Островского «Гроза» (ЕГЭ по литературе). Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А

Тема греха, возмездия и покаяния в высшей степени традици-онна для русской классической литературы. Достаточно вспомнить такие произведения, как «Очарованный странник» Н.С. Лескова, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского и многие другие. Разумеется, возникновение этой темы в русской лите-ратуре не случайно - это отражение христианского мировоз-зрения, принципов религиозной морали, присущих самым разным слоям народонаселения России XIX века. Эту же тему развивает в своей социально-психологической драме «Гроза» и А.Н. Островский, один из выдающихся мастеров русской драматургии.
Драма «Гроза», написанная в 1859 г. на основе реальных жизненных впечатлений, рисует яркую картину жизни про-винциального приволжского города, мещанско-купеческой среды. Главная героиня, Катерины - жена купца Тихона Ка-банова. Она представляет собой незаурядную личность - ис-креннюю, не умеющую лицемерить, свободолюбивую и есте-ственную. Такой героине трудно ужиться в семье, где все под-чиняются властной, деспотичной матери, где безвольный и бесхарактерный муж не может ей служить опорой и защитой. Но Катерина также и глубоко религиозна. Уже в этом заклю-чается противоречие между свободолюбивой, открытой нату-ры героини и проповедью христианского смирения и терпе-ния. С этим же связан и мотив грозы, беспричинного страха Катерины перед этим явлением природы: она боится не смер-ти, а того, что умрет без покаяния, не успев как должно ис-полнить все необходимые религиозные обряды. Страшно то, «что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми»,- признается Кате-рина Варваре. Свою зарождающуюся любовь к Борису она считает «страшным грехом», пытаясь переломить и обмануть саму себя, что она будет любить только мужа. Сцена отъезда Тихона является решающей для дальнейшего развития дейст-вия. Катерину грубо унизила свекровь, не понял и оттолкнул Тихон, ввела в искушение Варвара, отдавая ключ от калитки. Автор, как мастер психологического анализа, раскрывает ду-шевное состояние героини: почему она, хорошо осознавая греховность, запретность своей любви, не в силах ей сопро-тивляться. Она ясно понимает, что «загубила» свою душу, и для нее это самая страшная трагедия. В этом Катерина проти-вопоставляется всем остальным персонажам- Варваре, Куд-ряшу, самому Борису, для которых главное - тайна, чтоб все было «шито да крыто», чтоб «никто и не узнал» об этой люб-ви. Катерину не интересует мнение окружающих, обществен-ная репутация - все это мелко и ничтожно по сравнению с трагедией загубленной смертным грехом души. «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» - го-ворит она Борису. Поэтому «Гроза» - это не столько траге-дия любви, сколько трагедия совести, крушения внутреннего мира героини, вынужденной жить по правилам лицемерной общественной морали. Мораль общества и мораль истинно религиозная - это разные вещи, как показывает нам автор. И как человек истинно верующий, Катерина не смогла притво-риться перед мужем, что ничего не произошло: она в состоя-нии, близком к истерике, настолько, что даже Кабаниха по-чувствовала неладное.

