Нравственные проблемы на руси жить хорошо. Нравственные проблемы в поэме некрасова кому на руси жить хорошо

Введение

«Народ освобожден, но счастлив ли народ?». Этим вопросом, сформулированным в стихотворении «Элегия», Некрасов задавался неоднократно. В его итоговом произведении «Кому на Руси жить хорошо» проблема счастья становится основополагающей проблемой, на которой и стоится сюжет поэмы.

Семеро мужиков из разных деревень (название этих деревень – Горелово, Неелово и т.д. ясно дают понять читателю, что счастья в них никогда не видели) отправляются в путь на поиски счастья. Сам по себе сюжет поисков чего-либо является очень распространенным и часто встречается в сказках, а также в житийной литературе, где зачастую описывался долгий и опасный путь в Святую Землю. В результате такого поиска герой обретает очень ценную вещь (вспомним сказочное то-не-знаю-что), либо же, в случае с паломниками, благодать. А что же найдут странники из поэмы Некрасова? Как известно, их поиски счастливого не увенчаются успехом – то ли потому, что автор не успел дописать свою поэму до конца, то ли потому, что они в силу своей духовной незрелости все еще не готовы увидеть по-настоящему счастливого человека. Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на то, как трансформируется проблема счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Эволюция понятие «счастье» в сознании главных героев

«Покой, богатство, честь» – эта формула счастья, выведенная в начале поэмы попом, исчерпывающе описывает понимание счастья не только для священника. Она передает изначальный, поверхностный взгляд на счастье странников. Крестьяне, много лет прожившие в нищете, не мыслят счастья, которое не подкреплялось бы материальным достатком и всеобщим уважением. Список возможных счастливцев они формируют согласно своим представлениям: поп, боярин, помещик, чиновник, министр и царь. И, хотя Некрасов не успел реализовать в поэме все свои замыслы – глава, где странники дошли бы до царя, осталась не написанной, но уже и двоих из этого списка – попа и помещика, оказалось достаточно для того, чтобы мужики разочаровались в своем первоначальном взгляде на счастье.

Рассказы попа и помещика, встреченных странниками на дороге, довольно похожи друг на друга. В обоих звучит печаль об ушедших счастливых сытных временах, когда власть и достаток сами шли им в руки. Теперь же, как показано в поэме, помещиков отобрали все, что составляло их привычный уклад жизни: землю, покорных холопов, а взамен дали неясный и даже пугающий завет трудиться. И вот казавшееся незыблемым счастье развеялось как дым, оставив вместо себя одни сожаления: «… помещик зарыдал».

Выслушав эти истории, мужики оставляют свой первоначальный план – они начинают понимать, что настоящее счастье заключается в чем-то ином. На их пути попадается крестьянская ярмарка – место, в котором собирается множество крестьян. Мужики принимают решение поискать счастливого среди них. Проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо» изменяется – странникам становится важно найти не просто абстрактного счастливого, а счастливого среди простого народа.

Но никакой из предложенных людьми на ярмарке рецептов счастья – ни сказочный урожай репы, ни возможность есть хлеба досыта, ни волшебная сила, ни даже чудесная случайность, позволившая остаться в живых – не убеждает наших странников. У них формируется понимание того, что счастье не может зависеть от материальных вещей и простого сохранения жизни. Подтверждением этого служит история жизни Ермила Гирина, рассказанная там же, на ярмарке. Ермил старался всегда поступать по правде, и на любой должности – бургомистра, писца, а затем мельника – пользовался любовью народа. В какой-то мере он служит предвестником другого героя, Гриши Добросклонова, который также положил всю жизнь на службу народу. Но какой же была благодарность за поступки Ермила? Не стоит считать его счастливым – говорят мужикам, – Ермил сидит в остроге за то, что во время бунта заступился за крестьян…

Образ счастья как свободы в поэме

Посмотреть на проблему счастья с другой стороны предлагает странникам простая крестьянка, Матрена Тимофеевна. Рассказав им историю своей жизни, полной лишений и бед – только тогда и была она счастлива, как ребенком жила у родителей, – она добавляет:

«Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки,
Заброшены, потеряны…»

Счастье сравнивается с долгое время недостижимой для крестьян вещью – вольной волюшкой, т.е. свободой. Матрена всю жизнь подчинялась: своему мужу, его недоброй семье, злой воле помещиков, погубивших ее старшего сына и пожелавших выпороть младшего, несправедливости, из-за которой ее мужа забрали в солдаты. Какую-то радость в жизни она получает лишь тогда, когда решается восстать против этой несправедливости и идет просить за мужа. Вот когда Матрена обретает душевный покой:

