер, на двери которого написано «24», достаем из инвентаря ключ и отпираем им входную дверь.

Входим в свой номер и осматриваемся. Слева на полке лежит коричневая папка . Открываем ее и находим в ней чистые конверты и информацию о гостинице. Слева от папки открываем прозрачную пластиковую коробку и знакомимся с ее содержимым. Изучаем информацию о своих будущих учениках, их характеристики и их ответы на вопросы. Можно проверить первые работы юных студентов и оценить их, ставя рядом с ответами соответствующие печати. Открываем балконную дверь и выглядываем в сад. Разворачиваемся, подходим к стенному шкафу и открываем свой чемодан . Забираем из чемодана японский разговорник и проездной билет на метро. Выходим из комнаты и спускаемся на первый этаж. Проходим вперед и в конце коридора справа видим синюю занавеску с иероглифом . Дотрагиваемся до нее и знакомимся с Рэнтаро, который сообщает нам, что найти его можно в саду. Оказывается, эта занавеска прикрывает вход в баню и синяя занавеска на двери означает, что в баню могут заходить только мужчины. Для женщин предусмотрена красная занавеска.

Идем следом за юношей в сад, и находим Рэнтаро в мастерской в конце сада. Говорим с юношей на все доступные темы, затем берем предложенную книжку с головоломками и уходим. Снова попадаем в здание гостиницы. Проходим, смотрим на номера комнат и заходим в комнату под номером «18». Перед тем, как войти в комнату, обращаем внимание на табличку на двери с указанием времени работы комнаты культуры. После небольшой беседы с бабушкой Такаэ Шимицу, приступаем к первому уроку катакану. На этом уроке нам предстоит написать иероглифами свое собственное имя. На первом занятии нам будет достаточно кисточкой по шаблону обвести предлагаемые иероглифы. Для этого нужно взять кисточку, и, не отрывая руки от левой клавиши мыши, заполнить чернилами каждый пронумерованный иероглиф по порядку.

Если Нэнси самой не понравится написание иероглифов, то всегда можно попросить пожилую японку дать еще урок каллиграфии. Рисуем иероглифы до тех пор, пока Такаэ Шимицу не похвалит Ваше произведение. Кому сложно будет справиться с этим заданием, тот может скачать сейв «Урок каллиграфии». Разворачиваемся, открываем верхний ящик небольшого шкафчика, стоящего на полу, и вынимаем оттуда книгу «Пишем по-японски». Рассматриваем японские иероглифы и читаем информацию о них. Закончив чтение, закрываем ящик шкафчика, выходим из комнаты и идем в холл гостиницы. Подслушиваем разговор одной из постоялиц о том, что она недовольна тем, что какие-то посторонние звуки пугают ее семью, и она намерена немедленно отсюда уехать. Говорим с Мивако, затем подходим к столику и находим на нем книгу «Истории о призраках Японии», и читаем ее. В книге рассказывается красивая легенда об Окику и девяти тарелках. Закончив чтение, выходим из гостиницы и направляемся в сад. Заходим в мастерскую к Рэнтаро и общаемся с ним на все доступные темы. Соглашаемся помочь юноше с разбитой картиной. В этой головоломке необходимо распутать все нити так, чтобы они не пересекались между собой.

В качестве небольшой подсказки предлагаю Вам скриншот, на котором изображен один из возможных вариантов положения нитей. Если при распутывании нитей у Вас возникнут проблемы, то Вы можете воспользоваться сейвом «Нити на портрете распутаны». Сдвигаем обложку и находим за ней странный сертификат об изгнании призраков, подписанный Саванной Вудем. Под сертификатом обнаруживается газетная вырезка с портретом японской женщины и статьей на японском языке. Расспрашиваем обо все Рэнтаро, но он категорически отказывается сделать нам перевод статьи. Закончив расспросы, заглядываем в инвентарь, и читаем инструкцию к решению нонограмм . Щелкаем по первой строчке и решаем первую нонограмму .

Говорим Рэнтаро о решенной головоломке и получаем от него задание: решить японское судоку. Достаем из инвентаря книжку, щелкаем по второй строке, которая стала активной, и читаем инструкцию к решению судоку . Заполняем свой вариант судоку. Для того, чтобы вставить цифру в клеточку, выделяем ее в колонке слева и щелкаем курсором по той клетке, в которую хотим вставить эту цифру. Если цифру уже нельзя вставить в таблицу, то она становится неактивной, что существенно упрощает нашу задачу. Решив судоку , говорим об этом Рэнтаро.

Он снова нам предлагает попробовать решить третий вид головоломки, под названием «Ренограмма». Читаем инструкцию к решению таких головоломок, затем приступаем к ее решению. Выбираем из нижнего ряда самое маленькое число, и смотрим, куда можно его поставить. Цифры, возле которых можно вставить это число, подсвечиваются , а к курсору цепляется следующая цифра, которую нужно будет вставить в другую клеточку. Решив предложенную ренограмму , можно больше не решать такие головоломки, если только Вы не поставите себе цель: получить определенный титул в конце игры.