терина не смогла притво-риться перед мужем, что ничего не произошло: она в состоя-нии, близком к истерике, настолько, что даже Кабаниха по-чувствовала неладное. В сцене публичного раскаяния Катери-ны Островский опять проявляет себя тонким психологом: он снова связывает душевное состояние героини с мотивом гро-зы, и мы видим, как каждая, казалось бы, мелочь влияет на дальнейший исход событий. Случайные реплики прохожих, угрозы сумасшедшей барыни, фреска на стене часовни - все это по капле переполняет чашу терпения героини, и она пада-ет на колени, признаваясь в совершенном грехе. Опять же проявляется контраст истинно верующей души и лицемерного поведения обывателей. Тихону важнее всего скрыть все от маменьки, а Марфе Игнатьевне- доказать свою правоту. Те-перь Катерина становится изгоем общества: все смеются ей в глаза, попрекают «на каждом слове». Нет места ни прощению, ни милосердию. В ответ на слова Кулигина о том, что врагам надо прощать, Тихон отвечает: «Поди-ка, поговори с мамень-кой, что она тебе на это скажет». Так же слаб и Борис Гри-горь-ич, не способный защитить Катерину. Бедная женщина мечтает о последнем свидании, считая во всем виноватой только себя. Она мечтает о смерти как об избавлении от мук, ей теперь уже все равно: «уж душу свою я ведь погубила». И простившись с Борисом, она еще яснее осознает, что ей боль-ше незачем жить: ей противен дом, его стены, люди. Уже за-губленной душе безразличен грех самоубийства, ей гораздо важнее то, что «жить нельзя». Самоубийство Катерины в кри-тике расценивалось по-разному: и как протест личности про-тив устоев «темного царства» (НА. Добролюбов), и как просто глупость (Д.И. Писарев). Но можно, вероятно, говорить и о трагедии личности истинно религиозной в мире общеприня-той лицемерной морали, где грех просто прикрыт внешними приличиями и ложью, а прощению и милосердию нет места. Катерина дорого заплатила за свою незаурядность, исключи-тельность, стремление к любви и счастью. Придет ли возмез-дие этому обществу за погубленную душу? Можно ли считать прозрением слова Тихона, в гневе брошенные им матери: «Маменька, вы ее погубили...» Вряд ли что-то изменится в жизни города Калинова, хотя и утверждали революционеры-демократы, что в «Грозе» явственно ощущается «что-то осве-жающее и ободряющее» (Н.А. Добролюбов). Но характер главной героини, искренней, яркой личности, способной на беззаветную любовь и самоотверженность, стал одним из яр-чайших характеров русской драмы и вызывает симпатию чи-тателей, даже несмотря на то, что героиня - грешная, за-блудшая душа.

Цели урока :

Обучающие:

    организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы урока.

    раскрыть жизненные позиции главной героини произведения, оказавшейся в ситуации нравственного выбора.

Развивающие:

    развитие способности к высказыванию собственного мнения по обсуждаемым вопросам, готовности учащихся к самоопределению, принятию решения и выбору личностной позиции.

    развитие умения самостоятельно подбирать материал к заданной теме.

    развивать умение работать в команде, формулировать и отстаивать свою точку зрения.

    развитие творческих способностей учащихся.

Воспитательные:

    формирование у школьников нравственных ориентиров.

    умение распознавать истинные и ложные ценности.

    формирование уважения к праву каждого человека иметь свою позицию, точку зрения.

    привитие интереса к изучению художественных произведений.

Оборудование: портрет А.Н.Островского, драма А.Н.Островского «Гроза», критические статьи, словарь С.И. Ожегова, мультимедийный проектор, отрывки из кинофильма «Гроза», песня «Позарастали стёжки-дорожки»,доклады учащихся.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности учащихся.

Форма проведения: урок – размышление.

Технология: групповая работа, диалог культур, дискуссия.

Ход урока.

1.Оргмомент.

2.Слово учителя. Драма «Гроза» оставляет неоднозначное впечатление после её прочтения. Именно поэтому пьеса вызвала немало противоречивых откликов как после постановки произведения, так и позже, через много лет. Попробуем и мы разобраться в той непростой ситуации, которая возникает перед нами. Главный вопрос, на который мы должны с вами ответить:была ли любовь Катерины Кабановой из пьесы А. Н. Островского “Гроза” преступлением? Заслужила ли бедная женщина такое страшное наказание?

Обратите на ключевые слова в названии урока: грех, покаяние, возмездие.

Вы заранее были поделены на 3 группы. Каждая получила по одному понятию. Слушаем 1 группу.

Значение слова «грех»:

Предосудительный поступок

Пример: Вспомнить о грехах прошлого. Грехи молодости (шутл.). Не клади плохо, не вводи вора в грех (посл.).

2.-У верующих: нарушение религиозных предписаний, правилПример: в грехах. грехов. Брать г. на душу (поступать плохо; прост.).

3.-грешно, Пример: Над старостью г. Г. обижаться (нельзя, не стоит обижаться, быть недовольным).

4. То, что лежит на совести, отягощает ее как чувство вины. Г. на душележит. Взять г. на душу. Снять г. с души. Все мы не без греха.Вопросы к 1 группе.

В каких значениях это слово можно использовать применимо к поступку Катерины?

При слове «грех» кто из персонажей приходит первым на ум? (Катерина). Почему? (изменила мужу).

Почему Катерина изменяет Тихону? Что заставляет её идти на это?

Попадает в дом Кабановых, выйдя замуж за Тихона, не то, чтобы по любви, а потому что так положено. Занимает место снохи, нелюбимой и неуважаемой.

