Описание картины И. Е

Описание картины Репина «Портрет Пирогова»

В то время, когда в Москве с большим размахом отмечался юбилей профессиональной деятельности великого русского хирурга и ученного, Илья Репин захотел нарисовать его портрет.
Николай Пирогов любезно согласился на его предложение, несмотря на плотный график празднований.
Портрет Н.
И.
Пирогова был написан Репиным за пару месяцев до смерти известного хирурга, в мае 1881 года.
Благодаря таланту и своеобразию личности портретируемого, автору работалось очень легко и быстро.
Для создания и полного завершения портрета понадобилось всего три появления Николая Пирогова.

На темном фоне картины очень контрастно выделяется седая голова и слегка красноватое лицо хирурга.
Торс слегка раскрыт, но руки сжаты на груди.
На нем темный костюм и белая рубашка.
Лицо спокойное, но в то же время сосредоточенное.
Губы сжаты, взгляд слегка прищурен, но от него исходит какое-то тепло.
Весь его образ пропитан мудростью и добротой.

Глядя на картину, видно, не только семидесятилетнего мужчину, а великого врача, основателя военно-полевой хирургии, знаменитого ученого, гуманиста и просто хорошего человека.
Автор наделил картину не только цветовой гаммой, но и психологическим смыслом.
Хотя цвета на первый взгляд кажутся скудными и неброскими, но глубина их смысла безгранична.

Илья Ефимович Репин считается мастером портрета и, глядя на портрет Николая Перова с этим нельзя не согласиться.
Точность и легкость мазков, реалистичность взгляда и простота притягивают взор и заставляют впасть в некую задумчивость.
По одному только портрету можно многое узнать о самом человеке, о его внутренних качествах.
Такой талант воплощения дан не каждому, а Илья Репин заслужил его по праву и делился своим умение со все миром.

С древнейших времен в фокус художников попадал человек, во всех его состояниях, в том числе, в период недугов и избавления от таковых. Древнеегипетские и античные произведения в большом числе демонстрируют нам не только примеры болезней, но и тех, кто искусно, либо не столь успешно, врачевал раны и обессиленные организмы наших далеких предков. Здесь же и изображения полезных обычаев того времени, делавших тела более здоровыми - термы, спорт, диеты и пр.

Несколько сложнее стало художникам в период средневековья. Существовавшие табу на фиксацию человеческого тела, общий уровень развития медицины, не позволили в начальный период столь же четко фиксировать «медицинские аспекты» жизни. В основном, это были сюжеты, касавшиеся религиозной жизни. Зато эпоха Возрождения явила немало примеров, в которых была запечатлена медицина. Картины Иеронима Босха, Альбрехта Дюрера, Лукаса ван Лейдена, творения Микеланджело и Караваджо... В то же время, проявляется и особый интерес к анатомии человека, и созданные в это время медицинские труды содержат в себе рисунки, не уступающие порой творениям не самых последних художников. Период XVII - XVIII веков изобилует не только образами больных, но и известных врачей того времени - «Урок анатомии доктора Тульпа» Рембрндта Харменса ванн Рейна и другие. Хотя, попадаются и произведения, в которых высмеиваются шарлатаны, как, к примеру «Зубодер-шарлатан» Караваджо.

XIX век отличается смешением сюжетов. Здесь и взаимодействие больного и врача, вплоть до романтических сюжетов, интимные стороны болезни и выздоровления, как на картине Карла Улофа

Ларссона «Выздоровление», метафизические смыслы жизни человека открывает Энрике Симоне Ломбардо в картине «У нее было сердце». Но, следует отметить стремление к изображению индивидуальностей - Антуан-Жан Гро показывает нам посещение Наполеоном жертв чумы в Яффе, Роберт Каннах останавливается на личности Уильяма Гарвея, Альберт Эдельфельт показывает работу великого Луи Пастера. XX век стал еще более эклектичным. Все больше образов, и человек предстает машиной, которую надо починить, как повествует нам Хосе Перес в картине «Операция» или хрупкое создание, как представляет Фрида Кало в «Сломанной колонне». Немало и традиционных портретов, сюжетов, дорогих и знакомых нам, как в случае с картиной А.И. Локтионова «После операции», которая запечатлела для нас образы таких великих медиков, как С.С.Юдин, Д.А. Арапов. Тем и привлекательны картины, посвященные в той или иной степени медицине, так как они фиксируют срез эпохи, людей (врачей и их пациентов) в повседневной жизни и во время испытаний, серьезно и шутя, но неизменно - от души и талантливо.

