Перенос и сопротивление в психологии личности. Психологическое сопротивление

Люди, они как "ёжики" - тоже колются и фыркают, защищая себя...
Мария, 27 лет


В человеке всегда есть "две силы". С одной стороны желание решить свою психологическую проблему (даже если она не осознается, тем не менее, душа стремиться ее решить). А с другой стороны сопротивление этому решению проблемы (или сопротивление психокоррекционной или психотерапевтической помощи). Дело в том, что любое решение проблемы часто сопровождается неприятными или даже болезненными душевными ощущениями. Когда психолог начинает помогать человеку, он вынужден лезть глубоко в душу. Душа болит, а простого и эффективного обезболивания души в психологии пока не придумали. На начальном этапе работа психолога вызывает у клиента неприятные эмоции, травматические воспоминания, аффекты, чувства и импульсы, которые были до этого упрятаны в бессознательное, но в связи с психологической работой начинают всплывать в сознании. Поэтому пойти за помощью к психологу - это мужественный шаг. Сделать его непривычно, больно, страшно и часто материально дорого. Лишь после нескольких сеансов у клиента возникает ни с чем не сравнимое ощущение душевной легкости, радости и комфорта. Это состояние настолько восхитительно, что те, кто его пережил, перестают "бояться" идти к психологу.


Психологическая помощь, это всегда работа двух сторон - психолога и клиента. Чудес по мановению волшебной палочкой в психологии не бывает. Поэтому от клиента требуется не меньше труда над своей проблемой, чем от психолога. Только труд этот разный - от психолога требуется внимательность, компетентность, решительность и эффективность работы, а от клиента искренность, трудолюбие и точность выполнения психологических техник и предписаний для самостоятельной работы. БЕЗ РАБОТЫ КЛИЕНТА РЕЗУЛЬТАТА ОТ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА НЕ БУДЕТ! Правда, от клиента не требуется знаний и умений, а только сотрудничество. Но без этого "чудо" не произойдет даже у самого "великого" специалиста. ЗАСТАВИТЬ клиента измениться - нельзя. Можно только ВМЕСТЕ ДОСТИГАТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ. Первая трудность на пути к освобождению от проблемы - это преодоление психологических сопротивлений и защит клиента (в его же интересах). В общих словах, психологические сопротивления и защиты - это силы в психике клиента, которые противодействуют помощи психолога и решению психологических проблем клиента. На самом деле клиент пытается избежать душевной боли потому, что боль будет "здесь и сейчас", а результат помощи и решения проблемы "неизвестно когда и потом". Клиент, победивший боль и страх в своей душе получает заслуженное вознаграждение: он начинает уважать себя и делает первый шаг к радости жизни.

Итак, психологическая защита защищает любого человека от психологической боли. Причина боли может находиться в прошлом, например, психотравма, тяжелые воспоминания, горечь утраты. Причина может лежать в настоящем: непосредственно происходящая ситуация вовне и актуальные процессы внутри психики человека. Причина может быть связана с будущим, например, ожидания плохого, гипотетические страхи, переживания за возможные события и последствия. Природа создала эти защиты для скорой психологической самопомощи (примерно, как ответная реакция на физическую боль, болезнь или травму у организма). Однако, психологические защиты ТОЛЬКО ЗАЩИЩАЮТ, НО НЕ РЕШАЮТ ПРОБЛЕМУ И НЕ ДАЮТ ПОМОЩИ, ОНИ ПОМОГАЮТ ПРОДЕРЖАТЬСЯ ДО ТОЙ ПОРЫ, КОГДА ПРИДЕТ ПОМОЩЬ. Если оставить человеку защиты, но долго не давать помощи, то он становится странным, неадекватным, закомплексованным и т.п. Потому что защиты выполнили свою функцию: они защитили от психологической боли в тяжелой ситуации, но они не создали психологического комфорта и они не пригодны для жизни в благополучной ситуации. Это все равно, что везде ходить "в латах": на работу, на отдых, к знакомым, и спать в латах, и есть в латах, и душ принимать в латах и т.п. Это неудобно для себя, это странно для окружающих, это закрепощает и делает несвободным. И САМОЕ ГЛАВНОЕ: ЭТО НЕ МЕНЯЕТ ВАШУ ЖИЗНЬ В ЛУЧШУЮ СТОРОНУ. ВЫ ПРОСТО ПРИСПОСОБИЛИСЬ.


Типичные случаи, после которых проявляются психологические защиты и сопротивления.

1. Прошлая психологическая травма (например, сильный стресс).

2. Неприятные воспоминания (например, горе от потери).

3. Страх перед любыми неудачами (боязнь возможной неудачи).

4. Страх перед любыми изменениями (негибкость в адаптации к новому).

5. Стремление к удовлетворению своих детских потребностей (психологический инфантилизм у взрослых).

6. Вторичная психологическая выгода от своей болезни или своего состояния (несмотря на очевидный ущерб).

7. Слишком строгое "жесткое" сознание, когда оно наказывает человека непрекращающимися страданиями за реальные и мнимые проступки (как правило, результат воспитания).

8. Нежелание менять "удобную" социальную позицию на "неудобную" - быть активным, работать над собой, быть сексуальным, быть социально адаптивным, больше зарабатывать, сменить партнера и прочее.

9. Повышенный уровень психологической чувствительности, тревожности и невротизма (может быть следствием слабого типа нервной системы).


В этих и многих других случаях человек становится обостренно чувствительным к психологической боли и выстраивает хитроумные защиты, чтобы избежать психологической боли. Только это не решает проблему. Человек живет "в латах", часто на горе себе и на потеху окружающим. Хороший психолог помогает снять эти "латы" психологических защит максимально быстро и при этом безопасно. Конечная цель - научиться жить и радоваться свободной жизни без "лат", но сохранять свою защищенность.


Каковы последствия психологических защит, если не решать психологическую проблему?

1. Сначала теряется адаптивность поведения, т.е. человек ведет себя неадекватно ситуации. Хуже общается. Ограничивает свой образ жизни или он становится очень специфичным, странноватым.

2. Далее дезадаптация возрастает. Могут возникать психосоматические заболевания (заболевания, первопричиной которых явились эмоциональные травмы). Возрастает внутреннее напряжение, тревожность. "Сценарий" жизни начинает подчиняться психологической защите от душевной боли: определенного вида хобби, увлечения, профессия.

3. Образ жизни становится эдакой формой "безболезненной самопсихотерапии". Защитный стиль жизни становится чрезвычайно важным для человека. Т.о., идет постоянное отрицание проблем и усугубление дезадаптации и психосоматических заболеваний.


Какие бывают психологические защиты?

1. Канализация агрессии на других людей (в словесной (вербальной) или в поведенческой форме). Скидывание агрессии на других людей может быть не только "дурной привычкой" и "педагогической запущенностью" у взрослого человека, но и парадоксальным образом свидетельствовать о скрытой неуверенности и скрытом чувстве вины.

2. Вытеснение - выталкивание из сознания болезненных воспоминаний и чувств, импульсов глубоко в бессознательное. Человек просто "забыл", "не успел", "не сделал". Так иногда некоторые изнасилованные женщины через несколько лет искренне "забывают" об этом происшествии.

3. Отрицание - намеренное игнорирование болезненных реальностей и такое поведение, будто бы их не существует: "не заметил", "не услышал", "не увидел", "не срочно", "отложу на потом" и т.п. Человек игнорирует очевидную реальность и сочиняет для себя мнимую реальность, в которой неприятностей не существует. Например, главная героиня романа "Унесенные ветром" Скарлетт говорила себе: "Я подумаю об этом завтра".

4. Формирование противоположных реакций - преувеличение одного эмоционального аспекта ситуации, чтобы с его помощью подавить противоположную эмоцию. Например быть предельно пунктуальным а на самом деле желание быть свободным со временем. Такое случается, например, при неврозе навязчивых состояний (обсессивно-компульсивный невроз).

5. Трансфёр (перенос, перемещение) - смена объекта чувств (перенос с реального, но субъективно опасного объекта на субъективно безопасный). Агрессивная реакция на сильного (например, на начальника) переносится с сильного, которого наказать невозможно, на слабого (например, на женщину, ребенка, собаку и т.п.). (Японцы использовали эту психзащиту в изобретении кукол для биться, замещающих начальника). Возможен перенос не только агрессии, но и сексуального влечения или даже одновременно сексуального влечения и агрессии. Типичный пример - перенос сексуального влечения и агрессии в адрес психотерапевта, вместо выражения этих эмоций настоящему объекту, вызвавшему эти чувства.

6. Обратное чувство - изменение импульса, превращение его из активного - в пассивный (и наоборот) - либо смена его направления (на себя с другого, или на другого с себя), например, садизм - может перейти в мазохизм, или мазохизм - в садизм.

7. Подавление (например, при страхах и фобиях) - ограничение мыслей или действий для того, чтобы избежать тех из них, которые могут вызвать тревогу, страхи. Эта психзащита порождает различные персональные ритуалы (амулет на экзамен, определенная одежда для уверенности в себе и прочее).

8. Подражание (идентификация с агрессором) - имитация того, что понимается как агрессивная манера внешнего авторитета. Критика детьми своих родителей в их же агрессивной манере. Подражание поведению своего начальника дома со своей семьей.

9. Аскетизм - отказ себе в удовольствиях с видом собственного превосходства.

10. Рационализация, (интеллектуализация) - излишнее умствование как способ переживания конфликтов, долгое обсуждение (без переживания аффекта, связанного с конфликтом), "рациональное" объяснение причин произошедшего, на самом деле не имеющее ничего общего с рациональным объяснением.