2.Чем Катерина отличается от других персонажей

Натура сильная и свободная, чистая и светлая, любящая и искренняя, но в мире, где ей приходится жить, эти качества просто недоступны для понимания.

3.Мир, в котором живет героиня

Мир Катерины наполнен поэзией и красотой. Они во всем: в умывании родниковой водой, в рассказах и песнях странниц, в молитвах, даже в вышивании золотом по бархату. И всему этому не было принуждения в девичестве. После замужества Катерина потеряла ощущение свободы, радости жизни. «Неволя» убивает красоту и поэзию, а значит, разрушает мир Катерины. (просмотр фрагмента из кинофильма «Гроза»: «А знаешь, как я раньше жила?»)

4.В чем трагедия Катерины

Катерина не хочет и не может жить по законам «темного царства». В этом основная причина ее трагедии, трагедия свободного человека, которого заставляют жить в неволе, заставляют изменить своим нравственным убеждениям. В доме Кабанихи, «все как будто из-под неволи». Сердце Катерины жаждет любви, на любое обращенное к ней ласковое слово она готова ответить сильным чувством, но живет героиня в городе «безлюбом».

5.Добролюбов о Катерине

Натура мечтательная, впечатлительная, с характером по преимуществу «любящим, идеальным».

Катерина в то же время обладает пылкой и страстной душой. Женщина не только со страстным, но и с сильным характером. Способна на полный разрыв с опостылевшей средой и жизнью. «Луч света в темном царстве». Самоубийство её как бы на миг осветило беспробудный мрак «темного царства».

Такая впечатлительная, поэтически настроенная и в тоже время решительная женщина попадает в затхлую атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки.

Это объясняет конфликт Катерины как с «темным царством», так и с самой собой. Трагизм положения Катерины осложнялся еще и тем, что ее выдали замуж за человека, которого она не знала и любить не могла, как ни старается она быть ему верной и любящей женой.

С чего начинаются несчастья Катерины?

Несчастья Катерины начинаются после того, как, выйдя замуж за Тихона Кабанова, она переезжает в его дом. Там молодая женщина понимает, что попала в чуждую ей среду, в царство невежества, косности и самодурства. Катерина пытается всеми силами противостоять ему, что выражается в конфликте с самой яркой представительницей этого мира - Марфой Игнатьевной Кабановой.

Почему между Катериной и Кабановой возникает неприязнь?

Неприязнь, сразу возникшая между свекровью и невесткой, во многом основывается на различии их характеров.

Как формировался внутренний мир Катерины?

Внутренний мир Катерины в основном сформировался в соответствии с образом жизни, который она вела до замужества. Она выросла доброй, отзывчивой, очень религиозной (в вере находила утешение, силы) и мечтательной. Воображение уносило ее далеко от того бесцветного мира, в котором она жила теперь. Одна из главных черт, отличающих Катерину от других, - это то, что ей важна суть всего происходящего, а не форма; она не может жить среди мертвых формул, утративших смысл.

В чём Кабанова видит смысл жизни?

А для Марфы Игнатьевны соблюсти порядки, строго следовать древним устоям - смысл и цель жизни. Она с рвением выискивает отступников. Но соблюдение правил “Домостроя” лишь служит объяснением ее душащего все проявления жизни и воли деспотизма.

Как можно объяснить то. Что Катерина решилась изменить мужу?

Сначала Катерина старается смириться с той атмосферой, в которую попала, гасить в себе протест против “увядания” под гнетом Марфы Игнатьевны. Но постоянное давление, ущемление прав и одиночество сделали свое дело: Катерина воспротивилась. Ее протест нашел выражение в любви к племяннику Дикого Борису Григорьевичу, так как любовь - это единственное, в чем женщина того времени могла проявить себя.

И теперь, поняв, в какой ситуации оказалась Катерина, разве можно ставить ей в вину невольный порыв, внезапно возникшее чувство? Ведь девушку отдали замуж очень рано. “Погулять тебе в девках не пришлось, вот сердце-то у тебя не уходилось еще!” - говорит ей Варвара. Да и за кого отдали? За того, кто шагу без “маменькиного” слова ступить не может, не то что за жену заступиться! Вот и оказалась Катерина один на один с Марфой Игнатьевной.