«Хорошо, легко,
Ясно на сердце»

И это определение счастья как свободы, по всей видимости, приходится мужикам по душе, ведь уже в следующей главе они обозначают цель своего путешествия так:

«Мы ищем, дядя Влас,
Непоротой губернии,
Непотрошеной волости,
Избыткова села»

Видно, что здесь на первое место ставится уже не «избыток» – достаток, а «непоротость», знак свободы. Мужики поняли, что достаток появится у них после того, как они получат возможность самостоятельно распоряжаться своей жизнью. И тут Некрасов подымает еще одну важную нравственную проблему – проблему холопства в сознании русского человека. Ведь на момент создания поэмы свобода – указ об отмене крепостного права – у крестьян уже была. Но научиться жить как свободным людям им еще только предстоит. Недаром в главе «Последыш» многие из вахлачан так легко соглашаются играть роль мнимых крепостных – эта роль прибыльная, и, чего уж тут скрывать, привычная, не заставляющая задумываться о будущем. Свобода на словах уже получена, но мужики все еще стоят перед помещиком, сняв шапки, а тот милостиво позволяет им садиться (глава «Помещик»). Автор показывает, насколько опасно такое притворство – Агап, якобы выпоротый в угоду старому князю, на утро и вправду умирает, не выдержав позора:

«Мужик сырой, особенный,
Головка непоклончива»…

Вывод

Итак, как видим, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» проблематика является достаточно сложной и развернутой и не может свестись в финале к простому нахождению счастливого человека. Основная проблема поэмы как раз-таки и заключается в том, что, как показывает странствие мужиков, народ еще не готов стать счастливым, он не видит правильного пути. Сознание странников понемногу изменяется, и они становятся способны различить суть счастья за его земными составляющими, но такой путь предстоит пройти каждому человеку. Поэтому вместо счастливца в конце поэмы появляется фигура народного заступника, Гриши Добросклонова. Сам он не из крестьянского, а из духовного сословия, оттого так отчетливо видит нематериальную составляющую счастья: свободную, образованную, воспрянувшую от многовекового рабства Русь. Гриша вряд ли будет счастлив сам по себе: судьба готовит ему «чахотку и Сибирь». Но он воплощает в поэме «Кому на Руси жить хорошо» народное счастье, которое еще только должно наступить. Вместе с голосом Гриши, поющего радостные песни о свободной Руси, слышится убежденный голос самого Некрасова: когда крестьяне освободятся не только на словах, но и внутренне, тогда будет счастлив и каждый человек отдельно.

Приведенные мысли о счастье в поэме Некрасова пригодятся учащимся 10 класса при подготовке сочинения на тему «Проблема счастья поэме «Кому на Руси жить хорошо»».

Тест по произведению

Проблема народного счастья в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

Ну будет с вас!

Эй, счастие мужицкое!

Дырявое с заплатами

Горбатое с мозолями

Н. А. Некрасов

"Кому на Руси жить хорошо" должна была стать венцом творчества Некрасова, венцом,

посвящённым народу. Эта поистине "народная книга" чрезвычайно широко изображает жизнь

русского народа, с огромной высоты обозревает его проблемы развития, выражает его чаяния и

мечты, мысли и чувства. Это эпопея. Эта исключительная народность, впрочем, весьма

свойственная Некрасову, со всех возможных точек, сторон, углов отражает жизнь русского

крестьянства. Действительно, приводить одиночные факты, смотреть на всё только с одного

ракурса не таит в себе ничего сложного. Гораздо проблематичнее постараться объединить

казалось бы ничем не связанные друг с другом, разрозненные элементы для создания единой, не

теряющей при этом своей разносторонности и универсальности структуры. Это Н. А. Некрасов

успел уже сделать в даже незавершённой поэме. Он представляет на суд читателя всё, что

составляет жизнь каждого отдельного Гражданина: победы и поражения, радости и невзгоды,

ежедневная работа и кратковременный отдых, стремление к счастью, свободе и методы их

достижения. Полнота и правдивость, сложность формы и простота понимания - стержневые

каноны поэмы Некрасова-певца. Он желал с максимальной точностью показать крестьян в

сравнении с попами, помещиками, боярами, царём. Вторая часть замысла по известным причинам

не успела быть зафиксированной. Но и без неё Николай Алексеевич подтвердил свою

приверженность к народной теме, доказал, что он пишет о народе и для него. Уловите его боль,

сострадание, тоску, сокрушение, и в то же время гордость, веру, волю: он настоящий певец народа.