Возвращаемся в свою комнату, потому что уже позднее время. Во время прохождения по коридору слышатся какие-то странные звуки (если прислушаться). Заходим в свою комнату и видим на стене табличку со своим именем, которую мы писали на уроке каллиграфии. Достаем из инвентаря мобильный телефон, сначала звоним подругам, а потом ставим будильник на 19-00. Смотрим небольшой видеоролик. выглядываем на балкон, но там уже никого нет. Через некоторое время раздается сигнал будильника.


Если вы посмотрите диск, в конце игры получите звездочку в титул.

Попробуйте включить компьютер, но здесь требуется пароль.
Посмотрите на полку над компьютером и прочитайте письмо Касуми, матери Юми и Мивако. На полке стоят лягушки, приподнимите правую из них # внутри что-то есть, но закрыто на кодовый замок. Прочитайте книжку о театре теней (у компьютера, под рамкой с фотографией). Кажется, вас кто-то разыгрывает, используя макет, прикрепленный к длинным палкам#
Обернитесь к кровати и возьмите из-под подушки синюю книжку о призраках. Внутри лежит визитка автора # Саванны Вудхэм. Пролистайте книжку и обратите внимание, что глава о риокане вырвана. Позвоните Саванне, но сможете поговорить только с ее помощником Логаном, который бросит трубку. Перезвоните еще раз, но он опять не станет разговаривать. В третий раз включится автоответчик.
Вернитесь на выставку в Матцуэ (на информационном табло уже есть эта станция, и вы попадете туда автоматически). Отдайте коробки для бенто # в благодарность Юми даст вам брелок для мобильника. Расспросите ее о книжках и диске # оказывается, книжка о театре теней принадлежит Мивако.
Обязательно похвалите ее наряд, и Юми расскажет, что платья она моделирует сама с помощью программы #Аватар# в своем компьютере. Юми согласится назвать пароль для входа в компьютер, если вы еще раз разложите бенто. Когда вы это сделаете, то получите листок с трафаретом из разноцветных кружочков.
Нэнси Дрю. Тень у воды
Возвращайтесь домой к Юми. Перед дверью ее квартиры вам кто-то позвонит, но в трубке вы услышите только помехи. Подойдите к компьютеру. Посмотрите на листок с трафаретом, который дала Юми, и запомните его форму и разноцветные кружочки. Нажмите на закладку #Аватар# и выберите трафарет той же формы. Двигайте его по экрану до тех пор, пока не найдете кружочки такого же цвета, как на подсказке. Компьютер откроется.
Нэнси Дрю. Тень у воды
Выберите один из пустых слотов на экране и смоделируйте одежду. Справа на экране # клавиатура для отправки смс-ок. Сделайте несколько разных аватаров и отправьте самой себе, Бесс, Джесс, Юми и Саванне (для этого посмотрите в мобильнике в закладке #Телефон # Контакты # Настройки# номера телефонов и наберите их на экране компьютера). Затем нажмите на #Отправить#, и аватар уйдет адресату. Для того чтобы сохранить аватар в своем мобильнике, зайдите в #Телефон # Контакты # Настройки#. Над именем и номером телефона # пустой силуэт, который можно прокрутить с помощью стрелок. Выберите подходящий аватар и нажмите кнопку #Сохранить#.
Нэнси Дрю. Тень у воды
Если вы сделаете достаточное число разных аватаров и отправите всем своим знакомым, то в конце игры получите звездочку в титул.

Когда вы отойдете от компьютера, то получите две смс-ки # о создании аватаров и смешную черно-белую. Возвращайтесь в риокан, переведите будильник на 19.00 и ложитесь спать.

3. День третий

Идите на урок в комнату 18.
Сегодня Такаэ будет вас учить чайной церемонии. Вам необходимо запомнить названия всех предметов и разложить перед ними таблички.

Решение (для обоих уровней сложности одинаковое):
Нэнси Дрю. Тень у воды
После этого замигает свет, а по балкону опять пройдет призрак. Поговорите с Такаэ, и она скажет, что это ее дочь Касуми. В очередной раз позвоните Саванне, но вам опять придется разговаривать с Логаном. Перезвоните подружкам и пожалуйтесь, что никак не можете дозвониться до автора книги о риокане. Т.к. Логан и Саванна сейчас находятся на выставке, то у Джесс появится план. Они постараются найти Саванну, и пока Бесс будет отвлекать Логана, вы сможете поговорить с писательницей (вы не можете попасть на выставку, т.к. у вас нет билета).
Идите к Рентаро и поблагодарите его за то, что он починил вашу балконную дверь. Спросите его, что случилось с портретом в холле, и тот вам предложит его починить.
Необходимо распутать провода так, чтобы они не пересекались между собой.

Младший детектив:
Нэнси Дрю. Тень у воды
Старший детектив:
Нэнси Дрю. Тень у воды
После этого нажмите на рамку портрета и достаньте сертификат и старую газетную вырезку. Сертификат выдан экспертом по паранормальным явлениям Саванной Вудхэм, и в нем говорится, что гостиница очищена от злых духов и пригодна для жилья. Поговорите с Рентаро о Саванне и покажите ему вырезку, но тот откажется ее переводить.
Когда вы выйдете за дверь, вам позвонит Джесс и скажет, что нашла Саванну. Перезвоните и поговорите с ней на все темы. Саванна расскажет, что зеркало и тень на балконе # это всего лишь иллюзии. К сожалению, книжки у нее нет, а вот газетную вырезку она готова перевести, если вы вышлете ее Логану.
Идите в свою комнату за конвертом (лежит в коричневой папке). Положите в конверт газетную вырезку. Еще раз позвоните Саванне # теперь трубку возьмет Логан. Ему очень понравилась Бесс, и ради нее он готов поискать книжку. Отнесите конверт Мивако. Выйдите в коридор или в сад и позвоните Саванне еще раз. Логан нашел книжку, но хочет получить от Бесс какой-нибудь подарок # например, фотографию (между делом, вам придет очередная смс-ка от Юми).
Отправляйтесь в квартиру Юми. Выберите самый красивый аватар и отправьте его на номер Саванны. Сразу же придет смс-ка от Логана с благодарностью. Перезвоните ему, и тот скажет, что пошлет книжку Бесс.
Возвращайтесь в гостиницу, и как только вы войдете в коридор, придет три смс-ки от Логана с переводом газетной вырезки: 15-летняя Юми вызвала полицию, когда обнаружила в прихожей перед сауной свою мать Касуми, лежащую без сознания. Ее не смогли привести в чувство и констатировали смерть от утопления.
Вернитесь к Мивако и скажите, что вы знаете, как умерла ее мать. Мивако ответит, что это не было несчастным случаем. Нужно поговорить с Такаэ. Когда вы войдете в коридор, начнет мигать свет, захлопают двери, а с потолка потечет вода. Странно#
Такаэ откажется рассказывать, что произошло в ночь смерти Касуми. Идите назад, и вы увидите, что в это время из гостиницы уезжает последний постоялец. Мивако плачет.
Поговорите с ней и пообещайте, что порекомендуете эту гостиницу своим друзьям. Поднимитесь в свою комнату # с таблички на двери пропала цифра #2# и теперь висит только цифра #4#, которая у японцев обозначает #смерть#. Заведите будильник на 19.00 и ложитесь спать.

4. День четвертый

На следующий день вам позвонят подружки и скажут, что получили книжку и пришлют ее на адрес гостиницы. Пока вы ждете книжку, можно немного развлечься. Отправляйтесь в Куре в зал игровых автоматов.
Маршрут такой:

Мисава # Нагоя # Оцу # Аомори # Убе # Сакаи # Куре.

Напротив входа стоит автомат с призами. Нэнси заинтересуется комиксами, которые стоят 1339 очков. Повернитесь к игровым автоматам и вставьте в слот карточку, которую вы нашли в сауне (в корзине). На ней есть не снижаемый остаток # 50 единиц, т.е. когда вы решите забрать выигрыш и отойдете от автомата, на карточке опять останется 50 единиц.

Первое пасхальное яйцо:

Вам необходимо набрать от 15 до 30 очков, не больше и не меньше. Для этого старайтесь бить по большому желтому рычажку так, чтобы шарик попадал не в центральную ромашку, а под лапки зверей по бокам (здесь дают 1 очко). Самый удобный для добычи пасхального яйца # левый автомат, в нем шарик чаще попадает в лапки зверей и реже закатывается в ромашку. Старайтесь бить не сильно (на 1-е деление), и если вы видите, что количество выигранных шариков приближается к 30, лучше взять выигрыш, отойти от автомата и сохранить игру. Затем можно снова подойти и выигрывать по 1 очку.
Когда вы наберете необходимое количество шариков, повернитесь к автомату с призами и положите мешочек в слот справа. Один из призов превратится в пасхальное яйцо, которое стоит 1 шарик.
Нэнси Дрю. Тень у воды

Нэнси Дрю. Тень у воды
Теперь нужно набрать 1339 очков, чтобы купить книжку комиксов. Тактика прямо противоположная # выбирайте правый и средний автомат и старайтесь попасть в центральную ромашку (лучше всего нажимать на 2-е деление).
Купите комиксы и обязательно их прочитайте. Возвращайтесь в гостиницу.
Вас позовет Мивако, заберите у нее книжку и прочитайте статью о риокане # Саванна использовала в своей работе прибор под названием EVP, который записывает голоса призраков. Позвоните Саванне, поговорите о приборе и оборотне # юрее, о котором вы прочитали в комиксах. Спросите, не помнит ли она, где останавливалась в гостинице. Писательница ответит, что жила в комнате на втором этаже, где был потайной ход в подвал.
Сходите к Рентаро, спросите его о приборе EVP, и он его вам даст.
Идите в свою комнату, чтобы перевести часы на 1 ночи и попробовать выяснить, есть ли в компьютере Мивако информация о номере, где жила Саванна Вудхэм. На полу вы обнаружите мокрые следы!
В 1 ночи спускайтесь в холл. Осмотрите компьютер # здесь нужен пароль, а на клавиатуре вместо букв # иероглифы. Если вы внимательно читали книжку по каллиграфии, то увидите, что это иероглифы стиля #хирагана#. Попробуйте порыться в бумагах на столе, но вам не позволит механический кот. Развернитесь к стене # на ней висит небольшая панель управления, за которой хранятся ключи от комнат. Прочитайте заметку, которая лежит рядом на тумбочке, # чтобы открыть панель управления, нужно пять карточек разного цвета. Посмотрите на панель # одной карточки не хватает.
Идите назад, и в вашей комнате вы увидите, что вместо таблички, написанной черной тушью, появилась табличка, написанная красными чернилами.
Переведите будильник на 19.00.

5. День пятый

Когда вы были на выставке, то видели стенд с информацией о механических котах. Позвоните подружкам и спросите, не могут ли они что-нибудь об этом выяснить. Джесс пообещает помочь.
Пора записывать голоса призраков. Нужно выбрать канал (по очереди от 1 до 10), включить прибор левой верхней кнопкой и записать сигнал. Каждый новый сигнал нужно записывать на новый канал. Если сигнал есть, на дисплее прибора появится шкала, если сигнала нет # на дисплее будет прямая линия.
Места, где нужно записывать сигнал:
1) огонь в холле (сигнал есть)
2) сауна около бассейна (нет сигнала)
3) сауна около зеркала (сигнал есть). Нужно подойти к зеркалу и развернуться.

Доброе утро. Точнее вечер. Так как весь учебный процесс вы благополучно проспали, то начать стоит с проверки работ, которые находятся в прозрачном ящике с зеленой крышкой. В этот раз папке с работами появилась закладка "Семья".

Теперь самое время самой Нэнси отправиться на уроки. Идите в комнату культуры (номер 18). Но стоит вам попытаться выйти в коридор, как раздастся телефонный звонок от ваших подруг. В закусочной они сумели познакомиться с Юми - старшей сестрой Мивако. Похоже, с ней стоит познакомиться и вам, но это позже, а пока продолжайте прохождение игры Тень у воды и идите на встречу с культурой.

Переступив порог комнаты, идите к шкафчику, который находится в левом углу комнаты. Во втором ящике вы найдете книгу об основах оригами. Ее содержание поможет вас справиться со следующей загадкой, которую приготовило для вас прохождение игры Тень у воды. Пообщайтесь с Такаэ, она попросит вас найти соответствие между схемой оригами и фигурками, которые должны получиться после сбора этих схем. Если вы хорошо усвоили материал из книги, то достаточно просто сможете справиться с этим заданием. Впрочем, можете воспользоваться и нашим скриншотом.

Теперь самое время посетить баню. Надеемся, вы еще не забыли, где она находится? Выйдите в фойе и зайдите в проход на противоположной стороне комнаты, на первом повороте направо и прямо до тех пор, пока справа не увидите красное полотенце. Да, сегодня в бане женский день. Заходите внутрь и идите к большому зеркалу. Вас вновь ждет ролик с участием вашей вчерашней знакомой, но в этот раз она будет куда более злобной.

После этого неприятного события идите к двери с серым стеклом. За ней окажется бассейн и душевые. Осмотрите плитку на стене в душевой. Нэнси считает, что на ней явно чего-то не хватает. После этого отправляйтесь в бассейн. Наплававшись вдоволь, возвращайтесь в предбанник. Осмотрите корзины, которые стоят возле стены. В них вы найдете неизвестную карточку (нижний ряд, третья корзина слева) и перечень плохих японских примет (средний ряд, первая слева). Найденная карточка поможет вам в прохождении игры Тень у воды в игровом зале.

Теперь самое время оставить рёкан и отправиться на экскурсию в город. Покинуть гостиницу вы сможете через дверь, которая находится напротив выхода в сад. Вы окажетесь возле указателей на японском языке. Используйте переводчик из вашего инвентаря, чтобы перевести надписи на указателях.

Конечно же, вам нужна станция метрополитена. Прохождение игры Тень у воды приготовило для вас небольшой квест с передвижением по станциям метро. Ваш рекан находится на станции Мисава, в то время, как выставка находится на станции Мацуэ. В метро на левой стене находится карта. Щелкните по ней левой кнопкой мыши и постарайтесь продумать маршрут, по которому вы сможете добраться до Мацуэ. В нашем же прохождении игры Тень у воды мы использовали такие станции:

1.Мисава;
2.Нагоя;
3.Оцу (пересадка на васильковую линию метро);
4.Токио (пересадка на желтую линию метро);
5.Кацута;
6.Тояма (пересадка на красную линию метро);
7.Фудзи (пересадка на коричневую линию метро);
8.Ига;
9.Мацуэ.

Оказавшись на станции Мацуэ, выходите из метро и выходите на поверхность. Добро пожаловать в прекрасный стеклянный павильон. Пройдите прямо, а затем поверните направо - увидите небольшое кафе с надписью "Бенто". Поговорите с Юми - девушкой официанткой. Не успеете вы и глазом моргнуть, как девушка убежит, оставив вас один на один с ее работой. В игре Тень у воды бенто является одним из самых сложных и одновременно интересных квестов.

Перед вами находится три части экрана. В левой части экрана находятся четыре вида животных - кошка, мишка, свинка и кролик. В приготовлении одного бенто может участвовать только три животных, четвертое будет неактивно.

Каждое из животных может быть сделано из трех продуктов - сэндвич, рис и яйцо. Таким образом, для приготовления бенто вам нужно использовать 3 животных*3 продукта = 9 компонентов.

В средней части находится коробка для бенто, которая имеет 9 позиций. Вам нужно выстроить 9 компонентов в правильном порядке. Именно это является задачей приготовления бенто во время прохождения игры Тень у воды.

В правой части экрана расположены подсказки. Первая из них - квадрат три на три, содержит максимальное количество информации. В нем вы можете найти готовые комбинации животное/продукт, а также полуподсказки с указанием только животного или только продукта. На двух оставшихся фигурах вы также увидите подсказки, но разница в том, что они меньше, чем коробка для бенто, так что вам нужно выяснить, в какой именно части коробки находятся эти фигуры.

В игре Тень у воды бенто каждый раз генерируется случайным образом, так что мы не можем сказать вам правильную последовательность, поэтому предлагаем рассмотреть порядок приготовления этого блюда на примере.

Основное поле и первую подсказку (3 на 3) мы пронумеровали с помощью цифр. А вторую и третью подсказку с помощью букв.

Шаг 1 - Заполняем готовые сочетания
В клеточку 1 помещаем свинку, сделанную из сэндвича;
В клеточку 3 - кролика из риса;
В клеточку 5 - мишку из сэндвича;

Шаг 2 - Пользуемся подсказками
1.Стараемся выяснить, куда может подойди вторая подсказка. Первый столбик - подходит, второй столбик - не подходит, так как по центру уже стоит заяц, а не свинка, третий столбик - не подходит, так как в верхней ячейке уже находится кролик, а на подсказке - свинка. Значит, вторая подсказка соответствует первому столбику, буква А - клетке 1, Б - клетке 4, В - клетке 7. Значит, в клетку 4 мы помещаем свинку из яйца.
2.Обратите внимание, на 1 подсказке сказано, что в клетке 8 должен находиться кролик. Но у нас остался неиспользованным только кролик из яйца. Значит, именно его смело ставим на позицию 8.
3.Стараемся выяснить, куда может подойти третья подсказка. Учитывая наличие зайца в позиции Д, и риса в позиции Е, единственным возможный вариант Г соответствует клетке 2, Д - клетке 3, Е - клетке 6. Учитывая то, что у нас осталось только один продукт из яйца - мишка, смело ставим его на позицию 2.

Шаг 3 - Пользуемся логикой
Незаполненными остались позиции 6, 7, 9. На позиции 6 должен быть рис, на позиции 7 - мишка, на позиции 9 - свинка. Значит, на позицию 9 помещаем единственную оставшуюся свинку - из риса. На позицию 6 помещаем рисового мишку, а на позицию 7 - последнего оставшегося - мишку сэндвич.

Поздравляем, первое бэнто в игре Тень у воды успешно приготовлено. После этого пообщайтесь с Юми на все интересующие вас темы, но не стоит говорить о ее матери или просить перевести текст. В ходе диалога Юми попросит вас привезти ящички для бенто из ее квартиры, расположенной на станции Куруме. Не стоит отказывать Юми, ведь там можно найти важные улики. Также девушка сообщит вам номер своего мобильного телефона, который мгновенно будет записан в ваш телефонный справочник.

Закончив общаться с Юми, продолжайте прохождение игры Тень у воды, а вместе с ним и осмотр выставки. Для этого направляйтесь к стенду с робокошками. Нажимая на клавиши, вы сможете понять, как по цвету глаз робокошки можно определить ее настроение.

Самое время отправиться в квартиру вашей новой подружки. Для этого спускайтесь в метро, но прежде, чем идти к стэнду и искать кратчайший путь к станции Куруме, возьмите инструкцию от японской шкатулки, которая находится на перилах станции.

В этот раз путь до вашего пункта назначения будет несколько проще и короче:

1.Мацуэ;
2.Ига;
3.Кобе;
4.Миядзаки;
5.Урава;
6.Куруме.

После того, как вы выйдите на станции Куруме, вы в автоматическом режиме окажетесь перед дверью комнаты 42. Используйте полученный ключ, чтобы попасть внутрь. В комнате вы сможете найти немало интересного:

Искомые коробки для бэнто, необходимые для прохождения игры Тень у воды. Они находятся на кухонном столе, слева от входа;

Осмотрите шкаф, который находится напротив кухни. В самом низу вы найдете таинственный диск. Справа находится набор для вышивания. Примените на него разговорник, чтобы перевести японские надписи на банках.

Направляйтесь к компьютеру. Используйте компьютерный диск из инвентаря на дисковод, чтобы просмотреть содержимое. Вас ждет малопонятный и несколько пугающий ролик - за его просмотр в конце прохождения игры Тень у воды вы получите соответствующее достижение. Также щелкните на иконку программы "Аватарки", расположенную на рабочем столе. К несчастью, чтобы запустить ее, вам потребуется ввести специальный код, узнать который вы сможете чуть позже.

Слева от монитора вы найдете книгу "Театр теней", в которой в подробностях расписано, как можно создавать тени на объектах. Уверены, это во многом объясняет ваш вчерашний ночной кошмар.

Осмотрите полку, которая подвешена над компьютером. На ней находится два горшка для цветов в виде лягушек. За левым вы найдете письмо, адресованное некой Марианне от Касуми (погибшей матери Юми и Мивако);

Правая лягушка содержит небольшое потайное отделение с четырехзначным кодом. Узнать этот код вы сможете финальной части игры.

Теперь, чтобы оставить позади очередной этап в прохождении игры Тень у воды, осталось лишь позвонить своим подругам и попросить их оказать содействие в отвлечении Логана, чтобы вы спокойно смогли пообщаться с его боссом - Саванной. Для этого расскажите подружкам о найденной под подушкой книге.

Сразу после общения с подругами вам на телефон придет странная MMS с неизвестного номера. Но узнать ее значение вы сможете несколько позже, а пока возвращайтесь на выставку, чтобы отдать Юми ее коробчоки для бенто.

Девушка будет очень благодарна вам и подарит брелок для телефона. После чего вновь попросит помощи с приготовлением блюда. В этот раз в игре Тень у воды прохождение бенто будет куда сложнее, ведь подсказки станут менее информативными. Принцип разгадки остался неизменным, так что если возникнут сложности - еще раз перечитайте описание выше и у вас все обязательно получится. Следующая задача - высказать восхищение Юми ее шикарным костюмом. Девушка будет несказанно рада такой высокой оценке и расскажет о программе "Аватарки", которая установлена на ее домашнем ПК. Если вы еще раз поможете ей с бенто, то она, так и быть, расскажет как пользоваться этой программой.

Вновь приготовив бенто, вы получите лист бумаги, на котором будет изображена фигура с множеством разноцветных точек. Сейчас самое время продолжить прохождение игры Тень у воды и отправиться в квартиру Юми.


Игра нелинейная.

Старший и младший детективы отличаются сложностью головоломок.
Для тех, кто первый раз играет в игры серии, предусмотрено обучение.
У Нэнси есть многофункциональный мобильник.
Подсказки дают Бесс и Джесс.
Игра проходилась на английском языке, поэтому при локализации возможно расхождение перевода некоторых технических терминов и названий.
Нэнси живет по расписанию:
- до 19 часов она учит японских студентов английскому,
- с 19 до 22.30 ходит на занятия по японским традиционным искусствам.
Ресепшн работает с 7 утра до 1 ночи.
Если вы хотите перевести время, воспользуйтесь будильником в мобильнике.

Пасхальные яйца есть (четыре).

После очередного расследования Нэнси едет в Киото отдохнуть в традиционной гостинице (риокане).

1. День первый
На часах 19.00. Войдите в гостиницу и подойдите к стойке ресепшн, за которой стоят девушка и старушка. В это время со стены упадет портрет. Старушка скажет, что это недобрый знак, и уйдет. Познакомьтесь с девушкой - ее зовут Мивако. Она даст вам ключ от комнаты (номер 24) и немного расскажет о гостинице.
Ее семья владеет риоканом с 17-го века, и традиции передаются от матери к старшей дочери (Мивако является младшей дочерью). Старушку зовут Такаэ, она - бабушка Мивако и дает уроки традиционных японских искусств в комнате 18. У Мивако есть механический кот, которого можно заставить сесть с помощью команды "Тате". На упавшем портрете изображена мать Мивако (более подробно девушка откажется об этом говорить).
Развернитесь и найдите две книги на низких столиках по обе стороны от входной двери - вы должны прочитать информацию о камнях традиционного японского сада и легенду о призраке по имени Окику. Около стойки ресепшн есть стенд, на котором написаны имена постояльцев гостиницы (их всего пять человек, включая и Нэнси). Напротив входной двери - выход в сад. Сама гостиница состоит из двух крыльев. Номер Нэнси находится в левом крыле, если стоять лицом к ресепшн.
Когда вы выйдете в коридор, вам позвонят подружки. Поднимитесь на второй этаж и откройте комнату 24. Развернитесь к входной двери и откройте правый шкаф. Достаньте из чемодана японский словарь и карточку для проезда на метро.
У левой стены на полу лежит коричневая папка. Прочитайте информацию о гостинице. Риокан расположен на станции метро Мисава. Туристам рекомендуется посетить выставку "Технологии будущего дня" на станции метро Матцуэ и зал игровых автоматов на станции Куре. Обратите внимание на конверты для писем - они вам вскоре пригодятся.
Рядом стоит зеленая коробочка, в которой находятся работы японских студентов. В первой папке записана краткая информация о каждом ученике, а во второй находятся сами работы. Можно взять печати и отметить около каждой фразы, правильно или неправильно ответил ученик. Если ответ правильный, ставьте зеленую галочку, если нет, - красный крест. Работы будут обновляться каждое утро.

Если вы правильно проверите все работы, то в конце игры получите звездочку в титул.

Идите вниз. Пройдите в противоположное крыло и найдите сауну (на первом этаже напротив комнаты 7). Перед дверью висит синяя занавеска, нажмите на нее и познакомьтесь с Рентаро. Он скажет, что если над дверью висит синяя занавеска, значит, в сауне моются мужчины, а если будет висеть красная, то можно заходить женщинам.
Идите следом за Рентаро, и вы выйдете в сад. Пройдите через сад, мостик и откройте дверь домика. Здесь работает Рентаро. Он расскажет вам о местном призраке и даст книжку с японскими головоломками. Их можно решать в течение всей игры.

Если вы решите много головоломок, то в конце игры можете получить звездочку в титул.

Первая головоломка называется "нанограмма" или японский кроссворд.
Надо заштриховать пустые квадратики согласно цифрам над столбцами и строками. Например, если написано: "5", значит, нужно заштриховать подряд 5 квадратиков. Если написано: "1, 1, 3", значит, сначала нужно заштриховать 1 квадратик, затем через несколько клеток еще 1, а затем через несколько клеток еще 3. Сложность заключается в том, что одновременно нужно смотреть и на цифру в столбце, и на цифру в строке. Начинайте со строки или столбца, в которых самые большие цифры.

Решение:

Младший детектив:

Старший детектив:


Отдайте Рентаро готовое задание, и он даст вам книжку с судоку (можно попросить и новое задание с нанограммой).
Необходимо заполнить пустые поля цифрами от 1 до 9. В каждом квадратике 3 на 3, в каждой строке и в каждом столбце не должно быть одинаковых цифр. Начинайте со строки или столбца, в которой больше всего заполненных цифр.


Отдайте Рентаро готовое задание. Третья головоломка называется "ренограмма". Вам необходимо расставить в пустые квадратики недостающие цифры так, чтобы они соприкасались с предыдущей и последующей. Цифры можно ставить по горизонтали, вертикали и диагонали.

Решение (для обоих уровней сложности одинаковое):


Вернитесь в холл, и вы услышите, что одна из постоялиц гостиницы жалуется на призраков и собирается отсюда уехать. Поговорите об этом с Мивако и обратите внимание, что в гостинице осталось только 2 постояльца. Идите в комнату 18 (правое крыло от ресепшн) на урок традиционных японских искусств.
Вас ждет Такаэ, бабушка Мивако. Она скажет, что сегодня вы будете учиться японскому письму "катакана". Возьмите кисточку с тушью в правом верхнем углу экрана и аккуратно закрасьте трафарет. Каждый значок необходимо рисовать одним движением, не отводя руки, и стараться не выходить за рамки трафарета. Если вы ошиблись, возьмите новый лист вверху экрана и начните снова (вы напишете по-японски "Нэнси Дрю").
Когда вы закончите, повернитесь налево от Такаэ и обратите внимание на небольшой шкафчик у стены. Откройте верхний правый ящик и прочитайте книжку о японских иероглифах.
Идите в свою комнату, заведите будильник на 19.00 и ложитесь спать. Ночью вас что-то разбудит. Вы увидите тень на балконе, а экран из папиросной бумаги, из которой сделана дверь, разорвется. Осмотрите балкон - там никого нет. Нэнси решит опять лечь спать.

2. День второй
Обратите внимание, что на левой стене вашей комнаты появилась табличка, которую вы вчера сделали на уроке каллиграфии. Можете проверить тетрадки учеников из зеленой коробочки (не обязательно).
Когда вы выйдете в коридор, вам позвонят подружки, которые находятся на выставке современных технологий. Они расскажут, что познакомились с Юми, старшей сестрой Мивако, которая работает в магазинчике бенто. Идите в холл и расскажите Мивако о порванной двери - она отправит Рентаро ее починить. Пора на урок.
Сегодня Такаэ будет обучать вас искусству оригами - созданию из бумаги различных фигурок. Посмотрите на картинки в центре экрана и поставьте под ними соответствующие таблички (на табличках нарисованы оригами за один шаг до завершения).

Решение (для обоих уровней сложности одинаковое):


Когда вы закончите, не забудьте подойти к шкафчику напротив Такаэ. Откройте средний правый ящик и прочитайте книжку об искусстве оригами.
Теперь пора посетить сауну. Когда вы туда войдете и нажмете на стрелку по направлению к зеркалу, в помещении появится призрак и разобьет зеркало. После его атаки повернитесь направо и исследуйте содержимое корзин на стеллаже. Вы должны найти листок со списком плохих японских примет и карточку для игры в автоматы. Идите налево через двойные двери и искупайте Нэнси.

Если вы будет часто ходить в сауну, то в конце игры получите звездочку в титул.

Около бассейна осмотрите стену справа - в одной из плиток чего-то не хватает.
Идите в холл и расскажите Мивако о призраке, разбившем зеркало, но та скажет, что это всего лишь игра вашего воображения. Выходите на улицу - вам нужно съездить на выставку и познакомиться с Юми. Перед вами находится указатель на японском. Чтобы перевести, что на нем написано, достаньте словарь и нажмите на указатель. Идите налево в метро.
Гостиница находится на станции Мисава, а выставка - на станции Матцуэ. Нажмите на карту метро слева от информационного табло с названиями станций и проложите маршрут (карту можно двигать, зажав мышкой):

Мисава - Нагоя - Оцу - Аомори - Кочи - Точиги - Сэто - Ниигата - Фуджи - Ига - Матцуэ.