Поэтому Катерина подсознательно ищет кого-нибудь, кто бы смог стать ей опорой, дать ей поддержку, понять ее. Она выбирает Бориса потому, что он, на первый взгляд, очень отличается от тех людей, в окружение которых попала героиня. Но постепенно становится ясно, что Борис Григорьевич- лишь “образованный Тихон”. В нем нет той решимости, которая есть в Катерине. Он, видя всю нелепость мира Диких и Кабановых, не может и не хочет ничего предпринять, чтобы избавить себя от его влияния и вопреки ему быть счастливым с возлюбленной. Как и Тихон, Борис только жалуется на свою судьбу и сокрушается: “Эх, кабы сила!” Для него Катерина - слишком сложная, глубокая натура. Он подсознательно это понимает и уже через некоторое время хочет отдалиться от нее, убежать.

Героиня, мечтая обрести у Бориса утешение, надежду и новые силы, окунается в чувство, словно в омут, не думая о последствиях и не боясь никакого суда: ни божьего, ни людского.

Но разве безгрешны остальные персонажи пьесы?

Тихон не заступается за жену, Борис соблазняет и бросает, Варвара помогает обманывать мать и своего брата. Так почему же мы в первую очередь вспоминаем Катерину? Она единственная кается перед окружающими в содеянном.(не раскаивается, а кается). Таким образом, мы подходим ко второй проблеме: проблеме покаяния. Слово второй группе. Значение слова «покаяние»:

Покаяние

1) а) Добровольное признание в совершенном проступке. б) Признание своей вины в чем-л., какой-л. ошибки. 2) Признание в своих грехах перед священником; исповедь. 3) разг. Раскаяние в чем-л. ...

покатив". 2. Высок. Добровольное признание в совершённом проступке, в ошибке. Искреннее, чистосердечное, публичное признание в слабости

Но, спустя некоторое время, неизбежно наступает прозрение. Катерина понимает, что совершила тяжкий грех, изменив мужу. И все оправдания, все надежды на будущее отступают и рушатся перед страшным словом “измена”.

Чтобы продолжать отношения с Борисом после приезда мужа, надо было таиться, хитрить; она этого не хотела и не умела. Она не хотела жить, как Варвара: “Делай, что хочешь, лишь бы шито да крыто было”.

о Катерине

Варвара говорит: «Ты какая-то мудреная», т. е. странная, сложная, непонятная.

«Такая уж я зародилась горячая - говорила она. - Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула её от берега. На другое утро уж нашли верст за десять!» «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! - признается она. - Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!»

Любовь в жизни Катерины

Катерина любит не так, как окружающие ее женщины. Она готова на все для любимого человека, преступая даже те понятия о грехе и добродетели, которые были для нее священными. Внутренняя чистота и правдивость не позволяют ей лгать в любви, обманывать, притворяться. «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» - скажет она Борису.

Если для многих людей самое страшное наказание -людской суд, то для Катерины ужаснейшая кара - муки совести. Безусловно, совершая “преступление”, она знала, что восстановит против себя всех жителей города Калинова. Но героиня рассуждала: “Коли я греха не побоялась, побоюсь ли людского суда?” На память сразу приходит грибоедовская фраза: “А судьи кто?” (нет безгрешных в городе Калинове, но у них всё «шито-крыто»).

Такое положение невыносимо для Катерины: дни и ночи она все думала, страдала и решила, что ей необходимо покаяться, объявить о своем поступке. И это будет не признанием своей вины, не отказом от права на свободу, а, наоборот, единственной формой защиты внутренней свободы -свободы ее совести.

Гроза, пророчество сумасшедшей барыни, картина “Страшного суда”, которую она видит на стенах галереи, - все это доводит ее до исступления, и в таком состоянии героиня при всех признается мужу в своем “грехе”. Катерина не раскаивается в том, что она совершила в отсутствие мужа, а только открывается, чтобы признанием искупить свою вину.

(Просмотр отрывка из кинофильма «Гроза»(сцена признания)).

3 группа. Возмездие.

Воздаяние, награда и кара, плата по заслугам, вознаграждение; возврат, отдача.

Отплата, мзда, кара, наказание за какой-н. поступок. Заслуженное возмездие. Получить возмездие.

Не людской суд, а угрызения совести стали для Катерины настоящим возмездием. (Чтение монолога Катерины «Нет, нигде нет…» до слов «Куда теперь?».Прослушивание фрагмента песни «Позарастали стёжки-дорожки…»).

Почему Катерина решается на самоубийство? (Чтение монолога «Куда теперь?Домой идти?»)

Заслужила ли Катерина такую судьбу? Возможен ли был другой исход событий?