"В каком году - рассчитывай, в какой земле - угадывай"… Вычислениями и проверкой своего

фарта мы заниматься не будем: всё, без сомненья, ясно. Пойдём лучше дальше. Семь странников

из уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, из деревень Горелова, Дырявина, Заплатова,

Знобишина, Неелова, Разутова, томимые вопросом "Кому на Руси жить хорошо?", спорят и решают

не возвращаться домой до того времени, пока не найдут ответа на столь серьёзный вопрос. "Свой

брат крестьянин-лапотник, мастеровые, нищие, солдаты, ямщики" - "люди малые", у них

неугомонные правдоискатели не спрашивают в поисках ещё не появившейся на горизонте истины:

"Солдаты шилом бреются, солдаты дымом греются, какое счастье тут?" Крестьянская реформа от

разорённых, измученных голодом и непосильным физическим трудом, издевательством со стороны

помещиков крестьян; должна была повлечь за собой качественное улучшение их жизни. Должна

была, но не сделала; надежда не преобразовалась в желаемый факт. Не имевшие землю

крестьяне были обречены на ещё большее "рабство", им нужно было опять смириться со своим

тяжелейшим уделом (земли или несчастной долей?). Частично поменялись лишь действующие

лица: "теперь же вместо барина драть будет волостной". Поэт без намёков и умолчаний открыто

заявляет о деревенской нищете, всеобщем пьянстве среди озлобленных и утомлённых работой

крестьян, их безграмотности и топорности, низости взглядов ("Когда мужик не Блюхера и не

милорда глупого - Белинского и Гоголя с базара понесёт?"). На помощь Некрасову приходят

"говорящие" географические названия; сам народ, откровенно выражающий свою жизненную

безысходность ("Тошен свет, хлеба нет, крова нет, смерти нет"):

Идут холмы пологие

С полями, с сенокосами,

А чаще с неудобною,

Заброшенной землёй;

Стоят деревни старые,

Стоят деревни новые,

У речек, у прудов…

"Эй, нет ли где счастливого?" На клич странников отзываются тощий, уволенный дьячок,

одноглазая старуха, солдат с медалями, каменотёс олончанин, дворовый человек,

крестьянин-белорус, "пасмурный" мужик. Для того чтобы бесплатно испить вина, они грешат

истинно человеческими качествами, не гнушаясь своими тривиальными и до предела низинными,

правдивыми для них и ложными по сути высказываниями о счастье. Разве ощущаешь всю полноту

счастья, "обогревая на солнце косу"? Разве жизненное счастье заключается в репах, огромной

физической силе, сытости? И наконец, "дворовый человек" счастливо кричит: "У первого боярина я

был любимый раб. С французским лучшим трюфелем тарелки я лизал", - таково опущенное до

"абсолютного нуля", упрощённое, не имеющее ни намёка на него счастье. Но есть ли всё-таки

среди крестьян люди, несмотря ни на что сохранившие исконно человеческие достоинство, честь,

доброту, великодушие? Оптимизм: загрузка… Ответ: "Есть!"

В части "Крестьянка" Некрасов знакомит нас с первым по большому счёту женским образом,

связанным с представлениями о матери, Родине. Матрёна Тимофеевна - щедрая, задушевная,

волевая, любящая, стойкая, трудящаяся женщина. Всё её существо, не взирая на бесхлебицу,

рекрутчину, смерть сына, свою крестьянскую долю, поёт с безмерной верой в светлое, великое

будущее народа. "Мне счастье в девках выпало: у нас была хорошая, непьющая семья", - начинает

счастьице". А вот, что она говорит о вероятно самом счастливом дне в своей жизни, когда она

возвращалась домой вместе с спасённым от службы мужем и сыном Лиодурошкой:

Хорошо, светло

В мире божием!

Хорошо, легко,

Ясно на сердце.

Мы идём, идём -

Остановимся,

На леса, луга,

Полюбуемся.

Именно в Матрёне Тимофеевне получило широкое распространение потенциальная мощь народа.