11. Изоляция аффекта - почти полное подавление чувств, связанных с какой-то определённой мыслью.

12. Регрессия - психологическое возвращение в ранний возраст (плач, беспомощность, курение, алкоголь и прочие инфантильные реакции)

13. Сублимация - перевод одного вида психической энергии в другой: секс - в творчество; агрессия - в политическую активность.

14. Расщепление - неадекватное разделение позитивного и негативного в оценках себя и других, внутреннего мира и внешней ситуации. Часто происходит резкая смена "+" и "-" оценок себя и других, оценки становятся нереалистичными и нетвёрдыми. Часто они противоположны, но существуют параллельно. "С одной стороны, конечно,... а с другой стороны, несомненно, ..."

15. Девальвация - сведение важного до минимума и презрительное отрицание этого. Например, отрицание любви.

16. Примитивная идеализация - преувеличение силы и престижа другого человека. Так создаются кумиры.

17. Всемогущество - преувеличение собственной силы. Бахвальство своими связями, влиятельными знакомыми и т.п.

18. Проекция - наделение своими собственными психологическими особенностями другого человека. Приписывание другому собственных желаний, эмоций и т.п. Например: "Сейчас любой готов за деньги и власть пройти по трупам!"

19. Проективная идентификация - проекция на другого, над которым человек затем пытается установить контроль. Например, проекция своей враждебности на других и ожидание того же с их стороны.

20. Репрессия - подавление желаний (своих или чужих).

21. Эскапизм - избегание болезненной ситуации. Это может проявляться буквально, т.е. поведенчески человек может физически убегать из ситуации (от общения, от встречи), а может косвенно - избегать определенных тем разговора.

22. Аутизм - глубокий уход в себя (выход из "жизненной игры").

23. Реактивное образование - замена поведения, или чувства на противоположное поведение или чувство как реакция на сильнейший стресс.

24. Интроекция - некритичное усваивание чужих убеждений и установок.

25. Фанатизм - воображаемое слияние желаемого и действительного.


Это далеко не полный список всех психологических защит, но зато это самые яркие и распространенные реакции. В любом случае эти реакции не освобождают человека от психологической проблемы, а только временно защищают, дают возможность "психологически выжить" в критической ситуации. Если Вы обнаружили у себя, у своих близких или знакомых эти психологические защиты, есть повод задуматься о том, насколько конструктивно поведение данного человека. Вполне возможно, что, одев "латы" психологических защит, он лишает себя душевного комфорта и радости жизни. Скорей всего, внимание, забота и компетенция хорошего психолога могут помочь этому человеку обрести исполнение своих сокровенных желаний.

Что такое психологическое сопротивление? Это все силы в психике человека (клиента), которые противодействуют неприятной ситуации или психологической помощи, потому что она связана с неизбежностью болезненных ощущений (психологической боли).

Зачем нужны психологические защиты?
Мы уже упомянули выше, что защита, в том числе и психологическая, защищает любого человека от прошлой (психотравма, воспоминания); или актуальной (непосредственно происходящая ситуация) или от будущей (гипотетические страхи и переживания) психологической боли. Природа создала эти защиты для…скорой психологической самопомощи (примерно как ответная реакция на болезнь или травму у организма). Однако только ответная реакция с болезнями и физическими травмами тела справиться не может, сколько его не укрепляй и не повышай иммунитет. Поэтому нужны врачи, медикаменты, операционные вмешательства, физиотерапия, санаторное лечение и прочее. С психикой все почти то же самое – психологические защиты ТОЛЬКО ЗАЩИЩАЮТ, но не «лечат», т.е. проблему они не решают, она остается с Вами. Поэтому уповать на «психологический иммунитет, психологическую сопротивляемость» и быть от этого устойчивым и выносливым к психологическим перипетиям своей жизни, увы, недостаточно. Ведь именно психологические за щиты делают человека в обычной жизни странным, неадекватным, закомплексованным и т.д. Защитить-то они защитили, но для нормальной жизни непригодны. Это как везде ходить в латах – на работу, на отдых, к знакомым, и спать в латах и есть в латах и душ принимать в латах ну и т.д. Они будут Вам мешать, а у окружающих вызывать недоумение (это в легком случае).

Так в каких случаях проявляются психологические защиты и сопротивления?

1. Прошлая психологическая травма (стресс)
2. Неприятные воспоминания
3. Страх перед любыми неудачами
4. Страх перед любыми изменениями
5. Стремление к удовлетворению своих детских потребностей (инфантилизм)
6. Вторичная выгода от своей болезни или своего состояния
7. Слишком «жесткое» сознание, когда оно наказывает человека непрекращающимися невротическими страданиями
8. Нежелание менять «удобную» социальную позицию на «неудобную» - быть активным, работать над собой, быть сексуальным, быть социально адаптивным, больше зарабатывать, сменить партнера и прочее.

Каковы же последствия психологических защит, если не решать психологическую проблему?

1. Сначала теряется адаптивность поведения, т.е. человек ведет себя неадекватно ситуации. Хуже общается. Ограничивает свой образ жизни или он становится очень специфичным.
2. Далее дезадаптация нарастает. Могут возникать психосоматические заболевания (заболевания, первопричиной которых явились эмоциональные травмы). Нарастает внутреннее напряжение, тревожность. «Сценарий» жизни начинает подчиняться психологической защите от душевной боли: определенного вида хобби, увлечения, профессия.
3. Образ жизни становится эдакой формой «безболезненной психотерапии». Защитный стиль жизни становится самым важным, т.о. идет постоянное отрицание проблем и усугубление дезадаптации и психосоматики.

Какие бывают психологические защиты?

1. Канализация агрессии на других людей (в словесной (вербальной) или в поведенческой форме) – говорит о скрытом чувстве вины.
2. Вытеснение – выталкивание из сознания болезненных воспоминаний и чувств, импульсов. Человек просто «забыл», «не успел», «не сделал».
3. Отрицание – намеренное игнорирование болезненных реальностей и действование так, будто бы их не существует: «не заметил», «не услышал», «не увидел» и т.д. очевидных стимулов, сигналов. (Скарлетт (Унесенные ветром): «Я подумаю об этом завтра»).
4. Формирование реакции (при неврозе навязчивых состояний (обсессивно-компульсивный невроз) – преувеличение одного эмоционального аспекта ситуации, чтобы с его помощью подавить противоположную эмоцию. Например быть предельно унктуальным а на самом деле желание быть свободным со временем.
5. Трансфёр (перенос, перемещение) – смена объекта чувств (перенос с реального, но субъективно опасного объекта на субъективно безопасный). Агрессивная реакция на начальника переносится с начальника, которого наказать невозможно в силу ряда психологических и иных причин, на собаку – как на более слабое существо (японцы использовали эту психзащиту в изобретении кукол для биться, замещающих начальника); или перенос любви или агрессии в адрес психотерапевта, вместо выражения этих эмоций настоящему объекту вызвавшему эти чувства.
6. Обратное чувство – изменение импульса, превращение его из активного – в пассивный (и наоборот) – либо смена его направления (на себя с другого, или на другого с себя), например, садизм – может перейти в мазохизм, или мазохизм – в садизм.
7. Подавление (фобии) - ограничение мыслей или действий для того, чтобы избежать тех из них, которые могут вызвать тревогу, страхи. Эта психзащита порождает различные персональные ритуалы (амулет на экзамен, определенная одежда для уверенности в себе и прочее).
8. Идентификация с агрессором (подражание) – имитация того, что понимается как агрессивная манера внешнего авторитета. Критика детьми своих родителей в их же агрессивной манере. Подражание поведению своего начальника дома со своей семьей.
9. Аскетизм – отказ себе в удовольствиях с видом собственного превосходства.
10. Интеллектуализация, рационализация (обсессивно –компульсивный невроз) – излишнее умствование как способ переживания конфликтов, долгое обсуждение (без переживания аффекта, связанного с конфликтом), «рациональное» объяснение причин произошедшего, на самом деле не имеющее ничего общего с рациональным объяснением.
11. Изоляция аффекта (обсессивно – компульсивный невроз) – подавление чувств, связанных с какой–то определённой мыслью.
12. Регрессия – возвращение в ранний возраст (плач, беспомощность, курение, алкоголь и прочие инфантильные реакции)
13. Сублимация – перевод одного вида энергии в другой: секс – в творчество; агрессия – в политическую активность.
14. Расщепление – разделение позитивного и негативного в образах «я» и объектов. Резкая смена «+» и «-» оценок себя и других – нереалистичная и нетвёрдая оценка. «+» и «-» сосуществуют отдельно, но параллельно. Например, то психотерапевт «+», то вдруг «-» и так по поводу любого значимого человека.
15. Девальвация – сведение важного до минимума и презрительное отрицание этого.
16. Примитивная идеализация – преувеличение силы и престижа другого человека.
17. Всемогущество – преувеличение собственной силы.
18. Проекция – наделение собственными конфликтующими или любыми другими своими импульсами другого человека.
19. Проективная идентификация – проекция на какого – то человека, над которым человек затем пытается установить контроль. Проекция своей враждебности на других и ожидание того же с их стороны.
20. Репрессия – подавление желаний.
21. Эскапизм – избегание цели ситуации. Это может проявляться буквально, т.е. поведенчески человек может физически убегать из ситуации (от общения, от встречи), а может косвенно – избегать определенных тем разговора.
22. Аутизм – глубокий уход в себя (выход из «жизненной игры»).
23. Реактивное образование – замена поведения, или чувства на противоположное поведение или чувство как реакция на сильнейший стресс.
24. Интроекция – некритичное усваивание чужих убеждений и установок.
25. Фанатизм – воображаемое слияние желаемого и действительного.