Какие выводы мы можем сделать? Самоубийство Катерины-сила или слабость?

Возможна ли такая ситуация в любое другое время или она характерна только для эпохи Островского?

(стих Беллы Ахмадуллиной «О мой застенчивый герой…».)

Итог, вывод.

Домашнее задание. Написать письмо одному из персонажей драмы.


Идея покаяния и проблема греха связаны с традицией античного театра. Однако для человека античности понятие греха и покаяния отличалось от христианского. Герои дохристианской эпохи обращаются в храмы с просьбой совершить очистительный обряд, откупиться, принося жертвы богам. Христианское покаяние как внутреннее очищение представляет собой исключительно важный шаг вперёд в нравственном развитии человечества.

В пьесе А. Н. Островского «Гроза», написанной в 1859 году, вопросы нравственности поставлены очень остро. Уже в самом названии звучит идея Божьего наказания за грехи.

Действие происходит в городе Калинове, расположенном на высоком берегу Волги. Название вымышлено и связано с устным народным творчеством. Калина, символ горькой женской судьбы, ассоциируется с образом Катерины, замужней женщины, полюбившей другого человека. В сказках и былинах на Калиновом мосту происходят сражения русских богатырей с чудом – юдом, поэтому можно утверждать, что в названии городка звучит мотив борьбы. Действие пьесы движет не внешний конфликт – противостояние гордой Катерины, не терпящей «напраслины», и её свекрови Марфы Петровны Кабановой, которая «поедом есть своих домашних». Сюжетной пружиной является внутренний конфликт – борьба Катерины со своим грехом. Этот трагический конфликт героини с самой собой неразрешим и связан с идеей покаяния. Измену мужу Катерина ощущает как грех, в котором надо каяться, который не избыть «до гробовой доски». Она не прощает прежде всего сама себя, поэтому не способна простить другого. Отчаявшаяся женщина даже не может представить себе, что кто-то может её простить. О простившем её муже, готовом всё забыть. Катерина говорит: «Ласка –то его мне хуже побоев». Возможно, что христианская позиция Тихона вызывает новые внутренние муки героини. Она с ещё большей силой ощущает свою виновность. Нравственные гонения Кабанихи, наоборот, в какой-то мере облегчают для Катерины сознание вины. Она думает, что страдание в земной жизни искупает её грехи в будущей жизни.

Почему же Катерина кается, хотя не верит в прощение? Для её религиозного, чуть ли не фанатичного сознания непереносима мысль о совершённом грехе. С точки зрения истово верующего человека, муж – Бог, жена – церковь. Изменить мужу – значит отпасть от бога, предать веру.

Мотив греха пронизывает всю пьесу. Уже в первом действии, когда Катерина признаётся Варваре в том, что полюбила другого, а вслед за этим появляется полусумасшедшая барыня и предрекает, что «красота ведёт в омут», начинает отчётливо звучать мотив греха. Мы слышим его в словах Варвары о барыне, которая смолоду грешила, а теперь других решила наставлять на путь истинный. Этот мотив греха ощущается и в страхе Катерины перед грозой. Бедная женщина не смерти боится, а того, что гроза застигнет её с греховными помыслами, и она предстанет перед Богом «вся как есть», без покаяния. Имя «Катерина» в переводе с греческого означает «чистая». героиня не терпит внутренней «нечистоты», её терзает мысль о собственной греховности.

Кульминация нравственных терзаний героини наступает в четвёртом действии. Что же стало причиной всенародного покаяния героини? Гроза разразилась, и калиновцы прячутся от её раскатов в полуразрушенной галерее, на стенах которой нарисована геенна огненная. Гроза разразилась и в душе Катерины, она близка к умопомешательству. Из слов Варвары мы узнаём о невыносимых нравственных муках женщины, она готова в любую минуту «бухнуться» в ноги и признаться в грехе. Внутренняя тревога в душе героини нарастает. Её терзает буквально всё. И назидание Кабанихи о том, что надо вести себя так, чтобы грозы не бояться. И шутливое высказывание Тихона: «Покайся, Катя, тебе лучше будет». И пророчество вновь появившейся барыни. И разговоры калиновцев о «необнакновенном» цвете тучи и о том, что кого-либо обязательно убьёт. Молитва не спасает Катерину: она видит на стене изображение геенны огненной. Душа героини рвётся на части: «Всё сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть!» Наступает кульминация и пьесы, и душевных терзаний Катерины. Сцена покаяния на людях напоминает сцену покаяния Раскольникова, хронологически более позднюю. Возможно, что Достоевский создал этот эпизод не без влияния Островского.