Его простота, духовная чистота, убеждённость в собственной победе. "Ключи от счастья женского,

от нашей вольной волюшкой заброшены, потеряны у бога самого"…

Какое место занимает счастье в жизни жителя деревни Босого Якима Нагого?

Непосредственность, чувство собственной правоты, достоинства; своенравие, исключительная

непорочность, искренность этого мужичка не могут не вызвать симпатии у читателей. Вот только…

"Пьём много мы по времени, а больше мы работаем", - он тут же прерывает нас, с полувзгляда

труде; в удовольствии, получаемом от разглядывания картин; ну и, конечно, в вине (in vino veritas,

не так ли?), от чарочки котрого "рассмеялась добрая крестьянская душа".

Одним из борцов за народное счастье является "просто мужик" Ермил Гирин. Суд решил

продать его мельницу. Во время торгов с купцом Алтынниковым в качестве залога ему стали

необходимы 1000 рублей, которых (что тут удивительного?) у него не было. Он отправился на

базарную площадь и просил людей выручить его. Помощь и без того бедных крестьян своему

товарищу говорит о их любви и уважении к Ермиле за его грамотность, ум, справедливость и

доброту. Ещё работая писарем управляющего вотчиной, "он и посоветует, и справку наведёт; где

хватит силы - выручит, не спросит благодарности". Когда умер князь, каждая вотчина должна была

избрать своего старосту. Им единогласно был выбран Ермил. Работая старостой, он для избавления

от рекрутчины младшего брата Митрия без очереди назначил вместо него сына Власьевны. Эта

оплошность в совокупности с его совестью чуть ни привели Гирина к самоубийству. "Имел он всё,

что надобно для счастья: и спокойствие, и деньги, и почёт, почёт завидный, истинный, не

купленный ни деньгами, ни страхом: строгой правдой, умом и добротой!" - восклицает поп. Но не

это счастье для Ермилы Ильича. Оно для него в другом: следовании самому себе; готовности к

борьбе, бунту за свободу, счастье русских людей.

Савелий-богатырь - дед Матрёны Тимофеевны, огромный, заросший, похожий на медведя

мужик. В лице этого смелого и непокорного богатыря Некрасов свидетельствует о зарождении

новой мятежной силы, готовой на деле биться против рабства; о пробуждении самосознания

крестьян. За стихийно организованное смертельное наказание своего управляющего Христьяна

Христьяновича Фогеля он двадцать лет находился в каторге, двадцать лет на поселении. Его

счастье - это сопротивление крепостническому обществу, неприятие смирения и терпения,

богатырский выход на борьбу за крестьянскую судьбу.

"Средь мира дольного для сердца вольного есть два пути". Выбор - один из труднейших

жизненных моментов. Ошибка в выборе приведёт к недостижению полноты человеческого бытия -

счастья, разочарованию, поражению. Правильность выбора обеспечивает обретение себя, успех -

главное не свернуть с выбранного пути. Путь с наименьшим сопротивлением выбирает

большинство - безмолвная, безымянная, безвольная толпа. Это тропа широка, она пленяет

странников своей лёгкостью, здесь есть место каждому… рабу. Эта дорога не задаёт путникам

вопросы о "жизни искренней, о цели выспренней". Идущим по этому пути нужно больше

пространства: они увлечены сиюминутными ценностями: богатством, чином, уважением со стороны

коллег. Эта дорога привлекает своей начальной яркостью, сменяющейся затем обыденной

тусклостью и смертью.

"Взвесь силу гордую, взвесь волю твёрдую"! Уже к пятнадцати годам Гриша Добросклонов,

сын батрачки и дьячка, твёрдо определил свою стезю. "Сманила Гришу узкая, извилистая

тропочка". Он выбрал честный, а потому тернистый путь, подкреплённый верою в жизнь

родины-матери, непоколебимостью своих нравственных убеждений. Григорий уверен в том, что

народное счастье достижимо лишь посредством всеохватывающего активного выражения

несогласия, борьбы.

В каждом персонаже, действии, образе, слове Некрасов подчёркивает скорое исчезновения

существующего строя. Все помещики и "кругленькие" барины - последыши. Вот-вот пробьёт их час.