Это далеко не полный список всех психологических защит, но зато это самые яркие и распространенные реакции. В любом случае эти реакции не освобождают человека от психологической проблемы, а только временно защищают, дают возможность «психологически выжить» в критической ситуации.

Ширяевы Игорь и Лариса

«Люди, они как ёжики – тоже колются и фыркают, защищая себя…» Мария, 27 лет.

В человеке часто есть две силы:
С одной стороны, желание решить свою психологическую проблему (даже если она не осознается, тем не менее, душа стремиться ее решить).
А с другой стороны, сопротивление этому решению проблемы (или сопротивление психокоррекционной или психотерапевтической помощи).

Дело в том, что любое решение проблемы часто сопровождается неприятными или даже болезненными душевными ощущениями. Когда начинает помогать человеку, он вынужден лезть глубоко в душу. Душа болит, а простого и эффективного обезболивания души в психологии пока не придумали. На начальном этапе работа психолога вызывает у клиента неприятные эмоции, травматические воспоминания, аффекты, чувства и импульсы, которые были до этого упрятаны в бессознательное, но в связи с психологической работой начинают всплывать в сознании. Поэтому пойти за помощью к психологу – это мужественный шаг. Сделать его непривычно, больно, страшно и часто материально дорого. Лишь после нескольких сеансов у клиента возникает ни с чем не сравнимое ощущение душевной легкости, радости и комфорта. Это состояние настолько восхитительно, что те, кто его пережил, перестают “бояться” идти к психологу.

Психологическая помощь – это всегда работа двух сторон: психолога и клиента. Чудес по мановению волшебной палочкой в психологии не бывает. Поэтому от клиента требуется не меньше труда над своей проблемой, чем от психолога. Только труд этот разный: от психолога требуется внимательность, компетентность, решительность и эффективность работы, а от клиента искренность, трудолюбие и точность выполнения психологических техник и предписаний для самостоятельной работы.

БЕЗ РАБОТЫ КЛИЕНТА РЕЗУЛЬТАТА ОТ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА НЕ БУДЕТ! Правда, от клиента не требуется знаний и умений, а нужно только сотрудничество. Но без этого “чудо” не произойдет даже у самого “великого” специалиста. ЗАСТАВИТЬ клиента измениться – нельзя. Можно только ВМЕСТЕ ДОСТИГАТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ.

Первая трудность на пути к освобождению от проблемы – это преодоление психологических сопротивлений и защит клиента (в его же интересах). В общих словах, психологические сопротивления и защиты – это силы в психике клиента, которые противодействуют помощи психолога и решению психологических проблем клиента. На самом деле клиент пытается избежать душевной боли потому, что боль будет “здесь и сейчас”, а результат помощи и решения проблемы “неизвестно когда и потом”. Клиент, победивший боль и страх в своей душе, получает заслуженное вознаграждение: он начинает уважать себя и делает первый шаг к радости жизни.

Итак, психологическая защита защищает любого человека от психологической боли. Причина боли может находиться в прошлом, например, психотравма, тяжелые воспоминания, горечь утраты. Причина может лежать в настоящем: непосредственно происходящая ситуация вовне и актуальные процессы внутри психики человека. Причина может быть связана с будущим, например, ожидания плохого, гипотетические страхи, переживания за возможные события и последствия. Природа создала эти защиты для скорой психологической самопомощи (примерно, как ответная реакция на физическую боль, болезнь или травму у организма). Однако, психологические защиты ТОЛЬКО ЗАЩИЩАЮТ, НО НЕ РЕШАЮТ ПРОБЛЕМУ И НЕ ДАЮТ ПОМОЩИ. ОНИ ПОМОГАЮТ ПРОДЕРЖАТЬСЯ ДО ТОЙ ПОРЫ, КОГДА ПРИДЕТ ПОМОЩЬ.

Если оставить человеку защиты, но долго не давать помощи, то он становится странным, неадекватным, закомплексованным и т.п. Потому что защиты выполнили свою функцию: они защитили от психологической боли в тяжелой ситуации, но они не создали психологического комфорта, и они не пригодны для жизни в благополучной ситуации. Это все равно, что везде ходить “в латах”: на работу, на отдых, к знакомым, и спать в латах, и есть в латах, и душ принимать в латах и т.п. Это неудобно для себя, это странно для окружающих, это закрепощает и делает несвободным. И САМОЕ ГЛАВНОЕ: ЭТО НЕ МЕНЯЕТ ВАШУ ЖИЗНЬ В ЛУЧШУЮ СТОРОНУ. ВЫ ПРОСТО ПРИСПОСОБИЛИСЬ.

Типичные случаи, после которых проявляются психологические защиты и сопротивления.

1. Прошлая психологическая травма (например, сильный стресс).
2. Неприятные воспоминания (например, горе от потери).
3. Страх перед любыми неудачами (боязнь возможной неудачи).
4. Страх перед любыми изменениями (негибкость в адаптации к новому).
5. Стремление к удовлетворению своих детских потребностей (психологический инфантилизм у взрослых).
6. Вторичная психологическая выгода от своей болезни или своего состояния (несмотря на очевидный ущерб).
7. Слишком строгое «жесткое» сознание, когда оно наказывает человека непрекращающимися страданиями за реальные и мнимые проступки (как правило, результат воспитания).
8. Нежелание менять «удобную» социальную позицию на «неудобную» – быть активным, работать над собой, быть сексуальным, быть социально адаптивным, больше зарабатывать, сменить партнера и прочее.
9. Повышенный уровень психологической чувствительности, тревожности и невротизма (может быть следствием слабого типа нервной системы).

В этих и многих других случаях человек становится обостренно чувствительным к психологической боли и выстраивает хитроумные защиты, чтобы избежать психологической боли. Только это не решает проблему. Человек живет “в латах”, часто на горе себе и на потеху окружающим. Хороший психолог помогает снять эти “латы” психологических защит максимально быстро и при этом безопасно. Конечная цель – научиться жить и радоваться свободной жизни без “лат”, но сохранять свою защищенность.

Каковы последствия психологических защит, если не решать психологическую проблему?

1. Сначала теряется адаптивность поведения, т.е. человек ведет себя неадекватно ситуации. Хуже общается. Ограничивает свой образ жизни, или он становится очень специфичным, странноватым.
2. Далее дезадаптация возрастает. Могут возникать психосоматические заболевания (заболевания, первопричиной которых явились эмоциональные травмы). Возрастает внутреннее напряжение, тревожность. Сценарий жизни начинает подчиняться психологической защите от душевной боли: определенного вида хобби, увлечения, профессия.
3. Образ жизни становится эдакой формой «безболезненной самопсихотерапии». Защитный стиль жизни становится чрезвычайно важным для человека. Т.о., идет постоянное отрицание проблем и усугубление дезадаптации и психосоматических заболеваний.

Какие бывают психологические защиты?

1. Канализация агрессии на других людей (в словесной (вербальной) или в поведенческой форме). Скидывание агрессии на других людей может быть не только “дурной привычкой” и “педагогической запущенностью” у взрослого человека, но и парадоксальным образом свидетельствовать о скрытой неуверенности и скрытом чувстве вины.

2. Вытеснение – выталкивание из сознания болезненных воспоминаний и чувств, импульсов глубоко в бессознательное. Человек просто «забыл», «не успел», «не сделал». Так иногда некоторые изнасилованные женщины через несколько лет искренне “забывают” об этом происшествии.

3. Отрицание – намеренное игнорирование болезненных реальностей и такое поведение, будто бы их не существует: «не заметил», «не услышал», «не увидел», “не срочно”, “отложу на потом” и т.п. Человек игнорирует очевидную реальность и сочиняет для себя мнимую реальность, в которой неприятностей не существует. Например, главная героиня романа “Унесенные ветром” Скарлетт говорила себе: «Я подумаю об этом завтра».

4. Формирование противоположных реакций – преувеличение одного эмоционального аспекта ситуации, чтобы с его помощью подавить противоположную эмоцию. Например быть предельно пунктуальным, а на самом деле желание быть свободным со временем. Такое случается, например, при неврозе навязчивых состояний (обсессивно-компульсивный невроз).

5. Трансфёр (перенос, перемещение) – смена объекта чувств (перенос с реального, но субъективно опасного объекта на субъективно безопасный). Агрессивная реакция на сильного (например, на начальника) переносится с сильного, которого наказать невозможно, на слабого (например, на женщину, ребенка, собаку и т.п.). (Японцы использовали эту психзащиту в изобретении кукол для биться, замещающих начальника). Возможен перенос не только агрессии, но и сексуального влечения или даже одновременно сексуального влечения и агрессии. Типичный пример – перенос сексуального влечения и агрессии в адрес психотерапевта, вместо выражения этих эмоций настоящему объекту, вызвавшему эти чувства.

6. Обратное чувство – изменение импульса, превращение его из активного – в пассивный (и наоборот) – либо смена его направления (на себя с другого, или на другого с себя), например, садизм – может перейти в мазохизм, или мазохизм – в садизм.

7. Подавление (например, при страхах и фобиях) – ограничение мыслей или действий для того, чтобы избежать тех из них, которые могут вызвать тревогу, страхи. Эта психзащита порождает различные персональные ритуалы (амулет на экзамен, определенная одежда для уверенности в себе и прочее).