Все детали пьесы подчинены задаче раскрытия трагического конфликта. развивается не внешнее действие, а внутреннее – борьба в душе Катерины разгорается всё сильнее. Никто из героев пьесы не является соперником Катерины в этом её нравственном поединке., свидетельствующем об её глубочайшей совестливости. Ни лицемерная странница Феклуша, признающая в себе лишь один грех – чревоугодничество. Ни Глаша, укоряющая странниц за их

постоянные интриги друг против друга. Ни Дикой, в душе которого присутствует лишь тусклый свет истины. В великий пост он по привычке обругал мужичка, пришедшего за расчётом, а потом, опомнившись, валялся у него в ногах, просил прощения. Но «ругатель» Дикой является христианином лишь формально. Как язычник, он понимает покаяние как внешне эффективное средство, но не внутреннее очищение.

Катерина осознаёт свой грех по-христиански, но она ещё не настолько христианка, чтобы безгранично верить в милосердие Творца. Воспитанная в атмосфере любви, тепла и красоты, она воспринимает веру в Бога лишь с поэтической стороны. Она не верит в возрождение человека, в воскресение его души через страдание, покаяние и искупление. Для неё покаяние превращается в самопроклятие. Нетерпеливая, горячая, она самовольно лишает себя жизни, совершая ещё более тяжкий грех.

(310 слов) Пьесы знаменитого русского драматурга А.Н. Островского стали основой отечественной драматургии, подарив театру богатый репертуар и глубоких, поистине проникновенных персонажей. Психологические драмы Островского связаны с вопросами философского, социального и общечеловеческого характера. Так, тема грехопадения в драме «Гроза» заставляет читателя проследить сложный путь человеческого выбора в условиях духовной несвободы, отсылая нас к религиозным категориям греха и покаяния.

Герои пьес Островского находятся в условиях выбора, граничащего с безрассудством и нравственным падением, в котором, однако, открывается подлинная трагедия жизни. Катерина совершает нравственное падение, которому восприимчивый читатель вот уже полтора века пытается найти объяснение, воспринимая её измену, как попытку бунта, поиск счастья или проявление духовной неустойчивости. Образ Катерины принято оценивать по-разному, тем не менее, греховность в поступке героини отрицать невозможно. Эта женщина глубоко религиозна, но вера ее основана на страхе. Исходя из религиозных соображений, узы брака невозможно разорвать. Брачный союз двух людей нерушим, а прелюбодеяние есть грех. Неудивительно, что Катерина страшится божьей кары, ведь она нарушает запрет, позволив себе искренний, но незаконный порыв. Любовь к Борису для нее становится грехом, которому она пытается противостоять. Но жажда подлинной жизни, неограниченной запретами и традициями дремучего Калинова, берет вверх над страхом справедливого по сути наказания.

Любовь становится для Катерины причиной падения и гибели, с одной стороны, с другой — сознанием безграничных возможностей собственной личности. Шестнадцатилетняя девушка, лишенная возможности самовыражения, но чувствительная и порывистая по натуре, вынуждена вести жалкое существование в унижении и смирении, с нелюбимым мужем, под строгим надзором свекрови. Брак с Тихоном обесценивает жизнь Катерины, а вот измена дает стимул жить, ведь героиня пытается обрести законное счастье с Борисом. Когда попытка проваливается, Катерина готова понести наказание за содеянное, выбирая самоубийство как способ покаяния, а может, и освобождения. Гроза становится символом Божьей кары за измену и самоубийство.

Трагическая развязка пьесы во многом указывает на невозможность счастья, построенного на грехе, но это только одна из возможных трактовок финала. Гибель Катерины – это гибель героя-противоборца, оказавшегося бессильным перед торжествующей в мире косностью.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Тема греха, возмездия и покаяния в высшей степени традиционна для русской классической литературы. Достаточно вспомнить такие произведения, как «Очарованный странник» Н.С. Лескова, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского и многие другие. Разумеется, возникновение этой темы в русской литературе не случайно - это отражение христианского мировоззрения, принципов религиозной морали, присущих самым разным слоям народонаселения России XIX века. Эту же тему развивает в своей социально-психологической драме «Гроза» и А.Н. Островский, один из выдающихся мастеров русской драматургии.