Нажимайте на информационном табло на названия этих станций, и вы приедете на выставку. На перилах лестницы подберите газету о японской волшебной шкатулке.
Чтобы из метро попасть на выставку, нажмите на стрелку "вниз".
Выставка закрыта. Обратите внимание, что около входа стоит стенд, рассказывающий о механических котах. Повернитесь направо и подойдите к девушке за прилавком небольшого магазинчика - это и есть Юми.
Она попросит вас сложить бенто - коробочку с традиционной японской едой. Эта головоломка генерируется случайным образом, прохождения нет.
Принцип решения такой. Слева лежат коробочки с ингредиентами, а справа - инструкция. Вам необходимо заполнить все 9 квадратиков. Начинайте с тех квадратиков, где есть двойные картинки: кролик-рис, медведь-яйцо и т.д. Например, на первом рисунке в центральном слоте изображен кролик и яйцо - значит, слева нужно взять яйцо с изображением кролика и положить в центральный слот. В левом верхнем углу инструкции изображена кошка и яйцо - значит, сюда надо положить яйцо с изображением кошки. И т.д.

Некоторые решения:


Если вы разложите много бенто, то в конце игры получите звездочку в титул, а также можете выиграть у Юми дополнительный брелок для своего мобильника.

Поговорите с Юми, которая попросит съездить к ней домой и привезти несколько коробок для бенто. Она даст ключ от квартиры и сообщит номер своего мобильника.
Юми живет на станции Куруме. Идите в метро и проложите новый маршрут:

Матцуэ - Ига - Кобэ - Миядзаки - Урава - Куруме.

Когда вы приедете в Куруме, вам придет две смс-ки от Юми.
Откройте дверь и заберите с кухонного стола несколько коробок для бенто. Повернитесь направо и найдите в одежном шкафу диск для компьютера. Пройдите к компьютеру и посмотрите диск.

Если вы посмотрите диск, в конце игры получите звездочку в титул.

Попробуйте включить компьютер, но здесь требуется пароль.
Посмотрите на полку над компьютером и прочитайте письмо Касуми, матери Юми и Мивако. На полке стоят лягушки, приподнимите правую из них - внутри что-то есть, но закрыто на кодовый замок. Прочитайте книжку о театре теней (у компьютера, под рамкой с фотографией). Кажется, вас кто-то разыгрывает, используя макет, прикрепленный к длинным палкам...
Обернитесь к кровати и возьмите из-под подушки синюю книжку о призраках. Внутри лежит визитка автора - Саванны Вудхэм. Пролистайте книжку и обратите внимание, что глава о риокане вырвана. Позвоните Саванне, но сможете поговорить только с ее помощником Логаном, который бросит трубку. Перезвоните еще раз, но он опять не станет разговаривать. В третий раз включится автоответчик.
Вернитесь на выставку в Матцуэ (на информационном табло уже есть эта станция, и вы попадете туда автоматически). Отдайте коробки для бенто - в благодарность Юми даст вам брелок для мобильника. Расспросите ее о книжках и диске - оказывается, книжка о театре теней принадлежит Мивако.
Обязательно похвалите ее наряд, и Юми расскажет, что платья она моделирует сама с помощью программы "Аватар" в своем компьютере. Юми согласится назвать пароль для входа в компьютер, если вы еще раз разложите бенто. Когда вы это сделаете, то получите листок с трафаретом из разноцветных кружочков.


Возвращайтесь домой к Юми. Перед дверью ее квартиры вам кто-то позвонит, но в трубке вы услышите только помехи. Подойдите к компьютеру. Посмотрите на листок с трафаретом, который дала Юми, и запомните его форму и разноцветные кружочки. Нажмите на закладку "Аватар" и выберите трафарет той же формы. Двигайте его по экрану до тех пор, пока не найдете кружочки такого же цвета, как на подсказке. Компьютер откроется.


Выберите один из пустых слотов на экране и смоделируйте одежду. Справа на экране - клавиатура для отправки смс-ок. Сделайте несколько разных аватаров и отправьте самой себе, Бесс, Джесс, Юми и Саванне (для этого посмотрите в мобильнике в закладке "Телефон - Контакты - Настройки" номера телефонов и наберите их на экране компьютера). Затем нажмите на "Отправить", и аватар уйдет адресату. Для того чтобы сохранить аватар в своем мобильнике, зайдите в "Телефон - Контакты - Настройки". Над именем и номером телефона - пустой силуэт, который можно прокрутить с помощью стрелок. Выберите подходящий аватар и нажмите кнопку "Сохранить".


Если вы сделаете достаточное число разных аватаров и отправите всем своим знакомым, то в конце игры получите звездочку в титул.

Когда вы отойдете от компьютера, то получите две смс-ки - о создании аватаров и смешную черно-белую. Возвращайтесь в риокан, переведите будильник на 19.00 и ложитесь спать.