8. Подражание (идентификация с агрессором) – имитация того, что понимается как агрессивная манера внешнего авторитета. Критика детьми своих родителей в их же агрессивной манере. Подражание поведению своего начальника дома со своей семьей.

9. Аскетизм – отказ себе в удовольствиях с видом собственного превосходства.

10. Рационализация, (интеллектуализация) – излишнее умствование как способ переживания конфликтов, долгое обсуждение (без переживания аффекта, связанного с конфликтом), «рациональное» объяснение причин произошедшего, на самом деле не имеющее ничего общего с рациональным объяснением.

11. Изоляция аффекта – почти полное подавление чувств, связанных с какой–то определённой мыслью.

12. Регрессия – психологическое возвращение в ранний возраст (плач, беспомощность, курение, алкоголь и прочие инфантильные реакции)

13. Сублимация – перевод одного вида психической энергии в другой: секс – в творчество; агрессия – в политическую активность.

14. Расщепление – неадекватное разделение позитивного и негативного в оценках себя и других, внутреннего мира и внешней ситуации. Часто происходит резкая смена «+» и «-» оценок себя и других, оценки становятся нереалистичными и нетвёрдыми. Часто они противоположны, но существуют параллельно. “С одной стороны, конечно, … а с другой стороны, несомненно, …”

15. Девальвация – сведение важного до минимума и презрительное отрицание этого. Например, отрицание любви.

16. Примитивная идеализация – преувеличение силы и престижа другого человека. Так создаются кумиры.

17. Всемогущество – преувеличение собственной силы. Бахвальство своими связями, влиятельными знакомыми и т.п.

18. Проекция – наделение своими собственными психологическими особенностями другого человека. Приписывание другому собственных желаний, эмоций и т.п. Например: “Сейчас любой готов за деньги и власть пройти по трупам!”

19. Проективная идентификация – проекция на другого, над которым человек затем пытается установить контроль. Например, проекция своей враждебности на других и ожидание того же с их стороны.

20. Репрессия – подавление желаний (своих или чужих).

21. Эскапизм – избегание болезненной ситуации. Это может проявляться буквально, т.е. поведенчески – человек может физически убегать из ситуации (от общения, от встречи), а может косвенно – избегать определенных тем разговора.

22. Аутизм – глубокий уход в себя (выход из «жизненной игры»).

23. Реактивное образование – замена поведения, или чувства на противоположное поведение или чувство как реакция на сильнейший стресс.

24. Интроекция – некритичное усваивание чужих убеждений и установок.

25. Фанатизм – воображаемое слияние желаемого и действительного.

Это далеко не полный список всех психологических защит, но зато это самые яркие и распространенные реакции. В любом случае эти реакции не освобождают человека от психологической проблемы, а только временно защищают, дают возможность «психологически выжить» в критической ситуации. Если вы обнаружили у себя, у своих близких или знакомых эти психологические защиты, есть повод задуматься о том, насколько конструктивно поведение данного человека. Вполне возможно, что, одев “латы” психологических защит, он лишает себя душевного комфорта и радости жизни.

Скорей всего, внимание, забота и компетенция хорошего психолога могут помочь этому человеку обрести исполнение своих сокровенных желаний.

© Авторы Игорь и Лариса Ширяевы. Авторы консультируют по вопросам личной жизни и социальной адаптации (успеха в обществе). Об особенностях аналитической консультации Игоря и Ларисы Ширяевых «Успешные мозги» можно прочитать на странице .

2012-01-11

Аналитическая консультация Игоря и Ларисы Ширяевых. Задать вопросы и записаться на консультацию можно по телефону: +7 495 998 63 16 или +7 985 998 63 16. E-mail: Будем рады помочь Вам!

Также вы можете связаться со мной, Игорем Ширяевым, в социальных сетях, мессенджерах и скайпе. Мой профиль в социальных сетях является личным, а не деловым, но в свободное время я могу с вами пообщаться в социальных сетях неформально. Кроме того, возможно, кому-то из вас важно предварительно составить своё представление обо мне не только, как о специалисте, но и как о человеке.

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОАНАЛИЗА


КУРСОВАЯ РАБОТА

По предмету: Концепции современного психоанализа, психоаналитической и групповой психотерапии

На тему: Понятие сопротивления и работа с ним




Введение

1 Определение сопротивления

2 Формы проявления сопротивления

3 Функции сопротивления и его механизм

4 Перенос и сопротивление

1 Предварительные замечания

Заключение


Введение


Психотерапия - это деятельность, направленная на избавление человека от различных проблем (эмоциональных, личностных, социальных и т.д.). При лечении пациент должен «открыться» перед психотерапевтом. «Открываясь» он рассказывает психотерапевту все, что о себе знает и как он определяет самого себя.

У каждого человека создано о себе определенное представление. Эту информацию он собирает всю свою жизнь, и она чрезвычайно важна для него. Зачастую случается так, что чем важнее для нашего существования источник информации, тем упорнее мы сопротивляемся тому, что бы его изменяли или подвергали сомнению. Когда пациент приходит к психотерапевту, он хочет изменить свою жизнь, изменив свое представление о себе. Но по мере выздоровления он сопротивляется лечению. Это происходит по тому, что лечение пациента вызывает у него ощущение самой большой угрозы - повторному переживанию травмирующих моментов из жизни. И в итоге получается так, что пациент, приходя к психотерапевту на прием, надеется получить помощь, но сам же ее отвергает.

Объектом исследования данной работы является сопротивление клиента, а предметом анализ работы с сопротивлением.

Целью исследования является раскрытие понятия сопротивления и анализ методов работы с ним. Цель исследования определяет постановку следующих задач:

Раскрытие понятия сопротивления

Рассмотрение основных форм проявления сопротивления

Рассмотрение способов работы с сопротивлением

При написании работы были использованы следующие источники информации: учебники и учебные пособия, всемирная сеть интернет.

Работа состоит из двух частей: первая часть раскрывает теоритический материал. В этой части подробно описываются основные понятия, функции и формы проявления сопротивления.

Вторая часть состоит из анализа работы с сопротивлением и рекомендаций к анализированию.


Глава 1. Понятие сопротивления


1.1 Определение сопротивления


Сопротивление - это сила, производящая вытеснение и поддерживающая его посредством противодействия переходу представлений из бессознательного в сознание. Это жизнеохраняющий импульс, хотя сознательному контролю не поддается.

Предпосылкой для существования симптома является то, что какой-то душевный процесс не произошел до конца нормальным образом, так что он не смог стать осознанным. Симптом представляет собой заместитель того, что не осуществилось. Сильное сопротивление направляется на то, что бы упомянутый выше душевный процесс не смог проникнуть в сознание. Так же во время лечения, сопротивление препятствует тому, что бы этот процесс был переведен из бессознательного в сознание. Процесс, проявляющийся в виде сопротивления, называется вытеснение.

В жизни сопротивление проявляется в различных формах неврозов, фобиях, ошибочных действиях (таких как забывание, затеривание). Оно может быть сознательным, предсознательным и бессознательным, может вызывать в нас потребность быть приятным, спорить, смущаться, быть пассивным, не иметь желаний и потребностей и т.д.

В психотерапии сопротивление возникает, когда в сознание допускается материал, с которым клиент всячески избегает столкновения. Эта сила блокирует заинтересованность пациента в выздоровлении. Когда мы пытаемся помочь больному, он сам, не осознавая того, оказывает нам ожесточенное сопротивление, длящееся в течение всего лечения. Пациент может оспаривать и отвергать интерпретации психотерапевта, отстраняться от него, стараться не вовлекаться в процесс лечения и т. д. Оно может проявляться таким образом, что клиент будет рассказывать про себя, как будто докладывая о себе, а не искренне рассказывать о своем бытие. Таким образом, пациент будет избегать внесения своей субъективности в терапевтическую работу. Чем ближе психотерапевт подходит к бессознательным процессам, тем интенсивнее становится сопротивление.

Открытие феномена сопротивления принадлежит З. Фрейду. Он первый кто начал воспринимать сопротивление как отдельный элемент психики и принял его за центральную часть психоаналитической работы. Впервые он употребляет термин «сопротивление» в описании случая Элизабет фон Р., которую лечил в 1892 году. Он полагал, что пациент старается отогнать от себя какие-то представления и что сила сопротивления соответствует тому количеству энергии, которое представления затрачивают, пытаясь проникнуть в сознание.

Фрейд вместе с Брейером сначала занимались психотерапией при помощи гипноза. Затем Фрейд стал замечать, что результаты лечения непостоянны и сохранялись в течении непродолжительного времени. Тогда он понял, что при использовании гипноза невозможно было понять динамику этих неудач. Состояние гипноза не позволяло заметить существование сопротивления. Оно отодвигало сопротивление на задний план, освобождая определенную область для аналитической работы и сосредотачивая его на границах этой области так, что оно становилось непреодолимым. По этому Фрейд утверждает, что подлинный психоанализ начался с отказа от помощи гипноза.

Задача терапевта - преодолеть сопротивление, и делает он это таким образом, что настаивает на том, что бы пациент рассказывал все, что приходит ему на ум, даже если это смущает его.

Сопротивление - не только помеха лечению, но также важный источник информации о функционировании Эго в целом. Защиты, которые проявляются как сопротивления во время лечения, выполняют важные функции для пациента в его внешней жизни.


1.2 Формы проявления сопротивления


В этой главе будут рассмотрены наиболее типичные примеры проявления сопротивления, которые появляются во время проведения психотерапии. Сопротивление чрезвычайно разнообразно, трудно распознается и постоянно меняет форму своего проявления. Единичные, изолированные примеры не являются правилом. Если пациент ясно раскрывается перед терапевтом, то это еще не означает того, что сопротивление перестало работать. Например, пациент может живо описывать какую-нибудь агрессивную деятельность на сеансе для того, что бы ни рассказывать переживания, которое может показать то, что он столкнулся с сексуальным искушением.

Вот несколько клинических проявлений сопротивления.

Пациент молчит.

Наиболее откровенная и частая форма сопротивления. Это означает, что пациент не расположен к рассказу о своих чувствах. Он может осознавать свою нерасположенность или может чувствовать, что у него в голове нет ничего, что он мог бы рассказать терапевту.

В таком случае задача терапевта проанализировать причины молчания пациента. Необходимо раскрыть мотивы противодействия психотерапевтической процедуре.

Иногда, несмотря на молчание, пациент может раскрыть мотив или даже содержание своего молчания своим поведением. Отворачивание головы, избегание взгляда, закрывание глаз руками, скорченная поза тела на кушетке, краска, заливающая лицо, могут говорить о замешательстве. Если, например, пациентка при этом с отсутствующим видом снимает свое обручальное кольцо с пальца и затем несколько раз продевает сквозь него свой мизинец, следует подумать, что, несмотря на свое молчание, пациентка смущена мыслями о сексуальности или супружеской неверности. Ее молчание показывает, что она еще не осознала те импульсы и борьбу, происходящую между побуждением раскрыть и противодействующим импульсом спрятать свои чувства.

Не всегда молчание говорит о наличии сопротивления. Например, молчание может быть повторением произошедшего в прошлом события, где молчание играло важную роль, может отражать реакцию на происходящее. Таким образом, молчание выступает не только как сопротивление, но и как содержание части переживания. Но в большинстве случаев молчание выступает как сопротивление.

Пациент «не чувствует себя способным рассказывать».

Эта ситуация схожа с предыдущей. Но здесь пациент не молчит совершенно, а просто не чувствует неспособным рассказывать. Задача терапевта та же: выяснить причину неспособности рассказывать.

Аффекты, являющиеся признаком сопротивления.

Бывает так, что пациент сообщает что-то клиенту вербально, но аффекты отсутствуют. Его замечания сухи, скучны и монотонны. Как будто пациента вовсе не трогает то, о чем он рассказывает. Такое несоответствие аффекта указывает на сопротивление.

Поза пациента.

Очень часто поза пациента, которую он принимает во время терапии, может говорить о сопротивлении. Ригидность, одеревенелость, скрученность могут говорить о защите. Так же, если пациент ведет себя не естественно, например, не меняет позу в течении всего сеанса или наоборот изменяет ее слишком часто это является признаком сопротивления. Противоречия между вербальным содержанием и позой так же можно квалифицировать как сопротивление. Сжатые кулаки, перекрещенные руки на груди, скрещенные лодыжки могут говорить об утаивании. Если пациент приподнимается с кушетки или, например, спускает одну ногу с кушетки, это означает, что он хочет избежать аналитической ситуации. Избегание глаз терапевта так же говорит о сопротивлении.

Фиксация во времени.

Можно заметить сопротивление и в последовательности рассказа о прошлом и настоящем. Обычно, когда пациент рассказывает относительно свободно, в рассказе будет чередоваться прошлое и настоящее. Если пациент говорит последовательно только о прошлом, не вставляя ничего из настоящего или наоборот, то здесь работает какое-то сопротивление. В это время можно наблюдать избегание, фиксированность эмоционального тона, позы и т.д.

Мелочи и внешние события.

В таких ситуациях пациент рассказывает о внешних, маловажных событиях, которые не ведут к углублению понимания. Отсутствие интроспекции и полноты мысли - показатель сопротивления. Так же, если внешняя ситуация не ведет к личной, внутренней ситуации, работает сопротивление. Изобилие рассказов, которые не приводят к новым воспоминаниям или пониманиям - показатель защищенности.

Избегание тем.

Пациенты, как правило, сознательно или бессознательно избегают болезненные темы. Часто это касается некоторых аспектов сексуальности, агрессии или переноса. Рассматривая сексуальность можно отметить, что большая часть избегаемых тем касается частей тела или физических ощущений. Пациент будет неохотно указывать на частный вид физических ощущений или толчок, возбудивший его. Пациент может подробно изложить сексуальное событие, но неохотно расскажет о том, какая часть или части тела были вовлечены в него. "Сегодня мы предавались оральной любви" или "мой муж целовал меня сексуально" типичные примеры сопротивления.

Так же пациент может описывать в общих чертах чувство раздражения, в то время как на самом деле он был в ярости или был готов убить кого-нибудь.

Сексуальные или агрессивные чувства пациента, проявляемые по отношению к психотерапевту также наиболее изощренно избегаемые темы в раннем анализе. Пациенты будут выказывать большое любопытство к терапевту, но будут говорить о нем в наиболее общепринятых выражениях и будут неохотно раскрывать свои агрессивные или сексуальные чувства по отношению к нему. Если какая-то тема не входит в аналитический сеанс, то это можно рассматривать как сопротивление.

Ригидность.

Если на приеме за пациентом наблюдается какая-то закономерность, то это может указывать на сопротивление. Например, вначале каждого сеанса пациент касается одной и той же темы. Он подготавливается каждый раз к сеансу, для того, что бы заполнить сеанс или избежать молчания.

Язык избегания.

Использование пациентом технических терминов или стерильного языка - одно из наиболее частых проявлений сопротивления. Таким образом, пациент пытается избежать возникающего яркого образа. Например, пациент, который говорит "генитальные органы", в то время когда он подразумевает пенис, пытается избежать образа, который возникнет у него при слове пенис. Или "мне было неприятно" вместо "меня это взбесило" так же указывает на то, что пациент пытается избежать ощущения бешенства. Терапевту при разговоре с пациентом очень важно быть абсолютно свободным в выражениях.

Использование клише изолирует аффекты и уводит от эмоциональных затруднений. Такие фразы как "почему то", "я полагаю", "наверное" всегда являются показателем избегания.

Опоздания, пропуски сеансов, забывчивость при оплате.

Такой вид сопротивления может проявляться как сознательно, так и бессознательно. В любом случае это является показателем нежелания приходить или платить за сеанс.

Отсутствие сновидений.

Сновидение - одна из наиболее важных норм подхода к бессознательному и вытесненному. Пациенты, которые забывают свои сновидения или рассказывают их не полностью, подвергаются сопротивлению. Такое поведение говорит о борьбе пациента с разоблачением его бессознательного психотерапевтом. Если такое сопротивление преодолеть на данном сеансе, то пациент может рассказать о забытом до сих пор сновидении или о его новых фрагментах, пришедших ему в голову.

Пациенту надоело.

Когда пациент хорошо работает, он стремится найти свои фантазии. Но, если пациенту скучно, то это значит, что он избегает осознания своих бессознательных импульсов. Скука, независимо от того, что она означает, является защитой против фантазий.

У пациента есть секрет.

Секрет у пациента это особая форма сопротивления, обращение с которой требует особого технического рассмотрения. Секретом может быть событие, которое пациент хотел бы оставить в покое, или даже слово, которое он не волен произнести. Секрет это что-то чрезвычайно интимное для пациента и показать его психотерапевту означает рассказать что-то важное и личное.

Фрейд утверждает, что если позволить существовать секрету, что все табулированные и скрытые желания используют этот секрет как убежище и ускользнут от анализа. Малейшая уступка секрету несовместима с анализом.

После открытия пациентом своего секрета следует приступить к исследованию реакции пациента или же изучать содержание секрета. При этом нужно помнить, что психоанализ направляет острие атаки не на сам секрет, а на мотив его сохранения.

Действие вовне.

Такое сопротивление проявляется в том, что пациент использует действия вместо слов, воспоминаний и аффектов. Например, пациент курит во время сеанса или разговаривает о материалах психотерапии с кем-то еще помимо психотерапевта для того, что бы ослабить некоторые аспекты своих чувств. Действие вовне необходимо проанализировать как сопротивление и исследовать его мотивы, так как оно может подвергать опасности весь анализ.

Частые веселые сеансы.

Пациент во время терапии должен ощущать удовлетворение или даже какое-то чувство триумфа. Иногда корректная интерпретация вызывает спонтанный смех у психотерапевта или пациента. Но слишком частые веселые сеансы и длительное приподнятое настроение все это может показывать, что нечто отвращается - обычно что-то противоположной природы, некоторая форма депрессии. Бегство в здоровье, преждевременная утрата симптомов без понимания - признаки сходных типов сопротивления.

Пациент не изменяется.

Когда психотерапевт работает с пациентом явно хорошо и успешно, но пациент не изменяется и сопротивление не проявляется, психотерапевт должен искать скрытое, неявное сопротивление. Если всякие сопротивления отсутствуют, то мы скорее всего имеем дело с действием вовне или с сопротивлением переноса.

Здесь приведены наиболее часто проявляющиеся формы сопротивлений, но этот список не полный. К этому списку можно добавить много других типичных сопротивлений, но все они схожи с перечисленными.


3 Функция сопротивления и его механизм


Функция защиты - устранить страдание, независимо от того, что явилось стимулом, вызвавшим данное болезненное воспоминание, эта функция действует через «Я». Она является той психической структурой, которая мобилизует функции отвращения, избегания. Она может делать это путем выработки бессознательных механизмов защит, таких как вытеснение, проекция, интроекция. Но может так же делать это, используя любые другие психические функции.

Сопротивление можно отнести ко всем типам психологической защиты. Оно является «защитой» невроза от осознания и изменения. «Защита» - это процесс, который предохраняет психику от боли и опасности и противостоит инстинктивным действиям, доставляющим удовольствие и разрядку. Функция такой защиты основывается на функциях «Я» и психотерапевтической ситуации выступает как сопротивление.

Любой психический феномен, используемый для целей защиты, действует через «Я». Поэтому анализ сопротивления следует начать именно с него. Сопротивление - это операционная концепция, которая создана анализом. Аналитическая ситуация здесь выступает в роли арены, на которой силы сопротивления проявляют себя.

Сопротивление пациента работает, в основном, в его бессознательном. В начале терапии, пациент ощущает сопротивление как некоторое противодействие запросам психотерапевта. Но по мере приближения к бессознательным процессам, сопротивление становится интенсивнее, и пациент начинает осознавать его как защитную реакцию «Я».

Концепция сопротивления состоит из трех составляющих: опасности, сил, побуждающих к защите «Я» и сил, толкающих вперед, на риск, преадаптивное «Я».

Чем ниже место в иерархии защит занимает сопротивление, тем теснее оно связано с вытесненным материалом и тем менее вероятно, что оно станет осознанным. И наоборот, чем выше поднимается сопротивление, тем в более тесной связи с вторичным процессом находится его действие.

Всякое защитное поведение обеспечивает разрядку для того, от чего защищаются.

Непосредственная причина защиты - всегда избегание какого то болезненного аффекта, тревоги, вины или стыда. Более отдаленная причина - лежащий ниже инстинктивный импульс, который возбуждает эти аффекты. Самая отдаленная причина - травматическая ситуация, положение в котором «Я» сокрушено и беспомощно, потому что затоплено тревогой, которую не может контролировать, овладеть ею или ограничить - состояние паники. При любом признаке опасности пациент включает защиту, что бы избежать этого состояния.


4 Сопротивление и перенос


Перенос и сопротивление родственны друг другу во многих отношениях. Выражение «сопротивление переноса» обычно используется в психоаналитической литературе в качестве краткого выражения тесных, но вместе с тем и сложных взаимоотношений между явлениями переноса и функциями сопротивления. Однако сопротивление переноса может означать разные вещи, и я полагаю, что было бы благоразумно прояснить этот термин, прежде чем переходить к клиническому материалу.

Фрейд утверждал, что явления переноса являются как источником величайшего сопротивления, так и обладающим наибольшей силой инструментом для психоаналитической терапии. Реакции переноса являются повторением прошлого, переживанием без воспоминания. В этом смысле все явления переноса имеют ценность для сопротивления. С другой стороны, реакции на аналитика создают наиболее важные мосты к неприемлемому прошлому пациента. Перенос представляет собой окольный путь к воспоминанию и инсайту, но кроме этой тропинки вряд ли существует какая-либо другая. Перенос не только дает ключи к тому, что отвращается, но может также и мотивировать и стимулировать работу в анализе. Это ненадежный союзник, потому что он непостоянен и также продуцирует внешние «улучшения переноса», которые вводят в заблуждение.

Определенные разновидности реакций переноса вызывают сопротивления потому, что они содержат болезненные и пугающие либидозные и агрессивные импульсы. Сексуальные и враждебные реакции переноса особенно склонны быть источником важных сопротивлений. Очень часто эротические и агрессивные компоненты появляются вместе. Например, пациентка развивает сексуальные чувства к своему аналитику и затем приходит в бешенство при отсутствии взаимности, которую она принимает как отказ. Или же пациент неспособен работать в аналитической ситуации из-за страха унижения и выявления инфантильных или примитивных фантазий.

Случается и так, что реакции переноса сами по себе делают пациента неспособным работать. Например, пациент может регрессировать на чрезвычайно пассивную, зависимую стадию объектных отношений. Пациент может не осознавать этого, но будет это проявляться в его поведении на аналитическом сеансе. Это может проявляться как псевдотупость или блаженная инерция. Пациент может переживать вновь некоторые ранние аспекты отношений мать - ребенок. В таком состоянии пациент не может выполнять аналитическую работу до тех пор, пока аналитик не преуспеет в восстановлении разумного Эго и рабочего альянса.

Ситуация становится более запутанной, когда определенные реакции переноса цепляются за упорство для того, чтобы скрыть другие типы чувств переноса. Существуют пациенты, которые упорно поддерживают фасад реалистичной кооперации с аналитиком в целях маскировки своих иррациональных фантазий. Иногда пациент будет определять некоторые чувства и перемещать их на других для того, чтобы остаться в неведении о своей противоречивости по отношению к аналитику. Часто случается так, что мои пациенты выражают сильную враждебность по отношению к другим психоаналитикам, в то время как они изображают сильный восторг по отношению ко мне.

Наиболее трудными для преодоления сопротивления являются так называемые реакции «переноса характера». В таких ситуациях главные черты характера и отношения, которые имеют защитную функцию, манифестируются по отношению к аналитику так же, как и по отношению к людям в повседневной жизни. Они столь глубоко вросли в структуру характера пациента и столь хорошо рационализированы, что их трудно сделать объектом для анализа.

Суммируя сказанное: перенос и сопротивление родственны друг другу во многих отношениях. Термин «сопротивление переноса» сжато выражает этот клинический факт. Явления переноса, в общем, являются сопротивлением воспоминанию и ведут окольным путем в направлении воспоминания. Реакции переноса могут быть причиной того, что пациент становится неспособным работать аналитически, из-за природы реакции. Некоторые реакции переноса могут быть использованы как сопротивление против обнаружения других реакций переноса. Анализ сопротивлений является «ежедневным куском хлеба», регулярной работой в психоаналитической терапии. На анализирование сопротивлений переноса тратится больше времени, чем на любой другой аспект терапевтической работы.


Глава 2. Работа с сопротивлением


2.1 Предварительные замечания


Психоаналитическую технику нельзя определить, не включив в нее последовательного и тщательного анализа сопротивления, так как между сопротивлением и функцией "Я" существует тесная взаимосвязь. Его изучение позволяет подобраться ближе к пониманию основных функций "Я", а так же к его проблемам и отношению к ним. Помимо этого, анализ сопротивлений открывает путь различным функциям "Я", на которые непосредственно влияют "Оно", "Сверх-Я" и внешний мир.

Сопротивление терапевтическим процедурам повторяют невротический конфликт в различных психических структурах. В результате для психотерапевта предоставляется возможность наблюдать образование компромиссов, которые аналогичны формированию симптомов.

Ситуация лечения мобилизует конфликтующие тенденции пациента. До того, как анализировать сопротивление пациента, было бы целесообразно сделать обзор расстановки сил у пациента.

Силы, которые находятся на стороне клиента:

Невротическое страдание клиента, которое вынуждает его работать с психотерапевтом.

Сознательно и рациональное «Я», которое настроено на определенные цели и которое понимает рациональность терапии.

«Оно», вытесненное и его дериваты, стремящиеся к разрядке

Рабочий альянс, позволяющий установить длительную и продуктивную связь с психотерапевтом.

Позитивный перенос

Рациональное «Сверх-Я», которое побуждает пациента выполнять его обязанности и обязательства.

Любопытство и страстное желание самопознания.

Желания профессионального продвижения

Различные иррациональные факторы, такие как чувство соперничества по отношению к другим пациентам, окупаемость денег и т.д.

Все эти силы побуждают клиента работать в аналитической ситуации.

Силы, противостоящие аналитическим процедурам:

Защитные маневры подсознательного «Я», которые заготавливают модели для операций сопротивления.

Страх изменения.

Иррациональное «Сверх-Я»

Враждебный перенос

Сексуальный и романтический перенос, ведущие к ревности и фрустрации, далее к враждебному переносу.

Мазохистские и садистские импульсы, которые ведут к болезненным удовольствиям.

Импульсивность и действия вовне, которые ведут пациента к быстрому достижению удовлетворению без понимания.

Вторичные выгоды от невротического заболевания, которые заставляют пациента «липнуть» к неврозу.

Это те силы, которые аналитическая ситуация мобилизует у пациента.


2 Техника анализирования сопротивления


Сам термин «анализирование» - это сжатое выражение для многих технических процедур, которые способствуют пониманию пациента. По крайней мере, четыре различные процедуры подразумеваются под названием «анализирование»: конфронтация, прояснение, интерпретация и тщательная проработка.

Интерпретация - исключительно важный инструмент психоаналитической работы. Любая другая аналитическая процедура является только лишь предварительной подготовкой для последующей интерпретации, способствующей повышению эффективности анализа. Интерпретировать - значит делать подсознательные и предсознательные психические события сознательными. Интерпретация - это процесс, в ходе которого разумное и сознательное «Эго» осознает то, что было вытеснено и забыто. С помощью интерпретации мы приписываем определенное значение и причинность тому или иному психическому феномену, мы заставляем пациента осознавать историю, источник, форму, причину или значение данного психического события. Этот процесс требует более чем одного вмешательства. В ходе интерпретирования аналитик использует свой собственный сознательный ум, свою эмпатию, интуицию, фантазию точно так же, как и свой интеллект, свои теоретические знания. Путем интерпретации мы заходим дальше того, что уже подготовлено для восприятия, понимания и наблюдения обычного сознательного мышления. Реакции пациента на предоставляемые ему интерпретации позволяют определить, являются ли эти последние логически обоснованными и правдоподобными, соответствующими реальной жизненной ситуации клиента.