Драма «Гроза», написанная в 1859 г. на основе реальных жизненных впечатлений, рисует яркую картину жизни провинциального приволжского города, мещанско-купеческой среды. Главная героиня, Катерина, - жена купца Тихона Кабанова. Она представляет собой незаурядную личность - искреннюю, не умеющую лицемерить, свободолюбивую и естественную. Такой героине трудно ужиться в семье, где все подчиняются властной, деспотичной матери, где безвольный и бесхарактерный муж не может ей служить опорой и защитой. Но Катерина также и глубоко религиозна. Уже в этом заключается противоречие между свободолюбивой, открытой натуры героини и проповедью христианского смирения и терпения. С этим же связан и мотив грозы, беспричинного страха Катерины перед этим явлением природы: она боится не смерти, а того, что умрет без покаяния, не успев как должно исполнить все необходимые религиозные обряды. Страшно то, «что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми», - признается Катерина Варваре. Свою зарождающуюся любовь к Борису она считает «страшным грехом», пытаясь переломить и обмануть саму себя, что она будет любить только мужа, заставляя взять с нее «страшную клятву», чтоб она и думать ни о ком не смела. Сцена отъезда Тихона является решающей для дальнейшего развития действия. Катерину грубо унизила свекровь, не понял и оттолкнул Тихон, ввела в искушение Варвара, отдавая ключ от калитки. Автор, как мастер психологического анализа, раскрывает душевное состояние героини: почему она, хорошо осознавая греховность, запретность своей любви, не в силах ей сопротивляться. Она ясно понимает, что «загубила» свою душу, и для нее это самая страшная трагедия. В этом Катерина противопоставляется всем остальным персонажам - Варваре, Кудряшу, самому Борису, для которых главное - тайна, чтоб все было «шито да крыто», чтоб «никто и не узнал» об этой любви. Катерину не интересует мнение окружающих, общественная репутация - все это мелко и ничтожно по сравнению с трагедией загубленной смертным грехом души. «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» - говорит она Борису. Поэтому «Гроза» - это не столько трагедия любви, как трагедия совести, крушения внутреннего мира героини, вынужденной жить по правилам лицемерной общественной морали. Мораль общества и мораль истинно религиозная - это разные вещи, как показывает нам автор. И как человек истинно верующий, Катерина не смогла притвориться перед мужем, что ничего не произошло: она в состоянии, близком к истерике, настолько, что даже Кабаниха почувствовала неладное. В сцене публичного раскаяния Катерины Островский опять проявляет себя тонким психологом: он снова связывает душевное состояние героини с мотивом грозы, и мы видим, как каждая, казалось бы, мелочь влияет на дальнейший исход событий. Случайные реплики прохожих, угрозы сумасшедшей барыни, фреска на стене часовни - все это по капле переполняет чашу терпения героини, и она падает на колени, признаваясь в совершенном грехе. Опять же проявляется контраст истинно верующей души и лицемерного поведения обывателей. Тихону важнее всего скрыть все от маменьки, а Марфе Игнатьевне - доказать свою правоту. Теперь Катерина становится изгоем общества: все смеются ей в глаза, попрекают «на каждом слове». Нет места ни прощению, ни милосердию. В ответ на слова Кулигина о том, что врагам надо прощать, Тихон отвечает: «Поди-ка, поговори с маменькой, что она тебе на это скажет». Так же слаб и Борис Григорьич, не способный защитить Катерину. Бедная женщина мечтает о последнем свидании, считая во всем виноватой только себя. Она мечтает о смерти как об избавлении от мук, ей теперь уже все равно: «уж душу свою я ведь погубила». И простившись с Борисом, она еще яснее осознает, что ей больше незачем жить: ей противен дом, его стены, люди. Уже загубленной душе безразличен грех самоубийства, ей гораздо важнее то, что «жить нельзя». Самоубийство Катерины в критике расценивалось по-разному: и как протест личности против устоев «темного царства» (Н.А. Добролюбов), и как просто глупость (Д.И. Писарев). Но можно, вероятно, говорить и о трагедии личности истинно религиозной в мире общепринятой лицемерной морали, где грех просто прикрыт внешними приличиями и ложью, а прощению и милосердию нет места. Катерина дорого заплатила за свою незаурядность, исключительность, стремление к любви и счастью. Придет ли возмездие этому обществу за погубленную душу? Можно ли считать прозрением слова Тихона, в гневе брошенные им мат