Они завершают продолжавшееся в течение столетий угнетение простого народа, многие из

которого считают безнадёжной крестьянскую судьбу. Но всё же значительное превосходство

имеют те, кто, окрылённые "в работе спасённым сердцем свободным" готовы к действенному

протесту. Казалось бесконечной толерантности крестьян пришёл конец, пришёл конец и

крепостничеству. Всё только начинается…

Введение

«Народ освобожден, но счастлив ли народ?». Этим вопросом, сформулированным в стихотворении «Элегия», Некрасов задавался неоднократно. В его итоговом произведении «Кому на Руси жить хорошо» проблема счастья становится основополагающей проблемой, на которой и стоится сюжет поэмы.

Семеро мужиков из разных деревень (название этих деревень – Горелово, Неелово и т.д. ясно дают понять читателю, что счастья в них никогда не видели) отправляются в путь на поиски счастья. Сам по себе сюжет поисков чего-либо является очень распространенным и часто встречается в сказках, а также в житийной литературе, где зачастую описывался долгий и опасный путь в Святую Землю. В результате такого поиска герой обретает очень ценную вещь (вспомним сказочное то-не-знаю-что), либо же, в случае с паломниками, благодать. А что же найдут странники из поэмы Некрасова? Как известно, их поиски счастливого не увенчаются успехом – то ли потому, что автор не успел дописать свою поэму до конца, то ли потому, что они в силу своей духовной незрелости все еще не готовы увидеть по-настоящему счастливого человека. Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на то, как трансформируется проблема счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Эволюция понятие «счастье» в сознании главных героев

«Покой, богатство, честь» – эта формула счастья, выведенная в начале поэмы попом, исчерпывающе описывает понимание счастья не только для священника. Она передает изначальный, поверхностный взгляд на счастье странников. Крестьяне, много лет прожившие в нищете, не мыслят счастья, которое не подкреплялось бы материальным достатком и всеобщим уважением. Список возможных счастливцев они формируют согласно своим представлениям: поп, боярин, помещик, чиновник, министр и царь. И, хотя Некрасов не успел реализовать в поэме все свои замыслы – глава, где странники дошли бы до царя, осталась не написанной, но уже и двоих из этого списка – попа и помещика, оказалось достаточно для того, чтобы мужики разочаровались в своем первоначальном взгляде на счастье.

Рассказы попа и помещика, встреченных странниками на дороге, довольно похожи друг на друга. В обоих звучит печаль об ушедших счастливых сытных временах, когда власть и достаток сами шли им в руки. Теперь же, как показано в поэме, помещиков отобрали все, что составляло их привычный уклад жизни: землю, покорных холопов, а взамен дали неясный и даже пугающий завет трудиться. И вот казавшееся незыблемым счастье развеялось как дым, оставив вместо себя одни сожаления: «… помещик зарыдал».

Выслушав эти истории, мужики оставляют свой первоначальный план – они начинают понимать, что настоящее счастье заключается в чем-то ином. На их пути попадается крестьянская ярмарка – место, в котором собирается множество крестьян. Мужики принимают решение поискать счастливого среди них. Проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо» изменяется – странникам становится важно найти не просто абстрактного счастливого, а счастливого среди простого народа.

Но никакой из предложенных людьми на ярмарке рецептов счастья – ни сказочный урожай репы, ни возможность есть хлеба досыта, ни волшебная сила, ни даже чудесная случайность, позволившая остаться в живых – не убеждает наших странников. У них формируется понимание того, что счастье не может зависеть от материальных вещей и простого сохранения жизни. Подтверждением этого служит история жизни Ермила Гирина, рассказанная там же, на ярмарке. Ермил старался всегда поступать по правде, и на любой должности – бургомистра, писца, а затем мельника – пользовался любовью народа. В какой-то мере он служит предвестником другого героя, Гриши Добросклонова, который также положил всю жизнь на службу народу. Но какой же была благодарность за поступки Ермила? Не стоит считать его счастливым – говорят мужикам, – Ермил сидит в остроге за то, что во время бунта заступился за крестьян…

Образ счастья как свободы в поэме

Посмотреть на проблему счастья с другой стороны предлагает странникам простая крестьянка, Матрена Тимофеевна. Рассказав им историю своей жизни, полной лишений и бед – только тогда и была она счастлива, как ребенком жила у родителей, – она добавляет:

«Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки,
Заброшены, потеряны…»

Счастье сравнивается с долгое время недостижимой для крестьян вещью – вольной волюшкой, т.е. свободой. Матрена всю жизнь подчинялась: своему мужу, его недоброй семье, злой воле помещиков, погубивших ее старшего сына и пожелавших выпороть младшего, несправедливости, из-за которой ее мужа забрали в солдаты. Какую-то радость в жизни она получает лишь тогда, когда решается восстать против этой несправедливости и идет просить за мужа. Вот когда Матрена обретает душевный покой:

«Хорошо, легко,
Ясно на сердце»

И это определение счастья как свободы, по всей видимости, приходится мужикам по душе, ведь уже в следующей главе они обозначают цель своего путешествия так:

«Мы ищем, дядя Влас,
Непоротой губернии,
Непотрошеной волости,
Избыткова села»

Видно, что здесь на первое место ставится уже не «избыток» – достаток, а «непоротость», знак свободы. Мужики поняли, что достаток появится у них после того, как они получат возможность самостоятельно распоряжаться своей жизнью. И тут Некрасов подымает еще одну важную нравственную проблему – проблему холопства в сознании русского человека. Ведь на момент создания поэмы свобода – указ об отмене крепостного права – у крестьян уже была. Но научиться жить как свободным людям им еще только предстоит. Недаром в главе «Последыш» многие из вахлачан так легко соглашаются играть роль мнимых крепостных – эта роль прибыльная, и, чего уж тут скрывать, привычная, не заставляющая задумываться о будущем. Свобода на словах уже получена, но мужики все еще стоят перед помещиком, сняв шапки, а тот милостиво позволяет им садиться (глава «Помещик»). Автор показывает, насколько опасно такое притворство – Агап, якобы выпоротый в угоду старому князю, на утро и вправду умирает, не выдержав позора:

«Мужик сырой, особенный,
Головка непоклончива»…

Вывод

Итак, как видим, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» проблематика является достаточно сложной и развернутой и не может свестись в финале к простому нахождению счастливого человека. Основная проблема поэмы как раз-таки и заключается в том, что, как показывает странствие мужиков, народ еще не готов стать счастливым, он не видит правильного пути. Сознание странников понемногу изменяется, и они становятся способны различить суть счастья за его земными составляющими, но такой путь предстоит пройти каждому человеку. Поэтому вместо счастливца в конце поэмы появляется фигура народного заступника, Гриши Добросклонова. Сам он не из крестьянского, а из духовного сословия, оттого так отчетливо видит нематериальную составляющую счастья: свободную, образованную, воспрянувшую от многовекового рабства Русь. Гриша вряд ли будет счастлив сам по себе: судьба готовит ему «чахотку и Сибирь». Но он воплощает в поэме «Кому на Руси жить хорошо» народное счастье, которое еще только должно наступить. Вместе с голосом Гриши, поющего радостные песни о свободной Руси, слышится убежденный голос самого Некрасова: когда крестьяне освободятся не только на словах, но и внутренне, тогда будет счастлив и каждый человек отдельно.

Приведенные мысли о счастье в поэме Некрасова пригодятся учащимся 10 класса при подготовке сочинения на тему «Проблема счастья поэме «Кому на Руси жить хорошо»».

Тест по произведению


Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Поэма Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" - это произведение, в котором воплощаются исконные, "вечные" черты русского национального характера, затрагиваются остросоциальные проблемы, возникшие в России [до] после отмены крепостного права. Поэт не случайно обращается к данной теме, его очень беспокоит судьба страны.

Проблема счастья является магистральной в поэме. Автора крайне волнует следующий философский вопрос: "Народ свободен, но счастлив ли народ?" Герои произведения, семеро мужиков, пытаются найти ответ: "Кому живётся весело, вольготно на Руси?" Чтобы понять, кто действительно счастлив, следует обратиться к критериям счастья, которые заявлены почти в самом начале в главе "Поп" : "Покой, богатство, честь". Однако анализируя поэму, можно пополнить их список и утвердить главную мысль о том, что подлинное счастье заключается в служении народу. Эта идея воплощается в образе Григория Добросклонова.

Так, проблема критериев благополучия решается в эпизоде встречи мужиков с попом. Однако мнение Луки, которое заключается в том, что самый счастливый человек - это богослужитель, опровергается, так как у попа нет ни покоя, ни чести, ни богатства.

Священник утверждает, что раньше была прибыль от помещиков, но теперь он может жить только на средства бедных крестьян. Также нет ему и почёта. Вместе с тем герой не может жить в спокойствии, так как "приход" у попов "большой" : "болящий, умирающий, рождающийся в мир". [Важно сказать, что ]Герою тяжело видеть страдания народа, он не может быть счастливым когда вокруг несчастливы другие люди.

Кроме того, [с точки зрения идейного содержания] персонажи предполагали, что счастлив ещё и помещик, однако обращаясь к его образу, можно отметить, что ему не хватает почёта. Реформа 1861 года усложнила жизнь Оболт-Оболдуеву. Теперь он не имеет власти над крестьянами, которые являлись основной составляющей его благополучия и средством барского произвола («Кого хочу - помилую, кого хочу – казню»). Из всего этого следует, что помещик несчастлив, так как ему некем управлять, приходится делать всё самому, тогда как он даже не может отличить «ржаного колоса» от «ячменного».

Вместе с тем странникам интересно найти счастливого человека и из простого народа. На сельской ярмарке они предлагают еды и водки тем, кто по-настоящему счастлив. Однако таких людей не нашлось. Ни один человек не подходит под критерия, предусмотренные мужиками раннее: либо их счастье скоропреходящее, либо по принципу «могло быть и хуже». Так, старуха считает себя счастливой из-за хорошего урожая репы, на что странники ей говорят: «Ты дома выпей, старая, той репой закуси!» Также и охотник, который рад, что его товарищей задрали медведи, а ему только свернули скулу. Всё это, напротив, подтверждает плохую жизнь русского народа, для которых всякая удача или бытовая мелочность уже является счастьем.

Помимо всего прочего, герои узнают о Ермиле Гирине, который славится уважением среди крестьян. Он представляет тип «народного заступника», в следствие чего поначалу его относят к числу счастливых. Однако, после персонажи узнают о том, что Ермила сидит в остроге, что рушит представления о нём как о счастливце.

Между тем, мужики встречают женщину, Матрёну Тимофеевну Корчагину, которую также сам народ считает счастливой. Героине присущи и «почёт», и «богатство», и «честь»:

Не баба! Доброумнее

И глаже - бабы нет.

Однако сама же Матрёна Тимофеевна признаёт в своей жизни только одно мгновение счастья, когда будущий муж уговаривал её выйти за него замуж:

Пока мы торговалися,

Должно быть, так я думаю,

Тогда и было счастьице...

А больше вряд когда!

Из этого следует, что радость женщины связана с предчувствием любви, ведь после замужества её жизнь превращается в бесконечные упрёки свекрови и свёкра, тяжёлую работу. Она, как и все остальные крепостные женщины, терпит унижения и пренебрежительное отношение семьи мужа, что считается типичным среди крестьян, а также героиня сталкивается со многими трудностями жизни. Не случайно Матрёна подводит всему своему рассказу итог, который носит обобщающий характер:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У Бога самого!

Таким образом, оказывается, что уважения, достатка и покоя не достаточно для того, чтобы быть счастливым.

Тогда рассмотрим ещё одного персонажа, относящегося к типу подлинного счастливого человека, Григория Добросклонова. Герой представляет народные интересы, в своей песне он поднимает тему будущего России:

Рать подымается –

Неисчислимая,

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Персонаж представляет духовную линию счастья, суть которой совершенно отличается от представлений мужиков. Высказанная в песне Гриши Добросклонова «правда великая» дарит ему такую радость, что он бежит домой, ощущая в себе «необъятные силы».Герой выбирает путь служения народу. Его дорога будет нелегка, однако это и составляет счастье для души «народного заступника», которое заключается не в собственном благополучие, а в единении со всем народом. С точки зрения композиции и идейного содержания, именно эта мысль является ключевой в произведении.

Таким образом, в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» нет чёткого ответа на вопрос, кто же является в стране счастливым, однако автор показывает[, ] как от земных представлений о счастье мужики движутся к пониманию того, что счастье - духовная категория и для его обретения необходимы перемены не только в общественном, но и в душевном строе каждого крестьянина.

Множество вопросов встает перед спорщиками в произведении Н.А.Некрасова. Основной – кто живет счастливо?

Проблема счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо» выходит за рамки привычного понимания философского понятия «счастье». Но это и понятно. Проблему пытаются решить мужики самого низшего сословия. Им кажется, что счастливыми могут быть и вольные, и богатые, и веселые.

Составляющие счастья

Литературоведы пытаются объяснить читателю, кого в итоге хотел представить истинно счастливым автор. Их мнения расходятся. Это подтверждает гениальность поэта. Он сумел заставить людей размышлять, искать, думать. Текст не оставляет равнодушных. В поэме нет точного ответа. Читатель имеет право остаться при своем мнении. Он как один из странников ищет ответ, уходя уже далеко за рамки поэмы.