Интерпретируя психологический материал пациента, аналитик ставит перед собой следующие основные цели:

перевести продукции пациента в их бессознательное содержание, то есть установить взаимосвязи тех или иных мыслей, фантазий, чувств, поведения клиента с их бессознательными «предками»;

преобразовать бессознательные элементы психических событий в понимание, логическое осознавание, в их истинное значение; фрагменты прошлой и настоящей истории, сознательное и бессознательное, должны быть связаны так, чтобы создавалось ощущение цельности и последовательности, имеющей внутреннюю логику;

сообщать пациенту об инсайтах по мере их достижения.

Для эффективного вовлечения «Я» пациента в эту психологическую работу существует необходимое условие, а именно: то, что интерпретируется, должно быть сначала выявлено, продемонстрировано и прояснено. Чтобы продемонстрировать сопротивление, сначала требуется осведомить пациента о том, что это сопротивление существует, что оно работает. Сопротивление должно быть продемонстрировано, и пациент должен быть настроен против него. Затем специфическая разновидность или отдельная деталь сопротивления помещается в четкий фокус осознавания.

Необходимо дать пациенту понять, что он сопротивляется, чему он сопротивляется и как он это делает. В принципе, демонстрация сопротивления является необязательным требованием, если пациент осознает его. Однако, если пациент не осознает присутствия сопротивления, нужно поставить его перед фактом, что сопротивление работает, прежде чем идти дальше.

Способность пациента распознавать сопротивление будет зависеть от ясности сопротивления и состояния его разумного «Я». Слишком разумное «Я» будет обращать внимание на малейшее сопротивление, в то время как недостаточно разумное будет требовать доказательств его присутствия. Терапевту необходимо оценить степень разумности «Я», что бы понять, насколько пациент готов к распознаванию сопротивления. Следует понимать, что преждевременная демонстрация сопротивления может оказаться лишь потерей времени, а так же материала для работы, который мог быть использован позднее.

Для того, что бы увеличить демонстративность сопротивления и сделать его узнаваемым для «Я», терапевт должен позволить сопротивлению развиться. Например, молчать или тщательно проработать момент сопротивления. Необходимо анализировать сопротивление проблемы до того, как анализировать саму проблему.

Конфронтация и прояснение - необходимые дополнения к интерпретации; они должны рассматриваться именно таким, образом. Иногда пациент не нуждается в конфронтации, прояснении или интерпретации, предоставляемых аналитиком, поскольку в состоянии проделать всю необходимую аналитическую работу самостоятельно. В ряде случаев все три процедуры присутствуют в анализе практически одновременно, либо внезапный инсайт может подготовить почву для конфронтации и прояснения.

Когда сопротивление становится открытым и ясным, терапевт приступает к интерпретации сопротивления. Раскрывая при этом бессознательные мотивы, фантазии, воспоминания, благодаря которым возникло сопротивление.

Событие, которое является мотивом сопротивления является стартовым пунктом в анализе сопротивления и далее приводит к аффектам, побуждениям, воспоминаниям.

По большому счету сопротивления являются повторением событий из прошлого.

Тщательная проработка относится, в сущности, к повторению и выработке более детализированных, более подробных интерпретаций, которые ведут пациента от первоначального понимания частного явления к более разработанным последующим изменениям в реакциях и поведении.

Тщательная проработка делает интерпретацию эффективной. Следовательно, конфронтация и прояснение подготавливают процедуру интерпретации, в то время как тщательная проработка завершает аналитическую работу. При этом интерпретация становится центральным и основным инструментом психоанализа.

Итак, техника анализа сопротивления складывается из следующих основных процедур.

Процесс осознавания сопротивления.

Демонстрация факта сопротивления пациенту:

демонстративное выявление сопротивления;

усиление сопротивления.

Прояснение мотивов и форм сопротивления:

какой именно специфический болезненный аффект заставляет пациента сопротивляться;

какое специфическое инстинктивное побуждение является причиной болезненного аффекта в момент анализа;

какую конкретную форму и какой конкретный метод использует пациент для выражения своего сопротивления.

Интерпретация сопротивления:

выяснение того, какие фантазии или воспоминания являются причиной аффектов и побуждений, стоящих за сопротивлением;

объяснение истоков и бессознательных объектов выявленных аффектов, побуждений или психических событий.

Интерпретация формы сопротивления:

объяснение данной формы, а также сходных форм деятельности во время анализа и вне анализа;

прослеживание истории и бессознательных целей этой деятельности в настоящем и прошлом пациента.

Опытный аналитик знает, что во время одного сеанса может быть проделана лишь небольшая часть анализа. В основном сеансы заканчиваются всего лишь неясным осознанием того, что «работает» какое-то сопротивление. Аналитик в таких случаях лишь указывает пациенту на то, что тот что-то скрывает или избегает какой-то определенной темы. Когда это возможно, аналитик пытается исследовать данные явления. Причем усердие самого аналитика должно играть вторичную роль в исследовании и раскрытии бессознательных явлений. Важно не спешить с интерпретацией, так как это может или травмировать, пациента, или привести к его интеллектуальному соперничеству с аналитиком. В любом случае следствием станет усиление сопротивления. Необходимо дать возможность пациенту прочувствовать свое сопротивление и лишь потом переходить к его интерпретации.

Пациенту следует объяснить, что сопротивление - это его собственная психическая деятельность, акция, которую он сам осуществляет бессознательно, предсознательно или сознательно, что сопротивление не является виной или слабостью пациента и что анализ сопротивления - важная часть собственно психоанализа. Только тогда, когда пациент сам определит, что он сопротивляется, сам ответит на вопрос, почему и чему он сопротивляется, становится возможным сотрудничество с ним, только тогда создается необходимый для эффективного анализа рабочий альянс.


сопротивление психотерапия аффект перенос

Есть определенные правила техники анализирования сопротивления. Эти правила скорее представляют собой путеводные замечания и строго им придерживаться не рекомендуется, так как это работа творческая и любая механизация может привезти к снижению эффективности. Но определенные процедуры всегда полезны для обычной ситуации.

Одно из правил гласит, что анализирование сопротивления происходит до анализирования содержания. Главная задача психоаналитической терапии состоит не в том, что бы сделать бессознательное сознательным, а в том, что бы преодолеть сопротивление. Фрейд утверждал, что работой аналитика является анализ и интерпретация сопротивления. Если в этом он достигнет успеха, то пациенту будут открываться все больше новых воспоминаний, и будут устанавливаться новые связки.

Нет смысла в раскрытии вытесненного, если это будет встречаться теми же защитными силами, которые и привели к невротическому конфликту.

Психотерапевт анализирует сопротивление в первую очередь, потому что сопротивление будет мешать формированию разумного «Я» пациента. Работа с сопротивлением может оказаться более тяжелой, чем работа с содержанием. Но если сопротивление не анализируется, то вся аналитическая работа, может зайти в тупик.

Другое правило является продолжение предыдущего правила. Смысл этого правила заключается в том, что пациент определяет предмет сеанса.

Фрейд связывает это правило с тем, что терапевт начинает аналитическую работу с поверхности разума пациента. Терапевт не должен навязывать свои интересы пациенту, так же как и теоретические заключения. Метод свободных ассоциаций так же основан на предоставлении выбора темы сеанса пациенту. Очень часто пациент определяет тему тем, о чем он молчит и чего избегает.

Позволить пациенту выбрать предмет сеанса это значит позволить ему начинать каждый сеанс с демонстрации материала, который его беспокоит, а так же не навязывать ему свои интересы.

Даже если материал вчерашнего сеанса кажется очень важным, терапевт должен воздерживаться от своего интереса и следовать за пациентом до тех пор, пока тот работает продуктивно.

Пациент выбирает тему сеанса, а терапевт отбирает из этой темы тот материал, который, по его мнению, должен его волновать, даже если он не осознает этого.

Исключением из всех общих правил является то, что анализировать нужно не каждое сопротивление. Исследование небольших, временных сопротивлений может увести в сторону от важного материала. С такими сопротивлениями может справиться и сам пациент. Это может предоставить ему активную роль в преодолении своих сопротивлений. Однако, если сопротивление упорно нарастает, то его следует проанализировать.


Заключение


В данной курсовой работе было подробно рассмотрено понятие сопротивления и его различные формы, а так же способы работы с ним и даны рекомендации по технике его анализирования. Можно с уверенностью сказать, что анализ сопротивления является краеугольным камнем психоаналитической техники.

Сопротивление преследует пациента на протяжении всего лечения. На первый взгляд оно мешает продвижению пациента к выздоровлению, но в то же время является союзником пациента и психотерапевта. Анализ сопротивления занимает очень важную роль в психоаналитической терапии, так как благодаря ему психотерапевт может понять природу невротических конфликтов пациента. Его изучение позволяет подобраться ближе к пониманию основных функций "Я".

Сопротивление может иметь различные формы проявления. Оно чрезвычайно разнообразно, трудно распознается и постоянно меняет свою форму. Наиболее важный тип сопротивления, встречающийся в анализе - это сопротивление переноса.

Функции сопротивления заключаются в устранении страданий. Действует оно через «Я» и поэтому анализ сопротивления всегда начинается с анализа «Я». Это одно из основных правил анализирования сопротивления.

Для успешного анализирования сопротивления, психотерапевту необходимо прояснить сопротивление, продемонстрировать его и интерпретировать.

Так же нужно помнить, что не все сопротивления необходимо анализировать, так как это может увести психотерапевта от важного материала.


Список используемой литературы


Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию.- Екатеринбург: Деловая книга, 1995

Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование - М.: Изд. центр консорциума «Социальное здоровье России», 1994

Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта - СПб.: Питер, 2001

Кончунас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия - М.: Академический проект; ОППЛ, 2002

Мей Р. Искусство психологического консультирования - М.: Класс, 1994

Немов Р.С. Психологическое консультирование - М.: ВЛАДОС, 2000

Основы возрастно-психологического консультирования // под ред. Лидерса А.Г. - М.: Изд-во МГУ, 1999

Семенова Н.Д. Этические основы психотерапии // Основные направления современной психотерапии - М.: Когнито-ЦЕНТР, 2000

Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования // Под ред. А.А. Бодалева, В.В.Столина. - М.: Медицина, 1998

Хломов Д.Н. Гельштат-терапия // Основные направления современной психотерапии - М.: Когнито-ЦЕНТР, 2000

Холмогорова А.Б., Гараян Н.Г Когнитивно-бихевиоральная психотерапия // Основные направления современной психотерапии - М.: Когнито-ЦЕНТР, 2000

Гринсон Р. Р. Техника и практика психоанализа - М.: Когнито-Центр, 2003.

Фрейд З. Введение в психоанализ - СПб., Алетейя СПб, 1999

Фрейд З. Анализ фобии пятилетнего мальчика - М.: Просвещение, 1990.

Фрейд З. Собрание сочинений в 10 томах. Том 6. Истерия и страх - М.: Фирма СТД, 2006.

Фрейд З. Я и Оно - М.: Мерани, 1991.

Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. - М.: Педагогика-Пресс, 1993.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.


Различия в моделях и техниках психоанализа тем не менее не снижают ценности многих базовых проблем глубинной психологии личности. Такими проблемами являются перенос и сопротивление.

Перенос (трансфер) - процесс, посредством которого бессознательные желания переходят на те или иные объекты в рамках определенного типа отношений, установившихся с этими объектами.

В психологии это личности перенос (трансфер) трактуется как копия тех импульсов и фантазий, которые пробуждаются и осознаются в процессе психоанализа; для него характерна замена ранее знакомой личности личностью врача.
Перенос встречается во всех человеческих отношений, он естественен. Постепенно Фрейд осознает это и определяет перенос как важную часть психоаналитического процесса. Общим знаменателем всех явлений переноса является повторение. Модель аналитического процесса у Фрейда выражена в триаде "воспоминание, повторение, проработка".
В этом смысле перенос рассматривается как повторение, или новое "издание" старых объектных отношений, т.е. имеет место перемещение: импульсы, чувства и защиты по отношению к личности в прошлом перемещаются на личность в настоящем, т.е. из "там и тогда" в "здесь и теперь".

Перенос возникает в случае способности пациента к регрессии (но при этом частичной и обратимой). Фрейд полагал, что психоанализ показан пациентам с неврозом переноса, т.е. со способностью регрессировать, но при этом жить в реальном мире (на это не способны нарциссические личности).

Невроз переноса - совокупность реакций переноса, в которой анализ и аналитик становятся центром эмоциональной жизни пациента, и невротический конфликт оживает в аналитической ситуации. Невроз переноса разрешается путем анализа.

Типичными проявлениями реакций переноса являются:

Неуместность, т.е. неадекватность проявления реакции на объект в настоящем (30-летняя женщина ведет себя как 5-летняя девочка).

Интенсивность - чрезмерность реакции рассматривается как свойство переноса в сочетании с неуместностью.

Амбивалентность - сосуществование и чередование противоположных чувств (любви и ненависти, желаний и отвращений и др.).

Непостоянность - неустойчивость, хаотичность, беспорядочность реакций (переменчивый характер реакций).

Стойкость - длительность по времени осуществления.

Основными элементами переноса являются: объектные отношения, затрагивающие троих людей - субъекта, объект прошлого, объект настоящего; повторение, перемещение - смещение чувств, фантазий от объекта или образа в прошлом на объект или образ в настоящем; регрессия - осуществление повторения путем перехода на более ранние стадии развития объектных отношений.

Клиническая классификация реакций переноса:

1. Классификация З. Фрейда.

Позитивный перенос - отношение, которое проявляется в реакциях симпатии, любви, уважения и сексуального желания к аналитику. Несексуальные, неромантические позитивные отношения способствуют рабочему альянсу.

Негативный перенос - чувства, которые основаны на ненависти в любой из ее форм (гнев, враждебность, недоверие, презрение, зависть и др.).

2. Классификация с точки зрения объектных отношений.

Она включает в себя отцовский перенос, материнский перенос, перенос, в основе которого лежала фиксация на брате и т.д. Реакции переноса детерминированы бессознательными чувствами по отношению к отцу, матери и др. Наиболее трудными для анализа, согласно Ральфу Гринсону, являются - для женщин - примитивная любовь к матери, а для мужчин - примитивная ненависть к матери как случаи, противоречащие естественной диспозиции комплексов Электры и Эдипа.

3. Классификация по критерию либидозных фаз:

Оральный перенос - сопровождается "поглощением" слов, фраз аналитика, страхом сепарации ("звук голоса напоминает запах кофе");

Анальный перенос - сопровождается реакцией на вопросы как необходимость что-то продуцировать (ответы), ассоциации свои оценивает как драгоценный материал, интерпретации аналитика как внедрение или облегчение. Переживания по поводу автономии, стыда, чистоплотности, скупости; фаллический перенос сопровождается инцестуозной любовью и кастрационным страхом.

4. Перенос с точки зрения структуры психики:

Аналитик может представлять собой фигуру Супер-Эго (критический, отрицающий, негативный);

Ид (пациент проецирует на аналитика желания Ид, воспринимая его как совращающего, агрессивного и др.);

Эго (рассматривает его с точки зрения его с точки зрения реальности, задает вопросы "Что бы сейчас сделал мой аналитик?" "Что бы сказал в этой ситуации?").

Сопротивление - оппозиция анализу, это силы пациента, которые противодействуют процедурам и процессам психоанализа.

В работе З. Фрейда и И. Брейера "Об истерии" (1893-1895 г. г.) авторы (в первую очередь сам Фрейд) делаются открытия сопротивления и переноса. При лечении пациентки Элизабет фон Р. в 1892 г. был впервые употреблен термин "сопротивление". Фрейд объясняет этот механизм тем, что пациент "отгоняет прочь" несовместимые идеи. Причем сила сопротивления пропорциональна количеству энергии, с которой эти идеи пытаются проникнуть в ассоциации. В те годы Фрейд говорит о преодолении сопротивления с помощью давления на лоб, настойчивости и др.
К 1904г. сопротивление становится одним из краеугольных камней его теории. Гипноз, внушение и отреагирование были устранены в пользу свободной ассоциации. Постепенно Фрейд перестает рассматривать сопротивление как помеху и приходит к идее о том, что сопротивление - источник глубоких знаний о пациенте, о его симптоматике.
Современный психоанализ обобщает и развивает идеи Фрейда и его последователей, описывая клинические проявления сопротивления, виды сопротивления и технику его анализа.

Клиническими проявлениями сопротивления являются:

1. Молчание пациента, которое нередко рассматривается как повторением прошлого, где оно выступало основной реакцией на какое-либо травматическое событие. Аналитик может задавать вопросы: "Что может делать ничто в вашей голове?", "О чем ваше молчание?".

2. Отсутствие у пациента способности рассказывать.

3. Отсутствие эмоций в процессе рассказа, сухая, монотонная, невыразительная речь. Слова и чувства не соответствуют друг другу.

4. Телесные зажимы, ригидность позы, скованность движений, противоречие между экспрессивным и вербальным поведением, сжатые руки, перекрещенные ноги.

5. Фиксация во времени - пациент рассказывает только об одном времени - прошлом, настоящем и др.

6. Фиксация на внешних, маловажных, незначительных событиях.

7. Избегание тем.

8. Ригидность, повторение одних и тех же слов, действий, например, каждый сеанс начинается с одной и той же темы, симптомов.

9. Специфический язык - использование клише, технических терминов или стерильного языка (вместо "Я был взбешен" используется фраза "Я бы испытывал неприязненные чувства"). Примеры клише: "Действительно" и "верно", "Честно", "Я полагаю", "Вы знаете" и др.

10. Опоздания, пропуски сеансов. Забывчивость при оплате.

11. Отсутствие сновидений - сопротивление процессу воспоминаний. Сновидение - одна из наиболее важных форм подхода к бессознательному, к инстинктивной жизни пациента, и забывание сновидений - указывает на борьбу пациента с разоблачением его бессознательного.

12. Действие вовне, когда пациент разговаривает о материале аналитического сеанса с кем-то еще помимо аналитика.

13. Частные веселые сеансы. Во время встречи у пациента может возникать чувство удовольствия. Тем не менее психотерапевтический процесс - это скорее тяжелая работа, нежели приятное, комфортное времяпрепровождение, поэтому постоянное веселье рассматривается как признак сопротивления.

Классификация сопротивлений.
Существует несколько вариантов классификации сопротивлений. Указываем лишь на одну из них. Сопротивление делят на чуждые Эго (Эго-дистонные) и знакомые Эго (Эго-синтонные). С Эго-дистонными сопротивлениями легко работать, они поддаются анализу и, как следствие, дают возможность установить рабочий альянс.
Эго-синтонные сопротивления труднее опознать и аналитику, и пациенту, и поэтому труднее заключить рабочий альянс. В начале анализа работают с Эго-дистонными сопротивлениями, а после установления рабочего альянса - с Эго-синтонными.