Написанный рассказ А. П. Чеховым «Хирургия» наполнен юмором, с саркастическим содержанием. Действие происходит в кабинете одной из больниц села.

Рассмотрим внешний вид фельдшера Курятина. Он пришёл на работу в грязном халате, на рабочем месте курит, разговаривая с посетителями.

Характерные черты главных героев проявляются в общении друг с другом. Больной – дьячок пришёл с больным зубом. Объясняет, что никакие средства не устранили его болезненные ощущения в зубе.

Во рту один разрушенный зуб. Фельдшер предлагает его удалить. Дьяк соглашается и уважением относится к доктору, через каждое слово отмечает значимость доктора, называет по имени и отчеству. Фельдшер на ходу придумывает историю про помещика. Настоящий хирург отправился по приглашению на свадьбу, а Курятин его замещает. Фельдшер делает две неудачные попытки и от зуба остаются осколки.

Вначале «хирург» отзывается о выполнении выдернуть зуб, как лёгкую работу. Но, затем оказывается, что после первой попытки не удаётся это сделать. И со стороны дьячка начинают сыпаться не довольные фразы.И отношение доктора к больному тоже меняется. Но, врач меняет своё мнение о хирургии, как об ответственной и опасной работе. И второй раз у доктора не получается, на месте зуба остаются ужасные куски. И нам становится ясно, что вылеченного помещика никогда не было.

Не сделав качественно работу, «доктор» не испытывает угрызения совести. Автор даёт возможность читателю придумать конец сюжета. В итоге дьячок уходит не довольным результатом. Работа не доведена до конца, а сделано ещё хуже.

В начале произведения все вежливы и почтительны друг другу, а в конце наблюдается негативное отношение. Больной начинает понимать, что «доктор» шарлатан и чувствует, что он после двух попыток не сделает качественно работу. Уходит, после не выполненного лечения. Автор высмеивает притворство, неумение общаться с людьми, ложь, хвастливость и нежелание признать свои ошибки.

Сочинение по произведению Хирургия Чехова

Будучи по основной профессии врачом, Чехов обращается к хорошо известной ему теме - медицине. Там тоже можно найти над, чем посмеяться и поразмыслить. Главная мысль рассказа - непрофессионализм некоторых медицинских работников.

Главные герои рассказа - дьяк и фельдшер со знаковой фамилией Курятин. Она ассоциируется со словами «курить» и «курица». Начало вполне обычное для лечебных учреждений. Выходной день, врач уехал жениться, приём ведёт фельдшер. Всё бы ничего, но если посмотреть на него, то отпадёт всякое желание идти на приём. Чехов описывает его так. Мужчина возраста около сорока лет, одетый в какую-то поношенную душегрейку и потрепанные брюки. В левой руке между пальцами - вонючая, тлеющая сигара. Самовлюблённый ленивый пижон, любящий пускать пыль в глаза. Не несёт никакой ответственности за свои действия. На лице наигранная приятность.

И тут как на грех, у местного дьяка с фамилией Вонмигласов разболелся зуб. Делать нечего, пришлось ему идти в больницу. Сначала дьяк хвалит фельдшера. Курятин собирается удалять ему зуб. Он утверждает, что сделать это очень просто «пустяки, раз плюнуть». И что он удалял зуб помещику. Но это оказалось не так-то просто. Необходимых навыков у фельдшера нет, он всегда надеется на русское «авось». Инструменты выбирает по методу «тыка». В результате со второй попытки во рту дьяка вместо зуба торчат два осколка. Намучившись, он начинает ругаться. Теперь уже фельдшер оправдывается, что зуб удалить - это нелегко. В результате они перегрызлись, как кошка с собакой. Дьяк ничем не лучше фельдшера. Он полон лицемерия, грубый и глупый болтун. В отсутствие иконы крестится на бутыль с карболовым раствором. Ему всё - равно на что креститься, главное - соблюсти обычай.

Финал рассказа остаётся открытым. Каждый читатель может сам дописать его по своему усмотрению. После такого «лечения» дьяк вряд ли ещё раз обратится в больницу, он будет искать какого-нибудь деревенского коновала, чтобы он ему удалил осколки зуба. И убеждать всех встречных, что в больницу ходить нет смысла, помощь там всё-равно не окажут.

Но не стоит делать поспешных выводов. Уехавший на свадьбу доктор не виноват, он имеет право на личную жизнь. Он же не может работать сутками без отдыха и выходных. Это виновато земское начальство, которое не позаботилось о втором враче. А вот фельдшер виноват в том, что берётся не за своё дело.