Интересно мнение отдельных исследований. Они предлагают считать счастливыми мужиков, ищущих ответ на вопрос. Странники – представители крестьянства. Они из разных деревень, но с «говорящими» названиями, характеризующими быт населения страны. Разутые, голодные, в дырявой одежде, после неурожайных лет, пережившие болезни, пожары, ходоки получают в дар скатерть-самобранку. Ее образ расширен в поэме. Здесь она не только кормит и поит. Скатерть сохраняет обувь, одежду. Гуляй мужик по стране, все проблемы быта остаются в стороне. Странники знакомятся с разными людьми, слушают рассказы, сочувствуют и сопереживают. Такое путешествие во время жатвы и привычных трудовых дел – это настоящее счастье. Оказаться вдали от бедствующей семьи, нищей деревни. Понятно, что не все они осознают, как были счастливы в своем поиске. Мужик стал свободен, но это не принесло ему достатка и возможностей жить по своим желаниям. Счастье стоит напротив крепостного права. Рабство становится антонимом искомому понятию. Собрать в единое целое все составляющие народного счастья невозможно.

У каждого сословия свои цели:

  • Мужики – хороший урожай;
  • Священники – богатый и большой приход;
  • Солдат – сохранение здоровья;
  • Женщины – добрая родня и здоровые дети;
  • Помещики – большое количество слуг.

Не смогут быть счастливы одновременно мужик и барин. Отмена рабства привела к потере устоев обоих сословий. Правдоискатели прошли множество дорог, провели опрос населения. От рассказов о счастье некоторых хочется реветь в полный голос. Счастливыми становятся люди от водки. Вот почему столько пьющих на Руси. Залить горе хотят и мужик, и поп, и барин.

Составляющие истинного счастья

В поэме герои пытаются представить хорошую жизнь. Автор подсказывает читателю, восприятие окружающего у всех разное. То, что не радует одних, для других – высшее наслаждение. Красота русских пейзажей покоряет читателя. Остались на Руси люди с чувствами благородства. Их не меняет нищета, грубость, болезни и невзгоды судьбы. Их в поэме немного, но они есть в каждой деревне.

Яким Нагой. Голод и тяжелая жизнь крестьянина не убила в душе стремления к красоте. Во время пожара он спасает картины. Жена Якима спасает иконы. Значит, в душе женщины живет вера в духовное преображение людей. Деньги остаются на втором плане. А ведь их они копили долгие годы. Сумма поражает – 35 целковых. Настолько нищая наша Родина в прошлом! Любовь к красивому выделяет мужчину, вселяет веру: вино не зальет «кровавый дождь» души крестьянина.

Ермил Гирин. Бескорыстный мужик сумел выиграть тяжбу против купца с помощью народа. Они одолжили ему последние гроши, не боясь обмана. Честность не нашла своего счастливого конца в судьбе героя. Он попадает в острог. Душевные мучения переживает Ермил, когда подменяет брата на рекрутчине. Автор верит в крестьянина, но понимает, что чувство справедливости не всегда приводит к нужному результату.

Григорий Добросклонов. Заступник народа является прототипом революционно настроенной части жителей, нового зарождающегося движения на Руси. Они пытаются изменить родной уголок, отказываются от собственного благополучия, не ищут покоя для себя. Поэт предупреждает, что герой станет известным и славным на Руси, видит автор их идущих впереди и поющих гимны.

Некрасов верит: борцы будут счастливы. Но кто узнает и поверит в их счастье? История рассказывает обратное: каторги, ссылки, чахотки, смерти, - это еще не все, что ожидает их в будущем. Не все смогут донести свои идеи до народа, многие останутся изгоями, непризнанными гениями.

Ответа на вопрос «Кому на Руси жить хорошо?» можно не найти. Сомнения проникают в души читателей. Счастье – странная категория. Оно может прийти на минуту от радости обычного бытия, приводит в состояние блаженства от вина, еле уловимо в минуты любви и ласки. Что нужно сделать, чтобы все были счастливы в понимании простого человека? Перемены должны затронуть строй и уклад страны. Кто способен провести такие реформы? Даст ли воля это чувство человеку? Вопросов появляется еще больше, чем в начале чтения поэмы. В этом и есть задача литературы: заставить думать, оценивать, планировать поступки.