В наше время многие люди не верят государственной медицине, обращаются к доморощенным лекарям и шарлатанам. Как не вспомнить массовый психоз 90-х годов, когда вся страна прикладывала к телеэкрану больные места и заряжала воду в тазиках на телевизионных сеансах лже - доктора Чумака. А Геннадий Малахов со своими рецептами от всех болезней? Многие следовали этим советам. Как же любят наши люди лечиться заочно!

Как ни прискорбно, рассказ актуален и в наши дни. В некоторых больницам огромной России до сих пор мало что изменилось. Теперь стало модно просто покупать дипломы врачей и можно идти практиковать. Некоторые медработники и клизму поставить не могут, не говоря уже про удаление зубов.

Несколько интересных сочинений

    У каждого человека в сердце должно быть место для Родины. Ведь это наш дом, наша жизнь, и всё, что дорого и близко нашей душе. Я думаю, что воспитание любви к Родине начинается с семьи

    Ипполит – молодой юноша, которому скоро предстоит оставить этот свет, он страдает от чахотки и полностью отгородился от мира. Молодой человек всего 17 лет размышляет как умудренный философ.

В своем коротком юмористическом рассказе «Хирургия» отточил текст настолько, что каждое слово в нем имело вес единственно возможного. В своих записях писатель отмечал, что «искусство писать – это искусство сокращать».

Рассказ написан в стиле реализма о маленьком эпизоде из жизни. Название рассказа очень простое и не совсем соответствует содержанию рассказа. Намеком на несоответствие служит также описание внешности «хирурга» Курятина в первых строках рассказа. Образ фельдшера кратко, но ёмко вырисован в описании одежды и действий. Он ведет прием больных, а в руке зловонная сигара, в одежде – небрежность. Точная художественная деталь заменяет подробное описание.

Говорящая фамилия Курятин придает его образу характеристику человека курящего и ассоциацию со словом «курица». «Как курица лапой», «куриные мозги» – такой человек не умеет что-либо делать хорошо и глуп. Дальнейшее повествование подтверждает это. Таким образом, название придает рассказу не только комичный, но и сатирический характер.

Писатель первоначально определил его сюжет как «сценку». Рассказ строится на диалогах. Речь персонажей – главная характеристика их образов. В рассказе их два: фельдшер Курятин и дьячок Вонмигласов. Фамилия дьячка – говорящая, означающая: «Внимайте! ». Он пришел в больницу с бедой, чтобы ему оказали внимание.

События следуют в хронологическом порядке . В завязке рассказа в земскую больницу приходит Вонмигласов с жалобой на зубную боль. В части развития действия фельдшер, осмотрев пациента, решает зуб удалить. Герои вежливы друг с другом. Дьячок с благоговением выслушивает рассуждения Курятина о хирургии, авансом хваля его за результат. С маской смиренности невпопад цитирует Священное писание. Курятин говорит о хирургии как о пустяке, наугад выбирая инструмент для работы.

С первой попытки удалить зуб не удается (кульминация ). В диалоге происходят изменения. От елейности дьячка не остается и следа. Он бранится. А Курятин теперь говорит о хирургии как о нелегком деле.

Вторая кульминация : еще одна попытка вырвать зуб заканчивается тем, что во рту дьячка остаются торчать осколки. Он обзывается, сокрушается, его напускное смирение исчезает. Речь фельдшера состоит из незаконченных фраз, повторов, что показывает его как не знающего своего дела человека. Упоминание трижды о своем якобы успехе в удалении зуба помещика Египетского и противоречие этого хвастовства реальности подводят к вопросу – а был ли помещик?

Развязка : фельдшер, причинив пациенту страдания, и не пытается исправить положение. После перепалки с взаимными оскорблениями рассерженный дьячок «уходит восвояси». Финал остается открытым. Эта особенность произведений Чехова оставляет читателю шанс что-то важное додумать.

В рассказе нет оценок автора. Он пишет от лица стороннего наблюдателя. Но за время чтения создается полная картина о характерах. Смирение Вонмигласова сменяется грубой бранью. «Хамелеонство» звучит и в словах Курятина. О помещике он говорит с чинопочитанием, а к дьячку относится с пренебрежением. Непрофессионализм фельдшера «оценивают» слова дьячка и его уход.

Образы в диалогах вырисованы так, что к концу истории персонажи воспринимаются как реальные люди. Действия описывается короткими и редкими вставками-ремарками, внутри диалогов. Этим приемом создается зрительная картина повествования.

В рассказе «Хирургия» высмеиваются глупость, невежество, хамство, чинопочитание и хвастовство.

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
  • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение